Материальный базис. Базис экономический. Значение исторического материализма

Производственных отношений между людьми, обусловленных определенным уровнем развития материальных производительных сил общества и определяющих его структуру. Данное понятие в экономическую теорию введено К.Марксом. Оно не разделяется представителями других направлений экономической мысли.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "Базис Экономический" в других словарях:

    БАЗИС, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - экономический строй общества на данном этапе его развития, совокупность производственных отношений между людьми, обусловленных определенным уровнем развития материальных производительных сил общества и определяющих его классовую (или бесклассовую … Большой экономический словарь

    БАЗИС И НАДСТРОЙКА - основные категории марксизма; базис экономический строй общества, система производственных отношений, соответствующих определенному уровню развития материальных производительных сил. Надстройка это система идей и складывающихся в соответствии с… … Тематический философский словарь

    1) основание колонны; 2) вообще основание, подножие, постамент; 3) операционный базис часть местности в тылу действующей армии, служащая для неё опорой; в ней бывают собраны резервы, провиант, припасы и т. д.; 4) точно измеряемая прямая линия для … Словарь иностранных слов русского языка

    Категории исторического материализма, характеризующие структуру обществ. экономич. формации и качеств. своеобразие составляющих её обществ. отношений, процесса их диалектич. взаимодействия. По определению К. Маркса, «совокупность...… … Философская энциклопедия

    Разница (премия или скидка) между ценой наличного товара и то вара с поставкой на срок, между ценой по сделкам с реальным товаром и биржевыми котировками. Обычно указывается в пунктах вверх или вниз отбиржевой котировки. Используется при… … Финансовый словарь

    Теория, согласно которой экономический базис общества детерминирует все др. стороны его жизни. Такой теории придерживался, напр., К. Маркс, социальную философию которого можно определить как соединение линейно стадиального подхода к истории с Э.д … Философская энциклопедия

    См. БАЗИС И НАДСТРОЙКА. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    БАЗИС, базиса, муж. (греч. basis основание, пьедестал). 1. То же, что база в 1 знач. (архит.). Базис колонны. 2. только ед. То же, что база во 2 знач. (книжн.). Подвести базу подо что н: (твердо обосновать что нибудь, подтвердить что нибудь… … Толковый словарь Ушакова

    - (греч. basis) надбавка к биржевой котировке или скидка с нее, являющаяся предметом торга. Она зависит от сорта и качества товара, условий поставки, платежей и др. факторов. Увеличивающийся базис указывается в пунктах вверх от биржевой котировки,… … Экономический словарь

    - (base/superstructure) Под базисом понимают экономическую основу общества, а под надстройкой – общественные и идеологические отношения, основанные на базисе. Это топографическое соотношение, приписываемое Марксу (Marx), вызвало большое… … Политология. Словарь.

Книги

  • Теория общественного богатства. Основания микро- и макроэкономики: Учебник , Сорокин Александр Владимирович. Курс "Теория общественного богатства" включен в учебный план экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и читается с 2007 г. на втором курсе бакалавриата и в магистратуре. Структура…

Базис и надстройка - важнейшие понятия исторического материализма: «Базис есть экономический строй общества на данном этапе его развития. Надстройка - это политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения.

Всякий базис имеет свою, соответствующую ему надстройку. Базис феодального строя имеет свою надстройку, свои политические, правовые и иные взгляды и соответствующие им учреждения, капиталистический базис имеет свою надстройку, социалистический - свою. Если изменяется и ликвидируется базис, то вслед за ним изменяется и ликвидируется его надстройка, если рождается новый базис, то вслед за ним рождается соответствующая ему надстройка» (Сталин И., Марксизм и вопросы языкознания , , стр. 3).

С точки зрения антинаучного, идеалистич. понимания истории, основу общественной жизни составляют те или иные формы общественного сознания, общественные идеи, нравственные или религиозные учения, политические или правовые теории, политические учреждения; экономич. отношения, социальную структуру общества и всё общественное развитие в целом идеалисты объявляют зависимыми, производными от сознания, от идей, политич. теорий и учреждений. Этому антинаучному, идеалистич. взгляду на общественную жизнь, на ход общественно-исторического развития был нанесён сокрушительный удар Марксом и Энгельсом, создавшими истинное, подлинно научное, материалистич. понимание истории - исторический материализм . Это было великим научным открытием, коренным переворотом в развитии теоретической мысли. «Подобно тому как Дарвин открыл закон развития органического мира, так Маркс открыл закон развития человеческой истории - тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой , искусством, религией и т. д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены,- а не наоборот, как это делалось до сих иор» (Энгельс Ф., Речь на могиле Маркса, в кн.: Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Избр. произв., т. 2, , стр. ).

Производство материальных благ лежит в основе всей общественной жизни. Орудия производства и люди, приводящие их в действие и обладающие определённым производственным опытом, определёнными навыками к труду, составляют производительные силы общества; эти производительные силы образуют лишь одну необходимую сторону производства, способа производства. Другую его сторону составляют производственные отношения между людьми (см. Производительные силы и производственные отношения). Производство всегда является общественным производством. Осуществляя производство материальных благ, люди устанавливают между собой те или иные производственные отношения - взаимные отношения внутри производства. Процесс производства может осуществляться только в рамках производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, его реальный базис. П роизводительные силы и производственные отношения образуют две необходимые и нераздельные стороны способа производства, к-рый является воплощением их единства в процессе производства материальных благ. Каков в данном обществе способ производства, таковы, в основном, и само общество, его идеи, взгляды,идеология , формы,полнтич. учреждения. Общественное бытие определяет общественное сознание . Господствующему способу производства соответствуют определённые господствующие идеи,теории, формы сознания, политич. организации.

С изменением производительных сил общества изменяются и производственные отношения людей. С изменением способа производства рано или поздно изменяется весь общественный строй. В предисловии к «К критике политической экономии» К. Маркс пишет: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением этого - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции . С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче: от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и ведут свою борьбу» (М а р к с К. ц Энгельс Ф., Соч., т. 12, ч. 1, стр. 7).

В обществе, разделённом на антагонистич. классы, в основе борьбы общественных идей лежит классовая борьба . Так как в буржуазном обществе капи-талистич. способ производства обусловливает существование двух антагонистич. классов (эксплуататорского - буржуазии и эксплуатируемого - пролетариата), то в этом обществе существуют и борются две противоположные идеологии : буржуазная, отстаивающая интересы господствующего класса, п враждебная ей пролетарская, социалистическая, выражающая и отражающая борьбу рабочего класса за свержение капиталистич. гнёта и социалнстич. переустройство общества в интересах всех трудящихся. Поскольку наряду с пролетариатом и буржуазией в капиталистич. обществе имеются ещё и промежуточные классы - крестьянство, мелкая буржуазия

города, - то, кроме буржуазной и пролетарской идеологии, здесь существует ещё половинчатая мелкобуржуазная идеология, соответствующая промежуточному положению этих классов и слоев общества.

Выросшая на определённом экономия, базисе, надстройка оказывает обратное влияние на породивший её экономия, базис. Характер обратного воздействия надстройки на базис бывает различным: он зависит от социальной сущности экономия, базиса и надстройки. Надстройка может действовать в направлении поступательного хода общественного развития и тем самым способствовать дальнейшему развитию производительных сил общества. Так обстоит дело в социалистич. обществе. Надстройка может являться тормозом для развития производительных сил, задерживать ход общественного развития. Так обстоит дело в современном капиталистич. обществе.

Рассматривая вонрос о государстве как политич. надстройке, Энгельс в письме к Шмидту от 27 октября писал: «Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении,- тогда дело идет быстрее; она может действовать против экономического развития,- тогда в настоящее время у каждого крупного парода она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать вперед в других направлениях. Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Но ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может породить растрату сил и материала в массовом количестве» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Избр. письма, , стр. -).

Современное буржуазное государство во всех своих формах и разновидностях - от парламентского до фашистского - является примером реакционной политической надстройки. Империалистическая политика и империалистические войны вызывают величайшие разрушения производительных сил. Наличие буржуазного государства - главная причина того, что прогнившее капиталистич. общество, несмотря на все свои противоречия, продолжает еще существовать. Социалистич. государство, напротив, является великой революционной преобразующей силой, обеспечивающей развитие социалистич. способа производства и общества в целом. Государства народной демократии также оказывают могучее прогрессивное воздействие на весь ход общественной жизни и обеспечивают строительство социализма.

Огромным вкладом в разработку вопроса о базисе и надстройке, о роли передовых идей и передовых политич. учреждений являются работы В. И. Ленина и И. В. Сталина. Развивая дальше исторический материализм Маркса, В. И. Ленин видел его заслугу в том, что он впервые установил деление общественных отношений «на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми» (Соч., т. 1, стр. ). В дальнейшем развитии марксистско-ленинской теории базиса и надстройки выдающаяся роль принадлежит классическим произведениям И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме» п «Марксизм и вопросы языкознания». И. В. Сталин глубоко обосновал научный вывод о том, что «общественные идеи, теории, политические учреждения, возникнув на базе назревших задач развития материальной жизни общества, развития обществен пого бытия,- сами Бездействуют потом на общественное бытио, на материальную жизнь общества, создавая условия, необходимые для того, чтобы довести до конца разрешение назревших задач материальной жизни общества и сделать возможным дальнейшее ее развитие» (Сталин И., Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. ). В противовес «экономистам» и меньшевикам, которые не при знавали мобилизующей, организующей и преобразующей роли передовой теории и, впадая в вульгарный материализм , отрицали действенную силу надстроек в общественной жизни, исторический материализм признаёт и подчёркивает «величайшее организующее, мобилизующее и преобразующее значение новых идей, новых теорий, новых политических взглядов, новых политических учреждений» (т а м ж е).

Надстройка,- говорит И. В. Сталин,- «порождается базисом, но это вовсе не значит, что она только отражает базис, что она пассивна, нейтральна, безразлично относится к судьбе своего базиса,к судьбе классов, к характеру строя. Наоборот, появившись на свет, она становится величайшей активной силой, активно содействует своему базису оформиться и укрепиться, принимает все меры к"тому, чтобы помочь новому строю доконать и ликвидировать старый базис и старые классы.

Иначе и не может быть. Надстройка для того и создаётся базисом, чтобы она служила ему, чтобы она активно помогала ему оформиться и укрепиться, чтобы она активно боролась за ликвидацию старого, отживающего свой век базиса с его старой надстройкой. Стоит только отказаться надстройке от этой её служебной роли, стоит только перейти надстройке от позиции активной защиты своего базиса на позицию безразличного отношения к нему, на позицию одинакового отношения к классам, чтобы она потеряла свое качество и перестала быть надстройкой» (Сталин И., Марксизм и вопросы языкознания, , стр. 7).

Характерные особенности надстройки,-учит И. В. Сталин, -состоят также в том, что надстройка «не связана непосредственно с производством, с производственной деятельностью человека. Она связана с производством лишь косвенно, через посредство экономики , через посредство базиса. Поэтому надстройка отражает изменения в уровне развития производительных сил не сразу и не прямо, а после изменений в базисе, через преломление изменений в производстве л изменениях в базисе» (т а м ж с, стр. 8). Надстройка «есть продукт одной эпохи, в течение которой живет и действует данный экономический базис . Поэтому надстройка живет недолго, она ликвидируется и исчезает с ликвидацией и исчезновением данного базиса» (т а м ж е, стр. 6).

В работах И. В. Сталина дана всесторонняя научная разработка важнейшей проблемы об особенностях взаимоотношений базиса и надстройки в со-циалистич. обществе, выражающих новые историч. закономерности развития социалистич. общества. «На протяжении последних 30 лет и России , указывает И. В. ("талин , - был ликвидирован старый, капиталистический базис и построен новый, социалистический базис. Соответственно с этим была ликвидирована надстройка над капиталистическим базисом и создана новая надстройка, соответствующая социалистическому базису. Были, следовательно, заменены старые политические, правовые и иные учреждения новыми, социалистическими» (т а м ж е, стр. 4).

Экономия, основу соцналнстич. общества, свободного от классовых антагонизмов, составляет со циалистич. способ производства. Ему соответствует новая надстройка: советское социалистическое государство, советское право, социалистическая идеология. В условиях социалистич. общества взаимоотношение базиса и надстройки существенно отличается от их взаимоотношения в эксплуататорском обществе. В противоположность буржуазному государству, лишь закрепляющему каин-талистич. способ производства, рождённый в недрах феодализма, советское государство - диктатура пролетариата - возникает до установления социалистического способа производства и является необходимым нолитичс ским условием его создания. Сопиалистнч. способ производства не может возникнуть стихийно, в недрах капитализма. Он возникает и условиях диктатуры пролетариата и составляет её материальную основу. При этом и в условиях социализма способ производства играет определяющую роль в развитии общества. Сила и мощь Советского государства зависят от степени его экономической мощи. Развитие социалистич. способа производства осуществляется на основе проведения в жизнь политики коммунистической партии, путём сознательного, планового руководства со стороны социалистического государства. Социалистическое государство руководит, организует, направляет весь процесс экономической жизни. Оно имеет реальную возможность осуществлять эту функцию в силу того, что средства производства при социализме составляют общественную собственность. Государственное руководство при социализме принадлежит рабочему классу, являющемуся одновременно важнейшей производительной силой. В условиях социализма развитие общества имеет сознательный и планомерный характер. Политика коммунистической партии и социалистич. государства составляет жизненную основу советского общества. Роль и значение партии, государства, всех форм идеологии в советском обществе чрезвычайно возрастают.

от греч. basis - основание) - англ. substructure and superstructure; нем. Basis und Uberbau. По К. Марксу -две составные части обществ.-экон. формации: базис включает совокупность производственных отношений, составляющих экон. структуру (экон. строй) общества на данной ступени его развития, к-рым соответствует функционально с ним связанная институционально-идеологическая надстройка (включающая совокупность тех форм обществ, сознания, полит., правовых и др. учреждений, к-рые порождаются базисом и содействуют его укреплению).

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЗИС И НАДСТРОЙКА

BASE AND SUPERSTRUCTURE) Данные термины использовались марксистскими социологами в рамках анализа отношений между экономикой (базисом) и другими социальными формами (надстройкой). Экономика с этой точки зрения состоит из трех элементов: работника, средства производства (которые включают в себя как используемые материалы, так и средства, с помощью которых эта работа выполняется) и того, кто присваивает продукт. Для любой экономики характерно наличие трех указанных элементов, при этом отличие одного типа экономики от другого заключается в том, каким образом эти элементы сочетаются. Существует два вида отношений, которые могут устанавливаться между элементами, - отношения владения (possession) и отношения собственности (property). Владение указывает на отношение между работником и средствами производства: либо работник владеет средствами производства, контролирует их и управляет ими, либо нет. В рамках отношений собственности нетрудящийся элемент имеет собственность либо на средства производства, либо на труд, либо и на то, и на другое - следовательно, он может присваивать продукт. Надстройка обычно понимается как остаточная категория, охватывающая такие институты, как государство, семья и господствующие в обществе формы идеологии. Сила марксистской позиции зиждется на положении о том, что характер надстройки определяется характером базиса: по мере изменения базиса меняется и надстройка. С этой точки зрения предполагается, что отличие, например, политической структуры феодализма от политической структуры капитализма основывается на отличии двух соответствующих форм экономики. Модель базиса и надстройки стала основой множества исследований, от интерпретации романа XVIII в. до изучения структуры семьи в современном обществе. Эти исследования в основном имели форму классового анализа, что означает рассмотрение производственных отношений в рамках базиса в качестве отношений между социальными классами (например, между рабочими и капиталистами). Положение о том, что базис детерминирует надстройку, указывает на то, что характер последней - литература, искусство, политика или структура семьи - определяется главным образом экономическими интересами господствующего социального класса. Использование метафоры базиса и надстройки может быть плодотворным аналитическим средством, однако оно вызывает острые споры как в рамках марксизма, так и вне его. Одним из моментов, вызывающих разногласия, является определение производственных отношений. То, что эти отношения являются отчасти отношениями собственности, говорит о базисной роли юридических определений, представляемых данной моделью в качестве надстроечных. Таким образом, аналитическое разделение на базис и надстройку сопряжено с определенными трудностями. В последнее время внимание исследователей сосредоточивалось на разработке такого понятия производственных отношений, при котором они не определялись бы в юридических терминах. Однако положение о том, что базис детерминирует надстройку, по-прежнему остается «яблоком раздора». Ряд критиков утверждает, что модель базиса и надстройки ведет к экономическому детерминизму, хотя на деле лишь немногие сторонники этой модели используют такого рода детерминистскую точку зрения. Например, Маркс и Энгельс никогда не придерживались доктрины детерминизма. Во-первых, они полагали, что надстроечные элементы могут быть относительно автономными по отношению к базису и иметь свои собственные законы развития. Во-вторых, они утверждали, что надстройка взаимодействует с базисом или оказывает на него влияние. Современные марксисты еще дальше отходят от экономического детерминизма, заявляя, что надстроечные элементы должны рассматриваться как условия существования базиса. Эта идея, как полагают, связана с отказом от первичности экономики и приданием всем институтам общества равной причинной значимости. Высказывалось также мнение о том, что отношения между базисом и надстройкой являются функциональными. См. также: Альтюссер; Капитала функции; Марксистская социология; Способ производства; Трудовая теория стоимости. Лит.: Cohen, G.A. (1978)

Обозначающие общественные отношения исторически определённого общества как целостную систему, в которой материальные отношения представляют его реальный базис, основание общества, а политические и идеологические отношения - надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную. Базис общества - это совокупность исторически определенных производственных отношений. Надстройка - это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений; в неё входят государство и право , а также мораль , религия , философия , искусство , политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения. «В общественном производстве своей жизни, - писал Маркс , - люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6-7).

Историческое изменение базиса вызывается и обусловливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определенный базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот в экономическом строе данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке.

Понятия Б. и н. служат методологической предпосылкой анализа любого конкретного общества. Однако сами по себе эти категории не содержат качественной характеристики определённых Б. и н. Кроме того, следует учитывать, что «... один и тот же экономический базис - один и тот же со стороны основных условий - благодаря бесконечно разнообразным эмпирическим обстоятельствам, естественным условиям, расовым отношениям, действующим извне историческим влияниям и т.д. - может обнаруживать в своем проявлении бесконечные вариации и градации, которые возможно понять лишь при помощи анализа этих эмпирически данных обстоятельств» (Маркс К., там же, т. 25, ч. 2, с. 354). Такое же многообразие можно обнаружить и в надстройке в пределах одной формации. Специфический характер Б. и н. устанавливается в результате их конкретного исследования историческим материализмом и другими общественными науками.

Базис и надстройка – основные из понятий социальной философии по версии Маркса. Эти понятия дают довольно четкую картину структуры общественно-экономических формаций . Именно эти два понятия из его философии дали возможность установить значимую связь и виды взаимной зависимости экономического и идеологического вида отношений с учетом их совместных закономерностей развития.

Определения Маркса

Базис – это первичный вид экономической структуры общества, который представляет собой общность определенных историческим фоном прозводственных отношений.

Надстройкой Маркс называет совокупность нескольких видов идеологических отношений и идей или взглядов и отвечающих за их поддержку и развитие организаций и учреждений, типа государства, церквей, партий и пр. Надстроечные идеи включают в себя следующие виды воззрений:

  1. политические;
  2. правовые;
  3. нравственные;
  4. эстетические;
  5. религиозные;
  6. философские.

Согласно описанным Марксом в своей философии «формам общественного сознания», базис должен носить изменяющийся характер , должен меняться исходя из исторического фона, в том числе развития сил производства. Существенные изменения в качестве экономического общественного строя, а значит в базисе, меняют и надстройку.

Однако изменения, согласно понятиям Маркса, происходят далеко не сразу, а после нескольких звеньев, которые связывают их между собой. Например, философия связана с базисом через мораль, политику и право . Надстройка же обладает относительно самостоятельным уровнем развития, который, в зависимости от обстоятельств, может незначительно опережать базис в развитии или немного отставать от него.

Надстройка

Надстройка способна выполнять значимые для развития общества функции. К ним относятся, например, выражение и закрепление экономического вида отношений собственности, предоставленного общества изначально с использованием некоторых норм и учреждений, относящихся к праву и политике. Однако в каждом из обществ есть такие элементы надстройки, которые способны разрушить породивший ее базис . Итог: надстройка активно влияет на базис.

Разработанная Марксом версия концепция взаимодействия базиса и надстройки была одной из самых первых попыток проанализировать социум с точки зрения сложно созданной системы. С другой стороны, это был крайне упрощенный способ обобщить материалистическое решение. Именно эта концептуальная схема стала причиной волны критики от оппонентов Маркса за настрой экономического материализма.

Материалистическое понимание истории человечества

В основе материалистических взглядов на исторические события, которые были сформулированы Марксом, лежит признание факторов , влияющих на уровень производства, ведущими. Другими словами, эти факторы будут поставлены выше процессов развития и перемен в общественном сознании.

С этого ракурса все исторические процессы будут развиваться в качестве последовательной и закономерной смены формаций общественного и экономического характера. Как правило, именно они приводят к развитию производственных сил и усовершенствованию способов производства.

Маркс дал краткую вышеописанную оценку существу исторического материализма во вступлении к «Капиталу» , однако он пришел к этим выводам намного раньше. В течение последних лет жизни и после смерти Маркса Энгельс собрал все его идеи воедино, систематизировал их и изложил в своем труде под названием «Анти-Дюринг» и некоторых последовавших за ним работах.

В понятие способа производства обязательно входит надстройка, которая представлена политическими, идеологическими и юридическими институтами общества.

Смысл общественно-экономических формаций дает возможность отделить общее в установленных порядках разных стран мира, которые находятся на одном уровне развития согласно историческому фону. Так можно применить в процессе исторического исследования общенаучные критерии повторяемости, подойти к раскопкам с целью познания объективных законов общества и процессов его развития.

Каждая из общественно-экономических формаций является своеобразным «социальным организмом» . Его специфику можно определить, рассмотрев материальные производственные отношения, которые являются базисом формации.

Базис играет роль своеобразного «экономического скелета» в социальном организме, надстройка же – это «плоть и кровь» .

Базис является материальным производством, которое образуется с помощью сочетания производственных сил – массы рабочих и производственных средств , которыми они пользуются – и производственных отношений (общественные отношения, которые обязательно возникают в процессе производства). Так что базис является основой и первопричиной для каждого процесса хотя бы теоретически имеющего возможность произойти в обществе. Согласно своей роли в процессе производства, в любой формации можно выделить два условных класса: представителями первого являются трудящиеся, производящие товар или услугу, и собственники средств, задействованные в производстве.

В отличие от базиса, надстройка является совокупностью нескольких видов отношений, определяющих чувства, настроение, взгляды, идеи, теории, которые в обобщенном виде открывают общую картину психологии и идеологии общества. Вот их краткое перечисление:

Список общественно-экономических формаций

Рост уровня сил производства и борьбы упомянутых выше классов провоцирует прохождение общества через определенные формации, к которым относятся:

  1. Первобытный коммунизм или первобытно-общинное устройство. Планка экономического развития находится на низшем уровне. Орудия, используемые людьми, примитивны. Собственность – коллективная. Производство прибавочного продукта невозможно, как и классовое разделение. Труд для всех, средства производства – общие.
  2. Азиатский тип производства. В течение поздних этапов существования первобытного строя уровень сформировавшегося производства вырос настолько, что появилась возможность создания прибавочного продукта. Общины стали объединяться в более крупные образования и создавать сеть с централизованным управлением. Из представителей этой сети со временем выделилась группа ответственных за осуществление управления, которые занимались только этим. В процессе развития производства эта группа обособилась, стала присваивать себе некоторые материальные блага и создавать привилегии. Это привело к возникновению частной собственности и социального неравенства. Появились возможности и даже выгода перехода к рабовладельческому строю. Управленческий институт становится все сложнее и постепенно переходит в государство. При этом существование азиатского типа производства как отдельной формации никогда не было общепризнанным. На эту тему много дискутировали, он упоминается в некоторых работах Энгельса и Маркса, однако все еще неофициален.
  3. Рабовладельческий строй . В традициях марксизма принято давать названия формациям по имени самому прогрессивному классу. Именно поэтому эта формация названа не рабской, а рабовладельческой. На этом этапе возникает вполне четко очерченная частная собственность, приобретенная на средства производства. Непосредственно трудом занимается отдельный рабский класс. Эти люди лишены свободы, они являются собственностью рабовладельцев, которые рассматривают их не больше, чем говорящим орудием. рабы много работают, однако своей собственности не имеют. Их владельцы занимаются только организацией производства и присваиванием результатов труда их рабов. Основной механизм, который побуждает людей к труду – это страх и насильственное принуждение. В случае неповиновения, рабов жестоко наказывали.
  4. Феодальный строй . Общество начинает по-другому смотреть на землю. Формируется класс феодалов, которые обладают землей. Также существует класс крестьян, которые были от них зависимы. Главный тип производства – сельскохозяйственный. Его ведет исключительно труд крестьян, которых эксплуатируют феодалы. Этот тип общества характеризует сословная социальная структура. Основной механизм, который побуждает людей трудиться – крепостное право и экономически оформленное принуждение.
  5. Капиталистический строй . Возникает всеобщее право отнесения средств производства к частной собственности. В обществе появились класс капиталистов, или буржуазии (обладающие средствами производства) и пролетариата, у которого не было во владении средств производства и которые работали на капиталистов. Капиталисты организовывали процесс производства и присваивали прибавочный продукт, который производили рабочие. Основным побуждением к труду по-прежнему являются экономические обстоятельства. Работники, которые не способны жить не работая, были вынуждены обустраивать свою жизнь на получаемую за труд заработную плату.
  6. Социалистический строй . По окончании политической борьбы между пролетариатом и буржуазией сформировался по всему миру. Разделение на классы никуда не исчезло, так что повод для существования государства остался. Средства производства переходят из частной собственности в государственную. Производительные силы развиты недостаточно для удовлетворения всех потребностей. Товарно-денежные отношения сохранились, как и экономическое принуждение к труду. Социалистическая система стремится к осуществлению цели развития производительных сил до исчезновения классового разделения. Благодаря таким изменениям, государства будут не нужны, товарно-денежные отношения исчезнут, не будет экономического принуждения, как и других черт товарного общества. Как Маркс, так и Энгельс не отводили для социалистической системы отдельной формации. Понятия социализма и коммунизма были синонимами. Их задачей было обозначение общества, которое появилось после капитализма.

В этой статье были коротко изложены понятия надстройки и базиса, которые вывел Маркс и позднее структурировал Энгельс.