Почему большинство людей правши. Левши есть и среди животных. Хорошо ли быть амбидекстром

Психологи выделяют некоторые качества детей-левшей, которые в большинстве случаев отличают их от правшей:

Дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер.

Часто такие дети художественно одарены, они хорошо и с удовольствием рисуют, лепят из пластилина и глины.

У многих левшей хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Многие из таких детей начинают говорить позже, чем их сверстники, а также имеют трудности с произношением некоторых звуков.

Иногда проблемы возникают с письмом, чтением и математикой.

Дети-левши непосредственны, доверчивы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

Но психологи подчеркивают, что леворукость - это не патология, а индивидуальный вариант нормы.

Причины различий

Почему человек становится левшой или правшой? В нашем организме обычно доминирует одно из полушарий мозга.

Если левое (оно отвечает за правую часть тела), то такой человек - правша, а если доминирует правая часть мозга, которая отвечает за левую сторону тела, человек становится левшой.

Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная («сто-процентный» правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака «левшества»: ведущие левый глаз и левое ухо, но ведущая рука - правая).

Каждое из полушарий мозга отвечает за конкретные способности человека.

Отчего он такой

Современная наука выделяет четыре основные причины леворукости:

Генетическая особенность. Доминанта правого полушария передается по наследству. И не только от родителей к детям, но также и через поколение, то есть от бабушек и дедушек к внукам, а иногда и к правнукам.

Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках, которые повлияли на развитие мозга ребенка. Но таким детям придется очень сложно. Ведь им будет одинаково трудно владеть и правой и левой рукой. Могут возникнуть задержки речи, психического и физического развития, нарушение моторики. На помощь придут занятия по определенной программе с нейропсихологом и логопедом.

«Вынужденное левшество». Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте.

Подражание. Бывает, что ребенок просто подражает, например, одному из родителей-левшей, и как следствие - леворукость входит в привычку.

Почему нельзя переучивать

Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка. Мы можем заставить ребенка писать и есть правой рукой, но не в наших силах изменить ведущее полушарие мозга.

С какими проблемами можно столкнуться при переучивании маленького левши? Ваш малыш может получить самые разнообразные признаки невроза. Это может быть ухудшение зрения, боли в животе, энурез, различные нарушения сна, изменения аппетита, головные боли, заикание. Эти нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что ваш ребенок будет плохо учиться в школе и как следствие - в институте, у него будут проблемы на работе.

Ищем подтверждение

Итак, ваш ребенок пишет, рисует и ест преимущественно левой рукой - можно ли по этим признакам назвать его левшой? Если вы ответите положительно, это будет не совсем верно. Ведь настоящий левша тот, у кого не только левая рука, но и левый глаз, левое ухо превосходят правые.

Устройте малышу небольшой тест.

Итак, с определением руки вы уже справились, ведь малыш берет предметы, пишет и рисует чаще левой рукой. А теперь определим, какое ухо он использует как ведущее. Попросите его взять будильник обеими руками и послушать, как тикают часы. Посмотрите, к какому уху он их поднесет. Так легко определить и ведущий глаз. Сверните лист бумаги в трубочку и дайте ее малышу в обе руки. Предложите поискать через эту «подзорную трубу» различные предметы.

Наверняка лист будет поднесен именно к ведущему глазу. Обратите внимание, на какой ноге малышу удобнее прыгать и какой ногой он бьет по мячу. Эти тесты надо проводить примерно в пять лет, потому что малыши до пяти лет могут одинаково часто использовать как правую, так и левую руки.

Помогаем развиваться

Ведущую руку ребенка-левши надо развивать с детства. В игровой форме это делать сподручнее. Предложите малышу ладошку плотно прижать к столу и по очереди отрывать от поверхности каждый пальчик - пусть пальчики поочередно посмотрят вверх и лягут обратно. Да и любое другое упражнение для развития моторики ребенка, несомненно, пойдет на пользу.

Чтобы изучение алфавита давалось легче, стоит опираться на образное мышление. Например, буква «Ф» похожа на вкусный крендель или очки, а «Х» - это шагающий человечек, «Ч» - перевернутый стул. Пусть ребенок сам придумает и другие ассоциации. И так с каждой буквой. Получится забавная и полезная игра. Бывает, что дети-левши при письме пишут буквы не в ту сторону, то есть «отзеркаливают» их. В таких случаях помогут специальные упражнения. Выберите буквы, которые ваш малыш «зеркалит», и сами напишите их в ряд, причем несколько букв в этом ряду пусть будут написаны в неправильную сторону, так, как пишет их обычно ребенок. Пусть он самостоятельно найдет «зеркальные» буквы.

Почерк у детей-левшей имеет наклон влево либо может не иметь его совсем.

Наша справка
>> До недавнего времени леворукость считалась патологией. Потом опыт показал, что переучивание леворуких детей приводит к существенному ухудшению их психического и физического здоровья. В 1985 г. Министерством здравоохранения, а в 1986 г. Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей в Советском Союзе.

>> Международная конфедерация левшей в 1984 г. в знак протеста против переучивания леворуких людей под правосторонний мир провозгласила 13 августа Международным днем левшей. Всевозможные общественные организации левшей мира в этот день устраивают различные акции и праздники, на которых предлагают правшам делать все левой рукой.

Важно помнить, что при занятиях, связанных с письмом, у правшей свет должен падать слева, а у левшей - справа.

Помогите ребенку-левше правильно поставить руку при рисовании и письме левой рукой. Руки малыша должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.

Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,52 см от конца стержня. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки - влево, а движение кисти и пальцев - вправо). Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать руку, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине груди.

Ответ, казалось бы, прост: потому что большая половина человечества - правши. Без учёта небольших расхождений в зависимости от региона и временного периода, около 90% людей были и остаются правшами.

Чаще всего, когда речь заходит о преобладающей руке, всё внимание уделяется . Их меньше, и это считается необычным. На самом же деле мы не знаем, что считать обычным, а что нет, поскольку причины, вызывающие доминирование левой или правой руки, изучены мало. Раньше учёные полагали, что различия между левшами и правшами в наследственности, но в действительности это не так.

Асимметрия

Люди - очень асимметричные создания, и это относится не только к тому, как мы используем части своего тела, но и к тому, как они располагаются. Например, сердце обычно смещено влево, а печень - вправо. Кроме асимметрии, есть ещё и взаимосвязь между ними, причём не всегда прямая.

За работу правых конечностей отвечает левое полушарие мозга, а за работу левых - правое.

Эту связь можно проследить с помощью специальной методики, придуманной в 1950-х годах японским врачом Чоном Вадой (Juhn Atsushi Wada). Одноимённый тест используется для подготовки операций на мозге и позволяет выявить принадлежность тех или иных функций определённому полушарию. В ходе теста в одну из сонных артерий человека вводят анестетик, который в буквальном смысле отключает соответствующее полушарие мозга на несколько минут. Полученные результаты очень интересны.

Так, 90% правшей после отключения левого полушария перестают контролировать правую руку и теряют способность говорить. Но странно то, что 70% левшей также лишаются речи, когда парализована левая сторона их мозга. У остальных способность обработки речи правым полушарием или обеими распределена примерно поровну. Никто не знает, почему большинство правшей асимметричны, а большинство левшей - нет.

Гены

Раньше доминирование одной из рук считалось особенностью, которую просто объяснить. Одна из самых популярных генетических моделей была предложена в 1985 году психологом Крисом Макманусом (Chris McManus) и предполагала, что за это отвечает один-единственный ген, который бывает двух разновидностей: dextral (D) и chance (С). Первый отвечает за праворукость, а второй добавляет случайности в прямом смысле слова. Комбинация генов родителей определяет, будет ребёнок правшой или левшой: DD - правша, СС - левша с 50-процентной вероятностью, а CD - левша с 25-процентной вероятностью.

Однако в 2013 году в журнале Heredity было опубликовано исследование, показывающее, что на праворукость влияет не только наследственность. Проанализировав геномы 3 940 близнецов, учёные выяснили, что вероятность одинаковой доминирующей руки у однояйцевых близнецов с полностью идентичными генами практически не отличается от таковой у разнояйцевых, генетическое сходство которых не больше, чем у обычных братьев и сестёр. Более того, им даже не удалось найти ни одного общего гена у никак не связанных между собой людей, имевших одну и ту же ведущую руку.

Это говорит о том, что простые генетические модели уже устарели, но учёные не спешат списывать их со счетов. По их мнению, наследственность всё-таки влияет на праворукость, но не полностью, как предполагалось ранее, а всего лишь на 25%. И это очень необычно.

Для сравнения: группы крови, влияющие на совместимость при переливании, основаны на простой наследственности и почти на 100% зависят от родительских генов. - более сложная штука, на которую влияет более 300 различных генов. Самый сильный из них добавляет всего около 4 миллиметров роста. В разных исследованиях цифры немного различаются, но учёные сходятся во мнении, что на 60–80% рост человека зависит от наследственности. У индекса массы тела, цвета кожи, волос и глаз, а также других физических черт показатели наследуемости очень высоки и составляют 60–70% и выше.

Общество

Итак, если наша праворукость не зависит полностью от генов, то что же является её причиной? Известно, что на преобладание правшей или левшей воздействует общественное влияние. В большинстве западных культур в начале XX века левшей принудительно переучивали в правшей, иногда даже насильственными методами. Тогда как в Австралии, согласно проведённому в 1981 году исследованию, количество левшей среди населения в период с 1880 по 1969 год выросло с 2 до 13,2%. Учёные объясняют это тем, что быть левшой было удобнее и люди становились левшами.

Однако культурные различия полностью не объясняют праворукость.

Что касается ведущей руки у наших ближайших родственников - обезьян, то здесь учёные расходятся во мнениях. Некоторые исследователи, изучавшие шимпанзе и других обезьян, считают, что вероятность праворукости отдельно взятых особей - примерно 50 на 50. Другие не соглашаются с ними, ссылаясь на исследования более конкретного поведения животных, например использование инструмента. Их результаты указывают на то, что большинство обезьян - правши. Соотношение правшей и левшей среди обезьян гораздо ниже, чем среди людей, и составляет 2:1 против 9:1. Однако генетический фактор у обезьян выражен более ярко, поэтому они предположительно могут наследовать праворукость или леворукость своих предков.

Вывод

Собрать все эти свидетельства воедино и однозначно ответить на вопрос, является ли праворукость врождённой или приобретённой, очень сложно. По словам учёных, выходит так, что наследуемость не всегда зависит от одних только генов.

Мы правши из-за генов, из-за нашей культуры и других факторов, которые влияют на нас до и после рождения.

Более высокий уровень в утробе матери повышает вероятность того, что ребёнок будет левшой. После рождения дети копируют поведение своих родителей, что также влияет на определение доминирующей руки. Многое зависит и от окружения, в котором растёт и развивается ребёнок.

Так или иначе, праворукость - яркий пример того, как изменился наш взгляд на генетику. Раньше мы считали, что всё зависит от единственного волшебного гена, но на самом деле всё оказалось гораздо сложнее.

Ответ, казалось бы, прост: потому что большая половина человечества - правши. Без учёта небольших расхождений в зависимости от региона и временного периода, около 90% людей были и остаются правшами.

Чаще всего, когда речь заходит о преобладающей руке, всё внимание уделяется . Их меньше, и это считается необычным. На самом же деле мы не знаем, что считать обычным, а что нет, поскольку причины, вызывающие доминирование левой или правой руки, изучены мало. Раньше учёные полагали, что различия между левшами и правшами в наследственности, но в действительности это не так.

Асимметрия

Люди - очень асимметричные создания, и это относится не только к тому, как мы используем части своего тела, но и к тому, как они располагаются. Например, сердце обычно смещено влево, а печень - вправо. Кроме асимметрии, есть ещё и взаимосвязь между ними, причём не всегда прямая.

За работу правых конечностей отвечает левое полушарие мозга, а за работу левых - правое.

Эту связь можно проследить с помощью специальной методики, придуманной в 1950-х годах японским врачом Чоном Вадой (Juhn Atsushi Wada). Одноимённый тест используется для подготовки операций на мозге и позволяет выявить принадлежность тех или иных функций определённому полушарию. В ходе теста в одну из сонных артерий человека вводят анестетик, который в буквальном смысле отключает соответствующее полушарие мозга на несколько минут. Полученные результаты очень интересны.

Так, 90% правшей после отключения левого полушария перестают контролировать правую руку и теряют способность говорить. Но странно то, что 70% левшей также лишаются речи, когда парализована левая сторона их мозга. У остальных способность обработки речи правым полушарием или обеими распределена примерно поровну. Никто не знает, почему большинство правшей асимметричны, а большинство левшей - нет.

Гены

Раньше доминирование одной из рук считалось особенностью, которую просто объяснить. Одна из самых популярных генетических моделей была предложена в 1985 году психологом Крисом Макманусом (Chris McManus) и предполагала, что за это отвечает один-единственный ген, который бывает двух разновидностей: dextral (D) и chance (С). Первый отвечает за праворукость, а второй добавляет случайности в прямом смысле слова. Комбинация генов родителей определяет, будет ребёнок правшой или левшой: DD - правша, СС - левша с 50-процентной вероятностью, а CD - левша с 25-процентной вероятностью.

Однако в 2013 году в журнале Heredity было опубликовано исследование, показывающее, что на праворукость влияет не только наследственность. Проанализировав геномы 3 940 близнецов, учёные выяснили, что вероятность одинаковой доминирующей руки у однояйцевых близнецов с полностью идентичными генами практически не отличается от таковой у разнояйцевых, генетическое сходство которых не больше, чем у обычных братьев и сестёр. Более того, им даже не удалось найти ни одного общего гена у никак не связанных между собой людей, имевших одну и ту же ведущую руку.

Это говорит о том, что простые генетические модели уже устарели, но учёные не спешат списывать их со счетов. По их мнению, наследственность всё-таки влияет на праворукость, но не полностью, как предполагалось ранее, а всего лишь на 25%. И это очень необычно.

Для сравнения: группы крови, влияющие на совместимость при переливании, основаны на простой наследственности и почти на 100% зависят от родительских генов. - более сложная штука, на которую влияет более 300 различных генов. Самый сильный из них добавляет всего около 4 миллиметров роста. В разных исследованиях цифры немного различаются, но учёные сходятся во мнении, что на 60–80% рост человека зависит от наследственности. У индекса массы тела, цвета кожи, волос и глаз, а также других физических черт показатели наследуемости очень высоки и составляют 60–70% и выше.

Общество

Итак, если наша праворукость не зависит полностью от генов, то что же является её причиной? Известно, что на преобладание правшей или левшей воздействует общественное влияние. В большинстве западных культур в начале XX века левшей принудительно переучивали в правшей, иногда даже насильственными методами. Тогда как в Австралии, согласно проведённому в 1981 году исследованию, количество левшей среди населения в период с 1880 по 1969 год выросло с 2 до 13,2%. Учёные объясняют это тем, что быть левшой было удобнее и люди становились левшами.

Однако культурные различия полностью не объясняют праворукость.

Что касается ведущей руки у наших ближайших родственников - обезьян, то здесь учёные расходятся во мнениях. Некоторые исследователи, изучавшие шимпанзе и других обезьян, считают, что вероятность праворукости отдельно взятых особей - примерно 50 на 50. Другие не соглашаются с ними, ссылаясь на исследования более конкретного поведения животных, например использование инструмента. Их результаты указывают на то, что большинство обезьян - правши. Соотношение правшей и левшей среди обезьян гораздо ниже, чем среди людей, и составляет 2:1 против 9:1. Однако генетический фактор у обезьян выражен более ярко, поэтому они предположительно могут наследовать праворукость или леворукость своих предков.

Вывод

Собрать все эти свидетельства воедино и однозначно ответить на вопрос, является ли праворукость врождённой или приобретённой, очень сложно. По словам учёных, выходит так, что наследуемость не всегда зависит от одних только генов.

Мы правши из-за генов, из-за нашей культуры и других факторов, которые влияют на нас до и после рождения.

Более высокий уровень в утробе матери повышает вероятность того, что ребёнок будет левшой. После рождения дети копируют поведение своих родителей, что также влияет на определение доминирующей руки. Многое зависит и от окружения, в котором растёт и развивается ребёнок.

Так или иначе, праворукость - яркий пример того, как изменился наш взгляд на генетику. Раньше мы считали, что всё зависит от единственного волшебного гена, но на самом деле всё оказалось гораздо сложнее.

Узнав, что вы левша, люди начинают проявлять к вам несколько повышенный интерес, нежели к привычным представителям праворукого мира. По статистике, левши составляют примерно 20% населения планеты. До сих пор ученые не могут дать точного объяснения, почему одни люди владеют лучше правой рукой, а другие - левой.

Отмечается, что левшам жить труднее, так как все в мире рассчитано на правшей, и потому левшам часто приходится учиться владеть и правой рукой. Именно поэтому левши чаще попадают в неприятные ситуации, а вовсе не потому, что это люди с какой-то аномалией , как почему-то считают некоторые люди.

Как работают полушария мозга.
Если бы мы могли извлечь мозг из черепной коробки, мы бы увидели, что он состоит из двух почти одинаковых полусфер. Эти полусферы связаны мостом, состоящим из миллионов нервных волокон, - так называемым «корпус коллосум»- Этот мост позволяет полушариям мозга общаться друг с другом.

Чтобы работать в полную силу, каждое полушарие должно иметь возможность в первую очередь анализировать свой собственный вклад. Обмен информацией со вторым полушарием через этот самый мост происходит только тогда, когда большая часть процесса обработки информации уже проведена.

Так как каждое полушарие может работать самостоятельно, человек способен обрабатывать два потока информации одновременно. А затем мозг сравнивает и объединяет эту информацию, чтобы обрести более широкое и глубокое понимание изучаемого материала.

В начале 1960-х годов американский психиатр Роджер Сперри продемонстрировал, сначала на животных, чей «корпус коллосум» был поврежден, а потом и на пациентах (которым повреждали «корпус коллосум» для того, чтобы попытаться излечить их от эпилепсии), что каждое полушарие мозга приобрело в процессе эволюции специфические функции и совершенно независимо от противоположного полушария обладает своими собственными ощущениями, восприятием, идеями и мыслями.

Сперри продолжал свои эксперименты и в 1981 году получил за свои работы в этом направлении Нобелевскую премию по медицине. Его группа смогла установить еще многое относительно того, как каждое полушарие специализируется на выполнении определенных задач.

У большинства людей левое полушарие мозга занимается анализом, работает в режиме последовательности и логики и управляет языковыми функциями, приобретением академических знаний и рациональностью.
Правому же полушарию свойственны творческое мышление и интуиция, именно в нем, как правило, рождаются идеи произведений искусства и музыкальных произведений.
Функции левого полушария мозга.
- логика
- сознательное мышление
- внешнее осознание
- методы, правила
- письменная речь
- работа с числами
- рассуждения
- способности к науке
- агрессивность
- последовательность
- словесное мышление
- интеллект
- анализ

Функции правого полушария мозга.
- целостность
- интуиция
- подсознательное мышление
- внутреннее осознание
- творчество
- идеи
- трехмерные формы
- воображение
- музыка, искусство
- пассивность
- параллельность
- практическое мышление
- сенсорика
- синтез

Следует помнить, правое полушарие головного мозга управляет левой стороной тела и наоборот. То есть у левшей преобладает правое полушарие мозга, а не левое, как ошибочно принято считать.

Хотя у тех или иных людей одно полушарие может заметно превалировать над другим, это не значит, что у этих людей доминируют все функции данного полушария, потому что никто не является полностью только «правомозговым» или «левомозговым» существом.

Почему правшей больше.
Любопытную гипотезу о том, почему большинство из нас пользуется преимущественно правой рукой, выдвинул швейцарский доктор П. Ирвин. Изучая действие различных психоактивных медикаментов на энцефалограмму, Ирвин обнаружил, что у левшей, входивших в число его подопытных добровольцев, эти средства действовали на мозг сильнее, чем у правшей.

Отсюда и гипотеза Ирвина. Он предположил, что среди наших далеких предков были поровну представлены особи, предпочитавшие действовать левой или правой рукой. Человек тогда еще только начинал познавать окружающий его мир диких растений. Среди этих растений было немало ядовитых, токсины которых действуют на центральную нервную систему. Левша, съевший дозу ядовитых плодов или корней, погибал, так как его мозг больше подвержен действию нервных ядов. Правши выживали. Таким образом, наша праворукость - результат естественного отбора, действовавшего на заре истории человека, а никак не признак «нормальности».

Надо ли переучивать левшей.
Ошибочное мнение о том, что левша не совсем «нормален», иногда толкает родителей на насильственное «переделывание» ребенка-левши. Еще не так давно во многих школах детей-левшей переучивали писать правой рукой. Нужно понимать, что идти против природы, вмешиваясь в деятельность мозга, очень опасно. Это не только травмирует психику ребенка, но и может привести к следующим печальным последствиям:
- капризности;
- негативизму (восприятию окружающего мира в «мрачных тонах»);
- энурезу;
- трудностям произношения;
- нелюбви к чтению;
- заиканию;
- задержке навыков рисования, двигательной пластики.

Cтоит упомянуть, что левшами были: Тиберий, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Жанна Д"Арк, Наполеон, А.С. Пушкин, Лев Толстой, Ф. Шопен, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо, Льюис Кэрролл и многие другие великие люди. Кстати, именно Левша подковал блоху!

Существуют и люди, между обоими полушариями мозга которых существует тот благодатный паритет, когда ни одно из них явно не превалирует над другим.
Но, хотя это, несомненно, большое преимущество, это не значит, что такие люди могут полностью успокоиться. Одним из побочных эффектов равновесия между полушариями является тот факт, что такой человек сильнее других может конфликтовать с определенно установленным доминированием. Иногда будет возникать конфликт между тем, что он чувствует, и тем, что думает, и этот конфликт может сказаться на его подходе к проблемам и его интерпретации информации.
Но тут есть и положительные стороны. Одно из преимуществ баланса между обоими полушариями со стоит в том, что, решая какую-либо задачу, можно одновременно и видеть картину целиком, и рассматривать ее основные детали. Например, архитектору, для того чтобы превратить идею в воспроизводимую реальность, необходим баланс между творчеством и логикой и детализированием.
Люди, чьи полушария работают сбалансированно, пользуются тем преимуществом, что благодаря огромной лабильности своего мозга обладают способностью добиваться успеха во многих областях деятельности. Если оба полушария головного мозга человека работают в унисон, мыслительный и познавательный процессы идут значительно легче и результативнее.

Как синхронизировать работу полушарий.
Для нас очень важно, чтобы полноценно работали оба полушария мозга. И логика, и интуиция, имеют одинаковое значение для жизни человека. Однако система образования западного мира в общем и целом направлена на развитие аналитических способностей левого полушария за счет недоразвития творческих способностей правого.

Пройдите простой тест:
Сложите кисти рук в «замок». Теперь посмотрите внимательно,: пальцы какой руки у вас сверху? Вы сейчас проделали это автоматически - так, как вам удобно, привычно. А теперь сложите руки наоборот: если сверху были пальцы правой кисти, то теперь, пусть будут левой. Ощущение появившегося неудобства и дискомфорта говорит о том, что одно из полушарий несколько более развито, чем другое.

Каждая рука связана со своим полушарием мозга и служит индикатором его деятельности.

Развить функции «отстающего» полушария можно с помощью простого упражнения.
Если вы правша, старайтесь делать все повседневные дела с помощью левой руки: держите вилку, чистите зубы, расчесывайтесь и, конечно, учитесь писать. Сначала обычные действия будут даваться вам с трудом, и правая рука будет перехватывать инициативу. Но постепенно навыки улучшатся, что положительно скажется на ваших способностях в целом. Включая левую руку в работу, вы будете активизировать работу правого полушария и, соответственно, его творческие функции.

Мы живем в обществе, в котором доминирует правши. Если верить статистике, то приблизительно 85-90% населения активно используют правую руку. Ручки на дверях, переключатель скорости в автомобиле, дверцы в шифоньерах – все сделано для удобства правши. Меньшинству приходится подстраиваться, единицы используют специальные приспособления, основная масса прекрасно обходятся без них.

Почему большинство людей – правши? На сегодняшний день нет определенного ответа на этот вопрос. Есть несколько версий, объясняющих это явление.

Одной из версий называют асимметричность нашего тела. Левая рука длиннее правой, стопа правой ноги больше по размеру, чем левая. Или наоборот. Такая асимметрия наблюдается по всему телу человека, такая же ситуация происходит и внутри его организма. Давно не опровержимым является факт, что ведущую руку определяет мозг. Левое полушарие управляет правой частью нашего тела, левая часть управляема правым полушарием. У левши больше развито правое полушарие, у правши – левое. Ученые предполагают, что в большинстве случаев левое полушарие головного мозга доминирует над правым. Раз левая сторона мозга доминирует, значит, правая сторона нашего тела более совершенная и развитая. Этим фактом можно и объяснить, почему большинство из нас правши. Если же у человека больше развито правое полушарие, то ему удобнее работать левой стороной тела. Он – левша.

Следующая версия – внутриутробное развитие. Был проведен эксперимент, в ходе которого наблюдали за течением беременности женщин. С помощью ультразвука фотографировали не родившихся малышей и рассматривали изображение. Если кроха сосал или активно шевелил правой рукой, строили предположение, что он правша. И напротив, левша использовал левую ручку. После рождения дети подтвердили догадки ученых. Был сделан вывод, что на 3-4 месяце внутриутробного развития, у будущих левшей происходят некоторые изменения в мозге. Как результат – правое полушарие начинает доминировать над левым. Со временем изменения закрепляются, и правое полушарие теперь отвечает за речь и письмо. Левая рука становится ведущей. Если подобная «перестройка» произошла не полностью, то человек может одинаково владеть и левой и правой стороной тела. Их называют амбидекстрами, в общей массе населения они составляют всего 1%.

Еще одно предположение – генетическая наследственность. Дети с доминирующим правым полушарием мозга рождаются в семьях, в которых по линии матери были левши.

Левое полушарие мозга отвечает за абстрактное и логическое мышление, правое - за пространственное и образное. Полушария имеют разный энергетический уровень, в правом происходит интенсивный обмен веществ, оно более возбудимое. В левом энергетика снижена, возбуждения происходят реже и слабее. Поэтому левша и правша – абсолютно разные по своей сути люди. У правшей выше интеллект, им проще найти общий язык в коллективе, они общительные. Левши хуже учатся в школе, зато им дано отличать тончайшие цветовые оттенки, слышать малейшие колебания звуков и интонаций. Это творческие люди.

В былые времена детям в школе привязывали левую руку к телу, пытаясь переучить ребенка на правшу. Как результат – дети теряли навыки владения левой, а приобретаемый опыт работы правой давался с трудом и не в полной мере. Сегодня авторитетные психологи выступают против таких радикальных мер. Если ребенку легче управлять левой рукой, то не стоит ему в этом препятствовать. И не смотря на то, что левша и правша по-разному мыслят и воспринимают мир, они прекрасно существуют друг с другом, и это замечательно!