Тамильские тигры. Тигры освобождения тамил илама

Тамильские тигры: если партизаны превращаются в террористов – их шансы на успех резко снижаются

Жизнь в азиатских или африканских странах, особенно если брать не экзотические аспекты, а внутренние политические расклады этих государств, т.н. «цивилизованный мир» интересует мало. Порой, чтобы узнать о политической ситуации в том или ином уголке земного шара требуется какое-либо событие мирового значения. Чаще всего – трагическое. Относительно многолетней партизанской войны тамилов на Шри-Ланке таким событием стало убийство премьер-министра Индии Раджива Ганди 21 мая 1991 года.


Раджива любили и уважали многие. Молодой фотогеничный человек с улыбкой героя индийских фильмов резко выделялся на фоне пожилых партийных руководителей и Союза, и стран Советского блока. Вдобавок ко всему, он сменил на посту премьера свою мать Индиру, которая также погибла в результате покушения. Но если Индиру убили сотрудники собственной охраны – сикхи, солидаризовавшиеся с национально-освободительной борьбой своих единоверцев в штате Панджаб, то Радживу было суждено стать жертвой тамильских повстанцев, действовавших в соседней Шри-Ланке. Именно с убийством Раджива мир узнал о такой уникальной организации как «Тигры освобождения Тамил Илама» и их кровопролитной борьбе за создание тамильского государства.

Тамилы – народ древний и самобытный. Это дравиды – представители особой южноиндийской расы, промежуточной между европеоидной и австралоидной. Предки современных тамилов жили на полуострове Индостан задолго до вторжения индоарийцев, после которого и были оттеснены на юг. Без преувеличения можно считать тамилов самым развитым и «историчным» дравидийским народом Индии. Государственность у них существовала как минимум с третьего века до н.э. Сегодня тамилы проживают, прежде всего, в двух государствах – Индии, где они населяют свои исторические земли – штат Тамилнаду на крайнем юго-востоке полуострова, и в Шри-Ланке, где составляют большинство населения на севере острова.

Из перенаселенных Индии и Шри-Ланки на протяжении многих десятилетий тамилы мигрировали по всей Южной Азии и сегодня значительные тамильские диаспоры проживают в Малайзии, Мьянме, Сингапуре, а также через океан – в Южно-Африканской республике. Но если в Индии тамилы в большей или меньшей степени уживались с центральными властями и при британском владычестве, и после провозглашения суверенитета, то на Шри-Ланке стремление тамилов к национальному самоопределению переросло в затяжную гражданскую войну.

Здесь следует помнить, что Шри-Ланка, в отличие от Индии, государство не полинациональное, а бинациональное. Нет, конечно на Шри-Ланке проживает гораздо больше этнических групп, но подавляющее большинство населения составляют именно два народа - сингалы и тамилы. Сингалы, которых около 75% населения острова, - индоарийский народ, с давних времен исповедующий буддизм «малой колесницы» (Хинаяна). Именно сингалы создали традицию ланкийской государственности и, после провозглашения независимости острова, само собой заняли ключевые позиции в управлении молодым государством.

Тамилы составляют более 11% населения Ланки, но зато компактно расселены на севере и востоке острова. Следует отметить, что они обитают на острове с глубокой древности, уступая в «аборигенности» лишь австралоидным веддам – малочисленным лесным племенам Ланки. В отличие от сингалов, ланкийские тамилы исповедуют индуизм, преимущественно – традиционный для тамилов шиваизм. Помимо шиваитов, среди ланкийских тамилов много католиков.

Конечно, между сингалами и тамилами всегда наблюдались разногласия, которые к семидесятым годам минувшего ХХ века достигли апогея. Тамилы, недовольные отсутствием автономии и реально второстепенным положением в общественной и политической жизни государства, выдвинули идею создания собственного государства Тамил Илам на территории северных и восточных провинций Ланки.

Тут следует отметить, что 1970-е годы характеризовались активной борьбой за национальное самоопределение по всему миру. Распространение социалистической идеологии, накладывавшейся на националистические устремления африканских и азиатских освободительных движений, способствовало росту поддержки антиимпериалистического движения со стороны СССР. Шри-Ланка же и Индия рассматривались Советским Союзом как «прогрессивные» государства, соответственно не могло быть никакой речи и о поддержке партий и движений, оппозиционных официальному курсу в этих государствах.
Тем не менее, еще в 1970-е годы ланкийские тамилы приступили к формированию собственного национально-освободительного движения, которое бы смогло добиться суверенитета для тамилоговорящих провинций Ланки. Поводом для активизации сепаратистских настроений послужили законодательные меры ланкийского правительства, ограничивающее поступление в учебные заведения тамильских студентов. Большое количество молодых тамилов лишилось доступа к образованию, одновременно не получив и рабочих мест.

Все это привело к радикализации тамильской молодежи, которую уже не удовлетворяли умеренные позиции «системных» политиков. Появились молодежные группировки радикального характера. Одну из них, «Новые тамильские тигры», в 1972 году создал восемнадцатилетний Веллупилаи Прабхакаран. И если другие группировки вскоре ушли в небытие, или так и остались маргинальными сектами, то из «Новых тамильских тигров» спустя четыре года, весной 1976 г., сформировалась вооруженная организация «Тигры освобождения Тамил Илама» (далее – ТОТИ), прославившаяся на весь мир. Почему «тигры»? Этот азиатский хищник считался символом династии Чола, создавшей в Средние века тамильское государство на юге Индии и севере Шри-Ланки. Здесь явно проскальзывает и противопоставление льву – символу «сингальской» ланкийской государственности.


Тигрица освобождения Тамил-Илама

К систематическим боевым действиям против ланкийской власти боевики ТОТИ перешли в 1983 году. За это время тамильские тигры превратились в мощную и развитую организацию, пользовавшуюся существенным влиянием среди тамильского населения северных и восточных провинций острова. В отличие от многих других экстремистских и террористических организаций мира, «Тигры» сформировали и политическую, и военизированную части организации, в этом напоминая баскских или ирландских сепаратистов. У ТОТИ оказались не только своя радиостанция, но и собственный банк. Что касается военизированного крыла, то оно формировалось фактически как регулярные вооруженные силы тамильского государства, с разделением на рода войск, спецслужбы, вспомогательные подразделения и даже собственные военно-морские и военно-воздушные силы.

Само существование тамильских тигров стало возможным, прежде всего, благодаря колоссальной нищете и безработице тамильского населения Шри-Ланки. Обездоленная молодежь формировала постоянный резерв тигров, позволяя им регулярно пополнять свои вооруженные подразделения новыми рекрутами, зачастую – совсем подростками. За три месяца новобранцев превращали в «тигров», не боящихся смерти (благо павшие герои пользовались почетом, да и не в традиции индуистов-шиваитов сильно переживать по поводу возможной гибели). Активную роль в сопротивлении играли женщины. Именно женщина стала непосредственным исполнителем убийства Раджива Ганди. Кстати, именно «Тиграм освобождения Тамил Илама» до недавнего времени принадлежала «черная пальма первенства» по количеству террористических актов, совершаемых смертницами. Тамильское понятие «тиякам» означает самопожертвование с одновременным убийством недруга.

Боевые действия против ланкийской армии тигры вели на протяжении более чем двадцати пяти лет, контролируя при этом большую часть тамилоговорящих провинций Севера и Востока Шри-Ланки и регулярно напоминая о своем существовании террористическими актами на территории сингальской части острова. За время боевых действий погибло как минимум 80 тысяч человек, был нанесен сильнейший урон экономике Шри-Ланки.

Убийство Раджива Ганди стало местью тамильских тигров за участие индийских вооруженных сил в карательных операциях на стороне правительства Шри-Ланки. Свою смерть индийский премьер нашел на территории штата Тамилнаду – в городе Шриперумпудур. Индийским правительством день 21 мая был провозглашен Днем борьбы с терроризмом. Конечно, террористическими актами ТОТИ не смогло приблизить свою победу, хотя вооруженное противостояние с ланкийской властью продолжалось еще 18 лет, до 2009 года. В 2009 году ланкийским вооруженным силам удалось взять перевес над тиграми и нанести им ряд сокрушительных поражений.


Велупиллаи Прабхакаран

Все территории, прежде контролировавшиеся ТОТИ, были взяты под контроль правительственных войск, а Велупиллаи Прабхакаран погиб при попытке прорыва окружения (по другой версии – принял цианид). Мирному населению острова операция правительственных войск обошлась в 6,5 тысяч жизней, столько же солдат и офицеров потеряли в боях вооруженные силы Шри-Ланки. Более двухсот тысяч человек остались без жилья, превратившись в беженцев. Тигры освобождения Тамил Илама, могущественная радикальная организация с тридцатилетней , после этого поражения так и не смогли оправиться, существуя сегодня лишь в виде небольших представительств в эмиграции и отдельных разрозненных подразделений на территории самой Шри-Ланки.

После разгрома ТОТИ в джунглях тамилоязычной части Шри-Ланки появилась новая вооруженная организация – Народно-освободительная армия (PLA), включившая в себя многих бывших «тигров». Основатели НОА стоят на марксистских позициях. Вполне вероятно, что появление этой организации связано с непрекращающейся «народной войной» маоистских коммунистических повстанцев на территории самой Индии, в том числе и населенных тамилами провинций. Однако, масштаб действий НОА еще очень далек от уровня ТОТИ.

Мораль истории тамильских тигров такова. Во-первых, неудача ТОТИ связана с отсутствием реальной поддержки со стороны какого-либо иностранного государства. После прекращения «Холодной войны» США перестали нуждаться в дестабилизирующем факторе в Индии. Мусульманский мир к борьбе индуистов-тамилов остался равнодушным, как в принципе и международное коммунистическое движение.

Во-вторых, террористические методы, которыми действовали тигры, в конечном итоге отпугнули от них потенциальных сочувствующих тамильской независимости. И немаловажную роль в этом сыграло убийство Раджива Ганди. Именно после него мир окончательно определился в отношении к ТОТИ как к террористической организации. И, в то же время, точка в истории тамильского сопротивления вряд ли будет когда-нибудь поставлена. Слишком далеко зашло взаимное противостояние тамилов и сингалов, и слишком длинна историческая память, особенно если это память о войне.

Гораздо более привычное для нас название острова Шри-Ланка звучит как «Цейлон» -- так остров назывался в Европе вплоть до обретения независимости от Великобритании в 1948 году. Весьма распространенной практикой в бывших сателлитах является выявление целого ряда проблем, которые дают о себе знать в полной мере лишь после ухода колониальной администрации. Зачастую эти проблемы носят не только и не столько экономический или гуманитарный характер, но лежат в религиозно-этнической сфере, порождая долгие и затяжные межнациональные и межконфессиональные конфликты. Цейлон, к сожалению, не стал счастливым исключением.

Кровопролитная гражданская война на Шри-Ланке в своих истоках имела притязания исповедующих индуизм тамильских меньшинств на собственное государство в северной и частично – в восточной части острова. Тамилы, общая численность которых составляет около 12% от населения Шри-Ланки (в период эскалации конфликта, середине 70-х – порядка 22%), начали подвергаться дискриминации со стороны буддистского большинства, представленного преимущественно сингальским населением острова. Взаимная неприязнь между двумя группами населения периодически выплескивалась в уличных стычках, апогеем которых стало сожжение сингалами тамильской библиотеки в северном городе Джаффна в начале июня 1981 года в качестве реакции на убийство тамилами нескольких сингальских полицейских. Спустя еще два года по Шри-Ланке прокатилась серия полномасштабных уличных погромов, известных как «Черный июль», жертвами которых также стали тамилы. Погромы, впрочем, возникли не на пустом месте – они стали реакцией сингалов на убийство полутора десятков цейлонских военных. Засада была устроена организацией, называвшей себя «Тигры освобождения Тамил-Илама», неподалеку от города Джаффна 23 июля 1983 года. Гражданская война, разделенная в общей сложности на четыре этапа, продолжалась на Шри-Ланке вплоть до 2009 года – 17 мая повстанцы признали свое поражение и объявили о прекращении огня.

На этой карте мы можем видеть языковое и этническое распределение групп Шри-Ланки
по состоянию на 1981 год. Север и восток страны заселены преимущественно
тамильским индуистским населением; центральные районы страны населяют
преимущественно сингалы, исповедующие буддизм
Источник изображения https://ru.wikipedia.org


Тамильская библиотека в городе Джаффна, восстановленная после сожжения в 1981 году (что
являлось одним из крупнейших аутодафе в истории – погибло порядка 97 тысяч книг и
манускриптов). На фотографии видно восточное крыло библиотеки, намеренно
восстановленное не до конца
Источник изображения https://commons.wikimedia.org/, автор – участник Dooom.

Эмблема организации «Тигры освобождения
Тамил-Илама». Можно сделать предположение
о том, что тигр был выбран повстанцами в пику
государственным властям и правительственным
войскам, использующим на флаге и гербе так
называемого «сингальского льва», сжимающего
в лапе саблю


Сожженный автомобиль в ходе погрома в одном из
тамильских кварталов. Зачастую людей, похожих
на тамилов, вытаскивали из машин и избивали,
а затем закидывали их автомобили бутылками
с зажигательной смесью

Обнаженный человек на фотографии – тамильский
подросток, окруженный танцующими вокруг него
сингальцами. Согласно данным, проверить
которые не представляется возможным,
впоследствии его облили бензином и сожгли заживо


Горящий автомобиль в тамильском квартале.
Июль 1983 года
Источник изображения http://www.tamilwin.com/

Велупиллаи Прабхакаран, лидер «Тигров
освобождения Тамил-Илама». На Шри-Ланке б
ыл приговорен к 200 годам тюремного заключения,
в Индии – к смертной казни. Убит в 2009 году
Источник изображения https://ta.wikipedia.org


Женщины в рядах тамильских повстанцев составляли от 20 до 30% личного состава
Источник изображения https://commons.wikimedia.org, автор – участник mariettaamarcord (Италия)

Пускай это весьма сомнительное достижение,
но печально известный на сегодняшний день пояс
смертника был изобретен и впервые опробован
именно «Тиграми освобождения Тамил-Илама»
Источник изображения http://ru.wikipedia.org/


Подразделение «Черные тигры» – крыло смертников ТОТИ


«Морские тигры» – своего рода ВМФ ТОТИ. На вооружении их состояли преимущественно легкие моторные
лодки и катера, переоборудованные из рыбацких. Стандартная статистика выглядит примерно
следующим образом: «В ходе столкновения ВМФ повстанцев с военно-морскими силами Шри-Ланки было
потоплено четыре судна сепаратистов и убито 24 боевика. Потери военно-морских сил Шри-Ланки
составляют 1 человек убитыми, трое получили легкие ранения»
Источник изображения http://en.wikipedia.org/


Тамильские женщины в составе «Морских тигров»
Источник изображения http://ta.wikipedia.org/


Северная окраина столицы повстанцев, города Киллиночи. Представители боевого крыла ТОТИ на велосипедах
Источник изображения http://en.wikipedia.org/


Тамильские беженцы из северных районов острова на воловьих повозках принимают пищу от волонтеров,
весна 2009 года. Источник изображения http://ta.wikipedia.org/, автор – участник trokilinochchi


Солдаты армии Шри-Ланки под государственными и
боевыми штандартами после объявления
о прекращении огня и поражении «Тигров освобождения
Тамил-Илама». Лидер сепаратистов Велупиллаи
Прабхакаран, согласно одной версии, принял цианид,
согласно другой – был убит правительственными
войсками при попытке выйти из окружения с одним
из последних боеспособных отрядов в 200 человек
18 мая 2009 года. По словам главы внешнеполитического
крыла группировки ТОТИ Селвараса Патхаманатхана,
«единственное, о чем мы сожалеем, – это о том,
что мы не можем более выстоять». Впрочем,
отдельные подразделения «Тигров» продолжали
оказывать сопротивление войскам даже после
официального завершения боевых действий, и часть
из них, возможно, до сих пор скрывается в джунглях
Источник изображения http://www.bbc.co.uk/


(де-факто)

Язык(и) Тамильский , английский
(де-факто) Денежная единица Площадь 19,509 км² (заявлено) Население 3,162,254 (на 2001 год) Форма правления Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Фактический глава государства - - Велупиллаи Прабхакаран История - 1983-1987 Первая Иламская война - 1987-1990 Индийская интервенция - 1990-1994 Вторая Иламская война - 1995-2002 Третья Иламская война - 2006-2009 Четвёртая Иламская война - 18 мая 2009 Фактическая ликвидация Тамил-Илама правительственными войсками Шри-Ланки К:Появились в 1983 году К:Исчезли в 2009 году

К 2009 году Тамил-Илам практически утратил контроль над территорией, на которую претендовал К 16 мая 2009 года Тамил-Илам фактически прекратил своё существование, будучи отрезанным от моря и сохраняя контроль лишь над крошечным участком между небольшой лагуной на северо-востоке острова и наступающими правительственными войсками . 17 мая представители группировки ТОТИ признали своё поражение , а лидер группировки Прабахакаран был найден мёртвым . 18 мая были подавлены последние организованные узлы сопротивления партизан. Отдельные малочисленные отряды повстанцев из организации ТОТИ продолжают скрываться в джунглях.

История

Понятие Тамил-Илам исходит от организации Тамильский объединённый фронт освобождения (TULF ), которая в выдвинула идею независимого государства для тамильцев. После политических конфликтов по поводу изменения конституции в , когда стали выдвигаться требования территориального разграничения, стали создаваться вооружённые формирования и появилось название Тамил-Илам. TULF указывала следующие районы Шри-Ланка: Джаффна , Килиноччи , Муллайтиву , Маннар , Путталам , Тринкомали , Баттикалоа и Ампарай . Организации типа EPRLF причисляло к Иламу все районы с тамильским большинством, включая районы в глубине страны, населённые тамильскими крестьянами.

Ситуация в 2005 году

Территорию Тамил-Илама контролировала организация «Тигры Освобождения Тамил-Илама » (LTTE), используя вооружённое сопротивление и взрывы смертников. Север острова абсолютно не контролировался центральным правительством[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] и де-факто являлся независимым: там существовали свои органы юстиции и управления, армия, центральный банк. Однако суверенитет этого района не был признан ни одной страной, входящей в ООН , включая центральное правительство Шри-Ланки. Территория, контролировавшаяся сепаратистами, полностью была зависима от Шри-Ланки с точки зрения снабжения водой, электричеством, транспортной инфраструктуры. На территории Тамил-Илама не было ни одного аэропорта ; в качестве валюты на этой территории ходили рупии Шри-Ланки .

Боевые действия с января по май 2009

В 2008 году правительство Шри-Ланки начало новую широкомасштабную операцию против сепаратистов, пообещав, что в 2009 году с ТОТИ будет покончено. 2 января 2009 года правительственным войскам после месяца ожесточённых боёв удалось взять «столицу тигров» город Килиноччи . Последний опорный пункт ТОТИ, город Муллаиттиву , пал 25 января . Некоторые боевики укрылись в ближайших джунглях .

16 мая президент Шри-Ланки после захвата его армией всего побережья вдоль острова объявил о победе над «тамильскими тиграми» . Отдельные отряды боевиков продолжали контролировать лишь вытянутую на несколько километров песчаную косу, изолированную от основной части острова.

См. также

Напишите отзыв о статье "Тамил-Илам"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (?) (недоступная ссылка с 12-10-2016 (896 дней))
  • (англ.)

Координаты :

Отрывок, характеризующий Тамил-Илам

– Наверное потому что мы мертвы... – мелко стуча зубами проговорил мальчонка.
– А мама? – в ужасе прошептала малышка.
– Мама жива – не очень уверенно ответил брат.
– А как же мы? Ну, скажи им, что мы здесь, что они не могут без нас уйти! Скажи им!!! – всё ещё не могла успокоиться девчушка.
– Я не могу, они нас не слышат... Ты же видишь, они нас не слышат, – пробовал как-то объяснить девочке брат.
Но она была ещё слишком маленькой, чтобы понять, что мама уже не может её ни услышать, ни с ней говорить. Она не могла всего этого ужаса понять и не хотела его принимать... Маленькими кулачками размазывая льющиеся по бледным щёчкам крупные слёзы, она видела только свою маму, которая почему-то не хотела ей отвечать и не хотела подниматься.
– Мамочка, ну вставай же! – опять закричала она. – Ну, вставай, мама!!!
Врачи начали переносить тела в скорую помощь и тут уже девочка совершенно растерялась...
– Видас, Видас, они нас всех забирают!!! А как же мы? Почему мы здесь?.. – не унималась она.
Мальчик стоял в тихом столбняке, не произнося ни слова, на короткий миг забыв даже про свою маленькую сестру.
– Что же нам теперь делать?.. – уже совсем запаниковала малышка. – Пойдём же, ну, пойдём!!!
– Куда?– тихо спросил мальчик. – Нам теперь некуда идти...
Я не могла этого дольше выносить и решила поговорить с этой несчастной, цеплявшейся друг за друга, перепуганной парой детей, которых судьба вдруг, ни за что, ни про что, вышвырнула в какой-то чужой и совершенно им непонятный мир. И я могла только лишь попробовать представить, как страшно и дико всё это должно было быть, особенно этой маленькой крошке, которая ещё вообще понятия не имела о том, что такое смерть...
Я подошла к ним ближе и тихо, чтобы не напугать, сказала:
– Давайте поговорим, я могу вас слышать.
– Ой, Видас, видишь, она нас слышит!!! – заверещала малышка. – А ты кто? Ты хорошая? Ты можешь сказать маме, что нам страшно?..
Слова лились сплошным потоком из её уст, видимо она очень боялась, что я вдруг исчезну и она не успеет всего сказать. И тут она опять посмотрела на скорую помощь и увидела, что активность врачей удвоилась.
– Смотрите, смотрите, они сейчас нас всех увезут – а как же мы?!. – в ужасе лепетала, совершенно не понимая происходящего, малышка.
Я чувствовала себя в полном тупике, так как первый раз столкнулась с только что погибшими детьми и понятия не имела, как им всё это объяснить. Мальчик вроде бы что-то уже понимал, а вот его сестра была так страшно напугана происходящим, что её маленькое сердечко не хотело понимать ничего вообще...
На какой-то момент я совершенно растерялась. Мне очень хотелось её успокоить, но я никак не могла найти нужных для этого слов и, боясь сделать хуже, пока молчала.
Вдруг из скорой помощи появилась фигура мужчины, и я услышала как одна из медсестёр кому-то крикнула: «Теряем, теряем!». И поняла, что следующим расставшимся с жизнью видимо был отец...
– Ой, па-апочка!!! – радостно запищала девчушка. – А я уже думала, ты нас оставил, а ты здесь! Ой, как хорошо!..
Отец, ничего не понимая, оглядывался по сторонам, как вдруг увидев своё израненное тело и хлопочущих вокруг него врачей, схватился обеими руками за голову и тихо взвыл... Было очень странно наблюдать такого большого и сильного взрослого человека в таком диком ужасе созерцавшего свою смерть. Или может, именно так и должно было происходить?.. Потому, что он, в отличие от детей, как раз-то и понимал, что его земная жизнь окончена и сделать, даже при самом большом желании, уже ничего больше нельзя...
– Папа, папочка, разве ты не рад? Ты же можешь видеть нас? Можешь ведь?.. – счастливо верещала, не понимая его отчаяния, дочка.
А отец смотрел на них с такой растерянностью и болью, что у меня просто разрывалось сердце...
– Боже мой, и вы тоже?!.. И вы?.. – только и мог произнести он. – Ну, за что же – вы?!
В машине скорой помощи три тела уже были закрыты полностью, и никаких сомнений больше не вызывало, что все эти несчастные уже мертвы. В живых осталась пока одна только мать, чьему «пробуждению» я честно признаться, совсем не завидовала. Ведь, увидев, что она потеряла всю свою семью, эта женщина просто могла отказаться жить.
– Папа, папа, а мама тоже скоро проснётся? – как ни в чём не бывало, радостно спросила девчушка.
Отец стоял в полной растерянности, но я видела, что он изо всех сил пытается собраться, чтобы хоть как-то успокоить свою малышку дочь.
– Катенька, милая, мама не проснётся. Она уже не будет больше с нами, – как можно спокойнее произнёс отец.
– Как не будет?!.. Мы же все в месте? Мы должны быть в месте!!! Разве нет?.. – не сдавалась маленькая Катя.
Я поняла, что отцу будет весьма сложно как-то доступно объяснить этому маленькому человечку – своей дочурке – что жизнь для них сильно изменилась и возврата в старый мир не будет, как бы ей этого не хотелось... Отец сам был в совершенном шоке и, по-моему, не меньше дочери нуждался в утешении. Лучше всех пока держался мальчик, хотя я прекрасно видела, что ему также было очень и очень страшно. Всё произошло слишком неожиданно, и никто из них не был к этому готов. Но, видимо, у мальчонки сработал какой-то «инстинкт мужественности», когда он увидел своего «большого и сильного» папу в таком растерянном состоянии, и он, бедняжка, чисто по мужски, перенял «бразды правления» из рук растерявшегося отца в свои маленькие, трясущиеся детские руки...
До этого я никогда не видела людей (кроме моего дедушки) в настоящий момент их смерти. И именно в тот злосчастный вечер я поняла, какими беспомощными и неподготовленными люди встречают момент своего перехода в другой мир!.. Наверное страх чего-то совершенно им неизвестного, а также вид своего тела со стороны (но уже без их в нём присутствия!), создавал настоящий шок ничего об этом не подозревавшим, но, к сожалению, уже «уходящим» людям.
– Папа, папа, смотри – они нас увозят, и маму тоже! Как же мы теперь её найдём?!..
Малышка «трясла» отца за рукав, пытаясь обратить на себя его внимание, но он всё ещё находился где-то «между мирами» и никакого внимания на неё не обращал... Я была очень удивлена и даже разочарована таким недостойным поведением её отца. Каким бы испуганным он не был, у его ног стоял малюсенький человечек – его крохотная дочурка, в глазах которой он был «самым сильным и самым лучшим» папой на свете, в чьём участии и поддержке она в данный момент очень нуждалась. И до такой степени раскисать в её присутствии, по моему понятию, он просто не имел никакого права...
Я видела, что эти бедные дети совершенно не представляют, что же им теперь делать и куда идти. Честно говоря, такого понятия не имела и я. Но кому-то надо было что-то делать и я решила опять вмешаться в может быть совершенно не моё дело, но я просто не могла за всем этим спокойно наблюдать.
– Простите меня, как вас зовут? – тихо спросила у отца я. Шри-Ланки , выдвинутый тамильскими сепаратистами в 1976 году . В период гражданской войны (1983-2009) данное государственное образование существовало де-факто в северных и восточных областях Шри-Ланки, контролируемых националистической сепаратистской организацией «Тигры освобождения Тамил-Илама» (ТОТИ) .

К 2009 году Тамил-Илам практически утратил контроль над территорией, на которую претендовал К 16 мая 2009 года Тамил-Илам фактически прекратил своё существование, будучи отрезанным от моря наступающими правительственными войсками и сохраняя контроль лишь над крошечным участком возле небольшой лагуны на северо-востоке острова . 17 мая представители группировки ТОТИ признали своё поражение , а лидер группировки Прабахакаран был найден мёртвым . 18 мая были подавлены последние организованные узлы сопротивления партизан. Отдельные малочисленные отряды повстанцев из организации ТОТИ продолжают скрываться в джунглях.

История

Понятие Тамил-Илам исходит от организации Тамильский объединённый фронт освобождения (TULF ), которая в выдвинула идею независимого государства для тамильцев. После политических конфликтов по поводу изменения конституции в , когда стали выдвигаться требования территориального разграничения, стали создаваться вооружённые формирования и появилось название Тамил-Илам. TULF указывала следующие районы Шри-Ланка: Джаффна , Килиноччи , Муллайтиву , Маннар , Путталам , Тринкомали , Баттикалоа и Ампарай. Организации типа EPRLF причисляло к Иламу все районы с тамильским большинством, включая районы в глубине страны, населённые тамильскими крестьянами.

Ситуация в 2005 году

Оранжевым цветом на карте обозначены территории, контролировавшиеся Тамил-Иламом, жёлтым - территории Шри-Ланки, на которые Тамил Илам претендовал. Состояние на декабрь 2005 года

Территорию Тамил-Илама контролировала организация « Тигры Освобождения Тамил-Илама » (LTTE), используя вооружённое сопротивление и взрывы смертников. Однако суверенитет этого района не был признан ни одной страной, входящей в ООН , включая центральное правительство Шри-Ланки. Территория, контролировавшаяся сепаратистами, полностью была зависима от Шри-Ланки с точки зрения снабжения водой, электричеством, транспортной инфраструктуры. На территории Тамил-Илама не было ни одного аэропорта ; в качестве валюты на этой территории ходили

«Истоки возникновения сепаратистского движения Тигров освобождения Тамил Илама ищут еще в первых веках нашей эры. Тогда на остров, населенный народом сингалов, исповедующих буддизм, начинают проникать из Южной Индии тамилы, приверженцы индуизма. Постепенно на территории острова образовались и сингальские, и тамильские княжества, но сингалы всегда составляли большинство.

В XVI веке на Цейлоне появились португальцы, в XVII - голландцы, а в конце XVIII века остров оккупировали британцы, подчинившие к тому времени всю Южную Азию. Англичане принялись выращивать здесь кофе, каучуковые деревья и чай. Они же начали массовый завоз на остров тамильских рабочих из Индии: местные жители не имели навыка возделывания этих культур. Тамильское население Цейлона резко выросло. После Второй мировой войны англичане стали уходить из своих колоний, и в 1948 году Цейлон получил статус независимого доминиона в составе Британского Содружества. Отношения сингальского большинства и тамильского меньшинства обострились. Сингальский язык стал государственным, сингальские власти открыто поддерживали буддийскую культуру. Тамилы объявили себя ущемленным национальным меньшинством.

В распри оказалась втянута и Индия - ее тамильское население требовало от своих властей: заставить Шри-Ланку уважать права тамилов. В свою очередь, сингалы считали, что в меньшинстве оказались именно они - численность тамилов (если учитывать тех, что живут в Индии) в пять раз превосходит сингальское население острова. «Они легко проглотят нас», - утверждали сингальские националисты. В середине 60-х годов националистическое правительство лишило гражданства потомков тамильских рабочих, завезенных в свое время англичанами и начало их депортацию в Индию. Тогда же на острове появился «Объединенный фронт освобождения тамилов» (ОФОТ), провозгласивший курс на создание независимого государства Тамил Илам (в переводе с тамильского «илам» значит «страна»). ОФОТ, правда, действовал мирными методами.

Когда в 1972 году Цейлон стал полностью независимым и получил новое название Республика Шри-Ланка, отношения между тамилами и сингалами резко ухудшились. В том же году из ОФОТ демонстративно вышла группа радикальной молодежи, недовольная «бездействием организации». Лидером раскольников стал 18-летний Велупиллаи Прабхакаран. Он назвал свою группировку «Новые тигры» (через четыре года она сменила имя на «Тигры освобождения Тамил Илама»), на базе которой была создана сепаратистская военно-политическая группировка тамильской общины Шри-Ланки в качестве военного крыла Народной организации освобождения Тамил Илама (PLOTE).

Ее идейный базис - комбинация концепций тамильского национализма и марксизма-ленинизма. Программная цель - создание независимого государства Тамил Илам на территории северных и северо-восточных провинций острова.»