Алгоритм измерения роста и веса пациента. Измерение роста стоя. Практическая работа «Исследование свойств воды»

Процесс изготовления лекарственной формы представляет собой комплекс операций, неразрывно связанных с измерением массы лекарственных, а также вспомогательных веществ различного назначения. Высокие требования, предъявляемые к точности отпускаемых лекарственных форм, определяют значение операций измерения, проводимых в аптеке. Фармацевт должен безукоризненно знать устройство и работу дозирующих устройств и предъявляемые к ним метрологические требования.

Определение массы отдельных компонентов, а также готовой лекарственной формы, включая ее дозирование на отдельные приемы, технически может проводиться двояко: по массе (взвешиванием) и по объему (отмериванием).

Измерение массы вещества

Для измерения массы тел служат приборы, называемые весами. В аптечной практике применяются рычажные весы, относящиеся к категории технических весов 2-го класса.

Виды весов

Весы ручные (ВР) подвесные. Весы (рис. 4.1) с наибольшей допустимой нагрузкой 1, 5, 20 и 100 г предназначены для взвешивания сыпучих веществ. Они представляют собой небольшой длины (100-200 мм) равноплечее металлическое коромысло (2), на концах которого на грузоприемных призмах, укрепленных в коромысле, подвешиваются пластмассовые чашки (3). В центре коромысла на опорной призме укреплена направленная вверх стрелка, совершающая колебания в просвете обоймицы (1), снабженной кольцом. Чашечки подвешиваются на шелковых шнурах, без перекоса; свободный конец шнуров, служащий для тарирования весов, должен быть длиной 3-5 см. Правильное положение руки при взвешивании на ручных весах показано на рис. 4.2, а. Для предохранения призмы весы хранят в подвешенном виде (рис. 4.2, б) или укладывают в коробку.

Весы тарирные на колонке (ВКТ). Весы (рис. 4.3) с наибольшей допустимой нагрузкой 200 и 1000 г предназначены для взвешивания твердых, жидких и густых веществ. Тарирными они называются потому, что отвешиванию всегда предшествует операция тарирования - уравновешивания массы тары (с помощью дроби). Основной частью весов является равноплечее металлическое коромысло с тремя призмами: двумя концевыми грузоподъемными и одной средней - опорной. Последняя опирается на стальную подушку, укрепленную на колонке весов. На обе грузоподъемные призмы подвешиваются стремена с лежащими на них съемными пластмассовыми чашечками. В коромысле укреплена перпендикулярно к нему направленная вниз, заостренная на конце длинная указательная стрелка. На концах коромысла укреплены на резьбе два винта с навинченными на них гайками, Которые служат для уравновешивания ненагруженных весов. На колонке весов на шелковом шнуре подвешен отвес для правильной установки весов. Внизу к колонке привернута шкала с делениями. Среднее деление шкалы служит для указания равновесия весов при горизонтальном положении коромысла. Весы имеют арретир, при поднимании которого призмы отделяются от подушек, чашки же опускаются на доску весов. В таком нерабочем положении призмы весов предохраняются от излишнего истирания. Колонка весов укреплена на установочной доске. Снизу в доску ввернуты на резьбе два регулировочных винта, позволяющие производить установку весов по отвесу.

Наряду с весами тарирными в аптеках пользуются весами типа ВА - весы технические аптечные с максимальной нагрузкой 1000 г. Для взвешивания больших количеств лекарственных веществ в отделе запасов находят применение настольные, циферблатные и сотенные весы, широко, применяемые в торговле и промышленности.

Метрологические свойства весов

Весы должны обладать устойчивостью, верностью, чувствительностью и постоянством показаний.

Устойчивость - свойство весов, выведенных из равновесия, возвращаться после нескольких колебаний к первоначальному положению.

Верность (равноплечность) - свойство весов показывать правильное соотношение между массой взвешиваемого тела и стандартным грузом (равновесом). Вследствие невозможности обеспечить у весов абсолютно точное равенство плеч и в связи с трением, создающимся в опорных деталях механизма, весы всегда имеют ограниченную верность. В связи с этим для всех весов установлены максимальные допустимые погрешности, и весы считаются верными, если их погрешности не превышают установленных значений.

Проверку весов производят следующим образом (на примере тарирных весов). На левую чашку помещают гирю, масса которой равна 1/10 наибольшей нагрузки (например, 100 г для весов с нагрузкой 1 кг). На правую чашку ставят тарирный стаканчик с дробью и добиваются равновесия. Затем гирю и груз меняют местами. Если равновесие восстанавливается, то весы верны (равноплечи). При отсутствии равновесия на поднявшуюся чашку весов добавляют миллиграммовые гири до приведения весов в состояние равновесия. Масса добавленных гирь в этом случае будет являться величиной неравноплечности весов (погрешность). Совершенно аналогично проводится определение верности у ненагруженных весов и при полной их нагрузке. Государственными общесоюзными стандартами для каждого типоразмера весов установлены значения допустимых погрешностей (табл. 4.1).

Чувствительностью называется свойство весов давать заметное отклонение стрелки весов от положения равновесия при незначительном изменении нагрузки. Чувствительность определяется на весах, нагруженных на 1/10 от предельной нагрузки, предельно нагруженных и ненагруженных. Если груз, соответствующий величине допустимой погрешности (см. табл. 4.1), прибавленный на одну из чашек таких весов, вызывает стандартное отклонение стрелки, то весы считаются чувствительными. (Стандартным отклонением стрелки для ручных весов считают выход стрелки из обоймицы на 1/2 ее длины, для тарирных - отклонение от среднего деления не менее чем на 5 мм.) Чувствительность весов является весьма важным показателем, и знать ее величину необходимо для того, чтобы отчетливо представлять, с какой точностью может быть произведено взвешивание на данных весах.

Постоянством (неизменностью) показаний называется свойство весов показывать одинаковые результаты при многократных определениях массы тела, проводимых на данных весах в одних и тех же условиях. Причиной непостоянства показаний (при отсутствии заводских неисправностей) большей частью является недостаточно бережное отношение к весам как метрологическому прибору и несоблюдение правил взвешивания. Так, например, незаметное смещение отдельных частей при пользовании весами нарушит постоянство показаний. Оказывают влияние также условия, в которых производится взвешивание, в частности одностороннее нагревание коромысла (электрической лампой, солнечными лучами и пр.), вследствие чего может произойти удлинение одного плеча.

Гири и разновесы

Взвешивая тело, мы сравниваем его массу с величиной, принятой за единицу по международной метрологической системе мер. За единицу массы принимается килограмм. В повседневной аптечной практике основной единицей измерения массы лекарственного средства является грамм - тысячная доля килограмма. Названия низших единиц долей грамма образуются с помощью латинских приставок «деци» (0,1), «санти» (0,01) и «милли» (0,001). В рецепте слово «грамм» или его обозначение «г» опускается. Всякое число в рецепте, обозначенное десятичными знаками, целыми или дробными, принимается за выражение количества вещества в граммах, если нет других обозначений.

При взвешивании пользуются гирями, понимая под ними меры массы, начиная от 1 г. Граммовые и миллиграммовые гири комплектуются в наборы, называемые разновесами, которые помещаются в деревянные футляры с гнездами. В стандартный набор граммовых гирь входит следующее число гирь с массой в граммах: 500-1, 200-2, 100-1, 50-1, 20-2, 10-1, 5-1, 2-2 и 1-1. В миллиграммовый разновес входят гири с массой в миллиграммах: 500-1, 200-2, 100-1, 50-1, 20-2 и 10-1.

Граммовые гири цилиндрической формы, с головкой, делаются они из латуни или углеродистой стали и имеют никелевое или хромовое покрытия. Миллиграммовые гири имеют форму пластинок и изготавливаются из алюминия. В целях предупреждения ошибок миллиграммовый разновес делается разной формы: шестигранной (500, 50 мг), четырехгранной (200, 20 мг) и треугольной (100, 10 мг).

Исправность весового хозяйства аптечных учреждений контролируется представителями местных отделений Государственного комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР. Весы всех типов проверяются один раз в 2 года; такие же сроки проверки установлены и для разновесов. При этом на коромысла ручных и тарирных весов наносится клеймо с указанием года проверки (выбивают две последние цифры). Например цифра «85» означает, что проверка весов была проведена в 1985 г. Клеймению при проверке подвергаются также гири, начиная с гири массой 1 г.

Дозирование жидкостей по объему

Жидкие лекарственные формы (растворы, капли, микстуры, настои и др.) составляют около 60% общего объема лекарственных препаратов, приготавливаемых в аптеках ex tempore. Конечно, приготавливая жидкие лекарственные формы, дистиллированную воду (основной растворитель) можно отвесить в указанном по рецепту количестве, но значительно проще и быстрее ее отмерить, поскольку масса 1 мл воды при комнатной температуре практически равна 1 г. Помимо дистиллированной воды, фармацевт оперирует со многими другими жидкостями, для которых отмеривание, как метод определения массы, является логичной производственной операцией. Однако в этом случае необходимо знать плотность отмериваемых жидкостей. Пользуясь простой зависимостью между массой (Р), объемом (F) и плотностью жидкости (d):

можно рассчитать, сколько миллилитров жидкости нужно отмерить, чтобы получить требуемую массу. Например, в линимент нужно ввести по рецепту 60 г хлороформа. Его плотность 1,5. Следовательно, разделив 60 на 1,5, получим 40, иначе говоря, нужно отмерить 40 мл хлороформа.

Для отмеривания жидкостей и приготовления растворов с требуемой концентрацией веществ в аптечной практике применяют стеклянную мерную посуду, градуированную в миллилитрах и отвечающую по точности градуирования установленным стандартам. Различают:

1) мерные колбы разной вместимости, имеющие метку на горлышке;
2) мерные цилиндры (цилиндрические сосуды) и мензурки (конические сосуды);
3) пипетки с меткой на определенную вместимость или градуированные;
4) бюретки.

Мерные цилиндры и мензурки не могут применяться для отмеривания вязких жидкостей (глицерин, сиропы, жирные масла), поскольку не может быть обеспечен полный их слив.

Объемный метод работы по сравнению с весовым имеет заметные преимущества во времени, а быстрота оказания лекарственной помощи одно из необходимых условий правильной организации аптечной работы. Вот почему в аптеках широко распространена так называемая бюреточная система (комплект специальных бюреток и пипеток), позволяющая отмеривать не только дистиллированную воду, но и жидкости с иной плотностью.

Бюреточные установки. Приготовление лекарственных форм с помощью бюреточной установки оказывает большое влияние на повышение производительности труда и улучшение качества аптечной продукции (точность изготовления). Кроме того, применение растворов дает возможность более точно установить дозировку гигроскопических лекарственных веществ (кальция хлорида, натрия бромида и др.), содержание влаги в которых изменчиво и может колебаться в значительных пределах. При работе на бюреточной установке исключается необходимость в воронках и другой подсобной посуде.

Впервые в аптечной работе бюретки стали применяться с 1912 г. в Петербурге в аптеках бывшей Петербургской больничной кассы социального страхования. Однако более широкое внедрение бюреток и пипеток началось лишь после национализации аптек, когда были созданы специальные бюреточные столы и другие приспособления, облегчающие пользование бюретками. В настоящее время работа аптек немыслима без бюреточных установок.

Основной деталью бюреточных установок является бюретка. Ее можно с полным правом назвать аптечной, поскольку она отличается от аналитической бюретки тем, что имеет обратную шкалу. У аналитической бюретки градуировка начинается с «О», находящегося вверху, и далее идут деления шкалы до значения номинальной вместимости бюретки (10, 25, 50 мл), цифровое обозначение которой находится в нижней части бюретки. Аналитик, проводя титрование, работает на двух замерах «до» и «после» титрования, определяя количество израсходованного раствора по разности.

У аптечной бюретки значение номинальной вместимости (например, 59 мл) обозначено вверху, а цифра «0» на шкале отсутствует. Нулем является положение спускного крана. Аптечная бюретка работает на одном замере. Снизу, из питающего сосуда, через питающий кран (при закрытом спускном кране) в бюретку подается требуемый объем раствора до определенного деления шкалы, например до 20. После этого питающий кран закрывается, под спускной кран подставляется флакон, спускной кран открывается и во флакон сливается все количество отмеренного раствора. Иначе говоря, аптечная бюретка работает как дозатор жидкостей. Она всегда внутри чистая, поскольку жидкости постоянно сливаются.

Аптечные бюретки изготовляются вместимостью 10, 25, 60, 100 и 200 мл. Их вместимость установлена применительно к практически сложившимся количествам растворов, выписываемым врачами. Длина бюреток, имеющих разную вместимость, одинакова при соответственно различном их диаметре. Стандартная длина бюреток позволяет не только симметрично располагать их на вертушке, но и устанавливать шкалу их делений так, чтобы середина шкалы всегда находилась на уровне глаз фармацевта, работающего с бюретками сидя. Бюретки (в количестве 10 и 16) устанавливаются на круглой металлической вертушке (рис. 4.4). Средняя часть вертушки за установленными на ней бюретками закрыта матовыми стеклами, образующими своеобразный футляр. Внутри футляра укреплена электрическая лампа, освещающая бюретки. На нижнем диске вертушки против прорезей двух гнезд (для бюретки и питающей трубки) укрепляется металлическая табличка с наименованием раствора.

На верхнем диске расположены цилиндрические с коническим дном питающие сосуды из полиэтилена. Сосуды соединены с полиэтиленовыми кранами посредством стеклянных питающих трубок. В корпусе кранов смонтировано по два клапана с обозначениями: «наполнение» и «слив». Стеклянные бюретки, так же как и питающие трубки, герметично смонтированы в гнездах корпусов кранов при помощи резьбовых штуцеров, которые сжимают уплотняющие резиновые втулки, надетые на концы бюреток и питающих трубок. Привод управления клапанами крана ручной, рычажно-тросиковый. Клавиши клапанов «наполнение» и «слив» расположены на треноге вертушки. Бюретки для дистиллированной воды монтируются на отдельном штативе (рис. 4.5).

Из бюреток нельзя отмеривать вязкие жидкости, а также жидкости, обладающие высокой или низкой плотностью (хлороформ, скипидар и т. п.). При отмеривании уровень жидкостей устанавливается: для бесцветных - по нижнему мениску; окрашенных - по верхнему. Отмеривать жидкость по разности делений не допускается. Перед началом работы стеклянные наконечники бюреток (и пипеток) обязательно очищают от налета солей и засохших остатков настоек и экстрактов.

При приготовлении лекарственных форм с применением бюреток руководствуются инструкцией, утвержденной приказом Минздрава СССР № 412 от 23 мая 1972 г.

Аптечная пипетка предназначена для отмеривания небольших объемов жидкостей. Комплект пипетки состоит из градуированной трубки, суженной внизу, имеющей два тубуса: верхний и боковой (рис. 4.6). На верхний тубус надевается шарообразный резиновый баллончик, который служит для пневматического забора жидкости. На боковой тубус надевается небольшая резиновая трубка, свободный конец которой закрывается бусинкой или пробкой из твердой резины. Пипетка комплектуется материальной склянкой с этикеткой для запаса жидкости, в которой пипетка и должна находиться. Пипетки выпускаются вместимостью 3, 6, 10 и 15 мл.

Для наполнения жидкостью пипетку слегка приподнимают, чтобы между горлом склянки и пипеткой образовалась щель для выхода воздуха. Сжимая баллон и спуская пипетку, засасывают в нее жидкость. Степень сжатия баллона регулируют таким образом, чтобы жидкость ни в коем случае не засасывалась внутрь резинового баллона. Необходимый уровень, соответствующий отмериваемому объему, устанавливают с помощью бокового тубуса путем нажатия резиновой трубки у бусины. При этом образуется узкая щель для входа воздуха в пипетку. Как только уровень жидкости в пипетке опустится до нужного деления, пипетку вместе с отмериваемой жидкостью переносят в горло отпускной склянки и, сжимая резиновый баллон, сливают жидкость в склянку. Аптечные пипетки являются необходимой частью бюреточной системы. Бюретки, пипетки моются по мере надобности, но не реже, чем через 7-10 дней.

Отмеривание и прием каплями. Малые количества жидкостей отмеривают каплями. Этот метод дозирования принят и в аптеке, и у постели больного. Отмеривая жидкости каплями, не следует забывать, что масса капли зависит от ряда условий. Основными факторами, определяющими массу капель, отрывающихся под действием собственной массы, являются поверхностное натяжение жидкости и величина площади капли (каплеобразующей поверхности). Эта зависимость может быть выражена формулой:

Кроме того, масса капли зависит от формы отверстия, скорости притока жидкости к отверстию (от давления, под которым вытекает жидкость), степени покоя каплемера (отсутствие сотрясения), чистоты поверхности отрыва.

Для унификации массы капли ГФХ введен стандартный («нормальный») каплемер, который представляет собой стеклянную трубку, внутренний диаметр которой равен 0,6 мм, а наружный - 3 мм (рис. 4.7). Фармакопея содержит таблицу капель разных жидкостей, рассчитанных с применением нормального каплемера. Так, капля дистиллированной воды из нормального каплемера (при 20° С) весит 0,05 г, т. е. 1 г дистиллированной воды соответствует 20 каплям. Водные растворы этанола содержат в 1 г: 40% этанол - 47 капель, 95% - 65 капель, этиловый эфир - 87 капель.

Наряду со стандартным каплемером для дозирования определенных жидкостей в аптечной практике применяют также эмпирические каплемеры - капельницы (флаконы с пипетками) (рис. 4.8). В этом случае определяют массу 100 капель данной жидкости из эмпирического каплемера и рассчитывают, сколько капель находится в 1 г (или 1 мл) жидкости и массу одной капли. На капельницу наклеивают этикетку с указанием соответствия с нормальным каплемером. Это соответствие рассчитывают следующим образом. Например, в 1 мл по эмпирическому каплемеру содержится 60 капель настойки красавки. По таблице капель (ГФХ) в 1 мл по стандартному каплемеру содержится 44 капли настойки красавки.

Одна стандартная капля настойки красавки соответствует 1,3 капли из эмпирической пипетки.

Уточнение массы капель при приеме лекарственных форм в домашних условиях достигается двумя путями: отпуском жидких лекарственных форм в склянках-капельницах разных конструкций, имеющих канавку для стекания жидкости или приложением к склянке с лекарственной формой стеклянных пипеток.

Условные меры объема. Для дозирования жидких лекарственных форм в домашних условиях допускается применение следующих условных мер (табл. 4.2).

Целесообразно применять стаканчики для приема лекарственных форм, имеющие градуировку на чайную (5 мл), десертную (10 мл) и столовую (15 мл) ложки.

Впервые с терминами "масса" и "емкость" учащиеся начальных классов встречаются в возрасте 7 лет. Здесь они получают самые первые представления об измерении этих величин, а также практикуются в правиль­ном использовании этих слов.

Первые представления о том, что предметы имеют массу, дети получают еще в дошкольном периоде в детском саду и вообще в жизненной практике. Они определяют, какой предмет тяжелее (подержав каждый в руке, или руках), но так как чувственный опыт их не велик, дети часто отдают предпочтение в массе предмету больших размеров, хотя фактическая масса его меньше, то есть путают размеры и массу, могут путать форму и массу.

Чтобы помочь детям выделить массу среди других свойств следует предла­гать им для сравнения предметы, имеющие одинаковую форму, но разные массы, одинаковую форму и размеры, но равные массы и т.д. Сюда следует включать и цвет, и материал, из которых сделаны предметы, и добиваться, чтобы дети различали размеры, форму, массу.

Первая единица массы, с которой знакомятся учащиеся, - кило­грамм. Это одна из основных единиц в Международной системе единиц, ко­торая кратко обозначается "СИ" (с 1 января 1980 г. действует только эта сис­тема). С этой единицей массы учащиеся знакомятся в ходе упражнений по оп­ределению массы.

Но прежде, чем ввести первую единицу измерения массы, следует с детьми организовать работу по уточнению их представлений об этой величине. С этой целью целесообразно предложить им задания для сравнения предметов по массе.

Например. Предложить учащимся: взять в одну руку книгу (учебник математики), а в другую – тетрадь и показать руками, что легче (тетрадь); высказать мнение о книге (тяжелее, чем тетрадь). Затем предложить им взять в одну руку учебник математики, а в другую – учебник русского языка и рассказать о них (одинаковые; могут быть и другие мнения). Теперь предложить подумать, как можно проверить, кто прав? (На весах). Выяснить у детей, какие они видели весы и где? (С чашками, со стрелкой, электронные в магазине). Предложить высказать свои предположения о том, как нам проверить то, что мы утверждали.

В результате разговора учитель подводит детей к пониманию того, что надо положить на обе чашки весов по книге. Если книги одинаковые по массе, то весы будут в равновесии, если нет, то чашка с более тяжелой книгой опустится вниз.

Здесь же учитель должен ввести термин «масса», так как дети в жизни с ним практически не встречаются.

Затем целесообразно приготовить и показать два предмета абсолютно одинаковые внешне. Например, два кубика, один из которых склеен из бумаги, а другой деревянный и оклеен бумагой. Предложить детям высказать свое мнение об их массе. Оно вероятнее всего будет неверным. Уточнить его надо опять с помощью весов. В результате такой работы учитель подводит детей к пониманию того, что предметы по массе можно иногда сравнивать на глаз, через ощущения, но точнее с помощью весов.


В ходе дальнейшей беседы учитель выясняет с детьми, что масса предметов измеряется также с помощью весов. И проводится работа по знакомству с первой единицей массы – килограммом.

На урок, где происходит знакомство с килограммом, целесообразно при­нести чашечные весы и несколько предметов, масса каждого из которых равна килограмму (пачка сахара, соли) и другие предметы, масса которых либо меньше, либо больше килограмма.

Предметы взвешиваются, выясняется, что масса некоторых из них равна 1 кг. Учитель говорит о том, что это единица измерения массы, показывает образец записи.

Эту работу следует организовать так, чтобы в ней принимали участие как можно больше детей (один кладет предмет, другой ставит гири, третий следит за рав­новесием и т.д.). Остальные дети привлекаются пояснению, почему весы вы­шли из равновесия, что надо сделать, чтобы привести их в равновесие.

Здесь же необходимо познакомить детей, как правильно пользоваться ве­сами. Вначале устанавливается предмет (груз), а затем подбираются гири. За­тем выполняются упражнения в измерении массы предметов в 2 кг, 3 кг. При этом используются гири массой в 1 кг и массой в 2 кг. Попутно дети упражняются в записи полученных именованных чисел.

Детям целесообразно сообщить массу часто встречающихся в быту предметов: буханка хлеба, литр молока, воды, ведро картофеля и др.

Для закрепления и расширения знаний об основной единице измерения массы - килограмме работа по определению массы предметов с помощью ве­сов продолжается на уроках в дальнейшем. Однако следует отме­тить, что в этой работе необходимо использовать различное дидактическое оснащение (рисунки, модели весов и гирь).

В дальнейшем учащиеся знакомятся с новой единицей массы - граммом. Этот термин учащимся известен.

Задача учителя - сформировать наглядное, конкретное представление о массе в 1 грамм. С этой целью детям дают подержать гирьку в один грамм или предметы такой массы. Затем выполня­ются упражнения в определении массы предметов с точностью до грамма.

После ознакомления с граммом возможности проведения различных уп­ражнений в определении массы значительно расширяются. Здесь используются знакомые детям чашечные весы, происходит более детальное знакомство с циферблатными и пружинными весами. При работе с весами учащимся сле­дует показать, как правильно должны быть установлены циферблатные весы (стрелка на нуле), как смотреть на шкалу, научить определять цену делений, читать показания шкалы.

С этой целью следует изготовить демонстрационную модель шкалы на 500 г с делениями. К шкале прикрепить подвижную стрелку. На этой модели учащиеся смогут упражняться в чтении чисел по шкале и установке стрелок в различных положениях.

Наряду с работой, проводимой в классе целесообразно организовать экс­курсию в школьный буфет, либо в ближайший к школе магазин. Учащихся нужно познакомить и с различными правилами определения массы товара в таре (сюда относятся жидкие и сыпучие вещества и др.). Правила такие:

1) определяется масса тары, с помощью которой будет определяться масса товара, а затем она вычитается из общей массы;

2) на другую чашку весов ставится точно такая же порожняя тара;

3) порожняя тара уравновешивается любым грузом, положенным на другую чашку весов;

3) На последнем году обучения в начальных классах учащиеся знакомятся с новыми единицами измерения массы - тонной и центнером. Здесь же обобщаются знания учащихся о мерах массы, устанавливаются соотношения между всеми единицами измерения массы, известными ученикам, составляется таблица мер массы.

Галина Бартенева
Конспект занятия «Лаборатория весовых измерений»

Цель :Познакомить детей с измерительным прибором-весы ,с историей возникновения весов ,видами :чашечные,напольные,аптекарские,безмен.

Закрепить умение сравнивать вес предмета»на руку».Учить взвешивать предметы на чашечных весах,сравнивать вес предметов. Развивать внимательность,наблюдательность.

Оснащение :слайды с изображением видов весов ,историей возникновения весов ,мешочек сахара весом 1кг ,гири,весы с двумя чашами,предметы-грузы для взвешивания;слайды с изображением условий задач.

На подносе лежат два шара идинакового цвета и размера.

Воспитатель :Ребята,что вы можете сказать об этих предметах?

Дети :Это шары одинаковые по цвету и размеру.

Воспитатель :Я сейчас дам их вам в руки,и вы скажите в чём разница между этими шарами.

Дети :Один шар тяжёлый а другой лёгкий.

Воспитатель :Совершенно верно. Мы знаем,что одни предметы могут быть тяжёлыми,а другие лёгкими. Это зависит от чего (какого предметы размера и из чего они сделаны) .Когда мы говорим»тяжёлый» или «лёгкий» ,мы говорим о весе предметов. А на сколько точно они различаются мы можем узнать при помощи…Отгадайте загадку :Фрукты на качели

Покачаться сели.

Стоит им лишь прекратить,

Нам придётся заплатить (весы)

Воспитатель :Верно,при помощи весов . А что же такое весы (Весы-это прибор для измерения веса предметов ) .

А сейчас,ребята,я приглашаю вас в ,где мы с вами сможем побывать настоящими работниками лаборатории . Но для начала нам нужно получить необходимую информацию,и для этого я педлагаю вам пройти в информационную часть лаборатории . Предлагаю надеть специальную одежду. (дети надевают халаты и шапочки) .

Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов :Весы изобрели древние торговцы. Народы с глубокой древности обменивались друг с другом различным товаром. У одних была соль,а другие умели делать красивые стеклянные вазы. У третьих было много скота,но не было шёлковых тканей. Люди торговали друг с другом тем,что у них было в избытке. Чтобы обмен товаром был равноценным,люди придумали весы. Первоначально весы использовались не для взвешивания товара,а для взвешивания денег. На одну чашу весов клали гири с изображением товара,который продавали или покупали,а на другую кусок серебра или золота. Так определяли стоимость товара.

А сейчас,ребята,назовите те виды весов ,которые вы знаете. (ответы детей по слайдам :безмен,весы с чашами,напольные,аптакарские весы).

Воспитатель :Теперь я прошу вас прйти в следующую часть лаборатории ,где мы познакомимся с эталоном веса-«килограмм» .

Ребята,что вы видите перед собой (весы с двумя чашами,гири) .А кто знает,что такое гири (гири-это специальные предметы,определённого веса,сделанные из металла. Они нужны для взвешивания на весах с чашами).

Если бы люди не придумали весы и гири,взвешивать и торговать было бы не возможно. Например,в одной стране взвешивали бы бананами,в другой-ракушками. Получилась какая-то путаница и всё это было бы неудобно,поэтому люди договорились между собой,что единицей измерения веса будет килограмм-одинаковый для всех по весу кусок металла.

Хотите узнать,сколько это килограмм?Возмите и подержите в руке этот мешочек сахара. (дети по очереди берут в руки мешочек сахара) .

А теперь внимательно послушайте,как звучит слово»килограмм».Оно состоит из двух слов»килло» и «грамм» .Киллограмм складывается из тысячи граммов. Хотите узнать,сколько весит грамм?Положите на палец спичку и узнаете.

Я думаю,вы получили достаточно знаний,и мы можем перейти в главную часть лаборатории -опытно-эксперементальную. (Дети проходят за столы,где приготовлены весы с двумя чашами,грузы для взвешивания для каждого ребёнка).

Ребята,для работников лаборатории очень важна ловкость рук,и мы свами сейчас сделаем пальчиковую гимнастику,чтобы подготовить наши ручки для работы.

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём,

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла.

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

Солнце было,дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл.

А ещё,ребята,для лаборанта очень важно быть внимательным. И мы сейчас прверим,насколько вы внимательны.

Задание :На столах лежат листочки,на которых изображены животные. Их вес неодинаков :одни тяжелее,другие легче. Задача детей пронумеровать цифрами животных от самого лёгкого к самому тяжёлому.

А теперь приступим к самому главному-взвешиванию. У вас на столах есть весы с двумя чашами и грузы-предметы,вес которых нам нужно сравнить. Результаты,как и положено лаборантам ,будем записывать с помощью знаков «больше» ,»меньше»,»=».Для этого приготовте листок с изображением предметов для взвешивания.

1 Сравним вес кусочка бумаги и скрепки. (На одну чашу весов кладём кусочек бумаги,а на другую скрепку).Что мы видем (Чаши весов стоят на одном уровне,значит вес кусочка бумаги и скрепки одинаков. Ставим между ними знак «=» ).

2 Сравним вес гвоздя и винта. (Чаша весов с гвоздём опустилась вниз,а чаша весов с винтом поднялась вверх. Это означает,что гвоздь тяжелее,чем винт. Ставим знак»больше»).

3 Сравним вес медной пластинки и стеклянного шара. (Чаша весов с медной пластинкой поднялась вверх,а чаша весов со стеклянным шаром опустилась вниз. Это означает,что медная пластинка легче,чем стеклянный шар. Сттавим знак»меньше»).

4 Сравним вес деревянного бруска и кусочка резины. (Чаша весов с деревянным бруском опустилась вниз,а чаша весов с кусочком резины поднялась вверх. Это означает,что деревянный брусок тяжелее,чем кусочек резины. Ставим знак «больше» ).

5 Сравним вес прищепки и камешка. (Прищепка тяжелее камешка,т. к чаша весов с прищепкой опустилась вниз,а чаша весов с камешком поднялась вверх. Ставим знак»больше»).

Молодцы!А теперь выполните ещё одно задание :у вас на столах есть гирька и кубики. Вес гирьки 10 грамм. Вам нужно узнать,сколько кубиков уравновесят гирьку и сколько весит один кубик?

Для этого поставте гирю на одну чашу весов ,а на другую выкладывайте кубики по одному до тех пор,пока чаши весов не будут находиться на одном уровне. Сколько кубиков вы положили(10 кубиков) .Значит сколько весит один кубик(1 грамм) .

Верно,молодцы,ребята!А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

Дети становятся в круг. В центре круга мешочек. Дети достают каждый по одному предмету. Поочерёдно обмениваются ими со своими соседями справа. Определяют,чей предмет тяжелее,чей легче.

А сейчас,ребята,прежде чем мы отправимся из лаборатории в группу ,я предлагаю вам решить несколько задач.

На экране появляются условия задач,и дети находят решение.

1Определите вес зайца,если его уравновешивают 2гири по 2кг и 2гири по 1кг. (2+2+1+1=6кг)

2Определите вес медведя,если его уравновешивают 1гиря в 5кг и 2гири по 2кг. (5+2+2=9кг)

3Определите вес бельчонка,если его уравновешивают 4гири по 1кг. (1+1+1+1=4кг)

4Определите вес лисёнка,если его уравновешивают 1гиря в 2кг и 2гири по 1кг. (2+1+1=4кг)

5Определите вес ежа,если его уравновешивают 2гири по 2кг и 1гиря в 1кг. (2+2+1=5кг)

Молодцы,ребята!Вы выполнили все задания верно. Все старались и были внимательны. (На память о походе в лабораторию весовых измерений дети получают воздушные шары и прощаются с гостями).

На данной странице представлены ГДЗ по окружающему миру 3 класс 1 часть — рабочая тетрадь авторов Плешаков А.А. и Новицкая М.Ю. на 2018 — 2019 учебный год. Надеемся, что данный «решебник» поможет при подготовке домашних заданий по предмету окружающий мир.

Радость познания

Страница 3 — 5 — Свет знания

1. Подбери пословицы народов твоего края о силе разума, знаний, умелых рук. Запиши их.

Пословицы о силе разума - Разум силу победит. - Всякий совет к разуму хорош. - Каков разум, таковы и речи. - Разум - золота краше, а правда - солнца свет. - Кулаком победишь одного, а умом - тысячи. еще пословицы об уме и разуме Пословицы о силе знаний - Грамота не злом, а правдой сильна. - Знание лучше богатства. - Красна птица перьями, а человек знанием. - Знания дороже богатства. - Знание и мудрость украшают человека. Пословицы об умелых руках - Умелые руки - помощники науке. - Золотые руки на серебро не купишь. - Сотня советов не заменит пары опытных рук. - Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.

2. Вопросам «как?», «почему», «зачем?» человечество обязано большей частью великих открытий. Составь и запиши вопросы о том, о чём тебе хотелось бы узнать на уроках в школе?

Как появляются черные дыры? Как строили пирамиды в Египте? Почему Япония называется страной восходящего солнце? Почему в бермудском треугольнике пропадают самолеты? Зачем осваивать космос? Зачем дятел стучит по дереву? Почему птицы летают косяком?

3. Рассмотри уголок природы на фотографии вверху. Расскажи по ней, что тебе уже известно об этом растении. Составь и запиши вопросы о том, что тебе ещё хотелось бы узнать о нём. Постарайся найти ответы на свои вопросы.

Дугласия или лжетсуга тиссолистая или лжетсуга Мензиса На картинке изображена Дугласия. Также ее называют лжетсуга тиссолистая или лжетсуга мензиса, псевдосуга Иензиса, дугласова пихта, псевдотсуга тиссолистная, дугласовая ель, орегонская сосна, пихта Дугласа. - Где ее можно встретить лжетсугу Мензиса? - Лжетсуга Мензиса встречается в Северной Америке, а также в Азии. - Какова максимальная высота дугласии? - Дугласия может достигать высоты до 100 метров. - Почему у данного растения так много названий и как они появились? - Во время путешествия по Северной Америке в 1791 году биолог и медик Арчибальд Мензис увидел большое дерево, которое было похоже пихту. Сообщение об этом дереве осталось незамеченным. Но в 1827 году данное дерево было открыто повторно английским ботаником Дэвидом Дугласом, который привез его в Европу. Тогда дереву дали название "пихта Дагласа". При исследовании было обнаружено, что при всей схожести с пихтой имеется ряд отличий, которые позволили выделить род - псевдотсуги в семействе сосновых. Так "пихта Дагласа" стала псевдотсугой Дагласа, а еще позже - псевдотсугой тисолистной. Затем было принято решение назвать дерево в честь первооткрывателя, то есть псевдотсугой Мензиса, однако старые названия: "пихта Дугласа" или "дугласия" сохранились и используется лесоводами.

4. Расскажи по фотографии на с.5, что ты уже знаешь о Красной площади в Москве. Составь и запиши вопросы о том, что тебе ещё хотелось бы узнать о памятниках культуры, изображенных на фотографии. Постарайся найти ответы на свои вопросы.


Красная площадь в Москве На рисунке изображена Красная площадь. Слева расположился Храм Василия Блаженного, а справа Спасская башня. Перед Храмом находится лобное место, где в былые времена оглашали царские указы. На Красной площади имеются и другие достопримечательности, например, там расположен Мавзолей В. И. Ленина. - Какова общая площадь Красной площади в Москве в километрах и сколько людей может поместиться на площади? - Протяженность Красной площади 330 метров в длину и 70 метров в ширину, при этом общая площадь - 23 100 квадратных метров или 0,023 квадратных километров. Если же перевести квадратные метры в гектары, то получится, что площадь Красной площади 2,31 гектара. Один человек занимает площадь - 0,21 м2, тогда получается, что на Красной площади может уместиться: 23100: 0,21 = 110 000 человек. При этом все население Москвы, которое составляет 12 380 664 человек на 2017 год на Красной площади не смогут поместиться на Красной площади. - Почему красная площадь в Москве называется красной? - Часто в сказках встречается выражение "красна девица", что означает красивая девица. Применительно к площади красная означает красивая. По другой версии считает, что когда была основана Москва в ней было много деревянных построек, которые очень часто горели. Не исключением была площадь рядом с Кремлем. Так, из-за частых пожаров площадь назвали Пожар, а позже стали называть "Красной площадью" так как это цвет пожара. - Какова высота Спасской башни? - Высота Спасской башни вместе со звездой - 71 метр.

5. Раскрась иллюстрацию к древнегреческому мифу о Дедале и Икаре.


Иллюстрация к древнегреческому мифу о Дедале и Икаре

Страница 6 — 11 — Как изучают окружающий мир

1. Какие способы изучения окружающего мира используют эти учебники? Подпиши самостоятельно или с помощью слов для справок.

Слова для справок: наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование.

2. Практическая работа «Наблюдение».
Цель работы : освоить этапы проведения наблюдения.
Проведите наблюдение за поведением аквариумных рыбок (или других животных) во время кормления. Продумайте этапы работы и сделайте записи.

  1. Цель наблюдения: наблюдение за поведением аквариумных рыбок во время кормления.
  2. План проведения наблюдения:
    • покормить золотых рыбок сухим кормом, насыпав его на поверхность воды,
    • отследить поведение рыбок,
    • записать результаты наблюдения.
  3. Результаты наблюдения: если золотые рыбки не съели весь насыпанный корм в течении 5 минут, значит они перекормленные и остатки корма будут портить воду.
  4. Выводы: важно, чтобы золотые рыбки получали достаточное, но не избыточное количество пищи.

Придумайте друг для друга вопросы, чтобы узнать, достигнута ли цель наблюдения. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
Мы сумели сформулировать цель наблюдения.
Мы составили чёткий план наблюдения.
Мы успешно выполнили план наблюдения и зафиксировали результаты.
Мы сумели сделать выводы из наблюдения.

3. Практическая работа «Опыт».
Цель работы : освоить этапы проведения опыта.
Проведите опыт с магнитом. Продумайте этапы работы и сделайте записи.

  1. Цель опыта: выяснить, может ли магнит притянуть любой металл.
  2. План проведения опыта:
    1. Взять магнит.
    2. Рассыпать на столе предметы из металла (булавки), из золота (серьги), из серебра (подвеска).
    3. Поднести магнит к каждому из предметов.
    4. Записать результат.
  3. Результаты опыта: магнит притягивает предметы из металла, но не из любого.
  4. Выводы: магнит может притянуть предметы из металла, но не из любого. Предметы из золота и серебра, которые также являются металлами, магнит притянуть не может.

Придумайте друг для друга вопросы, чтобы узнать, достигнута ли цель опыта. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
Мы сумели сформулировать цель опыта.
Мы составили чёткий план опыта.
Мы успешно выполнили план опыта и зафиксировали результаты.
Мы сумели сделать выводы из опыта.
4. Какой прибор (инструмент) потребуется для каждого случая? Укажите стрелками.


5. Практическая работа «Измерение массы».
Цель работы : научиться проводить измерение массы с использованием весов.
1. С помощью рисунка изучите устройство весов.


2. Рассмотрите набор гирек для весов. Запишите массу каждой гирьки.
3. Проведите измерение массы предметов, выданных учителем. Результаты измерений внесите в таблицу.

4. Допишите.

Весы - это прибор для измерение массы.


Мы усвоили, как устроены весы.
Мы поняли, как работают весы.
Мы научились проводить измерение массы.

6. Практическая работа «Измерение длины».
Цель работы : научиться проводить измерение длины с использованием линейки (рулетки).


1. С помощью рисунка изучите устройство линейки и рулетки. Сравните их. Подумайте, в каких случаях следует применять линейку, а в каких — рулетку.

Линейку следует применять для измерения предметов не большой длины. Когда предмет большой целесообразно использовать рулетку.

2. Заполните пропуски.

Выполненное задание:

3. Проведите измерение длины предметов, выданных (или указанных) учителем. Результаты измерений внесите в таблицу.

4. Допишите.

Линейка и рулетка - это инструменты для измерения длины.

Придумайте друг для друга вопросы и задания, чтобы узнать, достигнута ли цель работы. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
Мы усвоили, как устроены линейка и рулетка.
Мы поняли, в каких случаях следует применять линейку, а в каких — рулетку.
Мы научились проводить измерение длины.
Мы научились фиксировать результаты измерений.

Страница 12 — 13 — Книга — источник знаний

1. Запишите сведения о научно-популярной книге, которая тебе особенно понравилась:

2. Нарисуй иллюстрацию к этой книге. Вместо рисунка можно приклеить фотографию по теме книги.

3. Прочитай высказывания о значении книг и родного языка в жизни человека, которые размещены в поезде «Читающая Москва» Московского метрополитена.

Дом, в котором нет книг подобен телу, лишённому души. Цецерон Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г. Паустовский

Цицерон Марк Туллий - римский политический деятель, оратор и писатель. Сведения взяты из Нового иллюстрированного энциклопедического словаря, страница 798. Паустовский Константин Георгиевич - русский писатель. Мастер лирической прозы. Сведения взяты из Нового иллюстрированного энциклопедического словаря, страница 545.

4. Придумай своё высказывание о пользе книг и чтения. Запиши его.

Вся человеческая мудрость скрыта в книгах, и только читая можно постичь ее.

5. В каких справочных изданиях можно узнать, чем знаменит древнегреческий город Троя? Запиши.

Древний мир, Полная энциклопедия, Хардман Ш., Стил Ф., Теймс Р., 2007 - А. Б. Преображенский. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История древнего мира. 2001.

Страница 14 — 15 — Отправляемся на экскурсию

1. Найди описание и укажи стрелками.

Выполненный вариант:

2. Приведите по 1-2 примера.

Художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Музей-квартира, дом-музей, музей-усадьба: Музей Владимира Маяковского, Квартира музей С.С. Прокофьева

Заповедники, национальные парки: Московский государственный музей-заповедник Коломенское, Измайловский остров - музей-заповедник

3. Придумай и запиши вопросы, которые тебе хотелось бы задать в зоопарке или ботаническом саду.

  • Почему у бегемотов розовое молоко?
  • Правда ли, что слоны боятся мышей?
  • Какого цвета язык у жирафа?
  • Через сколько лет на дубе появляются желуди?
  • Почему грецкий орех называется грецким?

Узнай, какие вопросы подготовили другие ребята. Сможешь ли ты на них ответить?

4. Самостоятельно или с помощью дополнительной литературы, сети Интернет определи, какие музеи изображены на фотографиях в Приложении. Вырежи и наклей их в соответствующие окошки.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

5. Подумай и напиши, куда можно сходить на экскурсию в твоём крае. Название места, которое кажется тебе самым интересным, подчеркни.

  • Музей современного искусства «Гараж»
  • Музеи московского кремля Оружейная палата
  • Планетарий
  • Музей «Дом вверх дном»

Страница 16 — 17 — Наша экскурсия

Побывайте на экскурсии и составьте фоторассказ о ней. Запишите, как вы оцениваете экскурсию и почему.


Оружейная палата в Москве

Экскурсия мне понравилась. Я узнал(а) много нового и интересного.

Страница 18 — 21 — О чём расскажет план

План местности - это точный чертёж местности, выполненный с помощью условных знаков.

2. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши условные знаки плана.

3. Вырежите из Приложения условные знаки плана и наклейте их в соответствующие окошки.

1 — Пашня.
2 — Огород.

4. Нарисуй условные знаки плана.

Проверь себя по учебнику.

5. На уроке учительница спросила: «Что означает масштаб плана, изображённого в учебнике?» дети ответили так:

Серёжа: «Одному сантиметру на плане соответствует один метр на местности».
Надя: «Одному сантиметру на плане соответствуют 50 метров на местности».
Витя: «Одному сантиметру на местности соответствуют 10 метров на плане».
Ира: Одному сантиметру на плане соответствуют 100 метров на местности.

Кто ответил верно? Отметь галочкой.

6. Практическая работа «Туристические планы».

1) Рассмотрите в учебнике план зоопарка.


Сориентируйтесь по сторонам горизонта и определите, в каких частях зоопарка живут:

а) тигры — на севере
б) львы — на юге
в) снегири и другие птицы — на западе
г) верблюды — на востоке

2) Рассмотрите в учебнике фрагмент плана Москвы.


Фрагмент план Москвы

Запишите, какие достопримечательности города изображены на нём.

Воробьёвы горы Стадион "Лужники"

3) Рассмотрите план центральной части Санкт-Петербурга. Определите, как от Московского вокзала дойти до Зимнего дворца. Напишите, что можно увидеть на этом маршруте.


План центральной части Санкт-Петербурга От Московского вокзала нужно следовать влево по Невскому проспекту, пройти мимо Аничкова моста, а после Александровской колонны повернуть направо. И тогда мы окажемся возле Зимнего дворца. Следуя данном маршруту можно увидеть Аничков мост, Казанский собор, Александровскую колонну и Дворцовую площадь.

Положите на плане любой другой маршрут. Устно опишите его.


Если вы принесли на урок другие туристические планы, рассмотрите их. Придумайте друг для друга вопросы и задания, чтобы узнать, научились ли вы читать туристические планы.

Мы научились определять на плане стороны горизонта.
Мы научились находить на плане различные достопримечательности.
Мы научились определять по плану, как пройти в то или иное место.
Мы научились прокладывать на плане определённый маршрут.

Страница 22 — 23 — Планета на листе бумаги

1. С помощью учебника допиши определение.

Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

2. Обозначь стороны горизонта на карте мира.


3. Раскрась, как обозначены на карте:

4) Используя учебник, допиши определения.

Материк - это огромный участок суши, со всех сторон окружённый водой. Его еще называют континентом. Часть света - это материк или часть материка с расположенными вблизи островами.

Объясни (устно), в чём сходство и различия материка и части света.

5. Выпишите в таблицу названия всех материков и частей света.

Закрасьте любым цветом несовпадающие названия материков и частей света.

6. С помощью карты учебника приведите примеры (3-4 названия в каждом пункте).

Моря: Баренцево море, Аравийское море, Норвежское море, море Бофорта. Реки: Лена, Амазонка, Волга, Обь. Острова: Алеутские острова, острова Новая Зеландия, остров Мадагаскар, остров Тасмания.

Страница 24 — 25 — Страны и народы на политической карте мира

1. Рассмотри настенную политическую карту мира. Определи название и границы страны, где столицей является Рим — древний город, о культуре которого ты уже много знаешь. Как называются соседние с ней страны? Запиши сведения полученные благодаря изучению политической карты мира:

Обратимся к карте, и видим, что соседствующими странами являются: Франция, Швейцария, Австрия и Словения. Рим - столица Италии Соседи Италии - Австрия, Швейцария, Франция и Словения.

2. Прочитай рассказ о Генрихе Шлимане. Найдите на настенной политической карте мира страны, языки которых он выучил, где жил и работал. Отметьте их флажками.

Генрих Шлиман родился в 1922 году в Германии . Детская мечта найти древний город Трою привела его в 18 лет матросом на корабль "Доротея", который направлялся в Венесуэлу . Судно попало в шторм и затонуло, а Генрих чудом спасся и оказался в Амстердаме . Здесь он работал в торговой конторе и за два года освоил русский , английский , французский , голландский , испанский , португальский и итальянский языки. Затем Генрих Шлиман отправился в Петербург и 20 лет вёл своё торговое дело в русской столице. За это время он выучил польский , шведский , греческий , арабский и другие языки, разбогател на добыче золота в Америке . И наконец, уехал в Грецию - осуществить свою мечту. Чтобы читать "Илиаду" в подлиннике, он за шесть недель выучил древнегреческий язык. Текст Гомера стал для него путеводителем. И древняя земля Греции раскрыла перед археологом свою тайну. Похоронен Г. Шлиман в Афинах.

Отметим на карте флажками все страны, языки которых выучил Г. Шлиман, где он жил и работал.


Политическая карта мира — кликнете, чтобы увеличить изображение

3. Рассмотри представителей разных стран в традиционных костюмах. Найди страну их родного языка на политической карте мира. Запиши названия этих стран и их столиц.

Страна — Белоруссия
Столица — Минск

Страна — Мексика
Столица — Мехико

Страна — Турция
Столица — Анкара

Страна — Китай
Столица — Пекин

Страница 26 — 27 — Путешествуя, познаём мир

1. Вместе с друзьями обсудите и составьте план подготовки путешествия по своему городу (селу). Используйте для этого образец плана из учебника.

Цель путешествия : узнать о гибели царской семьи. Место путешествия : Храм на Крови Источники сведений о месте путешествия : сеть Интернет. Справочная литература : Паломники со всей России отправятся в июле по маршруту «Святыни Екатеринбургской Епархии, Царские дни». Православие.ру; Е. Гильбо «Тайна гибели царской семьи», статья 2004 г.; Грэг Кинг, Пенни Вильсон «Романовы. Судьба царской династии». Издательство «Эксмо», Москва, 2005 г. Карты, схемы, планы, путеводители : карта города Екатеринбурга. Оборудование : фотоаппарат, навигатор. Прогноз погоды : узнать на сайте gismeteo.ru. Форма одежды : свободная, удобная обувь. Мой спутник (спутники) : родители.

2. После путешествия выбери из дневника самое интересное и запиши на этих строках.

Трагическая гибель императора Николая II стало концом великой Российской Империи. Роковые события, происшедшие в Екатеринбурге, в доме инженера Ипатьева породили много легенд. Осталось много загадок, которые предстоит разгадать историкам.

3. В хуторе «На гранях» Белгородской области поучимся мастерству пчеловодства. Вырежи из Приложения рисунки. Дополни ими фоторассказ, соблюдая очередность в работе тружениц-пчёл и в заботах пчеловода.

Страница 28 — 29 — Транспорт

1. Нарисуй старинное средство передвижения у народов твоего края или наклей фотографию.


Фотография старинного средства передвижения — сани, запряженные тройкой

2. Распредели средства передвижения по видам. Сухопутные транспорт отметь красным кружком, водный транспорт — синим кружком, воздушный транспорт — желтым кружком.

Какие из этих средств передвижения старинные, а какие современные? Ответь устно.

3. Проект «Любознательный пассажир». Прочитай рассказ и рассмотри фотографии.

Про поезд "Читающая Москва" ты уже знаешь. А еще в Московском метрополитене ходит поезд "Акварель". Садишься в вагон и словно попадаешь в картинную галерею. С интересом юноши, девушки и ребята твоего возраста рассматривают творения русских художников. Часто пассажиры этого поезда переходят из вагона в вагон, чтобы увидеть как можно больше картин. Многие фотографируют то, что им особенно понравилось. Поезд "Акварель" - замечательный подарок всем ценителям искусства и просто любознательным людям.
Поезд «Акварель»

Придумай проект одного из видов транспорта для любознательных пассажиров. Какие явления природы и культуры твоего края тебе хотелось бы представить в своём проекте? Нарисуй и опиши проект на с.30-31.

Название проекта : трамвай классической музыки
Название средства транспорта : трамвай
Внешний вид :

Описание : В трамвае будет звучать классическая музыка. В промежутках между композициях диктор будет рассказывать о разных интересных фактах, связанных с написанием произведений, композиторах, который их написали, их жизни, исполнителях.

Страница 32 — 33 — Средства информации и связи

1. Придумайте условные знаки для передачи информации. Нарисуйте их на флажках.


Поменяйтесь с другом тетрадями и расшифруйте информацию на флажках. Запиши ее словами.

Слева изображен знак предупреждающий о каком-то событии, которое требует внимание. Справа изображена стрелка вправо - указывающая направление дальнейшего движения.

2. Представь, что ты посылаешь письмо другу. Оформи с помощью необходимых сведений почтовый конверт.


3. Помести в рамку информацию из местной газеты или журнала о заинтересовавших тебя явлениях природы или событий культуры, о людях твоего края.


4. Запиши по памяти названия средств информации и связи. Проверь себя по учебнику.

Средства информации и связи Почтовая служба, телеграф, телефон, радио, телевидение, интернет.

Мир как дом

Страница 34 — 35 — Мир природы в народном творчестве

1. С помощью текста учебника на с. 46 заверши предложение:

Слово "экос" ("ойкос") в переводе с греческого языка означает "дом, жилище ". Слово "логос" в переводе с греческого языка означает знание . Слово "ойкумена" древние греки называли заселённую и освоенную человеком часть мира .

2. Раскрась фрагмент старинной прялки. Определи, сколько ярусов Вселенной на нём изображено. Опиши их устно.

3. Составь цепочку вопросов и ответов по образцу песенки «Куда, Фома, едешь?», используя знания о природе и жизни людей твоего края. Для завершающего ответа воспользуйся подсказками учебника или поставь имя того, кому пишешь эту песенку. К тексту можно сделать рисунок в подарок (на отдельном листе).

Вариант #1 - Куда, пастух, идешь? Куда своих овец ведешь? - На поле. - Зачем тебе на поле? - Овец накормить. - Зачем овец накормить? - Чтоб шерсть давали. - Зачем тебе шерсть? - Чтоб деткам зимой тепло было. Вариант #2 - Куда, Аня, идешь? - Грибы собирать. - Зачем тебе грибы? - Чтобы суп сварить. - А зачем тебе суп? - Чтобы себя накормить, и друзей угостить!

Страница 36 — 37 — Из чего состоит всё

1. Найдите лишнюю фотографию в каждом ряду и обведите её. Объясните (устно) свой выбор.

Природные объекты - все то, что относится к природе. Кроме того, нас окружает бесчисленное множество предметов, созданных человеком. На первом рисунке изображены природные объекты, кроме кружки, которая является предметов созданным человеком, соответственно она будет лишней в этом ряду. На втором рисунке изображены предметы, созданные человеком, кроме синицы, которая является природным объектом, соответственно она будет лишней в данном ряду.

2. Приведите примеры природных объектов (по 3-4 в каждом ряду).
Объекты неживой природы: планеты, водопады, камни.
Объекты живой природы: деревья, звери, птицы, насекомые.
3. С помощью текста и иллюстраций учебника заполни таблицу. Можешь дополнить ее своими примерами.

4. Узнай по описанию веществ и впиши их названия в клеточки.
— Это вещество входит в состав любого живого организма. Тело человека на 2/3 состоит из этого вещества.

— Это вещество встречается в виде камня под землёй, а также растворено в воде морей и океанов. Его можно встреть в каждом доме — кухне.

— Это вещество добавляют во многие продукты — конфеты, торты, пирожные. В природе оно содержится в растениях.

Сахар

— Это вещество — наш помощник на кухне, потому что оно хорошо горит. Но в случае утечки оно может распространиться по все квартире, зато очень опасно.

Природный газ

— Эти вещества созданы искусственно. Их используют для изготовления предметов домашней утвари, оконных рам, игрушек и многих других изделий.

Пластмасса

5. Подчеркни синим карандашом названия твёрдых тел, а зелёным-названия веществ: соль, гвоздь, железо, подкова, алюминий, проволока, медь, канистра для бензина, пластмасса, бензин, сосулька, вода, льдина, конфета, сахар, солонка.

Страница 38 — 39

6. Практическая работа (опыт) «Вода — растворитель».

Цель опыта: определить, какие вещества вода растворяет, а какие нет.
1) Предположите план (порядок) проведения опыта.

  1. Разлить воду по 4 стаканам.
  2. Положить в 1-ый стакан сахар.
  3. Положить во 2-ой стакан соль.
  4. Положить в 3-ий стакан мел.
  5. Положить в 4-ый стакан глину.
  6. Пронаблюдать за результатом.
  7. Записать вывод

2) Рассмотрите рисунок. Выберите оборудование, которое нам понадобиться для проведения опыта. Отметьте выбранные предметы галочкой.


3) Выполните действия по инструкции.

Воду из колбы разлейте в 4 лабораторных стакана. В стакан № 1 насыпьте сахар, в стакан №2 — соль, в стакан №3 — измельченный мел (мел измельчите в ступке), в стакан №4 — глину. Размешайте все вещества стеклянной палочкой. Что наблюдаете? Опишите устно.

4) Зафиксируйте результаты опыта, поставив знак «+» в соответствующие графы таблицы.

5) Сделайте вывод. Проверьте себя по Приложению.

Вода растворяет сахар и соль, но не растворяет песок и мел.

Подумайте друг для друга вопросы, чтобы узнать, достигнута ли цель опыта. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
Мы предложили правильный план опыта.
Мы верно выбрали оборудование.
Мы точно зафиксировали результаты опыта.
Мы правильно сделали вывод из опыта.

Страница 40 — 41 — Мир небесных тел

1. Используя информацию учебника, впиши цифровые данные в текст.

Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров . Температура на поверхности Солнца достигает 6 тысяч градусов , а в центре Солнца — 15-20 миллионов градусов .

Расскажи о Солнце своим одноклассникам. Включи в свой рассказ данные, выписанные из учебника.

2. Заполни таблицу. Один пример возьми из учебника (рисунок на с. 56). Другие примеры (1-2 в каждой графе) постарайся найти в дополнительной литературе, сети Интернет.

Различие звёзд по цвету

Названия звёзд по цветам

3. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. Постройте модель Солнечной системы. Для этого вылепите из пластилина модели планет и расположите их в правильной последовательности на листе картона. Подпишите на табличках названия планет и наклейте их на вашу модель.


4. Разгадай кроссворд.


1) Самая большая планета Солнечной системы.
2) Планета, имеющая хорошо заметные в телескоп кольца.
3) Самая близкая к Солнцу планета.
4) Самая далекая к Солнцу планета.
5) Планета, на которой мы живём.
6) Планета — соседка Земли, расположенная ближе к Солнцу, чем Земля.
7) Планета — соседка Земли, расположенная дальше Солнца, чем Земля.
8) Планета, расположенная между Сатурном и Нептуном.

5. Пользуясь различными источниками информации, подготовьте сообщение о звезде, созвездии или планете, о которых вы хотели бы побольше узнать. Запишите основные сведения для вашего сообщения. Укажите источники информации.

Звезда Альдебаран Одна из самых ярких звёзд на ночном небе, главная, ярчайшая звезда в созвездии Тельца, называется Альдебаран. По-арабски и это слово означает "идущий вслед". Альдебаран - оранжево-красная звезда-гигант. Её яркость больше, чем у Солнца, в 150 раз. Находится от нас на расстоянии 65 световых лет. Источник : Тарасов Л.В., Тарасова Т.Б. Космос: энциклопедия - М.: Эксмо, 2015.- 96 с.: ил. - (Твоя первая энциклопедия).

Страница 42 — 43 — Невидимое сокровище

1. В тексте учебника найдите абзац, где объясняется возникновение ветра. Внимательно прочитайте его. Придумайте и нарисуйте схему возникновения ветра.

В природе движущийся воздух — это ветер. Как известно, земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается воздух. Тёплый воздух легче холодного; он поднимается вверх, а холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.


Посмотрите, какие схемы предложили другие ребята. Оцените свою работу и работы своих товарищей. Чья схема правильная, точная, понятная? Кто допустил ошибки? Расскажите о возникновении ветра по наиболее удачным схемам.
2. Подпиши на диаграмме названия газов, которые входят в состав воздуха. Проверь себя по учебнику.

Подчеркни зелёным карандашом названия газа, который живые организмы поглощают при дыхании.
Подчеркни красным карандашом название газа, который живые организмы выделяю при дыхании.
3. Изучи свойства воздуха и запиши свои выводы.

1) Воздух прозрачен или непрозрачен?
Воздух прозрачен.
2) Имеет ли воздух цвет?
Воздух не имеет цвета.
3) Имеет ли воздух запах?
Воздух не имеет запаха.
4) Что происходит с воздухом при нагревании или охлаждении?
горячий воздух расширяется .

Этот опыт свидетельствует о том, что холодный воздух сжимается .
5) Как воздух проводит тепло?
Воздух плохо проводит тепло.

4. Как называется оборудование, использованное при проведении этих опытов? Укажи стрелками.


Страница 44 — 45 — Самое главное вещество

Практическая работа «Исследование свойств воды».

Цель работы : определить свойства воды.


Опустите в стакан с водой стеклянную палочку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода прозрачна.

Сравните цвет воды с цветом полосок, изображённых на этой странице. Что вы видите? О чём это говорит?

Вывод: вода бесцветна.

Понюхайте чистую воду. Какое свойство воды можно установить таким способом?

Вывод: вода не имеет запаха.

Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустите в горячую воду. Что наблюдаете? О чем это свидетельствует?

Вывод: при нагревании вода расширяется.

Ту же колбу поставьте в тарелку со льдом. Что наблюдаете? О чём это свидетельствует?

Вывод: При охлаждении вода сжимается.

Общий вывод : вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Определите цель каждого опыта. Опишите (устно) его ход. Проверьте свои выводы по Приложению.

Мы верно выбрали оборудование для опытов.
Наши выводы совпали с приведёнными в Приложении.
Мы верно определили свойства воды, но неточно сформулировали выводы.
Мы допустили ошибки при определении некоторых свойств воды.

Страница 46 — 47 — Природные стихии в народном творчестве

1. Вырежи из Приложения фотографии. Наклей их под названиями природных стихий. В нижней части таблицы нарисуй образы огня, воды и воздуха, характерные для изобразительно-прикладного искусства народов твоего края.

2. Запиши загадки об огне, воде и воздухе, созданные творчество народов вашего края. Загадайте их участникам других рабочих групп.

Загадки про огонь Жар-птица летает, золотые перья роняет. (Огонь) Без питья живёт. Но стоит напоить - умирает. (Огонь) Алый петух в воде потух. (Огонь) Жевать - не жую, а всё поедаю. (Огонь) Загадки о воде Зимой падает, весной журчит, летом шумит, осенью капает. (Вода) В жарки день самой желанной бывает.(Вода) Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать? (Вода) Загадки про воздух Чем мы дышим? Что мы не видим? (Воздух) Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь? (Воздух)

3. Рассмотри узоры народной вышивки. Определи образы огня, воды и воздуха.

Устно сочини сказку о природных стихиях.

Страница 48 — 49 — Кладовые земли

  1. Самостоятельно или с помощью учебника допиши определения.
Минералы - это природные вещества Горные породы - это природные соединения минералов.

2. Практическая работа «Состав гранита».

Цель работы: определить минералы, входящие в состав гранита.

  1. Рассмотрите и сравните образцы минералов: полевого шпата, кварца, слюды. Устно опишите их свойства (цвет, прозрачность, блеск).
  2. Рассмотрите кусочек гранита с помощью лупы. Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат. Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц. Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.
  3. По результатам исследования заполните схему.

4. Сделайте вывод (устно). Проверьте себя по Приложению.

Придумайте друг для друга вопросы и задания, чтобы узнать, достигнута ли цель работы. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.

Мы правильно описали свойства минералов.
Мы верно определили минералы, входящие в состав гранита.
Мы правильно заполнили схему «Состав гранита».
Наш вывод совпал с тем, который приведён в Приложении.

3. Знаете ли вы, что хранится в кладовых Земли? Вырежьте из Приложения фотографии и наклейте их в соответствующие окошки.


4. Запишите названия полезных ископаемых своего края.

Золото, газ, нефть, гранит, асбест, железная руда.

Страница 50 — 51 — Чудо под ногами

Практическая работа «Исследование состава почвы».

Цель работы: определить, что входит в состав почвы.

Рассмотрите оборудование, приготовленное для практической работы. Укажите стрелками названия предметов. Объясните (устно), для чего они используются.


Бросьте комочек сухой почвы в воду. Что наблюдаете? О чём это говорит?

Вывод : в почве содержится воздух.

Немного свежей почвы нагрейте на огне. Над почвой подержите холодное стекло. Что наблюдаете? О чем это говорит?

Вывод : в почве содержится вода.

Продолжайте нагревать почву. Дождитесь появления дыма и неприятного запаха. Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. О чём свидетельствует этот опыт?

Вывод : в почве содержится перегной.

Прокалённую почву, в которой перегной сгорел (она серого цвета), насыпьте в стакан с водой и размешайте. Понаблюдайте, что осядет на дно сначала и что — через некоторое время. О чём говорит этот опыт?

Вывод :в почве содержится глина и песок.

Поместите на стекло несколько капель воды, в которой долго находилась почва. Подержите стекло над огнём. Что произошло с водой? Что осталось на стекле? Это минеральные соли. О чём говорит этот опыт?

Вывод :в почве содержится минеральные соли.
Общий вывод : в состав почвы входят воздух, вода, перегной, глина, песок, минеральные соли.

Определите цель каждого опыта. Опишите (устно) его ход. Проверьте свои выводы по Приложению. Оцените свою работу, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
Мы верно назвали оборудование для опытов.
Наши выводы совпали с выводами в Приложении.
Мы верно определили состав почвы, но неточно сформулировали вывод.
Мы допустили ошибки при определении состава почвы.

Страница 52 — 53 — Мир растений

1. Узнай группы растений по описаниям. Впиши названия групп в клеточки.

  • Эти растения имеют корни, стебли, листья, цветки и плоды, в которых созревают семена — 9 букв. Ответ: цветковые. Цветковые растения имеют цветки и плоды. У них есть и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны. Группа насчитывает 250 000 видов. Примеры цветковых растений : нарцисс, календула, бархатцы, ива, ландыш, астра, подсолнечник, груша, картофель, липа, мать-и-мачеха, одуванчик.
  • У этих растений нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов. Их тело называется слоевищем — 9 букв. Ответ: водоросли. Водоросли - жители воды. Примером водорослей является морская капуста. У водорослей нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов. Тело водорослей похоже на длинные бурые ленты, оно называется слоевищем. Группа насчитывает 100 000 видов.
  • У растений этой группы есть стебли и листья, но нет корней, цветков и плодов с семенами — 3 буквы. Ответ: мхи. Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. Группа насчитывает 27 000 видов.
  • У этих растений есть все части, кроме цветков и плодов. Семена у них созревают в шишках — 7 букв. Ответ: хвойные. Хвойные растения имеют корни, стебли, листья (хвоинки), но не имеют цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. Группа насчитывает 600 видов. Примеры хвойных растений : сосна, туя, лиственница, ель.
  • Растения этой группы имеют корни, стебли и листья, похожие на большие перья. Но у них не бывает цветков, плодов и семя — 11 букв. Ответ: папоротники. Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Группа насчитывает 10 000 видов.

2. На уроке учительница попросила привести примеры цветковых растений. Дети ответили так:

  • Сережа: нарцисс, календула, бархатцы, ива, сосна.
  • Надя: ландыш, астра, подсолнечник, груша, картофель.
  • Витя: туя, лиственница, папоротник, кувшинка, земляника.
  • Ира: морская капуста, ель, липа, мать-и-мачеха, одуванчик.

Кто из ребят ответил верно? Кто допустил одну ошибку, две ошибки, три ошибки?

Верный ответ у Нади, одна ошибка у Сережи, две ошибки у Иры, три ошибки у Вити.

3. Определите эти растения. Подпишите названия растений и групп, к которым они относятся.


Цветковые


Цветковые


Цветковые


Цветковые


Папоротник


Мхи


Хвойные


Хвойные

4. Используя книгу «Зелёные страницы», подготовь сообщение об одном из видов растений любой группы. Запиши названия вида, группы и краткие сведения для своего сообщения.

Репейник, он же лопух

Многие растения: ландыши, белоснежные кувшинки — исчезают с лица земли, но не репейник.
Благодаря тому, что его корзинки с плодами крепко прикрепляются к одежде человека и распространяются повсеместно, репейник растет повсюду.


Если вооружиться лупой и рассмотреть внимательно это растение, то внутри шарика-корзинки — маленькие фиолетовые цветки, а снаружи — особые листочки. Они заканчиваются шипами-колючками благодаря которым они легко прикрепляются к человеку и животным.

Страница 54 — 55 — Наше путешествие в мир растений

На этих страницах подготовьте фоторассказ об удивительном мире растений вашего края или других мест, где вам довелось побывать. В фотографиях и подписях постарайтесь передать своё отношение к миру растений.

Растения Урала


Синий василёк — однолетнее растение. Встречается по опушкам лесов, полянам, обочинам дорог, как сорное растение на огородах и полях злаковых культур.


Кустарник высотой до 120 см. Она недалекая родственница брусники. Цветет голубика в июне-июле, а плодоносит в августе-сентябре. Её плоды очень вкусные. Их широко используют для приготовления различных блюд.


— многолетнее травянистое растение. В России растёт повсеместно (за исключением Крайнего Севера): на полянах, опушках, среди кустарников, на сухих открытых травянистых местах, по склонам холмов. В Европе ее называют - орегано, это дальняя родственница мяты, мелиссы, шалфея, базилика и других пряных трав. Орегано - это чуть ли не важнейшая пряность для изготовления легендарной пиццы в Италии и греческого салата.

Страница 80 — 81 — Как сохранить богатства природы

1. С помощь текста учебника заполните правую колонку таблицы.

Отрицательное влияние человека на природу Меры по охране природы
Попадание в воздух ядовитых выбросов промышленных предприятий и автомобилей Сооружение установок, которые улавливают вредные вещества. Создание автомобилей, которые меньше загрязняют воздух (работают частично на бензине, а частично на электричестве).
Попадание в воду бытовых стоков, отходов промышленных предприятий, ферм Строительство очистных сооружения, в которых загрязнённая вода будет проходить через различные фильтры.
Кроме того, на очистительных сооружениях стоит использовать невидимки-бактерии, которые обезвреживают ядовитые вещества.
Потери полезных ископаемых при добыче, перевозке, переработке Бережно и экономно использовать полезные ископаемые при их добыче,
перевозке и переработке.
Уничтожение растений, защищающих почву Растения укрепляют почву своими корнями, поэтому для сохранения
почвы важно беречь и сажать растения.
Сбор населением редких растений Охранять редкие растения, сооружая заповедники, национальные парки и
ботанические сады.
Неумеренная охота на животных, браконьерство Запрещать и ограничевать охоту на редких животных. Охранять
животных, сооружая заповедники и национальные парки. Также помогают
охране животных зоопарки.

2. Придумайте и нарисуйте условные знаки, показывающие охрану природных сообществ



в) водоёма


Обсудите условные знаки, предложенные другими группами. Выберите наиболее удачные.

Расскажите по условным знакам об охране природных сообществ.

Страница 82 — 83 — Охрана природы в культуре народов России и мира

1. Запиши (на выбор) пословицы, предания, сказки народов твоего края, в которых говорится о том, что необходимо любить и беречь природу.

Пословицы, в которых говорится о том, что необходимо любить и беречь природу - Огонь - царь, вода - царица, земля - матушка, небо - отец, ветер - господин, дождь - кормилец. - Кто землю лелеет, того она жалеет. - Накормишь землю - она накормит тебя. - Люби природу - она добром ответит! - Сломать дерево - секунда, а вырастить - года. - Береги землю родимую, как мать любимую.

2. Представь себя главной экологически чистого поселения. Нарисуй в рамке схему своего воображаемого хозяйства, где для отопления, освещения, для разных видов деятельности применяется сила воды, ветра, тепло солнца, переработка отходов и мусора, вновь засаживаются деревьями участки, предназначенные для вырубки. Используй опыт народов твоего края, который сохранился в сельских и дачных поселениях, в книгах о старинной и современной культуре народов России и мира.