Духовно-природная психотерапияличность психолога. Что является противопоказаниями для работы в качестве психолога

Знакомство с опытом работы практических психологов поражает большим разнообразием в понимании ими смысла своей профессиональной деятельности, в формах и методах ее осуществления. С чем это связано?

Во-первых, с профессиональной подготовкой практического психолога. Известно, что в настоящее время эта подготовка не унифицирована, ее содержание и уровень отличаются в зависимости от того, где происходит обучение и кто учит психологов. Специфика и сложность этой подготовки состоят в том, что специалисты должны не только иметь глубокие знания психологии и смежных с ней научных дисциплин, но и грамотно ориентироваться в реальной жизни детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях или обучающихся в различного типа школах.

Во-вторых, с уровнем и направленностью общего развития психолога, с его личностными особенностями, с его включенностью в современную общественную жизнь, многообразную культуру, эпоху, с его способностью ориентироваться в ней. Теоретическое и практическое мышление. Возможность припомнить то, что именно сейчас \необходимо, креативность, способность предвидеть, при этом простота и ясность мысли, умение превращать сложное в простое,

В-третьих, с типом учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог. Детский сад, средняя общеобразовательная

политический психолог как профессионал и как личность _________________167

ткола, гимназия, специальная школа, лицей, детский дом, частная пкола, интернат, различного вида центры - имеют свою специфику в соответствии с ней предъявляют особые требования к деятельности практического психолога.

В-четвертых (а по существу, во-первых и в-главных), с особенностями личной жизни психолога: насколько благополучна его собственная жизнь - присутствует ли в ней любовь, взаимопонимание с близкими людьми, приемлемая материальная обеспеченность, необходимая бытовая обустроенность и пр. С психолога многое спрашивается, он за многое ответствен, но сам во многом беззащитен: общество в лице государства не обеспечивает ему достойных и необходимых условий жизни. Это касается как материального, так и правового обеспечения профессионала в области практической психологии образования.

И тем не менее, несмотря на различные условия жизни и работы, несмотря на индивидуальные личностные особенности специалистов, профессия психолога имеет существенные общие профессиональные и этические ценности, наличие которых в деятельности психолога и определяет уровень профессионализма при анализе многообразного опыта реальной практической работы конкретного психолога в конкретном месте и в контексте конкретных жизненных обстоятельств.

Профессиональная позиция

Практический психолог по роду своей деятельности неизбежно оказывается в роли арбитра в решении конфликтов других людей и до определенной степени корректора их ошибок. Это выдвигает повышенные требования к его личностным качествам и пониманию нравственной сути своей профессиональной деятельности.

А суть эта очень проста - не решать за другого человека любого возраста его проблему, а решать эту проблему вместе с ним, укрепляя его веру в свои силы, свои возможности, в самого себя.

Психологическая служба образования защищает и обеспечивает право каждого родившегося ребенка на полноценное психическое и духовное развитие. Но она защищает ребенка не от конкретного кого-то, а от Нарушений условий, способствующих нормальной жизни и благоприятному развитию. Поиск виновного или «козла отпущения» - непродуктивен, неэтичен, психологически не оправдан. Успех взаимодействия

и сотрудничества во многом зависит от позиции психолога: не допу с, кать назидательность в общении, поучающего тона.

Любой трудный случай в поведении или развитии ребенка - не повод для упреков педагога (воспитателя, учителя, родителя), а сигнал к совместной работе.

Однако любой успех воспитателя или учителя (да и родителя) - повод поддержать его, похвалить, укрепить веру в свои способности решать трудные проблемы детей.

Требования к личности практического психолога

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов можно выделить следующие личностные черты, желательные для практического психолога:

* концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

* открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

* эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

* аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

* энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

* уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

* уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

* богатое воображение, интуиция;

* высокий уровень интеллекта.

Что является противопоказаниями для работы в качестве психолога?

Такими противопоказаниями для психолога могут быть:

1. Ненависть к людям, стремление «мстить» им непонятно за что.., к сожалению. Есть такие озлобленные люди, которые сами нуждаются в психологической помощи, и которых самих к людям лучше не подпускать. Тем более страшно, когда такие «человеконенавистники» умудряются получать дипломы о высшем психологическом образовании и занимаются психологической практикой.

2. Откровенное психическое нездоровье. Понятно, что психически больной «психолог» просто может оказаться опасным для своих клиентов, особенно, когда он работает с детьми и подростками. Заметим, что сами школьники, отвечая на вопрос, «с каким психологом, с какими отрицательными качествами Вы не хотели бы иметь дело?», в большинстве случаев выделили такие характеристики, как «неумение общаться» и «психические заболевания».

3. Неумение общаться, неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе. При проведении различных «собеседований» с поступающими на психологические факультеты абитуриентами сразу бросаются в глаза те из них, кто ведет себя нагло и вызывающе, а главное -- постоянно перебивает собеседника, стремясь подчеркнуть свое превосходство.

Применительно к будущей работе психолога, -- это не просто бестактность или невоспитанность, это препятствие для построения подлинно диалогического взаимодействия с клиентом (или с коллегами), это основа будущей манипуляции сознанием клиента, что для психолога должно рассматриваться как страшнейший «профессиональный грех».

4. Применительно к будущему студенту-психологу можно выделить и такие нежелательные качества, как «лень», безынициативность, а также пассивную установку на то, что преподаватели «должны» постоянно интриговать и развлекать студентов на своих занятиях. При этом студентам остается лишь оценивать, какой преподаватель сумел их больше «увлечь», кто «большая или меньшая очаровашка» и с каким преподавателем им «вообще интереснее».

Сорокун Прокопий Афанасьевич 2010

ПСИХОЛОГИЯ

П.А. Сорокун

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА

1. Психолог как личность и как профессионал

Предметом деятельности психолога-профессионала, его психодиагностических, коррекционных и психотерапевтических действий, является психики, а объектом - конкретный человек как личность и ее индивидуальные особенности. Поэтому вопрос о том, какие качества личности должен иметь психолог для того, чтобы успешно осуществлять свою профессиональную деятельность и наиболее рационально строить свое поведение в обществе и в своей личной жизни, приобретает огромное значение.

Психолог должен, прежде всего, иметь хорошо развитые познавательные и практические способности для того, чтобы успешно усваивать психологические знания и применять их в своей профессиональной деятельности. Психологи-профессионалы - это инженеры человеческих душ. Они имеют научные знания о душе, владеют способами воздействия на душу человека.

Душа, по научной терминологии, называется психикой. Психика - это система сложных взаимно связанных психических явлений, имеющих определенную структуру, форму и содержание. В структуру психики входят психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы представляют собой динамические образования психики, которые характеризуются большой подвижностью, интенсивностью и неустойчивостью. К ним относятся: ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, воля, эмоции и пр. Психические состояния являются более устойчивыми, чем процессы, но менее интенсивными и подвижными. К психическим состояниям относят: внимание, чувства, влечения, желания, интересы и т.д. Психические свойства являются не только устойчивыми, трудно изменяемыми образованиями, но и характеризуются более сложной структурой, чем другие психические явления. К ним относятся: темперамент, характер и способности.

Формы существования психических явлений могут быть многообразными: это впечатления, образы, представления, мысли, взгляды, убеждения, верования, мечты, идеалы и т.д. Содержание психических явлений определяется теми материальными и духовными явлениями, которые отражаются в психике и составляют духовный облик личности человека.

Психика человека имеет сознательный характер. Сознание - это высшая форма психики. По своему содержанию сознание представляет собой систему знаний и представлений человека об окружающем мире и о нем самом, полученных на основе ощущений, восприятий, памяти, воображения и мышления, отражающих материальные и идеальные явления.

Между психическими и телесными явлениями существует неразрывная связь. Душа и тело, считал древнегреческий философ Аристотель, едины. У человека душа разумная. Поэтому она управляет телом, а тело оказывает влияние на ее состояние. По отношению к телу, душа, сознание выполняет три основные функции: побудительную, познавательную и регулятивную. Душа побуждает человека совершать телесные и умственные действия, душа получает впечатления о внешнем и внутреннем мире, душа управляет его поведением и деятельностью. Благодаря сознанию и его функциям человек перестает быть только биологическим существом, но и приобретает новое качество, закрепленное понятием "личность".

Человек, став разумным существом, пытается понять смысл своего существования на земле. Так Печорин, известный персонаж из произведения М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", перебирая в памяти прошедшее, невольно спрашивает: "Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший цвет жизни." (цит. по М.Ю. Лермонтов. Собрание сочинений. Т.4. М., 1958. с. 129).

Как видим, от смысла жизни зависит духовный облик личности, ее благородные стремления, ее убеждения и верования, ее мечты и идеалы. Австрийский психиатр и психолог В.Франкл к книге "Человек в поисках смысла" считает, что поиск смысла жизни является фундаментальной духовной потребностью человека. Отсутствие смысла жизни порождает духовный вакуум, при котором личность испытывает состояние бесцельности своего существования, безысходной скуки, безразличия к окружающему миру. Человек должен сам понять смысл своего существования. Психолог может помочь в этом, указав, в чем может заключаться для него смысл жизни, который может повлиять на его психику и облегчить его существование. В своей практике В.Франкл использовал для восстановления психики терапию смыслом, который открывал пациент, общаясь с психологом.

Естественно, возникает вопрос о том, на основе каких критериев человек может осмыслить смысл своего существования на земле. Очевидно, существует два основных критерия: общечеловеческий и личностный, которые дадут возможность каждому человеку понять, с какой целью он появился на свет и в чем он должен видеть смысл своего существования.

Первый критерий связан с проблемой выживания всего рода человеческого. Его бессмертия как живого существа, наделенного разумом, сознательно осуществляющим свою жизнедеятельность. С точки зрения этого критерия каждый человек является звеном в цепи непрерывного существования человеческого общества. Причем это звено является микроскопическим малым по сравнению с огромным количеством людей, живших и живущих когда-либо на земле. По существу жизнь человека - это мгновение в процессе всего периода существования и развития людей на нашей планете.

В связи с этим критерием смысл жизни каждого человека заключается в том, чтобы обеспечить непрерывность в существовании общества, воспроизводя себе подобных. Конкретно -этот смысл осуществляется человеком в стремлении создать семью как клеточку человеческого общества. Однако не все люди своевременно осознают это. В молодости они часто откладывают это определенное время, так как потребность в общении в этом возрасте удовлетворяется в обществе своих сверстников. Но приходит время, когда сверстники, взрослея, создают свои семьи, а их друзья, не сделавшие это, становятся одинокими людьми. Как видим, отсутствие такого общечеловеческого смысла, как потребность создать свою семью, часто является одной из причин возникновения такого явления как одиночество.

Проблема одиночества является для личности самой острой среди других проблем, с которыми она сталкивается. Это проблема не только житейская, но и психологическая. Одиночество может быть временным и постоянным. Временное одиночество наступает после разрыва отношений с прежними друзьями или родственниками. Иногда прежние отношения восстанавливаются, если же это не происходит, то завязываются отношения с другими людьми. Длительное одиночество возникает в том случае, когда личность в течение долгого времени не может установить связи с другими людьми, так как они не представляют никакого интереса для нее. Одиночество всегда тяжело переживается всеми людьми. Одинокого человека часто охватывает тоска, подавленность, опустошенность, скука, безысходность, апатия и т.п.

Кроме общечеловеческой потребности в продолжении рода и создании семьи человек может найти смысл жизни в общественно полезном труде. Труд обеспечивает не только существование человеческого общества, но и является также условием его непрерывного развития. В процессе труда создаются материальные и идеальные продукты, необходимые для жизни общества. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй - умственным. Каждый вид труда осуществляется посредством различных физических и психических компонентов. Первый вид труда направлен преимущественно на создание материальных продуктов, второй - идеальных. Каждая личность в зависимости от наличия у нее природных задатков, способностей и склонностей, выбирает определенный вид труда, который становится смыслом ее существования.

Кроме общечеловеческого смысла жизни каждый субъект имеет свой индивидуальный личностный смысл существования, связанный с его телесной и духовной организацией. Человек, как известно, является, с одной стороны, природным, биологическим существом, а с другой стороны, социальным одухотворенным, сознательно действующим в обществе индивидом. Как природное существо, человек должен удовлетворять, прежде всего, естественные потребности, без чего он не может жить и нормально развиваться. Причем удовлетворение этих потребностей осуществляется посредством применения материальных предметов и веществ, создаваемых самим человеком. Применяя орудия труда, человек получает возможность создавать продукты в неограниченном количестве с новыми более совершенными качествами, благодаря чему развиваются сами потребности и появляются новые психические свойства у индивида.

Создавая, наряду с полезными веществами и вредные, человек начинает применять их, так как они вызывают чувства удовольствия и наслаждения, хотя они являются пагубными для организма. Но человек не может удержаться от этого, так как у него формируется новая потребность и закрепляется привычка получать все новые наслаждения. Так появляется у субъекта телесный смысл жизни, связанный с удовлетворением естественных потребностей и переживанием чувств удовольствия и наслаждения, которые он испытывает в жизни. О чувствах таких людей поэт Брюсов в стихотворении "Сытым" писал следующим образом: "Довольство ваше радость стада, нашедшего клочок травы, быть сытым больше вам не надо, есть жвачка, и блаженны вы".

Конечно, без удовлетворения естественных потребностей жизнь человека немыслима. Но психическое и умственное развитие требует не только удовлетворения естественных, но и высших духовных потребностей. Вот как сказал об этом один философ: "Человек ест, чтобы жить, но живет не для того, чтобы есть. Это только животные едят, чтобы жить и живут для того, чтобы есть".

Высшим смыслом культурно развитого человека является удовлетворение духовных потребностей, которые формируются в результате усвоения идеальных, душевных явлений, присущих как самому человеку, так и предметам и явлениям, создаваемых в процессе творческой деятельности. Идеальные явления, как продукт деятельности сознания, души человека, образуют тот духовный мир, который является достоянием сознательно мыслящего субъекта.

Духовный мир - это субъективный мир человека. Субъективность (самость) - это внутренне начало, которое лежит в основе телесного и духовного бытия человека. Духовность - это содержательная сторона психических явлений, их сущность. Психика человека, не связанная с духовностью, лишена всякого смысла. Она не может обеспечить существование человека в сложных социальных условиях. Поэтому человек, наделенный духовным миром - это субъект способный позна-

вать и преобразовывать мир и самого себя, способный оценивать, регулировать и контролировать как внешнюю практическую, так и внутреннюю психическую деятельность.

Формы существования и проявления духовного мира человека являются самыми разнообразными. Это - потребности, интересы, увлечения, верования, убеждения, мировоззрение, мечты, идеалы. Причем все они пронизаны эмоциями и чувствами, делающими духовную жизнь человека богатой и эмоционально насыщенной.

Все формы проявления духовной жизни человека взаимно связаны между собой и определяют важнейшие характеристики личности. Среди них особое значение имеют: духовный облик личности, ее целеустремленность, цельность и оригинальность.

Духовный облик личности характеризуется степенью проявления основных компонентов духовного мира человека, а также их содержанием и моральной направленностью. Отсюда личность оценивается как высоконравственная и безнравственная. Духовный облик личности определяется также разносторонностью ее потребностей и интересов, широтой мировоззрения, глубиной и устойчивостью убеждений и верований. Преобладание материальных потребностей над духовными является причиной бездуховности личности и порождает такие отрицательные явления, как алчность, эгоизм и индивидуализм.

Целеустремленность зависит от ценностной ориентации личности, связанной с ее потребностями, интересами, убеждениями, мечтами и идеалами, которые побуждают личность к активному познанию и преобразованию внешнего мира и самого себя. Целеустремленность дает возможность личности добиваться осуществления возвышенных целей, преодолевать препятствия, возникающие на пути к их осуществлению.

Цельность личности предполагает гармоничное сочетание всех компонентов духовного мира, их взаимную связь и единство, совпадение идейного содержания взглядов, убеждений и идеалов с действиями и поступками человека. При отсутствии цельности имеет место раздвоенность личности, проявляющаяся в том, что человек говорит одно, а делает другое. Раздвоенность личности порождает такие качества как лживость, лицемерие, ханжество, беспринципность, цинизм.

Оригинальность личности представляет собой проявление индивидуальности человека, своеобразие его потребностей, интересов, взглядов, убеждений, идеалов. Оригинальность личности также проявляется в самобытности создаваемых ею предметов, в неординарном поведении, в способности находить новые пути в решение практических и теоретических проблем и задач.

От того, какие потребности доминируют у личности, зависит и смысл жизни и деятельности, и поступки, и поведение человека. Если главными становятся естественные потребности, то человек, стремясь их удовлетворить, часто употребляет вредные вещества, такие как табак, вино, наркотики, разрушающие психику и организм, то объективно смысл жизни для него становится приближение смерти, ее торжество. Если человек живет для удовлетворения духовных потребностей, то смыслом его жизни является преодоление смерти и утверждение бессмертия его души, которая воплощается в идеальных и материальных продуктах его творческой деятельности. Это как раз и имел в виду А.С.Пушкин в стихотворении "Памятник": "Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет и тления избежит...".

Интенсивная духовная жизнь благотворно влияет не только на психику, но и на телесное состояние человека, помогая ему бороться с болезнями, утомлением и истощением организма. Так, например, известный норвежский композитор Э.Григ болел чахоткой (туберкулезом). Когда он спросил врача, долго ли ему осталось жить, тот ответил, что несколько месяцев. Но это не обескуражило Грига, и он продолжал плодотворно работать еще 5 лет, создав выдающиеся музыкальные произведения, такие как "Пер Гюнт" и др.

Иногда субъект пытается соединить два смысла жизни, чрезмерно удовлетворяя и естественные, и духовные потребности. Так английский писатель О. Уальд был, с одной стороны, выдающейся творческой личностью, а с другой стороны, был известен как человек, безудержно стремившийся наслаждаться жизнью и получать удовольствия. Ему стала подражать "золотая молодежь" Лондона. Особенно близкие отношения у него установились с молодым лордом Дугласом. Его родные, узнав, какое пагубное влияние оказывает Уальд на их сына, подали на него в суд, обвинив

его в аморальном поведении и дурном влиянии на молодежь. Судья, убедившись в этом, приговорил его к двум годам каторги. Когда Уальд услышал это, то не выдержал и заплакал. После приговора его произведения были уничтожены и перестали издаваться. Отбыв каторгу, Уальд поселился в Париже, где жил отшельником и больше не занимался литературной деятельностью.

Для того, чтобы психолог мог понять смысл жизни субъекта, с которым он имеет дело, и правильно воздействовать на его психику, он дожжен сам иметь необходимые для этого качества личности. Он должен быть общительным, внимательным, проницательным, обаятельным честным, правдивым, откровенным, находчивым и терпеливым человеком. Кроме того, у него должны быть хорошо развиты специальные психологические способности, навыки и умения. Наиболее важное профессиональное значение имеют психологические способности, которые представляют собой особые интеллектуальные качества личности, дающие возможность познавать не только материальные, но и идеальные психические явления, наполняющие внутренний духовный мир человека.

Психические явления, в отличие от материальных, не могут восприниматься непосредственно при помощи органов чувств, но поскольку они являются идеальными копиями материальных явлений, то их познание осуществляется опосредованно путем сопоставления идеальных характеристик психических явлений с физическими характеристиками материальных предметов. Если эти характеристики совпадают, то психика адекватно отражает мир, если же они не совпадают, то психика функционирует не нормально и требуется вмешательство психолога.

Опосредствованное интеллектуальное познание человеком окружающего мира осуществляется посредством языка и речи. Это происходит благодаря тому, что слово, как основной элемент языка и речи, имеет, с одной стороны, общее смысловое содержание, закрепленное за ним обществом, а с другой стороны, конкретное личное содержание, приобретенное на основе индивидуального опыта. Усваивая значение слов, человек приобретает знания о мире и о самом себе, приобретает способность осознавать все, что происходит вокруг него и в нем самом.

Слово, как любой другой знак, полагал Л.С. Выготский, является орудием интеллектуальной деятельности. В отличие от орудий труда, слова, имеющие смысловое значение, изменяют не материальные предметы, а психику, отражающую их. На основе речевой деятельности у человека возникают знания, мысли и представления о предметах и явлениях внешнего и внутреннего мира, о сущности бытия, о смысле жизни, о нравственных и культурных ценностях, вера в справедливость и добро и т.д. Язык и речь являются для психолога основными средствами для проникновения в субъективный мир другого человека, для воздействия на его психику, а также осознания и описания психических явлений и целенаправленного управления ими.

2. Описательная психология и субъективные установки психолога.

Психология, занимающаяся описание психических явлений, называется описательной психологией. Для того, чтобы успешно заниматься ею, психолог должен овладеть всеми методами, применяемыми в этой науке. Основными методами описательной психологии являются: самонаблюдение, рефлексия, внутренний диалог, идентификация, эмпатия, интуиция, интерпретация.

В результате практического применения этих методов у психолога формируются профессиональные умения и качества личности. Умения - это приемы и способы осуществления того или иного метода, а качества личности - это психические образования, которые регулируют приемы и дают возможность получить новые факты, описать их и понять психологическую сущность. Все методы описательной психологии направлены на познание личностью своих собственных психических явлений и имеют субъективную направленность.

Самонаблюдение - самый распространенный, широко применяемый метод описательной психологии изучения психических явлений субъектом. В психологии он известен как метод интроспекции или внутреннего зрения, который дает возможность человеку мысленно осматривать, что происходит в его душевном мире. Благодаря самонаблюдению, субъект может осознать и описать свои мысли, чувства, представления, желания, стремления, мечты, идеалы взгляды, убеждения, волевые усилия и т.д. Причем все эти психические явления и состояния мы

соотносим с внешним миром, адресуем к конкретным предметам и явлениям, связываем с прошлым или будущим. Не все люди способны к самонаблюдению. Чаще оно осуществляется эпизодически. Только при систематическом самонаблюдении у психолога формируется профессиональное качество личности - самонаблюдательность.

Рефлексия - умение субъекта осуществлять самоанализ и самооценку состояний сознания, возникающий при решении проблемных задач в процесс выполнения практической или интеллектуальной деятельности. Процесс познания психических явлений начинает с момента возникновения проблемных ситуаций, когда мы замечаем, что что-то неладное происходит с окружающей нас действительностью и нашей психикой.

Для того, чтобы решить проблему, субъект должен совершить ряд рефлексивных действий: прогнозирующих, анализирующих, направляющих, регулирующих, контролирующих и оценивающий психическое состояние его личности. Рефлексия как психологический механизм самосознания и саморегуляции, проявляется в том, что человек одновременно выступает и как "Я"-исполнитель и как "Я"-контролер, который сознательно прогнозирует, оценивает и осуществляет свое собственное умственное действие. Способность личности осуществлять, анализировать и оценивать свои интеллектуальные действия можно рассматривать как рефлексивную способность, а ее качества как рефлексивность.

Внутренний диалог - способность личности мысленно рассматривать различные точки зрения по отношению к противоположным психическим явлениям, возникающим в интеллектуальной и духовной сфере. Мысленному диалогическому обсуждению могут подвергаться знания и представления, нравственные взгляды и убеждения, мечты и идеалы, желания и стремления, сомнения и верования. Мысленный диалог осуществляется посредством внутренней речи, которая существует в форме мыслей и моторных образов слов, возникающих на основе скрытых речевых движений голосового и артикуляционного аппарата.

Рассуждая сам с собой, человек убеждается в истинности или ложности своих духовных ценностей, осуждает или оправдывает самого себя, пытается понять смысл жизни, принимает решение, как жить дальше, чему верить, каким следовать идеалам, и какие ставить цели. Словом, внутренний диалог - "голос совести" человека, это внутренний голос, который удерживает его от аморальных поступков, от осуществления низменных желаний и влечений, от использования сомнительных средств для достижения своих целей. Способность рассуждать, осуществляя внутренний диалог, подвергать все сомнению, является важнейшей способностью рефлексивно мыслящей личности и проявляется в форме такого ее качества, как рассудительность.

Идентификация - отождествление себя с другой личностью, способность одного человека поставить себя на место другого, понять его мысли, чувства, мечты, идеалы и т.д. Идентификация дает возможность перевоплотиться в другого человека, жить его жизнью, совершать такие же поступки и действия, во всем подражать ему, полностью раствориться в другом человеке на определенное время. И в то же время идентификация позволяет сохранить самобытность, индивидуальность, возможность сравнивать себя с другим и более четко и ясно осознать свою неповторимость и оригинальность. Способность идентифицировать себя с другим является важным профессиональным качеством личности психолога.

Эмпатия - эмоциональное сопереживание идентичных чувств одной личностью в процессе общения с другой. Эмпатия возникает между партнерами при диалогическом слушании, когда они делятся своими сокровенными чувствами, мыслями, желаниями, убеждениями, верованиями и т.п. В психологических исследованиях эмпатии применяется как способ установить тесный контакт с собеседником, вызвать у него желание допустить партнера в свой сокровенный субъективный мир. Но для этого психолог должен вызвать доверие у своего партнера, расположить его к откровенному разговору, посочувствовать ему и, таким образом, облегчить страдания, которые мучают его душу. Для того, чтобы достигнуть эту цель, психолог должен иметь такие свойства личности, как чуткость, внимательность, доброжелательность, отзывчивость и т.д.

Интерпретация продуктов умственной и практической деятельности. Интерпретация представляет собой психологическое истолкование текстов, рисунков, чертежей, знаков, символов и

других продуктов творчества. Особенно большое значение для понимания психики человека является интерпретация текстов письменных произведений. Тексты бывают - литературные, исторические, научные, религиозные и др.

Тексты дают возможность каждому человеку приобщиться к мировой культуре, усвоить общечеловеческие ценности, необходимые для формирования его духовного мира. Через многие столетия и даже тысячелетия доходят до нас идеи Сократа и Платона, Иисуса Христа и его апостолов, Шекспира и Пушкина, Лермонтова и Л.Толстого.

На основе интерпретации продуктов умственной деятельности психолог может судить об уровне развития интеллекта, личности, о ее духовном богатстве, о ее помыслах, мечтах, идеалах, о ее отношении к миру, о сущности жизни, о ее смысле и т.п.

Интуиция - процесс постижения малоосознанных психических явлений на основе опыта познания аналогичных свойств и состояний личности в определенных условиях. Интуиция - это догадка об истинных свойствах личности, возникшая на основе восприятия косвенных признаков поведения партнера по общению - мимике, пантомимике, позе, выражению глаз и т.д., выражающих недоверие к собеседнику. Интуитивное понимание психики имеет место у людей, имеющих большой опыт общения с людьми определенной категории (у врачей с больными, у педагогов с учениками, у следователей с преступниками, у психологов с людьми с нарушенной психикой). Интуитивные знания дополняются и уточняются на основе информации, полученной другими методами. Если это не происходит, то интуитивные данные подвергаются сомнению, считаются ошибочными и не принимаются во внимание.

Таковы методы описательной психологии и субъективные установки психологов, занимающихся изучением и описанием психических явлений в процессе своей профессиональной деятельности.

3. Объяснительная психология и объективные установки психолога.

Описание явлений окружающего мира является необходимым, но не единственным назначением науки. Главная задача науки - объяснить сущность изучаемых явлений, открыть законы их возникновения и функционирования. Для психологии эта задача была более трудной, чем для других наук, в силу того, что в ней субъективный подход признавался как единственный способ изучения психики. Однако развитие психологической науки могло происходить только при условии, если применялся наряду с субъективным также и объективный подход к изучению внутреннего духовного мира человека.

Возможность объективного изучения психики связана с тем обстоятельством, что она объективируется, проявляется по отношению к миру, отражая и регулируя поведение человека. Объективное изучение психики, направленное на установление ее связи с внешним миром, дает возможность объяснить и способ существования самой психики, и ее роль в жизнедеятельности человека. Эту задачу могла выполнить только объяснительная психология и ее объективные методы: внешнее наблюдение, речевой опрос, эксперимент и математическое моделирование.

Внешнее наблюдение - визуально восприятие внешнего проявления психических процессов, состояний и свойств личности в движениях, реакциях, мимике, пантомимике, в действиях, в поступках, в поведении и деятельности, совершаемых субъектом. Наблюдение как объективный способ познания психики, ведется целенаправленно, избирательно, планомерно и систематически. Результаты наблюдения протоколируются, анализируются и интерпретируются. На основе полученной информации и ее обработки, исследователь выдвигает гипотезу о возможном проявлении интересующего его психического явления. Гипотеза обсуждается, проверяется, уточняется в ходе последующих исследований, а затем или подтверждается, или отвергается. Результативность наблюдения зависит от двух факторов: от объективности проведения наблюдения и от умения исследователя вести наблюдение. Первое достигается при помощи технических средств, которые позволяют вести скрытно наблюдение, а второе - от наличия у психолога такого профессионального качества как наблюдательность.

Метод опроса основан на использовании речевых средств для получения информации о психике, как отдельных субъектов, так и групп людей путем применения письменной и устной речи. На основе устной речи проводится беседа, на основе письменной - анкетирование.

Обычно устный опрос осуществляется в форме диалога, протекающего живо и непринужденно между собеседниками. Главной целью диалога является стремление его участников добиться взаимопонимания. Оно предполагает не только понимание внутреннего мира партнера, но и принятие его мыслей, чувств, желаний и т.д. Для того, чтобы достигнуть эту цель, психолог должен быть не только коммуникабельным человеком, но и уметь внедриться в сознание субъекта и понять особенности его психики.

Письменный опрос применяется для изучения психологических особенностей больших групп людей. Осуществляется он при помощи анкет. Полученная информация при этом имеет предварительный характер и используется в дальнейших исследованиях. Степень надежности и достоверности полученных данных зависит от опыта составителя анкет.

Основным методом объяснительной психологии является эксперимент. Этот метод является самым сложным и наиболее продуктивным в психологических исследованиях. Своеобразие этого метода заключается в том, что субъект подвергается опытному изучению со стороны исследователя, который становится экспериментатором по отношению к нему, а тот - испытуемым. Экспериментатор не ждет, когда появится интересующее его психическое явление, а сам создает условия для его возникновения. Кроме того, в ходе эксперимента он может вносить коррективы и изменения в создаваемую им ситуацию, варьировать и неоднократно повторять эксперимент для получения надежных данных. Для того, чтобы убедиться в достоверности полученных результатов, исследователь может применить математическую обработку экспериментальных данных. Все это дает возможность установить причины появления в эксперименте психического явления и объяснить закономерности его функционирования.

Экспериментатор воздействует на испытуемого посредством внешних стимулов, которые, отражаясь в психике, вызывают разнообразные процессы и состояния (впечатления, образы, представления, мысли, чувства и пр.). Они, в свою очередь, сопоставляются со стимулами, осознаются испытуемым и вызывают движения, действия, речевые реакции и другие акты поведения, направленные на опознание стимула.

Таким образом, в эксперименте познание идет от внешнего стимула к внутренним психическим процессам, которые, отражая стимул, вызывают разнообразные внешние реакции, которые регистрируются, анализируются и интерпретируются исследователем, изучающим психику.

Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях. Лабораторный эксперимент дает возможность получить точно фиксируемые данные, так как при его проведении широко применяется специальная аппаратура. Эксперимент этого типа применяется при изучении психических процессов, состояний и свойств, для определения их интенсивности, устойчивости и скорости их возникновения. Отрицательным моментом этого вида эксперимента является то, что он проводится в искусственных лабораторных условиях и вызывает неестественное поведение испытуемого.

В естественном эксперименте этот недостаток устраняется, так как здесь исследование проводится в привычной обстановке в процессе выполнения какой-либо деятельности, которой занимается обычно испытуемый. Если такой эксперимент проводится в условиях педагогического процесса и решает задачи психологического исследования. То тогда он называется психоло-го-педагогическим экспериментом. Такой эксперимент не только констатирует наличие у учащихся определенных психологических особенностей, но и является условием формирования новых психических свойств и качеств, необходимых для осуществления более сложных видов учебных действий.

Результативность психологического исследования во многом зависит от наличия опыта и знаний у психолога, от умения организовать и провести эксперимент, а также от его способности объективно оценивать и интерпретировать полученные экспериментальные данные.

4. Практическая психология и мастерство психолога.

Полученные результаты исследования в описательной и объяснительной психологии дополняются и применяются в практической психологии. Практическая психология разрабатывает и применяет диагностические, коррекционные и терапевтические методы для оценки и восстановления нарушенных психических функций у человека.

Психодиагностика дает возможность установить уровень развития психических процессов, свойств и состояний личности, а также степенно их отклонения от нормы у людей определенного возраста и у лиц, занимающихся определенной профессией. Основным средством, применяемым в практической психологии для решения этих задач, являются тесты.

Тесты представляют собой набор стандартизированных, выверенных испытаний, результаты которых определенным образом интерпретируются. В зависимости от того, какие свойства личности изучаются, применяется и соответствующий набор тестов. Для изучения способностей и наличия знаний, навыков и умений применяются тесты-задания, по результатам выполнения которых судят об уровне развития сенсорных, перцептивных, мнемических, интеллектуальных и других качеств личности и о степени готовности выполнить ту или иную деятельность. Для изучения, например, интеллектуальных способностей были разработаны тесты задания Р.Арн-хеймом, Л.Выготским, Д.Гилфордом, Л.Сахаровым и др.

При изучении психических свойств личности используются тесты-опросники, отвечая на которые испытуемые обнаруживают присущие им особенности темперамента и характера. Такие опросники были разработаны Г. Айзенком, Р.Кеттелом, А.Маслоу, К.Роджерсом и др. С целью определения отрицательных психических свойств, которые по мнению испытуемых им не присущи, применяются проективные тесты. Посредством этих тестов создается неопределенная ситуация, в которой может оказаться человек, и для выхода из которой он должен проявить определенные положительные или отрицательные качества. Решая за этого человека задачу, испытуемый наделяет его такими качествами, которые присущи ему самому, тем самым проецирует свои качества на другого человека и обнаруживает, таким образом, их у себя.

Результаты тестирования используются в психокоррекции и психотерапии. Психокоррекция направлена на обнаружение отклонений от нормы психических явлений и функций у людей определенного возраста, а также на степень нарушения профессиональных качеств у лиц, занимающихся сложной деятельностью, или в результате полученных травм на производстве или быту.

Психотерапия дает возможность психологу восстановить психические функции, ранее нарушенные, и помочь субъекту стать нормальным человеком. Психокоррекция и психотерапия неразрывно связаны между собой. Психокоррекция направляет и корректирует, а психотерапия исправляет и восстанавливает нарушенную психику субъекта.

Основным средством воздействия на личность в психотерапии и в психокоррекции является тренинг. Тренинги могут быть индивидуальными и групповыми. Индивидуальные тренинги могут осуществляться самостоятельно и называться аутотренингами. Применяя аутотренинги, человек может заняться самосовершенствованием совей личности, развить свои умственные способности, научиться владеть собой и своими состояниями. Так практические психологи О.Ан-дреев и Л.Хромов разработали комплексную программу интеллектуального развития человека, в основе которой лежит аутогенная тренировка по системе "Сатори", улучшающая развитие памяти, внимания и мышления.

Групповые тренинги применяются при нарушениях психических состояний и свойств личности. Человек - общественное существо, он всегда является членом какой-либо группы людей. Группа может по-разному влиять на личность, как в лучшую, так и в худшую сторону. Для того чтобы группа влияла на личность в нужном направлении, практические психологи специально создают малые группы, где применяются специальные тренинги, направленные на приобретение опыта интенсивного общения, способствующего оказать помощь личности в ее самосовершенствовании. Опыт организации таких групп и результаты воздействия их на личность, изложены, например, в книге К.Рудестама "Групповая психотерапия".

В практической психологии создаются следующие виды коррекционно-терапевтических групп. Т-группы (группы тренинга) - направлены на выработку новых форм поведения в управленческой деятельности. Группы встреч ориентированы на установление отношений честности и открытости между людьми. Психодрама направлена на формирование новых отношений и моделей поведения в жизни по сравнению с их словесным описанием. Гештальттерапия - избирательное взаимодействие лидера с одним из членов группы в процессе терапевтического сеанса, за которым наблюдают остальные, лучше понимая себя и свои проблемы. Группы телесной терапии помогают участникам лучше познать свое собственное тело, осознать глубинные телесные ощущения, связанные с потребностями, желаниями и чувствами человека. Группы танцевальной терапии дают возможность участникам приобрести опыт поведения в группе, повысить физическое и эмоциональное состояние субъекта, установить более тесную связь между телом и разумом, между сознанием и непроизвольными движениями. Терапия искусством применяется к субъектам, у которых затруднено словесное выражение мыслей и чувств при общении с другими людьми. Она может помочь освободиться от сильных переживаний, трудностей, конфликтов посредством изобразительного искусства: лепка, рисование и т.п. Группы тренинга умений направлены на формирование целесообразных форм поведения, одобряемых как отдельными людьми, так и всем обществом. К таким видам умений относят: коммуникативные умения, умение владеть собой, выполнять родительские обязанности, управлять своими чувствами, принимать решения, быть уверенным в себе.

Конечно результаты обучения в этих группах зависят от психолога, от его знаний, умений и мастерства.

5. Общие профессиональные качества личности психолога.

Кроме специфических особенностей личности психологу также присущи общие качества, свойственные любому профессионалу. Это объясняется тем, что любая деятельность является общественной по своей сути, так как осуществляется совместно людьми, а ее продукты используются всем обществом для удовлетворения своих нужд.

Хотя все профессии имеют свои специфические особенности, но в то же время все они предъявляют определенные требования и к человеку, и к тем условиям, в которых протекает деятельность. Но есть одно требование, которое предъявляют все профессии - это надежность. Надежными должны быть все орудия труда, приборы, аппараты и предметы, которыми пользуется человек данной профессии, надежными должны быть все психофизические свойства и качества личности.

Надежность профессиональной деятельности человека зависит от его способности точно и безошибочно выполнять свои профессиональные обязанности в определенное время и в заданных условиях. Надежность человека также связана с его профессиональной компетенцией. Некомпетентный профессионал не может выполнить свою деятельность на высоком уровне и не может пользоваться авторитетом ни у своих коллег, ни у других людей, которые обращаются к нему. Некомпетентный профессионал может допускать ошибки, совершать непродуманные действия, приносить вред доверившимся ему людям.

Одним из основных психологических механизмов, обеспечивающих безошибочность и своевременное выполнение профессиональной деятельности, является способность личности к самоконтролю и его совершенствование. Самоконтроль - это способность личности правильно оценивать выполнение профессиональной деятельности, своевременно замечать и устранять допущенные ошибки. Совершенствование самоконтроля предполагает непрерывное стремление личности овладевать наиболее эффективными приемами и способами выполнения профессиональной деятельности.

Способность к самоконтролю и его совершенствованию неразрывно связана с таким свойством личности, как ответственность, которая проявляется в том, что человека старается так осуществлять свою профессиональную деятельность, чтобы принести наибольшую пользу обществу. Безответственный человек халатно относится к своим обязанностям. Одним из важней-

ших условий проявления ответственности является чувство долга и совести, под влиянием которых человек старается добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности, вопреки тем личным желаниям, которые противоречат требованиям общества. От чувства долга во многом зависит надежность профессиональной деятельности специалиста. Другим качеством личности, от которых зависит надежность действий профессионала, является дисциплинированность, которая предполагает сознательное и добровольное подчинение личности требованиям общества и ее способность самостоятельно и добросовестно выполнять свои обязанности.

Одной из характерных особенностей личности каждого профессионала является стремление к творчеству. Профессионал отличается именно тем, что он в совершенстве овладел своей профессией и видит пути ее улучшения. Он не довольствуется достигнутым, он всегда в поиске новых решений, в создании новых оригинальных идей, гипотез и концепций.

Творческий подход является необходимым компонентом в деятельности профессионального психолога, т.к. он имеет дело с бесконечно сложными непосредственно не воспринимаемыми психическими явлениями. Поскольку их невозможно непосредственно воспринимать, то единственный способ их познания - это опосредованное взаимодействие с ними, которое может осуществляться в процессе совместной деятельности одного субъекта с другим. Чтобы добиться нужных результатов, каждый субъект должен внедриться в сознание другого и по внешним признакам понять его мысли, чувства, желания, стремления и т.д., но для этого он должен творчески посредством воображения воссоздать их в своем сознании наподобие своих собственных психических состояний.

Связь психики с внешними телесными явлениями была замечена давно, но установить закономерности этой связи оказалось довольно трудно. Одни психологи утверждали, что причиной психических состояний являются телесные процессы, а другие полагали, что телесные изменения есть результат психической деятельности. Так, например, согласно теории Джемса - Ланге считалось, что эмоциональные состояния возникают под влиянием изменений в функционировании телесных органов. Так, по их мнению, радуемся мы потому, что смеемся, а печалимся, потому что плачем. Конечно, такое влияние телесных механизмов на психику вполне возможно, но чаще всего имеет место обратное влияние эмоциональных состояний на мимику, пантомимику, на функции слезоточивых желез и т.п. телесных состояний. Так, плачем мы потому что печальны, а смеемся, потому что нам весело. Но возможно и такое влияние, когда психическое состояние не проявляется во вне или же, наоборот, внешние признаки имеют место, а психическое состояние отсутствует. Так человек может лить слезы, не испытывая печали, как это делают, например, артисты.

Известный артист Н.Черкасов, играя роль Ивана Грозного в сцене, где он убивает сына, с поразительной силой передавал его эмоциональное состояние. Зрители на встречах часто спрашивали: "Действительно ли он переживает эти чувства?" На что он отвечал: "Конечно же нет. Когда я играю роль Грозного, я не думаю о своих эмоциях, а думаю о том, какие эмоции должен был испытывать он, и как я должен их выразить, чтобы вызвать их у вас, зрителей".

Творческая деятельность психолога во многом напоминает творчество артиста. Он так же, как и артист, играет определенную роль, но не на сцене, а в специально создаваемой им же самим обстановке. Он также внедряется в сознание партнера, познает особенности его психики и при необходимости воздействует на нее, применяя тренинги и другие средства для того, чтобы восстановить нарушенные психические функции или сформировать новые.

Таковы в общих чертах наиболее характерные свойства личности психолога, связанные с его профессиональной деятельностью, направленной на познание психики и восстановление душевного состояния человека.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. Екатеринбург, 1992.

3. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1994.

4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2000.

5. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб., 1999.

6. Никандров В.В. Психологический тренинг (как проблема и метод психологии). СПб., 2004.

7. Никифоров С.Г. Самоконтроль человека. Л., 1989.

8. Панферов В.Н. Практическая психология - профессия ХХ века. СПб., 2000.

9. Петровский В.А. Личность: феномен субъективности. Ростов-на-Дону, 1993.

10. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М., 1998.

11. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.

12. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990.

13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.

14. Сорокун П.А. Основы психологии. Псков, 2005.

15. Столин В.В. Психология самосознания личности. М., 1983.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Практический психолог как профессионал и как личность

Практических психологов, работающих в системе образования, сейчас уже много, а со временем станет еще больше. Они осуществляют свою деятельность в самых разных учреждениях образования: в детских домах и детских садах, в общеобразовательных школах и в интернатах, в лицеях и в специальных школах, в гимназиях и колледжах, в профессиональных училищах и частных школах; в центрах: реабилитации, коррекции, развития, медико-психолого-педагогической помощи и пр.

Несмотря на различные условия жизни и работы, несмотря на индивидуальные личностные особенности специалистов, профессия психолога имеет существенные общие профессиональные и этические ценности, наличие которых в деятельности психолога и определяет уровень профессионализма при анализе многообразного опыта реальной практической работы конкретного психолога в конкретном месте и в контексте конкретных жизненных обстоятельств.

Кто же такой практический психолог образования как профессионал и как личность?

1. Профессиональная позиция

Практический психолог по роду своей деятельности неизбежно оказывается в роли арбитра в решении конфликтов других людей и до определенной степени корректора их ошибок. Это выдвигает повышенные требования к его личностным качествам и пониманию нравственной сути своей профессиональной деятельности.

А суть эта очень проста - не решать за другого человека любого возраста его проблему, а решать эту проблему вместе с ним, укрепляя его веру в свои силы, свои возможности, в самого себя.

Психологическая служба образования защищает и обеспечивает право каждого родившегося ребенка на полноценное психическое и духовное развитие. Но она защищает ребенка не от конкретного кого-то, а от нарушений условий, способствующих нормальной жизни и благоприятному развитию. Поиск виновного или «козла отпущения» - непродуктивен, неэтичен, психологически не оправдан. Успех взаимодействия и сотрудничества во многом зависит от позиции психолога: не допускать назидательность в общении, поучающего тона.

Любой трудный случай в поведении или развитии ребенка - не повод для упреков педагога (воспитателя, учителя, родителя), а сигнал к совместной работе. Однако любой успех воспитателя или учителя (да и родителя) - повод поддержать его, похвалить, укрепить веру в свои способности решать трудные проблемы детей.

Есть такая сказка о лягушке-путешественнице. Помните, собирались гуси-лебеди осенью лететь в теплые страны. Лягушке тоже захотелось туда попасть и стала она просить птиц взять ее с собой. Те и рады бы, но как это сделать? И лягушка придумала. «Пусть две птицы в клюве веточку держат, а я ее прикушу посередине, так и полетим». Решили -- сделали -- полетели. Пролетают птицы над разными странами, а народ везде смотрит и удивляется: «Глядите, гуси-лебеди лягушку несут! И кто же это придумал? Кто такой умный до этого додумался?!» Лягушка летит и ее буквально распирает от самоуважения -- ведь это она все придумала. И очень обидно ей было, что люди там, внизу, не знают, и не выдержала, закричала: «Это я придумала!» Прутик выпал у нее изо рта и полетела она в болото, так и не попав в теплые края.

Психологи, чем-то похожи на эту лягушку, когда вслух или про себя начинаем говорить: это я придумала, как работать с ребенком, это я научила учителя (воспитателя, родителя), что нужно делать.В таком случае мы теряем прутик доверия, уважения и надежды на ддержку тех людей, с которыми работаем, и плюхаемся в болото обственного чванства, так и не достигнув профессионального масстерства и человеческой признательности. Отсюда у нас же самих - куча обид, комплексов, разочарований. М. М. Пришвин не случайно отмечал, что величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди.

2. Ум психолога

Работа в системе психологической службы предъявляет очень высокие требования к уму человека. Самостоятельность мышления всегда считалась одним из важнейших измерений личности. Так, Ф. М. Достоевский противопоставляет личность и безличность прежде всего по способности или неспособности самостоятельно мыслить.

Практическому психологу недостаточно только природной силы ума - ему необходим большой запас знаний, а также высота и разносторонняя культура мысли.

Простота и ясность мысли, способность превращать «сложное в простое», синтетическая сила ума, глубокий анализ ситуации, проблемы с какой-то определенной точки зрения, в свете определенных идей, гибкость и свобода ума, способность к предвидению и решительность, цельность восприятия и сила направленности личности, эмоциональная насыщенность, богатство речи и упорство - этими качествами обладают умные люди. Именно ум дает возможность осознать границы своей профессиональной компетенции, побуждает стремление познать самого себя и других людей, дает возможность понимать и уважать уникальную сущность каждого (любого) человека.

3. Личностные особенности практического психолога

Практический психолог образования - удивительный человек, профессионально его отличают:

¦ широта интересов и независимость взглядов;

¦ готовность к контактам и умение их поддерживать;

¦ умение эмоционально притягивать к себе людей;

¦ стремление к познанию себя и других.

Джоун Эриксон писала, что чем больше человек познает самого себя, тем терпимее он относится к другим. Не обязательно соглашаться с тем, что делают другие, говорила она, но надо понимать их мотивы. Такая позиция приводит к прощению того, чего мы не одобряем:

¦ способность сохранять эмоциональное самообладание при общении;

¦ осознание границ своей профессиональной компетенции;

¦ повышенное чувство ответственности за свои действия, слова;

¦ способность предвидеть, какого рода последствия повлечет за собой отдельный поступок или поведение в целом.

Многообразие форм и методов работы, постоянное общение с людьми разного возраста, положения, культуры, профессий предполагают постоянную работу психолога по саморазвитию этих и других профессионально-личностных качеств.

Иными словами, психолог - это умный, доброжелательный и обаятельный человек, работающий в сложнейшей профессиональной области. психический психологический психолог диагностический

Таким образом, высокий профессиональный уровень психолога включает безусловное знание психологии, безупречное владение самыми разнообразными психологическими техниками, методиками, диагностическими средствами, развитой ум и незаурядность личности.

Только все вместе взятое позволяет ему грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать заключение на основании этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка, находить общий язык со всеми участниками образовательного пространства, устанавливать с ними профессиональное взаимодействие.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Необходимость психологического вмешательства как основа деятельности практического психолога. Содержание психологической помощи клиентам, типы их взаимодействия с психологом. Этические элементы практической психологии и требования к личности психолога.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2014

    Практическое мышление как познавательный процесс. Понятие практического мышления, его структура и функции. Требования к деятельности психолога. Специфика функционирования практического мышления психологов. Особенности профессионально-творческого мышления.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2015

    Современное состояние и концепция психологической службы. Требования к личности психолога в системе образования. Модели работы психолога и его профессиональной деятельности. Содержание, формы и средства работы психолога в учреждениях образования.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2010

    Особенности работы системы психологической службы на современном предприятии, профессиональные функции и должностные обязанности психолога. Порядок составления психологической характеристики личности, проведение групповой и индивидуальной работы.

    отчет по практике , добавлен 08.01.2013

    Понятие "профессионализм практического психолога". Правовые и профессионально-этические нормы деятельности психологов. Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда. Этические принципы деятельности психолога.

    реферат , добавлен 02.05.2011

    Оформление кабинета практического психолога как начальный этап плодотворного консультирования. Распределение обязанностей между работниками психологической консультации. Анализ направлений и методик в психокоррекционной и психотерапевтической практике.

    реферат , добавлен 05.12.2012

    Особенности профессии психолога. Организация психологической службы на предприятии. Типизация и формы профессиональной деятельности. Положение о структурном подразделении психологической службы. Традиционные направления работы психолога-практика.

    реферат , добавлен 17.03.2010

    Основные профессиональные качества и сферы специализации психолога. Требования к его подготовленности по профессиональным дисциплинам. Личностные качества специалиста. Коммуникативная деятельность психолога-консультанта, значение его компетентности.

    реферат , добавлен 21.03.2011

    Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня профессиональной деятельности психолога. Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога. Rачествj профессиональной подготовки практического психолога.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2004

    Консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая и реабилитационная помощь в условиях образовательного учреждения. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития личности детей. Требования к личности психолога.

Особенности личности психолога

Личность психолога является ключевой фигурой в любом психотерапевтическом процессе , независимо от его изначальной ориентации. В нашем случае в этой фигуре имело место единение явных противоположностей, что впрочем соответствует понятию эсхатологичности. С одной стороны это, - эмпирико-практическая парадигма трансперсональной психотерапии, а с другой, - философско-диалектическая парадигма аналитической психологии. Чтобы не мудрствовать лукаво, на основании практической работы и эмпирического исследования сразу определимся в данном случае, что наиболее приемлемым исходным понятийным обозначением может являться психолог-духовник.

В одной части этого понятия имеется в виду преимущественно невербальная психологическая работа, которая не основана в своем большинстве на интеллектуальной деятельности. Работает не столько сам психолог, как носитель интеллекта, сколько его психика в самом широком понимании. Он просто должен быть, причем не всегда находиться рядом с клиентом, для которого достаточно просто знать, что такой человек где-то есть. Это само по себе уже актуализирует его психику и заставляет продуктивно функционировать. Данная ситуация несколько напоминает индийских гуру или наших профессиональных экстрасенсов-целителей подобно Кашпировскому. Здесь не имеет большого значения, что именно «целитель» говорит, это может быть все что угодно, вплоть до достаточно ненаучного и даже откровенно авантюрного текста. Гораздо важнее, на каком уровне духовно-психического развития он находится и до какой степени он сумел отработать с самим собой.

В другой части этого понятия имеется в виду высокопрофессиональная, внешне прежде всего вербальная, интеллектуальная психологическая работа на духовно-диалектическом уровне, присущая не просто личности, а Личности. В качестве примера сразу же можно назвать тех же Ф.Достоевского, Л.Толстого, Н.Бердяева, К.Юнга, А.Меня. А если говорить об обычном, рядовом профессионале, то в принципе ситуация не изменяется, просто уменьшаются ее масштабы.

Эти две части составляют единое и неделимое целое, которые нельзя рассматривать раздельно. В итоге получается так, что личность психолога и ее профессиональное развитие заключается не столько в его работе с окружающими, прежде всего своими клиентами, сколько в работе с самим собой. Ведь в конечном итоге человек обращается к психологу или целителю не для того, чтобы увидеть и понять его, а чтобы лучше разобраться в самом себе и своих проблемах с помощью психолога или целителя. Внешний антураж такого процесса может быть самым различным, от непонятных манипуляций до конкретного вербального общения и серьезного интеллектуального анализа. В любом случае, по большому счету психотерапевтический эффект больше зависит не от манипуляций и разговоров, а личностного духовно-психического уровня психолога или целителя. Но важнейшим и неоспоримым преимуществом психолога является то, что он работает с помощью слова , которое является наиболее действенным психотерапевтическим инструментом в нашей ментальности, определяемой христианством и психологической наукой. Это достаточно надежно гарантирует ответственность и конечный результат. Согласно общепринятым профессиональным нормам это требует от практикующего психолога гораздо более высокого уровня, сроков обучения и личностного становления, в десятки раз превышающих существующие требования к целителям. Таким образом, фигура психолога-духовника в определенной мере может быть компромиссной между практической психологией, народным целительством и духовничеством, как основными общественными институтами, занимающимися духовно-психическим здоровьем нашего человека, которое в настоящее время, мягко говоря, желает лучшего.

В отличие от других психотерапевтических направлений, исключительно важное значение личности психолога уделяется в психоанализе. Не случайно обязательным профессиональным требованием к психоаналитику является прохождение личного анализа. Выделение психолога, как человека и личности, достигло наивысшего уровня в аналитической юнгианской психотерапии. По сути психотерапевт и его клиент в процессе работы поднимаются над обычным профессионализмом и выходят на уровень духовного профессионализма, когда главным критерием является уже не владение конкретным набором психотехнического инструментария, а личная духовность. По этому поводу К.Юнг отмечал, что «для результата душевного лечения личность врача (так же, как и пациента) часто намного важнее, чем то, что врач говорит и думает». При этом «происходит встреча двух иррациональных данностей..., которые не есть ограниченные, измеряемые величины, но которые привносят с собой наряду с их потенциально определимым сознанием неопределимо распространенную сферу бессознательного». Кроме этого делается принципиальный акцент на следующих профессиональных особенностях:

1)Отказ от превосходства над клиентом, особенно тогда, когда у него духовно-личностный уровень выше, чем у самого психолога.

2)Моральный облик и психическая сбалансированность (можно сказать психологическая отработанность)

3)Недопустимость дилетантства и профанации.

4)Предоставление ведущей роли природе и следование за ней.

5)Отказ от личного индивидуализма и собственных убеждений в процессе практической работы.

6)Приоритетность практики и эмпирического опыта

7)Высокий философско-диалектический уровень.

Далее, следуя логике, обратим внимание на позицию в отношении психологической работы путем духовного целительства известного признанного духовника, православного священника А.Меня. Он также большое внимание акцентировал на личности целителя и выделял следующие наиболее важные правила. .

Первое заключается в интенсивной нравственной работе над собой, что означает не выделение прежде всего себя и своего «я», а стремление или скорее умение отдавать и служить другим. На основании практики следует добавить, что суметь быть нужным и полезным другим, особенно для профессионального практикующего психолога, не занимающегося чудесами, а помогающего найти истину , оказывается неизмеримо сложнее, чем быть необходимым только самому себе, причем часто за счет других. Оказывается, чем больше от себя отдаешь и от тебя берут, тем больше ты сам приобретаешь. Это вполне можно считать одним из психологических механизмов самоисцеления. Соблюдение этого правила может к тому же и гарантировать от провала в оккультные мистические иллюзии и уход от истины, что в духовно-природной психотерапии может быть особенно опасным.

Второе правило предусматривает избегание каких-либо психологических процедур или воздействий лишь из личного природного любопытства. Это особенно опасно в случае излишне инфантильной психики целителя. Такие манипуляции могут быть оправданы только при строгом соблюдении научного подхода. Из практики достаточно надежным фактором недопущения ошибки в подобных ситуациях может быть осознанный и оплаченный запрос самого клиента. Но здесь следует учитывать еще один немаловажный момент. Дело в том, что отечественный клиент, очевидно в силу своей изначальной достаточно значительной психической неадекватности и мистифицированности, обусловленной некритическим стремлением к чуду, скорее готов заказывать и даже оплачивать утверждение в собственном самообмане, чем поиск истинных причин своей невротичности. А это для психолога абсолютно неприемлемо.

Третье правило касается «сознательно верующих». При этом отмечается, что неосознанно верующими являемся мы все. Речь идет о связи с Высшим Началом или Божественным. Если религиозная осознаваемая вера воплощена в осмысленных понятиях и атрибутах, то на неосознанном уровне может иметь место ее подмена всевозможным идолопоклонством. Мы это называли псевдоверой. В исследовании такими идолами выступали деревянные фигурки и псевдовера в сознание Кришны. Стремление человека уйти от реальных жизненных проблем путем создания для себя подобного рода «игрушки» с целью поклонения является довольно частым. Обычно эти иллюзии и самообман в самом святом для человека, чем является психический феномен веры, заканчивается очень трагично. Напомним, что таких участников мы называли «верующими». Что же касается самого психолога, то для него эти иллюзии могут быть особенно опасными, поскольку в этом случае они, подобно духовной заразе, могут распространяться посредством психотерапевтического процесса на других людей. В случае ДППТ это имело исключительное значение, поскольку здесь психолог являлся непосредственным посредником между природой и человеком. А одновременное присутствие и божественного и дьявольского в условиях полного хаоса на протяжении всей психологической работы делало данное правило в прямом смысле условием выживания самого психолога.

Четвертое правило касается особенностей индивидуального и массового подхода к духовному целительству. Здесь отмечается важность не количества, а качества психологической помощи. Согласно этому, если целителю удалось реально помочь хотя бы одному человеку, он уже не зря занимается своим делом. Особую роль при этом имеет одно из семи таинств Церкви, специально посвященное целительству. Оно называется соборованием или елеосвящением, когда группа священников из семи человек пытается помочь тяжело больному, часто находящемуся на смертном одре. Главное заключается в оказании помощи не человечеству, народу или какой-то иной однородной массе, а совершенно конкретному, живому, страдающему отдельному человеку. Именно это и является основным императивом среди прерогатив в работе психолога, что особенно отмечал К.Юнг.

В нашей психологической работе и исследовании этот фактор постоянно четко рефлексировался и осознавался. Мы использовали как наиболее оптимальный и эффективный широко известный в практической психологии метод групповой психотерапии, называемой тренингом. Такая группа составляла 10-12 человек, что позволяло, сохраняя личный, индивидуальный подход особенно в плане контроля за состояниями, использовать эмерджентный эффект группы, ярким подтверждением которого явилась работа «команды». При этом в один из наиболее напряженных и тяжелых моментов, когда один из участников попал в предельное психическое состояние, напоминающее эпилептический припадок, сформированная самой Природой группа из нескольких человек смогла помочь ему успешно завершить этот процесс, названный впоследствии «изгнанием дьявола». Имела место процедура, очень напоминающая то же соборование.

И если теперь представить, что ответственность за все эти правила и требования ложится на плечи и психику психолога, становится понятной без дополнительных комментариев роль и особенности его личности в процессе психологической работы на уровне психолога-духовника. Поэтому последующее изложение эмпирически выявленных правил протекания процесса духовно-природной психотерапии не должно показаться слишком жестким и категоричным. Если коротко, то это просто были условия выживания исследования и успешного его завершения. Не случайно их удалось окончательно отрефлексировать лишь спустя два года после окончания исследования. Но и это тоже только некоторый промежуточный вариант, который в дальнейшем должен видоизменяться и трансформироваться. Заметим, что они относятся не только к личности психолога но и к работе в целом. Рассмотрим их более подробно.

1. Личностное принятие как сознательно, так и бессознательно понятия веры в виде психического феноменологического образования с неформальной акцентуацией на христианстве и православии, что больше всего соответствует национальной ментальности и культуре. Заметим, что это понятие формировалось в психике постепенно и дозировано, плавно выплывая из бессознательного посредством эмпирического опыта, постоянно подтверждаясь и критически оцениваясь реальной действительностью. Наиболее адекватным и эффективным оно становилось в предельных и запредельных ситуациях, когда ни на что другое опереться было нельзя. Интересной демонстрацией этого процесса было столкновение на природных тренингах неформальных понятий веры психолога и одного из наиболее акцентуированных «верующих» из числа участников, приверженца сознания Кришны, что в конечном итоге привело к его «отречению».

2. Личностное принятие эсхатологичности , как изначальной духовно-психической природы. Постоянная готовность к «беспределу» в психологической работе с предельными и запредельными состояниями и процессами.

Как показала практика и опыт жизни в тоталитарном обществе, где психологический «беспредел» являлся чуть ли не нормой взаимоотношений личности и государства а также межличностных контактов в соответствующих социальных средах, психологическая работа могла быть эффективной только в том случае, когда она была в состоянии противопоставить сформировавшимся невротическим образованиям, основанным на страхе, адекватный противовес, основанный на вере, духовности и смелости. Особенно ярко это проявлялось при возникновении аффективных ситуаций, связанных с «ведьмовством» и «дьяволизмом», когда психологу приходилось фактически оставаться с этими явлениями один на один. Здесь четко стоял вопрос, «кто кого».

3. Наличие достаточного личного профессионального и жизненного опыта , количественно и качественно соизмеримого и адекватного разрабатываемому невротическому материалу.

Имеется в виду уровень профессионализма психолога с учетом духовной составляющей. В первую очередь речь идет о работе с людьми, о понимании национальной ментальности и социэтальной психики в целом, в том числе культуры, особенностей исторических социальных процессов, а также современной жизни и ее психосоциальных факторов. В исследовании это могло определяться психологическим «весом» и способностью его использовать в психотерапевтических целях. Одновременно необходимо было быть и «своим человеком» для группы и в то же время неформально удерживать собственный личностный и профессиональный авторитет в качестве единственного аргумента в конфликтных ситуациях. Это давало возможность постоянно рефлексировать критическую оценку собственных возможностей и заниматься самопсихотерапией.

4. Достаточная личная психологическая отработанность и сбалансированность , отсутствие серьезных актуализированных невротических содержаний и нерешенных проблем, в том числе личной и семейной жизни. Высокий уровень добропорядочности, нравственности и духовности. Наличие личного неформального авторитета.

Это и предыдущее правило удавалось реально реализовывать уже непосредственно в процессе психологической работы как с группой, так и с собой, что оказывалось достаточно непросто. Не обходилось без некоторых шероховатостей и даже отдельных срывов в виде откровенных конфликтов с исследовательской группой. В определенный момент это привело психолога к состоянию, напоминающему «профессиональное сгорание», а группу - к откровенному отказу от дальнейшего участия в исследовании. В тот момент, как сейчас стало понятным, буквально висела на волоске не только судьба исследования, но и профессиональная карьера и личное благополучие психолога. Исследование на своей драматической волне начало сравниваться с реальной жизнью. Довольно четко обозначились грани и барьеры, которые необходимо было преодолевать. При этом воедино сливались психологическая работа, исследование и реальная жизнь, когда личная психологическая несостоятельность была буквально смерти подобна.

5. Личная индифферентность и невмешательство в естественно-природные духовно-психические процессы, какими бы противоречивыми и драматическими они не оказывались. По сути это правило невмешательства в Природу.

В этом случае губительной могла оказаться личная психологическая неотработанность личности психолога. Любое актуализированное невротическое содержание могло привести к непосредственному столкновению с природными процессами, результат которого был бы предрешен. Хорошим подспорьем здесь могло быть одно из основных правил фрейдовского психоанализа, требующее абсолютной бесстрастности и спокойствия психолога. В качестве яркой метафорической демонстрации этого правила вспоминается достаточно необычное природное явление, которое удалось недавно наблюдать. Это гроза в лунную ночь. На одной части неба практически непрерывно сверкают молнии и гремит гром, а на другой также ярко светит почти полная луна, философски молчаливо взирая на этот хаос. При этом идет спокойный теплый дождь, как результат всего происходящего. Здесь луну можно сравнить с психологом, грозу - с работающей тренинговой группой, а дождь - с продуктивным результатом такой работы.

6. Личная смелость и решительность , как противовес страху и ужасу, возникающим в процессе глубинной психологической работы, вплоть до полного запрета на испуг и дезориентацию.

Чтобы лучше понять это правило, представьте себе ситуацию, когда в тренинговой группе появляется «сумасшедший» - участник со всеми признаками острого психоза и полным набором агрессивных и дезорганизующих проявлений. Он откровенно шантажирует психолога своим неадекватным поведением, что подкрепляется очень высоким уровнем негативной психической энергии, особенно если к этому прибавить мистические содержания и проявления, напоминающие «шабаш ведьм». В такой ситуации любая ошибка или просто нерешительность могли бы полностью деморализовать остальных участников и посеять панику. А при вхождении группы в предельные состояния, обозначаемые нами «дьяволизмом», подобные проявления становились вполне естественными, и единственное, что стабилизировало ситуацию, было уверенное и спокойное поведение психолога.

7. Полная откровенность и честность в оценках, комментариях и интерпретациях психических процессов и состояний, особенно своих собственных.

Это правило было основным гарантом конструктивности и продуктивности психологической работы. Именно оно могло гарантировать критичность интеллектуальной деятельности, актуализацию невротических содержаний, их проявление и адекватное осознание. Это часто приводило к «покаянию», «исповеди», «отречению» и другим подобным проявлениям духовного роста.

8. Личная самодостаточность и независимость от группы. Это правило гарантировало контроль взаимной невротической «привязки» между психологом и группой в целом, а также отдельных ее членов. С увеличением глубинности психологической работы такая «привязка» неизбежно превращалась в нечто большее, вплоть до идолопоклонства. А при достижении предельных уровней и состояния подобно «шабашу» появлялись признаки принятия культа. Здесь становится понятным особенность психологического механизма создания культа вообще, разница только в его масштабах. Такая опасность в определенный момент довольно реально нависла в частности над исследовательской группой после Карпатского тренинга. Некоторые «верующие» даже начали предлагать преобразовать ее в некое братство на культовой основе. В такой ситуации от психолога потребовалось много личных усилий в создании собственной самодостаточности и психологической независимости. Здесь можно с уверенностью сказать, что на таком уровне психологической работы психолог уже просто не имеет права на собственную профессиональную, социальную и психологическую несостоятельность и невротичность. Это в первую очередь касается профессионального самоопределения, личностной самоактуализации и семейного благополучия. В этой связи следует отметить еще один достаточно важный фактор. На протяжении всего исследования психолог довольно четко ощущал состояние, которое можно назвать «ведением» со стороны очевидно каких-то внешних природных психических феноменологических образований. Вполне понятно, что для природных тренингов это вполне закономерное явление, как достаточно устойчивый способ поддержания надежной взаимосвязи с Природой и рефлексирования ее основной ведущей функции. Но, учитывая большую массу мистических содержаний в нашей психике, появлялась опасность «псевдоведения», ухода в язычество и идолопоклонство. Единственным гарантом психической устойчивости в данном случае являлась личная духовность, основанная на неформальной вере в христианском понимании.

И в заключение обозначим буквально несколькими штрихами современное состояние профессионального и личностного уровня наших психологов-практиков. Как показало данное исследование, реальная профессиональная ситуация требует от психолога выхода в своей работе на уровень собственного «Я». При этом предлагаемый сегодняшней психологической наукой психотехнический и диагностический инструментарий становится не более, чем подготовительным «разогревающим» средством. Реальная же работа, обеспечивающая необходимый уровень эффективности и надежности реализации истинного психологического запроса клиента, выполняется уже самим психологом, как профессиональной личностью. Это подтверждает гипотезу известного отечественного психолога-практика А.Ф.Бондаренко о том, что профессиональное самоопределение (ярким примером которого может служить настоящее исследование) уменьшает дистанцию между «Я-функциональным» и «Я-экзистенциальным», стимулируя дальнейшее развитие специалиста. Можно добавить, что для психолога-духовника «Я-экзистенциальное» является нормой и условием профессиональной состоятельности.

Большинство отечественных психологов-практиков пока останавливается на уровне «Я-функционального», делая основной упор на когнитивную сторону своей работы, увлекаясь изучением как можно большего количества различных техник и методик, забывая о собственном личностном развитии и совершенствовании. Ведь главное продуктивное профессиональное зерно не нужно искать где-то во вне. Оно находится в самой личности, дожидаясь, когда его найдут и взрастят. А это оказалось гораздо более сложным и трудным, чем просто заниматься накоплением внешних сведений.

Литература:

1. Юнг К.Г. Синхронистичность. - Рефл«-бук, Ваклер, 1997. - 313с.

2. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. - М.: Институт трансперсональной психологии, изд. Института Психотерапии, 2000. - 497с.

3. Райх В. Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии. - Санк-Петербург - Москва: Университетская книга, АСТ, 1997. - 303с.

4. Юнг К.Г. Практика психотерапии. - Санк-Петербург: Университетская книга, 1998. - 416с.

5. Мень А. Магия. Оккультизм. Христианство. (Из книг, лекций и бесед). - М.: Фонд им. А.Меня, 1996. - 196с.

6. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: Теория и практика: (Учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов). - Киев: Укртехпрес, 1997. - 216с.

© Александр Ткаченко , 2006 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора