Ценности в структуре профессиональной позиции психолога-практика. Ценности и ценностные ориентации практического психолога как основа его личностно-профессионального саморазвития. Стремление к собственному развитию

Глава 6 Ценности в жизни людей

Ценности – это этические приказы, управляющие действиями людей; это показатель того, какой смысл и какое значение люди придают своим действиям.

Финский социолог Эркки Асп

Ценности – одна из самых древних абстракций в ментальности людей, которая занимает особое место в мировоззрении. Наряду с социальными установками и социальными представлениями ценности представляют собой, пожалуй, наиболее устойчивое психическое образование человечества. Они формировались на протяжении многих тысячелетий и отлились у каждого народа в виде специальных слов-понятий. Эти слова-понятия, не имеющие предметного воплощения и не связанные с определенными эмоциями или действиями, тем не менее при всей своей многозначности легко узнаваемы и всем понятны. Можно предположить, что первыми ценностями для людей стали: Здоровье как состояние не-болезни и основное условие долгой жизни; Безопасность как отсутствие угроз; Материальное Благополучие как условие выживания, Любовь и Дружба как состояние желаемой близости с другими и возможность продления рода. Более сложные социальные ценности, такие как Традиции и Авторитет, Власть и Красота, Равенство и Справедливость, были осознаны позднее. Они получили свое название в процессе осознания людьми их значимости в жизни человеческих сообществ.

Следует заметить, что ценности остаются неизменными на протяжении тысячелетий. Вместе с тем их приоритетность у каждого народа своя, есть выраженный этнический и географический аспект ценностей. Кроме того, приоритет ценностей разнится от группы к группе внутри каждого этноса в силу половозрастных особенностей. Молодые люди, живущие в любой стране и принадлежащие к любому народу, жаждут приключений и новизны, а для пожилых людей неоспоримой ценностью является безопасность и сохранение традиций. Наконец, одни и те же слова-понятия в качестве ценностей имеют различное содержание и соответствуют разным коллективным представлениям, подчас противоположным. Например, к таким ценностям относятся Традиции. И без специального анализа ясно, что традиции китайцев не имеют ничего общего с традициями англичан и русских, а традиции японцев вряд ли похожи на традиции племен Экваториальной Африки. Традиции у всех народов свои. Эта ценность, которая тесно связана с антропологическим типом этноса, а потому имеет выраженный этнический аспект и связь с этапом социальной эволюции. Но ценности традиций есть у всех народов, так как они определены опытом выживания и адаптации к новым условиям.

6.1. Понятие «ценность» в социальных науках

Понятие ценностей активно разрабатывается в философии, социологии и этике. В отечественной литературе часто встречается понятие «ценностные ориентации», которое подчеркивает целесмысловой, направляющий характер ценностей. В русском языке термин совпадает с прилагательным «ценный» и с существительным «цена», хотя в большинстве европейских языков цена как стоимость и ценность, как значимость имеют разные корни. Во французском и английском языкахprix/price означает стоимость, a valeur/value – значимость. Последнее восходит к латинскому valeo, о котором вспоминает А. С. Пушкин («в конце письма поставить vale»), что означало «будь здоров». Следует согласиться с мнением российских социологов, что самые подробные разъяснения значения этого термина лишь подчеркивают, что «ценность» – не термин, а концепт, и что «представители русской культуры вкладывают в это слово некий дополнительный смысл, определяемый историей его бытования в российской среде» (96, с. 51). Особенности трактовки понятия «ценность» авторы связывают со следующим определением: «Ценность – это все то, что дороже денег». Это Здоровье и Любовь, Благополучие семьи и Свобода, Справедливость и Равенство, то есть все то, что является ценностью и у других народов.

Нравственные ценности, которые выработало человечество, помогают отдельному индивиду сформировать сознательное отношение к жизни. Для социальной психологии актуален вопрос, как люди обретают жизненные ценности, насколько они распространены в обществе. Кроме того, ценности имплицитно присутствуют в каждом рассуждении и исследовании того, что можно и нельзя, в виде ценностных представлений о должном и правильном. Поэтому изучение взаимодействия и отношений людей невозможно без исследования тех ценностей и ценностных представлений, которыми они руководствуются.

6.1.1. Понимание ценностей в социальной психологии

Социальные психологи обратились к понятиям «ценности» и «ценностные ориентации» во второй половине XX в. в связи с исследованием факторов регуляции человеческого поведения и отношений между людьми. Небольшой экскурс в историю исследования ценностей показывает, что первыми их начали изучать психологи, занимавшиеся типами личности и их ценностными ориентациями. Например, Э. Шпрангер (Е. Spranger) выделил шесть основных идеальных типов индивидуальности, каждый из которых обусловлен ориентацией на те или иные объективные ценности. Это:

– теоретический тип, основные интересы – область науки, проблема истинности;

– экономический – материальные блага, полезность;

– эстетический – стремление к оформлению, к самовыражению;

– социальный – общественная деятельность, обращенность к чужой жизни;

– политический – тип, для которого власть есть ценность;

– религиозный тип – поиск смысла жизни.

Каждый человек может быть ориентирован на все эти типы ценностей, но в разной степени, причем одна из ориентации будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Олпорт, П. Верной (P. Vernon) и Г. Линдсей разработали тест изучения ценностей, а Дж. Холланд (G. Holland) создал тест интересов.

В психологической науке Д. А. Леонтьев предлагает различать собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании. Он выделяет три группы явлений:

1) ценность как знание об общественных идеалах, которые выработаны общественным сознанием и присутствуют в обобщенных представлениях о должном в различных сферах общественной жизни;

2) ценность как действие, к которому стремятся, то есть предметное воплощение общественных идеалов, которые требуют конкретных действий людей. Эти действия могут быть благородными, бескорыстными, направленными на общее благо и не противоречить личным устремлениям индивида;

3) ценности как личные идеалы, которые присутствуют в мотивационных структурах личности (моделях должного) и побуждают ее к предметному воплощению в своей жизни и деятельности.

Ценности включают в себя нужды, потребности, привязанности, желания, ожидания, в связи с которыми формируется тенденция выбора (95, с. 21).

Говоря о социально-психологическом содержании ценностей как регуляторов поведения, к выделенным трем группам явлений следует добавить четвертую, как реально существующую в нашей жизни:

4) ценность как критерий моральной оценки и нравственной позиции индивида. Она присутствует в самооценке личности и ее самосознании, определяет позицию индивида по отношению к другим людям, а также влияет на выбор друзей и партнеров, равно как и на характер межличностных отношений. Именно с этой стороной ценностей связан когнитивный диссонанс, когда личность испытывает дискомфорт в связи с поступком, который она расценивает как неосмотрительный, глупый или аморальный, вступающий в противоречие с системой ценностей общества.

Данные четыре формы существования ценностей взаимосвязаны и переходят одна в другую. По мысли Леонтьева, эти переходы упрощенно можно представить себе следующим образом: общественные идеалы (например, ценность образования) усваиваются личностью и в качестве «моделей должного» побуждают ее к активности – человек стремится получить образование. В процессе обучения происходит достижение и предметное воплощение ценности (человек становится студентом); предметно же воплощенные ценности (полученное образование), в свою очередь, становятся основой для формулирования личных и общественных идеалов у следующего поколения (образование – это ценность). Одновременно эта ценность может стать критерием для формирования моральной нормы. В данном случае моральной ценностью является не только само образование, но важны, во-первых, цели, которыми руководствовался человек, то есть ради чего он прикладывал свои усилия и волю, а во-вторых, средства, которые он использовал для достижения цели. На примере того же высшего образования можно показать, что оно имеет разную ценность: 1) для тех, кто поступил по условиям честного участия в конкурсе; 2) для тех, кто учится по желанию родителей, готовых платить за обучение; 3) для тех, кто поступил с помощью взятки или «блата». Понятно, что чем меньше сам индивид прикладывает усилий, стремясь к достижению той или иной цели, тем меньшую ценность она представляет для него.

Личные ценности являются источником индивидуальной мотивации, они функционально эквивалентны потребностям. Можно сказать, что ценности связаны, с одной стороны, с удовлетворением жизненно важных биологических потребностей, а с другой – они основаны на социальном взаимодействии и выполняют функцию, регулирующую поведение людей. Ценности разделяются другими людьми и могут сохраняться на протяжении жизни нескольких поколений.

Ценность – это приобретенное, усвоенное из опыта предыдущих поколений людей обобщенное понятие о том, что для человека и сообщества является значимым. Содержание ценностей отражает цели, которыми руководствуются люди, когда думают, принимают решения и действуют.

Ценности можно рассматривать как этический показатель того, чего можно и должно хотеть в этой жизни, как оценивать других людей и себя в отношениях с ними и к чему следует стремиться и чего стараться достичь, но только с помощью тех средств, которые одобряются обществом. В свою очередь, средства достижения целей тоже являются ценностями. Выражение «цель оправдывает средства» было многократно опровергнуто самой жизнью, потому что грязными руками чистую работу сделать невозможно.

Изучение ценностей показало, что они связаны с возрастом, полом и культурой сообщества. Так, например, в молодости человек может больше всего ценить независимость и свободу, а к старости – благополучие и жизненный комфорт. Мужчины больше стремятся к достижениям, а женщины в большей степени ориентированы на ценности любви и семьи. Различия же ценностей в разных культурах требуют отдельного рассмотрения, поэтому будут представлены в последней части главы.

Ценности отличаются значительной стабильностью и образуют ядро формирования личности. В них выражены мотивирующие цели и соответствующие способы действий для их достижения. Люди придерживаются примерно одних и тех же ценностей: семья, благополучие, здоровье, свобода, равенство, справедливость и др. Однако ценности изменяют свою значимость в разные эпохи, так как связаны с условиями жизни и культурой общества. Ценности играют центральную роль в социальном познании и представляют собой ту самую основу, которая необходима для понимания ментальных обобщений.

Таким образом, ценности – это понятия, с помощью которых психологи пытаются обозначить и объединить целый ряд явлений, состояний и целей, достойных того, чтобы к ним стремиться. Поскольку социальная психология исследует отношения людей во всем их многообразии, проблема ценностей имеет принципиальное значение. По мнению современного исследователя ценностей профессора Иерусалимского университета Ш. Шварца, ценности отражают три универсальные потребности человеческого существования: биологические потребности, потребность в скоординированных социальных действиях, а также все, что необходимо для выживания и функционирования группы (27, с. 240). Следует также уточнить, что счастье, к которому стремится человек как к высшему моральному благу, тоже представляет собой совокупность физических и духовных ценностей.

Из книги Как стать успешной стервой, которой все завидуют автора Кабанова Елена Александровна

Глава 4. Семейные ценности и ценные идеи Свадебная лихорадка - инкубационный период«Создать семью мечтает любая женщина!» Прошу учесть, что это не мое утверждение, а любимый лозунг для всех, кто ратует за возрождение России на базе семейных ценностей. Видимо, других

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

22 ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ О КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАКОНАХ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ В период восходящего капитализма его представители считали социум продуктом интересов и потребностей определенных субъектов (Н. Макиавелли, Д. Локк и др.).В XVIII в. зарождаются ростки историзма. Жизнь

Из книги Психотренинг по методу Альберта Эллиса автора Эллис Альберт

Глава 4. КАК ВЫРАБОТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВЗГЛЯД НА САМОГО СЕБЯ, НА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ И РЕАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ! Предположим теперь, что мне вполне удалось убедить вас в том, что научно-исследовательские методы помогают преодолеть тревогу и жить более счастливо. Что же дальше?

Из книги Маски судьбы. Роли и стереотипы, которые мешают нам жить автора Смола Василий Петрович

Глава 4. Ценности Эго Одной из отличительных черт Эго является его мнимая самодостаточность. Зрелое, окрепшее Эго очень любит заявления вроде: «Мы и сами с усами», «Хозяин – барин», «Чего хочу, то и ворочу», – объявляя тем самым о своей полной самостоятельности и

Из книги Опоздания и невыполненные обещания автора Красникова Ольга Михайловна

Недостаточное ощущение ценности своей жизни Ощущение ценности себя и своей жизни – одна из базовых психологических потребностей личности, удовлетворение которой является необходимым условием для полноценного развития человека. Из-за сильных психологических травм в

Из книги Как оставаться молодым и жить долго автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите! автора Смит Свен

Ценности разных людей Ценности – это то, что для человека важнее всего. Некоторые ценности касаются всех сторон нашей жизни (к примеру, безопасность, или активность, или здоровье), а другие проявляются лишь при определенных обстоятельствах.Так, выбирая работу, одни на

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

10.2. Психология ценности жизни Для того чтобы углубиться в проблему ценности жизни, рассмотрим некоторые показатели так называемой криминальной статистики. Ежегодно в России от передозировки наркотиков погибают около 30 тыс. человек. Приблизительно такое же количество

Из книги Как избавиться от комплекса жертвы автора Дайер Уэйн

Доводы людей, лишенных творческого интереса к жизни Далее приводятся две фразы, отражающие тот тип мышления, который при известных обстоятельствах способен лишить вас творческого интереса к жизни практически в любой ситуации. Перед вами - два примера беспочвенных

Из книги От срочного к важному: система для тех, кто устал бежать на месте автора Макклетчи Стив

Из книги Стать успешным никогда не поздно автора Батлер-Боудон Том

Примеры жизни людей, которые достигли своего звездного часа в 40–50 лет Джулия Чайлд, ведущая кулинарной телепрограммы, которая учила готовить миллионы американцев с 1960-х по 1990-е годы, сама начала осваивать кулинарное мастерство лишь в 37 лет, а известности на своем поприще

Из книги Рациональные перемены автора Маркмен Арт

Участие в жизни других людей ради перемен Подобно администрации Кливлендской клиники, многие хотели бы изменить поведение людей, находящихся в их сфере влияния. Организациям, которые ставят такую задачу, нужно, чтобы люди взаимодействовали с ними

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

Выходите на сцену с установкой изменять жизни людей к лучшему Неважно, готовитесь ли вы к своему первому докладу или выступаете уже 30 лет, в зависимости от решаемых задач вы принадлежите к одному из трех типов: начинающий оратор, оратор среднего уровня, продвинутый

Из книги 15 рецептов счастливых отношений без измен и предательства. От мастера психологии автора Гаврилова-Демпси Ирина Анатольевна

Случайных людей в нашей жизни не бывает Несмотря на переживания, у женщины есть удивительная возможность исцелиться. За годы своей работы я выслушала много разных женских историй. И, к сожалению, всегда грустных, наполненных болью и страданиями.Счастливые женщины ко мне

Из книги Переговоры. Секретные методики спецслужб автора Грэм Ричард

психология

Т. И. Ежевская

Ценности как важный психологический ресурс личности

В статье раскрываются понятия «личностные ценности», «ценностные ориентации», рассматривается взаимосвязь ценностей с другими психологическими ресурсами. Показывается значимость личностных ценностей в жизни и деятельности человека. Акцент в статье делается на ценностях как феномене сознания и источнике отношений человека с окружающей действительностью. Описывается иерархическая структура ценностного сознания личности.

Ключевые слова: личностные ценности, система ценностей, ценностное сознание, ценностное отношение, структура ценностей, ценностные ориентации.

T. I. Yezhevskaya

Values as important psychological resource of a person

There are "values" and "value"s orientations"- two conceptions in the article. Also it includes information about interconnection between values and others psychological resources, importance of person"s values in life and activity. The great attention is paid to values as a conscioushess phenomenon and a source of relationships with the reality forces of the environment. It is described hirarchical structure of person"s value conscioushess.

Key words: values of a personality, system of values, value"s consciousness, value"s attitude, the structure of values, value"s orientations.

Изучение системы личностных ценностей в рамках научных дисциплин, изучающих человека, показывает неоспоримость факта влияния ценностей как психологического фактора на жизнь и деятельность не только отдельной личности, но и разномасштабных групп, и общества в целом. В различных областях научного знания исследуются вопросы, связанные с проблемами ценностного сознания, ценностного отношения к реальности, взаимосвязи ценностных детерминант с поведением личности и различными личностными составляющими.

Понятие «ценности» характеризуется многообразием граней и аспектов, включает в себя разноплановые и разноуровневые явления, связанные с категориями «отношение», «значимость», «потребность», «интерес», «убеждение», «диспозиции», «смысл».

Обилие трактовок понятия «ценность» обусловлено различиями подходов к ее объяснению. В научном понимании чаще всего говорят о трех формах существования ценностей. В первом случае рассматривают ценность как значимость и идеал, выработанный общественным сознанием. Во втором случае ценность выступает в объективированной или материальной форме воплощения этих идеалов. В третьем варианте ценности входят

в психологическую структуру личности, являются фактом сознания и выступают источником отношений человека с окружающей действительностью и мотивации его поведения. В этой связи, одни исследователи считают ценности объективными, другие - субъективными феноменами, одни пишут, что ценность -это отношение, другие - что оно качество и т. д.

Необходимо отметить, что понятие «ценность» в современной отечественной психологической литературе чаще всего раскрывается двояко - как единство субъективного и объективного факторов и как воплощение фактора субъективности в отношении к предмету, его значимости. Двойственный характер ценностей определяется одновременно индивидуальным и социальным опытом. По мнению Ю. А. Шерковина «во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно

соотносится с ценностями, вошедшими в его личностную структуру» .

Ценность, по мнению А. В. Машенцева, есть «скрепленная в единстве универсального синтеза взаимосвязь сопринадлежащих ей реальных и идеальных аспектов бытия, на различных структурных уровнях которого сознание всегда обнаруживает форму какого-либо синтеза, априори всегда стремящуюся к своему аппроксимативно заданному идеалу» . Близкой точки зрения придерживается А. А. Цветков , который считает, что ценности - это такие внеэмпирические (трансцендентальные) конструктивные элементы в структуре личности, реализуя которые в духовных и материальных формах, человек раскрывает полноту своего бытия. По мнению видного отечественного философа-культуролога П. С. Гуревича, «ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она как бы стягивает духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека» и показывает личностно-окрашенное отношение к миру.

Размышляя о процессе определения ценностей, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу писал: «То, что существует, принимает свойства должного. Факты становятся оценками. Реальный мир, увиденный и понятый, превращается в мир ценимый и желанный. Мир, который «есть», становится миром, который «должен быть». То есть, говоря другими словами, действительное сливается с ценностным» .

Основополагающим положением теории ценностей является мысль С. Л. Рубинштейна о том, что «Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру для человека, для его жизни» . Ценностное отношение включает в себя как содержательный, так и процессуальный, динамический компонент. Вырабатывая определенное отношение к определенному объекту, человек оценивает его и соотносит с собственной сложившейся системой личностных ценностей и прежним опытом. Ценности не существуют вне отношения «объект -субъект».

Существенным аспектом понимания ценностей как феномена сознания является то, что они рассматриваются учёными как фактор самоорганизации человека и как важный личностный ресурс, который является детерминантом целей, устремлений, отношений, активности и взаимодействия с

окружающей реальностью и определяют образ жизни человека.

Субъективные ценности всегда принадлежат конкретной личности и определяются как личностные ценности, которые осознаны и отрефлексированы личностью и, которые влияют на относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни, миру, другим людям, себе. С точки зрения Д. А. Леонтьева, личностные ценности представляют собой «консервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы и укорененные в структуре личности . Они ассимилируются в структуру личности и в дальнейшем своем функционировании практически не зависят от ситуативных факторов. Опираясь на работы учёных, можно заключить, что личностные ценности не только определяют сознание человека, но и являются образованием сознания, они над-ситуативны и позволяют прогнозировать направленность поведения и активность личности в конкретных ситуациях. Направляя, организуя, ориентируя человека на определенные цели и в то же время детерминируя когнитивную работу с информацией, ценности являются одновременно когнитивным, эмоциональным и мотивационным образованием и выступают основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных и материальных объектов и ситуаций.

Отметим, что личностные ценности находятся в тесной взаимосвязи, структурированы и организованы в системы, а потому являются системным образованием. Ценности характеризуются степенью доминирования, определенным знаком, степенью осознанности и степенью изменчивости. Доминирующие ценности имеют решающее значение в ситуации личного выбора. Но если существующая доминирующая ценность уходит со временем на второй план, становится менее важной, - меняется и отношение к ситуации и деятельности. Комбинация сочетаний взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна.

Система ценностей, включает стержневые, самые устойчивые и обобщенные ценности личности; частные, опосредующие программу поведения индивида в отдельных сферах, - ценностные ориентации; совокупность эталонов, реализующих жестко фиксированный план действий в строго однотипных условиях. На верхней ступени системы ценностей находятся высшие ценности. Они

обладают принципиально неинструментальным и неутилитарным характером, и всё приобретает смысл и значимость лишь в свете высших ценностей.

Как любая система, система ценностей имеет свою структуру и иерархию. Персональная иерархия системы ценностей личности невоспроизводима и строго индивидуальна. В психологии сложилось в основном два принципиально различных подхода к изучению многоуровневого строения системы ценностей. Первый -нормативный - описывает модель системы в соответствии с какой-либо психологической теорией. Второй - скриптивный -позволяет определять иерархическое строение системы ценностей конкретного человека .

В классификации Н. И. Лапина рассматриваются ценности по их месту в статусноиерархической структуре ценностного сознания личности. Данный автор выделяет:

1) ценности высшего статуса, составляющие «ядро» ценностной структуры;

2) ценности среднего статуса, которые могут перемещаться в состав ядра или на периферию, поэтому их можно представить как «структурный резерв»;

3) ценности ниже среднего, но не самого низшего статуса, или «периферию» - они также подвижны и могут перемещаться в «резерв» или «хвост»;

4) ценности низшего статуса, или упомянутый «хвост» ценностной структуры, состав которой малоподвижен .

С другого ракурса подходит к пониманию структуры ценностей А. И. Донцов . Исследователь предлагает рассматривать систему ценностей, выраженную различными их формами:

1) система самых устойчивых и обобщенных («стержневых») ценностных эталонов личности;

2) система эталонов более частных, опосредующих программу поведения индивида по отношению к окружающей действительности и себе самому в отдельных сферах его социальной деятельности - это ценностные ориентации личности;

3) совокупность эталонов, опосредующих в наиболее сложных случаях лишь жестко фиксированный план отдельных действий, реализующихся в строго однотипных условиях.

В этом же направлении рассуждает и Б. С. Алишев. В его работе определены три уровня системы ценностей. Первый, наиболее

глубинный - фундаментально-ценностный уровень, «определяет целостный и наиболее характерный для конкретной личности тип взаимодействия с окружающим миром. Он обусловливает мировоззрение человека в целом, восприятие и понимание им глобальных проблем собственного бытия в Мире, выбор в пользу "Я" или в пользу "не Я" в разных ситуациях жизни» . Второй уровень -это ценности, соотнесенные с различными сторонами, способами и сферами организации жизнедеятельности человека. Речь идет о профессиональных, познавательных, эстетических, нравственных и других ценностях. Это функциональный уровень. Третий уровень - ситуационных ценностей, когда ценность воплощается в конкретных объектах. Выявленная иерархичность и взаимосвязь тех или иных ценностей и ценностных ориентаций помогает узнать более глубокие детерминанты поведения личности и психологические аспекты ее активности. Уровень психологического благополучия человека связан с субъективным ощущением возможности реализовать значимые ценности.

Ценностная основа личности формируется в конкретных ситуациях жизнедеятельности, при включении человека в различные социальные процессы и при активном взаимодействии с окружающей средой. Трансформация системы ценностей может приобретать разные формы, а именно: смену содержательного состава, переструктурирование ценностей, изменение значения ценностей.

Становление личностных ценностей связано с динамикой процессов осознания. Это происходит при смещении познавательно личностных усилий на собственную смысловую сферу. Проблема соотношения ценностей и личностного смысла в психологии еще до конца не выяснена, поскольку нет единого мнения о вопросе первичности этих феноменов в составе личности. По мнению А. В. Серого, данная проблема кроется в двойственной природе ценностей. Опираясь на ряд исследований, ученый утверждает, что ценности обладают двумя свойствами - значением и личностным смыслом. С его точки зрения, «ценности являются критериями значимости и ориентирами деятельности индивида, они отражают личностные смыслы. Смыслы же выражают отношение субъекта к объективной реальности и собственно наделяют предметы ценностным статусом <...>. Личностный смысл ценностей - это отношение ценностей к потребностям человека» . Отметим и высказывания Г. Л. Буди-

найте и Т. В. Корниловой в русле данной проблемы, которые считают, что личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился. Авторы пишут, что личностные ценности опосредуют переход на более высокий уровень личностных структур и тех смысловых образований, которые могли выступать в качестве значимых психических регуляторов деятельности субъекта, но приобретают ценностный статус только при обращении его личностных усилий на смысловую сферу, на собственное «Я» . М. С. Яницкий полагает, что развитие и функционирование систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носят взаимосвязанный и взаи-модетерминирующий характер .

Остановимся на соотношении понятий «ценности личности» и «ценностные ориентации». Согласно большинству работ, избирательное, устойчивое отношение личности к различным предметам и явлениям реальности, направленность на те или иные цели и способы их достижения характеризует ценностные ориентации личности. Ценностные ориентации личности являются отражением в сознании человека осознанных и принятых ценностей, на основе которых он вырабатывает определенное отношение к ценностному объекту и выражает свою направленность и активность. С. Л. Рубинштейн писал, что только признаваемая личностью ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения .

Ценностные ориентации, как показатель определенного уровня развития личности, включают два следующих основных параметра:

1) степень сформированности иерархической структуры ценностной ориентации и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которые характеризуются конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки личностной зрелости. Интерио-ризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделять из множества явлений те, которые представляют для человека некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), в зависимости от условий, целей и возможности их реализации;

2) второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций, дает возможность квалифицировать содержательную сторону на-

правленности личности, находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретно ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каково сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека .

Исследователи доказывают, что в структуре личности ценностные ориентации выполняют следующие функции: информативно-фиксирующую, обобщающую и систематизирующую, оценочноимперативную, мотивационно-поведенческую, прогностическую.

Вместе с тем необходимо отметить, что далеко не всегда в сознании человека ценности и ценностные ориентации упорядочены и согласованы. Могут возникнуть ситуации, когда ценности, непротиворечивые в общесоциальном контексте, будут порождать в сознании человека противоречивые ситуации, влияющие на него. В наиболее общей форме это выражается в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка. Часто возникают ситуации, когда действия, обстоятельства будут обладать разными личностными смыслами, разной ценностью. В основе детерминации профессионального становления лежит комплекс базовых противоречий, которые задаются системой внешних, по отношению к субъекту и внутренних факторов. Это могут быть внутриличностные противоречия и противоречия между личностью, сложившимися ее свойствами, качествами и внешними условиями жизнедеятельности, объективными требованиями профессиональной деятельности и окружающей информационной среды.

В структуре ценностных ориентаций существуют три вида противоречий: 1) противоречия, возникающие внутри одной личностной ценности; 2) противоречия между двумя личностными ценностями внутри ценностной ориентации одной направленности;

3) противоречия двух ценностей разной направленности. Возникающие расхождения побуждают личность к активности, направленной на усвоение новых форм поведения, овладение новыми способами действия. Из сопоставления ожидаемого и настоящего возникают действия личности, рождаются усилия, направленные на преодоление противоречия. Возникающая причинно-следственная цепочка является в конечном итоге источни-

тивны и позволяют прогнозировать направленность поведения и активность личности в конкретных ситуациях. Направляя, организуя, ориентируя человека на определенные цели, ценности являются одновременно когнитивным, эмоциональным и мотивационным образованием и выступают основанием для осмысления, оценки человеком окружающей его реальности и регуляции взаимоотношений с ней. Как многоплановое и многомерное понятие, ценности имеют много сторон, составляют упорядоченную систему и являются важным психологическим ресурсом личности в её саморегуляции, поведении, деятельности, образе жизни, отношении к окружающей действительности и в построении собственного благополучия.

Список литературы

1. Алишев Б. С. Психологическая теория ценности (системно-функциональный подход): дис. ... д-ра психол. наук. Казань, 2002. 367 с.

2. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 5. С. 38-44.

3. Будинайте Г. Л. , Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. Т. 14. № 5. С. 99-105.

4. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1994. 315 с.

5. Донцов А. И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. № 5.

6. Лапин Н. И. Ценности, группы интересов и трансформация Российского общества // Социологические исследования. 1997. № 3 . С. 14-24.

7. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. URL: /http://edu.glazov.net/to_teachers/books/2/leontiev.txt (дата обращения: 11. 11. 2007).

8. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А. М. Татлыдаевой; науч. ред. Н. Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1997. 430 с.

9. Машенцев А. В. Интуиция и ценностная ориентация в познании: автореф. дис. ... канд. фи-лос. наук. СПб., 2003. 26 с.

10. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М. : Наука, 1997. 713 с.

11. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / науч. ред.

М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 272 с.

12. Цветков А. А. Аксиологическая концепция культуры в свете онтологии личности. URL: http://www.isuct.ru/publ/vgf/2006/01/056.html (дата обращения 12. 09. 2007).

13. Шафранский К. Д., Суханова Т. Д. К вопросу о ценностной ориентации личности // Личность и деятельность. Л.. 1982. С. 108-115.

14. Шерковин Ю. А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал. 1982. № 3. С. 135-145.

15. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. URL: http:// hpsy.ru/public/x2755.htm (дата обращения: 15. 08. 2008).

ком побуждения, энергетическим элементом мотивации. Для преодоления противоречий личность должна совладать с ними. В этой связи, активизация системы ценностей и ценностных ориентаций будет способствовать развитию совладающего поведения, выбору адаптивных и адекватных стратегий поведения и надситуативной активности.

Анализ научной литературы показал, что под ценностями понимают феномен сознания, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью; существующий в диалектическом отношении «субъект - объект» и регулирующий эти отношения. Личностные ценности не только определяют сознание человека, но и являются образованием сознания, они надситуа-

Интерес к проблеме ценностей обостряется в переломные периоды жизни общества. Таковой является и современная эпоха, когда происходят динамичные социальные трансформации, глобальные природные и техногенные катастрофы, обусловливающие поиск смыслов, стержневых ценностных оснований существования человека как на уровне мировой цивилизации, российской государственности, так и на уровне самосознания конкретного человека, осуществляющего жизнедеятельность в изменяющемся мире. Поиск ценностных ориентиров осуществляется также и в сфере образования, отвечающей на вызовы современности.

Выдающийся философ ХХ-го в. Э. Фромм писал, что «самосознание, разум и воображение – все эти новые свойства человека… требуют создания такой картины мира и места человека в нем, которая имеет четкую структуру и обладает внутренней взаимосвязью... Человеку необходима система координат, жизненных ориентиров, ценностных ориентаций , без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно... Потребность в наличии жизненных координат включает также и необходимость цели, которая указывает ему, куда он должен идти. Мир для человека имеет определенный смысл, и совпадение его собственной картины мира с представлениями окружающих его людей является для него лично критерием истины» . Э. Фромм утверждал, что нет ни одной такой культуры, которая могла бы обойтись без подобной системы ценностных ориентаций, или координат, в обязательном порядке есть она и у каждого индивидуума. Ценности усваиваются человеком в процессе социализации, получения образования, когда формируются самосознание, мировоззрение, профессиональная позиция и идентичность личности.

Система ценностных координат необходима для реализации субъектом профессиональной деятельности, особенно тех ее видов, которые имеют непосредственное отношение к человеку как объекту труда.

Учитывая, что имеющая самое прямое отношение к человеку профессиональная деятельность психолога получила в последнее пятнадцатилетие широкое распространение, проблема ценностных оснований профессии и психологического образования все более требует настоятельного рассмотрения.



Ценности, ценностные ориентации, ценностные координаты, – понятия, широко используемые в социальных науках. Разработка проблемы ценностей имеет продолжительную традицию в философии, к ней обращались Ф. Брентано, М.Вебер, В. Виндельбанд, В.Вундт, Дильтей, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Нодль, Ф. Таульсен, Алексиус фон Мейнонн, М. Шелер и др., сформировавшие следующие типы ценностных теорий: натуралистические, психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Анализ историко-философской литературы по проблеме ценностей показывает, что ценности на протяжении истории рассматривались как «регулятивный механизм» со­циальной жизни людей. Данный механизм представляет собой сложно организован­ную систему, в которой вместе с ценностя­ми, осуществляющими самую общую, стра­тегическую регуляцию поведения, имеются и нормы. В общечеловеческой ценности вопло­щаются общеродовая сущность человека, его природа.

В философской литературе сложились различные подходы к определению ценностей: ценность отождествляется с идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение, синонимизируется с культурно-историческими стандартами; ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем. В современной аксиологии утвердилась позиция, связанная с признанием существования ценностного отношения в системе объектно-субъектных отношений, значения объекта для субъекта. Например, в исследованиях М.С. Кагана показано: ценностей вне человека и общества нет, и вне отношения к человеку предметы сами по себе ценностной квалификации не подлежат. Ценности рассматриваются как личностно окрашенное отношение человека к миру, возникшее на основе знания и собственного опыта. При этом к ценностям автор относит только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом . А.Г. Здравомыслов определяет ценности как «обособившиеся в ходе истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы, объектом которых являются моральные, нравственные и эстетические нормы» .

В «Российском энциклопедическом словаре» ценности определяются как «положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Критерии и способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях» .

Психологический словарь ценность трактует как понятие, характеризующее социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности, отмечая регулятивную функцию: «ценности служат важным фактором регуляции поведения личности и взаимоотношений людей» .

Одним из оснований при рассмотрения ценностей в отечественной психологии является направленность личности, которая в разных концепциях обозначается по-раз­ному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смысло-образующий мотив» (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев, А.В.Братусь), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).

Д.А.Леонтьев , характеризуя формы существования ценностей (социальные идеалы, предметно воплощенные и личностные ценности), он уточняет, что социальные идеалы и предметно воплощенные ценности изучает философия и социология, а психология апеллирует к изучению личностных ценностей.

Личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми. Хотя эта объективность относительна, ведь даже самые общепринятые ценности, становясь частью внутреннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные способности.

Д.А. Леонтьев описывает механизм превращения социальной ценности в личностную. Любой социальной группе – от отдельной семьи до человечества как целого – присущи направленность на определенные общие ценности – идеальные представления о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Соответственно механизмом превращения социальной ценности в личностную является включение человека вместе с группой в практическое реализацию конкретной ценности, причем принципиально важным является ощущение этой ценности как собственной. .

Практика показывает, что психолог, осуществляя работу с клиентом, оказывает определенное влияние на него: изменяя его отношение к ситуации, расширяя видение и понимание себя, других людей, помогая осознать возможность реализации иных моделей поведения в проблемных ситуациях, кроме тех, что сложились в индивидуальном опыте клиента. Психолог, оказывая изменение на сознание и самосознание клиента, реализует лидерскую позицию. Безусловно, что форма проявления данного лидерства существенно отличается от лидерства, проявляющегося в руководстве организацией, большими и малыми группами и т.д. Лидерство психолога - прежде всего экспертное лидерство. Он знает то, что помогает человеку обрести точку опоры, он находит способы оказания психологической помощи конкретному клиенту. Вышесказанное обусловливает необходимость рассмотрения сущности понятия о лидерстве и его различных проявлениях.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях (37).

Кричевский Р.Л. характеризует лидера как человека, обладающего высоким личным статусом, оказывающего сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций (38) .

Наряду с понятием лидер рассматривается понятие «лидерство», которое определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл) (38).

По мнению Ф.Фидлера, лидерство есть конкретные действия по координации и управлению деятельностью группы.

Лидерство -отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе (38).

Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь - вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными (37).

В зависимости от направленности влиянияна реализацию целей организации и личности лидерство делится на:

1. конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

2. деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство, сформировавшееся на предприятии группе воров или взяточников);

3. нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

Конечно, в реальной жизни грани между типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством. Для эффективного влияния психолога на клиента необходимо, чтобы он одновременно являлся и деловым и эмоциональным лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемойпсихологом в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность его профессиональных отношений.

Для психолога приемлемо конструктивное лидерство, потому что основная задача профессиональной деятельности психолога - оказание помощи клиенту в решении его проблемы, что в свою очередь, предполагает возможность и реализацию влияния психолога на клиента, а значит, проявление лидерства: «Не навредить, а сделать лучше» (1).

Интересной на наш взгляд является типология, представленная Э.Шейном:

1. Лидерство посредством доминирования и силы (осуществляется тогда, когда у лидера больше власти и силы, т.е. это не его личностная черта, а приобретенная посредством статуса, должности. «Я начальник, и ты будешь делать то, что я скажу»).

2. Лидер-манипулятор. (Посредством обмана, введения в заблуждение. «Ты - мне, я - тебе»). Эксплуатируются как низменные инстинкты, как зависть, корысть, так и положительные качества за счет хитрости (трудолюбие, честность, ответственность, преданность, порядочность). Т.е. человек используется для достижения целей манипулятора.

3. Харизматический лидер - яркая личность, имеющая какие-то свои идеи, имеет последователей, которые восхищаются им, хотят подражать ему, и он управляет за счет того. Что люди хотят быть рядом, участвовать в одном деле с интересным человеком. Он приемлет только поклонение. (Например, гуру и его секта; фанаты и певец). Он сам выбирает не насилие (как властный лидер) и не обман (как лидер-манипулятор). Харизматический лидер оказывает влияние на людей, восхищение и поклонение.

4. Социально-ответственный лидер. Говорит: «Если не я, то кто?» Харизматические - сами стремятся быть лидерами, имеют обаятельный, яркий образ, а этот тип воспринимает лидерство как обязанность, ответственность. Лидерство посредством авторитета, уважения и чувства долга. Люди его уважают, слушаются и доверяют ему.

5. Лидер-учитель. Всего достиг, остается лидером посредством передачи знаний, опыта ученикам, развивает их. Лидирует тем, что усиливает людей и поэтому они добровольно принимают его как лидера.

6. Духовный лидер . Люди выбирают его как образец для подражания, сами стараются быть такими, как он. Влияние такого лидера заключается в том, что, вдохновленный примером духовного лидера, человек сам изменяет и развивает себя. Лидер же целенаправленно никак не влияет на людей. Духовный лидер не прикладывает никаких усилий, люди сами его выбирают в качестве своего лидера.

На наш взгляд, данная типология также может быть использована для более глубокого понимания сущности лидерства в профессиональной деятельности психолога. Мы считаем, что психолог чаще всего проявляет лидерство как учитель (не даром в деятельности организационного психолога одной из главных функций является обучение других, например, персонала в организации). В то же время в групповой психотерапии и тренинговом процессе не противопоказано и харизматическое лидерство, особенно на начальных этапах работы с группой.

Общественная ценность труда - это то, насколько тот или иной вид труда значим для общества с точки зрения достижения его целей.

Для социологии труда данное явление представляет наибольший интерес, поскольку позволяет установить степень значимости различных видов труда для любого типа общества.

Оценка обществом труда человека имеет двойственную форму проявления. С одной стороны, общество производит оценку человеческой деятельности на предмет ее полезности. Труд - это исключительно общественно- полезная деятельность, и, как об этом говорилось выше, бесполезного труда не существует. Более того, полезность труда всегда постоянна. Например, труд учителя, врача, шахтера или дворника не может сравниваться с точки зрения различий в полезности. Труд каждого одинаково полезен для общества, поскольку востребован им наравне с другими. Представим, что нет такого труда (и, соответственно, тех, кто его осуществляет), который позволяет избавляться от болезней или получать среднее образование, который обеспечивает сырьем для поддержания тепла в домах или содержит в чистоте и порядке дворы и дорога. Очевидно, что невозможно установить, какой труд из перечисленных полезнее других. Все они одинаково полезны, поскольку каждый решает свой перечень задач, тем самым удовлетворяя определенный блок общественных потребностей. Если, например, труд дворника окажется невостребованным обществом, то он просто перестанет существовать как труд.

С другой стороны, очевидно, что общество неодинаково оценивает труд различных профессий, т.е. разные виды труда имеют различную общественную ценность. Все зависит от того, насколько тот или иной труд востребован обществом, ценен для общества. Ценность того или иного вида труда определяется достаточно большим перечнем разнообразных требований для его осуществления. К наиболее значимым можно отнести следующие:

  • 1. Жизненно важные для каждого человека виды трудовой деятельности. Например, во все времена труд учителя и труд врача имели высокую ценность в обществе.
  • 2. Виды труда, которые требуют длительной подготовки, специальных знаний и сами создают новые знания для общества. Здесь примером может служить труд ученых, конструкторов, менеджеров ИТ-проектов.
  • 3. Особые, нестандартные, узкоспециализированные виды труда, предполагающие творческие способности и навыки для осуществления. В качестве примера можно привести профессии дирижера или композитора, требующие не только длительного специального образования, но и таланта.

Таким образом, высокую ценность для общества представляет труд, требующий высокого уровня знаний, длительной специализированной подготовки, творческого потенциала и креативных способностей.

Можно также перечислить труд, имеющий относительно низкую ценность. Это труд, нс требующий специальной длительной подготовки, стандартизированный, т.е. доступный в своем выполнении большинству людей, не предполагающий особых дарований и способностей. Сюда можно отнести труд продавца в магазине, контролера в общественном транспорте, охранника, гардеробщика и т.д.

Следует указать, что ценность является динамичной характеристикой труда. В разные времена ценность одного и того же вида труда может быть различной. Например, труд кузнеца в Средние века высоко почитался в обществе, так как требовал особой подготовки, мастерства, профессиональных знаний, в том числе секретов. Продукт кузнечного ремесла был очень востребован крестьянскими хозяйствами, поскольку земледельцы, как правило, не могли самостоятельно создавать высокотехнологичные на тот момент времени орудия труда. Все изменилось с распространением индустриальных производств. Использование машин, таких как кузнечный пресс, прокатный стан, упростили и интенсифицировали работы но ковке металла. Их выполнение более не требует от работника высоких профессиональных знаний. Он, скорее, стал вспомогательной рабочей силой, зависящей от машины и обслуживающей ее, а не основным производителем. Такой труд не получает высокой оценки общества.

Оценка ценности позволяет сравнивать труд различных профессий. Более того, можно назвать критерии ценности того или иного вида труда. Экономический критерий оценки труда в условиях рыночной экономики - это доход (заработная плата). Социальный критерий - уважение и признание обществом значимости определенных профессий. Следует обратить внимание на то, что экономический критерий далеко не всегда тождественен социальному. Например, в сфере шоу-бизнеса гонорары высоки, хотя часто ценность труда и его продукта весьма сомнительны. Напротив, труд сферы образования и медицины имеет высокую общественную оценку, а вот оплата труда, например в Российской Федерации, оказывается явно заниженной.

Наконец, ценность труда определяет социальный статус человека, его осуществляющего. В современном мире сложно говорить о тесной корреляции между двумя данными параметрами, однако она, безусловно, существует и может быть определена следующим образом: чем выше общественная ценность труда, тем выше статус человека в обществе. Деятельность во благо социума предполагает общественное поощрение, которое заключается в подтверждении либо изменении статуса включенного в общество человека. Движение по карьерной лестнице от рядового бухгалтера до топ- менеджера корпорации и от музыканта областной филармонии до дирижера Большого театра вне всяких сомнений предполагает повышение социального статуса.

Итак, ценность труда представляет собой наиболее важное для социологических исследований явление. Благодаря изучению данного феномена социология может выявлять предпочтения, формирующиеся у людей в процессе выбора профессии, привлекательность того или иного вида труда, мотивированность к его осуществлению, ожидания от процесса его выполнения, общественные установки и стереотипы в отношении труда и пр. Самое важное: определение ценности труда позволяет узнать, представляет ли он для человека цель, а значит, источник развития, или является лишь средством достижения целей другого порядка. Ценность труда в обществе зависит от того, какое содержание и характер он имеет.

  • Профессиональные ценности - связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т.д.
  • Интеллектуальные - это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т.п.
  • Физические - спорт, красота и гигиена тела, здоровье.
  • Духовные
  • Эмоциональные
  • Этические - честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.
  • Эстетические - стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т.п.
  • Материальные - деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т.п.
  • Культурные - искусство во всех своих проявлениях.
  • Патриотические -

Цель:

Описание:

Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие - это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся)

2). Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача - из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.

зачем это нужно (например, книга - для личностного развития, приемник - для получения информации о мире и других людях).

Обсуждаются вопросы:

Цель:

Описание

- Купите газету, леди?



Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом - разбирала счета.


Леди, вы богаты?
- Богата ли я? Нет! - она взглянула на свой потрепанный коврик.


Затем они ушли.
Незамысловатые голубые чашки и блюдца… Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, ее надежный муж с хорошей работой, дети - все эти вещи тоже подходили друг к другу.

Обсуждаются вопросы:

О чем эта притча?

Резюме ведущего: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное - преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.

Цель:
Необходимые материалы:

  • Если человек украл осла, овцу или раба, он - вор, и должен быть наказан
  • Если сын ударил отца - ему следует отрубить руку

Резюме ведущего: Некоторые ценности переменчивы, но общечеловеческие ценности - добро, справедливость, красота, истина - были и будут всегда.

Методика «Мой личный герб».

Содержание:

Упражнение «Ценности»

Цель:

Необходимые материалы:

Описание:

семейные традиции

жизнь с родителями

эрудиция

профессиональная учеба

увлечения

развлечения

путешествия

личные вещи

личное имущество

финансовые накопления

любовь к богу

гармония души и психики

внутреннее развитие

победы и поражения духа

взлеты и падения

здоровье

спорт красота и гигиена тела

дружба общение

общественная деятельность

статус уважение

признание

Резюме ведущего:

Рефлексия занятия

Просмотр содержимого документа
«Психологическое занятие "Жизненные ценности" »

Психологическое занятие «Жизненные ценности»

Цель: профилактика рискованного поведения, посредством формирования системы духовно- нравственных ориентиров.

Задачи:

    формирование представлений об общечеловеческих ценностях;

    создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере;

    формирование приоритета духовных ценностей над материальными.

Ход занятия

Сейчас мы проведем игру, которая носит в первую очередь содержательный характер, она поможет нам с вами раскрыть тему нашего занятия.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто ценит…»- 4-5 мин

Цель: введение в тему, создание рабочей атмосферы.

Описание: убирается стул ведущего за пределы круга. Ведущий стоя в центре круга произносит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто ценит…(дружбу, деньги свободу, власть). Те, кто считает, что это высказывание относится к ним, должны встать со своего места и перебежать на другое, освободившееся место. Задача водящего занять любое свободное место. Оставшийся без стула становится новым водящим.

Обсуждение: - что понравилось в упражнении?

Что показало, открыло это упражнение?

Вы можете предположить тему нашего занятия? (Ценности)

Мне бы очень хотелось, прежде чем приступить к следующему упражнению, а также раскрытию темы занятия, прочитать вам одно стихотворение, которое, на мой взгляд, тоже очень подходит к теме нашего занятия:

Откинув время повседневности,

В ночной целительной глуши

Перебираю драгоценности,

Хранимые на дне души.

Их у меня не так уж много,

Но больше и не надо мне.

При подведении итогов

Они не падают в цене!

Ребята, а что же такое ценности? Как вы понимаете это слово?

Ценности – это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию.

Какие ценности вы знаете? Как их можно классифицировать?

Виды ценностей:

    Профессиональные ценности – связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т.д.

    Интеллектуальные – это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т.п.

    Физические – спорт, красота и гигиена тела, здоровье.

    Духовные - вера в Бога, душевная гармония, личностное развитие и самосовершенствование.

    Эмоциональные - открытость в общении, принятие людей такими, какие они есть.

    Этические – честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.

    Эстетические – стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т.п.

    Материальные – деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т.п.

    Культурные – искусство во всех своих проявлениях.

    Патриотические – любовь к родине, к стране, традициям и т.д.

Упражнение «Необитаемый остров»

Цель: создание условий для понимания того, что за любым поступком стоят ценности, исповедуемые человеком, ориентации в спектре возможных ценностей.

Описание: Упражнение проводится в несколько этапов.

1). На первом этапе участники группы работают индивидуально. Задается игровая ситуация: «Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие – это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся) ». Выбранные объекты записываются на листе бумаги.

2). Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача – из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.

3). На третьем этапе аналогичная работа проводится в малых группах из 5-6 человек.

Затем группы представляют в кругу свои списки. Ведущий интерпретирует услышанное с позиции ценностей: зачем это нужно (например, книга – для личностного развития, приемник – для получения информации о мире и других людях).

Обсуждаются вопросы:

Какие чувства возникали по ходу упражнения?

Как проходило обсуждение в вашей группе?

Что оказалось самым ценным для нашей группы?

Что удивило, а что оказалось предсказуемым?

Дискуссия - обсуждение истории «Богатство»

Цель: создание условий для разделения материальных и духовных ценностей, осознание приоритета духовного над материальным

Описание : вниманию группы предлагается притча:
За дверью стояли два ребенка, оба в рваных пальто, из которых давно выросли.
- Купите газету, леди?
Она была занята, и уже собиралась сказать нет, но случайно опустила глаза и увидела их сандалии. Маленькие сандалии, промокшие под дождем.
- Проходите, я приготовлю вам горячего какао.
Они оба, не сказав ни слова, последовали за ней. Их мокрые сандалии оставляли на полу следы.
Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом – разбирала счета.
Ее поразила тишина в соседней комнате. Она заглянула туда.
Девочка держала в руках пустую чашку и смотрела на нее. Мальчик смущенно спросил:
Леди, вы богаты?
- Богата ли я? Нет! – она взглянула на свой потрепанный коврик.
Девочка очень аккуратно поставила чашку на блюдце и сказала:
- Ваши чашки подходят к блюдцам, - и в ее голосе звучали нотки голода, но не того, от которого болит живот, а какого-то другого.
Затем они ушли.
Незамысловатые голубые чашки и блюдца… Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, ее надежный муж с хорошей работой, дети – все эти вещи тоже подходили друг к другу.
Она убралась в гостиной, но грязные отпечатки маленьких сандалий остались в ее сердце. Она захотела оставить их там, на тот случай, если когда-нибудь забудет, как на самом деле она богата.

Обсуждаются вопросы:

О чем эта притча?

Какие виды ценностей можно назвать на основе услышанного? (материальные, духовные)

Что вам кажется более ценным? Почему?

Резюме ведущего: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.

Дискуссия «Ценности разных эпох»

Цель: осознание общечеловеческого характера основных ценностных ориентаций
Необходимые материалы: информация для работы в малых группах (ксерокопии ижеприведенных текстов)

Законы Хаммурапи (П век до н.э., Общемесопотамское царство)

    Если человек украл осла, овцу или раба, он – вор, и должен быть наказан

    Если сын ударил отца – ему следует отрубить руку

    Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода прорвала ее, затопив поля соседей, пусть виновный возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи поделят между собой.

    Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть три года в рабстве, затем их следует отпустить.

Всеобщая декларация прав человека (Европа, 1946 г.)

    Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства

    Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность

    Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии

    Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным, унижающим его честь и достоинство наказаниям

    Все люди равны перед законом, и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Резюме ведущего: Некоторые ценности переменчивы, но общечеловеческие ценности – добро, справедливость, красота, истина - были и будут всегда.

Методика «Мой личный герб».

Цель: развить навыки самопознания, самовыражения, самопрезентации, творческие способности, гармонизация внутреннего мира. Оптимизировать самооценку.

Содержание: Продолжает звучать приятная музыка. Ученикам раздаются бланки с заготовками гербов или они рисуют свой вариант. Ребятам предлагается нарисовать свой личный герб и попытаться изобразить на нем свои важные жизненные ценности (внутренне содержание жизненных сфер). Детям, кто не хочет рисовать по каким-либо причинам предлагается с помощью старых журналов, клея и ножниц выполнить герб в технике коллажа на уже готовом шаблоне. Можно предложить учащимся уже готовые контуры гербов, состоящих из щита и ленты, или придумать форму щита самим.

По окончанию выполнения упражнения можно предложить ребятам по-очереди рассказать о своем гербе и ответить на вопросы: что он изобразил на своем гербе и почему именно эти ценности для него важны.

Упражнение «Ценности»

Цель: осознание жизненных ценностей.

Необходимые материалы: фоновое музыкальное сопровождение.

Описание: Участникам раздают по шесть листочков бумаги и предлагают на каждом из них написать то, что для них является наиболее ценным в жизни. Затем, листочки ранжируются таком образом, чтобы самая большая ценность оказалась на самом последнем листочке. Тренер предлагает представить себе, что случилось страшное событие, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять и отложить листочек и подумать о том, как теперь без этого живется. Так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем тренер объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. Так шесть раз. Вернуть участникам их листочки. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Упражнение выполняется под спокойную музыку, большое значение имеют интонации и голос тренера, произносимый текст должен быть простым и четким.

семейные традиции

жизнь с родителями

своя собственная будущая семья

эрудиция

профессиональная учеба

профессиональное развитие и рост

увлечения

развлечения

путешествия

личные вещи

личное имущество

финансовые накопления

любовь к богу

гармония души и психики

внутреннее развитие

победы и поражения духа

взлеты и падения

здоровье

спорт красота и гигиена тела

дружба общение

общественная деятельность

статус уважение

признание

Резюме ведущего: Ведущий подчеркивает, насколько важно выстроить собственную иерархию ценностей.

Рефлексия занятия . Цель: получить обратную связь от учеников, подвести итог занятия. Бланки, каждый по очереди говорит или по желанию: что понравилось, а что нет.