Выносить сор из избы. Примеры предложений с паронимом - бывший

«Воспоминание и я — одно и то же», — на­писал Жуковский в одном из своих писем. Для поэта воспоминание — это «память сердца», «чув­ство прошедшей жизни». Что волнует его в стихо­творении «Песня»? Что особенно дорого поэту в минувшем? Какие синонимы использует Жу­ковский, воссоздавая в своей памяти картину бы­лого?

В стихотворении «Песня» мы видим, что поэта более всего волнует «минувших дней воспоминанье», стремление воскре­сить то, что уже безвозвратно ушло и жи­вет только в его сердце. Ряд синонимов подтверждает неосуществимость этой мечты: воспоминанье, привет быва­лый, мечта увядшая, минувшие ле­та, милая старина.

Почему поэт назвал свое стихотворение «Песня»? В чем вы видите его музыкальность? Об­ратите внимание на звукопись стихотворения, повторы, синтаксис.

Можно предположить, что поэт воспе­вает любимые минуты прошлого, и слово песня точнее всего отвечает этому жела­нию. Эта благодарная песнь во славу того, что уже было, своеобразный гимн было­му — действительно, торжественная пес­ня, насыщенная и звуковыми повторами, и повторами однокоренных слов: взор — зримо — незримое — узреть — уз­рит. Читая стихотворение, мы перехо­дим от одного вопроса к другому: из деся­ти предложений стихотворения только два не вопросительные. Так, песня-воспо­минание пробуждает у читателя желание вспомнить ушедшее, вернуться к счастли­вым воспоминаниям.

Почему слова «прежде», «живи», «будь», «один» выделены курсивом?

Слова прежде, живи, будь, один вы­деляются, очевидно, для того, чтобы обо­значить ту логическую цепочку, в кото­рую выстраиваются мысли и чувства авто­ра, продолжающего свою жизнь в одино­честве.


На этой странице искали:

  • почему поэт назвал свое стихотворение песня
  • отдельные слова выделены жуковским курсивом на что поэт таким образом
  • отдельные слова выделены жуковским курсивом
  • воспоминание и я одно и то же

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА

Кафедра экономики и управления


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

по курсу "Русский язык и культура речи"


студента 1 курса 5 вариант

Ф. И.О. студента:

Преподаватель:


Москва 2010 г.


Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: "Что такое чистота речи?"

Чистота речи обеспечивается исключением языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности. Чистота речи предполагает последовательное соблюдение стилистических и этических норм.

Необходимость внимательного отношения к чистоте речи в языке средств массовой информации объясняется тем огромным влиянием, которое оказывает печатное, и тем более произнесённое с телеэкрана слово на массовую аудиторию. Публицистическая речь формирует речевую культуру всего общества.

Неточное восприятие аудиторией употребляемых в средствах массовой информации слов может порождать в общественном сознании искажённые представления об окружающей экономической и политической реальности. Неточность понимания делает невозможным разумный диалог в обществе. Такая ситуация требует от тех, кто обращается к широкой общественности, позаботиться о понятности своей речи.

В речи воспитанного человека не должно быть следующих групп слов.

1) Диалектизмы - слова диалектов, которые известны только немногим людям, проживающим на данной территории: зелье, намеднись, приключилось, запужала, земля пахать, картошка сажать, к сестры, у вдове и т.д.

2) Жаргонизмы - слова искусственного языка, понятного лишь определенному кругу людей, связанных между собой общими целями и интересами. Возникают в замкнутых группах (учащиеся, студенты, армия). Жаргонизмы - это искусственные слова, все они имеют синонимы в литературном языке: бабки = деньги, клевый = хороший, шузы = ботинки, тачка = такси и т.д.

3) Канцеляризмы - слова и обороты, взятые из официально-делового стиля и перенесенные в другие стили (разговорный, публицистический, художественный). В официально-деловом стиле есть готовые обороты, которые помогают облегчить деловое общение: человеку не нужно всякий раз изобретать, придумывать форму документа - он берет уже имеющиеся "заготовки" и использует их: "прийти к соглашению", "во избежание", "за неимением", "ввиду отсутствия", "учитывать вышеизложенное" и др. Если эти слова попадают в разговорную речь, публицистический стиль, художественное произведение - они становятся сорняками. Яркие примеры неуместного употребления канцеляризмов приводит К.И. Чуковский:

Ты по какому вопросу плачешь? - проявил участие молодой мужчина, обращаясь к пятилетней девочке.

У нас в поселке очень красиво, сразу за домами - зеленый массив. В зеленом массиве много грибов, - сказала дама, желая щегольнуть "культурностью" своего языка.

Человек, желающий высказаться “покультурнее”, не решается назвать шапку шапкой, а пиджак пиджаком. И произносит вместо этого “головной убор” и “верхняя одежда”. Людям, лишенным чувства стиля, с неразвитым языковым чутьем, кажется, что "головной убор", "зеленый массив", "конфликтовать", "аннулировать" - эти слова лучше, красивее, чем обычные "лес", "шапка", "невыгодно", "не знаю". Вместо того чтобы сказать нельзя, невозможно, журналист говорит, не представляется возможным, вместо того, чтобы сказать плохие - оставляют желать лучшего,

4) Слова-сорняки - это слова значит, так сказать, итак, понимаете, в принципе, собственно говоря, видите ли, понятно и т.п. Слова-сорняки не выражают никакого смысла, а просто засоряют речь, отвлекают внимание и утомляют. В последнее время часто стали употреблять слово "как бы". Как бы - это союз, который означает, что говорящий сомневается в достоверности чего-либо. Слова-сорняки появляются бессознательно, из-за волнения, неумения мыслить и сразу же излагать свои мысли, из-за неумения подбирать нужные слова.

5) В речи не должно быть также грубо просторечных и нецензурных слов.

Просторечная лексика подразделяется на собственно просторечную (дивчина, жратва, жмот, клепать = клеветать, мосол = кость), которая снабжается в словарях пометами "прост.", и грубо-просторечную, вульгарную, бранную (морда, рожа, жрать, сдохнуть, ихний, магазин), употребление которой в речи недопустимо, она снабжается в словарях пометами "грубо-прост.", "вульг.", "бран.".

Что касается мата, то в какой-то степени нецензурные слова неискоренимы, так как помогают избавиться от стресса, сделать внутреннее напряжение внешним. Но такие слова, которые используются в экстремальных стрессовых ситуациях, не могут распространяться на все ситуации общения (от бытового до официально-делового и дипломатического). Страшно то, что грубые слова уже не режут слух, становятся нейтральными, обычными. Нужно помнить, что мышление человека, говорящего на мате, примитивно.

Таким образом, главные опасности для чистоты речи - это бюрократизация языка и натиск канцелярского стиля, наплыв заимствований, жаргонизация и вульгаризация общения.

Задание 2. Поставьте ударение в словах.

Одновре́менно, прида́ное, приуро́чивать, сли́вовый, согляда́тай, та́инство, тамо́жня, то́тчас, упро́чение, фено́мен, хозя́ева, чо́порный, экспе́рт, хода́тайство.

Задание 3. Дайте определения словам. Ударение обозначается жирным шрифтом.

Клу бы-сообщество людей с едиными интересами, объединённое в организацию или ассоциацию клубы- летящая масса дыма, пыли. Кре дит-правая сторона бухгалтерского счёта, символизирующая пассивы предприятия. Креди т - (лат. creditum - заём от лат. credere - доверять) - экономические отношения между кредитором и заёмщиком по поводу передачи временно свободной денежной суммы (стоимости) на принципах возвратности, срочности, платности, ло скут-остатки в некоторых производствах. Лоску́ т-отрывок или отрезок (материи, бумаги, кожи, - не целый кусок или лист)

Задание 4. Исправьте ошибки в предложениях, заменив неверно употребленные слова.

1. А для кого-то унынье (уныние) - это вся жизнь.

2. Он не раз признавался, что юридическая карьера начинает ему прискучивать. (надоедать)

3. Учитель выставляет нам оценки по поведению и хотению (желанию) работать.

4. Прививайтесь от экзотических болезней.

5. Она была очень эффективной (результативной) женщиной.

Задание 5. Выберите подходящее по смыслу слово.

1. Студент надел новое пальто.

2. Вашему вниманию представляется доклад о новых законах.

3. Его объяснение было очень доходчивым.

4. Командировочные документы были уже готовы.

5. Мне купили новые масляные краски.

Задание 6. Исправьте предложения, используя синонимы.

1. Он всего лишь описал случай, который случился (произошел) с ним.

2. В школе необходимо поурочное планирование уроков (занятий).

3. Когда выступающий (докладчик) выступал, все внимательно слушали.

4. Новая (вышедшая) программа ежемесячно знакомит нас с новинками литературы.

5. Мы стремились проанализировать характер Теплякова - характерный (свойственный) для людей его поколения.

Задание 7. Объясните значение слов.

Протекция - (от лат. protectio - защита - покровительство), влиятельная поддержка кого-либо в устройстве его дел. Обструкция - (от лат. obstructio - преграда - помеха), намеренный срыв (какого-либо заседания, собрания) как вид протеста, прием борьбы (главным образом парламентской); действия, демонстративно направленные на срыв чего-либо. Стереотип, сложившийся под воздействием тех или иных обстоятельств и ставший устойчивым характер поведения, реакции, образ социального объекта. Номинальный - Номинальная цена. Номинальная стоимость. Только называющийся, не выполняющий своего назначения или обязанностей, фиктивный (книжн.), Эквивалентный - [латин. aequivalens] (книжн.).

Равнозначный, равносильный, всецело заменяющий что-нибудь в каком-нибудь отношении. Эти величины эквивалентны.Э. вес (хим.). Эквивалентные уравнения (мат.). Зондировать - Исследовать какую-нибудь внутреннюю полость, канал зондом (см. зонд; мед.).2. перен. Предварительно разведывать, разузнавать, нащупывать (книжн., газет.)

Задание 8. Объясните значение выражений.

Голова идет кругом 1. Кто-либо испытывает головокружение (от усталости, переутомления и т.п.).

2. Кто-либо теряет способность ясно соображать от множества дел, забот, переживаний и т.п., Дело в шляпе - удача уже почти в кармане, успех гарантирован. Видать виды - о вещах: изношенное, обтрепанное; о людях: многоопытный, бывалый, зрелый, опытный. Лебединая песня - как синоним шедевра, вершины творчества или иного яркого, значимого для человека поступка, совершенного им в конце своей профессиональной карьеры. Держать ушки на макушке - внимательно прислушиваться, быть настороже, начеку.

Задание 9. Исправьте ошибки, связанные с определением рода существительных.

Патентное бюро, зеленое кашпо, грубая (ый) забияка, странное пари, завлекательное меню.

Задание 10. Просклоняйте сочетания числительных с существительными. Числительные запишите прописью.

7845 жителей, полторы минуты, оба сотрудника.

И. Семь тысяч восемьсот сорок пять жителей

Р. Семи тысяч восьмисот сорока пяти жителей

Д. Семи тысячам восьмистам сорока пяти жителям

В. Семь тысяч восемьсот сорок пять жителей

Т. Семью тысячами восемьюстами сорока пятью жителями

П. Семи тысячах восьмистах сорока пяти жителях

И.Полторы минуты

Р.Полутора минут

Д. Полутора минутам

В.Полторы минуты

Т.Полутора минутами

П.Полутора минутах

И. Оба сотрудника

Р. Обоих сотрудников

Д. Обоим сотрудникам

В. Оба сотрудника

Т. Обоими сотрудниками

П. Обоих сотрудниках

Задание 11. Исправьте ошибки согласования в предложениях.

1. Студенчество благодарно преподавателям за учебу.

2. Прошли сотни лет.

3. Тридцать один студент получил отличные оценки.

4. Четыре новых автомобиля сошли с конвейера.

5. Журнал "Работница" вышел в этом месяце.

Задание 12. Исправьте ошибки управления в предложениях.

1. Уделите внимание здоровью.

2. Заведующий детской больницей встретит нас в своем кабинете.

3. Все эти мероприятия рассчитли на благо природе.

4. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание рубрике "Культура".

5. Для абитуриента, желающем учиться в этом институте, надо (будет) знать и английский язык.

Задание 13. Исправьте предложения, в которых есть ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1. После встречи с Хлебниковым в душе Ромашова наступил перелом.

2. Сергей Эфрон, вернувшись на Родину, был арестован и убит.

3. Когда я проезжал мимо станции, у меня слетела шляпа.

4. Во время чтения книги мне сразу понравился герой.

5. Что случилось в Междуречье, что превратило Вавилон в руины (когда Вавилон был превращен в руины)?


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

У некоторых слов и выражений, которые мы используем в нашей речи ежедневно, потрясающая история, о которой мы даже не догадываемся. Одни слова приходят к нам из других языков, меняя по пути своё значение, другие складываются из необычных и странных комбинаций, третьи рождаются с историей и остаются в ней навсегда:

1. «Прошляпить»

Собственно говоря, ни к шляпам, ни к каким другим головным уборам это жаргонное слово, как и выражение «Эй ты, шляпа!», не имеет. Оно было позаимствовано из идиша и представляет собой исковерканную форму немецкого глагола «schlafen» – «спать». А «шляпа», соответственно – «соня, раззява». «Прошляпить» – «проспать, прозевать».

2. «Ерунда»

Для семинаристов латинская грамматика всегда была головной болью номер один. Одним из его камней преткновения был герундий – отглагольное существительное, которого нет в русском языке. Правильное использование этой части речи в языке требовало такого количества правил, что семинаристы стали называть «ерундой» любую нудную, неинтересную и непонятную чушь.

3. «Метать бисер перед свиньями»

Сама идея метания разноцветных стекляшек перед свиньями действительно бессмысленна по своей природе до предела. Считается, что она взята из Библии, но ни о каком бисере в те времена знать не могли – там упоминаются люди, бросавшие драгоценный жемчуг в кормушку свиньям. Со временем начали различать несколько его сортов: «перл», «бисер» и собственно «жемчуг». А лишь много веков спустя промышленность начала штамповать копеечные стеклянные шарики, дав им громкое и красивое название «бисер».

4. «Последнее китайское предупреждение»

Если вы родились до 1960 года, то и сами прекрасно помните историю этого выражения, потому что такое не забывается никогда. Следующие поколения уже не застали противостояния США и Китая в 50–60-х годах XX века. Дело обстояло так: в 1958 году Китай возмутился тем, что военные силы США поддерживают независимость острова Тайвань и опубликовал гневное послание с громким названием «Последнее предупреждение». Весь мир вздрогнул от ужаса в ожидании третьей мировой войны. Но ничего не произошло, и когда Китай публиковал уже трёхсотое послание с таким же названием, весь мир уже заливался от хохота. Китай явно уступал США и ничем не мог противостоять им, а Тайвань так и остался независимой территорией.

5. «Ни на йоту»

Йота - одна из букв греческого алфавита, которым обозначали звук [и]. На письме её изображали в виде крошечной черточки, а ленивые переписчики просто выбрасывали её из текста, так как и без чёрточек всегда было прекрасно понятно, о чём идёт речь. Так же, как и точки в современной букве «ё». Фраза приписывается Иисусу Христу, который обещал, что Закон не изменится «ни на йоту».

6. «Дело пахнет керосином»

Можно было бы предположить, что фраза принадлежит какому-то пожарному, который понял причину поджога. Но не тут-то было! В 1924 году журналист Михаил Кольцов опубликовал очерк «Всё в порядке», в котором строго осудил действия американских нефтяных магнатов, раздающих направо и налево взятки, которые «пахнут керосином».

7. «Жив, курилка!»

Это довольно известное выражение вовсе не принадлежит Пушкину, как полагают многие. Это фраза из детской игры «Курилка», прообраз игры в фанты или «на желание». Её суть сводилась к тому, что дети в кругу быстро передавали друг другу горящую лучину и приговаривали «Жив, жив курилка!» Тот, у кого в руках лучина потухала, должен был выполнить какое-то задание, обычно забавное, глупое или в чём-то даже небезопасное.

8. «Танцевать от печки» или просто «от печки»

Печальный пример того, как от целого писателя остались только три слова. Такова цена быть современником Толстого и Достоевского, которые затмили своим талантом всех. Эта участь постигла и Василия Слепцова, довольно хорошего писателя, из чьего романа «Хороший человек» в памяти осталось только то, что его героя в детстве мучили уроками танцев – ставили к печке и заставляли идти танцевальным шагом через зал. А если он делал ошибки или ходил не так, опять заставляли «танцевать от печки».

9. «Филькина грамота»

В отличие от Кузьки и его матери из идиомы «Кузькина мать», Филька – вполне реальная личность. Это глава православной церкви, митрополит Московский Филипп Второй, живший при Иване Васильевиче Грозном. Ужаснувшись от злодеяний и кровавого режима царя, митрополит решил поведать народу правду и начал писать рассказы о пытках и мучениях, которые подозрительный правитель устраивал по малейшему поводу. Царь назвал его работу враньём и «Филькиной грамотой», а самого «Фильку» отправил в далёкий монастырь, где его сразу же убили подосланные наёмники.

10. «Богема»

Одно из понятий, получивших прямо противоположное значение. Творческая интеллигенция, красивая жизнь и прочий гламур никакого отношения к оригинальной богеме не имеет. Первоначальное значение слова, в котором его использовали парижане – это отсутствие работы, жилья, беспорядочный образ жизни, вечное пьянство, бардак и хлам. Вполне точно слову «богемиан» соответствует понятие «цыганский», а на русский язык «богема» переводится как «цыганщина».

11. «Кретин»

Бывают случаи, когда слова получают вполне неожиданные определения и складываются в самые странные комбинации. Так, жил на свете доктор Кретьен (производное от слова «христианин» на французском), и именно он первым поставил диагноз «синдром врожденной недостаточности щитовидной железы». По традиции болезнь назвали фамилией учёного – «кретинизмом», а больных, соответственно, кретинами.

12. «Страдать хернёй»

Выражение напрямую связано с буквой «хер» – обычной буквой «х» в церковнославянском алфавите. Такое же название имел и любой крестик в форме буквы «х», которым вычеркивались ненужные места в тексте. Это называлось «похерить». А когда старый алфавит с буквой «хер» вышел из использования, оно стало казаться менее пристойным и со временем слилось со схожим выражением «страдать хернёй». «Hernia» по-латыни – это «грыжа», и чаще всего именно такой диагноз военные врачи ставили детям обеспеченных граждан, которые не испытывали желания служить в армии. Каждый седьмой призывник в конце XIX века исправно «страдал хернёй» – незажиточным людям «херня» чаще всего была не по карману, поэтому именно они пополняли ряды армии.

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ БЫВАЛЫЙ - БЫВШИЙ - БЫЛОЙ

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов бывалый - бывший - былой

2.Примеры словосочетаний с паронимом бывалый

3.Примеры предложений с паронимом бывалый

4.Примеры словосочетаний с паронимом бывший

5.Примеры предложений с паронимом бывший

6.Примеры словосочетаний с паронимом былой

7.Примеры предложений с паронимом былой

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ БЫВАЛЫЙ - БЫВШИЙ - БЫЛОЙ

БЫВАЛЫЙ - 1. Привычный, случавшийся прежде.

2. Сведущий, опытный, много видавший и испытавший, с богатым жизненным опытом.

3.(устар .) Прежний, прошедший, былой.
БЫВШИЙ - 1. (причастие) . Такой, который был, присутствовал где-либо.

2. (прилаг .)Существовавший ранее.

3. (прилаг .) Переставший занимать должность, положение.
БЫЛОЙ — минувший, прошлый, прежний.

Прилагательное бывший сочетается лишь с существительными конкретными, одушевленными и неодушевленными. Бывший - это такой, который со временем изменил своё качество (положение, назначение, роль, функцию и т.п.)

Прилагательное былой используется при определении того, что было в прошлом, что прошло, и сочетается, как правило, с существительным отвлеченным.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - БЫВАЛЫЙ

1)бывалый человек

2)бывалый путешественник

3)бывалый воин

4)бывалый солдат

5)бывалые туристы

6)бывалый охотник

7)бывалый стрелок

8)бывалый парень

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - БЫВАЛЫЙ

1)Желал я душу освежить,

Бывалой жизнию пожить

В забвенье сладком близ друзей

Минувшей юности моей. (А.С.Пушкин. Желал я душу освежить)

2) В бывалые годы я тоже недурно проводил время. (М.Е.Салтыков-Щедрин. Невинные рассказы)

3) Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые . (А.С.Пушкин. Кирджали)

4) Но я хвалить тебя не смею, право;

Я потерял бывалые права. (И.С.Тургенев. Параша)

5) Мы люди бывалые !

6) Он человек бывалый .

7) Дело бывалое !

8) Это дело бывалое .

9) Бывалое - то, что было прежде.

10) Не спрашивай у старого, спрашивай у бывалого (погов.).

11) Один бывалый семерых небывалых стоит. (Посл.)

12) Бывалые в людях говорят, а небывалые дома сидят. (Посл.)

13) Тёртый калач - опытный, бывалый и хитрый человек, которого трудно провести, обмануть.

14) Стреляный воробей - бывалый , опытный человек, которого трудно застать врасплох, уподобляется воробью , побывавшему в опасных для него ситуациях и выжившему в них.

15) Обстрелянный - побывавший в боях, имеющий боевой опыт.

(Разг.) Ко всему привыкший, бывалый .

16) Обстрелянная птица; обстрелянный волк - о бывалом , много испытавшем, пережившем человеке.

17) Видать виды (иноск. ) - о вещах : изношенное, обтрепанное; о людях : многоопытный, бывалый .

18) Тёртый (перен., разг.) - бывалый , опытный, много видевший и испытавший (о человеке).

19) [Товарищи Пилы и Сысойки] были люди уже бывалые , видали города, испытали бурлацкую жизнь, — словом, были люди тертые. (Решетников. Подлиповцы)

20) Душой общества являлся Ястребов, как бывалый и опытный человек, прошедший сквозь огонь, воду и медные трубы. (Д.Н.Мамин-Сибиряк)

21) В памяти его вставали неясные обрывки знаний, полученные отчасти из прочитанных книг, отчасти из разговоров с «бывалыми » людьми. (Н.П.Анненкова-Бернар. Сны)

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - БЫВШИЙ

1)бывший клуб

2)бывшая школа

3)бывшее имение

4)бывшая королевская резиденция

5)расположиться в бывшем монастыре

6)разместиться в здании бывшего дворца

7)бывшая роща

8)бывший профессор

9)бывший врач

10)бывший директор

11)бывший начальник

12)бывший заведующий

13)бывший руководитель

14)бывший староста

15)бывший коммунист

16)бывший комсомолец

17)бывший пионер

18)бывший чемпион

19)бывший военный

20)бывший танкист

21)бывший разведчик

22)бывший агент

23)бывший домовладелец

24)бывшая жена

25)бывший муж

26)бывшая супруга

27)бывший супруг

28)бывший министр

29)бывший великий князь

30)бывший главнокомандующий

31)бывший осведомитель

32)бывший наместник

33)бывший артист

34)бывший режиссер

35)бывшая балерина

36) бывший писатель

37)бывший художник

38)встреча с бывшими коллегами

39)бывший друг

40)бывшие одноклассники

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - БЫВШИЙ

1) Гараж устроен в помещении бывшего манежа.

2) Еловый островок закрывал черные камни русла бывшего водопада. (М.М. Пришвин)

3) Хозяин подвала, бывший актер, появлялся иногда в боковой дверце. (А. Н. Толстой)

4) Вел отряд осторожный Рой, бывший есаул, а сейчас начальник штаба. (Первенцев. Кочубей)

5) Бывшие люди - о людях деклассированных, опустившихся, а также о людях, утративших своё прежнее положение, свои корни.

6) Из бывших (разг., часто ирон.) - о людях, утративших своё привилегированное положение.

7) В горах есть бывший женский монастырь.

8)А.Н.Куропаткин (1848 - 1925) - бывший военный министр царской России.

9) После Февральской революции А.Н.Куропаткин получил отставку и поселился в своем бывшем имении в Псковской губернии, где и умер в январе 1925 года.

10) После расторжения брака один из бывших супругов в случаях, установленных ст. 90 СК РФ, вправе требовать в судебном порядке алименты на свое содержание от другого бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами.

11) То обстоятельство, что бывший супруг, требующий содержания, вступил в новый брак и соответственно у него имеется лицо, обязанное оказывать помощь и заботу, может быть подтверждено свидетельством о регистрации брака.

12) Тауэр - основанный при Вильгельме Завоевателе замок в Лондоне, бывший первоначально королевским жилищем и впоследствии расширенный.

13) Тауэр - громадная лондонская цитадель, бывшая некогда королевской резиденцией, государственным казначейством и политической тюрьмой; с 1820 года - арсенал.

14) Тауэр - старинный лондонский замок, бывший прежде местом жительства королей, затем тюрьмой для политических преступников; теперь превращен в арсенал.

15) Князь В. И. Шуйский, вступая на престол, заявляет о старшинстве своей линии перед линией великих князей московских. Княжата в ту пору составляли особый высший разряд в Московском государстве. В виде вотчин владели они остатками своих бывших уделов.

16) Историк В.О.Ключевский приводит любопытные примеры перемещения служилых людей, очевидно — бывших слуг удельного князя, из княжеской вотчины в другие места.

17) Бывший центральный район, где сохранились остатки исторических зданий, был затем восстановлен в современном стиле.

18) Из всех бывших колоний в составе Французской Экваториальной Африки Габон занимает последнее место по численности населения и первое - по площади лесов и запасам полезных ископаемых.

19) В начале 1980- х гг. после реставрации Эрмитажу был передан бывший Меньшиковский дворец на Васильевском острове.

20) Он [медведь] уже твердо знал, что люди, бывшие здесь вечером, уехали, но - странно! - чувство опасности не покидало его. (Ю.Казаков. Тедди)

21) И тут только увидел, что перед ним - Сапожков, Сергей Сергеевич, его бывший командир полка. (А.Н.Толстой. Хмурое утро)

22) - Я моряк, бывший , а моряки об этом не грустят. Правдивость люблю. (В.Лихоносов. Люблю тебя светло)

23) В углу комнаты бывший камин и бронзовые часы на нем. (В.А.Солоухин. Серебряный ковшик)

24) На местах бывших изб видны курганчики, заросшие бурьяном. (Г.Н.Троепольский. В камышах)

25) Бывшие люди - о людях деклассированных, опустившихся, а также о людях, утративших своё прежнее привилегированное положение.

26) За каменной высокой стеной находятся бывшие архиерейские палаты. (В.А.Солоухин. Владимирские просёлки)

27) Он недоверчиво взглянул на Гулию, захватил фонарь и вышел за бывшим охотником. (К.Г.Паустовский. Колхида)

6.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - БЫЛОЙ

1)былые годы

2)былой страх

3)былая сила

4)былая печаль

5)былая радость

6)былое восхищение

7)былое увлечение

8)былая слава

9)былые заслуги

10)былое величие

11)былое счастье

14)былая битва

15)былые времена

16)былая власть

17)былая гордость

18)былая независимость

19)былое могущество

20)былая мощь

21)былые взгляды

22)былые представления

23)былые дискуссии

24)былые споры

25)былое знакомство

26)былой расцвет города

27)вспоминать о былом

28)следы былой красоты

29)образы былого

7.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - БЫЛОЙ

1)Всё напоминает здесь былое .

2) — В былые годы вы умели лгать, но не ради таких мелочей! (А.П.Чехов. Ненужная победа)

3) В былые времена Елена Николаевна и тетя Поля были так неразлучны, что люди, заговаривая об одной, не могли не вспомнить о другой. (А.А.Фадеев. Молодая гвардия)

4) Но где взять былое счастье

И беспечность? (М.Ю.Лермонтов. Песня)

5) Приезжавшие из далеких стран люди смотрели на былую роскошь когда-то царившей здесь княжеской власти. (Н.С.Тихонов. Серый Хануман)

6) «Былое и думы» - название произведения А.И.Герцена, опубликованное в 1868 году.

7)Выдающийся успех первых отрывков из "Былого и дум" окрылил писателя. (В.Путинцев)

8) Как припомню я былое , то смелей гляжу вперед. (Д.Бедный)

9) Дедушка с бабушкой с печалью вспоминали о былом , как о невозвратном счастье. (Ф.В.Гладков. Повесть о детстве)

10) Предание - переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом , легенда.

11) Прошлое — родина души человека. Иногда нами овладевает тоска по чувствам, которые мы некогда испытывали. Даже тоска по былой скорби.
(Генрих Гейне)

12) Людей и народы заставляют делать выводы из былого ; между тем лишь то, что будет, что предстоит сделать сейчас, объяснит нам, что, собственно, было и какое имело значение. (Кароль Ижиковский)

13) Антропонимика может служить историческим источникам, помогая выяснить былой этнический состав и миграции населения, датировать и локализовать письменные памятники и т.д.

14) …Когда трепещут эти звуки

И дразнит ноющий смычок,

Слагая на коленях руки,

Сажусь в забытый уголок.

И, как зари румянец дальный

Иль дней былых немая речь,

Меня пленяет вихорь бальный

И шевелит мерцанье свеч.

О, как, ничем неукротимо,

Уносит к юности былой

Вблизи порхающее мимо

Круженье пары молодой! (А.А.Фет. Бал)

15) В драме Л.Н.Толстого «Живой труп» Федор Протасов рассказывает собеседнику о своей былой супружеской жизни.

16) Упадок - спад в развитии экономики; приведение хозяйства в состояние расстройства, разлада, дезорганизации; утрата былой экономической значимости в результате разорения, обнищания и т.п.

17) Идеология казацкого движения питалась памятью о былой независимости, сознанием этнической и бытовой обособленности Казаков, стихийным влечением разрешать насущные общественно политические вопросы самостоятельной казачьей волей.

18) Память о былой независимости сохранялась в преданиях.

19) Упрочив свое положение внутри страны, А.Гитлер принялся за возрождение былой военной мощи Германии.

20) Сила еще не ушла, но былой лихости в работе не стало. (Н.М.Грибачев. Кузница)

21) И битв былых слепым певцом,

Быть может, вдохновенно станет. (К.М.Симонов. Три брата)

22) И уходит Круглов во тьму,… вспоминая, воображая былую свою силу, власть, былую гордость и могущество. (Ю.П.Казаков. Старики)

23) В былые времена здесь царствовали ветряные мельницы. (В.М.Песков. Спасские соловьи)

24) Почти все полезные ископаемые… - это продукты былых биосфер. (Из периодики)

25) Если я в тебе принял участие и устроил на работу, так это в память былого знакомства с твоими родителями. (В.Панова. Времена года)

26) Изредка попадались изломанные зарядные ящики, разметанные стога прошлогоднего сена и ещё какой-то хлам - следы былых

Памятник

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный; Металлов тверже он и выше пирамид: Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит.

Так! Весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк помнить будет то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы 1 возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! Возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.


1 Фелица - героиня нравоучительной cKasKH^jjarnic. ___

Г.Р.Державин написал оду «Фелица», где в Йо^аёму^^^^йравёдливой цари­
цы предстала сама Екатерина П. I , . ,. s-y .ГСКОГО

„.„-г- « -а;-чсс:.ого колледжа


1. Прочитайте стихотворение Г.Р.Державина «Памятник». По­работайте с его лексикой, объясните значение слов и словосоче­таний: «от тлена убежав, по смерти станет жить», «доколь», «от Белых вод до Черных», «дерзнул», «чело».

2. К какому жанру лирики вы могли бы отнести это стихотворе­ние? Обоснуйте свой ответ.

3. Определите тему и идею этого стихотворения.

4. Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотво­рения? Кто он? Почему размышляет о своем бессмертии? В чем усматривает он бессмертие? Какие чувства он испытывает, огля­дываясь на пройденный путь? В чем видит свои заслуги?

5. К чему призывает поэт свою музу? Объясните строку «И пре­зрит кто тебя, сама тех презирай».

6. Как сочетаются в стихотворении разные стилистические пла­сты лексики? Какая лексика преобладает? Почему?

7. Охарактеризуйте эмоциональную окраску этого стихотворения. Как оно звучит? Прочитайте стихотворение выразительно. Объяс­ните, почему вы выбрали именно такие интонации, темп чтения.

*8. Это произведение является авторским переложением сти­хотворения «Exegi monumentum» античного поэта Горация, кото­рое в переводе с латинского начинается: «Воздвиг я памятник себе». Первый перевод этого стихотворения на русский язык сделал М. В. Ломоносов. Прочитайте его.

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон 1 согреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру: но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид 2 ,
Где Давнус 3 царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски 4
И первому звенеть Алцейской 5 лирой.
Взгордися праведной заслугой, Муза,
И увенчай главу дельфийским 6 лавром!
_________ __________________________________ (1747)



"Аквилон - в римской мифологии: могучий северо-восточный ветер. 2 Авфид, или Ауфид, - река в Южной Италии на родине Горация. 3 Давнус, или Давн, - легендарный царь Апулии, родины Горация. 4 Эолийцы - древнегреческое племя, давшее миру прославленных лириков. 5 Алкей - один из великих эолийских поэтов.

6 Дельфы - место в Греции, где находился храм бога Аполлона - покровителя искусства и, поэзии.


*9. Сопоставьте текст стихотворения Г.Р.Державина с перево­дом М. В.Ломоносова. В чем вы видите преемственность этих произ­ведений? В чем их различие? Можно ли считать, что стихотворение Державина тоже представляет собой перевод из Горация или это самостоятельное поэтическое произведение? Обоснуйте свой ответ.

**10. Обращение к стихотворению Горация и создание на его основе авторских интерпретаций стало своего рода традицией в русской поэзии. Прочитайте стихотворения А. С. Пушкина, А. А. Фе­та и В.Я.Брюсова.

Exegi monumentum

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.

Нет! Весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит - И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.



Веленью Божию, о Муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.

(А. С. Пушкин. 1836)

Воздвиг я памятник вечнее меди прочной И зданий царственных, превыше пирамид; Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный, Ни ряд бесчисленных годов не истребит.

Нет, я не весь умру, и жизни лучшей долей Избегну похорон, и славный мой венец Все будет зеленеть, доколе в Капитолий 1 С безмолвной девою верховный входит жрец.

Капитолий - холм, с которого, по преданию, началось строительство Рима

и на котором были расположены главные святилища Древнего Рима.

И скажут, что рожден, где Ауфид говорливый Стремительно бежит, где средь безводных стран С престола Давн судил народ трудолюбивый, Что из ничтожества был славой я избран,

(А. А. Фет. 1854) * * *

Вековечней воздвиг меди я памятник, Выше он пирамид царских строения, Ни снедающий дождь, как и бессильный ветр, Не разрушит его ввек, ни бесчисленных

Ряд идущих годов или бег времени. Нет, не весь я умру, большая часть моя Либитины 2 уйдет; славой посмертною Возрастать мне, пока по Капитолию

Жрец верховный ведет деву безмолвную. Буду назван, где мчит Авфрид неистовый И где бедный водой Давн был над сельскими Племенами царем, из ничего могущ.

Первым я перевел песни Эолии На италийский лад. Гордость заслуженно Утверди и мою голову дельфийским Благосклонно венчай лавром, Мельпомена.

(В.Я.Брюсов. 1918)

**11. Чей вариант, на ваш взгляд, ближе к переводу М.В.Ломо­носова, а чей к стихотворению Г.Р.Державина? Обоснуйте свои наблюдения.

**12. В каком из стихотворений, на ваш взгляд, наиболее ярко выражен лирический герой? Обоснуйте свой ответ.

** 13. Сопоставьте стихотворения Г. Р. Державина и А. С. Пушки­на. В чем видит залог бессмертия герой пушкинского стихотворе­ния? К чему он призывает свою музу?

*14. Как вы думаете, почему русские поэты разных эпох обра­щались к этому стихотворению?

**15. Сделайте вывод об идейно-художественных особенностях каждого из представленных переводов стихотворения Горация.

16. Обобщите свои выводы и наблюдения в виде письменного высказывания.

1 Мельпомена - в греческой мифологии муза трагедии. 2 Либитйна - в римской мифологии богиня похорон.


Вопросы и задания для сопоставительного анализа

Умирающий гладиатор

I see before me the Gladiator lie... Byron 1

Ликует буйный Рим... торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена:

А он - пронзенный в грудь, - безмолвно он лежит,

Во прахе и крови скользят его колена...

И молит жалости напрасно мутный взор:

Надменный временщик и льстец его сенатор

Венчают похвалой победу и позор...

Что знатным и толпе сраженный гладиатор?

Он презрен и забыт... освистанный актер.

И кровь его течет - последние мгновенья Мелькают, - близок час... Вот луч воображенья Сверкнул в его душе... пред ним шумит Дунай... И родина цветет... свободной жизни край; Он видит круг семьи, оставленной для брани, Отца, простершего немеющие длани, Зовущего к себе опору дряхлых дней... Детей играющих - возлюбленных детей. Все ждут его назад с добычею и славой... Напрасно - жалкий раб, - он пал, как зверь лесной, Бесчувственной толпы минутного забавой... Прости, развратный Рим, - прости, о край родной...

Не так ли ты, о европейский мир, Когда-то пламенных мечтателей кумир, К могиле клонишься бесславной головою, Измученный в борьбе сомнений и страстей, Без веры, без надежд - игралище детей, Осмеянный ликующей толпою!

И пред кончиною ты взоры обратил С глубоким вздохом сожаленья На юность светлую, исполненную сил, Которую давно для язвы просвещенья, Для гордой роскоши беспечно ты забыл:

Я вижу перед собой лежащего гладиатора... Байрон (англ.)


Стараясь заглушить последние страданья, Ты жадно слушаешь и песни старины, И рыцарских времен волшебные преданья - Насмешливых льстецов несбыточные сны.

(Перевод М.Ю.Лермонтова)

Я зрю бойца. Поверженный во прах,

На длань склонен, бестрепетен лицом,

С решимостью в тускнеющих очах -

Упорное борение с концом:

Уже к земле он близится челом,

Сквозь раненый полуотверстый бок -

Последняя кровь капает дождем -

И вот под ним пошел кругом песок, -

Он гибнет, прежде чем плесканий гром замолк.

Рассеянно внимая плескам сим, Далеко был он взором и душой. Награда, жизнь теряемая им, Ему ничто; он видеть мнил родной Дуная брег, там свой шалаш простой, Жену, детей, - меж тем, как пленный он Зарезан здесь для прихоти чужой! Мысль тяжела! умрет ли не отмщен... Явитесь, готы!.. Рим отднесь вам обречен.

(Перевод В. И. Щастного)

Гладиатор

Я вижу: пал борец, противником сраженный;

Уж смерть кладет печать на бледное чело,

Уж выскользнул из рук кинжал окровавленный,

И ноги муками предсмертными свело;

Поникнул он своей тяжелой головою,

И стонет, тусклый взор к тиранам возводя,

Из раны кровь бежит багровою струею

И каплет каплями осеннего дождя;

Арена пестрая вокруг него вертится;

Он умер - а толпа шумит и веселится...

Он слышал крики их, но духом не смутился,

Награды не хотел от злобных палачей,

Но сердцем к берегам Дунайским уносился,

Где бросил он жену и маленьких детей;

Где все, что было им так пламенно любимо,

Где молодость свою он резвую провел...

Теперь, отец семьи, на шумных играх Рима,


На мерзостном пиру, зарезан точно вол! Ужели умер он, богами не отмщенный? Чу! Вандалы идут толпой ожесточенной!..

(Перевод Н.В.Берга)

Сраженный гладиатор предо мной. Он оперся на локоть. Мутным оком Глядит он вдаль, еще борясь с судьбой, Сжимая меч в бессилии жестоком. Слабея, каплет вязким черным соком, Подобно первым каплям грозовым, Из раны кровь. Уж он в краю далеком. Уж он не раб. В тумане цирк пред ним, Он слышит, как вопит и рукоплещет Рим, -

Не все ль равно! И смерть, и эти крики -

Все так ничтожно. Он в родном краю.

Вот отчий дом в объятьях повилики,

Шумит Дунай. Он видит всю семью,

Играющих детей, жену свою.

А он, отец их, пал под свист презренья,

Приконченный в бессмысленном бою!

Уходит кровь, уходят в ночь виденья...

О, скоро ль он придет, ваш, готы, праздник мщенья!

(Перевод В.В.Левика)

1. Прочитайте переводы стихотворения Дж. Г. Байрона «Умира­ющий гладиатор», сделанные М. Ю. Лермонтовым, В. И. Щастным, Н.В.Бергом, В.В.Левиком. Объясните смысл слов и выражений «буйный Рим», «надменный временщик и льстец его сенатор», «немеющие длани», «развратный Рим», «бестрепетен лицом», «ван­далы», «готы», «праздник мщенья».

2. Как вы думаете, почему Дж. Г. Байрон обращается к римской истории? Какую смысловую нагрузку имеют в стихотворении об­разы Рима и умирающего гладиатора?

3. Какие характерные для поэзии Дж. Г. Байрона темы и мотивы звучат в этом стихотворении?

4. Можно ли утверждать, что во всех переводах звучит общая идея стихотворения? Если да, то сформулируйте ее.

5. Как характеризуются во всех переводах Рим и его жители? Процитируйте текст.

6. Зачем поэт обращается к предсмертным видениям гладиато­ра? Какой эффект этим достигается? В каком из переводов, на ваш взгляд, образ гладиатора наиболее индивидуализирован, конкре­тен? Докажите свое мнение текстом.

7. Сравните последние строю! стихотворений. Какой мотив в них звучит? Как вы думаете, почему в переводе М. Ю.Лермонтова последние строки отличаются от оригинала и других переводов?

8. Какие художественные приемы используют все переводчики этого стихотворения? Найдите в текстах примеры использования эпитетов, сравнений, антитезы. Объясните, какой эффект дости­гается использованием этих средств.

9. Как вы думаете, почему это стихотворение привлекало вни­мание русских поэтов-переводчиков?

10. Какой перевод, на ваш взгляд, наиболее эмоционален? Как достигается эмоциональность? Какой перевод наиболее эпичен? Почему?

11. Какой перевод вам больше понравился? Почему?

12. Сделайте вывод об идейно-художественных особенностях каждого перевода.

13. Обобщите свои выводы и наблюдения в виде письменного высказывания.

Вопросы и задания для анализа стихотворения В.А.Жуковского «Песня»

Песня

Минувших дней очарованье, Зачем опять воскресло ты? Кто разбудил воспоминанье И замолчавшие мечты? Шепнул душе привет бывалый; Душе блеснул знакомый взор; И зримо ей в минуту стало Незримое с давнишних пор.

О милый гость, святое Прежде, Зачем в мою теснишься грудь? Могу ль сказать: живи надежде? Скажу ль тому, что было: будь! Могу ль узреть во блеске новом Мечты увядшей красоту? Могу ль опять одеть покровом Знакомой жизни наготу?

Зачем душа в тот край стремится, Где были дни, каких уж нет? Пустынный край не населится,


Не узрит он минувших лет;

Там есть один жилец безгласный,

Свидетель милой старины;

Там вместе с ним все дни прекрасны

В единый гроб положены.

1. Прочитайте стихотворение «Песня». Объясните смысл слов и выражений: «привет бывалый», «зримо... стало», «незримое с дав­нишних пор», «святое Прежде», «в мою теснишься грудь», «уз­реть», «одеть покровом знакомой жизни наготу».

2. Какой смысл, на ваш взгляд, вкладывает поэт в такие слова, как «незримое», «гость», «Прежде», «будь», «старина»? Какие эпи­теты использует поэт?

3. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения. Имеет ли он черты романтического героя? Какие?

4. Можно ли говорить о том, что лирический сюжет этого сти­хотворения - воспоминания? Если да, то о чем вспоминает герой и какие чувства рождает в нем это воспоминание?

5. Найдите в стихотворении характерные для романтической лирики темы и мотивы. Попробуйте объяснить, почему мотив вос­поминания в стихотворении неразрывно слит с мотивом смерти.

6. Можно ли считать, что поэт противопоставляет прошлое и настоящее? Обоснуйте свой вывод. Как поэт характеризует прошлое, как описывает настоящее? Какие еще противопоставления вы ви­дите в стихотворении? В чем, на ваш взгляд, заключается их смысл?

*7. Проанализируйте образную систему стихотворения. Какое звучание вносит в стихотворение характерное для лирики В. А. Жу­ковского использование слов абстрактного и неопределенного лек­сического значения: «очарованье», «воспоминанье», «мечта», «не­зримое», «надежда», «покров»?

8. Попробуйте объяснить, почему в тексте стихотворения так много вопросительных предложений.

9. Охарактеризуйте общее настроение этого стихотворения.

*10. Вспомните или найдите в литературоведческом словаре оп­ределение жанра элегии. Имеет ли это стихотворение жанровые признаки элегии? Обоснуйте свой ответ.

*11. Попробуйте сделать вывод о том, насколько это стихотво­рение характерно для творчества В. А. Жуковского, какие темы и мотивы его лирики оно продолжает.

*12. Найдите в других стихотворениях В. А. Жуковского строки, близкие по звучанию стихотворению «Песня».

**13. Найдите и запишите высказывания критиков, литературо­ведов, поэтов о творчестве В. А.Жуковского, наиболее близкие ва­шему восприятию этого поэта.

14. Обобщите свои выводы и наблюдения в виде письменного высказывания.

Вопросы и задания для анализа стихотворения

Еще майская ночь

Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной - и последней, может быть.

1. Прочитайте стихотворение «Еще майская ночь». Каково его настроение?

2. Объясните, как вы понимаете строки:

Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь...

Какая мысль, лейтмотивом проходящая через все творчество А. А. Фета, скрыта в этих строках?

3. Какой основной прием используется при описании картин природы? Приведите примеры из текста.

4. Как вы думаете, внезапное появление в финале эпитета «по­следняя песня» нарушает гармонию стихотворения, уничтожает его восторженную интонацию? Или «последняя песня» - это за­кономерный итог жизни лирического героя, растворяющегося в природе, приемлющего ее законы с благодарностью и благогове­нием?

Вопросы и задания для анализа стихотворения А.А.Фета «Я пришел к тебе с приветом...»

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, - но только песня зреет.

1. Прочитайте стихотворение «Я пришел к тебе с приветом...». Какие чувства и ассоциации оно у вас вызывает?

2. Как лирический герой этого стихотворения связан с миром природы? Какие изобразительные средства языка помогают под­черкнуть эту связь?

*3. В чем необычность ритмической организации и поэтического синтаксиса в стихотворении А. А. Фета «Я пришел к тебе с приве­том...»? Чем это можно объяснить?

4. Найдите в тексте стихотворения повторы слов. Для чего автор использует этот прием?


5. Один из основных художественных приемов в данном сти­хотворении - олицетворение. Почему поэт обращается к этому приему? Насколько этот прием характерен для лирики А. А. Фета? Использовал ли он этот прием в стихотворении «Еще майская ночь»?

*6. Чем объясняется обилие глаголов в стихотворении?

7. На какие две части вы бы могли разделить стихотворение? Как развивается мысль автора в стихотворении?

*8. Каков итог лирического высказывания?

9. Согласны ли вы со словами критика В. П. Боткина о поэзии А. А. Фета: «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!»? Подтвердите или опровергни­те их, используя рассматриваемые тексты.

Вопросы и задания для анализа стихотворения А.К.Толстого «Средь шумного бала, случайно...»

Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя увидал я, но тайна Твои покрывала черты.

Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид, А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь - Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю, И в грезах неведомых сплю... Люблю ли тебя - я не знаю, Но кажется мне, что люблю!

1. Прочитайте стихотворение А. К. Толстого «Средь шумного бала, случайно...». Какие чувства и ассоциации вызывает у вас это сти­хотворение?

2. Покажите, что в стихотворении «Средь шумного бала, слу­чайно...» изображение незнакомки, с одной стороны, неопреде­ленное и недоговоренное, с другой стороны, оно воспроизведено с живописной зримостью. Найдите и отметьте в тексте детали, характеризующие незнакомку в стихотворении.

3. Опишите чувства лирического героя этого стихотворения.

4. Подчеркните в тексте стихотворения эпитеты. Определите, какую функцию они выполняют. Почему рядом стоят прилагатель­ные «грустный» и «звонкий», «печальные» и «веселую»?

*6. Проанализируйте композицию стихотворения «Средь шум­ного бала, случайно...».

*7. Сопоставьте стихотворение А. К. Толстого «Средь шумного бала, случайно...» со стихотворением А. С. Пушкина «Я помню чуд­ное мгновенье...». Что общего в мотивах этих стихотворений?

8. Каково настроение стихотворения «Средь шумного бала, слу­чайно...»?

*9. Как вы думаете, чем можно объяснить тот факт, что стихо­творение «Средь шумного бала, случайно...», положенное П. И.Чай­ковским на музыку, стало популярным романсом?

Вопросы и задания для анализа части

«Крестьянка» из поэмы Н.А.Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»

1. Прочитайте часть «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Какие обиды нанесла жизнь Матрене Тимофеевне? Что помогло ей выдержать тяжелые испытания?

2. Какими поэтическими средствами раскрывает Н. А. Некрасов «грозу душевную» крестьянки? Приведите примеры. Расскажите о глубине чувства матери.

3. Опыт жизни «строит», создает характер и личность. Почему жалобы и печальные рассказы не мешают читателю ощутить силу духа этой женщины?

4. Прокомментируйте слова Матрены Тимофеевны:

«Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!»

5. Каково значение картин природы в рассказе о крестьянке? Какие художественные средства использует Н. А. Некрасов при опи­сании природы?

6. Почему рассказ Матрены завершается главой «Бабья притча»?

7. Почему окружающие называют Матрену Тимофеевну счаст­ливой, а она говорит о своей доле как о «горькой»?


8. Почему о жизни крестьянки рассказано от первого лица?

9. Докажите, что особенности речи Матрены Тимофеевны вы­являют национальную основу русского характера. Приведите при­меры из текста.

*10. Определите особенности стиля Н.А. Некрасова, назовите художественные средства, которыми пользуется поэт.

«Органчик» из романа М.Е.Салтыкова-Щедрина

«История одного города»

1. Прочитайте начало главы «Органчик» из романа «История одного города». Чем вызвано ликование глуповцев? На какие особен­ности их поведения обращает внимание М. Е. Салтыков-Щедрин?

3. При изображении градоначальников М. Е. Салтыков-Щедрин использует иронию, сарказм. Приведите примеры использования этих приемов в главе «Органчик». Прокомментируйте их.

4. Зачем писатель вводит в описание обычной жизни элементы неправдоподобного, фантастического?

5. Почему органчик в голове градоначальника исполняет только две фразы? Определите объект сатиры в этой главе. Свои суждения мотивируйте примерами из текста.

6. Расскажите, как градоначальник Органчик управлял городом. Какие события произошли в городе в этот период? Составьте план ответа.

* Вопросы и задания для анализа главы

«Подтверждение покаяния. Заключение»

Из золотых ножон не вырвешь

свой клинок...

М. Ю. Лермонтов Из ножен вырван он и блещет вам в глаза, Как и в былые дни, отточенный и острый. Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, И песня с бурей вечно сестры.

Когда не видел я ни дерзости, ни сил, Когда все под ярмом клонили молча выи, Я уходил в страну молчанья и могил, В века загадочно былые.

Как ненавидел я всей этой жизни строй, Позорно-мелочный, неправый, некрасивый, Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой, Не веря в робкие призывы.

Но чуть заслышал я заветный зов трубы, Едва раскинулись огнистые знамена, Я - отзыв вам кричу, я - песенник борьбы, Я вторю грому с небосклона.

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет, Как прежде, пробежал по этой верной стали, И снова я с людьми, - затем, что я поэт, Затем, что молнии сверкали.

Вопросы и задания для анализа стихотворения К.Д.Бальмонта «Безглагольность»

Безглагольность

Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали.


Приди на рассвете на склон косогора, - Над зябкой рекою дымится прохлада, Чернеет громада застывшего бора, И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далеко-далеко. Во всем утомленье - глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны, В прохладную глушь деревенского сада, - Деревья так сумрачно-странно-безмолвны, И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Как будто душа о желанном просила, И сделали ей незаслуженно больно. И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно.

1. Прочитайте стихотворение «Безглагольность». Как вы пони­маете это стихотворение?

2. Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие чувства, эмоции он вызывает? Прочитайте стихотворение вслух.

3. Как вы поняли название стихотворения? Почему? Свои суж­дения аргументируйте примерами из текста.

4. Охарактеризуйте композицию стихотворения. Отметьте ее роль в раскрытии содержания стихотворения.

5. В чем особенность образов стихотворения? Проследите, как поэт передает художественную ткань образов (косогор, бор, ка­мыши, осока и т.д.).

6. Как поэт передает тишину рассвета? Какие художественные приемы использует в этом стихотворении К. Д. Бальмонт?

7. Отметьте повторение одинаковых звуков в близкостоящих словах (ассонансы и аллитерации), повторение слов и словосоче­таний, которые придают стихотворению музыкальность.

8. Символисты считали, что символ всегда музыкален. Какую мелодию «исполняет» душа лирического героя в запечатленный поэтом миг его жизни?

9. Отметьте символы и метафоры в стихотворении. Какова их
роль в раскрытии идейного содержания стихотворения?

10. Как вы понимаете словосочетание «безглагольность покоя»? Попробуйте определить, какие части речи доминируют в этом сти­хотворении.

11. Задача символизма - уловить неуловимое. Удается ли это сделать К.Д.Бальмонту? Подтвердите свой ответ примерами из текста стихотворения.

Вопросы и задания для анализа стихотворения А.Белого «Маг»


Вопросы и задания для анализа стихотворения Н.С.Гумилева «Озеро Чад»


Озеро Чад

1. Прочитайте стихотворение «Маг». Оно входит в цикл стихо­творений, посвященный В.Я.Брюсову. О каких творческих взаи­мосвязях между А. Белым и В. Я. Брюсовым свидетельствует это по­священие? 2. Как вы понимаете это стихотворение? Какие ассоциации воз­никают у вас при чтении этого текста? Какие чувства, эмоции он вызывает? 3. Объясните прямое значение слова «маг». Как вы понимаете смысл названия этого стихотворения? 4. Отметьте особенности композиции стихотворения. 5. Назовите символы, метафоры, иносказания в стихотворении. Какова их роль? 6. В каких значениях употребляется слово «весна»? 7. Каким предстает лирический герой в этом стихотворении? Каково его мировоззрение? 8. Прокомментируйте последнюю строчку стихотворения. *9. Сопоставьте это стихотворение со стихотворением А. С. Пуш­кина «Пророк». Что общего можно найти в этих произведениях в идейном плане?


Упорный маг, постигший числа И звезд магический узор. Ты - вот: над взором тьма нависла.. Тяжелый, обожженный взор.

Бегут года. Летят: планеты, Гонимые пустой волной, - Пространства, времена... Во сне ты Повис над бездной ледяной.

Безводны дали. Воздух пылен. Но в звезд разметанный алмаз С тобой вперил твой верный филин Огонь жестоких, желтых глаз.

Ты помнишь: над метою звездной Из хаоса клонился ты И над стенающею бездной Стоял в вуалях темноты.

Читал за жизненным порогом Ты судьбы мира наизусть...


В изгибе уст безумно строгом Запечатлелась злая грусть.

Виси, повешенный извечно, Над темной пляской мировой, - Одетый в мира хаос млечный, Как в некий саван гробовой.

Ты шел путем не примиренья - Люцеферическим путем. Рассейся, бледное виденье, В круговороте бредовом!

Ты знаешь: мир, судеб развязка, Теченье быстрое годин - Лишь снов твоих пустая пляска; Но в мире - ты, и ты - один,

Все озаривший, не согретый, Возникнувший в своем же сне... Текут года, летят планеты В твоей несчастной глубине.


На таинственном озере Чад Посреди вековых баобабов Вырезные фелуки стремят На заре величавых арабов. По лесистым его берегам И в горах, у зеленых подножий, Поклоняются страшным богам Девы-жрицы с эбеновой кожей. Я была женой могучего вождя, Дочерью властительного Чада, Я одна во время зимнего дождя Совершала таинство обряда. Говорили - на сто миль вокруг Женщин не было меня светлее, Я браслетов не снимала с рук. И янтарь всегда висел на шее.

Белый воин был так строен, Губы красны, взор спокоен, Он был истинным вождем; И открылась в сердце дверца, А когда нам шепчет сердце, Мы не боремся, не ждем. Он сказал мне, что едва ли И во Франции видали Обольстительней меня И как только день растает, Для двоих он оседлает Берберийского коня. Муж мой гнался с верным луком, пробегал лесные чащи,


Перепрыгивал овраги, Плыл по сумрачным озерам И достался смертным мукам; Видел только день палящий Труп свирепого бродяги, Труп покрытого позором.

А на быстром и сильном верблюде, Утопая в ласкающей груде Шкур звериных и шелковых тканей, Уносилась я птицей на север, Я ломала мой редкостный веер, Упиваясь восторгом заранее. Раздвигала я гибкие складки У моей разноцветной палатки И, смеясь, наклоняясь в оконце, Я смотрела, как прыгает солнце В голубых глазах европейца. А теперь, как мертвая смоковница, У которой листья облетели, Я ненужно-скучная любовница, Словно вещь, я брошена в Марселе. Чтоб питаться жалкими отбросами, Чтоб жить, вечернею порою Я пляшу пред пьяными матросами, И они, смеясь, владеют мною. Робкий ум мой обессилен бедами, Взор мой с каждым часом угасает... Умереть? Но там, в полях неведомых, Там мой муж, он ждет и не прощает.

6. Какой композиционный прием использует поэт? С какой це­лью? Раскройте образное воплощение противоречий между экзоти­кой Африки и цивилизацией. Каковы основные идеи стихотворения?

7. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения: его роль в раскрытии основных идей произведения.

*8. Какие «теоретические» идеи акмеистов реализованы в этом стихотворении? Свои суждения подтвердите примерами из текста.

Вопросы и задания для анализа стихотворения И.Северянина «Мои похороны»

Мои похороны

Меня положат в гроб фарфоровый На ткань снежинок Яблоновых, И похоронят (...как Суворова...) Меня, новейшего из новых.

Не повезут поэта лошади - Век даст мотор для катафалка. На гроб букеты вы положите: Мимоза, лилия, фиалка.

Под искры музыки оркестровой, Под вздох изнеженной малины - Она, кого я так приветствовал, Протрелит полонез Филины.

Всем будет весело и солнечно, Осветит лица милосердье... И светозарно, ореолочно Согреет всех мое бессмертье!

1. Прочитайте стихотворение «Мои похороны». Как вы его вос­принимаете? Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие чувства он вызывает?

2. Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотво­рения?

3. Отметьте особенности поэтической речи И.Северянина (нео­логизмы, технические термины и т.д.). Каковы особенности риф­мы и ритма стихотворения?

4. Какие «теоретические» идеи представителей футуризма реа­лизованы в этом стихотворении? Свои ответы подтвердите приме­рами из текста.

5. Каким предстает лирический герой в этом стихотворении? Какие слова, эпитеты, сравнения создают эффект эпатажа?


Вопросы и задания для анализа стихотворения А. А.Блока «Вхожу я в темные храмы...»

О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты.

1. Выразительно прочитайте стихотворение «Вхожу я в темные храмы...». Выучите его наизусть.

2. Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие чувства он вызывает? Охарактеризуйте свое первое впечат­ление от прочитанного.

3. Понравилось ли вам это стихотворение? Какие особенности поэтики вы отметили?

4. Каковы основные мотивы этого стихотворения? Как они со­относятся с циклом «Стихи о Прекрасной Даме». Опишите герои­ню стихотворения.

5. Охарактеризуйте лирического героя, мир, созданный им. Вы­делите приемы, которыми пользуется поэт, воссоздавая этот мир.

6. Выпишите из стихотворения восклицания, обращения, объяс­ните их роль в поэтической структуре текста.

*7. Перечитайте нижеприведенное стихотворение А.С.Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...». Сопоставьте его со стихотворе­нием А. А. Блока «Вхожу я в темные храмы...». Как мотив служения «Величавой Вечной Жене» просматривается в этих стихотворени­ях? Составьте план ответа.