Разработка урока: «Взаимоотношения между организмами. Типы взаимодействия организмов

Страница 1
Тема урока: Взаимодействие популяций разных видов

Тип урока: комбинированный (урок-поиск)

Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе.

Задачи: продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся (умения обобщать, анализировать синтезировать, делать выводы); развитие мышления в процессе изучения темы; формирование экологически грамотной личности, способной любить и беречь родную природу.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, иллюстрации с изображениями различных типов взаимодействий, на доске – названия типов взаимодействия.

Предварительная подготовка: класс делится на группы; к уроку каждая группа получает карточку-задание, на которой записана форма взаимоотношений между организмами; обучающиеся должны найти материал по этой форме взаимоотношений, составить презентацию. Рассказать на уроке об этой форме взаимоотношений с одновременным показом мультимедийной презентации.

Ход урока

I. Организационный момент. (1 минута)

II. Изучение нового материала. (19 минут)

Слайд 1

Учитель: тема урока «Взаимодействие популяций разных видов».

Слайд 2

Цель урока: знать различные типы взаимодействий организмов, уметь определять типы взаимодействий между организмами, уметь приводить собственные примеры.

Все организмы, обитающие на нашей Земле, находятся во взаимоотношениях между собой. Формы этих взаимоотношений очень разнообразны. Взаимодействия принято обозначать с помощью знаков: нейтрально 0; полезно +; вредно -.

Слайд №3

Они могут быть

Учитель: В природе взаимоотношения очень разнообразны, со многими вы уже знакомы.

Учащиеся получают на столы картинки различных пар организмов с изображениями разных биотических взаимодействий.

Учитель (предлагает): назовите известные взаимодействия.

Учитель (предлагает) Внимательно прослушать сообщение о результатах исследований обучающихся и заполнять по ходу их выступлений таблицу. В конце урока будет проверка.


Тип взаимодействия

Вид 1

Вид 2

Характер взаимодействия

Примеры

Выступление обучающегося «Симбиоз»

Дополнение к выступлению обучающегося


  1. Взаимовыгодные отношения - отношения, при которых оба организма получают выгоду-пользу (Симбиоз, мутуализм, протокооперация).
Слайд №5

Симбиоз – тесные неразделимые взаимовыгодные отношения, при которых два организма образуют неразделимое единое целое.

На слайде представлены: внешний вид лишайника, а также строение лишайника в разрезе (гифы грибов и водоросли).

Среди организмов с развитыми биотическими связями особое место занимают муравьи. Муравьи занимаются «животноводством» - разводят тлю и «растениеводством» - создают грибные сады. В Амазонии они ведут «комплексное сельское хозяйство» - строят гнезда - плантации, куда затаскивают помет позвоночных животных, сажают растения-эпифиты, а на этих растениях разводят тлю, получение выделение которой является основной целью такой «фермы».

Центральной Америке у одного из видов акации возникли симбиотические взаимоотношения не менее тесные, чем между бобовыми и клубеньковыми бактериями. На стебле акации расположены специальные питательные органы, в которых поселяются муравьи, питающиеся сладким нектаром. За эту пищу, муравьи ведут сторожевую службу и не только уничтожают насекомых – вредителей, которые пытаются напасть на растение - кормильца, но и сдирают кору и иссушают побеги других деревьев, если они соприкасаются с побегом, на котором они живут. Таким образом, они осветляют полог и обеспечивают для своей акации световой режим. Если уничтожить муравьев, акация быстро погибает от вредителей.

Слайд № 5

Мутуализм - отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга.

Интересные случаи взаимопомощи у растений отмечаются в полупустынях Америки, где в естественных условиях растут кактусы. Кактусы обладают особым типом фотосинтеза – они днем фотосинтезируют при закрытых устьицах, чтобы не испарять воду, а ночью запасают углекислый газ. Такая экономия воды ведет к перегреву кактусов. Молодые кактусы на открытом солнце погибают. Спасают их растения – няни из семейства губоцветных, которые притеняют молодые

растения. При увеличении осадков и более прохладном климате - в сухих горных лесах, в услугах растений – нянь они не нуждаются.

Слайд №6

Протокооперация - отношения, при которых совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них.

Видеофрагмент 1.

Слайд №7

Дополнение к выступлению

Хищничество - способ добывания пищи и питания животных (иногда и растений), при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных - жертв. Хищники первого порядка нападают на "мирных" травоядных животных, второго - на более слабых хищников. Способность "переключаться" с одного вида добычи на другой является одним из необходимых экологических приспособлений хищников.

Видеофрагмент 3. Хищничество

Выступление обучающегося «Конкуренция»

Дополнение к выступлению.

Слайд №8


  1. Взаимновредные - конкуренция (межвидовая и внутривидовая).
Слайд №9

Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов.

Учитель : кроме 3 групп названных взаимодействий, существует еще несколько типов:


  1. нейтрализм - межвидовое взаимодействие биотических факторов. Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга. В природе истинный нейтрализм крайне редок или даже невозможен, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимоотношения. В связи с этим понятие нейтрализма часто распространяют на случаи, когда взаимодействие между видами слабое или несущественно.
Учитель: приведите примеры нейтральных отношений.

  1. Полезнонейтральные отношения – комменсализм (квартиранство, нахлебничество, сотрапезничество).
Слайд №10

Комменсализм - форма взаимоотношений двух организмов, при которой один организм-комменсал извлекает выгоду, используя особенности строения или образа жизни хозяина, для другого эти отношения безразличны.

Квартиранство - отношения, при которых вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.

Сотрапезничество - отношения, при которых несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса.

Нахлебничество - форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.

Перед просмотром ролика (слайд №), учитель задает вопрос: «Можете ли вы утверждать, что в ролике речь идет только о комменсализме?»

Видеоролик о комменсализме – (колибри и клещ).

Комменсализм (квартиранство – колибри – транспортное средство для клещей, а с другой стороны - о конкуренции – клещи являются конкурентами колибри и еще о мутуалистических отношениях – клещи питаются нектаром строго определенных цветов)


  1. Вреднонейтральные – аменсализм.
Слайд №11

Аменсализм - один вид испытывает угнетение, другой – безразличен

Проверка заполнения таблицы (карточки- заполненная таблица)

Типы биотических взаимодействий.


Тип взаимодействия

Вид 1

Вид 2

Характер взаимодействия

Примеры

Симбиоз

+

+

Тесное неразделимое обязательное взаимовыгодное сотрудничество

Лишайники

(гриб + водоросль)


Конкуренция:

а) межвидовая

б) внутривидовая


_

_

а) Оба вида испытывают угнетение

б) Подавление особей внутри одного вида



а) Серая крыса - чёрная крыса

б) Самоизреживание у растений



Нейтрализм

0

0

Ни одна популяция не оказывает никакого воздействия на другую

Стрекоза-муравей

Комменсализм:

а) нахлебничество

б) сотрапезничество

в) квартиранство



+

0

а) Один вид использует остатки пищи другого

б) Использование разных частей одного ресурса

в) Один вид использует другой в качестве жилья или убежища


а) Рыба - прилипала-акула

б) Копытные - сурки

в) Кольчатый червь-рак-отшельник


Аменсализм

_

0

Один вид испытывает угнетение, другой - безразличен

Светолюбивые травы-ели

IV. Закрепление (15 минут)

Слайд№12

Задание 2. Назовите тип биотических отношений, который чаще всего появляется в природе, при взаимодействии следующих пар организмов (каждому выдается карточка- задание):

волк-заяц, корова-жук навозник, лесная мышь - дуб(желудь), ель-гусеница сибирского шелкопряда, дятел-личинка короеда, рыжая лесная полевка-лесная мышь, рыжий муравей-гусеница пяденицы, ондатра- водяная крыса(полевка), сойка-рыжий муравей, взрослая ель-проросток березы, белый гриб-ель, гриб трутовик-береза, гриб пеницилл-бактерии, кукуруза-бодяк полевой, человек-аскарида, волк-дождевой червь, стрекоза-муравей, стрекоза-муха, карась-линь, шакал-лев, волк-ворон, пчела-липа.

V . Домашнее задание. Рефлексия. Оценки за урок.(5 минут)

§53; приготовить карточки с изображениями организмов, между которыми могут возникать различные взаимоотношения, можно в карикатурной форме.
страница 1

Между организмами, выявить их значение.

Задачи:

Образовательная: показать многообразие межвидовых взаимоотношений, определить их значения в природе и жизни человека;

Развивающая: формировать умения и навыки групповой самостоятельной работы, выделять главное, формировать выводы;

Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: групповая, самостоятельная работа, беседа, ИКТ.

Требования согласно программе:

Ученик должен:

Иметь представление о многообразии различных форм межвидовых взаимоотношений;

Уметь: объяснять многообразие межвидовых взаимоотношений, приводить примеры.

Междисциплинарные связи: экология, обществознание.

Внутридисциплианарные связи: ботаника, зоология

Обеспечение занятия:

Раздаточный материал (карточки, тесты);

Оборудование: опорный конспект, фрагменты видеофильма «Живой
мир».

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие;

Зарядка;

Подготовка аудитории к работе;

Наличие учащихся.

2. Проверка знаний учащихся.

Метод: фронтальный опрос. Предварительно раздать карточки учащимся (по степени сложности)

Вопросы и задания:

1. Какие факторы среды называются биотическими?

2. Что такое «цепи питания»?

3. Составьте «пищевую цепь» используя рисунки.

4. Расскажите о взаимосвязях организмов пресноводного водоёма .

5. Опишите видовой состав и пространственную структуру биоценоза лиственного леса.

6. В чём сущность правила экологической пирамиды?

7. Чем определяется устойчивость биоценозов?

(Предполагаемые ответы: - биологическим разнообразием, - сложностью взаимосвязей между организмами).

Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности.

4.Изложение нового материала.

Тема: Взаимоотношения между организмами.

1 .Классификация межвидовых взаимоотношений
(работа с учебником стр.247, рабочая тетрадь - задание №1 на стр. 220).

2.Симбиоз и его формы (видеофрагмент).

3.Антибиоз и его формы (видеофрагмент).

4.Нейтрализм.

5.Конкуренция (видеофрагмент).

6.Подробный конспект.

5.Сообщение домашнего задания. § 53, с. 246-268; вопр.1-6;
задания №3; №4 на стр. 121 – рабочая тетрадь

6.Подведение итогов занятий.

1. Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.

2. Оценить работу учеников во время занятий.

1.Классификация межвидовых отношений.

Межвидовые отношения в конкретных биоценозах реализуются через сложные формы взаимодействия популяций разных видов. В основе их лежат трофические связи. Но длительное сосуществование многих видов привело к тому, что на базе прямых трофических отношений сформировался комплекс связей иного рода, определяемых местом обитания. Каждый организм занимает свою экологическую нишу, зависящую от морфологической приспособленности организма, его физиологического состояния и поведения.

Существуют три основные формы межвидовых взаимодействий: нейтрализм, симбиоз, антибиоз.

Рассмотрим их более подробно.

2.Симбиоз и его формы.

Что такое симбиоз?

Приведите примеры таких отношений.

(Учащиеся встречались ранее с этим понятием, поэтому они могут сформулировать своё определение симбиоза и привести примеры симбиотических отношений).

Симбиоз - сожительство (от греч. «син» - вместе; «биос» - жизнь) представляет такую форму взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.

(Для реализации внутрипредметной связи учитель может привести такой пример).

Рассказ учителя:
Сожительство человека с микрофлорой его кишечника, основным компонентом которой являются разнообразные штаммы бактерий кишечной палочки. Бактерии в таком сожительстве находят благоприятную среду обитания и неисчерпаемый источник питания. Нормальное пищеварение в кишечнике человека и всасывание ряда витаминов возможно только при участии бактерий. После длительного лечения больных различными инфекционными заболеваниями с помощью антибиотиков у них нередко наряду с подавлением жизнедеятельности болезнетворных бактерий наблюдается состояние дисбактериоза - гибель нормальных бактерий кишечника и усиленное размножение бактерий, не чувствительных к антибиотику. Для восстановления нормальной кишечной микрофлоры часто необходимым является искусственное заселение пищеварительной системы симбионтными штаммами кишечной палочки.

Симбиоз - понятие широкое и включает много разных вариантов отношений между видами.

Фрагмент видеофильма №1 «Симбиоз» (рыбы усачи ↔ гиппопотамы, рыба клоун ↔ актиния).

Если присутствие одной популяции благоприятно для другой, но не является необходимым условием существования, то такие отношения носят характер нахлебничества (на панцирях многих ракообразных обитают различные кишечнополостные, которые получают пищу, когда его хозяин ловит и поедает других животных, однако они могут существовать и раздельно). Нахлебничество можно в определенном смысле отнести к симбиозу.

Существуют и другие формы симбиоза, например квартирантство : в полости голотурии «морского огурца» находят убежище разнообразные мелкие виды животных. Растения-эпифиты (от греч. «эпи» - на, сверх; «фитом» - растение) поселяются на деревьях, например: водоросли , лишайники, мхи, орхидеи; они питаются за счет фотосинтеза и отмирающих тканей хозяина, но не их соками.
Квартирантство широко представлено в океане, где практически в каждой норе, вырытой червем, и в каждой раковине обитают гости, использующие убежище хозяина и не приносящие ему ни пользы, ни вреда.

Рассмотрите рис. 129, с. 250 учебника.

Как можно применить это явление на практике? (Внесение в почву азотофиксирующей бактериальной культуры.)

Необходимо обратить внимание учащихся на следующий момент. Разные формы симбиотических взаимоотношений организмов не являются абсолютно стойкими и иногда могут переходить друг в друга.

Вывод: Таким образом, рассмотренные формы симбиоза являются типами положительных взаимоотношений между организмами, когда организмы не наносят ущерба друг другу и выгодны обоим или одному из партнеров.

3. Антибиоз и его формы.

Фрагмент фильма № 2 «Хищничество» (богомол, хамелеон, венерина мухоловка)

Антибиоз - невозможность существования двух видов организмов, основанная на конкуренции, прежде всего, за источник питания.

Пример: взаимоотношения сапрофитных бактерий и ряда плесневых грибов. Первые способны быстро заселять среды, богатые органическими веществами, за счет интенсивного размножения, а вторые, значительно уступая им в этом, приобрели способность делать субстрат не благоприятным для жизнедеятельности бактерий, выделяя в него продукты своего матаболизма - антибиотики. Некоторые из этих видов грибов стали основой промышленного производства антибиотиков.

Задание. Учащиеся должны рассмотреть предложенную им форму межвидовых взаимоотношений.

В чём заключается смысл данного типа взаимоотношений? Приведите примеры.

Как эти явления можно использовать в практической деятельности? Затем проводится обсуждение по данным заданиям.

Часто производят отстрел хищников, уничтожающих полезных животных. Это приводит к значительному увеличению численности жертвы на определенном ареале и ей уже не хватает пищи. В результате жертва начинает гибнуть от нехватки пищи (от голода). В природе численность популяции хищника изменяется в соответствии с численностью жертвы популяции, причем колебания численности хищника несколько отстает от изменений численности жертвы.

4. Нейтрализм.

Нейтрализм - тип отношений между видами, при котором они не формируют значимых форм воздействий. Виды, характеризующиеся таким типом взаимоотношений, не оказывают друг на друга заметного биологического воздействия. Такие отношения обнаруживаются в природе не часто, потому что в биоценозе большинство видов хотя бы косвенно влияют друг на друга.

5.Конкуренция.

Как вы думаете, что подразумевает этот термин?

В каких случаях возникает такой тип отношений?

Эта форма отношений возникает в тех случаях, когда два вида (или больше) используют одни и те же ресурсы (пища, пространство, убежища).

Каков результат конкурентной борьбы?

Фрагмент фильма № 3 «Конкуренция» (рыба мохнатоголовая собачка ↔ осминог)

Успех в конкурентной борьбе определяется биологическими особенностями видов: интенсивность размножения, скорость роста, интенсивность использования ресурсов и др.

Независимо от формы воздействий один вид вытесняется другим. Это явление отражает правило конкурентного исключения .

Таким образом, конкурирующие за общий ресурс или местообитание виды не могут входить в состав одного биоценоза.

Закрепление. Совместная формулировка вывода о значении различных форм межвидовых взаимоотношений в биоценозе.

Учитель отмечает, что классификация биотических связей условна, так как нет чётких границ.

Раздаточный материал к уроку:

A1. Какая наука изучает химический состав, строение и про­цессы жизнедеятельности клетки?

А2. Возбудитель СПИДа - это

2) бактерия

3) одноклеточный гриб

4) простейшее

A3. Как называют организмы, которым для жизнедеятель­ности необходим свободный кислород?

1) автотрофами

2) анаэробами

3) гетеротрофами

4) аэробами

А4. Почему белые грибы часто можно найти в дубраве?

1) в ней много света

2) у белых грибов в ней нет конкурентов

3) белые грибы с корнями дубов образуют микоризу

4) в ней отсутствуют животные, которые питаются белыми грибами

А5. Представитель какого отдела царства Растения изображен на ри­сунке?


Цели урока:

  • Сформировать знание основных биотических связей, как основы существования живых организмов в экосистемах;
  • развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; самостоятельно делать выводы;
  • воспитывать понимание ответственности перед микро- и макромиром за свою деятельность, которая может привести к разрушению экосистем.

Учебник: Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2005 г.

Домашнее задание: п.5.3 Творческое задание – приготовить электронную презентацию на тему: «Биотические факторы среды».

Эпиграф урока: «Нет ничего более изобретательного, чем природа». Цицерон

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивационный этап.

Учитель: Организм. Мельчайший вирус, крошечная бактерия, одноклеточная водоросль, зеленое растение… система, созданная силами природы. А жизнь помимо сложных внутренних процессов есть еще и непрерывное взаимодействие с внешним миром. Не только абиотические связи, не только постоянная потребность в притоке энергии важны для всех живущих на Земле. Тысячи взаимосвязей с другими организмами – растений с растениями, растений с животными. Иногда они второстепенны, почти незаметны, но всегда играющие важную роль в благополучии и самом существовании организма.

Кодограмма 1

Тема нашего урока «Биотические факторы среды». Определим цель нашего занятия. (Обсуждение, работа с эпиграфом и формулирование цели урока).

3. Операционно-исполнительский этап.

Учитель:

  1. Что называют средой обитания?
  2. Какие факторы относят к факторам живой природы?

Все воздействия, оказываемые живыми организмами друг на друга, относятся к биотическим факторам. Их можно разделить на две группы.

Схема на доске:

Межвидовые отношения, как правило, отличаются многообразием проявлений. Если два вида вступают во взаимоотношения, то положение вида при разных формах биотических связей обозначается условными знаками:

  • + особи вида извлекают пользу;
  • - особи испытывают угнетение;
  • 0 отсутствует влияние.

Давайте выполним упражнение (выполнение задания 1 приложения, обсуждение результатов ).

Рассмотрим некоторые из форм взаимоотношений между живыми организмами.

Хищничество

Учитель: Это одна из наиболее враждебных и крайних форм взаимоотношений, крайних, но неизбежных. Хищничество имеет для одного положительное, а для другого вида отрицательное значение.

  • типичное собирательство
  • типичное хищничество

- Что можно сказать об особенностях хищников? (выполнение задания 2 приложения ).

  • питаются за счет других;
  • характерно охотничье поведение;
  • цикл развития не связан с циклом развития жертвы.

- А какие особенности характерны для жертв хищников?

Кодограмма 2

- Почему нельзя истреблять хищников?

Кодограмма 3

(Обсуждение роли хищников в регуляции численности популяций и выполнение задания 3 приложения ).

Вывод: Хищничество, связанное с активным поиском и энергичными способами овладения добычи ведет к выработке разнообразных экологических адаптаций (развитие органов чувств, быстрой реакции, скорости бега – у жертв; выносливости, скорости бега, быстроты реакции на добычу – у хищников).

Конкуренция

Учитель: Данная форма взаимоотношений возникает между видами со сходными экологическими потребностями, каждый из видов находится в невыгодном положении, так как присутствие другого уменьшает возможность в овладении пищевыми ресурсами, убежищами и другими средствами существования. Формы конкурентных взаимодействий могут быть самыми разнообразными: от прямой физической борьбы до мирного существования. Тем не менее, если два вида оказываются в одном сообществе рано или поздно один вид вытеснит другой (принцип конкурентного исключения Гаузе).

(Выполнение задания 4 приложения, обсуждение и формулирование вывода).

Вывод: Конкуренция - единственная форма экологических отношений, отрицательно сказывающаяся на обоих взаимодействующих партнерах.

Схема на доске:

(Решение задачи 5 приложения).

- Что такое дегенерация?

(Выполнение задания 6 приложения и формулирование вывода).

Симбиоз

Учитель: Симбиотические отношения вносят разнообразие в межвидовые связи в сообществе и чем разнообразнее и прочнее связи, тем устойчиво данное сообщество. Формы симбиотических отношений следующие:

Кодограмма 4

(Выполнение заданий 7-8 приложения, их обсуждение).

4. Оценочно-рефлексивный этап.

Выполнение учащимися самостоятельной работы, после окончания, которой подводятся итоги, и проводится рефлексия.

Литература:

  1. Захаров В.Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания. 9-11 кл.- М.: Просвещение, 2003 г.- с.103
  2. Петунин О.В. Уроки биологии в 11 классе.- Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.- с. 223-231
  3. Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. Изд. 2-е.- М.: Молодая гвардия, 1977г.-304 с.

Тема урока: Типы взаимодействия организмов.

Цель: познакомить учащихся с многообразием типов взаимодействия между живыми организмами и их значением в жизни видов.

Задачи:

1) образовательные:

2) развивающие:

  • развитие познавательного интереса;
  • развивать умение работать с дополнительной литературой, выделять главное, делать выводы.

3) воспитательные:

  • воспитание экологической грамотности, бережного отношения к природе;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения:

  • словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);
  • частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований);
  • наглядный (изучение таблицы и иллюстраций).

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: таблица «Биотические взаимодействия», влажный препарат «Клубеньки на корнях бобовых растений».

План урока:

I. Организационный момент.

IV. Домашнее задание.

V. Итог урока.

VI. Оценки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. (Рассказ учителя).

Жизнь любого живого существа не возможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют. Все многообразие отношений между организмами, возникающее в биогеоценозе, осуществляется на базе пищевых, пространственно-территориальных связей. Связи эти чрезвычайно разнообразны. Всю сумму воздействий, которые оказывают друг на друга организмы, называют биотическими факторами среды. Наша главная цель сегодня на уроке – попытаться разобраться в этом многообразии биотических связей.

Они бывают прямыми и косвенными. Прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой. Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды.

Рассмотрим, какие же типы отношений могут возникать между организмами. Рассказ учителя сопровождается показом таблицы.

Все многообразие типов взаимоотношений организмов можно свести к нескольким основным группам. Эта классификация учитывает, что получает организм в результате этого воздействия: пользу, вред или это воздействие нейтрально.

Хищничество – взаимосвязь, при которой один организм поедает другого. Истинных хищников отличает специализированное охотничье поведение, они тратят много энергии на добычу своих жертв.

Собиратели питаются мелкой многочисленной добычей, не способной убегать или оказывать сопротивление, и основную часть энергии тратят на поиск корма.

При пастьбе обычно корма вокруг оказывается достаточно, однако он отличается низкой питательностью, и основные усилия животные тратят на захват больших количеств пищи и её усвоение, как, например, коровы на лугу.

Трофические связи в биоценозах определяют и направления эволюции взаимодействующих видов. У хищников, например, естественный отбор совершенствует органы чувств и нервную систему, координацию движений, мускульную силу, охотничьи инстинкты, т.е. все те признаки, которые обеспечивают успешную охоту. Их жертвы также эволюционируют, т.к. выживают те, кто быстрее заметит опасность, быстрее бегает или летает, успеет вовремя спрятаться, имеет более зоркие глаза, чуткие уши, лучшее обоняние и т.п.

Хищники в природе редко приводят к полному уничтожению вида животных, которыми питаются. При низкой их численности они переключаются на другую, более доступную добычу, поскольку поиск прежней становится энергетически невыгодным. Снижение пресса хищничества позволяет виду возобновиться.

Другой тип отношений – конкуренция – возникает на основе не прямых, а косвенных взаимодействий. Конкуренция возникает в случаях, когда совместно живущие виды сообща используют одни и те же ресурсы, количество которых ограничено. Отсутствие одного из таких организмов благоприятно скажется на состоянии другого. Конкуренция может быть как за пищевые ресурсы, так и другого рода, например, за территорию, за самку. В конкурентных отношениях особи конкурирующих видов могут активно подавлять друг друга, но могут сохранять и нейтральные отношения. Успех конкуренции при таком «мирном сожительстве» определяется скоростью размножения: вид, который быстрее наращивает численность, рано или поздно перехватит все ресурсы у другого. У растений конкуренция выражена более остро.

Вопрос: Как вы думаете, почему?

(Ответ: растения ведут прикрепленный образ жизни и, таким образом, не могут избежать конкурентных отношений или сгладить их).

Конкуренция может быть внутривидовой и межвидовой. Внутривидовая конкуренция – это соперничество между особями одного вида, межвидовая – между особями разных видов.

Межвидовая конкуренция возникает между особями экологически близких видов. Ее результатом может быть либо взаимное приспособление двух видов, либо замещение популяции одного вида популяцией другого вида; первый в этом случае переселяется на другое место, переключается на другую пищу или вымирает. Конкуренция приводит к естественному отбору в направлении увеличения экологических различий между конкурирующими видами и образованию ими разных экологических ниш.

Вопрос: приведите примеры конкуренции.

Работа с учебником.

(Ответ: суслики в сухой степи могут выедать до 40% растительного прироста, а это значит, что пастбища могут прокормить меньшее число овец или сайгаков. А в годы массового размножения саранчи пищи не хватает ни сусликам, ни овцам).

Третий тип взаимоотношений организмов прямо противоположен конкуренции. Это взаимополезные отношения – мутуализм и симбиоз. Близкие по смыслу понятия, но не синонимы. Мутуализм – взаимовыгодные обязательные или случайные связи между организмами (рак-отшельник и актиния). Симбиоз – тесное взаимовыгодное сожительство разных видов (лишайник, микориза, бактерии кишечного тракта). Обсуждение рис. 38, 39 на стр. 63 учебника. Демонстрация влажного препарата.

Другой тип биотических отношений – комменсализм . Это взаимосвязь, при которой один организм получает какое-либо преимущество, не принося заметного вреда другому. Комменсализм, как тип биотических отношений поддерживает жизнь множества видов в природе. Некоторые виды животных либо питаются остатками пищи представителей другого вида (рыбы-прилипалы, гиены), либо используют их убежища, норы, гнезда, не принося хозяину ни вреда, ни пользы. Так, в норах степных и пустынных грызунов спасаются от жары сотни видов насекомых, пауков и других мелких животных.

Аменсализм – отношение, при котором один организм воздействует на другой и подавляет его жизнедеятельность, а сам при это не испытывает никак отрицательных влияний со стороны подавляемого. Например, невозможность выживания мелкого светолюбивого травянистого растения под густой тенью бука или ели.

Нейтрализм – сожительство двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных последствий. Например, белки и лоси не оказывают друг на друга значительных воздействий.

2. По ходу объяснения учителем нового материала и демонстрации таблицы, учащиеся заполняют в рабочих тетрадях таблицу.

Типы биотических взаимодействий (по Э. Хескилу)

Тип взаимодействия

Организмы

Характер взаимодействия

Примеры

нейтрализм

организмы не влияют друг на друга

белка и лось в одном лесу практически не контактируют

конкуренция

взаимное подавление организмов

сорняки и культурные виды

комменсализм

один организм получает пользу от взаимодействия, другому – безразлично

гиены, шакалы питаются остатками жертв, убитых и частично съеденных крупными хищниками - львами

аменсализм

один организм подавляет другой, не испытывая его воздействия

взаимоотношения ели растений нижнего яруса

хищничество

хищник – жертва

лиса – мыши

человек – широкий лентец

мутуализм

взаимовыгодные необязательные отношения

энтомофилия, эндозоохория

симбиоз

отношения, при которых организмы не могут существовать друг без друга

лишайники, микориза

Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам: 1) обеспечению пищей, 2) изменению среды обитания, 3) расселению видов в пространстве.

В результате сложности и переплетенности связей между видами неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

3. Работа в малых группах.

Задание 1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?

Ответ: хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы.

Задание 2. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?

Ответ: папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий.

Задание 3. Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки. Но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни?

Ответ: в результате налета воробьев плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшит прорастание семени, а потом вместе с пометом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида.

Задание 4. Задержанный браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит, и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер – хищник». Убедительны ли эти доводы?

Ответ: нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры – здоровых.

Задание 5. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

Ответ: в дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы – дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.

III. Закрепление изученного материала.

Индивидуальная работа с тестом

1. В виде какой комбинации символов можно выразить тип межвидового взаимодействия, характеризующийся взаимным конкурентным подавлением видов?

а) + – ; б) 0 0; в) – – ; г) + +.

2. В виде какой комбинации символов можно выразить тип биотических отношений, характеризующейся конкуренцией из-за ресурсов?

а) – –; б) 0 0; в) + +; г) – 0.

3. Какой тип межвидового взаимодействия можно выразить в виде комбинации символов 0 0?

а) комменсализм; в) нейтрализм;

4. Какой тип межвидовых отношений можно выразить в виде комбинации символов: + 0?

а) нейтрализм; в) комменсализм;

5. В виде какой комбинации символов можно выразить тип межвидовых взаимоотношений, характеризующейся способом добывания пищи и питания, при котором одни организмы ловят, убивают и съедают других организмов?

а) + –; б) – –; в) + 0; г) + +.

6. В виде какой комбинации символов можно выразить тип межвидовых взаимоотношений, при которых один вид использует другой как среду жизни и как источник пищи, причиняя последнему вред?

а) + 0; б) – –; в) – 0; г) + –.

7. Какой тип межвидового взаимодействия можно выразить в виде комбинации символов: + +?

а) мутуализм; в) нейтрализм;

б) хищничество; г) комменсализм.

б) межвидовой конкуренцией; г) квартиранством.

9. Естественные биотические отношения между термитами и жгутиконосцами, обитающими в их кишечнике, относятся к типу:

а) межвидовой конкуренции; в) комменсализма;

IV. Домашнее задание: §8, вопросы 2, 3 и 4.

V. Итог урока.

Отношения организмов в природе сложные и многообразные и часто грань между ними условна. Понимая это, человек обязан, относится к природе осторожно, бережно, для того, чтобы ее сохранить.

VI. Оценки.

АНАЛИЗ УСВОЕННОСТИ МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ.

Данный урок был проведен в 9 классе. Количество учащихся – 25 человек. В классе есть как слабые, так и сильные ученики, поэтому предлагаю разноуровневые задания. Класс был разбит на 5 групп. В каждой группе среди учеников распределены роли:

Координатор деятельности группы

Секретарь (записывает результаты работы)

Активные слушатели (стараются пересказать своими словами то, о чём только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль)

IV. Рефлексия

Выскажите своё мнение

Я могу использовать знания по данной теме …..

Вы нашли общий язык с одноклассниками при выполнении самостоятельного задания в группах?

Ваша оценка за урок и самооценка усвоения темы.

На уроке я узнал (а)…….

VII: Рефлексия (17 слайд)

Вспомни свои впечатления на уроке,

Дополни предложения:

1. Я чувствовал себя…

2. Я….доволен собой

3. Я испытывал затруднения, когда…

4. Я хотел бы стать более…

Экологические загадки: (3 слайд)

1.Ты, может, в Африке!

Ты, может, меньше мышки!

Мы друг о друге лишь,

Знаем понаслышке! (Нейтрализм)

2.С тобой в одной мы связке,

Как дружная семья,

Уже давно неясно,

Где ты, а где тут я? (Симбиоз)

3.Желаю жизни много лет,

Не знай ты вовсе обо мне!

Найду я ужин и обед,

4. Пускай могуч он как скала-

Не отпугнет меня ничуть!

Лишь только б с барского стола

Мне перепало что-нибудь (Нахлебничество)

Тема: «Биотические взаимоотношения популяций в экосистемах»

«Умеющие мыслить умеют задавать вопросы»

Э. Кинг

Цель урока: организовать деятельность учащихся, направленную на изучение связей организмов в экосистемах, их приспособлений к среде обитания.

Задачи урока:

Образовательные:

    Создать условия для формирования умения находить изучаемые биотические связи в природе.

    Обеспечить в ходе урока усвоение и закрепление основных понятий об отношениях организмов в биоценозе.

Развивающие:

    Способствовать развитию у учащихся основ исследовательской деятельности.

    Содействовать формированию общеучебных умений и навыков.

Воспитательные:

    Создать условия для формирования умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное, осмыслить и применить полученную информацию.

    Содействовать уважительному отношению к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Оборудование: мультимедийная установка, карточки с заданиями.

План урока:

    Организационный момент.

    Актуализация, целеполагание, мотивация.

    Осмысление содержания. Изучение нового материала.

    Физкультминутка.

    Систематизация знаний.

    Закрепление нового материала.

    Рефлексия. Подведение итогов урока.

    Домашнее задание.

Ход урока:

    Организационный момент.

Приветствие учителя и учащихся друг друга, создание доброжелательной рабочей атмосферы в группе, проверка готовности учащихся к уроку. Учитель: Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом, вы узнаете много нового и интересного, если будите, внимательны и активны.

    Актуализация, целеполагание, мотивация.

Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним, что такое экология? (Предполагаемый ответ: наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с условиями окружающей среды).

Учитель: А что такое среда обитания? (Предполагаемый ответ: всё то, что окружает живое существо в природе).

Учитель: Скажите, пожалуйста, а что такое экологические факторы? (Предполагаемый ответ: это условия среды, оказывающие определённое влияние на существование и географическое распространение живых существ).

Учитель : На какие группы можно подразделить все экологические факторы?

(Предполагаемый ответ: абиотические, биотические и антропогенные).

Учитель: Какая группа из названных экологических факторов мы ещё не рассматривали? (Предполагаемый ответ: биотические).

Учитель: может ли хоть один живой организм существовать изолированно от других? (Нет).

Учитель: Верно. Все организмы существуют в природе только в тесном взаимодействии друг с другом. Весь комплекс таких взаимодействий называют биотическими связями. Они очень разнообразны. Биотические взаимоотношения - это тема нашего сегодняшнего урока.

Учитель: Ребята, попробуйте сформулировать цель урока.

Учащиеся формулируют цель урока, а учитель их корректирует.

Цель: познакомиться с многообразием биотических связей в природе, выявить их особенности, систематизировать их по определённым принципам, которые нам предстоит выяснить.

    Осмысление содержания. Изучение нового материала.

Учитель: Живые организмы поселяются друг с другом не случайно, а образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию. Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют определенные типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп. Прямые биотические связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой (например, хищника на жертву). Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды. По направлению действия на организм все они подразделяются: позитивные, негативные и нейтральные.

Учитель: «Виды любых организмов, живущих на одной территории и контактирующих друг с другом, вступают в различные отношения между собой. Положение вида при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «минус» (―) обозначает неблагоприятное влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние (особи вида извлекают пользу). Знак «ноль» (0) показывает, что отношения безразличны (отсутствует влияние). Все биотические взаимоотношения можно разделить на 6 групп:

      Нейтральные: организмы не оказывают влияния друг на друга.

(++) – Взаимополезные: между организмами существуют взаимовыгодные, симбиотические отношения.

(+0) – Полезно – нейтральные: один из организмов получает пользу, другой не испытывает вреда.

(+-) – Полезно – вредные: один из организмов испытывает выгоду, другой испытывает угнетение.

(--) – Взаимо – вредные: отношения, вредные для обоих организмов.

(-0) – Вредно – нейтральные: один из видов угнетается, другой не извлекает пользы».

Учитель: А сейчас я вам предлагаю внимательно прочитать текст о классификации биотических взаимоотношений и полученные знания из текста структурировать, оформив их в виде схемы.

Учащиеся индивидуально изучают материал учебника на стр. 90-93

Спустя 6 - 8 минут учащиеся представляют свои работы, анализирую схему.

Учитель: А теперь, ребята, посмотрите на схему, где я поместила классификацию биотических связей. Как вы считаете, чего здесь не хватает?

Какие вопросы остались неосвещёнными, посмотрите в свои записи, посоветуйтесь в паре. (Предполагаемый ответ: не хватает типов биотических взаимоотношений и их примеров).

Учитель: Я предлагаю Вам внести в схему типы биотических отношений, их определения и примеры. Все многообразие типов взаимоотношений организмов можно свести к нескольким основным группам. Эта классификация учитывает, что получает организм в результате этого воздействия: пользу, вред или это воздействие нейтрально.

    Физкультминутка

Опережающее задание .

При изучении главы «Организм и среда» я просила вас подобрать примеры взаимоотношений между разными организмами. Готовясь к уроку, я использовала ваши примеры, поэтому если на слайде появляется знакомая для вас информация, то прошу проанализировать её.

Появляется слайд и выходит ученик, поясняя свой пример. Далее идёт совместная работа ученика и учителя, где они дополняют друг друга.

Анализ учебника .

Если термин поясняется, то его озвучиваем, анализируем, примеры записываем в рабочую тетрадь. Понятия «аменсализм», «нейтрализм», «протокооперация» в учебнике приводятся в таблице, а формулировка не дана. На это обращаем внимание учащихся и записываем пояснение данного термина.

Учитель. Нейтрализм – форма взаимоотношений, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. В природе часто встречается сожительство двух и более видов, иногда переходящее в тесную зависимость.

Ученик. Существуют взаимовыгодные, взаимополезные отношения. Для ряда видов эти отношения настолько важны, что они даже не могут выжить без другого. Возникает симбиоз – тесное взаимовыгодное сожительство разных видов. Это – лишайники, зооксантеллы и коралловые полипы, бобовые растения и клубеньковые бактерии.

Ученик. Симбиотические отношения, при которых наблюдается устойчивое взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов, называется мутуализмом. Примером данных отношений является сожительство актинии и рака – отшельника, буйвола и цапель.

Учитель. Рассмотрим ещё пример взаимовыгодных отношений. Это протокооперация – первичное сотрудничество, при котором совместное проживание выгодно для обоих видов, но необязательно.

Учитель. Аменсализм – вредно – нейтральные отношения, при которых один вид испытывает отрицательное влияние, а другому это безразлично. Примером аменсализма может служить влияние темнохвойных деревьев на виды мохового и травяного ярусов.

Учитель : А сейчас давайте подведём итоги. Их может озвучить ученик с помощью учителя.

Вывод: Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам: 1) обеспечению пищей, 2) изменению среды обитания, 3) расселению видов в пространстве. В результате сложности и переплетенности связей между видами, неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

    Систематизация знаний.

    1. 1. Работа по парам по внесению дополнений в схему «Биотические связи организмов».

      1. 2.Учитель: Для систематизации полученных знаний я предлагаю стать участниками игры «Дерево знаний». Разделимся на 2 группы. Каждый ученик должен написать записку, в которой задаёт трудный вопрос по теме урока. Записки складываем и крепим к комнатному дереву. Представители групп подходят к дереву, "срывают листья", и группа сообща готовит и представляет ответы на вопросы.

        6. Закрепление знаний.

        Задания по карточкам для всего класса, а высокомотивированным учащимся, используя индивидуальный дифференцированный подход, можно предложить выполнить ЦТ (2008 год вариант 31 – 40 №14 часть А, 2012 год - №2 часть В). Отметки выставляются на следующем уроке.

    Рефлексия

Учитель: Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?

Что оказалось новым?

Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего?

    Домашнее задание. Параграф 21, проанализировать записи в тетради.