Классификация стратегий копинг поведения. Копинг стратегии – что это в психологии? Эти копинг-стратегии можно условно разделить на четыре группы

У Вас есть такие коллеги, которые каждый день придя на работу говорят что-то из серии: «Блииииииин, когда же повысят зарплату» или «задолбался работать за эти деньги» или «Вообще пусть спасибо скажут, что за такую заработную плату я пришел с утра». Нам всегда хочется спросить этих людей:»Дружище, а зачем ты тогда здесь работаешь? » и «А что ты сделал, что бы тебе зарплату повысили?». Согласитесь, откуда компания возьмет денег, что бы просто всем сразу повысить зарплату? Поэтому чаще всего зарплату повышают в индивидуальном порядке за какие-то конкретные заслуги.

Один из важнейших параметров и характеристик сотрудника, который с большей вероятностью получит повышение к заработной плате — это проактивность.

Что это вообще такое и кто такой проактивный человек?

Проактивность, прежде всего — это инициативность, открытая жизненная позиция, умение нести ответственность за свою жизнь и поступки. Проактивный человек не зависит от внешней среды, он стремится подстроить её под себя. Он считает, что все что с ним происходит напрямую зависит именно от его решений и это его действия приводят к тем или иным последствиям.

Проактивная личность никогда не избегает ответственности и не плывёт по течению. Скорее наоборот. Он ищет эту ответственность в силу того, что хочет быть реформатором, а не ведомым. Антипод проактивности — реактивность. Другими словами — простой ответ, реакция на какой-то внешний стимул. Как собака Павлова: лампочка зажглась — слюна выделилась, лампочка потухла, аппетит пропал.

Проактивность заключается в деятельности. Тот кто ничего не делает — мертв. Проактивная личность всегда находится в действии, делах, он выжимает всё из каждого дня. Деятельность проактивности заключается в 2-х составляющих: Выбор и изменении. Во первых мы решаем что мы будем менять, а потом выстраиваем последовательную цепочку действия для изменения этого чего-то. Причем делается это с полным принятием ответственности за результат и знанием конечного итога!

1) я понимаю что я хочу достичь

2)я понимаю как я этого хочу достичь

3)я понимаю что я ответственен за каждый шаг на пути достижения

Давайте посмотрим примеры фраз проактивного(П) и реактивного(Р) человека:

Р- Я вынужден делать то, что мне сказали…

П- Я сделал выбор в пользу…

Р- Все равно не получит…

П- Я принял решение не делать данный проект…

____________________________________________

Р- Они сказали мне, что моя идея — чушь

П- Я принимаю их критику и переработаю свою идею с учетом их предложений

____________________________________________

Р- Я не в состоянии что либо изменить

П- Я в состоянии изменить абсолютно всё, что со мной происходит

Видите разницу? Проактивный человек всегда находится в состоянии положительного подкрепления. Нет, если Вы подумали, что это такой позитивный дурачок, который думает, что мир состоит из радуги и бабочек-это не так. Просто проактивный человек всегда готов рассматривать все пути действий, всегда нацелен на результат, никогда не ждет, а действует первым и всегда ответственен за то, что с ним происходит в отличии от реактивного человека, который чаще ноем, чем действует.

Проактивность — это ключ к повышению заработной платы, к её росту и развитию в компании. Любой руководитель рад видеть в своих рядах человека, которому «не пофиг» на то, что происходит в компании. Сотруднику, который готов действовать для развития себя и бизнеса в целом.

А какой сотрудник Вы?

Быть человеком – это значит быть осознающим и ответственным.
Человеческая ответственность всегда оказывается ответственностью за реализацию тех или иных ценностей – причем реализацию не только «вечных», непреходящих, но и «ситуативных» ценностей. Виктор Франкл «Человек в поисках смысла»

Что такое проактивность?

В соответствии с принципом проактивности между стимулом – раздражителем, воздействующим на человека, и его реакцией на него, всегда остается место для свободного выбора. Проще говоря, проактивность – это способность человека выбирать между активной или пассивной жизненной позицией.

Выбирая свою реакцию на обстоятельства, мы меняем эти обстоятельства. Человек, осознающий свои глубинные ценности и цели – человек проактивный. Он использует свое право и возможность свободно выбирать и стремится подчинить свои импульсные реакции жизненным принципам, независимо от довлеющих на него условий и обстоятельств. Человек, осознанно отказывающийся от своего права выбирать и влиять на обстоятельства, тем самым возлагает ответственность за свою жизнь на обстоятельства, других людей и внешние условия. Такого человека можно назвать реактивным.

Проактивность и реактивность по Стивену Кови

Люди, согласно Стивену Кови – автору бестселлера «Семь навыков высокоэффективных людей», изначально проактивны по своей природе. Обстоятельства диктуют человеку свою волю только тогда, когда он добровольно с этим соглашается. Если реактивный человек бежит от ответственности за результат, перекладывая вину на внешние обстоятельства, проактивный человек готов взять ответственность и найти оптимальный выход из ситуации.

Проактивный человек руководствуется ценностями, а не чувствами и эмоциями. Он ищет и находит возможность проявить инициативу, разобраться в ситуации, пытается предвидеть развитие событий. Реактивный человек перекладывает вину на внешние обстоятельства, проактивный человек готов взять ответственность, понимая, что это единственный способ отыскать лучший выход из ситуации.

Идеальный пример проактивного человека – Махатма Ганди, почитаемый в Индии как святой. Не имея личного кабинета, политического статуса и глобальных рычагов воздействия на международную политику он сумел расширить свой круг влияния среди простого населения, поднять миллионы людей и положить конец колониальным претензиям Британии к Индии.

Всякий раз, когда мы думаем, что проблема где-то вне нас – сама эта мысль уже становится проблемой. Этим мы позволяем внешним вещам брать наше поведение под контроль и считаем что способны изменить ситуацию только тогда, когда этому будут способствовать благоприятные обстоятельства. А их, чаще всего приходится ждать всю жизнь.

В своих размышлениях и действиях проактивный человек руководствуется установками «я могу», «быть»: я могу быть более терпеливым, я могу быть более любящим, я могу быть более старательным, более активным, изобретательным..., я смогу измениться сам и найду способ изменить внешние обстоятельства. Он расширяет свой круг влияния и четко отделяет его от круга забот.

Мысли реактивного человека непрерывно вращаются вокруг его нерешенных забот и проблем. Он полностью поглощен и нередко упивается своей беспомощностью, придаваясь бесплодным размышлениям о том, как хорошо было бы иметь то, чего у него нет и как несправедлива судьба, которая его всего этого лишила. Его круг забот сконцентрирован в понятии иметь – я был бы счастлив иметь дом, все взносы за который уже уплачены. Если бы я имела более терпимого и понимающего мужа... . Если бы я располагал достаточной властью... . Если бы у меня были необходимые инструменты... . Если бы, да кабы... .

Как развить проактивность

Просто ли изменить свою жизненную парадигму на противоположную и развить в себе проактивность? – Конечно нет. Не просто, особенно если вы с пеленок привыкли во всем винить других или ситуацию, бежать от ответственности, если родители, книги, улица и ближайшее окружение своевременно не расставили эти важнейшие приоритеты по ранжиру. Вы уже свыклись с ролью беспомощной и зависимой жертвы, лишенной возможности действовать, влиять на ситуацию и окружающих. Позиция жертвы вам видится проще, безопаснее и комфортнее. Это ваш выбор и ваше решение.

Но если вы решительно настроены сменить парадигму с реактивной на проактивную, взять свою жизнь под контроль и научиться влиять на обстоятельства, придется научиться брать, а не делегировать ответственность, действовать, а не рассуждать, утверждать, а не сомневаться.

Разумеется, существуют вещи, ситуации и явления, находящиеся за пределами нашего круга влияния. Это к примеру, может быть жуткая погода или смена времен года. Но в наших силах, не унывать и сетовать на дождь, а заменить свидание, отмененное из-за непогоды на другие полезные дела, давно ждущие своего разрешения.

У вас проблемы в семье? Сможете ли вы решить их, обвиняя во всех бедах вторую половину, детей или неустроенный быт? Если вы дорожите браком и действительно намерены взять ситуацию под контроль и направить ее в позитивное русло – станьте для своей половинки идеальным партнером по браку, источником поддержки, тепла и любви.

Действуйте, а не рассуждайте.

Мы можем выбирать то, как реагировать на ту или иную ситуацию, но мы не можем предугадать последствий нашей реакции. Если последствия нашей реакции оборачиваются негативным результатом, мы признаем выбранную нами реакцию ошибкой. Увы, мы не можем совершить экскурс в прошлое и отменить уже сделанный выбор. Но мы можем найти способ ставить точку на негативных переживаниях, связанных с прошлыми ошибками. Проактивный подход к ошибке заключается в ее быстром признании, корректировании и обязательном извлечении необходимых выводов. Такой подход позволяет превратить потерю в приобретение, а неудачу – в успех. Ведь «успех – это всего лишь обратная сторона неудачи», любил повторять президент компании IBM Томас Уотсон.

Первым, кто использовал термин «coping», был L. Murphy (1962). Он исследовал способы преодоления детьми требований, выдвигаемых кризи­сами развития. К ним относились активные усилия личности, направлен­ные на овладение трудной ситуацией или проблемой. Термин «coping»при этом понимается, как стрем­ление индивида решить определенную проблему.

R. S. Lazarus (1966) дает следующее определение копинга: «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные воз­можности».

Таким образом, «копинг» – или «преодоление стресса» рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетво­ряющими этим требованиям (Coyne J., 1981). Н. Weber (1992) считает, что психологическое пред­назначение «копинга» состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования. По мнению автора, главная задача «копинга» – обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоро­вья и удовлетворенности социальными отношениями.

Несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, по мнению R. Lazarus (1966, 1991, 1998), существуют два глобальных стиля реагирования. Проблемно-ориентированный (problem-focused) стиль, на­правленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации. Субъективно-ориентированньй стиль (emotion-focused) является следствием эмоцио­нального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желания забыться во сне, раство­рить свои невзгоды в алкоголе, наркотиках или компенсировать отрица­тельные эмоции едой. Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмо­циональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пыта­ется редуцировать эмоциональное напряжение.

По-разному оцениваются эмоционально-экспрессивные формы пре­одоления. Вообще, выражение чувств, принято считать достаточно эффективным способом преодоления стресса; исключение составляет лишь открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности (Weber Н., 1992). Но и сдерживание гнева, как показывают данные психосоматических исследований, представляет собой фактор риска нарушения психологического благополучия человека (Nakano К., 1991).

Говоря о полоролевых стереотипах реагирования на стресс, G. Blanchardfield (1991) и D. Seek (1992) отмечают, что женщины (и фемининные мужчи­ны) склонны, как правило, защищаться и разрешать трудности эмоционально, а мужчины (и маскулинные женщины) – инструментально, путем преобразования внешней ситуации.

Р. Лазарус полагал, что взаимодействие между личностью и средой ре­гулируют два основных конструкта – когнитивная оценка и копинг. Авто­р различают два вида когнитивной активности: первичную и вторичную. Первичная оценка позволяет субъекту сделать вывод о том, что ему сулит стрессор – угрозу или благоденствие. Первичная оценка стрессорного воздействия заключается в вопросе – «что это значит для меня лично?». Стресс воспринимается и оценивается в таких субъективных параметрах, как масштаб угрозы или повреждения, которые приписываются событию, или оценка масштабов его влияния (Lazarus R., Folkman S., 1984). За восприятием и оценкой стрессора следуют нагрузочные эмоции (злость, страх, подавленность, надежда большей или меньшей интенсивности).

Вторичная когнитивная оценка считается основной и выражается в по­становке вопроса «Что могу сделать в данной ситуации?», оцениваются собственные ресурсы и возможности решить задачу. Вторичная оценка яв­ляется дополнением первичной и определяет то, какими методами мы мо­жем влиять на негативные события, их исход и выбор ресурса преодоления стресса. Включаются более сложные процессы регуляции поведения: цели, ценности и нравственные установки. В резуль­тате личность сознательно выбирает и инициирует действия по преодоле­нию стрессового события (Perrez M., Reicherts M., 1992). Стадии оценки могyт происходить независимо и синхронно.

Р. Лазарус утверждает, что первичная и вторичная оценки влияют на форму проявления стресса, интенсивность и качество последующей реак­ции (Lazarus R., Folkman S., 1984).

Сходные взгляды высказывают и другие авторы (Rahe R., 1978; Wiedl K. H., 1991), в рамках которых излагается точка зрения о том, что индивидуальная когнитивная оценка определяет количество стресса, генерированного событием или ситуацией. Первый шаг в процессе когнитивной оценки представлен «поляризующим фильтром», который может усилить или ослабить значимость события. Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки.

После когнитивной оценки ситуации индивид присту­пает к разработке механизмов преодоления стресса, то есть собственно к копингу. В случае неуспешного копинга, стрессор сохраняется и возникает необходимость дальнейших попыток совладания.

Из этого следует, что структура копинг-процесса начинается с восприятия стресса, далее – когнитивная оценка, выработка стратегии пре­одоления и оценка результата действий (Схема 2.).

Схема 2. Структура копинг-процесса

Как считает A. Bandura (1977), «ожидание личной эффективности, мастерства отражается как на инициативе, так и на настойчивости в купирующем поведении. Сила убеждения человека в своей собственной эффек­тивности дает надежду на успех». Убеждение в том, что подобных способностей не хватает (низкая самоэффективность), может привести к такой вторичной оценке, которая определит событие как неподдающееся управлению и поэтому как стрессовое (Бодров В. А., 1996). Если на стрессор возможно повлиять объективно, то такая попытка будет адекватной копинговой реакцией. Если по объективным причинам индивид не может повлиять на ситуацию и изменить ее, то адекватным функциональным способом совладания является избегание. Если человек объективно не мо­жет ни избежать ситуации, ни повлиять на нее, то функционально адекват­ной копинговой реакцией является когнитивная переоценка ситуации, придача ей другого смысла (Perrez M., Reichert M., 1992). По мнению авто­ров, успешная адаптация возможна тогда, когда субъект в состоянии объ­ективно и в полном объеме воспринимать стрессор (по Исаеву 1999, с. 18).

Виллсом и Шифманом предложено разделение копинга на антиципаторный и восстановительный. Антиципаторный копинг рассматривается как предвосхищаемый, предвидимый ответ на стрессовое событие, происхождение которого ожидается, как средство управления событиями, которые произойдут. Восстановительный копинг рассматривается как механизм, помогающий снова обрести психологическое равновесие после произошедших неприятных событий.

Эффективность копинг-поведения определяется спецификой ситуа­ции в конкретном случае. Как показывают исследования V. Conway и D. Теnу (1992), инструментальные стратегии преодоления эффективны в том случае, если ситуация контролируется субъектом, а эмоциональные умест­ны, когда ситуация не зависит от воли человека.

В зависимости от интерпретации си­туации либо как неизбежной, либо как преодолеваемой посредством ак­тивности и борьбы с ней, Лазарус и Фолкман различают два вида совладающего поведения. Целенаправ­ленное поведение на устранение или избегание угрозы (борьба или отсту­пление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой, рассматривается как активное копинг-поведение. Пассивное копинг-поведение представляет собой интрапсихические фор­мы преодоления стресса, являющиеся защитными механизмами, предна­значенные для снижения эмоционального возбуждения раньше, чем изме­нится ситуация. (Lazarus R., Folkman S., 1984).

A. Bandura (1977, 1986) убежден, что человек может себя предста­вить в любом эмоциональном состоянии. Автор считает, что стресс и тревога возрастают, в основ­ном, когда индивид верит, что он не может управлять приближающимися проблемами. Собственная оценка по отноше­нию к человеческим способностям справляться с жизненными событиями осно­вывается на предыдущем опыте действий в подобных ситуациях, вере в себя, на социальной поддержке людей, самоуверенности и рискованно­сти (Holroyd К., Lazarus R., 1982).

В целом большинство исследователей придерживается единой класси­фикации способов совладания:

    копинг, нацеленный на оценку;

    копинг, нацеленный на проблему;

    копинг, на­целенный на эмоции.

В 1998 году Шенпфлюг с соавторами предложил биокибернетическую модель копинга. Модель основывается на том, что среда и личность изменчивы, это определяет обоюдное влияние их друг на друга, то есть требования выражено влияют на личность, в то время как реакции личности влияют на среду. Согласно этой концепции, старые процессы регуляции перепрограммируются или начинается развитие новых регуляторных процессов, что может приводить к возникновению новых форм регуляции поведения.

Исследования, проведенные в Японии (Nacano К., 1991), показали, что активные копинг-стратегии, ориентированные на решение проблемы, ведут к уменьшению имеющейся симптоматики, тогда как избегание и другие ко­пинг-стратегии, направленные на редукцию эмоционального напряжения, приводят к усилению симптоматики.

Многие исследователи в области принятия решения отмечают, что люди под воздействием стресса недостаточно часто используют рациональные когинг-стратегии (Slovic P., Fischhoff B., Liechtenstein S. C., 1977).

На основе анализа работ различных авторов, можно выделить три подхода к понятию «копинг»: определение копинга – как свойство личности, относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовое событие (Billngs A., Moos R., 1984); рассмотрение копинга в ка­честве одного из способов психологической защиты, используемой для ос­лабления напряжения (Нааn N., 1977). К третьему подходу принадлежат R. Lazarus и S. Folkman (1984), согласно которым копинг пони­мается как динамический процесс, постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять внутренними и (или) внешними тре­бованиями, которые оцениваются как напрягающие или предвосхищаю­щие ресурсы личности.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что копинг-поведение – это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведен­ческой сферах функционирования личности и ведущие к успешной или ме­нее успешной адаптации.