Стихотворение «Няне» Пушкин – читать полностью онлайн или скачать текст

3 , 10:59

Арина Родионовна Яковлева (1758-1828) - няня Александра Сергеевича Пушкина - родилась в деревне Лампово Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии в семье крепостных крестьян. Её мать, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев имели семерых детей. Подлинное имя няни было Ирина или Иринья, а дома звали её Арина.

Когда Арина Родионовна была ребёнком, её семья принадлежала подпоручику лейб-гвардии Семеновского полка графу Федору Алексеевичу Апраксину. В 1759 году имение Суйду и прилегающие деревни с людьми купил у Апраксина прадед А.С. Пушкина - А.П. Ганнибал. Так Арина Родионовна стала крепостной крестьянкой Ганнибалов. Арина в 1781 году вышла замуж за крестьянина Федора Матвеева (1756-1801), и ей разрешили переехать к мужу в принадлежавшее Ганнибалам село Кобрино, что неподалеку от Гатчины. Жили они бедно, в хозяйстве не было даже скотины. У Арины и Фёдора было 4 детей: Мария, Надежда, Егор и Стефан. В 43 года Арина Родионовна овдовела и больше замуж не выходила.

В Википедии я прочитала, что Арина Родионовна была няней матери Пушкина Надежды Осиповны. Территориально это было возможно. Ребенком Надежда Осиповна часто живала в селе Кобрино. Однако по времени срастается не очень. Надежда Осиповна родилась в 1775 году, а Арина Родионовна приехала жить в Кобрино к мужу в 1781 году, когда девочке было уже шесть лет. Да потом сама начала рожать и выкармливать четверых детей. Возможно хотя, что какие-то обязанности няни она и выполняла. Более вероятно, что няней Арина Родионовна стала в 1792 году, когда она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни племянника Алексея, сына брата Михаила. В 1795 году Мария Алексеевна дарит Арине Родионовне за безупречную службу отдельную избу в Кобрине. В 1797 году родилась сестра поэта Ольга, после чего Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных, сменив на этом посту свою родственницу или однофамилицу Ульяну Яковлеву. Сначала Арина Родионовна была кормилицей и няней Ольги, затем няней Александра Пушкина и его брата Льва.

Сергей Львович Пушкин вскоре после рождения дочери вышел в отставку и с семьей переехал в Москву, где жили его мать, брат и другие родственники. Арина, как кормилица и няня Ольги Сергеевны, уехала вместе с ними. В 1799 году у Пушкиных родился сын Александр. Вскоре Мария Алексеевна Ганнибал также решила перебраться в Москву. Она продала в 1800 году Кобрино с людьми, а в 1804 году купила под Москвой Захарово.

Арину с семьей и домом, в котором они жили, Мария Алексеевна исключила из запродажной. В 1801 году муж Фёдор умер от пьянства. Четверо детей Арины Родионовны остались после смерти мужа в Кобрино, а она сама находилась при Марии Алексеевне сначала среди многочисленной дворни в Москве, а после продажи Кобрино - в Захарово. Затем Арина в числе домочадцев переезжает в Михайловское.

После Ольги Арина вынянчила Александра и Льва, но кормилицей была только для Ольги.

У маленького Саши она была няней до 7 лет, а затем к нему приставили «дядьку» и гувернера. У Пушкина был Никита Козлов, верный и преданный «дядька», проводивший поэта до могилы.

Однако, в биографиях Пушкина няня затмевает собой Козлова. Первым на это обратил внимание Вересаев:

«Как странно! Человек, видимо, горячо был предан Пушкину, любил его, заботился, может быть, не меньше няни Арины Родионовны, сопутствовал ему в течение всей его самостоятельной жизни, а нигде не поминается: ни в письмах Пушкина, ни в письмах его близких. Ни слова о нем - ни хорошего, ни плохого».

А ведь именно Никита Козлов принес раненого поэта в дом на руках, он вместе с Александром Тургеневым опустил гроб с телом Пушкина в могилу.

Особенно сблизился Пушкин с няней во время своей ссылки в Михайловском в 1824-1826 годах.

В ту пору Пушкин слушал с удовольствием ее сказки, с её слов записывал народные песни. В своём творчестве он использовал сюжеты и мотивы услышанного. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом» няни Дубровского, няни Татьяны из «Евгения Онегина». Принято считать, что она также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове», женских образов романа «Арап Петра Великого», княгининой мамки («Русалка»).

В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Известно, что Пушкин со слов няни записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя, конечно, слышал от нее больше. Пословицы, поговорки, присказки не сходили у нее с языка. Очень много сказок знала няня и передавала их как-то особенно. Именно от нее Пушкин впервые услышал и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

Мы совсем не знаем, как выглядела эта женщина. Сам Пушкин создал поэтический, романтический миф о няне, замысел поэта продолжили его друзья.

Вот как Пушкин писал о няне:

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя; в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Младенчество прошло, как лёгкой сон.

Ты отрока беспечного любила,

Средь важных Муз тебя лишь помнил он,

И ты его тихонько посетила;

Но тот ли был твой образ, твой убор?

Как мило ты, как быстро изменилась!

Каким огнём улыбка оживилась!

Каким огнём блеснул приветный взор!

Покров, клубясь волною непослушной,

Чуть осенял твой стан полувоздушный;

Вся в локонах, обвитая венком,

Прелестницы глава благоухала;

Грудь белая под жёлтым жемчугом

Румянилась и тихо трепетала…

Нам почти не известно, какой она была в действительности. Современники писали, что она была болтлива, словоохотлива.

В своих воспоминаниях поэт Н. Языков отмечал неожиданную ее подвижность, несмотря на полноту, -

«...она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница».

Почти нет описаний её внешности, если не считать цитаты из воспоминаний Марии Осиповой: «старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца...». Часть фразы, следующая далее, в ряде изданий вырезана: «...но с одним грешком - любила выпить».

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Ей он посвятил стихотворение «Няне».

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном моей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе.............................

Пушкин А.С. 1826

«Ты знаешь, что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни, хамов и моей няни - ей-богу, приятнее щекотит сердце, чем слава, наслаждение самолюбия, рассеянности и пр. Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву о УМИЛЕНИИ СЕРДЦА ВЛАДЫКИ И УКРОЩЕНИИ ДУХА ЕГО СВИРЕПОСТИ, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване. Теперь у ней попы дерут молебен и мешают мне заниматься делом».

В последний раз Пушкин видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до ее смерти.

В январе 1828 года сестра Пушкина вопреки воле родителей вступила в брак с Николаем Ивановичем Павлищевым. С родными отношения стали холодными. Только в марте они согласились выделить ей несколько дворовых. Ольга Сергеевна в это время и решила взять к себе свою уже очень старую кормилицу и няню Арину Родионовну. К Павлищевым няня приехала, по-видимому, в начале марта 1828 года, еще по зимнему пути. В Кобрине в последний раз повидала она своего сына Егора, внучку Катерину и других родных.

Арина Родионовна скончалась после недолгой болезни 70 лет от роду 29 июля 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Павлищевой (Пушкиной).

«В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет в нем няни моей, и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу».

Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанников два года незаметных.

Уж десять лет прошло с тех пор - и много

Переменилось в жизни для меня...

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет - уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора...

В 1974 году в доме Арины Родионовны в селе Кобрино открыт музей «Домик няни А. С. Пушкина».

Арине Родионовне установлены памятники в Болдино, во Пскове, в Калужской области, в селе Воскресенское (Гатчинский район Ленинградской области).

Поэт Н.М. Языкоа посвятил няне Пушкина такие строки:

К няне А.С. Пушкина

Свет Родионовна, забуду ли тебя?

В те дни, как сельскую свободу возлюбя,

Я покидал для ней и славу, и науки,

И немцев, и сей град профессоров и скуки, -

Ты, благодатная хозяйка сени той,

Где Пушкин, не сражен суровою судьбой,

Презрев людей, молву, их ласки, их измены

Священнодействовал при алтаре Камены, -

Всегда приветами сердечной доброты

Встречала ты меня, мне здравствовала ты,

Когда чрез длинный ряд полей, под зноем лета,

Ходил я навещать изгнанника-поэта,

А мне сопутствовал приятель давний твой,

Ареевых наук питомец молодой.

Как сладостно твое святое хлебосольство

Нам баловало вкус и жажды своевольство;

С каким радушием - красою древних лет -

Ты набирала нам затейливый обед!

Сама и водку нам, и брашна подавала,

И соты, и плоды, и вина уставляла

На милой тесноте старинного стола!

Ты занимала нас - добра и весела -

Про стародавних бар затейливым рассказом:

Мы удивлялися почтенным их проказам,

Мы верили тебе - и смех не прерывал

Твоих бесхитростных суждений и похвал;

Свободно говорил язык словоохотный,

И легкие часы летели беззаботно!

Н.М. Языков. 1827.

На смерть няни А.С. Пушкина

Я отыщу тот крест смиренный,

Под коим, меж чужих гробов,

Твой прах улегся, изнуренный

Трудов и бременем годов.

Ты не умрешь в воспоминаньях

О светлой юности моей

И в поучительных преданьях

Про жизнь поэтов наших дней...

Вон там - обоями худыми

Где-где прикрытая стена,

Пол нечиненый, два окна

И дверь стеклянная меж ними;

Диван под образом в углу,

Да пара стульев; стол украшен

Богатством вин и сельских брашен,

И ты, пришедшая к столу!

Мы пировали. Не дичилась

Ты нашей доли - и порой

К своей весне переносилась

Разгоряченною мечтой;..

Ты расскажи нам: в дни былые,

Не правда ль, не на эту стать

Твои бояре молодые

Любили ночи коротать?..

И мы... Как детство шаловлива,

Как наша молодость вольна,

Как полнолетие умна,

И как вино красноречива,

Со мной беседовала ты,

Влекла мое воображенье...

И вот тебе поминовенье,

На гроб твой свежие цветы!

Я отыщу тот крест смиренный,

Под коим, меж чужих гробов,

Твой прах улегся изнуренный

Трудов и бременем годов.

Пред ним печальною головою

Склонюся; много вспомню я -

И умиленною мечтою

Душа разнежится моя!

6-й класс

Мария Алексеевна Ганнибал (1745–1818) и няня Арина Родионовна Яковлева (1758–1828)

Текстовое наполнение уроков:

1. А.С. Пушкин. Послание к Юдину (1815), Сон (1816), Наперсница волшебной старины (1822), Няне (1826), Зимний вечер (1826).
2. Н.М. Языков . К няне Пушкина (1827), На смерть няни Пушкина (1830).
3. Саша Черный . Няня Пушкина.
4. И.И. Пущин . Записки о Пушкине.

Наглядно-иллюстративный материал:

1. Няня, Арина Родионовна. XIX в. Репродукция портрета работы В.М. Максимова.
2. Арина Родионовна. 1840 г. Репродукция барельефа Я.П. Серякова.
3. Н.Ге. «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском». Репродукция.
4. «Приют, сияньем муз одетый». Музей «Пушкинский заповедник».

Цели и задачи уроков:

1. Дать наиболее полное представление о двух женщинах, бабушках поэта, сыгравших значительную роль в становлении Пушкина – поэта и человека.

2. На примере взаимоотношений Пушкина с М.А. Ганнибал и А.Р. Яковлевой воспитывать в учащихся «чувства добрые», уважение к старшему поколению.

3. Обучать умению сравнивать и сопоставлять произведения разных поэтов на одну тему, находить в них общее и различное.

4. Совершенствовать навык анализа поэтического произведения.

Формы и методы работы : рассказ учителя, беседа, анализ стихотворений А.С. Пушкина, сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений А.Пушкина и Н.Языкова, выразительное чтение стихотворений.

ХОД УРОКА

Первая часть

В жизни А.С. Пушкина были две русские женщины, две бабушки, которые своей горячей любовью, преданностью и заботливостью в отношении поэта заслужили благодарную память в сердцах потомков. Это Мария Алексеевна Ганнибал, бабушка Пушкина по линии матери, и няня поэта – Арина Родионовна Яковлева.

В семействе Пушкиных перебывало множество иностранных гувернеров и гувернанток – по моде того времени. Но русскому языку, русской культуре будущего поэта учили Мария Алексеевна и Арина Родионовна.

Надежда Осиповна Пушкина. (Ксавье де Местр, 1800-е гг.)

Мария Алексеевна выросла в глуши, в Тамбовской губернии. Может быть, потому ее и не обучали иностранным языкам, но русский она знала хорошо. Впоследствии она обучала родному языку своего старшего внука Александра. Мария Алексеевна была женой Осипа Абрамовича Ганнибала, но судьба обошлась с ней жестоко. Муж бросил ее с маленькой дочерью, будущей матерью Пушкина. Когда Надежда Осиповна Ганнибал выросла и вышла замуж, Мария Алексеевна перебралась в ее дом присматривать за хозяйством и внуками.

По воспоминаниям Е.П. Яньковой, Мария Алексеевна была очень умной, дельной и рассудительной женщиной, она умела дом вести как следует, занималась много с детьми: принимала к ним мамзелей и учителей и сама учила. Внука своего, Сашу, больше других любила, но и журила порядком: «Ведь экой шалун ты какой, помяни ты мое слово, не сносить тебе своей головы».

В 1805 году Мария Алексеевна купила подмосковное село Захарово (Захарьино), и семейство Пушкиных ездило туда каждое лето до 1810 года. Вечерами бабушка рассказывала внукам о своих предках, об арапе Петра Великого, о ее дедушке Ржевском, к которому когда-то приезжал сам Петр I.

Когда Пушкин покинул родительский дом, уехав на шесть лет учиться в Царскосельский лицей, бабушка писала ему письма, языком которых восхищался Антон Дельвиг, лицейский друг поэта. Село Захарово, его окрестности, русская природа, неторопливые бабушкины рассказы оставили глубокий след в душе поэта. Находясь в Лицее, он вдохновенно описал в стихотворении «Послание к Юдину» (Павел Юдин – лицейский товарищ) любимый его сердцу уголок.

Послушайте эти строки (учитель читает отрывок со слов: «Мне часто видится мое селенье, мое Захарово...»).

Вопросы

    Какую картину вы представляете, слушая эти строки?

    Каким чувством проникнуты стихи?

    Почему Пушкин вспоминает Захарово? Чем оно ему дорого?

В 1831 г., перед женитьбой, Пушкин побывал в Захарове, и Марья, дочь Арины Родионовны, угощала его яичницей. По воспоминаниям Марьи, пока она готовила завтрак, Пушкин обежал рощу, все места детства и грустно сказал: «Все наше порушилось. Все поломали, все заросло...». Пушкина всегда тянуло к родным местам, они волновали его, пробуждали воспоминания.

К сожалению, ни одно изображение Марии Алексеевны Ганнибал не сохранилось, но Пушкин оставил нам поэтический портрет своей бабушки. (Учитель читает отрывок из стихотворения «Сон» со слов: «Но детских лет люблю воспоминанье...»).

Вопросы

    Попробуйте представить себе бабушку поэта. Что можно сказать о ее внешности?Попытайтесь создать ее портрет.

    Чем она похожа на всех бабушек? А чем отличается?

    Став взрослым человеком, Пушкин вновь благодарно вспомнит о ней в стихотворении «Наперсница волшебной старины». (Учитель читает стихотворение, предварительно объяснив значение слова наперсница.)

    Почему уже 23-летним поэт вновь обращается к образу любимой бабушки?

    Как дополняет это стихотворение наше представление о Марии Алексеевне? Подумайте, какую роль сыграла бабушка в жизни А.С. Пушкина.

Вторая часть

А теперь обратимся к той женщине, которая собрала о себе почтительные и восторженные отклики и Пушкина, и его друзей-современников. Это Арина Родионовна Яковлева.

В 1880 году, когда после смерти Пушкина пройдет уже более 40 лет, писатель И.С. Аксаков на открытии памятника поэту в Москве произнесет речь о простой крестьянке – Арине Родионовне. Как вы думаете: почему?

Послушайте, как сказал Аксаков: «От отрочества до самой могилы этот блистательный прославленный поэт не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать нежную привязанность не к матери, а к няне... Так вот кто первая вдохновительница, первая муза великого художника – это няня, это простая деревенская баба! Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!».

Арина Родионовна Яковлева была крепостной крестьянкой, принадлежавшей деду Пушкина, Осипу Абрамовичу Ганнибалу, и бабушке Марии Алексеевне. В 1799 году, в год рождения поэта, получила вольную, но не пожелала ей воспользоваться и до конца жизни оставалась в семье Пушкиных.

Если Мария Алексеевна рассказывала внуку истории из далекой старины, то няня была необыкновенной сказочницей, которую Пушкин всегда слушал с восторгом и замиранием сердца. На долю обеих бабушек выпала счастливая судьба привить маленькому Пушкину любовь и вкус ко всему родному, русскому, когда кругом и думали, и говорили по-французски.

Об удивительных отношениях Арины Родионовны и поэта сохранился рассказ кучера Петра Парфенова: «Как только Пушкин вставал, бежал к няне и спрашивал: “Здорова ли, мама?”. Он все ее “мамой” называл. А она ему, бывало, эдак нараспев: “Батюшко, за что же ты меня все мамой зовешь? Какая я тебе мать?”. И уж чуть старуха занеможет там, что ли, он уж все за ней».

Арина Родионовна делила с Пушкиным дни его изгнания в Михайловском, являясь его всегдашней подругой, горько тосковавшей о своем любимце после его отъезда в Москву. Поэт платил ей такой же любовью. В одном из писем, отправленном из Михайловского, он признавался: «Вечерами слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно». Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных песен и былин, которых Пушкин так много знал, слышал он от Арины Родионовны. Няня знала очень много русских народных сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях. Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведенную тетрадь.

По воспоминаниям современника, была Арина Родионовна лицом полная, вся седая, чрезвычайно почтенная старушка. Она нежно и глубоко любила своего «неуимчивого, любезного друга», не стесняясь обращаться к нему, когда следовало, со словом укоризны и неизменно тревожась о нем преданным сердцем.

В числе других важных или дорогих для него писем поэт берег и хранил записки от старой няни. Прочтем одну их них, написанную около 1826 года, и постараемся услышать голос этой замечательной женщины: «Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, забуду вас. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. Я вас буду ожидать и молить Бога, чтобы дал нам свидеться. Прощай, мой батюшко Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила – поживи, дружочек, хорошенько, – самому слюбится. Я, слава Богу, здорова – целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

Каким чудным ответом на это письмо служит стихотворение Пушкина «Няне»!

Чтение стихотворения и анализ

– Каким чувством проникнуто стихотворение?
– Как поэт обращается к няне?
– Почему он называет ее подруга дней моих суровых ? Какой факт биографии поэта нашел отражение в стихотворении?
– Как нарисован здесь образ няни? Есть ли в нем детали, характеризующие внешность Арины Родионовны?
– Почему няня грустит и горюет ? В каких строках говорится об одинокой ее жизни? Какие выразительные средства использовал здесь поэт?
– В каких словах особенно откровенно выражено чувство любви Пушкина к няне?
– Каков общий пафос этого послания?
Стихотворение «К няне» осталось незавершенным. Оно обрывается на строчке «То чудится тебе...». Как вы думаете, что могло чудиться Арине Родионовне в ее одиноком домике?
Это стихотворение очень созвучно другому пушкинскому творению – «Зимний вечер». Вы сейчас услышите его. Подумайте: оба стихотворения написаны на одну тему? Сможете ли вы определить: чем они близки, а чем различаются?

Чтение стихотворения наизусть подготовленным учеником.

Беседа по вопросам

    Каким предстает образ поэта в Михайловском долгими зимними вечерами?

    Какими языковыми средствами передаются в стихотворении вой ветра и другие звуки зимнего вечера?

    Испытывали ли вы чувства, подобные пушкинским? Бывает ли вам грустно зимними вечерами?

    Можно ли назвать это стихотворение биографическим?

Общение с няней скрашивало одиночество Пушкина, ее рассказы влияли на творческие замыслы поэта. Ведь это она, Арина Родионовна, стала прототипом няни Татьяны Лариной – Филипьевны. С этой героиней мы встретимся, когда будем изучать роман в стихах «Евгений Онегин». Еще раз Пушкин вспомнит свою няню, когда будет создавать образ Орины Егоровны – няни Владимира Дубровского. Увидим мы знакомые черты и в образе няни в трагедии «Борис Годунов».

Арину Родионовну знали близкие друзья поэта. Иван Иванович Пущин, лицейский друг, вспоминая о своем приезде в Михайловское 11 января 1825 года, писал: «Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга... Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, и чуть не задушил ее в объятиях...».

Демонстрация репродукции картины Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском». Какой предстает перед нами няня? А какой ее представляли себе вы?

Души не чая в своем питомце, няня пыталась сделать что-то доброе и для его друзей. Когда, например, весной 1826 г. в Михайловское приехал Н.Языков, поэт и друг Пушкина, то она подарила ему деревянную шкатулку (ларец), которую по ее просьбе смастерил деревенский умелец. Сейчас эта единственная дошедшая до нас подлинная вещь Арины Родионовны хранится в домике няни в Михайловском. Николай Михайлович Языков посвятил няне Пушкина два стихотворения. Одно из них – «К няне Пушкина».

Чтение отрывка из него со слов «Свет Родионовна, забуду ли тебя?».

Давайте попробуем сопоставить два стихотворения разных поэтов на одну тему: «К няне Пушкина» Н.Языкова и «Няне» А.Пушкина.

Вопросы

    Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему?

    Одинаково или по-разному рисуют поэты образ Арины Родионовны?

    Можно ли сказать, что стихотворение Языкова, написанное позднее пушкинского, добавляет новые штрихи к образу няни?

    Стихотворение Пушкина отличается лаконизмом, душевной теплотой, простотой образных средств. А какие художественные средства выразительности использует Языков?

Когда Пушкина срочно вызвал из Михайловского в Москву новый царь, Николай I, разлуку со своим любимцем Арина Родионовна переживала очень тяжело. Дворовый Пушкиных Петр вспоминал, что она «растужилась, навзрыд плачет».

Получив долгожданную свободу осенью 1826 г., Пушкин вновь едет в Михайловское. В письме к своему другу П.Вяземскому он пишет: «Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости...». Нетрудно догадаться, чье сердце хотела умилить Арина Родионовна и чью свирепость укротить. Она молила Николая I о милости к Пушкину.

Летом 1828 г. в Петербурге, в доме сестры Пушкина Ольги, Арина Родионовна умерла. Место погребения ее осталось неизвестным. Судьба отпустила ей 70 лет жизни и одарила счастьем испытать сыновнюю любовь и преданность Пушкина. В его рукописях рядом со стихотворениями «Предчувствие» и «Волненьем жизни утомленный» мы видим два нарисованных портрета. На одном – девушка с заплетенной косой и повязкой на голове, на другом – старушка в повойнике. (Повойник – старинный головной убор русских крестьянок – платок, обвязанный вокруг уже покрытой головы, или старинный русский головной убор замужних женщин в виде легкой мягкой шапочки.) Возможно, так Пушкин оплакивал свою няню, размышляя над ее жизнью и судьбой. Н.Языков тоже откликнулся на смерть няни.

Чтение отрывка со слов «Ты не умрешь в воспоминаньях о светлой юности моей...».

Какой след оставила няня Пушкина в душе Н.Языкова? Можно ли назвать это стихотворение эпитафией?

По воспоминаниям современницы А.С. Пушкина А.О. Смирновой, приближенной Николая I, «государь говорил с Пушкиным о его бедной Арине Родионовне. (Она тогда умерла, и поэт очень жалел ее.) Государь говорил о старых русских слугах и о стихах, где Пушкин упоминает о своей бабушке и о старой няне. Государь просил Пушкина прочесть их, потом сказал: «Какие восхитительные, мелодичные стихи!».

А закончить рассказ об Арине Родионовне я хочу строчками поэта начала XX века Саши Черного «Няня Пушкина». (Чтение стихотворения «На стареньком диване у мерзлого окна...».)

Домашнее задание

1. Подумайте над вопросом: за что потомки должны быть вечно благодарны двум русским женщинам – Марии Алексеевне Ганнибал и Арине Родионовне Яковлевой?

2. Расскажите о своей бабушке. Чем она замечательна для вас?

Цель :

· познакомить ребят с фактами биографии А.С.Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта; воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века;

· формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с учебником и иллюстрациями;

· воспитывать интерес к личности и творчеству А.С.Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс

Урок № 15.

Тема. А.С.Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне».

Цель :

  • познакомить ребят с фактами биографии А.С.Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта; воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века;
  • формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с учебником и иллюстрациями;
  • воспитывать интерес к личности и творчеству А.С.Пушкина.

Оборудование: мультимедийная презентация, видеоролик.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ статьи учебника «Из русской литературы XIX в.», с.84, ч.1.

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Краткие сведения о детстве А.С.Пушкина. Заполнение таблицы по ходу сообщения учителя и учащихся.

Детство А.С.Пушкина

Мои замечания об услышанном

Прадедушка – Абрам Петрович Ганнибал

Бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал

Отец поэта – Сергей Львович Пушкин

Мать поэта – Надежда Осиповна Пушкина

Лев Сергеевич, Ольга Сергеевна – брат и сестра поэта

Арина Родионовна Яковлева – няня поэта

Никита Тимофеевич Козлов – «дядька» поэта

3. Сообщение подготовленного ученика о прадедушке А.С.Пушкина Абраме Петровиче Ганнибале.

В биографии Ганнибала до сих пор ещё много невыясненного. Сын владетельного князька Ибрагим (Абрам) родился, вероятно, в 1688 году в Африке. Традиционная версия связывала родину петровского арапа с севером Эфиопии. На восьмом году жизни он был похищен вместе с братом и привезён в Константинополь, откуда в 1705 году Савва Рагузинский привёз чёрных братьев в подарок Петру I, любившему всякие редкости и курьёзы, державшему и прежде «арапов».

Мальчики приняли православие (по всей вероятности, во второй половине июля 1705 года). Ибрагим получил русифицированное имя Абрама, его брат - имя Алексея. Отчество мальчикам было дано в честь Петра I.

Абрам Петрович «неотлучно» находился подле царя, спал в его комнате, сопровождал во всех походах. С 1714 года Петр I доверяет ему различные поручения, в том числе секретные, он становится ординарцем и секретарем царя. В 1716 поехал с государем за границу. В это время Абрам получал жалованья 100 рублей в год. Во Франции Абрам Петрович остался учиться; пробыв 1,5 года в инженерной школе, поступил во французское войско, участвовал в испанской войне, был ранен в голову и дослужился до чина капитана. Вернувшись в Россию в 1723, определён в Преображенский полк инженер-поручиком бомбардирской роты, капитаном которой был сам царь.

После смерти Петра Ганнибал (такую фамилию он предпочёл носить с конца 1720-х годов, в честь знаменитого античного полководца Ганнибала) пристал к партии недовольных возвышением Александра Меншикова, за что был отправлен в Сибирь.

Поступив в 1740 году снова на службу, Ганнибал пошёл в гору с воцарением Елизаветы. Дослужившись до чина генерал-аншефа, Ганнибал был отправлен в отставку в 1762 г. и умер в 1781 году.

Вполне достоверных изображений Абрама Петровича до нас не дошло. Особое внимание привлекает так называемый французский портрет А.П.Ганнибала, который был найден в 1962 г. Ганнибал на портрете представлен в парадной одежде, напоминающей индийский костюм, в который облекались арапы царской свиты на торжественных церемониях.

4. Сообщение подготовленного ученика об отце А.С.Пушкина Сергее Львовиче Пушкине.

Родители будущего поэта, Сергей Львович и Надежда Осиповна, были людьми своего времени, наделёнными сословными достоинствами и недостатками.

К числу достоинств Сергея Львовича следует отнести его светское, во французском духе, воспитание, природную находчивость в разговорах: он любил участвовать в салонных играх, сыпать остротами, устраивать домашние спектакли. Сам писал лёгкие стихи по-французски. Эта атмосфера, по-видимому, влияла на маленького Пушкина.

Сергей Львович собрал богатую библиотеку, состоявшую преимущественно из французских книг. Юный Пушкин забирался в кабинет отца и читал запоем всё без разбора.

Важны были и многочисленные литературные связи отца: его дом посещали Карамзин, Дмитриев, Жуковский, Батюшков. Связи умножались и через дядю поэта – Василия Львовича Пушкина.

И всё же Сергей Львович равнодушно относился к воспитанию детей. Сына Александра он недолюбливал за его непокорность.

5. Сообщение подготовленного ученика о матери А.С.Пушкина Надежде Осиповне Пушкиной.

Мать поэта, Пушкина Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, дочь Осипа Абрамовича Ганнибала и Марии Алексеевны Пушкиной, родилась 2 июля 1775 года. Детство и юность Надежды Осиповны прошли в Петербурге и загородном Кобрине. Надежда Осиповна получила хорошее домашнее воспитание, была начитана, прекрасно владела французским языком.

Веселая, всегда оживленная, она свободно чувствовала себя в светском обществе, имела большой круг знакомых, восхищавшихся ее красотой. Ее называли прекрасной креолкой, тем самым, подчеркивая ее необычное происхождение. С Сергеем Львовичем Пушкиным Надежда Осиповна венчалась 28 сентября 1796 года в церкви соседнего с Кобриным села Воскресенского. Взаимная любовь и душевная привязанность соединили их судьбы на 40 лет.

Кроме сына Александра у Надежды Осиповны и Сергея Львовича были дети: Ольга, Николай, Лев. Другие же дети - Павел, Михаил, Платон и София - умерли в младенческом возрасте. Она, более чем муж, занималась воспитанием детей. Надежда Осиповна чрезвычайно гордилась успехами своего старшего сына Александра.

Во время последней болезни матери Пушкин проявлял большую заботу о ней, а после её смерти "жаловался на судьбу" за то, что он так недолго "пользовался нежностью материнскою". Пушкин сам отвёз тело матери для погребения в Святогорский монастырь и выказал желание быть похороненным рядом.

6. Слово учителя.

Русское воспитание Пушкин преимущественно получал в подмосковном селе Захарове. Захарово было постоянным местом пребывания Пушкиных в летние месяцы; куплено оно было бабушкой Марией Алексеевной. Мария Алексеевна брала на себя домашние заботы, нанимала «мамзелей» и учителей, сама учила детей.

Здесь в полную силу вступали родные привычки, заботливость бабушки. Она говорила и писала на таком прекрасном, истинно народном языке, что лучшего учителя и искать не надо. Позднее, когда Мария Алексеевна присылала письма внуку-лицеисту и он показывал их Дельвигу, барон приходил в восторг от их языка. Знала бабушка и огромное множество русских сказок, былин. Поведала она тогда внуку предания и из семейной хроники Пушкиных и Ганнибалов.

7. Сообщение подготовленного ученика о «дядьке» А.С.Пушкина Никите Тимофеевиче Козлове.

Козлов Никита Тимофеевич - преданный слуга Пушкина. Приставлен был к нему в детские годы в Москве, где «шаловливый и острый ребенок уже набирался ранних впечатлений, развиваясь и бегая на колокольню Ивана Великого и знакомясь со всеми закоулками и окрестностями златоглавой столицы»; доморощенный стихотворец, сочинявший стихи о Соловье-разбойнике, Еруслане Лазаревиче и Милитрисе Кирбитьевне. Состоял при Пушкине и в послелицейские годы. В беспокойные апрельские дни 1820 года, когда до губернатора столицы дошли слухи о вольнолюбивых стихах Пушкина, политический сыщик Фогель пытался подкупить Козлова, чтобы тот дал ему прочесть рукописи Александра Сергеевича, но верный старик отказал ему в этом.

Козлов был при ссыльном поэте на юге России. К нему относятся строки неоконченного стихотворения кишиневской поры:

Дай, Никита, мне одеться:

В митрополии звонят.

После женитьбы Пушкина Козлов остался его камердинером и верным слугой. В последние годы жизни поэта находился при нем в Петербурге. В апреле 1836 года он сопровождал в Святогорский монастырь Александра Сергеевича, ехавшего с телом матери для погребения. Козлов оказывал помощь Пушкину при издании «Современника»: часто приходилось посылать старого слугу в цензуру и типографию.

В трагический день 27 января 1837 года на долю Козлова выпала «печальная честь» перенести раненого поэта из кареты в квартиру. «Грустно тебе нести меня?» - спросил его Пушкин.

В начале февраля 1837 года Козлов вместе с А. И. Тургеневым выехал с телом Пушкина в Святогорский монастырь. По свидетельству Тургенева, преданный слуга желал «проводить останки его доброго барина к последнему его жилищу... стал на дрогах, кои везли ящик с телом, и не покидал его до самой могилы».

8. Рассказ о няне А.С.Пушкина Арине Родионовне Яковлевой. (Просмотр видеоролика о няне Пушкина или работа с презентацией «Подруга дней моих суровых»).

Большую роль в воспитании поэта в национальном духе уже в тот период сыграла и прославленная им впоследствии в стихах няня Арина Родионовна, которая ему много сказывала о жизни.

Ижорская земля. На этой земле 10 апреля 1758 года в семье крестьянина Родиона Яковлева и жены его Лукерьи, родом из новгородских земель, родился третий ребёнок - дочь. По крещении её назвали в честь тётки Ирины. В быту же её с детства звали Ариной. С детства крестьянская дочь Арина была приучена к разнообразной работе в поле и дома. Девочка оказалась мастерицей-рукодельницей. Умела прясть, ткать, шить, вышивать, вязать и плести кружева. ...Пришло время, засватали Арину Родионовну за соседского крестьянина Фёдора Матвеева. 5 февраля 1781 года в суйдинской церкви молодых повенчали. Жили они по чужим домам в крайней стеснённости и скудности около 14 лет. Имели двоих сыновей и двух дочерей. Так и доживали бы свой век... Но судьба переменилась. Арина была взята в услужение в семейство Пушкиных.

Арина Родионовна Яковлева – с 1759 года крепостная Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина. После замужества в 1781 году стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней ее детей: Ольги, затем Александра и Льва.

В 1807 году семейство Ганнибалов продало, вместе с крестьянами, земли в Петербургской губернии и переселилось в Опочецкий уезд Псковской губернии.

Арина Родионовна была «прикреплена» к хозяевам, а не к земле, поэтому была «исключена из продажи», и переехала с хозяевами в Псковскую губернию. В 1824 – 1826 годах, во время ссылки поэта, она жила в Михайловском. Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.

В 1911 году на острове Капри кто-то из русских, что жили на острове, передал А.М. Горькому рельефный портрет няни Пушкина, вырезанный на кости. До 1891 года этот портрет находился в Пскове, а затем как-то попал в Италию. Горький передал его в Пушкинский дом.

Биограф Пушкина П.В. Анненков сообщал: "Родионовна принадлежала к типичнейшим и благороднейшим лицам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление. ...Весь сказочный русский мир был известен ей как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально".

К драгоценным реликвиям гатчинской земли, связанным с именем великого русского поэта А.С.Пушкина, относится музей "Домик няни" в деревне Кобрино, расположенной в четырех километрах от бывшей родовой усадьбы Ганнибалов в Суйде.

С виду домик кажется совсем крошечным и малопривлекательным. Но прочтешь скромную надпись на фасаде, и дрогнет сердце: "Здесь жила няня Пушкина - Арина Родионовна".

Эта удивительная женщина оставила глубокий след в жизни и творчестве поэта. Неслучайно любимой няне Пушкин посвятил несколько стихотворений. В одном из них он писал:

Да еще ее помянем:
Сказки сказывать мы станем -
Мастерица ведь была
И откуда что брала...

Крепостная крестьянка Арина Родионовна жила здесь после замужества с 1781 года до своего отъезда в 1798 году вместе с семьей Пушкиных в Москву.

В 1824-26 гг. Арина Родионовна вместе с Пушкиным жила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. Пушкин писал отсюда Вяземскому: «Няня моя уморительна. Вообрази, что в 70 лет она выучила наизусть новую молитву об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости»...

Воспоминания о старине и народной жизни, которыми щедро делилась Арина Родионовна со своим воспитанником и его друзьями, отразились во многих стихотворениях Пушкина.

Она хорошо знала народные обычаи, много деревенских событий, была кладезем познаний крестьянского быта.

Няне поэт посвятил много душевных поэтических строк, а после выхода в свет написанной в Михайловском третьей главы «Евгения Онегина» имя Арины Родионовны стало широко известным.

После отъезда Пушкина из ссылки няня осталась в Михайловском на положении ключницы, хранительницы усадьбы, исполняла его поручения. В последний раз няня приехала в Петербург в 1827 году в связи с замужеством Ольги Сергеевны. Арина Родионовна осталась в доме своей первой воспитанницы до своей кончины в 1828 году, успев повидать в Кобрине своего сына и внучку, других родных и близких людей.

В одной из своих тетрадей Пушкин сделал запись о кончине любимой няни, мамушки своей. Ощущением тревоги и горестной утраты веет от набросков стихов. Здесь же поэт рисует те самые портреты няни.

О смерти няни узнали друзья и знакомые Пушкина. Николай Языков, пользовавшийся попечением няни в свой приезд в Михайловское, написал стихотворение, посвященное её памяти:

Я отыщу тот крест смиренный,
Под коим средь чужих гробов
Твой прах улёгся, изнуренный
Трудом и бременем годов.

Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до ее смерти. Арина Родионовна - "добрая подружка бедной юности моей" - скончалась 70 лет от роду, после недолгой болезни 29 июля 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Павлищевой (Пушкиной). Долгое время точная дата кончины няни и место ее захоронения были неизвестны.

Арина Родионовна родилась и умерла крепостной. На похороны Пушкин не поехал, как, впрочем, и его сестра. Похоронил няню муж Ольги Николай Павлищев, оставив могилу безымянной. На кладбищах к могилам незнатных особ, тем более крепостных, не проявляли должного внимания. Оставленная без присмотра могила няни оказалась вскоре затерянной. Судя по стихотворению Н.М. Языкова "На смерть няни А.С. Пушкина", в 1830 году могилу Арины Родионовны пытались разыскать, но уже тогда не нашли.

Выяснилось, что погребена она была на Смоленском кладбище.

9. Работа со стихотворением А.С.Пушкина «Няне».

9.1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

9.2. Анализ содержания стихотворения.

Какие чувства лирического героя отражены в стихотворении?

Выпишите слова, передающие чувство сыновней любви поэта к няне.

В каком слове звучит благодарность поэта за то, что няня разделила с ним тяжёлое время Михайловской ссылки?

Какие оттенки чувства передают слова «голубка дряхлая моя»?

В каких словах стихотворения ощущается боль?

О чём грустит лирический герой? (Лирический герой далеко. Но он чувствует, что няня грустит, ожидая его, и поэтому испытывает острое чувство вины).

Какие чувства героини переданы с помощью эпитетов, метафор, повторов и сравнений? Заполните правую часть таблицы.

Средства художественной выразительности

Пример

Чувства героини

Сравнение

«Будто на часах»

Постоянство томительного ожидания

Метафора

«Медлят поминутно спицы в её наморщенных руках»

Няня прислушивается к звукам за окном, надеясь услышать долгожданный звук колокольчика: не едет ли кто-нибудь?

Метафора

«Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь»

В душе няни беспокойство о любимом воспитаннике, тягостные предчувствия: судьба его неясна, жизнь не устроена

Эпитет

«Забытые ворота»

Тяжесть одиночества няни

Эпитеты

«Чёрный отдалённый путь»

Горечь долгой разлуки

Повторы

«Давно, давно ты ждёшь меня»

Грусть от долгого ожидания

9.3. Выразительное чтение учителем фрагмента из книги М.И.Цветаевой «Мой Пушкин». О каких переживаниях лирического героя рассказала М.Цветаева?

Кого я жалела? Не няню. Пушкина. Его тоска по няне превращалась в тоску по нему, тоскующему. И потом, все-таки, няня сидит, вяжет, мы ее видим, а он - что? А он - где? "Одна в глуши лесов сосновых - давно, давно ты ждешь меня". Она - одна, а его совсем нет! Леса сосновые я тоже знала, у нас в Тарусе, если идти пачевской ивовой долиной, которую мать называла Шотландией, - к Оке, вдруг - целый красный остров: сосны! С шумом, с треском, с краской, с запахом, после ивового однообразия и волнообразия - целый пожар!

Мама из коры умеет делать лодочки, и даже с парусом, я же умею только есть смолу и обнимать сосну. В этих соснах никто не живет. В этих соснах, в таких же соснах, живет пушкинская няня. "Ты под окном свози светлицы"...- у нее очень светлое окно, она его все время протирает (как мы в зале, тогда ждем дедушкиного экипажа) - чтобы видеть, не едет ли Пушкин. А он все не ждет. Не приедет никогда.

Но любимое во всем стихотворении место было "Горюешь будто на часах", причем "на часах", конечно, не вызывало во мне образа часового, которого я никогда не видела, а именно часов, которые всегда видела, везде видела... Соответствующих часовых видений - множество. Сидит няня и горюет, а над ней - часы. Либо горюет и вяжет и все время смотрит на часы. Либо - так горюет, что даже часы остановились. На часах было и под часами, и на часы, - дети к падежам нетребовательны. Некая же, все же, смутность этого «на часах» открывала все часовые возможности, вплоть до одного, уже совершенно туманного видения: есть часы зальные, в ящике, с маятником, есть часы над ларем - лунные, и есть в материнской спальне кукушка с домиком, - с кукушкой, выглядывающей из домика. Кукушка, из окна выглядывающая, точно кого-то ждущая... А няня ведь с первой строки - голубка...

Так, на часах было и под часами, и на часы и, в конце концов, немножко и в часах, и все эти часы еще подтверждались последующей строкою, а именно - спицами, этими стальными близнецами стрелок. Этими спицами в наморщенных руках няни и кончалось мое хрестоматическое "К няне".

Да, что знаешь в детстве - знаешь на всю жизнь, но и чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь.

Из знаемого же с детства: Пушкин из всех женщин на свете больше всего любил свою няню, которая была не женщина. Из "К няне" Пушкина я на всю жизнь узнала, что старую женщину - потому-то родная - можно любить больше, чем молодую - потому что молодая и даже потому что - любимая. Такой нежности слов у Пушкина не нашлось ни к одной.

IV. Подведение итогов урока.

Каким вы представляете лирического героя стихотворения А.С.Пушкина «Няне»? (Лирический герой глубоко страдает, он испытывает чувство вины за долгое отсутствие. Поэтом создан трогательный образ любящей женщины. Чувства няни понятны любой женщине – матери, самоотверженно заботящейся о детях, бесконечно тоскующей в разлуке с ними. Образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, являясь отражением его человечности).

V. Домашнее задание.

1.Стихотворение «Няне» выучить наизусть, с.94, часть 1.

3.Ответить на вопросы 1-2, с.115.


Арина Родионовна (известная как няня Пушкина), которая действительно была няней знаменитого писателя, известна почти всем – и детям, и взрослым. Александр Сергеевич Пушкин глубоко уважал и любил ее, а та в свою очередь называла его «ангелом Александром Сергеевичем».

Сам поэт неоднократно писал, что Арина Родионовна явилась как прототип для няни Татьяны в произведении «Евгений Онегин» . К тому же няня Пушкина Арина Родионовна фигурирует в женских образах и других произведений, например: «Борис Годунов» , «Русалка», «Арап Петра Великого» и некоторых стихах.

К сожалению, до нашего времени дошла неполная информация о жизни Арины Родионовны, няни Пушкина. Многое, конечно, можно почерпнуть из воспоминаний тех или иных современников Александра Сергеевича, но по большей части это какие-то упоминания вскользь… Именно по этой причине до сих пор многие спорят и дискутируют о роли няни Пушкина в жизни самого поэта и о ее биографии.

Арина Родионовна родилась в 1758 году (1758-1827) в семье Родиона Яковлева, который был крепостным. О месте рождения спорят. Некоторые убеждены, что это была деревня Суйда, другие уверены, что деревня Лампово в губернии Петербурга. Как бы то ни было, известно, что в семье Родиона родилось семь детей, и девочку назвали Ириной, а между собой называли Арина. В те времена крестьянке не полагалось носить свою фамилию, поэтому в документах она значилась как Арина Родионовна.

В литературных произведениях няня Пушкина всегда выступает как Арина Родионовна, иногда как Яковлева, по фамилии отца, и никогда под фамилией Матвеева, своего мужа. Примечательно, что даже Пушкин всегда считал ее няней, и никогда не называл по имени. Так же как и сегодня многие просто говорят - няня Пушкина.

Арина была выкуплена прадедом Пушкина Ганнибалом, который вместе с крепостными выкупил и деревни, и все, что им принадлежало. В детстве Арина жила очень бедно и тяжело, в двадцать три года она вышла замуж и они с мужем стали жить в селе Кобрино, недалеко от Гатчины. Позже ее решили определить в няни для детей.

По одной версии Ганнибал пожаловал все хозяйство семьи Арины в дар, поскольку был очень доволен ее работой, по другим сведениям он решил дать свободу Арине и отпустил ее, однако она отказалась. Муж Арины спился и умер.

До 1811 года, вплоть до самого лицея, Пушкин проживал в одном доме с Ариной Родионовной, возможно, поэтому он частенько называл ее не просто «няня», но и «мамушка». Поэт внимательно слушал сказки, рассказы своей няни и даже записывал их. От нее он также узнал много поговорок, пословиц, крылатых фраз народа. Некоторые сходятся во мнении, что поэт услышал непосредственно от Арины Родионовны о том, как избушка стоит на курьих ножках, о семи богатырях и других сказочных персонажах, которые в будущем появятся в его поэмах и произведениях. Действительно, няня Пушкина сыграла немаловажную роль в творчестве Александра Сергеевича.

После того, как Арина Родионовна умерла, некоторые стали несколько преувеличивать ее образ в литературе, однако, несомненно, она явилась ярким вдохновением для молодого Александра и это неоспоримо. Да, няня Пушкина - это не только загадка для современного поколения, няня Пушкина - это вдохновение и сила мысли.

Сам Александр Сергеевич Пушкин как-то написал: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка» .

Вокруг образа легендарной Арины Родионовны – няни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина – возникло множество различных слухов и преданий. Несмотря на то, что сам знаменитый воспитанник всегда отзывался об этой уважаемой женщине с искренней любовью и признательностью, некоторые пушкинисты и современники поэта отмечали в биографии и характере няни, имя которой стало нарицательным, удивительные и даже противоречивые моменты.

Ижорка или чухонка?

Арина Родионовна (1758-1828 гг.) была крепостной крестьянкой. Она родилась деревне Лампово Петербургской губернии, неподалеку от села Суйда. Ее родители Лукерья Кириллова и Родион Яковлев вырастили семерых детей. Настоящее имя девочки было Ирина (или Иринья), но в семье ее всегда называли Ариной, так и повелось.

Несмотря на то, что официально в XVIII веке почти все крепостные крестьяне Петербургской губернии считались русскими, большинство жителей тех мест, на самом деле, являлись представителями ассимилированных финно-угорских национальностей. Окрестности Суйды населяли, в основном, ижорцы – потомки одного из племен народа, носившего название «чудь». Кроме них, на этих землях также проживали чухонцы.

У историков и пушкиноведов нет точной информации, к какой из этих финно-угорских национальностей, полностью смешавшихся с русскими и не сохранившихся, относилась Арина Родионовна. Но некоторые из сказок, поведанных ею знаменитому воспитаннику, имеют отчетливый северный колорит. Даже образ дуба, стоящего у Лукоморья, явно перекликается со скандинавскими преданиями о древе Иггдрасиль, соединяющем разные уровни мироздания.

Из семьи старообрядцев?

Некоторые историки отмечают, что в окрестностях села Суйда Петербургской губернии издавна жили семьи старообрядцев. Многие из этих людей скрывали свои религиозные взгляды, чтобы не подвергаться гонениям официальной церкви.

Помимо того, что Арина Родионовна родилась в местах традиционного поселения старообрядцев, на ее происхождение из данной среды указывают и сведения, содержащиеся в письме А.С. Пушкина к своему другу П.А. Вяземскому от 9 ноября 1826 года. Так, великий поэт пишет: «Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване. Теперь у нее попы дерут молебен…»

Тот простой факт, что Арина Родионовна знала наизусть или выучила откуда-то редкую старинную молитву, существовавшую еще до раскола православной церкви, может свидетельствовать о ее тесном общении или родстве со старообрядцами. Ведь только они так трепетно сберегали религиозные тексты, многие из которых были утрачены официальной церковью.

Крепостная без фамилии

У Арины Родионовны не было фамилии, как и у многих крепостных крестьян. Хотя ее родитель записан в церковных метрических книгах как Яковлев, а супруг как Матвеев, это были не имена, а отчества. В те времена Петр сын Ивана назывался Петром Ивановым, а внук того же Ивана не наследовал фамилию деда, а назывался по отцу – Петровым.

Впрочем, в метрической записи о рождении указана Ирина – дочь крестьянина Родиона Яковлева. Имеются в церковной книге села Суйда и сведения о венчании Ириньи Родионовой и Федора Матвеева. Эти факты сбили с толку многих исследователей, ошибочно называвших няню Пушкина в девичестве Яковлевой, а в супружестве Матвеевой.

Мать четверых детей

Некоторые люди полагают, что у Арины Родионовны не было своей семьи, и поэтому она была сильно привязана к своему воспитаннику. Однако все было не так. В 1781 году 22-летняя крестьянка вышла замуж и переехала в село Кобрино Софийского уезда, где жил ее супруг Федор Матвеев (1756-1801 гг.), который был на два года старше молодой жены.

В этом браке родились четверо детей. Старшего сына легендарной няни звали Егором Федоровым. В ревизской сказке за 1816 год он указан главой семьи, поскольку был старшим мужчиной в доме вдовствующей матери.

А супруг Арины Родионовны умер в возрасте 44 лет. Некоторые источники утверждают, что от пьянства.

Любительница выпить

Все записи А.С. Пушкина о его няне проникнуты особой теплотой и признательностью. Но некоторые люди, знакомые с этой женщиной, указывали на то, что Арина Родионовна любила время от времени опрокинуть рюмочку-другую.

Так, поэт Николай Михайлович Языков в своих воспоминаниях писал: «...она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Этот человек, хорошо знавший няню своего друга, отмечал, что несмотря на полноту, она всегда была подвижной и энергичной женщиной.

Довольно откровенно об Арине Родионовне отзывалась и соседка великого поэта по имению в селе Михайловское. Дворянка Мария Ивановна Осипова оставила такую запись в своих мемуарах: «…старушка чрезвычайно почтенная, вся седая, но с одним грешком – любила выпить».

Возможно, в стихотворении «Зимний вечер» А.С. Пушкина далеко не случайно появились такие строки:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Хотя никаких других сведений о том, что эта уважаемая женщина когда-либо пьянствовала или (упаси Боже!) приобщала к спиртному своего знаменитого воспитанника, не существует.

Народная сказительница

Вряд ли кто-то из пушкинистов станет отрицать, что Арина Родионовна оказала заметное влияние на творчество великого поэта. Некоторые историки называют ее настоящей народной сказительницей – неистощимым кладезем старинных преданий, легенд и мифов.

Став взрослым человеком, А.С. Пушкин осознал, каким бесценным национально-культурным достоянием являются сказки, что наизусть знала его дорогая няня. В 1824-1826 годах, находясь в ссылке, великий поэт воспользовался моментом, чтобы еще раз послушать и записать волшебные истории о царе Салтане, о золотом петушке, о Лукоморье, о мертвой царевне и семи богатырях, а также многие другие. Автор вдохнул новую жизнь в эти сказки, привнеся в них свой литературный дар и поэтический взгляд.

В начале ноября 1824 года А.С. Пушкин писал своему младшему брату Льву Сергеевичу из села Михайловского, что он до обеда занимается сочинительством, затем ездит верхом, а вечером слушает сказки, тем самым восполняя недостатки своего образования. Вероятно, поэт имел в виду, что в начале XIX века дворяне совсем не изучали устное народное творчество.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – воскликнул поэт в письме к брату.

Как установили пушкинисты, со слов своей няни А.С. Пушкин записал также десять народных песен и несколько выражений, показавшихся ему весьма интересными.