Асы в воздухе. Наиболее результативные летчики истребители. Немецкие танковые асы

Рекордсменом по количеству сбитых немецких самолетов считается Иван Кожедуб. На его счету 62 вражеские машины. Александр Покрышкин отстал от него на 3 самолета — официально считается, что ас № 2 может нарисовать на своем фюзеляже 59 звездочек. На самом деле информация о первенстве Кожедуба является ошибочной.

Их восемь — нас двое. Расклад перед боем
Не наш, но мы будем играть!
Сережа, держись! Нам не светит с тобою.
Но козыри надо равнять.
Я этот небесный квадрат не покину —
Мне цифры сейчас не важны:
Сегодня мой друг защищает мне спину,
А значит, и шансы равны.

Владимир Высоцкий

Несколько лет назад в архиве трижды героя Советского Союза Александра Покрышкина обнаружились записи, которые позволяют по-иному взглянуть на заслуги легендарного летчика. Оказывается, в течение десятилетий истинное количество сбитых им фашистских самолетов сильно преуменьшалось. Причин тому было несколько.
Во-первых, сам факт падения каждого сбитого самолета противника нужно было подтверждать сообщениями наземных наблюдателей. Таким образом, все машины, уничтоженные за линией фронта, в статистику советских пилотов-истребителей не попадали по определению. Покрышкин, в частности, недосчитался из-за этого 9 «трофеев».
Во-вторых, многие из его товарищей вспоминали, что он щедро делился со своими ведомыми, чтобы те могли быстрее получить ордена и новые звания. Наконец, в 1941 году летная часть Покрышкина при отступлении была вынуждена уничтожить все документы, и более десятка побед сибирского героя осталось только в его памяти и личных записях. Прославленный летчик после войны не стал доказывать свое первенство и удовлетворился записанными на его счет 59 самолетами врага. У Кожедуба их было, как известно, 62. Сегодня можно сказать, что Покрышкин уничтожил 94 самолета, 19 — подбил (часть их, без сомнения, не смогла дотянуть до аэродрома или была добита другими летчиками), а 3 — уничтожил на земле. Покрышкин расправлялся в первую очередь с истребителями врага — самыми трудными и опасными целями. Бывало, что он и двое его соратников дрались с восемнадцатью противниками. Сибирский ас сбил 3 «фоккера», 36 «мессеров», еще 7 подбил, а 2 сжег на аэродромах. Легких бомбардировщиков им уничтожено 33, тяжелых — 18. На более мелкие цели он отвлекался редко, сбив 1 легкий разведывательный самолет и 4 транспортника. Для полной правды следует сказать, что свой боевой счет он начал 22 июня 1941 года с того, что сбил наш легкий двухместный бомбардировщик Су-2, который был по глупости командования настолько засекречен, что ни один советский истребитель не знал его силуэта. А лозунг всякого боевого летчика не оригинален: «Видишь незнакомый самолет — принимай его за противника».

Американский президент Франклин Рузвельт назвал Покрышкина самым выдающимся асом Второй мировой войны. С этим трудно не согласиться, хотя боевые заслуги Кожедуба не менее весомы. Наверняка на его счету тоже есть незафиксированные самолеты.

Еще менее повезло в этом отношении советскому летчику по имени Иван Федоров. Он сбил 134 вражеских «борта», провел 6 таранов, 2 самолета «взял в плен» — вынудил сесть на свой аэродром. При этом ни разу не был сбит сам и не потерял ни одного ведомого. Но этот летчик остался совершенно неизвестным. Его именем не назывались пионерские дружины, ему не ставили памятники. Проблемы возникли даже с присвоением ему звания Героя Советского Союза.

Первый раз к этой высокой награде Иван Федоров был представлен еще в 1938 году — за 11 сбитых в Испании самолетов. С большой группой офицеров из Испании Федоров приехал в Москву на торжественное вручение. Среди награжденных кроме летчиков были моряки и танкисты. На одном из «банкетов» представители дружественных родов войск стали выяснять, какой вид вооруженных сил лучше. Спор дошел до драки, а потом и до перестрелки. В результате 11 санитарных машин развозили пострадавших по московским госпиталям и моргам. Иван Федоров особого участия в драке не принимал, но, не в меру разбушевавшись, ударил приставленного к нему сотрудника НКВД. Летчик был первоклассным боксером — на второй день особист, не приходя в сознание, скончался. В результате Федоров был объявлен одним из зачинщиков скандала. Руководство Наркомата обороны замяло этот инцидент, но наград не дали никому. Всех раскидали по воинским частям с совершенно неподходящими для дальнейшей карьеры характеристиками.

Что же касается Федорова, то его и еще нескольких летчиков вызвал начальник генерального штаба авиации генерал-лейтенант Смушкевич и сказал: «Воевали геройски — и все насмарку!» А оставшись с Федоровым наедине, он доверительно и по-дружески предупредил, что НКВД завел на него особую папку по личному распоряжению Лаврентия Берии. Тогда от ареста и смерти Федорова спас сам Сталин, приказавший Берии не трогать летчика, чтобы не осложнять отношений с испанцами, для которых Иван был национальным героем. Однако из ВВС Федорова уволили и перевели пилотом-испытателем в КБ С.А. Лавочкина.

Лишенный звания Героя Советского Союза, Федоров буквально за несколько месяцев до вторжения фашистской Германии в СССР умудрился получить высшую военную награду Третьего рейха. Получилось это так.

Весной 1941 года СССР и Германия, находившиеся тогда в весьма дружеских отношениях, обменялись делегациями летчиков-испытателей. В составе советских пилотов Федоров поехал в Германию. Желая показать потенциальному противнику (а Иван ни минуты не сомневался в неизбежности войны с Германией) мощь советской военной авиации, летчик продемонстрировал в воздухе самые сложные фигуры пилотажа. Гитлер был ошеломлен и поражен, а рейхсмаршал авиации Геринг угрюмо подтвердил, что даже лучшие немецкие асы повторить «воздушные акробатические фокусы» советского летчика не смогут.

17 июня 1941 года состоялся прощальный банкет в резиденции рейхсканцлера, где Гитлер вручил советским летчикам награды. Федоров из его рук получил один из высших орденов рейха — Железный крест с дубовыми листьями 1-го класса. Сам Федоров вспоминал об этой награде неохотно: «Крест какой-то дали, я не разбираюсь, он мне не нужен, валялся у меня в коробке, я его не носил и никогда не одел бы». Тем более, что через несколько дней после возвращения советских летчиков началась Великая Отечественная...

Война застала Федорова в Горьком, где он работал на заводе испытателем. Целый год пилот безрезультатно «бомбардировал» высшие инстанции рапортами с просьбой отправить его на фронт. Тогда Федоров решил схитрить. В июне 1942 года на опытном истребителе ЛаГТ-3 он сделал 3 «мертвые петли» под мостом через Волгу. Надежа была на то, что воздушного хулигана отправят за это на фронт. Однако когда Федоров пошел на четвертый заход, зенитчики из охраны моста открыли по самолету огонь, подумав, видимо, что он может мост разрушить. Тогда летчик решил, что не будет даже возвращаться на свой аэродром, и полетел прямо на фронт...

До линии фронта было почти 500 км пути, и Федорова не только обстреливали зенитки, но и атаковали два МИГ-3 московских сил противовоздушной обороны. Счастливо избежав опасности, Иван Евграфович приземлился на аэродроме подмосковного Клина, в расположении штаба 3-й Воздушной армии.

Командующий армией Михаил Громов, прославленный полярный летчик, выслушав подробный доклад «волонтера», принял решение оставить его у себя. Между тем руководство Горьковского авиазавода объявило Федорова дезертиром и потребовало вернуть с фронта. Он послал им телеграмму: «Не затем удирал, чтобы к вам вернуться. Если виноват, отдайте под трибунал». По-видимому, за «дезертира» вступился сам Громов: «Если бы ты с фронта удрал, тогда судили бы, а ты же на фронт». Действительно, дело вскоре закрыли.

За первые полтора месяца Федоров сбил 18 немецких самолетов и уже в октябре 1942 года был назначен командиром 157-го истребительного авиационного полка. Весну 43-го он встретил уже командиром 273-й авиадивизии. А еще с лета 1942 до весны 1943 года Федоров командовал уникальной группой из 64 летчиков-штрафников, созданной по личному распоряжению Сталина. Тот считал неразумным отправлять пусть даже серьезно провинившихся пилотов в наземные штрафбаты, где они не могли принести никакой пользы, да и ситуация на фронте тогда складывалась так, что каждый обученный и опытный пилот был буквально на вес золота. Но командовать этими «воздушными хулиганами» никто из асов не хотел. И тогда Федоров сам вызвался руководить ими. При том что Громов наделил его правом расстреливать на месте каждого при малейшей попытке неповиновения, Федоров этим не воспользовался ни разу.

Штрафники блестяще показали себя, сбив около 400 самолетов противника, хотя победы им не засчитывались, как и самому Федорову, а распределялись по другим авиаполкам. Потом, уже после официального «прощения», несколько федоровских подопечных стали Героями Советского Союза. Наиболее известным из них был Алексей Решетов.

В мае 44-го Федоров, добровольно уйдя с должности командира 213-й авиадивизии, не желая заниматься «бумажной», по его мнению, работой, стал заместителем командира 269-й авиадивизии, получив возможность больше летать. Вскоре ему удалось собрать специальную группу, состоящую из девяти летчиков, вместе с которыми он занимался так называемой «свободной охотой» за линией фронта.

После тщательно проведенной разведки группа федоровских «охотников», хорошо знавшая расположение аэродромов противника, обычно к вечеру пролетала над одним из них и сбрасывала вымпел, представлявший собой банку из-под американской тушенки с грузом и запиской внутри. В ней на немецком языке летчикам люфтваффе предлагалось выйти на поединок, причем строго по числу прилетевших с советской стороны. В случае нарушения численного паритета «лишние» просто сбивались на взлете. Немцы, разумеется, вызов принимали.

В этих «дуэлях» Федоров одержал 21 победу. Но, пожалуй, самый свой удачный бой Иван Евграфович провел в небе над Восточной Пруссией в конце 44-го, сбив сразу 9 «мессершмиттов». Благодаря всем этим ярким достижениям у аса появилось фронтовое прозвище Анархист.

Все летчики «группы Федорова» получили звание Героя Советского Союза, а Василий Зайцев и Андрей Боровых были удостоены его дважды. Исключение составлял только сам командир. Все представления Федорова к этому званию по-прежнему «заворачивались».

После Великой Победы Федоров вернулся в КБ Лавочкина, где испытывал реактивные самолеты. Он первым в мире преодолел звуковой барьер на самолете Ла-176. А вообще на счету данного летчика 29 мировых авиационных рекордов. Именно за эти достижения 5 марта 1948 года Сталин присвоил Ивану Федорову звание Героя Советского Союза.
Что же касается безвестности самого результативного аса советских ВВС, то Иван Евграфович никогда не стремился развенчать это заблуждение: «За себя постоять всегда умел и сумею, но хлопотать и писать в высшие инстанции, для того чтобы вернули неврученные награды, никогда не стану. Да и не нужны они мне уже — другими материями душа живет».

Так что самыми лучшими советскими асами Второй мировой войны — вот такое заблуждение! — по-прежнему считаются Покрышкин и Кожедуб.

На протяжении всей Великой Отечественной войны, за исключением разве что последних ее месяцев, пикирующий бомбардировщик люфтваффе Junkers Ju 87 был одним из основных противников советских летчиков-истребителей, особенно в периоды активных боевых действий. Поэтому в списках побед многих наших асов «лаптежники» (именно такую кличку получил у нас немецкий пикировщик за характерное неубирающееся шасси в массивных обтекателях) занимают видное место.

Совершивший из-за повреждений двигателя вынужденную посадку Ju 87B-2 из состава III./ St.G. 2, осень 1941 г.,
район станции Чудово, Ленинградская область (http://waralbum.ru )

Поскольку побед над Ю-87 (так самолет обозначался в советских штабных документах) было зафиксировано очень много – на 3000 летчиков-асов приходится около 4000 заявок на уничтожение вражеских пикировщиков – наличие их в боевых счетах асов находится, фактически, в прямой зависимости от общего количества сбитых самолетов, и верхние строчки списка занимают самые известные советские асы.

Первое место среди охотников за «лаптежниками» делят самый результативный летчик-истребитель антигитлеровской коалиции, трижды Герой Советского Союза Кожедуб Иван Никитович и другой знаменитый ас – дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин. Оба этих летчика имеют на счету по 18 сбитых Ю-87. Кожедуб все свои «юнкерсы» сбил в составе 240-го ИАП (первая победа над Ю-87 – 06.07.1943, последняя – 01.06.1944), летая на истребителе Ла-5, Ворожейкин – в составе 728-го ИАП на Як-7Б (первый сбитый «лаптежник» – 14.07.1943, последний – 18.04.1944). Всего за войну Иван Кожедуб одержал 64 личные воздушные победы, а Арсений Ворожейкин – 45 лично и 1 в паре, причем у обоих выдающихся наших летчиков первыми в обширных списках сбитых ими самолетов значатся именно Ю-87.


Иван Никитович Кожедуб, лучший ас антигитлеровской коалиции, уничтожил больше всех Ю-87 – на е
го счету 18 немецких пикировщиков (http://waralbum.ru )

Вторую строчку в условном рейтинге уничтожителей «штук» занимает еще один летчик 240-го ИАП, летавший на Ла-5 – дважды Герой Советского Союза Кирилл Алексеевич Евстигнеев, одержавший за время своей боевой карьеры 13 личных побед над Ю-87, также имеющий еще один сбитый в группе. Всего Евстигнеев сбил 52 самолета противника лично и 3 в группе.

Третье место в списке по личным победам делят летчики 205-й истребительной авиадивизии Герой Советского Союза Василий Павлович Михалев из 508-го ИАП (213-й Гв.ИАП) и дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев (27-й ИАП/129-й Гв.ИАП), имеющие на счету по 12 уничтоженных «лаптежников» (у Василия Михалева, кроме того, имеется в активе 7 пикировщиков, сбитых в группе). Первый начал боевую карьеру на Як-7Б, «завалив» на нем 4 Ю-87, а остальные сбил, находясь в кабине ленд-лизовского истребителя P-39 «Аэрокобра»; второй – 7 первых «штук» отправил на землю, пилотируя Як-1 (причем два «юнкерса» Гулаев сбил таранными ударами), остальные победы одержал на «Аэрокобре». Итоговый боевой счет Михалева составил 23+14, а Гулаева – 55+5 воздушных побед.

Четвертую позицию рейтинга с 11 личными победами над Ю-87 занимает «великолепная пятерка» летчиков-истребителей ВВС КА, которую возглавляет Герой Советского Союза Федор Федорович Архипенко, имеющий на счету также 6 «лаптежников», сбитых в группе. Свои победы над Ю-87 летчик одерживал в рядах двух авиаполков – 508-го ИАП и 129-го Гв.ИАП, сбив два бомбардировщика лично на Як-7Б, остальные – на «Аэрокобре». Всего за время войны Архипенко сбил 29 самолетов противника лично и 15 в группе. Далее в список пилотов, сбивших по 11 Ю-87, выглядит так: Литвиненко Трофим Афанасьевич (воевал в составе 191-го ИАП на P-40 «Киттихаук» и Ла-5, итоговый боевой счет – 18+0, Герой Советского Союза); Михалин Михаил Федорович (191-й ИАП, «Киттихаук», 14+2); Речкалов Григорий Андреевич (16-й Гв.ИАП, «Аэрокобра», 61+4, дважды Герой Советского Союза); Чепинога Павел Иосифович (27-й ИАП и 508-й ИАП, Як-1 и «Аэрокобра», 25+1, Герой Советского Союза).

По 10 лично сбитых Ю-87 имеют на счету еще пятеро летчиков: Артамонов Николай Семенович (297-й ИАП и 193-й ИАП (177-й Гв.ИАП), Ла-5, 28+9, Герой Советского Союза); Зюзин Петр Дмитриевич (29-й Гв.ИАП, Як-9, 16+0, Герой Советского Союза); Покрышкин Александр Иванович (16-й Гв.ИАП, Управление 9-й Гв.ИАД, «Аэрокобра», 46+6, трижды Герой Советского Союза); Рогожин Василий Александрович (236-й ИАП (112-й Гв.ИАП), Як-1, 23+0, Герой Советского Союза); Сачков Михаил Иванович (728-й ИАП, Як-7Б, 29+0, Герой Советского Союза).

Кроме того, по 9 пикирующих «юнкерсов» отправили на землю 9 летчиков-истребителей, по 8 сбитых Ю-87 имеют 8 человек, по 7 – 15 пилотов.

Название ас по отношению к военным летчикам впервые появилось во французских газетах во время Первой мировой войны. В 1915г. журналисты прозвали «тузами», а в переводе с французского слово «as» означает «туз», пилотов, сбивших три и более вражеских самолетов. Первым стали называть асом легендарного французского летчика Роланда Гарроса (Roland Garros)
Наиболее опытных и удачливых пилотов в люфтваффе называли экспертами — «Experte»

Luftwaffe

эрик альфред хартман (Буби)

Эрих Хартманн (нем. Erich Hartmann; 19 апреля 1922 — 20 сентября 1993) — немецкий лётчик-ас, считается наиболее успешным пилотом-истребителем за всю историю авиации. По немецким данным, в ходе Второй мировой войны он сбил ""352"" самолёта противника (из них 345 советских) в 825 воздушных боях.


Хартманн окончил летное училище в 1941 году и в октябре 1942 года получил назначение в 52-ю истребительную эскадру на Восточном фронте. Его первым командиром и наставником стал известный эксперт Люфтваффе Вальтер Крупинский.

Свой первый самолёт Хартманн сбил 5 ноября 1942 года (Ил-2 из состава 7-го ГШАП), однако за три последующих месяца ему удалось сбить всего один самолёт. Хартманн постепенно повышал свое лётное мастерство, делая упор на эффективность первой атаки

Оберлейтенант Эрих Хартман в кабине своего истребителя, хорошо видна знаменитая эмблема 9-го стаффеля 52-й эскадры — пронзенное стрелой сердце с надписью «Karaya», в левом верхнем сегменте сердца написано имя невесты Хартмана «Ursel» (на снимке надпись практически не заметна).


Немецкий ас гауптман Эрих Хартманн (слева) и венгерский летчик Ласло Поттионди. Немецкий летчик-истребитель Эрих Хартманн (Erich Hartmann) — самый результативный ас Второй мировой войны


Крупински Вальтер первый командир и наставник Эриха Хартмана!!

Гауптман Вальтер Крупински командовал 7-м стаффелем 52-й эскадры с марта 1943 г. по март 1944 г. На снимке — Крупински с надетым Рыцарским крестом с дубовыми листьями, листья он получил 2 марта 1944 г. за 177 побед в воздушных боях. Вскоре после того, как была сделана эта фотография Крупински перевели на Запад, где он служил в 7(7-5, JG-11 и JG- 26, войну ас завершил на Ме-262 в составе J V-44.

На снимке марта 1944 г. слева направо: командир 8./JG-52 лейтенант Фридрих Облезер, командир 9./JG-52 лейтенант Эрих Хартман. Лейтенант Карл Гритц.


Свадьба аса люфтваффе Эриха Хартмана (Erich Hartmann, 1922 — 1993) и Урсулы Петч (Ursula Paetsch). Слева от супружеской пары идет командир Хартмана - Герхард Баркхорн (Gerhard Barkhorn, 1919 — 1983). Справа — гауптман Вильгельм Батц (Wilhelm Batz, 1916 — 1988).

Bf. 109G-6 гауптмана Эриха Хартмана, Будёрс, Венгрия, ноябрь 1944 г.

Баркхорн Герхард "Герд"

Майор/Major Баркхорн Герхард/Barkhorn Gerhard

Начал летать в составе JG2, осенью 1940 года переведен в JG52. С 16.01.1945 г. по 1.04.45 г. командовал JG6. Закончил войну в "эскадре асов" JV 44, когда 21.04.1945 года его Me 262 был расстрелян при посадке американскими истребителями. Получил тяжелые ранения, четыре месяца находился в плену у союзников.

Число побед - 301.Все победы на Восточном фронте.

Гауптман Эрих Хартман (Erich Hartmann) (19.04.1922 — 20.09.1993) со своим командиром майором Герхардом Баркхорном (Gerhard Barkhorn) (20.05.1919 — 08.01.1983) за изучением карты. II./JG52 (2-я группа 52-й истребительной эскадры). Э. Хартманн и Г. Баркхорн являются самыми результативными летчиками Второй Мировой войны, имевшими на своем боевом счету 352 и 301 воздушные победы соответственно. В левом нижнем углу снимка — автограф Э. Хартманна.

Разбитый немецкой авиацией еще на железнодорожной платформе советский истребитель ЛаГГ-3.


Снег стаял быстрее, чем смыли белую зимнюю окраску с Bf 109. Истребитель идет на взлет прямо по весенним лужа.}!.

Захваченный советский аэродром: И-16 стоит рядом с Bf109F из II./JG-54.

В плотном строю ни выполнение боевого задания идут бомбардировщик Ju- 87D из StG-2 «Иммельман» и «Фридрих» из I./JG-51. В конце лета 1942 г. летчики I./JG-51 пересядут на истребители FW-190.

Командир 52-й истребительной эскадры (Jagdgeschwader 52) подполковник Дитрих Храбак (Dietrich Hrabak), командир 2-й группы 52-й истребительной эскадры (II.Gruppe / Jagdgeschwader 52) гауптман Герхард Баркхорн (Gerhard Barkhorn) и неизвестный офицер люфтваффе у истребителя Мессершмитт Bf.109G-6 на аэродроме Багерово.


Вальтер Крупински, Герхард Баркхорн, Йоханнес Визе и Эрих Хартман

Командир 6-й истребительной эскадры (JG6) люфтваффе майор Герхард Баркхорн в кабине своего истребителя Фокке-Вульф Fw 190D-9.

Bf 109G-6 «двойной черный шеврон» командира I./JG-52 гауптмана Герхарда Баркхорна, Харьков-Юг, август 1943 г.

Обратите внимание на собственное имя самолета; Christi — имя жены Баркхорна, второго по результативности летчики-истребителя люфтваффе. На рисунке изображ ен самолет, на котором Баркхорн летал в бытность командиром I./JG-52, тогда он еще не перевалил рубежа в 200 побед. Баркхорн остался в живых, всего он сбил 301 самолет, все — на восточном фронте.

Гюнтер Ралль

Немецкий ас летчик-истребитель майор Гюнтер Ралль (Günther Rall) (10.03.1918 — 04.10.2009). Гюнтер Ралль — третий по результативности немецкий ас Второй Мировой войны. На его счету 275 воздушных побед (272 на Восточном фронте), одержанных в 621 боевых вылетах. Сам Ралль был сбит 8 раз. На шее у летчика виден Рыцарский крест с дубовыми листьями и мечами, которым он был награжден 12.09.1943 г. за 200 одержанных воздушных побед.


«Фридрих» из III./JG-52, эти группа в начальной фазе операции «Барбаросса» прикрывали войска стран си, действовавшие в прибрежной зоне Черного моря. Обратите внимание на необычный угловатый бортовой номер «6» и «синусоиду». По всей видимости, этот самолет принадлежал 8-му стаффелю.


Весна 1943, Ралль одобрительно смотрит, как лейтенант Йозеф Цвернеманн пьёт вино из бутылки

Гюнтер Ралль (второй слева) после своей 200-й воздушной победы. Второй справа — Вальтер Крупински

Сбитый Bf 109 Гюнтера Ралля

Ралль в своём Густаве 4-м

После тяжелых ранений и частичной парализации оберлейтенант Гюнтер Ралль вернулся в 8./JG-52 28 августа 1942 г., а через два месяца он стал кавалером Рыцарского креста с дубовыми листьями. Войну Ралль завершил, заняв по результативности почетное третье место среди летчикев-истребителей люфтваффе
одержал 275 побед (272 — на Восточном фронте); сбил 241 советский истребитель. Совершил 621 боевой вылет, был сбит 8 раз и 3 раза ранен. Его «Мессершмитт» имел личный номер «Чёртова дюжина»


Командир 8-й эскадрильи 52-й истребительной эскадры (Staffelkapitän 8.Staffel/Jagdgeschwader 52) оберлейтенант Гюнтер Ралль (Günther Rall, 1918—2009) с летчиками своей эскадрильи в перерыве между боевыми вылетами играет с талисманом эскадрильи — собачкой по кличке «Рата».

На фото на переднем плане слева направо: унтер-офицер Манфред Лоцман (Manfred Lotzmann), унтер-офицер Вернер Хёэнберг (Werner Höhenberg), и лейтенант Ганс Функе (Hans Funcke).

На заднем плане слева направо: обер-лейтенант Гюнтер Ралль (Günther Rall), лейтенант Ханс Мартин Марков (Hans Martin Markoff), фельдфебель Карл-Фридрих Шумахер (Karl-Friedrich Schumacher) и обер-лейтенант Герхард Луэти (Gerhard Luety).

Снимок был сделан фронтовым корреспондентом Рейссмюллером (Reissmüller) 6 марта 1943 года у Керченского пролива.

фото Ралля и его жены Герты, родом из Австрии

Третьим в триумвирате лучших экспертов 52-й эскадры значился Гюнтер Ралль. На истребителе с бортовым номером «13» черного цвета Ралль летал после своего возвращения в строй 28 августа 1942 г. после полученного в ноябре 1941 г. тяжелого ранения. К этому моменту на счету Ралля значилось 36 побед. До перевода на Запад весной 1944 г. он сбил еще 235 советских самолетов. Обратите внимание на символику III./JG-52 — эмблему в передней части фюзеляжа и «синусоиду», нарисованную ближе к хвостовому оперению.

Киттель Отто (Bruno)

Отто Киттель (Otto «Bruno» Kittel; 21 февраля 1917 — 14 февраля 1945) — германский лётчик-ас, истребитель, участник Второй мировой войны. Совершил 583 боевых вылета, одержал 267 побед, что является четвёртым результатом в истории. Рекордсмен Люфтваффе по количеству сбитых штурмовиков Ил-2 — 94. Награжден Рыцарским Крестом с дубовыми листьями и мечами.

в 1943 году удача повернулась к нему лицом. 24 января он сбил 30-й самолет, а 15 марта - 47-й. В тот же день его самолет получил серьезные повреждения и упал в 60 км за линией фронта. При тридцатиградусном морозе по льду озера Ильмень Киттель вышел к своим.
Таким Киттель Отто вернулся из четырех дневного перехода!! Его самолет был сбит за линией фронта, на удалении 60км!!

Отто Киттель на отдыхе, лето 1941 года. Тогда Киттель был самым обычным лётчиком Люфтваффе в звании унтер-офицера.

Отто Киттель в кругу боевых товарищей! (помечен крестиком)

Во главе стола "Бруно"

Отто Киттель со своей женой!

Погиб 14 февраля 1945 года при атаке советского штурмовика Ил-2. Сбитый ответным огнём стрелка, самолёт Киттеля Fw 190A-8 (заводской номер 690 282) упал в болотистой местности в расположении советских войск и взорвался. Пилот не воспользовался парашютом, так как скончался ещё в воздухе.


Два офицера люфтваффе перевязывают руку раненому пленному красноармейцу у палатки


Самолет "Бруно"

Новотны Вальтер (Нови)

немецкий лётчик-ас Второй мировой войны, в течение которой он совершил 442 боевых вылета, одержав 258 побед в воздухе, из них 255 на Восточном фронте и 2 над 4-моторными бомбардировщиками. Последние 3 победы одержал, летая на реактивном истребителе Me.262. Большинство своих побед одержал, летая на FW 190, и примерно 50 побед на "Мессершмитте" Bf 109. Был первым пилотом в мире, одержавшим 250 побед. Награждён Рыцарским крестом с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами

Асы люфтваффе во Второй мировой войне

Германия, бесспорно, имела лучших летчиков-истреби­телей Второй мировой войны. Как на Востоке, так и на Западе эксперты люфтваффе сбивали самолеты союзников тысячами.

Во время Первой мировой войны летчики-истребители, асы были у обеих воюющих сторон. Их личные, как у рыцарей, подвиги составляли желанный контраст безымянному кровопролитию в окопах.
Пять сбитых самолетов противника служили порогом для присвоения статуса ас, хотя счета выдающихся пилотов, были гораздо выше.
В Германии личный счет летчика каждый раз запрашивался прежде получения заветной «Pour le Merite » - высщей награды Империи за храбрость, также известной как «Голубой Макс».

Pour le Merite - Голубой Макс высшая награды Империи за храбрость

Эта награда не украшала шею Германа Геринга до 1918 г, пока он не сбил более 20 вражеских самолетов. Всего го же за первую мировую войну "Голубого Макса" удостены 63 пилота.

Герман Геринг на шее Голубой Макс

С 1939 г. Геринг внедрил такую же систему, когда лучшие летчики Гитлера боролись за Рыцарский Крест. По сравнению с Первой мировой войной порог увеличили в несколько раз, и вопрос о присуждении высших категорий Рыцарского Креста вносился на рассмотрение асов люфтваффе за выдающиеся победные достижения. Тридцать пять немецких асов сбили по 150 и более самолетов союзников, суммарный счет первой десятки экспертов составляет 2552 самолета.

Рыцарские кресты третьего рейха 1939 года

Тактическое преимущество асов люфтваффе

Люфтваффе имели преимущество на старте по сравнению со своими противниками благодаря Гражданской войне в Испании. Легион «Кондор» включал в себя значительное количество будущих асов из верхних строчек, включая Вернера Мёльдерса, который сбил 14 республиканских самолетов.

Боевая практика в Испании заставила люфтваффе отвергнуть некоторые тактические приемы времен Первой мировой войны и разработать новые. Это составляло огромное преимущество Германии к моменту начала Второй мировой войны.

Германия располагала первоклассным истребителем «Мессерщмитт» Me-109, но самолеты союзников были по крайней мере не хуже, однако оставались верны довоенной тактике 1940 г. Эскадрильи упорно продолжали летать в тесном строю из трех самолетов, что требовало от летчиков концентрации внимания и сил на поддержание строя. Они вели наблюдение в небе главным образом против солнца. Немецкие самолеты летали свободными парами и группами из четырех самолетов, известными как рой (schwam).

Вернер Мёльдерс с офицерами 1939 g

Британцы, в конечном счете, скопировали это построение, обозвали его «четыре пальца», потому что рой состоял из двух пар, расположенных наподобие пальцев протянутой руки.

Значительное количество немецких пилотов достигло впечатляющих результатов в сражениях против Британии. Личный счет Вернера Мёльдерса составил 13 сбитых самолетов во время Битвы за Британию и еще 22 самолета, сбитых на Западе, прежде чем его направили в Россию.

Вернер Мёльдерс -самый результативный ас люфтваффе Гражданской войны в Испании. Первым получивший Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями и Мечами, имел 115 побед и погиб в 1941 г.

Похороны немецкого аса Вернера Мельдерса 1941 год, за гробом идет рейхсмаршал Геринг

После битвы за Британию победы летчиков люфтваффе стали редкими. Удобный случай подвернулся в Северной Африке, а начиная с июня 1941 г. - в «анти­большевистском крестовом походе», начатом на Востоке.

Майор Гельмуд Викк стал самым результативным асом, когда утром 28 ноября 1940 г. он добавил еще один сбитый «Спитфайр» к общему счету в 56 побед. Но рекорд Викка вскоре превзошли. Гауптман Ганс Йоахим Марсейль в конечном счете сбил 158 самолетов, из них 151 над Северной Африкой; однажды он сбил 17 самолетов Королевских ВВС в один день!!! Просто не верится.

Гельмуд Викк количество побед немецкого аса растет август 1940 г Bf-109E4

Ганс Йохим Марсейль - самый результативный летчик на Западном театре боевых действий, нацистская пресса удостоила его титула «Звезда Африки».

Воздушная война над рейхом.

Через два года основной задачей люфтваффе стала защита своего дома. Британские тяжелые бомбардировщики атаковали рейх по ночам, бомбардировщики США действовали днем. Ночная воздушная война породила своих собственных асов, а два из них могли похвалиться более чем ста победами.

К дневным перехватам сначала привлекли истребителей, атаковавших не эскортируемые американские бомбардировщики. Но бомбардировщики летали тесным строем, поэтому истребители могли быть сбиты огнем устрашающего количества тяжелых пулеметов. Однако если удавалось отделить бомбардировщик от строя, то его могли уничтожить с меньшим риском.

Результаты атак формально засчитывались по немецкой «системе результатов», показывающей продвижение летчика к высшим наградам за храбрость. Уничтожение четырехмоторного бомбардировщика оценивалось в 3 очка, а отделение одного от строя давало 2 очка. Сбитый истребитель противника оценивался в 1 очко.

Набравший двенадцать очков заслуживал Германский Крест в золоте, за 40 очков давался Рыцарский Крест.

Обер-лейтенант Эгон Майер первый кто сбил сто самолетов в небе Западной Европы. Он обнаружил, что лучший способ атаковать строй бомбардировщиков США - это заходить им, прямо в лоб с небольшим превышением высоты. Только некоторые пулеметы бомбардировщиков могли вести огонь в этом направлении, а попадание в кабину бомбардировщика - верный способ отправить самолет на землю.

Но скорость сближения при этом жутко возрастала, пилот истребителя имел в лучшем случае одну секунду, чтобы уйти в сторону, в противном случае он мог столкнуться со своей целью. В конечном счете, ВВС США добавили пулеметную турель впереди -под фюзеляжем своих В-17, но тактика Майера применялась до конца войны.

Вооружение некоторых «Фокке-Вульфов» Fw-190 увеличили до шести 20-мм пушек, что давало им шанс уничтожить бомбардировщик в первом заходе. Но в результате самолеты стали медленнее и менее маневренны, требуя прикрытия от американских одноместных истребителей.

Применение неуправляемых ракет R4M класса «воздух-воздух» вызвало новое противоречие между огневой мощью и летными характеристиками.

Отметим, что на небольшую часть пилотов приходилась огромная доля сбитых самолетов. По крайней мере 15 экспертов сбили по 20 четырехмоторных бомбардировщиков США каждый, трое асов уничтожили более 30 самолетов каждый.

Появление американских «Мустангов» Р-51 над Берлином сигнализировало о приближении войны к концу, хотя Геринг не признавал их существования, считая, что он может их прогнать.

Асы люфтваффе во Второй мировой войне

В 1944 г. удача отвернулась от многих экспертов. Истребители союзников не уступали, а то и превосходили их немецких противников, и их было намного больше.

Пилоты союзников направлялись в бой после интенсивных тренировок, в то время когда новые пилоты люфтваффе вступали в бой все с меньшей и меньшей подготовкой. Пилоты союзников докладывали о постоянном падении среднего уровня мастерства их противников, хотя вступление в бой с одним из экспертов всегда относилось ими к неожиданным сюрпризам. К таким как появление реактивного Ме-2б2.

Продолжение смотрим Асы Геринга на разных фронтах


Просматривая электронную библиотеку наткнулся на довольно интересный материал о том как немцы и наши считали свои победы в воздушных боях в годы второй мировой, автор привел довольно интересные факты свидетельствующие о том, что не все было благополучно с подсчетом сбитых самолетов как у асов лютваффе, так и у авиаторов РККА, ниже вашему вниманию представляю отрывок из данного материала.

Когда в небольшой заметке в газете "Аргументы и факты" за 1990 г. были впервые в отечественной печати опубликованы данные о личных счетах немецких летчиков-истребителей, для многих трехзначные цифры стали шоком. Выяснилось, что белобрысый 23-летний майор Эрих Хартманн претендовал на 352 сбитых самолета, в том числе 348 советских и четыре американских.
Его коллеги по 52-й истребительной эскадре люфтваффе Герхард Баркхорн и Гюнтер Ралль заявили о 301 и 275 сбитых соответственно.
Эти цифры резко контрастировали с результатами лучших советских пилотов-истребителей, 62 победами И.Н. Кожедуба и 59 - А.И. Покрышкина.


Эрих Хартманн в кабине своего "Bf.109G-6".

Сразу же разгорелись жаркие дискуссии о методике подсчета сбитых, подтверждениях успехов пилотов-истребителей наземными службами, фотопулеметами и т. п. Главным тезисом, предназначенным снять столбняк от трехзначных цифр, стал: "Это были неправильные пчелы, и они делали неправильный мед". То есть асы люфтваффе все наврали о своих успехах, и в реальности они сбили не больше самолетов, чем Покрышкин и Кожедуб.

Однако мало кто задумался о целесообразности и обоснованности лобового сравнения результатов боевой деятельности летчиков, воевавших в разных условиях, с разной интенсивностью боевой работы.

Никто не попытался проанализировать ценность такого показателя, как "наибольшее число сбитых", с точки зрения организма военно-воздушных сил данной конкретной страны в целом. Что такое сотни сбитых, обхват бицепса или температура тела больного лихорадкой?

Попытки объяснить разницу в числе сбитых порочной методикой подсчета не выдерживают никакой критики. Серьезные промахи в подтверждении результатов летчиков-истребителей обнаруживаются и у одной, и у другой стороны конфликта.

Сбитым считался самолет противника, который, например, по донесению претендовавшего на его уничтожение летчика-истребителя, "беспорядочно падал вниз и скрылся в облаках".

Часто именно наблюдаемое свидетелями боя изменение параметров полета самолета противника, резкое снижение, штопор стали считаться признаком, достаточным для зачисления победы. Нетрудно догадаться, что после "беспорядочного падения" самолет мог быть выровнен летчиком и благополучно вернуться на аэродром.

В этом отношении показательны фантастические счета воздушных стрелков "Летающих крепостей", записывавших на свой счет "Мессершмитты" всякий раз, когда они выходили из атаки, оставляя за собой дымный след. След этот был следствием особенностей работы мотора "Ме.109", дававшего дымный выхлоп на форсаже и в перевернутом положении.

Естественно, что, когда выводы о результатах атаки делались на основании общих слов, проблемы возникали даже с фиксацией результатов воздушных боев, проведенных над своей территорией. Возьмем наиболее характерный пример, ПВО Москвы, пилотов хорошо подготовленного 34-го истребительного авиаполка. Вот строки из доклада, представленного в конце июля 1941 г. командиром полка майором Л.Г. Рыбкиным командиру авиакорпуса:

"…При втором вылете 22 июля в 2.40 в районе Алабино - Наро-Фоминск на высоте 2500 м капитан М.Г. Трунов догнал "Ju88" и атаковал с задней полусферы. Противник снизился до бреющего. Капитан Трунов проскочил вперед и потерял противника. Можно полагать самолет сбитым".

"…При втором взлете 22 июля в 23.40 в районе Внуково мл. лейтенантом А.Г. Лукьяновым был атакован "Ju88" или "Do215". В районе Боровска (в 10-15 км севернее аэродрома) по бомбардировщику выпущено три длинные очереди. С земли были хорошо видны попадания. Противник вел ответный огонь, а затем резко снизился. Можно полагать самолет сбитым".

"…Мл. лейтенант Н.Г. Щербина 22 июля в 2.30 в районе Наро-Фоминска с дистанции 50 м выпустил две очереди в двухмоторный бомбардировщик. В это время по "МиГ-3" открыла огонь зенитная артиллерия, и самолет противника был потерян. Можно полагать самолет сбитым".

Вместе с тем доклады подобного рода были типичными для советских ВВС начального периода войны. И хотя в каждом случае командир авиадивизии отмечает, что "подтверждений нет" (отсутствуют сведения о падении вражеских самолетов), во всех этих эпизодах на счет летчиков и полка заносились победы.

Результатом этого было весьма значительное несовпадение числа заявленных пилотами ПВО Москвы сбитых бомбардировщиков люфтваффе с их реальными потерями.

За июль 1941 г. ПВО Москвы было проведено 89 боев в ходе 9 налетов немецких бомбардировщиков, в августе - 81 бой в ходе 16 налетов. Было заявлено об 59 сбитых "стервятниках" в июле и 30 - в августе.

Документами противника подтверждается 20-22 самолета в июле и 10-12 в августе. Число побед пилотов ПВО оказалось завышено примерно в три раза.

В том же духе выступали оппоненты наших летчиков по другую сторону фронта и союзники. В первую неделю войны, 30 июня 1941 г., над Двинском (Даугавпилсом) состоялось грандиозное воздушное сражение между бомбардировщиками "ДБ-3", "ДБ-3Ф", "СБ" и "Ар-2" трех авиаполков ВВС Балтийского флота и двумя группами 54-й истребительной эскадры 1-го воздушного флота немцев.

Всего в налете на мосты у Даугавпилса приняли участие 99 советских бомбардировщиков. Только немецкими пилотами-истребителями было заявлено 65 сбитых советских самолетов. Эрих фон Манштейн в "Утерянных победах" пишет: "За один день наши истребители и зенитная артиллерия сбили 64 самолета".

Реальные же потери ВВС Балтийского флота составили 34 самолета сбитыми, и еще 18 были повреждены, но благополучно сели на свой или ближайший советский аэродром.

Вырисовывается не менее чем двукратное превышение заявленных летчиками 54-й истребительной эскадры побед над реальными потерями советской стороны. Запись на свой счет пилотом-истребителем самолета противника, благополучно дотянувшего до своего аэродрома, была рядовым явлением.

Сражения между "Летающими крепостями", "Мустангами", "Тандерболтами" США и истребителями ПВО рейха порождали совершенно идентичную картину.

В ходе достаточно типичного для Западного фронта воздушного сражения, развернувшегося в ходе налета на Берлин 6 марта 1944 г., пилоты истребителей эскорта заявили о 82 уничтоженных, 8 предположительно уничтоженных и 33 поврежденных истребителях немцев.

Стрелки бомбардировщиков доложили о 97 уничтоженных, 28 предположительно уничтоженных и 60 поврежденных истребителях ПВО Германии.

Если сложить эти заявки вместе, то получается, что американцы уничтожили или повредили 83 % германских истребителей, принявших участие в отражении налета! Число заявленных как уничтоженные (то есть американцы были уверены в их гибели) - 179 машин - более чем вдвое превышало реальное число сбитых, 66 истребителей "Ме.109", "ФВ-190" и "Ме.110".

В свою очередь, немцы сразу после битвы доложили об уничтожении 108 бомбардировщиков, 20 истребителей эскорта. Еще 12 бомбардировщиков и истребителей числились среди предположительно сбитых.

В действительности ВВС США потеряли в ходе этого налета 69 бомбардировщиков и 11 истребителей. Заметим, что весной 1944 г. у обеих сторон были фотопулеметы.


Иногда делаются попытки объяснить высокие счета немецких асов некоей системой, в которой двухмоторный самолет засчитывался за две "победы", четырехмоторный - аж за четыре.

Это не соответствует действительности. Система подсчета побед летчиков-истребителей и баллы за качество сбитых существовали параллельно. После сбития "Летающей крепости" летчик ПВО рейха рисовал на киле одну, подчеркиваю, одну полоску.

Но одновременно ему начислялись баллы, которые впоследствии учитывались при награждениях и присвоении очередных званий.

Точно так же в ВВС Красной Армии параллельно системе учета побед асов существовала система денежных премий за сбитые самолеты противника в зависимости от их ценности для воздушной войны.

Эти убогие попытки "объяснить" разницу между 352 и 62 свидетельствуют лишь о лингвистической безграмотности. Пришедший к нам из англоязычной литературы о немецких асах термин "победа" суть продукт двойного перевода.

Если Хартманн одержал 352 "победы", то это не означает, что он претендовал на 150-180 одно- и двухмоторных самолетов. Оригинальный немецкий термин - это abschuss, который "Военный немецко-русский словарь" 1945 г. интерпретирует как "сбитие выстрелами".

Англичане и американцы переводили его как victory - "победа", что впоследствии перекочевало в нашу литературу о войне. Соответственно отметки о сбитых на киле самолета в форме вертикальных полосок назывались у немцев "абшуссбалкенами" (abschussbalken).

Серьезные ошибки в идентификации собственных сбитых испытывали сами летчики, видевшие самолеты противника если не с десятков, то с сотен метров. Что тогда говорить о красноармейцах ВНОС, куда набирали бойцов, непригодных для строевой службы. Часто просто выдавали желаемое за действительное и определяли падающий в лес самолет неизвестного типа как вражеский.

Исследователь воздушной войны на Севере, Юрий Рыбин, приводит такой пример. После боя, произошедшего под Мурманском 19 апреля 1943 г., наблюдатели постов ВНОС доложили о падении четырех самолетов противника. Четыре победы были подтверждены летчикам пресловутыми "наземными службами". Кроме того, все участники боя заявили о том, что гвардии капитан Сорокин сбил пятый "Мессершмитт". Хотя он не был подтвержден постами ВНОС, его также записали на боевой счет советского летчика-истребителя.

Отправившиеся на поиски сбитых группы спустя некоторое время обнаружили вместо четырех сбитых вражеских истребителей… один "Мессершмитт", одну "Аэрокобру" и два "Харрикейна". То есть посты ВНОС флегматично подтвердили падение четырех самолетов, в число которых попали сбитые обеих сторон.

Все вышесказанное относится к обеим сторонам конфликта. Несмотря на теоретически более совершенную систему учета сбитых, асы люфтваффе сплошь и рядом докладывали нечто невообразимое.

Возьмем в качестве примера два дня, 13 и 14 мая 1942 г., разгар битвы за Харьков. 13 мая люфтваффе заявляет о 65 сбитых советских самолетах, 42 из которых записывает на свой счет III группа 52-й истребительной эскадры.

На следующий день пилоты III группы 52-й истребительной эскадры докладывают о сбитых за день 47 советских самолетах. Командир 9-й эскадрильи группы Герман Граф заявил о шести победах, его ведомый Альфред Гриславски записал на свой счет два "МиГ-3", лейтенант Адольф Дикфельд заявил о девяти (!) победах за этот день.

Реальные потери ВВС РККА составили 14 мая втрое меньшее число, 14 самолетов (5 "Як-1", 4 "ЛаГГ-3", 3 "Ил-2", 1 "Су-2" и 1 "Р-5"). "МиГ-3" в этом списке просто отсутствуют.


Не остались в долгу и "сталинские соколы". 19 мая 1942 г. двенадцать истребителей "Як-1" только что прибывшего на фронт 429-го истребительного авиаполка ввязываются в бой с крупной группой "Мессершмиттов" и после получасового воздушного сражения заявляют об уничтожении пяти "Хе-115" и одного "Ме.109". Под "Хе-115" следует понимать модификацию "Bf.109F" сильно отличавшегося зализанным фюзеляжем с гладким переходом между коком винта и капотом мотора от более привычного нашим пилотам угловатого "Bf.109E".

Однако данные противника подтверждают потерю только одного "Хе-115", то бишь "Bf.109F-4/R1" из 7-й эскадрильи 77-й истребительной эскадры. Пилот этого истребителя, Карл Стефаник, пропал без вести.

Собственные потери 429-го полка составили четыре "Як-1", три пилота успешно приземлились на парашютах, один погиб.

Все как всегда, потери противника были заявлены несколько больше своих собственных потерь. Это часто было одним из способов оправдания высоких потерь своих самолетов перед лицом командования.

За неоправданные потери могли отдать под трибунал, если же эти потери оправдывались столь же высокими потерями противника, эквивалентным разменом так сказать, то репрессивных мер можно было благополучно избежать.