Презентация - правописание дефиса в наречиях. Текст этой презентации

1 из 23

Презентация -

Текст этой презентации

Правописание дефиса в наречиях

Сегодня на уроке: повторим правописание частиц; изучим новое правило; выполним тренировочные упражнения

Повторение – мать учения!

кто…то кто…либо кто…нибудь кое…кто кто…же сумеешь…ли написал…бы кто… же
Давайте сначала вспомним, по какому правилу пишутся эти слова и к каким частям речи относятся!
местоим.
местоим.
местоим.
местоим.
местоим.
глагол
глагол
местоим.

Опорный конспект

Правописание частиц. -ТО, -ЛИБО «ЧЁРТОЧКУ» НЕ ПОЗАБУДЬ! КОЕ- -НИБУДЬ ЛИ ЖЕ «ЧЁРТОЧКУ» НЕ ПРОВОДИ! БЫ Кое-кто, кто-либо, когда-нибудь, что же, кто бы, хотел ли, сказал же.
-ка (скажи-ка) -тка (на-тка) -с (да-с) -де (вот-де) -тко (ну-тко) -тка (скажи-тка)
наречное местоимение

Укажите неверное утверждение.
Наречие обозначает признак действия или признак другого признака.
В предложении наречие обычно является обстоятельством.
Неизменяемость – главный морфологический признак наречия.
Чаще всего наречие относится к существительному.

Найдите наречия в предложении: Бабушка говорила певуче, и я ясно представлял себе этот по-летнему тёплый день
Говорила, тёплый, бабушка
Представлял, этот, себе
Певуче, день, я
Певуче, ясно, по- летнему

Правописание дефиса в наречиях


-ОМУ ПО- + -ЕМУ - И
по-моему по-русски по-новому
«ЧЁРТОЧКУ» НЕ ПОЗАБУДЬ!

«ЧЁРТОЧКУ» НЕ ПРОВОДИ!
В-, ВО- + -ЫХ -ИХ
во-первых во-вторых в-десятых
повтор слова
еле-еле крепко-накрепко
образованы от порядковых числительных

Запомни!!!
бок о бок с глазу на глаз один на один точка в точку с году на год
точь-в-точь

Радионяня!!!
На следующем слайде – автоматическое воспроизведение аудио и анимации

«чёрточка» - дефис
во-первых во-вторых в-третьих
еле-еле точь-в-точь крепко-накрепко
ёлки-палки
по-русски по-казацки по-лисьи по-заячьи по-свински по-обезьяньи по-слоновому по-собачьи по-кошачьи по-цыплячьи по-куриному
кое-где когда-нибудь кто-либо
Правописание дефиса в наречиях
черным - черно
белым - бело
точь-в-точь
всё-таки
как-нибудь
кое-как
по-вашему
по-моему
точь-в-точь
крепко-накрепко
кое-что

Потренируемся?

Правописание дефиса в наречиях.
-ОМУ ПО- + -ЕМУ - И
по-моему по-русски по-новому
-ТО, -ЛИБО КОЕ- -НИБУДЬ ЛИ ЖЕ БЫ
«ЧЁРТОЧКУ» НЕ ПОЗАБУДЬ!
когда-то где-нибудь куда бы кое-где
«ЧЁРТОЧКУ» НЕ ПРОВОДИ!
В-, ВО- + -ЫХ -ИХ
во-первых во-вторых в-десятых
повтор слова
еле-еле крепко-накрепко
бок о бок с глазу на глаз один на один точка в точку с году на год точь-в-точь

где…либо
где…нибудь
кое…как
в…третьих
по…прежнему
крест…накрест
по…другому
по…немецки
точь…в...точь
бок…о...бок
по…заячьи
во…вторых

Запомните!
В наречиях с приставкой по-, образованных от сложных прилагательных с дефисным написанием, дефис ставится только после по: Нью-Йорк - по-ньюйоркски Ильф и Петров – по-ильфопетровски

Запомните!
Соединяются дефисами слова в наречиях, образованных от составных порядковых числительных: в-двадцать-вторых в-сто-сорок-четвёртых

Тренировочные упражнения

Рассуждать по…детски, повторить в…сто...двадцать...пятых, говорить по…французски, по…заячьи труслива, мало…по… малу справились, бывало по…всякому, одеться по…зимнему, выглядеть по…молодецки, поступить по…своему, в…третьих, относиться по…прежнему, выглядеть по…новому, похожи точь…в…точь, по…весеннему тепло, идти бок…о…бок.

По…испански, еле…еле стоял на ногах, жить по…новому, одеться по…домашнему, по…дружески, помочь по…приятельски, одета по…летнему, улыбался по…лисьи, пельмени по…сибирски, макароны по…флотски, в…четвёртых, появиться нежданно…негаданно, смотреть по…особому, поступить по…рыцарски, произошло давным…давно, по…ребячьи доверчиво, по…волчьи оскалился

Цели урока достигнуты?
Что нового узнали на уроке? Познакомились с условиями написания наречия через дефис? Умеем определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях?

Наречие как часть речи Правописание наречий

Тест 27

1. Укажите неверное утверждение.

а) наречие обозначает признак действия

б) неизменяемость - главный морфологический при­знак наречия

в) чаще всего наречие относится к существительному

2. В каком ряду все выделенные слова являются наречия­ми?

а) в пустую комнату, в пустой комнате, разговаривать впустую

б) по весеннему лесу, в весенний день, солнечно по- весеннему

в) разговаривать впустую , теплый по-весеннему , шел медленно

3. Укажите наречия в предложении:

Бабушка говорила певуче, и я ясно представлял себе этот по-летнему теплый день.

а) говорила, теплый, бабушка

б) представлял, этот, себе

в) певуче, ясно, по-летнему

4. На какие вопросы отвечают наречия места?

а) где? куда? откуда?

б) сколько? каков?

в) что сделав? что делая?

5. В каком ряду все наречия являются наречиями причи­ны и цели?

а) вовремя, навстречу, издалека

б) втрое, поодиночке, назло

в) сгоряча, сослепу, напоказ

6. В каком ряду все наречия являются наречиями места?

а) быстро, медленно, слишком

б) радостно, впереди, налево

в) внизу, издали, впереди

7. Найдите наречие в форме простой сравнительной степе­ни.

а) бежал быстрее всех

б) прыгнул выше всех

в) проснуться раньше

8. Найдите наречие в форме составной сравнительной сте­пени.

а) нарисовал лучше всех

б) нарисовал лучше

в) приехал издалека

9. В каком ряду все наречия пишутся раздельно?

а) (на)память, (на)зло, (с)размаху

б) (из)дали, (без)устали, (до)востребования

в) (в)развалку, (на)выпуск, (с)лева

10. В каком ряду все наречия пишутся с НЕ слитно?

б) (не)плохо танцевать, (не)весело, а грустно

в) (не)лепо двигаться, говорить совсем (не)искренне

Тест 28

1. Пишется А

а) налев..

б) горяч..

в) дочист..

2. В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -А-?

а) засветл.., направ.., дочист..

б) досух.., справ.., издавн..

в) справ.., надолг.., влев..

3. В каком ряду во всех наречиях после шипящих пишет­ся О?

а) неуклюж.., трескуч.., свеж..

б) блестящ.., колюч.., ужасающ..

в) горяч.., свеж.., хорош..

4. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) (во)все, (по)немецки, (из)далека

б) когда(нибудь), (по)другому, (в)десятых

в) (по)минутно, (ни)чего, (по)пусту

5. В каком ряду во всех наречиях пишется НЕ?

а) н..где не отдыхал, н..где прилечь

б) н..куда пойти, н..куда не пошел

в) н..где остановиться, н..куда поставить

6. В каком ряду все слова являются отрицательными на­речиями?

а) никак, нимало, куда

б) негде, некогда, ниоткуда

в) ни у кого, нимало, откуда

7. В каком ряду (или рядах) во всех словах на месте про­пуска пишется Ь?

а) береч.., настеж.., брош..

б) чувствует.., хорош.., молодёж..

в) наотмаш.., проч.., вскач..

8. В каком ряду все наречия пишутся раздельно?

а) (на)лету, (на)миг, (до)отвала

б) (в)тупик, (на)тощак, (не)чаянно

в) (на)радостях, (под)мышкой, (до)суха

9. В каком ряду все наречия пишутся с НЕ раздельно?

а) (не)уклюже, (не)по-дружески

б) (не)тепло, а холодно, говорил (не)громко

в) ничуть (не)весело, (не)глубоко, а мелко

10. В каких наречиях пишется Н?

а) говорил тума..о

б) лаять беше..о

в) смотреть удивле..о

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Тест 29

1. В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -О-?

а) страшн.., напевн.., свеж..

б) сгоряч.., дочист.., доверчив..

в) чист.., докрасн.., отличн..

2. В каком ряду во всех наречиях на месте пропуска пи­шется Е?

а) певуч.., горяч.., ещ..

б) испытующ.., убаюкивающ.., зловещ..

в) свеж.., угрожающ.., умоляющ..

3. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) крест(на)крест, (на)последок, (в)смятку

б) (без)оглядки, (по)временам, куда(то)

в) (по)турецки, (по)прежнему, (кое)где

4. В каком ряду все наречия пишутся с НИ?

а) н..куда не поехал, н..откуда не взял

б) н..когда написать, н..где не получил

в) н..где взять, н..куда пойти

5. В каком ряду употреблены только отрицательные наре­чия?

а) ни к кому, не от чего, ничем

б) никуда, некуда, нигде

в) ниоткуда, никого, ни от кого

6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

а) навзнич.., сплош.., настеж..

б) невтерпеж.., стереч.., горяч..

в) кирпич.., роскош.., нет рощ...

7. Укажите предложение, в котором нет наречий.

а) Весеннее солнце грело нежарко, и каждый листик и травка насквозь светились под веселым лучом.

б) Прорвался печальный луч, бледный и анемичный,
как будто солнце было неизлечимо больным.

в) Туман исчезает, уступая неодолимой силе солнечных лучей.

8. Укажите предложение, в котором есть наречие в форме сравнительной степени.

а) Но однажды поутру прискакала кенгуру, увидала усача, закричала сгоряча.

б) Быть может, уж недолго мне в изгнанье мирном ос­таваться, вздыхать о милой старине.

в) Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет, ко­локольчики ландышей в чаще зеленой цветут.

9. В каком словосочетании наречие с НЕ пишется раз­дельно?

а) объяснял (не)понятно

б) выглядел ничуть (не)красиво

в) написал (не)брежно

10. В каком предложении выделенное слово является наре­чием?

а) (С)начала урока и до конца его ученики должны
быть внимательны.

б) (С)начала подумай, потом говори.

в) (С)начала занятия прошло десять минут.

В произношении наречие совпадает с краткими формами прилагательных и причастий. Различить значение и правописание этих слов можно, выяснив их роль в предложении . Рассуждать следует по схеме:

1) если слово в предложении являетсяобстоятельством образа действия, относится кглаголу , то это наречие , в котором пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано;

2) если слово в предложении является сказуемым , то это:

а) краткое причастие (заменяется глаголом , всегда пишется одно Н);

б) краткое прил. (заменяется прил. в полной форме. В нем пишется столько Н, сколько в полном).

Например:

1. Он слушал сосредоточенно .

Слушал как? - обстоятельство образа действия, относится к глаголу, можно заменить другим наречием (внимательно ). Следовательно, это наречие, в котором пишется столько н, сколько в слове сосредоточенн ый.

2. Лица у всех были сосредоточенны.

Сосредоточенны - сказуемое, его можно заменить полным прилагательным сосредоточенные , следовательно, это краткое прилагательное, в нем пишется столько н, сколько в полном.

3. Войска были сосредоточены на равнине.

Сосредоточены - можно заменить глаголом сосредоточили , следовательно, это краткое причастие, в котором пишется одна буква Н.

90. Вставьте пропущенные буквы.

1. Оратор говорил убеждё...о.

2. Большинство было убежде...о в его правоте.

3. Слушали удивлё...о.

4. Собрание удивле...о.

5. Говорили обоснова...о.

6. Заявление было обоснова...о.

7. Провели собрание организова...о.

8. Мероприятие организова...о школой.

9. Поведение её было стра...о.

10. Звуки падающих капель стра...о сливались со звуком часов.



11. Все были увере...ы, что с работой справятся.

12. Сейчас он делал это увере…о.

13. Мальчик рассея...о смотрел по сторонам.

14. Войско противника рассея...о.

15. Сегодня она рассея...а и невнимательна.

91. Спишите, обозначьте орфограммы.

Море взволнова…о. Охотник взволнова…о рассказывал о встрече с медведем. Дитя испуга…о неожиданным выстрелом. Ребёнок испуга…о вскрикнул. Всё в этом деле взвеше…о и обдума…о. Докладчик отвечал на вопросы не спеша, обдума…о. Выступление было организова…о драматическим кружком. Выступление прошло очень организова…о. Мой товарищ – всесторо…е развитой человек. У разброса…ых вагонов, где време…о жили рабочие, копаются в песке дети. Я очень ветре…о, быть может, поступила.

Мягкий знак на конце наречий

После шипящих на конце наречий пишется мягкий знак: прочь, невмочь, точь-в-точь.

Исключения: уж, замуж, невтерпеж

92. Вставьте, где необходимо, мягкий знак.

1. Я открываю настеж(?) окно.

2. Деревья были сплош(?) в траве.

3. Я лежал навзнич(?) в траве.

4. От сильного зноя становилось невтерпёж(?).

5. Лошади пронеслись вскач(?).

6. Все побежали проч(?).

7. Он говорил точ(?)-в-точ(?) так же.

8. Дочери её вышли замуж(?).

9. Вот уж(?) песнь заводит песенник лихой.

10. Лиш(?) он один остался в доме.

11. Луч(?) солнца выглянул из-за туч(?).

12. Кругом тиш(?), только слышно, как шумит камыш(?).

13. Хорош(?) лес зимой.

14. Мороз жгуч(?), воздух свеж(?).

15. Глядиш(?) и не знаеш(?), кто перед тобой.

16. Увелич(?) число.

17. Матушка-рож(?) кормит всех сплош(?).

Синтаксическая роль наречий

Наречие сочетается с другими знаменательными частями речи по способу примыкания.

В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами, определениями, именной частью составного именного сказуемого.

Издалека доносилась песня.

По утрам он любил яйца всмятку и кофе по-ирландски.

Пальто тебе впору (сост. именное сказуемое).

Тест. Вариант 1

Укажите неверное утверждение.

а) наречие обозначает признак действия

б) неизменяемость - главный морфологический признак наречия

в) чаще всего наречие относится к существительному

В каком ряду все выделенные слова являются наречиями?

а) в пустую комнату, в пустой комнате, разговаривать впустую

б) по весеннему лесу, в весенний день, солнечно по-весеннему

в) разговаривать впустую, теплый по-весеннему, шел медленно

3. Укажите наречия в предложении:

Бабушка говорила певуче, и я ясно представлял себе этот по-летнему теплый день.

а) говорила, теплый, бабушка

б) представлял, этот, себе

в) певуче, ясно, по-летнему

4. На какие вопросы отвечают наречия места?

а) где? куда? откуда?

б) сколько? каков?

в) что сделав? что делая?

В каком ряду все наречия являются наречиями причины и цели?

а) вовремя, навстречу, издалека

б) втрое, поодиночке, назло

в) сгоряча, сослепу, напоказ

В каком ряду все наречия являются наречиями места?

а) быстро, медленно, слишком

б) радостно, впереди, налево

в) внизу, издали, впереди

Найдите наречие в форме простой сравнительной степени.

а) бежал быстрее всех

б) прыгнул выше всех

в) проснуться раньше

Найдите наречие в форме составной сравнительной степени.

а) нарисовал лучше всех

б) нарисовал лучше

в) приехал издалека

а) (на)память, (на)зло, (с)размаху

б) (без) оглядки, (без)устали, (до)востребования

в) (в)развалку, (на)выпуск, (с)лева

В каком ряду все наречия пишутся с НЕ слитно?

б) (не)плохо танцевать, (не)весело, а грустно

в) (не)лепо двигаться, говорить (не)искренне

а) налев..

б) горяч..

в) дочист..

В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -А?

а) засветл.., направ.., дочист..

б) досух.., справ.., издавн..

в) справ.., надолг.., влев..

В каком ряду во всех наречиях после шипящих пишется О?

а) неуклюж.., трескуч.., свеж..

б) блестящ.., колюч.., ужасающ..

в) горяч.., свеж.., хорош..

а) (во)все, (по)немецки, (из)далека

б) когда(нибудь), (по)другому, (в)десятых

в) (по)минутно, (ни)чего, (по)пусту

В каком ряду во всех наречиях пишется НЕ?

а) н..где не отдыхал, н..где прилечь

б) н..куда пойти, н..куда не пошел

в) н..где остановиться, н..куда поставить

В каком ряду все слова являются отрицательными наречиями?

а) никак, нимало, куда

б) негде, некогда, ниоткуда

в) ни у кого, нимало, откуда

В каком ряду (или рядах) во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

а) береч.., настеж.., брош..

б) чувствует.., хорош.., молодЁж..

в) наотмаш.., проч.., вскач..

В каком ряду все наречия пишутся раздельно?

а) (на)лету, (на)миг, (до)отвала

б) (в)тупик, (на)тощак, (не)чаянно

в) (на)радостях, (под)мышкой, (до)суха

В каком ряду все наречия пишутся с НЕ раздельно?

а) (не)уклюже, (не)по-дружески

б) (не)тепло, а холодно, говорил (не)громко

в) ничуть (не)весело, (не)глубоко, а мелко

В каких наречиях пишется Н?

а) говорил тума..о

б) лаять беше..о

в) смотреть удивле..о

Ответы:

  1. б 11. в
  2. в 12. б
  3. в 13. в
  4. а 14. б
  5. в 15. в
  6. в 16. б
  7. в 17. а, в
  8. а 18. а
  9. б 19. в
  10. в 20. а, в

«5» - 17-20 баллов

«4» – 14-16 баллов

«3» - 9-13 баллов

«2» – 0-8 баллов

Вариант 2

В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -О?

а) страшн.., напевн.., свеж..

б) сгоряч.., дочист.., доверчив..

в) чист.., докрасн.., отличн..

В каком ряду во всех наречиях на месте пропуска пишется Е?

а) певуч.., горяч.., ещ..

б) испытующ.., убаюкивающ.., зловещ..

в) свеж.., угрожающ.., умоляющ..

В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) крест(на)крест, (на)последок, (в)смятку

б) (без)оглядки, (по)временам, куда(то)

в) (по)турецки, (по)прежнему, (кое)где

В каком ряду все наречия пишутся с НИ?

а) н..куда не поехал, н...откуда не взял

б) н..когда написать, н..где не получил

в) н..где взять, н..куда пойти

В каком ряду употреблены только отрицательные наречия?

а) ни к кому, не от чего, ничем

б) никуда, некуда, нигде

в) ниоткуда, никого, ни от кого

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

а) навзнич.., сплош.., настеж..

б) невтерпеж.., стереч.., горяч..

в) кирпич.., роскош.., нет рощ...

Изучать части речи на уроках русского языка довольно сложно. Особенно большие трудности вызывает раздел морфологии "Наречие".

Чтобы облегчить школьникам усвоение основных понятий, нужно построить уроки так, чтобы интерес ученика не ослабевал. Когда же весь материал изучен, можно обобщить и повторить самое главное, сложить целостную картину о наречии.

Презентация по теме «Наречие» раскрывает эту сложную для учеников тему легко и доступно, с яркими примерами, интересными заданиями.

Работая с предложенными заданиями, выписывая наречия из художественного текста, ученики повторяют понятие наречия, его смысловые группы, способы образования, основные признаки, синтаксическую роль, орфографические правила.

Презентация подготовлена специально для проведения урока обобщения и повторения в 7 классе в качестве подготовки к контрольной работе по теме «Наречие». Презентация поможет учителю выстроить задания к уроку в нужной форме, вполне доступной для работы с классом.

Описание слайдов.

1. Титульный слайд.

2. Что обозначает наречие?

Наречие обозначает признак

действия: медленно бежать, тихо говорить;

признака: очень мягкий, кричаще ярко, достаточно вызывающий;

предмета: дом напротив, яйцо всмятку.

3. Определите значение наречий.

  • Лишь кое-где притаится снег.
  • Всё кругом спит.
  • Солнце выглянет утром, высоко поднимется в небо.
  • Чуть неверный шаг - по колено.
  • В березняке снегу ещё немало.
  • Вчера по этой лыжне ушёл от нас дедушка Мороз.
  • Коньки напрокат не выдаются.

4. Разряды наречий по значению.

Образа действия

Как? Каким образом?

Где? Куда? Откуда?

Когда? Как долго?

Меры и степени

Сколько? В какой мере?

5. Примеры.

žОбраза действия: мягко, странно, чудовищно, страшно, быстро, галопом, пешком, вплавь, вперемешку, вхолостую, наотмашь, наверняка.

žВремени: весной, зимой, осенью,вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, иногда, сейчас, всегда, тотчас.

žЦели: назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно.

Причины: сдуру, сослепу, сгоряча, поневоле, недаром.

žМеры и степени: много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно.

6. Определите разряд наречий.

Ближе к осинникам перебрались моховики-глухари.

Не встретишь теперь в елках ни снегиря, ни дрозда.

Еловых шишек в этом году уродилось много.

Еловые чешуйки полетят вниз, прямо в снег.

Кто кормится еловыми семенами да ещё как ни в чём не бывало распевает песни?

Быстро повисают на ветвях клесты и тут же замолкают.

Редко когда клёст расправится с шишкой даже наполовину.

7. Две группы наречий.

Есть наречия знаменательные: называют какой-нибудь признак прямо (тихо, громко, вечером).

Есть наречия местоименные: не называют признака, а только указывают на:

на образ действия (так, как-то, кое-как),

время действия (тогда, тогда-то, когда-то),

причину (потому, поэтому, почему-то),

цель (затем, зачем-нибудь).

8. Способы образования наречий.

9. Определите способ образования наречий.

1 вариант

Певуче, затем, вдали, кое-как, мало-помалу, шагом, по-волчьи, вперёд.

2 вариант

Врассыпную, наудачу, по-видимому, потом, сразу, крест-накрест, поэтому, справа.

10. Образование форм сравнения.

11. Образуйте формы сравнения.

  • Сильно.
  • Быстро.
  • Высоко.
  • Вкусно.
  • Низко.
  • Прямо.
  • Налево.

От какого наречия невозможно образовать формы сравнения?

12. Синтаксическая роль.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Важные события произошли в доме напротив.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО:
Кругом стояла тишина.
Он по-лисьи хитро взглянул на меня.

СКАЗУЕМОЕ:
Она не замужем.

13. Какими членами предложения являются наречия?

  • Мама имела немного усталый вид.
  • Вокруг не видно ни одного человека.
  • Весной вся природа оживает.
  • Мы ели мясо по-французски.
  • Где-то очень далеко начинался шторм.

14. Самопроверка.

15. Роль наречий в тексте.

Эмоционально окрашивают отдельные художественные детали (метафоры, олицетворения, эпитеты).

Уточняют и конкретизируют описание в целом (указывая на время, место, образ действия, его цель, меру и степень).

16. Выпишите наречия с определяемыми словами.

Уже вечереет. Ярко полыхает на г..ризонте заходящ..е солнце. (Не)смело дует тёплый ветерок. Уд..вительно красиво и красочно выгляд..т закат.

Мы ст..им на вершине холма, а (в)низу тихо плещ..тся море. Вдали беле..т парус рыбацкой лодки. (Не)заметно наступают сумерки, резко темне..т, а на вечерн..м небе (не)ожиданно появля..тся лу(н,нн)ый диск.

17. Самопроверка.

18. Правописание наречий

НЕ с наречиями
Ь после шипящих
Дефисно-слитно-раздельно
О и А на конце наречий
О-Ё после щипящих
НН-Н в суффиксах наречий

19. НЕ с наречиями на -о, -е.

Пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом а: Не хорошо, а плохо (драться нехорошо).

Если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько: Это мне вовсе не интересно.

20. Ь в наречиях после шипящих.

Пишется ВСЕГДА: наотмашь, навзничь, сплошь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

21. Дефис в наречиях.

а) Дефис в наречиях пишется после приставок по-, в-, во-, если в этих словах есть суффиксы -ому, -ему, -ых, -их, -и: во-вторых, по-прежнему, по-моему, по-русски, по-летнему.

б) После приставки кое- и перед суффиксами -то, -либо, -нибудь: кое-где, как-нибудь, как-то.

в) В сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или путём повтора: белым-бело, точь-в-точь, чуть-чуть.

22. Буквы -О, -А на конце наречий.

Используйте слово «окно»! Работает при приставочно-суффиксальном способе образования наречия!

ВлевО (в окно), СправА (с окна), ИЗдавнА (из окна).

Но: доверчивО, доходчивО, справедливО.

23. -О,-Е после шипящих на конце наречий.

žПод ударением пишется буква О:горячо, свежо.

žВ безударном положении – буква Е: блестяще, проще.

Исключение: ещё.

24. Н и НН в наречиях.

увлечённо – увлечённый (прич.)
сильно – сильный (прилаг.)
разбросанно – разбросанный (прич.)
ужасно – ужасный (прилаг.)
усиленно – усиленный (прич.)
совершенно – совершенный (прилаг.)
интересно – интересный (прилаг.)

25. ТРЕНИРОВКА.

Вставь , где нужно, Ь:

Спряч.., настеж.., меч.., молодёж.., смотриш.., уж.., напроч.., могуч.., свеж.., наотмаш.., замуж.., проч.., мелоч.., туш.., мыш.., ветош.., грош.., вскач.., невтерпёж…

26. Самопроверка.

27. Слитно или раздельно?

(Не)далеко от дома р..стёт дуб.
На душе (не)весело, а очень грус…но.
Мы разговаривали нисколько (не)громко.
Работа выполнена (не)ак..уратно.
Мальчик одет (не)ряшливо.
(Не)громко звучала музыка.

28. Самопроверка.

29. Е или И? Поставь ударение!

36. Самопроверка.

37. Н или НН? Определи часть речи!

Взволнова..о говорить.
Безум..о посмотрел.
Отчая..о закричал.
Внимание ребят рассея..о.
Ветром рассея..ы семена по полю.
Медле..о шёл по городу.
Заснеже..о белели крыши домов.
Карти..о подбоченясь.

38. Самопроверка.

39. Что-то непонятно – спроси! Ошибся – повтори!

ТЕСТЫ

Укажите слово, называющее признак действия.

Укажите слово, называющее признак признака.

1. Совершенно тихий .

2. Произведение совершенно.

Какое слово в предложении является наречием, т. е. неизменяемым словом, обозначающим признак действия или признака и отвечающим на вопросы как? когда? где? или подобные?

Он быстро вскочил, пробежался... (А. Яковлев).

1. Первое.

2. Второе.

3. Третье.

4. Четвёртое.

Если наречия меры и степени отвечают на вопросы в какой степени? или на сколько?, то какие слова ими являются?

1. По-дружески, по-медвежьи, вчетвером.

2. Очень, весьма, совсем.

Если наречия образа действия отвечают на вопросы как? или каким образо м?, то какие слова ими являются?

1. По-приятельски, надвое, ласково.

2. Чересчур, немало, втрое.

Распределите наречия, обозначающие место, время, причину и цель действия в группы по соответствующим вопросам.

1. Назло, напоказ, нарочно.

2. Влево, издалека, вниз.

3. Тотчас, рано, накануне.

4. Сгоряча, почему, поневоле.

А. Где? Куда? Откуда? - Значение места. Б. К о г д а? - Значение времени. В. Почему? Отчего? - Значение причины. Г. Зачем? Для чего? - Значение цели.

Брат много раз впоследствии вспоминал об этой неприятности, полученной им в дороге... (Е. Водовозова).

1. Наречие времени.

2. Наречие образа действия.

Определите разряд наречия в предложении.

Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой (П. Антокольский).

1. Наречие меры и степени.

2. Наречие образа действия.

Если основная синтаксическая роль наречия - обстоятельство, то в какой поговорке слово хорошо - наречие?

1. Правда - хорошо, а счастье лучше.

2. Говорит хорошо, да смотрит плохо.

3. Хорошо тому жить, кому бабушка ворожит.

К какой части речи принадлежат слова на -о?

1. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно (Н. Гоголь).

2. Последуй моему совету, ступай тихохонько назад (А. Пушкин).

А. Имя прилагательное, так как является средством характеристики предмета (сказуемое), отвечает на вопрос каково?

Б. Наречие, так как является средством характеристики действия (обстоятельство), отвечает на вопрос как?

Какой части речи принадлежит форма превосходной степени сравнения?

1. Рассказал интереснее всех.

2. Рассказ интереснее всех других.

А. Наречие.

Б. Имя прилагательное.

Укажите пример слитного написания не с наречием.

1. Яблоко от яблони (не)далеко падает.

2. Мать высоко руку подымет, да (не)болъно опустит.

3. Гость и (не)долго гостит, да много видит.

283.

Определите, или пишется в наречиях на шипящие.

1. Горяч.., свеж.., общ., (говорить), хорош.. .

2. Певуч.., далеч.., негодующ.., ещ.. .

А. Под ударением (за исключением ещё). Б. Без ударения -е.

Имена существительные, прилагательные и наречия на -о/-е подчиняются одному правилу в области написания букв о или е после шипящих в суффиксах. Укажите слова с ударным о.

1. Плюш..вый, доч..нька, палящ.. .

2. Чащ..ба, девч..нка, (купался) нагиш..м.

Каким наречиям придаётся суффикс при словообразовании?

Укажите наречия с буквой о на конце.

1. Направ.., запрост.., влев.., накрепк.., засветл.. .

2. Изжелт.., довел.., справ.., издавн.., досыт.. .

В какой цепочке слов пишется два н?

1. Беспрепятствен, зачарова..о, умышле..о, нечая..о.

2. Бесслед..о, прекрасно, известно, безжалостно.

Сколько н надо написать в наречиях, образованных от имён прилагательных искусный, неизвестный, прелестный!

1. Одно н.

2. Два н.

по- и заканчивающиеся на -ому, -ему, -и, пишутся через дефис. Найдите иллюстрацию к этому правилу.

2. (По)царски, (по)боевому, (по)нашему.

Наречия, образованные приставкой в- от числительных, оканчивающиеся на -ых (-их), пишутся через дефис. Какая цепочка слов не соответствует этому правилу?

1. (В)низу, (в)право, (в)переди, (в)крутую, (в)далъ.

2. (В)третъих, (в)шестых, (в)пятых, (во)первых, (в)по-следних.

Как пишутся данные наречия?

(Едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точъ)(в)(точъ).

1. Слитно.

2. Раздельно.

3. Через дефис.

292.

В каком примере слитно пишущееся слово - наречие?

1. Если в апреле земля перепреет, значит, (во)время май посеет.

2. Не разговаривай (во) время еды - наделаешь беды!

293.

Вставьте пропущенную букву ь.

Вскач.. не напашеш.ся.

1. Буква ь пишется только в наречии.

2. Буква ъ пишется только в форме 2-го лица глагола.

3. Буква ь пропущена в обоих рассматриваемых словах.

В каких примерах употреблены похожие на наречия по форме, отвечающие на вопросы как? или каково?, но не выступающие в роли обстоятельств слова состояния (категории состояния), характеризующие состояние природы, человека, напоминающие по синтаксической роли (главный член безличного предложения) безличные глаголы?

1. А на душе и необъятно, и чудно (Н. Гоголь).

2. Саша приподнялась, но голова её бессильно упала на подушки (Е. Водовозова).

Кроме разнообразных состояний (физических, психических человека, животных; состояний природы, среды), слова состояния (категории состояния) называют оценку действий. Определите группы с данным значением.

2. Невозможно оставаться безграмотным.

3. Холодно ответил.

4. Холодно в комнате.

ОТВЕТЫ

271 - 2
272 - 1
273 - 2
274 - 2
275- 1
276 - 1Г, 2А, ЗБ, 4В
277 - 1
278 - 2
279 - 2
280 - 1А, 2Б
281 - 1А, 2Б
282 - 1, 3
283 - 1А, 2Б
284 - 2
285 - 2
286- 1
287 - 1
288- 1
289 - 2
290 - 1
291 - 3
292 - 1
293 - 3
294- 1
295 - 1,2