Владимир Петрович Зинченко: биография. Большой психологический словарь. Доклад В. П. Зинченко "Опыт думанья о думанье"

Годы жизни: 1931 - дата смерти не известна

Родина: Харьков (СССР)

Зинченко Владимир Петрович - российский психолог, специалист в области общей, когнитивной, инженерной и экспериментальной психологии, эргономике, теории и методологии психологии, психологии развития. Один из создателей отечественной инженерной психологии. Автор концепции перцептивных действий (совм. с А.В. Запорожцем), концепции микроструктурного анализа когнитивных процессов. Д-р психологических наук (1967), профессор (1968). Чл.-кор. АПН СССР (1974). Вице-президент Общества психологов СССР (1968—1983). Зам. председателя Центра наук о человеке при Президиуме АН СССР (1989). Поч. чл. Американской академии искусств и наук (1989). Д. чл. РАО (с 1992). Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1992-1997). Чл. Президиума и председатель Экспертного Совета по психологии и педагогике ВАК (1995-2000). С 2001 - д. чл. Отделения образования и культуры РАО. В разные гг. был чл. редкол. многих журналов ("Вопросы психологии", "Вопросы философии", "Техническая эстетика", "Человек", "Journal of Russian and East European Psychology" (ранее - "Soviet Psychology" и др.). Лауреат премии им. К.Д. Ушинского (совм. с А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др., за монографию "Восприятие и действие", 1967). Награжден медалью им. Г.И. Челпанова (2002). Окончил отделение психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1948-1953) и аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР, защитив в 1957 канд. дис., посвященную исследованию ориентировочных движений руки и глаза и их роли в формировании произвольных движений. Работал в этом же институте в лаборатории детской психологии, возглавляемой А.В. Запорожцем, над проблемой развития восприятия и мышления дошкольников. В 1961 организовал в НИИ автоматической аппаратуры первую в стране лабораторию инженерной психологии, которой руководил до 1970 г. С 1969 по 1984 г. руководил отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР. Одновременно с 1951 занимался преподавательской деятельностью, в том числе в МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1960).

В 1970-1982 возглавлял созданную им кафедру психологии труда и инженерной психологии на психологическом фак-те МГУ. В 1984 г. организовал кафедру эргономики в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), которой продолжает заведовать. Кроме того, в конце 80-х гг. был зам директора Института философии РАН (1988-1991) и руководителем Центра наук о человеке (1988-1991), директором-организатором Института человека РАН (1988-1991). В 1998 организовал и возглавил кафедру психологии в Государственном университете природы, общества и человека "Дубна". С 1998 г. З. - гл. н. с. Института общего и среднего образования РАО, руководитель Центра наук о человеке при этом институте, профессор Самарского педагогического ун-та. Научные интересы З. отличаются широтой и многосторонностью. Его первые исследования были направлены на понимание онтогенеза восприятия. Экспериментально изучались процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и др. Результаты были представлены в разработанной совместно с А.В. Запорожцем концепции перцептивных действий ("Восприятие и действие", в соавт, М., 1967). Последующие работы были посвящены исследованию зрелых форм перцепции, движения и действия: формированию зрительного образа, роли моторных компонентов в восприятии, развертыванию восприятия как перцептивной деятельности, разработке функциональной модели предметного действия.

Исследования в области когнитивной психологии включали работы по зрительной кратковременной памяти, визуальному и творческому мышлению, микроструктурному анализу когнитивных процессов ("Формирование зрительного образа", М., 1969, в соавт.; "Психология восприятия", М., 1973, в соавт.; "Психометрика утомления", М., 1977, в соавт.; "Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980, в соавт.; "Функциональная структура действия", М., 1982, в соавт.и др.). Дальнейшая сфера научной работы З. существенно расширилась и касалась трех направлений: (1) Психологических проблем установки, сознания, деятельности, личности. (2) Проблем теории, методологии и истории психологии ("Методологические вопросы психологии", М., 1983, в соавт.; "Человек развивающийся.

Очерки российской психологии", М., 1994, в соавт.; "Мысль и слово Густава Шпета", М., 2000). (3) Проблем "человек - техника", которую З. трансформировал в проблему "Человек - культура - техника" ("Основы эргономики", М., 1979, соавт. В.М. Мунипов). Особо следует отметить научно-координационную деятельность З., который совместно с коллегами возглавлял крупные научные проекты по инженерной психологии в оборонной промышленности. Привлекал к созданию инженерной психологии ведущие психологические учреждения, сотрудничал в этой сфере с ведущими психологами - А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, В.Д. Небылициным, Б.М. Тепловым, П.А. Шеваревым, П.И. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.И. Бобневой, О.К. Тихомировым, В.Н. Пушкиным, М.С. Шехтером и многими др.. Инженерная психология создавалась как наука, и ее концептуальный строй (принципы анализа деятельности оператора, понятия информационной и образно-концептуальной моделей и т. д.) также был делом научно-практических трудов З. Он один из инициаторов формирования новой вузовской специальности: "эргономика". Под его ред. были разработаны и приняты первые в стране инженерно-психологические требования, принципы и рекомендации по эргономике, опубликованы 30 выпусков трудов ВНИИТЭ. Работы З. в 1990-е гг. выходят за пределы экспериментально-прикладной проблематики. Он обращается к иной, чрезвычайно широкой области творческого приложения своих сил - проблемам личностного и духовного развития, эстетического воспитания и развивающего образования, формулированию принципов психологической педагогики, поэтической антропологии и органической психологии. Рассматривает проблематику психологии развития через поэтическое наследие О.Э. Мандельштама и философские идеи М.К. Мамардашвили ("Возможна ли поэтическая антропология?", М., 1994; "Аффект и интеллект в образовании", М., 1995; "Образ и деятельность", М., 1997; "Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии", М., 1997; "Живое знание.

Психологическая педагогика", Самара, 1997; "Психология доверия", М., 1999). З. - автор первых отечественных учебников по эргономике для вузов: "Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды" (М., 1979, 1998, соавт. В.М. Мунипов) и др. Автор и редактор 4-х выпусков "Зрительные образы: феноменология и эксперимент" (1972-1975). Автор и соред. "Психологического словаря", (М., 1983; 1996) и книги "Психологические основы педагогики", М., 2002. Свыше 100 его работ, в том числе 12 монографий, изданы за рубежом на англ., франц., испан., японском, венгерском, чешском и др. языках.

_________________________

История психологии в лицах. Персоналии / под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005

Зинченко Владимир Петрович (1931-2014) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО.

В П. Зинченко являлся членом редколлегии журналов: «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Человек», Journal of Russian and East European Psychology, ежегодника «Системные исследования» и др., главным редактором Международного научного журнала «Культурно-историческая психология».

В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984). Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором - организатором Института человека РАН. Был членом Президиума и вице-президентом Общества психологов СССР, членом Президиума и председателем Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК РФ, заместителем председателя ряда Межведомственных научных советов «Эргономика», «Сознание», «Человек», председателем Международного Научного совета «Эргономика» стран - членов СЭВ, председателем совета по Федеральным экспериментальным площадкам Министерства образования РФ, членом Совета Российского фонда фундаментальных исследований, президентом Международной ассоциации развивающего обучения.

Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Владимир Петрович - Зинченко - автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.

Основные научные труды: Формирование зрительного образа. М:. МГУ, 1969 (В соавт.); Психология восприятия. М:. МГУ, 1973 (В соавт.); Психометрика утомления. М:. МГУ, 1977 (соавт. А.Б.Леонова, Ю.К.Стрелков); Проблема объективного метода в психологии / / Вопр. философии, 1977 № 7 (соавт. М.К.Мамардашвили).; Основы эргономики. . М: МГУ, 1979 (соавт. В.М.Мунипов); Функциональная структура зрительной памяти. М, 1980 (в соавт.).; Функциональная структура действия. . М: МГУ, 1982 (соавт. Н.Д.Гордеева); Человек развивающийся. Очерки российской психологии. . М, 1994 (соавт. Е.Б. Моргунов); Живое знание. Психологическая педагогика. Самара, 1997; Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М, 1997.; Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов ". М., 1998 (соавт. В.М.Мунипов).

Среди изданных книг заметное место занимают учебники и учебные пособия В начале 70-х гг. по инициативе и под редакцией В.П. Зинченко изданы 4 выпуска Хрестоматий "Зрительные образы: феноменология и эксперимент".

Публикации

  1. + - Время - действующее лицо[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1107782917&archive=1120045907&start_from=&ucat=27& http://www.library.by/portalus/modules/psychology/show_archives.php?subaction=showfull&id=1107782917&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&

  2. + - Как построить свое "я" (Диалоги о Человеке без начала и конца)

    Эта книга - своеобразный диалог философов и историков, обществоведов и этнографов, психологов и педагогов по одной из самых острых и актуальных проблем современности - формирования и становления личности человека. Дискуссионная форма разговора, неординарности подхода к решению поставленных проблем дают возможность читателям стать заинтересованными участниками диалога. Для широкого круга читателей....

    // Под ред. В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1991. - 136 с. ISBN 5-7155-0277-2

    Http://www.psychlib.ru/mgppu/Zkp_1991/Zkp-136.htm

  3. + - Кризис или катастрофа? (Психология и новые идеалы научности (материалы "круглого стола"))

    Http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/psychsci1.htm

  4. + - Культурно-историческая психология: опыт амплификации

    Http://mary1982.narod.ru/zinchenko.htm

  5. + - На пути к осмыслению теоретического мира психологии

    Http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=1278 http://www.auditorium.ru/books/6206/

  6. + - О душе и ее воспитании

    Http://www.rl-online.ru/articles/1-02/54.html

  7. + - О человеческой душе и плоти

    Стенограмма выступления на конференции "Междисциплинарные проблемы психологии телесности" 2004 В. П. Зинченко "Психология на качелях между душой и телом" и последовавшего за ним доклада В. А. Подороги "Феноменология телесности". ных, разрабатывающих проблему телесности

    Http://mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_1/Zinchenko&Podoroga/index.pdf

  8. + - Очень субъективные заметки о психологической диагностике

    Http://www.rl-online.ru/articles/3_4-01/194.html http://courier.com.ru/homo/ho0101zinchenko.htm

  9. + - Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.auditorium.ru/aud/p/showindex.php?ShowIndex=3014

  10. + - Проблема объективного метода в психологии

    Http://psylib.org.ua/books/_zimamar.htm http://narrativepsy.narod.ru/num1-2004_45.html

  11. + - Психология доверия

    Автор брошюры - психолог рассматривает различные аспекты проблемы доверия: ситуация и этимология, коммуникативные, вещные и природные корни возникновения глубокого (базисного) чувства доверия (недоверия); некоторые психологические механизмы этого чувства. Специально рассматривается доверие в игре (на примере игры чемпиона мира и компьютера). В разделе культура доверия значительное внимание уделено психологии личности. Предназначена для преподавателей гуманитарных дисциплин, а также для студентов факультетов и отделений психологии университетов и гуманитарных вузов

    // Самара: Издательство СИОКПП, 2001. - 104 с.

    Http://www.psychlib.ru/mgppu/Zpd-001/Zpd-001.htm

  12. + - Психология на качелях между душой и телом

    Http://www.zpu-journal.ru/zpu/2005_3/Zinchenko/20.pdf

  13. + - Психология развития (по мотивам Л. Выготского)

    Http://elib.org.ua/psychology/ua_readme.php?subaction=showfull&id=1161761105&archive=&start_from=&ucat=4&category=4 http://www.portalus.ru/modules/biology/readme.php?subaction=showfull&id=1125997760&archive=&start_from=&ucat=19&

  14. + - Работа понимания

    Понимание - это очень широкое понятие, не имеющее строго фиксированного содержания и объема. Оно нередко отождествляется с познанием. Укажем на некоторые наиболее важные значения слова "понимание": 1. Способность осмыслять, постигать содержание, значение, смысл чего-нибудь. 2. То или иное толкование чего-нибудь (текста, поведения, сновидений и т.д.). В этом смысле возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное понимание. 3. Когнитивный процесс постижения содержания, смысла; этот процесс может быть успешным или безуспешным, самостоятельным или несамостоятельным, быстрым или медленным, произвольным и осознанным или же непроизвольным и интуитивным.

    // "Психологическая наука и образование", 1997. № 3

    Http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1029&binn_rubrik_pl_articles=121

  15. + - Размышления о душе и ее воспитании

    Http://telesnost.ru/omega/psihologiya/razmyshleniya_o_dushe_i_ee_vospitanii.htm

  16. + - Участность в бытии[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.auditorium.ru/books/974/

  17. + - Человек в пространстве времен

    Http://www.rl-online.ru/articles/3-02/140.html

  18. + - Человек развивающийся. Очерки Российской психологии

    В учебнике предпринята попытка восстановления психологии в роли и функции неотъемлемой части культуры и цивилизации, придания ей статуса профессии, а не узкой специальности, которой она стала в советское время. Учебник представляет собой опыт, направленный на расширение профессионального сознания психологов. Поэтому его центром стали культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности, обогащенные традициями Серебряного века российской культуры. Он предназначен для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей философских и психологических факультетов университетов и может быть полезен при подготовке к курсам «Психология развития», «Общая психология», «История и методология психологии», «Мышление и искусственный интеллект».

    Http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=1492 http://tipa-biblioteka.narod.ru/chelrazv.zip

Окончил отделение психологии МГУ (1953). Кандидат психологических наук (1957). Доктор психологических наук (1967), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (1992), вице-президент Общества психологов СССР (1968-1983), заместитель председателя Центра наук о человеке при президиуме АН СССР (с 1989), почетный член Американской академии искусств и наук (1989). Профессор Самарского государственного педагогического университета. Член редколлегии научного журнала «Вопросы психологии».

Педагогическая работа в МГУ (1960-1982). Организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1970 г.). Заведующий отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969-1984). Заведующий кафедрой эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (с 1984 г.), профессор Самарского Государственного педагогического университета. Под его руководством защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

Научная деятельность

Экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и информационную подготовку решений. Представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Разработал функциональную модель структуры предметного действия человека. Развил учение о сознании как функциональном органе индивида. Его труды внесли существенный вклад в дело гуманизации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманизацию системы образования.

Основные научные труды

  • Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева)
  • Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков),
  • Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997.
  • Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. (ред.) (2003). Большой психологический словарь (idem )
  • Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (в соавт.).
  • Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (в соавт.),
  • Проблема объективного метода в психологии// Вопросы философии, 1977. № 7 (соавт. М. К. Мамардашвили).
  • Живое знание. Психологическая педагогика. Самара. 1997.
  • Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов. М., 1998 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980 (в соавт.).

Работы по истории психологии

  • Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3. - С. 151-169.
  • Зинченко, В. П. (1995).Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца), Вопросы психологии, 1995, № 5
  • Зинченко В. П. (2000). Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (К 125-летию со дня рождения Ухтомского) (idem ). Вопросы психологии, 2000, № 4, 79-97
  • Зинченко В. П. (1997). Участность в бытии (К 95-летию со дня рождения А. Р. Лурия). Вопросы психологии, 1997, № 5, 72-78.
  • Зинченко, В. П. (1993). Культурно-историческая психология: опыт амплификации. Вопросы психологии, 1993, № 4.
  • Зинченко, В. П. (2006). Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): скачать doc /zip
  • Зинченко В. П. Слово о С. Л. Рубинштейне (К 110-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна), Вопросы психологии, 1999, № 5
  • Зинченко В. П. (2002). «Да, очень противоречивая фигура…». Интервью с В. П. Зинченко 19 ноября 2002 года.
  • Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994 (соавт. Е. Б. Моргунов).
  • Зинченко В. П. (1993).

Зинченко Владимир Петрович - выдающийся российский психолог, один из создателей инженерной психологии и эргономики в России.

Родился 10 августа 1931 в Харькове. Представитель семейной династии психологов (отец - Пётр Иванович Зинченко, сестра - Татьяна Петровна Зинченко, сын - Александр Владимирович Зинченко).

Окончил отделение психологии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (1953). Кандидат психологических наук (1957), тема диссертации «Некоторые особенности движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков» (научный руководитель проф. ). Доктор психологических наук (1966), тема диссертации: «Восприятие и действие». Профессор (1969). Академик Российской Академии Образования (1992). Академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1991-1998). Почетный член Американской академии искусств и наук (1989). Почётный доктор Тартуского университета (2011). Главный редактор международного научного журнала «Культурно-историческая психология»; член редколлегии научных журналов «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Человек».

Создал факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и был её заведующим (1970-1982). Организовал и возглавлял лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической аппаратуры (1961-1969). Заведовал отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969-1984). Создал кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984 - 2001). Создал и возглавлял кафедру психологии в Государственном Университете природы, общества и человека «Дубна» (1998-2013). Ординарный профессор факультета психологии ГУ ВШЭ (2004-2014). Под руководством В.П. Зинченко защищено более 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Области научных интересов

Общая психология; теория и методология психологии; психическое и духовное развитие человека; психологическая педагогика и развивающее обучение; культурно-историческая психология; психология сознания; возрастная психология; экспериментальная психология; когнитивная психология; инженерная психология и эргономика.

Научная деятельность

В.П.Зинченко исследовал онтогенез восприятия и разработал совместно с А.В.Запорожцем концепцию перцептивных действий, на основании которой был проведен цикл экспериментальных исследований зрелых форм перцепции, формирования зрительного образа, роли моторных компонентов в восприятии, восприятия как перцептивной деятельности. Дальнейшие исследования движений и действий нашли отражение в разработанной им модели предметного действия. Исследования в области когнитивной и инженерной психологии включали работы по зрительной кратковременной памяти, визуальному и творческому мышлению. Его труды способствовали созданию гуманистически ориентированной психологии и эргономики. В последние годы В.П.Зинченко активно развивал идеи культурно-исторической психологии, сформулировал положение о сознании как функциональном органе индивида, разрабатывал проблемы психологии доверия и психологии понимания, духовного развития, развивающего образования, психологической педагогики, поэтической антропологии и органической психологии, сознания и творчества.

Педагогическая деятельность

В.П.Зинченко вел большую педагогическую работу, читал в ряде высших учебных заведений курсы лекций по общей психологии, инженерной психологии и эргономике, методологии психологии.

Публикации

  • Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (соавт. Н.Ю. Вергилес).
  • Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (соавт. Б.М. Величковский, А.Р. Лурия).
  • Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков).
  • Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии, 1977, № 7 (соавт. М.К. Мамардашвили).
  • Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Функциональная структура зрительной памяти. М.: МГУ, 1980 (соавт. Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич).
  • Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева).
  • Живое знание. Психологическая педагогика. Самара: СПГУ, 1998.
  • Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997.
  • Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник. М.: Логос, 2001 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Большой психологический словарь (ред.). СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2003, 2008 (соред. Б.Г. Мещеряков).
  • Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1995 (соавт. Е.Б. Моргунов).
  • Мысль и слово Густава Шпета (возвращение из изгнания). М.: РОУ, 2000.
  • Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010.
  • Мои учителя и заслуженные собеседники // Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию В.П. Зинченко. Раздел III. М.: РОССПЭН, 2011.

Зинченко Владимир Петрович (10 августа 1931, Харьков — 6 февраля 2014, Москва) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО.

Родился семье психологов. В 1948 году поступил в МГУ на отделение психологии. После окончания университета (1953) занимался изучением развития восприятия у детей. 1957 г. - кандидат психологии; 1966 г. - доктор; 1969 г. - профессор.

В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984). Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором - организатором Института человека РАН.

Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Владимир Петрович - Зинченко - автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.

Зинченко Владимир Петрович является действительным членом РАО (Российская Академия Образования), заведующим кафедрой эргономики МИРЭА, профессором Самарского государственного педагогического университета, почетным членом Американской академии искусств и наук.

Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

Книги (9)

В учебнике предпринята попытка восстановления психологии в роли и функции неотъемлемой части культуры и цивилизации, придания ей статуса профессии, а не узкой специальности, которой она стала в советское время.

Учебник представляет собой опыт, направленный на расширение профессионального сознания психологов. Поэтому его центром стали культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности, обогащенные традициями Серебряного века российской культуры.