Задания дошкольникам про ь и ъ знак. Буквы “ъ” и “ь”. Коррекционно – воспитательные

Сборник заданий для детей семи лет перед подготовкой к школе: твердый знак, словарный диктант, развитие речи, формирование знаний об окружающей среде, развитие памяти, решение задач по математике.


Обучение чтению. Знакомство с "Ъ"

Цель : знакомство с Ъ.

Материал : рабочий лист. Карточка с Ъ.

- Ребята в русском языке есть еще одна буква, который не имеет звука – это Ъ.

Педагог показывает карточку с буквой.

- На что похож Ъ. Чем он отличается от Ь?
- Обведите букву пальчиком.
- Послушайте слова, в которых есть Ъ: СЪЕЛ, ПОДЪЕХАЛ, ОБЪЕХАЛ.
- А сейчас послушайте сказку про Ъ и мягкий знак.

В сказочной городе "Алфавитске" жили 32 веселые буквы. Они занимались тем, что писали книги. Однажды буква А собрала всех жителей и сказала:

Сестры! Среди нас существуют буквы, которые нам неровня. Они не являются звуками и не выполняют той работы, которой занимаемся мы. Я говорю о мягком и твердом знаках. Предлагаю исключить их из нашей команды. Пусть отправляются на все четыре стороны.

Как же так? Что же нам теперь делать? – неуверенно и грустно прошептал мягкий знак.

Вы еще пожалеете об этом! – погрозил твердый знак. – Пойдем, брат, обойдемся и без них.

И они отправились, куда глаза глядят. Худенький мягкий знак шел робко и неуверенно, все время спотыкаясь. А толстый и неповоротливый твердый знак надел свою шляпу и, насвистывая веселую песенку, бодро зашагал вместе со своим другом по тропинке. На их пути встретился темный лес. Там они нашли заброшенную избушку дровосека и стали жить припеваючи.

В это время буквы продолжали заниматься своими делами. Они выпустили очередную книгу. Но, ни один читатель к ней не притронулся, потому что все в ней было бессмысленно. Слова без твердого и мягкого знаков потеряли свое значение.

Тяжелые времена наступили в жизни букв.

Так существовать невозможно! – воскликнула буква Я. – Надо оставить гордость и вернуть наших друзей.

Ее поддержала буква Д:

Нужно собираться в дорогу!

Буква А скомандовала:

Завтра в поход!

Рано утром они отправились в дорогу. Путь был долгим и утомительным. Перед ними показалось озеро. Построив лодку, буквы стали переплывать водоем. Вдруг нос лодки уперся во что-то твердое. Буква А хотела крикнуть:

Внимание! Мы садимся на мель!

Но вместо этого получилось:

Мы садимся на мел!

Все буквы послушно выбрались из воды и обмазались в мелу, которым был покрыт берег, хотя не понимали, зачем это нужно. Грязные, недовольные и голодные они побрели дальше.

Буква А поняла, что надо накормить команду и подумала:

"Сейчас скомандую, чтобы каждый остановился, съел и отдохнул".

Посидели буквы, но сил им это не прибавило. Наступила ночь, путешественники стали замерзать и разбили палатку.

Разжигайте уголь! – скомандовала буква А.

Но все услышали только "разжигайте угол" и послушно подожгли края палатки. Начался сильный пожар и буквам пришлось его тушить.

Наконец показались лес и избушка дровосека. Когда утомленные буквы зашли туда, то увидели, что мягкий и твердый знаки с удовольствием пьют чай с сахаром вприкуску, мирно беседуют и ничего их не тревожит. Вокруг чисто, тепло и уютно.

Поняли буквы, что несправедливо обошлись со своими товарищами, попросили у них прощения, осознав, что без твердого и мягкого знаков прожить невозможно. Братья не держали на них зла, накормили, напоили чаем. Утром все отправились в обратный путь.

С тех пор у каждого жителя города "Алфавитска" была своя задача. Гласные и согласные буквы обозначали звуки, а мягкий и твердый знак указывали на их мягкость или твердость.

Обучение чтению "Ъ"

Цель : формирование знания образа буквы.

Материал : рабочий лист.

Раскрасьте Ъ.

Обведите и допишите Ъ.

На что похож Ъ?

Обучение чтению. Чтение слов с Ъ

Цель : формирование навыка чтения.

Материал : рабочий лист. Звуковые кубики.

Педагог на доске пишет два слова – СЕЛ и СЪЕЛ. Педагог предлагает выложить схему слова СЕЛ . В результате этой работы дети видят, к какому слову относится предложенная схема на доске. Педагог сообщает детям, что еще один способ разделения звуков в словах - использование буквы Ъ. Ребята работают над сходством и различием слов сел и съел и делают выводы, что в слове съел, слышим отчетливо слияние двух звуков [Й] [Э] и, чтобы они не сливались со звуком [с] пишем Ъ.

Затем педагог обращает внимание на задание в рабочем листе.

- Прочитайте слова.
- Подчеркните Ъ.
- Затем педагог просит детей выполнить следующее задание в рабочем листе.
- Разделите слова на слоги. В квадратах напишите количество слогов.

Диктант. Предложение

Цель : формирование навыка письма, развитие способности к кодированию.

Материал : рабочий лист.

Напишите под диктовку предложение:

ПО МОРЮ ПЛЫВЕТ КОРАБЛЬ.

Поставьте в словах ударение.

Развитие речи. Беседа на тему "Занятия и инструменты"

Цель : развитие речи, активного и пассивного словарного запаса, формирование представлений о труде взрослых, об инструментах, используемых в профессии.

Материалы : мяч.

- Каждую работу нужно выполнять с помощью специальных инструментов. Блин готовил с помощью кастрюль, сковородок, посуды, печки. Мышонок рубил дрова с помощью чего? (Топора, пилы). Верно. Давайте я буду называть какое-то занятие, а вы – инструменты, которые для этого нужны.
  • Дворник – Что ему нужно? – (метла, тряпка, ведро, швабра).
  • Парикмахер – Что ему нужно? (Ножницы, расческа, вода, фен, бритва).
  • Портной – игла, нитки, наперсток, швейная машина.
  • Певица – сцена, микрофон, пианино.
  • Ученик – книги, тетрадки, ручка, карандаш.
  • Грибник – корзинка, ножик, сапоги, плащ.
  • Рыбак – удочка, ведро.
  • Математика. Измеряем крупу разными мерками

    Цель : учить детей измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки. Развитие умственного действия анализа-синтеза, сравнения.

    Материалы : два тазика (один пустой, в другом насыпано 3 "кастрюльки" риса), "кастрюлька" пластиковая, пластиковый стаканчик, бусины из шнуровки. Цифры от 1 до 9. Знаки "больше", "меньше", "равно".

    Следить за полнотой мерки!

    - Как называется крупа в тазике?
    - Как узнать, сколько риса в тазике? Что для этого надо сделать?
    - Чем можно измерить рис? (Всеми предметами, в который его можно насыпать).

    Педагог предлагает измерить рис кастрюлькой – это будет мерка. Напоминает, что каждый раз, когда отмеряем полную чашку, надо выставить какой-нибудь предмет (например, положить бусину), для того, чтобы не сбиться со счета.

    - Сколько кастрюлек риса было в тазике? (Три).

    Найдите и положите эту цифру перед собой.

    - А теперь давайте измерим этот же рис стаканчиком.
    - Сколько получилось стаканчиков риса? Найдите цифру. Положите рядом.
    - Сколько получилось кастрюлек риса? Сколько стаканчиков?
    - Поставьте знак между цифрами и прочитаете запись. (Например, "три больше пяти" и "пять больше трех").
    - Почему получились разные ответы при одном и том же количестве риса? Какой можно сделать вывод?
    - Правильно, чем больше мерка, тем меньшее число получается и наоборот: чем меньше мерка, тем большее число получается.
    - Чем были сейчас для нас кастрюлька и стаканчик? (Мерками).

    Графический диктант

    Цель : развитие мелкой моторики руки, формирование зрительно-двигательной координации.

    Материалы : рабочий лист.

    Педагог выдает детям рабочие листы и просит поставить карандаш на точку.

    Педагог диктует:

    Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Две клетки вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Две клетки вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх.

    Продолжите узор самостоятельно.

    Математика. Решение задач. Яблоки

    Цель : развитие операций мышления.

    Материал : рабочий лист.

    Составьте и решите задачу. Запишите решение.

    Формирование знаний об окружающем мире. Мебель

    Цель : формирование умственных действий обобщения, классификации, анализа-синтеза.

    Скажите одним словом:

  • Стол, за которым обедают, называется...
  • Стол для газет и журналов называется...
  • Стол, за которым пишут, называется...
  • Шкаф для одежды называется...
  • Стол для компьютера называется...
  • Полка для книг называется...
  • Шкаф для книг называется...
  • Скажи наоборот:

  • Шкаф высокий, а тумбочка...
  • Шкаф большой, а полка...
  • Диван мягкий, а табурет...
  • Кресло мягкое, а стол...
  • Математика. Примеры

    Цель : формирование умения решать примеры.

    Материал : рабочий лист.

    Педагог обращает внимание на следующее задание в рабочем листе.

    Решите примеры.

    Игра с мячом "Ориентировка в пространстве"

    Цель : формирование ориентировки в пространстве.

    Я буду бросать мяч и называть предметы, находящиеся в этой комнате. А ты должен использовать в своем ответе слова "слева", "справа", "впереди", "позади".

    Например, "стол где?" (впереди меня).

    Развитие памяти. Кто сидит на лесенке?

    Цель : отработка понятий "выше, ниже", "между", "над", "под", порядковый счет в пределах пяти, развитие памяти.

    Материалы : раздаточные листы 1 и 2, карточки с изученными цифрами, фломастер или пластилин (5 шариков разных цветов каждому малышу).

    Дети получают 1-й раздаточный лист.

    - Перечислите всех, кто сидит на лестнице. (Мальчик, девочка, кошка, собака, петушок).
    - Сколько всего друзей сидит на лестнице? (Пять).
    - Покажите карточку с этой цифрой. (Поднимают карточку "5").
    - Кто сидит на первой, нижней ступеньке? (Девочка).
    - Кто сидит на верхней ступеньке? (Петушок).
    - Какая верхняя ступенька по счету? (Пятая).
    - Кто сидит на третьей ступеньке? (Собака).
    - На какой ступеньке сидит кошка? (На второй).
    - Покажите карточку с этим номером. (Два).
    - Кто сидит между девочкой и собакой? (Кошка).
    - Кто сидит между петушком и кошкой? (Мальчик и собака).
    - Кто летает над лестницей? (Три стрекозы).
    - Каких стрекоз больше: синих или зеленых? (Зеленых стрекоз больше, чем синих, два больше, чем один).
    - Что растет под лестницей? (Одуванчики).
    - Поднимите карточку с цифрой, равной числу одуванчиков. (Поднимают "5").
    - А теперь еще раз внимательно посмотрите на лист и запомните, кто на какой ступеньке сидит. Готово? Сдайте мне свои листы.

    Вместо них дети получают 2-й раздаточный лист.

    - Возьмите фломастер и соедините линиями мальчика, девочку и всю их компанию с теми ступеньками, на которых они сидели.
    (Можно эту работу сделать и с помощью пластилина. Для этого дети получают 5 небольших кусочков пластилина разных цветов. Берется первый кусочек, например, красного цвета.
    - Разделите кусочек пластилина пополам, скатайте из него два шарика. Первый шарик прикрепите к девочке, а второй шарик - к ступеньке, на которой она сидела.
    - Теперь возьмите пластилин синего цвета, разделите его на две части, скатайте два синих шарика. Один шарик прикрепите к мальчику, а второй – к ступеньке, на которой он сидел.
    - Возьмите зеленый пластилин. (Работа по аналогии).

    Когда дети определили всех персонажей на определенные ступени, взрослый выдает им 1-й лист, и дети себя проверяют.

    Подготовка руки к письму. Петельки

    Цель : развитие графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист.

    Обведите петельки.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Цель занятия: изучаем твердый знак, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

    • познакомить дошкольника с буквой Ъ, правильным произношением звука;
    • научить писать печатную букву Ъ по клеточкам;
    • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

    Назови, что нарисовано на картинках снизу:

    Съесть пирожное Подъёмный кран Съедобные грибы Доска объявлений

    • Рассмотри новую букву. Это - буква твердый знак.
    • Повтори слова: СЪЕЛА, СЪЕЛ, ВЪЕХАЛ, ПОДЪЕХАЛ, ОБЪЕХАЛ.
    • Все эти слова пишутся с твердым знаком.

    Прочитай слова:
    съе-ла, въе-хал, объе-хал, подъе-хал, съел

    В русском языке есть слова, в которых звуки произносятся раздельно. Чтобы это было видно при чтении, после согласной буквы пишут твердый знак.

    1. Еще раз рассмотри букву твердый знак.
    2. На какую букву он похож?
    3. А чем отличаются твердый и мягкий знаки?

    Задание: печатная буква Ъ для дошкольников

    Рассмотри букву твёрдый знак. Нашили букву Ъ в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

    В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
    Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

    Сказка про букву Ъ

    Сказка про твёрдый и мягкий знаки

    Однажды по дороге твёрдой походкой шёл Твёрдый Знак.

    — Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? — остановил его Восклицательный знак.
    — Я подарю её Восклицательному знаку. Сегодня у меня день рожденья.
    — Не! — твёрдо ответил Твёрдый знак.
    — Неужели не сочините? — опечалился Вопросительный знак.
    — Нет и только нет! — сказал Твёрдый знак ещё твёрже.
    — Но почему? — удивился Вопросительный знак.
    — Не хочу! Не буду! Не желаю! — Твёрдый Знак стоит на своём очень твёрдо.

    Вопросительный Знак вопросительно смотрел на дорогу. По дороге в мягких тапочках шёл Мягкий Знак.

    — Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? — обратился к нему Вопросительный знак.
    — Мне, честно говоря, не хочется, — мягко сказал Мягкий Знак.
    — Но я попытаюсь… так и быть.

    И вот вечером Вопросительный Знак прибежал к Мягкому Знаку за сказкой.

    — Жаль… мне очень жаль, — промямлил Мягкий Знак, — но, право, я не умею сочинять сказки. И он заплакал.
    — Но почему же вы мне сразу не сказали? — рассердился Вопросительный Знак.
    — Вы были так любезны, — прошептал Мягкий Знак, — и я не смог вам отказать сразу. Я не люблю отказывать. И он заплакал ещё сильнее.

    Вопросительный Знак расстроился:

    — Извините, но я не могу вас утешить. Я опаздываю. На день рожденья.

    Он бежал по дороге и думал: «Что же я скажу, если Восклицательный Знак спросит, где подарок???»
    Но Восклицательный Знак ничего не спросил. Он воскликнул:

    — Ура! Наконец-то! Пришёл мой друг — Вопросительный Знак! Как я рад!

    (Э. Мошковская)

    Пословицы и поговорки на букву Ъ

    Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.

    Веселые стихи про букву Ъ для детей

    А рано утром натощак
    Пошли мы к букве «твердый знак».
    Но не могли найти никак
    Ни твердый знак,
    Ни мягкий знак.
    Мы долго думали в пути,
    Где эти знаки нам найти,
    И после размышленья в печать
    решили мы послать такое объявленье:
    «Пропала не собака,
    А два печатных знака.
    Найти их рядом мудрено.
    Но, может быть, однако,
    Словцо отыщется одно,
    Где будут оба знака?»
    В одной из утренних газет
    Мы через день прочли ответ
    От школьника Петрова
    Из города Тамбова.
    Илья Петров ответил так:
    «И твердый знак, и мягкий знак
    Найдешь в одно мгновенье.
    Ты их найдешь,
    Когда прочтешь
    Свое же объявленье!»
    Мы объявленье перечли
    И оба знака в нем нашли.
    И написали мы в Тамбов:
    «Благодарим, Илья Петров!»
    (С. Маршак)

    Волк ужасно разъярен -
    Съесть ежа не может он.
    Еж, хотя он и съедобен,
    Для съеденья неудобен:
    Съёжась, выставил иголки -
    Объегорил злого волка.
    (В. Лунин)

    Мягкий знак и твердый знак
    Разговаривали так:
    - Сколько я пирожных съем?
    - Мягкий знак ответил:
    - Семь.
    (А. Шибаев)

    Что случилось с мягким знаком?
    Был мягкий знак высоковат…
    Сказали буквы строго:
    - Эй, наклонись немного! -
    И так согнулся он, чудак,
    Что превратился в…
    Твердый знак.
    (А. Шибаев)

    Птица смотрит в удивлении
    На лесное объявление.
    Не найдет она никак
    В этом слове твердый знак.
    (Г. Сатир)

    Подъем - для тех, кто ловок, смел,
    Он беспокойным впору.
    На холм взобраться не сумел -
    Штурмуй большую гору.
    (Я. Аким)

    Обойди хоть всю планету,
    С твердым знаком зверя нету.
    Может, где-то на Венере
    С твердым знаком рыщут звери?
    (Е. Григорьева. И. Гамазкова)

    Объявляется банкет!
    Все объедки сдай в буфет!
    Объясняю: в цирке есть те,
    Кто их желает съесть!
    (В. Берестов)

    Итоги урока:

    1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
    2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
    3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
    4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

    Разделы: Работа с дошкольниками

    Раздаточный материал:

    • листы бумаги,
    • карандаши,
    • набор цветных фишек для каждого ребенка (квадратики 2*2 см красного, синего и зеленого цветов),
    • касса букв с изученными буквами.

    Демонстрационный:

    • схемы предложений;
    • желтая коробочка с мелом;
    • цветные фишки для обозначения звуков;
    • буквы;
    • лист со словами СОЛ, ДЕН, РОЛ, КОН, ЛЕН, НОЛ, написанными в столбик;
    • маркер;
    • картонная буква “Ь”,
    • клей,
    • кисточка,
    • вата,
    • горох,
    • шарики пенопласта.

    Ход занятия

    1.Закрепление написания изученных букв.

    Воспитатель: Ребята, я предлагаю вспомнить, какие буквы мы уже изучили. Но, к сожалению, у нас кончился мел. Как же мне показывать вам буквы, не называя их?

    Дети: Можно рисовать в воздухе.

    В: Действительно, это выход. Тогда я буду рисовать для вас букву в воздухе, а вы записывайте ее на листочке. (Воспитатель “рисует” в воздухе буквы Н, К, Ж, О, Ю, Ы, Ш, Р, А, Л правой рукой, повернувшись спиной к детям. Дети записывают буквы у себя на листочках).

    2.Закрепление знаний о буквах.

    Какие из этих букв обозначают на письме гласные звуки? (О, Ю, Ы, А).

    А остальными буквами, какие звуки обозначаются? (согласные).

    Какими буквами обозначаются всегда твердые согласные? (Ж, Ш)

    Какая буква лишняя? Почему? (буквой Ю иногда обозначаются два звука)

    3.Работа с предложениями.

    Воспитатель произносит предложения:

    Была зима.

    Алеша с папой гуляли.

    Мальчик слепил снеговика.

    Дети самостоятельно чертят схемы на листочках. Затем воспитатель вывешивает схемы на доске, но с ошибками (в схеме первого предложения не поставлена точка, в схеме второго предложения указано только три слова, схема последнего предложения начинается с “ маленькой буквы”)

    Дети выделяют ошибки, исправляют их, объясняют.

    В: Давайте закончим этот маленький рассказ. Придумайте другое предложение к последней схеме, подходящее к этому рассказу.

    4.Физкультминутка.

    Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)
    Очень нравится нам делать по порядку:
    Весело шагать (ходьба),
    Руки поднимать (руки вверх),
    Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),
    Прыгать и скакать (10 прыжков)

    5.Звуко-буквенный анализ.

    В: Пока мы отдыхали, я вспомнила, что утром нашла вот эту коробочку. В ней спрятана отгадка на загадку. (Показывает коробочку).

    Отгадайте: Белый камешек растаял,
    На доске следы оставил.

    Д: Это мел.

    В: Предлагаю разобрать это слово.

    Назови первый звук. Какой он?

    Каким цветом обозначим?

    Назови второй звук. Какой он?

    Каким цветом обозначим?

    Назови третий звук. Какой он?

    Каким цветом обозначим?

    Сколько всего звуков в этом слове?

    Сколько согласных?

    Сколько гласных?

    Какой по счету гласный звук?

    Какой по счету согласный мягкий?

    Какой по счету согласный твердый?

    (Вопросы задаются индивидуально, схему слова дети выкладывают фишками на партах, воспитатель на доске.)

    6.Знакомство с буквой “Ь”.

    В: Посмотрите, последний твердый звук [л] я превращу в мягкий (меняет синюю фишку на зеленую). Как теперь прозвучит это слово?

    Д: Мель.

    В: Получилось новое слово. Что такое “мель”?

    Д: Мелкое место. Где не глубоко, где мало воды…

    В: Да, мель – это неглубокое место в водоеме. Выложите эту схему рядом со схемой слова “мел”. Чем отличаются эти схемы?

    Д: В слове “мел” последний звук – твердый согласный, а в слове “мель” - мягкий.

    В: А чем эти слова похожи?

    Д: Всего по три звука, первые два одинаковые.

    В: Давайте теперь обозначим звуки буквами. (Цветные фишки заменяются буквами, которые называют дети). Сначала слово “мел”, затем – “мель”. (Получилось два слова “мел”). Звук [л] обозначается буквой “л”, но как же сделать, чтобы последний звук читался мягко? Есть такая буква-помощник, она ставится после согласной буквы, чтобы показать, что ее следует читать мягко. Эта буква называется мягкий знак. (Воспитатель добавляет на доске к слову “мел” мягкий знак).

    Сколько букв в этом слове? А сколько звуков в схеме? Почему же букв больше, чем звуков?

    Дело в том, что буква “ь” не обозначает звука сама по себе, а только подсказывает, как читать согласный звук. (Объяснение дается в том случае, если дети затрудняются сами сформулировать этот вывод).

    Давайте напишем эту букву:

    Нарисуем мягкий знак
    Нежно капелькой вот так:
    Букву капелька смягчит,
    Слово мягко прозвучит.

    (Дети пишут букву вместе с воспитателем в воздухе, пальчиком на парте, на листочках). Добавьте фишку с этой буквой ко второму слову.

    7.Игра “Отгадай слово”.

    Дети выходят на ковер, садятся полукругом перед прикрепленным к стене или подставке листом бумаги. На листе слова:

    В: Чтобы слово отгадать, нужно смягчить последний звук. Как показать это на письме?

    Д: Добавить букву “ь”.

    (Дети дописывают по очереди букву “ь” к словам и читают их)

    8.Подведение итога. Совместная работа.

    Дети остаются на ковре, но садятся вокруг модуля, накрытого салфеткой.

    Что сегодня узнали нового?

    С какой буквой познакомились?

    Для чего она нужна?

    А хотите сделать портрет мягкого знака?

    Воспитатель убирает салфетку с модуля, на нем большая, вырезанная из картона буква “ь”, клей, кисточка, вата, крошки пенопласта, горох и т.п.

    В: Какой материал вы бы выбрали для мягкого знака?

    Д: Вату, она самая мягкая.

    Каждый ребенок берет кусочек ваты и приклеивает его к картону с обеих сторон.

    В: Теперь буква “ь” будет гостем в нашей группе.

    Мягкий знак

    Живёт беспечно,

    Он без кепки

    Ходит вечно.

    А упрямый

    Твёрдый знак

    Кепку носит

    Только так.


    брат – братья

    стул – стулья

    дерево – деревья

    сел съел

    ехали съехали

    ел съел


    Веселые стихи

    «Ь» Буква Р перевернулась –

    Мягким знаком обернулась.

    Мягкий знак, мягкий знак –

    Ковш, половник и черпак.

    В. Степанов

    «Ъ» Из ведра не просто так

    Нам воды напиться:

    Нужен ковшик – твердый знак,

    Чтобы не облиться.

    В. Степанов

    1. Расшифруй слова

    ф – 1 л – 3 1 2 3 4 5

    ф – 1,8 г – 5

    о – 2, 4 р – 6 1 2 3 4 5 6 7 8


    1. И г ра «Кто внимательный?».

    1. По последним звукам слов стол, окно, гусь – составьте новое слово. ­­­________________________________

    2. Что общего в словах:

    белье, пальто, обезьяна, ружье, пыль ?

    3. Что общего в названиях этих предметов:

    подъезд, объявление, подъемный (кран), съедобный, съесть ?

    2. Игра «Кто больше?».

    1. Придумайте слова, в которых один звук обозначается двумя буквами.

    _________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    3. Игра «Лесенка».

    1. Мягкий знак «Ь». 2. Твердый знак «Ъ».

    ___ ___ ___ ь ___ ъ ___ ___ ___

    ___ ___ ___ ___ ь ___ ___ ъ ___ ___ ___

    ___ ___ ___ ___ ___ь ___ ___ ___ ъ ___ ___ ___

    4. И г р а «Закончи слово».

    1. Бук_________, тет__________, сло___________, ян__________, фев__________, мед____________.

    5. Прочитай внимательно.

    НА ЛЬДИНЕ

    Наступила весна. На реке пошёл лёд. На берегу было много народу. Все смотрели, как идёт лёд. Вдруг все увидали на одной льдине собаку. Она жалобно выла.
    Витя схватил длинный багор и зацепил льдину. Витя тихонько потянул льдину к берегу. Когда льдина была у берега, собака соскочила на землю.

    Ответь на вопросы.

    Какое время года наступила? Что пошёл на реке? Кто пришел на берег? Почему они пришли? Что увидели все? Что делала собака? Что сделал Витя? Что сделала собака?

    6. Прочитай рассказ. И постарайся пересказать содержание.

    ЗАВТРАК

    Мама позвала Аню, Симу и Яшу кушать. На столе был завтрак: масло, сыр, мёд, хлеб и чай. Были яблоки и груши. Мама принесла ещё арбуз. Аня съела хлеб и масло. Сима съела хлеб с сыром. Яша съел хлеб с мёдом. А потом дети стали есть фрукты.

    Задание: Спиши 1, 5, 6 и 7 предложения.




    В пустые клетки напиши примеры и реши их.

    Задача № 1

    Всё валяется в квартире:

    Тапок – три, носков – четыре.

    Их сложи и убери.

    (И на полках пыль протри!)

    Чтобы маму радовать,

    Нужно вещи складывать.

    Задача № 2

    У Мишки на ёлке висели игрушки.

    Четыре игрушки упали с макушки…

    «Сколько игрушек осталось на ёлке?» -

    Думал медведь, подметая осколки.

    3 Реши примеры

    7 + ___ = 10 ___ + 4 = 10 2 + ___ = 10

    5 = 10 1 + ___ = 10 ___ +6 = 10

    4

    9 – 3 = 5 + 2 = 4 – 3 =

    6 + 4 = 8 – 4 = 1 + 7 =

    Увеличь на 3 Уменьши на 4 ˂ ˃



    Сколько всего? Обведи нужную цифру.



    Аера да, нечкәртә дә -

    Шундый билге нечкәлек.

    Кирәк сүздә язмый калсаң,

    Бозылачак эчтәлек.

    Калынлык билгесе

    Ул әкият ачкычы.

    Буратино югалтмас,

    Карабас ала алмас.

      Бу сүзләрдә «ъ» - калынлык билгесен яз! Поставь Ь в словах, прочитай и переведи.

    тәүфик____ _____________ ал____япкыч _____________________

    Ях___я _____________ мәг____нә ______________________

    Ниг___мәт ____________ под____езд ______________________

    Җәг___фәр _____________ кул____яулык ___________________

    Сәг___ди _______________ аш____яулык __________________

      Нокталар урынына «ь» куеп, с ү зл ә рне д ө рес итеп укыгыз.

    к ө н___як

    с ә гат___

    с ө м___я

    шигыр___

    Ил___яс

    к ә газ____

    д ө н___я

    яш____

    т ө н____як

    ям____

    М ә р___ям

    С ә гыйт____

      Выучи стихотворения.

    Мияу!

    Песи, песи, пескәем,

    Соры синең төскәең.

    Йомшак синең йоннарың,

    Җылы синең туннарың.

    Роберт Миңнуллин

    Яз

    Яз килә! Яз килә!

    Cыерчыклар килә,

    Гөрләшеп, сайрашып,

    Җырчы кошлар килә. Бари Рәхмәт

    Выучи стихотворения. Запомни татарские слова.

    Мы с тобой

    Говорит учитель наш:

    «Голова иначе – БАШ».

    Это выучить пустяк:

    КУЛ – РУКА, НОГА – АЯК,

    Зиля в зеркало глядит,

    А ЛИЦО, конечно БИТ.

    Чисти зубы, как поешь!

    З
    УБ, запомни, будет ТЕШ.

    Если вдруг подхватишь грипп,

    То поможет ВРАЧ – ТАБИБ.

    Как без друга обойдусь?

    ДРУГ мой лучший – это ДУС.

    МАЛЬЧИК, с нами поиграй!

    Назовём его МАЛАЙ.

    Книжку ДЕВОЧКА прочла.

    Ходит в школу КЫЗ БАЛА.

    НОД по образовательной области « Познание»

    Обучение грамоте.

    Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

    Тема : Знакомство с буквой "Ь" и буквой "Ъ".

    Интеграция: Коммуникация, Познание: математическое развитие, социализация.

    Цель :

    1. Познакомить с буквой "Ь" как показатель мягкости и буквой "Ъ " как показатель твердости согласных букв.
    2. Обогащать словарный запас, закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом.
    3. Закрепить умение называть числа натурального ряда.
    4. Проводить звуковой анализ слов, развивать фонематический слух.
    5. Упражнять в определении гласных и согласных звуков.
    6. Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься вместе со всеми.
    7. Развивать мышление, память, внимание;

    Предварительная работа: Прочтение стихотворений о мягком и твердом знаках.

    Раздаточный материал: большая азбука, касса букв, цветные карандаши, листочки с заданием, разноцветные магнитные буквы

    ХОД ЗАНЯТИЯ.

    В- Ребята, к нам пришло письмо от нашего Незнайки. Он узнал, что вы идете скоро в школу и прислал к вам один вопрос в своем письме. Давайте прочтем его.

    "Привет мои друзья из группы "Любознайка" вот прочел недавно одну басню, и отправляю ее вам, прочтите.

    Не чересчур ли ты добряк? -

    Так знаку Мягкому промолвил Твёрдый знак. -

    Звуки ты смягчить стремишься.

    Нет, в Алфавит ты не годишься!

    Кто б говорил, но ты б уж помолчал, -

    Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал. -

    Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

    Давным-давно пора как букву Ять,

    Тебя из Азбуки изъять...

    Вот и вопрос у меня к вам – Может правда не нужны нам эти 2 буквы?"

    В. Да не легкую задачу нам поставил Незнайка. Но мы сможем разобраться и найдем ответ. Кто ищет, тот всегда найдет.

    Ребята, давайте вспомним на какие 2 основные группы делятся все буквы русского алфавита? (ответы детей)

    Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Как мы их произносим? Чем они отличаются от согласных звуков? Сколько их? (ответы детей)

    А согласных сколько? Почему они называются согласными? Каким цветом мы их обозначаем? (ответы детей)

    А какие звуки мы обозначаем зеленым цветом? (ответы детей)

    Послушайте стихотворение:

    Мягкий знак, мягкий знак -

    Без него нельзя никак!

    Без него не написать

    "Тридцать", "двадцать", "десять", "пять".

    Станут "пенками" "пеньки",

    "Уголками" - "угольки",

    "Банька" в "банку" превратится.

    Вот что может получиться,

    Если будем забывать

    Мягкий знак в словах писать.

    В: О чем шла речь в стихотворении? (ответы детей)

    Когда в словах пишется мягкий знак - показатель мягкости?

    Хотите знать, когда пишется мягкий знак? Тогда послушайте следующее стихотворение:

    Перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я

    В корне я стою друзья.

    Воробьи, семья, жильё -

    Перед буквой Я, Ю, И, Е, Ё.

    Соловьи, бельё, ручьи,

    Листья, крылья, стулья, чьи,

    Колья, перья и семья,

    Вьюга, осенью, друзья.

    А в этом стихотворении о какой букве шла речь? Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

    (Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными И, Я, Ю, Е, Ё).

    Физкульт минутка.

    Аист, аист длинноногий,

    Покажи домой дорогу.

    Топай правою ногою,

    Топай левою ногою,

    Снова - правою ногою,

    Снова - левою ногою.

    После - правою ногою,

    После - левою ногою.

    И тогда придешь домой.

    В: Молодцы, садитесь и послушайте ещё одно стихотворение.

    Было - "сели", стало - "съели".

    Догадаться вы сумели,

    Почему случилось так?

    Кто виновник? Этот знак!

    Знак такой нам нужен тоже,

    Без него писать не сможем:

    Съезд, съедобный, объясненье,

    И подъезд, и объявленье.

    В: Что за буква? Нужен ли нам разделительный твёрдый знак?

    Буквы выстроились в ряд

    Тридцать три их, но стоят

    Знаки между "Щ", "Ы", "Э" -

    Мягкий, твёрдый знаки те.

    Мягкий знак он очень мягок,

    Но приводит всё в порядок:

    Он смягчает буквы нежно,

    Разделяет их прилежно.

    Если знак мы потеряем,

    Слово сразу изменяем -

    Поменяется вдруг смысл

    И тогда, дружок, держись!

    Надо написать нам «елЬ»,

    А получим слово «ел».

    Или пишем слово «лЬёт»,

    А без знака вышел «лёт».

    «ТенЬ» без знака будет «тен»,

    «ДенЬ», конечно, станет «ден»…

    Очень нужен мягкий знак!

    Помни, друг мой, это так!

    Что ж такое твёрдый знак?

    Что он делает и как?

    Твёрдый знак всем утверждает:

    «Без меня «Е», «Я» страдают –

    Ведь получится «обезд»,

    Если знак мой кто-то сЪест,

    И получатся «обятья»

    Вместо крепкого «обЪятья».

    Вот какой он, твёрдый знак!

    Без него нельзя никак!

    В: А сейчас, ребята, я раздам вам карточки с заданием. Ваша задача вписать пропущенную букву.

    Давайте посмотрим - соль, день,роль, конь, лень, ноль, дождь
    Во всех этих словах нужен мягкий знак?

    Ребята, к нам в гости пришла буква «А», послушайте ее слова:

    Друзья! Ваш разговор - никчемные слова,

    Услышав этот спор решила я!

    Вы оба хороши, достойны оба чести,

    Когда стоите в нужном месте!

    В: А как считаете вы? ЧТО мы ответим Незнайке на его вопрос? (ответы детей)