Что означает шрифт. Психология восприятия шрифта и ее практическое применение. Виды шрифтов и их историческая классификация

Психология шрифта определяет какой именно эффект произведет тот или иной шрифт на пользователя. Типографика или шрифты — очень значимая составляющая, игнорирование которой приводит к созданию менее качественного веб-дизайна. Многие дизайнеры фокусируют внимание на красоте и художественной привлекательности проекта, цветовых сочетаниях и практическом значении, но немногие относятся с той же щепетильностью к шрифтам. Они просто не понимают, что именно гарнитура передает пользователю посыл.

Шрифт — один из элементов, к которым нужно относиться очень серьезно. Шрифты обеспечивают читабельность и несут главный смысл. Психология шрифта играет роль позвоночника в эффективности веб-дизайна. Каждый дизайнер знает, что цвета влияют на настроение, эмоции и чувства людей. Шрифты в этом смысле дают тот же эффект что и цвета.

Веб-разработчикам и дизайнерам доступны тысячи шрифтов. Выбор их стиля может показаться случайным решением, однако знание психологии шрифта сделает ваш выбор осознанным. Есть два основных типа шрифтов:

  1. С засечками: шрифты с короткими штрихами на нижней и верхней части букв.
  2. Без засечек: шрифты без штрихов.

Оба типа шрифтов действуют по-разному на пользователей. Изучение графики включает в себя психологию шрифта. В этой статье вы узнаете о психологическом влиянии шрифтов и о принципах выбора шрифта. Определенное начертание несет определенный смысл и играет важную роль в функциональности дизайна: к примеру, если создаете сайт для классического, традиционного бизнеса, стоит выбрать шрифт с засечками; если вы хотите подчеркнуть современность и уникальность бизнеса, выбирайте шрифт без засечек.

Психология шрифта

Перевод — Дежурка

Шрифт (Schrift от нем. schreiben — писать) - это графический рисунок начертания букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему.

Шрифты создаются художниками в соответствии с образным замыслом, требованиями единства стиля и графической композиции, прикладными задачами, а также в соответствии с конкретными смысловыми и художественно-декоративными задачами.

Раньше термин “шрифт ” имел более узкое понятие и означал набор символов определенной гарнитуры, размера и начертания. Гарнитура - это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов. Но в настоящее время термины “гарнитура ” и “шрифт ” часто употребляются как синонимы.

Основные характеристики шрифтов

  • Базовая линия
  • Кегль (размер)
  • Ширина
  • Начертание
  • Насыщенность
  • Контрастность
  • Гарнитура
  • Засечки
  • Комплектность
  • Кернинг
  • Трекинг

Базовая линия

Воображаемая линия, проходящая по нижнему краю основного элемента символа, называется базовой линией. Литера как будто лежит на этой линии.

Кегль

Это величина площадки, на которой размещается знак (буква). Размер кегля определяется в пунктах. В основу измерений шрифтов положена система Дидо, распространенная в Европе и принятая в России, и так называемая система Пика (англо-американская). В любом случае, основной единицей измерения является пункт, равный в системе Дидо 0,376 мм, а в системе Пика - 0,352 мм. Еще во времена металлического набора у наборщиков сложилось профессиональное наименование кеглей различного размера:
кегль 6 пунктов - нонпарель,
кегль 8 пунктов - петит,
кегль 9 пунктов - боргес и т.д.

Ширина

По ширине шрифт бывает нормальный, узкий, широкий. Различают также пропорциональные и моноширинные шрифты .
Пропорциональный шрифт отображает символы разной ширины, тогда как непропорциональный, или моноширинный, шрифт использует знаки постоянной фиксированной ширины.

Большинство людей находит пропорциональные шрифты более удобными для чтения, и поэтому эти шрифты чаще всего применяются в профессионально изданных печатных материалах. По той же причине, программы с графическим интерфейсом обычно используют пропорциональные шрифты. Однако, многие пропорциональные шрифты содержат знаки фиксированной ширины, так что, например, колонки чисел остаются выровненными.

Лучше подходят для некоторых целей, поскольку их знаки выстраиваются в четкие, ровные колонки (для ручных пишущих машинок и алфавитно-цифровых компьютерных дисплеев, для большинства компьютерных программ с текстовым интерфейсом и пр.) Программисты, как правило, предпочитают моноширинные шрифты при редактировании исходного кода. В издательском деле, редакторы читают рукописи, набранные моноширинными шрифтами для облегчения редактирования, и присылать рукописи, набранные пропорциональным шрифтом, считается плохим тоном.

Начертание

Начертания шрифтов отличаются насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков.
Наиболее распространенные начертания - Normal (обычный), Bold (полужирный), Italic (курсив или наклонный), Bold Italic (полужирный курсив или наклонный), Condensed (узкий) и Extended (широкий).

Ошибочно мнение, что курсив и наклонный - это одно и то же. На самом деле, это разные начертания.
Наклонный шрифт образуется простым искажением (наклоном) символов исходного (Normal) шрифта. Буквы же в курсивном начертании имеют лишь сходство с прямыми по стилю, но рисунок их совсем другой. Наклонное начертание может быть создано программой, курсивное должно изначально содержаться в файле шрифта.

Насыщенность

Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях и может меняться от светлой (Light) до сверхжирной (Ultra Bold).

Контрастность

Контрастность - один из основных признаков шрифта. Определяется отношением толщины соединительных и основных штрихов знаков. По этому признаку шрифты могут варьироваться от неконтрастных до сверхконтрастных.

Гарнитура

Гарнитура - это объединение разных по кеглю и начертанию, но одинаковых по характеру рисунка шрифтов. Каждая гарнитура имеет своё наименование. Разработка гарнитур — сложная и трудоёмкая работа.

Засечки

Засечки представляют собой небольшие элементы на концах штрихов букв. Существует большое разнообразие шрифтов как с засечками, так и без них. Обе группы содержат как гарнитуры, разработанные для набора больших объемов текста, так и предназначенные в основном для декоративных целей. Наличие или отсутствие засечек является лишь одним из многих факторов, которые учитываются при выборе шрифта.

Считается, что в длинных текстах легче читать , чем без них. Исследования этого вопроса объясняют причину этого эффекта в большей привычности к шрифтам с засечками . Как правило, в печатных работах, таких как газеты и книги, применяются шрифты с засечками . Веб-сайты могут не определять шрифт и использовать пользовательские настройки браузера. Но те из них, которые задают шрифт, обычно применяют , потому что считается, что, в отличие от печатных материалов, на компьютерных экранах с низким разрешением их читать легче.

Комплектность

Комплектность определяется полнотой знаков, необходимых для набора текста: строчных, прописных, цифр, знаков препинания и проч.

Кернинг и трекинг

Кернинг и трекинг, будучи атрибутами символов, характеризуют не сами символы, а расстояние между ними, т.е. межсимвольные пробелы. Они необходимы для улучшения зрительного восприятия текста.

Кернингом называется изменение ширины пробела для конкретных пар литер. Обычно кернинг делается в сторону уменьшения пробела таким образом, что выступающие части одной литеры пары заходят в пространство второй литеры. Результат - размещение символов становится зрительно более равномерным. Фирменные шрифты снабжены таблицами кернинга, то есть списком пар, для которых нужно сокращать пробел при наборе текста. Это, например, ГО, ГА, АУ, Ст и другие. Если в шрифте есть большая таблица пар кернинга, он будет хорошо и равномерно смотреться в разном кегле.
Программы верстки снабжены возможностью автоматического кернинга, они имеют собственные таблицы пар. В таких программах можно организовать автоматическую корректировку пробелов в парах кернинга в тексте любой длины. После обработки текста автоматическим кернингом в заголовках и другом крупном тексте дополнительно проводят ручной кернинг, то есть символы сближают вручную. Чем крупнее текст, тем большее значение для его внешнего вида имеет кернинг. Для проведения ручного кернинга курсор должен быть установлен между сближаемыми символами. При изменении значения кернинга первая литера остается на месте, вторая перемещается.

Трекинг, в отличие от кернинга, задается не для пары, а для нескольких символов и в данной программе характеризует величину межсимвольного пробела в группе символов. Пробелы меняются одинаково для всех выделенных символов. Если задавать трекинг для выделенной пары, то он будет аналогичен кернингу.
Кернинг и трекинг измеряются в специальных относительных единицах - тысячных долях круглой шпации (ems/1000), поскольку при смещении в паре важны не точные значения, а их отношение к величине символов в конкретной гарнитуре. В данном случае применение такой относительной единицы автоматически делает эти смещения пропорциональными кеглю шрифта.

В полиграфии используются дополнительные единицы измерения - круглая шпация, полукруглая шпация, тонкая шпация, характеризующие горизонтальные размеры шрифта. Они соответствуют ширине заглавных букв М, N и строчной буквы t. Таким образом, круглая шпация примерно равна размеру шрифта, полукруглая шпация составляет 0,5 размера шрифта, а тонкая шпация - 0,25 размера шрифта. Поскольку все шрифты разные, то и ширина литеры М у них может различаться. Таким образом, значение круглой шпации колеблется в зависимости от кегля и гарнитуры. Шпации применяются при измерениях абзацных отступов, кернинга и других перемещениях символов.

Это может помочь вам наладить контакт с пользователем, сформировать бренд и задать тон всему проекту. Неправильный шрифт может сделать дизайн плоским, разрозненным или даже дать пользователям неверное представление о вашем бренде. Теперь, с этим знанием, давайте рассмотрим несколько примеров красивой типографики от Design Shack .

Настроение и сообщение, которое вы хотите донести должны соответствовать друг-другу

Может прозвучать странно, но это так: у каждого шрифта свое настроение. И точно также, как и ваше настроение, оно может меняться от окружения.

Это настроение помогает задать особенности проекта. Это обусловлено тем, что люди подумают о контенте. Это создает связь между тем, что вы делаете, и тем, кто вы и как люди реагируют на вас. (Слишком много давления для подписи, правда?)

Создание правильной связи начинается с понимания того, что вы хотите, чтобы нес ваш проект, а также немного знаний о разных стилях и истории шрифта.

Сравните сообщения

Вы имели ввиду это?

Или пытались сказать это?

Единственная разница здесь в шрифтах. Видите, насколько разные эти сообщения?

Настроение шрифтов для начинающих

Нет определенной науки по сопоставлению шрифтов по настроению. На самом деле, в основном, это происходит интуитивно, и нужно просто посмотреть на шрифт и слово вместе, чтобы понять, что они несут (Если не верите в это, посмотрите на предыдущий пример).

Вот некоторые примеры, чтобы начать работу с разными стилями типографики.

  • Шрифт с засечками (Serif): вечность, формальность
  • Новостильная антиква (Modern serif): глянец, высокая мода
  • Брусковый (Slab serif): важность, внимание
  • Шрифт без засечек (Sans serif): нейтральный, простой
  • Сжатый (Condensed): авторитетный, интенсивный
  • Жирный (Black or bold): важность, стоп
  • Рукописный (Script): элегантный, характерный
  • Геометрический (Geometric): ретро, детский
  • Моноширинный (Monospaced): на основе кода, резкий
  • Округлый (Bubble or rounded): дружелюбный, живой
  • Винтажный (Vintage): модный, крутой
  • Гранжевый (Grunge): грубый, мистический

Избегайте клише

А вот и сложная часть: не попадите в ловушку, используя клишированные шрифты из-за их общей ассоциации или потому, что вы не уверены, что делать. Вы можете найти списки по всему интернету, в которых рассказано какой использовать шрифт для любого типа проекта. Здесь вы этого не получите.

Может, вам захочется смешать шрифт с засечками с более легким контентом, или сделать рукописный шрифт более мужским. Как и в любом сочетании шрифтов, выберете один для заголовка и громких слов, и что-то более простое для остального текста. Это сочетание может быть более традиционным, если выбрать шрифты с засечками, или более современным с винтажным и новостильной антиквой.

Учитывайте окружение

Важной частью восприятия шрифта является то, какие элементы его окружают. Это может быть что угодно — от изображений до других шрифтов. Разные комбинации могут заставить пользователя по разному воспринимать увиденное.

Подумайте о каком-нибудь простом шрифте без засечек. В основном эти шрифты довольно нейтральные, и будут подстраиваться под значение их окружения. Посмотрите на два изображения выше, например. Они воспринимаются по-разному? На обоих изображениях шрифт одинаковый, однако на выходе результат весьма разный. На картинке с аэропортом вы можете почувствовать суету и волнение, а вот картинка с пляжем веет спокойствием.

Кто ваша аудитория?

Есть еще один элемент, который вы не можете контролировать, когда дело доходит до типографики и настроения. Это то, как ваша аудитория воспринимает ваш контент и вариации шрифтов.

Давайте возьмем Comic Sans, про который пошучено уже ни раз. Большинство дизайнеров не станут его использовать. Они ухмыльнутся и посмеются, если кто-то из коллег создаст с ним проект. С другой стороны, Comic Sans популярный шрифт. Вы найдете его везде — от церковных бюллетеней, до любительских газет и простых вывесок.

Там, где вам кажется есть реальная проблема с дизайном, всегда будут люди, у которых ее не будет. Тоже самое может случиться с любым шрифтом.

Пользователи будут подходить к дизайну с разных точек зрения. Заранее примем во внимание вашу аудиторию и попытаемся предсказать, как они воспримут дизайн. Что они подумают о вашем выборе типографики? Можете ли вы принимать решения, которые совпадут с тем, чего они хотят или ждут от проекта?

5 шрифтов, которые ни один уважающий себя дизайнер не станет использовать

Выбирать или не выбирать шрифт не должно быть грустным решением. Всем нам в жизни резало глаз, когда замечательный дизайн был разрушен глупым или просто чрезмерным использованием неправильного шрифта. Просто веселья ради представляем вам пять шрифтов, которые мы уверены, вы никогда не станете использовать:

  1. Papyrus: Он сложно вписывается в любой дизайн и при этом у него серьезные проблемы с читаемостью.
  2. Jokerman: Любой шрифт, в котором есть горошек, шипы или завитушки откровенно смешной.
  3. Times New Roman: Шрифт по умолчанию из текстовых редакторов и экзаменационных тестов за 10 класс. Это нормальный шрифт, но может иметь легкий оттенок лени.
  4. Impact: Если вы хотите кричать своим пользователям: «Это очень важно, нужно прочитать это сейчас!» тогда выбирайте его. (Это был очень хороший шрифт... пока мемы не испортили его).
  5. Comic Sans: Слишком много о нем уже сказано.

Заключение

Ваше настроение, настроение вашей аудитории и настроение типографики объединяются, чтобы создать общее восприятие проекта.

При планировании проекта и работе над его созданием, не забудьте принять во внимание настроение вашей аудитории. И если вы споткнулись по пути — не волнуйтесь, так бывает. Извлеките уроки из этих ошибок и переосмыслите процесс со следующим проектом.

Что такое шрифт?

Прежде всего, давайте рассмотрим понятие "шрифт". Шрифт - это набор символов определенного размера и рисунка. Другими словами, компьютерный шрифт представляет собой программу, которая может быть использована во всех приложениях Windows, в том числе и в PowerPoint.

Новый термин

Шрифт - это способ кодирования текстовой информации, используемый при ее передаче в виде изображения. Шрифт определяет взаимное соответствие между символами определенного алфавита и их изображениями, которые называются литерами. Знаки, образующие шрифт, имеют определенные орнаментальные характеристики, такие как засечки, декоративные завитки и др.

Источники шрифтов на компьютере

Шрифты входят в комплект системы Windows, разрабатываются производителями приложений и поставляются вместе с ними. Наконец, есть фирмы, занятые исключительно производством шрифтов на все случаи жизни.

Исторически сложилось так, что в мире существует несколько стандартов шрифтов для персональных компьютеров. Наиболее популярны шрифты корпорации Adobe Systems (шрифты стандарта Type 1), и Microsoft (шрифты стандарта ТruеТуре). Оба стандарта имеют свои достоинства, что привело к их параллельному сосуществованию. В PowerPoint используются ТruеТуре шрифты.

Часто большие коллекции шрифтов поставляются вместе с некоторыми графическими, издательскими или офисными программами. Примером может служить MS Office, в состав поставки которого входит громадный набор шрифтов. К сожалению, как правило, эти шрифты не являются кириллическими, и поэтому их использование в России ограничено. В Интернете сложилась аналогичная ситуация. Существует громадный выбор бесплатных или условно-бесплатных шрифтов, однако только не многие из них являются кириллическими.

Классификация шрифтов

Классификация шрифтов порядком запутана и противоречива. Но, несмотря на огромное количество шрифтов по применению их можно разделить всего на 3 группы:

    шрифты с засечками (антиква - serif);

    шрифты без засечек (гротески - sans serif);

    прочие - декоративные (decorative), рукописные (script) и т. п.

Виды шрифтов изображены на рис. 3.1 .

Рис. 3.1. Три типа шрифтов

Различные исследования показали, что шрифты с засечками читаются легче, так как засечки помогают взгляду передвигаться от буквы к букве, и буквы при этом не сливаются друг с другом. С другой стороны, буквы без засечек легче читать в шрифтах очень большого или очень малого размера. Но установить единообразные правила практически невозможно, так как кроме начертания огромное значение имеет кегль шрифта, длина строк, интерлиньяж, свободное пространство и даже бумага (при представлении продукции в бумажном виде). Декоративные шрифты имеют произвольный рисунок символов и применяются в основном как элементы дизайна. Их не рекомендуется использовать в качестве основного текста, так как они неудобочитаемы. Заголовки, броские выделения - вот место таких шрифтов в тексте.

Совет

Необходимость выбора из большого числа шрифтов может испугать новичка. Но не стоит бояться, приглядывайтесь к тому, какие шрифты используют ваши коллеги, создайте шрифтовой каталог шрифтов, имеющихся в вашем распоряжении. Выберите 5-10 шрифтов, которые наиболее вам симпатичны, и пользуйтесь ими. Постепенно добавляйте в вашу гарнитуру новые начертания, разнообразьте свой стиль.

Установка шрифтов в ОС Windows

Во время инсталляции Windows производится установка набора стандартных шрифтов, файлы которых записываются на винчестер. Windows и другие приложения используют эти шрифты по умолчанию. Всегда возможно в дальнейшем установить дополнительные или удалить уже установленные шрифты.

Удобнее всего установить новый шрифт, используя пиктограмму Шрифты в Панели управления , при нажатии на которую открывается окно с перечнем шрифтов, уже установленных в системе (рис. 3.2 ).

увеличить изображение
Рис. 3.2. Окно Шрифты

Для установки нового шрифта служит команда Файл - Установить шрифт . В появившемся при выполнении данной команды диалоговом окне Добавление шрифтов следует выбрать папку, в которой находится устанавливаемый в систему шрифт (или шрифты).

Примечание :

В Windows существует специальная системная папка шрифтов Windows\Fonts. Для того чтобы шрифты, которые вы устанавливаете, были скопированы в эту папку, в диалоговом окнеДобавление шрифтов предусмотрен специальный флажок Копировать шрифты в папку Fonts . Будучи установленным, шрифт заносится в системный реестр, после чего становится доступным для всех приложений Windows (и для PowerPoint тоже).

Текст, стиль текста, атрибуты оформления

Новый термин

Текст (от лат. textus - ткань, соединение) - 1. Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них). 2. Основная часть печатного набора (без иллюстраций, чертежей, таблиц).

При рассмотрение не отдельных литер, а их совокупности (образующей текст), появляются новые термины. В презентации каждый элемент текста книги, будь то основной текст, заголовок, примечание и т. п., имеет свой стиль оформления.

Новый термин

Стиль текста - совокупность всех параметров оформления текста, присущих данному его отрезку.

Атрибуты стиля текста включают следующие понятия: гарнитура шрифта; начертание; кегль; интерлиньяж; межбуквенный просвет; междусловный пробел; выключка; отступ первой строки; втяжка (отступы справа и слева); межабзацные отбивки; другие приемы оформления. Однако, поскольку шрифтоведение и типогра?фика - отдельные и большие темы, то здесь на каждом из этих терминов по теме "шрифт и текст" мы останавливаться не имеем возможности.

Новый термин

Типографика - графическое оформление печатного текста посредством набора и вёрстки с использованием норм и правил, специфических для данного языка.

Понятие абзаца

При работе с текстом важную роль играет понятие абзаца - отступа или пробела в начале текста, главы или красной строки. Обычно новый абзац текста начинается отступом первой строки (иногда его называют красной строкой), при котором перед первой буквой вставляется пробел определенной величины. Отступ первой строки (абзацный отступ) может быть положительным (в этом случае первая строка сдвигается вправо относительно всех остальных строк абзаца) или отрицательным (первая строка выходит влево за край основного текста, то есть все строки абзаца, начиная со второй, смещаются относительно первой строки вправо на некое фиксированное расстояние). Кроме того, абзац может вовсе не иметь абзацного отступа. Для обозначения этой ситуации в типографском производстве принят термин тупой строки.

Абзацный отступ - это сигнал к своеобразной паузе, организующей чтение. От больших блоков, не расчлененных на абзацы, читательское восприятие притупляется или идет не в нужном ключе. Выделяя значимые части текста, абзац выполняет роль своеобразного акцента, активно воздействующего на внимание человека.

Новый термин

Абзац (нем. Absatz - красная строка, буквально - уступ) - это отступ в начальной строке печатного или рукописного текста (часть текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строки). В графических редакторах текста, абзац - это последовательность строк, выровненная слева и справа по некоторым границам.

Газетчики иногда называют абзацы "графами", чтобы подчеркнуть их отличие от книжных параграфов. Графы - это короткие сегменты мысли. Стандартные газетные абзацы состоят из трех или четырех предложений, то есть около 40-50 слов. Графы - это и элемент дизайна, который делает газетное пространство свободным и живым. Читатель с неохотой берется за чтение материалов, которые выглядят большими. Деление на графы делает материал более читабельным, так как зрительно он не выглядит столь громоздким и многословным.

Добавление текста на слайд

На слайде можно произвести:

    Добавление основного текста или текста заголовка в рамках,

    Добавление текста в фигуру,

    Добавление текста в надпись.

Добавление основного текста или текста заголовка в рамках

Макет слайда содержит рамки для текста и объектов в различных комбинациях. В соответствующие рамки вводится текст заголовков слайдов, подзаголовков и основной текст. Рамка представлена пунктирной границей, внутри которой содержится текст заголовка слайда.

Чтобы добавить на слайд основной текст или заголовок в рамке, выполните следующие действия.

Щелкните внутри текстовой рамки и введите текст или вставьте его из буфера обмена (рис. 3.3 ).

Рис. 3.3. Ввод текста в прототип

Примечание :

Если текст не умещается в рамке, то по мере ввода новых знаков шрифт и межстрочное расстояние будут уменьшаться до нужного размера.

Добавление текста в фигуру и создание надписи

Текст может быть заключен внутри фигур, таких как квадраты, окружности, контуры и фигурные стрелки. При вводе текста в фигуру он становится вложенным в нее, а, следовательно, будет перемещаться и поворачиваться вместе с ней. Когда текст расположен поверх фигуры, он независим от нее, то есть не перемещается вместе с фигурой.

    Чтобы добавленный текст стал частью фигуры, выберите фигуру, а затем введите текст или вставьте его из буфера обмена.

    Чтобы добавленный текст можно было перемещать независимо от фигуры, командойВставка - Надпись добавьте текстовое поле, а затем введите текст или вставьте его из буфера обмена (рис. 3.4 ).

Рис. 3.4. Верхний текст является частью фигуры и вращается вместе с ней, а нижний текст не является частью фигуры и независим от нее

Надписи используются для размещения текста в любом месте слайда, в том числе и за пределами текстовых рамок. Например, можно добавить заголовок к рисунку, создав текстовое поле и разместив его около рисунка. При помощи надписей можно также добавлять текст к фигурам, когда его не требуется связывать с ними.

Создание списков

В одних прототипах текст автоматически форматируется как маркированный список, а в других прототипах - нет. Для создания маркированных списков на вкладке Главная найдите группу Абзац (рис. 3.5 ).

Рис. 3.5. Группа Абзац

Здесь расположены инструменты, знакомые всем, кто работал в MS Office, и, в частности, инструменты для создания списков.

Создание заметок докладчика

Слишком большое количество текста делает слайд запутанным и непонятным для аудитории. Заметки докладчика помогают в процессе презентации избавить экран от избыточного содержания текста, одновременно позволяя отслеживать все данные, нужные во время презентации (рис. 3.6 ). Хорошие заметки могут помочь удержать внимание аудитории и предотвратить излишнюю загрузку слайда текстом.

увеличить изображение
Рис. 3.6. Пример презентации, содержащей заметки докладчика

Одновременно с работой над содержанием слайдов введите свои заметки под слайдом в области заметок. Обычно докладчик печатает эти заметки и заглядывает в них во время презентации. Однако, если заметки слишком большие и не помещаются на странице заметок, то они будут обрезаны при печати. Чтобы упростить работу с областью заметок, ее можно увеличить, перетаскивая маркер разделения.

Преобразование текста слайда в рисунок SmartArt

В Power Point можно одним щелчком превратить текстовый слайд в рисунок SmartArt.

Новый термин

Рисунок SmartArt - это визуальное представление сведений, которое можно настроить в соответствии с потребностями пользователя ПК. Преобразование текста в рисунок SmartArt - это быстрый способ преобразовать существующие текстовые слайды в профессионально выглядящие графические иллюстрации.

Чтобы преобразовать существующий текст в рисунок SmartArt щелкните на прототип, содержащий текст. В группе Абзац вкладки Главная нажмите на кнопкуПреобразовать в рисунок SmartArt . Желаемый вариант преобразования текста в рисунок выберите из коллекции вариантов. Найдя нужный рисунок SmartArt, щелкните его, чтобы применить к своему тексту. Пример преобразования текста слайда в рисунок SmartArt приведен на рис. 3.7 .

Совет

Коллекция содержит макеты рисунков SmartArt, которые лучше всего подходят для маркированных списков. Чтобы увидеть, как будет выглядеть рисунок SmartArt с нужным текстом, наведите в коллекции указатель на эскиз этого рисунка SmartArt.

увеличить изображение
a) Прототип

b) Прототип преобразован в пирамидальный список (рисунок SmartArt)

увеличить изображение
Рис. 3.7. c) Рисунок SmartArt на основе маркированного текста (вариант)

Теперь рисунок SmartArt можно переместить, изменить его размер, повернуть, добавить к нему текст, применить к нему другой экспресс-стиль (быстрый стиль).

Новый термин

Экспресс-стиль (быстрый стиль) - набор параметров форматирования, облегчающий форматирование документов и объектов.

Хотя рисунок SmartArt легче всего создать для существующего текста, можно пойти другим путем и сначала вставить нужный рисунок SmartArt, а затем добавить к нему текст.

Советы при работе с рисунком SmartArt, цветом и текстом

    Перед тем, как создавать рисунок SmartArt, представьте, какой тип и макет подойдут для наилучшего отображения данных. Попробуйте несколько разных вариантов и найдите тот, который лучше всего графически иллюстрирует текстовую информацию.

    Рисунки SmartArt наиболее эффективны, когда число фигур и количество текста не максимальны, а минимально достаточны для отображения информации. Излишне большое количество текста может отрицательно сказаться на визуальном представлении рисунок SmartArt и сделать его трудным для восприятия.

    Некоторые макеты рисунков SmartArt наилучшим образом предназначены для конкретных ситуаций. Например, макет Уравновешивающие стрелки (тип Связь ), предназначен для отображения двух противоположных идей или концепций. А для того, чтобы отобразить больше двух идей, перейдите в другой макет, в котором больше фигур для текста, например макет Простая пирамида (тип Пирамида ).

    При работе с рисунками SmartArt полезно знать определенные сочетания клавиш (табл. 3.1 ).

Таблица 3.1. Сочетания клавиш при работе с рисунком SmartArt

Наименование операции

Сочетания клавиш

Добавить новый рисунок SmartArt

Открыть интерактивную справку

Переключиться между областью текста и рисунком SmartArt

Перейти из области текста к ленте

Нажмите клавиши CTRL+SHIFT+F2, чтобы перейти к рисунку SmartArt, а затем нажмите клавишу ALT, чтобы перейти к ленте

Когда выбрана фигура, перейти к другой фигуре в рисунке SmartArt

Увеличить отступ текста в области текста

Уменьшить отступ текста в области текста

Добавить знак табуляции в область текста

Выбрать несколько фигур в области текста

Выделить текстовую строку в области текста, затем нажать клавиши SHIFT+СТРЕЛКА ВНИЗ для выбора дополнительных фигур

После добавления рисунка SmartArt открыть коллекцию макетов, где можно просмотреть и изменить все макеты

Увеличить размер выбранной фигуры

SHIFT+СТРЕЛКА ВВЕРХ или СТРЕЛКА ВПРАВО

Уменьшить размер выбранной фигуры

SHIFT+СТРЕЛКА ВНИЗ или СТРЕЛКА ВЛЕВО

Изменить размер фигуры мелкими шагами

CTRL+SHIFT+СТРЕЛКА ВВЕРХ, СТРЕЛКА ВНИЗ, СТРЕЛКА ВПРАВО или СТРЕЛКА ВЛЕВО

Переместить фигуру в требуемом направлении

СТРЕЛКА ВВЕРХ, СТРЕЛКА ВНИЗ, СТРЕЛКА ВПРАВО или СТРЕЛКА ВЛЕВО

Переместить фигуру мелкими шагами

CTRL+СТРЕЛКА ВВЕРХ, СТРЕЛКА ВНИЗ, СТРЕЛКА ВПРАВО или СТРЕЛКА ВЛЕВО

Повернуть фигуру в требуемом направлении на 15°

Повернуть фигуру на 1°

ALT+СТРЕЛКА ВПРАВО или ВЛЕВО

При работе с текстом в цветных публикациях рекомендуется придерживаться следующих правил:

    назначайте фону и тексту контрастные цвета. Речь идет о контрастности именно цвета, а не просто о различной яркости. Например, черные буквы на красном фоне читаются с большим трудом, так что такого сочетания следует, по возможности, избегать;

    проверяйте контрастность текста и фона на монохромном изображении. Хотя этот прием срабатывает не всегда, но в большинстве случаев, когда два цвета выглядят контрастно в монохромном изображении, они будут выглядеть контрастно и при цветной печати;

    избегайте раздражающего сочетания цветовых тонов для печати объемного текста. Например, сочетание желтого с красным очень действенно для полиграфической продукции с ярлыком "New!", но такое цветовое решение в большинстве других случаев неуместно;

    избегайте слишком светлых и плохо различимых оттенков. Слишком светлые тексты проблематичны при их печати, вне зависимости от того, хорошо или плохо такой оттенок смотрится на слайде. Плохо воспроизводятся тонкие линии, для которых выбран светлый оттенок цвета. Может получиться даже так, что такой цвет будет выглядеть просто как грязь на бумаге.

Добавление колонтитулов в презентацию

Чтобы добавить номера слайдов, время и дату, эмблему компании, заголовок презентации или имя файла, имя докладчика и т. п., вверху или внизу каждой страницы выдачи или заметок или внизу каждого слайда, используйте колонтитулы.

На вкладке Вставка в группе Текст нажмите на кнопку Колонтитулы - рис. 3.8 .

Рис. 3.8. Окно Колонтитулы

Для добавления нижнего колонтитула в слайд в диалоговом окне Колонтитулы на вкладкеСлайд установите флажок Нижний колонтитул , а затем введите текст, который нужно поместить в центр нижней части слайда.

    Чтобы сведения нижнего колонтитула отображались только на выбранном слайде, нажмите кнопку Применить .

    Чтобы отобразить сведения нижнего колонтитула на всех слайдах презентации, нажмите кнопку Применить ко всем .

Для добавление колонтитулов на страницу выдачи или заметок в диалоговом окнеКолонтитулы на вкладке Заметки и выдачи установите флажок Верхний колонтитул илиНижний колонтитул , а затем введите текст, который нужно поместить в центр верхней части (верхний колонтитул) или в центр нижней части (нижний колонтитул) каждой страницы выдачи или заметок. Затем нажмите на кнопку Применить ко всем (рис. 3.9 ).

Рис. 3.9. Окно Колонтитулы, вкладка Заметки и выдачи

Примечание :

В этом окне поле Просмотр отображает информацию верхнего и нижнего колонтитулов в том месте, где она будет отображена в слайде, на странице выдачи или заметок.

Проверка орфографии, отправка на рецензирование

Несмотря на то, что в программе Office PowerPoint 2010 проверка орфографии включена автоматически, по окончании работы с презентацией рекомендуется еще раз проверить орфографию. Для проверки орфографии в презентации нажмите на клавиши CTRL+HOME , чтобы переместиться к началу своей презентации.

В группе Правописание вкладки Рецензирование выберите команду Орфография . Если Office PowerPoint 2010 обнаруживает ошибки орфографии, то появляется диалоговое окно и выделяется первое слово с ошибкой, обнаруженное средством проверки орфографии (рис. 3.10 ). Автор презентации определяет, как нужно исправить найденную программой ошибку. После исправления слова с ошибкой программа находит следующее слово с ошибкой и т. д.

Рис. 3.10. Найдена ошибка в слове "баннер"

Итак, перед показом презентации необходимо исправить орфографические ошибки и устранить другие недочеты и пробелы. Перейдите на вкладку Рецензирование на ленте, чтобы выполнить проверку орфографии. Возможно, возникнет необходимость, чтобы другие пользователи просмотрели эту презентацию и добавили свои примечания. Команда Создать примечание доступна в группе Примечания , которая также находится на вкладкеРецензирование . Чтобы добавить примечание, нужно просто выбрать эту команду и ввести примечание для отдельных слайдов.

Совет

При просмотре примечаний для перемещения по ним используйте кнопки Назад и Вперед в группе Примечания .

Стили для текстовых полей

Чтобы создать подпись к рисунку, вставьте текстовое поле. Это можно сделать с помощью команды Вставка - Надпись (рис. 3.11 ).

увеличить изображение
Рис. 3.11. Пример создания текстового поля инструментом Надпись

Теперь активируйте вкладку Формат . Вкладка Формат поля Средства рисования содержит стили текстовых полей и других фигур (рис. 3.12 ).

увеличить изображение
Рис. 3.12. Вкладка Формат поля Средства рисования

Для знакомства с этим инструментом активируйте надпись к изображению и наведите указатель мыши на любой стиль - будет выполнен предварительный просмотр стиля, примененного к текстовому полю на слайде. Выберите желаемый стиль для текстового поля, или несколько стилей сразу (рис. 3.13 ).

Рис. 3.13. Выбор для текстового поля нескольких стилей одновременно

Пример 3.1. Перевод слова или текста на другой язык

В PowerPoint 2010 имеется встроенный переводчик и можно перевести текст, написанный на другом языке, например фразы или абзацы, отдельные слова или весь файл. Кроме того, можно создать документ на одном языке, а затем перевести его на другой язык с помощью службы машинного перевода Microsoft Translator.

Чтобы перевести конкретное слово или предложение, выделите их (рис. 3.14 ), затем выполните команду Рецензирование-Перевод (рис. 3.15 ).

Рис. 3.14. Текст для перевода выделен

Рис. 3.15. Группа Перевод на вкладке Рецензирование

Выберите язык для перевода (мы будем переводить с русского на английский) - рис. 3.16 .

увеличить изображение
Рис. 3.16. Выбор языка для перевода

Выполните команду Перевести выделенный текст . Результат перевода появится в областиПеревод в разделе Справочные материалы - рис. 3.17 .

Рис. 3.17. Предложение переведено

Примечание :

Для перевода необходимо соединение с интернетом.

Совет

Чтобы изменить язык, с которого или на который будет выполнен перевод, выберите его в области Перевод в разделе Справочные материалы . Например, чтобы перевести текст с английского языка на русский, выберите вариант английский (США) в списке Исходный язык и русский (Россия) в списке Язык перевода .

Если вы выполните команду Мини-переводчик , то будет включен Мини-переводчик после чего, можно указать курсором на слово (или предложение), которое необходимо перевести, и в мини-переводчике будет показан перевод - рис. 3.18 .

Рис. 3.18. При наведении указателя мыши на слово в мини-переводчике отображается его перевод. Из Мини-переводчика текст легко вставить в слайд

Пример 3.2. Вставка в слайд символов и формул

Для вставки в презентацию математических формул на вкладке Вставка в группе Символы щелкните на стрелку рядом с пунктом Формула , а затем выберите Вставить формулу (рис. 3.19 ).

Рис. 3.19. Вставка формулы

Ряд популярных формул предлагается программой как шаблоны (рис. 3.20 ).

увеличить изображение
Рис. 3.20. Заготовки популярных формул

Для вставки часто используемых или заранее сформатированных формул на вкладкеВставка в группе Символы щелкните на стрелку рядом с надписью Формулы, а затем выберите нужную формулу из списка (рис. 3.21 )

Рис. 3.21. Пример вставки в слайд теоремы Пифагора

Для написания собственной (своей) формулы на вкладке Конструктор в группе Структуры выберите необходимый тип структуры (например, дробь или радикал), а затем щелкните на значок необходимой структуры. Если структура содержит местозаполнители, то щелкните местозаполнитель и введите нужные числа или символы (рис. 3.22 ).

увеличить изображение
Рис. 3.22. Вкладка Конструктор раскрыта для работы с формулами

Для вставки в презентацию символов, например, знака евро, на вкладке Вставка найдите группу Символы (рис. 3.23 ).

Рис. 3.23. Группа символы активна

Нажмите на значок Символ и выберите желаемый символ из набора (рис. 3.24 ).

Рис. 3.24. Набор символов из шрифта Wingdings

Добавление в презентацию примечаний

В Microsoft PowerPoint 2010 можно добавлять, редактировать и удалять примечания.

Новый термин

Примечание - это заметка, которую можно прикрепить к букве или слову на слайде либо ко всему слайду.

Чтобы добавить примечание к тексту или объекту (Таблице, диаграмме, рисунку или тексту) на слайде, выделите объект. На вкладке Рецензирование в группе Примечания нажмите на кнопку Создать примечание (рис. 3.25 )

Рис. 3.25. Показана кнопка Создать примечание

Введите текст примечания и затем щелкните вне поля с примечанием (рис. 3.26 ) - примечание будет создано.

Рис. 3.26. Примечание создано

увеличить изображение
Рис. 3.27. Слева показан эскиз примечания - справа примечание раскрыто для прочтения

Чтобы изменить или удалить примечание - щелкните на эскиз примечания и в группеПримечания выберите нужный инструмент (рис. 3.28 ).

Рис. 3.28. В группе Примечание показаны команды Изменить и Удалить примечание

    Никогда не спешите при выборе шрифтов для публикации, старайтесь серьезно относиться даже к мелочам. Шрифт - мощный инструмент, которым можно не только писать, но даже и рисовать (рис. 3.29 ).

Рис. 3.29. Пример шрифтового рисунка

    Помните, что каждый дополнительно устанавливаемый на компьютер шрифт отнимает у него кусочек оперативной памяти. Будьте разумны, следите за количеством шрифтов, и удаляйте лишние (не используемые в работе) шрифты.

    Осторожно относитесь к использованию особо вычурных (декоративных) шрифтов, неумелое применение которых может оттолкнуть читателей от ваших материалов. Красивый, но плохочитаемый шрифт является частой ошибкой начинающих.

    При выборе шрифта для публикации следует исходить из его легкости для чтения и адекватности, т. е. соответствия стилю публикации. Для строгих документов имеет смысл применять только классические шрифты и не больше двух на страницу. В остальных случаях также важно соблюдать меру; считается, что максимальное число шрифтов на одной странице - три. Большое количество использованных шрифтов свидетельствует об отсутствии профессионализма у автора публикации (как и злоупотребление декоративными шрифтами).

    Общим принципом для работы является применение гарнитур с засечками для основного текста и рубленых - для заголовков и других элементов. Но нет правил без исключений. В одном документе можно ограничиться только рублеными гарнитурами, в другом - только с засечками. Надо учитывать, что текст, набранный рубленым шрифтом, труднее читать (особенно это касается больших объемов текста).

    Для заголовков и подзаголовков применяйте более жирное начертание. Избегайте одинаковых гарнитур для заголовков и основного текста. С другой стороны, для заголовков и подзаголовков лучше использовать схожие гарнитуры; это же касается тех случаев, когда в основном тексте существует несколько гарнитур. Если заголовок занимает более трех строк, гарнитура должна быть равна по насыщенности основному тексту. Если гарнитуры заголовка и текста совпадают, отделите заголовок от текста. Используя полужирное начертание шрифта для первых слов заголовка, вы как бы даете шапку, а набор курсивом поможет отделить заголовок от основного текста, не отвлекая внимания. Если заголовок занимает менее трех строк, эффектно смотрится гарнитура более солидного вида, чем у основного текста.

    Разрешение вашего принтера тоже влияет на выбор шрифтов. На 600-точечном "лазернике" любой мелкий шрифт будет выглядеть вполне прилично. А вот на 300-точечном "струйнике" - вряд ли. Помните, что на экране монитора вообще любой шрифт идет с разрешением 72 dpi.

    Обратите внимание на длину строк. Не зря же газеты и журналы сверстаны обычно в две или более колонок. Для удобочитаемости обычного текста, оформленного кеглем 9-10, оптимальная длина строки примерно 85 мм (допустимо от 63 до 125 мм). Ухудшение читаемости в этом случае можно отчасти компенсировать увеличением расстояния между строками (интерлиньяжем). Выбрали для основного текста кегль 10 - поставьте интерлиньяж на 1-2 пункта больше, т. е. 11-12 пунктов), если длина строки у вас в рекомендованных выше пределах. И добавьте еще 1-2 пункта, если она приближается к 170-180 мм.

    Для удобочитаемости текста важную роль играют поля. Знаете ли вы, что в классическом книгопечатании поля занимают около 50% площади страницы?

Выводы

В этой лекции читатель узнал основные сведения по типографике и шрифтоведению, научился создавать заметки докладчика и преобразованию текста слайда в рисунок SmartArt. Теперь вы умеете добавлять колонтитулы в презентацию и проверять орфографию текста слайдов. Следующая лекция будет не менее интересной и посвящена она темам и работе с рисунками.

2. Для чего необходимы зарубки на шрифтах? Зарубками именуют выступающие относительно концов главных штрихов букв элементы. Они упрощают чтение, вроде бы соединяя буквы меж собой.

3. Как появились шрифты
1-ые шрифты были рукописными. В переводе с нем. die Schrift значит почерк, письмо. Основой для большинства европейских шрифтов послужил греческий серьезный (capitalis - главный) шрифт, показавшийся в VIII в. до н. э. Знаки этого шрифта были только строчные, не было также междусловных пробелов, высота букв в одной строке имела возможность быть различной.
На веб-сайте "Пользующаяся популярностью каллиграфия" представлена подробная история шрифтов, начиная от шумерской клинописи и египетских иероглифов до эволюции латинских букв, также история российского шрифта (глаголица, утомившись, полуустав, скоропись).

4. Систематизация шрифтов

Систематизация с портала "ВСЕ О ШРИФТАХ"

Стандартная систематизация шрифтов

Большой полиграфический словарь о систематизации шрифтов

Систематизация шрифтов в Yandex.Словаре

5. Что такое TrueType-шрифты?

TrueType-шрифты употребляют для формирования контура знака кривые второго порядка. Каждый участок контура знака характеризуется, либо задается 2-мя точками (границами участка) и направлением полосы на каждой из границ.

6. Что такое PostScript-шрифты?

В отличае от TrueType-шрифта в PostScript-шрифта контур строится из кривой третьего порядка (кривой Безье). За счет большего числа степеней свободы PostScript-линия не имеет изломов в точках сопряжения фрагментов.

7. Что такое OpenType-шрифты?

OpenType - новенькая шрифтовая разработка, вместе разработанная компаниями Adobe и Microsoft. Спецификации были размещены в 1997 году, 1-ые шрифты были выпущены в 2000 году. Шрифты OpenType напоминают шрифты TrueType, однако могут содержать шрифтовые данные хоть какого из 2-ух форматов: как PostScript, так и TrueType. Соответственно, они объединяют две конкурирующие технологии.

Программное обеспечение для работы со шрифтами

1. FontExpert 2005

Показывает гарнитуры установленных шрифтов, также позволяет пролистывать папки и за ранее просматривать гарнитуры шрифтов, находящихся на жестком диске, на сетевых устройствах, на CD либо DVD дисках либо дискетах. Шрифт есть возможность просмотреть в виде текста, отформатированного избранным шрифтом, в виде таблицы знаков либо эталона шрифта. Есть возможность выбирать размер шрифта, его стиль и цвет.

2. FastFont 1.0
- Генерирует TrueType шрифты из вашего почерка.
- Видоизменит шрифты, установленные на вашем компьютере.
- Создаёт пиктографические шрифты.
- Имеет максимально обычный, интуитивно понятный интерфейс.

3. FontLab
FontLab - проф шрифтовой редактор - встроенное редактирование TrueType & Type 1 глифов, хинтовка, кернинг и т.д.

4. FontOrder
Вам нередко требуется информация о имеющихся шрифтах, Вам необходимо сделать верный выбор: сейчас Вы сможете это сделать при помощи комфортно организованного каталога шрифтов, который позволит Вам:
- избрать нужные шрифты по данным характеристикам: форматам, кодовым страничкам, гарнитурам, начертаниям;
- проверить избранные шрифты на мониторе и на бумаге;
- получить полную спецификацию шрифтов.
- оформить заказ на шрифты для посылки по факсу либо по почте.

5. ParaNoise 1.0
ParaNoise - это программка для сотворения особых графических эффектов на базе PostScript шрифтов. Особые эффекты смотрятся как случайные преломления контуров букв. Всего на данный момент имеются 12 типов эффектов: Beofont, Dance, Zoom, Pen, Rotate, Swing, Pencil, Marker, Winter, Wind, Storm and Distort. Вы выбираете эффект и задаете его интенсивность.

6. ParaWin XP
ParaWin XP - система многоязычной поддержки для Windows XP.
ParaWin XP подменяет версии ParaWiNT 4.0 и ParaWin 2000. ParaWin XP предоставляет ряд уникальных способностей для работы с текстами на различных языках.

7. ScanFont 3.0
Программное обеспечение из серии FontLab 3.0. Позволяет созавать и редактировать шрифты формата PostScript Type 1 и TrueType проф свойства.

8. TransType 2.0
Программка для резвого, надежного и осторожного преобразования шрифтов меж форматами для Mac и Windows.

9. TypeTool
TypeTool - облегченный вариант программки для разработки и редактирования шрифтов. Все главные функции делаются стремительно и просто.

10. Font Installer
Программка Font Installer помогает корректно установить шрифты фомата TrueType в Windows 95/98 и Windows NT.