Уровни развития способностей человека. Понятие о психике человека. Вопросы для самопроверки

Для обозначения высокого уровня развития способностей в психологии используются понятия «одаренность», «талант» и «гениальность».

В обыденном сознании одаренность традиционно понимается как уровень развития способностей, превосходящий среднестатистистические характеристики. Однако в научной терминологии от подобного количественного подхода отказались почти 100 лет назад, когда стало очевидно, что количество не всегда переходит в качество (см., например, гл. 7).

В психологии понятие одаренности на сегодняшний день является многозначным. Под ним понимаются и совокупность задатков - природных предпосылок способностей, и наличие внутренних (не только врожденных, но и приобретенных) условий для выдающихся достижений в деятельности, и умственный потенциал человека и т.д.

Но наибольшее распространение получил подход, согласно которому одаренность представляет собой качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих успешность выполнения той или иной деятельности.

Отметим, что это своеобразие отражено в том, что совместное действие различных способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. При этом можно говорить об общей или специальной одаренности. Первая, как правило, имеет интеллектуальный или творческий характер, а вторая проявляется в конкретном виде деятельности.

Пример

Общая и специальная одаренность могут нс совпадать и даже противоречить друг другу. Яркой иллюстрацией этого является феномен савантизма (от фран. savoire - знающий). Савантами называются умственно отсталые люди (как правило, их интеллект не превышает 60-70 баллов), обладающие сверхъестественными возможностями. Такой человек может повторить несколько страниц текста, услышанного им всего один раз. Он безошибочно выдает результат умножения шестизначных чисел, как будто результат ему просто известен, или запросто говорит, на какой день недели придется Новый 3001 год. Некоторые саванты владеют 30 языками, могут спеть все арии, выйдя из оперы, и начертить карту Лондона после полета над городом.

Среди характеристик одаренности исследователи называют, во-первых, несоответствие развития возрастным нормам, ранние, ускоренные темпы развития. При этом очень важно дифференцировать раннее развитие как признак одаренности и как результат усиленного воспитания и обучения (действительно, если согласно модным веяниям ребенка упорно и ежедневно учат чтению с трехмесячного возраста, стоит ли удивляться тому, что в три-четыре года он способен самостоятельно читать?). Возраст проявления одаренности зависит от характера лежащих в ее основе способностей. Так, музыкальная одаренность, как правило, проявляется раньше одаренности в сферах живописи и поэзии, а последняя, в свою очередь, раньше, чем одаренность в области философии или точных наук.

Раннее развитие может находить выражение как в интеллектуальной сфере, так и в реализации отдельных видов деятельности.

Пример

Пример раннего интеллектуального развития приводит В. А. Крутецкий. Он рассказывает о мальчике, который в трехлетием возрасте научился читать, в шестилетием возрасте самостоятельно научился читать па немецком языке, в четыре года овладел нотной грамотой, в семь лет начал самостоятельно изучать химию по энциклопедии. В два с половиной года он считал до 100, а в трехлетием возрасте освоил счет до 1000. В пятилетием возрасте он умножал в уме двухзначные цифры, а в шестилетием начал интересоваться тригонометрическими функциями, вычислял в уме квадратные корни. В восьмилетием возрасте он усвоил различные системы счисления (начиная от двоичной) (Способности и интересы , 1962).

Примером раннего проявления способностей к отдельным видам деятельности может служить поэтическая одаренность жительницы Ялты Ники Турбиной, которая в семилетием возрасте писала такие стихи:

Я - полынь трава,

Горечь на губах,

Горечь на словах,

Я - полынь трава.

И над степью стон,

Ветром оглушен,

Тонок стебелек,

Переломлен он.

Болью рождена Горькая слеза В землю упадет.

Я - полынь трава

(Турбина , 1991).

Другая характеристика одаренности - высокая умственная активность, постоянное стремление к новой информации. Эта характеристика, которую можно назвать любознательностью, более надежна по сравнению с первой.

Помимо этого, одаренный ребенок отличается постоянной готовностью к сосредоточению внимания и эмоциональной вовлеченностью в процесс деятельности. Одаренность складывается не только из способностей, но и из склонности. В ее формировании задействована мотивационная сфера личности.

Итак, о признаках одаренности можно судить посредством наблюдения за характером действий человека. Операционный (или инструментальный) аспект одаренности выражается способами деятельности, типичными для человека, и характеризуется особым строением процесса деятельности, сформированностыо ее индивидуального стиля, высоким уровнем структурированности знаний, умений и навыков, особым способом обучаемости (быстрым или, напротив, замедленным, однако приводящим к эффективной ассимиляции новых знаний). Мотивационный аспект появляется в избирательной чувствительности к определенным сторонам окружающей действительности (звукам, цвету, форме, знакам и т.д.) либо по отношению к определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественной), переживании удовольствия от деятельности, увлеченности ею, любознательности, высокой критичности к результатам собственного труда, неудовлетворенности собой, стремлении к совершенству.

В современном обществе понятие одаренности приобрело ценностный характер. Большинство родителей стремятся развивать одаренность у своих детей с самого раннего возраста. Существуют специальные развивающие школы для детей раннего возраста, младенцев и даже для еще не родившихся детей (так называемое перинатальное воспитание). Бытует устойчивое мнение, что одаренность надо развивать и поощрять. Однако психология сегодня далека от столь категоричных суждений.

Дело в том, что одаренность - это результат сложного взаимодействия природных задатков и факторов социальной среды, опосредованных деятельностью. В силу сложности этого феномена до сих пор не сложилось единого взгляда на его природу. Можно выделить две альтернативные точки зрения. Согласно первой из них одаренным является любой человек. Этот подход отражает гуманистические тенденции современного общества и лежит в основе идей всеобщего образования и права каждого на развитие собственных способностей. В этом случает акцент действительно необходимо делать на поисках «ключика», который позволит каждому человеку раскрыть свои таланты в полной мере. Однако прямо противоположная точка зрения гласит, что одаренность, как следует из названия, - это дар единицам, избранным. Иначе как объяснить, что высокий уровень достижений в детстве с годами может нивелироваться? В этом случае актуальной является задача поиска, выявления одаренных детей.

Помимо неопределенности вопроса о природе одаренности и, соответственно, путей работы с ней, особого внимания заслуживает тот факт, что одаренность содержит в себе большой потенциал личностных и социальных проблем.

Пример

Более 40 лет назад Н. С. Лейтес обратил внимание на то, что при интенсивном умственном развитии происходит ранняя формализация мышления, что приводит к нарушениям в эмоционально-нравственной сфере. Формализм проявляется как в рассуждениях, отвлеченных от какого бы то ни было жизненного опыта, так и в личных отношениях: «Я ничем нс обязан своим родителям»; «Скромность - это для тех, кто ничего не заслуживает» и т.д. (Лейтес, 2008).

Другой пример. Исследования, проведенные среди выпускников элитных физико- математических гимназий с углубленным изучением иностранных языков, показывают, что при среднем уровне интеллекта выше 150 баллов эти юноши могут переводить стихи с испанского на японский, минуя русские понятия, но при этом не способны строить дружеские отношения и создавать семьи, поскольку репертуар их социальных ролей крайне узок. Авторы исследования объясняют этот факт спецификой социализации одаренных детей, которые чаще (вынужденно или по собственному желанию) контактируют со взрослыми, чем с ровесниками (Богоявленская , 2005).

Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии отдельных сторон психики одаренного человека - относительная редкость. Как правило, можно наблюдать «внутреннюю» или «внешнюю» асинхро- нию развития. Первая связана с неравномерностью развития различных психических процессов, вторая - с несоответствием уровня актуального развития внешним требованиям, причем часто эти факторы находятся в тесной взаимосвязи.

Пример

Известно, что у А. Энштейна в детстве страдала орфография, он был косноязычен, но при этом ему не было равных в решении математических задач. Несмотря на свой математический потенциал, среди педагогов он слыл неспособным учеником, что обусловило появление разнообразных поведенческих трудностей и в свою очередь еще больше не нравилось педагогам (Богоявленская , 2005).

Особый класс психологических проблем создает явление затухания одаренности, когда ребенок из «вундеркинда» превращается в обычного, ничем не выделяющегося человека. Причинами этого могут стать переживания различных кризисов одаренности: кризиса креативности, кризиса интеллектуальности, кризиса мотивации достижения или кризиса молчания.

Кризис креативности проявляется в том, что человек прекращает создавать творческие продукты. Его симптомы очевидны: человек теряет способность делать то, что мог делать раньше (писать стихи, рисовать, решать сложные задачи). Чаще всего в основе этого кризиса лежит страх не соответствовать ожиданиям окружающих, ведь, как отмечалось выше, целенаправленное развитие креативности невротизирует людей.

Кризис интеллектуальности характеризуется снижением интеллектуальной продуктивности, связанным с односторонним развитием личности. Вне связи с другими сторонами жизнедеятельности интеллектуальная активность может потерять для своего носителя всякую ценность. Один мальчик точно определил: «Я состою не только из головы, которая любит математику, но и из ног, которые любят футбол, и из желудка, который любит мороженое».

Кризис мотивации достижения выражается в потере интереса к деятельности. У одаренных детей рано развивается рефлексия. Уже к школьному возрасту они способны сравнивать себя с другими и в этом процессе осознавать свою непохожесть на них, причем часто не в свою пользу: «Я не похож на всех, я не такой, я хуже». Стремление «стать как все» может стать причиной, по которой ребенок отворачивается от любимых раньше занятий.

Кризис молчания проявляется в подростковом возрасте. Многие педагоги и психологи считают его неизбежным: на фоне становления личностной идентичности проявления одаренности могут пропасть на период от нескольких дней до нескольких лет, а могут и на всю жизнь.

Итак, причины затухания одаренности весьма различны. Это и незрелость мотивационной и эмоционально-волевой сфер, и заниженная самооценка, и неадекватное отношение со стороны взрослых и сверстников и т.д. Современная педагогическая психология уделяет особое внимание разработке программ работы с одаренными детьми, которые способствовали бы недопущению или преодолению подобных кризисов.

В идеале программа для одаренных детей должна быть широкой, разнообразной, избыточной и выборочной, гибкой, должна включать разные уровни, которые можно было бы задействовать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Предпочтение в таких программах должно отдаваться методам проблемного обучения, в котором активную роль играет сам ребенок. При этом особое внимание необходимо уделять гармоничному развитию ребенка, поощрять включение ребенка в разнообразные социальные связи и отношения. Важно предусмотреть работу по созданию условий для формирования адекватной я-концепции, а также по согласованию усилий педагогов с воспитательными воздействиями семьи.

Высокую степень одаренности в какой-либо области, выдающиеся способности принято называть талантом (от греч. talanton - вес, мера).

Пример

Слово «талант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того, чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка: «Зарыть свой талант в землю»).

О наличии таланта судят но результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной и оригинальностью.

Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и конкретных задач, стоящих перед данным обществом.

Талант - это всегда сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, среди выдающихся талантов можно найти много людей как с хорошей, так и с плохой памятью. Это связано с тем, что в творческой деятельности человека память - лишь один из факторов, от которых зависит ее успешность.

Наивысшая степень проявления творческих сил человека получила название гениальности (от лат. genius - дух). Гениальность, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связана с созданием качественно новых творений, которые составляют отдельные эпохи в жизни общества, в развитии культуры.

Философы Античности рассматривали гениальность как нечеловеческое качество, божественную одаренность, а гения - как человеческое воплощение этого божественного духа. Аналогичные взгляды встречаются и в философии эпохи Возрождения и Нового времени, ведь гениальность - это крайне редкое явление.

Мнение ученого

Если признать гениями только тех, кто почти единогласно признан ими в Европе и Северной Америке, то общее число их за все время существования нашей цивилизации едва ли превысит 400-500. Примерно к таким цифрам приводит отбор знаменитостей, которым уделено максимальное место в энциклопедиях разных стран Европы и США (Эфроимсон , 1997).

Сегодня в науке можно выделить два подхода к проблеме гениальности: элитарный, рассматривающий гениальность как уникальный феномен, и эгалитарный, понимающий ее как сочетание обычной работоспособности и удачи.

Результаты научных исследований

Исследования биографий известных людей прошлого и настоящего (М. Ганди, Э. Хемингуэя, Дж. Вашингтона, М. Л. Кинга, А. Линкольна, А. Модильяни) позволили создать «психологический портрет гения»: раннее овладение знаниями в избранной специальности или в искусстве, проявления высокого интеллекта, энергичность, увлеченность учебой и трудом, ярко выраженная независимость, предпочтение работать в одиночку, индивидуализм, умение контролировать себя, стремление контактировать с одаренными людьми, извлечение пользы из быстрого накапливаемого художественного или интеллектуального опыта (Гончаренко , 1991).

Подводя итог краткой характеристике гениальности, необходимо отмстить, что она является высшим уровнем интеграции всех задатков и способностей человека.

Общие способности нередко называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различных видах жизнедеятельности: в интеллектуальной, академической (способность обучаться), творческой деятельности, в социальной сфере (лидерство, общение), духовной жизни, психомоторике (движение). Одаренных людей отличает внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, им свойственна настойчивость в ДОСтижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Одаренность - это наличие у человека ярко выраженных задатков к развитию способностей.

Одаренность не является единственным фактором, обеспечивающим выбор и успешность выполнения деятельности. Помимо одаренности человек должен обладать соответствующими навыками и умениями. Развитие способностей происходит в деятельности и проявляется как талант и гениальность.

Талант - высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, наличие феноменальной памяти. Так, в медицинской практике описан случай с человеком, который ничего не мог забыть, он дословно мог передать содержание статьи, прочитанной несколько дней назад, и при этом не мог выразить ни одной собственной мысли.

Талант - это определенное сочетание способностей, их совокупность. При относительной слабости какой-либо способности она может быть компенсирована другой. По мнению отечественного психолога Е. П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, формирование типичного стиля деятельности либо благодаря другой более развитой способности.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Канадский ученый Г. Леман, проанализировав очень много фактов, сделал выводы, что гениальность пробуждается у поэтов в 26-30 лет, у врачей в 33-34 года, у художников в 30-35 лет, у писателей в 40-44 года. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. История свидетельствует, что за период развития человечества можно назвать не более четырехсот гениев.

Гениальность - высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

Редкое появление и неординарность гениального человека породили множество попыток объяснения этого феномена. Так, одни относят гениев к медиумам, с чьей помощью некое высшее существо сообщает человечеству результаты своих неповторимых размышлений. Другие считают, что проявление гениальности связано с определенными нарушениями психики. Например, лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, повышенное чувство собственного достоинства, излишняя настойчивость в своих действиях, отсутствие угрызений совести, приверженность одной идее) - типичные характеристики гения. Некоторые психологи считают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность - это не отклонение от нормы, а напротив, высшая полнота проявления природных возможностей.

Трудность объяснения гениальности заключается в том, что данное понятие связано со спецификой общественного развития, а гении являются своеобразными проявлениями этого роста. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи: развитие государства вызывает проявление инженерных, конструкторских талантов, в период расцвета государства проявляются таланты музыкальные и литературные, а в военное время - полководческие.

Способности можно разделить на:

1) природные (естественные) способностями - в своей основе биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками и являются общими для человека и животных, особенно высших (восприятие, память , способность к элементарной коммуникации). Мышление с определенной точки зрения также можно рассматривать как способность, которая характерна не только для человека, но и для высших животных.

2) специфически человеческие способности , имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфически человеческие способности, в свою очередь, принято подразделять на:

а) общие , которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (мыслительные способности, уровень интеллекта, развитые память и речь, тонкость и точность ручных движений и др.) и специальные способности , которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др.). Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот. Общие и специальные способности взаимно дополняют и обогащают друг друга.

б) теоретические способности , определяющие склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, и практические , лежащие в основе склонности к конкретным практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям.

в) учебные , которые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, формирование качеств личности, и творческие , связанные с возможностью открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.

г) коммуникативные (способности к общению, взаимодействию с людьми) и предметно-деятельностные способности , связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными . Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным способностям относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.


Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью.

Одаренность - своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности и выделяют его среди других людей, обучающихся этой же деятельности или выполняющих ее в этих же условиях.

От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.

Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их развития, как мастерство - совершенство в конкретном виде деятельности. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.

Талант - высокая степень одаренности, предполагающая наличие внутренних условий для выдающихся достижений.

Талант - это обладание уже развитыми способностями, а не только задатками. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талантливый - это человек, который больше усваивает новых знаний и на практике доказал, что может вполне успешно справляться с данным видом деятельности, если добился в ней значительных успехов, т.е. выполняет ее на высоком уровне, превосходящий средний уровень других людей. Одаренным может быть ребенок, человек, который только еще приступает к освоению соответствующей деятельности, а талантливым - взрослый человек, ученый, писатель педагог, бизнесмен и т.д.

Играют немаловажную роль в достижении поставленной цели. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. В то же время у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся по уровню развития.

Выделяют три типа способностей :

  • художественный — характеризуется относительным преобладанием первой сигнальной системы в психической деятельности человека. Первая сигнальная система базируется на ощущениях и восприятиях, и люди, у которых преобладает эта система, обладают художественными, музыкальными, литературными способностями;
  • мыслительный — характеризуется относительным преобладанием второй сигнальной системы. Те, у кого преобладает вторая сигнальная система, базирующаяся на речи, относятся к мыслительному типу людей;
  • промежуточный (средний) тип — характеризуется примерно равным соотношением двух сигнальных систем.

Современные научные данные показывают, что преобладание той или иной сигнальной системы зависит от работоспособности полушарий головного мозга: те люди, у которых более развито правое (образное) полушарие мозга, более эмоциональны, открыты, у них лучше развиты воображение, образное мышление; те люди, у которых более активно левое (словесно-логическое) полушарие мозга, отличаются рассудительностью, рациональностью, так как в этом полушарии находятся центры логического мышления, счета и письма; у многих людей работа правого и левого полушарий сбалансирована. К «правополушарным» композиторам-классикам относят: П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, Ф. Шопена, к «левополушарным» композиторам относят: Д.Д. Шостаковича, Л. ван Бетховена, И.С. Баха. Иногда задатки проявляются в раннем детстве. Так, М.И. Глинка уже в 3-4 года старался извлечь приятные ритмические звуки, ударяя палочкой о звучащие предметы. Моцарт в 5 лет сочинял серьезные произведения. Литературные задатки проявляются позже. Например, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов стали писать стихи, когда им было около 9 лет.

Отечественные и зарубежные ученые предлагают выделять способности по направленности и специализации.

Способности по направленности в свою очередь подразделяются на две группы:

  • общие элементарные — способности, присущие всем людям в разной степени. Это способности ощущать, запоминать, воспринимать, мыслить;
  • сложные — способности к труду, учебе, общению.

Основы способностей заложены генетически — в виде задатков (рис. 1). В структуру способностей входят общие, специальные и групповые способности. Последние группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных способностей. В 16-18 лет, когда происходит выбор профессии, структура способностей личности меняется, проявляются профессиональные способности, которые завершают «конус». «Конус способностей» формируется в направлении снизу вверх, а их разрушение происходит в противоположном направлении.

Рис. 1. «Конус способностей»: 1 — задатки; 2 — общие способности; 3 — специальные способности; 4 — групповые способности; 5 — профессиональные способности

На рис. 2 изображена горизонтальная структура способностей, представленная в виде концентрических окружностей, или колец (вид сверху на «конус способностей»). Зоны 5 и 4 представляют ядро способностей, а остальные зоны — их периферию.

Рис. 2. Горизонтальная структура способностей

Виды способностей по специализации

Способности по специализации подразделяются следующим образом:

  • специальные — определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные способности, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные, художественно-творческие и др.;
  • теоретические — определяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям;
  • практические — определяют склонность к конкретным, практическим действиям;
  • учебные — определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности;
  • творческие — определяют возможности человека по созданию предметов духовной и материальной культуры, производству новых идей, открытий и изобретений, короче говоря, они определяют индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Виды способностей по уровню развития

По уровню развития способности разделяют на репродуктивные — способности, связанные с высоким умением осваивать знания, овладевать деятельностью по заданному образцу; творческие — способности, обеспечивающие создание нового, оригинального. К этому уровню относятся:

  • талант — сочетание выдающихся способностей, талантливый человек отличается самостоятельностью и оригинальностью выполнения какой-либо деятельности;
  • гениальность — высшая степень талантливости; гений создает принципиально новое (в науке, искусстве), т.е своим открытием делает переворот, революцию в какой-либо области;
  • одаренность — сочетание различных высокоразвитых способностей. Одаренный человек способен ко многим видам деятельности.

При этом всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает репродуктивную, без которой она невозможна. Кроме того, уровни развития способностей не есть нечто данное и неизменное, застывшее. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей.

Возможности человека огромны, и они могут быть безграничными, если он стремится их совершенствовать. Человеку нужно определить свои ведущие способности и реализовать их в профессиональной деятельности, ставя перед собой трудные, но достижимые цели. Через способности личность становится субъектом деятельности в обществе, через развитие способностей достигает своей вершины в профессиональном и личностном смысле.

Основные виды направленности личности

Потребностно-мотивационная сфера составляет лишь часть направленности личности и служит как бы ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека.

Целенаправленность поведения особенно очевидна, когда человек пытается достичь одну цель различными способами.

Если первая попытка наталкивается на преграду, избирается другой путь, иногда обходной. Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку в течение жизни приходится выполнять множество разнообразных видов деятельности, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любого отдельного вида деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данный момент жизни. Жизненная цель как бы объединяет, интегрирует все частные цели, связанные с отдельными видами деятельности. Вместе с тем достижение каждой из них — это новый шаг на пути к общей жизненной цели. Уровень достижений личности связан с жизненными целями, в которых заключены ее взгляды на собственное будущее. Осознание человеком не только самой цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих, игнорирует интересы коллег или работу, которую должен выполнять, а в работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Направленность на взаимные действия проявляется тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с окружающими. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечением процессом деятельности, бескорыстным стремлением к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, членом которой он является, вносит свои предложения, полезные для выполнения поставленной задачи.

Совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности, присуща каждому человеку. Приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности, обусловливают характер человека. Черты характера определяются и классифицируются прежде всего в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к явлениям действительности. Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами.

В литературе выделяют несколько уровней способностей: способности, как таковые, одаренность, талант, гениальность.

Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей . Вопрос о задатках мы более подробно раскроем в пункте 1.4. нашей курсовой работы, а теперь остановимся на основных уровнях развития способностей.

Под одаренностью в литературе понимают такое состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность творческой деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, умение находить наиболее перспективные решения в той или иной предметной области, открытость любым инновациям.

Само слово «одаренный», вызывает довольно противоречивое отношение. Воображение подсказывает образ интересного, яркого, талантливого человека и в противовес - обычного, бездарного, со стандартным развитием и стандартной жизнью.

Все дети талантливы. У каждого свой особый дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет их, расти и развиваться. С каким упорством и отвагой ребенок делает свои первые шаги, идет, падает, снова встает. Он активно осваивает окружающий мир, стремится наиболее полно реализовать себя. Эта универсальная способность присуща всем детям вне зависимости от конкретных способностей и уровня развития. Если все же настаивать на так называемом термине «одаренные дети», то среди них есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те, кто может проявить довольно поздно в течение жизни, такие способности могут оказаться скрытыми (или незамеченными) в детстве и проявиться гораздо позже. К последним, например, относится Альберт Эйнштейн, который в детстве отнюдь не считался одаренным, а в дальнейшем оказался гением. Интересен его вопрос, как он умудрился открыть теорию относительности: «В детстве, я очень медленно развивался, поэтому те вопросы, на которые дети получили готовый, авторитетный ответ от взрослых, в моей голове возникли гораздо позже, и мне пришлось искать ответ на них самому.»

Большинство специалистов подтверждают, что основной характеристикой потенциала человека является не выдающийся интеллект, а внутренний мотив, движущий человеком. Часто люди, не обладающие выдающимися способностями, преодолевая собственные ограничения, целенаправленно решающие важную именно для них задачу, оказываются более продуктивные, чем способные, но менее заинтересованные. В этой связи достаточно сложно ответить родителям на просьбу профориентации или школьной специализации ребенка. Далеко не всегда тот вид деятельности, в которой человек наиболее одарен, совпадает его интересами, внутренним мотивом.

Выделяют различные виды одаренности, такие как:

Художественная одаренность.

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

Творческая одаренность.

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности -- творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях: отсутствие внимания условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; який темперамент;

Социальная одаренность.

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таим образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты: интеллект выше среднего; умение принимать решение; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Признаки одаренности проявляются достаточно рано и являются залогом будущих успехов. Многие из них можно заметить в обычной жизни, не прибегая к специальным тестам.

Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной, высшим совершенством и общественной значимостью.

Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности, называется талантом. К числу талантливых людей могут быть отнесены те, кто способен к творческой деятельности. В области общественных отношении такие люди весьма успешно претворяют в жизнь прогрессивные идеи своего времени, в области литературы и искусства создают совершенные произведения на уровне современной передовой мысли, в области науки и техники они хорошо разрешают сложные теоретические и практические задачи.

Талант -- это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.

Талант настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью, пусть это даже будет такая ценная способность, как высокая продуктивность памяти. Скорее, наоборот, отсутствие или, точнее, слабое развитие какой- либо даже важной способности, как об этом свидетельствуют психологические исследования, может быть с успехом компенсировано интенсивным развитием других способностей, входящих в сложный ансамбль качеств таланта.

Структура таланта определяется в конечном счете характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность (политическая, научная, художественная, производственная, спортивная, военная и т. д.). Поэтому составляющие талант способности будут далеко не идентичны, если сравнивать, например, между собой талантливого композитора и талантливого авиаконструктора.

Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги, в той или иной сфере творчества, «создавать эпоху». Гениями считают тех, кто создает что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности. Гениальные люди служат путеводными вехами в развитии человечества, являются историческими личностями.

Как и способности, гениальность может быть врожденной «гений от бога» (В.Моцарт, Рафаэль, А.С.Пушкин), так и приобретенное «гений от себя» (Демосфен, Ломоносов, Вагнер, Ньютон, В.Скотт) .

Таким образом, мы рассмотрели основные уровни развития способностей: способность, одаренность, талант и гениальность. Остановимся подробнее ан формировании и развитии способностей в целом.