Для практических работ по химии. Уравнения реакции и наблюдения. Приготовление раствора с определенной массовой

В данном приложении собраны инструктивные карты практических работ по химии для учащихся 8-х классов.


«Практическая работа №1 - 8 кл»

Практическая работа №1

Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами

Цель работы: Познакомиться с устройством и основными приемами обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование:

Ход работы

1. Устройство штатива (нарисовать штатив, обозначить его составные части)

2.Устройство спиртовки (нарисовать спиртовку, обозначить её составные части)

3.Посуда (нарисовать пробирки, колбы, химический стакан)

4.Фильтрование

    приготовить фильтровальную бумагу;

    смочить фильтровальную бумагу;

    вложить в воронку;

    жидкость наливают, по стеклянной палочке, направляя её на стенку воронки;

    фильтрат, стекает по стенке стакана, а не в центр, чтобы не выплёскивался.

    Найти в тексте определения фильтрата, осадка и процесса фильтрования.


Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №2 - 8 кл»

Практическая работа № 2

Цель работы

Оборудование

Ход работы

    Что делал

    Что наблюдал

Практическая работа №2

Очистка загрязненной поваренной соли

Инструктаж по технике безопасности

Цель работы : Научиться проводить разделение смесей, очистку веществ, фильтрование.

Оборудование : смесь песка с солью, 2 стаканчика, стеклянная палочка, промывалка с водой, фильтр, воронка, спички, спиртовка, зажим, чашка для выпаривания.

Ход работы

    Фронтальное обсуждение последовательности действий при разделении смеси песка и соли.

    Оформление таблицы и её заполнение по ходу работы.

    Что делал

    Что наблюдал

  1. Дополнительное задание. Составить план разделения смеси: а) речной песок, бензин, соль; б) железные, медные опилки, сахарный песок.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №3- 8 кл»

Практическая работа №3

Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание

Инструктаж по технике безопасности

Цель работы : Изучение строения пламени.

Определение продуктов горения.

Оборудование

Реактивы : Известковая вода.

Ход работы

Опыт 1. Физические явления при горении:

Зажгли свечу. Наблюдали: таяние парафина.

Вывод: Это физический процесс – плавление.

Опыт 2. Наблюдали : на предметном стекле, внесённом в зону темного конуса пламени, образовалось чёрное пятно – сажа.

Вывод:

Опыт 3. Наблюдали : сухая пробирка, находящаяся над пламенем запотела.

Вывод:

Опыт 4. Наблюдали : в эту же пробирку быстро прилили известковой воды, она помутнела.

Вывод:

Опыт 5. Наблюдали : усиление яркости пламени при продувании грушей около пламени.

Вывод:

Опыт 5. Наблюдали : горение свечи дольше под большим химическим стаканом, чем под маленьким.

Вывод:

Заполните таблицу:

Что делали

Что наблюдали

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №7 - 8 кл»

Практическая работа №7

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : осуществить реакции, характеризующие некоторые свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Оборудование : штатив с пробирками.

Реактивы

Ход работы

Задание 1. Осуществите реакции, характеризующие свойства растворов:

Соляной кислоты(1 вариант), серной кислоты(2 вариант)

Уравнения реакций

Наблюдения, тип реакции

    HCl + Na 2 CO 3 =

    HCl + AgNO 3 =

    H 2 SO 4 + Na 2 CO 3 =

    H 2 SO 4 + BaCl 2 =

Задание 2 . Проделайте реакции, характеризующие свойства раствора гидроксида натрия(1 вариант)

Получите гидроксид железа(III ) реакцией обмена и осуществите реакции, характеризующие его химические свойства(2 вариант)

Уравнения реакций

Наблюдения, тип реакции

    NaOH + фф =

    NaOH + HCl =

    NaOH + FeCl 3 =

    H 2 SO 4 + Fe(OH) 3 =

Задание :

    Осуществить реакции;

    Определить тип реакции, обратимость;

    Для реакций ионного обмена привести уравнения в молекулярном, в полном и сокращенном ионном виде.

Выводы:

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №8- 8 кл»

Практическая работа № 8

Решение экспериментальных задач

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : Научиться опытным путем получать или определять вещества.

Оборудование

Реактивы : KCl , MgSO 4 , Zn , PbNO 3 , BaCl 2 , H 2 SO 4

Ход работы

Уравнения реакций

Наблюдения, тип реакции

    KCl + Pb(NO 3 ) 2 =

    KCl + BaCl 2 =

    MgSO 4 + Pb(NO 3 ) 2 =

    MgSO 4 + BaCl 2 =

Zn + H 2 SO 4 =

Выводы:

Задание:

    Обнаружение сульфат-ионов SO 4 2- и хлорид-ионов Cl - (стр.238 опыт 3);

    Получить хлорид цинка ZnSO 4 (стр.242 задание 1):

    определить тип реакции, обратимость;

    для реакций ионного обмена привести уравнения в молекулярном, в полном и сокращенном ионном виде.

    окислительно-восстановительные реакции уравнять методом электронного баланса.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №2-8 класс»

Практическая работа №2

Анализ почвы и воды

Цель: определить состав почвы, научиться фильтровать и выпаривать жидкость.

Оборудование:

Инструкция по технике безопасности:

Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.

В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

Опыт №1. Механический анализ почвы.

В пробирку помещена почва. Прилейте к ней воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1 – 2 минуты. Наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и подержите его над пламенем спиртовки до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.

Заполните таблицу:

Что делали

Что наблюдали

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №4 - 8 кл»

Практическая работа №4.

Приготовление растворов

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы

Оборудование

Реактивы : Сахар, вода.

Ход работы

Дано :

Н 2 О, С 12 Н 22 О 12

m сахара = ? г.

V воды = ? мл.

ω сахара =?

N сах. = ?

Практическая работа №4.

Приготовление растворов

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : Научиться готовить растворы и определять их массовые доли.

Оборудование : Мерный цилиндр, коническая колба, лабораторные весы.

Реактивы : Сахар, вода.

Ход работы

    Определить массу сахара (взвесить);

Дано :

Н 2 О, С 12 Н 22 О 12

m сахара = ? г.

V воды = ? мл.

ω сахара =?

N сах. = ?


Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №5 - 8 кл»

Практическая работа №5

Признаки химических реакций

Инструктаж по технике безопасности

Цель работы : 1)провести химические реакции;

2) по признакам химических реакций доказать их осуществление.

Оборудование : спиртовка, штатив с пробирками.

Реактивы : медная проволока, H 2 SO 4 , HCl , роданид калия (KSCN ),

мел (CaCO 3 ), FeCl 3 , Na 2 СO 3 , СaCl 2 .

Ход работы

Опыт 1. Прокаливание медной проволоки, получение оксида меди (II )

Cu + O 2 =

Тип реакции:

Взаимодействие оксида меди(II ) с серной кислотой.

CuO + H 2 SO 4 =

Наблюдения :

Тип реакции:

Вывод:

Опыт 2. Взаимодействие мела с кислотой

CaCO 3 + HCl =

Наблюдения :

Тип реакции:

Вывод:

Опыт 3. Взаимодействие хлорида железа (III ) с роданидом калия

FeCl 3 + KSCN =

Наблюдения :

Тип реакции:

Вывод:

Опыт 4. Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция

Na 2 CO 3 + CaCl 2 =

Наблюдения :

Тип реакции:

Вывод:

Заполните таблицу:

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №6 - 8 кл»

Практическая работа №6

«Ионные реакции и условия их протекания»

Цель: выяснить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Оборудование и реактивы:

Выполнение работы

Инструктаж по технике безопасности (подпись)

Опыт №1. Условие первое – выпадение осадка.

В одну пробирку налили 1 мл раствора сульфата меди (II ) и добавили немного раствора щелочи. Наблюдаем образование ______________

CuSO 4 + NaOH = ? + ?

Во вторую пробирку налили раствор хлорида бария и прилили раствор серной кислоты. Наблюдаем образование ______________

BaCl 2 + H 2 SO 4 = ? + ?

(уравнение написать в молекулярной и ионной формах)

Опыт №2. Условие второе – выделение газа.

В две пробирки налили по 1 мл раствора карбоната натрия и добавили в одну пробирку несколько капель азотной кислоты, а в другую – несколько капель соляной кислоты. В обеих пробирках наблюдаем выделение ___________________________.

Na 2 CO 3 + HNO 3 = ? + ?

Na 2 CO 3 + HCl = ? + ?

Опыт №3. Условие третье – образование воды как побочного продукта.

В две пробирки налили по 1 мл раствора гидроксида натрия и добавили несколько капель фенолфталеина. Раствор приобрел ________________ окраску. В одну пробирку добавили раствор серной кислоты, а в другую – раствор азотной кислоты до исчезновения окраски.

NaOH + H 2 SO 4 = ? + ?

NaOH + HNO 3 = ? + ?

(уравнения написать в молекулярной и ионной формах)

Работу оформить в виде таблицы

п/п

Реактивы

Наблюдаемый эффект

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

1

2

3

Вывод: Реакции между растворами электролитов протекают до конца в случае выпадения __________, выделения ___________, образования _____________.

Просмотр содержимого документа
«Практические работы 8 класс оборудование и реактивы»

Практические работы 8 класс

Название работы

Оборудование и реактивы

Приемы обращения с лабораторным оборудованием

Оборудование: Штатив, спиртовка, лабораторная посуда.

Очистка загрязненной поваренной соли

Оборудование : смесь песка с солью, 2 стаканчика, стеклянная палочка, промывалка с водой, фильтр, воронка, спички, спиртовка, зажим, чашка для выпаривания.

Анализ почвы и воды

Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, стеклянный цилиндр с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага.

Наблюдение за горящей свечой

Оборудование : Свеча, резиновая груша, пробирки, предметное стекло, 2 химических стакана разного размера.

Реактивы : Известковая вода.

Приготовление растворов

Оборудование : Мерный цилиндр, коническая колба, лабораторные весы.

Реактивы : Сахар, вода.

Признаки химических реакций

Оборудование : спиртовка, штатив с пробирками.

Реактивы : медная проволока, H 2 SO 4 , HCl , роданид калия (KSCN ), мел (CaCO 3), FeCl 3 , Na 2 СO 3 , СaCl 2 .

Ионные реакции и условия их протекания

Оборудование и реактивы: пробирки, растворы сульфата меди (II ), гидроксида натрия, хлорида бария, карбоната натрия, азотной кислоты, серной и соляной кислот, фенолфталеин.

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

Оборудование : штатив с пробирками.

Реактивы : HCl, NaOH, Na 2 CO 3 , AgNO 3 , BaCl 2 , H 2 SO 4 , FeCl 3, фенолфталеин.

Решение экспериментальных задач

Оборудование : спиртовка, штатив с пробирками.

Реактивы : KCl, MgSO 4 , Zn, PbNO 3 , BaCl 2 , H 2 SO 4

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Кроме инструкций к практическим работам в пособие включен обширный дидактический материал.

Примеры.
Напишите по два уравнения реакций, подтверждающих состав соединения по катиону и аниону: 1) гидроксида кальция; 2) сульфата магния. (Подсказка. Это качественные реакции на ионы с образованием осадков.)

Предложите две разные схемы распознавания трех порошков в пробирках без подписей: 1) мрамора; 2) медного купороса; 3) сульфита натрия.

Как называют процесс, в котором при растворении в воде вещества переходят в раствор в виде ионов - катионов и анионов?
1) электризация
2) гидратация
3) электролитическая диссоциация
4) электрификация

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Практическая работа 1
Изучение влияния условий
проведения химической реакции на ее скорость
Практическая работа 2
Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов»
Практическая работа 3
Получение соляной кислоты и изучение ее свойств
Практическая работа 4
Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»
Практическая работа 5
Получение аммиака и изучение его свойств
Практическая работа 6
Получение оксида углерода (IV)
и изучение его свойств. Распознавание карбонатов
Практическая работа 7
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
Практическая работа 7*
Решение экспериментальных задач.
Распознавание солей разных металлов: хлоридов, карбонатов, сульфатов, сульфидов, нитратов
Практическая работа 8
Моделирование углеродных цепей и молекул углеводородов (гомологов и изомеров)
Ответы на вопросы и задания для подготовки дома.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Тетрадь для практических работ по химии, 9 класс, Микитюк А.Д., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Следующие учебники и книги:

Cборник практических работ
по химии

Настоящий сборник практических работ по химии для учеников 9-го класса общеобразовательной школы представляет собой пособие к практикуму, составленное и апробированное учителем-методистом Петропавловско-Камчатского института усовершенствования учителей Ю.И.Пахомовым.
Необходимым дополнением к предлагаемым практическим занятиям является данное в опережающем плане обобщение теоретического материала со справочным, контрольными вопросами и заданиями. Включены проблемные вопросы, что требует умения рассуждать, анализировать и применять знания при решении задач практического характера.
Пособие построено так, что одновременно является и лабораторным журналом ученика. Здесь воедино соединены правила поведения в учебном кабинете-лаборатории, техника безопасности, приемы оказания первой медицинской помощи, приведены образцы химический посуды и лабораторного оборудования, нешаблонно даны методики всех практических работ.
Сборник может служить учебным пособием для учащихся, занимающихся в классах с углубленным изучением химии, и методическим руководством для учителей химии.

Правила поведения в кабинете химии.
Первая медицинская помощь.
Токсичные вещества.
Зачетные вопросы по технике безопасности.
Химическая посуда, приборы и оборудование.
Практическая работа 1. Электролитическая диссоциация веществ в водной среде.
Практическая работа 2. Свойства ионов. Степень диссоциации.
Практическая работа 3. Реакции обмена между электролитами.
Практическая работа 4. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Практическая работа 5. Индикаторы (рН среды) и интервалы их превращений. Гидролиз солей.
Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Практическая работа 7. Получение и свойства озона.
Практическая работа 8. Серная кислота.
Практическая работа 9. Влияние условий на скорость химических реакций.
Практическая работа 10. Химическое равновесие и условия его смещения.
Практическая работа 11. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Практическая работа 12. Получение и свойства аммиака и его водного раствора.
Практическая работа 13. Азотная кислота. Нитраты.
Практическая работа 14. Определение ортофосфатов.
Практическая работа 15. Определение минеральных удобрений. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота».
Практическая работа 16. Ознакомление с коллекциями видов топлива, природных силикатов, стекла и изделий из него.
Практическая работа 17. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Угольная кислота и ее соли.
Практическая работа 18. Рассмотрение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей.
Практическая работа 19. Электролиз.
Практическая работа 20. Сплавы.
Практическая работа 21. Коррозия металлов и методы защиты.
Практическая работа 22. Ознакомление с образцами важнейших солей и природных соединений щелочных металлов и кальция.
Практическая работа 23. Жесткость воды и способы ее устранения.
Практическая работа 24. Алюминий и его соединения.
Практическая работа 25. Решение экспериментальных задач.
Практическая работа 26. Железо и его соединения.
Практическая работа 27. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Правила поведения в кабинете химии

Ученики должны знать и уметь выполнять следующие правила.
1. Содержать закрепленное рабочее место в чистоте и порядке.
2. После окончания работы сдать рабочее место дежурному, который затем сдает его преподавателю (лаборанту).
3. Соблюдать тишину. Запрещается есть, заниматься посторонними делами.
4. Приступать к выполнению задания лишь тогда, когда отчетливо уяснены его цели и задачи, обдуманы отдельные этапы проведения опыта и на рабочем месте имеется все необходимое для работы.
5. При выполнении лабораторной работы учащиеся должны соблюдать дисциплину, быть собранными, внимательными и предельно аккуратными.
6. Реактивами пользоваться следующим образом: сухое вещество брать шпателем, жидкие реактивы – капельницей или наливая раствор из склянки, держать склянку этикеткой к ладони (чтобы капли раствора не повредили надпись). Избыток взятого вещества не ссыпать и не сливать обратно в банку с реактивами, а удалять в санитарную склянку. Все работы с вредными веществами проводить в вытяжном шкафу. Остатки неагрессивных реактивов и продукты их взаимодействия после разбавления выливать (жидкие) или выбрасывать (твердые) с бытовым мусором.
7. Работать в халате. После окончания работы тщательно вымыть руки.
8. Наблюдения и выводы заносить в форме отчета в лабораторный журнал, записи вести так, чтобы они кратко и логично описывали работу, используемые приборы и реактивы. Отчет должен быть написан аккуратно, иметь заголовок (тема практической работы) и даты. В отчет включают следующие сведения.
а) Цель работы в целом и каждого отдельного опыта (это может быть получение вещества, исследование его свойств и др.).
б) Конкретные экспериментальные наблюдения (изменение цвета, выделение газа, выпадение осадка или, наоборот, его растворение); при изменении окраски быть внимательным и учиться характеризовать оттенки цвета (например, оттенки красного цвета – розовый, малиновый, кроваво-красный, бледно-красный, темно-вишневый, цвет запекшейся крови и др.). Наблюдательность при проведении химического эксперимента – очень ценная и важная черта профессионального химика, которую нужно развивать.
в) Объяснение опыта и экспериментальных наблюдений с помощью уравнений реакций, с использованием необходимых формул и расчетов по ним (с указанием единиц измерения).
г) Выводы, где подводится итог работы.
9. Соблюдать максимальную осторожность. Вce опыты с токсичными и летучими веществами, упаривание растворов проводить только в вытяжном шкафу.
10. Не наклоняться над сосудом с кипящей жидкостью, нагреваемую пробирку держать отверстием в сторону от себя и соседа, во избежание выброса жидкости прогревать все содержимое пробирки.
11. Нюхать вещества в емкостях, не вдыхая пары полной грудью, a направляя воздух от них к себе плавным движением ладони.
12. Работу с кислотами и щелочами проводить, наливая их растворы в пробирку на расстоянии от себя, не допускать попадания агрессивных веществ на одежду, лицо и руки.
13. При обращении с неизвестными веществами проявлять повышенную осторожность. Ни в коем случае нельзя пробовать вещество на вкус!
14. Необходимо тотчас убирать все пролитое, разбитое и просыпанное на столах и полу. При проливании кислоты на пол это место засыпать песком, собрать его и вынести, вымыть этот участок пола раствором соды.
15. Нельзя набирать ртом при помощи пипетки ядовитые и едкие жидкости, следует пользоваться резиновой грушей.
16. Запрещается работать с легковоспламеняющимися веществами вблизи огня.
17. При измельчении сухих щелочей следует надевать резиновые перчатки, защитные очки. Брать твердую щелочь только пинцетом или щипцами.
18. Не использовать для опытов вещества из склянок и банок без этикеток и с неразборчивыми надписями.
19. При приготовлении растворов нужно лить серную кислоту в воду, а не наоборот (вследствие сильного местного разогревания возможно разбрызгивание концентрированной кислоты). Следует пользоваться толстостенной склянкой или фарфоровой посудой.
20. Запрещается брать вещества из лаборатории домой.
21. В целях противопожарной безопасности рекомендуется тушить горящую спиртовку крышкой-колпачком (не дуть), уметь пользоваться асбестом, песком и огнетушителем.
22. При необходимости уметь пользоваться содержимым аптечки, согласно инструкции оказать первую помощь при ожогах и отравлениях.
23. К работе в лаборатории допускаются только учащиеся, правильно ответившие на вопросы по технике безопасности в кабинете химии.

Первая медицинская помощь

Первая медицинская помощь при ожогах и отравлениях


При порезах стеклом рану продезинфицировать раствором KMnО 4 или спиртом, смазать йодом и перевязать бинтом. После оказания первой помощи пострадавшего направить к врачу.

Токсичные вещества

Токсичные вещества – яды, даже в крайне малых количествах опасны для организма человека. Оказывают внешнее воздействие или попадают в организм через органы пищеварения и дыхания, проникают через раны и кожу. Ядовитые вещества делятся на разряды.

Классификация токсичных веществ (ядов)



Для токсичных веществ устанавливаются предельно допустимые концентрации (ПДК), превышение которых недопустимо в воздухе рабочего помещения: аммиак – 5 мг/м 3 , оксид углерода(II) и бензол – 20 мг/м 3 , толуол и ксилол – 50 мг/м 3 , бензин и керосин – 300 мг/м 3 и т. д.

Зачетные вопросы по технике безопасности




Практическая работа №1.

Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Цель: рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, держатель, штатив для пробирок, цинк, магний, железо: гранулы и порошок, растворы серной (1:5, 1:10) и соляной кислоты, пероксид водорода, оксид марганца (IV), оксид меди (II).

Ход работы:

ОПЫТ 1. Влияние природы реагирующих веществ.

ОПЫТ 2. Влияние концентрации реагирующих веществ.

ОПЫТ 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.

ОПЫТ 4. Влияние температуры.

В де пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте

ОПЫТ 5. Влияние катализатора.

2 О 2 2 . В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?

Оформите работу в виде таблицы:

Рассматриваемый фактор, влияющий на скорость хим. реакции

Описание эксперимента

Наблюдения, позволяющие судить о скорости реакции

Уравнения реакций

Вывод

Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ.

Налейте в три пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Положите в первый стакан кусочек магния, во второй стакан - гранулу цинка, в третий – кусочек железа. Наблюдайте скорость трех реакций. Какая из реакций самая быстрая и почему?

Выделение газа наиболее бурно происходит в пробирке с магнием.

Мg + 2HCl → MgCl 2 +H 2

Zn + 2HCl → ZnCl 2 + H 2

Fe + 2HCl → FeCl 2 + H 2

Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ. Магний обладает наиболее сильными восстановительными свойствами.

Опыт 2. Влияние концентрации реагирующих веществ.

В две пробирки, наклонив их, опустите по грануле цинка, осторожно прилейте растворы серной кислоты: в первую пробирку раствор кислоты 1:5, во вторую – 1:10. В какой из них реакция идет быстрее?

В первой пробирке газ выделяется более интенсивно.

Zn + H 2 SO 4 → ZnSO 4 + H 2

Чем выше концентрация реагирующих веществ, тем чаще столкновения их частиц и тем выше скорость химической реакции.

Опыт 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.

В одну пробирку насыпьте немного порошка железа, в другую – положите железную скрепку и в обе пробирки прилить по 2 мл разбавленной соляной кислоты (1:2). В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?

Выделение газа идет быстрее в пробирке с порошком железа.

Fe + 2HCl → FeCl 2 + H 2

Чем больше площадь соприкосновения реагирующих веществ, тем выше скорость химической реакции.

Опыт 4. Влияние температуры.

В две пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте. В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?

Растворение оксида меди (II) и образование раствора голубого цвета идет быстрее при нагревании.

СuO + H 2 SO 4 CuSO 4 + H 2 O

При повышении температуры возрастает скорость движения частиц и скорость химической реакции.

Опыт 5. Влияние катализатора.

В две пробирки налейте по 2 мл пероксида водорода Н 2 О 2 , в одну из пробирок добавьте несколько кристалликов оксида марганца (IV) MnO 2 . В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?

В присутствии оксида марганца (IV) происходит бурное выделение пузырьков газа.

2Н 2 О 2

2Н 2 О + О 2

Оксид марганца (IV) – катализатор, ускоряет реакцию разложения пероксида водорода.

Вывод: Скорость химической реакции зависит от условий: от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации, от температуры, от присутствия катализаторов.

Практическая работа №2.

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Цель: научиться применять теоретические знания для экспериментального решения задач.

Оборудование и реактивы: пробирки, растворы серной кислоты, хлорида натрия, сульфата натрия, соляной кислоты, нитрата серебра, хлорида бария, индикаторы, сульфата меди (II), гидроксида натрия.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги. Никогда не берите вещества руками.
  • Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку.
  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Задание №1. Определите опытным путем состав растворов, находящихся без этикеток: серная кислота, хлорид натрия, сульфат натрия.

Вещество

реактив

Н 2 SO 4

NaCl

Na 2 SO 4

лакмус

красный цвет

нет изменений

нет изменений

BaCl 2

нет изменений

BaSO 4 ↓

белый

AgNO 3

AgCl↓

белый творожистый

№ пробирки:

Н 2 SO 4 → 2H + + SO 4 2-

Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ↓

NaCl + AgNO 3 → NaNO 3 + AgCl↓

Ag + + Cl - → AgCl ↓

Задание №2. Подтвердите качественный состав веществ:

1) Соляная кислота.

Соляная кислота диссоциирует на ионы: НCl → H + + Cl -

Качественная реакция на катион водорода - лакмус. Образуется красное окрашивание.

Качественная реакция на хлорид-анион - взаимодействие с нитратом серебра, образуется белый творожистый осадок.

НCl + AgNO 3 → НNO 3 + AgCl↓

Ag + + Cl - → AgCl ↓

2) Сульфат меди (II).

Сульфат меди (II) диссоциирует на ионы: CuSO 4 → Cu 2+ + SO 4 2-

Качественная реакция на сульфат ион - взаимодействие с хлоридом бария. Образуется белый осадок сульфата бария:

CuSO 4 + BaCl 2 → CuCl 2 + BaSO 4 ↓

Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ↓

Качественная реакция на катион меди Cu 2+ - взаимодействие с раствором гидроксида натрия. Образуется голубой студенистый осадк гидроксида меди (II):

CuSO 4 + 2NaOH → Na 2 SO 4 + Cu(OH) 2 ↓

Cu 2+ + 2OH - → Cu(OH) 2 ↓

Вывод:

Практическая работа №3.

Получение аммиака и исследование его свойств. Ознакомление с химическими свойствами водного раствора аммиака.

Цель: 1. Закрепить умение получать газы и собирать их с учетом относительной плотности по воздуху.

2. Изучить свойства аммиака и аммиачной воды, научиться получать и распознавать соли аммония.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, шпатель, фарфоровая ступка с пестиком, кристаллизатор с водой, лучинка, ватный тампон, пробирки, лакмусовая бумажка, хлорид аммония, сульфат аммония, гидроксид кальция, 1% раствор аммиака, растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги. Никогда не берите вещества руками.
  • Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку.
  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Аммиак требует осторожного обращения из-за физиологической активности, он поражает дыхательные пути (обезвоживание). Аммиак, который будет выделяться при взаимодействии солей аммония со щелочами, очень хорошо растворим в воде, а значит и во влаге слизистой оболочки глаз. Может наступить их раздражение. Если это случилось – промыть глаза водой.
  • Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
  • Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
  • Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
  • При нагревании вещества в пробирке её необходимо сначала прогреть, отверстие пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Стр. 116-117

Название опыта

Что делали

Наблюдения, рисунки

Уравнения реакций

Вывод

Опыт 1. Получение аммиака и растворение его в воде.

В фарфоровой ступке перемешайте равные объемы твердых хлорида аммония NH 4 Cl и гидроксида кальция Ca(OH) 2 . Приготовленную смесь насыпать в пробирку на 1/3 ее объема. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Закрепите пробирку наклонно, чтобы дно было немного выше пробки. Объясните почему?

Наденьте на конец газоотводной трубки сухую пробирку, закрыв снизу отверстие ватным тампоном. Нагревайте смесь: сначала всю пробирку, затем реакционную смесь.

Почему аммиак собирают в перевернутую вверх дном пробирку?

Когда почувствуете запах аммиака, заткните пробирку пальцем и, не переворачивая, погрузите в кристаллизатор с водой. Что вы наблюдаете? Чем вызвано это явление?

Переверните пробирку с раствором, испытайте фенолфталеином. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

рисунок ris1.jpg

Пары воды конденсируются у пробки.

Ощущается запах аммиака.

Быстрое засасывание воды в пробирку.

Появление малиновой окраски.

Са(ОН) 2 + 2NH 4 C1 СаС1 2 + 2NH 3 + 2Н 2 О

NH 3 + H 2 O ⇄ NH 3 · H 2 O ⇄ NH 4 + +OH -

Горлышко пробирки наклонено немного вниз, чтобы капли воды не стекали на более нагретые стенки пробирки, иначе она может треснуть.

Аммиак – газ, почти в 2 раза легче воздуха, поэтому его собирают в перевернутую вверх дном пробирку.

Аммиак очень хорошо растворяется в воде, в пробирке создается вакуум.

Среда щелочная.

Опыт 2. Взаимодействие аммиака с кислотами.

Опустите газоотводную трубку в пробирки на ¼ заполненные растворами соляной с серной кислот. Что вы наблюдаете?

Над поверхностью растворов кислот появляется «белый дым» -кристаллический хлорид и сульфат аммония.

NH 3 + HCl → NH 4 Cl

NH 3 + H 2 SO 4 → (NH 4 ) 2 SO 4

Аммиак активно реагирует с кислотами.

Опыт 3. Взаимодействие солей аммония со щелочами (распознавание солей аммония)

В пробирку поместите немного кристаллического сульфата аммония прилейте 2 мл раствора гидроксида натрия, слегка нагрейте. Что вы ощущаете?

Поднесите к отверстию пробирки влажную лакмусовую бумажку. Что вы наблюдаете?

Сделайте вывод, как распознать соли аммония.

Выделяется газ с резким запахом.

Она синеет.

(NH 4 ) 2 SO 4 + 2NaOH →Na 2 SO 4 + 2NH 3 + 2H 2 O

NH 3 + H 2 O ⇄ NH 3 · H 2 O ⇄ NH 4 + +OH -

Среда щелочная.

Качественной реакцией на соли аммония является их взаимодействие со щелочами при нагревании.

Вывод: Изучили свойства аммиака, научиться получать и распознавать соли аммония.

Практическая работа №4.

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Цель: 1. Закрепить знания о свойствах углекислого газа и карбонатов.

2. Научиться получать углекислый газ реакцией обмена и распознавать его.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, пробка с газоотводной трубкой, химический стакан, пробирки, лакмус, растворы соляной кислоты, хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия, хлорида бария, нитрата серебра, мрамор, известковая вода.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Опыт 1 . Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Стр. 158-159

Что делали

Наблюдения, рисунки

Уравнения реакций

Вывод

Соберите прибор для получения газов. Проверьте его на герметичность. Поместите в пробирку несколько кусочков мрамора и прилейте 2 мл разб. соляной кислоты.

Что вы наблюдаете?

Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой и пропускайте выделяющийся газ через известковую воду. Что вы наблюдаете?

Несколько минут продолжайте пропускать газ. Что вы наблюдаете?

Поместите конец газоотводной трубки в пробирку с 2-3 мл дистиллированной воды и несколькими каплями лакмуса и пропустите через нее углекислый газ. Что вы наблюдаете?

рисунок ris2

Бурное выделение газа.

Помутнение известковой воды.

Образовавшийся осадок растворяется.

Лакмус краснеет.

CaCO 3 + 2HCl →CaCl 2 + CO 2 + H 2 O

CaCO 3 + 2H + →Ca 2+ + CO 2 + H 2 O

CO 2 + Ca(OH) 2 → CaCO 3 ↓ + H 2 O

CaCO 3 + H 2 O + CO 2 → Ca(HCO 3 ) 2

CaCO 3 + H 2 O + CO 2 → Ca 2+ +2HCO 3 -

CO 2 +H 2 O ↔ H 2 CO 3

В лаборатории для получения углекислого газа на карбонаты действуют сильной кислотой.

Для обнаружения углекислого газа используют известковую воду.

При избытке углекислого газа нерастворимые карбонаты переходят в растворимые гидрокарбонаты.

При растворении углекислого газа образуется угольная кислота, т.о. углекислый газ – кислотный оксид.

Вывод: 1. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонаты.

2. Качественной реакцией на углекислый газ является помутнение известковой воды.

Опыт 2 . Распознавание карбонатов.

В трех пробирках находятся растворы следующих веществ: хлорида натрия, сульфата натрия, карбоната натрия. Распознайте эти вещества, определив последовательность выполнения операций.

Вещество

реактив

NaCl

Na 2 SO 4

Na 2 CO 3

нет изменений

нет изменений

«вскипание» СО 2

BaCl 2

нет изменений

BaSO 4 ↓

белый

AgNO 3

AgCl↓

белый творожистый

№ пробирки:

Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O

2H + + CO 3 2- → CO 2 + H 2 O

Na 2 SO 4 + BaCl 2 → 2NaCl + BaSO 4 ↓

Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ↓

NaCl + AgNO 3 → NaNO 3 + AgCl↓

Ag + + Cl - → AgCl ↓

Вывод: 1.Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.

2. Качественная реакция на карбонат-ион – взаимодействие карбонатов с сильными кислотами.

Практическая работа №5.

Определение качественного состава органического вещества.

Цель: научиться опытным путем определять качественный состав органических веществ.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, пробирки, безводный сульфат меди (II), оксид меди (II), вазелин, известковая вода.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
  • Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
  • Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Стр. 184

Что делали

Наблюдения, рисунки

Уравнения реакций

Вывод

Соберите прибор.

На дно пробирки поместите (с горошинку) вазелина, оксид меди (II) (возьмите в 3 раза больше), перемешайте. На внутреннюю сторону пробирки, ближе к отверстию поместите с помощью шпателя безводный сульфат меди (II) – порошок белого цвета. В пробирку-приемник налейте раствор известковой воды и опустите в нее газоотводную трубку. Прогрейте сначала всю пробирку, затем дно пробирки.

Отметьте признаки реакций, происходящих:

а) со смесью вазелина и оксида меди (II);

б) с белым порошком сульфата меди (II);

в) с известковой водой.

рисунок ris3

а) Образование красного налета на смеси вазелина и оксида меди (II).

б) Белый порошок CuSO 4 приобретает голубой цвет.

в) Известковая вода мутнеет.

С 15 Н 32 + 46CuO →15CO 2 + 16H 2 O + 46Cu

CuSO 4 +5Н 2 О→ CuSO 4 ·5Н 2 О

CO 2 + Ca(OH) 2 → CaCO 3 ↓ + H 2 O

.

Происходит восстановление CuO до меди. CuO – окислитель, вазелин – восстановитель.

При окислении вазелина CuO образуются пары воды, которая реагирует с безводным CuSO 4 . Т.о. вазелин содержит водород.

При окислении вазелина CuO образуется углекислый газ, который реагируют с известковой водой. Т.о. вазелин содержит углерод.

Вывод: В состав вазелина входят атомы углерода и водорода, т.к. в результате окисления вазелина оксидом меди (II) образуются углекислый газ и вода.

Практическая работа №6.

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Цель: изучить свойства металлов и их соединений.

Оборудование и реактивы:

1 вариант: штатив для пробирок, пробирки, железо, растворы азотной кислоты, серной кислоты, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида калия, карбоната калия, хлорида меди (II), хлорида железа (II) сульфата никеля (II), нитрата серебра.

2 вариант: штатив для пробирок, пробирки, растворы азотной и соляной кислоты, хлорида железа (III), гидроксида натрия, роданида калия, фосфата натрия, сульфата цинка, бромида натрия, нитрат серебра.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.
  • Все нитраты оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. Нитрат серебра (ляпис) разлагается под действием солнечного света. При попадании на кожу вызывает её потемнение.
  • Роданиды являются соединениями повышенной физиологической активности. При работе с ними следует применять индивидуальные средства защиты, соблюдать правила личной гигиены. Не допускать попадания препаратов внутрь организма!
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Стр. 255

I вариант

Задание 1.

Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения:

Fe → FeSO 4 → Fe (OH) 2 → Fe(NO 3 ) 2

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций

1. В раствор серной кислоты поместим железные стружки.

Выделение газа.

Fe + Н 2 SO 4 →FeSO 4 + Н 2

Fe + 2Н + →Fe 2+ + Н 2

2. Через некоторое время добавим к полученному раствору несколько капель щелочи.

Образуется зеленоватый студенистый осадок.

FeSO 4 + 2NaOH → Fe(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

Fe 2+ + 2OH - → Fe(OH) 2

3.

Осадок растворяется. Уравнения реакций

1. К раствору сульфата никеля (II) добавим несколько капель щелочи.

Образуется осадок светло-зеленого цвета.

NiSO 4 + 2NaOH → Ni(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

Ni 2+ + 2OH - → Ni(OH) 2

Осадок растворяется.

Ni(OH) 2 + 2HCl → NiCl 2 + 2H 2 O

Ni(OH) 2 + 2H + → Ni 2+ + 2H 2 O

3. В другую пробирку к полученному осадку добавим конц. раствор щелочи.

Изменений нет.

Вывод: Гидроксид никеля (II) – осадок светло-зеленого цвета, проявляет основные свойства.

Задание 3. Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: KCl, K 2 CO 3 , CuCl 2 , FeCl 2. ↓ голубой студенистый

Fe(OH) 2 ↓ зеленоватый студенистый

HCl

нет изменений

«вскипание» СО 2

AgNO 3

AgCl↓

белый

творожистый

№ пробирки:

CuCl 2 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + 2NaCl

Cu 2+ + 2OH - → Cu(OH) 2

FeCl 2 + 2NaOH → Fe(OH) 2 ↓ + 2NaCl

Fe 2+ + 2OH - → Fe(OH) 2

K 2 CO 3 + 2HCl → 2KCl + CO 2 + H 2 O

2H + + CO 3 2- → CO 2 + H 2 O

KCl + AgNO 3 → KNO 3 + AgCl↓

Ag + + Cl - → AgCl ↓

Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.

II вариант:

Задание 1.

Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения

FeCl 3 → Fe(OH)

2. К полученному осадку добавим раствор азотной кислоты.

Осадок растворяется, образуется раствор желтого цвета.

Fe(OH) 3 + 3HNO 3 → Fe(NO 3 ) 3 + 3H 2 O

Fe(OH) 3 + 3H + → Fe 3+ + 3H 2 O

3. К раствору нитрата железа (III) добавим несколько капель роданида калия.

Появление кроваво-красного окрашивания.

Fe(NO 3 ) 3 + 3KCNS → Fe(CNS) 3 + 3KNO 3

Fe 3+ + 3CNS - ↔ Fe(CNS) 3

Вывод: Экспериментально осуществили превращения химических реакций.

Задание 2. Приготовьте гидроксид железа (III) и исследуйте его свойства.

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций

1. К раствору хлорида железа (III) добавим несколько капель щелочи.

Образуется осадок бурого цвета.

FeCl 3 + 3NaOH → Fe(OH) 3 ↓ + 3NaCl

Fe 3+ + 3OH - → Fe(OH) 3

2. Полученный осадок раздел на 2 части. В одну пробирку к полученному осадку добавим раствор соляной кислоты.

Осадок растворяется.

Fe(OH) 3 + 3HCl → FeCl 3 + 3H 2 O

Fe(OH) 3 + 3H + → Fe 3+ + 3H 2 O

3. В другую пробирку к полученному осадку добавим конц. раствор щелочи, нагреем.

Осадок растворяется.

t

Fe(OH) 3 + 3NaOH → Na 3

Fe(OH) 3 + 3OH - 3-

Вывод: Гидроксид железа (III) – осадок бурого цвета, проявляет амфотерные свойства.

Задание 3. Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: Na 3 PO 4

Fe(OH) 3

бурый

Zn(OH) 2

белый

нет изменений

AgNO 3

Ag 3 PO 4

желтый

AgBr↓

желтоватый

творожистый

№ пробирки:

FeCl 3 + 3NaOH → Fe(OH) 3 ↓ + 3NaCl

Fe 3+ + 3OH - → Fe(OH) 3

ZnSO 4 + 2NaOH → Zn(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

Zn 2+ + 2OH - → Zn(OH) 2

Na 3 PO 4 + 3AgNO 3 → 3NaNO 3 + Ag 3 PO 4

3Ag + + PO 4 3- → Ag 3 PO 4

NaBr + AgNO 3 → NaNO 3 + AgBr↓

Ag + + Br - → AgBr ↓

Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.