Открытые уроки по баяну. Тема урока: Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности

Методическая разработка открытого урока

по специальности баян с учащимся 1-го класса.

Выполнила: Масленникова Т.В.,

преподаватель по классу баяна, аккордеона МОУ ДОД «Козьмодемьянская детская школа искусств им. А.Я. Эшпая», г.Козьмодемьянск, Республика Марий Эл.

Тема урока: Развитие технических навыков учащихся-баянистов в детской школе искусств.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

    Образовательные: сформировать, обобщить и углубить знания учащегося с основами работы над исполнительской техникой.

    Развивающие: развитие эстетического вкуса, развитие образного мышления, музыкально – исполнительское и идейно – художественное развитие.

    Воспитательные: воспитание у учащегося внимания, целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте, умение анализировать свое выступление.

    Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.

Форма урока: индивидуальная.

Методы: игра на инструменте, беседа, наблюдение, демонстрация видеоматериала, игровые методы.

Реализуемые педагогические технологии: художественные, информационно-компьютерные.

Оборудование: музыкальный инструмент (баян), нотная литература, дидактический материал (карточки), компьютер.

Используемая литература:

1. В. Семенов «Современная школа игры на баяне».

2. Д. Самойлов «Хрестоматия баяниста 1-3 кл.»

3. Ю.Акимов, В.Грачев «Хрестоматия баяниста 1-2кл.»

4. Составление и исполнительская редакция Ф.Бушуева, С Павина «Хрестоматия баяниста 1-2 кл. для детских музыкальных школ».

Репертуарный план урока:

1. Позиционные упражнения.

2. Гамма до мажор, арпеджио, аккорды.

3. Р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

4. К. Черни «Этюд».

5. Л. Книппер «Полюшко-поле».

6. Оценка за урок, домашнее задание.

Структура урока.

    Организационный момент. Представление ученика и круга задач, стоящих перед ним.

    Основная часть:

Вступительное слово педагога: «Техника, в широком смысле слова - средство передачи художественного содержания произведений. В узком смысле это предельная точность, быстрота пальцев, координация движений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач».

2.1 Игра позиционных упражнений. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.

Педагог: «Баянная техника строится на типовых формулах: гаммы, арпеджио, аккорды».

      Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио, аккорды.

      Проверка домашнего задания .

Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

Педагог: «Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами».

2.4. К.Черни «Этюд». Преодоление технически сложного места, точная аппликатура, смена меха.

2.5. Проведение физкультминутки. Игра «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла. Игра с ритмическими карточками. Прохлопывание ритма, изображенного на карточках.

2.5. Л.Книппер «Полюшко – поле». Беседа о жизни и творчестве композитора . Просмотр фотографий композитора на компьютере. Беседа о песне «Полюшко-поле». Это советская песня о героях Красной армии, которая благодаря своей популярности, считается народной. Между тем, песня имеет авторов: муз. Л.Книппер, автор слов – поэт В.М.Гусев. Она была написана в 1933 году. Мелодия легла в основу 4-ой симфонии Л. Книппера «Поэма о бойце - комсомольце», явилась лейтмотивом этого произведения. История создания песни.

2.6 Работа над текстом, характером и аппликатурой.

Вначале исполняется произведение целиком, чтобы понять какие из наработанных педагогом задач, реализовались. После проигрывания становится ясно, что из-за неправильной смены меха обрывается музыкальная фраза, вследствии чего отсутствует выразительное интонирование.

Работа над ведением меха. В процессе обучения важно научиться сознательно и грамотно определять моменты смены направления меха. На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев, в нотных сборниках в тексте находятся соответствующие знаки, определяющие точную смену меха, их нужно придерживаться. Каждую фразу педагог просит подводить к моменту кульминации. Чтобы облегчить задачу, ученик играет отдельно каждой рукой, уделяет внимание смене меха. После успешно сделанной работы усложним задачу, играя произведение двумя руками вместе. Педагог просит учащегося самому определить уровень его исполнения и проанализировать. Перед учеником ставится задача: «давай представим, что мы на сцене, попробуй сыграть, как на концерте». Педагог хвалит учащегося за старание, которое было приложено для решения поставленных задач.

    Подведение итогов, анализ.

    Домашнее задание.

    Отметка.

Исламов Тимур Шаукатович
Должность: преподаватель по классу баян
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская Школа Искусств"
Населённый пункт: с. Инзер, Белорецкий район
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: "Развитие технических навыков учащихся- баянистов в ДШИ"
Дата публикации: 27.02.2017
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ БАЯН

Преподавателя отделения народных инструментов

Исламова Тимура Шаукатовича

Тема: «Развитие технических навыков учащихся-баянистов в ДШИ»

Методическая разработка

Открытого урока

по специальности БАЯН

тема

урока:

«Развитие

технических

навыков

учащихся-баянистов

ДШИ»

Урок провел преподаватель ДШИ

Исламов Т.Ш.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: индивидуальная

является

основной

организации

воспитательной

деятельности, это индивидуальное занятие учителя с обучающимся, целью

которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие

любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора

и, как следствие, – повышение интеллекта.

Цель

урока

выявление

основных

элементов

Определение

основных

принципов

развитием

совершенствованием технического мастерства обучающегося.

Задачи урока:

Образовательные:

закрепление

изученных

теоретических

ритм, мелодия, динамика);

продолжение формирования практических навыков (игра штрихами non

legato, legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение

произведения в заданном темпе).

Развивающие:

развитие слуха;

координация движений;

активизирование образного музыкального мышления через различные

виды деятельности.

Воспитывающие:

воспитывать любовь к музыке;

воспитывать эстетический вкус;

воспитывать усидчивость, собранность.

Здоровьесберегающая:

развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память;

рациональная

организация

физкультминутка,

упражнения

расслабление мышц;

чередование

различных

деятельности

упражнений

сменяется

повторением

выученных

разбором

нового музыкального материала).

Методические приемы:

словесный, наглядный, практический;

активизация

обращение

музыкальному

восприятию

обучающегося;

прямая и наводящая формы воздействия;

развитие мышления.

Оборудование: 2 баяна (обучающемуся и преподавателю), 2 стула, нотные

пособия, пульт.

Репертуарный план урока:

1. Упражнения.

4. Пьесы, этюды

Структура урока.

Организационный момент.

Представление обучающемуся круга задач, стоящих перед ним.

Основная часть:

1) Упражнения.

«Разучивая только художественный материал, и не занимаясь технической

работой, обучающийся будет отставать в технической стороне исполнения,

исполнительское

искусство

музыканта

определенных хорошо отработанных двигательных навыков» (В.Демченко).

Материалом

приобретением

двигательных

развития различных элементов техники служат гаммы, арпеджио, аккорды,

специальные упражнения, этюды. В процессе работы над этим материалом, а

также и при исполнении музыкальных произведений, необходимо помнить,

что успешное техническое развитие обучающегося – баяниста зависит от

многих факторов:

постановка инструмента и рук,

техника ведения меха,

аппликатура,

координация движений правой и левой руки,

обучения

необходимо

правильностью посадки обучающегося. Посадка рассчитана на то, чтобы

обучающийся чувствовал себя как можно удобнее.

«Постановка

формирование

свободных

рациональных движений на клавиатуре. Прежде, чем перейти к занятиям на

музыкальном

инструменте,

мышечную

управлять мышцами в самых простейших движениях рук.

Начинать можно с подготовительных упражнений без инструмента. Любое

действие

производится

сокращением

определенной

Необходимо добиваться того, чтобы сокращение одних мышц не вызывало

напряжения других, не участвующих в работе. Такие упражнения я провожу с

обучающимися и им они очень нравятся:

1. Исходное положение: руки свободны. Поднять и вытянуть их перед собой.

остаётся

горизонтальном

положении,

расслабленном состоянии падает вниз и качается подобно маятнику.

2. Руки опущены вниз и полностью расслаблены, Резко сжать в кулак пальцы

левой руки, а затем, расслабляя мышцы, разжать кулак, в это время правая

рука совершенно свободна.

3. Упражнения для кистей и пальцев рук, сидя за столом:

Приподнять кисть и дать ей упасть на подушечки пальцев. Повторить

руками одновременно.

«Считалка»

ритмизация

выполняется

поочередно

одновременном

произнесении текста вслух.

4. Упражнения (с инструментом):

«Кисточка»

расслабления

запястья.

Свободное

скольжение

клавиатуре вверх и вниз.

«Перелёты и приземления» - дугообразные и волнообразные перемещения

по клавиатуре.

Упражнения

воздушным

клапаном

(«Самолет

«Ветерок»,

«Ветер», «Буря»)

Упражнения,

способствующие

развитию

технических

разделить

определённые

обучения,

прохождения

материала

соразмерно

способностям

конкретного

обучающегося.

упражнений

поделить

несколько

этапов. Начальный этап работы включает в себя следующие учебные задачи:

знакомство с элементами музыкальной грамоты;

организация

двигательного

аппарата,

формирование

инструментальных навыков;

развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти.

воспитание

самостоятельности,

инициативности,

самоконтроля

работе с инструментом.

Работа идёт от простого к сложному.

На следующем этапе появляются новые задачи:

тщательная отработка начальных упражнений;

мажорных

хроматических,

знакомство

минорными

овладение штрихом стаккато, сочетание различных штрихов;

введение упражнений для овладения арпеджио мажорных и минорных

освоение аккордовой техники.

2). Гаммы, арпеджио.

начальных

упражнений,

обучающийся

более осознанно, основной акцент ставится на работе над гаммами.

ежедневное

необходимое

успешного

технического

продвижения

Систематическая

последовательная

материалом

необходимое

выработки основных игровых навыков и умений.

Успешная

арпеджио

аккордами

помогает

преодолеть многие технические трудности:

1) позволяет лучше сделать выбор рациональной аппликатуры;

2) создаёт мелкую и свободную пальцевую беглость;

3) способствует координации движений обеих рук;

4) плавности ведения меха и смены направления его движения;

помогает

исполнению

различных

разнообразными приёмами звукоизвлечения.

Исполнение гамм разными штрихами помогает обучающимся развивать

качественную артикуляцию. Кроме того, игра гамм, арпеджио и аккордов

способствует закреплению теоретических знаний на практике, развивает у

обучающихся чувство лада и метроритма.

Развитие техники идёт успешно лишь в том случае, если перед обучающимся

проигрывании

арпеджио

определённую

музыкальную задачу.

3) Проведение физкультминутки.

утомляется,

необходима

деятельности. Для этого хорошо подходят физические упражнения в виде

игры. «Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки

вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед.

Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-

«Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде

«Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик.

«Медвежонок»

расслабить,

округлить

толстенького медвежонка.

Так же к смене деятельности можно отнести ритмические упражнения:

Я проигрываю пьесу, обучающийся определяет характер. По нотам разбираем

ритмический

повторном

проигрывании

аккомпанемент, а обучающийся отстукивает ритм мелодии. Я играю мелодию

– обучающийся стучит сильные и слабые доли.

Данное упражнение поможет развитию навыка чтения с листа: вижу – узнаю

Слышу- играю.

4) Пьесы, этюды

Обучающемуся будет полезно узнать на конкретных примерах, как

используют

композиторы

гаммаобразные

последовательности

произведениях

насколько

разнообразно

музыкальном контексте.

При разборе нотного текста я приучаю своих обучающихся к определенному

Обязательно

название

информация

опускается.

что вижу – говорю сразу. Обучающийся должен узнавать строение мелодии –

поступенное движение, скачками, интервалы, движение по звукам гаммы,

трезвучия.

необходимо

проговорить

(выдерживая длительности), простучать ритмический рисунок.

Такой детальный разбор облегчает и делает понятным первое проигрывание

нотного текста.

5.Заключение

Ученик справился с поставленными перед ним задачами: постарался

передать

художественный

произведений,

научился

самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить ошибки,

трудности в исполнении и искать пути их преодоления. Ученик понял, что

для того, чтобы произведение звучало, не достаточно точно выучить текст,

нужно много уделять внимания работе над динамикой, фразировкой, ритмом,

штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности. В дальнейшем

планируется

самостоятельная

раскрытию

художественного образа произведений.

упражнениях

неуклонно

наблюдай за красотой звука. Упражнение важно играть с напором и даже с

некоторым спортивным увлечением.

наоборот,

небрежная

должного

контроля

качеством

выполнения

определённых

звуковых

дезорганизует

вредно отражаясь на исполнении разучиваемых произведений».

Непременным

условием

осознанной

баяниста

начальной

стадии разучивания инструктивного материала является игра в медленном

темпе. При такой игре исполнитель успевает осмыслить извлекаемые звуки,

метро-ритмическую

организацию,

аппликатуру,

целесообразность

движений.

Осознанная,

вдумчивая

способствует

скорейшему

приобретению и закреплению навыков, автоматизации движений.

Автоматизация

движений

является

непременным

условием

достижении технического мастерства.

6. Домашнее задание.

с учащейся 3 класса
Тема: Развитие навыков работы над полифоническим произведением
в классе аккордеона.
Тип урока: комбинированный.
Цель: формировать навыки работы над полифоническим произведением,
развивать умение слышать полифоническую ткань.
Задачи:
Образовательные: формировать, углублять и обобщать знания учащейся о
жанре полифонии, ее типах на примерах пройденного и нового материала.
Развивающие: развивать навык исполнения двухголосной полифонической
ткани, умение слышать сочетание голосов, их выразительные особенности,
применять различные штрихи для выделения голосов в общем звучании.
Воспитательные: воспитывать интерес к полифонической музыке,
внимание, целеустремленность и настойчивость в овладении приемами и
навыками исполнения произведений многоголосного склада.
Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук учащейся,
установка инструмента.
Форма урока: индивидуальная.
Методы: игра на инструменте (индивидуальная и ансамблевая), беседа,
наблюдение, контроль, самоконтроль, накопление знаний, демонстрация
аудиоматериала.
Оборудование: 2 аккордеона, пюпитр, стол, стулья, нотная литература,
музыкальный центр.
Используемая литература:
1. В.Лушников «Школа игры на аккордеоне», 1988г.
2. Б.Калмыков, Г.Фридкин «Сольфеджио» часть 2, двухголосие.
3. И.С.Бах ХТК, 2 том.
Репертуарный план урока:
1.
Гаммы ре мажор, си минор; игра в октаву, аккордов трех­ и
четырехзвучно.
2. Г.Перселл «Ария».
3. «Ивушка» р.н.п.
4. Б.Любарский «Песня».
5. И.С.Бах Фуга соль­диез минор, ХТК, 2 том.

6. Л.Бетховен «Шуточный канон».
Структура урока:
1. Организационный этап:
­ приветствие, психологический настрой, сообщение темы урока, целей и
задач.
­ практический настрой: игра гамм, упражнений.
2. Теоретический этап:
­ беседа с учащейся о жанре полифонии, опираясь на приобретенные ранее
знания: понятия «полифония», «подголосочная полифония», «канон»,
«имитация», «фуга».
3. Практический этап:
­ исполнение полифонических пьес, разученных ранее;
­ работа над новым произведением: интонирование темы, выделение
голосов в общей полифонической ткани;
­ слушание в записи Фуги соль­диез минор из 2 тома ХТК Баха, следя по
нотному тексту.
4. Заключительный этап:
­ рефлексия;
­ домашнее задание;
­ оценка работы учащейся.

Ход урока.
Этапы урока
Содержание урока
Примечания
Организационный
.
Постановка целей
и задач урока.
Активизация
внимания.
Полифония – это
1. Учитель: Здравствуй, Жумагуль!
Сегодня наш урок будет полностью
посвящен одному из сложных, но в то
же время красивому и интересному
жанру ПОЛИФОНИИ. Что такое
«полифония»?
Ученица:
«многоголосие».
Учитель:
Самое сложное в
полифонических
исполнении
произведений – это умение слышать
каждый голос, вести и развивать их
мелодическую линию в общем
многоголосии. Эти навыки мы и будем
развивать на различных примерах
полифонической музыки.

2. Учитель: Прежде чем приступить
к решению такой сложной задачи,
надо подготовить свой аппарат к
работе.
Работа с гаммами Ре мажор и Си
минор (игра в унисон, в октаву,
аккорды по 3 и 4 звука, арпеджио).
Учитель: Что ты знаешь о
полифонии? Когда этот жанр был
наиболее
Какие
композиторы сочиняли музыку в
полифоническом стиле?
Ответ ученицы.
популярным?
Проследить за
правильной
посадкой,
положением
инструмента,
рук.
В беседе
опираться на
знания
учащейся,
полученные на
уроках
Подготовка
рабочего аппарата.
Теоретический.
Получение и
углубление знаний
для выполнения
намеченной
работы.

музыкальной
литературы,
специальности.
Анализ голосов
попросить
сделать
ученицу.
каноны,
Учитель: Полифоническая музыка
проявляется в различных формах и
жанрах: это могут быть старинные
танцы (менуэт, сарабанда, аллеманда,
куранта, жига и др.), обработки
народных песен с подголосочной
полифонией,
инвенции,
фугетты и фуги с имитационным
способом развития. Фуга – это
наивысшая форма имитационной
полифонии.
1.Исполнение «Арии» Г.Перселла.
Обратить внимание: верхний голос
отличается мелодической гибкостью,
более разнообразным ритмом, нижний
исполняется нон легато, линия его
сдержанная, степенная.
2. «Ивушка» р.н.п.
Учитель: Полифония встречается не
только в творчестве композиторов, но
и в народной музыке. В народе
бытовала следующая традиция
исполнения песен: начинал песню
запевала, затем ее подхватывал хор,
исполняющий подголосок к основной
теме. Такая форма получила название
подголосочной полифонии.
Исполнение
«Ивушка»
ансамблем: ученик – «запевала»,
учитель – «хор». Для создания более
яркого музыкального
образа
используются различные регистры
аккордеона.
песни
3. Б.Любарский «Песня».
Учитель: «Песня» Любарского, над
которой мы работаем, по своему
складу близка народной. Сколько в
ней голосов? (два). В песне мы можем
выделить два куплета.
В каком
куплете ты видишь признаки
Практический.
Повторение ранее
изученного
материала,
выразительное
исполнение.
Развитие навыков
ансамблевой игры,
умения слушать
общее звучание.
Работа над новым
материалом,
развитие навыка
игры канонической
имитации.

полифонии? (во втором). Тема
проходит в двух голосах в форме
канона, т.е. второй голос ведет ту же
мелодию, но с запозданием на два
такта.
Работа над интонированием и
фразировкой темы в каждом голосе
отдельно,
выработка навыков
исполнения канона,
сохраняя
выразительность каждого голоса.

Умение
4. И.С.Бах «Фуга соль­диез минор»,
2 том ХТК (аудиозапись).
Учитель:

исполнять
полифонические
произведения
расширяет возможности исполнителя
в плане владения инструментом,
разнообразия репертуара. Но умение
слушать полифоническую музыку – не
менее ценное качество для музыканта.
Для этого обратимся к сложной
форме полифонии – фуге. Постарайся
услышать основную тему в каждом
голосе, попытайся проследить по
нотному тексту.
Слушание Фуги в записи (баян),
следя по нотному тексту.
Учитель: Сколько голосов ты
услышала? (три).
Формирование
навыка слушания
полифонии,
вычленяя на слух
проведения
основной темы,
умения
ориентироваться в
нотном тексте.
Закрепление
навыка игры
каноном.
Заключительны
й.
1. Рефлексия.
5. Л.Бетховен «Шуточный канон».
Исполнение в ансамбле с учителем:
каждый играет свой голос, при этом
слушая общую полифоническую
ткань.
Учитель: После такой насыщенной
работы над различными формами
полифонии, какие ощущения, чувства,
эмоции у тебя вызывает этот жанр?
Изменилось ли твое отношение к
нему? Как?
«Песня»
Любарского – умение

Открытый урок по специальности баян

с учащимся 2-го класса Жариковым Димой.

Выполнила: Кулагина Г.Н.

преподаватель по классу баян

МОУ ДОД ЛДШИ г. Лагань

Тема урока:

    Освоение исполнительских штрихов «legato» и «staccato».

Цель урока:

    Показать последовательную работу над произведением;

    Выработать навыки исполнения штрихов «legato» и «staccato».

Задачи урока:

    Воспитательная – воспитание внимания, умение слушать и запоминать;

    Образовательная – закрепить практические навыки игры штрихами «legato» и «staccato»;

    Развивающая – работа над приемами звукоизвлечение. Выявление индивидуального подхода к использованию выразительных средств.

    Здоровьесберегающие:

    1. правильная посадка, установка инструмента, положение рук;

      динамическая пауза, включение игровых моментов (развиваются мышцы пальцев), гимнастика для глаз на расслабление мышц.

      чередование различных видов учебной деятельности (упражнений сменяются повторением выученных пьес, игра гамм, разбором нотного материала и слушанием музыки)

Тип урока:

    Комбинированный.

Форма урока:

    Индивидуальная.

Методы обучения:

    Словесная передача и слуховое восприятие;

    Игра на инструменте;

    Игровые методы;

    Наблюдение;

Средства обучения:

    Музыкальный инструмент (баян);

    Нотная литература.

План урока:

    Организационный момент.

    Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

До-мажор – двумя руками, арпеджио (короткие, длинные), аккорды;

Ля-минор (натуральная, гармоническая, мелодическая), арпеджио (короткие, длинные), аккорды.

4. Повторение выученных пьес:

Б.н.п. «Янка», Н. Лысенко «Песенка Вовчика»

Р.н.п. «Ах, ты береза», Б. Савченко «Песня кота Леопольда»

5. Проверка домашнего задания

Укр.н.п. «На улице скрипка играет»

6. Освоение нового учебного материала пьеса К. Листова «В землянке» .

7. Игра угадай сказочных персонажей.

8. Подведение итогов занятия.

9. Оценка за урок, домашнее задание.

Ход урока

    Организационный момент:

    • подготовка обучающего к работе;

      психологическая настройка;

      активизация внимания.

    Работа над техническим материалом

    • Исполнение упражнений для беглости пальцев . (Большое внимание должно быть уделено упражнением. Изучение нового материала и повторение пройденных пьес без предварительной подготовки неизбежно ведет к целому ряду ошибочных движений. Упражнения, концентрируя внимания учащегося на новых движениях, повышают эффективность занятий и сокращают период усвоения);

    Исполнение гамм:

До-мажор (двумя руками), арпеджио, аккорды.

Ля-минор правой рукой (натуральная, гармоническая, мелодическая), разными штрихами и динамическими оттенками, арпеджио, аккорды.

    Повторение выученных пьес. Исполнение с правильном движением меха, аппликатурой и динамическими оттенками.

Б.н.п. «Янка»;

Н. Лысенко «Песенка Вовчика»;

Р.н.п. «Ах, ты береза»;

Б. Савченко «Песня кота Леопольда».

3. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: Освоение исполнительских штрихов «legato» и «staccato».

Теоретическая часть. В зависимости от характера музыки (спокойного, напевного или бодрого, шутливого, плясового) звуки могут исполнятся плавно, тягуче или же коротко, отрывисто.

Легато – способ игры, при котором звуки исполняются связно, плавно переходя один в другой. При этом пальцы плавно «переступают», ощущая легкую нагрузку руки. Каждая следующая клавиша нажимается в момент отпускания пальцев предыдущей. Ноты, исполняемые легато, объединяются дугообразной чертой – лигой. При «legato» атака звука всегда начинается без акцента, широкое дыхание, звуки как бы переходят в один в другой, исключая при этом наползание. «Legato» свойственно – широкое дыхание, связанная игра.

Стаккато - это отрывистое исполнение звука, при котором пальцы коротко, бодро и энергично прикасаются к клавишам. Стаккато обозначаются точкой над или под нотами. Для того чтобы аккомпанемент не заглушал мелодию. Базы и аккорды нередко исполняются стаккато. В то время как такие же длительности партии правой руки выдерживаются полностью.

Практическая работа. Пьеса укр.н.п. «На улице скрипка играет»: игра двумя руками по нотам. Анализ средств музыкальной выразительности. Работа над штрихами «legato» и «staccato».

Необходимо объяснить учащемуся методику исполнения штрихов «staccato», которая состоит из 3 основных частей:

    замах пальца;

    удар пальца;

    отскок от клавиатуры.

На примере одной ноты необходимо добиться нужного исполнения штриха и закрепить его на примере двух тактов пьесы.

Д/з отработка технически трудных мест. Соблюдая нужную аппликатуру и смену меха через два такта.

Здоровьесберегающая. Упражнение для глаз: подвигать глазами вправо, влево, вверх, вниз, попытаться сделать восьмёрку глазами. Упражнения на развитие мышц пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться. Для большего интереса упражнение выполняются со словами:

Как-то в лодке плыли нотки

До ре ми фа соль ля си

А за лодкой, вслед за лодкой

Тихо плыли караси

«Что за чудная погодка

Говорили караси,

Но не слышали их в лодке

До ре ми фа соль ля си

Песни в лодке распевали

До ре ми фа соль ля си

А под лодкой танцевали

Озорные караси

Раскачалась сильно лодка

И пошли нырком на дно.

Караси спасали нотки

Си ля соль фа ми ре до.

Освоение нового учебного материала.

Пьеса К. Листова «В землянке». Во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. было написано много песен. В феврале 1942 года Константин Листов на стихи А. Сурикова «Бьется в тесной печурке огонь» написал новую песню, и назвал её «В землянке». Эта песня сразу же, безоговорочно была принята – и сердцем солдат, и сердцами тех, кто ждал его дома.

При первом ознакомлении с пьесой К. Листова «В землянке» необходимо разобрать ее теоретически: сначала выясняем тональность произведения, по знакам это может быть сиb – мажор или соль - минор. По последней ноте и аккомпанементу в левой руке выясняем тональность соль – минор. Далее переходим к размеру 3/8. Считать будем на раз – два – три.

Закрепление нового материала.

На одном уроке невозможно выучить всю пьесу, поэтому необходимо на примере первой фразы добиться исполнения штриха «legato», показав, как пальцы должны двигаться – плавно связно с глубоким нажимом без промежутков, и в тоже время не наползая, нота на ноту.

Технология формирования мотивации или игровая технология.

Хорошо ее использовать в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов (Игра «Угадай сказочных персонажей») повышает интерес учащегося к занятиям на баяне, активизирует его творческую деятельность. Попробуй угадать ряд сказочных персонажей и животных и покажи их на картинках.

Звучит Г. Галынина «Медведь»;

В. Витлина «Кошечка»;

р.н.п «Зайчик».

Подведение итогов и результатов занятия:

Как прошел урок?

Со всеми ли задачами справился ученик на уроке?

Домашнее задание.

    Упражнение правой рукой;

До – мажор двумя руками;

Ля – минор (натуральная, гармоническая, мелодическая) правой рукой;

Арпеджио (короткие, длинные);

Аккорды.

    В укр.н.п. «На улице скрипка играет»:

Продолжить работать над штрихами, акцентами. Динамическими оттенками, меховедением;

Учить на память плохо запоминающие места.

    В пьесе К. Листова «В землянке» отработать в первых четырех тактах штрих «legato». Соблюдая нужную аппликатуру;

    Повторять наизусть выученную пьесу бел.н.п. «Янко».

Список литературы:

    П. Говорушко «Начальная школа игры на баяне» 1988г.

    Н. Ветлушина «Музыкальный букварь» 1986г.


Тип урока:
комбинированный.

Цели и задачи урока:

1.Образовательные: сформировать, обобщить и углубить знания учащегося с основами работы над исполнительской техникой.

2.Развивающие: развитие эстетического вкуса, развитие образного мышления, музыкально – исполнительское и идейно – художественное развитие.

3.Воспитательные: воспитание у учащегося внимания, целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте, умение анализировать свое выступление.

4.Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.

Форма урока: индивидуальная.

Методы: игра на инструменте, беседа, наблюдение, демонстрация видеоматериала, игровые методы.

Реализуемые педагогические технологии: художественные, информационно-компьютерные.

Оборудование: музыкальный инструмент (баян), нотная литература, дидактический материал (карточки), компьютер.

Используемая литература:

1. В. Семенов «Современная школа игры на баяне».

2. Д. Самойлов «Хрестоматия баяниста 1-3 кл.»

3. Ю.Акимов, В.Грачев «Хрестоматия баяниста 1-2кл.»

4. Составление и исполнительская редакция Ф.Бушуева, С Павина «Хрестоматия баяниста 1-2 кл. для детских музыкальных школ».

Репертуарный план урока:

1. Позиционные упражнения.

2. Гамма до мажор, арпеджио, аккорды.

3. Р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

4. К. Черни «Этюд».

5. Л. Книппер «Полюшко-поле».

6. Оценка за урок, домашнее задание.

Структура урока.

1. Организационный момент. Представление ученика и круга задач, стоящих перед ним.

2. Основная часть:

Вступительное слово педагога: «Техника, в широком смысле слова - средство передачи художественного содержания произведений. В узком смысле это предельная точность, быстрота пальцев, координация движений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач».

2.1 Игра позиционных упражнений. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.

Педагог: «Баянная техника строится на типовых формулах: гаммы, арпеджио, аккорды».

2.2. Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио, аккорды.

2.3. Проверка домашнего задания .

Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

Педагог: «Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами».

2.4. К.Черни «Этюд». Преодоление технически сложного места, точная аппликатура, смена меха.

2.5. Проведение физкультминутки. Игра «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла. Игра с ритмическими карточками. Прохлопывание ритма, изображенного на карточках.

2.5. Л.Книппер «Полюшко – поле». Беседа о жизни и творчестве композитора . Просмотр фотографий композитора на компьютере. Беседа о песне «Полюшко-поле». Это советская песня о героях Красной армии, которая благодаря своей популярности, считается народной. Между тем, песня имеет авторов: муз. Л.Книппер, автор слов – поэт В.М.Гусев. Она была написана в 1933 году. Мелодия легла в основу 4-ой симфонии Л. Книппера «Поэма о бойце - комсомольце», явилась лейтмотивом этого произведения. История создания песни.

2.6 Работа над текстом, характером и аппликатурой.

Вначале исполняется произведение целиком, чтобы понять какие из наработанных педагогом задач, реализовались. После проигрывания становится ясно, что из-за неправильной смены меха обрывается музыкальная фраза, вследствии чего отсутствует выразительное интонирование.

Работа над ведением меха. В процессе обучения важно научиться сознательно и грамотно определять моменты смены направления меха. На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев, в нотных сборниках в тексте находятся соответствующие знаки, определяющие точную смену меха, их нужно придерживаться. Каждую фразу педагог просит подводить к моменту кульминации. Чтобы облегчить задачу, ученик играет отдельно каждой рукой, уделяет внимание смене меха. После успешно сделанной работы усложним задачу, играя произведение двумя руками вместе. Педагог просит учащегося самому определить уровень его исполнения и проанализировать. Перед учеником ставится задача: «давай представим, что мы на сцене, попробуй сыграть, как на концерте». Педагог хвалит учащегося за старание, которое было приложено для решения поставленных задач.

3.Подведение итогов, анализ.

4.Домашнее задание.

5. Отметка.