Системный подход и его развитие. Каналы коммуникации. Значение системного подхода в управлении

Методы решения задач на основе системного подхода в той или иной степени применяются уже в течение длительного времени. Однако лишь в течение последних десятилетий их применение во всех сферах производства и государственного управления стало действительно повсеместным. В понятие «системного подхода» вкладывается следующее содержание: точная формулировка требований, предъявляемых к решению задачи; наличие математического аппарата для ее исследования и набора критериев для оценки качества возможных решений. В простейшем случае применения системного подхода к задаче не обязательно детальное знание физических элементов, необходимых для реализации найденного решения.

Например, английский математик Чарльз Бэббидж сформулировал все принципы работы современных вычислительных машин, пользуясь логическим методом, который по существу представлял собой реализацию системного подхода к решению задачи. Однако идея аналитической машины Бэббиджа получила практическое воплощение лишь в конце 40-х годов XX в., когда началось бурное развитие электронных вычислительных машин, а полностью его идеи были осуществлены еще спустя 15 лет после изобретения транзистора. Этот пример не означает, что системный подход возможен только при решении отвлеченных логических задач. Он показывает лишь, что степень абстрактности полностью зависит от ограничений , наложенных на задачу. Для Бэббиджа такими ограничениями были лишь те, которые он видел как математик.

Значительная абстрактность в управлении производством обусловливает актуальность применения методов системного подхода в управлении, что и обусловило выбор темы курсовой работы, целью которой является анализ места и роли системного подхода в управлении. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

    раскрыто понятие и сущность системного подхода;

  1. проанализирована эволюция системного подхода;

  2. охарактеризована организация с позиций системного подхода к управлению;

  3. проанализированы возможности применения и эффективность системного подхода в управлении.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Системный подход и его эволюция


1.1 Понятие и сущность системного подхода

Изначальный недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том , что они сосредоточивают внимание только на каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

Системные концепции

Теория систем была впервые применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход – это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих – это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, определим сначала, что такое система.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого 1 .
Все организации являются системами. Поскольку люди являются , в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами . Точно так же, как и в биологическом организме, в организации части ее взаимосвязаны.

Существуют два основных вида систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей системы . Часы – знакомый пример закрытой системы.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой . Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой проницаемые границы системы. Такая система не является само обеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов , поступающий извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

Крупные составляющие сложный систем, таких как организация, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимосвязаны, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом 2 .

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить , почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления – главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации.

Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют, какое из средств арсенала управления может оказаться успешным.

Сущность системного подхода состоит во взаимосвязанном комплексном изучении сложных объектов как целостных систем с определенными системными целями и и в согласовании целей системы и ее частей подсистем в процессе функционирования.

Системный подход – направление, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта , на выявление разнообразных типов связей в нем и в сведении их в единую теоретическую картину.

Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта , на выявление разнообразных типов связей в нем и в сведение их в единую теоретическую картину. Принципы системного подхода нашли применение в биологии, экологии, психологии, кибернетике, технике, экономике, управлении и др. Системный подход неразрывно связан с материалистической диалектикой, является конкретизацией ее основных принципов 3 .

Системный подход – реализация на практике диалектического метода, который требует рассматривать любые явления в природе и обществе во взаимной обусловленности.

«Системный подход» – подход к исследованию и управлению объектом, который рассматривает его как систему, в которой выделены элементы , внутренние и внешние связи, влияющие на его функционирование, а цели каждого из элементов, формируются исходя из общего предназначения системы.

Ключевые понятия «системного описания»:

· Система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

· Элемент – предел членения системы с точки зрения конкретной задачи.

· Иерархия – абстракция структуры системы с соподчиненными элементами, предназначенная для изучения ее компонент и их влияния на систему в целом.

· Связь – абстракция отношения между элементами (предметами реального мира).

· Развитие – процесс модификации внутренней структуры системы (появление и удаление объектов и связей между ними).

· Подсистема – часть системы, которая изучается и рассматривается самостоятельно и сама обладает системными свойствами.

· Надсистема – система более высокого уровня, частью которой является рассматриваемая система. Сложность системы с большим количеством элементов проявляется в нелинейности, значительном числе степеней свободы, наличии «памяти» и других свойствах, приводящих к слабой предсказуемости поведения системы.

· Система закрытая – система, имеющая жесткие фиксированные границы. Ее действия относительно независимы от внешней среды.
· Система открытая – система постоянно взаимодействующая с внешней средой в каком-либо в каком-либо аспекте: информационном , энергетическом, вещественном и т.д.

· Сложность внешней среды – число факторов, на которые организация обязана реагировать; уровень вариантности каждого фактора.

· Адаптивность системы – это приспосабливаемость системы к изменениям внешних условий с целью достижения какой-либо цели.

· Эргатичность – это свойство систем с трудно формализуемым взаимодействием технологических и человеческих факторов.

· Целеполагающие системы – характеризуются некоторой системой ценностей, на основании которой система сама формирует для себя последовательность целей, уточняемых в зависимости от характера достижения предыдущих.

· Система управления – это множество связанных друг с другом устойчивых контуров саморегулирования системы, являющейся объектом управления 4 .

На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна , то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж и т.п.

Общая характеристика системного подхода

Понятие системного подхода, его принципы и методология

Системный анализ - наиболее конструктивное направление, используемое для практических приложений теории систем к задачам управления. Конструктивность системного анализа связана с тем, что он предлагает методику проведения работ, позволяющую не упустить из рассмотрения существенные факторы, определяющие построение эффективных систем управления в конкретных условиях.

Под принципами понимаются основные, исходные положения, некоторые общие правила познавательной деятельности, которые указывают направление научного познания, но не дают указания на конкретную истину. Это выработанные и исторически обобщенные требования к познавательному процессу, выполняющие важнейшие регулятивные роли в познании. Обоснование принципов – первоначальный этап построения методологической концепции

К важнейшим принципам системного анализа следует отнести принципы элементаризма, всеобщей связи, развития, целостности, системности, оптимальности, иерархии, формализации, нормативности и целеполагания. Системный анализ представляется интегралом данных принципов.

Методологические подходы в системном анализе объединяют совокупность сложившихся в практике аналитической деятельности приемов и способов реализации системной деятельности. Наиболее важными среди них выступают системный, структурно-функциональный, конструктивный, комплексный, ситуационный, инновационный, целевой, деятельностный, морфологический и программно-целевой подходы.

Важнейшей, если не главной частью методологии системного анализа выступают методы. Их арсенал довольно велик. Разнообразны и подходы авторов при их выделении. Но методы системного анализа еще не получили достаточно убедительной классификации в науке.

Системный подход в управлении

2.1 Понятие системного подхода к управлению и его значение

Системный подход к управлению рассматривает организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней средой, предполагает учет влияния всех факторов, воздействующих на нее, и акцентирует внимание на взаимосвязях между ее элементам .

Управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга, они оказывают друг на друга воздействие. Поэтому, если происходят изменения в одном звене организации, то они неизбежно вызывают изменения в остальных, а в конечном итоге организации (системе) в целом.

Итак, системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом необходимо стремиться выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь её целей. Значение системного подхода заключается в том, что в результате менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации Системный подход заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций.

Современный руководитель должен обладать системным мышлением. Системное мышление не только способствует развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделяется интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и важности систем информации), но и обеспечивает разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля.

Таким образом, системный подход позволяет комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это помогает анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявляя характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях системы управления.

2.2 Структура системы с управлением

Система с управлением включает три подсистемы (рис. 2.1): управляющую систему, объект управления и систему связи . Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими. К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы. Управляющая система совместно с системой связи образует систему управления.

Основным элементом организационно- технических систем управления является лицо, принимающее решение (ЛПР) - индивидуум или группа индивидуумов, имеющих право принимать окончательные решения по выбору одного из нескольких управляющих воздействий.

Рис. 2.1. Система с управлением

Основными группами функций системы управления (СУ) являются:

· функции принятия решений - функции преобразования содержания;

· информации ;

· рутинные функции обработки информации ;

· функции обмена информацией .

Функции принятия решений выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации действий).

Функции охватывают учет, контроль, хранение, поиск,

отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации.

Группа функций связана с доведением выработанных воздействий до объекта управления (ОУ) и обменом информацией между ЛПР (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).

2.3 Пути совершенствования систем с управлением

Совершенствование систем с управлением сводится к сокращению длительности цикла управления и повышению качества управляющих воздействий (решений). Эти требования носят противоречивый характер. При заданной производительности СУ сокращение длительности цикла управления приводит к необходимости уменьшения количества перерабатываемой информации, а, следовательно, к снижению качества решений.

Одновременное удовлетворение требований возможно лишь при условии, что будет повышена производительность управляющей системы (УС) и системы связи (СС) по передаче и переработке информации, причем повышение производительности

обоих элементов должно быть согласованным. Это исходное положение для решения вопросов по совершенствованию управления.

Основными путями совершенствования систем с управлением являются следующие.

1. Оптимизация численности управленческого персонала.

2. Использование новых способов организации работы СУ.

3. Применение новых методов решения управленческих задач.

4. Изменение структуры СУ.

5. Перераспределение функций и задач в УС.

6. Механизация управленческого труда.

7. Автоматизация.

Рассмотрим кратко каждый из этих путей:

1. Управляющая система - это прежде всего люди. Самый естественный путь, позволяющий поднять производительность, - разумное увеличение числа людей.

2. Организация работы управленческого персонала должна постоянно совершенствоваться.

3. Путь применения новых методов решения управленческих задач носит несколько односторонний характер, так как в большинстве случаев направлен на получение более качественных решений и требует увеличения времени.

4. При усложнении ОУ, как правило, производится замена простой структуры УС на более сложную, чаще всего иерархического типа, при упрощении ОУ - наоборот. Изменением структуры считается и введение обратной связи в систему. В результате перехода к более сложной структуре функции управления распределяются между большим числом элементов УС и производительность СУ повышается.

5. Если подчиненные УС могут решать самостоятельно лишь очень ограниченный круг задач, то, следовательно, центральный управляющий орган будет перегружен, и наоборот. Необходим оптимальный компромисс между централизацией и децентрализацией. Решить эту проблему раз и навсегда невозможно, так как функции и задачи управления в системах непрерывно изменяются.

6. Поскольку информация всегда требует определенного материального носителя, на котором она фиксируется, хранится и передается, то, очевидно, необходимы физические действия по обеспечению информационного процесса в СУ. Использование различных средств механизации позволяет значительно повысить эффективность этой стороны управления. К средствам механизации относятся средства для выполнения вычислительных работ, передачи сигналов и команд, документирования информации и размножения документов. В частности, использование ПЭВМ в качестве пишущей машинки относится к механизации, а не к автоматизации

управления.

7. Сущность автоматизации заключается в использовании

ЭВМ для усиления интеллектуальных возможностей ЛПР.

Все рассмотренные ранее пути ведут так или иначе к повышению производительности УС и СС, но, что принципиально, не повышают производительность умственного труда. В этом заключается их ограниченность.

2.4 Правила применения системного подхода в управлении

Системный подход в менеджменте основан на глубоких исследованиях причинных связей и закономерностей развития социально-экономических процессов. А так как существуют связи и закономерности, значит существуют и определенные правила. Рассмотрим основные правила применения системного в управлении.

Правило 1. Не компоненты сами по себе составляют суть целого (системы), а наоборот, целое как первичное порождает при своем членении или формировании компоненты системы, - это основной принцип системы.

Пример. Фирма как сложная открытая социально-экономическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных отделов и производственных подразделений. Сначала следует рассматривать фирму как целое, ее свойства и связи с внешней средой и только потом - компоненты фирмы. Фирма как целое существует не потому, что в ней работает, допустим, лекальщик, а, наоборот, лекальщик работает потому, что функционирует фирма. В малых, простых системах могут быть исключения: система функционирует благодаря исключительному компоненту.

Правило 2 . Количество компонентов системы, определяющих ее размер, должно быть минимальным, но достаточным для реализации целей системы. Структура, например, производственной системы представляет собой сочетание организационной и производственной структур.

Правило 3 . Структура системы должна быть гибкой, с наименьшим числом жестких связей, способной быстро переналаживаться на выполнение новых задач, оказание новых услуг и т. п. Мобильность системы является одним из условий быстрого приспособления (адаптации) ее к требованиям рынка.

Правило 4 . Структура системы должна быть такой, чтобы изменения в связях компонентов системы оказывали минимальное влияние на функционирование системы. Для этого следует обосновывать уровень делегирования полномочий субъектами управления, обеспечивать оптимальную самостоятельность и независимость объектов управления в социально-экономических и производственных системах.

Правило 5 . В условиях развития глобальной конкуренции и международной интеграции следует стремиться к росту степени открытости системы при условии обеспечения ее экономической, технической, информационной, правовой безопасности.

Правило 6. Для повышения обоснованности инвестиций в инновационные и другие проекты следует изучать доминантные (преобладающие, наиболее сильные) и рецессивные признаки системы и вкладывать средства в развитие первых, наиболее эффективных.

Правило 7. При формировании миссии и целей системы следует отдавать приоритет интересам системы более высокого уровня как гарантии решения глобальных проблем.

Правило 8. Из всех показателей качества систем приоритет следует отдавать их надежности как совокупности проявляющихся свойств безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Правило 9 . Эффективность и перспективность системы достигается оптимизацией ее целей, структуры, системы менеджмента и других параметров. Поэтому стратегию функционирования и развития системы следует формировать на основе оптимизационных моделей.

Правило 10 . При формулировании целей системы следует учитывать неопределенность информационного обеспечения. Вероятностный характер ситуаций и информации на стадии прогнозирования целей снижает реальную эффективность инноваций.

Правило 11 . При формулировании стратегии системы следует помнить, что цели системы и ее компонентов в смысловом и количественном значениях, как правило, не совпадают. Однако все компоненты должны выполнять конкретную задачу по достижению цели системы. Если без какого-либо компонента можно достичь цели системы, значит, этот компонент лишний, надуманный или это результат некачественной структуризации системы. Это проявление свойства эмерджентности системы.

Правило 12 . При построении структуры системы и организации ее функционирования следует учитывать, что практически все процессы непрерывны и взаимообусловлены. Система функционирует и развивается на основе противоречий, конкуренции, многообразия форм функционирования и развития, способности системы к обучению. Система существует, пока функционирует.

Правило 13. При формировании стратегии системы следует обеспечивать альтернативность путей ее функционирования и развития на основе прогнозирования различных ситуаций. Наиболее непредсказуемые фрагменты стратегии следует планировать по нескольким вариантам, учитывающим различные ситуации.

Правило 14. При организации функционирования системы следует учитывать, что ее эффективность не равна сумме эффективностей функционирования подсистем (компонентов). При взаимодействии компонентов возникает положительный (дополнительный) или отрицательный эффект синергии. Для получения положительного эффекта синергии необходимо иметь высокий уровень организованности (низкую энтропию) системы.

Правило 15. В условиях быстро меняющихся параметров внешней среды система должна быть способной оперативно адаптироваться к этим изменениям. Важнейшими инструментами повышения адаптивности функционирования системы (компании) являются стратегическая сегментация рынка и проектирование товаров и технологий на принципах стандартизации и агрегатирования.

Правило 16. Единственным путем развития организационно-экономических и производственных систем является инновационный. Внедрение новшеств (в форме патентов, ноу-хау, результатов НИОКР и т.д.) в области новых товаров, технологий, методов организации производства, менеджмента и др. служит фактором развития общества.

3. Пример применения системного анализа в управлении

К управляющему большим административным зданием все возрастающим потоком поступали жалобы от работавших в этом здании служащих. В жалобах указывалось, что приходится слишком долго ждать лифта. Управляющий обратился за помощью к фирме, специализирующейся на подъемных системах. Инженеры этой фирмы провели хронометраж, показавший, что жалобы вполне обоснованы. Было установлено, что среднее время ожидания лифта превышает принятые нормы. Эксперты сообщили управляющему, что имеются три возможных способа решения задачи: увеличение числа лифтов, замена существующих лифтов быстроходными и введение специального режима работы лифтов, т.е. перевод каждого лифта на обслуживание только определенных этажей. Управляющий попросил фирму оценить все эти альтернативы и представить ему сметы предполагаемых затрат для реализации каждого из вариантов.

Через некоторое время фирма выполнила эту просьбу. Оказалось, что для реализации первых двух вариантов требуются затраты, которые, с точки зрения управляющего, не оправдывались доходом, приносимым зданием, а третий вариант, как выяснилось, не обеспечивало достаточного сокращения времени ожидания. Управляющий не был удовлетворен ни одним из этих предложений. Он отложил дальнейшие переговоры с этой фирмой на некоторое время, чтобы обдумать все варианты и принять решение.

Когда руководитель сталкивается с проблемой, кажущейся ему неразрешимой, он часто считает нужным обсудить ее с некоторыми своими подчиненными. В группу сотрудников, к которым обратился наш управляющий, входил один молодой психолог, работавший в отделе найма персонала, обслуживающего и ремонтировавшего это большое здание. Когда управляющий изложил собравшимся сотрудникам суть проблемы, этот молодой человек очень удивился самой ее постановке. Он сказал, что не может понять, почему служащие, которые, как известно, каждый день бесполезно теряют много рабочего времени, недовольны тем, что им приходится ждать лифта какие-то минуты. Не успел он высказать свое сомнение, как у него мелькнула мысль, что он нашел объяснение. Хотя служащие нередко бесполезно растрачивают свои рабочие часы, они в это время заняты чем-то хотя и непроизводительным, но зато приятным. А вот ожидая лифт, они просто томятся от безделья. При этой догадке лицо молодого психолога засветилось, и он выпалил свое предложение. Управляющий принял его, и спустя несколько дней проблема была решена при самых минимальных затратах. Психолог предложил повесить на каждом этаже у лифта большие зеркала. Эти зеркала, естественно, дали занятие ожидающим лифт женщинам, но перестали скучать и мужчины, которые теперь были поглощены разглядыванием женщин, делая вид, что не обращают на них никакого внимания.

Не важно, насколько достоверна эта история, но мысль, которую она иллюстрирует, чрезвычайно важна, Психолог рассматривал точно ту же проблему, что и инженеры, но он подошел к ней с других позиций, определяемых полученным образованием и интересами. В данном случае подход психолога оказался наиболее эффективным. Очевидно, что проблема была решена за счет изменения поставленной цели, которая же свелась не к сокращению времени ожидания, а к созданию впечатления, что оно стало меньше.

Таким образом, мы нуждаемся в упрощении систем, операций, процедур принятия решений и пр. Но этой простоты не так-то легко достичь. Это труднейшая задача. Старое высказывание: «Я пишу вам длинное письмо, так как у меня нет времени сделать его коротким», может быть перефразировано: «Я делаю это сложным, так как не знаю, как это сделать простым».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кратко рассмотрен системный подход, его основные особенности, а также его основные особенности применительно к управлению.

В работе охарактеризованы структура, пути совершенствования, правила применения системного подхода и некоторые другие аспекты, встречающиеся при осуществлении управления системами, организациями, предприятиями, создании систем управления различного назначения.

Применение теории систем к управлению позволяет руководителю «увидеть» организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром.

Ценность системного подхода для управления любой организации включает в себя два аспекта работы руководителя. Во-первых - это стремление добиться суммарной эффективности работы всей организации и не допустить, чтобы частные интересы какого-либо одного элемента организации повредили общему успеху. Во-вторых - необходимость добиваться этого в условиях организационной среды, которая всегда создает противоречащие друг другу цели.

Расширение применения системного подхода при принятии управленческих решений будет способствует повышению эффективности функционирования экономических и социальных всевозможных объектов.

Аппарат исследования, наблюдения в экономике, как и в любой другой науке, представлен собственным кругом понятий (понятийным аппаратом), собственным инструментарием, собственной особой мерой всех объектов.

Метод, как приложение аппарата к объектам исследования, распадается на конкретные приемы – элементы метода: 1) наблюдение интересов лиц и объектов в статике и динамике; 2) классификация объектов – имущественных и отношений; 3) систематизация объектов в балансовой статике (имущества и отношений по поводу имущества); 4) наблюдение и регистрация динамики процессов производства, обмена и распределения благ-стоимостей; 5) аналитическое наблюдение процессов; 6) логические построения, выведение общностей – экономических закономерностей; 7) знаковая формализация взаимосвязей и взаимозависимостей между явлениями и элементами экономической системы; 8) экономическое моделирование (планирование, прогнозирование) и анализ, эксперимент .

Известно, что научная теория должна развиваться несколькими путями: во-первых, опираясь на ранее выявленные истины, логически выводить новые закономерности, то есть строить научные гипотезы; во-вторых, в результате анализа эмпирических данных, эксперимента; в-третьих, критикуя неправильные теоретические положения или заблуждения. Все перечисленные направления тесно взаимосвязаны, равнозначны и равноценны.

В экономической жизни происходят постоянные изменения, которые должным образом отражаются в новых теориях и взглядах. Новые закономерности дают жизнь теориям, которые в какой-то степени либо отрицают уже сложившиеся взгляды, либо используют ранее наработанный материал в качестве базиса для дальнейших исследований. В настоящее время развитие экономического знания рассматривается как результат конкуренции научных идей, который ведет к росту альтернативных воззрений, и, следовательно, к применению различных методов исследования.

Эмпирический анализ является базовым для большинства наук. Начиная с исследования единичных событий, обобщая наработанный опыт, исследователь создает собственную гипотезу, рассматривая закономерности от частного и отдельного к более общему. Данный метод приближает экономическую науку к естественным, но в то же время делает исследование более специализированным. Современная экономика требует несколько иных подходов и методов.

Все шире применяются методологические принципы исследования, которые позволяют глубже понять экономическую систему как развивающийся и изменяющийся объект, ее единство и качественное разнообразие одновременно. Например, принцип методологического плюрализма позволяет рассмотреть различные экономические теории и концепции под углом зрения преодоления их соперничества и одновременного сохранения и использования, накопленных в них и выдержавших проверку временем, знаний. Принцип методологического релятивизма рассматривает ограниченность знания в каждый конкретный момент, что позволяет анализировать экономическую систему как складывающуюся целостность, акцентировать внимание на противоречивости и изменчивости данного процесса. Методологический принцип рефлексивности (отражения) позволяет отследить многообразные взаимодействия и взаимовлияния друг на друга всех хозяйствующих субъектов (как государственных, так и негосударственных), их реакции, формирование предпочтений и интересов, приспособление и т.п. Методологический принцип единства уровней (микро-, мезо-, макро-, мега) научного познания акцентирует внимание на сложных взаимосвязях между элементами разных экономических уровней .

Правилом современного научного поиска является рассмотрение объектов и процессов как систем, т.е. во всей совокупности составляющих их компонентов, связей и отношений, включая отношения с окружающей средой. Системный метод используется для анализа любых систем, независимо от их характера и содержания, от их принадлежности к природе, обществу или искусственным техническим конструкциям.

Впервые идея системного подхода была сформулирована русским ученым А.А. Богдановым в 1912-1928 гг. в работе «Всеобщая организационная наука». Позже в середине 30-х гг. эта идея была возрождена Л. фон Берталанфи в работе «Общая теория систем». Системные исследования представляют собой совокупность научных и технических теорий, концепций и методов, в которых объект исследования или моделирования рассматривается как система.

Под социально-экономической системой можно понимать сложную вероятностную динамическую систему, охватывающую процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных и других благ. Она относится к классу кибернетических систем, т.е. систем управляемых.

Система – совокупность или комбинация взаимосвязанных элементов или частей, образующих комплексное единое целое и определенным образом взаимодействующих для решения заданной цели. Исследуемое множество элементов можно рассматривать как систему, если выявлены следующие четыре признака:

Целостность системы, т.е. принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;

Наличие цели и критерия исследования данного множества элементов;

Наличие более крупной, внешней по отношению к данной, системы, называемой «средой»;

Возможность выделения в данной системе взаимосвязанных частей (подсистем) .

Характеристиками системы являются упорядоченная целостность, стабилизация, самоорганизация и иерархия.

Упорядоченная целостность есть результат динамического взаимодействия составных частей (элементов) системы. Это основополагающая характеристика самой системы, так как последняя представляет собой иное качество, нежели просто сумма ее отдельных элементов. Поведение системы не может быть предсказано на основе наблюдения за ее изолированными частями.

Самостабилизирующаяся система достигает динамического баланса между своими внутренними, фиксированными ограничениями и внешними силами окружающей среды, которые пытаются возмутить ее устойчивое состояние. Самостабилизирующаяся система должна приспосабливаться к потоку возмущений из внешней среды, которые в определенный момент могут стать необходимым фактором развития.

Самоорганизующаяся система может реорганизовать свои внутренние ограничения, а не просто адаптироваться к потоку возмущения из внешней среды. Самоорганизация выражается в новых устойчивых состояниях, которые менее поддаются возмущениям, чем предыдущие. Самоорганизующиеся системы эволюционируют в более сложные и более жизнеспособные. Управляемая самоорганизация реализуется через системный комплекс непрерывных нововведений разных видов. Постоянный, управляемый инновационный процесс есть следствие, реакция системы на возмущения.

Теория систем представляет концептуальную основу для построения новой методологии, которая позволяет рассматривать систему и ее проблемы в терминах взаимосвязанной иерархии. Эта методология также предлагает средства для установления, упорядочения приоритетов и измерения интенсивности взаимодействия компонентов, описывающих структуры системы иерархии .

Основная задача концепции системного подхода состоит в том, чтобы, опираясь на понимание системы как комплекса взаимосвязанных элементов (частей), найти совокупность законов и принципов, объясняющих поведение, функционирование и развитие систем различных классов.

Понятие системы, как «совокупности взаимодействующих частей», впервые было применено в биологии для описания процессов обмена между живым организмом и окружающей средой (теория открытых систем Л. фон Берталанфи). С рождением кибернетики системное исследование получило развитие в трудах Н. Винера, У. Эшби, О. Ланге. Системный подход позволяет исследовать целое и целостность, и в тоже время рассмотреть отдельные элементы системы в их взаимосвязи и взаимозависимости. Большинство специалистов в области общей теории систем рассматривают ее как своеобразную метатеорию, обобщающую выработанные различными областями науки (включая системный анализ и системный подход) знания о системах; как теорию, которая занимается исследованием системных теорий, выступая в качестве науки о системах любых типов .

Системный подход можно представить в совокупности принципов, которым необходимо следовать и которые отражают как содержание, так и особенность системного подхода. Их часто считают ядром методологии. Известно около двух десятков таких принципов, но наиболее распространенными и известными являются следующие.

1. Принцип целостности, который заключается в выделении объекта исследования целостным образованием, т.е. ограничении его от других явлений, от среды.

2. Принцип совместимости элементов целого. Целое только тогда может существовать в качестве целого, когда совместимы между собой составляющие его элементы.

3. Принцип функционально-структурного строения целого. Этот принцип заключается в том, что при исследовании систем управления необходимо анализировать и определять функциональное строение системы, т.е. видеть не только элементы и их связи, но и функциональное содержание каждого из этих элементов.

4. Принцип развития. Любая система, которая является объектом исследования, находится на определенном уровне и этапе развития. Все ее характеристики определяются особенностями уровня и этапа развития.

5. Принцип лабиализации функций. Оценивая развитие системы, нельзя исключать возможность изменения ее общих функций, приобретения новых функций целостности, при относительной стабильности внутренних, т.е.

Их состава и структуры.

6. Принцип полифункциональности. В системе управления могут быть функции полифункционального назначения. Это функции, соединенные по определенному признаку, для получения какого-либо специального эффекта.

7. принцип интерактивности. Любое исследование является процессом, предполагающим определенную последовательность операций, использования методов оценки результатов предварительных, промежуточных и конечных.

8. Принцип вероятностных оценок. В связи с тем, что многие связи и отношения имеют объективно вероятностный характер, исследование управления должно быть ориентировано на вероятностные оценки. Это означает широкое использование методов статистического анализа, методик расчета вероятности, нормативных оценок, гибкого моделирования и пр.

9. Принцип вариантности. Этот принцип вытекает из принципа вероятности. Сочетание вероятностей дает различные варианты отражения и понимания действительности. Каждый из таких вариантов может и должен быть в фокусе внимания исследования .

Следует отметить, что принципы системности будут эффективны только тогда, когда они сами учитываются и используются системно, во всей своей взаимосвязи и взаимозависимости, поскольку использование приведенных принципов без учета их связи, субординации и комплексности не дает системности исследования. Общий принцип системности гласит: максимальная эффективность функционирования частей системы не приводит к максимальной эффективности системы в целом .

Наука о системах особое внимание уделяет исследованию целого и целостного в противовес поэлементному, редукционистскому подходу. метод редукционизма появился и обосновался в естественных науках. Суть его состоит в том, что сложное явление нужно разделить на элементы. Изучив их свойства и взаимодействия, затем определить и черты всей системы в целом. То есть из свойств частей выводятся свойства целого. Естественные науки на этом пути пришли к выдающимся достижениям.

В дальнейшем было доказано, что в системе свойства целого не есть сумма свойств ее элементов, что ее свойства не выводятся логически. Система потому и система, что она есть нечто большее, чем сумма входящих в нее элементов. Из системы не всегда можно выделить какой-то элемент, часть, объект. Его можно изучить только во взаимодействии с другими элементами. Эти взаимодействия несут в себе информацию об элементах системы. Если нет взаимодействий, то нет и информации. В других случаях один и тот же объект участвует в разных системах, вступая с ними во взаимодействия. Поэтому он представляется по-разному.

Множество систем, существующих в мире, можно классифицировать в зависимости от ряда признаков: происхождению, объективности существования, взаимодействию с окружающей средой, действию во времени, обусловленности действия, степени сложности. Системы могут быть классифицированы также в зависимости от конкретных целей и решаемых задач, а также проводимых исследований, возникающих на практике в конкретных ситуациях.

Обычно системы классифицируют по следующим критериям: степени сложности, ее детерминированности, характеру взаимодействия со средой.

По степени сложности выделяют простые, сложные, сверхсложные системы. К простым относятся системы, имеющие простую структуру и легко поддающиеся математическому описанию. Сложными являются системы, имеющие много внутренних связей и сложное математическое описание. Сверхсложными принято называть системы, сущность взаимосвязей которых не вполне понятна. Такие системы не поддаются математическому описанию.

Экономические системы являются сложными, нелинейными системами. И подход к ним как к простым системам, о которых можно получить достаточно исчерпывающую информацию, неприменим. Лауреат Нобелевской премии И. Пригожин, занимающийся именно такими системами с точки зрения математики и математического моделирования, пишет о необходимости четко разграничивать системы разного типа в анализе: «Именно простые системы являются тем частным случаем, в котором становится достижимым идеал исчерпывающего описания. Знание закона эволюции простых систем позволяет располагать всей полнотой информации о них, т.е. по любому мгновенному состоянию системы однозначно предсказывать ее будущее и восстанавливать прошлое… Предельный переход от нашего знания к идеальному описанию, подразумевающему бесконечную точность, не составлял особого труда и не мог привести к каким-либо неожиданностям. Ныне же при рассмотрении неустойчивых динамических систем проблема предельного перехода приобретает решающее значение: только бесконечно точное описание, подразумевающее, что все знаки бесконечного десятичного разложения чисел, задающих мгновенное состояние системы, известны, могло бы позволить отказаться от рассмотрения поведения системы в терминах случайности и восстановить идеал детерминистического динамического закона» .

Применительно к экономическим явлениям следует иметь в виду то, что требуется их описание вербальное, математическое и графическое. Невозможно экономические явления, относящиеся к системам высшей категории сложности, познать только при помощи одного языка. Математические методы являются инструментом количественного и символического нахождения алгоритмов функционирования экономических систем. Поэтому неправильно чрезмерно опираться на один из подходов. Кроме того, не существует убедительных математических моделей для целого ряда экономических явлений.

По второму критерию системы делятся на детерминированные и вероятностные. Если в процессе взаимодействий последовательность событий задана однозначно, то такие системы называют детерминированными. В вероятностных системах последовательность событий строго не детерминирована, носит вероятностный характер.

По характеру взаимодействия со средой разделяют два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет фиксированные границы и может функционировать относительно независимо от окружающей среды. Открытая же система, наоборот, не может функционировать без взаимодействия с внешней средой. Она не является самообеспечивающейся, кроме того, такая система имеет способность приспосабливаться, ибо для продолжения функционирования необходимо адекватно реагировать на изменения окружающей среды.

Сравнивая системы, существующие в природе (естественные системы) и системы, созданные человеком, мы можем заметить, что их существенное отличие, в первую очередь, заключается в реакции на внешние изменения.

Для первого вида систем свойственны такие характеристики, как устойчивость относительно внешних воздействий, самообновляемость, возможность к самоусложнению, росту, развитию, согласованность всех составных частей.

Для второго вида систем характерно резкое ухудшение функционирования даже при сравнительно небольших изменениях внешних воздействий или ошибках в управлении. Для благополучного функционирования этих систем необходимо заимствование опыта построения организации, накопленного природой, и использование его в экономической деятельности с учетом множества различных, разнообразных по величине и направления действия факторов внешней и внутренней сред производственной системы. На современном уровне знания это предмет синергетики.

Одна из задач синергетики – выяснение законов возникновения, построения, упорядоченности организации. В отличие от кибернетики, в этом случае акцент делается не на процесс управления и обмена информацией, а на принципы возникновения, построения организации, ее развития и самоусложнения.

Одним из важнейших параметров любой системы следует считать ее назначение (функциональность). При таком подходе главное внимание при исследовании систем должно быть обращено на ту функцию, ради которой система создается.

Функциональным системам должны соответствовать функциональные структуры, которые характеризуются своими элементами. В целях диссертационного исследования наиболее важную роль играет «экономическая система».

Экономическая система является функциональной системой общества, в которой осуществляются производство, распределение, обмен и потребление многообразных благ и услуг. Она необычайно сложна по составу элементов и структуре и включает разнообразные технические, биологические, производственные системы, которые сами по себе также очень сложны. Отличительной особенностью экономической системы является участие в ней человека как пользователя и ресурса труда, носителя и преобразователя информации. В то же время человек стоит над экономической системой, определяя цель ее функционирования, задает цель каждой из подсистем экономической системы.

Экономическая система – это динамическая система, в рамках которой возможно появление новых структур и звеньев, могут изменяться внешние и внутренние условия и параметры, трансформироваться взаимосвязи и взаимоотношения структур и элементов системы.

Объяснение постоянных изменений экономической жизни только как переход от одного состояния равновесия к другому, как это делают большинство современных экономических теорий, включая теории экономического роста, с нашей точки зрения, представляется не совсем верным. Правильнее было бы говорить об эволюции экономических систем и их развитии как частном случае позитивного движения - устойчивости, а не о росте и стремлении к равновесию.

Еще по теме 1.1 Системный подход в экономическом анализе:

  1. Системность в комплексном экономическом анализе как фундаментальная база его проведения
  2. Процедуры системного подхода и его преимущества по сравнению с моноаспектным и комплексным подходами
  3. 17. Понятие методики экономического анализа и организационно-методический подход к его проведению
  4. § 3 Системный подход к тактическим приемам, применяемым в процессе защиты несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право -

Дисциплина «Основы системного анализа»
Лекция 1. Системный подход и
системный анализ как основа
системных исследований
ВОПРОСЫ:
1.Основные определения понятия «системный анализ».
Общее и различия в понятиях анализ и системный анализ
2.Элементы теории системного анализа
3.Структура системообразующих понятий системного анализа
4.Отличительные
признаки
системного
анализа
как
инструмента исследования
5. Системный подход как инструмент исследованияОСНОВНАЯ:
Макрусев В.В. Системный анализ в таможенном деле:
учебник (электронный ресурс Университетской библиотеки). М., Берлин: Директ-Медиа, 2015., стр.56-100
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
Макрусев В.В. Основы системного анализа: учебник. – М.:
Изд-во Российской таможенной академии, 2010, стр. 50-71
Макрусев
В.В. Таможенный
менеджмент:
учебник
(электронный ресурс Университетской библиотеки). - М.,
Берлин: Директ-Медиа, 2015.

1.Основные определения понятия «системный анализ». Общее и различия в понятиях анализ и системный анализ

Существуют различные формулировки термина системный анализ (см., например,
определение, данное во введении). Однако все они могут быть сведены к двум.
В первом случае системный анализ - это научное направление, в рамках которого
осуществляется развитие теории систем и методологии системного подхода в
целях постановки и решения слабоструктурированных проблем политического,
социального, экономического, научного и технического характера.
Во втором случае системный анализ - это методология адаптации и применения
системного подхода для решения конкретных научных и прикладных задач
системного характера.
Теория
Теориясистем
системии
системный
системный
подход
подход
РАЗВИТИЕ
Системный
Системный
анализ
анализ
ПРИМЕНЕНИЕ
Иллюстрация взаимосвязи определений системного анализа
Система
Система

Взаимосвязь теории и объекта системного анализа
Системный анализ как
наука
идеи
идеи
теоретические
теоретическиезадачи
задачи
методы
методы
технология
технология
механизмы
использования
накопленных
теоретических
знаний для нужд
ТС
Таможенная служба
как система
многоцелевая
многоцелевая
сложно
сложно
структурированная
структурированная
многопараметрическая
многопараметрическая
эволюционирующая
эволюционирующая
Системный
Системныйанализ
анализтаможенного
таможенногодела
дела

Общее и различия в понятиях анализ и системный анализ

Системный анализ отличается тем, что его
Анализ в целом – это синоним научного
исследования
вообще.
Однако
наиболее
часто
это
понятие
отражает процедуру разделения
(мысленного или реального) объекта
на элементы. При этом анализ
неразрывно связан с синтезом –
соединением элементов в единое
целое,
и,
как
правило,
с
оптимизацией

поиском
оптимальных вариантов разделения
и/или соединения элементов.
основное содержание - это теоретические и
прикладные исследования системных связей и
закономерностей целостности в эволюционирующих
объектах,
проводимые
с
использованием
современных
математических
методов
и
программно-инструментальных средств обработки
информации. Исследования ориентированы на
повышение
эффективности
функционирования,
управления и развития объектов в целом.
ОБЕКТ АНАЛИЗА
ОБЕКТ АНАЛИЗА
ПРИНЯТИЕ СИСТЕМНОГО РЕШЕНИЯ
ЭВОЛЮЦИЯ
ЦЕЛОСТНОСТЬ
ОБЕКТ АНАЛИЗА
ОБЕКТ АНАЛИЗА
КАК СИСТЕМА
КАК СИСТЕМА
СИНТЕЗ
СИНТЕЗ
АНАЛИЗ
АНАЛИЗ
ОПТИМИЗАЦИЯ
ОПТИМИЗАЦИЯ
Взаимосвязь и различие понятий «анализ» и «системный анализ»

2. Элементы теории системного анализа

Объектом системного анализа являются: экологические,
социальные, экономические, технологические, технические и
другие системы, возникающие в них явления и процессы.
Предмет системного анализа – это общесистемные
характеристики сложных систем, возникающих в них явлений и
процессов; закономерности функционирования и развития
систем, причинно-следственные связи взаимодействия их с
окружением.
Системный анализ органически включает все известные
методологические подходы и методы исследования социальноэкономических, организационных и информационно-технических
систем. Он объединяет возможности различных дисциплин исследования операций, кибернетики, теории организаций,
информатики,
искусственного
интеллекта,
экономики,
социологии и многих других.

Спектр подходов и методов, используемых в системном анализе,
достаточно широк. Некоторые из них отражены на рисунке. Здесь по
блокам представлены наиболее перспективные в настоящий момент
подходы и методы. Название каждого блока выделено курсивом. Более
полный состав методов и их содержание рассматриваются в дальнейшем.
Методы
Методыаналогий:
аналогий:
эволюционные
эволюционныевычисления
вычисления
иигенетические
генетическиеалгоритмы
алгоритмы
Семиотический
Семиотическийподход:
подход:
интеллектуальные
интеллектуальныетехнологии
технологии
иисистемы
системы
Эвристическое
Эвристическоепрограммирование:
программирование:
экспертные
системы,
экспертные системы,рейтинговые
рейтинговые
оценки
оценки
СИСТЕМНЫЙ
АНАЛИЗ
Имитационное
Имитационноемоделирование:
моделирование:
традиционный
традиционныйиицелостноцелостноэволюционный
эволюционныйподходы
подходы
Рис. 5. Спектр методологических подходов и методов, применяемых в системном анализе
Аналитические
Аналитические
методы:
методы:
прогнозирование,
прогнозирование,
кластер-анализ,
кластер-анализ,
оптимизация
оптимизация

3. Структура базовых (системообразующих) понятий системного анализа

Базовый постулат системного анализа заключается в том, что функционирующая макросистема – это
развивающийся организм.
Процесс функционирования и развития представляет собой особую форму «движения», теоретически
определяемое соответствующими системообразующими понятиями. Структура базовых понятий
системного анализа отражена на рисунке.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
Количество понимается как наличное
ПРОБЛЕМА, МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ,
СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ
числовое множество элементов
СИСТЕМНОЕ (СТРАТЕГИЧЕСКОЕ)
(компонентов) - составных частей
УПРАВЛЕНИЕ

целого.
ЦЕЛЬ,
КРИТЕ
Качество характеризует целостную
ФАКТОРЫ
РИЙ
нерасчлененную определенность ВНЕШНЕЙ
системы (процесса, явления).
СРЕДЫ
СИСТЕМА
Структура

категория,
СИСТЕМА
Стратегия

Стратегия
РЕЗУЛЬТАТ
НАГРУЗКА
Качество
целенаправленное взаимодействие
Качество
Структура
Структура
элементов (компонентов) системы
Количество
Количество
(процесса,
явления)
в
Элемент
ПАРАЭлемент
пространстве.
ПАРАМЕТРЫ
МЕТРЫ,
НАГРУЗКИ
ПОКАЗА
Стратегия

категория,
ТЕЛИ
характеризующая распределение и
взаимодействие
элементов
ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
(компонентов) системы (процесса,
ПРОБЛЕМА, МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ,
явления)
во
времени,
или
СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ
программа целевого развития
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
системы (процесса, явления) как
СИСТЕМЫ
целого.

Процесс качественных изменений в системе осуществляется по определенным
законам:
Законы функционирования (деятельности) – законы характеризующие
внутреннюю связь элементов системы, условия сохранения целостности и
относительной устойчивости ее материальной структуры в процессе непрерывных
изменений.
Законы развития – законы, характеризующие определенную
последовательность, ритм, темп качественно-количественных изменений
элементов системы и целенаправленной качественной эволюции системы как
целого.
Развитие

есть
структурно-параметрическая
эволюция
системы,
проистекающая по определенной стратегии (целевой программе) и
сопровождающаяся
изменениями
ее
количественно-качественных
характеристик.
Источником развития сложных систем выступают проблемы – противоречия,
возникающие в процессе функционирования системы при достижении ее
главных целей, и требующие своего системного разрешения.
Решение проблемы, которое приводит к качественно новому состоянию системы
является системным (стратегическим) решением.

10.

Любая система имеет свои предельные границы развития.
Целенаправленные качественные изменения в системе подразумевают
наличие в ней исходного системного качества.
Развитие - есть последовательность мер и шагов по преобразованию
исходного системного качества в требуемое.
Эффективный поиск нового системного качества всегда связан с
управлением процессом развития или системным (стратегическим)
управлением.
Системное (стратегическое) управление в свою очередь включает:
1.
2.
3.
4.
определение явно или неявно выраженной конечной цели системы
планирование последовательности шагов (стратегии) и мер по достижению
цели (программно-целевое планирование)
реализацию плана развития
контроль достижения поставленной цели.
Основная идея системного анализа сводится к обоснованию исходных
1.
2.
позиций для принятия решений посредством:
формирования (формулирования) проблемы путем тщательного изучения всех
существующих
факторов,
как
количественно,
так
и
качественно
характеризующих анализируемую проблему
принятия решений, по преодолению проблемы – принятие решения системного
характера.

11. 4. Отличительные признаки системного анализа как дисциплины

1.
Объектом анализа является система.
2. Система находится в целостной взаимосвязи с окружающей средой
(макросистемой), причем система рассматривается как элемент
макросистемы, выделенной из нее по целям, функциям, структуре и
параметрам динамики эволюции.
3. Цель системного анализа – формирование системы (концепции системы)
и ее стратегии (стратегии ее реализации).
4. Главная системная концепция – это прогрессивная эволюция системы
или адаптивная (оптимальная, рациональная или эффективная) устойчиво
развивающаяся система.
5. Стратегия достижения цели – последовательность действий (алгоритм
или программа), обеспечивающая прогрессивную эволюцию системы.
6. Методологическую основу достижения цели составляет системный и
развиваемый на его основе целостно-эволюционный подходы. Последний
обеспечивает гибкое сочетание традиционных и развивающихся подходов с
учетом целей системных исследований, эволюции анализируемой системы и
ее окружения.

12. 5. Системный подход как инструмент исследования

В основе общего подхода к познанию любого сложного объекта или
процесса лежат: базовые системные идеи, системная концепция
и системный подход.
Базовые системные идеи: целостность и эволюция систем;
определяющая роль внешней среды в эволюционном их развитии
и функционировании; многоуровневый анализ и синтез систем в
условиях целостности.
Системная концепция в самом общем случае отвечает на вопрос:
какую систему мы строим; системный подход – на вопрос: как мы
это делаем.
Главными компонентами системной концепции являются:
цель построения системы (кроме реальных систем);
принципы построения системы;
модель системы и ее системные характеристики;
стратегия достижения цели;
механизм реализации стратегии.

13.

Системный подход - это общенаучная концепция, реализующая философский
принцип системности в принципах и методах решения сложных
междисциплинарных
проблем.
Это
методология
исследования,
проектирования и конструирования объектов как систем. Он способствует
адекватной постановке научных и прикладных проблем, а также выработке
эффективной стратегии их решения.
Основные положения системного подхода:
любой объект – это открытая система, активно взаимодействующая с
внешней средой макросистемой;
эффективность системы определяется не только ее системными качествами,
но и условиями окружающей среды;
элементы системы рассматриваются в их взаимосвязи и в развитии.
На основе системного подхода формируется целостная концепция системного
анализа, представляемая:
философскими основаниями исследования,
теоретическими положениями для определения и формализации объекта или
процесса как системы,
условиями интеграции методов различных научных теорий в структуру
системных исследований и логикой обеспечения целостности и
разносторонности процесса системного анализа от постановки задачи до
получения и анализа результатов ее решения;
системной технологией исследования и реализацией процессов различной
природы или технологией реализации системной концепции.

14. Уровни декомпозиции систем

Методология системного подхода определяет
уровни декомпозиции и процедуры анализа и/или
синтеза систем, удовлетворяющих тем или иным,
заранее сформулированным требованиям.
Отбор удовлетворительных вариантов производится на
каждом рассматриваемом уровне представления
системы (концептуальном, функциональном,
технологическом) поэтапно (отбор структур, параметров,
режимов).
На каждом уровне-этапе действует свой набор
критериев, учитывается своя априорная информация,
которая меняется при переходе от уровня к уровню и от
этапа к этапу, пополняясь за счет промежуточных
системных решений.

15.

Система
целей
ЦЕЛИ
Ф У Н К Ц И И
Системная
концепция
Система
функций
З А Д А Ч И
Функциональная
структура
Комплексы
задач
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Комплексы
инструментальных средств
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Комплексы
технологических процедур
ФИЗИЧЕСКИЕ
С Р Е Д С Т ВА
Технологическая
структура
Физическая
структура
Комплексы
физических
средств
Уровни представления системы и декомпозиции задачи и результатов анализа в системном подходе

16. Методологические процедуры системного подхода

·
Все методологические процедуры системного подхода могут быть сведены
к следующим трем:
1. процедуры, реализующие синтез (анализ) системы от частного к общему;
2. процедуры, реализующие синтез (анализ) системы от общего к частному;
3. процедуры гибридного подхода.
Первый случай связан с первичной разработкой элементов системы, и с
последующим конструированием на их основе обобщенных структур,
решающих главные функциональные задачи системы.
Преимущество такого подхода проявляется в уменьшении риска (ошибок,
неадекватности цели) при построении системы за счет ее постепенного
пошагового развития в соответствии с предъявленными к ней требованиями.
Недостаток подхода - необходимость большого числа проработок,
предшествующих непосредственной разработке системы.
Во втором случае предполагается первоначальная разработка системной
концепции или концептуальной модели. Последующие шаги - это
детализация элементов модели и их взаимосвязей.
Достоинство - строгая логичность процедуры синтеза системы.
Основной недостаток - сложность разработки обобщенных моделей систем,
большая вероятность риска, что система не будет полностью удовлетворять
предъявляемым к ней требованиям.
Гибридный подход предполагает наличие нескольких интерактивных шагов, на
каждом из которых может использоваться один из вышеописанных подходов.

17.

Морфологическая модель системных исследований
СИСТЕМА

Системный подход - направление философии и методологии научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Особенность системного подхода в том, что он ориентирован на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Понятие "системный подход" (от англ. - systems approach) стало широко употребляться в 1960 - 1970 гг., хотя само стремление к рассмотрению объекта исследования как целостной системы возникло еще в античной философии и науке (Платон, Аристотель). Идея системной организации знания, возникшая в античные времена, формируется в средние века и получает наибольшее развитие в немецкой классической философии (Кант, Шеллинг). Классический образец системного исследования - "Капитал" К. Маркса. Воплощенные в нем принципы изучения органичного целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического, выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия, синтез структурно-функциональных и генетических представлений об объекте и т.п.) явились важнейшим компонентом диалектико-материалистической методологии научного познания. Теория эволюции Ч. Дарвина служит ярким образцом применения системного подхода в биологии.

В XX в. системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании. Это связано в первую очередь с изменением типа научных и практических задач. В целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы изучения организации и функционирования сложных саморазвивающихся объектов, границы и состав которых не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Исследование таких объектов - многоуровневых, иерархических, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных, технических - потребовало рассмотрения этих объектов как систем.

Возникает целый ряд научных концепций, для которых характерно использование основных идей системного подхода. Так, в учении В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов - глобальные системы. А. А. Богданов и ряд других исследователей начинают разработку теории организации. Выделение особого класса систем - информационных и управляющих - послужило фундаментом возникновения кибернетики. В биологии системные идеи используются в экологических исследованиях, при изучении высшей нервной деятельности, в анализе биологической организации, в систематике. В экономической науке принципы системного подхода применяются при постановке и решении задач оптимального экономического планирования, которые требуют построения многокомпонентных моделей социальных систем разного уровня. В практике управления идеи системного подхода кристаллизуются в методологических средствах системного анализа.

Таким образом, принципы системного подхода распространяются практически на все сферы научного знания и практики. Параллельно начинается систематическая разработка этих принципов в методологическом плане. Первоначально методологические исследования группировались вокруг задач построения общей теории систем (первая программа ее построения и сам термин были предложены Л. Берталанфи). В начале 1920-х гг. молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определенные системы, обобщив свои взгляды в книге "Современная теория развития" (1929). Он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) ученый перенес общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. В 1969 г. вышла очередная книга Берталанфи "Общая теория систем". Исследователь превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых можно вывести общесистемные закономерности.

Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно превосходит рамки задач общей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин "системный подход", который с 1970-х гг. прочно вошел в научный обиход (в научной литературе разных стран для обозначения этого понятия используют и другие термины - "системный анализ", "системные методы", "системно-структурный подход", "общая теория систем"; при этом за понятиями системного анализа и общей теории систем закреплено еще и специфическое, более узкое значение; с учетом этого термин "системный подход" следует считать более точным, к тому же он наиболее распространен в литературе на русском языке).

Можно выделить следующие этапы в развитии системного подхода в XX в. (табл. 6.1).

Таблица 6.1. Основные этапы в развитии системного подхода

Период

Исследователи

Л. А. Богданов

Всеобщая организационная наука (тектология) - общая теория организации (дезорганизации), наука об универсальных типах структурного преобразования систем

1930-1940-е гг.

Л. фон Берталанфи

Общая теория систем (как совокупность принципов исследования систем и набор отдельных эмпирически выявленных изоморфизмов в строении и функционировании разнородных системных объектов). Система - комплекс взаимодействующих элементов, совокупность элементов, находящихся в определенных соотношениях друг с другом и со средой

Развитие кибернетики и проектирование автоматизированных систем управления. Винер открыл законы информационного взаимодействия элементов в процессе управления системой

1960-1980-е гг.

М. Месарович, П. Глушков

Концепции общей теории систем, обеспеченные собственным математическим аппаратом, например, модели многоуровневых многоцелевых систем

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции, являясь скорее совокупностью принципов исследования. Системный подход - это подход, при котором исследуемый объект рассматривается как система, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. В соответствии с общей теорией систем объект рассматривается как система и одновременно как элемент более крупной системы.

Изучение объекта с позиции системного подхода включает следующие аспекты:

  • - системно-элементный (выявление элементов, составляющих данную систему);
  • - системно-структурный (изучение внутренних связей между элементами системы);
  • - системно-функциональный (выявление функций системы);
  • - системно-целевой (выявление целей и подцелей системы);
  • - системно-ресурсный (анализ ресурсов, требуемых для функционирования системы);
  • - системно-интеграционный (определение совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и отличных от свойств ее элементов);
  • - системно-коммуникационный (анализ внешних связей системы со внешней средой и другими системами);
  • - системно-исторический (изучения возникновения системы, этапов ее развития и перспектив).

Таким образом, системный подход - это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов.

Можно встретить двоякое понимание системного подхода: с одной стороны, это рассмотрение, анализ существующих систем, с другой - создание, конструирование, синтез систем для достижения целей.

Применительно к организациям под системным подходом чаще всего понимают комплексное изучение объекта как единого целого с позиций системного анализа, т.е. уточнение сложной проблемы и ее структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.

Системный анализ используется как один из важнейших методов в системном подходе, как эффективное средство решения сложных, обычно недостаточно четко сформулированных проблем. Системный анализ можно считать дальнейшим развитием идей кибернетики: он исследует общие закономерности, относящиеся к сложным системам, которые изучаются любой наукой.

Системотехника - прикладная наука, исследующая задачи реального создания сложных управляющих систем.

Процесс построения системы состоит из шести этапов:

  • 1) системный анализ;
  • 2) системное программирование, которое включает определение текущих целей: составление графиков и планов работы;
  • 3) системное проектирование - реальное проектирование системы, ее подсистем и компонентов для достижения оптимальной эффективности;
  • 4) создание программ математического обеспечения;
  • 5) ввод системы в действие и ее проверка;
  • 6) обслуживание системы.

Качество организации системы обычно выражается в эффекте синергии. Он проявляется в том, что результат функционирования системы в целом получается выше, чем сумма одноименных результатов отдельных элементов, составляющих совокупность. На практике это означает, что из одних и тех же элементов мы можем получить системы разного или одинакового свойства, но различной эффективности в зависимости от того, как эти элементы будут взаимосвязаны, т.е. как будет организована сама система.

Организация, представляющая собой в наиболее общей абстрактной форме организованное целое, является предельным расширением любой системы. Понятие "организация" как упорядоченное состояние целого тождественно понятию "система". Понятием же, противоположным "системе", является понятие "несистема".

Система - это не что иное, как организация в статике, т.е. некоторое зафиксированное на данный момент состояние упорядоченности.

Рассмотрение организации как системы позволяет систематизировать и классифицировать организации по ряду общих признаков. Так, по степени сложности выделяют девять уровней иерархии:

  • 1) уровень статической организации, отражающий статические взаимоотношения между элементами целого;
  • 2) уровень простой динамической системы с заранее запрограммированными обязательными движениями;
  • 3) уровень информационной организации, или уровень "термостата";
  • 4) самосохраняющаяся организация - открытая система, или уровень клетки;
  • 5) генетически общественная организация;
  • 6) организация типа "животных", характеризующаяся наличием подвижности, целенаправленным поведением и осведомленностью;
  • 7) уровень индивидуального человеческого организма -"человеческий" уровень;
  • 8) социальная организация, представляющая собой разнообразие общественных институтов;
  • 9) трансцендентальные системы, т.е. организации, которые существуют в виде различных структур и взаимосвязей.

Применение системного подхода для изучения организации позволяет значительно расширить представление о ее сущности и тенденциях развития, более глубоко и всесторонне раскрыть содержание происходящих процессов, выявить объективные закономерности формирования этой многоаспектной системы.

Системный подход, или системный метод, представляет собой эксплицитное (явно, открыто выраженное) описание процедур определения объектов как систем и способов их специфического системного исследования (описания, объяснения, предсказания и т.д.).

Системный подход при исследовании свойств организации позволяет установить ее целостность, системность и организованность. При системном подходе внимание исследователей направлено на его состав, на свойства элементов, проявляющиеся во взаимодействии. Установление в системе устойчивых взаимосвязи элементов па всех уровнях и ступенях, т.е. установление закона связей элементов, есть обнаружение структурности системы как следующая ступень конкретизации целого.

Структура как внутренняя организация системы, отражение ее внутреннего содержания проявляется в упорядоченности взаимосвязей ее частей. Это позволяет выразить ряд существенных сторон организации как системы. Структура системы, выражая ее сущность, проявляется в совокупности законов данной области явлений.

Исследование структуры организации - важный этап познаний многообразия связей, имеющих место внутри исследуемого объекта. Это одна из сторон системности. Другая сторона состоит в выявлении внутриорганизационных отношений и взаимоотношений рассматриваемого объекта с иными составляющими систему более высокого уровня. В связи с этим необходимо, во-первых, рассматривать отдельные свойства исследуемого объекта в их соотношении с объектом как целым, а во-вторых, раскрыть законы поведения.