Доклад поэмы "братья разбойники". Судьба поэмы «Братья-разбойники». Особенности отображения Пушкиным среды. Преодоление литературной традиции в изображении разбойничества

Романтизм.
Романтизм — это своеобразная реакция на Французскую революцию (Карл
Маркс).
Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения.
Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.
Но время шло, и они замечали, что новый общественный порядок далек от того общества, наступление которого предвещали философы XVIII века.
Наступила пора разочарования.
В философии и искусстве начала века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новой мировоззренческой системы — РОМАНТИЗМА.
Романтики нередко идеализировали патриархальное общество, в котором видели царство добра, искренности, порядочности. Поэтизируя прошлое, они уходили в старинные легенды, народные сказки. Романтизм получил в каждой культуре свое собственное лицо: у немцев — в мистике; у англичан — в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению; у французов — в необычных историях. Что объединило все это в одно течение — романтизм?
Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д.
Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.
Рассмотрим разницу романтизма с классицизмом и сентиментализмом. Мы увидим, что классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое. Романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм — это система, а романтизм — нет. Теперь обратимся к сентиментализму. Он показывает внутреннюю жизнь человека, в нем она находится в гармонии с огромным миром.
А романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию.
Мне бы хотелось обратиться к заслугам романтизма. Романтизм продвинул продвижение нового времени от классицизма и сентиментализма. Он изображает внутреннюю жизнь человека. Именно с романтизма начинает появляться настоящий психологизм.
Кто такой романтический герой и каков он?
Это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: (1) до столкновения с реальностью; он живет в ‘розовом’ состоянии, им овладевает желание подвига, изменения мира. (2) после столкновения с реальностью; он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он становится скептиком, пессимистом. Четко поняв, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям.
Хочу заметить что в каждой культуре был свой романтический герой, но
Байрон в своем произведении «Чайльд-Гарольд» дал типичное представление романтического героя. Он надел маску своего героя (говорит о том, что между героем и автором нет дистанции) и сумел соответствовать романтическому канону.
Теперь мне бы хотелось поговорить о признаках романтического произведения.
Во-первых, в каждом романтическом произведении нет дистанции между героем и автором.
Во-вторых, автор героя не судит, но даже если о нем говориться что-то плохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват. Сюжет в романтическом произведении, как правило, романтический. Так же романтики выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы, катаклизмы.

РОМАНТИЗМ В РОССИИ.
В XIX веке Россия была в некоторой культурной изоляции. Романтизм возник на семь лет позже, чем в Европе. Можно говорить о его некоторой подражательности. В русской культуре противопоставления человека миру и
Богу не было. Возникает Жуковский, который переделывает немецкие баллады на русский лад: ‘Светлана’ и ‘Людмила’. Вариант романтизма байроновский прожил и прочувствовал в своем творчестве первым в русской культуре Пушкин, потом Лермонтов. Как они восприняли романтизм? Что их привлекло? Что не устроило?
Сначала мне бы хотелось разобрать пушкинские романтические поэмы, а потом перейти к Лермонтову.
Обратимся к поэме ’’Кавказский пленник’’.
Сюжет поэмы романтический. Пушкин берет романтического героя с туманной биографией. Вроде бы все идет нормально, но при дальнейшем прочтении поэмы мы обращаем внимание на то, что идет нарушение в системе образов, единодержавии героя. Сюжет романтический, герой романтический, но Пушкин не может за ним спрятаться, его начинает интересовать другой человек — девушка, в конце концов Пушкин сам, своей персоной, ‘влезает’ в конец поэмы, давая анализ политической обстановки на Кавказе. Итак, образовалось три героя: Пушкин, кавказский пленник, девушка. Внимание к другому человеку не позволило Пушкину соответствовать романтическому канону. Вот как говорит об этом сам Пушкин: ‘Эта поэма показала только одно, что я не гожусь в романтики.’
Братья-разбойники — это еще одна несостоявшаяся романтическая поэма. У этой поэмы сюжет романтический. Обратимся к композиции. Пушкин начинает с описания разбойников: ‘Калмык, башкирец безобразный, И рыжий финн’,….
‘кто с каменной душой прошел все степени злодейства’. После небольшого предисловия Пушкин доверяет доказательства сказанного разбойнику.
Неожиданно разбойник делает акцент на том, что они с братом несчастные люди, у них было сиротское детство, и совсем нет опыта бескорыстной любви.
Выявим несоответствие канону. Во-первых, романтический герой неподсуден, разбойник — не сверхчеловек. И, конечно же, между автором и разбойником есть дистанция. У Пушкина был дар внимания к людям, можно сказать, что он пишет это произведение не столько по романтическим законам, сколько по совести. Но и она показала, что Пушкин не годится в романтики.
Интересно, а есть ли Пушкина самая романтическая из романтических поэм?
Да, это ‘Бахчисарайский фонтан’. Сюжет этой поэмы романтический. Но в ней появляется три героя: Гирей, Зарема и Мария. Гирей (а, может быть, и сам
Пушкин) выбирает неромантическую Марию. ‘Марии ль чистая душа являлась мне, иль Зарема носилась, ревностью дыша’. Глагол ‘носилась’ вызывает отрицательные эмоции. Но все же, в этой ситуации любовного треугольника
Пушкин сочувствует всем и допускает присутствие романтизма.
Теперь мне бы хотелось поговорить о последней несостоявшейся поэме
Пушкина — ‘Цыгане’. Сюжет этой поэмы романтический, но происходит нарушение в системе образов: столкновения двух романтических героев, неспособных бескорыстно любить, ведет к страшным последствиям. Отец Земфиры понимает и принимает жизнь с радостями и горестями. Он прощает убийство дочери, как раньше сумел простить измену жены, но говорит Алеко: ‘Ты не рожден для дикой доли, ты для себя лишь хочешь воли’. Мы ясно можем наблюдать, что над героем происходит суд.
Пушкин нащупал и обозначил самое уязвимое место романтической позиции человека: всего хочет только для себя. Уже позже Пушкин скажет: ‘Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей для нас орудие одно’.
Теперь мне хотелось бы перейти к Лермонтову и обратиться к поэме
‘Мцыри’, а потом сделать общие выводы.
В этой поэме два романтических героя, поэтому, если это и романтическая поэма, то она очень своеобразна: во-первых, второй герой, Ионафан, передается автором через эпиграф; во-вторых, автор не соединяется с Мцыри, мы видим, что герой решает проблему своеволия по-своему, а Лермонтов на протяжении всей поэмы лишь думает над решением этой проблемы. Героя своего он не судит, но и не оправдывает, однако встает в определенную позицию — понимания. Он понимает
Мцыри, но видит последствия этого поведения, недаром есть странность в композиции: заключение, которое стоит в начале (таким образом, Лермонтов не навязывает своих мыслей читателю) говорит о разрушенном монастыре и общей соборности. Все это связано с поступком Мцыри. Получается, что романтизм в русской культуре трансформируется в размышление. Получается романтизм с точки зрения реализма.
Итак, можно сказать, что у Пушкина и Лермонтова не получилось стать романтиками (правда, Лермонтов сумел однажды соответствовать романтическим законам — в драме ‘Маскарад’). Своими экспериментами поэты показали, что в
Англии позиция индивидуалиста могла быть плодотворна, а в России — нет.
Хотя у Пушкина и Лермонтова не получилось стать романтиками, они открыли путь для развития реализма. В 1825 году вышло первое реалистическое произведение: ‘Борис Годунов’, затем ‘Капитанская дочка’, ‘Евгений Онегин’,
‘Герой нашего времени’ и многие другие.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://base.ed.ru

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели: выявить особенности пушкинского романтизма, нравственную проблематику и идейно-художественное своеобразие поэмы “Братья-разбойники”.

Задачи:

Обучающие:

  • актуализировать знания учащихся о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах;
  • познакомить с творческой историей создания поэмы, определить ее основную мысль;
  • учить понимать эпоху и человека в ней, понимать, что привело героя к трагическому финалу через его характеристику и жизненные ориентиры; понимать социальное и художественное значение произведений;

Развивающие:

  • создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся,
  • совершенствовать умения анализировать лиро-эпическое произведение, способствовать формированию интеллектуальных навыков сравнения, обобщения;
  • развивать умение учащихся давать сопоставительную характеристику героя на основе текста произведения, умение определять авторскую позицию, находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в произведении;
  • развивать монологическую речь, логическое мышление в процессе анализа произведения.

Воспитательные:

  • формировать нравственные ориентиры в распознавании истинных и ложных ценностей;
  • способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу;
  • воспитывать личность социально значимую, духовно-нравственную.

Методическая оснащённость : текст поэмы, компьютер, экран, проектор, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

1) Беседа. Недавно мы познакомились с понятием – романтизм. Сегодня мы продолжим изучать романтические произведения и будем говорить о поэме А.С. Пушкина “Братья-разбойники”. В.Г.Белинский назвал поэму „Братья-разбойники" неразгаданной вещью. Что он имел в виду? Сможем ли мы разгадать замысел поэта?

  • Что вас заинтересовало или заинтриговало при чтении поэмы?
  • Какие вопросы, возникшие у вас при чтении поэмы, вы хотели бы обсудить?
  • Какой вид анализа литературного произведения вы предлагаете использовать? Почему?

2) Словарная работа : романтизм, поэма.

Что такое романтизм? Когда развивалось данное направление?

Каковы отличительные особенности романтизма? (Самым ценным объявлялась человеческая личность: сильная, смелая, активная, воодушевленная великой целью, готовая на любую жертву ради ее осуществления.)

Романтизм - художественное направление, возникшее в европейской культуре конца 18 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился в Германии, а позднее распространился в Англии, Франции и других странах.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность.

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, к народным поверьям, сказкам.

Поэма - литературный жанр. Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лиро-эпического характера, принадлежащее определённому автору, большая стихотворная повествовательная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.

С какими поэмами мы знакомы?

3. Проверка домашней работы.

1) Сообщение учащихся об истории создания поэмы. 2 ученика дома заранее готовили рассказ об истории создания поэмы (презентация).

Весной 1820 года Пушкин был выслан из Петербурга и подвергнут опале: дерзкие стихи и эпиграммы навлекли на него гнев императора Александра I. И если бы не заступничество влиятельных друзей, неизвестно еще, чем бы все обернулось. Пушкин был удален из столицы, получив перевод по службе на юг России. “Петербург душен для поэта , - писал Пушкин. – Я жажду краев чужих, авось полуденный воздух оживит мою душу ”.

Своему брату Льву Сергеевичу, Левушке, он писал: “Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался – счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображению, - горы, сады, море”

Отсюда морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды в Юрзуф... Корабль плыл перед горами, покрытыми тополями, виноградом, лаврами и кипарисами; везде мелькали татарские селения... Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прилепленными к горам; тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними; справа огромный Аю-Даг... и кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный...”

Поэма “Братья-разбойники” написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году и основана, по словам автора, на реальных событиях. Она относится к числу так называемых “южных поэм” Пушкина, куда входят также “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан” и “Цыганы”.

Истинное происшествие подало мне повод написать этот отрывок. В 1820 году, в бытность мою в Екатеринославле, два разбойника, закованные вместе, переплыли через Днепр и спаслись. Их отдых на островке, потопление одного из стражей мною не выдуманы ”, - писал А.С. Пушкин Вяземскому 11 ноября 1823 г.

“Братья-разбойники” задуманы были Пушкиным как большое произведение из быта волжских разбойников, получившего художественное воплощение во множестве крестьянских песен, сказок и легенд. Произведение являлось частью задуманной Пушкиным поэмы “Разбойники”, уничтоженной писателем.

11 июня 1823 года он писал А. А. Бестужеву: “Разбойников я сжёг - и поделом. Один отрывок уцелел в руках Николая Раевского, если отечественные звуки: харчевня, кнут, острог - не испугают нежных ушей читательниц Полярной Звезды, то напечатай его. Впрочем, чего бояться читательниц?.. ”.

Пушкин был недоволен своим произведением, но все же чувствуется, что чем-то оно ему было дорого. И это “что-то” был народный элемент в поэме. Неудача, постигшая Пушкина в его замысле поэмы о разбойниках, многому его научила и определила направление его дальнейших поисков.

2) Погружение в мир пушкинского слога.

Чтение отрывка поэмы наизусть 1 ученицей сопровождается презентацией – природа Кавказа.

Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась.
Какая смесь одежд и лиц,
Племен, наречий, состояний!
Из хат, из келий, из темниц
Они стеклися для стяжаний!
Здесь цель одна для всех сердец -
Живут без власти, без закона.
Меж ними зрится и беглец
С брегов воинственного Дона,
И в черных локонах еврей,
И дикие сыны степей,
Калмык, башкирец безобразный,
И рыжий финн, и с ленью праздной
Везде кочующий цыган!
Опасность, кровь, разврат, обман -
Суть узы страшного семейства;
Тот их, кто с каменной душой
Прошел все степени злодейства;
Кто режет хладною рукой
Вдовицу с бедной сиротой,
Кому смешно детей стенанье,
Кто не прощает, не щадит,
Кого убийство веселит,
Как юношу любви свиданье.

4. Работа в группах (Мозаичные группы).

Мотивация. Мы обладаем достаточным опытом анализа различных произведений, поэтому, мне кажется, вам интереснее попробовать самим разобраться в поставленных вопросах. Для этого я предлагаю вам поработать над произведением в группах, каждая группа будет выполнять свое задание. На выполнение заданий отводится 7 минут. Затем каждая группа расскажет, как проходило ваше исследование и к каким выводам вы пришли. В итоге в конце урока, проанализировав разные аспекты поэмы, мы соберем с вами целостную картину и поймем, идею автора, раскроем его мысли, адресованные нам, читателям, и, может быть, подойдем к раскрытию особенностей пушкинского романтизма.

Задания группам содержат проблемные задачи и вопросы, требующие исследования текста.

  1. Докажите, что поэма является романтической.
  2. Соблюдён ли “канон” романтического героя? Как создаётся в поэме атмосфера исключительности происходящего?
  3. Какая сцена, по вашему мнению, является кульминационной в поэме (или какие сцены)?
  1. Дайте характеристику героям поэмы: через поступки, отношение к другим людям, чувства, речь, образ жизни. Обратите внимание на художественные детали.
  2. Что толкнуло братьев на путь преступления?
  3. Какими они изображены?
  1. Почему автор сделал героями поэмы разбойников, которые грабят и убивают людей? Определите позицию автора по отношению к этим людям, к их образу жизни. Используйте для этого лексику автора, его оценку происходящего, прием пейзажа, цветопись.
  2. Докажите позицию автора, используя текст: фразы, ключевые слова. Какова этическая оценка поведения героев?
  1. Определите тему и идею поэмы. Какие проблемы поднимает автор?
  2. Докажите, что А.Пушкин в тексте поэмы дает нам нравственные ориентиры на распознавание истинных и ложных ценностей.

Почему в окончательном варианте поэмы нет заключительных строк? Подумайте, что изменилось бы в понимании поэмы при включении этих строк в основной текст.

Умолк и буйной головою
Разбойник в горести поник,
И слёз горючею рекою
Свирепый оросился лик.
Смеясь, товарищи сказали:
Зачем о мёртвых вспоминать?
Мы живы: станем пировать,
Ну, потчевай сосед соседа!”
И кружка вновь пошла кругом;
На миг утихшая беседа
Вновь оживляется вином;
У всякого своя есть повесть,
Всяк хвалит меткий свой кистень.
Шум, крик. В их сердце дремлет совесть:
Она проснётся в чёрный день.

Меняется ли ваше отношение к героям, восприятие поэмы?

Можем ли мы говорить об общности героев и их автора?

5. Выступления групп. Обсуждение.

1 группа. Обличительный смысл имеют трагические коллизии, которые романтики видят в жизни. Обнажается трагизм преступлений против совести, чести и морали, трагизм утраты свободы, узничества. Трагическое выступает в особом эстетическом ореоле: оно связано с тайной, с загадками судьбы, окружено романтической ночью со всеми её атрибутами, таинственной луной, ночными тенями и видениями, ночными птицами, странными растениями и т.д.

Центральное место в развитых образцах романтической поэмы принадлежало “герою-преступнику”, изгою, находящемуся в состоянии войны с обществом и нарушающему все его этические законы. Он - жертва общества и мститель ему, и потому вина его осмысляется как трагическая вина.

Центральные эпизоды поэмы - жизнь разбойничьей шайки, судьба двух братьев, тюрьма, жажда освобождения и побег из тюрьмы. Основой художественного замысла поэмы Пушкина является молитва героя, выступающая ценностно-стержневым внутритекстовым элементом.

2 группа . Художественная деталь – это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.

В поэме “Братья разбойники” Пушкин показывает собрание людей ради преступных целей – “для стяжаний”; это “удалых шайка” “без власти, без закона”: “Не стая воронов слеталась / На груды тлеющих костей, /За Волгой, ночью, вкруг огней / Удалых шайка собиралась...” Просто и ярко поэт раскрывает эти “узы страшного семейства”: “Здесь цель одна для всех сердец - / Живут без власти, без закона...”. Все разбойники, собравшиеся ночью “вкруг огней”, представляются “родными” по совершенным ими злодеяниям: “из хат, из келий, из темниц”, “беглец с... Дона”, “в черных локонах еврей”, “дикие сыны степей”, “калмык”, “башкирец” и так далее.

3 группа . Центральные персонажи поэмы - два брата (“Нас было двое: брат и я...”), которые росли в “чуждой семье”, чьи детские и юношеские годы прошли “не в радость”: в заботах, нужде, презрении. Остро ощущая несправедливость к себе и осознавая себя посторонними в семье и обществе, они преднамеренно решают жить вопреки этическим нормам и Божиим заповедям: “...И согласились меж собой / Мы жребий испытать иной: / В товарищи себе мы взяли / Булатный нож да темну ночь; / Забыли робость и печали, / А совесть отогнали прочь...”, “все наше!”, “все даром”. Образ старца - образ невинноубиенного, принимающего мученическую смерть. А образ младшего брата - это образ убийцы, умоляющего брата “сжалиться”. Но как только вернулись силы, “болезнь ужасная прошла” - возвратилась “тоска по прежней доле”. Дерзкий побег братьев из острога, очередное их злодейство ведут к трагической развязке - внезапной смерти младшего из разбойников.

Ключевые слова помогают понять отношение автора - стая воронов, шайка, тлеющие кости, каменная душа, сны зловещие и т.д.

Композиция: рассказ в рассказе. Один рассказчик – автор, другой – брат.

4 группа. Много тем: тема стремления к свободе, противоречия страстей; тема жизни и смерти, наказания за грехи при жизни. Грехи – гордыня, убийство, зависть, разбой, грешная молитва – автор считает их грешниками. Они блудные сыновья: у них нет родины, дома.

Разбойники наследуют разочарованность и изгнанничество, как в романтизме. Но у Байрона Чайльд-Гарольд – жертва порочного общества, у Пушкина пленник равнодушен ко всему, кроме собственных страданий, страстей и желаний. В характере старшего брата, при всей его жестокости и развратности, видим одно главное чувство - любовь к младшему брату; она, за недостатком добродетели, за отсутствием совести, сдерживает иногда в нем порывы кровожадности.

Но иногда щажу морщины:
Мне жалко резать старика;
На беззащитные седины
Не поднимается рука...

Включение молитвенного эпизода в поэму тесно связано с идеей прощения или милосердия, милости. Она основывается на евангельской заповеди блаженств: “Блаженны милостивые, яко они помилованы будут” (Мф. 5:7).

Пушкин осуждает разбойников за совершенные ими преступления, но иногда кажется, что он и жалеет их.

5 группа. Братья-разбойники преступают Божьи заповеди, но и они ожидают милости для себя по молитвам праведника: “Не мучь его... авось мольба - ми / Смягчит за нас он Божий гнев”. Случай убийства братьями праведного старца - житийный эпизод, включенный в текст поэмы. Он является стержневым и указывает в поэме на возможность покаяния и перерождения даже и героев-разбойников. Таким образом, молитва героя как внутритекстовый элемент становится необходимой составляющей и неотъемлемой частью всего произведения.

Если бы Пушкин включил эти 16 строк в поэму, читатель бы увидел, что никто не готов раскаяться, никто и не думает об этом, даже сам старший брат. Рассказ разбойника – лишь один из десятка таких же историй, которые для развлечения они рассказывают друг другу. Без этих же 16 строк у читателя остается надежда, что разбойники задумаются, поймут греховность своего образа жизни, раскаются.

6. Рефлексия.

Почему В.Г. Белинский назвал поэму “неразгаданной вещью”?

  1. Какие загадки поэта мы разгадали?
  2. Актуальна ли поэма в наши дни?
  3. Сможем ли мы сейчас отметить особенности пушкинского романтизма? Что для этого нужно?

Идея поэмы: нельзя быть счастливым и искать счастья, если ты приносишь несчастье, горе другим людям, преступаешь закон, в том числе Божьи заповеди.

Пушкинская поэма не была одинокой в русской литературе XIX века. Образ разбойника, выражавший протест против рабства, олицетворявший живое стремление к вольности, интересовал передовых дворянских писателей, связанных с декабризмом (А. Бестужев) и его традициями (Лермонтов), революционеров-демократов (Некрасов).

В поэме Пушкина интересуют, прежде всего, не социальные причины разбойничества (они лежат на поверхности), а нравственно-психологические.

“Братьями-разбойниками” Пушкин открыл ряд прошедших сквозь все его творчество произведений, в которых образ разбойника-протестанта, мстителя за социальную неправду, то в виде крепостного, бежавшего с ножом в руках от барской сохи, то в виде дворянина, вооруженным разбоем протестующего против произвола, получил свое художественное воплощение.

В поэме “Братья-разбойники” герои сугубо русские, поэма насыщена просторечными оборотами, словами, фольклорной образностью.

7. Подведение итогов урока.

С “Братьев разбойников” начинается интенсивный процесс выработки Пушкиным своего поэтического языка , использующего все богатство языка “отечественного ” и вместе с тем устанавливающего его общенациональную норму. Именно потому Пушкин замечал о “Братьях разбойниках”: “Как слог я ничего лучше не написал ”.

У А.С.Пушкина был свой взгляд на романтизм как литературное направление. Романтический период в творчестве Пушкина был коротким, Пушкин развенчивает идею “байронического героя”. Он сказал новое слово в литературе. “Братья-разбойники” отличаются от других романтических поэм своим стилем и языком. Пушкин переходит от романтически приподнятого лирического стиля к живому просторечию, В некоторых местах поэмы Пушкин старается приблизиться к стилю народной песни (стихи “Ах юность, юность удалая”)

Интерес к герою-преступнику будет долго занимать внимание Пушкина, вспомним роман “Дубровский”, впереди нас ждет роман “Капитанская дочка”. Как вы думаете: почему?

“Братья разбойники” - первый, еще романтический опыт постановки и разработки Пушкиным темы народного крестьянского протеста, темы, которая займет такое значительное место в дальнейшем его творчестве. Перед поэтом начинают все настойчивее вставать в качестве основных, актуальнейших вопросов, связанных с “духом века” и настоятельно требующих своего разрешения, с одной стороны, проблема отношений между народом и представителями передового дворянства, с другой - проблема народных движений, роли народа в истории.

События декабря 1825 года очень взволновали Пушкина. Его друзья стали преступниками. Вопросы, можно ли выступить против власти, закона, морали и т.д., не оставят поэта до конца дней и пройдут через все его творчество.

8. Домашняя работа:

  • провести сравнительный анализ поэмы Байрона “Корсар” и поэмы А.Пушкина “Братья-разбойники”, найти сходства и отличия (можно оформить в таблице).
  • индивидуальное задание 2-3 учащимся: найти элементы фольклора в поэме “Братья-разбойники”.
  • работа по желанию: написать эссе “Что заинтересовало меня в поэме “Братья-разбойники”?”

Как всегда у Пушкина любой крайности выставляется противовес, так и на этот раз. Сомнения в народе уравновешиваются работой над исторической темой. Пушкин создает поэму-балладу «Песнь о вещем Олеге» (1822), в которой дает образец подлинного историзма, глубокого проникновения в сам дух далекой по времени эпохи Древней, дохристианской Руси. Характерен здесь образ кудесника, народного мудреца и пророка, независимого от могучих владык и гордящегося своим «правдивым и свободным вещим языком», дружным с небесною волей (предощущение будущего «Пророка»).

Тогда же Пушкин приступает к работе над поэмой «Братья-разбойники». Этот эпический рассказ о побеге крестьян из тюрьмы перекликается с лирической темой «Узника». Здесь Пушкин впервые обращается к поэтической обработке русского простонародного языка: «Я не люблю видеть в первобытном языке нашем следы европейского жеманства и французской утонченности. Грубость и простота более ему пристали». «Проповедую из внутреннего убеждения, – добавляет он, – но по привычке пишу иначе».

В «Братьях-разбойниках» от этой привычки Пушкин сознательно отошел. Посылая А. Бестужеву в «Полярную звезду» отрывок из этой так и не законченной поэмы, Пушкин пишет: «Если отечественные звуки: харчевня, кнут, острог – не испугают нежных ушей читательниц „Полярной звезды“, то напечатай его». Как замечает Д. Д. Благой, «с „Братьев-разбойников“ начинается интенсивный процесс выработки Пушкиным своего поэтического языка, использующего все богатство языка „отечественного“ и вместе с тем устанавливающего его общенациональную норму». Именно потому Пушкин замечал о «Братьях-разбойниках»: «Как слог я ничего лучше не написал». Отрывок из незавершенной поэмы получит дальнейшее продолжение в творчестве Пушкина вплоть до «Дубровского» и «Капитанской дочки». Не исключено, что завершению замысла этой поэмы помешали драматические обстоятельства личной жизни поэта.

Пребывание в Одессе осложнилось конфликтом с новым начальником. Видя пренебрежительное отношение поэта к обязанностям по службе, Воронцов специально отправляет его в оскорбительную своей бессмысленностью командировку «на саранчу». Пушкин подает прошение об отставке, забыв, что в положении ссыльного такое прошение может быть истолковано «как мятеж и дерзость». Довершает катастрофу неосторожная фраза Пушкина в письме к Вяземскому, которое распечатала московская полиция: «Ты хочешь знать, что я делаю, – пищу пестрые строфы романтической поэмы – и беру уроки чистого афеизма. Здесь англичанин, глухой философ, единственный умный афей, которого я еще встретил. Он исписал листов 1000, чтобы доказать, что не может быть существа разумного, Творца и Правителя, мимоходом уничтожая слабые доказательства бессмертия души. Система не столь утешительная, как обыкновенно думают, но, к несчастью, более всего правдоподобная». Любопытно, что спустя пять лет «учитель» Пушкина, проповедующий атеизм, станет ревностным пастором в Лондоне, а «ученик» будет писать глубоко православные стихи. Но роковые строки написаны. 8 июля 1824 года Пушкина высочайшим повелением увольняют со службы, а затем ссылают в родовое имение Михайловское под двойной надзор – полицейский и духовный. 1 августа 1824 года поэт выехал из Одессы. В Михайловском он подвел итог южному периоду своего творчества: в лирике – стихотворением «К морю», в эпосе – романтической поэмой «Цыганы».

Элегия «К морю». Еще из Одессы в ответ на предложение Вяземского откликнуться на смерть Байрона Пушкин писал: «Твоя мысль воспеть его смерть в 5-й песне его Героя прелестна – но мне не по силам…» В Михайловском Пушкин нашел иной, достойный русского гения ход.


Элегия «К морю»

Элегия «К морю» – финал творческого состязания Пушкина с Байроном. Если начало южного периода – «Погасло дневное светило…» – связано с вариациями на тему прощальной песни Чайльд Гарольда из первой части поэмы Байрона, то элегия «К морю» – соревнование-спор с финалом последней, 4-й песни; где Байрон прощается с морем, «приятелем своим». Все, что пишет Байрон о море, является скрытой формой прославления мятежной личности, не считающейся в гордыне своей с ропотом «дрожащих тварей», «опустошителей земли». Море Байрона, как пуританский Бог, сурово и беспощадно к человеку:

Твое презренье тот узнает вскоре,

Кто землю в цепи заковать готов.

Сорвав с груди, ты выше облаков

Швырнешь его, дрожащего от страха,

Молящего о пристани богов,

И, точно камень, пущенный с размаха,

О скалы раздробишь и кинешь горстью праха.

Заметим, что отношение Байрона к морю, при всем жестоком величии морской стихии, покровительственное. Романтическая личность оказывается не только равной морю, но еще и превосходящей его:

И, как теперь, в дыханье шумном шквала

По гриве пенистой рука тебя трепала.

Байрон в порыве вдохновения обуздывает море как лихой наездник.

Неукротимый вольнолюбец, он рассекает «руками шумный вал прибоя».

Элегия Пушкина пронизана нежной любовью поэта к стихии, которая родственна ему своим неукротимым движением. В красоте моря он чувствует дыхание Творца, давшего человеку свободу, но сохранившего из любви к творению скрытую власть над ним:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Если Байрон – властелин моря, то Пушкин видит в море лишь «предел желанный» своей души. Пушкин вспоминает о своих мечтах поэтического побега по хребтам моря в более свободную, как ему тогда казалось, Западную Европу. Теперь Пушкин сознает наивность своих мечтаний и надежд. Что такое земное счастье, слава и успех? Море обнажает их тщету: на скале среди его пучины покоится лишь «гробница» былого человеческого величия. Угас Наполеон,

И вслед за ним, как бури шум,

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.

Байрон в своем гордом самомнении видел себя властелином моря, но перед величием морской стихии гаснут горделивые претензии земных владык. Тщетны кичливые надежды человека на силу «кесаря» («тиран» – Наполеон) или на силу духа («просвещенье» – Байрон):

Мир опустел… Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба земли повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

Море у Пушкина не увенчивает земное величие и славу. Его призывный шум напоминает о тщете суетных мирских желаний. Оно учит человека в смирении любить божественную, нерукотворную красоту и совершенство. В этом заключается «предел желанный» человеческой души; к этому пределу зовут Пушкина морские волны.


Поэма «Цыганы»

Поэма «Цыганы» – завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме «Кавказский пленник». Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в «романтизм критический», Пушкин показывает в этой поэме, что мечты Байрона и его кумира Руссо о возврате человека в «естественное состояние», по существу, являются игрой «на понижение». Она ведет человека не вперед, а назад: это измена высшему предназначению, к которому зовет нас морская стихия голосом Творца, заключенным в ней.

Пушкин на собственном опыте испробовал возможность возврата человека в природу. Будучи в Кишиневе, он несколько недель провел в цыганском таборе. В «Цыганах» Пушкин осудил эту прихоть как слабость, как самодовольство и эгоизм. Алеко, утверждающий свободу для себя среди не тронутых цивилизацией, «естественных» людей, не терпит никаких ограничений этой свободы и тем самым становится деспотом по отношению к Земфире и молодому цыгану, ее любовнику. Двойное убийство, совершенное Алеко, вызывает осуждение старого цыгана:

Оставь нас, гордый человек!

Мы дики, нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним,

Не нужно крови нам и стонов;

Но жить с убийцей не хотим.

Ты не рожден для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли…

Но Пушкин, по словам Д. Д. Благого, вскрывает и «тщету руссоистско-байроновской иллюзии о возможности для цивилизованного человека вернуться назад, в „природу“, на не тронутую „просвещением“ первобытную почву. Независимо от Алеко самый быт цыган не так уж безоблачно идилличен. „Роковые страсти“ и связанные с ними „беды“ существовали в таборе и до прихода Алеко. „Счастья нет“ и у носителя простоты, мира и правды в поэме – старика цыгана, уход от которого Мариулы, охваченной неодолимой любовной страстью к другому, при всей „естественности“ этой страсти, с точки зрения самого же старика цыгана, навсегда разбил его личную жизнь. „Я припоминаю, Алеко, старую печаль“. И эта „старая печаль“ живет в душе цыгана на протяжении всего его жизненного пути. Тем самым разбивается иллюзия руссоизма о счастье „золотого века“ – докультурного, дикого человечества».

Так зрелый Пушкин, опережая восторги своих современников, видевших в нем «русского Байрона», решительно одолел искус «байронизма» и вышел к новому, трезвому и реалистическому взгляду на жизнь.

К 1821-1822 годам относится замысел поэмы Пушкина, посвященной разбойникам. Из этого замысла до нас дошел лишь небольшой фрагмент, названный «Братья разбойники». Большая часть поэмы Пушкиным была уничтожена. Отрывок «Братья разбойники» свидетельствует об обращении Пушкина к новым для него формам поэмы, в которых широко используются фольклорные мотивы, элементы живой народной речи. В «Братьях разбойниках» Пушкин, по мнению исследователя Маймина, стремился к народным формам эпической и романтической поэмы. Стремление Пушкина к народности, фольклору проявляется в «Братьях разбойниках» с самого начала, народно-песенный стиль:

Не стая воронов слеталась

На груды тлеющих костей,

За Волгой, ночью, вкруг огней

Удалых шайка собиралась…

Элементы фольклорного стиля, свойственные народно-поэтическому мышлению постоянные эпитеты, встречаются на протяжении всего текста: «булатный нож», «ночь темна», «чистое поле», «месяц ясный», «сырая земля» и т.д. Однако тенденция к народности оказалась у Пушкина не до конца реализованной. В «Братьях разбойниках» наблюдается причудливое смешение разных и в чем-то противоположных стилей, эмоционально и стилистически разных планов повествования. Это как раз и свойственно поэтике романтизма. Для романтика характерно в одинаковой мере и стремление к народным формам выражения, и заметная непоследовательность в этом стремлении. Романтический характер носят герои – два брата-разбойника, неразлучные и любящие друг друга, поставившие себя вне привычных норм и привычной морали. Черты романтизма видны и в сюжете: поэзия вольницы и мятежного духа, плен-тюрьма, побег из тюрьмы на волю, страшные муки и видения героя, его смерть, представленная в романтических тонах. Все это не исключает яркого своеобразия «Братьев разбойников». Это произведение романтическое, но для Пушкина оно знаменовало собой поиски новых путей в романтическом искусстве. Небольшая поэма «Братья-разбойники» является отрывком из незавершённой поэмы Пушкина о разбойниках, в которой сюжет задуман был такой: разбойники грабят купеческий корабль и похищают дочь купца, которая достаётся атаману, однако из-за этого наложницы атамана ревнуют, сходят с ума, умирают; атаман в итоге пускается во все злодейства, тогда некий есаул предаёт его; эпизод о братьях-разбойниках начинал поэму, а сама поэма наполняла драму братьев событиями их жизни. Поэма «Братья-разбойники» и есть начало незавершённой поэмы. Стоит особо отметить образ прикованных друг к другу братьев, спасающихся, переплывающих вместе через реку. Пушкина критиковали за недостоверность этого образа, но совершенно напрасно - такой случай произошёл в 1820 году в Екатеринославе. Реальное происшествие было осмыслено Пушкиным в стиле романтической поэзии. Ко времени появления пушкинской поэмы «Братья разбойники» в европейской фольклорной и литературной традиции разбойник обычно изображался покровителем и защитником слабых и обездоленных, был воплощением благородства, истинной смелости и доброты. В пушкинском описании разбойничьего сообщества акцент ставится на том, что стремление людей самых разных народностей и вероисповеданий к свободе без каких-либо внешних ограничений оборачивается другой стороной – этической вседозволенностью, полным отрицанием каких-либо моральных принципов. Авторская позиция, отчетливо проявляющаяся в изображении разбойничества, становится доказательством того, что Пушкина интересуют прежде всего не социальные основы этого явления, а нравственно-психологические. Глубинные причины ухода главных героев в разбойничью шайку вскрываются в исповеди старшего брата – главной из них становится зависть к людям, награжденным лучшей долей, и желание хотя бы и ценою преступления изменить свою судьбу. Все сюжетное развитие поэмы подводит к определенному итогу: разбойничество даже как противодействие человека социальному злу и несправедливости обрекает его на отступление от нравственного закона и в конечном итоге приводит к духовной гибели. После публикации этой поэмы в русской литературе в большом количестве появились подобные сюжеты, в которых пушкинское влияние наблюдается не только на уровне деталей описания, но и в том образе разбойнического сообщества, который остается неизменным в произведениях самых различных авторов. Это отчетливо видно, например, в поэме П. Рябинина«Разбойники». Последователи поэта восстанавливают в сюжетах своих произведений любовную линию, устраненную Пушкиным, вводя для этого главную героиню – деву, попадающую в плен к разбойникам. Обычно в их поэмах появляется и герой, воплощающий в себе благородные черты – нередко он оказывается разбойничьим пленником, по разным причинам оставленным в живых. Испытывая тяжкие душевные муки оттого, что принужден находиться среди преступников, он использует любую возможность для скрытого противоборства с ними. Именно такое развитие событий происходит в поэме П. Машкова«Разбойник» В изображении разбойнического мира в поэмах самых различных авторов сохраняется призма, установленная Пушкиным: нарушение нравственного закона показывается как страшный грех, оправдания которому не существует.

Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась.
Какая смесь одежд и лиц,
Племен, наречий, состояний!
Из хат, из келий, из темниц
Они стеклися для стяжаний!
Информация о произведении
Полное название:
Братья разбойники
Дата создания:
1821-1822
История создания:
Поэма представляет собой отрывок - вступление к большой, уничтоженной самим Пушкиным поэме «Разбойники». Поэт писал 13 июня 1823 г. А. Бестужеву, издававшему вместе с Рылеевым альманах «Полярная звезда»: «Разбойников я сжег - и поделом. Один отрывок уцелел в руках Николая Раевского; если отечественные звуки: харчевня, кнут, острог - не испугают нежных ушей читательниц «Полярной звезды», то напечатай его». Сохранились два плана поэмы «Разбойники». Из них видно, что это была романтическая поэма (несколько напоминающая «Корсара» Байрона), в которой в качестве трагического, мрачного и разочарованного героя выступал атаман волжских разбойников. Действие поэмы, судя по первому плану, развивалось таким образом: атаман исчез, есаул тревожится. Любовница атамана плачет и подговаривает разбойников идти на поиски и на помощь ему. Они плывут по Волге и поют. По-видимому, находят его - об этом в плане не сказано. Под Астраханью разбивают купеческий корабль, атаман влюбляется в дочь купца и берет ее в плен. Прежняя любовница от ревности сходит с ума. Новая не любит его и скоро умирает (в плане не указано от чего). Ожесточенный этими несчастьями, атаман «пускается на все злодейства» и гибнет жертвой предательства есаула. В этом раннем плане еще не было эпизода о братьях-разбойниках. О его происхождении Пушкин сам писал Вяземскому 11 ноября 1823 г.: «Истинное происшествие подало мне повод написать этот отрывок. В 1820 году, в бытность мою в Екатеринославле, два разбойника, закованные вместе, переплыли через Днепр и спаслись. Их отдых на островке, потопление одного из стражей мною не выдуманы». Сначала Пушкин хотел сделать из этого небольшую балладу, «молдавскую песню» вроде «Черной шали»:
Нас было два брата, мы вместо росли
И жалкую младость в нужде провели...
и т. д.
Но он отказался от этого замысла и вставил эпизод о братьях-разбойниках в поэму «Разбойники», как вступление, еще до появления главного героя. Судя по второму плану поэмы, представляющему, по-видимому, перечисление уже написанных Пушкиным глав или разделов поэмы, Пушкин довел ее до момента, когда прежняя любовница атамана сходит с ума, а затем сжег написанное, за исключением начала, которое превратил в особую поэму - «Братья-разбойники». (из комментария С.М.Бонди к поэме)

"Братья разбойники" были напечатаны в "Полярной звезде" за 1825г.
* * *

Cсылки на критические и текстологические работы:
«Братья-разбойники» отличаются от других романтических поэм своим стилем и языком. Пушкин переходит от романтически приподнятого лирического стиля к живому просторечию. В некоторых местах поэмы Пушкин старается приблизиться к стилю народной песни (стихи «Ах юность, юность удалая» и след.), причем и это просторечие и народные выражения, в отличие от «Руслана и Людмилы», лишены комической окраски. О языке своей поэмы Пушкин писал Вяземскому 14 октября 1823 г.: «Замечания твои насчет моих «Разбойников» несправедливы; как сюжет c"est un tour de force [это трюк, фокус (франц.)], это не похвала, - напротив; но как слог - я ничего лучше не написал».
Кроме попытки приближения к народному языку и стилю, в «Братьях-разбойниках» существенно было и само содержание поэмы. Крестьяне, ставшие разбойниками от крайней бедности, - эта тема была в то время злободневной. Центральные эпизоды поэмы - тюрьма, жажда освобождения и побег из тюрьмы - находили горячий отклик в сердцах передовых читателей, которые видели даже в этом аллегорический смысл - см. шутливые слова Вяземского в письме к А. И. Тургеневу от 31 мая 1823 г.: «Я благодарил его (Пушкина) и за то, что он не отнимает у нас, бедных заключенных, надежду плавать и с кандалами на ногах».
Уничтожив поэму «Разбойники», Пушкин перенес ее основное сюжетное положение в следующую поэму - «Бахчисарайский фонтан» (мрачный хан Гирей и две женщины - Зарема и Мария).