Самый короткий год в истории. Самый короткий год в истории страны

Самый короткий год

«Похвальное слово Глупости» - так назвал знаменитый гуманист Эразм Роттердамский свое шуточное сочинение, напечатанное в 1509 году. И не его многотомные труды, а именно эта небольшая книга прославила имя ученого во всем мире.

Под видом проповедей, которые читает дочь богатства Глупость, Эразм осмеял весь средневековый уклад жизни. Он выставил на всеобщее посрамление «смрадное болото» богословов и нелепые их споры о том, «может ли бог превратиться в осла или тыкву и в таком виде творить чудеса».

Не пощадил Эразм ни монахов и святых, ни икон и тех простаков, «кто верит в колдовские знамения и наговоры, выдуманные каким-нибудь благочестивым обманщиком ради собственной выгоды».

Доставалось по заслугам в «Похвальном слове» не только священникам и епископам, королям и придворным вельможам, папе римскому и его приближенным - кардиналам, но и самой религии. «Христианская вера, - писал Эразм, - по-видимому, сродни глупости».

Одновременно с этой едкой сатирой печатались во множестве юмористические листки и карикатуры. На одной из них, изображавшей двуногого осла, была ехидная подпись: «Как ослиной голове не место на теле человека, так и папе не подобает быть главой церкви».

Медаль-карикатура на папу и кардинала.

Кроме карикатур и сатирических листков, в XVI веке появились медали, которые остроумно высмеивали высшее католическое духовенство. Взгляните на одну из таких медалей: сверху, на лицевой стороне изображен черт и латинская надпись: «Церковь перевернутая являет лик дьявола»; снизу видна голова кардинала с надписью: «Глупцы кажутся мудрецами». Поверните книгу вполоборота, и черт преобразится в папу, а кардинал в шута.

Занятные и как будто безобидные шутки предвещали грозные события для католической церкви, давно уже заслужившей яростную ненависть народа.

Еще в начале XV века против феодалов, католической церкви, монастырей восстали чешские крестьяне и ремесленники. Их славный вдохновитель, профессор пражского университета Ян Гус, кончил свою героическую жизнь в 1415 году на костре как еретик. Сурово отомстил за его смерть народ, с позором изгнав из страны многих католических священников и князей.

Прошло немногим более ста лет, и Германия была объята пламенем крестьянской войны. Немало богатых монастырей и поместий разгромили тогда мятежники. Их смелый полководец, великий немецкий революционер-демократ Томас Мюнцер, подобно Гусу, был захвачен врагами и после пыток казнен в 1525 году.

Крестьянам так и не удалось освободиться от гнета. Плодами кровавой народной борьбы воспользовались князья и прочие богачи, захватив обширные угодья монастырей. Серьезный удар был нанесен и католической церкви.

В Германии, Швейцарии, Англии зародились новые религиозные направления. Они не признавали главенства папы, они ополчились против засилья католического духовенства- самого верного и прочного оплота феодального строя.

Бывший монах Мартин Лютер, основатель лютеранского вероисповедания, требовал отмены привилегий духовенства, отказа от культа святых, почитания икон, мощей и прочей трухи. Однако Лютер не очень-то беспокоился об интересах народа. Напротив, он призывал крестьян и ремесленников усердно трудиться на благо своих господ и хозяев.

В Швейцарии реформаторы - «обновители» религии Цвингли и особенно Кальвин - с ловкостью фокусников приспособили новое вероучение к интересам буржуазии: сам бог, мол, предопределил, кому быть богатым, хоть он и не знатен, а кому бедным. Впрочем, и бедняков не обделит господь своими милостями в царстве загробном. Кальвин оправдывал ростовщичество, грабеж колоний, порабощение «тамошних дикарей» - все средства хороши для обогащения, ибо так предопределил отец небесный.

Жестокий и мстительный Кальвин при всей его ненависти к католицизму охотно пользовался инквизиторскими способами борьбы со своими противниками. По его настоянию в 1553 году был сожжен на костре знаменитый ученый врач Мигель Сервет.

Руководителем англиканской церкви в 1534 году был провозглашен король Генрих VIII. Он закрыл католические монастыри, присвоил их земли или продал за бесценок своим приближенным. Это еще больше ухудшило и без того тяжелое положение крестьян. В защиту их выступил великий английский гуманист Томас Мор, но он был обвинен в оскорблении его величества короля и по приговору церкви обезглавлен в 1535 году.

Реформация, обновление церкви, не обновила религии, не изменила ее сущности: обязательными остались и вера в божественного Христа и защита интересов земных господ. Но все, что исходило от папы, считалось чуть ли не дьявольским наваждением, и реформа церкви помешала календарной реформе.

Григорианский календарь, или новый стиль, был введен в тех странах, где большинство населения предпочитало католическую веру. Но во многих государствах еще долго сохранялся старый стиль - юлианский календарь, и заменить его оказалось делом нелегким.

Лютеранские проповедники утверждали, что папа не имеет права вводить новый календарь, да в этом и нет нужды, потому что конец света уже не за горами: снова распространились устрашающие слухи о близком «светопреставлении».

Вдобавок по новому календарю придется снимать недозрелые фрукты, а бедные птички совсем запутаются в счете дней: они не будут знать, когда наступает пора вить гнезда, когда кончать свои песни и улетать в дальние края… Вся эта чепуха преподносилась с самым серьезным видом.

Даже в той части Германии, где большинство населения еще придерживалось католической веры, новый стиль был введен не сразу. А в «лютеранской» Германии, Дании, Норвегии он был принят лишь в 1700 году.

В Англии попытки ввести новый стиль вызвали всеобщее негодование и опасные волнения, духовенство жестоко преследовало астрономов, которые советовали исправить календарь. Знаменитый французский писатель Вольтер не зря подшучивал над английскими церковниками: «По их мнению, лучше быть в разладе с Солнцем, чем в ладу с папой!»

Хотя в Англии был юлианский календарь, но там еще по старинке Новый год праздновали не 1 января, как в других европейских странах, а весной - 25 марта. Это число считалось днем не то сотворения мира, не то праздника благовещения, не то смерти-воскресения Христа.

Наконец в 1751 году после долгих и бурных споров парламент решил перенести начало года на 1 января и заодно принять новый стиль. Пришлось укоротить этот год: он начался, как обычно, 25 марта, а кончился 31 декабря, то есть уменьшился на восемьдесят три дня. Кроме того, надо было исключить еще одиннадцать дней, на которые к тому времени юлианский календарь отстал от григорианского,

Когда Юлий Цезарь ввел новый календарь в Риме, пришлось «конфузный» 46 год до новой эры удлинить до 445 дней. В Англии 1751 год был конфузно коротким: он состоял всего-навсего из 271 дня.

Трудно вообразить, что творилось по всей стране в этот самый короткий год. Народ не понимал, для чего нарушается привычный порядок. На улицах и площадях, перед зданием парламента в Лондоне собирались возмущенные люди и настойчиво требовали: «Отдайте нам наши три месяца!»

Никакие здравые речи не могли рассеять наивное убеждение, будто это время безвозвратно пропало. Особенно волновались знатные дамы, которые решили, что сразу постарели на целых три месяца. Но один хитрец придумал, как успокоить опечаленных англичанок.

В новом календаре на 1752 год было напечатано такое сообщение: «Давно уже замечено, что кошки обычно припадают носом к земле в тот момент, когда приходит Новый год. Теперь они стали делать то же самое, как многие видели, в ночь на 1 января».

Новогодняя шутка долго смешила англичан: ну, уж если кошки приноровились к Новому календарю, придется и нам примириться с ним.

В свое время папа Григорий XIII предложил ввести новый стиль и православной церкви. Но возглавлявшие ее патриархи решительно отвергли эту реформу как «вредное новшество, ересь и измышление римских звездочетцев». Оно, мол, нарушит запрещение Никейского собора праздновать пасху одновременно с евреями.

Звездочеты-астрономы здесь были ни при чем: руководители византийской церкви догадались еще раньше, чем в Риме, что «пасхалии расходятся с Солнцем». Но православное духовенство слишком хорошо знало коварство римских пап: от них только и жди каких-нибудь вероломных интриг. Так уж «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой!»

И с тех пор еще больше трех столетий сохранялся юлианский календарь во всех государствах, где сильна была православная церковь, в том числе и в России.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

3. 6. 4. Библейская история спрессовывается в короткий интервал времени На рис. 9 приведен вид квадратной матрицы {К}, построенной по списку имен Библии. Жирными точками выделены клетки матрицы, содержащие локальные максимумы в отдельных строках. Паре известных ранее

автора

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Я лечил Сталина: из секретных архивов СССР автора Чазов Евгений Иванович

На короткий миг блеснула иллюзия общности, единства демократических целей Напротив, другой талантливый хирург, повторявший нам по нашей просьбе забытую с третьего курса оперативную хирургию, П. А. Герцен - внук писателя А. И. Герцена, громко кричал на ломаном русском

Из книги Женщины на российском престоле автора Анисимов Евгений Викторович

Короткий путь от могущества до грязного сугроба Намерение убрать Бирона созрело у Миниха уже давно. Главной причиной его недовольства была скупость регента на чины, награды и ласку для фельдмаршала, оказавшего ему серьезную поддержку при обретении регентства. Перед

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Людовик XII - Пипин Короткий 1462 Рождение Людовика 714 Рождение Пипина 747 1498 Людовик становится королем Франции 751 Пипин становится королем франков 747 1515 Смерть Людовика 768 Смерть Пипина 747 Пипин умер 24 сентября, а Людовик - 1 января. От первой даты до второй - 99

Из книги Опять вопросы вождям автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Короткий ответ на длинное письмо Константин Ковалев, которого я уважаю и проч., заступился передо мной за русских рабочих в письме из Нью Йорка. Я их упрекнул в том, что они сдали советский строй, поверив ложным идеям. По Ковалеву, этот строй жалеть нечего, ибо он со смертью

Из книги История Франции. Том I Происхождение франков автора Стефан Лебек

Карл Великий и Карломан Короткий. 768–771 годы Пипин был истинным франком. Как его отец и другие предшественники, меровингские короли, он перед смертью разделил свое наследство между двумя сыновьями, получившими еще в 754 году папское посвящение в королевский сан. Младшему,

Из книги Ветвящееся время. История, которой не было автора Лещенко Владимир

Короткий рассказ о Первой мировой войне Вопреки названию, речь сейчас пойдет не о событиях августа 1914 – событиях, которые предопределили всю историю ХХ века – автор искренне признается в том, что пока эта тема ему не по силам.Обстоятельства приведшие к началу Первой

Из книги Я послал тебе бересту автора Янин Валентин Лаврентьевич

Глава 13 Совсем короткий рассказ о незадачливом детине Странные иногда бывают находки. И поучительные. И замечательные тем, что неожиданно воскресят какую-то живую деталь, которая, вероятно, не имеет существенного научного значения, но обладает ценным свойством начисто

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

"Короткий счет" В конце IX в. отмечаются самые поздние даты по системе "Длинного счета". С этого времени начинается закат культуры майя в центральной зоне и вторжение иностранных захватчиков. Теряются многие знания, относящиеся к сложной календарной системе. Мы не имеем

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар

Из книги Аналітична історія України автора Боргардт Олександр

7. Короткий підсумок: що це було? Навряд чи є сенс витрачати час на перелік «пятілєток», «вєлікіх строєк», Конституцій – сталінських та брєжнєвських. Коротше кажучи, всього того їх «путі в свєтлоє будущєє». Адже, ми пишемо не апологетику, а всього тільки аналітичну

Из книги Без права на реабилитацию [Книга ІІ, Maxima-Library] автора Войцеховский Александр Александрович

Юрий Короткий Опасность «примиренческих» инициатив Определенные политические силы в Украине, Верховной Раде и правительстве снова и снова лоббируют вопрос так называемого примирения, придания ОУН и УПА статуса «воюющей стороны», «борцов национально-освободительного

Из книги Похід Болбочана на Крим автора Монкевич Борис

Из книги Империализм от Ленина до Путина автора Шапинов Виктор Владимирович

«Короткий» цикл и классовая борьба Короткие циклы капитализма, завершающиеся периодическими кризисами перепроизводства, были исследованы Карлом Марксом. Вкратце дело обстоит так.При капитализме отдельные производители стремятся к бесконечному расширению

Вместо рождественских морозов - рождественская жара?

95 лет назад, в 1918 году, февраль в России внезапно наступил с середины, сообщает канадская русскоязычная газета «Место встречи Монреаль». Первых 13 дней февраля в стране не было. Вчера еще было 31 января, а сегодня - уже 14 февраля. В феврале в тот год было только 15 дней, а год был короче на 13 суток - вместо 365 дней в нем только 352.

Переход на новый календарь советское правительство сделало «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени», поясняет издание. Так на Руси был введен христианский Григорианский календарь - вместо языческого Юлианского.

Григорианский календарь начался в Европе еще с 1582 года, но коль скоро это было сделано от римского Папы, то православная Церковь, не желавшая иметь ничего общего с Церковью католической (кроме самого главного - веры в Христа и почитания Библии), на новый календарь не перешла и осталась в языческом летоисчислении, принятом до рождения Христа, пишет газета.

Юлианский календарь, отмечает издание, не совсем точен: он отличается от астрономического года на 11 минут. Из-за этого каждые 128 лет накапливается лишний день. В Григорианском же календаре лишние сутки накопятся только примерно за 10 тысяч лет.

После Юлия Цезаря к ХVI веку накопилось лишних 10 дней, а к ХХ веку - 13 дней. Из-за этого все даты смещаются: Рождество, к примеру, движется к весне, и если православная Церковь будет, предположим, существовать еще сотни тысяч лет и жить по языческому календарю, то со временем Рождество будут праздновать и в мае, и в июне.

Памяти Сергея Прокофьева

Русскоязычная газета «Наш Техас» напоминает, что в этом году исполняется 60 лет со дня смерти великого русского композитора Сергея Прокофьева, умершего 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным.

В последние годы жизни Прокофьев переживал последствия грандиозной «формалистической» травли 1948 года, перенес второй инсульт, тяжело принял смерть своего близкого друга композитора Мясковского и одновременно обрел друга нового - Мстислава Ростроповича, сообщает издание.

Весь музыкальный мир отмечает эту знаменательную дату, и многие из музыкантов включают произведения Прокофьева в свой репертуар, отдавая дань великому композитору. Один из таких музыкантов - пианист Джеймс Дик, потомок поселившихся в Америке в середине XIX века русских эмигрантов, который огромное место в своем исполнительском творчестве уделяет русским композиторам.

Джеймс Дик - один из наиболее уважаемых пианистов в Америке. Он прошел путь от скромного дипломанта конкурса имени Чайковского (1966 года) до члена жюри этого крупнейшего в мире музыкального фестиваля, а также члена жюри конкурса имени Вана Клиберна в Форт-Уэрте и xудожественного руководителя Фестиваля-института в теxасском городке Раунд-Топ.

В 1963 году Дик с отличием окончил Техасский университет, затем учился в Лондоне - у Гордона Грина в Королевской академии музыки и у Клиффорда Керзона частным образом. К моменту участия в конкурсе Чайковского Джеймс Дик был победителем шести национальных соревнований, завоевал звания лауреата на конкурсах имени Левентритта в Нью-Йорке и имени Бузони в Больцано. Он уже обладал большим опытом и хорошей профессиональной подготовкой, а к тому же и сам вел класс фортепиано в Техасском университете, рассказывает газета.

Для своего традиционного сольного концерта в Раунд-Топ музыкант выбрал сонату №7 Сергея Прокофьева, занимающую особое место среди фортепианных произведений композитора и впервые исполненную в 1943 г.

В музыке первой части возникают зловещие, бездушные образы, чувствуется вторжение враждебного человеку начала. Вторая часть переносит в мир высоких человеческих дум и чувств, картин природы. Финал сонаты своей эпической мощью напоминает о «Богатырской» симфонии Бородина.

Первый исполнитель сонаты Святослав Рихтер писал о силах хаоса и глубинного смертоносного зла, к которым прикасается эта соната, а также о том, что она поднимает вопрос о смысле человеческой жизни. Это произведение является одним из любимейших в репертуаре Джеймса Дика.

Раунд-Топ - настоящий музыкальный оазис, созданный в Техасе Джеймсом Диком и его единомышленниками, отмечает издание. Здесь музыка гармонирует с природой и архитектурой, а люди съезжаются сюда из разных уголков, чтобы отвлечься от городской суеты и насладиться этой гармонией.

Помимо фортепианных, хоровых и вокальных концертов в Фестиваль-институте проходят гитарный фестиваль и фестиваль ударных инструментов, выставки, поэтические чтения и, конечно же, большой летний фестиваль, в котором участвуют молодые музыканты со всего мира, информирует русскоязычная газета «Наш Техас».

Космос, волейбол и забота о соотечественниках

Русскоязычная австралийская газета «Единение» сообщает, что 10 февраля исполнилось 80 лет Валерию Леонидовичу Лебедеву - председателю Российского этнического представительства в Южной Австралии, многолетнему члену правления Российского общественного центра Аделаиды.

Валерий Леонидович родился в 1933 году в Днепропетровске. В сентябре 1943 года вся семья (отец, мать, сестра и сам Валерий) покинули город Мариуполь. Прожив шесть лет в Германии и затем в северо-итальянском лагере для беженцев, переехали в Австралию в 1949 году. Корабль с эмигрантами причалил в Сиднее, в районе Darling Harbour, но жить поначалу пришлось в глубинке: в штате НЮУ, в Батерсте, где Валерий за короткое время выучил английский язык и с отличием окончил школу. В 1952 году Лебедевы переехали в Аделаиду, рассказывает издание.

Высшее образование Валерий получал в Институте технологий ЮА по специальностям технологии и управления. В 1956 году молодой специалист Лебедев поступил на работу в научно-исследовательскую организацию Министерства обороны Австралии. Работа проходила как в лаборатории в Аделаиде, так и на полигонах в центре Австралии. Она включала в себя разработку дизайна, развитие и практическое применение приборов для наблюдения за пробными полетами ракет разных типов - военных и научно-исследовательских.

В 1957 году Валерий Леонидович проводил наблюдения за траекториями полетов первых космических спутников Советского Союза. В течение многих лет он участвовал в различных испытаниях на известном южно-австралийском полигоне Вумера. В 1967 году полигон Вумера стал космодромом, а Австралия - третьей страной в мире, которая запустила свой космический спутник, напоминает издание.

В 1970-х годах деятельность на космодроме затихла, и Валерию Леонидовичу пришлось сменить работу. Но до конца своей профессиональной карьеры он работал в области развития, испытания и анализа характеристик ракетных двигателей разных типов. По работе ему приходилось общаться с самыми высшими чинами австралийской армии, авиации и флота. До ухода в отставку в 1992 году Валерий Леонидович Лебедев заведовал отделом испытаний ракеты особого типа, используемой на кораблях военно-морского флота Австралии и Америки.

Несмотря на удачную карьеру и напряженную работу, Валерий Леонидович всегда находил время для общественной деятельности. Начиная с 1952 года он активно участвовал во многих мероприятиях русской диаспоры в Аделаиде. В молодости работал вице-президентом Клуба русской молодежи, являлся основателем и секретарем русских спортивных клубов по волейболу и футболу «Сокол» и «Волга», был членом «Кружка Владимирской молодежи», активно участвовал в строительстве Свято-Николаевского храма в Аделаиде.

Много Лебедев посвятил работе в Русском доме, получившем позже название Российского общественного центра ЮА, создал и возглавлял Русско-Австралийскую торговую палату.

Валерий Леонидович - аккредитованный переводчик русского и английского, свободно владеет также и немецким языком. Член Совета российских соотечественников в Австралии, делегат двух всемирных конференциях соотечественников, основатель и председатель Российского этнического представительства Южной Австралии, рассказывает газета, отмечая, что во многом с ним связано и развитие австралийского волейбола.

Лебедев был членом Олимпийской федерации Австралии и вице-президентом Олимпийского комитета Южной Австралии, основателем, секретарем и президентом Волейбольной федерации Австралии и Волейбольной ассоциации Южной Австралии, исполнял многочисленные функции в волейбольных федерациях Азии и Тихоокеанского пространства, был делегатом и представителем Австралии на международных конференциях и турнирах. При этом вся общественная и спортивная деятельность Владимира Леонидовича осуществлялась на волонтерской основе.

"Похвальное слово Глупости" - так назвал знаменитый ученый Эразм Роттердамский свое шуточное сочинение, напечатанное в 1509 году. И не его много-1 томные труды, а именно эта небольшая книга прославила имя ученого во всем мире.

Под видом проповедей, которые читает дочь богатства Глупость, Эразм осмеял весь средневековый уклад жизни.

Он выставил на всеобщее посрамление "смрадное болото" богословов и нелепые их споры о том, "может ли бог превратиться в осла или тыкву и в таком виде творить чудеса".

Не пощадил Эразм ни монахов и святых, ни икон и тех простаков, "кто верит в колдовские знамения и наговоры, выдуманные каким-нибудь благочестивым обманщиком ради собственной выгоды".

Досталось по заслугам в "Похвальном слове" не только священникам и епископам, королям и придворным вельможам, самому папе римскому и его приближенным - кардиналам, но и самой религии. "Христианская вера, - писал Эразм, - по-видимому, сродни глупости".

Одновременно с этой едкой сатирой печатались во множестве остроумные листки и карикатуры. На одной из них, изображавшей двуногого осла, была ехидная подпись: "Как ослиной голове не место на теле человека, так и папе не подобает быть главой церкви".

Кроме печатных карикатур и сатирических листков в XVI веке появились металлические медали и жетоны, которые остроумно и доходчиво осмеивали высшее духовенство. Одна из медалей изображала сверху папу, а снизу черта, и подпись на латинском языке гласила: "Церковь перевернутая являет лик дьявола"; на другой стороне той же медали надпись вокруг изображений кардинала и шута разъясняла: "Глупцы иногда кажутся мудрецами".

Занятные и как будто безобидные шутки предвещали грозные события для католической церкви, давно уже заслужившей непримиримую ненависть народа.

Еще в начале XV века против гнета феодалов, католической церкви, монастырей восстали чешские крестьяне и ремесленники. Их славный вдохновитель профессор Пражского университета Ян Гус кончил свою героическую жизнь в 1415 году на костре как еретик. Сурово отомстил за его смерть народ, изгнав многих католических священников и князей из своей страны.

Прошло немногим более ста лет, и Германия была охвачена пламенем крестьянской воины. Немало богатых монастырей и поместий разгромили тогда мятежники. Их смелый полководец, великий немецкий революционер Томас Мюнцер, подобно Гусу, был захвачен врагами и после мучительных пыток казнен в 1525 году.

Крестьяне боролись против гнета крепостников-феодалов и католической церкви. В могучем народном движении участвовала и городская беднота, надеясь улучшить свое положение, а также состоятельные люди, даже крупные буржуа и князья. Эти богачи стремились прибрать к рукам земли, принадлежавшие католической церкви, и вовсе не собирались отказываться от эксплуатации трудового люда. Восстания нанесли серьезный удар католицизму, но это не облегчило положения бедняков деревни и города.

Во многих странах Западной Европы зародилось новое религиозное направление - протестантизм; называлось оно так потому, что основой его был протест против вероучения и обрядов католической церкви. Католицизм был религиозной опорой и могучим оружием феодализма - можно ли было в то время бороться против этого строя, не штурмуя главной его крепости? И буржуазия, стремившаяся к власти, использовала протестантизм в своих интересах.

Первой ее победой на этом "фронте" было утверждение в части Германии лютеранской религии. Бывший монах, Мартин Лютер требовал отмены привилегий духовенства, отказа от культа святых и богоматери, от почитания икон, мощей и прочей трухи. Он ввел в церковных службах вместо латинского немецкий язык, понятный народу и облегчивший распространение новых верований. Он призывал крестьян и ремесленников усердно и прилежно трудиться на благо своих господ и хозяев - словом, проповедовал то, что выгодно князьям и купцам.

Хотя Лютер был доктором богословия, но оставался невеждой в науках. Он издевательски подшучивал над Коперниковым учением, но Лютеру было не до шуток: он раньше, чем католическая церковь, распознал опасность нового учения для религии. А сподвижник и продолжатель Лютера Меланхтон призывал к беспощадной расправе с последователями славянина, который "заставил двигаться Землю и остановил Солнце".

В Швейцарии реформаторы религии Цвингли и особенно Кальвин с ловкостью фокусников приспособили новое вероучение к интересам буржуазии: сам бог предопределил, кому быть богатым, хоть он и не знатен, кому бедным, но и бедным нечего отчаиваться - всемилостивый господь не обделит их своими милостями в царстве ином. Кальвин оправдывал ростовщичество, грабеж колоний, порабощение тамошних "дикарей" - все средства хороши для обогащения, ибо так предопределил отец небесный.

Жестокий и мстительный Кальвин при всей его ненависти к католицизму охотно пользовался инквизиторскими способами борьбы со своими противниками и с наукой: по его настоянию в Женеве был сожжен на костре знаменитый ученый-врач Мигель Сервет только за то, что не признавал божественной троицы.

Кальвинизм повлиял и на протестантскую церковь в Англии. Сначала там руководителем церкви вместо папы был провозглашен король. Он закрыл католические монастыри, присвоил их земли, которые дарил или продавал за бесценок дворянам. Такое хищническое разбазаривание земель ухудшило и без того тяжелое положение крестьян. В защиту их выступил великий английский гуманист Томас Мор, но он был обвинен в оскорблении величества и по приговору церкви обезглавлен.

Монастырские земли понемножку перекупили купцы, промышленники и другие, отнюдь не знатные джентльмены. А в XVII веке, после буржуазной революции, англиканская церковь восприняла многие догматы кальвинизма, выгодные буржуазии.

Реформация, обновление религии не изменило ее сущности - веры в божественного Христа и защиты интересов земных господ. Но все, что исходило от папы, считалось чуть ли не дьявольским наваждением, и реформа церкви помешала календарной реформе.

Григорианский календарь, или новый стиль, был введен в католических странах - Италии, Испании, Португалии, Франции, затем в Голландии, Австрии, Польше, Венгрии. Но вопреки воле папы во многих странах еще долго сохранялся старый стиль - юлианский календарь, и заменить его оказалось делом нелегким.

Лютеранские проповедники утверждали, что папа не имеет права вводить новый календарь, да и вообще в этом нет нужды, потому что конец света уже не за горами: снова распространились устрашающие слухи о близком светопреставлении.

Вдобавок по новому календарю придется снимать недозрелые фрукты, а бедные птички совсем запутаются в счете дней: они не будут знать, когда наступает пора вить гнезда, когда кончать свои песни и улетать в дальние края... Вся эта чепуха преподносилась с самым серьезным видом.

Даже в той части Германии, где большинство населения еще придерживалось католической веры, новый стиль был введен не сразу. А в "лютеранской" Германии, Дании, Норвегии он был принят лишь в 1700 году.

В Англии попытки ввести новый стиль вызвали всеобщее негодование и опасные волнения, духовенство жестоко преследовало астрономов, которые советовали исправить календарь. Знаменитый французский писатель Вольтер не зря подшучивал над английскими церковниками: "По их мнению, лучше быть в разладе с Солнцем, чем в ладу с папой!"

Хотя в Англии был юлианский календарь, но там еще по старинке Новый год праздновали не 1 января, как во всех европейских странах, а в начале весны - 25 марта. Это число считалось днем не то сотворения мира, не то смерти Христа.

Наконец в 1752 году, после долгих и бурных споров, парламент решил перенести начало года на 1 января и заодно принять новый стиль. Пришлось укоротить этот год: он начался, как обычно, 25 марта, а кончился 31 декабря, то есть уменьшился на восемьдесят три дня. Кроме того, надо было исключить еще одиннадцать дней, на которые к тому времени юлианский календарь отстал от григорианского.

Когда Юлий Цезарь ввел новый календарь в Риме, пришлось "конфузный" 46 год до нашей эры удлинить до 445 дней. В Англии 1752 год был конфузно коротким: он состоял всего-навсего из 271 дня.

Трудно вообразить, что творилось по всей стране в этот самый короткий год. Народ не понимал, для чего нарушается привычная традиция. На улицах и площадях, перед зданием парламента в Лондоне толпами собирались возмущенные люди и настойчиво требовали: "Отдайте нам наши три месяца!" * .

* (Эта комичная претензия напоминает старинное эстонское поверье, будто раньше в году было тринадцать месяцев, но "господа один месяц украли, чтобы батракам меньше платить". )

Никакие здравые речи не могли рассеять наивного убеждения, будто это время безвозвратно пропало. Особенно волновались знатные дамы, которые решили, что сразу постарели на целых три месяца. Но один хитрец придумал, как успокоить опечаленных англичанок.

В новом календаре на 1752 год было напечатано такое сообщение: "Давно уже замечено, что кошки обычно припадают носом к земле в тот момент, когда приходит новый год. Теперь они стали делать то же самое, как многие видели, в ночь на 1 января".

Новогодняя шутка долго смешила англичан: ну уж если кошки приноровились к новому календарю, придется и нам примириться с ним.

Папа Григорий XIII предложил ввести новый стиль и православной церкви, но ее главари - патриархи решительно отвергли эту реформу как "вредное новшество, ересь и измышление римских звездочетцев". Оно, мол, нарушит запрещение Никейского собора праздновать пасху одновременно с евреями.

С 1 февраля 1918 года в Советской России вводится григорианский календарь («новый стиль»). После 31 января наступает сразу 14 февраля. Продолжительность 1918 года составила 352 дня. На территориях Белой России продолжал действовать старый стиль.

Впереди – Иисус Христос

3 марта 1918 года в газете партии левых эсеров «Знамя труда» опубликована поэма «Двенадцать». Первое произведение о революции, ставшее хрестоматийным, написано в январе, а в мае вышло отдельной книгой. А. Блок принял и революцию, и новую власть. Жаль, пожил мало.


С гербом и червонцем

25 февраля части 11-й армии без боя вошли в Тбилиси, в Грузии установлена советская власть. 4 марта провозглашена Абхазская ССР. В конце года, 16 декабря, она войдет в состав ГССР на основе заключенного между республиками Союзного договора. 16 марта заключен советско-турецкий договор о дружбе и братстве. 18 марта после ожесточенных уличных боев подавлено Кронштадтское восстание. Его итог – тысячные жертвы с обеих сторон и последовавшие репрессии против участников мятежа, но еще и отказ советского правительства от военного коммунизма. ВЦИК издает декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». Фактически это начало НЭПа, который, вопреки стереотипу, очень быстро разочарует Ленина. В тот же день в Риге подписан мирный договор между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей. К последней отошли Западная Украина и Западная Белоруссия. 7 апреля в развитие новой экономической политики совнарком принимает декрет «О потребительской кооперации». 21 апреля в Москве создан Коммунистический университет трудящихся Востока. 3 июля открывается Международный конгресс революционных профессиональных и производственных союзов, создан Красный профинтерн. Через два с половиной года группу созданных советской властью Интернационалов пополнит Крестьянский – Крестинтерн.

18 октября создается Крымская АССР, двумя месяцами позже Ленин подписывает декрет об использовании автономии для лечения трудящихся. 5 ноября заключается советско-монгольское соглашение об установлении дружественных отношений. Ему предшествовали совместные военные операции и выдача барона Унгерна. Показательный процесс над ним состоялся в Новониколаевске 15 сентября. Барон приговорен к смерти и в тот же день расстрелян. 28 ноября в Москве создан Коммунистический университет национальных меньшинств Запада. Тем временем Петр Капица поступил на работу в Кавендишскую лабораторию, а Наталья Сац основала Московский театр для детей.


1922 год.7 января правительство Италии передает РСФСР официальное приглашение принять участие в подготавливаемой Генуэзской конференции (открывающейся 10 апреля) и на следующий день получает согласие. По сути это начало международного признания советской России. 5–14 февраля – Волочаевские дни, увековеченные Петром Парфеновым в Марше дальневосточных партизан. 6 февраля создано ГПУ при НКВД, ВЧК упраздняется. 27 марта – 2 апреля проходит XI съезд РКП(б). Принятые на нем кадровые решения закрепляет пленум ЦК, состоявшийся 3 апреля. Иосиф Виссарионович Сталин становится генеральным секретарем . 16 апреля между РСФСР и Германией заключается Рапалльский договор, восстанавливающий дипотношения и фиксирующий урегулирование спорных вопросов. Там же, на Генуэзской конференции, 20 апреля советская делегация заявляет о готовности признать военные долги и возобновить концессии в обмен на юридическое признание РСФСР, финансовую помощь и аннулирование военных долгов.

18 апреля создается футбольный клуб «Московский кружок спорта Краснопресненского района», позднее переименованный в «Спартак» . Ровно через год появится «Динамо» . Эти две команды создают основную интригу довоенных чемпионатов СССР по футболу. 19 мая основана Всесоюзная пионерская организация. 1 июня вступает в силу первый УК РСФСР.

29 октября образовано ОКБ А. Н. Туполева. Через год, 21 октября, впервые поднимется в небо АНТ-1, сконструированный будущим классиком отечественного самолетостроения. 30 октября IX съезд Советов РСФСР принимает Земельный кодекс, закрепивший за крестьянами выделенную им в пользование землю. Утверждается план ГОЭЛРО. 31 октября принят первый Гражданский кодекс РСФСР. 15 ноября Дальневосточная республика вступает в РСФСР. 30 декабря подписывается Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

1923 год.11 мая правительство СССР отвергает ультиматум Керзона – нота британского правительства обвиняла советское правительство в чрезмерной активности в Афганистане и Иране. 6 июля решением ЦИК принят первый герб СССР. 19 августа открывается Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, предшественница ВСХВ-ВДНХ. Проходила на территории Нескучного сада и заложенного пятью годами позже Парка культуры и отдыха им. Горького. В выставке участвовало более 600 иностранных фирм. Число посетителей превысило 1,5 миллиона. 29 октября проводится перепись городского населения СССР, первая в новой России. 19 декабря автономная область немцев Поволжья преобразуется в АССР немцев Поволжья, которой суждено просуществовать до 28 августа 1941 года.

1924 год.1 января начат выпуск газеты «Красная звезда». 21 января умер Ленин.26 января Петроград переименован в Ленинград. В Москве открывается II съезд Советов СССР. 27 января вождя мировой революции хоронят в специально построенной усыпальнице – Мавзолее. 29 января проводится пленум ЦК РКП(б), принято решение о Ленинском призыве в партию, который начнется 15 февраля . 31 января II съезд Советов утверждает Конституцию СССР. 1 февраля Советский Союз признан Великобританией. 1 мая на заводе «Красный путиловец» выпущен первый трактор советского производства. 31 мая устанавливаются дипотношения между СССР и Китаем, КВЖД признается совместным коммерческим предприятием. 7 ноября в демонстрации на Красной площади принимают участие 10 первых советских грузовиков АМО-Ф-15.

18 марта принят закон об обязательной военной службе. 27 июля ЦИК и СНК СССР принимают постановление «О признании Российской академии наук высшим научным учреждением Союза ССР». В ноябре спускается на воду первый советский теплоход. В Ленинграде основывается Институт охраны материнства и младенчества.

18–31 декабря проходит XIV съезд ВКП(б). На нем провозглашается курс на индустриализацию страны.

Обычай праздновать Новый год впервые появился в Месопотамии. По мнению ученых, первый новый год был отпразднован в третьем тысячелетии до нашей эры. Традиция была связана с тем, что все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате.

В течение 12 дней шествиями, карнавалами, маскарадами и было ознаменовано это событие. Во время праздника запрещалось работать и вершить суды. Постепенно обычай праздновать Новый год приобретал все больший размах — иудеи, находившиеся в вавилонском плену, позаимствовали эту традицию, от них она перешла к грекам, а уже от греков — к народам Западной Европы.

Когда Юлий Цезарь ввел новый календарь (сейчас его называют Юлианским), первым днем нового года стали считать первый день января. Римляне в этот день приносили жертвы двуликому богу Янусу и начинали в этот день крупные мероприятия, считая первый день года благоприятным для любых начинаний.

316 лет назад в этот день в России был введен Юлианский календарь.

С момента Крещения Руси Великим князем Киевским Владимиром Святым в течение почти 500 лет началом года на Руси, как и в Византии, считалось 1 марта.

В 1492 году, по инициативе Великого князя Московского Ивана III, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет.

1 сентября 7208 года в России отпраздновали очередной Новый год. А 20 декабря 7208 года был подписан и обнародован именной указ Петра I, по которому вводилось новое начало года — от 1 января, и новая эра — летосчисление от Рождества Христова.

Царь предписал вместо 1 января 7209 года «oт Сотворения мира» считать 1 января 1700 года «от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Год 1699-й, таким образом, оказался для России самым коротким, поскольку длился лишь четыре месяца — с сентября по декабрь.

48 лет назад на Центральном телевидении СССР впервые вышла программа «Время».

Основатель программы — выдающийся советский радиожурналист Юрий Летунов. Первыми ведущими стали Нонна Бодрова, Аза Лихитченко, Игорь Кириллов, Анна Шатилова.

Программа «Время» в векторе политики государства освещала события, происходившие как на территории СССР, так и в других странах, новости культуры, спорта, погоду. До 1991 года имела корреспондентские бюро в более чем 40 странах мира. В годы застоя программа «Время» была основной пропагандистской передачей СССР. В августе 1991 года по политическим мотивам она была закрыта. Выход в эфир возобновился 17 декабря 1994 года.

В этот день 1893 году родился советский военный деятель, генерал-майор, Герой Советского Союза Иван Панфилов.

В 1915 году он был призван в царскую армию и участвовал в Первой мировой войне. Октябрьскую революцию Панфилов принял положительно и в 1918 году добровольно пошел служить в Красную Армию.

После войны в 1923 году Панфилов окончил двухгодичную Киевскую военную школу и вскоре получил назначение в Среднеазиатский военный округ, где отслужил почти восемнадцать лет.

С первых дней Великой Отечественной войны Панфилов был в составе действующей армии. Он лично занимался формированием 316-й стрелковой дивизии, которой затем сам и командовал. Именно его дивизия в октябре-ноябре 1941 года под Москвой, на Волоколамском направлении, вела тяжелые оборонительные бои с превосходящими силами противника.

В беспрерывных боях на подступах к Москве части дивизии генерала Панфилова не только удержали свои позиции, но и сумели остановить наступление двух танковых и одной пехотной дивизий вермахта, уничтожив много сил и оружия противника. В 2016 году в России вышел фильм, посвященный подвигу дивизии генерала Панфилова «28 панфиловцев». Деньга на фильм собирал народ.

За успешные действия в ходе этих боев и за массовый героизм личного состава 316-я дивизия 17 ноября 1941 года была награждена орденом Красного Знамени, а на другой день преобразована в 8-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Позднее она получила почетное звание Панфиловской в честь командира, но это произошло уже после гибели Ивана Васильевича.

Генерал-майор Иван Васильевич Панфилов погиб в бою 19 ноября 1941 года у деревни Гусенево Волоколамского района Московской области. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. В апреле 1942 года Панфилову посмертно было присвоено Звание Героя Советского Союза.

В народном календаре сегодня День Ильи Муромца.

В этот день на Руси чтили память Ильи Муромца — былинного богатыря, которого считали избавителем Киева от татарского Калин-царя. Илья Муромец вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем — стражи Руси, символы могущества нашего Отечества. В этот день полагалось поклониться родной земле и вспомнить славные подвиги народных героев.

1 января крестьяне гадали, будет ли урожайным наступающий год. Для этого шли на перекресток, чертили на земле палкой крест и прикладывались к нему ухом: если слышалось, что едут сани с грузом, это сулило богатый урожай. Считалось, что сильный ветер в этот день обещает урожай орехов, а месячная звездная ночь — гороха, чечевицы и ягод. Если же погода была теплой — ожидали, что уродится рожь.

Именины в этот день отмечают Григорий, Илья, Тимофей.