Японский метод обучения. Восток — дело тонкое: образование по-японски. Ментальная арифметика развивает механическую и фотографическую память

Что такое ментальная арифметика и почему она нужна каждому человеку.

Ментальная арифметика - это программа комплексного развития интеллекта и мышления детей, основанная на формировании навыка быстрого устного счета

На занятиях дети учатся быстрому счету с помощью специальной счетной доски (абакус, соробан). Педагоги объясняют, как правильно перебирать костяшки на спицах, чтобы малыши могли почти мгновенно получить ответ на сложный пример. Постепенно привязка к счетам ослабевает и дети представляют те действия, что совершали со счетами, в уме.

Программа рассчитана на 2-2,5 года. Сначала ребята осваивают сложение и вычитание, затем - умножение и деление. Навык приобретается и развивается за счет многократного повторения одних и тех же действий. Методика подходит практически всем детям, принцип обучения - от простого к сложному.

Занятия проходят один-два раза в неделю и длятся один-два часа.

Древние счеты абакус, на которых считают дети, известны уже более 2,5 тысяч лет

В Японии счет на абакусе включен в официальную школьную программу

Вот уже более 50 лет ментальная арифметика входит в систему государственного образования в Японии. Интересно, что после окончания школы люди продолжают совершенствовать свои навыки в устном счете. В Стране восходящего солнца ментальную арифметику считают чем-то вроде спорта. По ней даже проводят соревнования. В России теперь тоже ежегодно проводятся международные турниры по Ментальной арифметике.

Ментальная арифметика развивает механическую и фотографическую память

Когда дети считают, они задействуют сразу оба полушария мозга. Ментальная арифметика развивает фотографическую и механическую память, воображение, наблюдательность, улучшает концентрацию внимания.

Повышается общий уровень интеллекта. Это значит, что ребятам легче усваивать большие объемы информации в сжатые сроки. Сразу видны успехи в иностранных языках. На заучивание стихов и прозы теперь не надо тратить весь день.

У школьников более медлительных ускоряется быстрота реакции. Они начинают не просто молниеносно считать, но быстрее думать и принимать решения, не связанные с арифметикой.

Бывают и неожиданные результаты. Как-то в центр пришел мальчик, который занимался теннисом. Мама рассказала, что у ее сына проблемы с координацией движений. Неожиданно их удалось решить именно за счет интенсивов по ментальной арифметике.

Взрослым ментальная арифметика дается сложнее, оптимальный возраст для начала занятий - 5-14 лет

Развивать мозг с помощью ментальной арифметики можно в любом возрасте, но наилучших результатов можно добиться до 12–14 лет. Детский мозг очень пластичен, подвижен. В юном возрасте в нем наиболее активно формируются нейронные связи, поэтому наша программа дается легче ребятам до 14 лет.

Чем старше человек, тем сложнее ему абстрагироваться от своего опыта и знаний и просто доверять абакусу. Я осваивала эту методику в 45 лет и постоянно сомневалась, правильно ли у меня получается, нет ли ошибки. Это очень мешает обучению.

Но чем труднее человеку осваивать этот счет, тем больше от него пользы. Человек как бы преодолевает себя, с каждым разом у него получается все лучше и лучше. Занятия не проходят даром, мозг взрослого человека также активно развивается.

Только не стоит ожидать от взрослого таких же результатов, как от ребенка. Мы можем научиться методике, но посчитать так же быстро, как это делает второклассник, уже не получится. Как показывает опыт, оптимальный возраст, с которого лучше начинать занятия - 6 и 7 лет.

Лучших результатов добивается тот, кто регулярно занимается дома

Обязательное условие занятий - ежедневные тренировки на абакусе. Всего 10-15 минут. Детям необходимо отрабатывать формулу, которую им дал на уроке преподаватель, и доводить свои действия до автоматизма. Только в этом случае ребенок научится считать быстро. Здесь важна организационная роль родителей, которым нужно следить за регулярными тренировками.

Дети не устают на занятиях за счет постоянной смены видов деятельности

Основной вид деятельности на ментальной арифметике - счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, в рабочих тетрадях, у школьной доски на демонстрационном абакусе, используя электронный тренажер «Веселый соробан», на ментальной карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах).

В последнее время в России начинает набирать популярность новая для нашей страны методика развития интеллекта. Вместо привычных всем секций по шахматам родители отдают своих детей в школы ментальной арифметики. Как малышей учат считать в уме, сколько стоят такие занятия и что о них говорят специалисты - в материале «АиФ-Волгоград».

Что такое ментальная арифметика?

Ментальная арифметика представляет собой японскую методику развития интеллектуальных способностей ребенка с помощью вычислений на специальных счетах «соробан», которые иногда называют «абакус».

«Производя действия с числами в уме, дети представляют себе эти счеты и за доли секунды ментально складывают, вычитают, умножают и делят любые числа - хоть трехзначные, хоть шестизначные», - говорит Наталья Чаплиёва, педагог волжского клуба , в котором обучают детей по этой методике.

По ее словам, когда дети только учатся всем этим действиям, то считают цифры непосредственно на соробане, перебирая пальцами косточки. Потом они постепенно переходят со счет на «ментальную карту» - картинку, изображающую их. На этом этапе обучения они перестают трогать абакус и начинают представлять в уме, как они передвигают косточки на нем. Затем, дети перестают пользоваться и ментальной картой, начиная полностью визуализировать себе соробан.

Счеты соробан. Фото: АиФ/ Евгений Строкань

«Мы набираем в группы детей от 4 до 12 лет. В этом возрасте мозг наиболее пластичен, ребенок впитывает информацию, как губка, и поэтому легко осваивает методику обучения. Взрослому человеку научиться ментальному счету намного сложнее», - говорит Екатерина Григорьева, педагог клуба ментальной арифметики.

Сколько это стоит?

Абакус имеет прямоугольную раму, которая содержит 23-31 спицу, на каждой из которых нанизано по 5 косточек, разделенных поперечной перекладиной. Над нею находится одна костяшка, которая обозначает «пятерку», а под нею - 4 костяшки, обозначающие единицы.

Передвигать косточки необходимо только двумя пальцами - большим и указательным. Счет на соробане начинается с самой первой спицы справа. Она обозначает единицы. Находящаяся слева от нее спица - десятки, следующая за ней - сотни и т.д.

Соробан в обычных магазинах не продается. Купить такие счеты можно в интернете. В зависимости от количества спиц и материала цена соробана может колебаться от 170 до 1 000 рублей.

На первом этапе дети занимаются со счетами. Фото: АиФ/ Евгений Строкань

Если вы совсем не хотите тратиться на счеты, то можете скачать для телефона бесплатное приложение - онлайн-тренажер, имитирующий абакус.

Занятия ментальной арифметикой для детей в Волгограде стоят около 500-600 рублей в час. Можно купить абонемент на 8 занятий за 4 000 рублей и 16 занятий за 7 200 рублей. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Счеты, ментальные карты и тетради волжская школа выдает детям бесплатно, их ученики могут забирать домой. По окончании курса ребенок может оставить себе соробан на память.

Обучаться ментальной арифметике детям приходится примерно 1-2 года в зависимости от способностей.

Задания для обучающихся. Фото: АиФ/ Евгений Строкань

Если у вас нет денег на занятия в специальной школе, то можно попытаться поискать видео-уроки на YouTube. Правда, часть из них выложена на сайте организациями, предоставляющими уроки за деньги в целях саморекламы. Их ролики совсем коротенькие - продолжительностью 3 минуты. С помощью них можно обучиться азам ментальной арифметики, но не более того.

Что об этом говорят эксперты?

Педагоги, проводящие занятия ментальной арифметикой, уверенны, что обучение стоит потраченных на него средств.

«Ментальная арифметика хорошо развивает воображение, творческую жилку ребенка, его мышление, память, мелкую моторику, внимательность, усидчивость. Занятия ею направлены на то, чтобы у ребенка одновременно развивались оба полушария, что очень важно, ведь традиционная подготовка ребенка к школе развивает только правое полушарие мозга», - считает педагог Наталья Чаплиёва .

Психолог Наталья Орешкина считает, что в случае с детьми 4-5 лет, занятия ментальной арифметикой будут эффективны только в том случае, если будут проходить в игровой форме.

«Дети этого возраста вообще с трудом могут концентрироваться на такое время, если только речь идет не о просмотре мультика, - говорит эксперт. - Но если занятие будет построено в игровой форме, если дети будут заниматься на счетах, что-то разукрашивать, то они усвоят знания будучи при этом в естественной для себя среде - в игре. Кроме того, детям не должно быть тяжело, не надо превышать допустимый уровень нагрузки. Например, для 4-леток занятия должны идти не более 30 минут. Могу сказать, что ментальная арифметика для детей - это очень интересно. Но если ребенок в чем-то отстает от своих сверстников, то для него такие занятия будут слишком тяжелыми. Если у ребенка нет внутреннего ресурса для занятий, то это будет бесполезная трата времени, сил и денег».

Сейчас родителям, уделяющим большое внимание развитию своих детей, доступно просто невероятное количество самых разных методик. В этом «педагогическом море» несколько особняком стоят и при этом вызывают огромный интерес труды японских специалистов.

Любовь - основа всего

Первый постулат Макото Шичида может удивить: профессор уверен, что в основе успешного развития любого ребёнка всегда лежит огромная . Учёный отмечает: дети очень часто считают, что их любят недостаточно, в то время как родители уверены в обратном. И этот ощущаемый ребятами и не замечаемый родителями недостаток любви самым пагубным образом сказывается на развитии и воспитании детей всех возрастов. Для того чтобы такого не произошло, профессор предлагает использовать следующие способы:

  • Частые и крепкие объятия

Даже незначительные успехи малыша или ребёнка постарше, любая его помощь вам (пусть и неумелая) или даже просто готовность откликнуться на просьбу обязательно должны быть вознаграждены. И лучшая награда - объятия. Они не только помогают продемонстрировать детям глубину родительских чувств, но и прекрасно мотивируют их для будущих «подвигов». Обнимайте детей как можно чаще, шепчите им на ушко слова благодарности и любви. Только обязательно делайте это искренне, а не потому, что так «велит» методика. Объятия не должны быть формальными, «для галочки», ведь дети это очень тонко чувствуют.

  • Внимательное и чуткое отношение

Никогда не слушайте ребёнка «вполуха», не давайте бесконечные инструкции и откажитесь от постоянной (или очень частой) критики, ведь именно в этом кроется основная причина отчуждения, которое нередко возникает между родителями и детьми. Мы часто забываем о деликатности, когда общаемся с нашими чадами. А ведь они заслуживают чуткого и уважительного отношения ничуть не меньше, чем другие люди. Поэтому обязательно призывайте на помощь ещё и чувство такта и хорошее воспитание. А вот декларативности и нескрываемой назидательности в нашем общении с детьми должно быть как можно меньше. Вместо того чтобы заявлять: «Делай, как я сказала!», мягко и доброжелательно предложите: «Давай подумаем и решим вместе».

  • Правильный настрой

Профессор убеждён, что в течение первых пяти минут с момента засыпания, подсознание человека не спит. Эти драгоценные мгновения можно и нужно использовать для воздействия на детей. Положительные установки, полученные в это время, способны творить чудеса. Родители могут «надиктовать» чадам буквально всё: хороший аппетит или крепкий сон, уверенность в своих силах или доброжелательный настрой. Но самое главное - в эти минуты подсознание детей услышит и запомнит слова любви, которые, помимо прочего, обязательно должны звучать во время «настройки». Интересно, что даже прослушивание записей родительских «установок» самым благотворным образом влияет на детей. Поэтому, даже если родители часто уезжают и не имеют возможности ежевечернее давать «установки», они могут просто записать их и попросить бабушку или няню включать запись. Имейте в виду, что говорить нужно негромко (можно даже шёпотом) и ласково, а не вещать на всю квартиру. Этот способ Макото Шичида называет «пятиминутным внушением» и советует использовать регулярно.

Как организовать занятия

Какие советы по организации занятий даёт Макото Шичида:

  • Урок должен идти не дольше одного часа
  • Смена деятельности происходит не реже, чем раз в пять минут.
  • Схема организации занятий для детей всех возрастов одинаковая. Разница - в уровне сложности заданий.
  • Дети старше трёх лет должны так же делать специальное упражнение, активирующее «дремлющее» правое полушарие.

Мандалы - пособия из методики Шичиды, развивающие фотографическую память

Схема занятий

Как же проходят занятия?

1. Вступительная часть

  • Пение или прослушивание (для совсем маленьких учеников) песенки, для этого выбираются жизнеутверждающие произведения.
  • Дыхательные упражнения. Они довольно простые. Например, нужно сидя на стульях или на полу, расслабиться, несколько раз глубоко вдохнуть - выдохнуть. Вдыхая, руки следует разводить в стороны, выдыхая - обхватывать тело. Малышам в выполнении дыхательных упражнений должны помогать родители.
  • Медитация. За этим словом, которое может насторожить родителей-противников восточных практик, скрывается, скорее, нечто похожее на аутотренинг из любимого нашими зрителями фильма «Самая обаятельная и привлекательная». Только настраивать маленького ребёнка должны родители. Спокойным и ласковым тоном необходимо сказать несколько ободряющих напутствий: «ты очень способный», «ты любим нами», «ты можешь всё», «тебе всё под силу» и т.д. Дети постарше вполне могут «проводить настройку» и сами.

После этого этапа дети до трёх лет могут переходить к основным упражнениям, а ребят постарше необходимо «переключить на образы». Макото Шичида предлагает для этого несколько способов, в том числе игры на развитие воображение, визуализацию. Ребёнок может представлять себя мотыльком или рыбкой, кузнечиком или птицей.

2. Основная часть

В основную часть занятия входит несколько блоков:

  • 1 блок - тренировка сверхъестественных способностей

Пожалуй, это наиболее спорная для многих родителей составляющая методики Шичиды, она противоречит нашим традиционным взглядам на жизнь. Профессор Шичида уверен, что все люди обладают сверхъестественным (экстрасенсорным) восприятием и что его необходимо развивать, поскольку подобные умения невероятно расширяют возможности человека. Ведь в его арсенале появляются, например, телепатия, ясновидение, психометрия и предвидение. Учёный убеждён, что для маленьких детей выполнение этого блока заданий не составляет труда, а в ребятах постарше это «заснувшее» умение можно «разбудить».

  • 2 блок - тренировка памяти

В этом блоке заданий активно используются так называемые мемо-техники, облегчающие запоминание. Вот, например, как может выглядеть упражнение:

  1. Ребёнку показывают карточки с разными изображениями, например, рыбкой и домиком.
  2. При этом произносят текст, помогающий запомнить, что изображено на картинках, к примеру, «рыбка живёт в домике».
  3. После этого карточки кладут изображением вниз и просят ребёнка вспомнить, что на них нарисовано.

Постепенно количество карточек необходимо увеличивать. Когда ребёнок сможет в нужной последовательности называть 15 впервые увиденных (!) карточек, его память будет натренирована настолько, что никакие вспомогательные тексты уже не понадобятся. Ведь он сможет запоминать любые образы без вербального подкрепления.

Шичида разработал множество подобных упражнений, развивающих, в том числе, и фотографическую память, которая способна значительно облегчить жизнь, пожалуй, каждому из нас. Поэтому этот блок пользуется огромной популярностью и вызывает большой интерес у родителей из разных стран.

  • 3 блок - развитие музыкальных и математических способностей и др.

В этом блоке так же используются упражнения, помогающие лучше усваивать и запоминать новые сведения. Профессор призывает опираться не на один путь получения информации, а одновременно на несколько. Например, песни дети учат с опорой на зрительные образы, а музыку слушают, глядя на карточки с нотами.

Если дети не могут справиться с какими-то заданиями, родители должны выполнить их на глазах у малышей, обязательно объясняя каждое своё действие.

Задания для настольной игры танграм, развивающие абстрактное мышление

Многие из родителей, которые решили попробовать заниматься с детьми по методике Шичиды, рассказывают о том, что используют далеко не всё. Чаще всего отказываются от «экстрасенсорного» блока. А вот упражнения на развитие памяти, музыкальных и математических способностей, на овладение навыками скорочтения у наших соотечественников вызывают большой интерес. При этом родители-экспериментаторы отмечают, что исключение некоторых вызывающих сомнения заданий не влияет на достижения ребёнка в других направлениях. Поэтому тем, кто хотел бы попробовать методику Шичиды, но кого смущает «сверхъестественный» блок, можно посоветовать взять на вооружение не все задания, а лишь те, которые кажутся вам наиболее подходящими и допустимыми.

В 1954 году жил-был в Японии учитель математики Тору Кумон, и однажды его сын Такеши принес из школы двойку по арифметике. Г-н Кумон не растерялся и стал каждый день давать сыну простые задания на сложение, которые умещались на одном листочке. Вскоре Такеши стал лучшим в классе, а родители одноклассников повели своих детей на занятия к его отцу.

Прошло 60 лет. Теперь обучающие центры KUMON расположены почти в 50 странах мира. Более 4 миллионов детей в них занимаются по специальным рабочим тетрадям.

В России тетради центра KUMON выпускает издательство «Манн, Иванов и Фербер». Мы поговорили с руководителем детского направления «МИФ.Детство» Анастасией Креневой о том, чем отличается японская методика развития детей от российской; чему и как учат тетради KUMON и какие еще развивающие пособия для детей есть в России.

– Что такое KUMON и в чем их «фишки»?

– KUMON – это японская методика развития навыков, которые обычно должно быть сформированы у ребенка к школе. В центрах KUMON учат держать карандаш, проводить линии, вырезать, клеить, считать, писать цифры и буквы.

Всего в серии, которую мы издаем, более 50 рабочих тетрадей -- каждая для конкретного навыка и возраста. В тетрадях по 40 заданий, и они рассчитаны на месяц-два занятий. Главное -- заниматься каждый день, последовательно и понемногу. Это очень важно. Ключевой принцип всей методики -- последовательное усложнение. Сначала всегда самое простое, потом сложнее и сложнее. Именно этим они отличаются от большинства отечественных изданий.

Так, например, нередко можно встретить такое: открываешь тетрадь для подготовки руки к письму, а там одним из первых задание -- обвести по пунктирной линии цветочек или солнышко. И сразу возникает вопрос: как 2-летний ребенок, который еще даже карандаш толком держать не умеет, сможет это сделать? Это же сложно -- нужно окружность нарисовать и прямые линии, выходящие под разными углами. Не каждый взрослый хорошо справится. В KUMON по-другому. Все начинает с очень и очень простых вещей. Сначала ребенок учится вести короткую линию, в следующем задании линия удлиняется, потом появляется один изгиб, затем несколько и т.д. То есть, по логике японцев, задание с солнышком стояло бы в самом конце тетради...

Другая особенность в том, что KUMON -- это не только механическая отработка навыка. Эти тетради приучают ребёнка к самостоятельности. Участие родителей здесь сводится к нулю. Благодаря иллюстрациям, дизайну страниц все задания интуитивно понятны ребенку. Он открывает тетрадь и сам все делает, без подсказок. Плюс японцы постоянно повторяют родителям, что детей нужно обязательно хвалить. Когда вы хвалите детей, это повышает их самооценку, они начинают верить в свои силы, а сами занятия вызывают у них только положительные эмоции. Они сами хотят заниматься каждый день. А это очень важно -- ведь так у ребенка еще и вырабатывается полезная привычка к занятиям.

– Я слышала, что японцы продумывают даже толщину бумаги для детей. Это так?

– Да, они продумали все, что только можно. Тетрадки для детей 2 лет – маленького формата; тетрадки для детей постарше – большого. Плотность бумаги тоже разная. Например, в тетрадках для малышей используется самая плотная бумага. Чем старше ребенок, тем бумага тоньше. Всё делается для того, чтобы ребенку было удобно писать. В 2 года ему еще трудно держать карандаш и вести линию, поэтому он сильно давит на бумагу. Если бумага будет тонкой, она порвется, а это расстроит малыша. Удовлетворения от выполненного задания не будет. И в следующий раз ему не захочется заниматься.

Другой пример продуманности, причем далеко не очевидный, в иллюстрациях к заданиям. В начале тетради задания очень простые, а иллюстрации к ним яркие, со множеством деталей. Ребёнок воспринимает это всё как игру и погружается в неё. Чем дальше, тем задания сложнее. А картинка при этом становится менее насыщенной и красочной. Почему? Тут тоже очень просто: чем сложнее задание, тем сильнее ребенку нужно концентрироваться. Его ничто не должно отвлекать.

– То есть причины популярности KUMON в том, что там все очень продумано?

– Да, но не только. Дело еще и в эмоциях родителей, которые видят реальный результат. Ребенок не умел, например, держать карандаш или пользоваться ножницами. Сделал 40 упражнений -- и теперь у него это прекрасно получается.

Кстати, мы сделали для себя открытие. Выяснилось, что у наших детей проблемы с вырезанием. Самая популярная тетрадка во всей серии -- «Учимся вырезать». В принципе, этому есть объяснение. Аналоги, которые предлагают сегодня на рынке, -- тетради с аппликациями. Но как ребенок вырежет кружок или квадрат для аппликации, если он еще резать бумагу не умеет? В KUMON все последовательно: сначала учимся делать просто разрезы, короткие, по толстым линиям, потом линии становятся тоньше и длиннее, появляются углы, дуги, волны и только потом окружности и линии сложных форм.

Еще одна фишка в том, что в тетрадях на вырезание ребенок не просто вырезает -- в конце у него получается какая-нибудь игрушка, с которой он потом может играть. Например, какая-то змейка, которую он вырезал по спирали. Или, например, ты вырезаешь одеяло, и накрываешь нарисованную девочку этим одеялком.

– Какие типы развивающих тетрадей есть в России?

– Развивающие детские тетради можно разделить на два типа. Первый – это тетради комплексного развития. Это такие развивалки общего характера. Здесь в рамках одной тетради или серии может быть всё: и математика для малышей (формы, противоположности, соответствия и т.д.), и общее развитие речи (группы слов по тематикам), и творческие задания (дорисовать, слепить, приклеить). Ребенок, развивается, узнает новое, конечно. Но процесс совсем другой, это интеллектуальное развитие. Такие тетради не “ставят руку” и не учат именно вырезать, как делает это KUMON.

Или, например, сейчас довольно популярны тетради с наклейками. Они по-своему замечательны и интересны. Задания здесь тоже на общее развитие и параллельно на развитие мелкой моторики. То есть обычно сначала нужно подумать, решить, что и куда клеить, и только потом клеить.

В аналогичных же тетрадях KUMON нужно просто клеить. И все. Полная концентрация только на этом задании. Там будет нарисовано, к примеру, яблоко с пустым кружком. И ребенок должен аккуратно в этот белый кружочек вклеить круглую наклейку. Суть не в том, чтобы он узнал, что это яблоко и что оно зеленого цвета. Или чтобы он узнал, чем большой “большой” отличается от “маленький”. От начала и до конца тетради его учат приклеивать наклейки и бумагу на бумагу. Главное, что к концу занятий он делает это идеально!

– Понятно. А какой второй тип тетрадей?

Второй тип тетрадей с уклоном именно в математику, вроде пособий Людмилы Петерсон для дошкольников. Или, например, у Жени Кац есть интересные тетради на развитие математического мышления. Там представлены всякие головоломки, игровые задания на логику, внимательность. Работая в такой тетради, ребенок даже не понимает, что занимается математикой, цифр там очень мало. Женя, кстати, считает, что раньше 5 лет не стоит мучить ребенка цифрами. Он, конечно, запомнит, как они выглядят, но что именно эта цифра обозначает, он в 2-3-4 года не понимает. У него еще не развито математическое мышление.

– Получается, базовым навыкам у нас никто и не учит?

Получается, что так. Целенаправленно не учат, опосредованно -- учат. Исключение -- тема подготовки руки к письму. У многих издательств есть такие тетради. Правда, опять же, большинство из них построены по принципу “обведи заштрихованные линии и продолжи сам”.

С точки зрения японцев, в таких заданиях нет особого смысла. Например, ребенку 2-3 лет предлагают обвести и дорисовать зубчики на расческе. Но как как ребенку их нарисовать? Куда поставить карандаш? Где остановиться? Ребенок 2-3 лет еще не понимает этого.

Да, это, конечно, механическая отработка. Но так ребенок никогда не научится проводить линии осознанно. Если мы возьмем аналогичную тетрадку KUMON, то увидим, что каждое задание будет предствалять собой лабиринт -- от очень простого (вроде прямого туннеля) до сложного. В лабиринте всегда обозначены его начало и конец. Эти подсказки нужны ребенку для того, чтобы он понимал, куда поставить карандаш и где остановиться. Ребенок сначала продумывает маршрут, а потом сам осознанно ведет линию по чистому листу туда, куда ему нужно. Именно этот навык поможет ему потом писать и рисовать.

– И последнее. Какой основной принцип воспитания есть у японцев, который неплохо бы перенять и нам?

– Японцы очень просят родителей не вмешиваться в то, что делает ребенок. В чем проблема многих наших мам? Например, ребенок начинает проводить линию и у него не получается. Мама тут же вырывает у него ручку и говорит: «Подожди, ты все не так делаешь!». Это неправильный посыл. Даже если ребенок вообще ничего не сделал, его обязательно нужно похвалить. Хотя бы за то, что он постарался.

Япония до конца позднего Средневековья была скрыта от всего мира: ни въехать, ни выехать. Но как только высокие стены пали, мир активно начал изучать эту загадочную страну, в частности, образование в Японии.

Кратко о главном

В стране Восходящего солнца образование - это одна из первых и главных целей в жизни. Именно оно определяет будущее человека. Система образования в Японии почти не изменилась с 6 века. Хотя после Второй мировой войны на нее оказали сильное влияние британские, французские и, в особенности, американские системы. Учиться жители Японии начинают практически с пеленок. Сначала им родители прививают манеры, правила поведения, учат основам счета и чтения. Дальше ясли, детский сад, младшая, средняя и старшие школы. После них университеты, колледжи или школы специальной профессиональной подготовки.

Учебный год разделен на три семестра:

  • Весенний. С 1 апреля (это и начало учебного года) по середину июля.
  • Летний. С 1 сентября по середину декабря.
  • Зимний. С начала января по конец марта. Учебный год заканчивается в марте.

После каждого семестра ученики сдают промежуточные тесты, а в конце года экзамены. Помимо уроков японцы имеют возможность посещать кружки и участвовать в фестивалях. Теперь подробнее рассмотрим образование в Японии

Дошкольные заведения

Как уже было сказано, этикет и манеры поведения прививают родители. В Японии существуют две разновидности детских садиков:

  • 保育園 (Hoikuen) - государственный центр по уходу за детьми. Эти учреждения рассчитаны для самых маленьких. Согласно правительственному указу, они были созданы специально для поддержки работающих матерей.
  • 幼稚園 (Youchien) - частный детский сад. Такие заведения рассчитаны для детей старшего возраста. Здесь обучают пению, рисованию, чтению и счету. В более дорогих заведениях учат английский язык. Так что в школу они приходят полностью подготовленными.

Стоит отметить, что основная функция детских садов не столько обучение, а социализация. То есть, детей учат взаимодействовать со сверстниками и обществом в целом.

Начальная школа

Образование в Японии в начальной школе начинается с шести лет. Большинство этих заведений - государственные, однако встречаются и частные. В начальной школе преподают японский язык, математику, естествознание, музыку, рисование, физкультуру и труд. С недавнего времени в обязательном порядке ввели обучение английскому языку, который раньше начинали преподавать только в средней школе.

Кружков, как таковых, в начальной школе нет, зато проводятся внеклассные мероприятия, такие как спортивные соревнования или постановка театральных спектаклей. Учащиеся ходят в повседневной одежде. Единственный обязательный элемент экипировки: желтая панама, зонтик и дождевик такого же цвета. Это обязательные атрибуты, когда класс ведут на экскурсию, чтобы не потерять детей в толпе.

Средняя школа

Если перевести на русский счет, то это обучение с 7 по 9 классы. К предметам младшей школы добавляется более углубленное изучение наук. Увеличивается количество уроков с 4 до 7. Появляются клубы по интересам, в которых ученики задействованы до 18.00. Преподавание каждого предмета закреплено за отдельным учителем. В классах учится более 30-ти человек.

Особенности образования в Японии можно проследить в формировании классов. Во-первых, учеников распределяют по уровню знаний. Особенно часто это встречается в частных школах, где считают, что ученики с плохими отметками плохо повлияют на отличников. Во-вторых, с началом каждого семестра учеников распределяют в разные классы, чтобы они учились быстро социализироваться в новом коллективе.

Старшая школа

Обучение в старшей школе не считается обязательным, но те, кто желает поступить в вуз (а на сегодняшний день это 99% учащихся), должны ее окончить. В этих заведениях основное внимание сосредоточено на подготовке учащихся к вступительным экзаменам в университеты. Также ученики принимают активное участие в школьных фестивалях, кружках, посещают экскурсии.

Дзюку

Современное образование в Японии не заканчивается исключительно на школах. Существуют специальные частные школы, предлагающие дополнительные занятия. Их можно разделить на два вида по направлениям обучения:

  • Неакадемические. Учителя обучают разнообразным видам искусства. Есть спортивные секции, также можно научиться чайной церемонии и традиционным настольным японским играм (сеги, го, маджонг).
  • Академические. Ориентированы на изучение разных наук, включая языки.

Эти школы в основном посещают ученики, которые пропустили занятия в школе и не могут усвоить материал. Хотят успешно сдать экзамены или подготовится к вступлению в вуз. Также причиной, по которой ученик может настоять на посещении такой школы, может быть более тесное общение с учителем (в группах около 10-15 человек) или за компанию с друзьями. Стоит отметить, что такие школы дорого стоят, поэтому не все семьи могут их себе позволить. Однако школьник, не посещающий дополнительных занятий, имеет заведомо проигрышное положение в кругу сверстников. Единственное, чем он может это компенсировать - самообучение.

Высшее образование

Высшее образование в Японии в основном получают мужчины. Для женщин, как и столетия назад, отведена роль хранительницы домашнего очага, а не руководительницы компании. Хотя исключения встречаются все чаще. К учреждениям высшего образования относят:

  • Государственные и частные университеты.
  • Колледжи.
  • Школы специальной профессиональной подготовки.
  • Технологические колледжи.
  • Учреждения дальнейшего высшего образования.

В колледжах в основном учатся девушки. Обучение составляет 2 года, и преподают в основном гуманитарные науки. В технологических колледжах изучают отдельные специальности, срок обучения 5 лет. После его окончания студент имеет возможность поступить в университет на 3 курс.

В стране существует 500 университетов, 100 из которых государственные. Чтобы поступить в государственное учреждение необходимо сдать два экзамена: «Общий тест достижений первой ступени» и экзамен в самом университете. Для поступления в частное заведение необходимо сдавать только тест при университете.

Стоимость обучения высокая, колеблется от 500 до 800 тысяч йен в год. Существуют программы, позволяющие получить стипендию. Однако там большой конкурс: на 3 миллиона студентов всего 100 бюджетных мест.

Образование в Японии, кратко говоря, дорогое удовольствие, но именно от него зависит качество жизни в будущем. Только те японцы, которые окончили высшие учебные заведения, имеют возможность получить высокооплачиваемую работу и занимать руководящие должности.

Языковые школы

Система образования в Японии - культ, ведущий страну к успеху. Если на постсоветском пространстве диплом - это красивая пластиковая корочка, свидетельствующая, что 5 лет человек чем-то занимался, то в стране Восходящего солнца диплом - это пропуск в светлое будущее.

Из-за старения нации высшие учебные заведения принимают иностранных студентов. Каждый гайдзин (иностранец) имеет возможности получить стипендию, если его знания в определенной области высокие. Но для этого необходимо хорошо знать японский язык, поэтому в стране существуют специальные языковые школы для иностранных студентов. Также они предлагают краткосрочные курсы японского языка для туристов.

Учиться в Японии сложно, но весело. Ведь ученики имеют возможность развиваться гармонично, самостоятельно принимать решения и решать собственное будущее. Итак, образование в Японии, интересные факты:

  • В начальной школе ученикам не задают домашнее задание.
  • Начальное и среднее образование обязательное и бесплатное в государственных учреждениях.
  • Чтобы поступить в школу, нужно сдать экзамены, те, кто не смог пройти, могут попытать удачу в следующем году.
  • Школьницам нельзя красить волосы, носить макияж и украшения, кроме наручных часов. За внешним видом учеников в школах тщательно следят. Даже носки могут отобрать, если они не такого цвета, как нужно.
  • В школах нет уборщиков. Начиная с начальной, ученики после окончания занятий сами убирают классы и коридоры.

  • Также за каждой группой учеников класса закреплены свои обязанности. Есть группа, которая отвечает за уборку школьной территории, организацию мероприятий, здравоохранение и т. д.
  • В школах часто меняется состав учащихся, чтобы дети учились быстрее вливаться в коллектив. В высших учебных заведениях группы формируются согласно выбранным предметам для изучения.
  • «Система пожизненного найма». Образование в Японии знаменательно еще и тем, что многие вузы сотрудничают со старшими школами, принимая учеников с хорошими отметками. А над вузами стоят известные компании, которые принимают выпускников на работу. Японец, окончивший вуз, может быть уверен в будущем трудоустройстве и карьерном продвижении. Многие японцы проходят путь от младшего сотрудника до руководителя отдела/филиала и уходят на пенсию с чувством выполненного перед страной долга.
  • Каникулы длятся всего 60 дней в году.
  • В средней и старшей школе учреждена уникальная униформа.
  • Каждый учебный год начинается и заканчивается церемониями, на которых приветствуют новичков и поздравляют выпускников.

Кружки и фестивали

Развитие образования в Японии уходит корнями в глубокую древность. Уже в 6 веке существовала национальная система образования. Японцы всегда были сторонниками раннего и гармоничного развития. Эта традиция сохраняется и сегодня. В средней и старшей школе ученикам предоставляется возможность посещать кружки по интересам. За каждым кружком закреплен свой научный руководитель, но он вмешивается в деятельность клуба только когда предстоят соревнования или творческие конкурсы между школами, что случается достаточно часто.

Во время каникул ученики посещают организованные школой экскурсии. Поездки проводятся не только в пределах страны, но и за ее границами. После поездок каждый класс обязан предоставить стенгазету, в которой подробно изложит все, что было в поездке.

В старшей школе особое внимание уделяется такому мероприятию, как осенний фестиваль. На каждый класс школа выделяет 30 000 йен и закупает футболки. А ученики обязаны придумать мероприятие, которым будут развлекать гостей. Чаще всего в классах организовывают кафетерии, комнаты страха, в актовом зале могут выступать творческие коллективы, спортивные секции устраивают небольшие соревнования.

Японскому школьнику некогда бродить по улицам города в поисках развлечений, их ему достаточно и в школе. Правительство сделало все возможное, чтобы оградить подрастающее поколение от влияния улицы, и эта затея у них отлично получилась. Дети всегда заняты, но они не бездумные роботы - им дано право выбирать. Большинство школьных и университетских мероприятий учащиеся организовывают самостоятельно, без помощи научных руководителей. Они приходят во взрослую жизнь уже полностью подготовленными, в этом и состоит главная особенность образования в Японии.