Что нужно чтобы стать учителем

В наше время при сложившемся в обществе отношении к профессии учителя разве может кто-то желать стать учителем? Оказывается, да! Причем, все чаще стремятся стать учителями молодые парни и девушки вовсе не потому, что податься больше некуда, а от чистого сердца. К тому же, в последнее время практика приема на работу учителем специалистов без педагогического образования популяризируется. Как стать учителем в школе?

Стать учителем в «классической версии» — это окончить педагогический колледж или лицей для преподавания в младших классах или же педагогический университет (институт), чтобы стать учителем старших классов. Казалось бы, все очень просто. Но на самом деле, стать учителем может оказаться довольно сложно.

Скорей всего, в качестве первого места работы учителем придется выбрать школу: обычную или частную. В обычных школах часто появляются открытые вакансии - сказывается «текучка» кадров. Но уровень оплаты труда педагогов в обычных школах оставляет желать лучшего, а потому большим «спросом» пользуются частные школы, где, как считается, условия лучше. Но и «конкурс» на место в частной школе выше, чем в школе обычной.

Какие требования могут предъявляться в школах к кандидатам в учителя? Конечно же, все зависит от того, каковы специфические особенности предлагаемой вакансии. Так, обязательно понадобятся соискателям профессиональные знания по предмету, педагогические навыки, умение ладить с детьми. Не лишним для будущего учителя окажется также умение пользоваться компьютером и интернетом, владение различными педагогическими методиками.

Чтобы найти школу, в которой требуются учителя, можно воспользоваться любым из доступных методов : найти вакансию по объявлению в газете или на специализированных сайтах по поиску работы, самостоятельно обзвонить местные школы и спросить об открытых вакансиях. Кроме того, получить информацию об имеющихся вакансиях можно также в местных органах управления образованием.

Чтобы стать учителем, искать доступные вакансии стоит в мае-июне и в конце августа . Обычно именно в это время в школах наблюдается острая нехватка педагогов. При трудоустройстве просто диплома, подтверждающего квалификацию будущего учителя, может оказаться вполне достаточно. При этом наличие практического опыта преподавания может стать большим дополнительным «плюсом» в пользу соискателя.

Кстати, как уже упоминалось, стать учителем в школе можно не только после окончания учебного заведения с педагогической специализацией — также можно попробовать себя в этой роли и после окончания любого другого ВУЗа. Дело в том, что правом преподавания в учебных заведения I-III уровней аккредитации, в том числе в школах, обладают все выпускники высших учебных заведений. Правда, все же решение о приеме на работу учителем специалиста-непедагога принимать будет администрация школы.

Стать учителем в школе в наше время решаются только искренне преданные этой профессии люди — люди, которые любят детей, любят делиться знаниями. Пусть же каждый новый учитель несет высокое знамя этой профессии с гордостью!

Практически каждый второй ребенок с детства мечтает стать учителем. Парадокс, но эта профессия кажется легкой и привлекательной только поначалу. На представителе этой сферы деятельности лежит огромная ответственность за себя, и, главное, за десятки, а то и сотни детей - будущих представителей взрослого социума.

Роль учителя в жизни ребенка

Профессию учителя во все времена считали самой благородной и необходимой, одной из главных в социальном обществе. Ведь именно он помогает не только получить знания и овладеть ими, приобрести различные нужные в жизни навыки и умения, но и оказывает большое влияние на становление личности. Кто такой учитель для маленького ребенка? Он вносит большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения, по крупицам и небольшими шагами выращивает и превращает совсем маленького человечка во взрослого и умного гражданина.

Вклад длиною в жизнь

Учитель наполняет ребенка знаниями, опытом и мудростью как драгоценную вазу. Ведь каждый пронесет этот весомый вклад через всю свою жизнь. Кто такой учитель во взгляде младшего школьника? Это очень важный и значимый в жизни каждого человек, участвующий в воспитании и становлении личности наравне с родителями и родственниками. В школе дети растут на глазах у своих учителей и порой становятся им очень родными и близкими людьми. Очень часто именно первые педагоги играют огромную роль в становлении характера ребенка, его приоритетов и жизненных ценностей. Придя в школу, малыш там встречает именно учителя. Вырастая, дети также окружены своими наставниками. И дальше, выпускаясь из стен школы, детей ведут по жизни учителя: в колледжах, техникумах, университетах и институтах.

Учитель - отличный выбор профессии для выпускников

Многие дети, повзрослев, серьезно задумываются над выбором своей профессии. И многие хотят идти по следам своих мудрых наставников, поэтому выбирают важную и нужную профессию - педагог. Кто такой учитель для тех, кто только заканчивает школу? Конечно же, верный старший друг, с которого можно взять пример и последовать ему. И тогда школьники задумываются: а как стать учителем?

Ответ на этот вопрос сможет дать все тот же наставник. Школьный учитель может подсказать, помочь с выбором. Ведь нужно четко знать, каким преподавателем вы хотите стать. Есть учителя младших классов, где все предметы охватывают программу начальной школы. А есть учителя, которые обучают одному или двум конкретным профилирующим предметам.

Если у ребенка гуманитарные наклонности, то ему смело можно выбирать профессию педагога русского языка и литературы. У любителей путешествовать есть отличный выбор преподавать географию. Очень интересная профессия - учитель информатики. У детей, имеющих способности к точным наукам, есть шанс выучиться на преподавателя алгебры и геометрии, химии, физики. Для творческих личностей прекрасной будет возможность получить образование по профессии учителя рисования, труда или музыки. А полиглотам можно выбрать факультет иностранных языков. Выбор огромный, ведь все зависит только от желания выпускников. Тогда на вопрос, как стать учителем, обязательно найдутся все ответы. Существуют для данной профессии и интересные мероприятия.

Участие в уникальном конкурсе

Такие конкурсы обычно начинаются поэтапно - в крупных городах сначала проводятся по районам. А затем лучших участников и финалистов приглашают на городской конкурс, где и выявится лучший учитель года каждого города. В мероприятии могут принять участие абсолютно все категории педагогов. Тут есть и учитель информатики, и английского языка, и физики, и даже физкультуры. Их оценивают по многим параметрам. Квалификация учителя в этом случае также учитывается.

В конкурсе могут участвовать как новички, так и опытные педагоги. Оценивает участников строгое, но справедливое жюри. Конкурс «Учитель года» включает в себя эссе - это представление о своем жизненном кредо, о своем опыте и приоритетах, касающихся профессии.

Также обязателен на втором этапе показ мастер-класса, где задействованы ученики разных возрастов. Тогда учителям дается прекрасная возможность показать все свои профессиональные качества как специалиста.

И в заключение всегда бывает очень увлекательный и самый активный творческий конкурс. Ведь каждый учитель уникален и обладает множеством талантов - кто-то хорошо поет, а кто-то танцует.

Педагог - это еще и артист по жизни, играющий каждый день разные роли на своих уроках. Донести учебный материал до своих воспитанников увлекательно - одна из задач истинного наставника. Самый достойный учитель, педагог и победитель этого конкурса обязательно будет выбран как пример для подражания.

Ценность каждого учителя предметника

Почетное звание учителя не может быть дано каждому. К этому обязательно нужно иметь призвание или интерес. Ведь учитель - он же еще и воспитатель, так как педагогика обязательно включает в себя и воспитание как неотъемлемую часть в становлении личности маленького человека.

Преподавателю необходимо не только на пятерку самому знать учебный материал, но и в ходе своих уроков ненавязчиво воспитывать подрастающее поколение. Например, учитель литературы на примере классических произведений донесет до ребенка потребность человека в добре и понимании, любви и дружбе. Преподаватель иностранных языков не только должен научить детей свободно владеть нужными знаниями, но и прививать любовь и интерес к культурам различных народов. А учитель географии обязательно воспитает в детях любовь к красоте своей родины и своего родного края. Каждый педагог важен и несет свой вклад в развитие учеников, до краев наполняя чашу знаний ребенка.

Учитель младших классов - воспитатель

Для учителя младших классов крайне важно быть еще и воспитателем, ведь непростая задача обучать неусидчивых и подвижных малышей. Работая с данным возрастом, преподаватель должен быть и наставником, и фантазером, и немножко волшебником, и сказочным героем, так как маленькие дети воспринимают весь процесс обучения только через игру.

Но это еще и самая увлекательная классификация учителя. Ведь именно с детьми, только что переступившими порог школы, можно вновь возвратиться в детство, преподнося занимательные уроки в виде развлечения.

Здесь необходимы и яркие картинки, и мягкие игрушки. И обязательны развивающие игры. И много наглядного красочного материала, и даже мультфильмы и различные детские песенки будут кстати. Только тогда уроки будут интересными и запоминающимися, а маленькие ученики с удовольствием будут схватывать знания на лету. Ну а такой педагог уж точно станет настоящим школьным другом каждому ребенку.

Учитель - почетная и важная профессия

Быть учителем - значит, проживать насыщенную, активную, разнообразную и многогранную жизнь. Ведь кроме уроков и занятий с ребятами, часто организовываются различные походы в театры, музеи и кино. А как любят школьники совместные поездки на природу или экскурсии! Вот тогда учитель и проявляет себя не только как опытный наставник, но и как мудрый друг. Тот, кто выбирает для себя почетную и важную профессию учителя, делает огромный вклад не только в развитие подрастающего поколения, но и в социальное общество, и делает свою жизнь более ценной, наполненной, значимой и интересной. Каждый педагог - удивительный и неповторимый мастер, который превращает маленьких и несмышленых малышей в умных, талантливых, способных взрослых людей, достойных членов общества.

Ответственность - прежде всего

Планируете стать учителем? Воспитывайте в себе ответственность. Помните: вы - авторитет в глазах будущих учеников. Как бы это ни звучало, но вы обязаны обладать твердым характером, уметь отказывать. В этой профессии, как и во всех других, есть подводные камни. И только с опытом, смешанным с настойчивостью, вы сможете их преодолеть.

Получить новую специальность в Амурском областном институте развития образования можно всего за 10 месяцев

Теперь аттестационная комиссия образовательной организации по представлению работодателя вправе рекомендовать человека на работу в школу , если у него нет педагогического образования. Он же при этом должен в это время пройти переподготовку. О том, как можно пройти педагогическую переподготовку, рассказала ректор Амурского областного института развития образования Лидия Дмитриева.

Желающие получить переподготовку

- Лидия Ефимовна, кто имеет возможность пройти переподготовку?

Первая категория людей - это те, которые имеют среднее профессиональное образование, работают в образовательных организациях, но не имеют педагогического образования. Например, мастера производственного обучения, среди них и электрики, и механики, и технологи. Они получили в свое время среднее образование, у них достаточный стаж работы в образовательном учреждении, но они не имеют педагогического образования. Они должны пройти обучение и получить диплом о профессиональной переподготовке на право ведения нового вида деятельности. По окончании они будут педагогами профессионального образования. В таком случае они могут спокойно работать, потому что их квалификация подтверждена, а также они имеют право на получение категории, в том числе первой и второй.

В Приамурье не хватает: педагогов-психологов, педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-медиаторов, менеджеров образования

- А те, кто имеет высшее, но непедагогическое образование, тоже идут на учебу к вам?

Это как раз вторая группа наших слушателей. Это могут быть юристы, экономисты, работники сельского хозяйства, которые в силу обстоятельств нашли работу в школе. Они не имеют педагогического образования, но их взяли учителями -предметниками по направлениям их подготовки. Несмотря на то, что они имеют высшее образование, они также должны пройти переподготовку и получить диплом. В будущем они могут быть менеджерами образования, педагогами профильной школы, педагогами профессионального образования - у них более широкий спектр реализации себя. В конце концов они могут быть социальными педагогами, педагогами-психологами.

- Вы занимаетесь также подготовкой педагогов для работы в дошкольных учреждениях?

Ну и третья категория - это те, кто работает в дошкольных образовательных учреждениях, так как для работы с маленькими детьми обязательно нужна профессиональная подготовка. Это очень серьезный вопрос, потому что сейчас проходят проверки штатного расписания и кадрового обеспечения образовательных организаций. В ходе этой ревизии выясняется, что даже на руководящих должностях в детских садах работают люди, которые по квалификационному списку не имеют на это право. Но эти люди там работают по многу лет, поэтому имеют право пройти переподготовку и продолжить трудиться.

Компромиссы в учебе


После курсов переподготовки учителем может работать и юрист, и фермер

Фото depositphotos.com

- А какие варианты обучения предоставляете слушателям?

По новому закону есть три вида программ, по которым мы обучаем будущих педагогов: программа основного образования, базовый уровень; дополнительная программа и сетевая программа. Сейчас существует возможность проводить переподготовку не только очно, но и очно-заочно и дистанционно. Это имеет огромное значение для многих территорий и различных организаций. Сейчас существует множество сетевых программ, которые позволяют общаться преподавателям и ученикам в онлайн-режиме. Мы садимся в аудиторию и таким образом начитываем курс лекций.

- Сколько по срокам длится переподготовка?

Раньше программа переподготовки была от 500 часов и выше, сейчас мы ее можем корректировать. Если человек работает в отрасли много лет, но ему не хватает методологической основы своей работы, мы можем обучить его по более сокращенным вариантам программ. Переподготовка в среднем длится 10 месяцев, студенты сдают три сессии по 21 дню.

Теория и практика

- Как занимаются очники на курсах переподготовки?

Все программы по профпереподготовке модульные, а также есть персонифицированная система по повышению квалификации и переподготовке. Очное обучение - это несколько модулей. Слушатели обязательно изучают нормативно-правовую часть, затем проводится предметная подготовка, т.е. каждый слушает курс лекций в своей области работы, а также практико-ориентированное направление. Эти модули слагают общую программу. Иногда модули предлагаются по выбору и подбирается то, что нужно конкретному человеку получить, какие знания ему нужны.

Педагогическая переподготовка стоит 7 тыс. рублей за каждый из трех семестров

- А какая программа для очно-заочной и дистанционной форм обучения?

В межсессионный период они пишут контрольные работы, курсовые, готовят выпускные работы и сдают экзамены.

- А как проходят практику студенты и как работают над выпускной работой?

Как правило, выпускные работы пишутся исходя из ситуации, которая складывается в образовательном учреждении слушателя. В том учреждении, в котором он работает, студент берет аналитические материалы, ведет мониторинг ситуации и делает выводы в своей работе. Практика также нарабатывается на рабочем месте. Если у студента нет места работы в образовательном учреждении, то мы организуем стажировку.

- Получается, что помогаете с дальнейшим трудоустройством?

Мы нацеливаем человека на работу, договариваемся с отделом образования, и ему пытаются подобрать место. Мы рекомендуем этого человека, чтобы к нему присмотрелись.

Что в итоге?


После окончания педагогических курсов амурчанам помогают трудоустроиться в местных школах

Фото depositphotos.com


- Какие документы получают на руки выпускники?

Раньше диплом, который выдавали после прохождения переподготовки, был государственного образца. Сейчас закон дает право устанавливать образец документа тем учреждениям, в которых эта переподготовка проводится. Т.е. если человек проходит переподготовку в центре развития образования, то документ установленного образца позволяет ему в будущем работать в любом субъекте России, а не только в Амурской области.

Не имея педагогического образования, могут пройти переподготовку и работать в школе:

1. Специалисты со средним образованием, работающие в школе

2. Специалисты с высшим непедагогическим образованием, чтобы работать учителями-предметниками или менеджерами образования

3. Специалисты, работающие в дошкольных образовательных организациях

Письмом Минобрнауки России от 10 августа 2015 года № 08-1240 <О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования> разъяснено, в частности, следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В настоящее время подлежит применению Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н (далее - справочник). С 1 января 2017 года в аналогичных целях будет применяться профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденный приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н (далее - стандарт).

И справочник, и стандарт устанавливают, что лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету , без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, согласно указанным выше нормативным правовым актам и разъяснениям к ним следует считать, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" (квалификации - "Филолог. Преподаватель русского языка и литературы", "Историк. Преподаватель истории" и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности - "Русский язык и литература", "История" и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.

Кроме того, необходимо учитывать, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации , если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Таким образом, вы вполне можете стать учителем в школе, а вот чего - зависит от полученной специальности. Кроме того, в процессе работы вы, скорее всего, сможете пройти профессиональную переподготовку, то есть, грубо говоря, переучиться на учителя по другому предмету. К примеру, у меня в школе половина учителей имели дипломы классического университета, и мне они почему-то импонировали больше, но это сугубо имхо.

То есть, получается, что можно выучиться, например, на воспитателя в колледже, а потом просто за полгодика пройти профпереподготовку и стать учителем математики или географии? Ничего себе... А вот если человек повар или инженер, он может, пройдя профпереподготовку стать учителем, допустим, трудовиком?