Основные проблемы русской литературы 19 века кратко. Общая характеристика русской литературы XIX века

Особенности обусловлены тесной связью литературы с историей развития страны и спецификой общественно-политической жизни. К началу 19 века в России отсутствовали самые элементарные свободы: слова, собраний и печати. Поэтому важные социальные и философские проблемы не могли обсуждаться открыто, на страницах печати или в государственных учреждениях. Об этом прекрасно сказал в 19 веке А.Герцен: « У народа, лишенного общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести» (Т.3, 1956, с.443.)

В силу сказанного литература в России становится ведущей формой общественного сознания, т.е. вбирает в себя философию, политику, эстетику и этику. Этот синкретизм русской литературы прекрасно осознавали многие писатели и критики: « У нас в изящной словесности да в критике на художественные произведения отразилась вся сумма идей наших об обществе и личности» (Писарев, т.1, 1955, с. 192). Итак, особенность русской литературы 19 века обусловлена невозможностью в иных формах отражать самые жгучие проблемы современности.

Поэтому русская публика воспринимала литературу как явление общественного самосознания, а писателей - как духовных вождей нации, защитников и спасителей. « Поэт в России больше, чем поэт», - скажет позднее Е.Евтушенко. Именно эта роль литературы, заставляла русских писателей 19 века ощущать свою ответственность перед обществом. ставить в произведениях важные философские, социальные и психологические проблемы.

Центральными проблемами 19 века являлись вопросы о путях развития русского общества, улучшения жизни народа, личности.

Важной особенностью русской литературы являлось ее положительное начало . Еще В.Г.Белинский выдвигал требование: « Всякая критика действительности и всякое отрицание должны вестись во имя идеала». И хотя ведущим методом литературы второй половины 19 века становится критический реализм, с его острым обличением общественных недостатков, в литературе нет того, что сейчас именуется как «чернуха». Эта особенность русской литературы бросалась в глаза зарубежному читателю.

Осознание своего высокого предназначения и ответственности перед обществом обусловили высокую идейность русской литературы 19 века. Она не была просто « эстетической игрушкой» и средством развлечения. Важной ее особенностью также была внимание к простому народу.

По классовой принадлежности русские писатели первой половины 19 века были дворянами. Во второй половине века литература пополнилась разночинцами, но ведущее место в ней продолжали занимать дворяне. Однако по идеологии наша литература не была помещичьей, и либо защищала общечеловеческие идеалы (честь, достоинство, справедливость, доброту и т.д.), либо вставала на защиту народа. Внимание к народу было обусловлено рядом причин.

а) гуманистическими взглядами просвещенного дворянства. То бедственное положение, в котором находился крепостной народ, заставляло писателей размышлять над путями изменения ситуации.

б) пониманием того, что острые классовые и экономические противоречия могут закончиться социальным взрывом.

Следущая особенность литературы 19 века - ее своеобразное функционирование в обществе . Существование жесткой цензуры, с одной стороны, необходимость в распространении новых прогрессивных воззрений – с другой, привели к тому, что в первой трети 19 века литература существовала не только в письменном виде. Неопубликованные произведения читались в салонах Петербурга и Москвы, обсуждались на заседаниях литературных кружков и обществ и, благодаря этому, передовые идеи проникали в широкие массы.

Салоны – объединения, больше рассчитанные на эстетическое общение и развлечение, чем на серьезные литературные дискуссии.

В литературных обществах уже вырабатывается единая концепция творчества. Это объединение единомышленников.

Вопросы к разделу «Особенности русской литературы»

- Почему в России 19 века литература была не только эстетическим, но и общественным явлением?

- Как это определяло роль писателя и поэта? А какова эта роль в наше время?

- Как вы понимаете « положительное начало литературы 19 века»?

- Как существовали передовые произведения в условиях жестокой цензуры? Какую роль играли в литературном процессе начала 19 века кружки, салоны? Литературные общества?

- Чем отличается литературный салон от литературного общества?

4. Проблема периодизации русской литературы 19 века.

На протяжении почти всего 20 века наше литературоведение вынуждено было жестко связывать историю литературы с историей общественного движения в России. В основу такой периодизации были положены периоды освободительного движения в России. В перестроечные годы - этот подход был отвергнут как чрезмерно политизированный и не отражающий специфики литературы. Было признано, что периодизация литературы – не может быть отражением периодизации исторической. Литература, хотя и связана с историей, но обладает специфическими закономерностями. Выделять периоды ее развития следует, исходя из закономерностей самой литературы. Ученые согласны в том, что за основу периодизации должны быть положены эстетические критерии. Поиск этих критериев напряженно велся в конце 90-х годов. Их отражением стали дискуссии в журнале « Вопросы литературы». Единого критерия так и не выработано, признано, что таких критериев может быть несколько: преобладание определенных жанров в тот или иной литературный период, особое решение проблемы героя, доминирование определенного метода.

Но даже с учетом эстетических критериев периодизации литературы в значительной мере условна. Ведь тенденции и приемы нового периода не возникают в один момент. Они зарождаются постепенно в недрах предшествующего периода.

В настоящее время на основе эстетических различий в литературе 19 века выделяется три периода.

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».

http://jordencook.com/maps341 С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо? », а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

visit web page Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Девятнадцатый век – эпоха расцвета русской литературы. Она была подготовлена стремительным культурным ростом России после реформ Петра Великого . Блистательное царствование Екатерины поставило перед новой, великодержавной Россией вопрос о создании национального искусства. Среди плеяды екатерининских придворных пиитов возвышается величавая фигура «певца Фелицы » – Державина . Развитие художественного языка и литературных форм происходит в необыкновенно быстром темпе. В 1815 году на лицейском экзамене Пушкин читает стихи в присутствии Державина. В «Евгении Онегине » он вспоминает об этом:

Старик Державин нас заметил
И в гроб сходя благословил.

Вечерняя заря славной екатерининской эпохи встречается с утренней зарей пушкинского времени . «Солнце русской поэзии», Пушкин стоит еще в зените, когда рождается Толстой . Так на протяжении одного века рождается русская литература, восходит на вершину художественного развития и завоевывает мировую славу. В одно столетие Россия, пробужденная от долгого сна «могучим гением Петра», напрягает таившиеся в ней силы и не только нагоняет Европу, но на грани XX века становится властительницей ее дум.

Дунаев М.М. Русская литература XIX века

Девятнадцатый век живет в лихорадочном ритме; направления, течения, школы и моды сменяются с головокружительной быстротой. Сентиментализм десятых годов уступает место романтизму двадцатых и тридцатых; сороковые годы видят рождение русского идеалистического «любомудрия» и славянофильского учения ; пятидесятые – появление первых романов Тургенева , Гончарова , Толстого; нигилизм шестидесятых годов сменяется народничеством семидесятых; восьмидесятые годы наполнены славой Толстого, художника и проповедника; в девяностых годах начинается новый расцвет поэзии: эпоха русского символизма.

Подготовительный период кончается. Восходит светило Пушкина, окруженное плеядой спутников. Дельвиг , Веневитинов , Баратынский , Языков , Одоевский , Вяземский , Денис Давыдов – все эти звезды сияют своим чистым и ровным светом; они кажутся нам менее яркими только потому, что их затмевает блеск Пушкина. Появление этого гения невозможно объяснить никакой преемственностью литературных форм. Пушкин – чудо русской литературы, чудо русской истории. На высоте, на которую он возносит русское словесное искусство, все линии развития обрываются. Нельзя продолжать Пушкина, можно только вдохновляться им в поисках иных путей. Школы Пушкин не создает.

Волшебное словесное искусство Гоголя вызывает к жизни целое поколение рассказчиков, бытописателей и романистов. Из гоголевской «натуральной школы» выходят все великие писатели 1850 – 1880-х годов. «Мы все вышли из гоголевской "Шинели "», – говорит Достоевский . От «Мертвых душ» идет линия развития романа, победное шествие которого наполняет вторую половину века. В 1846 году появляется первая повесть Достоевского «Бедные люди »; в 1847 году – первый рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч », первый роман Гончарова «Обыкновенная история », первое художественное произведение Аксакова «Записки об ужении рыбы», первая большая повесть

Русская национальная культура в 19 веке достигла в искусстве, литературе, во многих областях знания высот, определимых словом «классика». Русская литература 19 века заслужено названа "золотым веком». Даже несведущий в литературе, не сможет возразить. Она стала законодательницей литературной моды, стремительно ворвавшись в мировую литературу. "Золотой век" подарил нам многих известных мастеров. XIX век - это время развития русского литературного языка, оформившегося в большинстве своем благодаря А.С. Пушкину. Он начался с расцвета сентиментализма и постепенного становления романтизма, особенно в поэзии. В этот период много поэтов, но главной фигурой того времени был Александр Пушкин. Как сейчас его бы окрестили «звезда».

Его восхождение на олимп литературы началось в 1820 году с поэмы «Руслан и Людмила». А «Евгений Онегин» - роман в стихах назвали энциклопедией русской жизни. Эпоху русского романтизма открыли его романтические поэмы «Медный всадник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыгане». Для большинства поэтов и писателей А. С. Пушкина был учителем. Традиции, заложенные им в создании литературных произведений, продолжали многие из них. Среди них был М. Лермонтов. С общественно-политической жизнью страны была тесно связана русская поэзия того времени. В произведениях авторы пытались осмыслить и развить идею своего особого предназначения. Они призывали власть прислушиваться к их словам. Поэт того времени считался пророком, проводником божественной истины. Это можно проследить у Пушкина в стихотворении «Пророк», в оде «Вольность», «Поэт и толпа», у Лермонтова «На смерть поэта» и многих других. В 19 веке огромное влияние на всю мировую литературу оказывали английские исторические романы. Под их воздействием А.С. Пушкин пишет повесть «Капитанская дочка».

На протяжении 19 века основными художественными типами были тип «маленького человека» и тип «лишнего человека».

От 19 века литература унаследовала сатирический характер и публицистичность. Это прослеживается у Гоголя в «Мертвые души», «Нос», в комедии «Ревизор», у М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», «Господа Головлевы».

Становление русской реалистической литературы происходит с середины 19 века. Она остро реагировала на общественно-политическую ситуацию в России. Между славянофилами и западниками возникает спор о путях исторического развития страны.

Начинается развитие жанра реалистического романа. В литературе прослеживается особый психологизм, преобладает философская, общественно-политическая проблематика. Несколько затихает развитие поэзии, но, несмотря на общую тишину, не молчит голос Некрасова, который в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» освещает тяжелую и беспросветную жизнь народа. -

Конец века дал нам А.П. Чехова, А.Н. Островского, Н. С. Лескова, М. Горького. В литературе «красной нитью» проходят предреволюционные настроения. Начинала угасать реалистическая традиция, на смену которой пришла декадентская литература, с мистицизмом, религиозностью, а также предчувствием перемен в общественно-политической жизни России. Затем все переросло в символизм. И в истории русской литературы открылась новая страница.

На произведениях литераторов того времени мы учимся человечности, патриотизму, изучаем нашу историю. На этой «классике» выросло не одно поколение людей - Человеков.

Расцвет русской классики в XIX в. многие зарубежные исследователи называют «золотым веком», своеобразным Ренессансом, последним и «самым великим из всех даже по сравнению с итальянским, немецким и французским Ренессансом» (Дж. Маккэйл). Другой английский критик М. Марри также замечал: «Могучее вдохновение, которое так странно и величественно исходило от старых поэтов английского возрождения, вновь возникает в современных русских романах».

В настоящее время факт универсального значения русской литературы не только общепризнан, но является объектом пристального изучения как отечественных, так и зарубежных исследователей. И многие критики в самых различных странах, анализируя те или иные явления современной литературной действительности, неизменно обращаются к произведениям русской классики как к недосягаемым эталонам в художественной сфере.

Замечательную оценку высоких достижений русской классической литературы мы находим у М. Горького. «Наша литература- наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией»,- заявлял он. Ту же мысль о замечательном расцвете русской литературы и русского искусства XIX в. Горький развивает в следующих словах: «Гигант Пушкин - величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебный Глинка и прекрасный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой; Крамской, Репин, неподражаемый Мусоргский... Достоевский и, наконец, великий лирик Чайковский и чародей языка Островский, непохожие друг на друга, как это может быть только у нас на Руси... Всё это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рождённых Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их, разнообразие, которому историки нашего искусства не отдают должного внимания».

Глубокая идейность и прогрессивность русской литературы определялись её неизменной связью с освободительной борьбой народа. Передовая русская литература всегда отличалась демократизмом, выросшим на почве борьбы с самодержавно-крепостническим режимом.

Особо нужно отметить огромную руководящую роль в русской литературе революционно-демократической критики. И Белинский, и Чернышевский, и Добролюбов безошибочно вели русскую литературу вперёд, указывали писателям их гражданский долг и общественный путь, требовали от них прямой и честной постановки социальных вопросов, призывали к защите народных масс.

С гордостью следует указать на то, как твёрдо и последовательно революционные демократы отстаивали и разъясняли самобытность и величие исторического пути России и её культуры.

Такой же быстрый и глубокий отклик на события русской жизни мы видим в творчестве и Лермонтова, и Некрасова, и Тургенева, и всех лучших писателей XIX в. Особенно показательно в этом отношении творчество И. С. Тургенева - писателя, по своим политическим воззрениям стоявшего, казалось бы, далеко от революционно-демократической мысли. Но какой чуткий отклик на общественные настроения России в 40- 70-х годах мы находим у автора «Записок охотника», романов «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети», «Новь»!

Изображая русскую жизнь, наши писатели, таким образом, вносили в литературу утверждающее начало. Но мечта писателя о более совершенном устройстве общества может раскрываться не только прямо, но и через изображение отрицательных явлений, отклоняющихся от нормы. Отсюда - критическое изображение жизни русскими писателями, обилие отрицательных типов в русской литературе, страстное обличение самых разнообразных недостатков русской действительности. Это была форма протеста против жизненных уродств, своеобразное устремление вперёд, в будущее.

Чехов, Л. Толстой, Горький - вот три замечательные фигуры русских писателей, стоящих на грани двух столетий - XIX и XX. Имена Л. Толстого и Чехова знаменуют конец русской литературы XIX в., имя Горького - начало новой, социалистической пролетарской литературы. Говорить о творчестве Горького - это значит говорить о новом этапе русской литературы - об этапе социалистического реализма.

Роль русской классической литературы в общемировом литературном процессе на рубеже XIX и ХХ вв. не в последнюю очередь определяется тем, что она способствовала преодолению многими талантливыми художниками крайностей натурализма.