Сан франциско в 1906 году. Землетрясение в Сан-Франциско (1989 год)

В прошлом столетии природа уже дважды демонстрировала свою мощь на востоке США, доказывая, что она гораздо сильнее самого крепкого бетона и стали. Так было в 1906 и 1989 гг.

Но эти два землетрясения, повергшие Сан-Франциско в хаос, являются всего лишь предвестниками будущей катастрофы, которая может буквально в ближайшее время сравнять с землей этот город. Это не предсказание Нострадамуса. Дело в том, что само расположение Сан-Франциско говорит о том, что в один прекрасный день он будет разрушен и исчезнет в огромных трещинах земной коры, сохранившись только в людской памяти, на фотографиях и открытках.

Городу угрожает гибелью гигантский древний тектонический разлом. Названный в честь святого Андреаса, он представляет собой 650‑мильную трещину в земной коре, там, где тихоокеанская плита постепенно заходит под сушу в районе штата Калифорния.

18 апреля 1906 года произошло первое сильное землетрясение, опустошившее Сан-Франциско. Почувствовав первые удары стихии, жители города «золотой лихорадки», который к тому времени превратился в один из самых процветающих городов Западного побережья, встревожились. Толчки следовали один за другим, и было очень странно ощущать, как дрожит под ногами земля, и видеть, как подпрыгивает мебель.

В этот трагический день, когда слуги разбудили газетного магната Уильяма Рэндольфа Херста, отдыхавшего в своих роскошных нью-йоркских апартаментах, и сказали, что его родной Сан-Франциско разрушен подземными толчками и пожарами, он, открыв глаза, ответил: «Не переигрывайте - в Калифорнии часто происходят землетрясения».

Но землетрясение в Сан-Франциско намного превосходило все допустимые предположения. Это был один из самых больших катаклизмов века. Сила подземных толчков составила 8,3 балла по шкале Рихтера. По своей мощности землетрясение превосходило силу одновременно взорванных тридцати ядерных бомб. Под разрушенными зданиями и в пожарах в первые же минуты после подземных толчков погибли восемьсот человек.

Мери Монти, которой в 1906 г. было 4 года, так вспоминала о том трагическом дне: «Меня выбросило из кровати. Стены дома, в котором мы жили, начали дрожать и покрываться трещинами. Мы выбежали на улицу - дорога покрылась буграми, они двигались, вспучиваясь, словно в кипящем котле. Моя мама собрала всех детей, и мы поехали на повозке в горы. Повсюду полыхали пожары. Внезапно возник новый пожар - это лопнул бензопровод, и бензин начал выливаться на улицу».

Землетрясение разрушило водопровод, и пожарные не смогли как следует взяться за дело. Поэтому в районе Телеграф Хилл, где проживали самые богатые в городе семьи итальянских иммигрантов, пожар пытались тушить при помощи десятков тысяч литров вина.

Паникой, охватившей город, воспользовались мародеры. Банды грабителей носились по улицам, опустошая разрушенные магазины и очищая карманы мертвецов, лежавших вдоль водосточных канав. Захваченных на месте преступления бандитов разъяренные жители вешали без суда и следствия на уцелевших фонарных столбах.

Писатель Джек Лондон, делавший репортажи для еженедельного журнала, сообщал: «Сан-Франциско умер! В среду в 5.15 утра произошло землетрясение. Через минуту в небо взметнулись языки пламени. Никто не гасил огонь, люди были не организованы, отсутствовала связь… Словом, все хитроумные системы защиты человека были уничтожены тридцатисекундным движением земной коры».

Трагедия вынудила правительство США вложить деньги в изучение разлома земной коры и в разработку мер, которые позволят предсказать следующее стихийное бедствие.

Хотя ученые и понимают, что бедствие напрямую связано с разломом Святого Андреаса и что земля с западной стороны линии разлома сдвинулась к северу, они пока еще очень мало знают о процессах, которые двигают и сотрясают сушу.

Гарри Филдинг Рейд, геолог из Пенсильвании, наблюдая колебания заборных столбов и дорожные разрушения, обнаружил, что огромные блоки суши по обе стороны разлома находились в состоянии громадного напряжения задолго до катастрофы. Накопив колоссальную энергию, титанические силы подвинули сушу.

В 1970 г. ученым удалось определить, что секции грунта вдоль разлома двигались с различной скоростью, вызывая в некоторых районах большее напряжение, чем в других.

Когда колоссальная энергия накопится снова, произойдет следующее землетрясение. Эксперт Дэвид Лэнгстон заявил: «Все, что мы можем сделать, - это продолжить наши усилия по изучению процессов, чтобы дать достоверную информацию населению, когда двинется в путь огромная масса земли».

Опираясь на фундаментальные исследования, федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям в 1980 г. разработало сценарий, согласно которому землетрясению в первую очередь могут подвергнуться Сан-Франциско и Лос-Анджелес. По этим мрачным прогнозам предполагается гибель до 50 000 человек.

17 октября 1989 г. в вечерний «час пик» стихия нанесла по городу новый удар, превратив за 15 секунд в развалины многие здания, ввергла в пожарище исторический район Марина, уничтожила секцию моста Бей Бридж, разворотила целую милю шоссе-эстакады, под обломками которой погибло более ста человек. Десятки людей были погребены в своих автомашинах под многотонной тяжестью обрушившегося бетона.

«Бетон расплющил их, - сказал руководитель чрезвычайной службы Окленда. - Это было похоже на поле боя. Жертвы, оказавшиеся в ловушке под тоннами камней, отчаянно сигналили, и мы бросили туда огромное количество подъемного оборудования и кранов, надеясь спасти их. Слабеющие звуки автомобильных сирен постепенно умирали, так как разряжались аккумуляторы, но мы знали, что там находятся люди. Это была страшная картина».

Ночью развалины освещались огнями пожаров, из раскачивающихся небоскребов, построенных без учета эффекта землетрясения, сыпались стекла и раздавались жуткие звуки сирен.

Через некоторое время разрушения, которые коснулись главным образом старых построек, были локализованы. Например, обрушившейся секции шоссе, повлекшей самые многочисленные жертвы, было более тридцати лет.

Эксперты сошлись во мнении, что разрушения в Сан-Франциско были бы еще большими, если бы не калифорнийский строительный кодекс, введенный после 1906 г. с целью свести к минимуму ущерб от будущих катастроф и дополненный уроками землетрясений 1971 г. в Сан-Фернандо и 1985 г. в Мехико, вынудивший строителей обратить особое внимание на антисейсмическую устойчивость домов и сооружений.

Несмотря на то, что после последнего землетрясения прошло уже достаточно много времени, в Сан-Франциско все еще ликвидируются его последствия. А жители города даже щеголяют своим фаталистическим отношением к будущей возможной агрессии природы. Репортер «Сан-Франциско кроникл» Херб Коэн так суммировал мнение горожан после землетрясения: «Мы живем под дамокловым мечом».
http://sokrytoe.ru/9492-1906-zemletryas enie-v-san-francisko.html

Землетрясение в Сан-Франциско 1906 года — землетрясение, произошедшее в 5:12 утра (по местному времени) 18 апреля 1906 года. Эпицентр находился в 3 км к западу от Сан-Франциско, магнитуда поверхностных волн составила 7,7; сейсмический момент — 7,9.

Толчки ощущались от Орегона до Лос-Анджелеса, а внутрь континента — до центра Невады. В результате землетрясения и последующих пожаров погибло до 3000 человек, 225 000—300 000 осталось без крова, 80 % зданий в Сан-Франциско было разрушено.

Землетрясение сопровождалось смещениями грунта вдоль разлома Сан-Андреас на расстояние до 6,0—8,5 м. Смещения наблюдались в северной его трети на участке длиной в 477 км.

В 5:12 утра по местному времени произошёл форшок землетрясения, через 20—25 секунд за ним последовал главный сейсмический удар, в следующие 45—60 сек имела место серия афтершоков.

Однако основной ущерб (до 80 %) был произведён не землетрясением, а начавшимися из-за него пожарами, продолжавшимися четверо суток. Многие дома были подожжены своими же хозяевами, поскольку были застрахованы от пожара, но не от разрушения в результате землетрясения. Об этом сообщается, например, в докладной записке капитана войск связи США Леонарда Вайлдмана (Leonard D. Wildman). Тушение пожаров было затруднено тем, что система водоснабжения города была разрушена землетрясением.
Сразу после катастрофы было официально объявлено о 498 погибших в Сан-Франциско, 102 в Сан-Хосе и 64 в Санта-Роза. Сейчас эта цифра признана сильно заниженной, известно, например, что при подсчётах совершенно не были учтены жертвы из Чайнатауна. В настоящее время общее число погибших оценивается в 3000 человек. Из 410-тысячного населения Сан-Франциско 225 000—300 000 осталось без крова.

Общий ущерб от землетрясения и пожаров оценивался в 1906 году в $400 млн (с учётом инфляции эквивалентно $6,5 млрд 2006 года).
Хотя часто сообщается, что мэр Сан-Франциско Е. Шмиц (Eugene Schmitz) и генерал Ф. Фанстон (Frederick Funston), командующий военной базы Президио, объявили в городе военное положение, оно не было введено. 4000 солдат, участвовавших в тушении пожаров и ликвидации их последствий, подчинялись гражданским службам. Шмитц, однако, уже 18 апреля издал приказ, позволяющий полиции и солдатам расстреливать на месте пойманных мародёров: было убито около 500 человек.

Военные предоставили динамит для подрыва зданий с целью предотвращения распространения огня. Они также обеспечивали пострадавших пищей и кровом: ими было построено 5610 временных домов. Эти дома сдавались за $2 в месяц, максимальное число живших в них людей составило 16 448, в 1907 почти все они были покинуты. 1 июля 1906 власти города нашли возможным отказаться от дальнейшей помощи армии.

Временный палаточный городок для оставшихся без жилья был организован на местном пляже Оушен-Бич.

Материальный ущерб от землетрясения, составил более 500 000 000 долларов (сегодня эта цифра на порядок увеличилась).

Большинство банков Сан-Франциско сгорели. В огне были уничтожены и все деньги. Только в итальянском Банке Италии, главой которого был Амадео Джаннини, сохранилось около 80 000 американских долларов.

По приказу совета директоров и его председателя эти деньги служащие банка стали выдавать тому, кто хотел заново отстроить свое жилище. Именно это время считают датой рождения «Бэнк оф Америка».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9 7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%80%D1%8 F%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D 0%A1%D0%B0%D0%BD-%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%B D%D1%86%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE_(1906)

Нашел еще такой факт "Мери Монти, которой в 1906 г. было 4 года, так вспоминала о том трагическом дне: «Меня выбросило из кровати. Стены дома, в котором мы жили, начали дрожать и покрываться трещинами. Мы выбежали на улицу - дорога покрылась буграми, они двигались, вспучиваясь, словно в кипящем котле. Моя мама собрала всех детей, и мы поехали на повозке в горы. Повсюду полыхали пожары. Внезапно возник новый пожар - это лопнул бензопровод, и бензин начал выливаться на улицу»."

мысли: 1906 год, бензин, нефтезавод, источник нефти….
К примеру, есть письменные свидетельства автомобилистов,
путешествовавших по Германии в 1905 году. Автотуристы в одном из городов страны
никак не могли найти место для заправки. За советом обратились к местным
жителям, те предложили поискать бензин в городской аптеке. Однако там
выяснилось, что запас этого "снадобья" иссяк, и провизор посоветовал обратиться
к врачу. О, счастье! Дома у врача нашлось несколько бочек нужного "лекарства".

Несколько позже топливо для первых автомобилей можно было приобрести более-менее
централизованно, но в ведрах или бутылях. Время шло, появлялись
специализированные склады и специальные емкости. Правда, пользоваться ими было
неудобно. Процесс был крайне трудоемким и длительным. На такую немудреную
операцию, как заправка, запросто уходило часа полтора.



Проблема решилась с появлением бензоколонок. История АЗС как специализированных
магазинов началась с 1907 года, когда в Сиэтле компанией Standard Oil of
California (сейчас ChevronTexaco) была открыта первая АЗС. http://www.automotivehistory.ru/index.p hp?option=com_ ..

Могучая смесь: этапы развития автомобильного топлива

В 1876-м немецкий инженер Николаус Август Отто построил первый в мире двигатель внутреннего сгорания. Ключевым устройством мотора был карбюратор, в котором горючее распылялось и смешивалось с воздухом. Дальше смесь подавалась в цилиндр, сжималась и поджигалась от электрической искры. Горячие газы толкали поршень, а тот поворачивал коленчатый вал, который в свою очередь через цепь или вал вращал колеса. Такой принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Для него используют различные типы топлива. Наиболее традиционны бензин, дизельное топливо и керосин. Все они возникли задолго до появления автомобилей.

В 1825 году английский физик-испытатель Майкл Фарадей первым официально получил бензин

Первые технологические манипуляции с нефтью проводили на Ухтинском (Россия) нефтяном промысле в 1745 г. Именно там был построен первый завод по очистке нефти. Он был очень прост: в печь ставили котел с трубкой, которая через бочку с водой вела в пустую бочку. Бочка с водой играла роль холодильника. Очищенную нефть использовали преимущественно в бытовых целях. В то время многие помещения освещались лампадами, в которые наливалась смесь очищенной нефти с растительным маслом.
А вот бензин официально первым получил английский физик Майкл Фарадей. Из всех соединений углерода и водорода в 1825 году он выделил одно, способное быстро загораться. А так как он синтезировал его из нефти, добытой где-то в Малой Азии, то и назвал его арабским словом. Бензин - благовонное вещество. Так переводится слово с арабского.

В 1891 году русский инженер Шухов изобрел крекинг (от англ. cracking - расщепление). Это процесс разложения углеводородов нефти на более летучие вещества. Благодаря крекингу значительно увеличивается выход бензина из нефти.
Бензин в качестве горючего был использован только в конце XIX века, когда господин Даймлер усовершенствовал двигатель внутреннего сгорания и сделал его движущей силой на автомобилях. Вот когда были проблемы с бензином, так это в конце XIX века! К примеру, есть письменные свидетельства автомобилистов, путешествовавших по Германии в 1905 году. Автотуристы в одном из городов страны никак не могли найти место для заправки. За советом обратились к местным жителям, те предложили поискать бензин в городской аптеке. Однако там выяснилось, что запас этого "снадобья" иссяк, и провизор посоветовал обратиться к врачу. О, счастье! Дома у врача нашлось несколько бочек нужного "лекарства".

Несколько позже топливо для первых автомобилей можно было приобрести более-менее централизованно, но в ведрах или бутылях. Время шло, появлялись специализированные склады и специальные емкости. Правда, пользоваться ими было неудобно. Процесс был крайне трудоемким и длительным. На такую немудреную операцию, как заправка, запросто уходило часа полтора.

Проблема решилась с появлением бензоколонок. История АЗС как специализированных магазинов началась с 1907 года, когда в Сиэтле компанией Standard Oil of California (сейчас ChevronTexaco) была открыта первая АЗС. В двадцатых годах появись первые механические дозирующие колонки, а в тридцатых - колонки с электрическими дозаторами. Интересна история сервисов на АЗС, в первую очередь, магазинов при АЗС. Например, в нашей стране магазины при АЗС рассматриваются как приложение к заправочному бизнесу. На Западе ситуация развивалась с точностью наоборот - АЗС начинались при магазине.

Рудольф Дизель еще со студенческих лет мечтал создать двигатель, КПД которого превышал бы паровой аналог

Но не бензином единым жило человечество в начале века. Альтернативой и конкурентом бензину было дизельное топливо - в современном обиходе "дизель". Понятие "дизель" в наше время стало нарицательным, и у большинства людей вызывает ассоциации с топливом, а ведь понятие "дизельное топливо" произошло от названия двигателя, а двигатель этот назван по имени немецкого инженера Рудольфа Дизеля. Причем дизель по сути своей не имел никакого отношения к дизельному топливу. По замыслу изобретателя, конструкция должна была работать на дешевой угольной пыли. Однако эксперименты показали невозможность использования её в качестве горючего по причине проблемной подачи в цилиндры. Тогда было решено попробовать вместо неё тяжёлые фракции нефти типа керосина и мазута.

Принцип же работы дизельного двигателя был следующим: в цилиндры засасывалось топливо, и под давлением сжималось до такой степени, что происходило самовозгорание. Идея была поистине революционной, и была оформлена как патент в 1893 году, но ещё пять лет ушло на конструирование работоспособного мотора. Он был очень далек от современного дизельного мотора. Агрегат высотой в три метра с одним цилиндром развивал 172 об/мин и "выдавал" от 17 до 19 л. с. При этом КПД составлял 26% - вдвое выше, чем у паровой машины! Работал первый такой двигатель на керосине.
Как стало уже понятно, "дизель" в свое время не был топливом, а мотором, причем работал он на керосине. Дизельное топливо же он стал потреблять с подачи российского "нефтяного короля" Эммануила Нобеля. Нобель заплатил бешеные деньги за покупку лицензии у Дизеля и решил организовать производство моторов на своем машиностроительном заводе в Петербурге. Правда его не устраивало, что конструкция работала на керосине. Он заставил конструкторов своего завода переработать двигатель, и тот стал работать на сырой нефти, а позже на солярке.

Первый работоспособный двигатель Дизеля работал на керосине

То есть не Рудольфу принадлежит идея заливать дизельное топливо в "дизель". Более того, при жизни все попытки Дизеля оснастить автомобиль двигателем своего производства были тщетны. Это удалось только его последователям через десяток лет.
Сам же Дизель скоропостижно умер (точнее исчез) при загадочных обстоятельствах в ночь с 29 на 30 сентября 1913 года.

Работу, которую вёл Рудольф Дизель по созданию автомобильных моторов, продолжил инженер Проспер Леранж из небезызвестной фирмы Benz & Cie. Леранж изобрел и запатентовал дизельный мотор с предкамерой. Но главным препятствием оставался компрессор - он отличался большим размером и не мог работать на больших оборотах. В 1922 году эту проблему решил немецкий инженер Роберт Бош, сконструировавший топливный насос высокого давления (ТНВД), который сделал возможным появление высокооборотистого дизельного двигателя. В 1923 году был выпущен первый в мире дизельный грузовик Benz 5К3. Это была 5-тонная машина, на которую установили 4-цилиндровый 8,8-литровый двигатель с предкамерой, развивающий мощность от 45 до 50 л. с. при 1000 об/мин.

Первый легковой автомобиль с дизельным двигателем "Mercedes-Benz 260D" появился в 1936 году

Эксперименты с дизелями для легковых автомобилей концерн начал в 1933-м году. Только после длительных исследований и испытаний удалось создать мотор меньшего литража и с приемлемым уровнем вибрации при работе.

Mercedes-Benz с дизельным двигателем получил индекс 260D. На нем стоял четырехцилиндровый мотор объемом 2545 куб. см (отсюда и обозначение 260) развивавший 45 л. с. при 3000 об/мин. Главным его достоинством стала экономичность. Средний расход горючего составил чуть больше 9 л/100 км, в то время как его бензиновый аналог потреблял 13 л/100 км.

Такая вот запутанная история с появлением дизельного топлива. Неизвестно, кто и когда первым употребил слово "дизель" в качестве обозначения топлива, зато одно можно сказать точно: дизель - это двигатель внутреннего сгорания с самовоспламенением топлива от сжатия. В настоящий момент под словосочетанием дизельное топливо (соляровое масло, солярка) понимают жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе.


До 1973 года в мире мало кто задумывался о стоимости бензина

Казалось бы, бензин и дизельное топливо - неизменные попутчики автомобильных двигателей. Но это далеко не так. В начале 20 века бензин долгое время соревновался со спиртом и растительным маслом в борьбе за любовь автолюбителей. Нефтяное топливо победило лишь в конце 1930-х годов.

Главный аргумент в пользу биотоплива последовал от Генри Форда, который в 1908 году выпустил в продажу свою знаменитую Model T, которая могла работать на бензине, этаноле или их смеси.

Да что там Форд, если во время Первой мировой войны автомобили большинства стран мира использовали этанол в качестве топлива. После войны позиции этанола были сильны как никогда. Казалось, что вот-вот бензин исчезнет навсегда из обихода автолюбителей.
Но Вторая мировая война спутала все карты. Произошло резкое снижение цен на нефть и бензин, которые вытеснили спирт из баков.

Все вернулось на круги своя после масштабного топливного кризиса, возникшего в 1973 году. Как известно, тогда арабские государства-экспортеры ввели эмбарго на поставку нефти в США, Японию и Западную Европу, из-за чего цены на бензин выросли в пять раз.
Возник новый всплеск интереса к этанолу. В последние годы эта идея стала актуальной как никогда. Виной тому неуклонно повышающиеся цены на нефть.
В мире четко прослеживается тенденция перехода на горючее биологического типа. Наиболее перспективные его виды - этанол и биодизель. Как правило, этанол получают из сахарного тростника, кукурузы. Вообще, этиловый спирт можно получать из любых растений, лишь бы там в достаточном количестве содержались сахар и крахмал. Картофель, свёкла, ячмень, пшеница - всё подходит. Но лучший вариант - сахарный тростник.

Бразилия является передовой страной в производстве топлива растительного происхождения, которое принято называть биотопливом. Там с 1975-го года функционирует целая отрасль по выращиванию сахарного тростника. Но не только огромными плантациями тростника славна Бразилия. Начиная с 70-х годов машины там проектировались под определенный вид горючего - часть под бензин, а часть под спирт. В течение последних 10 лет почти 90% выпускаемых бразильских автомобилей могут работать на спирте или бензине, можно также смешивать эти виды в любой пропорции. Электроника, управляющая двигателем, самостоятельно распознает состав горючего, адаптируя под него двигатель.

Ни для кого не секрет, что сжигание бензина и дизельного топлива приводит к выбросу в атмосферу двуокиси углерода - главного врага человечества, так как он вызывает парниковый эффект.

Разумеется, что при использовании этилового спирта выхлоп автомобилей становится чище. Проблема тут в другом - при производстве этанола в атмосферу попадает немало углекислого газа. Хотя сторонники этанола уверяют, что в процессе производства в атмосферу попадает ровно столько же CO2, сколько до этого было поглощено (в результате фотосинтеза) теми же растениями, что поддаются переработке. Получается, этанол сам себя нейтрализует и абсолютно безвреден для окружающей среды.
Из каждых 100 производимых сегодня в мире машин 17 могут работать только на этаноле, а 70 - на смеси E85 (85% этанола и 15% бензина). Зато абсолютно все могут эффективно работать на бензине с добавлением 10-15% этанола (такая пропорция безопасна для традиционных двигателей).

Уже сейчас автоконструкторы начинают выводить на рынки модели с гибридными двигателями. Гибридный двигатель - это фактически система из двух двигателей - электрического и бензинового, которые работают попеременно или вместе. Пока работает бензиновый двигатель, заряжается аккумулятор.
Отдельно стоит упомянуть о разработках, работающих на водороде, а также об электромоторах.

Автомобили, функционирующие на водородных топливных элементах, приводятся в действие энергией двигателя, в котором происходит химическая реакция между водородом и кислородом. Результатом этой реакции является электричество, которое и запускает двигатель.

Электромоторы. Силовая установка такого типа подразумевает использование мощных аккумуляторов, энергия которых идет на работу двигателя. Зарядка этих батарей в большинстве случаев возможна с помощью обычной розетки. Есть тут и другая сторона медали. При частой подзарядке через розетку батареи довольно быстро приходят в негодность. А утилизация большого количества аккумуляторов связана с огромным ущербом окружающей среды.

Есть и другие менее популярные, но от этого не менее эффективные альтернативы. Например, процесс превращения угля в жидкое топливо для автотранспорта. Эту технологию изобрели немцы еще перед Второй мировой войной. Технология не отличается особой сложностью. Сначала уголь приводят в газообразное состояние, потом горючую смесь газов преобразовывают в жидкие продукты, эквивалентные бензину, дизельному или авиационному топливу. В США заводы по преобразованию угля в жидкое транспортное топливо применяют технологии связывания углерода. Главное ее преимущество в том, что из газа удаляются вредные примеси, такие как сера и ртуть.
Раз речь уже зашла о газах, то сделаем небольшое отступление и в сторону газа, как топлива для автомобилей. Еще в 30-е годы ХIX века был создан двигатель, работающий на газо-воздушной смеси. Однако с изобретением автомобиля предпочтение было отдано бензину. О газе вспомнили лишь в 30-е годы прошлого века. Сначала были газогенераторные двигатели, топливом для которых выступали древесные чурки.

Их сжигали в специальных емкостях, именуемых газогенераторами, при недостатке кислорода - в результате образовывалось большое количество недоокисленных продуктов, которые с успехом могли гореть в цилиндрах двигателя. Газогенераторные установки были довольно громоздкими и тяжелыми. Их масса колебалась от 400 до 600 кг. Розжиг газогенератора занимал 10-14 минут, расход древесных чурок равнялся около 53 кг/100 км пути, а запас хода - 60-70 км. Поэтому немедленно развернулись работы над газобаллонными автомобилями. Первым в этом деле выступил Советский Союз.

В конце 30-х годов с конвейеров советских автозаводов начали сходить газобаллонные грузовики ЗИС-30 и ГАЗ-44, в двигателях которых применялся газ, вырабатываемый не газогенераторами, а подаваемый из баллонов. А в западных странах об использовании газа всерьез задумались после нефтяного кризиса середины 70-ых годов.
Из экстраординарных способов получения топлива можно отметить старания японцев.



Японцы изобрели автомобиль, который можно заправлять водой

Как Вам заправлять двигатель автомобиля водой? Разработчики из японской Genepax заявили, что в двигателе такой модели вода расщепляется на водород и кислород. Вследствие чего автомобиль работает на водороде, по принципу описанному чуть выше. Подробных деталей этого процесса никто, однако, так и не представил.
Сегодня уже существуют сотни разновидностей топлива. Правда стоит заметить, что большинство из них используются единично и относятся больше к эксклюзивам, и вряд ли когда-либо станут массовыми

Двигалось в датах все, даже какие-то мелочи, изобретения, видимо и до сих пор не исправлено раз появляются такие разногласия в датах.



Без сомнения, о землетрясении в Сан-Франциско знают все американцы. Вместе с пожаром в Чикаго и наводнением в Джонстауне землетрясение в Сан-Франциско относится к самым ужасным и широко известным катастрофам в истории Америки. О землетрясении писали и слагали песни, сцены разрушений показывали в кино и театрах.

Тем не менее следует отметить, что это землетрясение не самое сильное за историю Америки. Землетрясения в Новом Мадриде в декабре 1811 года и в январе 1812-го, когда подземные толчки сотрясли всю долину реки Миссисипи, были значительнее, так же как и катаклизм на Аляске в 1964 году.

Сан-Франциско расположен прямо на разломе Сан-Андреас, который является частью трещины земной коры, тянущейся вдоль всего побережья Северной и Южной Америки. Сейсмическая нестабильность Калифорнии связана именно с этой впадиной. Слабые подземные толчки были зарегистрированы в Сан-Франциско в 1868, 1892 и 1898 годах, но ни до, ни после катастрофы в 1906 году землетрясение не достигало такой силы - 8,3 балла по шкале Рихтера.

Город, который был разрушен в 1906 году, слабо напоминал сегодняшний Сан-Франциско. Это был поселок, стихийно возникший и разросшийся во время «золотой лихорадки» 50-х годов XIX века. К началу XX столетия Сан-Франциско стал мегаполисом и финансовым центром Запада, но сохранил многое со времен первых старателей. Всему миру были известны бордели, курильни опиума и игорные дома китайского квартала. В то же время Сан-Франциско стал своего рода культурным центром Запада, там жили многие известные писатели, музыканты и люди искусства.

Землетрясение началось 18 апреля в 5 часов 14 минут утра, когда весь город еще спал. Было всего два сильных толчка с интервалом в две минуты, но этого хватило, чтобы разрушить хлипкие постройки, расположенные на приморской низине. Было разрушено также главное административное здание и несколько роскошных отелей. Почти все газо- и водопроводы были повреждены в первые минуты катастрофы, прервав водоснабжение. Отсутствие воды и гибель начальника пожарного управления Дэнниса Т. Салливана в первые же минуты землетрясения стали причиной того, что возникшие многочисленные пожары не сумели погасить. Три последующих дня город полыхал, как факел, пока не сгорел дотла.

Первые пожары вспыхнули сразу же после землетрясения. Один из них, начавшийся оттого, что некая женщина готовила себе на печке завтрак, был с черным юмором назван газетчиками «пожаром ветчины и яиц». Во вторник, среду и четверг люди продолжали бороться с огнем самыми разными способами. Для создания встречных пожаров дома начиняли динамитом и взрывали. Эти меры помогали, но чаще всего пожары выгорали сами собой. Наконец, 21 апреля, в субботу, пошел дождь и потушил остатки пламени. Наиболее эффективные действия по борьбе с пожаром были предприняты портовой пожарной командой. Благодаря этому порт не был разрушен, что облегчило восстановление города.

Бригадный генерал Фредерик Фанстон, офицер военного округа Сан-Франциско, вскоре после катастрофы начал получать многочисленные сообщения о разбоях и грабежах и приказал ввести в город войска. Мэр Юджин Шмиц выпустил прокламации, извещающие, что солдаты получили приказ расстреливать мародеров на месте.

Тем временем военно-морской флот начал спасательные работы по эвакуации сотен бездомных людей на другую сторону залива.

Сохранилось множество историй о людях, переживших сан-францисское землетрясение. Например, о знаменитом певце Энрико Карузо, который выпрыгнул в пижаме из окна «Палас-отеля», прижимая к груди портрет президента Теодора Рузвельта с автографом, или об актере Джоне Барриморе, который в вечернем смокинге и цветком в петлице бродил среди руин абсолютно пьяный.

После землетрясения оказалось, что разрушено приблизительно 500 кварталов домов. Около 700 человек погибли, много тысяч осталось без крова. Деловой район города был полностью сметен с лица земли.



На исход стихийного бедствия влияет случай. Жители Калифорнии знают это весьма хорошо. Не случись тогда бейсбольного матча, возможно, мы бы сейчас говорили о гораздо большем числе погибших в результате землетрясения Лома-Приета, произошедшего в 1989 году.

И вновь Сан-Франциско
После землетрясения 1906 года в Сан-Франциско стало очевидно, что американский штат Калифорния более всего уязвим перед землетрясениями. Калифорния находится на разломе Сан-Андреас, ставшем предметом всестороннего изучения по той причине, что он является одной из основных сейсмически опасных зон в мире. Землетрясение 17 октября 1989 года оказалось самым серьезным из тех, что происходили на этой территории начиная с 1906 года. В 17.00 жители Калифорнии ощутили толчок силой 7,1 балла по шкале Рихтера, вызвавший у них удивление.
Эпицентр находился в 10 км от Лома-Приета, одной из наиболее известных горных вершин в районе. В отличие от землетрясения в Сан-Франциско, этот толчок не вызвал образования больших трещин, хотя несколько все же было обнаружено под нижним слоем - подпочвой - в горной цепи Санта-Круз, протяженностью в 5 км. На поверхности смещение в сторону не превысило 2 см, главным образом в районе Монте Мадонна. Но все же несколько характерных особенностей, сопровождавших землетрясение в Сан-Франциско, можно было наблюдать и здесь.

Более 18 000 домов оказались разрушенными: в основном повреждения затронули Санта-Круз, расположенный недалеко от Сан-Франциско. Этот небольшой городок был знаменит своими архитектурными постройками конца XIX - начала XX века. Милые кирпичные домики с деревянными крышами привлекали сюда толпы туристов и фотографов. Многие здания пострадали во время землетрясения 1906 года, но для укрепления их деревянных конструкций ничего так и не было предпринято. Эти дома были не способны выдержать землетрясение такой силы. В таких условиях кирпичи не могут удержать конструкцию здания, особенно если они скомбинированы с деревом. Но хуже всего оказалось то, что дома были построены на непрочном наносном грунте, подверженном разжижению.

Чтобы развалились сотни домов, хватило десяти секунд. Но все же удача оказалась на стороне жителей Калифорнии. Ее первым проявлением стало то, что последовавшие за ним оползни образовались в горной гряде Санта-Круз. Их ширина варьировала от нескольких метров до полутора километров. Спускаясь вниз, они захватывали с собой встречавшиеся на пути камни, почву, небольшие деревья. Сход оползней на этом участке совпал с одним из самых засушливых за несколько лет периодов. Однако именно это и оказалось везением. Опасность могла угрожать более 300 домам, если бы к влажной земле добавился дождь или вода из рек. Несмотря на отсутствие больших поверхностных трещин и тяжелых оползней, материальный ущерб оказался значительным, особенно это касалось дорог и мостов. На федеральной автостраде 280, разрушенной так, что ее нельзя было узнать, движение было почти прекращено на несколько недель. Некоторые торговые улицы Сан-Франциско (Фифс-стрит и Маркет-стрит) из-за разломанного на куски асфальта и неустойчивой поверхности под ногами превратились в непроходимую территорию. Полиция, пытаясь защитить магазины от мародеров, пускала в ход оружие, если в этом возникала необходимость. В другой части города - Марина - вспыхнуло 27 пожаров. Землетрясение вывело из строя большую часть гидрантов. Как и в 1906 году, пожарных бригад не хватало, и тогда им на помощь пришли добровольцы, которые помогали тушить пожары, выстраиваясь в цепочки, чтобы передавать из рук в руки ведра с водой. Здесь можно было увидеть сотни построек, сложившихся словно карточные домики, - мягкий грунт не смог выдержать тяжести конструкций.

Самое большое число погибших - 62 человека - пришлось на Санта-Круз. Эти люди стали жертвами разрушений в историческом центре города и на автомобильной парковке на Нимицроуд. Устроенная по принципу акведука, она имела два уровня, и когда в результате подземного толчка обрушился верхний уровень, внизу, под кусками бетона и искореженными машинами, оказалось 42 человека.

Жителям Сан-Франциско повезло, что тот день совпал с проведением первого матча ежегодного чемпионата США по бейсболу. Многие наблюдали за матчем дома и на стадионе Кендлстик. Если бы на автострадах наблюдался обычный поток машин, то о масштабе трагедии просто страшно подумать.

История повторяется?
Общее число погибших в результате землетрясения составило 62 человека, 3757 получили ранения, было разрушено 18 000 домов. Материальный ущерб был оценен почти в 6 млрд долл.

Наиболее сильно пострадали исторические здания в Санта-Круз. Из 1500 мостов было разрушено 80, в непригодное состояние пришли дороги.

Землетрясение продемонстрировало, что в большинстве случаев уроки прошлого были усвоены: новые здания, построенные с использованием усиленных конструкций, пострадали лишь незначительно. И все же предупреждения геологов об опасности, которую несет строительство на осадочных почвах, в ряде случаев остались без внимания. То, что произошло с историческим центром в Санта-Круз, наглядно это доказывает.
В evropharm.ru

Калифорния относится к сейсмоопасным местам планеты, и землетрясения приводят к серьёзным разрушениям на её территории и в XXI веке. Однако главным виновником трагедии, произошедшей в Сан-Франциско в апреле 1906 года, стал не подземный толчок, а последовавший вслед за этим масштабный пожар.
Землетрясение произошло в 5:14 утра по местному времени 18 апреля. Его магнитуда оценивалась в 7,8 балла - этого хватило на расположенные в приморской низине дома, построенные из непрочных материалов. Не выдержали удара несколько престижных отелей, а также здание администрации.
Но настоящей катастрофой стало то, что разрушению подверглись почти все водопроводы, оставив Сан-Франциско без воды. В результате удара стихии погиб и начальник городской пожарной команды, поэтому пожарные остались без руководства. Начался пожар.
(всего 40 фотографий)

Прилегающие районы к Сан-Франциско эвакуируются с момента начала пожаров

После землетрясения жители наблюдают за новым бедствием

Редкий кадр, в котором показывается начало пожара

Сан-Франциско в огне

Жители Сан-Франциско выходят из своих домов

Дым поднимается из горящих зданий на набережной

Люди наблюдают как горит отель Winchester

Кому удалось выбраться из города, наблюдают за пожаром

Спасатели помогают выжившим выбраться из обломков

Афро-американские семьи на фоне катастрофы

Толпа собралась на Telegraph Hill, чтобы наблюдать за пожарами

Солдаты на фоне пожаров и разрушенных зданий

Некоторым удается еще и сфотографироваться на фоне пожаров

Солдат на фоне разрушений

Пожарники еле успевают потушить пожары

Пострадавшие пытаются спасти свои личные вещи

Все перелилось на фото, пострадавшие, гуманитарные работники и солдаты.

Северо-восток от мэрии и последствия

Эти люди вызывали у властей начинательные проблемы — они же мародеры

Руины Сан — Франциско, снимок был сделан с дирижабля 29 мая 1906 года. 41 день после катастрофы

По сообщению местных репортёров, первый пожар якобы вспыхнул из-за некоей женщины, готовившей себя яичницу на печке. Однако были массовые случаи умышленных поджогов. Их совершали владельцы разрушенных домов, имевших страховку от пожара, но не от землетрясения. В то время «смертный» колокольный звон прозвучал 478 раз.
Буквально через несколько часов запылал почти весь город. Сан-Франциско горел три дня, и остановить пожар не помогло даже то, что на борьбу с ним были брошены несколько тысяч военных. Помимо всего прочего, полиции и солдатам пришлось бороться ещё и с мародёрами. Власти отдали приказ расстреливать преступников на месте, в результате такая мера была применена к нескольким десяткам человек.

Фрагмент панорамы и последствия бедствий.

Глядя на улицу Sacramento Street, не понимаешь как граждане восстановили город

Дома на Howard Street остались практически целыми

Улица Sansome Street

Пострадавшие от бедствия и пожара расположились на склоне

Разрушенный City Hall

Упавшая статуя Жана Луи Родольф Агассис около Стэнфордского университета

Поезд стоял на запасном пути около станции Point Reyes Station

Приготовление пищи на улицах Сан-Франциско

Распределительные центры помощи были размещены по всему городу, чтобы выдавать провизию.

В палатке на Market Street находится почтовый телеграф

Пересечение улиц перед Ferry Building

California Street

А это дорожное покрытие после землетрясения.

Мародерством было обычное дело. Толпа на пересечении у 4-ой улицы и Market Streets

Впереди башня Ferry Building., рядом боковое здание крупнейшего универмага Emporium. Справа Call — Building, слева De Young Building.

Приготовление горячей пищи для пострадавших

В палатках, которые были установлены вдоль зеленых насаждений, размещены пострадавшие

Разрушенные улицы от Market Street до Twin Peaks. По обоим сторонам разрушенные рынки.

Сан-Франциско был разрушен на 80 процентов, погибло около 3000 человек, ещё до 300 000 остались без крова. Материальный ущерб составил 400 миллионов долларов, что с учётом инфляции в современном эквиваленте составляет около 7 миллиардов долларов.
После этого разрушительного, катастрофического землетрясения, в Сан-Франциско почти все дома стали страховать - таким образом люди пытались защититься от непредвиденных неблагоприятных обстоятельств и вообще от того ужаса, в котором они оказались после разрушения стихией их города. Страхование на Западе и до сих пор и в особенности после таких событий, как землетрясение 1906 г. в Калифорнии, воспринимается, как способ сделать будущее более предсказуемым, научиться его контролировать, управлять своей судьбой.

Перелет в Сан-Франциско

Руины Сан-Франциско после землетрясения 1906 года.

18 апреля 1906 года в 5 часов 12 минут утра 370-километровую долину Сан-Андреас, по которой проходит тектонический разлом, и в которой находится Сан-Франциско, сотрясли ужасные подземные толчки мощностью 7,8 баллов по шкале Рихтера. По свидетельству очевидцев, по земле пробежали волны высотой 60 сантиметров и длиной 4,5 метра. Первый толчок достиг город в 5 часов 12 минут 5 секунд. Затем произошел второй более мощный удар, который длился 40 секунд, пишет газета The San-Francisco Chronicle .

По мощности толчки, сопровождавшиеся громким глухим рокотом, были сравнимы со взрывом нескольких атомных бомб. Здания раскачивались как деревья на ветру, рушились стены домов, обваливались ветхие сараи в многочисленных трущобах в пригородах, переворачивались вагоны трамваев и повозки.

Люди, поднятые с постелей, в предрассветных сумерках метались по городу под звон церковных колоколов, которые, по свидетельствам очевидцев, гремели как во время рождественских праздников. Известный оперный певец Энрико Карузо, который был в Сан-Франциско на гастролях, спасался из гостиницы в шубе на голое тело, захватив из личных вещей только фотографию Теодора Рузвельта, на которой президент сделал дарственную надпись.

Спустя 20 минут после начала землетрясения, когда взошло солнце, жители города увидели плачевную картину. Все здания города были в той или иной степени повреждены. Меньше всего пострадали дорогие новые здания, построенные в центре города. Например, почти не пострадало высотное здание, считавшееся самым высоким на западе США. Улицы были завалены кирпичами и битым стеклом. Больше всего пострадали здания, построенные из кирпича. Некоторые из них от толчков просто рассыпались.

Землетрясение полностью уничтожило все линии связи в городе. Телефон и телеграф не работали, связаться с другими городами было невозможно. Однако самое худшее было еще впереди. В городе сразу в нескольких местах начались сильные пожары. Из-за того, что не работали телефоны, вызвать пожарных было невозможно. Водопровод был разрушен. Огонь быстро захватывал все новые дома. Жители были абсолютно беспомощны. Оказавшиеся под завалами люди, которым не успели помочь, умирали почти на глазах у спасенных.

Всего в городе одновременно произошло 52 крупных пожара. Катастрофа в Сан-Франциско считается самым большим городским пожаром, произошедшим за всю историю США. Положение только усугубилось, когда было решено использовать контролируемые взрывы для сноса домов. Эта техника применялась при тушении крупных пожаров. Однако проблема была в том, что подрывник-пожарный, имевший опыт таких операций погиб. И взрывами занимались военные. Им удалось взорвать достаточно зданий, но добиться результата они не смогли, лишь ухудшив положение. К вечеру, когда стало ясно, что с пожаром справиться нельзя, город сдался.

На основе заключений судмедэкспертов историки полагают, что погибло от 3 до 5 тысяч человек, главным образом, в самом городе. Около 225 тысяч из 400 тысяч жителей остались без крова, и в парках вскоре были разбиты палаточные городки. По мнению некоторых историков, катастрофу правильно было бы называть землетрясением и пожаром в Сан-Франциско.

Многие дома были подожжены своими же хозяевами, поскольку были застрахованы от пожара, но не от разрушения в результате землетрясения. Об этом сообщается, например, в докладной записке капитана войск связи США Леонарда Вайлдмана.

Общий ущерб от землетрясения и пожаров оценивался в 1906 году в $400 млн (с учётом инфляции эквивалентно $6,5 млрд 2006 года)

При восстановлении Сан-Франциско был введен ряд правил, касающихся возведения зданий, строительства сооружений, инфраструктуры, прокладки улиц и соблюдения общественной безопасности. Сан-Франциско расположен в сейсмоопасной зоне, где земная кора слаба и из-за этого в большей степени подвержена землетрясениям. Разлом Сан-Андреас служит ярким примером сейсмической зоны и поэтому является предметом исследований ученых всего мира.

Бедствие 18 апреля 1906 года не было самым сильным землетрясением в истории Соединенных Штатов, и по числу погибших его превосходят некоторые другие катастрофы, происходившие в США. И тем не менее по ряду причин оно приобрело особое значение.

Во-первых, оно стало первым стихийным бедствием такого масштаба, которое запечатлели фотоснимки, ставшие свидетельствами произошедшего. Во-вторых, оно так поразило американцев, что в 1936 году в Голливуде режиссером У.С. Дайком был снят фильм об этом событии под названием «Сан-Франциско», где в главных ролях снимались Кларк Гейбл и Спенсер Трейси. Фильм имел оглушительный успех и получил Оскара за лучшие спецэффекты. В картине нашло наглядное отражение то, что многие зрители видели в репортажах и о чем читали в газетах.

Инженеры и ученые рассчитали, каковы будут потери в том случае, если землетрясение произойдет сегодня. Погибнет как минимум 3400 человек, если землетрясение произойдет в разгар дня. После землетрясения придется эвакуировать от 160 до 250 тысяч человек. Еще как минимум 300 тысячам придется переехать в новые дома. 10 тысяч зданий коммерческого сектора будут уничтожены или серьезно повреждены. Материальный ущерб составит не менее 150 млрд долларов. Если начнутся пожары, то последствия могут быть даже более разрушительными чем сто лет назад.\