Японская методика обучения детей счету. Учимся считать в уме. Все, что нужно знать о ментальной арифметике. Профессор Макото Шичида: «Все дети рождаются гениями»

Экология жизни. Дети: Всему миру известно, что японские дети умны, прилежны, ответственны и во многом опережают своих сверстников из других стран...

Всему миру известно, что японские дети умны, прилежны, ответственны и во многом опережают своих сверстников из других стран. Закономерный вопрос: почему? Чем система японского воспитания отличается от нашей?

Все дело в особом подходе к обучению. Японские дети занимаются по методике Kumon, разработанной учителем математики Тору Кумоном для своего сына. Сегодня по этой методике учатся дети от 2 до 17 лет в 47 странах мира. В Японии обучение в школе Kumon считается путевкой в жизнь и гарантирует успешную карьеру. В России же и странах СНГ эта методика появилась два года назад и уже завоевала любовь родителей и профессионального педагогического сообщества.

В таких школах детей учат по специальным тетрадям, которые помогают освоить самые разные навыки: чтение, счет, письмо, рисование, логику и так далее.

Простые принципы Kumon

Школа готовит к экзаменам, а Kumon готовит к жизни, - таков девиз знаменитой методики. В ее основе лежат несколько простых, но очень эффективных принципов.

От простого к сложному

Все задания в тетрадях Kumon усложняются постепенно - каждое задание немного сложнее предыдущего. Но секрет успеха в том, что ребенок не переходит к следующему типу заданий, пока не освоит текущую тему или навык.

Например, дошкольник при освоении навыка вырезания сначала вырезает по прямым, затем по изогнутым, волнистым, зигзагообразным и круговым линиям. К концу тетради он уже виртуозно владеет ножницами.

Индивидуальный подход

Тетради Kumon бывают разных уровней сложности. То есть каждая тетрадь подбирается индивидуально для каждого ребенка в зависимости от того, что он умеет на данный момент, а не от возраста. И с этой отправной точки следует начинать занятия. Только тогда малыш сможет освоить все темы, и у него не появится пробелов в знаниях.

Понять все от «а» до «я»

Занятия по методике Kumon предполагают однотипные повторяющиеся задания. Малыш должен выполнять то или иное задание до тех пор, пока стопроцентно не усвоит навык. На занятия уходит не больше 20 минут в день, поэтому малыш не устанет и не потеряет мотивацию к учебе.

Секрет совершенства – в практике

Тетради Kumon предполагают ежедневные занятия. Благодаря этому малыш не только учится считать и писать, но и становится дисциплинированным, усидчивым, самостоятельным и ответственным.

Награда как способ мотивации

По методике Тору Кумона детей принято хвалить и награждать за каждый, даже самый небольшой успех. Во всех тетрадях предусмотрены специальные сертификаты, которые вручаются ребенку, а также другие . Тору Кумон советовал родителям как можно чаще хвалить ребенка и никогда не ругать его за ошибки. Именно так формируется мотивация к учебе.



Ментальная арифметика - уникальная методика дошкольного развития, которая представляет собой обученин счету и помогает развить мышление ребенка. Занятия гармонично развивают оба полушария мозга, благодаря чему даже ярко выраженные гуманитарии в мгновение ока «щелкают» задачки и уравнения.

Основой метода считаются японские счеты под названием соробан. Это необычное устройство редко можно увидеть в наших краях. Оно представляет собой «калькулятор», на котором возможно только однозначное представление чисел. Это позволяет избежать путаницы, как в обычных счетах.

В этих счетах нечетное количество спиц, расположенных вертикально, которые обозначают одну цифру. На каждую спицу нанизано по пять костяшек. Четыре костяшки внизу - это единицы, а верхняя обозначает пятерку.

Преимущества ментальной арифметики

Малыши очень быстро осваивают японские механические счеты. Нужно отметить, что это устройство удивительным образом влияет на развитие мышления у детей.

1. Занятия по методике заставляют образное правое полушарие мозга решать математические задачки. Это позволяет одновременно задействовать два полушария, а значит, мозг работает вдвое эффективнее, практикуя ментальный устный счет.

2. Люди, которые учились считать на соробане, с легкостью могут проводить сложнейшие вычисления в уме за кратчайший отрезок времени. Мастера могут делать это легко, даже не имея соробана перед глазами. Даже ребенок может за пару секунд сложить трехзначные числа в начале обучения. А по мере практики научатся оперировать числами с пятью нулями.

3. Не только успехи в математике, но и в обучении в целом показывают дети, которые осваивают методику устного счета. Педагоги и психологи отмечают: ментальная арифметика улучшает концентрацию и внимание ребенка, тренирует наблюдательность, память и воображение, а также творческое, нестандартное мышление малыша. Ребенок буквально схватывает информацию на лету, с легкостью ее анализирует.

Обучение по методике устного счета

В учебную программу начальных школ Японии даже введен предмет - ментальная математика, заявляют на своем сайте специалисты детского центра развития AMAKids.. Благодаря этой методике, эрудированные дети ежегодно в числе призеров математических олимпиад. Также образовательные программы с применением сорбана предусмотрены в Китае и Малайзии.

У нас также открываются школы по изучению японского устного счета. Начинать обучение рекомендуется в возрасте 4-11 лет. Именно в этот период мозг ребенка активно «набирает обороты» и развивается. А значит, добиться активной работы обоих полушарий достаточно легко. Во взрослом возрасте ментальная арифметика служит методов для предотвращения атеросклероза и Альцгеймера. Но таких феноменальных результатов, какие демонстрируют малыши, добиться уже нельзя.

Многие родители переживают о том, что смешивание обычной и японской математики может запутать ребенка - и он отстанет от базовой программы в школе. На самом деле, практика показывает то, что дети, которые раньше в точных науках звезд не хватали, уже через пару месяцев обучения показывали хорошие результаты и шли на опережение сверстников.

Японская методика устного счета - оригинальный подход к обучению, который в нашей стране только начинает развиваться. Эта методика не только учит малышей мгновенному сложению и вычитанию чисел. Ее главный плюс в том, что она развивает умственные способности ребенка, открывая перед ним новые интеллектуальные возможности.

Подготовила Катерина Василенкова

ДУШАНБЕ, 9 фев - Sputnik, Фатима Яхяева. Более 60 лет назад огорченный двойкой своего сына известный математик из Японии Тору Кумон разработал уникальную методику логического решения арифметических задач. Благодаря ей в кратчайший срок ученому удалось не только подтянуть своего сына, но и открыть целую школу Кумон.

© Sputnik

Сегодня по его методике обучаются более 4 миллионов детей в 49 странах мира. Малышей из Таджикистана Кумон тоже не обошел стороной: экономист Парвина Турсунова стала первой, которой удалось внедрить эту редкую методику в Душанбе. Об успехах детей здесь и о важности вклада в "своих" она рассказала в интервью Sputnik Таджикистан.

От легкого к сложному

Математика, по словам девушки, зачастую становится первым и большим препятствием учеников на пути знаний и успехов в школе. Именно она является той самой дробной чертой, делящая детей в классе на способных и безнадежных, сильных и слабых.

"Это происходит в то время, когда ментальная и логическая арифметика уже давно доказала, что раскрыть гения в каждом ребенке так же легко, как сложить цифры 2 и 2. Но, как говорят, всему есть свое время - логической арифметикой тоже желательно начать заниматься уже в период раннего развития ребенка", — подчеркивает Парвина Турсунова.

Именно поэтому, по ее словам, она, открыв в Душанбе образовательный центр "Сёма" (франшиза российской сети детских образовательных клубов), решила сделать ставку на Кумон, ключевым принципом которой является последовательное усложнение - переход с легкого на сложное.

"Вы, наверное, тоже заметили, что, например, в тетради для подготовки руки к письму, первое задание - это обведение по пунктирной линии солнышка или цветочка. Вам кажется это очень легко, а вот для 2-3-летнего ребенка, который еще не умеет толком держать карандаш, это непосильная задача. Заставляя ребенка браться за такое, мы зарождаем в нем не только чувство неуверенности в себе, но и убиваем в нем всякое желание учиться дальше. Особенно остро этот вопрос стоит в период кризисного возраста, когда в 3 года ребенок только начинает познавать свое "я" и интересоваться чем-то новым вокруг", — делится девушка.

© Sputnik

Дети в образовательном центре "Сёма" в Душанбе

А по методике Кумон, как подчеркивает Парвина, аналогичная тетрадь началась бы с задания, где ребенок учится вести только короткую линию. Позже эта линия бы удлинилась, а к середине тетради добавился бы первый изгиб, и только в заключительном задании перед ребенком бы стоял вопрос обведения солнца или цветка.

"Этот метод приучает к самостоятельности и сводит к нулю участие родителя в выполнении заданий. Все показано настолько просто и понятно, что ребенок даже не обращается за помощью к старшим. Чтобы правильно запустить эту методику и у нас, мы сперва определенное время поработали с другими школами Кумон. В итоге за всего 5 месяцев работы нашего центра в Душанбе нам удалось добиться очень хороших результатов. Дети не только с большим желанием бегут к нам за новыми знаниями, но они еще и стали очень самостоятельными, что сильно удивляет их родителей", — с гордостью отмечает Паривна Турсунова.

Себе - на радость, людям - на пользу

Сама девушка, кстати, всего год назад не была столь близка к педагогике и уж тем более к такой уникальной методике. Но теперь со всей уверенностью твердит, что в душе она больше учитель, нежели экономист.

"Ранним развитием детей я заинтересовалась недавно: была подписана на один портал, где часто публиковались статьи о психологии детей, особенности их воспитания, методиках обучения и о проблемах развития. Меня все это так затянуло, что я уже начала болеть идеей открытия образовательного центра, где я могла бы внедрить мировой и современный опыт работы с детьми. Хотя на тот период я жила и работала в Москве, реализовать задуманное мне сразу захотелось у себя на родине, в Таджикистане", — улыбается девушка.

Свою любовь к Таджикистану она действительно скрыть не может - глаза сверкают, когда начинает рассказывать о своих планах на будущее, которые целиком и полностью связаны с ее родиной.

"Знаю, многие нынче, наоборот, покидают Таджикистан. Я, правда, не понимаю, зачем они это делают. Ведь тот, кто готов развиваться и развивать может сделать это и у себя дома. Необязательно для этого переезжать куда-то. Знаю, кто-то может задаться вопросом, а насколько атмосфера здесь благоприятна для таких начинаний и добрых порывов души, а вот мой опыт показывает, что наша страна очень хорошо поддерживает тех, кто готов вкладываться в развитие. Я чувствую сильную поддержку, как со стороны правительства, так и нашего Министерства образования и главы района Шохмансур, на территории которого я реализовала свою мечту. И, кстати, идею поддержать решил даже местный предприниматель Эрадж Бафаев. Помощь чувствовалась отовсюду", — подчеркивает девушка.

Сама Парвина до возвращения в Таджикистан жила и работала в Москве. В Россию, по ее словам, она перебралась еще в детстве. Тому была воля родителей, а сама девочка тогда проплакала все свои слезы в тоске по своему родному краю.

© Sputnik

Дети в образовательном центре "Сёма" в Душанбе

"Сами скажите, разве в других странах солнце светит так, как у нас? Нет ведь. Здесь все другое: солнце другое, люди другие, среда другая. Здесь живешь! В Москве, например, вечные пробки, расстояния безумные, холод. Говорят, в странах, где много солнца, люди чувствуют себя счастливее, — смеется девушка. — Вот и я вернулась за своим счастьем в ", — говорит Парвина, подчеркивая, что не перестает быть благодарной России, которая дала ей качественное образование и бесценный опыт работы.

"Но она ведь такая самодостаточная страна. Там есть все, а здесь - нет. Там у детей столько возможности, столько выбора, чего нет у наших. Мы говорим, что наша страна находится на стадии развития, но почему-то не все готовы стать частью этого развития. Я решила сыграть свою роль в этом, как говорится, себе на радость, людям на пользу", — подчеркивает девушка.

Так, по ее словам, на раннем развитии детей она не намерена останавливаться. В ближайшем будущем Парвина готовится внедрить новые и современные методики, благодаря которым такие предметы, как химия и биология, принесут местным школьникам одну радость, а кулинария и ремесло могут стать для молодых таджичек весьма прибыльным занятием.

"Я верю, вкладываться всегда нужно в "своих", ведь лучшего достоин только ближний", — уверяет девушка.

Сейчас в ее образовательном центре по самым передовым методам более 100 местных . Учатся они не только арифметике по методике Кумон, но изучают английский язык, ходят на балет, развивают в себе театральное мастерство, проходят курс песочной терапии, а также познают окружающий мир по методике Марии Монтессори.

Последнее, кстати, по словам Парвины, дает детям право на свободу выбора пути развития и формирует в них стремление к лучшему. Именно в этих качествах, уверена она, нуждается новое поколение , которое вскоре тоже поймет, что такое жить себе на радость, а людям на пользу.

В 1954 году жил-был в Японии учитель математики Тору Кумон, и однажды его сын Такеши принес из школы двойку по арифметике. Г-н Кумон не растерялся и стал каждый день давать сыну простые задания на сложение, которые умещались на одном листочке. Вскоре Такеши стал лучшим в классе, а родители одноклассников повели своих детей на занятия к его отцу.

Прошло 60 лет. Теперь обучающие центры KUMON расположены почти в 50 странах мира. Более 4 миллионов детей в них занимаются по специальным рабочим тетрадям.

В России тетради центра KUMON выпускает издательство «Манн, Иванов и Фербер». Мы поговорили с руководителем детского направления «МИФ.Детство» Анастасией Креневой о том, чем отличается японская методика развития детей от российской; чему и как учат тетради KUMON и какие еще развивающие пособия для детей есть в России.

– Что такое KUMON и в чем их «фишки»?

– KUMON – это японская методика развития навыков, которые обычно должно быть сформированы у ребенка к школе. В центрах KUMON учат держать карандаш, проводить линии, вырезать, клеить, считать, писать цифры и буквы.

Всего в серии, которую мы издаем, более 50 рабочих тетрадей -- каждая для конкретного навыка и возраста. В тетрадях по 40 заданий, и они рассчитаны на месяц-два занятий. Главное -- заниматься каждый день, последовательно и понемногу. Это очень важно. Ключевой принцип всей методики -- последовательное усложнение. Сначала всегда самое простое, потом сложнее и сложнее. Именно этим они отличаются от большинства отечественных изданий.

Так, например, нередко можно встретить такое: открываешь тетрадь для подготовки руки к письму, а там одним из первых задание -- обвести по пунктирной линии цветочек или солнышко. И сразу возникает вопрос: как 2-летний ребенок, который еще даже карандаш толком держать не умеет, сможет это сделать? Это же сложно -- нужно окружность нарисовать и прямые линии, выходящие под разными углами. Не каждый взрослый хорошо справится. В KUMON по-другому. Все начинает с очень и очень простых вещей. Сначала ребенок учится вести короткую линию, в следующем задании линия удлиняется, потом появляется один изгиб, затем несколько и т.д. То есть, по логике японцев, задание с солнышком стояло бы в самом конце тетради...

Другая особенность в том, что KUMON -- это не только механическая отработка навыка. Эти тетради приучают ребёнка к самостоятельности. Участие родителей здесь сводится к нулю. Благодаря иллюстрациям, дизайну страниц все задания интуитивно понятны ребенку. Он открывает тетрадь и сам все делает, без подсказок. Плюс японцы постоянно повторяют родителям, что детей нужно обязательно хвалить. Когда вы хвалите детей, это повышает их самооценку, они начинают верить в свои силы, а сами занятия вызывают у них только положительные эмоции. Они сами хотят заниматься каждый день. А это очень важно -- ведь так у ребенка еще и вырабатывается полезная привычка к занятиям.

– Я слышала, что японцы продумывают даже толщину бумаги для детей. Это так?

– Да, они продумали все, что только можно. Тетрадки для детей 2 лет – маленького формата; тетрадки для детей постарше – большого. Плотность бумаги тоже разная. Например, в тетрадках для малышей используется самая плотная бумага. Чем старше ребенок, тем бумага тоньше. Всё делается для того, чтобы ребенку было удобно писать. В 2 года ему еще трудно держать карандаш и вести линию, поэтому он сильно давит на бумагу. Если бумага будет тонкой, она порвется, а это расстроит малыша. Удовлетворения от выполненного задания не будет. И в следующий раз ему не захочется заниматься.

Другой пример продуманности, причем далеко не очевидный, в иллюстрациях к заданиям. В начале тетради задания очень простые, а иллюстрации к ним яркие, со множеством деталей. Ребёнок воспринимает это всё как игру и погружается в неё. Чем дальше, тем задания сложнее. А картинка при этом становится менее насыщенной и красочной. Почему? Тут тоже очень просто: чем сложнее задание, тем сильнее ребенку нужно концентрироваться. Его ничто не должно отвлекать.

– То есть причины популярности KUMON в том, что там все очень продумано?

– Да, но не только. Дело еще и в эмоциях родителей, которые видят реальный результат. Ребенок не умел, например, держать карандаш или пользоваться ножницами. Сделал 40 упражнений -- и теперь у него это прекрасно получается.

Кстати, мы сделали для себя открытие. Выяснилось, что у наших детей проблемы с вырезанием. Самая популярная тетрадка во всей серии -- «Учимся вырезать». В принципе, этому есть объяснение. Аналоги, которые предлагают сегодня на рынке, -- тетради с аппликациями. Но как ребенок вырежет кружок или квадрат для аппликации, если он еще резать бумагу не умеет? В KUMON все последовательно: сначала учимся делать просто разрезы, короткие, по толстым линиям, потом линии становятся тоньше и длиннее, появляются углы, дуги, волны и только потом окружности и линии сложных форм.

Еще одна фишка в том, что в тетрадях на вырезание ребенок не просто вырезает -- в конце у него получается какая-нибудь игрушка, с которой он потом может играть. Например, какая-то змейка, которую он вырезал по спирали. Или, например, ты вырезаешь одеяло, и накрываешь нарисованную девочку этим одеялком.

– Какие типы развивающих тетрадей есть в России?

– Развивающие детские тетради можно разделить на два типа. Первый – это тетради комплексного развития. Это такие развивалки общего характера. Здесь в рамках одной тетради или серии может быть всё: и математика для малышей (формы, противоположности, соответствия и т.д.), и общее развитие речи (группы слов по тематикам), и творческие задания (дорисовать, слепить, приклеить). Ребенок, развивается, узнает новое, конечно. Но процесс совсем другой, это интеллектуальное развитие. Такие тетради не “ставят руку” и не учат именно вырезать, как делает это KUMON.

Или, например, сейчас довольно популярны тетради с наклейками. Они по-своему замечательны и интересны. Задания здесь тоже на общее развитие и параллельно на развитие мелкой моторики. То есть обычно сначала нужно подумать, решить, что и куда клеить, и только потом клеить.

В аналогичных же тетрадях KUMON нужно просто клеить. И все. Полная концентрация только на этом задании. Там будет нарисовано, к примеру, яблоко с пустым кружком. И ребенок должен аккуратно в этот белый кружочек вклеить круглую наклейку. Суть не в том, чтобы он узнал, что это яблоко и что оно зеленого цвета. Или чтобы он узнал, чем большой “большой” отличается от “маленький”. От начала и до конца тетради его учат приклеивать наклейки и бумагу на бумагу. Главное, что к концу занятий он делает это идеально!

– Понятно. А какой второй тип тетрадей?

Второй тип тетрадей с уклоном именно в математику, вроде пособий Людмилы Петерсон для дошкольников. Или, например, у Жени Кац есть интересные тетради на развитие математического мышления. Там представлены всякие головоломки, игровые задания на логику, внимательность. Работая в такой тетради, ребенок даже не понимает, что занимается математикой, цифр там очень мало. Женя, кстати, считает, что раньше 5 лет не стоит мучить ребенка цифрами. Он, конечно, запомнит, как они выглядят, но что именно эта цифра обозначает, он в 2-3-4 года не понимает. У него еще не развито математическое мышление.

– Получается, базовым навыкам у нас никто и не учит?

Получается, что так. Целенаправленно не учат, опосредованно -- учат. Исключение -- тема подготовки руки к письму. У многих издательств есть такие тетради. Правда, опять же, большинство из них построены по принципу “обведи заштрихованные линии и продолжи сам”.

С точки зрения японцев, в таких заданиях нет особого смысла. Например, ребенку 2-3 лет предлагают обвести и дорисовать зубчики на расческе. Но как как ребенку их нарисовать? Куда поставить карандаш? Где остановиться? Ребенок 2-3 лет еще не понимает этого.

Да, это, конечно, механическая отработка. Но так ребенок никогда не научится проводить линии осознанно. Если мы возьмем аналогичную тетрадку KUMON, то увидим, что каждое задание будет предствалять собой лабиринт -- от очень простого (вроде прямого туннеля) до сложного. В лабиринте всегда обозначены его начало и конец. Эти подсказки нужны ребенку для того, чтобы он понимал, куда поставить карандаш и где остановиться. Ребенок сначала продумывает маршрут, а потом сам осознанно ведет линию по чистому листу туда, куда ему нужно. Именно этот навык поможет ему потом писать и рисовать.

– И последнее. Какой основной принцип воспитания есть у японцев, который неплохо бы перенять и нам?

– Японцы очень просят родителей не вмешиваться в то, что делает ребенок. В чем проблема многих наших мам? Например, ребенок начинает проводить линию и у него не получается. Мама тут же вырывает у него ручку и говорит: «Подожди, ты все не так делаешь!». Это неправильный посыл. Даже если ребенок вообще ничего не сделал, его обязательно нужно похвалить. Хотя бы за то, что он постарался.

Нации, использующие иероглифы, имеют другой тип мышления. Влияет ли это на их жизни? Сложно сказать. Такие люди визуалы по природе, они образно воспринимают окружающий мир. И эта система восприятия не обходит даже точные науки. То, как умножают японцы, будет интересно знать всем. Во-первых, не придется панически искать калькулятор, а во-вторых - это очень увлекательное занятие.

Рисуем

Это удивительно, но японские дети умеют умножать даже не зная о таблице умножения. Как умножают японцы? Они делают это очень просто, настолько просто, что используют лишь базовые навыки рисования и счета. Проще показать на примере, как это происходит.

Допустим, необходимо умножить 123 на 321. Для начала нужно нарисовать одну, две и три параллельные линии, которые будут размещаться по диагонали с верхнего левого угла в нижний правый. На созданных группах параллелей нарисовать три, две и одну линию соответственно. Они также будут размещаться по диагонали с нижнего левого угла в правый верхний.

В итоге получим так называемый ромб (как на рисунке выше). Если кто еще не понял, количество линий в группе зависит от чисел, которые нужно перемножить.

Считаем

Итак, как японцы умножают числа? Следующий этап - подсчет точек пересечения. Сначала отделяем полукругом место пересечения трех линий с одной и считаем количество точек. Получившееся число записываем под ромбом. Дальше точно таким же образом отделяем участки, где пересекаются две линии с тремя и одной. Также считаем точки соприкосновения и записываем, потом считаем точки, которые остались в центре. Должен получиться такой результат, как и на рисунке ниже.

Стоит обратить внимание на то, что если центральное число двузначное, то первую цифру нужно добавить к числу, что получилось при подсчете точек соприкосновения в области слева от центра. Умножив, таким образом, 123 на 321, получим 39 483.

Этим методом можно умножать как двузначные, так и трехзначные числа. Одна проблема в том, что если придется считать такие числа, как 999, 888, 777 и т.д., то нужно будет рисовать очень много черточек.