Сколько раз собирались генеральные штаты во франции. Созыв Генеральных штатов во Франции (1789 год). Причины роспуска штатов

Возникновение Генеральных штатов положило начало изменению формы государства во Франции - превращению его в сословно-представительную монархию.
Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т.д.), имевшие место еще в XII-XIII вв. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году (само название "Etats generaux" стало использоваться позднее - с 1484 года) имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции.
Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля. Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты), а также крупные светские феодалы приглашались лично. Генеральные штаты первых созывов не имели выборных представителей от дворянства. Позднее утверждается практика, согласно которой среднее и мелкое дворянство избирает своих депутатов. Выборы проводились также от церквей, конвентов монастырей и городов (по 2 - 3 депутата). Но горожане и особенно легисты иногда избирались и от сословий духовенства и дворянства. Примерно 1/7 часть Генеральных штатов составляли юристы. Депутаты от городов представляли их патрицианско-бюргерскую верхушку. Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества.
Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т.д. Король запрашивал мнение Генеральных штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласия на принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года. Лишь в 1439 году Карлом VII было получено согласие на взимание постоянной королевской тальи. Но если речь шла об установлении каких-либо дополнительных налогов, то, как и прежде, требовалось согласие Генеральных штатов.
Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.
Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений. Когда сословия проявляли неуступчивость, короли длительное время их не собирали (например, с 1468 по 1484 г.). После 1484 года Генеральные штаты практически вообще перестали собираться (до 1560 года).
Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собираться три раза в год, и без созыва их королем. Были избраны "генеральные реформаторы", которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.
В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.
Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по вопросам, выносимым на обсуждение, в том числе при голосовании, была связана инструкцией избирателей. После возвращения с заседания депутат должен был отчитаться перед избирателями.
В ряде регионов Франции (Прованс, Фландрия) с конца XIII в. возникают местные сословно-представительные учреждения. Сначала они назывались "консилиум", "парламент" или просто "люди трех сословий". К середине XV в. стали употреблять термины "штаты Бургундии", "штаты Дофина" и т.д. Название "провинциальные штаты" закрепилось лишь в XVI в. К концу XIV в. было 20 местных штатов, в XV в. они имелись практически в каждой провинции. В провинциальные штаты, так же как и в Генеральные штаты, крестьяне не допускались. Нередко короли выступали против отдельных провинциальных штатов, поскольку они оказывались под сильным влиянием местных феодалов (в Нормандии, Лангедоке), и проводили политику сепаратизма.

Еще по теме Генеральные штаты.:

  1. Можно ли в условиях договора генерального подряда обязать генерального подрядчика в случае его ликвидации перевести свои гарантийные обязательства на субподрядчиков?
  2. Во многих субподрядных договорах содержится условие о том, что вознаграждение выплачивается субподрядчику после того, как генеральный подрядчик получит соответствующее вознаграждение от заказчика. Правомерно ли такое условие? Заказчик не производит в установленные сроки расчеты с генеральным подрядчиком. Может ли субподрядчик обратиться в суд с исковыми требованиями об оплате выполненных им работ одновременно к двум субъектам: генеральному подрядчику и заказчику?
  3. Заказчик и генеральный подрядчик являются аффилированными компаниями, т.к. учредителем обоих юридических лиц выступает одно и то же лицо. Целесообразно ли включать в договор генерального подряда условия о предоставлении банковской гарантии и (или) о гарантийном удержании?

1) во Франции орган сословного представительства (духовенство, дворянство, третье сословие) при короле, созданы Филиппом IV Красивым в 1302 г. С XIV в. главной функцией становится утверждение новых налогов и денежных субсидий на государственные нужды; 2) в Нидерландах с 1463 г. высшее сословно-представительное учреждение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ

франц. ?tats g?n?raux, голл. Staten-Generaal) - высший орган сословного представительства (духовенства, дворянства и городов) в феод. Франции и Нидерландах. Возникновение Г. ш. было связано с ростом городов и внутр. рынка, с усложнением социальных противоречий и обострением клас. борьбы, что потребовало укрепления феод. гос-ва - создания т. н. сословной монархии. Для организации взимания дополнит. поборов на расширенные заседания королевского (герцогского) совета стали приглашать наряду с феодалами представителей гор. верхов. Так постепенно оформились Г. ш. - совещат. орган, созываемый при чрезвычайных обстоятельствах для укрепления королевского (герцогского) авторитета и для решения финанс. вопросов. Во Франции первыми принято считать Г. ш. 1302 (упоминаются в хрониках в связи с конфликтом Филиппа IV с папой Бонифацием VIII), хотя они немногим отличались от аналогичных собраний 13 в. Термин "Г. ш." появился позднее, а их статус так и не был определен. До сер. 15 в. Г. ш. созывались часто (по инициативе короля), отдельно для Лангедойля (север) и Лангедока (юг). Прелаты, рыцари, а иногда и гор. магистраты получали персональные приглашения, но в городах практиковались выборы (из числа членов патрициата). Города, союзники королев. власти в ее борьбе с крупными феодалами, играли видную роль на Г. ш., к-рые в этот период были надежной опорой короля и способствовали укреплению феод. монархии и централизации страны. Особенно возросло значение Г. ш. во время Столетней войны 1337-1453, когда они превратились в реальную силу и порой претендовали на активное участие в управлении страной. В 1355-58, в условиях гос. слабости, поражения при Пуатье (1356) и нар. восстаний (Парижское восстание 1357-58, Жакерия, 1358), Г. ш. Лангедойля, на к-рых преобладали представители горожан во гл. с Парижем, заседали почти непрерывно. Апогеем могущества франц. Г. ш. был период парижского восстания во главе с Э. Марселем, когда Г. ш. добились утверждения Великого мартовского ордонанса, собирали налоги, расходовали финансы и контролировали весь гос. аппарат. Однако в целом отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки франц. Г. ш. завоевать себе права, подобные правам англ. парламента. После 1359 Г. ш. созывались реже и часто заменялись собраниями нотаблей. В последний раз по инициативе короля они были созваны в 1468. В 16 - нач. 17 вв. инициатива созыва Г. ш. принадлежала феод. знати, находившейся в оппозиции к абсолютной власти короля. Начался период упадка Г. ш., предопределенный переходом от сословной монархии к абсолютной, когда Г. ш. лишь препятствовали прогрессивному развитию страны. 76 лет (1484-1560) они вообще не созывались. Возродившись в своеобразных условиях религиозных войн (собирались в 1560, 1576, 1588, 1593), они и тогда не играли значит. роли. Г. ш. этого периода отличались от предшествующих Г. ш. и по форме. Депутаты избирались от всех сословий. Благодаря системе многостепенных выборов среди депутатов третьего сословия по-прежнему преобладали гор. верхи. Не только осн. масса населения не была представлена, но и зарождающаяся буржуазия почти не имела доступа на Г. ш., т. к. обычно большинство депутатов третьего сословия составляло чиновничество. Депутаты получали наказы (Cahiers) от избирателей. Во время работы Г. ш. каждое сословие имело один голос (независимо от числа депутатов), и из-за розни сословий Г. ш. оказывались бессильными. С 1614 созыв Г. ш. прекратился на 175 лет. Г. ш., собравшиеся 5 мая 1789, накануне бурж. революции, были созваны королем как совещат. сословный орган и в осн. по старой процедуре. Но 17 июня 1789 депутаты третьего сословия (к к-рым позднее присоединилась и часть деп. привилегированных сословий) провозгласили себя Нац. собранием (с 9 июля - Учредит. собрание), превратившимся в высший представит. и законодат. орган революц. Франции (до созыва в октябре 1791 Законодательного собрания). В последующем назв. Г. ш. принимают нек-рые представит. собрания, собирающиеся по актуальным вопросам современности и выражающие широкое обществ. мнение (Г. ш. франц. возрождения, июнь 1945, ассамблея Г. ш. за разоружение, май 1963). Источн.: Mayer Ch. J., Des ?tats g?n?raux et autres assembl?es nationales, P., 1788-89. Лит.: Picot G., Histoire des ?tats g?n?raux, 2 ?d., t. 1-5, P., 1888; Verlaque R.. Les ?tats g?n?raux et le droit d´imposer, Th?se, 1943; Тьерри О., Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия, в его кн.: Избр. соч., М., 1937; Альзон К., Французские генеральные штаты 1614-1615 гг. и их значение, в сб.: Средние века, 1961, в. 19. А. А. Лозинский. Львов. В Нидерландах Г. ш. первый раз были созваны герцогом бургундским Филиппом Добрым в 1463 в Брюгге. Депутаты на Г. ш. избирались провинциальными штатами. В Нидерландах, где не было достигнуто такой степени централизации, как во Франции. Г. ш. продолжали выражать интересы отд. провинций; особенно велико было влияние Брабанта. Г. ш. Нидерландов на всем протяжении их существования прочно сохраняли за собой право вотировать налоги. Их влияние особенно возросло после гибели Карла Смелого (1477); очень широкие полномочия представила Г. ш. "Великая привилегия" (1477). Г. ш. продолжали играть крупную роль и при Габсбургах. В 16 в. они стали центром бурж.-дворянской оппозиции исп. абсолютизму. В ходе нидерл. бурж. революции 16 в. Г. ш. всей страны были созваны в 1576; однако господств. положение в них заняли консервативные дворянские элементы и оранжисты, вследствие чего Г. ш. проводили политику поисков соглашения с Испанией и подавления демократич. движения (заключение "Гентского умиротворения" 1576, "Вечный эдикт" и др.). С отделением сев. провинций и образованием респ. Соединенных провинций Г. ш. стали высшим постоянно действующим законодательным органом республики; местопребыванием Г. ш. стала Гаага. Каждая провинция имела в Г. ш. один голос ("генералитетские земли" представительства в Г. ш. не имели). В 1795, после завоевания республики французами, Г. ш. были ликвидированы. С 1814 Г. ш. называется парламент Королевства Нидерландов. Источн.: Resolution der Staten-Generaal van 1576 tot 1609, door N. Japikse, dl 1-10, s´Gravenhage, 1916-30; Actes des ?tats g?n?raux des anciens Pays-B?s, pt. 1, par J. Cuvelier, Brux., 1948; Gachard L. P., Actes des ?tats-g?n?raux des anciens Pays-B?s, Brux., 1866. Лит.: Gachard L. P., Des anciennes assembl?es nationales de la Belgique, Brux., 1838; Roullet Ed., Histoire politique nationale, t. 2, Louvain, 1892; Rirenne H., Histoire de Belgique, v. 2-5, Brux., 1948-49. A. H. Чистозвонов. Москва.

Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства.

Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году , в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII .

Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов. Каждое сословие - дворянство, духовенство, третье сословие - заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Третье сословие было представлено верхушкой горожан.

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны - , когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание - , Жакерия ) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной (подобные требования выразили Генеральные штаты 1357 года в «Великом мартовском ордонансе»). Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.

В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение -1560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн - Генеральные штаты созывались в , , , и 1593 годах).

См. также

Литература

  • Хачатурян Н.А. Возникновение Генеральных Штатов во Франции. - М ., 1976.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Генеральные штаты (Франция)" в других словарях:

    ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ 1789 (франц. Etats Generaux), высшее сословно представительское законосовещательное учреждение Франции, заседания которых стали началом Великой Французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ). Предпосылки созыва… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Генеральные штаты. Здание Генеральных штатов в Гааге (Бинненхоф) Генеральные штаты … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Провинциальные штаты. Провинциальные штаты (фр. États provinciaux) во Франции сословно представительные учреждения провинций старой Франции; представляли собой в миниатюре то же, чем по … Википедия

    - (Французская республика), государство в Западной Европе, на западе и севере омывается Атлантическим океаном (Бискайским заливом и проливом Ла Манш), на юге Средиземным морем (Лионским заливом и Лигурийским морем). Площадь 551 тыс. км2. Население… … Современная энциклопедия

    Французская республика (Republique Francaise), государство в Зап. Европе, на западе и севере омывается водами Атлантического ок. и пролива Ла Манш, на юге Средиземным м. 551 тыс. км². население 57,8 млн. человек (1993), в т. ч. 93% французы.… … Большой Энциклопедический словарь

    I (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на… …

    - (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

    Франция во время столетней войны. Столетняя война. Жакерия - Несмотря на то, что экономическая жизнь Франции в XIV XV вв. неоднократно и тяжко нарушалась событиями Столетней войны, в целом этот период характеризовался значительным развитием производительных сил в области сельского хозяйства и городского… … Всемирная история. Энциклопедия

    Франция - (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора

Генеральные штаты были учреждены французским королем Филиппом IV в 1302-м. Это было сделано для того, чтобы получить опору в лице влиятельных сословий для борьбы с папой Бонифацием VIII. Генеральные штаты имели в своём составе три палаты, в которых заседали горожане, духовенство и дворянство. Поначалу последние две набирались королем. Однако к концу XV столетия они стали выборными.

Принцип принятия решений

История Франции гласит, что каждый вопрос рассматривался каждой из палат собрания по отдельности. Решение принималось большинством голосов. Окончательно оно утверждалось на совместном заседании трех палат. Причем каждая из них имела лишь один голос. В таких условиях привилегированные сословия (дворянство, духовенство) всегда получали большинство. Им ничего не стоило между собой договориться.

Периодичность созыва

Генеральные штаты во Франции не являлись постоянным органом, как парламент в Британии. Периодичность их созыва установлена не была. Король собирал штаты по своему усмотрению. Созыв Генеральных штатов наиболее часто происходил во времена различных потрясений и политической нестабильности. Список обсуждаемых вопросов и продолжительность заседаний определял король.

Основные причины созыва

Генеральные штаты созывались для того, чтобы выразить мнение сословий по таким вопросам, как объявление войны, заключение мира и другим важным темам. Король иногда консультировался, узнавал позицию собрания по поводу различных законопроектов. Однако решения Генеральных штатов не были обязательными к исполнению и носили рекомендательный характер. Наиболее частой причиной созыва собраний являлась острая нужда Короны в деньгах. Французские короли нередко обращались к сословиям за финансовой помощью. На собраниях обсуждались очередные налоги, которые в то время вводились лишь на один год. Только в 1439-м король получил добро на взимание постоянного сбора - королевской тальи. Однако если речь заходила о каких-то дополнительных налогах, нужно снова было собирать Генеральные штаты.

Взаимоотношения между Короной и собранием

Генеральные штаты нередко обращались к королям с жалобами, протестами и просьбами. У них было принято вносить различные предложения, критиковать действия королевских чиновников и администрации. Но так как существовала прямая связь между просьбами Генеральных штатов и результатами их голосований по поводу запрашиваемого королем финансирования, последний нередко уступал им.

Собрание в целом не было обычным инструментом королевской власти, хотя оно и помогло ей укрепить позиции в стране и усилиться. Штаты нередко противостояли Короне, не желая выносить нужных ей решений. Когда сословное собрание проявляло характер, монархи на длительное время прекращали его созыв. Например, за период 1468-1560 гг. штаты были собраны всего один раз в 1484-м.

Конфликт между королевской властью и Генеральными штатами

Королевская власть практически всегда добивалась нужных решений от Генеральных штатов. Но это не означает, что собрание всегда безоговорочно подчинялось королям. Наиболее серьезный конфликт между королевской властью и штатами датируется 1357 годом. Он произошел во время городского восстания в Париже, когда король Иоганн был в плену у англичан.

В работе Генеральных штатов приняли участие преимущественно представители горожан. Они разработали программу реформ, которая получила название "Великий мартовский ордонанс". В обмен на предоставленное властям финансирование они потребовали, чтобы контроль за сбором налогов и расходованием средств осуществляло собрание, которое должно было обсуждать данные вопросы трижды в год без позволения короля. Из состава участников были избраны реформаторы, которые наделялись чрезвычайными полномочиями: право контроля деятельности королевских чиновников, увольнения и наказания их (вплоть до смертной казни). Но попытка Генеральных штатов подчинить себе финансы успеха не имела. После подавления восстания в Париже и крестьянских выступлений Жакерии корона отвергла все реформационные требования.

Полномочия депутатов

Выборные депутаты имели Их позиция по всем вопросам была четко регламентирована инструкцией избирателей. После того как депутат возвращался с того или иного заседания, он обязан был отчитаться перед своим электоратом.

Местные собрания

В определенных регионах страны (Фландрия, Прованс) в конце XIII в. начинают образовываться местные сословные собрания. Сначала они именовались консилиумами, парламентами или просто представителями трех сословий. Однако в XV веке за ними прочно закрепился термин "штаты". К этому времени они уже имелись практически во всех провинциях. А в XVI столетии к термину "штаты" начали добавлять слово «провинциальные». Крестьянское сословие в собрания не допускалось. Короли нередко выступали против некоторых региональных штатов, когда они оказывались под чрезмерным влиянием местной феодальной знати. Например, в Лангедоке, Нормандии и др.

Причины утраты Генеральными штатами своего значения

Генеральные штаты создавались в условиях, когда полномочия крупных феодалов были не намного меньше власти самого короля. Собрание было удобным противовесом местным властителям. На тот период они имели свои армии, чеканили собственную монету и мало зависели от Короны. Однако королевская власть со временем укреплялась. Французские монархи постепенно увеличивали свое влияние, выстраивая централизованную вертикаль.

В XV веке на основе королевской курии был создан Большой совет, куда вошли легисты, а также 24 высших представителя духовной и светской знати. Он собирался каждый месяц, но решения носили рекомендательный характер. В том же столетии появилась должность генерал-лейтенант. Они назначались королем из представителей высшей знати для управления провинциями или группами бальяжей. Централизация коснулась и городов. Короли получили возможность ограничивать горожан в различных правах, менять ранее изданные хартии.

Корона также проводила унификацию судебной системы. Это дало возможность уменьшить влияние духовенства. Ещё больше укрепило королевскую власть право собирать постоянный налог. Карл VII организовал регулярную армию с четкой иерархией подчинения и централизованным руководством. А это привело к тому, что средневековая Франция стала меньше зависеть от крупных феодалов.

Во всех регионах появились постоянные гарнизоны и воинские формирования. Они должны были пресекать любое неповиновение и выступления местных феодалов. Значительно увеличилось влияние на государственные дела Парижского парламента. Корона также учредила Совет Нотаблей, в котором заседали лишь высшие представители сословий (кроме крестьянства). С его согласия можно было вводить новые налоги. В результате усиления королевской власти Генеральные штаты во Франции постепенно утратили свое значение.