Джек Лондон (Рейнин). Признак, образуемый перемножением четырёх Юнговских дихотомий. Признаки, образуемые перемножением двух Юнговских дихотомий

Квадральные признаки:

гамма-квадра; серьезный, решительный, демократ.

Диадные признаки:

рациональный (шизотим), уступчивый, беспечный, коллективист.

Индивидуальные признаки:

экстраверт, динамик, деклатим, позитивист, интуит, логик, стратег, эмотивный.

Описание по функциям:

Объектная логика

Логика объективного мира — объективные обстоятельства, факты. Методики, статистика. Реальная связь событий. Законы, политический строй в государстве, штамп в паспорте, правила уличного движения, цены, площадь дачного участка, моя территория, чертеж какого-то агрегата.

Зона уверенности. Уверен в своих знаниях мира объектов и социальных структур, хорошо разбирается в правилах уличного движения, юридических кодексах, методиках, статистике, устройстве машин. Стабильность окружающей обстановки и стабильность того порядка, который уже есть в мире. "Если в моем мире есть порядок, значит, я существую". Порядок может быть разным, но он должен быть стабилен. "Мой дом — моя крепость" — это про Джека. Дом, близкие, семья занимают в его системе ценностей значимое место. Дом — это место, где я всегда нужен, полезен.

Никогда человек этого типа не скажет: "Объясните мне". Он скажет: "Покажите мне, дайте мне факты". Ему нужны объективные данные, на которые он сможет опереться, — таков уровень организации его личности. Если Джеку требуется изменить что-нибудь в своей картине мира, он исчезает из поля зрения на пару недель, а то и месяцев, после чего неожиданно появляется уже с другой картиной мира. Но это время он должен провести в одиночестве. Сначала агрессия, отторжение, потом — раз… и исчез. Такая реакция свойственна Джеку, когда что-то касается первой функции, что-то связано с логикой его объективного мира, его собственным порядком.

Джек с удовольствием занимается любым делом, которое что-то дает близким или всем людям в будущем. Для него самый важный критерий деятельности — ее объективная полезность.

Эта область достаточно консервативна, в ней трудно что-либо изменить. По первой функции человек уверен в себе. Здесь решается вопрос: “Я есть или меня нет?!” В области первой функции находится то, в чем я уверен, то, что я достаточно хорошо про себя знаю. Эта сфера является важной, осознаваемой и охраняемой. Фактически это система ценностей. Обозначим ее словом “хорошо”.

Принцип “Cogito ergo sum ” (“Мыслю, следовательно, существую”) в действительности подходит, пожалуй, только для двух типов, у которых субъектная логика на первой функции (Максим и Робеспьер). Для других принцип существования может быть другим: “Меня любят, значит, я существую”, “Я здоров, значит, я существую”, “Чувствую, значит, существую”, “В мире есть порядок, значит, я существую”, “Действую, значит, существую” — принцип существования у каждого типа свой.

Обычно в сфере, соответствующей первой функции, человек демонстрирует уверенную ориентацию и надежное владение ситуацией. Здесь он опирается на свой собственный авторитет и имеет глубокую подсознательную уверенность в своей правоте: “Об этом я знаю сам”.

Если эта функция подвергается “атаке” (например, под сомнение ставятся основные ценности), то человек демонстрирует агрессивное поведение, так как именно здесь располагается критерий, по которому он определяет: “Я существую или не существую?”

Как правило, обратную связь, идущую на языке первой функции, человек игнорирует. Поэтому, сталкиваясь с ситуацией, когда необходимо что-то поменять на уровне организации, он постарается сделать все, чтобы ничего там не трогать или изменить как можно меньше. Всякое воздействие на уровень организации воспринимается как нападение на принцип существования, как попытка разрушить МЕНЯ.

Все нуждаются в плюсах на первую функцию. Это не так сложно сделать: “Мы ничего не разрушаем, все в порядке”. Так вот, для того чтобы грамотно провести внушение по четвертой функции, надо обязательно выдать одновременно плюс на первую функцию. Внушение при этом будет гораздо эффективнее.

Субъектная логика

Это моя собственная логика, мое понимание, объяснение, описание, концепция, теория. Иерархия представлений о том, что ближе, что дальше, что выше, что ниже. Это то, чему меня научили, моя картина мира, мое мировоззрение. Это мое образование, т. е. система моих образов, моя школа.

Джек — прирожденный практик, экспериментатор, предприниматель. Он скорее разберется сам, чем будет слушать чьи-то объяснения. Никогда не доверяет теории, пока сам на опыте не почувствует ее справедливость. Никогда не признбет ценности концепций, не проверенных практикой. Большие сложно-сти возникают у него при попытке осознания собственного описания мира, а также его изменения. Теория имеет смысл, если она практична, иначе она не нужна. Никогда не занимается теоретизированием в отрыве от реальности. Именно в этом ключе работала в свое время школа теоретической физики Л. Д. Ландау.

Зона игнорирования. Здесь человек проявляет неуверенность. Это часть реальности, которую человек не воспринимает, не замечает, что, конечно, существенно ограничивает его психологическое пространство. Если что-то из этой области проявляется в его жизни, оно может восприниматься как объективное зло. Для каждого типа есть некая часть реальности, которую он игнорирует, как бы не допускает в свое сознание. В норме — просто не замечает.

Субъектная интуиция

Целостность внутренней ситуации. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени. Оценка событий, действий людей, мораль.

Творчество проявляется в свободной манипуляции внутренней ситуацией. Например, человек сидит и вроде бы ничего не делает, а в действительности он решает что-то внутри себя. Он входит в какие-то состояния, которые большинству людей других типов совершенно недоступны.

Объем психологического пространства в области творческой функции у Джека существенно больше, чем у людей других типов, у которых этот элемент ИМ не на творческой функции.

Когда человек одного типа ИМ говорит о каких-то нюансах, связанных с творческой функцией, для других типов ИМ это может быть интересно, но совершенно непонятно. Здесь часто возникает непонимание, связанное с тем, что, общаясь с помощью одних и тех же понятий, одних и тех же слов, люди подразумевают за этими словами совершенно разный объем. Это непонимание иногда является принципиальным. Его очень сложно объяснить. Это все равно, что, допустим, филиппинец будет рассказывать про рис европейцу. На Филиппинах в языке хануноо есть более 90 слов, обозначающих рис , а у европейцев — одно. При переводе колоссальный объем этого понятия исчезнет совершенно незаметно и для тех и для других. Так же и здесь: творческая функ-ция раскрывает очень большой объем определенного элемента ИМ, этот же элемент на другой функции порождает объем значительно меньший. Иногда люди не понимают друг друга не потому, что они глупы или негативно настроены, а просто потому, что им нечем: в их описании мира нет соответствующей этому объему структуры.

Джек, как правило, не рвется в артисты, у него творчество проявляется как-то по-другому. Он может, допустим, уйти на охоту на четыре месяца куда-нибудь в тайгу, и для него это нормально (по романам Джека Лондона это хорошо видно). Он может находиться в разных состояниях, в которые человек попадает в силу обстоятельств на охоте: без еды и питья, в голоде и холоде. Ему никто не нужен здесь. Этому типу, возможно, легче других дается состояние самодостаточности, тем более что внешние отношения у него - в зоне страхов. Есть типы, для которых это невозможно, а для Джека — совершенно нормально. Он может быть в одиночестве долгое время. У меня есть приятель, который живет на лесном кордоне лесником. Ему спокойно и нескучно. Он там один.

Василий Максимов, довольно известный человек, один из первых и, с моей точки зрения, лучших переводчиков Карлоса Кастанеды, тоже ушел 20 лет тому назад в лес и жил там на кордоне. Так у Джека реализуется творческая функция. А вот Наполеон там, наверное, долго не выдержал бы, да и Дон Кихот, пожалуй, тоже. А Гамлет, как бы он там жил? Без рампы?! А Дюма, с кем бы он там разговаривал? С лосями? Правда, Дюма-отец, когда создавал свои бессмертные романы, запирался в своем замке и даже поднимал мост. Но он был со своими персонажами, а это несколько другое.

Это область, где человек проявляет себя как функциональная система. Вторую функцию еще называют зоной риска в том смысле, что здесь че-ловек может рисковать, т. е. имеет достаточно широкие пределы реализации. Возможен физический или интеллектуальный риск, а также риск, связанный с внутренним состоянием и т. д. У каждого типа своя зона риска.

Вторую функцию мы можем обозначить словом “надо”, так как она включает в себя именно те условия и те средства, которые необходимы личности, чтобы она могла проявиться, продемонстрировать свои возможности, свое творчество. Причем есть вероятность как созидания, так и разрушения. Большая внутренняя свобода в выборе стратегий допускает здесь крайне -“острые” решения.

Со второй функцией в значительной степени связана специфика речевого поведения человека. Вторая функция — это творчество, демонстрация возможностей, того, “что я могу и умею”, и в то же время это наиболее легко рационализируемая сфера.

Объектная интуиция

Целостность внешней ситуации. Последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура.

Зона нормативов — целостность внешней ситуации. Для Джека — это внешний распорядок. Это, пожалуй, один из немногих типов, который вполне комфортно чувствует себя, работая на конвейере или выполняя иную рутинную, но полезную работу. С другой стороны, это зона "не надо", поэтому Джек легко может уйти от всякого распорядка, в ту же тайгу на пару месяцев. В жизни он старается найти себе ситуацию, где нет необходимости следовать внешнему распорядку, укладу (одна из распространенных сейчас реализаций — свободный предприниматель).

Скажем так: по этой функции человек подчиняется, принимает нормы, хотя, возможно, он и не восторге от этого.

Самооценка строится на форме, действии, умении что-то делать своими руками. Моя внешность, мое умение, мое действие.

Джек — это почти всегда умелец. Это тоже в каком-то смысле упрощение ситуации. Здесь он имеет точное знание: "Я что-то могу" (по третьей функ-ции вообще важно иметь точное знание). Для него это не только мастерство как таковое, но и дополнительный экзистенциальный выигрыш — плюс-подкрепление по третьей функции, а по сути — энергия от социума. В плане одежды возможен вариант: яркий пиджак и клетчатые брюки. Это, однако, не обязатель-но, защита может быть и "в минус". В этом случае Джек ходит несколько растрепанным, как бы подчеркнуто не обращая внимания на внеш-ность. Однако и в этом ощущается некоторый свой стиль. Даже если он одет в лохмотья, все будет гармонично и продумано. В любом случае его заботит, как он выглядит.

Джек нередко обладает незаурядной физической силой, часто серьезно занимается спортом. Выглядит он, по крайней мере, весьма спортивно (американские президенты), неплохо плавает, стреляет, водит автомобиль.

И еще одна особенность — Джек всегда при деньгах. И это я также связываю с принципом самооценки: я хороший, если я сильный, если я все умею, если у меня есть деньги.

Это функция, по которой человек оценивает себя. В психологии есть понятие “референтная группа” — группа значимых для человека людей (сначала родителей, потом каких-то взрослых уважаемых людей), которые его оценивают: “Ты — хороший” или “Ты — плохой”. Таким способом он получает энергию от социума. Постепенно происходит интериоризация, т. е. присвоение, как бы перемещение референтной группы внутрь. Психологически мы эту группу значимых для нас взрослых превращаем в один из блоков нашего оценочного мышления — блок оценки себя. Далее, когда это становится частью нашего сознания, спрятаться уже невозможно.

Человек подсознательно организует, провоцирует свое поведение таким образом, чтобы в этом месте, месте самооценки, было постоянно обеспечено плюс-подкрепление. Положительная самооценка — колоссальный источник энергии для личности. Когда человек оценивает себя “я — хороший”, у него появляется во-одушевление, вдохновение, у него есть энергия для дальнейших свершений. Третья функция — это повод для хорошего или плохого отношения к себе, поэтому она может стать и источником всевозможных неврозов и психосоматики. В таких случаях могут возникать болезни, в частности неврозы по механизму самооправдания. Одним словом, социальная палка о двух -концах.

Эту область можно назвать зоной проблем. Она значима для личности и уже в силу этого становится проблемной. Здесь люди почему-то плохо -понимают юмор, они просто не готовы шутить на эти темы. Как правило, такие шутки вызывают вегетососудистую реакцию, фрустрацию, стресс. -Человек пытается по возможности упростить ситуацию, добиться макси-мальной ясности. Здесь не может быть никакого риска. Обычно ситуация проясняется путем упрощения: пусть “в минус”, зато ясно. Упрощение си-туации по третьей функции является психологической защитой, компенсирующей недостаточную способность различения объектов в этой сфере. Именно тут мы очень внимательны, именно здесь наблюдается повышенная тревожность. В этой сфере часто возникают конфликты, здесь также может проявляться капризность, поскольку по третьей функции человек нуждается в нестесненном положении и гарантиях психологической безопасности. Воздействие на эту функцию вызывает, как правило, неадекватное, по мнению окружающих, поведение.

Человек постоянно защищает свою третью функцию, причем у каждого вырабатывается определенная стратегия. Существуют два способа защиты: защита “в плюс” и защита “в минус”. Человек может говорить: “Я абсолютно здоров” или наоборот: “Я такой больной, что вообще не понимаю, как еще стою, хотя давно должен бы лежать”. Если на третьей функции внешние -отношения, то защита “в минус” может быть такой: “Да, я плохой, я даже хуже, чем вы все вместе обо мне думаете”. Тут, по крайней мере, ясность: “Я самый плохой”. Или, наоборот, защита “в плюс”, когда человек в принципе не выносит никаких обострений и любые отношения старается выяснить: “Ты меня любишь?” или “Я тебя не обидел? Я не хотел тебя обидеть. Давай все-таки выясним. Я хороший человек, меня любить надо”. Мы тратим очень много энергии на защиту этих болезненных для личности мест. Если здесь логика объективного мира, то я должен точно знать — это моя территория или нет, это мой участок работы или нет, т. е. знать определенно, где находится граница социальной структуры.

Как уже было сказано, третья функция — это место в структуре типа, по которому человек получает энергию от социума. Постоянная отрицательная самооценка для личности невыносима. Человек старается всеми спо-собами от этой оценки уйти. Интересно рассмотреть механизм возник-новения неврозов именно с точки зрения защиты третьей функции, когда происходит “уход в болезнь” по механизму самооправдания. Человек, уходя от подсознательной оценки “я плохой”, начинает так же подсознательно перед собой оправдываться: “Я такой не потому, что плохой, а потому что болею”. Блок самооценки работает при этом уже не в столь жестком режиме — включается “скидка” на болезнь, причем, для того чтобы эта “скидка” действовала постоянно, человек эту болезнь как бы придерживает. Анализ третьей функции хорошо помогает понять невротические механизмы ухода от проблем.

Чем больше мы защищаемся по третьей функции, тем более мы отграничены от мира и тем больше у нас всяческих причин для болезней. Любая защита ведет к разграничению, расщеплению мира. А любое его расщепление ведет к внутренним противоречиям и, в конце концов, приводит к дезадаптации, одиночеству и болезням. Не всегда, конечно, до этого доходит, но такой механизм существует, и подобный сценарий можно наблюдать достаточно часто.

Если человек успешен в сфере своей третьей функции, он иногда этим слегка кокетничает, обращаясь к окружающим за поддержкой и оценкой, так как успешность — повод для хорошего отношения к себе. По третьей функции личности необходимо иметь отчетливое подтверждение того, что у нее “все в порядке”. “Мною действительно восхищаются, я действительно нужен людям” (Дон Кихот и Жуков). “Это действительно моя территория, и мои -солдаты мне преданы” (Наполеон). “Я действительно все правильно понимаю, и это согласуется с мнением авторитетов” (Дюма). Если вдруг что-то не так, то предпринимаются попытки, чтобы внести определенность и ясность в ситуацию. Для постороннего наблюдателя эти действия часто вы-глядят как избыточные, не отвечающие ситуации. Неопределенность, неясность по третьей функции субъективно переживается как потеря энергии, вот почему эта сфера занимает значительный объем внимания личности и становится излюбленной темой для обсуждений. Если бы только человек осознавал, сколько времени своей жизни он тратит на обеспечение психологического комфорта по третьей функции!

Субъектная сенсорика

Мои внутренние ощущения: вкусовые, тактильные, сексуальные. Самочувствие, состояние здоровья. Приятно — не приятно.

Если я чего-то не могу, если моя форма не соответствует моим представлениям о том, каким я должен быть, то надо что-то делать со здоровьем, возможно, по-казаться специалисту, полечиться. Но Джек, в отличие от Гамлета, будет, скорее, что-то активно делать сам: закаляться, обливаться водой, т. е. заниматься своим здоровьем ("Чтобы я это мог, надо тренироваться"). Нужна сенсорная надежность. Джек любит ходить в походы с преодолением каких-то препятствий (горный туризм, альпинизм). С удовольствием занимается техническими видами спорта. Он обращает внимание на свое здоровье в основном только тогда, когда появляются проблемы именно в области третьей функ-ции, т. е. возникает ситуация: я чего-то не могу. В этом случае он начинает укреплять свое здоровье, заботиться о нем.

Показывает, каким способом, в каком ключе решаются проблемы данного типа.

Субъектная этика

Мое отношение к людям. Люблю кого-то или что-то — не люблю, нравится — не нравится. Мои эмоции.

Здесь человек открыт для внушений: "О моем отношении к чему-либо или к кому-либо мне должны рассказать другие люди. Люблю я или не люблю — знают другие, и они должны мне об этом рассказать. Сам я не знаю, не уверен". Ему трудно сформировать свое мнение на пустом месте. Поэтому, для того чтобы выработать свое отношение к чему-либо, нужны какие-то объективные данные, какая-то достоверная информация: "Люди лучше знают, им виднее". Необходимы какие-то источники знаний, сведения, на которые можно опереться.

Близкие могут сильно влиять на его отношение и через это весьма удачно им манипулируют. Хорошее место — это дом, в котором любимые родные люди, да еще узкий круг надежных старых друзей и природа, природа, при-рода.

Как правило, у людей на четвертой функции работают жесткие программы, автоматизмы, стереотипы, которые не меняются на протяжении многих лет.

Эта функция суггестивная. По четвертой функции человек открыт для внешних воздействий. В зависимости от того, к какому типу он принадлежит, на него большее или меньшее влияние оказывают те или иные внешние сигналы. Существует расхожее мнение (об этом часто говорят на публичных сеансах гипноза), что 7-10 % людей гипнабельны, подвержены суггестии, а осталь-ные — нет. Я полагаю, что это не так. Каждый человек имеет какой-то тип и уже в силу этого подвержен суггестии. Просто способы введения в транс, которые обычно используются на публичных сеансах, действительно оказывают серьезное влияние лишь на один, максимум два типа из шестнадцати, остальные при этом выглядят невосприимчивыми.

Если первая функция — это то, что я знаю сам, то четвертая функция — то, что знают другие люди. Здесь человек склонен ориентироваться на других, опираться на внешние авторитеты. В практике суггестии и гипноза существует такое понятие, как раппорт — связь между гипнотизером и тем, на кого оказывают воздействие. Такой раппорт с внешним миром как бы уже изначально существует для каждого типа, он заранее встроен — “вшит в оболочку”, если говорить языком компьютерной аналогии. Это и есть четвертая функция. Здесь человек доверчив и открыт для внешней информации, которую воспринимает некритически.

Место, по которому человек внушаем, есть у каждого типа, а значит, оно есть у каждого из нас. И я полагаю, что было бы неплохо, если бы люди, которые, условно говоря, занимаются собой, знали эту особенность своего типа. Имеет смысл знать, что происходит, когда внешний мир каким-то образом вами манипулирует. Знать и быть к этому готовым, уметь такие воздействия отслеживать, фиксировать, фильтровать и отстраиваться от них. Речь сейчас не идет о защите, но об осознанном поведении. С моей точки зрения, сама идея защиты от внешнего мира порочна.

Хорошее знакомство со своей четвертой функцией очень важно с точки зрения повышения уровня самосознания. Как правило, в этой области люди мнительны. И здесь иногда происходят странные вещи. Например, болен я или здоров, знают и должны мне сказать другие люди. Люблю я кого-то или не люблю — знают другие. В этой сфере нет критики. Воздействие происходит, минуя сознание, как правило, человек его просто не замечает. Отслеживает он воздействие лишь потом, когда фиксирует новое состояние, в котором оказался. А чаще даже и не фиксирует. Однако, когда он уже знает данное свойство своей личности, у него появляется возможность заметить воздействие гораздо раньше. А как только он начи-нает что-то замечать, это перестает быть неосознанным, и дальше весь -процесс проходит перед его глазами, он проходит в сознании. И тогда человек может управлять ситуацией, пропускать данное воздействие или не пропускать. С этим очень интересно работать: посмотреть, где я открыт, где мнителен, где незащищен. Для начала можно просто понаблюдать, как это происходит, какие автоматизмы включаются при тех или иных внешних воздействиях.

Сам человек слабо разбирается в том, что относится к сфере четвертой функции, и своими действиями как бы создает ситуацию, в которой осуществляется “программирование”. Часто такое поведение выглядит как коллекционирование стратегий, оценок, приемов распознавания. И в этой же сфере возможно появление тревожности, мнительности. Даже грубая лесть и явная дезинформация имеет высокие шансы “пройти” без критики.

Велика роль уже сформированных стереотипов. Если набор стереотипов и принятых программ достаточно обширен, человек выглядит весьма эффективным в соответствующей области. Однако, в отличие от ситуации со второй функцией, эта эффективность является дискретной — при столкновении с непривычными, нестандартными условиями он может вдруг всю свою эффективность потерять.

Тематика четвертой функции используется в качестве критерия оценки места. Например: “Меня любят, значит, место хорошее” (Максим). Здесь находятся мотивы “хочу”: “Хочу, чтобы меня любили”.

Третья и четвертая функции сильно влияют на выбор социальной ниши. Мы, как правило, выбираем такие социальные ниши, где эти функции будут тем или иным образом защищены. И делается это совершенно неосознанно, инстинктивно.

Зачем знать четвертую функцию своего типа? Чем лучше мы будем знать зону, через которую происходит программирование, тем менее мы будем подвержены внешним воздействиям. Любой человек независимо от типа с этим сталкивается.

Объектная этика

Внешние отношения. Отношения людей между собой и отношение людей ко мне. Эмоции других людей.

Страх внешних отношений. Джек, как уже было сказано, может просто уйти один в тайгу на полгода. Потому что все эти отношения… от них только беспокойство одно. Конечно, мы все живем в социуме, и у всех есть какие-то отношения, по крайней мере на уровне конвенциональных. У Джека при этом есть какое-то внутреннее подсознательное желание отстраниться: "Не надо, чтобы ко мне как-то относились. Если я — начальник, то пусть они подчиняются, но это совсем не значит, что ко мне надо как-то относиться. Не нужно это. Я — начальник, извольте подчиняться".

Когда ему признаются в любви, он пугается. Лучше как-то пошутить или что-нибудь подарить (букетик, скажем). Одним словом, лучше сделать какой-то понятный жест, почему обязательно нужно что-то такое высказывать? Близкие отношения только с небольшим кругом людей, как правило, это семейный круг и двое-трое друзей.

Психологическая функция для обработки информации об объективных сторонах жизни, законах и технологиях. Оценивает полученную информацию по принципу: правильно – неправильно, целесообразно – нецелесообразно.

Этика - функция, обрабатывающая информацию о чувствах и эмоциях людей. Оценивает поступившую информацию по принципу: хорошо – плохо, красиво – некрасиво.

Интуиция - психологическая функция непосредственного восприятия действительности, собирающая мелкие частицы информации в целостную картину. Частицы эти настолько мелкие, что восприятие их остается неосознанным.

Сенсорика - психологическая функция, обрабатывающая информацию о физическом раздражении, здоровье, комфорте, силе. Воспринимает конкретные факты, собирает информацию здесь и сейчас.

Экстраверсия – направление внимания преимущественно во внешний мир, на объекты.
Интроверсия – обращение внимания преимущественно на свой внутренний мир и на свои взаимоотношения с объектами.

Рациональное по Юнгу есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему. Информация о рациональном обрабатывается с помощью оценочных функций: логики и этики.
Иррациональное – основанное не на разуме, а на непосредственном восприятии действительности. Информацию об иррациональном обрабатывают функции интуиция и сенсорика.

Уступчивость – больше внимания уделяют потребностям.

Упрямство – больше внимания уделяют ресурсам.

Беспечность – готовность решать не предусмотренные ранее задачи. Каждый раз составляет новый алгоритм – под задачу. «Упремся – разберемся».

Предусмотрительность – заранее просчитывают ситуацию, стараясь максимально предусмотреть в ней необходимое.

Процесс – больше внимания уделяют самому процессу.

Результат – больше внимания уделяют результатам.

Позитивизм – в ситуации (объекте, человеке) больше ориентируются на позитивные стороны, на то, что объединяет людей.

Негативизм – в ситуации (объекте, человеке) больше ориентируются на «подводные камни», на опасности, возможные потери, на то, что разделяет людей.

Статика – опора на постоянные, неизменные характеристики объекта, ситуации.

Динамика – опора на динамические, изменяющиеся характеристики объекта, ситуации, процесса.

Рассудительность – в ценностях комфорт, удобство, возможность обсудить, решить мирным путем.

Решительность – в ценностях волевые качества, решительные действия, скорость принятия решений.

Субъективизм (веселые) – опора в суждениях делается на субъективную оценку в рамках собственной концепции, веселье могут совмещать с работой.

Объективизм (серьезные) – опора в суждениях на объективные закономерности, общепринятые концепции. «Делу время, потехе час».

Квестимность – коммуникация имеет диалоговую форму. Информация излагается в виде вопросов и ответов. Короткие ответы на поставленные вопросы.

Деклатимность – коммуникация имеет монологовую форму. Информация излагается крупными блоками, «вопросы потом». Вопросы риторические, цель которых – подвести собеседника к нужному выводу.

Тактика – лучше осознаются и оцениваются ближайшие шаги (последовательность шагов, путь) чем цель.

Стратегия – лучше осознается и оценивается цель (желаемое состояние), чем ближайшие шаги.

Конструктивизм – больше внимания уделяют непосредственно делу, а не установлению отношений.

Эмотивизм – больше внимания уделяют установлению и поддержанию контакта с собеседником.

Демократизм – восприятие объекта (человека) вне контекста среды, которая его формировала, социальной иерархии, принадлежности к определенному кругу.

Аристократизм – восприятие объекта (человека) происходит в контексте среды, которая его формировала, социальной иерархии, принадлежности к определенному кругу.

Подобно Лох-Несскому чудищу, признаки Рейнина однажды возникли в кухонном разговоре на улице Грибо, где жила Аушра. Так случилось, что произошло это при мне – как раз в январе 1985 года я приезжал в командировку в Вильнюс и, благодаря любезному приглашению Аушры, не куковал в одиночестве в гостинице, а проживал в ее квартире, где, естественно, интенсивно общался с ее гостями. Среди них в те дни оказался Григорий Рейнин. Однажды утром после бессонной, как было видно по его припухшим векам, ночи, за утренним кофе он вертел в руках картонный кубик с нанесенными вблизи вершин знаками восьми соционических функций. И вдруг поделился со всеми присутствующими банальной для него, математика, мыслью: множество, состоящее из 16-ти объектов, можно разделить пополам 15-ю способами – таков неумолимый вывод из самых начал теории множеств (которую даже я, гуманитарий, изучал в девятом классе физматшколы). Итак, 15 способов деления социона, из них четыре уже есть – это дихотомии Юнга. Значит, должны быть еще 11! Это был редчайший случай, когда Аушра пришла в восторг и без обычной для нее иронии воскликнула: «Григорий, ты гений! Эти пятнадцать мы назовем признаками Рейнина». Той же весной я получил бандероль от Аушры, в ней лежала машинописная рукопись под названием «Теория признаков Рейнина», в которой предпринята попытка описать эти 15 дихотомических делений социона с использованием соционических функций. Работы Аушры и прежде не отличались ясностью изложения (что поделаешь, русский, которым она неплохо владела, все-таки был для нее неродным – думала-то она по-литовски). Но сквозь корявый стиль я продирался, зато претензий к логике изложения не было. Работа о признаках Рейнина оказалась первой, где я сразу обнаружил чисто логические провалы. О чем при очередной встрече с дружеской простотой залепил прямо в лоб. У Аушры был крутой характер, могла дать такой отлуп, что следующий раз не знаешь, как возобновить с ней общение. Но на этот мой выпад она отреагировала с вялой покорностью: «Знаю. Это еще совсем сырая работа, в ней полно ошибок. Я написала ее не для того, чтобы окончательно выявить суть каждого признака, а для того, чтобы застолбить их присутствие в соционике. А потом в процессе наблюдения над людьми разных социотипов мы уточним описание и назначение каждого признака». Итак, по признанию Аушры, которая, между прочим, в таких вопросах никогда не лукавила, она сделала беглый набросок плохо изученного явления. Ей важна была не суть каждого признака как такового, а его место в системе объективных параметров, характеризующих социотипы. Если сравнивать с житейской ситуацией, когда мы занимаем места в зрительном зале для компании своих друзей, которые пока не пришли, кладем на каждое кресло газету или билет, или футляр от очков, или зонтик. Понятно, что в каждом кресле в конце концов будут сидеть люди, но пока их нет, первые попавшиеся под руку предметы обозначают занятость данного места. Вот почему, на мой взгляд, появились «уступчивые – упрямые», «предусмотрительные – беспечные», «рассудительные – решительные», «веселые – серьезные»… Специально называю самые, на мой взгляд, сомнительные категории, которые НИКАК не проявляются в невербальном поведении, разговорах, жестах, взоровых реакциях, смехе, гневе. Более того, не всегда даже это антонимы: рассудительный вполне может быть как решительным, так и нерешительным. А чтобы легитимно занимать два полюса одной дихотомии, семантическая полярность строго обязательна: «рассудительному» должен быть противоположен «безрассудный». Согласитесь, это далеко не то же самое, что»решительный». Не буду продолжать критиковать «теорию» признаков Рейнина – это тема специальной работы. Хочу лишь заметить, что Аушра сразу же обозначила свою статью как черновик, требующий серьезной переработки, а Григорий Рейнин сразу же открестился от этого направления соционики, видя свою «вину» только в том, что повертел в руках кубик и вспомнил элемент из теории множеств. Дальше вышло так, что Аушра стала болеть, вернуться к работе с признаками Рейнина ей больше не довелось. Черновик остался неисправленным. Когда же образ создательницы соционики забронзовел, а киевские ученики принялись публиковать все ее наследие (за что им глубокая признательность!), как-то само собой получилось, что недоброкачественный полуфабрикат занял место готового продукта. Грамотные наследники Аушры забыли, а после ее смерти, наверное, не посмели сказать, что эта работа не может считаться пособием для практического применения. Менее грамотные апологеты соционики восприняли «Теорию признаков Рейнина» некритически. И пошла вакханалия фотографирования Лох-Несского чудища. Редкие смельчаки (например, М. и Д. Лытовы) отважились честно заявить: ребята, ошибочка вышла – большинство признаков Рейнина неработоспособны. Просто потому, что не те предметы лежат на стульях – владельцы билетов пока не пришли в зал. Впрочем, немногие здравые голоса заглушаются гвалтом сторонников «признаков Рейнина». В последние годы, как видно из публикаций на соционических сайтах, практическое использование признаков Рейнина вошло в моду. Некоторые соционики уравняли в правах дихотомии базиса Юнга с остальными «незаконнорожденными» признаками и уверяют, что способны успешно типировать, отделяя «чистых» от «нечистых», то бишь «веселых» от «серьёзных». Наиболее фанатичные приверженцы «универсальной отмычки от социотипа» даже отказываются выдавать слушателям своих курсов (непременно платных!) дипломы социоников, если те оттипировали экзаменационного клиента без использования признаков Рейнина. Благо мы соционических «академиев не кончали», дипломов не имеем, нам не стыдно признаться: не делятся социотипы на «позитивных» и «негативных», ерунда это все, обычный брак в работе, не забивайте голову тем, чего нет и не может быть. Правда, призадумаются над этими словами не многие. Ведь если целитель-экстрасенс, водя руками над больным местом, спрашивает: ну, ощущаете тепло? – большинство отвечает утвердительно. Не потому, что реально ощутило тепло, а потому сила авторитета оказывает внушение. А оно порой таково, что увидишь и то, чего нет: даже, прости, Господи, «процесс» начнешь отличать от «результата». Что ж, иллюзии невозможно запрещать, бесполезно с ними также бороться. Если иной исследователь непознанного убежден, что гнался на скутере за Лох-Несской земноводиной и она зыркала на него страшными черепашьими глазами, разубеждать такого энтузиаста бесполезно. Раз он это пережил, значит, лично с ним это было. Но отсюда не следует, что другие, побросав все дела, должны оцепить озеро. Время все расставит по местам. Убежден, что светлая память Аушры ничуть не потускнеет от того, что, отдавая должное ее заслугам, мы не станем приписывать к ним заблуждения, вполне простительные живому, ищущему человеку.

В этой статье мы рассмотрим Признаки Рейнина, которые помогут нам лучше определять и понимать функции, которыми наделен каждый человек.

Как известно, соционический тип определяется 4-мя дихотомиями (базис Юнга):

1 . экстраверсия-интроверсия,
2 . сенсорика-интуиция,
3 . логика-этика
4 . рациональность-иррациональность

Таким образом, все соционические типы можно разбить на 2 группы (по 8 типов в каждой) 4 раза:

8 экстравертов и 8 интровертов,
8 сенсориков и 8 интуитов,
8 логиков и 8 этиков,
8 рационалов и 8 иррационалов.

Однако, как показала практика, для верного определения типа определение 4-х признаков часто бывает недостаточно. Например дуал от конфликтера отличается всего одной дихотомией «рациональность-иррациональность».

Питерский математик Григорий Рейнин используя математические методы доказал, что кроме известного разбиения по 4-м признакам 16 соционических типов можно разбить еще 11-ю способами. С математическим обоснованием этого разбиения вы можете ознакомиться в его работе «Группа биполярных признаков в типологии К.Юнга».

Введение дополнительных признаков облегчило процесс определения типа.

Таблица признаков Рейнина

Экстраверсия — экстраверты ориентированы на внешний мир, на объекты и их качества.

Интроверсия — интроверты ориентированы на взаимосвязи, между собой и внешним миром, а также между объектами.

Примечание. Признак экстраверсия/интроверсия может зависеть от признака рациональность/иррациональность. Иррационалы иногда проявляют признаки экстраверсии, рационалы — признаки интроверсии.

Сенсорика – сенсорики воспринимают материальную часть мира — вкус, цвет, размер и т.д. Такая информация воспринимается более медленно, но хорошо ими усваивается и сохраняется. С возрастом сенсорики становятся более опытными, «взрослыми».

Интуиция — интуиты лучше воспринимают нематериальную часть мира. Восприятие информации происходит настолько быстро, что это даже не осознается, однако такая информация может не задерживаться надолго в сознании.

Логика – логики оценивают мир с точки зрения правил, логических связей.

Этика – этики оценивают мир с точки зрения чувств, эмоций, переживаний своих и других людей.

Статика – статики воспринимают действительность как набор статических картинок (слайдов), которые могут быть не связаны непрерывным потоком изменений.

Динамика — динамики воспринимают действительность как последовательность событий.

Позитивизм — позитивисты, оценивая ситуацию, выделяют те качества, которые в ней присутствуют. Например: «Погода хорошая, небо ясное».

Негативизм — негативисты при оценке ситуации выделяют те качества, которые в ней отсутствуют. Например: «Неплохая погода, на небе — ни облачка».

Примечание. Психологи советуют в своей речи избегать употребления частицы «не», например, планируя какое-либо изменение в своей жизни, рекомендуется не перечислять те факторы, которые не хотелось бы видеть в будущем, а лишь те, которые желательны. По этой причине иногда негативисты следят за своей речью и тщательно избегают негативистских формулировок. Поэтому, не всегда можно сделать вывод, о том, что человек позитивист, если он не проявляет признаков негативизма.

Квестимность — квестимы в разговоре склонны к диалогу. Речь квестима «многотональная», в ней перемежаются вопросительные и утвердительные интонации, рассказывая о чем-либо они могут задавать вопросы и сами же на них отвечать. Склонны отвечать вопросом на вопрос.

Деклатимность — деклатимы склонны к монологу. Их речь обычно звучит в одной тональности.

Примечание. Вертность оказывает влияние на проявление признака квестимность/деклатимность. Интроверсия усиливает квестимность, экстраверсия — деклатимность.

Тактика — для тактика важен путь, движение, последовательность его шагов и действий, при этом цель ставится неосознанно и может корректироваться.

Стратегия — для стратега важна цель, желаемое состояние. При этом путь к ее достижению выбирается неосознанно, и может меняться.

Конструктивизм — конструктивисты получают из внешнего мира фактическую информацию. Общаясь с человеком стараются избежать «эмоциональной подстройки» под его состояние. Для того чтобы пережить какие-либо эмоции склонны возвращаться к событию или месту, где они были вызваны, например, могут по нескольку раз перечитывать одну и ту же книгу.

Эмотивизм — эмотивисты стремятся получить из внешнего мира новые эмоциональные впечатления. При общении с человеком стараются ввести его в нужное эмоциональное состояние, либо самим подстроиться под состояние собеседника.

Рациональность – рационалы воспринимают мир согласно выработанному поведенческому сценарию. Они нуждаются в раскачке, с трудом реагируют на внезапно изменившуюся обстановку, стремясь в этом случае сначала дать ей оценку, а потом воспринимать.

Иррациональность – иррационалы воспринимают внешний мир непосредственно, без предварительной оценки. Легко ориентируются и подстраиваются к изменяющейся обстановке.

Процесс (правые) — эти люди не осознают себя отдельно от процесса, стремятся каждый процесс доводить от начала до конца не прерываясь. Максимально концентрируют свое внимание на процессе, с трудом отключаются от него и с трудом включаются в прерванный процесс.

Результат (левые) — Легко занимаются несколькими делами одновременно, переключаясь с одного на другое. Им сложно оценить насколько успешен процесс, поэтому они склонны подводить промежуточные итоги.

Уступчивость — уступчивые, реализуя свои интересы, объективно оценивают все необходимые для этого ресурсы и в случае нехватки ресурсов могут отказаться от какой-то части своих интересов. В совместных делах могут «давать фору» партнеру, рассматривать встречные предложения.

Упрямость — упрямые для реализации своих интересов и намерений изыскивают любые возможные ресурсы.

Беспечность — попадая или планируя новую ситуацию, используют только ту информацию, которая присутствует в этой ситуации, не опираясь на свой опыт. Считают, что все предусмотреть невозможно.

Предусмотрительность — в новой ситуации предусмотрительные предпочитают использовать весь свой опыт, в т.ч. и не относящийся к конкретной ситуации. Стремятся заранее предусмотреть ситуацию.

Рассудительность – для рассудительным нормальным состоянием является расслабленность, мобилизуются для выполнения какого-либо дела непосредственно в момент начала дела. Им иногда бывает трудно мобилизоваться без внешнего стимула. Наиболее важным этапом любого дела считается процесс его обдумывания и обсуждения. Рассудительные ценят в работе физические условия и комфорт, могут отказаться от выполнения какой-то работы, если эти условия не на уровне, удовлетворяющем их.

Решительность – решительные всегда находятся в состоянии мобилизации, наиболее важным этапом считают момент принятия решения. По окончании дела им бывает трудно расслабиться без участия других людей или каких-то дополнительных стимулов, например, вечеринки по случаю окончания дела. Ценят в работе результат и могут ради этого поступиться удобством и комфортом.

Веселые (субъективизм) — В своих суждениях веселые опираются на то, что в любой ситуации нет единственно правильного варианта решения, склонны проводить дополнительную «сверку понятий», предполагая, что под одним и тем же словом разные люди понимают разные вещи. Веселые быстро могут сблизить психологическую дистанцию, минуя постепенные этапы сближения: знакомство, обмен информацией друг о друге.

Серьезные (объективизм) — серьезные предполагают наличие общих объективных закономерностей, не зависящих от субъективных мнений. Для сокращения психологической дистанции серьезным необходимо знать имя человека, какую-то другую характеризующую его информацию.

Демократизм — демократы воспринимают человека через его индивидуальные качества, отношение к человеку у демократа не базируется на его принадлежности к какой-либо группе.

Подробнее о признаках Рейнина:
Результаты исследования, проведенного в в 2002-2003 гг. рабочей группой по соционике при лаборатории междисциплинарных исследований ИБиПЧ (Санкт-Петербург), в составе: Доспехов С.В., Егоров В.В., Егорова О.А., Иванов П.А., Казакова М.М., Ковалева А.Ю., Кочубеева Л.А., Малкова И.И., Мальская Е.Н., Миронов В.В., Овчинников Е.И., Стоялова М.Л.: Наполнение признаков Рейнина: результаты практических исследований .

Одним из ключевых свойств признаков Рейнина является их взаимозависимость, которая имеет эквивалентное математическое отражение в виде операции бинарного произведения. Для группы признаков, связанных такой операцией, удобно построить таблицу умножения . Расстановка признаков в таблице при этом будет определяться порядком их расстановки по осям. В статье представлены таблицы умножения и порядок расстановки признаков к ним, а также рассмотрены способы применения таблиц на практике.

Ключевые слова: соционика, признаки Рейнина, взаимозависимость признаков Рейнина, таблица умножения признаков Рейнина, диагностика ТИМ .

Признаки Рейнина – один из ключевых элементов в фундаменте соционики, наряду с базисом Юнга и моделью А. Их знание и умение оперировать ими позволяет многократно повысить эффективность определения типа информационного метаболизма (ТИМ).

В данной статье представлены таблицы умножения признаков с порядком расстановки признаков к ним, представляющие собой инструментарий, который может быть использован непосредственно в работе соционика-диагноста; также рассмотрены некоторые практические ситуации, в которых они могут найти применение. Чтобы внести ясность в предмет и цели работы, необходимо будет сделать краткий экскурс в теорию признаков Рейнина.

В 1984 г. математик Г.Р. Рейнин рассмотрел приложение теории групп к соционике, представив социон как математическое множество S , состоящее из 16-и независимых элементов Т 1..Т 16 (типы информационного метаболизма). Результатом такого рассмотрения стал вывод о существовании 15 дихотомических признаков (или сечений), которым было присвоено имя Рейнина, и разработка на их основе теории малых групп .

В данной статье по возможности будут сохранены все обозначения и формулировки, введенные в . Итак, несколько начальных определений.

Признаки Рейнина – это группа из 15 попарно ортогональных сечений социона S , включающая в себя 4 базовые дихотомии Юнга.

Чтобы полностью раскрыть это определение, необходимо ввести еще два – для понятий "сечение" и "ортогональные".

Для взятых выше в качестве примера признаков инвариантность к перестановке будет отражена наличием еще двух равенств в дополнение к уже имеющемуся:

Соционическая интерпретация: первое равенство утверждает, что уступчивые экстраверты и упрямые интроверты - логики, а упрямые экстраверты и уступчивые интроверты – этики; второе – что уступчивые логики и упрямые этики - экстраверты, а упрямые логики и уступчивые этики - интроверты.

Взаимосвязь всех 15-и признаков Рейнина через операцию умножения удобно представить в виде таблицы умножения . Расстановка элементов в такой таблице будет определяться порядком расстановки (фактически, нумерацией) признаков по осям, горизонтальной и вертикальной, и порядок этот, вообще говоря, может быть выбран совершенно произвольным образом. На данный момент практически используются два порядка расстановки: один был выбран из теоретических соображений Г.Р Рейниным, второй – из практических А. Аугустинавичюте.

В основу первого порядка расстановки были положены 4 признака Рейнина, составляющие базис Юнга:

Х 1 =<экстраверсия, интроверсия>

Х 2 =<логика, этика>

Х 3 =<интуиция, сенсорика>

Х 4 =<иррациональность, рациональность>

остальные 11 были введены путем их последовательного перемножения :

Пройдя определенный таким образом Г.Р. Рейниным путь самостоятельно, можно восстановить исходную нумерацию оставшихся признаков (в работах Рейнина она не указана, что лишает возможности воспользоваться такой таблицей на практике):

Таблица умножения для такого порядка расстановки признаков приведена в :

Таблица умножения признаков Рейнина №1

Таблица заполнена наполовину ввиду инвариантности операции бинарного умножения: X i * X j = X j * X i ;

Символ Е обозначает единичный оператор: E =< S , O > , где S – это весь социон, т.е. множество, содержащее все 16 элементов, O – пустое множество, т.е. множество, не содержащее ни одного элемента.

Второй порядок расстановки признаков представлен в широко известной и наиболее часто применяемой на практике таблице признаков Рейнина:

Нумерация признаков в таком порядке была выбрана для разбиения признаков на индивидуальные, диадные, квадровые. Вследствие смены нумерации, таблица умножения №1 недействительна, поэтому необходимо заполнить ее заново (поменять признаки в клетках местами) в соответствии с измененной нумерацией:

Таблица умножения признаков Рейнина №2


Опыт практического применения таблиц показал, что наиболее удобной является раскрытая таблица умножения признаков Рейнина, в которой используются не нумерованные символьные обозначения, а непосредственно сокращенные названия признаков (см. Раскрытая таблица умножения признаков Рейнина).

Итак, необходимый инструментарий для диагностики - таблицы умножения с указанием нумерацией признаков – представлен. В каких же ситуациях он может найти применение? Теория признаков Рейнина и практика их применения позволяют выделить следующие :

1. Дополнительная проверка истинности определения двух признаков третьим.

Начальная ситуация: в процессе диагностики были определены 2 признака Рейнина – X i и X j , но остаются сомнения в правильности интерпретации.

Вопрос: как повысить достоверность определения признаков X i и X j ?

Решение: по таблице умножения найти признак X k , являющийся взаимозависимым к ним, провести его независимую диагностику и сравнить с результатом бинарного умножения признаков X i и X j :

Если они совпадают ("="), то признаки X i и X j определены верно (либо оба неверно);

Если они не совпадают ("?"), то один из признаков X i или X j определен неверно.

2. Определение труднодиагностируемого признака через два других (опосредованно)

Начальная ситуация: в процессе диагностики не удается однозначно интерпретировать признак X i .

Вопрос: можно ли определить X i не напрямую, опосредованно?

Решение: по таблице умножения найти признаки X j и X k (всего возможно 7 их разных комбинаций), являющихся взаимозависимыми к X i , провести их независимую диагностику и определить X i через операцию бинарного умножения X j и X k .

3. Проверка четверки признаков на достаточность для определения ТИМ

Возможность этой ситуации строится на еще одном свойстве признаков Рейнина :

Любые 4 взаимно независимых признаков Рейнина являются базисом, достаточным для определения ТИМ.

Начальная ситуация: в процессе диагностики были определены 4 признака Рейнина: X i, X j, X k, X l .

Вопрос: является ли эта четверка базисом?

Решение: проверить все возможные тройки признаков: X i, X j, X k ; X i, X k, X l ; X j, X k, X l - на взаимозависимость по таблице умножений.

Если каждая из троек является независимой, то данная четверка признаков является базисом;

Если хотя бы одна из троек является взаимозависимой, то данная четверка признаков не является базисом.

Вообще говоря, для этой ситуации есть и другой способ решения, указанный Г.Р. Рейниным: искать эту четверку в списке из 840 возможных базисов. Но он представляется гораздо более трудоемким и потому менее эффективным.

Итак, подведем итог: в представленной статье подробно рассмотрено свойство взаимозависимости признаков Рейнина, представлены таблицы умножения признаков, обусловленные этим свойством, в символьной и раскрытой форме, а также рассмотрены способы применения таблиц на практике.

Следует отметить еще пару моментов, касающихся применения представленных таблиц. Во-первых, форма представления таблиц, раскрытая и символьная, естественным образом определяет область их применения: раскрытая более удобна при диагностике "вручную", символьная - при разработке компьютеризованных вариантов диагностики. Во-вторых, очевидно, что вышеуказанные способы – не единственные возможные, поэтому автор будет признателен любой информации, касающейся применения таблиц.

Список литературы

Г.Р. Рейнин, «Соционика: Типология. Малые группы» - СПб: Изд-во «Образование-Культура», 2005

Т.Н. Прокофьева, Методика диагностики типов информационного метаболизма. // Менеджмент и кадры, №2, 2004.

Раскрытая таблица умножения признаков Рейнина.