Суждения о реформе как форме социальных изменений. Контрольная работа Революция как форма социальных изменений. Эволюционные изменения. Социальные реформы. Реформы и их виды

Понятие "социальные изменения" является исходным для описания динамических процессов, происходящих в обществе. Это понятие не содержит оценочного компонента и охватывает широкий круг разнообразных социальных перемен безотносительно к их направленности. В самом широком смысле под социальными изменениями понимается переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое.

Социологи выделяют четыре вида социальных изменений:

  • структурные социальные изменения (касающиеся структур различных социальных образований - семьи, малой группы, массовых общностей, социальных институтов и организаций, социальных слоев, социально-классовых образований и др.);
  • процессуальные социальные изменения (затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий);
  • функциональные социальные изменения (касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.);
  • мотивационные социальные изменения (происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности; так, при формировании рыночной экономики существенно меняются интересы и мотивационные установки значительных слоев населения).

По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются па эволюционные и революционные.

Под эволюционными понимаются постепенные, плавные, частичные изменения общества. Они могут охватывать все сферы жизнедеятельности общества - экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ которые предполагают проведение различных мероприятий но преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части и структурные элементы.

Субъектом социальных реформ выступает правящая политическая партия (в условиях демократии) или группа политических лидеров (при авторитарном режиме), использующих рычаги государственной власти для осуществления желаемых перемен в обществе (здесь наглядно видно отличие реформ от революций, чаще всего ломающих старую и создающих новую государственную машину).

Объектом реформирования может быть любой элемент политической, экономической и других систем общества, включая социальные отношения. Практическое осуществление реформ обычно начинается с принятия соответствующих законов, создающих необходимую нормативную базу. Затем происходят перемены в институциональной области - формируются новые органы исполнительной и законодательной власти, трансформируются функции существующих социальных институтов и т.д. В дальнейшем через коммуникативную подсистему, опосредующую деятельность реформаторов, изменения распространяются на все сферы жизни общества.

Под революционными понимаются относительно быстрые (по сравнению с предшествующей социальной эволюцией), всесторонние, коренные изменения общества. Революционные преобразования носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Социальная революция - предмет острых дискуссий и споров в социологии и других общественных науках. Большинство социологов видят в ней социальную аномалию, отклонение от естественного хода истории. В свою очередь, марксисты рассматривают революции как закономерное и прогрессивное явление в истории человечества, считают их "локомотивами истории", "высшим актом политики", "праздником угнетенных и эксплуатируемых" и т.д.

По мнению ряда современных отечественных социологов, недопустимо односторонне расценивать либо эволюционную, либо революционную форму социальных изменений. Это две различные, но необходимо взаимосвязанные, сопряженные стороны социального развития. Они неразделимы и теряют смысл друг без друга, точно так же, как и парные философские категории: количество и качество, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие.

Следовательно, революционные, качественные изменения в развитии общества столь же закономерны и неизбежны, как и эволюционные, количественные. Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретно-исторических условий данной эпохи и данной страны. Современный опыт показывает, что в развитых странах многие социальные проблемы, порождавшие в прошлом революционные выступления, успешно решаются на путях эволюционного, реформаторского развития.

Общим итогом реформ в странах развитой демократии стали не только изменения в системе власти и управления, но и глубокая трансформация самого западного общества. Сложилась многоукладная, социально-ориентированная рыночная экономика, возник многочисленный средний класс, заметно смягчилась социальная поляризация общества. Более демократическими стали властные структуры, произошла дифференциация носителей политической и экономической власти, получили развитие отношения социальною партнерства, повысился уровень жизни населения.

Все это свидетельствует о том, что в современном подлинно демократическом гражданском обществе и правовом государстве открываются широкие возможности для проведения глубоких общественных преобразований социально-политических потрясений, массового применения насилия, коренной ломки сложившихся социальных структур.

В последние годы социологи все больше внимания уделяют циклическим социальным изменениям. Циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение какого-либо промежутка времени. Конечная фаза цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне.

В обществе наблюдаются политические, экономические, социальные циклы: политические кризисы сменяются политической стабильностью, экономический рост чередуется с экономическим спадом, за повышением уровня благосостояния населения следует его снижение и т.д.

Многие социальные институты, общности, социально-классовые образования и даже целые общества изменяются по циклической схеме - возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, возникновение нового явления. Особая сложность циклических социальных изменений состоит в том, что разные явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности - от сезонных до многовековых. Поэтому в каждый данный момент наблюдается одновременное сосуществование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных фазах своего цикла. Этим в значительной степени определяется непростой характер взаимодействия между ними, взаимные несоответствия, несовпадения и конфликты.

Среди циклических процессов выделяют изменения по типу маятника, волновые движения, спиралевидные. Первые считаются наиболее простой формой циклических изменений. В качестве примера можно привести периодическую смену у власти консерваторов и либералов в некоторых европейских странах. Примером волновых процессов может служить цикл технологических инноваций, который достигает своего волнового пика, а затем идет на убыль, как бы затухает. Спиралевидный тип является наиболее сложной формой циклических социальных изменений. Он предполагает изменение по формуле: "повторение старого на качественно новом уровне". Спиралевидные процессы характеризуют социальную преемственность различных поколений. Каждое новое поколение тесно связано с предыдущими, но в то же время не похоже на них и привносит в социальную жизнь что-то свое, новое, способствуя тем самым общественному развитию.

Кроме циклических изменений, происходящих в рамках одной социальной системы, социологи и культурологи выделяют циклические процессы, охватывающие целые культуры и цивилизации. Этот подход нашел отражение в теориях культурно-исторических типов, одним из создателей которых был российский социолог Н. Я. Данилевский (1822-1885). В западной социологии подобные концепции получили развитие в трудах Освальда Шпенглера (1880-1936) и Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975).

В теориях культурно-исторических типов делался акцент на многолинейности развития "естественных" социокультурных систем как особых цивилизаций. Любая цивилизация имеет свой жизненный цикл и проходит в своем развитии четыре основные фазы: зарождение, становление, расцвет и упадок. При этом каждый культурно-исторический тип призван внести собственный своеобразный вклад в развитие человечества.

Концепции культурно-исторических типов сформировались как антиподы линейной теории общественного развития. В настоящее время социологи также подвергают критике представления об однолинейном характере социальных процессов. Они подчеркивают, что общество может изменяться самым неожиданным образом. Это происходит, когда социальная система не может восстановить свое равновесие с помощью прежних механизмов, а инновационная активность масс стремится выйти за рамки всех институциональных ограничений. В результате возникает ситуация, когда перед обществом встает проблема выбора из множества вариантов социального развития. Такое разветвление или раздвоение, связанное с хаотичным состоянием общества, называется социальной бифуркацией, которая означает непредсказуемость логики общественного развития.

Таким образом, переход общества из одного состояния в другое не всегда носит детерминированный характер. Исторический процесс - это веер возможных альтернатив, это многовариантность общественного развития, источником которой является энергия, воплощенная в социальной деятельности людей. Подобная точка зрения все больше утверждается в современной отечественной социологической науке.

Социальные изменения не являются линейными и однозначными. Изменения не всегда означают развитие, прогресс. Прогресс, регресс, стагнация – все это встречается в истории общества.

Прогресс тоже неоднозначное явление. Различают две формы социального прогресса: революция и эволюция (предполагает реформы).

2. Революция и её признаки .

· Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий "закон перехода" от одной общественно-экономической формации к другой.

Согласно марксистской методологии под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.

Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.

3. Типы революции: буржуазные(Английская, Французская – новое время) и социалистические (Октябрьская 1917)

Диалектика понятий "реформа-революция" весьма сложна. Революция как действие более глубокое обычно "вбирает" в себя реформу: действие "снизу" дополняется действием "сверху".

Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения роли в истории того социального явления, которое именуют "социальной революцией", от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.

Эволюционное развитие общества.

· Эволюция – плавное, постепенное развитие общества естественным путем (самоорганизация).

Реформы и их виды.

· Реформа - это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся "сверху" силами, уже имеющими власти не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.

Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью не являлись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли преобразования стремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств на господствующий строй в будущем. Реформы и в этих случаях являлись результатом потенциальной угрозы революционного движения масс.

Постепенно российские ученые освободились от традиционного нигилизма по отношению к эволюционным преобразованиям, признав вначале равнозначность реформ и революций, а затем, поменяв знаки, обрушились с сокрушительной критикой теперь уже на революции как на крайне неэффективный, кровавый, изобилующий многочисленными издержками и приводящий к диктатуре путь.

Сегодня великие реформы (т.е. революции сверху) признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике "перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе". Вводится новое положение "реформа-инновация". Под инновацией же понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Тренировочные задания по трем темам:

Ученые выделяют в развитии общества цивилизационный и формационный подходы. Цивилизационный подход предполагает

Культура в широком смысле слова – это

1)степень воспитанности конкретного человека 2)уровень развития науки в определённый момент истории

3)все результаты деятельности в сфере искусства 4)все достижения человечества с момента его возникновения

Верным для характеристики общественного прогресса является утверждение:

Верны ли следующие суждения?

Тема 6. Социальные изменения

1. Социальное изменение: понятие, формы, теории

2. Глобализация

3. Глобальные проблемы современности

Социальное изменение: понятие, формы, теории

По результатам социологического опроса

самым популярным печатным изданием среди россиян являются деньги...

Социальное изменение – происходящее с течением времени преобразование в организации общества, образах мышления, образцах поведения. (П. Штомпка)

Формы социальных изменений: социальное развитие и социальный цикл.

Социальное развитие – это направленное социальное изменение. Ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой предыдущей стадии, и система последовательно приближается к определённому всеобщему состоянию, прич ём это стимулируется свойствами самой системы.

Направления социального развития: прогресс и регресс.

Социальный прогресс – направление развитие общества, для которого характерно поступательное движение от низших форм общественной организации к высшим.

Современное толкование социального прогресса основывается на следующих представлениях:

1. о необратимости времени, текущем линейно и обеспечивающем непрерывность прошлого, настоящего и будущего (в соответствии с этим представлением прогресс есть положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим);

3. о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем;

4. об эндогенных причинах, вызывающих саморазвитие процесса;

5. о неизбежности, необходимости и естественном характере процесса;

6. об улучшении, усовершенствовании, о том, что каждая последующая стадия лучше предыдущей.

Для определения прогрессивности того или иного общества в социологии используются различные критерии:

1) уровень производительности труда и благосостояния населения;

2) уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

3) уровень общественной нравственности

4) уровень знаний,

5) степень дифференциации и интеграции общества,

6) характер и уровень социальной солидарности и проч.

Прогресс всегда соотносится с ценностями, т. е. это не чисто описательная, детальная, объективированная концепция, а скорее ценностная категория. Один и тот же процесс может квалифицироваться по-разному в зависимости от предполагаемых ценностных предпочтений, которые совершенно различны у разных индивидов, групп, классов, наций. Если абсолютного прогресса не существует, то всегда необходима шкала ценностей, принятых в качестве измерителя, или критерия, прогресса.


Существуют области, в которых выбор критерия прогресса в значительной степени зависит от контекста. В XIX в. и в большей части XX в. индустриализация, урбанизация, модернизация считались синонимами прогресса, и только недавно обнаружилось, что они могут иметь слишком далеко идущие последствия (перенаселенные города, пробки на автострадах) и что хорошие вещи могут давать весьма неприятные побочные эффекты (загрязнение и разрушение окружающей среды, например). Происходящие сейчас в посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы процессы демократизации, развития предпринимательства и свободного рынка сопровождаются ростом безработицы и нищеты, повышением уровня преступности локальными конфликтами.

На протяжении длительного периода интеллектуальной истории многие мыслители – от Платона до Томаса Мора и Маркса – верили, что прогресс можно сохранить на всех уровнях общества для всех его членов одновременно и в конце концов достичь полного и всеобщего процветания.

Проявления кризиса идеи прогресса:

1. Идея прогресса сменилась распространением мистицизма, бунтом против рассудка и науки, всеобщим пессимизмом, представлением о дегенерации, разрушении и упадке культуры.

2. Идея о необходимости постоянного экономического и технологического роста сменилась идеей пределов роста.

3. Вера в рассудок и науку сменилась убеждением в доминирующей роли эмоций, интуиции, подсознательного и бессознательного, утверждении иррационализма.

4. Утверждение о важности, высочайшей ценности жизни на земле сменилось чувством бессмысленности, аномии и отчуждения.

5. Идеи утопизма пережили крах. Окончательный удар по утопическому мышлению нанесло падение коммунистической системы.

6. Лейтмотивом конца XX – начала XXI в. стало повсеместное распространение идеи кризиса. При этом люди склонны рассматривать социальный кризис как хронический, всеобщий и не предвидят его будущего ослабления.

Теории прогресса представлены в работах О. Конта (теория трёх стадий умственного развития человечества), Г. Спенсера (теория военного и индустриального общества), Э. Дюркгейма (теория механической и органической солидарности), Ф. Тённиса (теория общины и общества), У. Огборна (теория культурного отставания (лага)), К. Маркса (исторический материализм), Д. Белла (теория постиндустриального общества), У. Ростоу, Дж. Гелбрейт, С. Хантингтон, Дэниел Лернер (теория модернизации).

Теории модернизации . Появились после второй мировой войны. Модернизация включает постоянные перемены в экономике, политике, образовании, в сфере традиций и религиозной жизни общества. Модернизация – переход от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу. Сущность модернизации связывают со всемирным распространением по земному шару достижений капитализма. Конкретно речь идёт о рационализме, расчётливости, урбанизации, индустриализации. Лидеры модернизации – США, Западная Европа, позже Япония. Различают два вида модернизации: органическую и неорганическую. Органическая модернизация идёт «снизу», подготовлена всем ходом развития страны. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания.

Неорганическая модернизация осуществляется «сверху» и являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ догоняющего развития, предпринимаемый властью с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Именно такую цель преследовала сталинская индустриализация 30-х гг., перестройка 1985 г. и экономические реформы 1991-1993 гг. Неорганическая модернизация совершается путём закупки зарубежного оборудования, технологий, приглашения специалистов, инвестиций. В политической сфере резко меняется система управления, конституция страны перестраивается под зарубежные образцы. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики.

Социальный регресс – направление развитие общества, для которого характерно обратное поступательное движение – от высших форм развития к низшим; деградация, возврат к устаревшим структурам и отношениям.

Формы социального развития: революция и реформа

Революция – это полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Социальные революции подразделяются на национально-освободительные, буржуазные, социалистические и др.

Марксистская теория революций акцентирует внимание на радикальных изменениях в экономической и политической организации общества, смене основных форм социальной жизни.

Подробный анализ концепций в исследовании революций, дает польский социолог Петр Штомпка (р. 1944). Он выделяет четыре теории революции:

1. бихевиористская, или поведенческая, – теория, предложенная в 1925 г. Питиримом Сорокиным, согласно которой причины революций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения и неспособности властей воздействовать на изменяющееся поведение масс;

2. психологическая – представлена концепциями Джеймса Дэвиса и Теда Гурра, усматривающих причину революций в том, что массы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость и поднимаются в результате этого на бунт;

3. структурная – при анализе революций сосредотачивается на макроструктурном уровне и отрицает психологические факторы; современным представителем этого направления является Тэд Скокпол.

4. политическая – рассматривает революции как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством (Чарлз Тили).

В некоторых современных исследованиях революционные изменения в обществе рассматриваются как «момент социальной эволюции». Таким образом восстанавливается исходный смысл термина «революция» в естественных и социальных науках (revolvo – лат. «возвращение», «круговорот»), забытый со времен Маркса.

Реформа – это изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры и оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.

Реформы могут быть политические (например, изменение конституции и избирательной системы страны), экономические (например, приватизация), социальные (например, реформы в здравоохранении, образовании).

Эволюционный подход к развитию берет начало в исследованиях Чарлза Дарвина.

Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений.

Огюст Конт считал таким фактором прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений в усложнении структуры общества, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Эмиль Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

Карл Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по Марксу, – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В работах Маркса представлены эволюционный и революционный подходы к анализу социальных изменений. По К. Марксу, в основе типологии обществ лежит критерий способа производства. В соответствии с формационным подходом общество в своем развитии проходит ряд общественно-экономических формаций:

1) первобытнообщинную; 2) рабовладельческую; 3) феодальную; 4) капиталистическую.

Макс Вебер был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам. Он полагал, однако, что можно делать обобщения, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Сегодня реформы (т. е. революции, осуществляемые «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Вводится новое понятие реформы-инновации . Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Социальный цикл – это социальное изменение, которое не имеет определённой направленности, хотя и не является случайным. Любое состояние, в котором пребывает система на той или иной стадии, может возникнуть в будущем, и уже когда-то случалось в прошлом. Изменения происходят лишь в коротком временном интервале, а на длительном отрезке времени – нет, т. к. система возвращается к первоначальному состоянию.

Понятием «социальные изменения » обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами.

Изменения могут осуществляться на следующих уровнях:

    На уровне межличностных отношений (либерализация половой морали).

    На уровне организаций и институтов (изменение существующих социальных институтов).

    На уровне малых и больших социальных групп (появление фермеров, предпринимателей).

    На социетальном и глобальном уровнях (экономическое развитие одних стран, застой и кризис в других).

Виды социальных изменений в зависимости от типа социальных связей:

    Структурные социальные изменения - изменения, касающиеся структур различных социальных образований (изменения в структуре семьи, общества).

    Процессуальные - изменения, затрагивающие социальные процессы (изменения в миграционных процессах, в стратификации общества).

    Функциональные - изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций (изменения в функциях семьи, образования, законодательной и исполнительной власти).

    Мотивационные - изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности(изменения мотивации студентов).

Все эти изменения тесно связаны между собой: изменения одного вида с необходимостью влекут за собой изменения других видов. Также выделяют такие типы социальных изменений как:

    Эволюционные (постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования объектов) и революционные (относительно быстрые, коренные, качественные) изменения;

    Прогрессивные (движение вперед) и регрессивные (откат назад);

    Имитационные (копирование существующих форм социальной жизни) и инновационные (создание новых форм социальной жизни).

16. Социальная структура общества: понятие, сущность.

Социальная структура общества - это устойчивая связь субъектов социальной жизни, которые различаются между собой степенью обладания собственности, получаемого дохода, власти, престижа, образования

Общества с закрытой и открытой структурой В социологии известны четыре главных типа стратификации (социальные структуры общества) - рабство, касты, сословия и классы . Первые три характеризуют закрытые общества и последний тип - открытые.

Закрытым считается такое общество, в структуре которого социальные перемещения из низших с трат в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены .

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным

бесправием и крайней степеньюнеравенства. Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы: патриархальное и классическое. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую с тадию. Рабовладение - единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другогои когда низший слой лишен всяких прав и свобод.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим

рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще

раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало

распространены). Согласно ее канонам люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в

соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если

плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту и наоборот.

В Индии 4 основные касты : брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и

крестьяне).

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и

передаваемыми по наследству правами и обязанностями .

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве

положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации была Европа, где на рубеже XIV-XV

вв. структура общества делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное

третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XIII вв. главных сословий было три: духовенство,

дворянство и крестьянство.

Под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

17. Социальные отношения, социальные общности и

социальные институты как элементы социальной структуры

общества.

Социальная общность - реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия. Существует и другое определение социальной общности, когда под ней понимаются все существующие социальные объединения, члены которых связаны общими интересами и находятся в прямом или косвенном взаимодействии.

Социальные общности различаются разнообразием конкретных исторических и ситуационно обусловленных видов и форм. Общности различаются:

    по количеству составляющих общность элементов (от двух элементов до многих миллионов)

    по продолжительности существования (от кратковременных, существующих меньше продолжительных жизни одного поколения людей, до долговременных, существующих многие поколения)

    по плотности связей между членами объединения (от тесносплоченных коллективов до номинальных объединений)

По совокупности признаков социальные общности можно разделить на два типа - массовые и групповые. Массовые общности отличаются от групповых прежде всего качеством и степенью взаимодействия. Признаками массовой общности являются следующие черты:

    объединения представляют собой аморфные образования с нечеткими разделительными границами

    для объединения характера неопределенность количественного и качественного состава, ему присущи разнородность и межгрупповая природа

    для объединения характерен ситуативный способ образования, объединение не устойчивым, но быстро меняющимся

Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности.

Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы.

Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

    возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий.

    появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил.

    принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания.

    создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Социальные изменения – одно из наиболее общих социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление институциональных форм и др.

Социальные изменения могут осуществляться двумя путями: первый, эволюционный путь, предполагает, что изменения являются результатом естественного, поступательного развития общества; второй, революционный путь подразумевает радикальное переустройство общественного порядка, совершаемое по воле социальных субъектов. В классической социологии вплоть до начала XX века эволюционная и революционная концепция развития общества основывались на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII–XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Разница заключалась в том, что мыслители – приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях и что не следует насиловать общественную природу, а сторонники революционных изменений, наоборот, исходили из необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями.

Эволюционный подход берет начало в исследованиях Чарлза Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. Огюст Конт считал таким фактором прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений в усложнении структуры общества, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Эмиль Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

Карл Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по Марксу, – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В работах Маркса представлены эволюционный и революционный подходы к анализу социальных изменений.

Макс Вебер был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам. Он полагал, однако, что можно делать обобщения, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Социальная революция – резкий качественный переворот в социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой. Социальные революции подразделяются на антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно-демократические, социалистические и др.

Характер, масштабы и конкретное содержание всякой революции определяются условиями той общественно-экономической формации, которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает почву. По мере перехода к более высоким стадиям общественного развития расширяются масштабы, углубляется содержание, усложняются объективные задачи революции. На ранних стадиях истории общества (переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному) революция происходила преимущественно стихийно и складывалась из совокупности спорадических, в большинстве случаев локальных массовых движений и восстаний. При переходе от феодализма к капитализму революция приобретает черты общенационального процесса, в котором все большую роль играет сознательная деятельность политических партий и организаций.

Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил революции.

Большинство современных концепций революционных социальных изменений, разрабатываемых в рамках модернистского подхода, базируются на оценках и трактовке Марксом событий Великой французской революции 1789 г. Марксистская теория революций акцентирует внимание на радикальных изменениях в экономической и политической организации общества, смене основных форм социальной жизни. Сегодня подавляющее большинство исследователей сходятся в том, что революции ведут к фундаментальным, всеобъемлющим, многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального порядка.

Подробный анализ концепций, которые можно отнести к «модернистскому» направлению в исследовании революций, дает Петер Штомпка. Он выделяет четыре теории революции:
1. бихевиористская, или поведенческая, – теория, предложенная в 1925 г. Питиримом Сорокиным, согласно которой причины революций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения и неспособности властей воздействовать на изменяющееся поведение масс;
2. психологическая – представлена концепциями Джеймса Дэвиса и Теда Гурра, усматривающих причину революций в том, что массы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость и поднимаются в результате этого на бунт;
3. структурная – при анализе революций сосредотачивается на макроструктурном уровне и отрицает психологические факторы; современным представителем этого направления является Тэд Скокпол.
4. политическая – рассматривает революции как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством (Чарлз Тили).

В некоторых современных исследованиях революционные изменения в обществе рассматриваются как «момент социальной эволюции». Таким образом восстанавливается исходный смысл термина «революция» в естественных и социальных науках (revolvo – лат. «возвращение», «круговорот»), забытый со времен Маркса.

С точки зрения общественного прогресса более предпочтительным является осуществление разумных экономических, социальных и политических реформ в государстве в соответствии с присущими ему закономерностями развития. Если же предпринимаемые реформы противоречат природе общества, если не происходит их коррекции в результате «обратных связей», то возрастает вероятность революции. Хотя революция и является более болезненным средством в сравнении с социальными реформами, в некоторых случаях ее следует рассматривать как положительное явление; в конечном счете она позволяет предотвратить процесс распада общества и его уничтожение.

Социальная реформа – это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа.

Сегодня великие реформы (т. е. революции, осуществляемые «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Вводится новое понятие реформы-инновации. Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.