Проект во время древней руси. Сообщение на тему: «Страницы истории России. Во времена Древней Руси». III. Работа над новым материалом

У р о к 42. ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ

22.08.2014 5901 0

Цели:

1. Сформировать представление о Древней Руси, русских князьях.

2. Развивать умение работать с исторической картой.

3. Развивать устную речь.

4. Воспитывать интерес к истории.

О б о р у д о в а н и е: историческая карта, родословное дерево первых русских князей, рисунки с изображением языческих богов древних славян, русских богатырей.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

Что нас ждет сегодня,

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

Вопросы к кроссворду:

1. Река, по среднему течению которой находились земли полян.

2. Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мед диких пчел?

3. Как называются объединения славян?

4. Фантастическое существо, которое обитает в озерах и реках.

5. Бог грома и молнии.

6. Злое существо, которое поселялось в доме.

7. Фантастическое существо, которое водится в лесу.

8. В конце декабря древние славяне проводили праздник…

9. Материал, из которого делали посуду наши предки.

10. Праздник проводов зимы и встречи весны.

11. Доброе фантастическое существо, которое живет в избе за печью.

Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру и узнаем, как возникло русское государство. А пока вспомним, как жили наши предки.

Ii . Проверка домашнего задания.

Учитель проводит опрос.

– Каким образом была связана с природой жизнь древних славян?

– Какие занятия восточных славян вы знаете?

– Расскажите о жилище восточных славян.

– Во что верили восточные славяне?

Несколько учащихся выполняют работу по индивидуальным карточкам.

Тест «Жизнь древних славян»

1. Русские, украинцы, белоруссы произошли:

а) от восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

б) Перун;

4. Праздник Ивана Купалы проводили в честь:

а) солнца;

5. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.

6. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а) земледелием;

б) рыболовством;

в) охотой.

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старейший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща.

Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей. А сами славяне все ссорились между собой. Некому было разбирать их ссоры, мирить их и заботиться, чтобы никто их не обидел.

Тогда один старый и умный старейшина по имени Гостомысл позвал к себе перед смертью многих старых людей и стал говорить им: «Поищите себе такого человека, который бы разбирал ваши ссоры, мирил вас и наказывал непослушных. Такой человек будет заботиться также, чтобы чужие народы не обижали вас!»

Славяне послушались умного совета. Они послали послов за моря в другую далекую страну, где жил народ по имени варяги. Послы пришли за море к варяжскому народу и сказали знатным людям, которых варяги называли князьями, такие слова: «Наша земля велика и богата, только порядка в ней нет: приходите управлять нами!»

Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так родилось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Учитель знакомит с родословным деревом первых русских князей:


Учитель. Слово «князь» происходит от славянского «конязь» – конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племен, а когда приходили враги, становились военачальниками.

Учитель предлагает рассмотреть карту «Древняя Русь» на с. 41 учебника.

Учитель. Покажите территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века. Сравните.

Ученики. Территория Древней Руси в середине XI века увеличилась.

Учитель. Как вы думаете, почему территория увеличилась?

Ученики. Князья завоевывали земли.

Учитель. Найдите реку Днепр. Какие города Древней Руси находились на берегах Днепра?

Учитель. Какие дороги были главными в Древней Руси?

Ученики. Реки и моря, так как по ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.

Учитель. Кто был главой Руси? Какой русский князь особенно прославился своими военными подвигами?

Ученики. Главой Руси был Великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре. Русский князь Олег прославился военными подвигами.

Учитель. В 879 году Рюрик умер. Его преемник Олег вместе с сыном Рюрика Игорем и варяжской дружиной решили перенести центр своей державы в Киев. Убив в Киеве князей Аскольда и Дира, Олег захватил в свои руки весь торговый путь «из варяг в греки» и стал княжить в Киеве. Это произошло в 832 году, который положил начало образованию Древнерусского государства – Киевская Русь.


Жура-жура-журавель! (Ходьба на месте с высоко

Облетал он сто земель. поднятыми коленями, махи

Облетал, обходил, руками.)

Крылья, ноги натрудил. (Поглаживание рук, ног.)

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?» (Руки вытянуты перед собой,

Отвечал он, пролетая: вопросительная мимика.)

«Лучше нет родного края!» (Легкий бег на носочках на

месте, кружатся.)

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Учитель. Одним из первых русских князей был Владимир Святославович. У русского народа в обычае давать своим правителям прозвища. Владимира Святославовича прозвали Красным Солнышком. Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.

О времени княжения Владимира Святославовича сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Кого называли богатырями? Что общего у всех богатырей?

Ученики. Богатырь – человек стойкий, сильный, отважный. Все богатыри совершали воинские подвиги.

Учитель. Князь Владимир вошел в историю как креститель Руси. Предки наши были тогда еще язычниками, верили во многих богов древних славян. Назовите их.

Ученики. Бог молнии и грома – Перун, бог ветра – Стрибог, бог солнца – Хорс и др.

Учитель. Если случалось какое-нибудь несчастье, урожай погибал, дом горел, если выпадала удача, то опять-таки по милости богов. Чтобы задобрить сердитого бога, ему приносили жертвы, обвешивали идолов разными подарками, закалывали какое-нибудь животное и сжигали его. Огонь, думали язычники, передаст сожженное богу, и тот, насытившись кушаньем, сделается милостивее к жертвователям. В важных случаях носили на заклание живых людей.

Однажды при князе Владимире жребий на жертвоприношение пал на одного христианского мальчика, но отец не хотел выдать его, говоря: «Не дам я своего сына вашим богам, не боги они, а дерево, сегодня стоят, а завтра сгниют. Бог един, тот, который сотворил небо и землю, звезды, солнце, луну и человека, а ваши боги что сделали? Сами они деланные. Если же они действительно боги, то пусть придут за моим сыном». Язычники разозлились и убили христианина вместе с сыном.

Но мало-помалу христианская вера стала распространяться по Руси. Часто, сходясь для торговли с христианскими народами (греками, болгарами, жившими на Дунае), русские все более и более знакомились с их верой и многие крестились. В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга, названная за это Благоверною и Святою. Она уговаривала и сына своего креститься, но тот не соглашался. Внук Ольги, князь Владимир, вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил много идолов, приносил им жертвы. Но скоро взяло его раздумье, он понял, наконец, что вера языческая не истинная, что идолы, которым он и его народ молятся и приносят жертвы, совсем не боги. Поэтому Владимир решил переменить веру. О том, как прошло крещение Руси, прочитайте статью «Князь Владимир и крещение Руси» на с. 43–45 учебника.

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит опрос.

– Что являлось главными дорогами в Древней Руси?

– С какими морями древних славян связывали водные пути?

– На берегу какой реки возник город Киев, столица Древней Руси?

– Кто был главой Руси?

– Кто помогал ему?

– Чем занимались князья?

– Какой русский князь знаменит своими воинскими походами и победами?

– Почему князя Олега народ прозвал вещим?

– Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?

– С какой целью князь Владимир крестил Русь?

– Как происходило крещение Руси?

– Как народ принял новую веру?

– Чем христианство отличается от язычества?

V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 45 учебника.

Домашнее задание.

с . 40–45. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания 1–2.

Открытый урок по окружающему миру, проведённый в 4 классе.

Учитель: Баранова О.В., учитель начальных классов МБОУ «ЦО№1» г. Тулы

Тип урока : Урок открытия новых знаний.

Учебник: Плешаков «Окружающий мир 4 класс».

Тема урока: Во времена Древней Руси.

Цели урока: формировать представление о Древней Руси, русских князьях; развивать устную речь, умение работать с исторической картой; воспитывать интерес к истории.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point.

Ход урока.

    Организационный момент.

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,

И хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!

    Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке вы познакомились с жизнью Древних славян. Расскажите об их занятиях.

Опишите жилище Древних славян.(защита проектов)

Расскажите о богах, которым поклонялись Древние славяне, и о славянских праздниках.

3. Объяснение нового материала.

Слайд 1.

Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру. Но сначала поговорим о Древней Руси.

Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Когда они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Слайд 2.

2. Работа с исторической картой (п.т. №1 с.15).

Рассмотрите карту на с.41 учебника. Что нужно знать, чтобы её прочитать? (Условные знаки)

Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в конце IX века? (Светло-зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.

Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в середине XI века? (Зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.

Сравните территории. Как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоёвывали земли).

Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя по ней? (Переяславль, Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород.)

Главными дорогами, связывающими жителей, были реки и моря. По ним плыли ладьи и плоты переселенцев на новые земли, а также купеческие караваны. Именно по реке Днепр проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки». Обозначьте его красной линией на контурной карте.

К середине XI века Русь занимала пространство от Балтийского моря до чёрного. Управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина. Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности.

Слайд 3.

Велики заслуги перед Русью князя Владимира. Былины воспевают его, величают Красным Солнышком. Владимир Святославович младший сын князя Святослава занял киевский престол после убийства своего брата Ярополка. Князь Владимир был умелым воином и мудрым правителем. Он превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Весь период его правления можно разделить на два этапа: языческий и христианский. Княжение Владимира считается периодом подъёма Руси.

Слайд 4.

Как вы думаете каковы причины религиозной реформы?

Князь Владимир стремился объединить славянские племена и защитить русские земли от кочевников. Поэтому он решил провести религиозную реформу. Её девизом стали слова «Один бог на небе, один князь – на земле».

Что такое реформа? (работа со словарём)

РЕФОРМА - преобразования, изменения направленные на улучшение.

Слайд 5.

Вначале Владимир решил провести языческую реформу и провозгласил верховным богом Перуна. Остальные боги были сохранены, но «подчинялись» Перуну. Однако эта реформа провалилась. Славяне не понимали, почему Перун вдруг стал главным богом, и поэтому они продолжали поклоняться и остальным богам, причем каждое племя по-прежнему почитало своего бога.

Слайд 6.

Владимир начал искать другую религию. По преданию он пригласил послов из Волжской Булгарии(ислам), Хазарии (иудаизм) и Византии(православие), и они рассказали ему о своей вере. Затем в эти страны были направлены послы князя и, только выслушав их отчет, Владимир остановил свой выбор на христианстве, ведь эта религия была распространена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами. Сам князь крестился во время своей поездки в Корсунь.

Слайд 7.

В 988 г. Владимир крестил Русь. Первыми были киевляне. В Киев приехали византийские священники. В назначенный день жителей города загнали в Днепр, монахи окропили их святой водой и прочитали молитву. Князь Владимир Святославович с высокой горки наблюдал за происходящим. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по его приказу загоняли в Днепр силой. Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввёл христианство и в других русских городах. В Новгороде крещение чуть было не закончилось восстанием. Новгородский воевода насильно заставлял жителей креститься, сжигая дома и усадьбы у всех недовольных. В Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком.

Слайд 8.

Конечно, не сразу укрепились русские в новой вере. Ещё долгое время они только по имени были христиане и всё ещё справляли языческие обряды и празднества. Даже и в настоящее время не совсем вывелись языческие обычаи, например – колядование. Однако принятие христианства сыграло огромную роль в нашей истории. Вера в бога-спасителя делала людей честнее, терпимее, учила уважать государственную власть, помогать бедным и несчастным. На Руси укрепилась власть князя, распространилась письменность, стало больше образованных людей, развивалась культура. Древнерусское государство перестало считаться языческим и вошло в число европейских христианских стран.

Слайд 9.

Сам же князь Владимир, приняв новую веру, как рассказывает летописец, совершенно переменился: из сурового и жестокого сделался добрым и ласковым ко всем, а к нищим щедрым. Опасаясь греха, он не хотел даже казнить разбойников. По воскресеньям и другим христианским праздникам князь устраивал у себя пиры, на которые сходились со всей земли русской бояре, духовные всякого звания люди. Больным князь приказывал развозить по домам хлеб, мясо, мёд. За введение христианства Владимир призван церковью Святым и Равноапостальным.

4. Закрепление пройденного.

1. Работа в рабочей тетради.

№2 с.16

№5 с.17

№3 с.16

№4 с.16

У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Как люди называли князя Владимира? (Красное Солнышко.) Почему? (Он был мудрым правителем и умелым воином.)

5. Итог урока, домашнее задание.

Сегодня на уроке мы побывали в Древнем Киеве в гостях у князя Владимира.

О каком важном событии в истории вы узнали? (О крещении Руси.)

В чём значение принятия Русью христианства? (Окрепли её связи с другими государствами, вырос авторитет.)

Д/з: с.40-45 пересказывать.

МОУ СОШ №11

с. Красногвардейское

«Во времена Древней Руси»

(конспект урока окружающего мира

в 4 классе)

Подготовила и провела

Учитель начальных классов

Ширяева Е.П.

Цель: - формировать у учащихся представление о

Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их вероисповедания;

Развивать устную речь учащихся,
воображение, фантазию, умение работать с
картой;

■"!

- воспитывать любовь к истории

Ход урока

I Организационный момент

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,

И хочется играть, сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

II Проверка домашнего задания.

Проверочное тестирование:

Вариант 1/

а. Восточных славян;

б. Западных славян;

в. Южных славян;

2. Древние славяне жили:

а. Семьями;

б. В одиночку;

в. Племенами

а. Глины;

б. Метала;

в. Дерева;

4. Богом грома и молнии у древних славян был:

а. Зевс;

б. Перун;

в. Марс;
Вариант 2

1. Древние славяне жили:

а. Семьями;

б. В одиночку;

в. Племенами;

2. Поселение древних славян раскинулось:

а. В западной части Европы;

б. В восточной части Европы;

в. В центральной Европе.

3. Свои дома славяне строили:

а. Из камня;

б. Из кирпича;

в. Из столбов деревьев;

4. Праздник Ивана Купала:

а. В честь воды;

б. В честь Солнца;

в. В честь Земли;

Вариант 3

1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а. Восточных славян;

б. Западных славян;

в. Южных славян;

2. Древние славяне жили:

а. Семьями;

б. В одиночку;

в. Племенами;

3. Посуду делали древнее славяне из:

а. Глины;

б. Метала;

в. Дерева;

4. Свои дома славяне строили: *

а. Из камня;

б. Из кирпича;

в. Из столбов деревьев;

5. Праздник Ивана Купала:

а. В честь воды;

б. В честь Солнца;

в. В честь Земли;

6. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а. Земледелием;

б. Бортничеством;

в. Рыболовством;

III Сообщение, темы и цели.

Правления у славя не было такого, как теперь у нас. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились навече и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё* ссоры да ; драки. Некоторые племена решили на вече себе князя выбрать не из своих. А из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море послы. Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началась в 862 г. Русское государство. От имени первых князей оно и называлось Русью.

Вот сегодня мы отправимся в путешествие во времена древней Руси. (Слайд 1)

«Во времена Древней Руси»

IV. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя. В 879 г. Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Все дела взял в свои руки родственник Рюрика Олег, который объединил два древнерусских государственных центра Новгород и Киев. Это было начало Русского государства. (Слайд2)

«Портрет князя Олега» Олег продолжал объединение славянских земель. С самого возникновения Русь ставила перед собой задачи - овладение устьями Днепра и Дуная. В 907г. начался поход на Византию. В начале лета огромная Русская рать на ладьях двинулась на Константинополь. Греки замкнули бухту огромной цепью, перекинув его с одного берега на др> гой. что бы не пустить корабли в гавань. Не имел возможности взять город с его могучими стенами прямой атакой, руссы высадились на берег, повоевали окрестности города, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, поставили их на колеса, подняли паруса и под прикрытием ладей. защищавших от не приятельских, двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде этого не обычного зрелища и запросили мира. Был заключен мирный договор. Объединив славянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев Олег получил титул великого князя. Народ не мог поверить, что одному человеку может быть во всем удача, думая что он обладает какой-то силой прозвали его Вещим.

2.Работа с учебником с 42

  1. Прочитайте текст на с. 40-42. назовите главные дороги, которые являлись связующими между собой жителей этих мест. (Реки и моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.)
  2. Кто был главой Руси? (Главой Руси был великий князь киевский, а его советниками и помощниками - бояре.)
  3. Кто из русских князей особенно прославился своими военными подвигами? (Русский князь Олег)

3.Работа с картой.

  1. Рассмотрите карту на с. 41 учебника. Покажите территорию древней Руси в конце века IX, а в середине XI века. Сравните. (Территория древней Руси к середине XI века увеличилась.)
  2. А как вы думаете, почему территория увеличилась?(Князь завоевывал земли.)
  3. Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть путешествуя I по реке Днепр?

4.Физкультминутка.

(Звучит музыка).

  1. Ребята, закройте глаза, расслабьтесь. Вы уснули. Вам сняться прекрасные сны.
  2. Но вот мы проснулись, что вам снилось? Что вы представляли себе слушая музыку?
  3. А теперь взбодритесь, продолжим наш урок.

V. Объяснение учителя.

Пока мы с вами спали прошло несколько лет и мы попали в времена правления князя Владимира.

(Слайд 3)

Портрет князя Владимира.

У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвище. Князя Владимира призвали Красным Солнышком за то, что его дела были понятны народом и оценены им. Он был умелым войнам и мудрым правителем. Он превратил Русь, в огромную державу, о которой говорили в Европе. Трудно было управлять такой державой. Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги.

Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости. У брода на возвышенности или насыпи через 20 км. дру| от друга поставить сигнальные башни с кострами, которые зажигали в случае опасности.

Именно в дружине Владимира Святославовича были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

  1. Известны ли вам эти имена?
  2. Какие произведения вы знаете о русских богатырях?
  3. Кого называют богатырем?

VI. Работа по картинам.

Не только в былинах воспевают русских богатырей, но и художники
посвящают им свои работы. Посмотрите на репродукцию картины В.М.
Васнецова «Три богатыря»

(Слайд 4)

Репродукция картины В.М. Васнецова

VII. Рассказ учителя.

Еще одно из главных событий происшедших в Древней Руси во время
правления князя Владимира - крещение Руси.

Предки наши были тогда ещё язычниками, верили во многих богов, ставили им идолов и поклонялись им. Главными божествами у русских славян были: Перун - бог грома и молнии (Слайд 5) Изображение Перуна

Волос - бог скота, Стрибог -бог ветра. Кроме этих главных богов,
славяне ещё верили в леших, водяных, домовых. Если случалось какое-то
несчастье, урожай не удавался, дом погорел, если выпадала удача, то опять-
таки по милости богов. Что бы задобрить сердитого бога или что бы
заручиться его милостью, ему приносили жертвы, обвешивали истуканы
разными подарками, закалывали какое-нибудь животное и сжигали его.

Огонь, думали язычники, передаст сожженное богу, и тот, насытившись
кушаньем, сделается милостивее к жертвователем. В важных случаях носили
на заклание живых людей. Язычники думали, что такие жертвы самые
угодные богу, и совершали их во время беды. Чтобы умилостивить божество
или же в благодарность за какой-нибудь особенно счастливый случай,
например, за победу над врагами. Жертвы эти закалывали по жребию. Но
мало-помалу христианская вера стала распространяться по Руси. Часто,
сходясь для торговли с народами христианскими (греками, болгарами,
жившими на Дунае), русские все более и более знакомились с их верой и
многие крестились. В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга,
названная за то Благоверною и Святою. Она уговорила и сына и сына своего
креститься, но тот не соглашался. Внук Ольги, князь Владимир, вначале тоже-
усердно служил языческим богам, ставил много идолов, приносил им
жертвы. Но скоро взяло его раздумье, он понял, наконец, что вере принося
жертвы, совсем не боги. Поэтому Владимир решил переменить веру.

VIII. Работа с учебником

  1. Прочитайте текст на с 44
  2. какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
  3. За что его так прозвали?
  4. Назовите русских богатырей.
  5. Почему народ сложил о них сказания и былины?
  6. Какой ещё след в истории оставил князь Владимир?

IX. Работа в рабочих тетрадях.
С. 17 №2

  1. Что такое крещение?
  2. Запишите это определение. С. 18 №3

Дайте объяснение названию главной улицы современного Киева,
запишите.

С.18 №4

  1. Какие слова можно собрать из данных слогов?
  2. Соедините слоги стрелочками. Что обозначают эти слова? С. 18 №5

Прочитайте утверждение, обведите правильный ответ
(Взаимопроверка тетрадей)

У/Закрепление изученного материала
Работа в группах по карточкам
Карточка 1.

1. Что являлось главной дорогой связывающая между собой жителей
Древней Руси.

2. С какими морями их связывали водные пути?
Карточка 2

/. На берегу какой реки возник город Киев?

2. Кто правил Древней Русью? Кто помогал ему? Карточка 3

/. Чем занимались князья?

2. Какой русский князь знаменит своими походами? Карточка 4

/. Почему народ называл князя Олега вещим?

2. Как происходило крещение Руси? Карточка 5

У. Чем отличается христианство от язычества?

2. Легко ли народ принял новую веру? Карточка 6

/. Чем язычество отличается от христианства?

2. Почему во многих странах первыми принимали крещение правители?

VI Подведение итогов урока.

  1. С какими русскими князьями мы сегодня познакомились?
  2. В каком году произошло Крещение Руси?

VII. Задание не дом.

Ответить на вопросы учебника с. 45


Тема: “Во времена Древней Руси”.

Цели урока: формировать представление о древней Руси, русских князьях; развивать устную речь, воспитывать интерес к истории, любовь к Родине.

Оборудование: карта древней Руси IX–XI веков, карточки с отпечатанными словами (Великий князь, бояре, дружина, князья, христианство, письменность и просвещение, развитие ремёсел, авторитет в Европе, Киев, 988 год), красные кружочки для показа городов на карте, отрывок из фильма “Садко”, иллюстрации с изображением идолов, князя Владимира, обрядовые куклы, тетрадь на печатной основе по программе, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Сообщение темы, целей урока.

– Сегодня мы узнаем о том как жили наши предки во времена Древней Руси, где проходил главный торговый путь, кто помогал Великому Князю в управлении государством, а так же узнаем о Крещении Руси.

2 . Опрос домашнего задания

а) Дать карточки с индивидуальными заданиями:

1. Описать жилище древних славян. (2 чел.)
2. Чем занимались мужчины, женщины? (2 чел.)

б) Расскажите о роде занятий восточных славян.
в) Почему наши предки жили племенами?
г) Расскажите о вере древних славян.
д) Что это? (показ обрядовых кукол)
Для чего использовались эти куклы?

Пеленашка – делалась, чтоб злые духи не могли пожелать плохого ребёнку. Куклу клали в колыбельку.
Куватки – делал мужчина во время родов, привязывал в предбаннике, чтобы жена удачно родила ребёнка.
Бессонница – клали в колыбельку ребёнку, если он плохо спал и плакал.
Свадебная кукла – 2 куклы вместе –мужчина и женщина держатся за руки. Дарили на свадьбе чтобы молодые всю жизнь жили дружно “рука об руку.”
Веппская кукла – полногрудая женщина, символизирующая плодородие, достаток, благополучие. Ещё эту куклу называли “Берегиня.”

– Молодцы, вы все хорошо приготовили домашнее задание о жизни восточных славян. А вот Полина приготовила в качестве домашнего задания стихотворение С.Маркова “Славяне”.

3. Стих Маркова “Славяне” (читает Полина Рябова)

…Идём среди сохлой травы,
Расправив могучие груди,
И князь, и седые волхвы –
Лесные и пчёльные люди.
Секиры подъемлются вновь,
Теплы и красны топорища,
Шипит печенежская кровь
На серой земле пепелища.
Мы ведать мгновенья должны
Известной охотничьей дрожи,
Мечи, опуская в ножны
Из бычьей скоробленной кожи.
Мы знаем, что время придёт,
Свершатся труды и заботы,
И снова сверкающий мёд
Наполнит глубокие соты.

– Вам было интересно узнать о наших предках славянах? А давайте продолжим дальше знакомство с их жизнью…

4. На прошлом уроке мы узнали, что столицей Древней Руси был город Киев. Он образовался на берегу реки Днепр неспроста. По рекам можно было доплыть до Балтийского моря, до Чёрного моря. Плыли купеческие караваны, ладьи с переселенцами в поисках новых земель, могли пожаловать и лихие люди. Этот великий водный путь историки называют “Из Варяг в греки”. Если вы найдёте на карте в учебнике с. 41 начало и конец этого пути, вы сможете сказать, почему этот водный путь получил такое название.
Да, путь начинался в Швеции т.е. где жили варяги. Давайте проследим как двигались купцы по этому пути, через какие города проходил их путь.

НОВГОРОД. (Ставим на карте в книге точки, а на карте у доски прикрепляем кружочки)

Показ отрывка из фильма “Садко”. (Со слов: “Здравствуй, господин великий Новгород!”, показ торговых рядов)

– Пояснить что везли разные товары которых на Руси не было. А кто заметил, что путь по воде прерывается? А как интересно путь продолжался дальше? … ВОЛОКОМ ! Корабли волокли по земле. Там, где начинался путь “волоком” появился город Верхний Волочок , а там, где этот путь заканчивался, образовался… верно, город Нижний Волочок. Названий городов на карте нет, но давайте поставим точки там, где образовались эти города. Далее путь следовал через Смоленск, Киев, Переяславль и заканчивался в Греции.

– Кто может показать водный путь через всё государство на карте у доски? (1–2 чел.)

– Итак, кто объяснит почему путь назывался “Из Варяг в греки?”

5 . А сейчас в тетради на печатной основе с. 17 найдите торговый путь и обозначьте его красной линией.
Найдите границы государства и заштрихуйте зелёным цветом. (Пока дети работают, оценить индивидуальную работу по карточкам.)
Давайте сравним по размерам Древнюю Русь с соседними государствами. Она больше, чем соседние государства! Поэтому многие хотели завоевать земли русичей. Реки были полны рыбы, в лесах много дичи и зверья, земли плодородны и богаты. Приходилось обороняться, охранять свои земли.

ФИЗМИНУТКА

– Чтобы обороняться, охранять, нужны были сильные люди здоровые. И мы должны быть сильные и здоровые. Давайте отдохнём. Встали, потянулись вверх. Ещё раз….

– Управлять государством одному Великому Князю Владимиру было сложно, поэтому ему нужны были помощники.

Великий Князь

Бояре дружина князья

Работа с учебником (с. 42 чтение)

– А ещё в дружине были богатыри. О богатырях того времени народ сложил много сказок, легенд, былин. Назовите имена тех богатырей, которые дошли до наших дней. (Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович…)

– Домашним заданием будет дополнительный материал о богатырях.

7. Велики заслуги перед народом и самого Великого Князя Владимира. Об одной из заслуг мы узнаем сегодня от Насти Хомяковой.

Сообщение о крещении Руси. (1–3 мин.)

– Кто из Настиного рассказа запомнил в каком году состоялось крещение Руси?

988 год

Работа с книгой с. 44 предпоследний абзац и до конца параграфа. После прочтения задаю вопрос: ”Что принесло христианство?”

Христианство

Если остаётся время:

Найдите в учебнике определение слову Крещение. Запишите его в тетрадь на печатной основе (с. 17).

Русь приняла христианскую веру, но язычество сразу не ушло. Не мог народ разом отказаться от традиций, обычаев, обрядов, которые складывались веками. И по сей день живёт вера в домовых, русалок, леших…

– Экскурс в прошлое заканчивается, а мы должны подвести итог урока.

– Скажите, что нового и интересного о жизни славян мы сегодня узнали?

Выставить оценки.

9. Домашнее задание: в тетр. на печатной основе с.18 – 19. Найти дополнительный материал о русских богатырях.

10 . Наш урок окончен, а на прощание ребята приготовили в подарок гостям Веппскую куклу – символ достатка, плодородия, благополучия.

Во времена древней Руси.

04/11/17 Карты Древней Руси.

Богатыри

Боевые топоры

Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, - говорили они потом Владимиру, - на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга - мудрейшая из людей».

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константино- поль к императорам Василию и Константину с требо-ванием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христиа- нина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таин-ству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесны- ми очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

Возвратившись в Киев, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крешения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».

После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде. В 992 г. святая вера была насаждена в Суздальском крае.