Что такое пунктуационный разбор слова 5. Что такое пунктуационный разбор. Пунктуация при наличии однородных членов

При написании различного рода текстов перед многими из нас остро встаёт проблема корректного использования знаков препинания. Часто встречаются ситуации, когда автор текста пропускает необходимые запятые, не корректно работает с прямой речью, допускает иные пунктуационные ошибки. Для исправления указанных недостатков и улучшения общей работы с речью рекомендуется использовать пунктуационный разбор предложения, являющийся важным инструментом синтаксического анализа текста.

Работа с пунктуационным разбором предложения позволяет «отточить» правильное использование пунктограмм (конкретных случаев применения пунктуационного правила), научиться определять границы смысловых отрезков в предложении, использовать на практике нормы расстановки знаков препинания.


При проведении пунктуационного разбора анализируют структуру предложения, наличие главных и второстепенных членов, количество частей предложения, его интонационные особенности, порядок следования членов предложения и так далее.

Порядок пунктуационного анализа текста

Перейдём к непосредственному алгоритму пунктуационного разбора предложения. Обычно он выглядит следующим образом:


Пояснения к знакам препинания

Если анализируемое нами предложение несёт в себе законченное сообщение, говорящее о каком-либо действии, событии, или факте, которые утверждаются или отрицаются — такое предложение повествовательное. Если в предложении содержится вопрос – оно вопросительное, а если в предложении имеется приказ или просьба – то такое предложение побудительное. Когда же в предложении имеется недосказанность, или речь прерывается паузок – в его конце стоит использовать многоточие.

При анализе сложного предложения определитесь с количеством его частей, и особенностей связи между данными частями (союзная или бессоюзная, подчинительная, сочинительная). Определившись со спецификой связи, вы сможете понять необходимость использования того или иного знака между частями рассматриваемого предложения.

Выделяющие знаки (запятая, тире, скобки, кавычки, двоеточие) используются для выделения в предложении особо значимых его частей. Такими значимыми элементами могут быть вводные слова, обращения, словосочетания, предложения, обстоятельства и дополнения, однородные члены предложения, уточняющие и пояснительные члены предложения.

Разделительные знаки (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие) в простом предложении обозначают границы между однородными членами (обычно используется запятая и точка с запятой). В сложном же предложении они помогают разделить простые предложения, входящие в состав указанного сложного предложения.

При анализе прямой речи определите, где находятся слова автора, а где расположена прямая речь. Если прямая речь находится перед словами автора или после слов автора, тогда используется правило четырёх знаков препинания, если же прямая речь прерывается словами автора, тогда применяйте правило семи знаков препинания.

Примеры использования пунктуационного анализа письменной речи

Рассмотрим примеры пунктуационного разбора простого и сложного предложений.

Пример простого предложения

В качестве примера простого предложения возьмём предложение:

«Слова «язык» и » речь» для человека, не занимающегося лингвистикой, обычно обозначают одно и то же».

Обозначим имеющиеся в данном предложении пунктограммы цифрами:

Слова «язык» и » речь» для человека, (1) не занимающегося лингвистикой, (2) обычно обозначают одно и то же. (3)

Разбираем предложение:


Пример сложного предложения

В качестве примера сложного предложения возьмём предложение:

«Разумеется, современный русский язык отличается от того, на котором говорили и писали Пушкин, Гоголь, Карамзин и Тургенев.»

Обозначим каждую имеющуюся пунктограмму в предложении цифрами:

Разумеется, (1) современный русский язык отличается от того, (2) на котором говорили и писали Пушкин, (3) Гоголь, (4) Карамзин и Тургенев.(5).

Разбираем предложение:

  1. Сначала поясняем пунктограмму в конце предложения. Поскольку мы имеем дело с повествовательным предложением, где присутствует законченная мысль, то здесь должна стоять точка (5).
  2. Запятая (2) отделяет придаточную часть сложноподчинённого предложения от главной;
  3. Запятая (1) используется для сепарации вводного слова от остального предложения;
  4. Запятые (3) и (4) отделяют однородные члены предложения.

Заключение

Пунктуационный анализ текста состоит в последовательном пояснении использованных в рассматриваемом предложении пунктограмм. Его реализация предполагает знание необходимых правил русского языка в разрезе применения знаков препинания в том или ином предложении. Рекомендую воспользоваться приведёнными в данной статье советами для выполнения пунктуационного разбора нужного вам текста.

Пунктуационный разбор предложения сделать достаточно легко, если знать схему и владеть основными правилами грамматики. По сути, этот языковой анализ основан на поиске и объяснении использования тех или иных знаков препинания, используя знания по синтаксису.

Схема разбора

Отличия между анализом простых и сложных предложений существуют, но сам алгоритм действий остается таким же. Чтобы понять, как сделать пунктуационный разбор, нужно знать, в каком порядке проводить его.

  1. Расставить цифры над всеми знаками препинания.
  2. Объяснить знак (пунктограмму), который стоит в конце. Это может быть точка, восклицательный или вопросительный знак. Реже используется многоточие.
  3. Проанализировать наличиезапятых или тире. Если предложение сложное - рассказать об использовании пунктограмм, которые в сумме и составляют конструкцию.

Как делать правильный разбор

Когда у вас проставлены все номера, приступаем непосредственно к анализу. Чтобы правильно объяснить использования знака в конце предложения, вам необходимо определить цель высказывания и его общий эмоциональный настрой. Точка ставится, чтобы показать законченную мысль. Такое предложение называют повествовательным. Если цель - задать вопрос, в конце будет обязательно стоять вопросительный знак, а если это приказ или побуждение к действию, после последнего слова ставят восклицательный знак, а само предложение называют побудительным. В случае если мысль не досказана или требует продолжительной паузы, в конце ставят многоточие.

Определяем конструкцию предложения. Чтобы объяснить выбор знаков в сложном высказывании, определите, со скольких частей оно состоит и как они связаны между собой. Соединение может быть сочинительным, подчинительным, союзным или бессоюзным.

В простых предложениях объясняем функции, которые выполняет тот или другой знак. Запятыми или тире могут выделяться вставные слова или словосочетания, обращения, обособленные определения и приложения, а также уточняющие члены, призванные привлечь внимание читателя.

Также запятой разделяют однородные члены. Прямая речь автора тоже требует запятых и тире.

В конце анализа предпочтительно нарисовать схему, где графически будут отображены места, в которых ставятся определенные знаки препинания.

Приведем пример разбора сложного предложения. Основываясь на нем можно проанализировать и простое.

Рассказать о грамматических функциях знаков.

Разумеется, (1) современный русский язык отличается от того, (2) на котором говорили и писали Пушкин, (3) Гоголь, (4) Карамзин и Тургенев. (6)

  • 6 - точка в конце повествовательного предложения с законченной мыслью.
  • 2 - запятая между частями сложноподчиненного предложения и отделяет придаточную часть от главной.
  • 1 - запятая отделяет вводное слово от остального предложения.
  • 3, 4 - знаками отделены однородные члены, в данном случае подлежащие, которые связаны бессоюзно.

Как мы видим, выполнить пунктуационный разбор предложения достаточно легко, но для этого нужно уметь анализировать структуру конструкции и объяснять с грамматической точки зрения использование знаков препинания. Поэтому стоит изучать не только правила письма, но и уметь разделять слова в предложении на члены.

15. Итоговый тест по теме «Имя существительное»
Теста Вариант

Тест 15. Итоговый тест по теме «Имя существительное».

Вариант 1

А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) в племен.., у деревн..

2) на плать.., в академи..

3) кулич..м, камеш..к

4) совоч..к, сапож..к

А2. В окончании какого имени собственного пишется буква Е?

1) столица Болгари..

2) лицо Мари..

3) позвонил Дарь..

4) говорил о Васили..

A3. С каким существительным НЕ пишется раздельно?

1) (не)вольник

2) (не)эпитет

3) (не)известность

4) (не)равнодушие

А4. От какого слова образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?

1) резать

2)разносить

3) пулемёт

А5. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?

2) шимпанЗе

3) акаДемик
4) Сессия

А6. Укажите пример без речевой ошибки.

1) далёкая Лимпопо

2) позвонил капитан Синицына

3) подпись Леонида Шмидт

4) справедливые жюри

Прочитайте текст и выполните задания В1-ВЗ и С1.

(1)Служба на многих маяках напоминает жизнь Робинзона Крузо. (2)Большую часть времени смотритель маяка проводит в полном уединении. (3)И в быту, и в работе приходится рассчитывать только на свои силы.

В1. Выпишите из текста разносклоняемое имя существительное.

В2. Запишите способ образования слова «служба» из предложения (1).

ВЗ. Выпишите из текста несклоняемое имя существительное.

СЛ. Напишите продолжение текста (3-4 предложения).

простое увлечение или еще одно приобретение в нашей коллекции ценных вещей, а как высшее состояние Души, рождающееся тогда, когда она к этому полностью готова. Как и любая Мечта, Любовь или Дружба сбывается не сразу, а после неудачных попыток и страданий. Она приходит только к тому человеку, который никогда не прекращает мечтать о ней как о высшем принципе жизни, как о насущной потребности души, даже тогда, когда он совершенно одинок и при взгляде на окружающих людей ему кажется, что для познания Великой Любви уже нет никаких шансов.Любые попытки искусственно вызвать любовь, форсировать подлинные взаимоотношения, навязывать себя, требовать любви, планировать и подстраивать ситуации для ее осуществления рано или поздно заканчиваются провалом. Эта тонкая и хрупкая птица счастья чувствует угрозу и, не желая стать рабой каких бы то ни было формальных ситуаций, эгоистических и стереотипных представлений, улетает из приготовленной для нее золотой клетки, чтобы потом избегать всех приманок, с помощью которых мы тщетно будем пытаться вернуть ее обратно.Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. Люди, разделяющие ее, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они похожи на две колонны, поддерживающие крышу одного храма.Любовь требует полной отдачи и бескорыстия, осознания того, что нам не нужно ничего, кроме возможности любить. Ставить себя на первый план, в центр внимания, заставляя всех плясать вокруг нас, наших проблем и интересов, постоянно требовать доказательств любви, делать добро и любить только для того, чтобы нам ответили тем же, - все это убивает истинную Любовь и истинную Дружбу.

В изучении пунктуационного разбора важно выделить основные принципы:

  • поиск грамматической основы;
  • поиск причастных или деепричастных оборотов;
  • поиск вводных конструкций.

Предлагаем ознакомиться с основными шагами в алгоритме пунктуационного разбора предложения:

  • Прежде всего, необходимо обратить внимание на знак препинания в конце предложения. По тому, стоит ли в конце предложения точка, вопросительный знак или многоточие, читатель определяет эмоциональный окрас высказывания. Необходимо, чтобы ученик мог подробно и четко объяснить, почему выбран именно этот знак препинания.
  • Следующим шагом следует определить конструкцию предложения. От того, простое предложение перед нами или сложное, зависит и количество знаков препинания. Для того чтобы ученики с легкостью могли отличить простое предложение от сложного, они должны уметь самостоятельно определять не только грамматическую основу предложения, но и тип придаточного предложения.
  • Далее следует проанализировать функции каждого знака препинания; напоминаем, что они могут быть разделяющими и выделяющими.

Ученики должны понимать разницу в употреблении разделительных и выделительных знаков.

К выделяющим знакам следует отнести тире, двоеточие, запятую, кавычки и скобки. С их помощью выделяются обособления, определения и обобщения и т.п.

К разделительным знакам относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Предназначены знаки для разделения однородных членов предложения, частей сложносочиненного предложения и т.д.

  • Непосредственно перед пунктуационным разбором педагоги рекомендуют проводить разбор предложения по составу с обязательным выделением грамматической основы, однородных членов предложения, определений и обстоятельств.
  • Графическая схема предложения, составленная на основании разбора предложения по составу, значительно упростит и пунктуационный разбор.
  • Завершающим пунктом является пунктуационный разбор.

Примеры

Предлагаем закрепить полученную информацию на практике. Ученикам необходимо иметь точное представление о том, что от них требует преподаватель, поэтому важно предоставить им образец разбора.

Пример 1

[В проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света], 1 (верхний угол которой касался края зеркального шкафа). (Д. Рубина)

  • Грамматические основы: вдвинута трапеция, угол касался.
  • Главное предложение и придаточное разделено запятой.

[Мальчишки переглянулись и, 1 |не спуская с меня глаз|, 2 начали медленно и осторожно пятиться]. (К. Паустовский)

  • Грамматическая основа: мальчишки переглянулись и начали пятиться.
  • В конце предложения стоит точка, поскольку предложение повествовательное и представляет собой законченное высказывание.
  • В предложение двумя запятыми выделен деепричастный оборот.

|Натуживаясь и багровея|, 1 (солнце плюхнулось за станичное кладбище), 2 (и следом за мною по хворосту голубизной заклубились сумерки). (М. Шолохов)

  • Грамматические основы: солнце плюхнулось, заклубились сумерки.
  • В конце предложения стоит точка, поскольку предложение повествовательное и представляет собой законченное высказывание.
  • В предложении два знака препинания. В первом случае запятая выделяет два однородных деепричастия, а во втором случае запятая разделяет части сложносочиненного предложения.

Следует подвести итоги. Если ученик сумеет запомнить этот простой алгоритм, то пунктуационный разбор предложения освоит в совершенстве.