Почему происходило падение империй. Ослабление легендарных римских легионов. Предпосылки падения Римской империи

Как и древние греки, римляне называли варварскими племена, чей язык был им непонятен. Но начавшееся в IV веке великое переселение народов несколько поубавило высокомерие римлян, поставив империю перед новыми, ранее неведомыми проблемами.

После того как пришедшие из Азии гунны стали теснить германцев на запад, император Феодосий I разрешил германцам селиться на севере империи. Но в начале V в. другие варварские племена, включая самих гуннов, начали вторгаться на территорию империи.

Гунны - варварское племя, пришедшее из Центральной Азии. К 447 г. огромная армия гуннов под предводительством Аттилы завоевала все страны, расположенные на территории между Черным и Средиземным морями. Гунны трижды наносили поражение римским войскам, но им не удалось захватить ни , ни Рим.

В боях с войсками германцев, состоявшими на службе у Рима, гунны отвоевали себе в Европе целые области, раньше принадлежавшие Римской империи. В 395 г., после смерти Феодосия I, Восточная и Западная империи фактически перестали быть единым государством, но Запад продолжал получать с Востока финансовую и продовольственную помощь.

В 410 г. король уже другой варварской орды - вестготов Аларих повел свои войска на Рим и захватил город. В 455 г. Рим подвергся разграблению со стороны другого варварского племени - вандалов. Восточная империя отказалась помогать вконец ослабевшему Западу, и в 476 г. Западная империя прекратила свое существование. Именно этот год принято считать годом падения Римской империи. Последний император Запада, Ромул Августул, был отравлен завоевателями в изгнании.

Предводитель варварского племени вандалов Гейзерих в 455 г. прибыл с войском в Остию. Его солдаты захватили Рим и подвергли город страшному разграблению. За 12 дней они вывезли из домов все ценные вещи, содрав даже золоченую черепицу с крыш общественных зданий. Вдову и дочерей императора Валентиниана III Гейзерих взял в заложницы.

Среди причин падения Западной Римской империи можно выделить как внешние, так и внутренние. К внутренним причинам можно отнести упадок экономики, демографический кризис, раздирающие империю гражданские войны и ослабление армии.

Частая смена императоров стала символом Римской империи периода упадка. Их невысокая компетентность, постоянная борьба за власть и гражданские войны, сотрясавшие страну, отнюдь не увеличивали эффективность управления Империей. Всё чаще представители неримских национальностей становились представителями власти, что снижало авторитет власти и искореняло чувство патриотизма в гражданах.

Не лучше дела обстояли и в экономике. Земельные реформы, приведшие к развитию натурального хозяйства (и ослабеванию перерабатывающего производства) вызвали удорожание транспортировки и деградацию торговли. Взаимодействие между провинциями приходило в упадок. Рост налогов и, как следствие, падение платёжеспособности населения, способствовали разорению мелких землевладельцев, что вызывало очаги недовольства в широких слоях населения.

Деградировала и армия. Былые непобедимые легионы Рима заменила армия, практически полностью состоящая из наёмников-варваров.

Могла ли ослабевшая Империя противостоять экспансии многочисленных орд, стремящихся захватить благодатные земли Империи и воспользоваться благами дряхлеющей цивилизации?

Впрочем, большинство историков сходится к мысли, что причиной падения Западной Римской империи было не великое переселение народа и не упадок римской цивилизации – внутренние проблемы, столь ослабившие Римскую империю, были лишь внешними признаками кризиса цивилизации, основополагающими моментами которой были рабство и милитаризм.

Падение Западной Римской империи не положило конец римской цивилизации. В то время как Западная империя приближалась к своему концу, Восточная империя, получившая название Византия, процветала. Ее столица, росла и богатела. Расположенный между Европой и Азией, этот город стал крупнейшим торговым и административным центром империи. Границы Византии простирались на запад до Греции, на юг до Египта и на восток до Аравии. Хотя греческий был официальным языком и на Востоке, при дворе императора говорили на латыни. Император Юстиниан (годы правления 527-565) восстановил контроль над некоторыми областями в Северной Африке, Италии и Испании, но надолго их удержать не удалось. После падения Рима Восточная империя существовала еще 1000 лет. У Византии не было сильной армии, и конфликты с соседями византийские дипломаты старались уладить мирным путем. Жители ее исповедовали христианство, а враждебно настроенных варваров стремились обратить в свою религию.

1. Какой период называют золотым веком Римской империи? С деятельностью каких императоров связано могущество империи?

Золотой век Римской империи связывают с правлением пяти хороших императоров из династии Антонинов, правивших с 96 по 180 гг. Они последовательно сменяли друг друга без династических кризисов, при этом все пять активно участвовали в управлении империей лично решая возникавшие проблемы. Имеются в виду:

Марк Кокцей Нерва (96-98 гг.):

Марк Ульпий Траян (98-117 гг.):

Публий Элий Адриан (117-138 гг.):

Антонин Пий (138-161 гг.):

Марк Аврелий (161-180 гг.).

2. Укажите экономические и политические причины кризиса Римской империи. Как менялись хозяйственный уклад и социальная структура римского общества и права его граждан?

Причины кризиса Римской империи.

Падение среднегодовых температур привело к кризису в сельском хозяйстве.

Император Септимий Север изменил систему управления армией. До него командирами (легатами) легионов были политики, для которых эта должность была всего лишь кратким эпизодом в карьере. Солдаты не считали их своими. Север ввёл практику назначения легатов легионов из командиров низшего звена. Вскоре появились люди, всю жизнь проведшие в армии, которым доверяли солдаты и которые стали получать высшие командные должности, то есть политический вес. Именно такие люди становились так называемыми солдатскими императорами, гражданские войны между которыми несколько десятков лет терзали Римскую империю.

После хороших императоров настало правление нескольких плохих на рубеже II-III веков. Некоторые из сменявших тогда друг друга императоров совсем не занимались управлением империей, а только удивляли народ своими чудачествами и жестокостями.

Длившиеся несколько десятков лет гражданские войны нарушили экономические связи между провинциями, сделав нерентабельными товарные хозяйства, процветавшие до этого крупные латифундии, большинство хозяйств становилось натуральными, экономически единая империя при натуральном хозяйстве уже не была нужна.

Легионы несколько десятков лет занимались войной друг с другом, а не с внешними врагами. За это время дикие племена на границах империи привыкли к успешным походам в империю, которые приносили богатую добычу, разведали маршруты таких походов и не собирались отказывались.

– Во время гражданских войн все стороны привыкли использовать варваров в качестве наёмников, после окончания гражданских войн эта практика была продолжена. В результате римская армия состояла уже преимущественно не из римлян, а из варваров, причём на всех уровнях, включая высшие командные должности.

Казавшаяся людям нескончаемой полоса бедствий привела к духовному кризису в империи в результате которого популярность набрали новые культы, главными из которых оказались митраизм и христианство.

В результате гражданских войн, как было сказано выше, в Римской империи возобладало натуральное хозяйство. При натуральном хозяйстве, в отличии от товарного, использование рабов перестало быть эффективным, их доля в обществе сокращалась. Вместо них увеличивалось число колонов – зависимых людей, работавших на земле хозяина за часть урожая (из этого института позже развилось сословие крепостных). В ходе кризиса римскими гражданами стали все жители империи. Из-за этого гражданство перестало быть привилегией, как раньше, оно перестало нести дополнительные права, остались только обязанности в виде налогов. А после обожествления правителя граждане окончательно превратились в подданных.

3. Подумайте: какие цели преследовали административные реформы Диоклетиана и Константина?

Диоклетиан и Константин обожествили власть императоров, надеясь этим предотвратить дальнейшие выступления военно начальников (добиться этой цели они не смогли). Кроме того, новое административное деление империи на более мелкие по размеру провинции и перевод многих чиновников с денежного на натуральное довольствие (которое проще было доставлять в центры более мелких провинций) отвечала изменившимся экономическим условиям, фактическому переходу империи к натуральному хозяйству.

4. Заполните таблицу. Какие факторы, по вашему мнению, сыграли решающую роль в упадке Рима?

Как видно из таблицы, внутренних причин падения Западной Римской империи было больше, они играли большую роль. Рим времён хороших императоров, возможно, смог бы выдержать натиск Великого переселения народов, ослабленное кризисом государство с этой задачей не справилось. С другой стороны, именно варварский натиск привёл к усугублению кризиса и не дал времени на его преодоление. Потому по-настоящему нельзя разделять внутренние и внешние причины, к падению Западной Римской империи привело их сочетание.

5. В чем выразился духовный кризис римского общества? Почему христианская церковь превратилась в сплоченную организацию, ставшую влиятельной политической и экономической силой?

Духовный кризис выразился в росте популярности многочисленных нетрадиционных для римского общества культов. И речь не только о христианстве и митраизме, восточные культы самого разного толка расцветали в большом количестве.

В условиях долгого кризиса уверенности в завтрашнем дне не было у всех слоёв общества. Христианство давала эту уверенность относительно пусть не этого мира, но будущего. Из-за этого христианами становились и многие представители привилегированных слоёв общества. Они привносили в христианскую церковь многие элементы римского гражданского устройства, что делало церковную жизнь более упорядоченной, придавала ей структуру. Начавшиеся гонения на христиан активизировали эту структуру и сплотили христианскую церковь, пытавшуюся противостоять гонениям. Учитывая, что эта церковь объединяла многих людей из высших слоёв общества, она располагала их капиталами и политическим влиянием, становясь мощной силой в государстве.

6. Составьте развернутый план ответа по теме «Падение Западной Римской империи».

1. Усиление натиска народов из потока Великого переселения на границы Римской империи.

2. Разрешение вестготам селиться на римской территории.

3. Восстание вестготов в 378 г. и их успешные действия против римских войск.

4. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную после смерти Феодосия Великого в 395 г.

5. Поселение новых варварских племён на римской территории и их восстания.

6. Периодические восстания римских полководцев (со временем всё чаще из числа варваров), их попытки узурпировать престол.

7. Борьба против вторжения гуннов.

8. Правление в Западной Римской империи часто сменявшихся слабых, нередко малолетних императоров.

9. Переворот Одоакра, конец Западной Римской империи.

В результате ослабевшей центральной власти к 395 г. под-держивать единство Римской империи стало невозможно, и она была окончатель-но разделена на два больших государства — Западную Римскую империю со столицей Равенной и Восточную Римскую империю со столицей Константинополем.

Сложное внутреннее положение Рим-ской империи всё более усугублялось опасными изменениями внешнеполитической обстановки. Осо-бенно сложным было положение Западной Римской империи.

Падение Западной Римской империи стало одновременно и причиной и следствием Великого переселения народов . На северных, северо-восточных и южных границах империи пришли в движение огромные массы племён варваров , как называ-ли их римляне; у них происходило формирование крупных и воин-ственных племенных союзов во главе с вождями и знатью; вместо родоплеменных отношений закладывались основы государственно-сти и сословно-классовых отношений.

Воинственные союзы пле-мён готов, аланов и гуннов (которые пришли из Центральной Азии) постоянно совершали вторжения на территорию Римской империи, чтобы грабить богатые города и селения, захватывать пленников, скот, ценную утварь.

На востоке опасным соперником римлян было Парфянское царство, которое в III в. н. э. пало под ударами персов. На смену пар-фянским царям пришла династия персидского происхождения — Сасаниды, с которыми римляне также вели тяжёлые, часто неудач-ные войны.

Римское государство не могло противостоять натиску врагов. В 378 г. в битве у Адрианополя армия Восточной Римской империи была разбита племенами вестготов. Во всех приграничных провин-циях племена регулярно громили города и поместья. В 410 г. готы во главе с вождём Аларихом вторглись в Италию, захватили и раз-грабили Рим.

Племена варваров стали селиться на территории империи; у не-которых из них даже складывались собственные государства: в Се-верной Африке, на Сицилии, Сардинии и Корсике образовалось го-сударство вандалов, в Галлии — государство вестготов.

В середине V в. Рим был снова разгромлен — на этот раз герман-ским племенем вандалов. Власть в Вечном городе фактически перешла к вождям варваров. В 476 г. римский военачальник германского происхождения отстранил от власти последнего императора Ромула Августула. Материал с сайта

Восточная Римская империя, напротив, успешно продолжала своё развитие. По имени древнего города, на месте которого был основан Константинополь, она получила название Византия и про-существовала до 1453 г., когда Константинополь пал под ударами ту-рок-османов.

Разделение Римской империи

Последний император единой Римской империей, Феодосий I перед своей смертью в 395 г. осуществил раздел государства между сыновьями, так появилась восточная часть со столицей в Константинополе (будущая Византия) и западные территории со столицей в Медиолане (совр. Милан), а затем в Равенне (с 402 г.). Подобное разделение привело к серьезному ослаблению государства, поскольку две части стали враждебно относиться друг к другу. Не заставили себя ждать и вторжения варварских племен: в 401 г. в пределы Западной Римской империи вторглись вестготы во главе с Аларихом, захватившие Аквилею, а в 404 г. — остготы, вандалы и бургунды под предводительством Радагайса. В 408 г. вестготы безуспешно осадили Рим, но во время нового похода Алариха, 24 августа 410 г. впервые в истории город пал, и часть города погибла в огне пожара.

Нашествия варваров

Следующей грозной силой, угрожавшей Риму, стали гуннские племена во главе с Аттилой. После ряда опустошительных набегов в пределы Восточной Римской империи, им даже стали выплачивать дань, после чего их взоры обратились на западные земли империи. В 452 г. они вторглись в Италию, и только смерть вождя и распад племенного союза отвели от угрозу от империи. Но уже в июне 455 г. король вандалов Гейзерих воспользовался смутой в Риме, переправил войска из Карфагена, без боя овладел городом и подверг его страшному разорению. Из Рима было увезено тысячи пленников и похищены многие ценности. К королевству вандалов была присоединена Сицилия, Сардиния и Корсика. Вскоре от всех обширных владений Западной Римской империи фактически осталась одна лишь Италия.

Судьба римского престола зачастую решалась в результате интриг и влияния тех или иных варварских военоначальников. Одним из последних, относительно самостоятельных правителей был Флавий Прокопий Антемий, пытавшийся выстроить союзнические отношения с Восточной Римской империи. Но после неудачных военный кампаний, против вандалов и вестготов, в результате вспыхнувший внутренних разногласий он был убит. После него, на престоле императоры быстро сменяли друг друга.

Последний римский император

Последним западно-римским императором был Ромул Август, взошедший на престол в результате военного переворота своего отца магистра Флавия Ореста, свергнувшего императора Юлия Непота (бежавшего в Далмацию) и ставшего регентом при своем малолетнем сыне. Восточная Римская империя отказалась признавать нового императора. Его правление также усугублялась недовольством среди варварских наемников, составлявших основу римской армии. Их требования не были удовлетворены, и вскоре ближайший военноначальник Флавия Ореста, Одоакр возглавил заговор, в результате которого в 476 г. Ромул Август отрекся от престола, а высшие знаки императорской власти были отосланы в Константинополь императору Зинону. Последний даровал Одоакру титул патриция, но потребовал от него формального признания Юлия Непота, жившего в это время в Салоне. После смерти последнего в 480 г. от руки собственного телохранителя, Зинон так и не назначил нового западно-римского императора.

Очередной переворот 476 г. не воспринимался современников каким бы то ни было значительным событием, и лишь в период Нового времени свержение Ромула Августа, было провозглашено «падением Западной Римской империи», вместе с которой в прошлое ушла эпоха Античности.

« — Сила лишённая разума, гибнет сама собой.» (с)

Середина прошлого века была настоящей Золотой Эрой Голливуда. Именно тогда кинематограф приобрёл все присущие даже современному кино черты: зрелищность и размах, технические составляющие любого блокбастера — широкий формат, цветная плёнка, поражающие воображение спецэффекты и наличие звёзд в главных ролях. Всё это широко используется в кинематографе и поныне, даже такое направление как «пеплум» вновь вернулось на большие экраны. Так в старину называли историко — приключенческие картины, действие которых разворачивалось во времена Древнего Рима, Греции или Египта. А на экране демонстрировался невиданный размах, роскошь исторических костюмов и величие гигантских декораций, тысячные массовки, конные парады войск, панорамные сцены сражений или морские баталии на старинных, парусных судах… Но, создание подобных картин было невероятно затратно, поэтому не все киностудии могли себе такие дорогие фильмы позволить. Да и то, после череды коммерческих провалов таких эпических блокбастеров, Голливуд на долгое время потерял интерес к античной истории. Рассматриваемый в этой рецензии фильм — как раз один из них. Это последний, один из самых дорогих и размашистых трёхчасовых полотен, бюджет которого составил огромные 19 миллионов $ (для тех лет — гигантская сумма). По затратам этот блокбастер превзошёл даже такой эпик как «Бен — Гур» (однако, всё же уступив пальму первенства по стоимости чудовищно дорогущей «Клеопатре» с Элизабет Тэйлор — вышедшей годом ранее)! Однако, в мировом прокате так и не смогший окупить себя, ибо кассовые сборы составили все 4 миллиона. Следовательно, высоких оценок критиков и признание зрителей фильм Энтони Манна не получил (довольствуясь Золотым Глобусом за саундтрек). Напротив — был в год своего появления на экранах, достаточно холодно принят массовым зрителем, преимущественно проигнорирован критиками и со временем канул в небытие. А рассказанная в ленте история, опиравшаяся на действительно имевшие место исторические события, сегодня всем известна по другому «пеплуму» — «Гладиатору» Ридли Скотта. Который, собственно говоря и возродил в своё время интерес широкого зрителя к вышедшим из моды историческим боевикам…

Прежде всего, думаю следует начать с того, что фильм с таким пафосным названием как — «Падение Римской Империи», оказывается не слишком эпическим. Не подумайте превратно: массовка из сотен римских легионеров, обряженные в лохмотья обыватели и одетые в роскошные наряды и туники — благородные патриции — всё это присутствует. Ровно как и отмеченные выше конные парады и сражения на мечах. Причём, в фильме таких баталий даже несколько. Однако, действие первой половины фильма, отчего то происходит в заснеженных землях Германии. Где римские войска подавляют мятеж местных варварских племён. Не смотря на то, что в кадре зима — в сцене сражения почему то видно совершенно отчётливо, что леса покрыты зеленью. Впрочем этот досадный ляпсус вполне простителен, и если не придираться к подобным мелочам — картинка ленты вас порадует. Особенно удачными вышли сцены, в которых по сюжету идёт крупный снег, как на похоронах умершего в военном походе цезаря. Римское воинство стоит у огромного погребального костра с горящими факелами, а с мрачного неба большими хлопьями валит белый при белый снег (уж не знаю — настоящий ли или искусственный)… Но, не считая этого эпизода и сцены сражения с варварами, первые полтора часа — скука смертная. Тем более, все эти дворцовые интриги и заговоры римской знати происходят в каком то каменном, совершенно не свойственном римскому стилю замке. Понятное дело, что они на чужой земле и «расквартированы» в местном форт — посте (или как это тогда называлось?), однако в том же фильме Ридли Скотта — римляне жили в гарнизоне палаточного городка, раскинув на поле сотни шатров. И это было более естественно, чем наблюдать за их пребыванием в каком то европейском замке. Складывается впечатление, что римляне по ошибке переместились в средневековье и в кадре вот — вот покажутся крестоносцы.

Да и сценарий написанный аж тремя соавторами, среди которых: Бен Барзмен, Басилио Франкина и Филиа Йордан — слишком много «воды». Персонажи часто говорят на отвлечённые, не имеющие отношения к их истории и развитию сюжета вещи. Заговор с целью убийства Марка Аврелия (любопытно, что это происходит без ведома его сына Коммода, которого накануне цезарь лишает наследования престола) происходит лишь ближе к концу первой серии. Картина, кстати снята в модном тогда формате эпического спектакля: с увертюрой предваряющей просмотр, пока зрители рассаживаются по местам, и с перерывом на антракт в середине постановки. Который, как бы делит картину на две половины. Вот вторая — будет подинамичнее. Во — первых, действие переносится в Рим, что даёт возможность насладиться роскошными, панорамными видами древнего города со всеми его акведуками, зданиями с колоннами и монументальными скульптурами. Опять же — многотысячные массовки на улицах — что на широком экране смотрится очень здорово. Оператор картины Роберт Краскер — потрудился при создании фильма, дабы его полотно отличалось от прочих, снятых на эту же тему. Да художники по костюмам поработали на совесть. Понравился и гнетущий, но вместе с тем и величественный, как и положено подобному фильму — саундтрек, написанный композитором Дмитрием Тёмкиным — ранее сочинявшим музыку для лент Альфреда Хичкока.

Из занятых в картине актёров, самый большой гонорар получила, сыгравшая роль Люциллы — молодая итальянская красавица Софи Лорен. Правда, нечего особенного, кроме своей эффектной внешности она не демонстрирует. Даже эротических или любовных сцен с нею тут не будет, и если кто вдруг решит смотреть фильм с целью увидеть нечто подобное — заранее проходите мимо, что бы после избежать разочарования. Второй звездой картины является красавиц Стивен Бойд, которого тут несколько погрузнел и перекрасился в блондина. Если в своё время из него вышел прекрасный негодяй Мессала, то здесь — какой то проходной и неприметный герой — центурион Ливиус. Отрицательный образ — царевича Коммода, достался английскому актёру Кристоферу Пламмеру. И он так же проигрывает по зрительским симпатиям, более харизматичному и цельному в своём омерзении Хоакину Фениксу, сыгравшему этого героя в ленте Скотта. Омар Шариф совершенно не запоминается в третьестепенном образе армейского принца Сохамиса. А вот классик Алекс Гиннес — был не чуть не худшим цезарем, чем в версии Ричарда Харриса. Завершающая фильм фраза о том, что империя может устоять перед угрозами внешнего врага, и даже может после поражения вновь окрепнуть, но гибнет империя только тогда, когда сами её граждане больше в неё не верят — верная истина. Вопрос в том, стоит ли ради неё тратить три часа на просмотр всего фильма — сочтём иторическим