Социализация определение факторы. Этапы социализации личности. Психологические механизмы социализации

Агенты и условия социализации. Агентами социализации называются отдельные люди, группы и институты, которые участвуют в процессе формирования личности. К ним относят, как правило, семью и родственников; группы сверстников и знакомых; школу (вуз); средства массовой информации и пр. Мы не ставим своей целью описание всех этих агентов.

На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты. На дотрудовой стадии главными являются семья, учебные учреждения и сверстники. На трудовой стадии значительную роль играют коллектив, профессиональное сообщество, дружеская компания, средства массовой информации. На послетрудовой стадии круг агентов социализации существенно сужается. Вместе с тем социализация осуществляется под влиянием совокупности условий - социально-контролируемых и направленно-организуемых, стихийных и спонтанных (непроизвольно возникающих). Это - экономические, социально- политические, духовно-идеологические условия и факторы, необходимые или достаточные для обеспечения развития личности.

Механизмы социализации В научной литературе выделяют, прежде всего психологические механизмы социализации. Одним из первых это попытался сделать З. Фрейд. Он выделил механизмы подтверждения - исключения, имитации, запрещения, замещение (подстановка), имитация и идентификация.

В концепции ролевого поведения Дж. Мида механизмы социализации раскрываются через восприятие ролей. Осознание «обобщенного другого происходит, по его мнению, через процессы принятия и исполнения роли. Принятие роли - это процесс присвоения роли в другой, непривычной ситуации взаимодействия, а исполнение боли - фактические действия или акты ролевого поведения. К этим процессам необходимо добавить еще обучение ролям. Перейдем теперь к изложению основных моментов, характеризующих содержание концепций социализации: социализация определяется обычно как процесс освоения личностью ценностей, норм и ролей, господствующих в дан ном обществе и определяющих степень ее включенности в систему социальных отношений; социализацию необходимо рассматривать как двусторонний процесс: с одной стороны, как типизацию, принятие правил поведения, типичных для данной общности (типизация); с другой - как активное воздействие личности на свое социальное окружение, создание новых, индивидуально окрашенных форм жизни и опыта (индивидуализация); процесс социализации осуществляется в разных формах в зависимости от возраста и социальных условий (первичная и вторичная социализация, социализация взрослых и пожилых людей, ресоциализация и десоциализация); процесс социализации подразделяется на разные стадии или этапы (например, дотрудовая, трудовая и послетрудовая стадии и т. д.); агентами социализации могут быть как целые институты и группы, так и отдельные лица, оказывающие влияние на развитие личности на той или иной стадии; в качестве механизмов социализации можно рассматривать способы освоения ролей (принятие, исполнение и обучение).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Социализация индивида. Агенты социализации

В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное.. Социология не рассматривает личность по всем со многообразий, т, е. как.. Непременными характеристиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.

Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.

Социализация. Что это

Социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс строится на межличностных отношениях. В результате происходит передача физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей.

Личностью понимается собственная ответственность, права и обязанности перед обществом, смысл происходящих событий и значение различных поступков.

Без взаимодействия с другими людьми развитие самооценки и самопознания личности невозможны.

Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания.

Этапы

Формально понятие социализация разделяется на два этапа (периода):

  1. Ранний : детство, отрочество, юность. Возраст от 0 до 18 лет;
  2. Поздний : молодость, зрелость, старость. Возраст от 18-20 лет до конца жизни.

Возрастное разделение имеет условный характер, так как каждому индивиду свойственно собственное развитие и способность восприятия окружающей действительности и людей.

Социализация личности не имеет чётких границ. Человек может перенимать опыт и обучаться взаимодействию с другими индивидами на протяжении всего своего существования.

Однако в психологии и социологии выделяют несколько стадий социального развития личности.

Стадии процесса

Каждая из стадий имеет свои особенности и критерии оценки сформированности социальных навыков. Коротко данные по ним можно представить в таблице.

Период Стадия развития Возраст Доминирующее окружение Социальные навыки
Дошкольный Младенчество 0-1 год Семья, родственники, врачи Первичная мотивация, доверительное отношение к окружению
Раннее детство 1-3 года Самоконтроль и самоуважение, первичное осознание собственного «Я»
Детство 3-7 лет Семья, воспитатели, педагоги Способность задавать цель и направление собственной деятельности, формирование стиля взаимодействия с окружающими.
Школьный Младший школьный возраст 7-11 лет Педагоги, ровестники, социальные сообщества, СМИ. Формирование общеучебных навыков, необходимых в процессе познавательной деятельности, выработка собственной позиции в среде сверстников, формирование собственной манеры и линии поведения с другими людьми.
Отрочество (подростковый возраст) 12-15 лет Реализация себя как разносторонней личности через дополнительные интересы и увлечения
Юность 15-18 лет Формирование жизненной позиции, выбор профессии и сферы деятельности
Взрослый Зрелость С 18-20 лет Собственная семья (жена, дети), коллеги по работе, социальные сообщества Становление «на свои ноги», совершенствование полученных навыков, создание собственной социальной среды
Старость Выход на пенсию до смерти Семья (дети, внуки). Часто одиночество. Подведение итогов, удовлетворение прожитой жизни

Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:

  1. Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
  2. Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.

Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:

  • Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.

  • После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
  • В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
  • Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.

Влияющие факторы

Под воздействием различных внешних факторов индивид формируется в социальную или асоциальную личность.

К ним относятся:

  • микрофакторы : пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение;
  • мезофакторы : регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём;
  • макрофакторы : географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство: авторитарное или демократическое государство, гражданином которого является личность;
  • мегафакторы : земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная.

Под воздействием данных условий осуществляется механизм индивидуализации личности, связанной с её взаимодействием с различными группами людей.

Цикличность жизни человека связана с периодической сменой ролей, обретением новых статусов и иного окружения, отказом от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.

Видео: Социализация личности

Основными факторами социализации человека являются: наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. д.), тип общественного строя, тип цивилизации. Соотношение их в истории человечества и индивида различно. В семье и школе закладываются основы мировоззрения, морали, эстетики, приобретаются первичные роли, навыки, традиции. В школе, институте, СМИ формируются разнообразные знания. На работе, на улице, в армии формируются профессиональные, гражданские, родительские и т. п. роли.

А.В.Мудрик классифицировал факторы социализации по степени влияния на отдельную личность и на группы людей:

  • * мегафакторы (мега - всеобщий) - космос, планета, мир, которые влияют на социализацию всех людей планеты Земля;
  • * макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию людей, живущих в определенной стране, государстве;
  • * мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;
  • * микрофакторы - наиболее важная группа факторов, оказывающая непосредственное влияние на социализацию индивида, ближайшее социальное окружение (семья, группа сверстников, государственные и общественные организации, микросоциум).

Мезофакторы - это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, в которых они живут (город, поселок, село); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации; по принадлежности к тем или иным субкультурам. Самыми существенными среди них являются регион и тип поселения.

Влияние региональных условий на социализацию имеет различный характер и определяется природно-географическими, социально-географическими, социально-экономическими, социально-демографическими, историческими, культурологическими особенностями, климатом, этническим составом и степенью стабильности населения.

В селе и поселке сохраняется социальный контроль за поведением человека, так как здесь стабильный состав жителей, слабая социальная, профессиональная и культурная дифференциация, тесные связи между соседями и родственниками, обеспечивающие открытость общения.

Город же создает потенциальные возможности взрослому и ребенку для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности, предоставляет возможности широкого выбора групп общения, стилей жизни, системы ценностей. В городе и поселке человек оказывается под воздействием средств массовой коммуникации, которые выполняют в развитии детей информационную и релаксационную функции.

Субкультуры играют огромную роль в социализации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их влияние на те или иные общности, а также маркирования социальной и возрастной структуры общества. Признаками субкультуры являются: ценностные ориентации, нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношения, предпочитаемые носителями источники информации, эстетические пристрастия, жаргон, статусная структура. Субкультура служит одним из способов обособления человека в обществе, одной из ступеней автономизации личности.

Средства массовой коммуникации (СМК). Средства массовой коммуникации -- это технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.д.) на количественно большие и рассредоточенные аудитории. Объектом воздействия СМК является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации.

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм , моральных ценностей , умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации .

Факторы социализации.

Факторы социализации - это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы - глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы - условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы - факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье - это родители, братья, сестры, в школе - учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации .

Виды и этапы социализации.

Виды социализации , как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации .

  1. Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека . Этот этап очень важен для социализации ребенка . Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.
  2. Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.

Остальные виды социализации:

  1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы . То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
  2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
  3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
  4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Основными институтами социализации являются.

Социализация как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социально-психологические аспекты социализации. Этапы социализации. Факторы социализации, механизм социализации (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Гендерные аспекты социализации.

С первых дней своего существова­ния человек окружен другими людьми. С самого начала жиз­ни он включен в социальное взаимодействие. В процессе вза­имоотношений с людьми человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Социализация личности - это двусторонний процесс усво­ения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроиз­водства и наращивания систем социальных связей и отноше­ний, в которых он развивается, - с другой.

Человек не только воспринимает социальный опыт и овла­девает им, но и активно преобразует его в собственные ценно­сти, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым преобразуя окружа­ющий ее социальный мир и себя саму.

Социальный опыт слагается из множества составляющих, среди которых выделяются две основные:

а) нормы, правила, ценности, отношения и т.п. социальной среды;

б) культура труда производственной и других видов дея­тельности.

В таком случае становление и развитие личности как про­цесс овладения индивидом социальным опытом и его приум­ножения в своем развитии может быть представлен двумя ус­ловными этапами .

Первый состоит в формировании и закреплении основных со­циальных и психологических ценностей человека: трудовых, нрав­ственных, эстетических, политических, правовых, экологических, семейно-бытовых и др. Это этап общей социализации личности .

Кроме того, осуществляется и процесс овладения челове­ком той или иной профессией, специальностью. Это этап про­фессиональной социализации личности . Оба этапа взаимосвяза­ны и дополняют друг друга.

Социализация не есть антипод индивидуализации. Процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индиви­дуальности человека. Скорее, наоборот, в процессе социали­зации человек обретает свою индивидуальность, но чаще все­го сложным и противоречивым образом .

Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-раз­ному переживаются различными личностями. А потому они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности разных людей. Следовательно, социальный опыт, который вы­носится разными людьми из объективно одинаковых соци­альных ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится и источником индивидуализа­ции личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает.



Социализация личности осуществляется в процессе адап­тации к окружающей среде и к социальным отношениям.

Различают два вида адаптации : биофизиологическую и психологическую. Биофизиологическая адаптация личности - приспособление организма к устойчивым и меняющимся ус­ловиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажно­сти, освещению и др. внешним физическим условиям и воз­действиям), а также к изменениям и в самом себе. Характер­ным для биологической адаптации человека является то, что он может использовать разнообразные вспомогательные сред­ства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплая одежда, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются спо­собности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

Психологическая адаптация представляет собой процесс при­ближения внутреннего мира личности к социальным и соци­ально-психологическим требованиям среды, условиям и содер­жанию общественной жизни людей в интересах исполнения соответствующих социальных ролевых функций. Это гармони­зация внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды, активное освоение человеком природной и социальной среды во всем многообразии их проявлений.

Поскольку обычно выделяют две наиболее широкие сфе­ры жизнедеятельности человека, то и в его психологическойадаптации присутствует социальная и экологическая составля­ющие.

Социальная адаптация - это процесс вхождения личнос­ти в социально-ролевые связи и отношения, овладения ею со­циальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями.

Социальная адаптация личности осуществляется в двух сферах:

Социально-психологической сфере жизнедеятельности личности - системе общественно-психологических связей и отношений личности, возникающих при исполнении ею раз­личных социально-психологических ролей, поэтому различа­ют социально-психологическую адаптацию личности;

Сфере профессиональных, учебно-познавательных и дру­гих деятельностных связей и отношений личности, поэтому нужно говорить еще и о профессионально-деятельностной адаптации личности.

В связи с этим принято выделять первичную и вторичную социализацию . Считается, что первичная социализация связана с формированием обобщенного образа действительности. Ха­рактер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой при­обретение специфически-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Существует и не­сколько иное представление, в рамках которого социализация рассматривается как процесс, протекающий в двух направле­ниях - становление человека как личности и становление че­ловека как субъекта деятельности. Конечным эффектом этой социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.

Социально-психологическая адаптация личности - это процесс приобретения ею определенного статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. Статус (в социальной психологии) - положение личности в системе межличностных отношений, определяю­щее его права, обязанности и привилегии.

В процессе социально-психологической адаптации лич­ность стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере осуществления такой адаптации повышается адаптированность лич­ности. При полной адаптированности достигается адекват­ность психической деятельности человека заданным услови­ям среды и ее деятельности в тех или иных обстоятельствах.

Адаптированность личности может быть:

Внутренней, проявляющейся в форме перестройки ее функциональных структур и систем личности при определен­ной трансформации и среды ее жизни и деятельности. В таком случае и внешние формы поведения, и деятельность личнос­ти видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями. Происходит полная, генерализованная адаптация личности;

Внешней (поведенческой, приспособительской), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. В результате имеет ме­сто так называемая инструментальная адаптация личности;

Смешанной, при которой личность частично перестраи­вается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы, в то же время частично адаптируясь инструментально, поведенчески сохраняя и свое «я», и свою самостоятельность.

Социально-психологическая адаптация бывает двух типов :

1) прогрессивной , которой свойственно достижение всех функций и целей полной адаптации и в ходе реализации ко­торой достигается единство, с одной стороны, интересов, це­лей личности, и групп общества в целом - с другой;

2) регрессивной, которая появляется как формальная адап­тация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности.

Некоторые психологи обозначают регрессивную адаптацию как конформную, основанную на формальном принятии лично­стью социальных норм и требований. В такой ситуации личность лишает себя возможности самореализоваться, проявить свои твор­ческие способности, испытать чувство собственного достоинства.

Только прогрессивная адаптация может способствовать подлин­ной социализации личности, тогда как длительная приверженность к конформистской стратегии ведет к формированию склонности личности к систематическим ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения) и к созданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у нее нет ни адап­тивных способностей, ни готовых механизмов и их комплексов.

Социализация и психологическая адаптация - процессы близкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но не тождественные. Социализация личности - это процесс форми­рования и становления личности через овладение ею соци­альным опытом. Психологическая же адаптация выступает одним из ведущих и определяющих механизмов социализа­ции личности.

Однако не всякий процесс адаптации ведет к социализации личности, например ее конформное поведение. Вместе с тем полная внутренняя психологическая адаптация личности мо­жет оказаться тождественной процессу ее социализации.

Другим механизмом социализации личности выступает воспитание - управляемый и целенаправленный процесс социализации, в ходе которого в сознании личности закреп­ляются общественно одобренные нормы и правила поведения, моральные и нравственные ценности, отношения, существу­ющие в обществе.

В самом общем виде социально-психологические факторы социализации личности могут быть объединены в две большие группы:

1) социальны е, отражающие социально-культурный аспект со­циализации и затрагивающие проблемы ее исторической, культурной и этнической специфики;

2) индивидуально-личностные , в значительной мере опреде­ляемые этапом жизненного пути личности.

К социальным факторам обычно относят макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, эконо­мические, исторические, национальные и т.д. особенности развития личности, в том числе и качество жизни, экологичес­кую обстановку, возникновение экстремальных и других соци­альных обстоятельств.

Макрофакторы - это социальные и природные детерми­нанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.

Страна, государство (в обыденном понимании сино­нимы) - понятия, принятые для выделения людей, проживаю­щих в определенных территориально-административных гра­ницах и объединенных между собой в силу исторических, со­циально-экономических, политических и психологических причин. Специфика развития страны, государства определяет

важнейшие особенности социализации населения, особенно мо­лодежи.

Культура - система духовных форм обеспечения жиз­недеятельности и социализации людей. Она охватывает все сто­роны жизни человека - биологическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления, нужды в чем-либо), про­изводственную (создание средств материального жизнеобеспече­ния - орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).

Мезофакторы - это детерминанты социализации личнос­ти, обусловленные ее проживанием в составе общностей сред­ней величины.

Этнос (нация) - исторически сложившаяся на опреде­ленной территории устойчивая совокупность людей, облада­ющая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосоз­нанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании. Принадлежность к той или иной нации, ее традициям во мно­гом определяет специфику социализации личности.

Региональные условия - условия, характерные для соци­ализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющей свои отличительные особенности (еди­ную социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие).

Тип поселения - село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие социализации проживающих в них людей.

Средства массовой коммуникации - технические сред­ства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (зна­ний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие аудитории.

Микрофакторы - это детерминанты социализации лично­сти, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организа­ции или учебном заведении).

Особое значение в социализации личности имеет истори­ческое развитие государства, общности, групп людей, к которым она принадлежит. Каждый период и этап развития чело­веческого общества предъявляет и определенные требования к личности. Некоторые ученые утверждают, что не оригиналь­ность, не отличие от других, но, напротив, максимально дея­тельное включение в группу, корпорацию, в богоустановленный порядок - такова была общественная доблесть, требовавшая­ся от индивида, в средние века. Полностью обрести и осознать себя человек той эпохи мог лишь в рамках коллектива.

Многое зависит и от того, в каких условиях развиваются и проходят социализацию конкретные личности. В стабильные периоды развития общества согласно исследованию амери­канского ученого, дети до семи лет большей частью находятся на доконвенциональном уровне морального развития. Их поведение определяется в основном стремлением избежать на­казания или получить поощрение, т.е., по всем данным, у них доминирует незрелый индивидуально-личностный уровень притязаний. К 13 годам и до окончания школы у большей ча­сти детей преобладает групповой уровень идентичности, ког­да реальность поступка оценивается в зависимости от точки зрения референтной группы ребенка. По-видимому, этот уро­вень идентичности в стабильные периоды развития общества остается доминирующим, поскольку только 10% детей старше 16 лет достигают постконвенционального уровня морального развития, который соответствует одновременной выраженно­сти индивидуально-личностных и общечеловеческих характе­ристик направленности личности (Сухов А.Н., 1995).

Иначе протекает процесс социализации на разных этапах онтогенеза в условиях общественного кризиса. Социальный кризис характеризуется, как правило, нарушением нормальной жизни и деятельности общества, расшатыванием его прежней системы ценностей, состоянием аномии, т.е. отчуждением лю­дей друг от друга. В принципиально иной ситуации оказывают­ся три возрастные группы: 1)дети до подросткового возраста включительно; 2) юноши и молодые люди; 3) люди среднего и пожилого возраста. Кроме того, отдельные, наиболее развитые люди не принимают навязываемых взглядов, а формируют собственную, отличную от принятой систему ценностей.

Сказанное не означает, что подавляющее большинство лю­дей среднего и старшего возраста абсолютно невосприимчиво к кардинальным общественным изменениям. Однако их соци­ализация проходит: 1) либо через переживание глубокого лич­ностного кризиса; 2) либо достаточно легко, если в стабиль­ные периоды развития общества такой человек был среди со­циальных аутсайдеров (или не в полной мере реализовывал свой потенциал), а в кризисных условиях его способности ока­зались востребованными.

Формы и механизмы социализации личности. Личность не мо­жет сразу, с момента рождения, усвоить весь социальный опыт.

Социализация детей отличается от социализации взрослых и тем более - пожилых людей. При этом она носит индиви­дуальный характер и связана с определенными циклами в об­ласти физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности.

Сложилась традиция, согласно которой в структуре социа­лизации принято выделять:

2) широту, т.е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность.

Содержание со­циализации определяется, с одной стороны, всей совокупно­стью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой - отно­шением индивида к этому. Причем данные отношения зави­сят не только от особенностей самой личности, но и от соци­альной ситуации, в которой она оказалась: материальных ус­ловий или, скажем, соображений, связанных с карьерой. Человек может только внешне демонстрировать законопослушание, лояльность к политическим и правовым институтам, зная, что в области политики существуют двойные стандарты, а за отклонение от правил игры, предписываемых норм, при­дется «платить». Иными словами, о содержании социализации нельзя судить только по вербальному поведению. Широта же социализации также зависит от множества факторов и в ходе нее отражает границы совершенствования личности.

1 Наиболее ярко, по мнению многих исследователей, содержание социа­лизации проявляется в особенностях национальной психологии: интеллек­туально-познавательном, эмоционально-волевом и коммуникативно-пове­денческом своеобразии людей как представителей конкретной этнической общности. Цивилизация выигрывает от национально-психологических раз­личий. С другой стороны, современная тенденция мирового развития - ин­теграция человечества в различные отношения. Большую роль в этом играет процесс социализации личности, расширение ее содержания через приобще­ние к мировым общественным институтам, к национальным и культурным ценностям различных народов, в осмыслении их своеобразия и необходимо­сти совместных усилий для общего развития.

Традиционный механизм социализации представляет собой ус­воение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседско­го, приятельского, профессионального). Это усвоение происхо­дит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечат-ления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в про­цессе взаимодействия человека с институтами общества, с раз­личными организациями, как специально созданными для со­циализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производ­ственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или со­циальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический меха­низм межличностного переноса благодаря эмпатии и иденти­фикации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, при­нимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значи­мым лицам и т.д.

Социализация каждого человека осуществляется с помо­щью всех названных механизмов, но для обеспечения нужных результатов социализации созданы эффективные приемы воз­действия на массовое сознание, как прогрессивные - воспи­тание, убеждение, психотерапия и психокоррекция, так и регрессивные - манипулирование или, иначе говоря, «модифи­кация» поведения людей. К последним относятся массовое внушение, гипноз, дезинформация, обман, умолчание, рас­пространение слухов и мифов, «промывание мозгов», «обол-ванивание», осуществляемые в целях обеспечения лояльнос­ти, формирования типичной личности, удобной правящему меньшинству. Кроме того, в условиях тоталитаризма социали­зация обеспечивается также с помощью глобальной слежки за людьми, психологического воздействия, внушения или стра­ха наказания за отклонение от принятых стандартов, остракиз­ма за инакомыслие, психического насилия, включая и исполь­зование психотронного оружия.

При этом следует иметь в виду, что социализация - не пассив­ный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обус­ловливающие избирательность личности как объекта социализации.