Праздник жизни молодости годы анализ. Некрасов

Одно из программных стихотворений Некрасова, в котором полемически переосмыслены устойчивые формулы поэзии пушкинской поры («И поэтом, баловнем свободы, Другом лени - не был никогда...») и в то же время сохранена преемственная связь с гражданской поэзией декабристов («Нет в тебе творящего искусства... Но кипит в тебе живая кровь, Торжествует мстительное чувство, Догорая, теплится любовь...»). Мотив «любви-ненависти», заостренный в окончательной редакции, вызвал критику В. П. Боткина. Назвав стихотворение прекрасным, он осудил последнюю строфу: «Вышла дидактика, к которой он стал так склоняться теперь. Я разумею последнюю строфу, начинающуюся: «Та любовь etc.».

1 Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих! - По поводу этих стихов Чернышевский в письме к Некрасову от 24 сентября 1856 г. заметил: «...я с этим не согласен. Свобода поэзии не в том, чтобы писать именно пустяки [...] а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа». Тем самым, по мнению Чернышевского, талант Некрасова вполне «свободен». Некрасов принял это суждение и в письме к Л. Н. Толстому от 31 марта (12 апреля) 1857 г. писал: «...мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие».

Праздник жизни – молодости годы –

Я убил под тяжестью труда

И поэтом, баловнем свободы,

Другом лени не был никогда.

Если долго сдержанные муки,

Накипев, под сердце подойдут,

Я пишу: рифмованные звуки

Нарушают мой обычный труд.

Всё ж они не хуже плоской прозы

И волнуют мягкие сердца,

Как внезапно хлынувшие слезы

С огорченного лица.

Но не льщусь, чтоб в памяти народной

Уцелело что-нибудь из них…

Нет в тебе поэзии свободной,

Мой суровый, неуклюжий стих!

Нет в тебе творящего искусства…

Но кипит в тебе живая кровь.

Торжествует мстительное чувство,

Догорая, теплится любовь,-

Та любовь, что добрых прославляет,

Что клеймит злодея и глупца

И венком терновым наделяет

Беззащитного певца…

Весна 1855 г.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова

«Праздник жизни – молодости годы…»

1855 г.

Не описать в нескольких строках тяжести, выпавшей на долю поэта. Наблюдение за страданиями матери, живущей с деспотичным отцом. Встреча с бурлаками на Волге, потрясение от ужасающего вида подневольных крестьян, впряженных в кожаные лямки, их стон, что «у нас песней зовётся». Голодная, нищенская жизнь будущего поэта в Петербурге, лишённого отеческого благословения за нарушение его воли поступать в военную школу.

Некрасов обрёк себя на долгий, трудный путь к признанию его как поэта, нелёгкие повседневные заботы о существовании журнала «Современник» и постоянную душевную боль за униженное положение русского народа. «Я лиру посвятил народу своему», - скажет поэт позднее.

Поэзия Н.А. Некрасова узнаваема. В ней нет ярких красок, беспечного и беззаботного любования красотою жизни и природы. Наоборот. Это всегда тяжёлое раздумье, строгое аналитическое созерцание движущейся рядом жизни, извечные мотивы дороги и длинного пути. Счастье возможно, но только тогда, когда «счастлив народ». А у народа, увы, всё лишь впереди. «Увижу ли?» - мечтает поэт.

Весна 1855 года. Далеко до подведения итогов творчества, скорее – середина его. Но уже вот они – эти рассуждения – чёткое осознание своего трудного пути.

Праздник жизни –молодости годы –

Я убил под тяжестью труда

И поэтом, баловнем свободы,

Другом лени - не был никогда.

Поэт прекрасно понимает, что молодость – праздник жизни – прошёл мимо него. Праздник – это радость, счастье, веселье. Значит, молодость радостной не была. Безмятежной свободы не было и для написания стихотворений. Стихи появлялись, когда переполнялась страданиями душа. И только тогда останавливался повседневный труд.

Но поэт не льстит себя надеждой, что его стихи сохранятся в памяти народной из-за их суровости и неуклюжести, отсутствия показной лёгкости восприятия.

Некрасов не приверженец «чистого искусства», в его поэзии «кипит живая кровь» мыслящего гражданина, «торжествует мстительное чувство» несломленного трудностями патриота, «догорая, теплится любовь». Любовь, которая возвышает и прославляет добрых, клеймит злодеев и глупцов, наделяет терновым венком беззащитного певца.

Тема самоопределения поэта на фоне литературной традиции вечная в поэзии — от античной лирики до сегодняшних дней. Создавая литературный образ Поэта, художник, собственно, рисует автопортрет, открыто заявляет о своем творческом кредо, предъявляет читателям свой литературный манифест. Именно поэтому подобные стихотворения составляют обычно сердцевину индивидуальной художественной системы, становятся ключом к ней.

В русской лирике один из самых оригинальных образов поэта был создан в середине XIX века Н. А. Некрасовым. За этим стихотворным автопортретом вырисовывается художественная концепция поэзии и поэтического труда, своеобразие которой особенно ярко проявляется в сопоставлении с «классическими» произведениями на ту же тему — Рылеева, Пушкина, Лермонтова.

В 1855 году Некрасов создает одно из первых стихотворений, где прямо заявляет о себе как о поэте нового типа, - «Праздник жизни — молодости годы...». Стихотворение Некрасова начинается с образа «праздника жизни». Вспомним заключительные строки романа «Евгений Онегин»:

Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочел ее романа...

Пушкинский образ жизни-праздника, пира жизни многосоставен; его атрибуты — вино, любовь, поэзия, дружба, веселье, свобода. У него есть и оборотная сторона — «похмелье» — наступление зрелости, подведение итогов, которые ведут за собой «труд и горе» («Элегия», 1830). Все эти мотивы и образы у Пушкина возвышенно поэтичны, гармонически уравновешены. Некрасов, включая пушкинскую поэтическую формулу в свой текст, прозаически ее «расшифровывает», переводит на обыденный язык («Праздник жизни— молодости годы...») и соединяет со словами иного порядка — «тяжесть труда», «обычный труд». В сочетании с ними традиционные обозначения поэта в легкой поэзии 1800-1810-х годов («баловень свободы», «друг лени») звучат иронически.

Слово «труд» в значении «литературный труд», «труд поэта» есть и в пушкинском словаре (см. стихотворение 1830 года «Труд», посвященное окончанию работы над «Евгением Онегиным»). Однако в пушкинском тексте немыслимо словосочетание «тяжесть труда». Поэтический труд определен у Пушкина как возвышенный, вдохновенный, он «молчаливый спутник ночи», «друг Авроры златой»; мифологическое окружение очищает образ от возможных ассоциаций бытового характера, таких как усталость, тяжесть. У Некрасова труд для заработка — мучительный, тяжкий, несвободный. Он убивает литератора. Поэзия «нарушает» рутину обыденной литературной поденщины.

В начальных строчках стихотворения «Праздник жизни — молодости годы...», анализ которого нас интересует, присутствует биографический намек — отсылка к обстоятельствам жизни Некрасова. В 16 лет (в 1838 году) оказавшись в Петербурге, он променял поступление в Кадетский корпус (как требовал отец) на положение вольнослушателя Университета и свободу выбирать свою судьбу. Некрасов лишился материальной поддержки семьи и на долгие годы (до середины 1840-х годов) стал «литературным чернорабочим», зарабатывая на хлеб сочинением журнальных рецензий, куплетов, фельетонов. За это время он выполнил, по его собственному признанию, «до двухсот печатных листов журнальной работы». Он умирал с голоду, но остался «около литературы», заработал тяжкую болезнь, которая мучила его всю оставшуюся жизнь и свела в могилу в 1877 году. Некрасову было 56 лет.

Однако конкретные жизненные обстоятельства остаются за рамками текста, и речь в стихотворении «Праздник жизни — молодости годы...» не о них, а о поэзии и поэте. Произведение строится на противопоставлении двух смысловых рядов: традиционный образ поэта-созерцателя (ленивца), внутренне свободного и свободно творящего и контрастный ему, полемически противопоставленный поэт-«поденщик», автор «неуклюжего стиха», где нет «поэзии свободной». Сам процесс поэтического творчества описан как результат прорыва «долго сдержанных мук», накипевшей сердечной боли, которая так велика, что не может не нарушить «обычный труд», работу над «плоской прозой». Ключевые слова этого второго ряда образов— «муки», «сердце», «внезапно хлынувшие слезы», «огорченное лицо» —- закрепляют ассоциативную связь: поэзия — боль.

Вторая часть анализируемого стихотворения отсылает читателя к пушкинскому «Памятнику» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный... ») — речь идет о «памяти народной». Но и здесь — не уподобление, а отталкивание от традиции: вместо торжественных, полных высокого достоинства слов о бессмертии поэта и поэзии — отрицание («нет в тебе поэзии свободной...», «нет в тебе творящего искусства...»), признание ущербности своего дарования. Вместе с тем у «сурового стиха» есть свое достоинство: он живой — потому что рожден сильным чувством, в котором соединились любовь и месть (ненависть). Итак, с поэзией у Некрасова ассоциируются боль, ущербность, беззащитность, болезненность и одновременно сила живого чувства.

Стихотворение Некрасова «Праздник жизни — молодости годы...» не случайно содержит в себе многие устойчивые «формулы» пушкинской лирики. К моменту прихода Некрасова в литературу (в 1840-е годы) закончился «золотой век» русской поэзии («пушкинский» период) и начался бурный расцвет прозы («гоголевская» эпоха). Упал интерес к стихам. После гибели Лермонтова (1841) и выхода в свет последнего сборника стихов Баратынского «Сумерки» (1842) наступили «сумерки» русской поэзии. Вместе с тем выросло число подражателей Пушкина и Лермонтова, и, как заметил Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» (1850), «написать гладенькое стихотворение теперь сумеет всякий». Поэзия перестала быть аристократическим занятием. Литература демократизуется, все большее место в ней начинает занимать не дворянин, пишущий на досуге и свободный от необходимости печататься (тексты, распространяемые «в списках» в узком кругу образованных дворян, были в начале XIX века не менее известны, чем печатные), а профессионал-журналист, редактор, успешный беллетрист, литературный критик. Символами новой эпохи 1860-х гг. становятся молодые литераторы-демократы: Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Сам Некрасов в середине 1850-х годов стал известным журналистом и редактором журнала «Современник». В сознании читателей идет перестройка самих понятий «словесность», «поэт», «поэзия».

В стихотворении «Праздник жизни — молодости годы...», анализ которого нас интересует, Некрасов использует пушкинские образы, к 1840-м годам ставшие тривиальными, чтобы оттолкнуться от них. Но все же называет их, а не замалчивает, потому что ему нужен фон для самоопределения в поэзии. Только на этом фоне — в контрасте и взаимодействии с ним — вырастают новые смыслы в лирике Некрасова, его собственное новое слово в поэзии.

Анализ стихотворения Н. Некрасова «Праздник жизни - мо­лодости годы»

В стихотворении «Праздник жизни - молодости годы» Н.А. Некрасов поднимает тему собственной жизни и творчества. Он пишет, что моло­ дость он «убил под тяжестью труда». Это автобиографические строки, как и само стихотворение в целом. Далее Некрасов дает оценку собственным стихам
Все ж они не хуже плоской прозы
И волнуют мягкие сердца,
Как внезапно хлынувшие слезы
С огорченного лица.
По мнению поэта, его стихи вряд ли останутся в народной памяти. Ав­тор отмечает это без сожаленья, так как в своей поэзии он был открове­нен. Некрасов также критически отмечает особенность своей лирики - «суровый, неуклюжий стих». В конце стихотворения он пишет, что назначение своего творчества видел в проклинании злодея и глупца и в на­ деление беззащитного «венком терновым».
Как и вся лирика поэта, стихотворение «Праздник жизни - молодости годы» богато изобразительно-выразительными средствами. Некрасов ис­ пользует эпитеты: мягкие сердца, сдержанные муки, суровый стих и др. Стихотворение наполнено яркими метафорами: тяжесть труда, баловень свободы, праздник жизни - молодости годы. Есть и олицетворение: звуки подойдут. Анафора в четвертом и пятом четверостишье: нет в тебе поэзии свободной (...) нет в тебе творящего искусства; инверсированные оборо­ ты: памяти народной, венком терновым. В целом, в стихотворении преоб­ ладает прямой порядок слов.
Стихотворение «Праздник жизни - молодости годы» являет собой шeдевр некрасовской поэзии. Мне очень запомнилось это стихотворение и я постараюсь выучить его наизусть.

Праздник жизни – молодости годы –

Я убил под тяжестью труда

И поэтом, баловнем свободы,

Другом лени не был никогда.

Если долго сдержанные муки,

Накипев, под сердце подойдут,

Я пишу: рифмованные звуки

Нарушают мой обычный труд.

Всё ж они не хуже плоской прозы

И волнуют мягкие сердца,

Как внезапно хлынувшие слезы

С огорченного лица.

Но не льщусь, чтоб в памяти народной

Уцелело что-нибудь из них…

Нет в тебе поэзии свободной,

Мой суровый, неуклюжий стих!

Нет в тебе творящего искусства…

Но кипит в тебе живая кровь.

Торжествует мстительное чувство,

Догорая, теплится любовь,-

Та любовь, что добрых прославляет,

Что клеймит злодея и глупца

И венком терновым наделяет

Беззащитного певца…

Весна 1855 г.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова

«Праздник жизни – молодости годы…»

1855 г.

Не описать в нескольких строках тяжести, выпавшей на долю поэта. Наблюдение за страданиями матери, живущей с деспотичным отцом. Встреча с бурлаками на Волге, потрясение от ужасающего вида подневольных крестьян, впряженных в кожаные лямки, их стон, что «у нас песней зовётся». Голодная, нищенская жизнь будущего поэта в Петербурге, лишённого отеческого благословения за нарушение его воли поступать в военную школу.

Некрасов обрёк себя на долгий, трудный путь к признанию его как поэта, нелёгкие повседневные заботы о существовании журнала «Современник» и постоянную душевную боль за униженное положение русского народа. «Я лиру посвятил народу своему», - скажет поэт позднее.

Поэзия Н.А. Некрасова узнаваема. В ней нет ярких красок, беспечного и беззаботного любования красотою жизни и природы. Наоборот. Это всегда тяжёлое раздумье, строгое аналитическое созерцание движущейся рядом жизни, извечные мотивы дороги и длинного пути. Счастье возможно, но только тогда, когда «счастлив народ». А у народа, увы, всё лишь впереди. «Увижу ли?» - мечтает поэт.

Весна 1855 года. Далеко до подведения итогов творчества, скорее – середина его. Но уже вот они – эти рассуждения – чёткое осознание своего трудного пути.

Праздник жизни –молодости годы –

Я убил под тяжестью труда

И поэтом, баловнем свободы,

Другом лени - не был никогда.

Поэт прекрасно понимает, что молодость – праздник жизни – прошёл мимо него. Праздник – это радость, счастье, веселье. Значит, молодость радостной не была. Безмятежной свободы не было и для написания стихотворений. Стихи появлялись, когда переполнялась страданиями душа. И только тогда останавливался повседневный труд.

Но поэт не льстит себя надеждой, что его стихи сохранятся в памяти народной из-за их суровости и неуклюжести, отсутствия показной лёгкости восприятия.

Некрасов не приверженец «чистого искусства», в его поэзии «кипит живая кровь» мыслящего гражданина, «торжествует мстительное чувство» несломленного трудностями патриота, «догорая, теплится любовь». Любовь, которая возвышает и прославляет добрых, клеймит злодеев и глупцов, наделяет терновым венком беззащитного певца.