Осязательная информация воспринимается органами. Ощущения, воспринимаемые органами осязания”. Восприятие информации человеком

Осязательная информация. Это информация, которую человек получает с помощью органа осязания.

Картинка 23 из презентации «Виды информации» к урокам информатики на тему «Виды информации»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока информатики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Виды информации.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 368 КБ.

Скачать презентацию

Виды информации

«Виды информации» - Урок информатики и ИКТ 2 класс. Зрительная информация. Обонятельная информация. Виды информации. Слуховая информация. Слуховая, зрительная, осязательная информация. Зрительная, вкусовая, обонятельная, осязательная информация. СПб АППО Центр информатизации образования. Санкт-Петербург 2007 год. Вкусовая информация.

«Обработка информации» - Но процессы, которые происходят в нем неизвестны. Обработка информации. Схема преобразования информации по принципу «черного ящика». Принцип черного, серого и белого ящиков при принятии. ХVII век 1642. Внешняя среда. Суммирующая машина. V – IV вв. Логарифмическая линейка. ХVII век 1670-1694. Информационная деятельность человека.

«Хранение информации» - МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа». Подготовила ученица 7 класса Агапова Анна. Наконец, был изобретен типографский станок, и появились книги. А память человека - великолепным устройством для хранения полученной информации. Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания окружающего мира.

«Свойства информации» - Понятие информации. Информационные процессы. Уникальность – свойство информации хранится в единственном экземпляре. Адекватность – свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению. Новой эрой в развитии обмена информацией стало изобретение книгопечатания. Информация (лат.

«Информация и её свойства» - Классификация видов информации: Какие основные понятия информатики нам уже известны? 4. Философия, физика. 3 точки зрения на информацию в современной науке: Сохранение в памяти систематизация. Сообщение. Э. Талейран (дипломат, Франция). Материя. 3. 6. Знания. 9. Определения понятия «информация». Вспомним!

«Информация и компьютер» - Информационный вес символа из алфавита мощностью 256 символов. 1 байт=8 бит. Графический редактор. Электронное письмо-. Введение. Цели: Система счисления-. Электронная пушка испускает один луч. План. Системы счисления бывают позиционными и непозиционными. Язык-способ выражения информации. Для представления текстов в компьютере используется алфавит мощностью 256 символов.

Всего в теме 13 презентаций

Осязание - Одно из пяти основных видов чувств у человека, состоящее в способности ощущать физическое прикосновение к объектам, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах, слизистых оболочках.

Осязание это сборное понятие. В принципе, можно было бы выделить не одно, а несколько самостоятельных видов ощущений, потому что они имеют разный характер:

– ощущения прикосновения,

– ощущения давления,

– ощущения вибрации,

– ощущения фактуры,

– ощущения протяженности.

Осязательные ощущения обеспечиваются работой рецепторов кожи двух видов:

– нервных окончаний, окружающих волосяные луковицы,

– капсул, состоящих из клеток соединительной ткани.

Для зрительного и слухового восприятия характерна полевая (объемная) особенность: мы воспринимаем окружающий нас кусок пространства целиком. То есть мы одновременно видим множество разных объектов перед собой, которые при этом могут находиться между собой в некоторых отношениях. Мы воспринимаем сразу все звуки вокруг нас, которые только может почувствовать наше ухо. Если произойдет перед нашими глазами яркая вспышка или какой-то объект издаст резкий звук, мы обратим на это свое внимание.

Осязание не имеет такого полевого характера. С помощью него мы получаем информацию лишь о тех объектах, с которыми находимся в физическом контакте. Исключение составляет, пожалуй, лишь ощущение вибрации – мы можем дистанционно почувствовать своей кожей сильные вибрации, возбуждаемые неким удаленным объектом.

Если некий объект, находящийся всего в нескольких сантиметрах от нас, вдруг резко изменит свою форму (например, у циркуля раздвинулись его ножки) или температуру (например, ложка нагрелась на пламени горелки), мы это даже не заметим, если будем использовать лишь средства осязания. Осязание, безусловно, нам дает для жизни очень много. Однако для познания объективной действительности, как отметил С. Л. Рубинштейн, осязание играет лишь подчиненную роль. Он же отметил, что реально для познания действительности существенно не пассивное прикосновение чего-то к коже человека, а активное осязание, ощупывание человеком окружающих его предметов, связанное с воздействием на них. При осязании познание материального мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.

Осязание включает в себя ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. Осязание это и экстеро- , и проприоцептивная чувствительность, взаимодействие и единство одной и другой. Проприоцептивные компоненты осязания идут от рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставных сумках (пачинниевы тельца, мышечные веретена). При движении эти рецепторы раздражаются изменением напряжением.

Человек имеет очень специфический орган осязания – руку. Рука даже в пассивном состоянии способна давать нам много осязательной информации, но, конечно же, главная познавательная ценность заключается именно в движущейся руке. Рука является и органом труда человека, и вместе с тем органом познания объективной действительности.

Рука отличается от других участков тела тем, что:

– чувствительность к прикосновению и давлению на ладони и кончиках пальцев в разы больше, чем на спине или плече,

– будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы объективной действительности, рука способна к активному осязанию, а не только к рецепции пассивного прикосновения,

– имеет обширную проекцию в коре головного мозга.

С. Л. Рубинштейн отмечает, что рука определяет следующие основные свойства материального тела, с которым соприкасается:

– твердость,

– упругость,

– непроницаемость.

Различие твердого и мягкого, например, производится по противодействию, которое встречает рука при соприкосновении с телом, отражающемуся в степени давления друг на друга суставных поверхностей. Осязательные ощущения (прикосновения, давления, совместно с мышечно-суставными, кинестетическими ощущениями), сочетаясь с многообразными данными кожной чувствительности, отражают и множество других свойств, посредством которых мы распознаем предметы окружающего нас мира:

– взаимодействие ощущений давления и температуры дает нам ощущения влажности,

– сочетание влажности с некоторой податливостью или проницаемостью позволяет нам распознавать жидкие тела в отличие от твердых,

– взаимодействие ощущений глубокого давления характерно для ощущения мягкого,

– во взаимодействии с термическим ощущением холода они порождают ощущение липкости,

– шероховатость и гладкость поверхности мы распознаем в результате вибраций, которые получаются при движении руки по поверхности, и различий в давлении на смежных участках кожи.

Рука с самого раннего детства, уже у младенца, является одним из важнейших органов познания окружающего. Младенец тянется своими ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимание. Дошкольники и часто младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его. Эти же моменты действенного ознакомления в процессе активного познания предмета имеют место и в экспериментальной ситуации.

С младенческого возраста осязание у человека функционирует в тесной связке со зрением и под его контролем. Когда человек, к сожалению, лишен зрения в результате слепоты, осязание тоже развивается, оно стремится компенсировать отсутствие зрения, но для восприятия пространства и отдельных объектов требуется значительно больше времени, часто картина остается неполной. Сложно, например, слепому познать форму дерева или размер дома. Однако при должном старании некоторые объекты слепыми и слепоглухими могут познаваться удивительно точно. Тому подтверждение – скульптуры работ незрячих мастеров.

В восприятии речи слепоглухонемых задействуется пальпация. "Слушание" речи слепоглухонемыми по способу "чтения с голоса" заключается в том, что слепоглухонемой прикладывает руку тыльной стороной кисти к шее говорящего в области голосового аппарата и путем тактильно-вибрационного восприятия улавливает речь.

У всех людей осязательные ощущения могут вызывать те или иные эмоции. Обычно эта связь носит условно-рефлекторный характер (то есть является результатом опыта). Интересно то, что люди довольно сильно различаются по степени «эмоциональности осязания». У многих людей осязательные ощущения вообще не вызывают каких-то заметных эмоций. Многие наоборот слишком «зациклены» на своих осязательных ощущениях.

Осязание – ощущение, возникающее в результате воздействия на поверхность кожи или слизистых импульсов в виде прикасания, нажатия или трения. Такие ощущения ещё называют тактильными . Позволяют определить консистенцию, температуру, структуру и многие другие физические свойства продукта.

Различают ощущения глубокого осязания мышц (ощущение давления) и поверхностное осязание.

Осязательные рецепторы расположены неравномерно. В большей степени они сконцентрированы на кончиках пальцев, языка и дёснах.

С помощью осязания руками определяют степень помола муки, например, ровность поверхности, зернистость какой-либо массы (напр., помола кофе).

Это необходимо при оценке качества сырья для приготовления консервов, например, овощей, фруктов, сахара, различных круп – всё определяется осязанием.

Ощущение в полости рта определяет: сочность, плавкость, нежность консистенции, степень сухости (напр., печенье, вафли), вязкость. В ротовой полости рецепторы позволяют обнаружить самые мелкие чужеродные тела, не являющиеся нормальной составляющей пищи.

Способность человека к осязанию зависит от внешних факторов и индивидуальных особенностей (поскольку у каждого человека свой порог чувствительности). Обычно ощущения воспринимаются в нормальных условиях, т.е. где не особо влажно и температура среды равна Однако с понижением температуры осязательные ощущения снижаются. С возрастом также осязательные ощущения притупляются.

Одним из главных свойств качества является консистенция. Этот термин характеризует сумму свойств продукта, воспринимаемых глазами и органами осязания.

Терминология консистенции наиболее обширна, по сравнению с другими сенсорными свойствами. Однако до сих пор нет утверждённого словаря.

Визуально можно определить жидкую и твёрдую, гранулированную и порошкообразную, мазеобразную консистенцию и другие. Также с помощью глубокого осязания определяют эластичность (напр., сыра), плотность, крошливость и тому подобное.

Осязание в полости рта определяет липкость, густоту, зернистость и тому подобное.

Консистенция связана не только с вкусовыми свойствами продукта. Она характеризует свежесть продукта. Оценка консистенции может проводиться как физико-химическими методами анализа, так и органолептическими методами.

Слуховыеощущения.

Слуховые ощущения необходимы при экспертизе газированных напитков, фруктов (напр., арбуз, яблоко), солений (напр., квашенная капуста); крошливости (напр., вафель, печенья); также позволяют определить нарушения технологии производства.

Слуховые ощущения обостряют остальные органолептические ощущения!

Все воспринимаемые ощущения откладываются в памяти человека, если они были хотя бы единожды восприняты. Также из памяти можно вызвать ассоциативные ощущения.



Условияпроведениясенсорногоанализа.

Помещение должно размещать 10-12 кабинок для индивидуальной работы. Каждая кабинка должна быть такой площади, чтобы там могли разместиться испытатель, образцы, вспомогательное оборудование. Также должно присутствовать индивидуальное освещение.

Должен быть большой стол для работы фокус-групп, должен быть хороший доступ дневного света, должны присутствовать лампы дневного света.

Помещение должно быть звукоизолированно; должен быть кондиционер, поддерживающий постоянными влажность, температуру и свежесть.

Должно быть отделано помещение материалами, которые не источают свои запахи и не впитывают посторонние. Все поверхности должны быть гладкими и легкообрабатываемыми. Средства обработки и чистки не должны быть химически агрессивными.

Цвет стен должен быть нейтральным (серый, белый, бежевый).

Не допускается украшений, плакатов, таблиц и, тем более, никаких упоминаний о пищевых продуктах.

Должно быть второе помещение, где готовятся образцы. Называется оно препараторская . Должно находится оно рядом с дегустационным залом, но иметь разные входы. Запахи их препараторской не должны проникать в дегустационный зал. Площадь препараторской должна позволять разместить оборудование, например, термостат, холодильник, микроволновую печь, водяные бани, оборудование для кулинарной обработки, дистиллятор, фильтры, мойку, препараторские столы и шкафы для лабораторной посуды или реактивов (ароматизаторов, красителей). Она также должна размещаться так, чтобы испытатели не могли случайно зайти в неё.

Требованиякобразцам.

Посуда для сенсорной оценки не должна быть из дерева, олова, алюминия; не должна быть жестяной, картонной.

Посуда должна быть стеклянная, серебряная, фарфоровая, керамическая, из нержавейки, пищевого пластика, устойчивого к высокой температуре.

Размерыпосуды:

· Стаканчики: 1 проба = 1 глоток. Должны быть с высокими краями, небольшими.

· Тарелочки (называются десертные ): должны быть маленькими.

· Куски пищи: 1 проба = 1 укус.

Посуда в одну сессию должна быть одинаковой, не иметь орнаментов. Должна быть подписана (коды образцов).

Кодированиеобразцов.

Можно осуществлять цифровыми и буквенными значениями. Обычно применяют трёхзначные коды, выбранные в случайном порядке, чтобы исключить психологические ошибки (т.е. чтобы исключить логику, связь между качеством).

Нельзя позволять кодировать 111, 222, 333 и т.д. Нельзя располагать по порядку, например, 611, 612, 613 и т.п.

Температура образцов должна быть такой же, как и при обычном потреблении (напр., мороженое должно быть холодным, в вино – охлаждённым).

При ароматическом определении образцов их подогревают, также увеличивают влажность помещения.

Образцы готовятся единовременно, т.е. ничего нельзя сохранять на следующий раз. Подготовка происходит только в день испытания.

Объём ложки равен 10 мл (она также называются десертной ).

Вспомогательныематериалы.

Для оценки образцов пищевых продуктов важно использовать вспомогательные продукты, например, дистиллированную воду, т.к. ополаскивание рта дистиллированной водой после принятия образца позволяет смыть послевкусие и более точно оценить следующий образец.

Используются сухие крекеры (обязательно пресные, не солёные, не ароматизированные и пр.), хлебцы рисовые, отварной рис и белый хлебный мякиш – эти продукты позволяют сорбировать остальные продукты при испытании.

Рабочееместо.

§ Стакан для воды (напр., 200 мл). Вода должна быть такой, какой пользовались при приготовлении образцов (т.е., напр., образец готовился подсоленной водой, значит и вода в стаканчике должна быть подсоленной);

§ Тарелочки;

§ Салфетки (бумажные);

§ Тарелочки с образцами.

Также должно быть место для заполнения анкеты.

Оборудованиевкабинке (в лучшем случае):

· Раковина (пригодится, чтобы выплюнуть образец);

· Лампа дневного света.

Размер кабинки, приблизительно, 1x1 метр.

Для специальных продуктов, таких как вино, кофе, чай используется собственная посуда. Например, для вина – тюльпанообразные бокалы (стеклянные, градуированные, прозрачные). Бокал должен выдерживать температуру от Внутреннее строение дна сконструировано таким образом, чтобы оценить осевшие пузырьки.

o Посуда для чая: керамическая (нормальная, т.е. не обожжённая и пр.), с крышками. Представляет собой подобие заварного чайника. Размеры указаны в соответствующем стандарте.

o Посуда для кофе: керамическая, только меньшего объёма, с маленькими крышками.

При обработке посуды не допускается использовать химически агрессивные и ароматизированные средства.

Требованиякиспытателям.

1. Здоровье на день испытания (хорошо себя, в общем, чувствовать);

2. Отсутствие парфюмерных средств;

3. За 2 часа до испытания необходимо покушать (!);

4. Нельзя пить кофе, чай, алкогольные напитки, поскольку они угнетают сенсорные рецепторы.

5. Умение индивидуально работать (не болтать во время испытания и не отвлекаться по пустякам);

6. Мотивация исследователя к испытанию.

Проводить испытание нужно с утра. Длительность не более 90 минут.

В процессе органолептических испытаний всегда существует вероятность появления психологических ошибок.

Ошибки.

1) Ошибкаожидания – любая информация, которая не должна быть доступна для испытателей. Например, исследуемый образец.

2) Ошибкастимула :

· Появляется из желания дать правильный ответ;

· Может повлиять цветность образцов (напр., у зелёного цвета не обязательно будет кислый вкус).

3) Логическаяошибка – испытатель ассоциирует какое-либо свойство с другими характеристиками; также возникает, когда была проведена неправильная кодировка образцов (напр., 1-ца предпочтительней 2-ки). Чтобы избежать этого, нужно давать образцы в нескольких повторностях, с правильной кодировкой.

4) Погрешностьснисходительности – такая ошибка возникает, когда оценивают продукт, опираясь на абстрактные и игнорируя действительные эмоции. Причина : отсутствие мотивации.

5) Эффектореола :

· Возникает при опробовании серии образцов (мешает послевкусие). Решение : использовать вспомогательные методы и средства (напр., полоскание).

· Продукт несёт в себе несколько сильных характеристик. Решение : выделить одну главную характеристику.

6) Эффектвнушения – при излишней болтовне (напр., сосед навязывает своё мнение). Решение : индивидуализация работы.

7) Эффект порядка – ошибка, возникающая при неправильной кодировке. Решение :

· Давать образцы в нескольких повторностях;

· Наладить порядок подачи образцов.

8) Ошибкаконвергенции – с этого начнётся следующая лекция =)

Тактильная информация

Тактильная информация воспринимается человеком с помощью осязания. Чувство осязания помогает нам ориентироваться в темноте, дает возможность определить не только наличие предмета, но и его форму, размеры, температуру, влажность, характер поверхности (гладкая, шероховатая и т. д.). Чувство осязания складывается из целого комплекса сигналов, поступающих в головной мозг от нервных окончаний (рецепторов), расположенных в мышцах, суставах, на поверхности кожи и слизистых оболочек, воспринимающих прикосновение и давление, температуру и боль, изменение положения тела в пространстве и т. д.

Органы осязания рассеяны по всему телу человека. Это особые группы чувствительных клеток. Они расположены под кожей и не видны простым глазом. Плотность этих клеток различна в разных частях тела. У человека, особенно у ребенка, наибольшая острота осязания обнаруживается около рта на слизистой оболочке губ. С возрастом в связи с трудовой деятельностью осязание значительно обостряется на кончиках пальцев рук, благодаря чему приобретается способность воспринимать качество предметов на ощупь. Информация о температуре окружающей среды воспринимается специальными нервными окончаниями -- терморецепторами.

Основная роль в осязании принадлежит тактильным ощущениям -- прикосновению и давлению. Рецепторы осязания в коже представляют собой древовидно разветвленные свободные окончания нервных волокон, конечные веточки которых проникают между соединительнотканными и эпителиальными клетками, обвивая наружные корневые влагалища волос. Колебание длинной наружной части волоса передается на корневую часть и вызывает возбуждение нервных волокон. При увеличении интенсивности прикосновения начинает ощущаться чувство давления. Это означает, что затронуты рецепторы мышц, фасций и сухожилий. Одно нервное волокно, разветвляясь, может подходить к 300 кожным рецепторам. Осязание делят на активное и пассивное. Активное осязание проявляется в активных действиях организма, способствующих более полному восприятию предмета (у человека проявляется в манипулировании предметом и ощупывании его). Пассивное осязание возникает при простом действии раздражителя на кожу и не сопровождается специфическими реакциями организма, направленными обычно на уточнение характера действия самого раздражителя.

Обонятельная информация

Обоняние -- способность воспринимать запахи. Эта способность осуществляется посредством обонятельного анализатора, периферическим отделом которого (рецептором) являются специфические нервные клетки, расположенные в слизистой оболочке верхнего и отчасти среднего носовых ходов. Раздражителем обонятельного анализатора являются молекулы пахучих веществ, попадающих в обонятельную область либо при вдыхании их через нос, особенно при форсированном вдохе (нюханье), либо из носоглотки в момент проглатывания пищи; в последнем случае обонятельное ощущение сочетается с вкусовым (вкусовое обоняние). Человек обладает различной степенью обоняния к разным пахучим веществам. Чувствительность к некоторым веществам особенно высока. Так, например, этилмеркаптан вызывает обонятельное ощущение при содержании его в количестве 0,00019 мг в 1 л воздуха. Снижение и потеря обоняния часто возникают при воспалительных и атрофических процессах в слизистой оболочке носа. В некоторых случаях нарушение обоняния является одним из существенных симптомов поражения центральной нервной системы.