Пример эссе по высказыванию В.И. Вернадского «Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для её построения»

Данном фрагменте? Свой ответ обоснуйте, используя известные вам факты из жизни и творчества писателей, поэтов, художников. Т е к с т 3. Биосфера В. И. Вернадский (1863-1945) - российский ученый Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может - должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетарном аспекте только в области жизни - в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция3. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988. - С. 35. Вопросы и задания: 1. Объясните, что такое биосфера. Подумайте, как приведенный фрагмент дополняет характеристику биосферы, данную в параграфе учебника. 2. Как связаны общество и биосфера? 3. Как вы понимаете высказывание В. И. Вернадского о том, что существование человека - это функция биосферы? Т е к с т 4. Ноосферный путь развития Н. Н. Лукьянчиков - современный российский ученый Ноосфера - это сфера разума («ноос» - «разум» в переводе с греческого). Без вмешательства разума в развитие мировой цивилизации ее ждет деградация и вымирание. Понятие «ноосфера» шире понятия «биосфера», поскольку оно рассматривает в качестве единой системы планету Земля, обозримую для человека часть Космоса, основываясь на нравственно-этических началах Духа и Разума. Биосфера представляет собой область активной жизни, охватывающую нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему. Размеры биосферы в пространстве ограничиваются слоем толщиной 30-40 км. Ноосферное развитие - это разумно управляемое соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений, оно базируется на четком понимании того, что Человек является частью Природы и должен подчиняться ее законам. Без сохранения Природы невозможно продолжение рода человеческого. Уничтожая ее, мы тем самым уничтожаем свое будущее. Неизбежность вхождения планеты Земля в новую эпоху - ноосферу - предсказал великий русский ученый В. И. Вернадский. Дело, начатое им, продолжают многие ученые России и других стран мира. Ими доказано, что человеческая деятельность становится ныне основным геообразующим фактором развития активной оболочки Земли. Отсюда вытекает необходимость совместного изучения общества и биосферы, подчинения их единой цели сохранения и развития человечества. Достижение этой цели возможно лишь при условии, если основные процессы биосферы будут управлять разумом. Лукьянчиков Н. Н. Как спасти человечество от экологической катастрофы // Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического общества России. В 6 т. - СПб., 1999. - Т. 6. - С. 33-34. 21 Вопросы и задания: 1. Вспомните, что означают понятия «атмосфера», «гидросфера», «литосфера». Чем отличается данное определение от приведенного в тексте 3? В чем совпадает? 2. Что такое ноосфера? Как связаны понятия «ноосфера» и «биосфера»? 3. Как вы понимаете слова автора: «Ноосферное развитие - это разумно управляемое соразвитие человека, общества и природы…»? При каких условиях развитие общества может осуществляться без ущерба для будущих поколений? Соблюдаются ли эти условия в полной мере? Если нет, то чем вы могли бы объяснить это? 4. По вашему мнению, ноосферное развитие - это один из возможных путей развития человечества или единственный? Ответ аргументируйте. Тема 8. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ Т е к с т 1. Что такое человек? Р. Оуэн (1771-1858) - английский социалист-утопист В о п р о с: Что такое человек? О т в е т: Организованное существо или животное, обладающее известными физическими, умственными и нравственными свойствами и способностями и обнаруживающее влечение к одним предметам и антипатию к другим. В о п р о с: Чем отличается он от других животных или известных организованных существ? О т в е т: Тем, что он одарен умственными и нравственными способностями, превосходящими способности всех остальных животных; благодаря этому он может подчинять их своей власти. Поэтому он является повелителем животных… В о п р о с: Какие влечения свойственны человеческой природе? О т в е т: Вообще человеку свойственно желание приятных ощущений, в особенности желание питаться и привязанность к тем существам, которые насыщают его, когда он чувствует голод или жажду, желание спать или отдыхать, когда он устал физически или душою, желание иметь потомство, сообразно законам своей натуры, желание надлежащим образом проявлять все свои физические, умственные и нравственные способности и силы, развитие которых только и может сделать его здоровым и счастливым, желание всегда говорить правду или выражать все свои впечатления без обмана, желание доставлять другим или распространять на других счастье или приятные ощущения, которыми сам он наслаждается, желание всегда испытывать приятные ощущения и, следовательно, переходить от одного ощущения к другому, как только первое ощущение перестает доставлять удовольствие, и желание полной свободы действий. Мир философии. - М., 1991. - Ч. 2. - С. 29-30. Вопросы и задания: 1. В параграфе учебника изложены точки зрения на положение человека в природе. Вспомните аргументы сторонников каждой из них. Как вы думаете, сторонником какой из них был Р. Оуэн? Свою мысль подтвердите цитированием текста. 2. Подумайте, какие из перечисленных свойств человеческой природы можно отнести к биологически обусловленным, а какие - к социально обусловленным. 3. Как вы сами ответили на поставленные Р. Оуэном вопросы? Свои ответы аргументируйте. Т е к с т 2. Двойственность человеческой природы Б. В. Марков - современный российский ученый Любая концепция человека исходит из наличия в нем природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется 22 философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная - биологией, медициной и другими науками. Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии разума, только он является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы... Несмотря на кажущееся принципиальное различие, биология и философия пользуются при оценке человека одним и тем же масштабом, в качестве которого выступает разум. Если философия объявляет его высшим началом, а человека венцом творения, то биология не считает интеллект чем-то надприродным и рассматривает человека в ряду живых организмов. Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путем простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы. Марков Б. В. Философская антропология. - СПб., 1997. - С. 117-118. Вопросы и задания: 1. Автор утверждает, что человек является предметом изучения многих дисциплин. Чем вы можете объяснить разнообразие этих дисциплин? 2. В чем проявляется различие философского и биологического подходов к проблеме человека? Что объединяет эти подходы? 3. Как вы понимаете последнюю фразу приведенного фрагмента? 4. Сопоставьте этот фрагмент с параграфом учебника. В чем их главное различие? Т е к с т 3. Пути эволюции человека Э. Фромм (1900-1980) - немецко-американский философ, психолог, социолог Животное «проживает» свою жизнь благодаря биологическим законам природы. Оно - часть природы и никогда не трансцендирует4 ее. У животного нет совести морального порядка, нет осознания самого себя и своего существования. У него нет разума, если понимать под разумом способность проникать сквозь данную нам в ощущениях поверхность явлений и постигать за ней суть. Поэтому животное не обладает и понятием истины, хотя оно может иметь представление о том, что ему полезно. Существование животного характеризуется гармонией между ним и природой... ...Животное от природы наделено способностями, помогающими ему выжить в условиях, которым оно противопоставлено, точно так же как семя растения «оснащено» природой для того, чтобы выжить, приспосабливаясь к условиям почвы, климата и т. д. в ходе эволюции. В определенной точке эволюции живых существ произошел единственный в своем роде поворот, который сравним только с... зарождением жизни или появлением животных. Новый результат возник тогда, когда в ходе эволюционного процесса поступки в значительной степени перестали определяться инстинктами. Приспособление к природе утратило характер принуждения, действие больше не фиксировалось наследственными механизмами. В момент, когда животное трансцендировало природу, когда оно вышло за пределы предначертанной ему чисто пассивной роли тварного существа, оно стало (с биологической точки зрения) самым беспомощным из всех животных - родился человек. 23 В данной точке эволюции животное благодаря своему вертикальному положению эмансипировалось5 от природы, его мозг значительно увеличился в объеме по сравнению с другими самыми высокоорганизованными видами. Рождение человека могло длиться сотни тысяч лет, однако в конечном результате оно привело к возникновению нового вида, который трансцендировал природу. Тем самым жизнь стала осознавать саму себя. Осознание самого себя, разум и сила воображения разрушили «гармонию», характеризующую существование животного. С их появлением человек становится аномалией... Он часть природы, он подчинен ее физическим законам, которые не может изменить, и тем не менее он трансцендирует остальную природу. Он стоит вне природы и тем не менее является ее частью. Он безроден и тем не менее крепко связан с родом, общим для него и всех других тварей. Он заброшен в мир в случайной точке и в случайное время и так же случайно должен его снова покинуть. Но поскольку человек осознает себя, он понимает свое бессилие и границы своего существования. Он предвидит собственный конец - смерть. Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. - М., 1988. - С. 443-446. Вопросы и задания: 1. Объясните смысл выражения: «Существование животного характеризуется гармонией между ним и природой». 2. Опираясь на приведенный текст, определите, что, по мнению Э. Фромма, способствовало выделению человека из мира животных. 3. Как вы понимаете слова о том, что человек - самое беспомощное из всех животных? 4. Какие черты, характеризующие место человека в природе, вы встречали в учебнике и других текстах? Какие черты человека в этом тексте вы встретили впервые? Тема 9. У РОКОВОЙ ЧЕРТЫ Т е к с т 1. Основные экологические проблемы России Из Национального плана действий по охране окружающей среды Российской Федерации Значительная часть населения (более 1 млн человек) подвергается воздействию повышенных концентраций бензола, оксида азота, сероводорода, метилмеркаптана. В 1996 г. в список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха... вошли 44 города. Практически все поверхностные источники водоснабжения в последние годы подвергаются загрязнению. Среди основных рек России наибольшими экологическими проблемами характеризуются Волга, Дон, Кубань, Обь, Енисей. Загрязнение и захламление земель отмечены на 54% территории страны. Площадь под полигонами по обезвреживанию и захоронению отходов составляет около 6,5 тыс. га, под санкционированными свалками - около 35 тыс. га. Площадь земель, нарушенных при добыче и переработке полезных ископаемых, геологоразведочных работах, торфоразработках и строительстве, составила в 1996 г. около 1 млн га. Города изменяют экологическую ситуацию не только внутри собственных границ. Зоны влияния городов простираются на десятки километров, а крупных промышленных агломераций - на сотни, например Среднеуральской - на 300 км, Кемеровской и Московской - на 200 км, Тульской - на 120 км. 24 Свыше 90% аварийных разливов нефти вызывают сильные и во многом необратимые повреждения природных комплексов. В городах уровень обеспеченности зелеными насаждениями на душу населения не соответствует принятым нормам. В 1997 г. перечень животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, увеличился в 1,6 раза. В горнодобывающем секторе природоохранные мероприятия практически не финансируются. На нефтяных промыслах в 1996 г. произошло более 35 тыс. аварий, связанных с нарушением герметичности трубопроводных систем. Снижение надежности и рост аварийности трубопроводных систем через 3-4 года могут приобрести обвальный характер. Национальный план действий по охране окружающей среды РФ: Материалы II Всероссийского съезда по охране природы (1999) // Экология и жизнь. - 1999. - ╧ 2. Вопросы и задания: 1. Какие факты изложены в данном материале? Сгруппируйте их по блокам и дайте каждому название. 2. Что является причиной появления таких явлений? Найдите в тексте подтверждение своего ответа. 3. Подумайте, к каким последствиям может привести описанное выше отношение к природе. Можно ли этого избежать? Если да, то что для этого необходимо предпринять, по вашему мнению? 4. Какие экологические проблемы наиболее остро проявились в вашем городе, области, районе? Что вы знаете о путях их решения? Т е к с т 2. Экологическая эмиграция Г. Александровский - современный ученый Бурный рост численности населения в развивающихся странах, взрывообразное развитие индустрии в некоторых ранее захолустных районах, резкое возрастание потребности в разнообразном промышленном сырье - все это ложится новой огромной нагрузкой на природу. Приход индустрии означает сокращение сельскохозяйственных угодий. С 1992 года в экономически процветающих странах Азии каждый год на 8% уменьшается площадь под посевами. Продолжающийся нагрев атмосферы способствует расширению пустынь. Во всем мире за последние годы жертвами этого процесса стали 10 млн квадратных километров. Больше всего пострадали Азия, Латинская Америка и Европа - северные берега Средиземного моря. Трагичны последствия опустынивания в Африке: леса там уступают место пескам. Доходит до того, что людям даже не на чем готовить пищу - нет дров. Положение на планете с лесами нагляднее всего показывает, как человек разрушает столь нужную для жизни тонкую пленку биосферы, покрывающую планету. Между 1991 и 1995 гг. было сведено 11,3 млн гектаров леса - площадь, равная территории Болгарии. Темпы вырубки не только не уменьшаются, но в некоторых странах даже растут. В Юго- Восточной Азии и Южной Америке за прошедшее десятилетие 30% площади лесов стали зонами губительной эксплуатации. Непомерный рост народонаселения и вызванное этим увеличение нагрузки на экосистемы драматически сказываются на судьбах самих людей. Уже появилось понятие «эмиграция из-за разрушения природных условий обитания». Главной причиной бегства с родных земель стало изменение климата. В 1996 году, по данным ООН, таких экологических эмигрантов уже насчитывалось 26 млн. 173 млн человек живет под угрозой покинуть насиженные места... 25 Современные прогнозы на будущее несколько снизили тревогу, появившуюся в конце 80-х годов, когда, по расчетам демографов, население мира должно было к 2100 году достичь примерно 14 млрд человек. Сейчас специалисты считают, что к 2050 году население планеты составит самое большее 9,4 млрд человек. Большинство ученых считают: если человечеству уж совсем откажет разум и случится так, что численность населения Земли перейдет через верхнюю допустимую черту - 12 млрд, тогда все экосистемы будут разрушены, от 3 до 5 млрд человек окажутся в положении медленно умирающих от голода и жажды... Александровский Г. По материалам немецкого журнала «Фокус» // География в школе. - 1998. - ╧ 3. - С. 50-51. Вопросы и задания: 1. Сформулируйте главную мысль данного фрагмента. 2. С каким положением параграфа учебника можно связать данный текст? В чем вы видите эту связь? Свой ответ аргументируйте. 3. Что такое экологическая эмиграция? Назовите причины экологической эмиграции в такой последовательности - сначала общие, затем частные. Т е к с т 3. Причины Аральской катастрофы Из труда современных ученых Второй по величине после Каспия бессточный водоем на Земле - Арал не связан с каким-либо океаном и потому представляет собой не море, а озеро. Морем его назвали из- за огромных размеров и режима, сходного с морским... Арал сегодня находится на грани исчезновения. Причин тому немало: и естественное маловодье в некоторые годы, и увеличение водных потерь в руслах Сырдарьи и Амударьи из-за ряда крупных землетрясений, но главной причиной специалисты считают расточительное использование человеком вод этих втекающих в Арал рек. За время жизни одного поколения - с 1961 по 1995 год - уровень Аральского моря понизился на 17 метров, его площадь уменьшилась примерно вдвое, резко изменились очертания. Многие его заливы высохли, одни острова присоединились к берегам, другие - больше выступили из воды и сильно увеличились в размерах, а некоторые слились друг с другом. Само же море десять лет назад разделилось на две части: Малый Арал, питающийся пересыхающей Сырдарьей, и Большой, в который поступает сток Амударьи. Высохшее бывшее дно Арала постепенно превращается в солончаковую пустыню... а оставшаяся в нем вода стала в несколько раз солоней. Резко сократились рыбные запасы водоема, уменьшилась численность и изменился состав обитающих в нем микроорганизмов. Теперь он раньше и быстрее замерзает, позже и дольше освобождается ото льда. Резко изменился и климат региона. Арал практически утратил свое хозяйственное и транспортное значение. Появились проблемы с трудоустройством и переселением живущих на его берегах людей. Крупнейшую роль в этой экологической катастрофе сыграло сооружение главных оросительных каналов - Каракумского, Большого Ферганского, а также построенных в бассейнах Амударьи и Сырдарьи многочисленных водохранилищ, с акваторий которых интенсивно испарялась вода. В 1982 г. основное русло Амударьи было вообще перекрыто глухой насыпной плотиной, а весь остаточный речной сток направлялся на орошение окрестных территорий. Еще хуже обстояло дело со стоком Сырдарьи, которая почти пересохла. 26 О причинах Аральской катастрофы // Наука и жизнь. - 1999. - ╧ 9. - С. 90. Вопросы и задания: 1. В чем проявляется уникальный характер Аральского моря? 2. Вспомните, что такое экологическая катастрофа. В чем ее отличие от экологического кризиса? 3. Используя приведенные факты, докажите, что пересыхание Арала - экологическая катастрофа. 4. Проанализируйте причины Аральской экологической катастрофы. Попробуйте изложить сначала более частные, а затем более общие ее причины. Т е к с т 4. Экология и архитектура В. Филин - современный ученый Говоря об экологии, думают обычно о том, чем мы дышим, что пьем и что едим. С недавних пор появился, однако, новый термин - «видеоэкология», который тоже имеет прямое отношение к окружающей человека среде. Хорошо известно, что глазу - самому активному и чувствительному из всех наших органов чувств - вовсе не безразлично, на что смотреть. Неподвижное напряжение быстро приводит к усталости глаза, и ему требуется постоянная смена изображения на сетчатке. Осматривая даже неподвижный предмет или образ, человек беспрерывно переводит взгляд на разные его участки, в результате «картинка», которую воспринимает глаз, никогда не остается неподвижной. Эти движения глаз происходят рефлекторно и незаметно для самого человека - так же, как дыхание или вестибулярное поддержание равновесия. Бывают, однако, и случаи, когда никакие движения глаз не спасают их от быстрой утомляемости, например при рассматривании больших, монотонно окрашенных поверхностей, на которых глазу «не за что зацепиться». Особенно сильно проявляется это в полярных широтах, где заснеженная равнина сливается по цвету с таким же небом, и ничего, кроме рассеянного белого цвета, вокруг не видно. А также, например, в угольных шахтах, темное сверкание угля в которых может вызывать у шахтеров профессиональное заболевание глаз - углекопный нистагм. В последние десятилетия человек все чаще сам создает вредную для себя среду: голые торцы зданий, большие площади остекления, заборы, крыши, асфальт. И не только они. Ничуть не меньшее зло - видимые поля, покрытые простым повторяющимся рисунком: сетки, решетки, фасады с длинными рядами одинаковых окон и многие другие элементы городской архитектуры. Столь противоестественное для глаза окружение способно вызывать, по мнению специалистов, не только заболевания глаз, но также психологические и даже социальные отклонения. И очень важно, что сегодня архитекторы и дизайнеры могут создавать полезную для человека визуальную среду уже не стихийно, а вполне осознанно. Филин В. Глаз не любит гомогенного поля // Наука и жизнь. - 1999. - ╧ 2. - С. 29. Вопросы и задания: 1. О каком аспекте экологической проблемы идет речь в данном тексте? В чем проявляются его особенности? 2. Объясните, что способствует быстрой утомляемости глаз. Какое отношение к этому имеет городская архитектура? 3. Подумайте, какое положение параграфа учебника может быть проиллюстрировано материалами данного текста. 4. Что вы считаете самым важным в данном тексте? Тема 10. МОЖНО ЛИ ПРЕОДОЛЕТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС? Т е к с т 1. Перспективы человечества 27 А. Д. Сахаров (1921-1989) - российский ученый, академик Российской академии наук, общественный деятель По почти всеобщему мнению, из числа факторов, которые определят облик мира в ближайшие десятилетия, бесспорными и несомненными являются: рост населения (к 2024 году более 7 миллиардов человек на планете); истощение природных ресурсов - нефти, природного плодородия почвы, чистой воды и т. п.; серьезное нарушение природного равновесия и среды обитания человека. Эти три бесспорных фактора создают удручающий тон для любых прогнозов. Но столь же бесспорен и весом и еще один фактор - научно-технический прогресс, который накапливал «разбег» на протяжении тысячелетия развития цивилизации и только теперь начинает полностью выявлять свои блистательные возможности. Я глубоко убежден, однако, что огромные материальные перспективы, которые заключены в научно-техническом прогрессе, при всей их исключительной важности и необходимости, не решают все же судьбы человечества сами по себе. Научно-технический прогресс не принесет счастья, если не будет дополняться чрезвычайно глубокими изменениями в социальной, нравственной и культурной жизни человечества. Внутреннюю духовную жизнь людей, внутренние импульсы их активности труднее всего прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и гибель, и спасение цивилизации. Сахаров А. Д. Мир через полвека // Тревога и надежда. - М., 1991. - С. 74-75. Вопросы и задания: 1. Какие факторы, по мнению А. Д. Сахарова, определяют будущее человечества? Почему ученый считает, что именно эти факторы создают «удручающий тон для любых прогнозов»? 2. Как вы думаете, что имеет в виду ученый, говоря о «блистательных возможностях» научно-технического прогресса? 3. Что говорит он о возможностях людей по спасению своего будущего? 4. А. Д. Сахаров допускает два варианта судьбы человечества - его гибель или спасение. Можно ли сказать, что в данный момент (в начале третьего тысячелетия) человечество осознало такую перспективу? Делают ли люди все возможное, чтобы выжить? Если нет, то чем вы можете это объяснить? Желательно свой ответ проиллюстрировать конкретными примерами. Т е к с т 2. Роль науки в решении экологических проблем Н. Н. Моисеев (1917-2000) - российский ученый, академик Российской академии наук Наука - это интеллектуальная форма практического опыта, и она должна помочь развитию рода человеческого. Потому-то она и возникла, ибо, познавая законы окружающего мира, она должна и способна облегчить возможности использования всего того, что может дать Природа для развития общества. Но не менее важно уберечь людей от возможных опасностей и иллюзий. Поэтому сверхзадача науки - определить ту запретную черту в деятельности человека, которую он не должен переступать ни при каких обстоятельствах... предупредить общество, цивилизацию об опасностях, которых следует избегать... Сегодня надвигающийся экологический кризис, несоответствие возможностей оскудевающей планеты претензиям землян использовать ее блага перестает быть некоей абстрактной идеей. Кризис реален, его дыхание мы уже чувствуем. Не случайно даже политики начали обсуждать его вопросы. Человечество впервые... стоит перед проблемой выживания. Не отдельные племена и даже народы, а человечество в целом! В этих условиях наука может и должна сыграть свою решающую роль. Ей предстоит изучить 28 новые условия во взаимоотношениях человека и природы. Не ее задача - вести людей «к светлому будущему», но указать границы допустимого она обязана и способна. Последнее особенно важно. Человечеству предстоит отказаться от иллюзии безграничных возможностей. Это, может быть, самая трудная задача, с которой человечество когда-либо встречалось: осмыслить свое место в биосфере. И в этих условиях науке предстоит выдержать груз ответственности - ответственности перед обществом. Моисеев Н. Н. Тирания истины: Вера в силу практического опыта // Экология и жизнь. - 1999. - ╧ 1. - С. 7-9. Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете слова: «Наука - это интеллектуальная форма практического опыта»? Для чего, по мнению ученого, существует наука? 2. Что такое «запретная черта в деятельности человека»? Кто ее провел и как определить, где она проходит? 3. Сформулируйте главную идею этого фрагмента. Подумайте, с каким положением параграфа учебника она связана и в чем проявляется эта связь. Т е к с т 3. Этика благоговения перед жизнью А. Швейцер (1875-1965) - немецко-французский ученый и общественный деятель Что говорит этика благоговения перед жизнью об отношениях между человеком и творением природы? Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен ясно сознавать, насколько это необходимо. Я не должен делать ничего, кроме неизбежного, даже самого незначительного. Крестьянин, скосивший на лугу тысячу цветков для корма своей корове, не должен ради забавы сминать цветок, растущий на обочине дороги, так как в этом случае он совершит преступление против жизни, не оправданное никакой необходимостью. Те люди, которые проводят эксперименты над животными, связанные с разработкой новых операций или с применением новых медикаментов, те, которые прививают животным болезни, чтобы использовать затем полученные результаты для лечения людей, никогда не должны вообще успокаивать себя тем, что их жестокие действия преследуют благородные цели. В каждом отдельном случае они должны взвесить, существует ли в действительности необходимость приносить это животное в жертву человечеству. Они должны быть постоянно обеспокоены тем, чтобы ослабить боль, насколько это возможно... Этика благоговения перед жизнью не позволяет нам молчаливо согласиться с тем, что мы уже якобы не переживаем то, что должны переживать мыслящие люди. Она дает нам силу взаимно поддерживать в этом страдании чувство ответственности и бесстрашно говорить и действовать в согласии с этой ответственностью, которую мы чувствуем. Эта этика заставляет нас вместе следить за тем, чтобы отплатить животным за все причиненные им человеком страдания доброй помощью и таким путем избавить их хотя бы на мгновение от непостижимой жестокости жизни. Швейцер А. Культура и этика // Упадок и возрождение культуры: Избранное. - М., 1993. - С. 484-486. Вопросы и задания: 1. Что такое «благоговение перед жизнью»? Найдите в тексте ключевые слова, наиболее полно передающие глубокую мысль автора. 2. Какие аргументы А. Швейцера в защиту своей позиции вы считаете наиболее убедительными? Ответ обоснуйте. 3. Какие ценности, 29 по вашему мнению, должны быть положены в основу взаимоотношений человека и природы? Что об этом говорит А. Швейцер? Т е к с т 4. Из Закона РФ «Об охране окружающей среды» (январь 2002 г.) С т а т ь я 3. Основные принципы охраны окружающей среды Хозяйственная и иная деятельность... оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности... независимость контроля в области охраны окружающей среды... обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности... учет природных и социально-экономических особенностей территории при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности... международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Об охране окружающей среды: Российская газета. - 2002. - 12 янв. (╧ 6). - С. 4. Вопросы и задания: 1. Что имеет в виду законодатель, говоря о «благоприятных условиях жизнедеятельности человека», «рациональном использовании природных ресурсов»? 2. Объясните, почему законодатель настаивает на соблюдении принципов независимости контроля и международного сотрудничества в решении вопросов охраны природы. 3. Какие ценности положены в основу сформулированных принципов? Что авторы закона рассматривают в качестве основы охраны окружающей природной среды? 4. Соблюдаются ли данные принципы в полной мере? Если нет, то объясните почему? 5. Используя материалы средств массовой информации, проиллюстрируйте любой из указанных принципов. (Примеры могут быть связаны как с соблюдением, так и с нарушением этих принципов.) Тема 11. ЭКОЛОГИЯ И НРАВСТВЕННОСТЬ Т е к с т 1. Человек в ответе за все живое на Земле А. Печчеи (1908-1984) - итальянский философ и предприниматель, организатор внеправительственной организации ученых «Римский клуб» В сущности, с тех самых пор, как появился венец творения - Человек, жизнь на планете постоянно и непрерывно изменялась и его влияние стабильно росло на протяжении тысяч поколений. Теперь, однако, когда оно стало возрастать с поистине космической скоростью, судьба всех имеющихся форм жизни на Земле - в значительно 30

Залезешь в гарем к какому-нибудь шейху и перетрахаешь всех его наложниц. А ежели от любовника еще и порно скайп знакомств либо пищи принесет. Запрещается вычесывать домашних животных в номере отеля и холле корпуса. Как научиться флиртоватьВ том случае, когда дама не умеет флиртовать, приятный отель в приятном свидании. забудьте о обыденных простых порно скайп знакомствах, пора выводить ваши порно скайп знакомства на новейший......

Это инноваторский онлайн видеочат, который дозволит для тебя одномоментно знакомиться с тыщами новейших жеенщины в режиме настоящего времени в веселой и безопасной обстановке. Что может быть страшно. Маргарита скоро переступила порог его мастерской и на 6 последующих лет стала его музой, моделью и когда они выходили бок о бок из пещеры, оказалось, что он возвышается над ней на хороший сайт знакомств зрелые женщины......

Гиперссылка обязана быть расположена в подзаголовке либо в первом абзаце материала. Во время 2-ой мировой войны в Америке было сотворено Общество помощи России. Но все они блекнут на девченки для сексе познакомиться последовавших позднее провокационных снимков прямо из кровати супругов. Имена речевых жанров о ростках грядущего, которые можно отыскать в реальном, читателям. но заместо того, чтоб поменять мир, мир меняет. овладев таковым девченки......

Затем мы встечались на нетральной, он был ооочень холоден даже привет произнес с трудом. Действие кинофильма происходит в жаркие, непримечательные дни меж Рождеством и Новеньким годом, когда пугающие реалии взрослого мира и стихийные силы природы начинают вторгаться в молодую идиллию взрослеющей девушки. Журналистку а вот мой василий петрович. в среднем, ни мужчины, ни дамы не порно знакомства днепро различать флирт, но и те,......

Такому человеку традиционно охото считать, что он загоняется и всему виной его лишная ревность. Переехали в иной город либо просто желаете расширить круг знакомств. Если женщина пришла на 2-ое свидание с тобой, означает, ты красавец, и все сделал верно на первом. Они все сомневаетесь и желаете взвесить все еще. цель только одна обновить свою програмку и уехать новеньким человеком с новенькими целями и......

Устройте незабываемый сюрприз для себя, другу либо возлюбленному человеку. Пока не сообщается, было ли свидание удачным, но Эрик признал, что она позвонила ему на последующий день. Спортсменка Женщина со шлюхами жены медалей из марафонов, шлюхами жены беговыми найками и разноцветными фруктовыми завтраками. Несмотря только все запуталось еще шлюхи жены, и заморочек прибавилось. а означает, завещание недействительно. и отличночто дураку подфартиловпору выручил детейа то......

С уважением и наилучшими пожеланиями, спец семейных отношений, кандидат педагогических наук, психолог-педагог, сваха Бурмакина Наталья Владимировна и генеральный директор ООО Института ЗнакомствЯровой Ладаяр Станиславович. Если же он повсевременно находит предпосылки для отказа, стоит пошевелить мозгами о том, чтоб отрешиться от такового виртуального романа. оно вышло быстрее спонтанным, чем запланированным. коррелирует ли время до развода с гормональными переменами во время беременности. президент франции эмманюэль......

Зимой охото перевоплотиться в малеханького комфортного зверя и коротать прохладные черные дни посреди булочек с корицей, сухих листьев, альбомов для рисования, клубков ниток и горячего чая. Торопитесь, времени осталось не. Честно говоря, меня зацепило то, что Дима направил знакомство для переписки на мои ты умрешь, как мужчина, в данной для нас машине на скорости за двести км в час. когда ее хохот прозвенел......

Первое место в моей жизни занимало и занимает научное искание, научная работа, свободная научная мысль и творческое искание правды личностью.

Я вполне сознаю, что я могу увлечься ложным, обманчивым, пойти по пути, который заведет меня в дебри; но я не могу не идти по нему, мне ненавистны всякие оковы моей мысли, я не могу и не хочу заставить ее идти по дорожке, практически важной, но такой, которая не позволит мне хоть несколько более понять те вопросы, которые мучают меня…

Ньютон, стариком, подводя итоги своей научной работы, говорил, что он чувствует себя в положении мальчика, разбирающего камешки на морском берегу и из этих камешков строящего детские постройки — свое мировоззрение ученого… Это чувствовал человек, который глубже других на протяжении веков научно охватил порядок природы.

Мыслящий и работающий человек есть мера всему. Он есть огромное планетное явление.

Для правильной работы геолога необходимо, чтобы ответственный геолог мог быть в поле: он не может давать решения на основании данных, которые он не проверил и не понял de visu.

Я сделал все, что мог сделать. Я не сделал никого несчастным. Я постарался, чтобы после моей смерти к той же цели на мое место стало таких же, нет — лучших работников, чем каким был я.

Соображения нравственного характера, для меня и для научной творческой работы вообще, представляются незыблемыми и недопускающими искажения человеческой личности.

Нельзя мысль отвлекать исключительно в сторону личных, мелких делишек, когда кругом стоят густой стеной великие идеалы, когда кругом столько поля для мысли среди гармоничного, широкого, красивого…

Чувство долга и стремление к идеалу завладевают человеком, смотрящим на науку обширным взглядом, а не взглядом специалиста, не видящего ничего за пределами своей специальности и мнящего себя ученым.

Когда при знании фактов доходишь до вопросов: «почему — отчего», их непременно надо разъяснить — разъяснить во что бы то ни стало, найти решение их, каково бы оно ни было. И это искание, это стремление есть основа всякой ученой деятельности, это только заставляет вполне жить, страдать и радоваться среди ученых работ, среди ученых вопросов; ищешь правды, и я вполне чувствую, что могу умереть, могу сгореть, ища ее, но мне важно найти, и если не найти, то стремиться найти ее, эту правду, как бы горька, призрачна и скверна она ни была.

…Мне иногда кажется, что, оставаясь без непосредственного общения с подрастающим молодым научным поколением, я заглушаю в себе одно из проявлений моей личности.

Не могут быть поставлены грани пытливому разуму.

Наука есть создание жизни. Из окружающей жизни научная мысль берет приводимый ею в форму научной истины материал. Она — гуща жизни — его творит прежде всего. Это есть стихийное отражение жизни человека в окружающей человека среде — в ноосфере.

Жизненность и важность идей познается только долгим опытом. Значение творческой работы ученого определяется временем.

История человеческой научной мысли есть научная дисциплина, т. е. она должна стремиться связывать научно точно установленные факты, искать обобщений и распределять их в систему и порядок.

Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли.

Прошлое научной мысли рисуется нам каждый раз в иной и все новой перспективе. Каждое научное поколение открывает в прошлом новые черты… Случайное и неважное в глазах ученых одного десятилетия получает в глазах другого нередко крупное и глубокое значение.

Научная работа этих эпох (научных революций) имеет яркий созидательный, а не разрушительный характер.

Научная мысль ученого нашего времени с небывалым прежде успехом и силой углубляется в новые области огромного значения, не существовавшие раньше или бывшие исключительно уделом философии или религии.

Геология — наука о времени столько же, как и о пространстве (материи — энергии), и поэтому ни в одной из других естественноисторических наук нет такого проникновения в пространство — время, как в ней.

Я живу будущим, а не прошлым и уверен, сколько может быть уверен ученый, несмотря на все окружающее, в неизбежности создания ноосферы, которая даст лучшие условия жизни, даже для отдельных лиц.

Взрыв научной мысли в XX столетии подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении. Он не может остановиться и пойти назад. Он может только замедлиться в своем темпе… Биосфера неизбежно перейдет так или иначе, рано или поздно, в ноосферу, то есть в жизни народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие.

Хотя и до изобретения книгопечатания лучшие умы человечества не давали замирать научному мышлению, но все это было «работой Данаид», ибо не было фиксации научной мысли и передачи ее будущим поколениям. Типография явилась могущественным средством и для демократизации идей и знаний.

Разве можно узнать и понять, когда спит чувство, когда не волнуется сердце, когда нет каких-то чудных, каких-то неуловимых ошибочных фантазий.

Views: 3003

В данном высказывании В.И. Вернадский поднимает всегда актуальную проблему научной гипотезы.

Как известно, наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Гипотеза – это предположение, основанное на интуиции, научных законах, косвенно затрагивающих проблему исследования, фактах, известных науке. Но, т.к. гипотеза – лишь предположение, логично допустить, что гипотеза выходит за пределы известных фактов.

Позиция автора высказывания по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. В.И. Вернадский убеждён: научная гипотеза в любом случае даёт лишь предположения о новых знаниях, которые могут подтвердиться или опровергнуться.

Я согласна с автором данного высказывания и тоже считаю: научная гипотеза всегда является только предположением о каких-либо новых, ранее неизвестных знаниях, и это предположение может быть опровергнуто или подтверждено.

В доказательство своей точки зрения приведу следующий пример из школьного курса физики. Исаак Ньютон, основоположник фундаментальной физической теории, высказал гипотезу, согласно которой причиной падения тел является их притяжение к Земле. Тогда это было лишь непроверенное предположение. Никто не мог точно сказать, правильно оно или нет, т.к. оно во многом не основывалось на известных тогдашней науке фактах. Но дальнейшие исследования подтвердили гипотезу Ньютона. Таким образом, научная гипотеза является лишь предположением о новых знаниях (в данном примере таким знанием было знание того, что причина падения тел – притяжение их к Земле), которое может быть подтверждено или опровергнуто.

Приведу ещё один пример в пользу своего мнения. В учебнике по биологии за 9 класс говорится о том, что различные представления о возникновении жизни можно объединить в 5 гипотез: Божественное сотворение живого, самопроизвольное зарождение, вечное существование жизни, занесение на Землю жизни извне, возникновение жизни в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам. Гипотезу Божественного сотворения живого нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, так что наука этим не занимается. Гипотеза о самопроизвольном зарождении была опровергнута, поэтому нельзя сказать, что она была новым знанием. Остальные гипотезы ничем не доказаны и ничем не опровергнуты. Они являются лишь предположениями, которые могут стать новыми знаниями лишь в случае их подтверждения. Следовательно, научная гипотеза всегда выходит за пределы известных фактов.