Эффект фиксации как незавершенные дела нас парализуют. На что способны незаконченные дела. Как все успевать и не накапливать новых дел

Список незавершенных дел – перечень дел, которые должны быть выполнены, однако по каким-то причинам перекочевывают изо дня в день, забирая энергию, подрывая уверенность в себе и движение вперед.

Актуальность

У каждого из нас найдутся дела, которые никак не удается выполнить. Как правило, мы сами откладываем выполнение таких дел на потом из-за того, что они как-то связаны с другими нашими эмоциями. Обычно проблема заключается в одной из следующих вещей:

  • дело сложное (например, начать готовиться к экзамену, сделать генеральную уборку в квартире, выучить иностранный язык и т.д.);
  • дело неприятное, требующее от нас внутренних усилий (позвонить сестре и помириться, помыть окна, посетить стоматолога и т.д.).

Могут быть и другие причины. Важно при этом лишь одно – вы хотели бы найти в себе силы решить эти проблемы, чтобы они перестали «висеть» на вас , вызывая чувство неуверенности в себе, комплекс вины, отвлекая от важных дел, принося вам массу негативных эмоций.

Группировка незавершенных дел и работа со списком

Незавершенные дела можно группировать по различным основаниям. Во-первых, можно сгруппировать дела по времени, которое требуется для их выполнения . Например, можно составить список дел или выделить маркером одного цвета дела, которые могут быть выполнены…

  • за 15 минут;
  • за 30 минут;
  • за 1 час.

Если дело нужно делать больше часа, лучше разбить его на куски, чтобы упростить задачу. Вы удивитесь, когда увидите, что многие дела требуют буквально 3-5 минут, но «висят» в вашем списке несколько недель подряд, портя вам настроение. Вторая проблема – это то, что мы часто преувеличиваем сложность дел. Например, воображаем себе, что уже на первом этапе выполнения возникнут какие-то препоны – например, вы считаете, что вам не дадут какую-то информацию и могут потребовать дополнительные запросы, что заберет время и силы. Однако эта проблема существует лишь в вашем воображении – начав выполнять дело, вы с удивлением обнаружите, что предполагаемая проблема так и не возникла. Но даже если все так и будет, оттягивание сбора информации только усугубляет ситуацию – как говорится, чем раньше начнете, тем раньше закончите.

Как работать с делами разной продолжительности?

  • Можно уговорить себя быстро разделаться со всеми короткими делами, требующими дл выполнения 5-10 минут. Список может сократиться почти вдвое, и вы вздохнете с большим облегчением.
  • Также вы можете себе поставить «планку» в 2-3 часовых дела (то есть кусков крупного проекта) каждый день. Если времени на это нет, поставьте задачу в одно крупное и, к примеру, три мелких дела.
  • Если вы не представляете, сколько потребуется для выполнения дела, вы можете поставить таймер и выполнять его намеченный отрезок времени – например, полчаса. Если дело не завершено, запишите его в список снова. Плюс в том, что дело сдвинулось с мертвой точки и, возможно, вы более-менее прояснили себе, сколько времени оно займет.

Работать с делами удобно при помощи таймера. Он мерно «тикает», вы сосредоточенно работаете, что знаете, что впереди «тоннеля» есть свет.

Во-вторых, можно сгруппировать невыполненные дела по сферам . Например, невыполненные задачи на работе, по хозяйству, в спорте, в иностранном языке. Что дает такая группировка? Во-первых, чтобы не пугать себя значительными объемами дел, вы можете предоставить себе свободу, позволив выполнить по одному делу из каждой категории на ваш выбор. Такая равномерность (то есть посвящение времени не только рабочим делам, но также здоровью, саморазвитию и наведению чистоты дома) формирует ощущение гармоничной жизни. И, безусловно, двигает выполнение дел.

Работа со сложными делами

  • Для каждого сложного дела важно прописать шаги. Очень важно написать первый шаг для такого дела. Первый шаг сделать легко по сравнению со всей той «дорогой», что вам предстоит пройти. Но очень часто достаточно начать для того, чтобы уже не хотелось бросать, а хотелось быстрее завершить. Например, если вы очень сильно не хотите убирать в квартире , уговорите себя хотя бы пропылесосить. Во время этого процесса, возможно, вы уберете все лишние вещи, а помыть после этого пол покажется вам сущим пустяком, с которым вы легко справитесь.

  • Очень часто бывает, что само дело пустячное, но требует большой подготовки. Например, вы давно отправили бы отчет, если бы другие отделы вовремя дали вам все данные. Займитесь подготовкой к делу, прописав «путь» как отдельные пункты.
  • Есть дела, которые кажутся бесконечными, например, изучение иностранного языка . Если не определить для себя критерии успеха, вам будет всю жизнь казаться, что вы его не доучили. Дело будет «висеть» на сердце тяжелым камнем. Для таких случаев очень важно определить критерии выполнения задачи. Например, научиться вести диалог на иностранном языке на базовые темы (например, «Покупки», «В транспорте», «В аэропорту»).
  • Если вы хотите научиться более четко планировать свою работу или другую деятельность, ведите в течение какого-то времени хронометраж . Так вы точно узнаете, сколько у вас займет мытье окон, а сколько вы обычно принимаете ванну, сколько времени требуется для чтения каждых 10 страниц деловой книги (чтобы потом высчитать, сколько примерно времени требуется на то, чтобы одолеть всю книгу).
  • Если вы хотите в большей степени учитывать при выполнении дел вдохновение, всегда выбивайте себе разумный срок для выполнения дела и не откладывайте все на последний день. Хотя многие и утверждают, что «подготовить целую презентацию за одну ночь» доставляет им особое, ни с чем не сравнимое удовольствие, такой подход забирает все силы – после презентации у вас не останется сил ни на что. Кроме того, такой подход повышает риск ошибок, технических неполадок, стресса и раздражения начальства. Всегда лучше оставить запас времени, чтобы было время на правки и на работу в свое удовольствие. В конце концов, люди работают не только ради результата, но и ради процесса. Пусть они оба доставляют вам радость!

Ссылки

  • Что делать со списком незавершенных дел , женская социальная сеть myJulia.ru

Упражнение "Список незаконченных дел"📜

Сейчас многие говорят, пишут о генеральной уборке, о поддержании порядка и чистоты не только в доме, но и в жизни. И это оправдано, так как чистота - залог здоровья не только физического, но и ментального. С поддержанием порядка обычно дело обстоит проще, а вот с разбором старых завалов намного сложнее. Мне попалась интересная и толковая статья (автор Богородицкая Екатерина) с конкретным упражнением по разбору старых "завалов". Именно ей я и делюсь сегодня с вами.
Для чего?
✔Для того, чтобы очистить пространство вокруг себя и найти свои ресурсы.
✔Для того, чтобы впустить в свою жизнь много нового и интересного.
✔Для того, чтобы ваша жизнь заиграла новыми красками!

О чём это я? Давайте не буду больше интриговать и перейду к делу. Еще раз повторю, упражнение банальное. Называется СПИСОК НЕЗАКОНЧЕННЫХ ДЕЛ.
Итак, теперь к сути. Что делать. А сейчас кусок моей еще пока неизданной книги, а после него еще немного моих эмоциональных всплесков)) и отзывов об этом упражнении.

«Напишите список дел, которые вы давно собирались сделать и не сделали.
Все то, что вы хотели сделать, но у вас не доходят руки или не хватает денег, или вам просто страшно делать, и вы не знаете с чего начать. Это не должны быть текущие дела, вроде положить деньги на телефон или помыть раковину, это должны быть разовые дела, которые вы уже давно хотите сделать.
Например.
-Отдать долг другу
-Начать ходить в бассейн
-Разобрать кладовку
-Сдать на права
-Долечить зубы
-Привести в порядок все фотографии, отсортировать их, распечатать лучшие и сделать альбом.

Также это все те проекты, о которых вы когда либо заявляли, даже если на данный момент это уже не актуально и вы передумали становиться фотографом или актрисой. И если вы говорили, хочу снять кино, значит записываем и это.
Примеры.
-Пойти на курсы ландшафтного дизайна
-Стать художником
-Написать книгу детских сказок
-Получить высшее юридическое образование
-Выучить итальянский

Особенно обращаем внимание на дела, которые вам не очень приятно делать.
-Сдать отчет в налоговую
-Сходить ко врачу
-Извиниться перед коллегой
-Разгрести завал на балконе
Вполне может быть, что вы не вспомните все сразу. Если вы на другой день вспомнили что-то еще, то просто дополните ваш список.

После того, как список написан, вы выбираете 2-3 пункта, которые пугают вас больше всего или вам не очень приятны, но вы почувствуете облегчение, когда сделаете их, и приступаете к выполнению.
Например, сдать отчет в налоговую, сходить ко врачу, если это пугает вас, написать сказки и отправить в издательство.

Я в свое время тоже писала такой список, и были дела, которые меня пугали. В частности, дописать эту книгу и отправить ее в издательство. Были в списке у меня и врачи. И если к зубному я могла спокойно пойти, то к другому доктору было идти страшно, и значит этот пункт я выполняла в первую очередь.

Если есть какие-то дела, требующие финансовых затрат, вы делаете первые шаги в этом направлении. Если вы хотите купить квартиру в ипотеку, вы ищите варианты, выбираете банк, который выдаст вам кредит, узнаете, что для этого необходимо. Если у вас нет денег, чтобы сдать на права, то для начала найдите автошколу, которую вы хотите посещать и узнайте стоимость и расписание занятий. Очень может оказаться, что в ближайшем будущем ситуация изменится.

В вашем списке обязательно должны быть пункты, которые вас пугают и при этом вам не надо тратить на них много денег. Например, если вы поете и хотите выступить, то вам для начала можно организовать собственный концерт, перед друзьями и знакомыми, сняв помещение. Само собой разумеющееся, вы доделываете всякие отчетные дела, сдаете декларации в налоговую, получаете или сдаете какие-нибудь справки.
Параллельно вы начинаете доделывать все краткосрочные дела вроде: отвезти папе книги, которые вы ему обещали полгода назад, разобрать балкон и кладовку, отдать книги, которые вам не нужны, одежду, которую вы не носите.

Будут в списке и дела, которые уже не актуальны. Ну говорили вы когда-то, что хотите стать балериной или выучить французский. Но в настоящий момент вы понимаете, что это был порыв, и сейчас вы точно не хотите этим заниматься. Тут важно быть честной самой с собой. Если вы говорили, что хотите стать актрисой, но сейчас вам просто страшно это делать, потому что этому нужно долго учиться, преодолевать себя, то этот пункт вы оставляете. Если действительно есть вещи, которые уже не актуальны, вы просто вычеркиваете их и говорите себе, что вы отказываетесь от того, о чем говорили.

В течение месяца вы делаете как можно больше незаконченных дел, особенно тех, которые страшны, и наводите порядок в доме. В процессе у вас могут вспоминаться новые дела, вы просто их записываете и тоже делаете. Реализация каких-то давних желаний и завершение тех дел, которые висели над вами уже долгое время дадут вам огромное количество энергии, которое вы сможете направить на реализацию интересных проектов.»

Делаю я это упражнение уже года полтора, потому что некоторые вещи требуют и времени, и финансовых затрат, ну и собственно в жизни бывает разное, иногда приходится откладывать выполнение этих дел и заниматься теми испытаниями, которые подкидывает жизнь. По крайней мере так было за это время у меня. Кто со мной близко знаком, тот знает, что я постоянно занимаюсь каким-нибудь саморазвитием, регулярно слушаю семинары, иногда хожу на тренинги, выполняю какие-нибудь задания. То хожу с расслабленным животом, то учусь просить, то тренирую поддержку, то еще что-нибудь. Сама себе придумала, сама себе выполняю. Узнала какое-нибудь интересное упражнение, дай, думаю, попробую, может жизнь к лучшему измениться. И делаю. Спасибо Вселенной, генам, Богу, ну и себе любимой, что с волей у меня все хорошо и постановкой задач для себя тоже. И этот список незаконченных дел у меня становится всё меньше и меньше. Жизнь становится всё интересней и интересней. Вы можете сказать, что может моя интересная жизнь никак не связана с этим списком. Отвечу вам, что, во-первых, от того, что я делаю эти дела мне реально становится легче, как будто я разгружаю камни, которые таскала с собой не один год. Высвобождается множество энергии. А, во-вторых, каждый раз, когда я заканчиваю один из пунктов, в моей жизни происходит что-то позитивное. Появляются новые проекты, ученики, клиенты на психологические консультации, заработки, возможности, мужчины, новые интересные знакомства. Иногда только позвонишь записаться ко врачу по пункту из этого списка, как тут же что-то происходит. Я уже давно верю в волшебство, и что мы мы через вселенную связаны друг с другом и нет расстояний. Поэтому чудеса в моей жизни регулярно случаются, иногда я сама их создаю, но это уже другая история. Вот собственно и всё, что я хотела вам сказать. Думаю, что мне надо про это дело даже видео записать, что скорее всего и сделаю в ближайшее время.)
Желаю вам менять свою жизнь, сделать ваши недоделанные дела.
Посылаю всем лучики добра и волшебного пенделя тем, кому не хватает мотивации менять свою жизнь"

Примечание: Важно и ОЧЕНЬ нужно. Дойдут руки - начну практиковать! Вот уже и одно "незаконченное дело"))))

Чтобы очистить пространство для позитивных изменений в своей жизни, недостаточно и . Отложенные и невыполненные дела – это мысленный балласт, который тяготит нас и не дает двигаться вперед. Поэтому следующим шагом в стало избавление от накопившихся со временем недоделанных дел, неразрешенных ситуаций и невыполненных планов.

В психологии есть такое понятие – . Это может быть какое-то не доведенное до конца действие, нереализованная потребность или незавершенная ситуация . Казалось бы, все уже в прошлом, но наше подсознание сохраняет в памяти эти задачи и будет отвлекать на них нашу до тех пор, пока ситуация не будет доведена до своего логического завершения. Мы неосознанно проигрываем в своих новых отношениях те сцены, которые не довели до конца в предыдущих, нас продолжают разъедать те эмоции, которые мы хотели, но , и нас угнетает осознание того, что мы что-то планировали, но так и не начали делать. Стресс, чувство вины перед собой и другими людьми, идеи о том, что я необязательный и безвольный человек – не только отнимают наши силы, но и закладывают в нас программу неуверенности в себе, понижают нашу самооценку без особых на то причин.

Я узнала интересный факт о том, что наша соотечественница Блюма Зейгарник , занимаясь психологией личности еще в начале прошлого века, провела эксперимент, который показал, что мы сохраняем в памяти незавершенные действия намного дольше, чем завершенные. Этот эффект был назван ее именем «эффект Зейгарник», и продолжает влиять на нас и по сей день. Мы можем быстро позабыть даже свой значительный успех, к которому стремились долгое время, но будем долго и мучительно возвращаться в воспоминаниях и проигрывать в голове ситуацию, когда повели себя не так, как могли бы, показали себя не в полную силу или не сделали то, что хотели. Ах, нужно было сказать это, вести себя вот так, сделать то. Мы сразу же забываем о покупке любимого платья, но будем еще долго вспоминать о том платье, которое хотели, но почему-то не приобрели.

У всех нас есть такие незавершенные гештальты. Пока что я не планирую копать глубоко, и искать решение психологических проблем, но избавиться от груза обычных недоделанных и отложенных дел мне очень бы хотелось. Именно эту задачу я решила поставить перед собой сегодня, и разобраться с ней в ближайшие недели.

Видимо совсем не случайно появилась статья « ». Если вы еще ее не видели – советую прочитать. Именно прокрастинация – наша склонность откладывать дела на потом, отвлекаясь на что-то незначительное и не важное – является причиной того, что у нас скапливается внушительный список дел, который нас тяготит. Создать в себе новую привычку и перестать откладывать – это замечательно. Но решить проблему с теми задачами, которые уже образовались тоже необходимо. Что же для этого нужно предпринять?

Как разделаться с незавершенными делами.

1. Составьте список ВСЕХ отложенных дел.

Постарайтесь припомнить все, что вы планировали сделать – все крупные проекты и маленькие задачи, все звонки, встречи, дела. Все что вас беспокоило, и до чего не дошли руки.


Напротив каждого из дел напишите то действие, которое будет первым шагом в исполнении задачи. Например, если вы планировали сделать ремонт в комнате, первым шагом может стать нарисовать проект или выбрать обои. Пусть этот шаг будет совсем небольшим, но он сдвинет дело с мертвой точки. Проделав это, вы убьете 2х зайцев: во-первых, победите , которая была вызвана страхом перед крупной и сложной задачей, и, во-вторых, повысите свои шансы на то, что доведете дело до конца. Как показали исследования, те дела, которые мы записываем на бумаге, мы выполняем гораздо чаще, чем те, которые держим в голове.

2. Впишите в планировщик 5 дел из списка, распределив их по дням недели, и немедленно приступите к выполнению.

Как только вы завершаете что-то, сразу же планируйте следующее. Обязательно вычеркивайте из списка то, что сделали – это придаст вам уверенности и замотивирует для дальнейших действий. Для меня это самый приятный момент. Осознание того, что я наконец-то разделалась с какой-то задачей, которая раньше казалась мне непосильной, делает меня счастливой и заряжает энергией.

Кстати, если вы заметите, что какое-то дело «зависает» в вашем списке дел уже длительное время, задайте себе вопрос – а действительно ли его стоит делать? Может вы не выполняете его потому, что на самом деле оно не играет большой роли? В этом случае стоит просто признать, что оно утратило свою актуальность и принять сознательное решение , что вы . Это тоже один из способов завершить гештальт.

Конечно, решение бытовых вопросов напоминает бег по кругу – мы завершаем одно, но тут уже неизбежно возникает что-то другое. Это понятно, и нужно относиться к этому спокойно. Просто помните – что наша задача, разделаться с теми «хвостами прошлого», которые отнимают нашу энергию, поставить точку в решении старых задач. Очистить внутренне пространство, успокоить чувство вины, чтобы двигаться вперед.

Что же касается моего списка задач – он занял 2 листа, и я уже приступила к вычеркиванию первых дел. А какие открытия меня ждут впереди – я расскажу в следующих статьях, так что , чтобы не пропустить.©

, чтобы узнать самые свежие и интересные обновления. Защита АнтиСпам!
  • Ревизия
  • Голова в облаках

Многие из нас сталкивались с ощущением своеобразной «инертности», которая приходит в самый неподходящий момент. Бывает так, что для человека наступает идеальный момент для того, чтобы влиться в новый перспективный проект или появляется возможность заняться интересным и прибыльным делом, но, к сожалению, силы куда-то уходят, и не хочется делать ничего. Более того, на плечи тяжелым грузом ложатся повседневные проблемы. Казалось бы, вы обладаете и временным ресурсом, и момент для реализации чего-то нового очень даже подходящий, но вы все равно не можете сделать ни шага вперед.

Психологи уверены, что подобным негативным образом на человека влияют незавершенные дела . Каким образом можно избавиться от этого тяжелого груза? Давайте посмотрим, что говорит по этому поводу гештальттерапия.

Насколько вредно «тянуть кота за хвост»

Для того чтобы современному человеку понять, что происходит в его голове, можно провести аналогию с нашими повседневными помощниками – компьютерами. Давайте представим, будто наши нервные центры – это операционная система. Компьютер может иметь сколько угодно встроенных носителей информации, на которых есть возможность хранить огромный объем данных. Но при этом оперативная память компьютера всегда ограничена. Вы наверняка замечали, что несколько одновременно запущенных приложений заставляют компьютер подтормаживать. Если же загрузить вашего «помощника» по-максимуму, то он и вовсе зависнет. Теперь давайте рассмотрим мозг человека, в котором происходят те же самые процессы. Чем большим числом «программ» вы себя нагружаете, тем меньше ресурсов у вас остается на реализацию чего-то нового. При этом стоит учитывать не только ту энергию, которая тратиться на работу мозга. Любое начатое дело можно сравнить с включенным бытовым прибором, о котором вы могли забыть, но который все равно потребляет часть энергии. При этом человек является лишь аккумулятором, который имеет ограниченное количество энергии. А роль подзарядки может играть только успешно выполненное дело и чувство удовлетворения от того, что вы что-то довели до конца.

Ревизия

Нельзя откладывать начатые дела и забывать о них! В первую очередь это относиться к холерикам и сангвиникам. Именно люди этого психотипа с энтузиазмом берутся за любое дело, забывая о начатых и неразрешенных делах. Однако, с доведением начатого до конца проблемы существуют абсолютно у каждого.

Стоит учитывать, что для человека вполне реально выполнять несколько дел одновременно. При этом лучше всего переключаться на что-либо контрастное. Особенно полезен такой режим работы для тех, кто не отличается усидчивостью и не может на протяжении долгого периода времени концентрироваться на чем-то одном.

Будьте уверены, абсолютно у каждого человека найдется уйма незавершенных дел . Это может быть задание, которое вы уже на протяжении месяца переносите с одной страницы ежедневника на другую. А может быть цель, которую вы поставили себе несколько лет назад, но так и не добились ее. Исходя из характера незаконченных дел, есть множество способов борьбы с этими так называемыми «энергетическими вампирами». Но перед этим следует составить список всех упущенных дел и поместить его у себя на виду. Достаточно выделить пару дней (недель или месяцев, в зависимости от сложности этих дел) для борьбы с прошлым, чтобы заметно поднять свою самооценку и испытать ни с чем несравнимое удовольствие от осознания своей ловкости. Вычеркивая из списка каждое незавершенное дело, вы будете чувствовать себя победителем.

После того, как вы начнете практиковать подобный метод избавления от прошлого, вы обретете силы двигаться к новым целям. Кроме того, у вас появиться отличная привычка завершать начатое сразу же. Выпив чаю, помойте кружку и выбросите бумажку от конфеты, и вы моментально станете чуточку свободнее. Если вы не досмотрели до конца фильм или не дочитали книгу – постарайтесь сделать это в ближайшее время или примите тот факт, что вы к ним никогда не вернетесь. Подобная практика может показаться нашему мозгу полной чепухой, однако подсознание относится к каждому делу гораздо серьезнее. Именно поэтому очень важно раскладывать запланированные дела по полочкам. От чего-то можно смело избавляться, а что-то лучше выполнять сразу же.

Голова в облаках

Нерешенные дела можно сравнить с открытыми приложениями в операционной системе. В свою очередь душевные раны несут в себе куда больший вред, поскольку они играют роль вирусов, заражающих файлы. Многие люди носят в себе множество «душевных шрамов». Это могут быть недосказанности, несбывшиеся мечты, старые обиды, упущенные обещания, подавленные чувства и т.п. Человек не может наслаждаться жизнью так, как если бы у него не было душевных травм. Постоянное внутреннее напряжение мучает его и время от времени дает о себе знать, выплескиваясь в виде негативных эмоций. Практически все люди в той или иной степени склонны мысленно возвращаться к конфликтной ситуации. Поэтому человек нередко остается в зоне личностного дискомфорта, которая не дает ему нормально развиваться и очень часто влечет за собой невроз.

Неразрешенные внутренние конфликты, как и обычные дела, очень важно решать как можно раньше. По мнению мастера Ошо, любые незаконченные дела не исчезают, а лишь нависают над сознанием, как облако. Рассеять их – первоочередная задача, поскольку они влияют на все, что с нами происходит и что мы делаем.

К несчастью, далеко не всегда удается исправить что-либо в отношениях с людьми. Для того чтобы прийти к душевному равновесию, нужно в голове воспроизвести ситуацию, которая привела к возникновению внутренних конфликтов. При этом вам нужно мысленно изменить сценарий того события у себя в голове. Вы можете исправить ситуацию, поделившись своими чувствами или даже отомстив своему обидчику. Таким способом вы выльете весь гнев, который хранили в себе, наружу.

Индивидуальная машина времени

Незавершенное дело является одним из основных терминов в гештальт-терапии. Для исправления ситуации достаточно часто применяется так называемая техника «пустого стула». Ее суть заключается в том, что пустой стул ставится возле человека, который стремиться разрешить какую-то проблему. Мысленно тот, кому вы хотите что-то высказать, размещается на этом стуле. Несмотря на то, что подобная техника визуально напоминает спектакль, она отличается отменной эффективностью.

Для того чтобы счастливое будущее наступило как можно скорее, имеет смысл оставить прошлое позади. В процессе проведения такой «уборки» вы сможете прояснить для себя многие трудности, которые раньше казались неразрешимыми. После того, как вы откажетесь от беспорядка, в вашу жизнь придет изобилие, которого вы так долго ждали.

Для начала запишите на листке бумаге все то, что вас раздражает и злит. Проработать эти мелкие проблемы можно как самому, так и с посторонней помощью. При этом нужно помнить, что устранять необходимо абсолютно все. Даже пуговица, которую вы собирались пришить и не пришили, может быть существенной занозой в вашем мозгу. Ее нужно убрать даже в том случае, если она не забирает много сил и внимания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Есть ли у вас обыкновение откладывать на потом то, что вы не хотите делать прямо сейчас? Заполнен ли ваш стол (или компьютер) отложенными на потом счетами, письмами, папками и проектами, над которыми «надо подумать»?

Выкидываете ли вы вовремя сломанные гаджеты, мебель и одежду, у которой оторвались пуговицы? Психологи утверждают, что все это, а также множество других незавершенных дел, невыполненных обещаний и неосуществленных намерений на самом деле отравляет нашу жизнь больше, чем мы думаем. Это отнимает у нас жизненную энергию, лишает сил и не дает чувствовать себя счастливыми.

Наводим порядок в голове

Вот что рассказала корреспонденту «МИР 24» психолог из Симферополя Екатерина Демурия, автор собственного интернет-проекта психологической поддержки:

Пока у человека в голове хаос, пока он хватается за сотни дел одновременно, при этом испытывая жуткий стресс от их невыполнения, конечно, ему некогда думать о себе, об отношениях с близкими людьми, о жизни вообще. Ему бы в этом хаосе порядок навести. Поэтому без планирования, скажу я вам, никуда. Что хотите со мной делайте! Кризис ли на дворе или счастье, а без списка дел на день, без мечты и желаний, без завершения незавершенных дел очень сложно привести свою жизнь в порядок и чувствовать себя счастливым.

Вот что предлагает сделать Екатерина:

Сначала берем ручку или открываем компьютерный файл и выписываем все незавершенные дела на сегодняшний момент. У каждого есть такие дела: недочитанная книги, статьи, не перебранный книжный шкаф или так далее. Эти дела тянут из нас энергию. Мы можем это не осознавать, но это так. Мысли о том, что что-то не сделано, засоряют наш мозг и забирают силы. От этого возникает усталость и стресс.

Выписав все незавершенные дела, вычеркните те, которые вы не хотите делать. Решитесь поставить на них жирную точку! Даже вычеркнув из списка недочитанную книгу или недосмотренный фильм, вы почувствуете облегчение. А сколько места у вас освободится в голове - попробуйте!

Действительно, психологи в один голос утверждают, что решительный отказ от устаревших планов и целей по своему эффекту просто потрясает. Вы чувствуете себя полным энергии, обновленным, довольным собой, испытываете удовлетворение от проделанной работы. Вас перестают тянуть назад незавершенные дела, и вы ощущаете, как появляются силы и просыпается энтузиазм продуктивно работать над своими реальными целями.

Как разгрести завалы незавершенного

Итак, приняли решение выполнить дела, оставшиеся в списке. Стоп! Может быть, что-то из них вы можете перепоручить близким или отдать на аутсорсинг? Иногда заплатить уборщице или отдать вещи в ремонт куда дешевле во всех смыслах, чем месяцами тащить на себе намерение заняться этой работой самостоятельно. Решайтесь, ваше благополучие важнее! Таким образом, ваш список дел облегчается еще на сколько-то пунктов.

Теперь делим список по важности и объемности дел. У вас получается раздел из трех-четырех глобальных, приоритетных дел, требующих больших усилий и самоотдачи. И раздел из многих мелких дел, которые не требуют больших усилий и могут быть выполнены оперативно.

Предположим, в первом списке значится:

  1. Выучить английский
  2. Похудеть на 10 кг
  3. Дописать книгу
  4. Начать, наконец, ремонт квартиры

Второй выглядит примерно так:

  1. Разобрать шкафы, переполненные одеждой.
  2. Освободить от ненужных предметов гараж, кладовку, балкон или антресоли
  3. Разобраться с налоговыми документами
  4. Принять решения по отложенным проектам
  5. Повыбрасывать старье (битую посуду, морально устаревшие вещи, вышедшую из моды одежду и обувь)
  6. Разобрать старые фотографии, систематизировать и создать архив
  7. Отдать долги и выполнить финансовые обязательства
  8. Нанять сиделку престарелому родственнику и т.д.


Фото: YAY/TASS

Сюда могут попасть и «отношенческие» планы, например:

  1. Помириться с другом
  2. Простить близкого человека
  3. Съездить к бабушке
  4. Перестать думать о бывших
  5. Высказать благодарность кому-то

Психолог из Владивостока Александр Молярук, автор «Блога психолога счастья», считает так:

Составив список «незавершенки», выберите любые четыре задачи и приступайте к их завершению. Запланируйте «уик-энд завершения» и оба выходных полностью посвятите разгребанию как можно большего числа пунктов из списка незавершенных дел. Выбирайте те незавершенные дела, которые сразу освободят вам массу времени, энергии или пространства, душевного или физического.

Покончив с первыми четырьмя задачами, порадуйтесь чувству свободы и покоя, которое на вас снизошло. Одно оно уже стоит того, чтобы всем этим заниматься. А то ли еще будет! Теперь выбирайте следующие четыре дела и так, пока не истребите все недоделки, что копились годами. Кроме того, доделывайте как минимум один крупный незавершенный гештальт каждые три месяца.

Важно, составляя список дел на день, не переусердствовать, - говорит Екатерина Демурия. - Не забивайте его двадцатью делами, которые в итоге не будут выполнены и вместо облегчения и гордости за себя, вы испытание разочарование и усталость. Планируйте на день всего несколько дел, больше не надо! Когда завершите их, можно с чистой совестью отдохнуть. Обязательно похвалите себя в конце дня или балуйте себя после завершения каждого дела!

Как сдвинуть горы и не накопить новые дела

А как же быть с теми глобальными делами, к которым и подступиться-то страшно? Выберите два из них и распишите, что вы можете сделать для их реализации прямо сейчас. Не попадайтесь в ловушку! Ведь если вы напишете, что нужно скопить на их реализацию такую-то сумму, то все опять отложится на месяца. Напишите, что вы действительно можете сделать. Например, начать считать калории и интенсивно гулять по часу в день для снижения веса, а во время прогулок слушать аудиозаписи уроков по английскому. Обязательно включите в свой ежедневный план что-то из таких дел, тогда вы будете по шажку продвигаться к реализации глобальных целей.

Но завершая старые дела, легко отложить на потом текущие, которые будут создавать новые и новые списки незавершенностей. Чтобы этого не происходило, психолог Александр Молярук советует придерживаться следующей стратегии:

  1. Получая документ или придумывая идею, сразу же решите, будете ли вы когда-нибудь это делать. Если нет, то сразу избавьтесь от документа или отбросьте эту мечту.
  2. Если можете сделать то, что придумали, в ближайшие 10 минут - сделайте это!
  3. Если понимаете, что сами вы это делать не умеете или не хотите - поручите исполнение третьим лицам.
  4. Крупные планы, которые вы собираетесь реализовать самостоятельно, разбейте на этапы выполнения и поступайте с ними, как с отложенными глобальными планами: вставляйте в список дневных дел по одному пункту из списка текущих, чтобы они не накапливались.


Фото: YAY/TASS

Если не хочется, но надо

К сожалению, есть множество дел, которые очень трудно сдвинуть с мертвой точки, потому что мы их и делать не хотим, и бросить не имеем права.

Как считает психолог, НЛП-психотерапевт, консультант по благополучию Дмитрий Вострухов, каждый из нас тащит на себе груз обязательств, от которых нельзя просто так отказаться или отмахнуться. Понимая это, мы с каждым новым «необходимо» добавляем порцию стресса в свою жизнь. Что же лежит в основе этого стресса?

Все до банальности просто, - уверен психолог, - Самый сильный дискомфорт, который мы здесь ощущаем, связан со страхом. Если кто-то заявляет, что ему «не хочется, но надо» что-то сделать, то можно говорить не столько о низком уровне мотивации, сколько о проблеме страха. Мы боимся чего-то не успеть, не сделать, не сдать, так как опасаемся негативных последствий. Страх просто не дает появиться желанию что-то делать. Вместо настоящего стремления к результату здесь имеет место негативная мотивация ухода от проблем. Страх обладает огромной властью над нами.

Не хочется, но надо: ходить на работу или заниматься ее поиском, воспитывать детей, оплачивать счета за квартиру, кредит, учебу, лечение, сдавать в сроки очередной проект, сдавать экзамены в институте… Каждый имеет подобный увесистый список обязательств. В сочетании со страхом он образует достаточно сильный дискомфорт, который угнетает день ото дня и даже может довести до депрессивного состояния.

Что делать с этим - отдельная большая задача для работы с психологом или для саморазвития. Но бороться с собственными страхами необходимо.

Чтобы преодолеть страх, надо сначала осознать его причины и понять, что он на самом деле не всесилен, - говорит Дмитрий Вострухов, - его можно полностью победить. Аналитический подход - хороший способ борьбы со страхом, позволяющий выйти за его пределы и рассмотреть со стороны. После того, как удастся выйти за пределы того, что нас пугает, мы можем обратиться к пробуждению силы желания. Если мы забываем о том, что «идем над пропастью», то обретаем такую силу, что ноша обязательств начинает казаться нам не такой уж и тяжелой. Еще один мощный способ борьбы со страхом – юмор. Если добавить его к двум другим – аналитическому подходу и мотивации, то у страха просто не останется никаких шансов!

Устройте в своем уме, в своем доме, во всех сферах жизни генеральную уборку. Освободитесь от старого и откройте место для нового. Впустите процветание и изобилие в свою жизнь!

Советы психологов записала Татьяна Рублева