План-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему: от добрых правил – добрые слова и поступки. Подбери нужное слово. Урок по модулю «основы светской этики»

Нравственность человека видна через его отношение к слову. Для учителя воспитание нравственности – тема благодатная.

Форма предметного классного часа – виртуальная экскурсия в галерею. С помощью технических средств и презентации постараемся осуществить это путешествие. Цель классного часа: выработать систему нравственного отношения к миру через связь Мысль–Слово–Дело.

На основе разных по содержанию, но схожих по нравственной ориентации текстов, которые были даны каждой группе, обучающиеся оценят нарушения моральных норм и предложат аргументированные ответы о необходимости выполнения этих самых норм. Через проблемные вопросы (значок вопроса-проблемы) обучающиеся читают текст, обсуждают, принимают решение: можно или нет поместить портрет героя в нашу галерею. Почему?

Оценка героев важна, но не менее важна самооценка и рефлексия, так как оценить себя и свою работу на уроке порой сложно, а на внеклассных мероприятиях и классных часах это сделать не так трудно. Тем более, что речь не идёт об отметке, а оценка происходит через сигнальные карточки-образы. Мы предложили сердечки двух цветов, но могут быть и улыбки, и ключи.

Нельзя не сказать о создании «ситуации успеха» (уверена, всё получится, мы проведём замечательно время), и в конце – аплодисменты, словесное "поглаживание".

Дети мотивированы на работу в группах, они и в начальной школе групповую форму использовали активно. Во внеклассных мероприятиях, на классных часах для меня она наиболее предпочтительна, наравне с круглым столом. И здесь, конечно, проявляются умения работать в команде, умения договариваться, высказывать и отстаивать свою точку зрения (без конфликтов).

Познавательные УУД формировались во время самостоятельной формулировки темы классного часа (в конце мероприятия с помощью разрезных карточек, реставрируя тему). По мнению авторов Образовательной системы "Школа 2100", формулировка темы учащимися может быть сделана и в конце урока или внеклассного мероприятия (как и исследовательская, проблемно-поисковая составляющая).

Здоровьесберегающие технологии представлены не прямо, а опосредованно: через просьбу занять расслабленную позу при прослушивании песни, покачаться в такт, обняться, поднять сердечки повыше, повернуться.

Сценарный план классного часа

1. Приветствие

Добрый день, дорогие друзья! Я уверена, что наша сегодняшняя встреча подарит нам радость от общения друг с другом, знаю точно, что у вас всё получится.

Вы сегодня являетесь представителями четырёх групп, объединённых общим делом. Давайте вспомним законы работы в группах.

Кодекс работы в группах:

  • быть тактичным и доброжелательным,
  • выбрать лидера группы,
  • согласовывать действия с командой,
  • подавать сигнал об окончании работы,
  • помнить о "правиле трёх мушкетёров" .

3. Песня

Предлагаю послушать хорошую песню, а припев в конце песни (он выделен в тексте) спеть вместе. Не хотите обняться или взяться за руки? Попробуем? Мне очень хотелось бы, чтобы вы внимательно вслушались в слова.

В это время на слайде слова (доброта, милосердие, доброжелательность, отзывчивость, душевность, верность, честность, совесть, сопереживание) и цитаты:

"Нет ничего сильнее слова". (Л.Н. Толстой)

"Сила слова беспредельна". (А.П. Чехов)

"Слово дело великое, потому что словом можно соединить людей". (Л.Н. Толстой)

Звучит песня "Добрые слова" (исполнение: Любава ЛАД).

А надо мною вьются, вьются такие добрые слова.

Они потоком свыше льются,

Что просто кругом голова.

От этих слов, как лучей солнца,

необычайно и светло

И в каждом сердце остаётся

От слова доброго тепло.

Припев:

Добрый день, добрый вечер,

хороший мой свет, поющий словом во мне.

эру света, даруя земле.

В нём живу и пою, и сейчас

Согреваю весь мир и всех нас.

Слова всегда наружу рвутся,

Они ведь тоже жить хотят.

И мудрость ту, что им даётся,

Они спешат нам передать.

От них в душе сияет солнце, восторг и вдохновение.

Какое счастье, что удаётся мне быть их продолжением.

Припев:

Добрый день, добрый вечер,

хороший мой свет, поющий словом во мне.

Добрый мир людям всем открываешь свой,

эру света, даруя земле.

Ясный свет слова доброго я храню,

В нём живу и пою, и сейчас

Добрым словом , искренним, ласковым,

Согреваю весь мир и всех нас.

4. Беседа о песне

Какое слово постоянно повторяет певица? На чём делает акцент?

Обратите внимание на экран. Какие слова там представлены?

Что их объединяет?

Скажите, о чём мы будем сегодня говорить?

А что помогает человеку становится лучше?

Конечно, вы абсолютно правы. Мы будем говорить и о нравственности и, конечно, о возможности слов делать душу человека чище, благороднее, лучше.

5. Приглашение в галерею

Мы начали нашу дружескую встречу с песни. А как ещё можно интересно провести время с друзьями?

Я хочу вас пригласить на экскурсию в необычную галерею – виртуальную, экспонаты там будут не совсем привычные.

Начнём путешествие по залам галереи?

У галереи нет названия, но мы в конце нашей встречи, я думаю, дадим ей имя.

6. Первый зал галереи «МЫСЛЬ»

А что предшествует любому слову?

Итак, первый зал нашей виртуальной галереи – МЫСЛЬ.

"Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки". (Л.Н.Толстой)

А что значит "думать хорошо"? (Ответы)

А плохо? (Ответы)

7. Анкетирование

Я буду задавать вопрос, а вы поднимать сердечки, в зависимости от ответа: если вы согласны и ваш ответ «да», то оранжевое, если нет – белое, будьте внимательны, действуйте слаженно, ведь вы работаете вместе. Каждый раз оглядывайтесь друг на друга, смотрите на цвета сердечек.

Часто ли вы думаете о хорошем?

О плохом?

Умеете ли вы отличать хорошие поступки от плохих?

Завистливые мысли – это плохие мысли?

Мысли о помощи кому-либо посещают вас при просмотре передачи или выпуска новостей?

Замечательно! Каких мыслей больше у вас – хороших или плохих?

По-другому и быть не могло. А почему?

8. Рабочие листы «СОПОСТАВЛЕНИЕ»

В этом зале есть ещё одна словесная картина.

"Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли".

(Л.Н. Толстой)

А всегда ли мысли и слова других людей нам ясны? Давайте проведём эксперимент.

Перед вами рабочие листы. Попробуйте сопоставить русские пословицы из правого столбика с высказываниями известных зарубежных писателей из левого. Может, некоторые портреты вы узнаете, а имена этих великих писателей покажутся вам знакомыми.

У вас две минуты. Подайте мне сигнал, когда закончите совместную работу.

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА

Сопоставьте по значению русские пословицы с высказываниями зарубежных писателей. Объясните свой выбор. Что вы помните о жизни и творчестве этих людей?

Кто уже справился? Каково значение пословиц?

Есть ли что-то общее в мыслях зарубежных писателей и в русских пословицах?

Как вы видите, добрые слова свойственны и близки людям разных стран, национальностей. И доброе слово вне времени.

9. Второй зал «СЛОВО»

Настало время перейти во второй зал – Слово.

Металл узнаётся по звону, а человек по слову.

Можем ли мы по тому, как и что человек говорит, что-то сказать о его характере?

Какой это будет портрет?

Речевой портрет . Знакомо ли вам это понятие? Что оно значит?

Я хочу показать вам несколько речевых портретов в нашем экскурсионном зале.

10. Фрагмент "Почему мы так говорим?" из киноальманаха "ЕРАЛАШ"

Итак, портрет первый, внимание на экран…

Почему мы так говорим? Что мы можем сказать о мальчике? Можем ли мы его портрет поместить в нашу галерею? Почему?

11. Работа с сигнальными карточками

Часто ли употребляете жаргонные словечки?

Если да – белый, если нет – оранжевый.

А вы всегда задумываетесь над тем, что сказать?

Подбираете ли слова в споре, чтобы не обидеть человека?

Зависит ли ваша речь от того, с кем вы говорите?

12. Загадка-книга

Какой предмет формирует речевой портрет?

Какой предмет помогает нам хорошо мыслить и узнавать много хороших и добрых слов?

(Учитель достаёт из шкатулки книгу).

Чему учит книга?

Книга – это то, что учит нас мудрым мыслям, хорошим и правильным словам, добрым делам и поступкам.

13. Работа в группах (задание)

Предлагаю вам несколько историй, описанных в книгах. Вам предстоит прочитать текст и выполнить задание. Не забывайте о распределении ролей в группе. И тексты, и задания на оборотной стороне ваших рабочих листов.

Задание для первой группы: В одной замечательной книге есть такой рассказ. Хочу предложить поразмышлять над ним и вам.

Таня – примерная, скромная ученица. Она хорошо пишет сочинения, красиво и правильно говорит, возвышенно рассуждает об идеалах. Она никогда не грубит учителям или одноклассникам. Но давайте посмотрим на девочку у порога её квартиры. Как требовательно она звонит! Да ещё кричит:

– Заснули, что ли?

Потом начинает стучать в дверь. Дверь открывает встревоженная мать:

– Танечка, разве можно так стучать?

– А ты что, оглохла? – Бросив портфель на диван, девочка спешит на кухню.

– Опять платье не выстирала? – доносится оттуда её грубый, озлобленный голос.

– Не успела, доченька, ты же знаешь, я больна.

– У тебя вечно так …

Прочитайте текст. Подумайте и скажите, можем ли мы поместить портрет Тани в нашу галерею? Почему?

Задание для второй группы: Прочитайте рассказ. Обсудите его. Докажите, используя текст рассказа, что красивы не красивые слова, а красивые дела. Портрет какого мальчика мы можем поместить в нашу галерею?

Среди поля стоит маленький домик. Его построили для того, чтобы в ненастье люди смогли спрятаться и пересидеть в тепле. Однажды, среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл дождь. В лесу было в это время трое мальчиков. Они успели спрятаться от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды. Вдруг они увидели: к домику бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего посёлка. Он промок до нитки и дрожал от холода. И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал: «Не повезло тебе. Мне жаль тебя...»

Второй мальчик сказал: «Наверное, страшно было бежать по полю под проливным дождём. Я сочувствую тебе…»

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Задание для третьей группы: Почитайте рассказ. Можем ли мы поместить портрет Гали в нашей галерее? Почему?

Переехала Таня на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями. В новой школе девочка никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Она присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем. Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:

– Ты ещё ни с кем не дружишь?

– Нет, – ответила Таня.

– И я ни с кем не дружу, – вздохнула Галя. Давай дружить вместе, а то я смотрю: ты всё одна и одна. Я тебе сочувствую. Конечно, ведь плохие у нас в классе девочки: Ленка – задавака, Вера – хитрая, Надя – врунья, а Полина – задира.

Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.

– Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?! – сказала Галя.

– Не волнуйся, – ответила Таня. – С кем я подружусь, я ещё не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.

Задание для четвертой группы: Прочитайте текст. Чей портрет мы можем поместить в нашу галерею? Почему?

Увидела девочка Люда малыша, громко плачущего на улице, и спрашивает:

– Чего ты расплакался?

– Я маму потерял.

– Какой ужас, какой кошмар, – заохала Люда. – Несчас­тный малыш потерял маму и на глазах у всех плачет, а некому его утешить, некому его пожалеть, кроме меня.

Стала девочка, плача, гладить малыша, а он от этого еще сильнее разрыдался.

Услышал Петя о том, что случилось у малыша, побежал в информационную службу магазина, находившегося рядом, вскоре возвратился с мамой мальчика – она, оказывается, малыша по всему магазину ищет, уже с ног сбилась. Сразу же успо­коился мальчик, перестал плакать, и все вокруг стали Петю хвалить и благодарить.

А девочка Люда очень обиделась и рассер­дилась на Петю. Ведь она хотела до самого вечера доброе дело делать и жа­леть, и гладить малыша, а этот противный Петька вместо жалости взял, да и всё испортил.

Так какой же вывод мы можем сделать?

Да, важны не красивые слова, а красивые дела.

14. Третий зал «ДЕЛО»

Настало время перейти в Третий зал – Дело.

"Слова обязывают к делам". (Л.Н. Толстой)

15. Беседа о великих

У некоторых героев наших историй слова расходятся с делами.

А чьи портреты можно было бы поместить в нашу галерею?

В вашей жизни есть люди (из вашего окружения), чьи слова никогда не расходятся с делом?

Наша российская история и литература знает немало таких примеров:

А. Суворов , великий полководец, храбрый и отважный человек, обладал силой слова, его слова никогда не расходились с делами. Словом вождь побуждает смело сражаться в бою.

Л.Н. Толстой – писатель, мастер слова, создатель школы для крестьянских детей в своём имении Ясная Поляна.

Патриарх Кирилл , чьи речи подвигают нас на добрые дела, он сам пример милосердия и доброты.

Лео Бокерия , детский кардиолог, хирург, который и словом, и делом спасает жизни детей, даёт надежду.

В.Г. Распутин , ушедший от нас 14 марта 2015 года, писатель, обладающий мощным талантом и потрясающей честностью. Словом он воскрешал в людях совесть. Какие произведения вам известны? Какое произведение Распутина вы читали летом?

16. Беседа о нравственности

Как вы видите, люди разных времен, разных поколений разных сфер деятельности совершают дела не в разрез со словами.

А как называются такие дела?

Нравственными.

Что такое нравственность?

Нравственность (по С. Ожегову) - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

17. «Реставраторы»

О чём мы говорили сегодня? Я предлагаю вам подсказку.

В любой галерее, даже такой необычной, как сегодняшняя, есть реставраторы.

Реставратор – это...

Я предлагаю сегодня побыть в роли реставраторов фразы. Помогут вам в этом конвертики, которые лежат на столах. Из разрезанных карточек нужно составить фразу – картину.

"Нравственность человека видна через его отношение к слову". (Л.Н. Толстой)

Какая фраза получилась? Можно ли её поместить в нашу галерею?

18. Тема классного часа

Какое высказывание может быть темой нашей встречи?

Как, исходя из нашего разговора, можно формулировать тему нашу классного часа?

Давайте вспомним, какие залы мы сегодня посетили в нашей галерее?

Как связаны Мысль–Слово–Дело в жизни каждого из нас?

Какие высказывания, представленные в нашей экспозиции, и каких авторов вам запомнились?

Понадобится ли вам сегодняшняя информация в жизни? В каких ситуациях?

19. Как назовём галерею?

Предлагаю такое название: ГАЛЕРЕЯ ВЫСОКИХ МЫСЛЕЙ, КРАСИВЫХ СЛОВ И ХОРОШИХ ДЕЛ.

20. Рефлексия

Вернёмся к нашим сигнальным карточкам. Белая – не согласен, оранжевая – согласен.

Мне было всё понятно.

Мне было неинтересно.

Мне было скучно.

Мне было интересно.

Я ничего не понял.

Я всё понял, могу рассказать другим.

Сегодняшнюю встречу я запомню надолго (моя карточка).

21. Стихотворение о словах

М. Лисянский

Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз сегодня убедились сами,
А может не слова, дела важны?
Дела делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы.
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

22. Пожелание классу

Желаю, чтобы сегодня, завтра и всегда вас окружали только хорошие люди и добрые слова. Желаю вам, чтобы после посещения нашей галереи сегодня ваши мысли были высокими, слова – красивыми, а дела, поступки – хорошими. Всего доброго!

Литература

1. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. – Том 2. / Под общ.ред. Л.И. Семиной. – М.: «Бонфи», 2002.

Технологическая карта классного часа

  • Высказываем мнение Высказываем мнение

Урок № 4 Тема: От добрых правил – добрые слова и поступки

Планируемые результаты: Понимание добра и зла как способа восприятия мира. Умение дифференцировать нравственную оценку и осуждение. Понимание добра как духовно-нравственной ценности.

Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Регулятивные: . Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

Коммуникативные: Овладение навыками смыслового чтения, умение высказывать свое мнение

Личностные: Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как доброго человека.Формирование ценностного отношения к доброте.Развитие мотивации к добрым поступкам.

ХОД УРОКА:

    Актуализация знаний, умений, навыков.

    1. Игра «выбери правильный ответ»

1. Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу этики?

а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

2.Почему в жизни важно соблюдать золотое правило этики?

а) Потому что это закон государства.

б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.

в) В этом правиле заключается добро человеческих

отношений.

г) Все варианты верны.

3.Что необходимо для того, чтобы золотое правило этики действовало в твоей жизни?

а) Задуматься о своих поступках.

б) Любить самого себя.

в) Все варианты верны.

г) любить людей как самого себя

4.Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?

а) Потому что даёт людям добро и радость.

б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.

в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.

г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.

5.Отметь словосочетания связанные с золотым правилом этики.

а) Играть на пианино. г) Делиться с другом.

б) Поддерживать товарища. д) Ходить на рыбалку.

в) Бегать по дороге. е) Отзываться на чувства

окружающих.

II .Мотивация на урок.

- Работа с загадкой: Кто в лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Охарактеризуйте волка прилагательными.

Всегда ли волк бывает злым?

Приведите примеры из сказок, мультфильмов, когда волк бывает незлым.

(«Волк и теленок», «Иван-царевич и серый волк»).

Какой волк вам больше нравится?

- Прочитайте эпиграфы

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло ».

(В.О.Ключевский.)

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки ».

(Древнекитайское изречение.)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

III .Подготовка к изучению нового материала.

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

Понятны ли вам слова добро и зло?

Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? (Ответы детей)

Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.

Так что же такое доброта?

Обратимся за помощью к толковому словарю.

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: « Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный.

- работа с учебником

- запись определения в тетрадь.

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

    Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

    Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

    И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

    А что такое зло? (ответы)

В словаре Ожегова – « Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»

- работа с учебником (стр.20) – чтение определений

З апись определения в тетрадь.

Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Послушайте притчу. « Притча о Добре и Зле»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

Ребята, а какого волка вы кормите и чем?

Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

Физкультминутка-игра.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики

Вставь пропущенное слово.

Как аукнется, так и ____________________.

Что ________________________, то и пожнешь.

- Игра «Комплементина » (при передаче куклы говорить друг другу добрые слова).

Да, правильно. Добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?

Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.

-работа со сказкой «Доброе слово» .

1.Слушание сказки.

Сказка «Доброе слово»

У Пеночки – веснички вывелись в гнездышке птенцы. Это были первые ее птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовет ее:

Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнездышке.

Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

Дрозд, ну что ты там все щелкаешь? Иди, посмотри, какие птенцы у меня в гнездышке лежат.

На старом березовом пне грелась Гадюка. Услышала она, как говорила Пеночка Зарянке:

Это они у меня пока птенцы, а вырастут – птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

Ее не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке – весничке отомстить сразу за всех.

А Пеночка увидела ее и крылышками всплеснула:

Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнездышке… . Ну что ты остановилась? Иди сюда.

Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит ее. Ее, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

Ну, что же ты, - погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.

Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых комочков с открытыми ртами. Сказала:

Они будут птицами.

И отодвинулась в сторону. С тонкой губы ее упала на лист воробьиного горошка тяжелая капля яда. И лист сразу стал черным.

2.Работа над содержанием, обсуждение поступков.

Обобщение.

Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".

Домашнее задание

1. Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках)

« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».

2. Проиллюстрировать концовку текста или нарисовать, сделать коллаж, поделку на тему «Добро и зло»

Пепеляева Светлана Николаевна

учитель начальных классов

Тенистовская общеобразовательная школа I - III ступеней

Бахчисарайского района

Республика Крым

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


От добрых правил – добрые слова и поступки

(Тема урока)

Аннотация к уроку: Урок в 4 классе по теме «От добрых правил – добрые дела и поступки» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемное обучение, тестовая работа, групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа. Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.

ФИО (полностью)

Пепеляева Светлана Николаевна

Место работы

Тенистовская СОШ

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»

Класс

4

Тема и номер урока

От добрых правил – добрые дела и поступки. IV урок.

Базовый учебник

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики» 4 : учебник для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.

Цели урока :

Образовательные:

Изучить основные этические понятия «добро и зло»;

Сформировать умение применять их;

Научить сопоставлять добро и зло;

Научить устанавливать взаимосвязь между сдовами и поступками;

Воспитательные:

- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Развивающие:

Развивать память;

Развивать умения преодолевать трудности;

Развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Задачи:

Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

Формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

Развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

Совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения
Оборудование:

мультимедиа проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал для работы в группах, индивидуальной работы.

Тип урока:

комбинированный.

ХОД УРОКА:

  1. Актуализация знаний, умений, навыков.

1. Игра «выбери правильный ответ»

1. Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу этики?

а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

2.Почему в жизни важно соблюдать золотое правило этики?

а) Потому что это закон государства.

б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.

в) В этом правиле заключается добро человеческих

отношений.

г) Все варианты верны.

3.Что необходимо для того, чтобы золотое правило этики действовало в твоей жизни?

а) Задуматься о своих поступках.

б) Любить самого себя.

в) Все варианты верны.

г) любить людей как самого себя

4.Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?

а) Потому что даёт людям добро и радость.

б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.

в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.

г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.

5.Отметь словосочетания связанные с золотым правилом этики.

а) Играть на пианино. г) Делиться с другом.

б) Поддерживать товарища. д) Ходить на рыбалку.

в) Бегать по дороге. е) Отзываться на чувства

окружающих.

II .Мотивация на урок.

Работа с загадкой: Кто в лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Охарактеризуйте волка прилагательными.

Всегда ли волк бывает злым?

Приведите примеры из сказок, мультфильмов, когда волк бывает незлым.

(«Волк и теленок», «Иван-царевич и серый волк»).

Какой волк вам больше нравится?

- Прочитайте эпиграфы (Слайд 2)

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло ».

(В.О.Ключевский.)

(щелчок)

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки ».

(Древнекитайское изречение.)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

(Слайд 3)

III .Подготовка к изучению нового материала.

(Слайд 4)

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

Понятны ли вам слова добро и зло?

Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? (Ответы детей)

- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.

Так что же такое доброта?

Обратимся за помощью к толковому словарю. (Слайд 5)

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: « Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный.

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

    Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

    Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

    И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

(Слайд 6)

А что такое зло? (ответы)

В словаре Ожегова – « Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»

Работа с учебником (стр.20) – чтение определений

Запись определения в тетрадь.

Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

(Слайд 7)

Послушайте притчу.

« Притча о Добре и Зле»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

Ребята, а какого волка вы кормите и чем?

Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

Физкультминутка-игра. (Слайд 8)

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики

(Слайд 9)

Вставь пропущенное слово.

Как аукнется, так и ____________________.

Что ________________________, то и пожнешь.

Игра «Комплементина» (при передаче куклы говорить друг другу добрые слова).

Да, правильно. Добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?

Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.

-работа со сказкой «Доброе слово» .

1.Слушание сказки.

Сказка «Доброе слово»

У Пеночки – веснички вывелись в гнездышке птенцы. Это были первые ее птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовет ее:

Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнездышке.

Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

Дрозд, ну что ты там все щелкаешь? Иди, посмотри, какие птенцы у меня в гнездышке лежат.

На старом березовом пне грелась Гадюка. Услышала она, как говорила Пеночка Зарянке:

Это они у меня пока птенцы, а вырастут – птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

Ее не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке – весничке отомстить сразу за всех.

А Пеночка увидела ее и крылышками всплеснула:

Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнездышке… . Ну что ты остановилась? Иди сюда.

Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит ее. Ее, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

Ну, что же ты, - погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.

Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых комочков с открытыми ртами. Сказала:

Они будут птицами.

И отодвинулась в сторону. С тонкой губы ее упала на лист воробьиного горошка тяжелая капля яда. И лист сразу стал черным.

2.Работа над содержанием, обсуждение поступков.

Обобщение.

Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".

Домашнее задание

1. Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках)

« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».

2. Проиллюстрировать концовку текста или нарисовать, сделать коллаж, поделку на тему «Добро и зло»

Использованная литература:

    Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: учебник для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.

Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: Рабочая тетрадь для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014

Балдакова Ирина Вениаминовна
Проект «Вежливые слова и добрые поступки»

Тема проекта : «Вежливые слова и добрые поступки »

Тип проекта : познавательный, краткосрочный.

Срок реализации проекта : 2 недели

Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, воспитатель, родители.

Гипотеза проекта : вежливые слова или добрые поступки ?

Цель проекта : расширять знание детьми вежливых слов , приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений, совершенствовать речевой этикет детей, культуру общения.

Задачи :

1. формировать первичные представления о добре и зле ;

2. продолжать учить детей правилам поведения за столом, общественных местах;

3. воспитывать желание говорить спокойно, вежливо , доброжелательно ;

4. развивать чувство доброты , сопереживания;

5. расширять запас вежливых слов ;

6. развивать творческие способности, память, воображение, фантазию.

Направленность проекта : Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку.

Актуальность проекта : Первостепенной задачей в воспитании ребенка является формирование нравственных навыков поведения, что, несомненно, впоследствии перерастет в нравственные привычки. К сожалению, многие из современных дошкольников не приучены к элементарным правилам поведения в обществе : не здороваются при встрече, не приносят извинений в случае необходимости.

У детей дошкольного возраста ярко выраженная способность к подражанию и в то же время неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание, поэтому задачей воспитателя является обучение детей нормам общения с другими детьми, взрослыми.

Формы реализации проекта :

Непосредственно образовательная деятельность

Продукты реализации проекта :

1. Развлечение : «Жадничать нехорошо» .

2. Выставка рисунков «Веселый человечек»

План реализации проекта :

Разработка проекта .

1. Довести до участников важность данной темы.

2. Подбор методической литературы.

3. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, мультфильмов (по теме проекта ) .

Развивающая среда :

Сказки, художественные произведения, изображающие добрых и злых героев

Развивающие игры : «Мир эмоций» , «Что доброго делают люди этой профессии»

Выполнение проекта

Направления развития Формы организации

образовательной деятельности

Социально-коммуникативное развитие Дидактические игры : «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Можно – нельзя» , «В мире эмоций» , «Азбука настроений»

Сюжетно-ролевые игры : «В магазине» , «В автобусе» , «В детском саду» , «День рождения куклы Тани» , «А у нас гости»

Игра «Разговор по телефону» (обучаем правилам беседы по телефону)

Игра-инсценировка : «Встречаем матрешек» , «Кто спасибо потерял»

Игра : «Как поступают вежливые дети »

познавательное развитие; Беседы по теме : «Как и чем можно порадовать близких» , «Наши добрые дела » , «Волшебные слова - почему они волшебные» .

Рассматривание плаката :

«Хорошие манеры для малышей»

Заучивание пословиц : «Добрые слова дороже богатства » , «Ласковое слово лечит » .

Чтение художественной литературы : В. Степанов «Уроки вежливости » , С. Маршак «Урок вежливости » , В. Голяховский «Что за слово » , Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо» , В. Осеева «Волшебное слово » ,

речевое развитие

Составление рассказа на тему : «Вежливый щенок » ,

Составление рассказа из личного опыта : «Наши добрые поступки » .

Общение : «Почему у мамы грустные глаза»

художественно-эстетическое развитие Песня «Улыбка» , «Если с другом вышел в путь» , «Когда мои друзья со мной»

Танец «Потанцуй со мной, дружок»

Театрализованная деятельность : «Капризка»

Рисование : «Веселый человечек» (изображение положительных эмоций у героев, «Солнышко радуется, солнышко грустит»

Аппликация : «Чем больше в мире доброты , тем счастливей я и ты»

Лепка : «Угостим зайку морковкой» , «Весёлые матрёшки»

Конструирование : «Мебель для гостей»

физическое развитие Подвижная игра : «Если нравится тебе» (учимся играть вместе, уступать друг другу)

Итоги проекта .

1. Развлечение : «Жадничать нехорошо» .

2. Выставка рисунков «Веселый человечек»

Определение задач для новых проектов .

1. Продолжать формировать добрые дружеские взаимоотношения в детском коллективе

Вежливые поступки и слова.

Цели:

1. Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

2. Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

3. Развивать речь.

4. Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.

Задачи урока:

1. Привитие интереса к чтению, литературе.

2. Развивать познавательную активность, актерские способности.

3. Способствовать развитию речи учащихся.

Оборудование: слайды, карточки со словами и словосочетаниями, интерактивная доска, диск с музыкой, диск с мультфильмом.

Литературный ряд:

    стихи “Ежели вы вежливы”, И. Никольская “Невежливая вежливость” , О. Дриз “Добрые слова”,мультфильм В. Сутеева «Мешок с яблоками», стихотворение «Четыре глаза»,рассказ, стихотворение Л. Николаенко «Доброта» Музыкальный ряд: музыка Шаинского.

Ход урока.

Презентация

I. Организационный момент.

1. Вступление. Пригласительный билет.

2. Учитель: Много интересного ждет вас сегодня на классном часе . Сегодня мы отправимся в страну “Доброты и вежливости”. Мы поплывем туда на корабле. Слайд 1 (корабль)

Но чтобы попасть на корабль мы должны назвать вежливые слова. Это будет вашим билетом.

Дети: называют вежливые слова и садятся. Слайд 2 (слова)

(здравствуйте, простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго…)

Учитель: А что такое вежливость? Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Первое море, которое мы должны переплыть – “Море милосердия”.

Слайд3 (море)

Учитель. Пока мы будем плыть посмотрим мультфильм, который называется «Мешок с яблоками». (просмотр мультфильма)

Беседа по прочитанному.

Учитель . Зачем заяц пошел в лес? Кому он нес яблоки? Велика ли семья у зайца? Кого встретил заяц на обратном пути? Как он отнесся к зверям? Что так рассмешило ворону? Что вы можете сказать о зайце? (добрый, милосердный)

Учитель. Вот какое толкование этому слову дает Сергей Иванович Ожегов в словаре русского языка : " Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь, из сострадания, человеколюбия". (на слайде3 слова)

1 ученик : Будь милосердным. Помогай тому, кто находится в беде, кому нужна твоя помощь. Не отказывай тем, кто в тебе нуждается. Забудь о себе, чтобы помочь другому. Дари добро, не надеясь на благодарность. Человек живет не для одного себя, а для тех, кто рядом с ним. БУДЬ МИЛОСЕРДНЫМ.

Мы переплыли море и оказались неожиданно в «Заливе «зла». Телеграмма! СОС с залива Добра. “Подумай-ка” Слайд4.

Текст телеграммы “Помогите! Будьте добры! Наш залив захватило зло, оно превратило все хорошие вежливые слова и поступки в злых служителей. Просим вас пожалуйста замените противоположными словами её служителей.” Слайд 5

ГРУБОСТЬ

НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

ЩЕДРОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ДОБРОТА

ЖЕСТОКОСТЬ

ДОБРОДУШИЕ ПОМОЩЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ

СОЧУВСТВИЕ УВАЖЕНИЕ

ДЕРЗОСТЬ

БЛАГОДАРНОСТЬ

Учитель: Доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро

А теперь послушайте стихотворение "Четыре глаза".

Сквозь стекла Саша посмотрел -
И день как будто посветлел.
Но только снял он стекла,
Как все кругом поблекло.
В очках и небо голубей,
Просторнее и выше,
И виден каждый воробей,
Усевшийся на крыше.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат: - Скажи, зачем
Тебе четыре глаза?

Учитель. Ребята, а в вашем классе были подобные случаи? Кому должно быть действительно стыдно в этом стихотворении? Почему? Вот мы с вами и определили следующее правило человеческих отношений.

2 ученик : Ненависть – сродни убийству. Убить можно и словом, взглядом, молчанием. Если сердишься на другого человека и хочешь сказать ему грубое слово – заглуши в своей душе злобу и помирись с ним. Неблагородно за обиду платить обидой. НЕ ДЕЛАЙ ЗЛА.

Учитель Ребята, мы освободили залив от зла, теперь он стал «Заливом добра!»

Добрым быть совсем не просто

Не зависит доброта от роста

Не зависит доброта от цвета

Доброта – не пряник, не конфета

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть

И завертится быстрей земля

Если рядом будет доброта

Доброта с годами не стареет

Доброта от холода согреет

Если доброта живет на свете

Счастливы и взрослые и дети!

Учитель. А теперь давайте послушаем стихотворение Л. Николаенко "Доброта".

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты,
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!

Учитель: Многим в жизни мы обязаны своим родителям. И сколько бы вам ни было лет, вам всегда нужны родители. И чем больше ваша любовь к ним, тем радостнее и светлее становится жизнь. Скажите. А учителя и окружающие вас взрослые люди похожи на ваших родителей? Чем? Какое же правило вы должны еще всегда помнить?

3 ученик : Люби, уважай и помогай своим родителям. Словами и делами старайся радовать их. Уважай взрослых. Будь терпеливым и снисходительным к пожилым людям. УВАЖАЙ РОДИТЕЛЕЙ.

Учитель: Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни.

Физминутка «Рыбки плавали».

Рыбки плавали, ныряли

В теплой светленькой воде

То сожмуться, разожмуться

То зароются в песке

Учитель . Наш корабль подплыл к берегу острова, где находится наша Страна «Добра и вежливости» Слайд 7.

Мы попали сразу на аллею “ Аллея приветствий ” Слайд8. Мы выходим на берег, под ногами горячий песок, идем по песку, выходим и слушаем стихотворение.

Ученик читает стих.

Что такое здравствуй? – лучшее из слов
Потому что здравствуй – значит будь здоров
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра
Значит слово здравствуй – говорить пора.

Стих “Добрые слова” О. Дриз (читает ученик).

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром!- я кричу.
Добрый день! –кричу я вслед
Всем идущим на обед!
“Добрый вечер!” - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

. Блиц-вопрос "Доскажи словечко".

Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем…

Настя – славная девчонка,
Настя ходит в 4 класс !
Но… давно уже от Насти
Я не слышу слова…. (здравствуй)
А слово - то какое –
Очень дорогое!

Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он "как торпеда"
Налетел из-за угла!
Но представьте! Зря от Вити
Ждал я слова… (извините)
А слово - то какое –
Очень дорогое!

Он про внучку говорил:
- Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну, сказала бы … (спасибо)
Слово – то какое –
Очень дорогое!

Учитель : мы вспомнили слова приветствия.

Перед нами дворец «Вежливости» Слайд9.

Ученики читают стихотворение “Невежливая вежливость ” И. Кульская

Обещал отцу Петрусь….
Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым здравствуй говорить!

Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:
- С добрым утром дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Иринку,
Да как дернет за косынку;
- Ты куда, Ирина, стой,
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку….
Как невежлива девчонка!
Нес вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
Извините, добрый вечер!
- Ты, – вожатый закричал, -
И невежа и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!

Вопросы:

1. Какие вежливые слова произносил Петрусь?

2. Можно ли мальчика назвать вежливым? Почему?

3. Что бы вы ему посоветовали?

Мы продолжаем наше путешествие по “Дворцу вежливости” Перед нам зал «Извинений» Слайд 10.

Стих. Юсупова “Простите!” (читает ученица)

Вопрос учителя. Какие еще знаете извинения? Какими словами вы попросите прощения?

Игра “Вежливо-невежливо”.

Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке – сидите тихо, не хлопаете.

Учитель:

1. Поздороваться при встрече

2. Толкнуть и не извиниться

3. Свистеть. кричать, шуметь в школе.

4. Уступить место старшим.

5. Не вставать на обращение учителя.

6. Помочь подняться по лестнице.

7. Попрощаться уходя.

“Гостиная правил” Слайд 11.

Давайте послушаем рассказ Л. Н. Толстого (читает учитель).

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: "Кто разбил?"

Мальчик затрясся от страха и сказал: "Я". Отец сказал: "Спасибо, что правду сказал".

Почему папа не наказал мальчика? Давайте представим, что мальчик скрыл правду от отца. Как бы происходили события дальше? Как можно озаглавить этот рассказ? (Правда всего дороже)

4 ученик : Не лги. Редко прощают тем, кто прибегает ко лжи. Правда всего дороже. НЕ ЛГИ.

Учитель. Следующее правило мы сможем с вами вывести, если найдем ошибки в рассказе.

Проверь себя. Читает ученик.

После соревнований Игорь сказал Виктору: "Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Видик посмотрим". "Ладно, - ответил Виктор, - приду".Часов в 7 Игорь уже перестал ждать товарища. Вдруг резко и сильно зазвенел звонок. Виктор прошел в комнату. Это что? – и он схватил модель парусника с письменного стола. "Это отцу подарили. На память". "Здорово сделано". А мачты из дерева что ли? – Виктор нажал посильнее и мачта слабо хрустнула. Игорь взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную ручку, поочередно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полу исписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Виктор отправился бродить по комнатам. Туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Виктор ткнул грязный палец в коробочку, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате."Ну, я пошел, пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку надо обстругать. Отдам как-нибудь". И гремя сапогами, он помчался по лестнице.

Вопросы.

Какие ошибки вы заметили? (дети перечисляют) С этим рассказом можно соотнести следующее правило.

5 ученик : Нельзя брать того, что дано другому, что тебе не принадлежит. Довольствуйся тем, что у тебя есть. Никто не может иметь всего. Если хочешь взять чужую вещь, спроси разрешения. НЕ БЕРИ ЧУЖОГО.

Учитель. Вам нравится играть? Тогда давайте немного отдохнем и поиграем. Мне нужен самый смелый и решительный ученик из класса.

Задание: нужно расхвалить себя перед зеркалом. (ученик выполняет задание)

Учитель. Скажите, почему вашему другу было так сложно выполнить это задание? А почему вы так смеялись, когда ваш друг пытался расхвалить себя перед зеркалом?

И это не случайно. В вашей жизни существует еще одно негласное правило, с которым нас познакомит …….

6 ученик : Будь скромным. Не надо считать себя выше другого человека, не хвастайся. Всегда осуждается тот, кто страдает себялюбием, гордыней. НЕ ГОРДИСЬ.

Наш классный час подошел к концу. Слайд 12.

Подведем итоги: -

Итак, свод законов человеческих отношений прост:

1.Будь милосердным.

2.Не делай зла.

3.Уважай родителей.

5.Не бери чужого.

6.Не гордись.

Надеюсь, вы не забудете эти правила, которые помогут вам чувствовать себя по-настоящему счастливыми. В заключении послушаем стихотворение

Ручаюсь, ребята
Что хватит вам дел,
Творите добро,
Кто еще не успел –
Любите животных,
Людей и цветы,
Прошу вас, не прячьте
Своей доброты.
Парадность, безделье –
Гоните их прочь!
Планета в беде! –
Вы должны ей помочь.

Мы побывали с вами в стране «Добра и вежливости». Вы смогли правильно ответить на все вопросы. Так давайте всегда оставаться в такой стране. Будем вежливыми, добрыми и честными

Слайд 13. Давайте произнесем клятву

Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учится этикету, науку помнить эту
Клянемся добрыми мы быть.