Что такое чередующиеся гласные в корне слова: правило и примеры

У глаголов I спр. с основой на парные твердые и заднеязычные при чередованиях конечного согласного основа в формах 1-го л. ед. ч. И 1-го л. мн. ч. противопоставляется основе в остальных «средних» формах.

У глаголов с основой на парные твердые это чередование твердого и мягкого согласного (С^С^) представлено повсеместно: ср, парадигмы типа не[с]у, не[с’]ёшь, не[с’]ет, не[с\ут.

Основные различия в области чередований у глаголов I спр, связаны с глаголами на заднеязычные согласные. Специфическое для них чередование к\\ч и г||ж (С^Сг) (ср. пеку, печёшь (печёшь), печёт (печёт), пекут) характерно в основном для центральных и северо-западных говоров. Но как элемент литературной системы это чередование встречается и на других территориях наряду со специфически диалектными чередованиями у тех же глаголов.

Во многих говорах глаголы с основой на заднеязычный согласный, утратив чередование типа С{\\С2, имеют тот же тип чередования, что и глаголы на твердый парный согласный, ср.: пеку, пе- кёшь, пекёт, пекут. В этих говорах чередование типа QHQ представлено всеми глаголами I спр., кроме тех, которые имеют основы на нечередующиеся согласные (ржешь, да[)6]шь).

Глаголы с основой на заднеязычные могут в части северо-восточных говоров выступать с основой на нечередующийся твердый заднеязычный: пеку, пекдшь, пекдт, пекут, берегу, берегдшь, бере- гот, берегут и т.д., сливаясь тем самым в один класс с глаголами, имеющими основы на нечередующийся согласный (т.е. на шипящие, j, р\ л’).

Глаголы с основой на заднеязычные не во всех говорах составляют по рассматриваемому признаку один монолитный класс. Так, например, в говорах, где вообще эти глаголы сохраняют исконное чередование, глаголы ткать и скать (`раскатывать тесто’) с основой, не образующей слога, могут иметь чередование к\\к’; ср.: тку, ткёшь, ткёт\ ску, скёшь, скёт. Глагол лечь широко известен с нечередующейся основой на ж- (ср.: ляжу, ляжешь), а глагол мочь может иметь свой особый тип чередования: могу, можешь, мджут. Отклонения в системе чередования глаголов лечь, мочь определяются особенностями их ударения: глагол лечь имеет неподвижное подвижное, тогда как все другие неподвижное на окончании. Чередования в части говоров проявляют тесную связь с местом ударения.

Специфические чередования глаголов II спр. (С}||С2), противопоставляющие основу в форме 1-го л. ед. ч. основе всех остальных форм, в большей части говоров сохраняются: т’\\ч (коптить - копчу - коптишь, коптит), с’ ш (голосить - голошу - голосишь, голосит), с`т9 щ (простить(долбить - долблю - долбишь, долбит) и т.д.

Отсутствие чередования известно относительно небольшим диалектным массивам: части юго-западных говоров, а также говорам Рязанской Мещеры. Здесь глаголы во всех формах имеют исход основы на мягкии согласный; ср.: коптю, коптишь, вопю, вопишь и т.д.

Отсутствие чередования у глаголов I и II спр. может в части рязанских говоров совмещаться. Это означает, что чередование конечных согласных основы как дополнительное грамматическое средство в системе форм настоящего времени здесь вообще отсутствует.

Русская диалектология / Под ред. Касаткина Л.Л. - М., 2005 г.

При образовании лично-числовых форм у многих глаголов наблюдаются различные звуковые изменения основ .

Так, у глаголов первого спряжения при образовании форм 2-го и 3-го лица единственного числа и 1-го и 2-го лица множественного числа происходят чередования {к/ч" } и {г/ж }, например: пеку, печёшь, печёт, печём, печёте, пекут; берегу, бережёшь, бережёт, бережём, бережёте, берегут . В этих же формах твёрдые конечные согласные основы чередуются с мягкими: несу, несёшь, несёт, несём, несёте, несут .

У глаголов второго спряжения чередование конечных согласных основы происходит в формах 1-го лица единственного числа . В этих формах мягкие зубные согласные чередуются с шипящими, а мягкие губные – с сочетаниями звуков «губной+л" », например: лечу, летишь, летит, летим, летите, летят; вижу, видишь, видит, видим, видите, видят; люблю, любишь, любит, любим, любите, любят; терплю, терпишь, терпит, терпим, терпите, терпят .

Звуковые соотношения между основами инфинитивов и основами настоящего (будущего) времени

При образовании лично-числовых форм изъявительного наклонения следует учитывать особые виды звуковых соотношений между основами инфинитива и настоящего (будущего) времени глаголов изъявительного наклонения:

а) у глаголов третьего продуктивного класса с основой инфинитива на -ова(ть)/-ева(ть) в формах настоящего (будущего) времени этот суффикс заменяется суффиксом -у[j]-:

торгова ть – торгую т [тopryj yт], ночева ть – ночую т [ноч"у j ут];

б) у односложных глаголов с основой инфинитива на -ы – и производных от них приставочных глаголов в основах настоящего (будущего) времени происходит чередование {ы/oj }:

вы ть-вою т [в oj yт] (завыть – завоют),

мы ть-мою т [м oj yт] (помыть – помоют).

Исключение составляет глагол быть , который имеет такие лично-числовые формы: буду, будешь, будет, будем, будете, будут ;

в) у односложных глаголов с основой инфинитива на -и (ть ) и образованных от них приставочных глаголов в основах настоящего (будущего) времени происходит чередование {и/j }:



пи ть – пьют [п "j yт] (выпить – выпьют),

ли ть -льют [л "j yт] (вылить – выльют).

Исключения в этой группе составляют глаголы брить, гнить и жить .

Глагол брить относится к первому спряжению и образует такие лично-числовые формы настоящего времени: брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют . Такие же окончания имеют производные от брить приставочные глаголы (побрить, выбрить ) и возвратный глагол бриться .

Глагол гнить и образованные от него приставочные глаголы имеют такие лично-числовые формы: гнию, гниёшь, гниёт, гниём, гниёте, гниют .

Глагол жить (как и производные от него приставочные глаголы) образует следующие лично-числовые формы: живу, живёшь, живёт, живём, живёте, живут ;

г) к основам инфинитивов на -чь в формах настоящего и будущего времени совершенного вида добавляются -г – или -к -:

бере(чь) – берег (ут), проте(чь) – протек (ут);

д) у некоторых глаголов с основой инфинитива на -с – в формах настоящего (будущего) времени происходят чередования {с/д}, {с/т} или {с/б} :

вес (ти) – вед (ут), цвес (ти) – цвет (ут), грес (ти) – греб (ут), упас (ть) – упад (ут);

е) у глагола петь в лично-числовых формах настоящего времени в корне происходит чередование {e/oj} (пою, поёшь, поёт, поём, поёте, поют ), а у глагола одеть основа наращивается звуком [н ]: одену, оденешь, оденет, оденем, оденете, оденут .

Разные виды звуковых соотношений между двумя основами глаголов описаны также на с.9.

Причины отсутствия некоторых лично-числовых форм у отдельных глаголов

Некоторые глаголы по разным причинам имеют не все формы настоящего или будущего времени :

1) глаголы победить и убедить никогда не употребляются в формах первого лица единственного числа ;

2) безличные глаголы в настоящем и будущем времени имеют только форму третьего лица единственного числа (вечереет, рассветёт );

3) глаголы, называющие такие действия , которые выполняются несколькими субъектами, не употребляются в формах единственного числа (гости расходятся по домам, студенты разъедутся на каникулы );

4) глаголы, называющие действия , которые не могут выполняться людьми, не имеют форм первого ивторого лица (ржаветь, колоситься, куститься, окисляться, плесневеть и под.).

Образование форм будущего времени у глаголов несовершенного вида

Если глаголы совершенного вида имеют синтетическую (состоящую из одного слова) форму будущего времени, в которой значения лица и числа выражаются с помощью окончаний, то глаголы несовершенного вида образуют форму будущего времени другим способом .

Значение будущего времени у глаголов несовершенного вида выражается аналитическими формами .

Аналитические формы будущего времени состоят из вспомогательного глагола быть в лично-числовых формах , которые выражают грамматические значения наклонения, времени, лица и числа, и инфинитива , называющего действие, то есть выражающего лексическое значение глагола. Например, глагол читать имеет такие формы будущего времени:

Основные термины

Вопросы

1. От какой основы глагола образуются формы настоящего времени несовершенного вида и формы будущего времени совершенного вида?

2. С помощью каких морфем образуются формы глаголов настоящего времени и будущего времени совершенного вида?

3. Как называется изменение глагола по лицам и числам?

4. Сколько типов спряжения имеют глаголы?

5. Какие лично-числовые окончания имеют глаголы первого спряжения?

6. Какие лично-числовые окончания имеют глаголы второго спряжения?

7. Глаголы каких продуктивных классов относятся к первому типу спряжения?

8. Глаголы какого продуктивного касса относятся ко второму типу спряжения?

9. Как определяется тип спряжения глаголов непродуктивных классов?

10. Какие глаголы с безударными лично-числовыми окончаниями относятся ко второму типу спряжения?

11. У каких глаголов и почему отсутствуют некоторые лично-числовые формы?

12. Почему формы будущего времени глаголов несовершенного вида относятся к аналитическим?

13. Как образуются формы будущего времени глаголов несовершенного вида?

При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов.

Вконтакте

Основные правила

Согласно морфологическому принципу , написание морфем соответствует тому, как они звучат, если их поставить под ударение. Не подчиняются этому закону корни с чередованием о-а, е-и, а-я/им, а-я/ин. Их правописание определяется следующими условиями:

  • наличием суффикса -а-;
  • согласным, стоящим после гласной;
  • позицией — под или нет;
  • смысловым значением.

Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать «о», кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная «а». Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь.

Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву «а» , подбирая однокоренное слово «кланяться».

Важно! Следует различать безударные гласные и чередующиеся. Если при выполнении задания требуется найти слово, где присутствует чередование, следует запомнить, что различие определяется смысловым значением.

В «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание — сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.

Когда выбор способа написания зависит от согласных

Есть морфемы, в которых условием выбора гласных о/а становятся согласные, стоящие за ней. В корнях -раст-, — ращ-, — рос — пишется «а» перед ‑ «ст» или «щ» (растениеводство, сращение). При их отсутствии пишется буква «о»: молодая поросль. Имена существительные: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль – это исключения. Та же буква сохраняется в родственных словах: Ростиславович, ростовчане, росточек, ростовщический, отраслевик, подростковый.

Неумение применять правило приводит к следующим ошибкам:

  1. Иногда вместо слова с чередующимися гласными выписывают другое, к примеру, прилагательное «роскошный», не учитывая, что — рос- в данном случае слог, а корню — роскош- не свойственно значение «расти».
  2. Часто не видят сочетания «ст» , замечают только согласный «с» , поэтому могут причастие «подрастающий» написать с «о» .

Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а» употребляется перед «к» , а согласный «ч» требует написания «о» . Применяя это правило, важно определить, какая буква (к или ч ) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.

Исходя из того, что в неопределённой форме «проскакать» в корне слова перед согласным «к» пишется буква «а» , в глаголах из словосочетаний «проскачу» на одной ножке или на коне следует выбрать «а».

В других случаях: заскочу на минутку, проскочу в щель ‑ нужно написать букву «о» , поскольку в неопределенной форме «заскочить» (значит «забежать») тоже присутствует «о» перед согласным «ч» .

Наличие суффикса -а-

Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.

Корни Условия выбора Примеры Исключения
кос/кас в корне со значением «дотронуться, касаться» а – есть суффикс –а-;

о – нет суффикса -а-

касающийся

соприкосновение

лаг/лож предположение

возлагать

полог
тер/тир в значении «трёт»

мер/мир в значении «умер, замрёт»

блест/блист

стел/стил

и – присутствует -а-;

е – отсутствует -а-

Протирание, вытерший

перила, подпирать

выберет, выбирать

вымирание, умер

выдернувший, придирающийся

собирание, неразбериха

выжегший, сжигание

блистающий, заблестевший

выстилать, постеливший

вычесть, вычитание, почести, почитание

перенимать, приминать, перенять, примять

сочетание, сочетать, словосочета-ние, бракосочета-ние и другие производные слова

Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:

  1. Не отличают от безударной гласной чаще всего чередование им/ин- а/я. Избежать подобных ошибок можно, подобрав парный пример чередования: понимать ‑ понять; обнимавший ‑ объятия, сжимать ‑ сжать, проклясть- проклинать, проклятия. Убедившись, что есть чередование, вы вряд ли глагол «снимать» будете проверять другой его формой ‑ «снимет».
  2. Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем «и» , если есть суффикс —а-, когда его нет ‑ «е» . Многие применяют это правило к словам: примирить друзей, примерять ботфорты, а результат – ошибка в тесте.
  3. Такое происходит при написании корня тер/тир в значении «трёт», которое ошибочно объединяют со словом «потерять», обозначающим «утратить».
  4. Встречаются даже комичные случаи: имя существительное «оперение» соотносят с глаголом «опираться», хотя смысл у них разный, в первом случае пишем «е» , проверочные слова – «перья», «пёрышко», во втором примере другая орфограмма ‑ чередующаяся гласная, выбор которой определяется суффиксом —а-.
  5. Ещё один наглядный образец ошибки: в существительном «косоглазие» находят чередующуюся гласную, но оно образовано от сочетания «косой глаз», не имеет ничего общего со словом «коснуться».

Чередующиеся гласные в корне с суффиксом -а-

Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-

Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-; -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон.

Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:

  • выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными);
  • уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).

Исключение: имя существительное «равнина», «поровну».

Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.

Внимание ! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-; -равн-.

Приведем примеры:

  1. Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
  2. Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
  3. Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
  4. Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.

Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.

Корень -плав-

В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная «а» . Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные «пловец» и «пловчиха», которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники). К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла).

Чередующиеся безударные гласные в корне

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

Итог

Подводя итог, отметим, что все чередующиеся гласные в корне вызывают определённые трудности. Несмотря на это, ошибок на письме можно избежать, выучив корни, в которых наблюдается данное чередование, учитывая условия выбора гласной и лексическое значение рассматриваемых морфем.

Правописание чередующихся гласных в корне слова

Чередование а и о

1. В корне гар- - гор- под ударением пишется а, без ударения - о; зага́ р, уга́ р - загоре́ лый, угоре́ ть.

Исключения: вы́ гарки, и́ згарь, при́ гарь (специальные и диалектные слова).

2. В корне зар- - зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - а: за́ рево, зо́ рька - зарни́ ца, озаря́ ть.

Исключение: зорева́ ть.

3. В корне кас- - кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях - а: касаться, касательная - коснуться, прикосновение.

4. В корне клан- - клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о: кла́ няться, покло́ н - поклони́ ться, поклоне́ ние.

5. В безударном корне лаг- - лож- перед г пишется а, перед ж - о: предлага́ ть, прилага́ тельное - предложи́ ть, обложе́ ние.

Исключение: по́ лог (семантически уже не связывается с корнем лаг- - лож-).

6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокну́ ть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.

7. В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: пла́ вать, плаву́ честь, поплаво́ к. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв- - в слове плывуны.

8. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- - в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) - подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) - выровнен (сделан ровным).

9. В корне раст- - рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение - выросший, заросль, поросль.

Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).

10. В безударном корне скак- - скоч- перед к пишется а, перед ч - о: подскака́ ть - подскочи́ ть.

Исключения: скачо́ к, скачу́ .

11. В корне твар- - твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о: тварь, тво́ рчество - твори́ ть, творе́ ц.

Исключение: у́ тварь (семантически уже не связывается с корнем твар- - твор-). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о: уговори́ ть - угова́ ривать, затро́ нуть - затра́ гивать, зарабо́ тать - зараба́ тывать.

Чередование е и и

12. В корнях бер- - бир-, дер- - дир-, мер- - мир-, пер- - пир-, тер- - тир-, блест- - блист-, жег- - жиг-, стел-- стил-, чет- - чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

Исключения: сочетать, сочетание.

Чередование а(я) и им , а(я) и ин

13. В корнях с чередованием а(я) - им, а(я) - ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сжать - сжимать, понять - понимать, начать - начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.

У глаголов I спряжения конечные согласные основык и г чередуются с ч и ж перед гласныме, например: толк у – толч ёшь; берег у – береж ёшь. Этого чередования не бывает у глаголатку– тк ёшь (а не тчёшь).

У глаголов II спряжения в 1-м лице единственного числа наблюдается чередование следующих конечных согласных основы: с – ш (прос ишь – прош у):з, д ж (груз ишь – груж у, ход ишь – хож у):т – ч или щ (плат ишь – плач у, прекрат ить – прекращ у);ст – щ (прост ить – прощ у);б, п, в, ф, м – бл, пл, вл, фл, мл (люб ишь – любл ю, куп ишь – купл ю, лов ишь – ловл ю, граф ишь – графл ю, грем ишь – гремл ю). Чередования нередко препятствуют образованию формы 1-го лица единственного числа; например, нет формы 1-го лица единственного числа у глаголов убедить, победить, ощутить и у некоторых других.

Упражнение 268. Проспрягайте глаголы.

Возьму, стелю, солю, пишу, слышу, клею, сею, буду, бужу, держусь, кажусь, борюсь, ссорюсь, хочу, еду, ем.

269 . I. Напишите в 3-м лице множественного числа.

1) Где строишь, тут и роешь. 2) Пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком. 3) Бездонной бочки водой не наполнишь. 4) Потерянного времени не воротишь. 5) Что накрошишь, то и выхлебаешь.

II. Напишите во 2-м лице единственного числа.

1) Правды не скроют. 2) В решете воды не удержат. 3) Лёжа хлеба не добудут. 4) Поживут подольше, так увидят побольше. 5) Что посеют, то и пожнут.

270. Напишите 2-е лицо единственного числа и 3-е лицо множественного числа.

Стлать–стелешь, стелют; помнить, гнать, клеить, рыть, брить, сеять, смотреть, терпеть, пахать, зависеть, окоченеть, одеть, проскакать, проскочить, клеветать, тащить, писать, дышать, держаться, обидеться, разъехаться, выспаться, слышать, слушать, отправить, отправлять.

271. Допишите предложения, ставя глаголы, данные в скобках, в настоящем или будущем (простом) времени.



1) Чуть... (брезжить) рассвет. 2) Внизу, у нагромождённых беспорядочной кучей камней,... (плескаться) море. 3) Море людское чуть слышно шумит,... (колыхаться). 4) Снежинки... (кружиться), (опускаться) медленно, на лицах наших горячих... (таять). 5) Воздух беспокойно... (метаться) от орудийной пальбы. 6) Над миром наше знамя... (реять). 7) Оно горит и ярко... (рдеть). 8) Из строя меня... (вывести) только смерть. 9) ... (брызгать) от него энергией. 10) Мы единство нашей партии не... (позволить) разрушать. 11) Никогда не... (расколоться) старая и молодая гвардия.

(Н. Островский.)

272. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. К каждому глаголу подберите неопределённую форму и укажите спряжение глагола – 1 или II.

I. Волны приход...т и волны уход...т стел...тся пеной на берег отлогий по морю тени туманные брод...т чайки летят и кричат как в тревоге. Много столетий близ отмели дикой дремл...т в развалинах римские стены слуша...т чаек протяжные крики смотр...т на белое кружево пены.

(В. Брюсов.)

II. «Вот ед...т охотник тундрой,

Славный, сильный охотник.

Его олени быстры...»

Не помню теперь, ненцы ли научили меня этой дорожной песн... или сам я её пр...думал, но только всегда в пути я её пою. Ед...шь тундрой, поёшь бе...конечную, как дорога, песню, дыш...шь ядрёным морозным воздухом и чувству...шь себя молодым и сильным, хозяином всех дорог и путей, вер...шь, что всё в твоей жизн... сбудется. Мечта...шь.

Говорят, что перед величием природы человек чувству...т себя мален...ким и жалким, пе...чинкой в океан... . Не знаю, не испытывал. Когда скрипят на снегу мои сани, когда покорное эхо в горах повт…ряет песню мотора, когда за моей спиной остаётся длинный волнистый след моих шагов, я, Алексей Богучаров, вот такой, каким вы меня вид...те, пон...маю себя хозяином мира, и земли, и неба. и чувство гордости за то, что я человек и механик, нап...лняет мою душу до края. Хоч...тся петь.

Надо, чтоб при этом была тиш...на, та торжественная и величавая тиш...на тундры, в которой столько зат..ённых ш...рохов. Всё живущее спряталось и оц…пенело, медведь в берлог..., мыш... в норе, тюлень подо льдом, и только ты один, человек на своей машин..., влас...но идёш... по тундр..., ломаеш... снег и поёшь...

(Б. Горбатов.)

Формы времени показывают отношение времени действия к моменту речи.

Настоящее время обозначает, что действие совершается в момент речи о нём: читаю, пишу, удаляю и т. д.; прошедшее – что действие происходило или произошло до начала речи о нём: писал, написал; удалял, удалил и т. п.; будущее – что действие будет происходить или произойдёт после окончания речи о нём: буду писать, напишу. Форма будущего времени из двух слов (буду писать) образуется от глаголов несовершенного вида и называется будущим сложным; форма будущего времени из одного слова (напишу) образуется от глаголов совершенного вида и называется будущим простым.

Настоящее время может обозначать действие как постоянное свойство предмета (настоящее постоянное): Железо плавится , куётся или же характеризовать возможности (или способности) лица: Онпробегает стометровку за 11 секунд – в смысле: может пробежать. Такое употребление формы настоящего времени называется настоящим потенциальным.

Как уже было сказано. (§213), глаголы несовершенного вида имеют три времени; настоящее, прошедшее и будущее сложное; глаголы совершенного вида имеют два времени: прошедшее и будущее простое.

Упражнение 273. Выпишите глаголы в формах будущего сложного и будущего простого времени. Укажите их вид, лицо и число.

В то же самое утро, часу в двенадцатом, молодая дама сидела в одной из трёх комнат маленькой дачи на Каменном острове, шила и вполголоса напевала французскую песенку, бойкую и смелую.

«Мы бедны,– говорила песенка,– но мы рабочие люди, у нас здоровые руки. Мы темны, но мы не глупы и хотим света. Будем учиться – знание освободит нас; будем трудиться – труд обогатит нас. Это дело пойдёт: Поживём – доживём...

Мы грубы, но от нашей грубости терпим мы же сами. Мы исполнены предрассудков, но ведь мы же сами страдаем от них – это чувствуется нами. Будем искать счастья – и найдём гуманность, и станем добры...

Труд без знания бесплоден, наше счастье невозможно без счастья других. Просветимся – и обогатимся...

Будем учиться и трудиться, будем петь и любить, будет рай на земле... Это дело пойдёт, оно скоро придёт. Все дождёмся его!»

(Н.Г.Чернышевский.)

Прошедшее время.

Прошедшее время, как правило, образуется от основы неопределённой формы прибавлением суффикса -л и окончаний, указывающих число, а в единственном числе и род. Эти окончания следующие:

Единственное число Множественное число

Мужск. род нулевое Одинаково

Женек, род -а для всех

Средн. род -о родов

Примеры. Неопр. ф. отправить – прош. вр. отправил, отправила , отправило , отправили ; неопр. ф. отправлять – прош.вр. отправлял, отправляла , отправляло , отправляли .

Отступление от общего правила представляют: глаголы с. основами на согласные и некоторые глаголы с суффиксом -ну-

1) У глаголов с основами на согласные (кроме основ на -д и -т ) в мужском роде отсутствует суффикс -л : нёс, пёк, мог (но: несла, несло, несли) и т. д.

2) У глаголов с основами на-г, -к , -б основа прошедшего времени одинакова но с основой неопределённой формы, а с основой 1-го лица ед. ч. настоящего времени: неопр. форма – печь, стричь, грести, наст. вр.– пеку, стригу, гребу, прош. вр. пёк., стриг, грёб.

3) У глаголов с основами на -д и -т эти звуки сохраняются в основе настоящего времени, в неопределенной форме перед -ть , они перешли в с , а в прошедшем времени перед суффиксом -л выпали; таким образом, в прошедшем времени глагол имеет особую основу: неопр. форма – вести, плести; наст. вр.– веду, плету; прош. вр.– вёл. плёл.

4) У глаголов умереть, тереть, переть, простереть в неопределённой форме основа с полногласием, в прошедшем времени основа без полногласия: неопр. форма – умереть, тереть; прош. вр.– умер, тёр.

5) Глаголы с суффиксом -ну -, обозначающие состояние: мёрзнуть, дрогнуть, сохнуть, зябнуть, вянуть, исчезнуть и др., образуют прошедшее время без суффикса -ну -: мёрз, дрог, сох, зяб, вял, исчез и т. п., однако у многих глаголов этогожеразряда, особенно бесприставочных, известны формы прошедшего времени с суффиксом -ну -: блёкнул, глохнул, меркнул и др.

6) От глагола расти прошедшее время рос – росла – росло – росли; от глагола клясть–клял (наст. вр. кляну).

7) Глагол идти (и производные от него) образует прошедшее время от другого корня: идти – шёл. уйти – ушел и т. п.