Что такое когнитивное развитие детей. Когнитивное развитие личности. Теория когнитивного развития личности Пиаже. Формирование моральных суждений ребенка

Как происходит развитие мыслительных процессов с детства до зрелого возраста? Согласно концепции Дж. Брунера (1966 г.), па первом этапе, сенсомоторного отражения, наше познание мира носит прежде всего чувственный и двигательный характер. На втором этапе, иконического отображения, ребенок сохраняет в памяти образы воспринятых им реальных объектов, познает мир с помощью мысленных образов и представлений. В течение подросткового и юношеского периодов этот мир образов постепенно уступает место понятиям - символическим отображениям предметов. Стимулом для такого перехода к символическому представлению служит в основном речь.

Дж. Брунер подчеркивает, что язык представляет собой важнейшее орудие развития когнитивных процессов. Такая же точка зрения, согласно которой развитие познавательных процессов неотделимо от развития речи, была высказана еще в 1934 г. советским психологом Л. С. Выготским. Язык не только средство передачи культурного наследия, но и регулятор поведения (поскольку слово может вызывать или подавлять то или иное действие).

Согласно концепции Ж. Пиаже (1966 г.), развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды. Внешние воздействия заставляют организм либо видоизменять существующие структуры активности, если они уже не удовлетворяют требованиям адаптации, либо, если это понадобится, вырабатывать новые структуры, т.е. приспособление осуществляется с помощью двух механизмов: 1) ассимиляции, при которой человек пытается приспособить новую ситуацию к существующим структурам и умениям; 2) аккомодации, при которой старые схемы, приемы реагирования модифицируются с целью их приспособления к новой ситуации.

Теория Ж. Пиаже рассматривает умственное развитие как непрерывную и неизменную последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей и в свою очередь подготавливает последующую.

Ж. Пиаже выделяет три главные стадии развития познавательных процессов.

  • 1. Сенсомоторная стадия - становление и развитие чувствительных и двигательных структур (первые два года жизни ребенка); сенсомоторная стадия характеризуется развитием восприятия, активных действий, формированием и функционированием наглядно-действенного мышления, включает шесть подстадий:
    • а) с первых часов после рождения дети способны различать звуки разной интенсивности, узнавать голос матери, проявлять безусловные рефлексы сосания, мигания;
    • б) у двухмесячного младенца зрительное восприятие развито еще слабо, он плохо различает оттенки цветов и имеет низкую остроту зрения. Но он уже узнает лицо матери, у него формируются условные рефлексы на повторяющиеся раздражители;
    • в) к четырем месяцам ребенок начинает различать синий, красный, желтый и зеленый цвета, схватывает и ощупывает предметы рукой, формируются моторные навыки (с 1 до 4 месяцев) - условные рефлексы в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой (схватывание бутылочки с соской и т.п.);
    • г) формируются циркулярные реакции (с 4 до 8 месяцев) - развитие координации между перцептивными системами и моторными движениями (хватание веревки, вызывающее сотрясение погремушки, с целью заставить ее греметь); к 6 месяцам ребенок начинает узнавать предметы и чужие лица, воспринимает глубину пространства; но до 7 месяцев ребенок нс потянется за игрушкой, если накрыть игрушку одеялом: если предмет исчез из поля зрения, значит, он не существует для младенца;
    • д) координация средств и цели (с 8 до 12 месяцев) - действия ребенка все более преднамеренны, направлены на достижение своей цели;
    • е) случайное открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев) - (потянув скатерть, можно достать лежащие на столе предметы и т.п.);
    • ж) изобретение новых средств (с 18 до 24 месяцев) - поиск новых решений для достижения целей, доставание желаемых предметов, решение 2-3-фазных задач.

Сенсомоторная стадия характеризуется функционированием нагляднодейственного мышления и становлением наглядно-образного мышления.

  • 2. Стадия конкретных операций включает в себя:
    • а) предоперационный уровень (с 2 до 5 лет) - для него характерно становление наглядно-образного мышления, образного символического мышления, позволяющего ребенку представлять себе объекты с помощью мысленных образов и обозначать их названиями или символами. Мышление ребенка существенно отличается от мышления взрослого и по форме, и по содержанию. Для структуры мышления ребенка свойственны главные особенности: эгоцентризм и синкретизм.

Эгоцентризм мышления проявляется в том, что ребенок воспринимает мир как свое продолжение, имеющее смысл только в плане удовлетворения его потребностей, не способен взглянуть на мир с чужой точки зрения и уловить связь между предметами (например, ребенок звонит но телефону бабушке и говорит: «Бабушка, посмотри, какая у меня красивая кукла!»).

Синкретизм мышления проявляется в том, что ребенок вычленяет из целого отдельные детали, но не может их связать между собой и с целым, «все перепутано без разбору», не может установить связи между разными элементами ситуации, а значит, объяснить свои действия, привести доводы в пользу того, что утверждает, путает причины и следствия. Согласно Ж. Пиаже, склад мышления ребенка характеризуется также «детским реализмом» (например, рисует не то, что видит, а то, что знает, отсюда «прозрачность» детских рисунков), анимизмом (проецирует свое «Я» на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся предметы: машины, солнце, облака, реки и т.п.), артифициализмом (ребенок убежден, что все сущее создано по воле человека и предназначено для служения ему: например, на вопрос: «Что такое солнце?» отвечает: «Это, чтобы нам светить», на вопрос: «Кто такая мама?» - «Это, кто готовит еду».);

  • б) уровень конкретных действий (от 2 до 11 лет): слова все больше начинают означать конкретные предметы, а действия постепенно инте- риоризуются. Так развивается мышление. Вначале оно носит лишь субъективный характер: сосредоточено па том, что ребенок видит или знает, а не на действительности самой по себе. Таким образом, мышление ребенка на этой стадии эгоцентрично, но позволяет ему манипулировать предметами, сравнивать их, классифицировать, осуществлять над ними конкретные операции;
  • в) первый уровень конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет) - ребенок приобретает способность к расположению объектов по уменьшению размеров и их классификации (например, картинки птиц - к группе птиц, рыб - к рыбам), формируется представление о сохранении материала;
  • г) второй уровень конкретных операций (с 8 до 11 лет) - формируются представления о сохранении массы и объема, представление о времени и скорости, а также об измерении с помощью эталона. И лишь к 10 годам ребенок приобретает способность объективно истолковывать конкретную действительность. Эта способность окончательно формируется на третьей стадии - формальных операций.
  • 3. Стадия формальных операций (с 11 - 12 до 15 лет). Мыслительные операции могут осуществляться без какой-либо конкретной опоры, формируется понятийное мышление, функционирующее с помощью понятий, гипотез и логических правил дедукции, развивается абстрактное мышление, позволяющее подростку представлять себе настолько далекие от конкретного опыта числа, как миллиард, факты из далекого прошлого или усваивать сложные классификации по биологии и т.п.

Согласно Ж. Пиаже, эта стадия достигает полного развития к 14-16 годам. Однако во многих исследованиях было показано, что только часть людей (25-50%) действительно могут мыслить абстрактно.

Работы Ж. Пиаже показали, что развитие интеллекта состоит в переходе от эгоцентризма через децентрацию к объективной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и себе самому.

Умственные способности человека достигают расцвета к 18-20 годам и до 60 лет существенно не снижаются. Различия между умственным потенциалом в старости и молодости выявляются, если учитывать скорость мыслительной реакции и уровень памяти. С возрастом снижается скорость мышления, ухудшается кратковременная память, скорость заучивания и приема информации, затрудняется процесс организации материала во время запоминания. Резкое ослабление умственной деятельности наблюдается у людей незадолго перед смертью. Нарушения познавательных процессов могут происходить в результате соматических и психических заболеваний

В полной мере рассматривает познавательные процессы человеческого сознания. Исследования соответствующей области, как правило, имеют прямое отношение к памяти, вниманию, ощущениям, представлению сведений из внешнего мира, воображению и способности к принятию четких решений. Так, используя когнитивное мышление , с самых малых лет человек усваивает полученную из общества информацию и преобразует ее в знания, на основе которых в дальнейшем формируется его личность.

Особенности когнитивного мышления

Мышление как и когнитивная деятельность приравнивается к восприятию мира глубоко субъективно. Важно отметить, что у каждого человека оно индивидуальное, ибо формирование мышления зависит от многих факторов, среди которых основные характеристики личности, опыт в области взаимодействия с другими членами общества и так далее. Таким образом, целесообразным является формирование достойного уровня памяти, внимания, воображения, логики, восприятия и способности к решению даже самые неподъемных задач человека с самого раннего возраста.

В условиях современного общества наибольшее развитие получил вычислительный вариант сознания, согласно которому психика считается своего рода устройством с фиксированной способностью преобразовывать сигналы. В представленной теории центральная роль отводится внутренним когнитивным схемам, а также активной деятельности организма в процессе мышления. Таким образом, можно сравнить когнитивное мышление человека с работой компьютера, потому что данная система также имеет устройства ввода, хранения и вывода сведений с учетом ее пропускной способности.

Когнитивная система имеет в своем составе мышление. Однако современная психология в основном занимается лишь изучением сознательных процессов (противоположные же весьма глубоко рассматривал в свое время З. Фрейд). В соответствии с представленным положением следует выделить три вида мышления:

  • Наглядно-действенное, направленное на решение конкретных задач в соответствии с производственными, конструктивными и организаторскими аспектами общественной деятельности. Необходимо отметить, что данный тип мышления является преобладающим у детей в возрасте до трех лет включительно. Так, ребенок сознательным образом анализирует объекты своего познания посредством, например, рук. Именно поэтому для маленьких детей так важны игры на логику и развитие мыслительных процессов.
  • Наглядно-образное, воплощающее отвлеченные мысли и обобщения в конкретные образы. Данный вид мышления начинает формироваться в возрасте 4-7 лет. Конечно же, у детей еще сохраняется связь сознания с практическими действиями, но уже не является настолько тесной, как в случае наглядно-действенного мышления.
  • Отвлеченное, тесно связанное с абстрактными понятиями. В первую очередь оно выступает не в виде конкретных практических действий или наглядных образов, а в роли рассуждений отвлеченного типа. Столь рациональное мышление свойственно школьникам, формирование чьей личности подходит к концу.

Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже

Создателем наиболее глубокой теории формирования интеллекта, в соответствии с которой в процессе своего развития любой человек проходит ряд стадий, стал швейцарец Жан Пиаже (1896-1980):

  • Период сенсо-моторного интеллекта включает шесть стадий, на которые разбиты первые два года жизни человека. В это время активно формируются перцептивные и двигательные взаимосвязи младенца с внешним миром. Важно отметить, что данный период характеризуется лишь возможностью человека совершать непосредственные манипуляции с вещами, а вот действия с символами, представленными во внутреннем плане, полностью исключаются.
  • Подготовительный и организационный период конкретных операций, вливающийся в рамки от 2 до 11 лет, влечет за собой переход от сенсорно-моторных функций к внутренним (по-другому их называют символическими). Так, ребенок уже обладает способностью совершать определенные действия не только с внешними объектами, но и с конкретными представлениями. Уже в возрасте 7 лет человек может успешно объединять две представленные функции.
  • Период формальных операций заключается в способности подростка 11-15 лет изучать возможное, гипотетическое. Так, внешняя действительность начинает восприниматься им как частный случай того, что может быть, но не обязательно есть. на данном этапе достигает своей критической точки, когда сознание сформировано, но все равно следует стремиться к высокому, ведь совершенству нет предела.

Критика теории Пиаже

Естественно, что рассмотренная выше теория считается огромным достижением интеллектуальной области знаний, ведь именно она осуществила революцию в отношении представлений о когнитивном развитии детей. Так, в течение длительного периода времени убеждения Пиаже вдохновляли великое множество исследователей, что позволило неоднократно подтвердить их посредством научных методов. Однако с течением времени в общество пришли инновационные способы тестирования умственной деятельности детей разных возрастов, которые доказали, что Пиаже недооценивал способности подростков.

Целесообразным будет привести данному умозаключению яркий пример. Для того чтобы дошкольник мог успешно решить определенные задачи, сформированные для проверки теории стадий Пиаже, ему необходимо владеть конкретными базовыми навыками, позволяющими грамотно обработать информацию: вниманием, памятью и конкретными знаниями соответствующей области. Но может получиться так, что подросток не решит задачу по причине недостаточного количества навыков, которые несущественны, но также необходимы для решения данной задачи.

Формирование моральных суждений ребенка

Как выяснилось, Пиаже активно изучал познавательное мышление ребенка. Но это далеко не предел его деятельности, ведь немаловажным его вкладом в психологию является рассмотрение моральных суждений детей. Швейцарец был уверен, что понимание ими социальных конвенций и правил морали в обязательном порядке должно соответствовать общей степени когнитивного развития. Так, первоначальные теории, осветившие данный вопрос, Пиаже сформулировал исходя из наблюдений за детьми во время игры в стеклянные шарики. Ученый интересовался у ребят разных возрастов, откуда взялись правила европейской игры, что они означают и почему так важно руководствоваться ими.

Проанализировав множество ответов, психолог пришел к выводу, что когнитивное развитие ребенка в соответствии с его пониманием правил игры определяет четыре этапа, первые два из которых приходятся на дооперационную стадию. А вот уже на третьем этапе дети начинают осознавать, что некоторые из правил служат социальным конвенциями, то есть комплексными соглашениями, которые могут формироваться или изменяться произвольным образом, если всех участников это устраивает. На четвертом этапе понимания детьми моральных правил ребята интересуются даже ситуациями, не встречавшимися им ранее. Соответствующая называется идеологической и охватывает широкой круг социальных вопросов, а не только стандартные личностные или межличностные ситуации.

Уровни мышления

Мыслительные процессы производятся на разных уровнях. Общественное мышление американский психотерапевт Аарон Темкин Бек разделил на три стадии. Таким образом, на поверхность выступают произвольные мысли, которые запросто можно осознать и даже проконтролировать, ниже - мысли автоматического характера, куда в первую очередь следует отнести навязанные обществом стереотипы, в глубине - когнитивные убеждения, носящие бессознательный характер. Высокий уровень мышления , являющийся завершающим элементом из перечисленных выше, труднее всего поддается всяческим изменениям. Тем не менее, абсолютно все поступающие извне сведения человек может воспринимать на одном из этих уровней или же на всех в совокупности посредством анализа информации, построения соответствующих выводов и формирования наиболее приемлемой для него тактики поведения.

Для наибольшей эффективности принятых человеком решений очень важным является развитие когнитивной функции еще в младенческом возрасте. Именно поэтому заботящиеся родители стараются посвятить формированию сознания своего малыша как можно больше времени и мероприятий.

Что способствует развитию логики и мышления малыша?

Ни для кого не секрет, что наиболее популярным способом развивать когнитивное мышление и все его аспекты у детей являются игры. Данный метод доказал свою эффективность как временем, так и практически, ведь игры сегодня широко применяются не только в детских садах и других дошкольных учреждениях, но и в домашних условиях. Так, наиболее популярными направлениями являются задания с разнообразными предметами, обеспечивающими аффирмации на игры с использованием всевозможных картинок и картотек, устные упражнения или же задания на дедукцию. Весьма интересной игрой является предоставление ребенку возможности сначала мыслить подобно богатому человеку, а после - как бедный. Данное упражнение поможет развитию чувства бережливости, экономии, а что самое важное - рассудительности в будущем.

Конечно же, все игры на мышление и логику классифицируются в зависимости от половых и возрастных показателей. Именно поэтому наблюдается тенденция, указывающая на особое стремление общества развивать логику именно у мальчиков, а мышление - у девочек, что позволяет в будущим стать им настоящими мужчинами и немножко мечтательными женщинами.

Когнитивное мышление – это развитие всех видов мыслительных процессов. К ним относят восприятие, память, решение задач, создание понятий. Такие процессы содействуют взаимосвязи с внешним миром. Такие процессы действуют различно на разных этапах созревания человека. Изменение наблюдается по мере роста ребенка.

Когнитивное мышление: что это такое

Когнитивное мышление – это эмоциональный интеллект. Он зависит от когнитивных умений ввиду индивидуальностей организма человека. К когнитивным умениям можно отнести:

  • деяние;
  • уяснение;
  • память;
  • сосредоточенность;
  • концентрацию;
  • фантазию;
  • принятие решений;

Индивид, который освоил все способности сразу, несомненно считается талантливым. Такой индивид может сразу запоминать очень много полезной информации, может концентрировать свое внимание на том, что ему действительно нужно, а не тратить время на пустяки. Он может делать верные умозаключения и принимать нужные решения.

Также благодаря таким способностям человек одновременно может мыслить как творчески, так и логично. Индивид всегда принимает твердые решения. Именно поэтому когнитивное мышление важнее любого другого.

Такие способности может начать развивать в себе каждый индивид. Известно множество заданий и тренингов, которые помогут усовершенствовать любой из навыков.

Мыслительный процесс и процесс восприятия представляют собой важную составляющую жизни человека. Существует множество довольно необычных методов развития своего когнитивного мышления:

  1. Следить за своим питанием . Первым делом необходимо посмотреть на продукты, которые человек употребляет в пищу. Мало просто употреблять в пищу те продукты, которые принято называть лучшими. Мозг человека должен получать достаточное количество витаминов и микроэлементов. Особое внимание следует уделить сахару, жирным кислотам, антиоксидантам и аминокислотам. Наиболее полезными продуктами для мозга являются яйца, орехи, зеленые овощи, шоколад.
  2. Задание «Слон» . Необходимо просто стоять с ослабленными коленками. Левым ухом дотронуться до плеча. Ухо нужно преподнести всемерно тесно к плечу. Руку протянуть вперед и мысленно вырисовать указательным пальцем цифру восемь. В процессе должно участвовать только туловище. Не сводить взгляда с пальца. Действия воссоздать несколько раз.
  3. Преодоление тяжести . Нужно комфортно устроиться на стуле и поставить перед собой нижние конечности. Ступни должны касаться пола. Далее перекрестить ноги в голеностопном суставе, и немного изогнуть колени. На медленном выдохе нужно немного прогибаться вперед. Руки протянуть параллельно перед собой. На вдохе необходимо принять первичное положение. Такое упражнение повторять не менее трех раз. После скрестить ноги другим образом, и снова повторить сеанс. Налаживается чувство равновесия, и приходит в норму способность понимания.
  4. Синхронное рисование . Для выполнения тренинга понадобится огромный листок бумаги и две ручки в каждую руку. Нужно начать единовременно рисовать обеими руками зеркальные рисунки. Это могут быть бублики, круги, квадраты. При помощи такого упражнения налаживается координация глаз. Улучшаются моторные навыки.
  5. Тренинг «Алфавит – Восемь» . Взять листок бумаги и начать чертить лежачие друг на друге цифры восемь. При этом руку от листка не отрывать. Начертить по три восьмерки левой рукой, правой и синхронно двумя кистями. После написать маленькую букву «а» и снова три восьмерки. Затем букву «б» и опять три восьмерки. Задание воспроизводить до буквы «д».
  6. Задание «Скрещивающееся движение» . Этот тренинг является крайне легким. Необходимо принять горизонтальное положение. Свести ногу в колене и дотронуться им локтя. Правое колено с левым локтем и наоборот. Все действия совершать плавно. Упражнение положительно влияет не только на ум. Но и на организм в целом.
  7. Заниматься спортом . При больших физических нагрузках мозг индивида совершенствует намного быстрее.
  8. Совершенствовать память . Необходимо взять старый фотоальбом и провести время со своими воспоминаниями.
  9. Разгадать загадку . Для активизации мозга можно разгадывать кроссворды, мозаики и различные логические загадки. Таким образом можно поддерживать активность мозга.

Важно! Развить когнитивное мышление можно только лишь благодаря регулярным тренировкам. Мало будет выделить один день для выполнения того или же иного упражнения. Необходимо постоянно работать над собой, развивать себя и познавать.

Память, восприятие, формирование понятий, решение задач, логика и воображение - все это мыслительные процессы, которые помогают нам взаимодействовать с окружающим миром.

Эти процессы функционируют неодинаково на разных этапах взросления организма. Их изменение, происходящее по мере роста ребенка, и называется когнитивным (от лат. сognitio - «знание», «познание») развитием. Теория когнитивного развития принадлежит швейцарскому психологу Жану Пиаже.

Как, согласно этой теории, формируется умение ребенка размышлять, какие стадии когнитивного развития проходит каждый ребенок? Почему детский и подростковый взгляд на мир так не похож на видение взрослого?

Основные особенности детского мышления

Эти процессы разнонаправленные, но часто осуществляются одновременно и одинаково важны для развития психики. Как полагал Пиаже, оптимально для психики состояние равновесия между аккомодацией и ассимиляцией.

Стадии развития

Когнитивное развитие ребенка на первом этапе длится примерно до двух лет. Он называется периодом сенсомоторного (то есть строящегося на основе восприятия и движения) интеллекта. Основной способ получения знаний для младенца - передвижение в пространстве и взаимодействие с предметами (ощупывание, хватание, бросание и так далее).

На этой стадии ребенок учится разграничивать себя и предметы, осознавать последствия своих действий. Ко второй половине периода ребенок открывает для себя так называемое постоянство объекта: он понимает, что если объект скрылся из поля зрения, он не перестал существовать.

Предоперациональная стадия длится с двух до семи лет. Ребенок овладевает речью, учится использовать названия предметов, а не обозначать их по действию. Когнитивное развитие на этой стадии несет яркий отпечаток эгоцентризма мышления.

Широко известен эксперимент Пиаже с тремя горками. Ребенку показывают объемный макет, где изображены три горки разной высоты. Затем экспериментатор приносит куклу и располагает ее так, чтобы она «видела» эти горки с ракурса, отличающегося от ракурса ребенка.

Когда ребенка спрашивают, как видит горки кукла, и показывают изображения макета с разных точек зрения, он выбирает ту картинку, которая показывает его собственное видение, а не ту, где показано то, что может «увидеть» кукла.

Еще одна особенность когнитивного развития на предоперациональной стадии - способность ребенка видеть только одну сторону ситуации. Ее иллюстрирует другой известный опыт Пиаже. Ребенку показывают два стакана с одинаковым количеством жидкости. Затем на его глазах жидкость переливают в более высокий стакан. Ребенок скажет, что теперь жидкости больше в этом втором стакане, потому что он выше, либо в первом, потому что он шире. Учесть одновременно и высоту и ширину он не способен.

Следом наступает стадия конкретных операций (длится с семи до одиннадцати лет). Мышление обретает независимость от , однако по-прежнему не выходит за рамки конкретных ситуаций (отсюда и название), способность к абстрагированию придет позже.

Ребенок уже может судить об объектах по нескольким параметрам и упорядочивать их по одному из этих признаков. Важное достижение - осознание обратимости мыслительных операций, прежде ребенку недоступное.

Когнитивное развитие подростка 12–15 лет находится в стадии формальных операций. Мышление становится абстрактным, системным, человек способен формировать и высказывать предположения, подтверждать или опровергать их. То есть в юности (вернее, даже на этапе перехода к ней от детства) личность уже располагает всеми возможностями интеллекта взрослого.

Нужно отметить: Пиаже не утверждал, что интеллектуальное развитие прекращается после 15 лет, однако особенности функционирования мышления в молодости и зрелости в своих работах подробно не рассматривал, сосредоточившись на детском интеллекте. Автор: Евгения Бессонова

Фактически каждая задача, которую человек выполняете в повседневной жизни включает определенный интеллектуальный или «когнитивный» компонент. Человек пытается вспомнить номер телефона или запомнить список вещей, которые необходимо купить в продовольственном магазине; подвести баланс на своей чековой книжке; найти дом друга, у которого еще не бывали, по его описанию или используя карту. Даже когда человек просто смотрит на часы и узнает, сколько времени осталось до встречи, работает мышление – конечно, в основном автоматическое мышление, но сначала пришлось научиться это делать.

Вся эта активность является частью того, что принято называть когнитивным функционированием, или интеллектом. Годовалый ребенок не умеет использовать карту, подводить баланс чековой книжки или конспектировать лекцию. Каким же образом дети приобретают способность совершать подобные операции? Как можно объяснить тот факт, что не все дети обучаются этому в одном темпе или становятся одинаково умелыми?

Ответы на подобные вопросы представляют сложность, поскольку существуют три совершенно разные точки зрения о когнитивном функционировании и интеллекте, каждая из которых привела к самостоятельным исследованиям и трактовкам. Соединить эти три представления – дело не из легких, и не стоит торопиться с ним до тех пор, пока не рассмотрена каждая точка зрения отдельно.

Исторически первый подход к изучению когнитивного развития, или интеллекта, был сфокусирован на базовом представлении о том, что люди четко отличаются по своим интеллектуальным навыкам: способности вспомнить перечень продуктов в продуктовом магазине, скорости, с которой они решают проблемы или учат новые слова, способности, как говорит Роберт Стернберг, «гибко реагировать на проблемные ситуации». Когда мы говорим, что кто-либо «смышленый» или «очень умный», то подразумеваем именно эти навыки, и наше мнение основано на представлении о том, что мы можем ранжировать людей по степени их «смышлености». Именно это представление привело к возникновению интеллектуальных тестов, которые были составлены для того, чтобы просто предоставить способ измерения индивидуальных различий в интеллектуальных навыках или способностях.

Это определение интеллекта как «уровня способностей» также называется психометрическим подходом, который господствовал многие годы. Но этот подход имеет слабую сторону: он не считается с тем, что интеллект развивается. Когда дети вырастают, их мышление становится все более и более абстрактным и сложным. Если дать 5-летнему ребенку список продуктов, которые якобы нужно купить в продуктовом магазине, ему будет трудно запомнить более 2-3 названий. Также маловероятно, что он будет использовать эффективные стратегии, облегчающие запоминание, например повторение списка или организацию названий вещей в группы. Восьмилетний ребенок запомнит больше названий и, возможно, будет повторять список вслух или мысленно по дороге в магазин.

Теория когнитивного развития личности Пиаже

Тот факт, что интеллект развивается, положен в фундамент второго направления в изучении когнитивного развития – когнитивного подхода Жана Пиаже и его многочисленных последователей. Исследования Пиаже были сконцентрированы на развитии когнитивных структур, а не на интеллектуальных способностях, на тех паттернах развития, которые присущи всем детям, а не относятся к индивидуальным различиям.

Эти два подхода существуют бок о бок в течение нескольких десятилетий, подобно друзьям-соседям, которые обмениваются улыбками, когда встречаются, но никогда не приглашают друг друга на кофе. Однако за последние годы эти два направления приобрели общего «друга» – информационный подход к развитию, отчасти интегрирующий два первых подхода.

Представители этой третьей точки зрения считают, что «интеллект не является способностью или свойством мозга. Интеллект не имеет психического содержания. Интеллект – это процесс». Согласно этой точке зрения, если мы хотим понять сущность интеллекта, нам необходимо открыть или найти способы измерения базовых процессов, лежащие в основе когнитивной активности. После того как мы обнаружим эти основные процессы, то можем задавать вопросы о процессах развития и об индивидуальных различиях: изменяются ли эти основные процессы с возрастом? Различаются ли люди по скорости или способности использовать эти процессы? Информация по индивидуальным различиям у младенцев в скорости образования привыкания или «узнавания», является примером группы исследований, проистекающих из этой новой теоретической модели.

Каждая из этих трех точек зрения сообщает нечто полезное и разнообразное об интеллекте, поэтому необходимо рассмотреть все три модели.

Ключевой момент состоит в том, что ассимиляция является активным процессом. Во-первых, человек ассимилирует информацию выборочно. Люди не абсорбируют все переживания, действуя, как промокашки; вместо этого они уделяют внимание только тем аспектам опыта, для которых уже имеются схемы.

Например, слушая лекцию, вы можете пытаться записывать что-либо в тетрадь или держать информацию в голове, но фактически вы только ассимилируете те мысли, которые можете связать с уже имеющимися представлениями или моделью.

Например, один ребенок пяти с половиной лет, играя с набором цветов, составил 2 группы: одну большую группу первоцветов и более маленькую группу, куда вошли разнообразные цветы. Затем Пиаже провел с ребенком такую беседу:

Пиаже : Если я сделаю букет из первоцветов, а ты сделаешь букет из всех цветов, какой из них будет больше?

Ребенок : Ваш.

Пиаже : Если я соберу все первоцветы на лугу, останутся ли еще какие-нибудь цветы?

Ребенок : Да. (Ребенок понимает, что есть и другие цветы, кроме первоцветов).

В этих разговорах с ребенком Пиаже всегда стремился понять, как ребенок размышлял, а не делал акцент на том, мог ли ребенок прийти к правильному ответу. Поэтому он использовал «клинический метод», в котором он следовал за ребенком, задавая пробные вопросы или создавая специальные тесты, чтобы выявить логику ребенка. В первые дни работы Пиаже многие исследователи в Соединенных Штатах были критически настроены к его методу, поскольку Пиаже не задавал одинаковых вопросов каждому ребенку. Однако результаты были настолько поразительными и часто неожиданными, что их невозможно было игнорировать. Когда были изобретены более точные экспериментальные техники, исследователи часто приходили к выводу, что наблюдения Пиаже и его открытия были точными.

Ассимиляция также изменяет воспринятую информацию, поскольку каждое ассимилированное событие или опыт включает определенные характеристики схемы, на которую это событие или опыт был ассимилирован. Если называть новый свитер зеленым, даже если он на самом деле желто-зеленого цвета, он запомнится как более зеленый и менее желтый, чем в действительности.

    Аккомодация.

Дополнительный процесс – это аккомодация, которая включает изменение схемы, происходящее в результате новой информации, приобретенной посредством ассимиляции. Ребенок, который впервые видит и ощупывает квадратный предмет, реорганизует свою схему захвата объекта, поэтому в следующий раз, когда он потянется за предметом этой формы, его рука будет более точно изогнута для захвата. Таким образом, в теории Пиаже процесс аккомодации является ключевым по отношению к изменению в развитии. Посредством аккомодации человек реорганизует свои мысли, улучшаем навыки, изменяем стратегии.

    Уравновешивание.

Третий аспект адаптации – уравновешивание. Пиаже полагал, что ребенок всегда стремится получить согласованную информацию, чтобы находиться «в равновесии», приобрести такое понимание мира, которое имеет сквозной смысл. Это похоже на действия ученого, когда он выстраивает теорию на основе какой-либо информации. Ученый хочет построить теорию, которая подтвердится в каждом наблюдении и которая имеет внутренне связную структуру. Когда новые экспериментальные данные совпадают, ученый ассимилирует их в существующую теорию; если они не соответствуют друг другу, он может просто отбросить отклоняющиеся данные или произвести незначительные модификации в теории. Однако если накапливается достаточно несогласующихся данных, ученому придется отбросить свою теорию или изменить некоторые базовые теоретические представлении – любая реакция будет видом уравновешивания.

Здесь подошла бы аналогия с дорожной картой. Представьте, что вы только что переехали в новый город и вместо того, чтобы купить карту, пытаетесь ориентироваться на местности только при помощи карты, нарисованной от руки вашим другом. Во время изучения нового города вы вносите коррективы в вашу карту, делаете новые рисунки и пометки. Эта исправленная карта значительно лучше исходного наброска, но, в конце концов вы обнаружите, что ее невозможно читать и в ней все еще есть много серьезных недостатков. Поэтому вы начинаете заново и рисуете новую карту, полагаясь на известную вам информацию. Вы держите карту при себе, проверяете ее и рисуете на ней до тех пор, пока она не будет содержать все исправленные данные. Исправления и примечания, которые вы делаете на вашей карте, являются аналогией аккомодации в теории Пиаже; процесс рисования новой карты – аналогией уравновешивания.

Пиаже полагал, что ребенок поступает аналогичным путем, создавая более или менее внутренне согласующиеся последовательные модели или теории. Однако поскольку младенец начинает с очень ограниченного репертуара схем, первые «теории» или конструкции, которые создает ребенок, просто не могут быть адекватными. Эти неадекватности, как полагал Пиаже, побуждают ребенка производить периодические изменения в его внутренней структуре.

Пиаже выделял три особенно значимые реорганизации – моменты уравновешивания, каждый из них появляется в новой стадии развития.

Первый относится примерно к 18 месяцам, когда младенец переходит от стадии преобладания сенсорных и моторных схем к использованию первых символов.

Второй момент уравновешивания происходит обычно между 5 и 7 годами, когда ребенок приобретает новый набор значимых схем, которые Пиаже назвал операциями. Они представляют собой более абстрактные и общие ментальные действия, например сложение и вычитание.

Третье основное уравновешивание происходит в подростковый период, когда ребенок понимает, что «оперировать» идеями можно так же, как событиями или объектами. Эти три основные уравновешивания создают четыре стадии.

    Сенсомоторная стадия – от рождения до примерно 18 месяцев.

    Дооперациональная стадия – от 18 месяцев до примерно 6 лет.

    Стадия конкретных операций – от 6 до 12 лет.

    Стадия формальных операций – от 12 лет и далее.

Далее станет понятно, что когнитивное развитие имеет значительно менее стадиальный характер, чем предполагал изначально Пиаже. Все же стадии Пиаже стали важной основой для исследований в области когнитивного развития на протяжении многих десятилетий. Поэтому стоит придерживаться общей структуры стадий Пиаже, описывая его представление о каждом периоде и затем освещая современные исследования, проводимые в рамках каждого указанного возраста.

Представление Пиаже о сенсомоторном периоде

Согласно взглядам Пиаже, ребенок вовлечен в базовый процесс адаптации и пытается извлечь смысл из окружающего мира. Он ассимилирует входящую информацию в ограниченное количество сенсорных и моторных схем, с которыми рождается – в зрительные, слуховые, сосательные схемы и схему захвата – и приспосабливает эти схемы к получаемому опыту. Пиаже полагал, что этот момент служит точкой отсчета для всего процесса когнитивного развития, и называл данную примитивную форму мышления сенсомоторным интеллектом.

В соответствии с точкой зрения Пиаже вначале ребенок всецело находится во власти настоящего момента, реагируя на все доступные стимулы. Он не запоминает события или вещи, с которыми уже вступал во взаимодействие, и, по-видимому, ничего не планирует и не предполагает. Изменения происходят постепенно во время первых 18 месяцев, когда ребенок приходит к пониманию того, что объекты продолжают существовать, даже когда они вне поля зрения и когда он способен удержать в памяти предметы, действия и людей в течение определенного периода. Однако Пиаже настаивал на том, что в этот период младенец еще не способен манипулировать ранними ментальными образами или воспоминаниями и использовать символы для замены объектов или событий. Именно эта новая способность манипулировать внутренними символами, например словами или образами, отмечает начало следующей стадии, дооперационного мышления, на возрастном этапе от 18 до 24 месяцев. Джон Флавелл провел очень удачное обобщение:

    «ребенок демонстрирует целиком практическую, связанную действием по типу воспринимай-действуй форму интеллектуального функционирования; он не выявляет созерцательную, рефлексивную, манипулирующую с символами форму, которую мы обычно представляем в связи с когнитивной сферой. Младенец “знает” в смысле узнавания или предвосхищения знакомых повторяющихся объектов и событий и “думает” в смысле действия по отношению к ним при помощи рта, руки, глаза и других сенсомоторных инструментов предсказуемыми, организованными и часто адаптивными способами... Это тот вид нерефлексивного интеллекта, на который полагается ваша собака в своем существовании в мире».

Переход от ограниченного репертуара схем, доступных новорожденному, к способности использовать символы происходит постепенно, несмотря на то что Пиаже выделил шесть подстадий.

Каждая подстадия отражает какой-либо специфический прогресс. Подстадия 2 характеризуется появлением координации между зрением и слухом, зрением и движением к предмету, движением к предмету и сосанием, которые являются основными способами освоения мира 2-месячными детьми. Термин первичные циркулярные реакции относится ко многим простым повторяющимся действиям, которые видны на этой стадии и которые у младенцев сосредоточены на собственном теле. Ребенок случайно сосет свой палец, находит это приятным и повторяет действие. Вторичные циркулярные реакции на подстадии 3 отличаются только тем, что ребенок повторяет некоторые действия для того, чтобы запустить реакцию за пределами своего тела. Ребенок воркует, и мама улыбается, поэтому ребенок воркует снова, очевидно, для того чтобы мама улыбнулась еще раз; ребенок случайно стучит по игрушкам, подвешенным над его кроваткой, они двигаются, затем он повторяет движение руки, очевидно, с намерением заставить игрушки двигаться снова. Эти первые связи между движениями тела и их внешними последствиями имеют автоматический характер, очень напоминая вид оперантного обусловливания. Только на подстадии 4 наблюдается появление реального осознания каузальных связей, и на этом этапе ребенок действительно приступает к тщательному изучению мира.

Еще более заметным это становится на подстадии 5 с появлением третичных циркулярных реакций. В рамках этого паттерна ребенок не просто повторяет первоначальное поведение, но пытается внести изменения. Ребенок на подстадии 5 может перебирать несколько звуков или выражений лица, чтобы увидеть, вызовут ли они улыбку мамы, или пытаться двигать рукой другим способом или в новом направлении, для того чтобы заставить игрушки двигаться по-другому. На этой стадии поведение ребенка имеет намеренный, экспериментальный характер. Тем не менее, Пиаже полагал, что даже на подстадии 5 ребенок не располагает мышлением.

Описание Пиаже этой последовательности развития, большей частью основанной на детальном наблюдении за своими собственными тремя детьми, вызвало целый ряд исследований, часть которых подтверждает общие основы его наблюдений, однако часть исследований их не подтверждает. Существует информация, которая указывает на то, что во многих отношениях Пиаже недооценивал способность младенцев сохранять, запоминать и организовывать сенсорную и моторную информацию. Изучение процессов запоминания и имитации у младенцев приводит к такому же заключению.