Что означает психоделический. Что такое психоделика? Психоделики – что это

Часто психоделику связывают с эзотерикой, а то и путают эти два понятия. Правильно ли это? Что такое психоделика? Ответы на эти вопросы мы и поищем в данной статье. Для начала следует разобраться с энтомологией термина: «психо» с греческого языка – «душа», «делика» – «проявлять». То есть, беседуя о психоделике, мы говорим о проявлении души.

Психотропы и психоделика

Многие люди на вопрос о том, что такое психоделика, тут же вспоминают о психотропах – веществах, которые якобы расширяют сознание. Существует даже понятие «трип», то есть «путешествие» сознания после употребления психоактивных веществ. Употребление психотропных веществ с целью расширить сознание стало брендом после того, как широкие массы эзотериков прочитали труды К. Кастанеды. Здесь важно понимать, что потребление психоактивных веществ в книгах Карлоса (и других адекватных эзотериков) является не целью, а средством выхода за рамки костного сознания. Те же, кто превращает употребление психоактивных веществ в цель, рискуют, наоборот, сузить рамки своего сознания куда сильнее, чем типичные обыватели.

Психоделика – это музыка, картины, стихи, рассказы, фильмы и другое творчество. Для того чтобы рисовать в психоделическом стиле, не нужно употреблять психоактивные вещества, а чтобы оценить такое творчество по достоинству, психотропы и подавно не нужны. Психоделика – то, что сделано проявлением души. Обычно принято считать душу некоей отдельной субстанцией, нашедшей пристанище в человеческом теле. Но в концепции психоделики душа воспринимается, скорее, как более глубокие, нежели речевой ум, слои сознания.

Психоделические состояния и методы их достижения

Достичь психоделического состояния сознания можно не только с помощью психоактивных веществ. Существует масса методов вроде холотропного дыхания, нидра-йоги, депривации сна, медитации и духовных практик. Неподготовленному человеку трудно достичь глубоких состояний, но с первого раза этого и не требуется, достаточно лишь коротких мгновений внутренней тишины.

Психоделическая культура

Также с психоделикой связывают особую культуру в одежде, общении и предпочтениях в музыке. Для культур такого типа есть особое название «контркультура», связанное с тем, что многие её атрибуты противоречат классическим представлениям о нормах. С проявлением души подобное самовыражение имеет мало общего, поскольку построено на тезисах поверхностного речевого ума вроде тех, какого цвета должна быть одежда или обои в вашем доме. Но подобная культура ничем не уступает той, что принята за основу в любом развитом обществе. Так что если вас влечёт к ней, не нужно стесняться.

- (от др. греч. psyche душа и delos ясный) стилистические черты, сложившиеся в западной молодежной контркультуре середины 20 в. и оказавшие влияние на моду и декоративный дизайн. Выделяются ярким, радужным колоритом (как бы имитирующим состояние… … Большой Энциклопедический словарь

ПСИХОДЕЛИКА - (психоделия) (от др. греч. psyche душа и delos ясный), 1) стилистические черты, сложившиеся в западной молодежной контркультуре (см. КОНТРКУЛЬТУРА) середины 20 в. и оказавшие влияние на моду и декоративный дизайн. Выделяются ярким, радужным… … Энциклопедический словарь

психоделика - сущ., кол во синонимов: 3 мескалин (4) психоделия (1) энтеоген (1) … Словарь синонимов

Список групп и отдельных исполнителей прогрессивного рока - Это служебн … Википедия

Кислота - разговорное название психоделика ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты). Производные от этого слова «кислый», «кислотный» используются для обозначения тех субкультурных явлений, произведений, направлений, которые, в той или иной степени,… … Альтернативная культура. Энциклопедия

Дизайнерские наркотики - (от англ. to design проектировать, разрабатывать) психоактивные вещества, разрабатываемые с целью обхода действующего законодательства, синтетические заменители какого либо натурального вещества, полностью воспроизводящие… … Википедия

ОСКОЛКИ СОЛНЦА - Группа образовалась в 1989 году. Сначала Осколки солнца играли традиционный английский мейнстрим манчестерской волны. Потом появилась психоделика (музыканты увлечены оккультной культурой, которая впоследствии стала частью их жизни). Летом 1998… …

ЦЕНТР - группа, оставившая ярчайший след в отечественной рок культуре 80 х и продолжающая оказывать влияние по сей день. Творчество группы неразрывно связано с именем Василия Шу мова (родился 23 марта 1960 г.) поэта, композитора, музыканта, тонко… … Русский рок. Малая энциклопедия

ЭТИ - Коллектив создан зимой 1997 г. в Москве. Начинали как команда, играющая в стиле Сепультуры. Сегодняшняя отличительная черта группы это на лет альтернативы и концептуальность и психоделика в текстах. В 2000 году в группе играют трое: Павел… … Русский рок. Малая энциклопедия

граффити - неизм.; мн. [итал. graffiti] 1. Древние и средневековые рисунки и надписи магического, бытового и т.п. характера, нацарапанные на металлических изделиях, сосудах и т.п. 2. Надписи на стенах зданий, сделанные от руки. * * * граффити (итал.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Над кукушкиным гнездом , Кизи Кен. Кен Кизи написал свой первый роман "Над кукушкиным гнездом" под влиянием психоделических опытов в 1962 году. Эта книга пользуется бешеным успехом во всем мире по сей день и стала программным… Купить за 307 руб
  • Сферосчастье, или Хроники Карла Малышева , Дмитрий Оборский. Это необычная книга. Вовсе не фэнтези, не аналог виртуальной игры, над которой здесь иронизирует каждый эпизод повествования... Что же это за жанр? Странное начало, непредсказуемая…

Что такое психоделика? Это понятие у многих на слуху. Оно созвучно с термином «психоделия», и многие люди путаются, не видя разницы. А она есть. Вот только в данной теме все настолько связано, что одно без другого существовать не может. Поэтому обо всем - по порядку.

Психоделия

Это слово, которое у многих на подсознательном уровне вызывает неприятные ассоциации, на самом деле имеет красивое происхождение. С древнегреческого языка оно переводится как «ясная душа».

А именуется этим понятием фантасмагория наркотического транса, возникновение которого спровоцировал прием определенных веществ.

Понятие было предложено британским психиатром Хамфри Осмондом в 1956 году. Именно он изучал возможности применения пресловутых наркотиков в своей сфере. Этим же занимался и Альберт Хофманн - человек, открывший ЛСД, являющийся мощным галлюциногеном.

В своей книге, известной под названием «ЛСД - мой трудный ребенок» ученый писал, что человек, пройдя интенсивную психологическую подготовку и приняв данное вещество, ощущает сильные религиозно-мистические переживания, возникновение которых оно и провоцирует. Альберт Хофманн считал это методом, способным полностью перестроить личность пациента и вылечить его.

Расширение сознания без наркотиков

И такое тоже возможно. Рассказывая о том, что такое психоделика, хотелось бы уточнить, что есть множество людей, которые не сводят данное понятие исключительно к наркотикам. Есть мнение, что состояние расширения сознания можно достичь посредством:

  • Холотропного дыхания. Это - метод трансперсональной психотерапии, который заключается в гипервентиляции легких. Совмещенный с правильно подобранной трансовой музыкой, он порождает целый спектр различных переживаний.
  • Сенсорной депривации. Это - прекращение внешнего воздействия на какой-либо орган чувств (частичное или полное). Это снижает потоки нервных импульсов в ЦНС. Как следствие, возникает полное расслабление.
  • Депривации сна. Это либо недостаток сна, либо его полное отсутствие. Человек, который не спал несколько суток, начинает видеть яркие галлюцинации, его органы чувств обостряются, появляется ощущение нереальности.
  • Медитации. Есть особые практики, применяя которые, можно даже погрузиться в транс или уйти в астрал.

Так что психоделический опыт связан не только с приемом галлюциногенов. Но стоит отметить интересный факт - все вышеперечисленное нередко условно называют легальной заменой наркотиков.

Специфика психоделиков

Как на человеческий организм влияют галлюциногены? Естественно, не лучшим образом, поскольку они являются наркотиками. Но эффект у них не такой, как от тех же стимуляторов или опиатов.

Воздействие психоделиков на человека специфично как минимум потому, что нельзя предугадать, как конкретно они подействуют. Все индивидуально. Потому что возникающий после приема психоделический опыт подразумевает переживание трансовых или измененных состояний сознания. А этот термин, как известно, обозначает состояние психической жизни человека, которое выражается в личностных, субъективных переживаний того, что происходит во внешнем мире.

Поэтому каждый человек, употребив вещество-психоделик, видит что-то свое. Одним начинают мерещиться волшебные сказочные создания. Другим - монстры и чудовища. А третьи и вовсе «встречаются» лицом к лицу с Богом.

И лишь одно объединяет все галлюцинации, какого бы характера они ни были. Они очень яркие, красочные и натуральные. Настолько, что люди даже не могут описать их никакими известными словами. Но, учитывая то, что некоторые даже тактильно ощущают прикосновения к ним мерещащихся существ и улавливают запахи цветов, растущих в тех дивных мирах, где они оказываются, можно представить, насколько сильное у этих гиперстимуляторов действие.

Современное понятие

На вопрос о том, что такое психоделика, можно ответить и иначе. В современном понимании она представляет собой специфическое направление в культуре и искусстве, воспринимаемое как творчество. Но, как правило, создаются «шедевры» авторами, находящимися либо под воздействием психотропных веществ, либо применившими одну из пресловутых легальных замен.

История данного направления началась в 60-х годах. Его формирование пришлось на пик популярности хиппи - субкультуры, сторонники которой выступали за свободу и искренность чувств, единство с природой и отрицали пуританскую мораль.

В те времена начала появляться первая психоделическая музыка. Тогда она создавалась в жанре рок. Сейчас больше распространен транс.

Предпосылки и известные представители направления

Да, считается, что психоделика - такое специфическое направление, возникшее не так давно. Но ничто из ничего не появляется. Всегда есть предпосылки. И обсуждаемая тема - не исключение.

На самом деле корни этого явления уходят далеко в древность. Первыми представителями этого жанра (в слабом, разумеется, проявлении) можно считать таких деятелей, как Маркиз де Сад, Фридрих Ницше, граф Лотреамон, Луи-Фердинанд Селин (не только писатель, кстати, но еще и врач по образованию), Станислав Игнаций Виткевич, Антонен Арто, Жорж Батай, Берроуз Уильям, Томас Де Квинси, Теренс МакКенна и Карлос Кастанеда.

В их творчестве явно прослеживаются черты ситуационизма, дадаизма, сюрреализма и леттризма. А именно с этими направлениями связана психоделика, можно сказать, на генетическом уровне.

Эстетика направления

Если забыть о том, что творцы создают свои произведения, находясь под воздействием психоделических наркотиков, то можно найти в самом процессе специфическую эстетику. Она заключается в мнимом обретении способностей мастеров искусства дилетантами. Испытываемые галлюцинации отождествляются с творческим озарением, появляется некая иллюзия недифференцированности способностей.

Завораживает, на самом деле, смотреть на творчество таких людей. Читая тексты, слушая музыку, изучая картины, получается будто бы заглянуть в их мир. И иногда даже понять, что они испытывали, находясь в состоянии измененного сознания.

Известные музыкальные группы

Что ж, теперь можно углубиться и в рассмотрение отдельных направлений.

Психоделическая музыка является весьма популярной. Первыми ее представителями считаются следующие группы и исполнители:

  • The Byrds. Рок-группа, сформировавшаяся в 1964 году в Лос-Анджелесе. Начинали с фолка и спейса, затем расширили свой творческий диапазон психоделикой.
  • Grateful Dead. Рок-группа, сформировавшаяся в 1965 году в Сан-Франциско. Фронтмен - Джерри Гарсия, являющийся основоположником психоделического рока на западе США.
  • Jefferson Airplane. Еще одна рок-группа из Сан-Франциско, являвшаяся культовой в эпоху хиппи. Существовала с 1965-го по 1972-й и с 1989-го по 1996-й.
  • Jimi Hendrix. Тот, кого еще при жизни называли гением и настоящим феноменом. Один из самых изобретательных виртуозов в истории рок-музыки. Тот, кто открыл в электрогитаре источник возможностей нового звучания.
  • Pink Floyd. Популярная британская рок-группа, прославившаяся философскими текстами и своими акустическими экспериментами. Одна из влиятельнейших в истории - по миру продано порядка 300 миллионов альбомов.
  • The Doors . Рок-группа прославилась мистическими и иносказательными, несколько психоделическими текстами, а также необычным образом вокалиста - Джима Моррисона. The Doors стали первым коллективом с 8 золотыми альбомами подряд.
  • The Beatles. Величайшая группа всех времен по многим версиям, обладательница десяти наград «Грэмми». The Beatles представляли несколько жанров - рок, поп, рок-н-ролл, мерсибит, хардкор и психоделику в том числе.

Развитие жанра в наши дни

С течением времени развиваются технологии, появляется больше возможностей для создания музыки нового звучания - начинает активно распространяться жанр электро. Так что психоделика отходит от рока, ибо в электро ее потенциал раскрывается более полно и ярко.

Стержневым направлением стал гоа-транс. Этот жанр сформировался в конце 80-х годов. Именно от него в 90-х «отпочковался» психоделический транс, а в дальнейшем и эмбиент.

Известными представителями этих жанров являются такие исполнители, как Skazi, Astral Projection, S.U.N. Project, Z-Cat, Entheogenic, Shulman, Bluetech, Shpongle и многие другие. Раньше композиции подобных групп постоянно звучали в радио- и теле- эфирах, показывали их клипы. Сейчас - очень редко. Обосновывают это якобы неактуальностью жанра. Но больше поспособствовали, конечно, отсылки к галлюциногенам, встречающиеся в текстах большинства композиций.

Кинематограф

Психоделических фильмов, наверное, существует еще больше, чем музыкальных композиций. Есть откровенный арт-хаус (но это другое), но существуют и кинокартины, поражающие тем, насколько тонко граничит сюжет их развития между фантазией и реальностью. К таковым можно отнести следующие фильмы:

  • «Андалузский пес» 1929 г. Длится 16 минут. Никакой привычной хронологии и логики - только сюрреализм и образы, создающие искаженное чувство реальности.
  • «Красные башмачки» 1948 г. Фильм с экспрессионистскими костюмами и диковинными декорациями, в котором рассказывается о юной танцовщице, пытающейся выбрать между искусством и любовью к молодому человеку.
  • «Маргаритки» 1966 г. Этот фильм запретили в Чехословакии. В нем рассказывается о двух юных девушках, которые решили, что мир прогнил, и сами стали плохими. Весь фильм - это их соревнование в испорченности.

Также не получится не нагрузиться мыслями после просмотра таких психоделических фильмов, как «Вход в пустоту» (2009), «Поле в Англии» (2013), «Реквием по мечте» (2010), «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998), «Мертвец» (1995), «Иди и смотри» (1985), «Сын белой лошади» (1981), «Суспирия» (1977) и «Дикая планета» (1973). И это, надо сказать, лишь краткий выборочный перечень кинолент данного жанра.

Игры

С их помощью можно почувствовать себя частью измененной реальности даже сильнее, чем при просмотре фильма или прослушивания транса в наушниках с объемным звуком. Их тоже довольно-таки много. Вот более-менее известные психоделические игры:

  • American McGee’s Alice. Игра жанра экшн, в которой действие разворачивается от третьего лица.
  • Silent Hill. Серия компьютерных игр в жанре хоррор. Упор в Silent Hill сделан на выживание героя. Обстановка в играх более чем психоделическая.
  • Pathologic. Игра, больше напоминающая сложную постановку о судьбах трех человек, оказавшихся в степи в тот момент, когда мир настигла эпидемия смертельной болезни. По жанру это приключение и боевик.
  • Penumbra. Серия жутких, мрачных и мистических игр. В конце нулевых Penumbra была названа самой страшной игрой последних лет. Особенно нравится она любителям психологического самоистязания.
  • «Ядерный титбит». Игра, выпущенная в России. Сюжет разворачивается вокруг парня, пытающегося остановить захлест города мощным наркотиком, под действие которого он сам и попал.

Картины

Сложно даже представить, какое количество психоделических узоров и художеств существует в наши дни. Глядя на такие картины, невозможно не озадачиться вопросом: «Как создателю вообще это в голову пришло?» Каждому стоит ознакомиться хотя бы с несколькими такими картинами, чтобы понять, о чем идет речь. После их просмотра просто не может не возникнуть каких-либо мыслей или вопросов.

Причем пишут их не только привычными всем средствами. Сейчас особо популярно цифровое художество, поскольку в нем имеется множество возможностей для раскрытия творческого потенциала. Тем более, когда речь идет об искусстве психоделического характера.

А также пласт контркультуры, появившийся благодаря употреблению психоделиков или какое-то очень странное явление, выбивающееся из обычного хода вещей.

Сфера употребления слова

В другой методике, популярной в Соединённых Штатах, единственная, очень высокая доза ЛСД (0,3-0,6 мг) принимается после интенсивной психологической подготовки пациента. Этот метод, называемый психоделической терапией, пытается вызвать религиозно-мистические переживания при помощи шоковых эффектов ЛСД. Такой исследовательский опыт может послужить в дальнейшем начальной точкой для перестройки и лечения личности пациента, совместно с психотерапевтическом лечением. Термин психоделический, который можно перевести как «проявляющий разум» или «расширяющий сознание», был предложен Хамфри Осмондом, пионером исследования ЛСД в США.

Вместе с тем, многие не склонны сводить понятие «психоделии» исключительно к наркотикам, так как «расширение сознания» и связанные с этим ощущения могут быть достигнуты и без применения психоактивных препаратов через использование холотропного дыхания , сенсорной депривации или депривации сна и различных форм медитации а также некоторыми из психологических и духовных практик, предлагаемых религиями , некоторыми формами психотерапии и альтернативной медицины , оккультизмом , мистицизмом , эзотерикой , философией нью-эйдж и др. Таким образом «психоделический опыт » («трип »; испытывающих их могут называть «психонавтами ») связывают не только с приёмом ЛСД или, к примеру, ДОБ , мескалина , Salvia divinorum или марихуаны , но и с сеансами гимнастики Цигун , «контактёрством» («ченнелингом »), «визионерством» (исследованиями «астрального плана ») и подобным или же просто с проявлениями шизофрении и других психических расстройств .

Советский российский психиатр-нарколог Александр Данилин в своей книге «LSD: галлюциногены, психоделия и феномен зависимости», уделяет специальное внимание «психоделии по-советски» и также отделяет термин «психоделия» от однозначной связи с употреблением наркотиков. Он рассказывает об «эзотерических исканиях» среди жителей СССР в -70-х годах во времена расцвета наркотической «психоделической революции» на Западе (отдельное внимание уделяется роли КГБ в этом процессе).

В частности, Данилин пишет:

Если в Америке стремительно нарастающая молодёжная революция имела свои отчетливые этапы в виде волнообразного использования LSD и следовавшего за ним поиска психологических аналогов наркотического транса, то отечественная психоделия изначально занялась поиском того, что мы назвали «особыми состояниями сознания». Возможно, весь феномен «психоделии по-советски» более всего описывается понятием «эзотерические искания». Самое точное название использует В. Лебедько , называющий этот феномен «российской саньясой» («саньясин » в индуизме - искатель духовного откровения, не определившийся еще с выбором учителя). Эпидемия мистических исканий лавинообразно распространялась по нашей стране на протяжении 70-х годов, точно так же, как «психоделическая революция» в Америке на протяжении 60-х. Не все её участники были в состоянии определить, что именно они ищут. Один из наших пациентов определял чувство, за которым следовал, как «сжигающий все внутри голод на познание всего запретного и запредельного».

Психоделия в культуре

Психоделические опыты получили широкое отражение в современном искусстве , породив понятия «психоделическая музыка », графика, литература, кино.

Пионерами современной психоделической музыки принято считать таких исполнителей, как Jimi Hendrix , Pink Floyd , The Doors , The Who , Jefferson Airplane , The Grateful Dead , поздние The Beatles и другие музыканты эры хиппи . Подобные проекты принято относить к жанру психоделический рок , а с распространением электронной музыки жанр стал куда более многообразным. От стержневой культуры гоа-транса в середине 1990-х отпочковался так называемый «психоделический транс » (характерные представители - израильские проекты Infected Mushroom , Astrix), возник жанр «психоделическое даунтемпо » (или psybient , характерные представители - Shpongle , Bluetech , Shulman , Entheogenic) и другие.

В литературе напрямую с психоделией связаны такие работы, как, например, произведения Олдоса Хаксли и «Электропрохладительный кислотный тест» Тома Вулфа :

Лицо! Снова входит доктор, и...- чудеса, док, несчастный подопытный кролик - Кизи теперь может заглянуть в н е г о. Впервые он замечает, что у доктора с левой стороны дрожит нижняя губа, но он не просто в и д и т дрожание, он может - и, кажется, не впервые! - разглядеть, как становится крестообразным каждое мышечное волокно, отпихивая влево слабое желе губы, как волокна устремляются друг за другом назад, в инфракрасные каверны тела, сквозь транзисторные внутренности нервных сплетений, каждое по сигналу воздушной тревоги, а внутренние крючочки несчастного дурачка отчаянно цепляются за этих корчащихся маленьких ублюдков, пытаясь у д е р ж а т ь их и у с п о к о и т ь, я же доктор, передо мной опытный человеческий образец внутри несчастного дурачка показывают его собственное кино про пустыню, только каждый араб с усами из конского волоса представляет собой угрозу, - лишь бы губа, лицо оставались на одном уровне, на том уровне, который гарантировал ему медовый пузырек Официального Штукатура...

Чудеса! Он впервые обрел способность з а г л я д ы в а т ь в н у т р ь л ю д е й... Ах да, та маленькая капсула, что блаженно скользнула вниз по пищеводу, содержала ЛСД.

Психоделия оказала влияние на творчество многих писателей более позднего (после окончания эпохи хиппи) периода - к примеру, Виктора Пелевина , Дмитрия Гайдука .

В целом можно отметить тесную связь психоделики с «наркоманской» литературой - иллюстрацией тому может служить творчество Ирвина Уэлша . Такой «патологический» вариант психоделии является не единственным из существующих, хотя писатели чаще всего обращаются именно к нему.

См. также

  • Психоделическая музыка

Напишите отзыв о статье "Психоделия"

Примечания

Отрывок, характеризующий Психоделия

– Я не могу сказать, я не знаю. Никто не виноват, – говорила Наташа, – я виновата. Но всё это больно ужасно. Ах, что он не едет!…
Она с красными глазами вышла к обеду. Марья Дмитриевна, знавшая о том, как князь принял Ростовых, сделала вид, что она не замечает расстроенного лица Наташи и твердо и громко шутила за столом с графом и другими гостями.

В этот вечер Ростовы поехали в оперу, на которую Марья Дмитриевна достала билет.
Наташе не хотелось ехать, но нельзя было отказаться от ласковости Марьи Дмитриевны, исключительно для нее предназначенной. Когда она, одетая, вышла в залу, дожидаясь отца и поглядевшись в большое зеркало, увидала, что она хороша, очень хороша, ей еще более стало грустно; но грустно сладостно и любовно.
«Боже мой, ежели бы он был тут; тогда бы я не так как прежде, с какой то глупой робостью перед чем то, а по новому, просто, обняла бы его, прижалась бы к нему, заставила бы его смотреть на меня теми искательными, любопытными глазами, которыми он так часто смотрел на меня и потом заставила бы его смеяться, как он смеялся тогда, и глаза его – как я вижу эти глаза! думала Наташа. – И что мне за дело до его отца и сестры: я люблю его одного, его, его, с этим лицом и глазами, с его улыбкой, мужской и вместе детской… Нет, лучше не думать о нем, не думать, забыть, совсем забыть на это время. Я не вынесу этого ожидания, я сейчас зарыдаю», – и она отошла от зеркала, делая над собой усилия, чтоб не заплакать. – «И как может Соня так ровно, так спокойно любить Николиньку, и ждать так долго и терпеливо»! подумала она, глядя на входившую, тоже одетую, с веером в руках Соню.
«Нет, она совсем другая. Я не могу»!
Наташа чувствовала себя в эту минуту такой размягченной и разнеженной, что ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее и забыла с кем и куда она едет. Попав в вереницу карет, медленно визжа колесами по снегу карета Ростовых подъехала к театру. Поспешно выскочили Наташа и Соня, подбирая платья; вышел граф, поддерживаемый лакеями, и между входившими дамами и мужчинами и продающими афиши, все трое пошли в коридор бенуара. Из за притворенных дверей уже слышались звуки музыки.
– Nathalie, vos cheveux, [Натали, твои волосы,] – прошептала Соня. Капельдинер учтиво и поспешно проскользнул перед дамами и отворил дверь ложи. Музыка ярче стала слышна в дверь, блеснули освещенные ряды лож с обнаженными плечами и руками дам, и шумящий и блестящий мундирами партер. Дама, входившая в соседний бенуар, оглянула Наташу женским, завистливым взглядом. Занавесь еще не поднималась и играли увертюру. Наташа, оправляя платье, прошла вместе с Соней и села, оглядывая освещенные ряды противуположных лож. Давно не испытанное ею ощущение того, что сотни глаз смотрят на ее обнаженные руки и шею, вдруг и приятно и неприятно охватило ее, вызывая целый рой соответствующих этому ощущению воспоминаний, желаний и волнений.
Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня, с графом Ильей Андреичем, которого давно не видно было в Москве, обратили на себя общее внимание. Кроме того все знали смутно про сговор Наташи с князем Андреем, знали, что с тех пор Ростовы жили в деревне, и с любопытством смотрели на невесту одного из лучших женихов России.
Наташа похорошела в деревне, как все ей говорили, а в этот вечер, благодаря своему взволнованному состоянию, была особенно хороша. Она поражала полнотой жизни и красоты, в соединении с равнодушием ко всему окружающему. Ее черные глаза смотрели на толпу, никого не отыскивая, а тонкая, обнаженная выше локтя рука, облокоченная на бархатную рампу, очевидно бессознательно, в такт увертюры, сжималась и разжималась, комкая афишу.
– Посмотри, вот Аленина – говорила Соня, – с матерью кажется!
– Батюшки! Михаил Кирилыч то еще потолстел, – говорил старый граф.
– Смотрите! Анна Михайловна наша в токе какой!
– Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой. – Друбецкой сделал предложение!
– Как же, нынче узнал, – сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых.
Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и увидала, Жюли, которая с жемчугами на толстой красной шее (Наташа знала, обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом, рядом с матерью.
Позади их с улыбкой, наклоненная ухом ко рту Жюли, виднелась гладко причесанная, красивая голова Бориса. Он исподлобья смотрел на Ростовых и улыбаясь говорил что то своей невесте.
«Они говорят про нас, про меня с ним!» подумала Наташа. «И он верно успокоивает ревность ко мне своей невесты: напрасно беспокоятся! Ежели бы они знали, как мне ни до кого из них нет дела».
Сзади сидела в зеленой токе, с преданным воле Божией и счастливым, праздничным лицом, Анна Михайловна. В ложе их стояла та атмосфера – жениха с невестой, которую так знала и любила Наташа. Она отвернулась и вдруг всё, что было унизительного в ее утреннем посещении, вспомнилось ей.
«Какое право он имеет не хотеть принять меня в свое родство? Ах лучше не думать об этом, не думать до его приезда!» сказала она себе и стала оглядывать знакомые и незнакомые лица в партере. Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него столпившись стояла самая блестящая молодежь Москвы, и он видимо первенствовал между ними.
Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя.
– Узнала? – спросил он. – И откуда он взялся, – обратился граф к Шиншину, – ведь он пропадал куда то?
– Пропадал, – отвечал Шиншин. – На Кавказе был, а там бежал, и, говорят, у какого то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова: ну с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan, [Персианин Долохов,] да и кончено. У нас теперь нет слова без Долохова: им клянутся, на него зовут как на стерлядь, – говорил Шиншин. – Долохов, да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели.
В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.
– Чудо! – сказала Наташа, – вот влюбиться можно! В это время зазвучали последние аккорды увертюры и застучала палочка капельмейстера. В партере прошли на места запоздавшие мужчины и поднялась занавесь.
Как только поднялась занавесь, в ложах и партере всё замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили всё внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть.

На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.

Группа психоделических препаратов или галлюциногенов включает в себя множество природных средств растительного происхождения: каннабис (гашиш, марихуана), пейотль, мускатный орех, псилоцибиновые грибы, семена ипомеи и т.д., а также синтезированные вещества, химические аналоги растительных препаратов: мескалин, псилоцибин, ЛСД. Сюда же относят ЛНДВ — «летучие наркотически действующие вещества, — токсичные клеи и летучие растворители, используемые токсикоманами, но в силу их особой вредности и специфики употребления, а также невозможности вписать их в общую культурную традицию употребления галлюциногенов их описание выносится в отдельную главу.

Термин «психоделический» образован соединением двух греческих слов: психе (душа) и делос (ясный, истинный, явленный) или делоо (прояснять, являть, показывать, проясниться). Уже само значение термина говорит скорее о внутренней природе галлюцинации, о раскрытии потенций самой души, чем о внешней природе видений. Поэтому эффекты употребления психоделических веществ более чем когда-либо зависят от личности употребляющего, о чем подробно говорилось в главе об эйфории.

Все известные галлюциногены объединяются в общую группу благодаря способности вызывать непроизвольные галлюцинации, порождать спор тайную, неуправляемую психопатологически продукцию, психический автоматизм, наплыв образов и ощущений, часто не связанных с внешними раздражителями. Этот наплыв дезорганизует психику до степени психоза, вызывая расстройства сознания, восприятия, мышления, в отличие от других психотропных веществ вызывая разлад на всех уровнях, всех регистров психических функций. Однако, если к таким «тяжелым» наркотикам, как опиаты или барбитураты, к кокаину, клеям, транквилизаторам и т. д., современное человечество сформировало безусловно отрицательное отношение, и борьба с героином не вызывает чувства протеста ни у одного нормального человека, психоделики до сих пор не получили однозначной отрицательной оценки, более того, время от времени те или иные представители просвещенного человечества публично выступают в их защиту. Так, американский антрополог Карлос Кастанеда, под руководством своего наставника, индейца племени яки, создал целую школу употребления пейотля для достижения мудрости и высшего знания. Известный литератор Олдос Хаксли, описывая свои опыты с мескалином - синтетическим аналогом активного алкалоида пейотля, призывает использовать мескалин в терапевтических целях людям, которые не способны к свободному созерцанию, не могут самостоятельно сойти с «накатанной колеи обыденного восприятия», освободиться от власти дискурса, от власти слов и понятий, определяющих все сферы человеческой жизнедеятельности. Мескалин, по его убеждению, помогает увидеть мир таким, какой он есть, непосредственно и, безусловно, в его органической целостности и высшем единстве. Тимоти Лири, профессор психологии, признанный научный авторитет, призывал к употреблению психоделических наркотиков, в частности ЛСД, для расширения сознания и целостного познания Вселенной и своего места в ней, обретения духовного просветления. Вместе с Олдосом Хаксли Лири стал идеологом и наставником тысяч «детей цветов» в 60−е годы. Представители раста-движения организовали при спонсорстве журнала «Блэк Мьюзик» с участием ведущих групп рэггей компанию «Легализуйте марихуану!». «Легализуйте ее!» - назывался альбом Питера Тоша. Растаманы также провели несколько «Международных конференций за каннабис». Конопля, по их мнению, позволяет уйти от левополушарного логического мышления европейцев к символическому, связанному с мировой гармонией. «Трава мудрости» и «Средство божественного очищения» - так называют марихуану представители нового мистицизма. Однако запрет остается в силе.

В чем же причина такой двойственности в оценке психоделических наркотиков? Во-первых, в наличии многовековых и даже многотысячелетних культурных традиций употребления галлюциногенов разными народами. Во-вторых, в их способности расширять сознание и дарить особенно острые эстетические ощущения. И в-третьих, - отсутствие физической зависимости и абстинентного синдрома в большинстве случаев. Остановимся на этих особенностях подробнее.

Именно природные галлюциногены, в отличие от остальных наркотиков, на протяжении тысячелетий использовались для получения магического опыта, опыта общения с высшими силами и трансцендентного познания. Мэрлин Добкин де Риос, известный американский этнограф, в своей монографии «Растительные галлюциногены», переведенной на русский язык, описала ритуальное использование психоделиков в одиннадцати традиционных культурах Северной, Центральной, Южной Америки, Азии, Африки, Сибири, Австралии, Новой Гвинеи в связи с системами их верований, космогонических представлений, анимистическими мифами, концепциями шаманства, тотемизмом, иерархией общественного устройства и т. д. Несмотря на глубокую древность этих растений, при ритуальном использовании не обнаруживается сколько-нибудь значительного злоупотребления ими. Чувство самосохранения, а также особого благоговения перед магическими веществами уберегает племена от наркомании. Исследование 247 общественных образований показало отсутствие всякого злоупотребления и наркомании среди их членов. Однако ритуальное употребление отличается от «дикого» европейского наркотизма рядом аспектов: мотивами, организацией, наличием «режиссера» и «проводника» и т. д. Подробнее об этом можно прочесть в главе, посвященной ритуальному применению наркотиков.

Второй аргумент в защиту психоделиков - их способность расширять сознание и обострять восприятие. Как верно заключил Тимоти Лири, ЛСД - это наркотик не для всех, а для людей, обладающих определенным эмоциональным, психологическим и интеллектуальным опытом и ориентированных на активное созерцание. В этом случае богатство восприятия и преображение окружающего мира способствует осознанию его новых, неведомых ранее качеств и смыслов, при этом эстетические впечатления неразрывно связаны с познавательной деятельностью. Вальтер Н. Панке различает пять основных разновидностей психоделических ощущений:

1. Психотическое. Связано с чувством страха, паникой, параноидальным искажением представлений, чувством изоляции.

2. Познавательное. Быстрое мышление и обострение способности к логическим выводам. Многие проблемы предстают в новом свете.

3. Эстетическое. Повышение способностей восприятия. Человек видит звуки, вибрацию неодушевленных предметов, которые начинают жить богатой собственной жизнью, постигает прекрасную сущность обыденных вещей, наблюдает фантастические видения. Большую роль в обогащении впечатлений играет музыка, направляющая ход видений.

4. Психодинамическое ощущение. Человек постигает сущность важных явлений, которая до этого находилась в сфере подсознательного, делает оригинальные выводы.

5. Пиковое, космическое переживание. Ощущение целостности личности, смерть «Эго», чувство покоя, любви, неподвластности времени и пространству, ощущение эмоционального подъема, чуда существования, появление философского взгляда на окружающий мир, целостного знания, которое невозможно выразить словами.

Однако у людей нерешительных и эмоционально незрелых, не готовых к употреблению психоделиков, возникают серьезные осложнения. Психозы и страшные видения называют «bad trip» или «freak out».

Третий аргумент в защиту галлюциногенов - тот факт, что они не вызывают физической зависимости. По этому поводу давно ведутся оживленные споры. Действительно, в большинстве случаев физическая зависимость не формируется (хотя относительно препаратов индийской конопли почти доказано обратное, в отличие от cannabis Americana. она способна формировать зависимость, т.к. обладает большей наркогенностью). Однако все психоделики формируют стойкую психическую зависимость, с которой бывает очень трудно бороться. Поэтому марихуана очень часто становится трамплином для других форм наркомании. Кроме того, людям, вполне осознанно употребляющим психоделики в небольших количествах и чувствующим в себе силы не попасть в наркотическую зависимость, необходимо учитывать, что психоделическое опьянение производит опасный переворот в психике, головном мозге и нервной системе, частое повторение которого может привести к необратимым нарушениям их функций, изменениям в мозговой ткани. Жертвы передозировок часто становятся пациентами психиатрических клиник. Употребляющий психоделические препарат должен быть абсолютно уверен в своем психическом здоровье, т. к. они имеют способность запускать дремавшие ранее психические заболевания!