Система персонажей рассказа чудесный доктор. Читательский дневник по рассказу А.И.Куприна Чудесный доктор

  1. Опишите свое первое знакомство с Гришей и Володей.
  2. Первая встреча с Гришей и Володей произошла перед огромным застеклен-ным окном богатого гастрономического магазина в Киеве. Нужно представить се-бе двенадцатиградусный мороз, малень-ких мальчуганов (старшему было всего десять лет), стоящих перед витриной с обилием вкусных вещей, которые в оди-наковой степени возбуждали их умы и желудки. Но витрина только на минутку отвлекла их от собственной неудачи: они не передали бывшему начальнику отца письмо матери, в котором была просьба о помощи.

  3. В какой момент в рассказе появляется «чудес-ный доктор»? Как можно назвать эту часть повество-вания?
  4. Отец мальчиков — Мерцалов, потеряв-ший всякую надежду на спасение, бес-цельно бродил по городу и, наконец, сел на скамейку общественного сада. Именно тут и произошла его встреча с «чудесным доктором». Эту часть рассказа можно на-звать: «Неожиданная и чудесная встре-ча», или «Встреча и спасение семьи Мерцаловых», или «Встреча с «чудесным док-тором».

  5. Почему главный герой рассказа назван то не-знакомцем, то доктором, а его фамилию читатель узнает только по записи аптекаря на ярлыке лекарст-ва: «По рецепту профессора Пирогова»?
  6. Главный герой случайно знакомится с Мерцаловым. Несчастный отец не предпо-лагает, кто перед ним. Слова «незнако-мец», «доктор», «профессор Пирогов» возникают попутно при описании собы-тий. Каждое новое определение постепен-но знакомит нас с каким-то новым качест-вом героя. Сначала он и для нас, как и для Мерцалова, «незнакомец», немного спус-тя уже «доктор», и, наконец, мы узнаем, какой доктор: «профессор Пирогов».

  7. Почему фамилия Пирогова, как вам кажется, не попала в заголовок рассказа? Какой смысл внес Куприн в название?
  8. Автор, скорее всего, хотел рассказать о хорошем, добром и заботливом докторе, которые всегда были на Руси, и поэтому ему не нужно было выносить фамилию в заголовок. При таком названии рассказа все, кому помогали «чудесные доктора», и кто считал себя таким доктором, могли от-нести название рассказа к событиям своей жизни. В старших классах вы в этом слу-чае будете говорить, что такой заголовок подчеркивает типичность образа героя.

  9. Как выдумаете, почему новогодние, рождест-венские или святочные рассказы всегда имели хо-роший конец? Материал с сайта

    Рассказы, которые публиковались пе-ред всеобщими праздниками (Новый год, Рождество, Святки), обычно имели счаст-ливый конец, чтобы в праздничные дни люди радовались, даже знакомясь с труд-ной судьбой героев.

  10. Можно ли сказать, что в рассказе «Чудесный доктор» отношение автора к одному из героев зву-чит уже в названии рассказа?
  11. Слово «чудесный» в названии рассказа говорит не о чуде, а о том, с каким чувст-вом автор рассказывает о замечательном человеке. Это — слово-характеристика, которое не смог удерживать автор и сразу наградил своего героя высокой оценкой.

Главные герои рассказа «Чудесный доктор» — знаменитый доктор Пирогов и семья Мерцаловых, переживавшая трудные времена. Глава семьи, Мерцалов, однажды серьезно заболел и потерял место управляющего. После выздоровления он долго не мог найти новую работу, и положение семьи неумолимо ухудшалось. Новогодние праздники они встречали в ужасном подвале захудалого дома на окраине города. Дочь Мерцалова серьезно болела, а в доме не было ни копейки, чтобы купить ей лекарство.

В отчаянии бродил Мерцалов по улицам и даже пробовал просить милостыню, но затея не удалась. Сидя на скамейке в парке, он размышлял о своем несчастном положении, когда к нему подсел старичок и стал рассказывать о новогодних подарках, что он купил знакомым детишкам.

Отчаявшийся Мерцалов накричал на старика и невольно изложил при этом ему свою ситуацию. Но старик не обиделся, а сказал Мерцалову, что он доктор и немедленно отправился вместе с тем к больной девочке. Он не только обследовал ребенка, но и дал главе семейства денег на лекарства и продукты. Старичок выписал рецепт и ушел, так и не назвав своего имени. Перед уходом он пожелал всей семье Мерцалова, чтобы их беды закончились. Позже, под рецептом обнаружилась довольно крупная сумма денег, которую незаметно оставил старик.

С этого момента дела в семье Мерцалова пошли на поправку, и вскоре глава семьи нашел работу. А фамилию доктора они узнали из рецепта. Звали чудесного доктора Николай Иванович Пирогов. В тот день Мерцаловых посетил знаменитый русский хирург, настоящее медицинское светило. Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Чудесный доктор» состоит в том, что люди должны помогать друг другу. Доктор Пирогов помог совершенно незнакомым ему людям, и целая семья впоследствии всю жизнь вспоминала его с благодарностью. Рассказ учит не отчаиваться в трудных ситуациях. Никогда нельзя сдаваться, всегда надо находить силы для борьбы за лучшую долю.

В рассказе мне понравился доктор Пирогов, который милосердно отнесся к ситуации в семье Мерцалова, в то время как другие люди были равнодушны к бедам в этой семье. Доктор Пирогов вовремя оказал помощь серьезно больному ребенку и поддержал всю семью, оставив им крупную денежную сумму. Чудесный доктор был поистине добрым человеком.

Какие пословицы подходят к рассказу «Чудесный доктор»?

Всякая помощь хороша вовремя.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброму человеку — добрая память.

Рассказ А. И. Куприна "Чудесный доктор" о том, как живётся бедным людям. Как доведены они до грани несчастьями и нищетой. И нет света в конце. А ещё о том что всегда есть место чуду. О том, что одна встреча может изменить жизнь нескольких людей.

Рассказ учит добру и милосердию. Учит не озлобляться. В "Чудесном докторе" чудо совершает один человек, теплом своего сердца и богатством своей души. Побольше бы таких докторов, может и мир стал бы добрее.

Читать кратко Куприн Чудесный доктор

Жизнь часто бывает не такой красивой, как пишут в сказках. Именно потому многие люди озлобляются просто необыкновенно.

Володя и Гришка – это два мальчугана, которые не слишком опрятно одеты в данный момент. Они – братья, которые стояли и смотрели на витрину магазина. А витрина была просто шикарной. Недаром они стояли возле нее, как зачарованные. На витрине было столько вкусностей. Там были и колбаса, самых разных видов, и фрукты заморские – мандарины и апельсины, которые казались и наверняка были такими сочными, и рыб – маринованная и копченая, а также, даже поросенок запеченный вместе с зеленью во рту был.

Все эти необыкновенные вещи, просто поразили детей, которые так и застряли на некоторое время возле магазина с прекрасной и волшебной витриной. Бедные дети хотели есть, но дальше им пришлось идти к барину, у которого они хотели попросить помощь, ведь у их семьи не было денег вообще, да еще и сестренка была больна. Но швейцар не взял у них письмо, и попросту выгнал их. Когда бедные дети пришли и сказали об этом матери, она в принципе не удивилась, хотя лучик надежды у нее в глазах – погас сразу же.

Дети пришли в подвал какого-то старого дома – это и было их место жительства. Подвал пахнул неприятным запахом сырости и затхлости. Было очень холодно, а в углу – лежала на каком-то тряпье девочка, которая была больна вот уже некоторое время. После детей почти сразу вошел отец – который, как тоже поняла мать, ничего не принес, чтобы накормить детей и спасти больную девочку, которая могла даже умереть. Отец семейства был в отчаянье, потому он вышел на улицу, и, пройдя немного, сел на скамейку.

Вскоре в его голову закралась мысль о самоубийстве. Он не хотел видеть отчаянье на лице жены, и больную дочурку Машу. Но тут рядом кто-то сел, это был пожилой человек, который по простоте душевной решил завести разговор и рассказал о том, что купил подарки своим детям, и весьма удачные. Бедный отец попросту накричал на него, а после рассказал, как ему тяжело. Тот человек оказался врачом, который захотел осмотреть девочку. Именно он помог им с деньгами. И именно он принес счастье в их семью.

Читать краткое содержание рассказа Чудесный доктор

Начинается повествование с того, как двое мальчишек разглядывают витрину большого магазина. Они бедны и голодны, но все же дети, им весело смотреть на поросёнка за стеклом. Витрина магазина заставлена различной едой. За стеклом гастрономический рай. Такого изобилия пищи бедным ребятам даже во сне не привидится. Мальчишки разглядывают витрину с едой долго, а потом спешат домой.

Яркий пейзаж города сменяется тусклыми трущобами. Мальчишки бегут через весь город, на самую окраину. Место, где уже больше года вынуждена жить семья мальчиков можно назвать только трущобами. Грязный двор, полуподвальные помещения с темными коридорами и гнилыми дверями. Место, которое люди прилично одетые стараются обходить стороной.

За одной из таких дверей живет семья мальчиков. Измученная голодом и безденежьем мать, больная сестра, малыш и отец. В полутемной холодной комнате на кровати лежит больная маленькая девочка. Ее прерывистое дыхание и крик младенца лишь угнетают. Рядом в люльке качается и плачет от голода младенец. Изможденная мать стоит у кровати больной на коленях и одновременно качает люльку. У матери уже нет сил даже на отчаяние. Она машинально вытирает девочке лоб и качает люльку. Она понимает всю тяжесть положения семьи, но бессильна что-либо изменить.

Надежда была на мальчишек, но эта надежда была очень слабой. Такая картина предстаёт перед глазами прибежавших мальчиков. Их посылали отнести письмо барину, у которого раньше работал отец семейства, Мерцалов. Но к барину мальчиков не пустили и письма не взяли. Уже год отец не мог найти работу. Мальчишки рассказали матери как их выгнал швейцар и даже не стал слушать просьбы. Женщина предлагает мальчишкам холодный борщ, семье даже нечем разогреть еду. В это время возвращается старший Мерцалов.

Он так и не нашёл работу. Одет Мерцалов по-летнему, на нем даже нет калош. Воспоминая о тяжелом для всей семьи году угнетают его. Брюшной тиф лишил его работы. Перебиваясь случайными заработками семья еле сводила концы с концами. Потом стали болеть дети. Одна девочка умерла, а теперь и Машутка лежала в горячке. Мерцалов выходит из дома на поиски хоть какого заработка, даже милостыню просить готов он. Машутке нужны лекарства и он должен найти деньги. В поисках заработка Мерцалов сворачивает в сад, где присев на скамейку, думает о своей жизни. Его даже посещает мысль о самоубийстве.

В то же время по парку идёт незнакомец. Попросив разрешения присесть на скамейку, незнакомец начинает разговор. Нервы Мерцалова на пределе, его отчаяние настолько огромно, что он не может сдерживаться. Незнакомец выслушивает несчастного не перибивая, а затем просит отвести его к больной девочке. Он даёт денег на покупку еды, просит мальчишек сбегать к соседям за дровами. Пока Мерцалов покупает провизию, незнакомец, представившийся доктором, осматривает девочку. Закончив осмотр, чудесный доктор выписывает рецепт на лекарство и объясняет, как и где его купить, и как затем давать девочке.

Вернувшийся с горячей едой Мерцалов застаёт чудесного доктора уходящим. Он пытается узнать имя благодетеля, но доктор лишь вежливо прощается. Вернувшись в комнату под блюдцем вместе с рецептом Мерцалов обнаруживает деньги, оставленные гостем. Обратившись в аптеку с рецептом, выписанным доктором, Мерцалов узнает фамилию врача. Аптекарь четко написал что лекарство выписано по рецепту профессора Пирогова. Эту историю автор слышал от одного из участников тех событий. От Григория Мерцалова, одного из мальчишек. После встречи с чудесным доктором дела в семье Мерцаловых стали улучшаться. Отец нашёл работу, мальчишек устроили в гимназию, Машутка выздоровела, мать тоже встала на ноги. Своего чудесного доктора они больше никогда не видели. Видели только тело профессора Пирогова, которое перевозили в его имение. Но это уже был не чудесный доктор, а лишь оболочка.

Отчаяние не помощник в беде. В жизни может произойти многое. Сегодняшний богач, может стать бедняком. Абсолютно здоровый человек - внезапно скончаться или тяжело заболеть. Но есть семья, есть ответственность перед самим собой. Нужно бороться за свою жизнь. Ведь добро всегда вознаграждается. Один разговор на заснеженной лавочке может изменить судьбы нескольких людей. Если есть возможность нужно обязательно помогать. Ведь когда-нибудь придётся и обратиться за помощью.

  • Краткое содержание Крупеничка Телешов

    Жил на свете воевода, по имени Всеслав. Супругу воеводы звали Варвара. Была у них дочь, красавица писаная, Крупеничка. Она была единственным ребенком в семье, поэтому родители хотели выдать ее замуж так

  • Краткое содержание Драйзер Сестра Керри

    Керри Мибер переезжает жить в Чикаго к сестре. Там она долго ищет способ заработать на жизнь и находит работу на местной фабрике. Но поскольку Керри тяжело заболевает, то теряет ее.

  • Краткое содержание По следам оленя Сетон-Томпсон

    В рассказе «По следам оленя» речь идет об одном очень интересном эпизоде из жизни охотника по имени Ян. Главный герой наметил своей целью добыть голову оленя-великана, и не просто наметил – он одержим этой идеей

  • Произведение Куприна “Волшебный доктор”, основанное на реальных событиях, похоже на добрую сказку. В рассказе “Чудесный доктор” герои попали в сложную жизненную ситуацию: отец семейства Мерцалов потерял работу, дети заболели, умерла младшая девочка. Вокруг кипит красивая сытая жизнь, а семья нищенствует. В преддверии праздника Рождества отчаяние достигает предела, Мерцалов думает о самоубийстве, не в силах выдерживать испытания, которые выпали на долю его семьи. Именно тогда главный герой встречает “ангела-хранителя”.

    Характеристика героев «Чудесный доктор»

    Главные герои

    Емельян Мерцалов

    Глава семьи, работавший управляющим в доме некого барина за 25 рублей в месяц. Потеряв работу из-за долгой болезни, вынужден скитаться по городу в поисках помощи, просить милостыню. В момент повествования находится на грани самоубийства, потерян, не видит смысла в дальнейшем существовании. Худой, с впавшими щеками и провалившимися глазами, он похож на мертвеца. Чтобы не видеть отчаяния своих близких, он готов в летнем пальто с посиневшими от холода руками бродить по городу, уже даже не надеясь на чудо.

    Елизавета Ивановна Мерцалова

    Супруга Мерцалова, женщина с грудным ребёнком, ухаживающая за больной дочкой. Ходит на другой конец города, чтобы стирать бельё за копейки. Несмотря смерть ребёнка и полную нищету, продолжает искать выход из ситуации: пишет письма, стучится во все двери, просит помощи. Постоянно плачет, находится на грани отчаяния. В произведении Куприн называет её Елизавета Ивановна, в отличие от отца семейства (его - просто Мерцалов). Сильная, волевая женщина, не теряющая надежду.

    Володя и Гришка

    Дети супругов, старшему около 10 лет. Накануне Рождества блуждают по городу, разнося письма матери. Дети заглядывают в витрины магазинов, с восторгом наблюдая за дорогой красивой жизнью. Они привыкли к нужде, к голоду. После появления “волшебного доктора” детей чудесным образом получилось устроить в казённую школу. В конце повествования автор упоминает, что узнал эту историю от Григория Емельяновича Мерцалова (именно тогда становится известно имя отца мальчиков), который был тем самым Гришкой. Григорий сделал карьеру и занимает хороший пост в банке.

    Машутка

    Маленькая дочь Мерцаловых, болеет: находится в жару, без сознания. Поправляется благодаря заботе доктора, его лечению и средствам, оставленным им для семьи вместе с рецептом на лекарство.

    Профессор Пирогов, доктор

    Его образ в произведении – образ доброго ангела. Встречает Мерцалова в городе, где покупает подарки для знакомых детишек. Он единственный, кто выслушал историю обнищавшей семьи и с радостью откликнулся помочь. В рассказе Куприна – это умный, серьёзный пожилой человек невысокого роста. У «чудесного» доктора ласковый приятный голос. Он не побрезговал нищенской обстановкой и отвратительными запахами подвала, где проживает семья. Его приход меняет всё: становится тепло, уютно, сытно, появляется надежда. Нужно отметить, что доктор одет в поношенный старомодный сюртук, это выдаёт в нем человека простого.

    Второстепенный персонажи

    Главные герои “Чудесного доктора” – простые люди, в силу обстоятельств, попавшие в отчаянное положение. Имена персонажей играют роль характеристики в произведении. Описание быта и жизни семьи Мерцаловых в начале и в конце рассказа – резко контрастны, что создаёт эффект волшебного перевоплощения. Материалы статьи могут быть полезны для составления читательского дневника или написания творческих работ по произведению Куприна.

    Тест по произведению

    Литература Класс 6

    Тема урока: А. И. Куприн «Чудесный доктор»: герой и прототип

    Цели урока:

      Образовательная- познакомить учащихся с личностью писателя, донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова.

      Воспитательная- воспитывать в детских душах чувства любви, милосердия, сострадания к людям, учить умению делать добро самим.

      Развивающая- создать на уроке условия для развития наблюдательности, критического мышления, познавательной активности.

    Планируемы результаты:

      Личностные- формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

      Познавательные- уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

      Коммуникативные- умение проявлять активность в решении подготовительных задач, уметь строить монологическое высказывание; формировать свою точку зрения на события и поступки героев.

      Регулятивные- уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельности.

    Оборудование: мультимедийная доска, презентация.

    Тип урока: комбинированный

    ХОД УРОКА

      Организационный момент

    Эпиграф: «…человеку надлежит быть… верным в дружбе, милостивым к больному и падшему, ласковым к зверям» А.И. Куприн

      Актуализация опорных знаний

    1. Вступительное слово учителя

    Ребята, совсем недавно мы писали сочинение «Кем быть?», рассказывали о профессиях которые вы хотите выбрать для себя. Много замечательных профессий на свете. И каждая по своему хороша. Но мы с вами похвалили Никиту, ведь он выбрал нужную профессию- профессию врача, хочет лечить детей, помогать людям. И мы ему пожелаем удачи в достижении своей цели. Можете ли вы предположить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

      Сегодня на курке мы поговорим о рассказе, который вы прочитали дома «Чудесный доктор» А.И. Куприна

    1. Вопросы:

    1. Понравился ли вам рассказ?

    2. Какое впечатление произвела на вас история, описанная в рассказе?

    3. Поменялось ли ваше настроение по ходу чтения рассказа?

    4. Что вы знаете о писателе А.И. Куприне?

    5. Какие произведения этого писателя вы читали?

      Чтение и обсуждение статьи учебника «А.И. Куприн (1870- 1937)»

    Эпиграфом к статье написаны слова уже известного вам писателя К.Г. Паустовского.

    «Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей красе только перед человеком просвещенным и знающим»

      Составление плана статьи

    1. Что по мнению О.М. Михайлова главной особенностью таланта

    Куприна?

    1. «Добрый талант»

    2. Чем «пропитаны» все произведения писателя?

    2. «Любовью ко всему живому, к дереву, воде, земле, небу, человеку».

    3. Где прошло детство писателя?

    3. Москва, вдовий дом и сиротский пансион.

    4. Учеба А.И. Куприна.

    4. Кадетский корпус и юнкерское училище.

    5. Годы учебы повлияли ли на характер юноши?

    5. Уроки жизни не ожесточили сердце и характер.

    6. Какие качества души он сохранил в себе?

    6. Сочувствие, сострадание к человеку, униженному бедностью.

    7. Какие профессии приобрел Куприн?

    7. Множество профессий.

    8. Начало писательской деятельности?

    8. «Чудесный доктор» как подзаголовок «Истинное происшествие»

      Работа в группах. (Дифференцированные задания)

    Группа 1 . Работа с текстом. От слов «Следующий рассказ…» до слов «отыскали ощупью свою дверь и отворили ее». Сделать выводы.

    Группа 2. Текст от слов «Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье…»

    Группа 3. Текст от слов «В этот ужасный, роковой год…» до слов «… не лучше ли избрать более короткий путь?»

    Задание. 1. Пересказать близко к тексту эпизод о несчастьях семьи Мерцаловых.

    3. Имел ли право отец так поступить, выбрав краткий путь?

    4.Для чего Куприн показывает душевное состояние отца на фоне зимнего сада?

    5.Как у героя родилась мысль о самоубийстве?

    6.Назовите ключевые слова.

    Группа 4. Текст от слов «Он уже хотел встать…» до слов «Едемте скорее. Счастье ваше что вы встретились с врачом.»

    Задание. 1.Расскажите, что вызвало прилив злобы у Мерцалова? 2.Проследите как за время разговора со стариком менялось душевное состояние главы семьи.

    3.Почему незнакомый старик выслушал рассказ Мерцалова?

    4.Назовите ключевые слова.

    5. Составьте ассоциативную таблицу к слову счастье.

    Группа 5.

    Задание. 1.Расскажите о посещении семьи доктором- стариком, что изменилось в жизни этой семьи?

    2.Почему доктор не назвал своего имени?

    4.Опишите грани характера чудесного доктора.

    Примерные ответы учащихся.

    Группа 1 . Ассоциативна цепочка. Рождество- звезда- радость- счастье- чудо- добро- свет- обряды- традиции и.т.д. Автор использует тут принцип контраста.

    Группа 2. Какую библейскую заповедь забыл швейцар и мальчики не выполнили поручение матери: «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы относились к тебе.» Этот человек забыл о милосердии.

    Группа 3. Автор использует тут принцип контраста- противопоставления. Царская, волшебная, спокойная природа в этот день и нищенское существование семьи Мерцаловых.

    Группа 4 .

    Группа 5. Грани характера чудесного доктора:

    Д- душевный

    О- общительный

    К- коммуникабельный

    Т- терпеливый

    О- организатор

    Р- решительный

      Составление плана к устному рассказу о докторе.

    1. Появление героя.

    2. Портрет.

    3. Поступки доктора.

    4. Особенности речи.

    5. Характер героя.

    На самом деле это не выдуманная история о докторе Н.И. Пирогове. Домашним заданием будет написать сообщение о нем.

      Итоговые вопросы.

    1. Этот рассказ запомнился вам. Чем?

    2. Какие слова стали ключевыми на уроке? (Добро, человечность, милосердие, сострадание)

    3. Актуальны ли вопросы, поднимаемые в рассказе, сейчас, ведь написан он очень давно, в 19 веке.

    4. Как вы думаете о чем писала мать в письме?

    5. Какие еще попытки, кроме работы предпринимал отце? (Просил милостыню)

    6. Отец никого не хотел видеть, как старик в общественном саду смог его расположить к себе:

    а) приподнял шляпу- поприветствовал;

    б) попросил разрешения присесть;

    в) заговорил первым мягким, ласковым голосом;

    г) не ответил на «прилив отчаянной злобы».

    7. Почему так отчаянно плакали мальчики? (Долго не возвращался отец, мать лежала долго, не шевелилась рядом с сестрой которая была больна)

    8. Как автор помогает нам сильнее ощутить трагедию обездоленных людей? (Противопоставляют героев, их семью миру сытых и равнодушных людей. А на фоне их благополучия одних виднее бедность других. Автор использует принцип контраста.)

    9. Как же прожить в этом сложном мире? Что советует нам автор? (Работа с эпиграфом.)

    10. Какие вы знаете поговорки о жизни?

    1. Мир не без добрых людей.

    2. Жизнь прожить- не поле перейти.

    3. Береги платье снову, а честь смолоду.

    4. Как проживешь, так и прослывешь.

    5. Доброму Саве добрая слава.

    6. Добро век не забывается.

    7. Жизнь дана на добрые дела.

    11. Как А.И. Куприн заканчивает рассказ? Какие слова передают огромную благодарность семьи чудесному доктору? (Один из мальчиков Григорий, став взрослым «занимал крупный пост в одном из банков, сказал «Просто чудо совершил этот святой человек»)

    12. Один известный писатель сказал, что красота спасет мир, а как вы думаете?

    7. Литературная минутка. Давайте послушаем учеников которые прочитав рассказ сами подобрали стихотворения, раскрывающие темы произведения, изучаемого на уроке.

    Есть люди-улыбки и люди-сердца,

    А значит, наверное, все еще будет.

    Нам надо лишь жить от души, до конца,

    А знаешь, есть в мире хорошие люди:

    Есть люди-открытки с открытой душой.

    И только они знают тайну о чуде.

    Их мало, а мир бесконечно большой!!!

    Но важно Счастье видеть всюду,

    Смотря в глаза, как в зеркала.

    Ту душу, что всегда светла…

    Не жалейте сердца.
    Не таите доброты и нежности своей,
    Не своих прозрений и открытий
    Не таите в жизни от людей.
    Жизнь – она всегда сплошные муки.
    По земле, идя одной тропой,
    Щедрый на любовь живет богато,
    До могилы бедствует скупой.
    Торопитесь все отдать при жизни,
    И на помощь вовремя прийти,
    Делом добрым, словом добрым,

    8.Рефлексия. Я узнал… Я думаю… Я понял… и.т.д.

    9. Домашнее задание.

    1. Составьте письменную характеристику доктора.

    2. Подготовьте пересказ рассказа.

    Индивидуальные задания.

    1. Подготовьте сообщение о Н.И. Пирогове.

    2. Есть ли в домашней библиотеке другие книги с рождественскими рассказами. Сделаем выставку книг.

    3. По желанию нарисовать иллюстрацию, подготовиться к презентации и защите.

    Презентация к уроку