Бессовестный человек. О том, почему у бессовестного человека больше развиты умственные способности

Бессовестный человек – это лжец, который думает одно, а говорит – другое, который скрывает от людей все свои знания и мысли. Он делает вид, что его не интересует ничего кроме бытовых проблем, но это не означает, что его на самом деле не интересует ничего кроме бытовых проблем. Ведь во всех своих поступках он руководствуется одной логикой прагматической выгоды: «Какая мне от этого польза?» Этот бессовестный человек, никогда ничего не забывает, потому что целью его жизни является накопление информации в своей памяти.




Можно логически обосновать, что «древний змей, называемый дьяволом и сатаною» (Откровение Иоанна, 20:2), действительно «был хитрее (мудрее) всех зверей полевых, которых создал Господь Бог». (Бытиё, 3:1).

Как доказать, что бессовестный человек имеет более развитые умственные способности, чем человек нравственный?

Во-первых, цель жизни бессовестного – брать информацию и знания, а не давать. Он так натренировал свою память, что ничего никогда не забывает.

Во-вторых, нравственный человек очень часто желает думать об окружающих людях лучше, чем они есть на самом деле, желает сам себя обманывать, и у него вырабатываются условные рефлексы: отвращение к логическому мышлению, отвращение к запоминанию и длительному хранению в памяти информации. Ведь нравственный человек желает творить, изменять мир вокруг себя. А бессовестный и безжалостный человек хочет только созерцать и познавать этот мир, не желая ничего в нём менять.

В-третьих, интеллект нравственного человека ограничен нравственной догмой – не делать подлости, быть благодарным, то есть чувством долга. Бессовестный же ничем себя не ограничивает и всё время размышляет: «Зачем я буду это делать? Какая мне от этого будет выгода?»

В-четвёртых, нравственный человек должен догматически верить в реальность внешнего мира, в реальность законов физики, в реальное существование чужих ощущений, других «я», в первичность материи, в детерминизм для того, чтобы быть нравственным. Бессовестный же человек может ни во что в это без доказательств не верить и рассуждать так: «Может быть, все окружающие меня люди мне просто снятся и не могут ничего чувствовать. Зачем я буду кого-то жалеть, зачем буду кому-то помогать в беде? Может быть, я – единственный во всей Вселенной, кто может чувствовать боль, видеть, слышать, сознавать себя?» Таким образом, именно бессовестный человек имеет минимальное количество убеждений или верований, и максимальное количество знаний, ибо именно он может ни во что не верить без доказательств.

Вопрос 1. Как проявляется чувство долга? У всех ли есть совесть?

Долг, чувство долга - кто делает то, что может, делает то, что должен. Мадлен де Скюдери – Долг это то, чего в эту минуту не сделает никто, кроме вас. Пенелопа Фицджеральд – Долг это то, о чем думаешь с отвращением, делаешь с неохотой и чем потом долго хвалишься.

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний - чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.

Чувство долга в нашем обществе уважается, восхваляется и культивируется, ведь оно обязывает нас и других людей – творить великие дела.

Вопрос 2. Что такое долг?

Долг - внутренне принимаемое (добровольное) обязательство.

Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг, нравственный долг) - добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.

Вопрос 3. Что такое объективные обязанности?

Объективные обязанности – это такие обязанности, которые человек может выполнить, то есть они реальные, земные и посильные ему.

Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом: у нас есть родители, семья, друзья, одноклассники, сослуживцы, есть просто окружающие люди, есть наш дом, город, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть определённые объективные обязанности и ответственность. Слово «объективные» означает независимые от нашего личного желания (т. е., хотим мы или не хотим, мы непременно должны их выполнять). Иначе мы не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей (а то и беды) для окружающих, да и для самих себя. Обманул, подвёл товарища - можешь остаться вообще без друзей; халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику и т. д.

Вопрос 4. Какие стороны предлагает наука различать в долге?

Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный. Общественный долг - это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять. Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе, на отдыхе, в учёбе, в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, по отношению к друзьям, окружающим людям, природе, а также к самому себе. Чтобы общество могло жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей. Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Честное исполнение долга приносит пользу всем - и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям.

Вопрос 5. Что такое моральный долг?

Моральный долг – это превращение внешних культурных норм в личную задачу каждого человека.

Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования предъявляет и праютически следует им в жизни. Заметьте: сам себе, без всяких посторонних подсказок (начальства, окружающих), по внутреннему побуждению - добровольно, бескорыстно, мужественно. Поэтому нет ничего крепче морального долга.

Только не нужно упрощать, представлять себе, что при исполнении морального долга всё идёт легко и весело, как по маслу. Нет, очень часто человек испытывает глубокие внутренние противоречия, ведёт борьбу с самим собой. В нём сталкиваются разные желания, его одолевают сомнения, мучает естественный человеческий страх. Порой ему хотелось бы бросить всё, уйти, укрыться. И это понятно. Но он умеет преодолеть внутренний разлад и твёрдо идёт к поставленной цели. И в этом состоит высшее проявление морального долга. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придаёт человеку стойкость, делает его поступки осознанными, а не импульсивными.

Вопрос 6. Кто контролирует и оценивает исполнение долга?

Существует двойной контроль: внешний - контроль общества (общественное мнение) и внутренний - самоконтроль человека, т. е. совесть.

Вопрос 7. Что такое совесть?

Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действию, поступку. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью. Совесть - это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека. А ещё про совесть говорят: внутреннее око. Это уже метафора, образное выражение.

Конечно, совесть, сознание долга не всегда проявляются на уровне рассудка, рационального знания. Очень часто это глубокое личное чувство. Человек может не вполне сознавать, почему совесть велит ему поступать именно так, а не иначе. Руководствуясь совестью, в самых глубоких тайниках своей души он судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль говорит человеку, что он поступил честно, правильно и выступил на стороне добра, совесть человека чиста, спокойна. Ну а если человек не посчитался с голосом совести - что тогда ждёт его?

Вопрос 8. В пьесе отечественного драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д...» есть эпизод, когда один из героев говорит молодому человеку по имени Володя: «Каждый имеет определённые обязанности и должен их выполнять». Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен... Никому я ничего не должен!»

Выскажи свою оценку столкнувшихся позиций.

Каждый человек имеет какие-то обязанности. Если не прямые, то косвенные. Школьник должен учиться, рабочий-работать, домохозяйка-содержать дом и т.д. и т.п.

У всех людей есть определенные социальные роли. Все должны им соответствовать, дабы их поведение в обществе было предсказуемо. Таким образом у человека есть обязанности, о которых он сам даже не задумывается, которые он выполняет всегда и везде. Следовательно: каждый имеет определенные обязанности и должен их выполнять.

Вопрос 9. Ты уже знаешь, что долг - это обязанность, помноженная на ответственность. Подумай, что такое формализм, формальное понимание долга. Попытайся оценить это явление.

Формализм – Соблюдение внешней формы в чём-н. в ущерб существу дела.

Формализм – это когда по букве закона или инструкции все верно, а по сути – не правильно и даже преступно.

Формально относится к своим обязанностям – это значит поступать от «сих до сих», не проявляя личной инициативы и не учитывая никаких обстоятельств.

Вопрос 10. Объясни, как ты понимаешь смысл выражений «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть», «спокойная совесть».

Понятия "муки совести", "угрызения совести" и "нечистая совесть" схожи между собой и означают те или иные состояния человека, связанные с его переживаниями по поводу совершённых поступков. Эти понятия идут по нарастающей от "нечистая совесть" до "муки совести", если в первом случае человек сознаёт ошибку, но принимает её и особо не переживает, то во втором случае эта ошибка его терзает, не даёт спокойно жить. А вот "спокойная совесть" понятие противоположное и может относиться либо к человеку, который сделал всё правильно в своей жизни, либо к бессовестному человеку.

Вопрос 11. Французский философ XVI в. М. Монтень так писал о совести: «Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием».

Раскрой смысл слов известного философа. В каких случаях, почему совесть преисполняет человека страхом? В чём может быть причина страха? А в каких случаях совесть даёт человеку уверенность и душевное спокойствие?

Совесть может преисполнять человека страхом, если он поступил гнусно ввиду своей неприязни и эгоизма к другим. Допустим: тебя спросили дорогу, а ты подсказал идти по тому-то пути. А из-за неприязни, ты сказал тот путь, где много опасностей и поэтому ты думаешь «А что, если этот человек умрет или покалечит себя...» и т.д.

Душевное же спокойствие возникает, когда ты помог человеку или дал хороший совет (неважно) и он тебя поблагодарил. Ты уже знаешь, что совершил что-то доброе, поэтому и совесть находится в спокойствии.

Вопрос 12. Мы часто говорим, что люди держат ответ перед своей совестью. Но ведь есть люди, про которых говорят: «Бессовестный!» Что же это за человек? Можно ли вообще назвать его человеком, личностью? Какие последствия имеет его поведение для окружающих и для него самого?

Определение «бессовестный» говорит само за себя - это человек, у которого нет совести. Что это за человек? Наглый, беспринципный, живущий только для себя. Человеком его назвать, конечно можно, в биологическом понимании этого слова, и вполне возможно он личность, ведь не всегда бессовестные люди демонстрируют эту свою особенность на каждом шагу. Таким людям характерна ложь и лицемерие, умение приспосабливаться к ситуации с выгодой для себя. Для окружающих его поведение будет иметь те последствия, какие выгодны бессовестному человеку. Не всегда бессовестные люди порицаемы нашим обществом, особенно если они богаты. А для него самого отсутствие совести - спокойствие нервной системы. Единственные люди, которые реально будут страдать и мучиться из-за такого человека это его близкие - родители, жена (муж), дети и т. д.

Вопрос 13. Индийский философ и общественный деятель М. Ганди утверждал, что в вопросах совести закон большинства не действует. Объясни почему.

М. Ганди был прав в своем утверждение в вопросах о совести. Каждый человек имеет свои границы своей же совести. Не каждый человек способен совершать совестные поступки. Закон совести большинства не действует, так как у каждого совесть разная, и мнение большинства не всегда правильное, справедливое.

Бессовестность как качество личности – неспособность проявлять совестливость, отдавать себе отчет о своем поведении.

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий… На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два — навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал… — Давай, — говорит, — совесть, в прятки играть! — Нет, — говорит та. — Ты меня все равно обманешь — подглядывать будешь! Притворился тогда человек совсем больным и говорит: — Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка! Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати — и закрыл ее! Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков — хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего — совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба. — Ладно, — говорит, — выходи! Только теперь не командуй! А в ответ — молчание. Спустился в погреб: туда, сюда — нет нигде совести! Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда… Зарыдал человек: — Как же я теперь без совести жить-то буду? И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба — в сердце: — Здесь я… Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил! Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

Бессовестность ни во что высокое не верит, в том числе и в совесть. Совесть и Бог – это одно и то же. Совестливый человек заблуждается, думая, что он неверующий. Раз верит в совесть – значит, верит в Бога. Совесть – это частица Бога, сверхдуша, внутренний контролер человека. В человеческом теле живут две души – одна высшая или Бог, представленная совестью, и другая – маленькая душа, то есть непосредственно сам человек. У бессовестности одно упоминание о нравственности, морали, высшей справедливости вызывает рвотные позывы. Встав в ряды армии невежества, она живет исключительно ради себя, прочно заковав в кандалы эгоизма и корысти свое сердце. Она с недоверием и скептицизмом относится к словам об истинном знании. По мере деградации она вытравила совесть и тем самым навсегда распрощалась с возможностью узнать истинное положение вещей. А зря, ведь утрачивается связь с Богом. Английское слово «conscience» («совесть») происходит от латинского слова «conscire», которое означает «со знанием». Слово «conscientia» означает «моральное восприятие знания». Слово «conscience» происходит от греческого слова «suneidesis», которое означает «знание истины» или «знать истину». Совесть означает знание истины.

Бессовестность ковыляет по жизни в обнимку с безверием. Совестливый человек опасается наказания за свои непотребные поступки, он верит в высшие силы, которые его накажут за постыдные дела. Он полон сострадания, доброжелательности и сочувствия к людям. Бессовестный человек говорит: «Имел я вас всех в виду. Кто меня накажет? Я сам себе царь и господин». Занимая невежественную позицию, он, будучи начальником, готов на самоуправство, издевательство над подчиненными, необязательность с партнерами по бизнесу. Бессовестность и не подумает заботиться о подчиненных, будет набивать свои карманы, а остальных отправлять в противоположную от кассы сторону.

Если быть последовательным, безверие вынуждает бессовестного начальника не верить подчиненным. Они отвечают ему безответственным отношением к своим обязанностям. Выполняют работу спустя рукава без всякого энтузиазма. Словом, и та и другая сторона беспокоятся. Что происходит далее с бессовестным начальником? Он начинает нервничать, переживать, проявлять агрессивность и недовольство, а подчиненные в ответ становятся скрытными. В лицо они будут улыбаться, но за спиной станут осуждать жадного и бессовестного руководителя. Авторитет и доверие он в их глазах потерял. Зная про его жадность, они начинают ему лгать и тянуть к себе все, что плохо лежит. Работы меньше, а воровства больше.

Бессовестность догадывается, что ее дурят и начинает жестоко вести с подчиненными. В коллективе в ответ на жестокость воцаряются зависть, сплетни и склоки. В центре всех сплетен – бессовестный начальник. Дальше начинаются конфликты, принимающие форму скандалов, грубых перебранок и прямых оскорблений. Коллектив полностью разложен. Предприятие начинает рушиться изнутри и гибнет. В таком алгоритме бессовестность проявляет себя во всех сферах: в семейной жизни, в дружбе, в отношениях с партнерами, словом, везде и всюду. Финал всегда один – деградация.

Удел бессовестности – одиночество. Бессовестный человек агрессивен, деспотичен и жесток. Ему самому кажется, что он лидер – сильный, авторитетный и бескомпромиссный. До поры до времени некоторые неблаговидные дела могут сходить ему с рук, но незаметно количество непотребностей накапливается. Сегодня «кинул» одного, завтра предал другого, послезавтра обманул третьего. Приходит момент, когда количество перерастает в качество. Люди выносят вердикт – подлец, бессовестный и бесстыжий индивид. Все отворачиваются от него, ибо бессовестность отвратна всем. Наивен тот, кто попытается убедить бессовестность в неправоте. Сизифов труд. Бессовестность никого не слышит и не хочет слышать. Ее платформа – урвать за чужой счет, а там хоть трава не расти.

С бессовестностью абсурдно строить близкие отношения, ведь в купе с ней всегда идут безнравственность, предательство, эгоизм и корыстолюбие. Такие люди продадут и не поморщатся. Если это родственник, во избежание неприятностей следует держаться от него на расстоянии, в близкие, доверительные отношения не вступать. В словах Собакевича – героя «Мертых душ» Н. В. Гоголя, звучит справедливая и точная характеристика бессовестности: «- Как, губернатор разбойник? — сказал Чичиков и совершенно не мог понять, как губернатор мог попасть в разбойники. — Признаюсь, этого я бы никак не подумал, — продолжал он. — Но позвольте, однако же, заметить: поступки его совершенно не такие, напротив, скорее даже мягкости в нем много. — Тут он привел в доказательство даже кошельки, вышитые его собственными руками, и отозвался с похвалою об ласковом выражении лица его. — И лицо разбойничье! — сказал Собакевич. — Дайте ему только нож да выпустите его на большую дорогу — зарежет, за копейку зарежет! Он да еще вице-губернатор — это Гога и Магога! «Нет, он с ними не в ладах, — подумал про себя Чичиков- А вот заговорю я с ним о полицеймейстере: он, кажется, друг его». — Впрочем, что до меня, — сказал он, — мне, признаюсь, более всех нравится полицеймейстер. Какой-то этакой характер прямой, открытый; в лице видно что-то простосердечное. — Мошенник! — сказал Собакевич очень хладнокровно, — продаст, обманет, еще и пообедает с вами! Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».

Петр Ковалев 2013 год