Фонетическое и графическое освоение заимствованных слов. Заимствованные слова. Языки - источники заимствований. Освоение заимствованных слов в русском языке. Экзотизмы, варваризмы. Освоение заимствованных слов

Заимствуя слово, русский язык редко усваивает его в том виде, в каком оно было в языке-источнике. Чужое слово переоформляется, приспособляясь к фонетическим, грамматическим и семантическим законам и правилам русского языка.

Фонетическое освоение заимствований. При фонетическом освоении происходит замена чужих звуков своими, а также подчинение произношения звуков заимствуемого слова правилам произношения (орфоэпии) русского языка. Например, придыхательный [h], которого русская фонетика не знает, заменяется взрывным [х] или [г]: англ. hockey – рус. хоккей; нем. Herzog – рус. герцог; польск. herb (из нем. Егbе) – рус. герб; нем. Losung на русской почве произносится с твердым [л]; фр. portrait звучит не с [о] в первом слоге, а с [a] – п [а ]ртрет.

Фонетически неосвоенная лексика в русском языке произносится не по законам русской орфоэпии. Так, в определенном стиле речи могут сохраняться предударные [о]: п[о]эт, ш[о]ссе, с[о]нет, п[о]ртрет, л[о]рнет; в собственных именах: Ш[о]пен, М[о]эм.

Часть заимствованных слов сохраняет твердость согласного перед гласным переднего ряда [э]: каш [нэ ], [дэ ]льта, [рэ ]кет. Иногда с течением времени слово приспосабливается к русскому произношению, и возникает вариант: фо [нэ ]тика и фо [н"э ]тика, па [нэ ]ль и па [н"э ]ль , или единственным нормативным становится произношение с мягким согласным: ши [н"э ]ль . В русском языке на этой почве могут возникать семантически разные пары слов (квазиомонимы): мэтр – метр. Мастера слова обыгрывают эту особенность заимствованной лексики в художественных целях. Так, в фильме С. Герасимова «Дочки-матери» одна из девочек-москвичек, разговаривая с героиней, приехавшей из детского дома с Урала, рисуясь перед ней, произносит: «А мы на кару [сэ ]лях…». С другой стороны, герой рассказов М. Зощенко – малограмотный человек с претензией на культуру говорит: [Шап"эн ] – "Шопен", [парт"ер ] – "партер" (художественное чтение).

Грамматическое освоение заимствований. При грамматическом освоении чужое слово подчиняется правилам русской грамматики: существительные, например, приобретают русские падежные окончания, нередко меняется род слов; так, латинские существительные на – ум (aguarium, consilium) стали словами не среднего, а мужского рода; слова кафе, кашне, пальто и др., имеющие во фр. языке мужской род, стали у нас существительными среднего рода. Иногда переосмысливается и число. Так, форма мн. числа нем. Klappen была понята как форма единственного числа (ср.: клапан – клапаны ).

Но наиболее значительными изменениями при заимствовании следует считать полное грамматическое переосмысление и лексикализацию (в русском языке превращение словосочетания в одно слово). Полностью переосмысливаются грамматически слова, которые в языке-источнике принадлежат к одной части речи, а в русском – к другой. Например, французское прилагательное royal (королевский) превратилось в русском языке в существительное «рояль», слово «фанера» этимологически восходит к французскому глаголу fournir. Одеколон - лексикализованное французское словосочетание eau de Cologne (буквально – "кельнская вода"); кордебалет (фр. corps de ballet и т. п.).

Грамматически неосвоенные заимствованные слова вообще не склоняются, например пальто, шоссе, кино, метро; или могут принадлежать к другому роду, чем это определено фонетической структурой слова: кофе - мужского рода, тюль, шампунь - мужского рода (хотя в новых изданиях слово кофе уже допускается рассматривать, как существительное среднего рода – см. «Энциклопедию юного филолога»).

В последние годы возникают новые слова из освоенных иностранных слов путём усечения, таким образом, грамматически освоенное заимствование ликвидируется: гарант (было: гарантировать ), галант (от галантный , название магазина в г. Красноярске), парфюм (от парфюмерный ), профи (от профессионал) и др.: «Назвали парфюм глупо, но, следует признать, аромат приятный» (Д. Донцова).

Лексическое освоение заимствования – это смысловое освоение слова. Лексически освоенным его можно считать тогда, когда оно называет предмет, явление, свойственное нашей русской действительности, когда в значении его не остается ничего, что указывало бы на его иноязычное происхождение. Например, лексически освоенными стали такие слова, как пальто (фр.), спорт (англ.), багаж (фр.), котлета (фр.), джинсы (англ.), бухгалтер (нем.), башмак (тюрк.).

Кроме лексически освоенных заимствованных слов, в текстах и в разговорной речи встречаются слова иноязычного происхождения, называющие предметы, явления, не свойственные русской жизни – экзотизмы , например: ленч, мистер, лорд (англ.); бюргер, вермахт, кельнер (нем.); ожан, сантим (фр.) и др. (см. ЭКЗОТИЗМЫ).

От экзотизмов следует отличать варваризмы – иностранные слова, вкрапленные в русский текст (см. ВАРВАРИЗМЫ).

Графическое освоение заимствования. При таком освоении в русском языке должен создаться определенный графический образ слова. Некоторые же слова могут долгое время писаться по-разному: тоннель – туннель, ноль – нуль, дайсинг – дасинг. Эта же неустойчивость написания касается имен собственных: Лейпциг – Ляйпциг; Вэн Кляйберн – Ван Клиберн и т. д. Некоторые термины не подчиняются правилам русской орфографии, так, есть транскрипция и траскрибировать (см. также: Булохов В.Я. Словарь орфографических вариантов. Красноярск: РИО ГОУ ВПО «КГПУ им. В.П. Астафьева», 2004. 176 с.).

Полностью не освоены графически варваризмы , которые в русском тексте передаются латинской графикой (из европейских языков, из других – кириллицей).

Редко то или иное заимствованное слово, попав в чужеродную среду, продолжает употребляться без изменения своего внешнего вида (звучания или написания), значения, формообразования или сочетаемости с другими словами. Как правило, заимствования подвергаются определенным изменениям, в той или иной степени ассимилируются под влиянием исконно русских или уже обрусевших слов, приспосабливаются к новым условиям своего существования.

Фонетическое освоение заимствований происходит, естественно, при их использовании в устной речи, так как звуковая система русского языка отличается от звуковых систем даже самых близких к нему славянских языков, например белорусского, в котором [ч ] является твердым (белорус скажет [чы ]стый , а не [чи ]стый ) звук [э ] после мягких согласных в первом предударном слоге произносится [Ʌ] ([н" Ʌ]сут , а не [н"и э]сут ).

Чтобы сравнить звуковые системы русского языка и какого-либо из более отдаленных от него языков, например английского, выделим три группы звуков:

  • 1) одинаковые звуки в смысле отсутствия в их произношении улавливаемых на слух оттенков, например русские и английские б - b (бал - but ), в - v (вот - vote ), г - g (год - get ), е - уе (ель - yet );
  • 2) сходные звуки, которые имеют определенные различия в произношении, улавливаемые на слух, но эти различия обычно не ведут к нарушению смысла: русские зубные ненапряженные [т ], [д ], твердые шипящие [ш ], [ж ] и соответственно английские напряженные [t ], [d ] или смягченные [s ], [ӡ];
  • 3) звуки, специфические для русского и английского языков, соответственно [ы ], [щ ] и [æ], [ʌ], [θ], [ð ].

Естественно, англицизмы, имеющие в своем составе звуки 2-й и 3-й групп, попадая в русский язык, обычно начинают произноситься на русский лад - с изменением артикуляции, соответствующих звуков. Ср.: iceberg [а́isbə:g ] - айсберг, bluff [blɅf ] - блеф, blockade [blɔkeid ] - блокада.

Наглядным примером звукового освоения в русском языке англицизмов служит произношение в них переднеязычных согласных [т , д , н , р ] перед [э ]. Эти согласные могут произноситься твердо, как в языке-источнике: ан [дъ ]гра́унд , ба́р [тъ ]р , бойф [рэ́ ]нд , [тэ́ ]н [дъ ]р ; мягко, что соответствует русским нормам: аутсай [д"ъ ]р , ducaiHm; двояко - с твердыми и мягкими согласными: [дэ ы] ка́н , [тэ́ ]зис и [д"э и]кан , [т"э́ ]зис. Многое здесь зависит от степени освоенности русским языком соответствующих слов. По мере освоения они могут получать вначале вариантное произношение, а затем полностью русифицироваться, т.е. произноситься с мягким согласным.

Фонетическое освоение заимствований русским языком проявляется и в изменении ударения в них. Ср. ударение английских слов abstract [xbstræct ], ballast [bæləst ], bedlam [bе́dəm ] и англицизмов абстра́ктный , балла́ст , бедла́м в русском языке. Даже прилагательные аглицкий и английский имели ударение на первом слоге, в то время как современное прилагательное английский получило ударение на втором слоге.

Некоторые новые заимствования из английского языка до сих пор не приобрели до конца установившегося ударения - например, маркетинг. Впервые оно зафиксировано в Большой советской энциклопедии (1974) с ударением на первом слоге, как в английском языке (marketing ). То же самое зафиксировано в "Словаре новых слов и значений" (1984), "Словаре иностранных слов" (1979), "Советском энциклопедическом словаре" (1979). Однако в "Словаре новых слов русского языка" под ред. Н. З. Котеловой оно фиксируется с двумя равноправными ударениями: ма́ркетинг и марке́тинг. В "Словаре новых слов и значений" (1997) существительное маркетинг не включено как уже известное языку, но прилагательное марке́тинговый зафиксировано с ударением на втором слоге. В "Толковом словаре русского языка конца XX в." акцентные варианты марке́тинг и марке́тинговый отнесены к разговорным; следовательно, литературным признается ударение только на первом слоге. В вышедшем почти одновременно "Орфографическом справочнике" Н. Ф. Соловьева (1997) варианты ма́ркетинг и марке́тинг подаются как равноправные. Следовательно, ударение в этом существительном до сих пор нельзя признать установившимся.

Несмотря на то что заимствованные слова, попадая в русский язык, подвергаются с его стороны значительному влиянию, некоторые их группы сохраняют признаки своего иноязычного происхождения, а в ряде случаев даже "национальную" маркировку. Так, общими признаками иностранных слов, как правило, являются: а) начальное а (анклаву архетип , аудит , аура , аятолла ); б) звук и буква ф (суффикс , сфера , сфинкс , файл , фанат ); в) соседство двух гласных в корне (биатлон , биеннале , бойскаут , девиантный , диаспора ); г ) сочетание ге , ке ,хе в корне (гербалайф , гешефт; кейс , кетчуп; хесболлах , хет-трик , чучхе ); д ) звук и буква э (мэр , сэр , эксклюзивный , экстраверт ); е ) сочетания букв бю , кю , мю , ню и т.п. (бюрократ , кюре , мюзикл , пюре ).

О принадлежности заимствований к определенному языку- источнику могут свидетельствовать различные фонетические признаки. Например, для тюркизмов свойственна повторяемость гласной в слове (карандаш , таракан , сундук , тулуп ), немецким словам присущи начальные сочетания шт и шн (штаб , штопор; шнапс , шницель ), англицизмам - сочетание дж (джекпот , джойстик ), галлицизмам - конечная ударная гласная е (э ), и , о (биде , колье; жалюзи , шасси; бистро , пальто ), ударное ёр (актёр , режиссёр , стажёр ).

Графическое освоение в письменной речи означает, что буквы, принятые для передачи какого-либо слова в языке-источнике, передаются буквами языка, в который заимствуется данное слово. При этом графическая соотнесенность может быть полностью сохранена. Ср.: armrestler и армрестлер - участник игры в армрестлинг; armrestling и армрестлинг - вид борьбы, состоящий в преодолении усилий руки партнера своей рукой; auditor и аудитор - лицо, осуществляющее проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений; bestseller и бестселлер - пользующаяся спросом книга, издаваемая большим тиражом. Однако во многих случаях полная графическая соотнесенность по разным причинам не соблюдается, ср.: underground и андерграунд наряду с андеграунд , где первое r отсутствует; animation и анимация - движение объектов на экране компьютера, - где суффиксы -tion и -ациj (а ) различаются по фонетико-графическим признакам; upgrade и апгрейд - обновление, модернизация: английская буква а передается в русском варианте сочетанием букв ей , в то же время конечное е никак не обозначается; art-business и арт-бизнес: английское i не передается в русском написании слова, вместо двух s употреблена одна буква с.

Процесс постепенного графического освоения заимствований отражается и в том, что многие из них первоначально употребляются в письменной речи в иноязычном написании. Например, популярное сейчас слово Интернет , обозначающее всемирную информационную компьютерную сеть, еще несколько лет назад употреблялось обычно в форме Internet , хотя эта сеть появилась на стыке 1970-1980-х гг., а в 1990-е гг. получила всемирную известность. Впервые это слово было зафиксировано в "Толковом словаре русского языка конца XX в.", причем в четырех формах: Интернет , Интернет , приведенных в общем корпусе словаря, и Internet , InterNet , указанных в приложении к нему (в составе лексики, функционирующей в современных текстах в написании латиницей). Примеры, иллюстрирующие употребление приведенных форм, относятся к середине 1990-х гг.:

Петербургская компания "ПроМТ" - разработчик систем компьютерного перевода текстов Stilus - получила от московского представительства американской корпорации Intel компьютерную технику... Компьютеры будут использоваться для разработки нового программного продукта - специального переводчика для глобальной сети Internet (Деловой Петербург. 1997. 28 янв.). Правительственные организации большинства стран создали в Интернете серверы, распространяющие информацию о различных аспектах своих государств Иностранец. 1996. 26 июня).

Иногда применяются различные способы описания заимствований в прямой зависимости от степени освоения языком того или иного слова и от сложившейся тенденции. Например, в упомянутом словаре отмечается:

В тех случаях, когда слово встретилось только в написании латиницей, оно разрабатывается в приложении:

Windоws, нескл. только мн. В информатике. Программа, используемая...

Если слово встречается в написании и кириллицей, и латиницей, при этом последнее более частотно, то оно разрабатывается в приложении, а в основной части словаря определяется через лексический дублет:

в приложении

UNIX <юникс>, нескл. м. В информатике. Операционная система...

в словаре

Юникс, -а, м. = Unix.

Лексические единицы, одинаково широко употребляющиеся в обоих вариантах написания, разрабатываются в словаре, а в приложении определяются через лексический дублет:

в словаре

Ноутбук и нотбук, -а , м . [англ. notebook - записная книжка]. В информатике. Портативный персональный компьютер...

в приложении

Notebook, нескл. м. В информатике. - Ноутбук.

Итак, здесь различаются три ступени графического освоения иностранных слов: 1) когда заимствования пишутся только латиницей; 2) когда заимствования пишутся латиницей и кириллицей, но первые преобладают; 3) когда оба варианта одинаково используются в написании. Конечно, существует и четвертая ступень, когда заимствованное слово пишется только кириллицей, но это значит, что внешне соответствующее слово русифицировалось.

В приложение к рассматриваемому словарю включено около 30 слов, пишущихся еще латиницей, являющихся достаточно распространенными терминами информатики: CD , CD-ROM , IBM- совместимый, Macintosh , MultiMedia , Soft. В принципе, таких заимствований довольно много, и в их число входят не только компьютерные термины.

Орфографическое освоение - приспособление иностранных слов к орфографической системе русского языка - обязательное условие их ассимиляции в нем. На правописание многих заимствований значительное влияние оказывает их написание или произношение в языке-источнике:

а ) адидасы - кроссовки фирмы Adidas , анимация - animation , армрестлинг - armresling , аудитор - auditor , брифинг - briefing , брокер - broker , виндсёрфинг - windsurfing , галактика - galaxy , гамбургер - hamburger , гангстер - gangster ,

б) байк - bike , бейсик - basic ["beisik], бум - boom , гербалайф - herbalife , джинсы - jeans , джип - jeep , дизайнер - designer .

Однако при появлении в языке некоторых групп одноструктурных заимствований или сложных слов с заимствованными корнями возникают определенные проблемы с написанием этих слов. Например, правило гласит: "При колебаниях между дефисным и слитным написанием заимствованных сложных слов предпочитается второе, если в русском языке в этом слове нет самостоятельного корня (или он не выделяется)... Если самостоятельный корень выделяется, то слово следует писать через дефис" [Валгина, 1994]. Следовательно, образования типа арт-бизнес , арт-шоу пишут через дефис потому, что в них выделяются корни бизнес и шоу , которые самостоятельно употребляются в русском языке. Данному правилу противоречит раздельное написание арт деко , зафиксированное в "Словаре новых иностранных слов" Н. Г. Комлева в значении "стиль декоративного искусства, господствовавший в 1920-е и 1930-е гг., возродившийся в 1960-е и 1970-е гг.". Это сложное слово образовано от фр. Art Deco , сокр. от Arts decorales , и ни один из его корней не имеет автономного употребления в русском языке, следовательно, само слово должно писаться слитно.

С позиции этого правила правомерно дефисное написание сложных слов бизнес-костюм , бизнес-клуб , бизнес-ланч , в которых первая часть употребляется в русском языке самостоятельно, но не объяснимо слитное написание существительного бизнесвумен ("Толковый словарь русского языка конца XX в.").

То же можно сказать относительно двоякого написания слов бодибилдинг и боди-билдинг (от англ. bodybuilding ), хотя, согласно указанному правилу, здесь правомерно только слитное написание, поскольку ни одна из частей этих сложных слов в русском языке автономно не употребляется.

Неустановившаяся орфографическая форма заимствованных слов имеет место и в других случаях, что вызывает трудности у пишущих. Так, если получившая интернациональный статус первая часть сложных слов аудио (от лат. audio - слышу) должна писаться и пишется в соответствии с правилами слитно (аудиоальбом , аудиокассета , аудиоплеер ), то не следует делать исключение для прилагательного аудиовизуальный , указывая как правомочный его дублет аудио-визуальный ("Толковый словарь русского языка конца XX в."). Можно привести много примеров неустоявшихся орфографических форм заимствованных слов, фиксируемых в словарях в двух вариантах: лейбл и лэйбл (от англ. label - ярлык, наклейка, этикетка) - товарная этикетка, на которой указываются страна, где изготовлен товар, фирма-изготовитель, ее торговая марка или фирменный знак; офшор или офф-шор (от англ. offshore - вдали от берега, вне территории страны) - центр совместного предпринимательства, предоставляющий льготный режим для кредитных операций с зарубежными партнерами; компания, работающая на территории другой страны; офшорный и оффшорный; плейер , плеер и плэейр (от англ. player ) - компактный магнитофон с наушниками; прайс-лист и прайслист (от англ. price list ) - список цен на все товары (в том числе на акции, ценные бумаги) и услуги, предоставляемые какой-либо организацией, фирмой, предприятием и т.п.; рейв и рэйв (от англ. rave - бред) - современная танцевальная музыка преимущественно стиля техно с использованием световых эффектов; сейшен и сейшн (из англ. session - заседание) - музыкальная вечеринка, неофициальный концерт современной рок-, поп- или джазовой музыки; супермаркет и супер-маркет; сэконд-хэнд и секонд-хенд (от англ, second hand. ) - бывшие в употреблении, подержанные, не новые вещи (обычно одежда) и т.д. К сожалению, бывает так, что в одном словаре представлено одно написание слова, а в другом - иное. Так, в "Словаре новых иностранных слов" Н. Г. Комлева существительное, означающее "сокращение врачом в больнице мук и страданий пациента при затянувшейся агонии с помощью смертельной дозы средства, снимающего боль", представлено в виде эйтанази́я , а в "Словаре иностранных слов" 1999 г. - в уже установившемся виде эвтана́зия.

Следовательно, прежде чем приобрести в русском языке устойчивую форму, заимствованное слово может проходить этап колебаний, "примерки", вариантности.

Для того чтобы стать заимствованием, пришедшее из чужого языка слово должно закрепиться в новом для себя языке, прочно войти в его словарный состав - как вошло в русский язык множество иностранных слов, таких, как хлеб , кружка , зонтик , магазин , кот , лошадь , собака , обезьяна , галстук , компот , трактор , танк , гавань , парус , икона , церковь , хор , спорт , рынок , базар , музыка , вокзал , машина , гол , изба , стекло , селедка , суп , огурец , помидор , котлета , картошка , кастрюля , тарелка , чай , сахар и т.д., многие из которых оказались настолько освоены русским языком, что только лингвисты знают об их иноязычном происхождении.

При заимствовании происходит адаптация слова к фонологической системе заимствующего языка, т.е. отсутствующие в ней звуки заменяются на наиболее близкие. Эта адаптация может происходить постепенно: иногда иноязычные слова в течение некоторого времени сохраняют в своем произношении звуки, в данном языке отсутствующие, - как, например, в заимствованных из «престижного» французского языка немецких словах Chance, Restorant (оба слова произносится «на французский манер» с носовым гласным). В заимствованном из того же французского русском слове жюри также произносится отсутствующий в русском языке звук - мягкое ж . В слове резюме перед конечным орфографическим е произносится согласный звук, промежуточный между твердым и мягким (так называемое 3-е смягчение). Еще недавно аналогичный звук произносился, например, в слове кафе ; сейчас в этом слове, как и в многих других, пришедших из французского ранее (пенсне , кашне и т.п.), произносится твердый согласный. Таким образом происходит адаптация к фонологической системе заимствующего языка. Следующий этап этого процесса освоения иностранного слова состоит в замене твердых согласных перед орфографическим е на мягкие. С твердым согласным произносятся, например, слова декольте , фонема , тембр , темп и т.п.; с мягким - более «освоенные» русским языком слова тема , декрет , рейс , театр , телефон , сейф и т.п. Многие слова допускают колебания в произношении (т.е. находятся «на полпути»): компьютер , декан , майонез , тент и т.п.

Помимо фонетической, заимствованное слово подвергается также грамматической (морфологической) адаптации. Характер этой адаптации зависит от того, насколько внешний облик заимствованного слова соответствует морфологическим моделям заимствующего языка. Такие слова, как спорт или вокзал , легко вошли в русский язык, сразу попав в морфологический класс слов мужского рода 2-го склонения (куда относятся слова стол , дом и т.п.). Но, например, слово шампунь , попав в русский язык, не сразу приобрело устойчивую категорию рода, имея в качестве образца как слова мужского рода типа конь или огонь , так и слова женского рода типа дрянь или полынь ; соответственно, формой твор. падежа было как шампунем , так и шампунью (впоследствии за этим словом закрепился мужской род). Именно в силу существования мощного механизма уподобления имеющимся моделям такое сопротивление со стороны русского языка встречает предписываемый нормой пресловутый мужской род слова кофе , которое автоматически уподобляется словам среднего рода - таким, как поле или горе .

Слова греческого происхождения на -ма - такие, как проблема или система , - в русском языке относятся к женскому роду, так как конечное (бывшее в греческом частью основы) трактуется как окончание, присущее в русском языке словам женского рода. В немецком языке, где зависимость между окончанием слова и его морфологическим родом выражена гораздо слабее и тем самым в этом месте отсутствует давление системы заимствующего языка, все слова, восходящие к греческим словам на -ma, относятся к среднему роду - как и их греческие образцы (das Problem, das System, das Thema и т.п.); во французском и итальянском, где среднего рода нет, такие слова относятся к мужскому роду.

Из потока иностранных слов, наводняющего язык в эпохи социальных потрясений и научно-технических революций, удерживается лишь некоторая часть. Процесс адаптации иноязычных слов, управляемый, как и все языковые процессы, прежде всего внутриязыковыми факторами, до какой-то степени может регулироваться и экстралингвистичесими силами - по крайней мере, возможности вмешательства человека и общества в этот процесс больше, чем в том случае, когда речь идет о фонетических и в особенности грамматических изменениях. В языковом сообществе всегда имеются консервативные силы, препятствующие проникновению в язык «засоряющих» его иностранных слов - как и вообще всем инновациям (изменениям в произношении, в том числе в ударении, сдвигам значения, проникновению в литературный язык жаргонизмов, профессионализмов и т.д.). Защита языка от иностранных слов имеет обычно еще и ярко выраженную идеологическую окраску. Однако, независимо от вызвавших их к жизни идеологических устремлений, такие консервативные силы объективно выполняют весьма важную общественную функцию поддержания естественного баланса между старым и новым, необходимого для нормального функционирования языка.

Иногда языковое сообщество идет даже на административные меры. Так, во Франции в порядке борьбы, прежде всего, с англицизмами недавно был введен список из приблизительно 3000 слов, ограничивающий возможности употребления иностранных слов в создаваемых на французском языке текстах, предназначенных для средств массовой информации (телевидение, реклама и т.п.).

Заимствуя то или иное слово, русский язык редко оставляет его в том виде, в котором оно бытовало в языке-источнике. Это связано с различием в звуковом строе, грамматике, семантике между языками. По этой причине при заимствовании слова изменяют свой внешний облик, приспосабливаются к законам русского языка, начинают жить по его нормам. Приспособление слов (освоение) начинается, прежде всœего, с изменения его графического облика. Графическое освоение - ϶ᴛᴏ передача иностранного слова на письме средствами русского алфавита͵ так как большинство западноевропейских языков строится на базе латиницы, а русский язык – на кириллице. К примеру, англ. meeting – русск. Митинг; немец. Grossmeister – гроссмейстер.
Размещено на реф.рф
Некоторые слова и выражения сохраняют свой прежний облик: tet-a-tet, veni, vidi, vici.

Фонетическое освоение – изменение звукового состава слова в результате приспособления его к новым фонетическим условиям. Фонетическое освоение проявляется регулярно, закономерно, т.к. артикуляционная база языков различна. Гласные, чуждые русскому языку, могут передаваться по-разному. К примеру, англ. trust – рус. трест, немец. Hulsa – рус. гильза. Для русского языка не свойственны дифтонги, в связи с этим они тоже преобразуются: лат. auqūstus – русск. август, лат. auditorium –русск. аудитория. Приспосабливаясь к фонетическим условиям русского языка, иноязычные слова подвергаются редукции, оглушению на конце и в серединœе слова. При освоении может измениться и ударение: лат. kathedra – русск. кафедра, англ. standard – русск. стандарт, лат. revisor – ревизор.

Морфологическое освоение – приспособление слова к грамматической системе русского языка. Существительные при освоении подчиняются системе склонения, за исключением несклоняемых существительных. Иноязычные флексии, как правило, отсекаются или заменяются русскими, или становятся частью основы. К примеру, gradus –градус, metallum –металл. При заимствовании возможно изменение рода, так как в других языках категория рода не является грамматически актуальной, а определяется на семантической основе: всœе неодушевленные существительные относят к среднему роду. В лат. языке сущ. на –ум относились к среднему роду, а в русском языке – к мужскому: аквариум, форум, консилиум. В греч. сущ. на –а были среднего рода, а в русском стали женского: тема. аксиома, проблема. Греч. слова алое, асфальт, анализ были женского. Изменения бывают и в числе: к примеру, немец. локон, клапан, англ. кокос, кекс, греч. силос были сущ. мн. числа. При освоении наблюдается изменение частеречной принадлежности. Так, к примеру, майор (фр.), пленум (лат), рояль (фр.), ноктюрн (фр.
Размещено на реф.рф
ʼʼночнойʼʼ), кандидат (лат. ʼʼодетый в белоеʼʼ) были прилагательными, кредо (лат. ʼʼверуюʼʼ) – глагол, кворум (лат.) – местоимение. В силу специфики русского глагола, как правило, заимствуется только основа и идея действия, а оформляется уже по модели русского языка: lieben – любить, gehen – идти.

Освоение - ϶ᴛᴏ длительный процесс, в связи с этим некоторые слова сохраняют признаки исконного языка, при этом создается акцент. В процессе заимствования происходят изменения и в семантике слов. Значение слов может сужаться или расширяться. В большинстве случаев слово заимствуется в каком-то конкретном значении, в связи с этим его семантика становиться уже. К примеру, французское слово la poudre имело значения – ʼʼпыль, порошок, порохʼʼ, а заимствовалось в значении ʼʼпорошок для косметических целœейʼʼ, лат. globus (ʼʼшарʼʼ) приобрело значение ʼʼмодель земного шараʼʼ. Примером расширения семантики могут служить слова: оранжерея (из фр.
Размещено на реф.рф
ʼʼтеплица для выращивания апельсиновʼʼ), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеет значение в русском языке ʼʼлюбая теплицаʼʼ, слово комната имело в итал. языке значение ʼʼпомещение с каминомʼʼ, в русск. – любое помещение в жилом доме, каникулы в лат. обозначало период с 22 июня по 23 августа͵ когда Солнце находилось в созвездии Пса, в русском языке слово каникулы обозначает ʼʼперерыв в занятияхʼʼ. Семантика может изменяться и более значительной степени: греч. диплом буквально обозначал ʼʼлист, сложенный вдвоеʼʼ, в русском – ʼʼдокументʼʼ, лат абитуриент – ʼʼтот, кто собирается уходитьʼʼ, в русском – ʼʼтот, кто поступаетʼʼ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, входя в русский язык иноязычное слово, должно подчиниться его правилам, закономерностям.

6. Калькирование – особый вид заимствования

Калькирование называют ʼʼэкологически чистымʼʼ способом заимствования, поскольку он позволяет, не разрушая целостности восприятия русской лексической системы, расширять ее возможности. Кальки (фр.
Размещено на реф.рф
calgue – ʼʼкопия, подражаниеʼʼ) – слова, образуемые по образцу иноязычного слова. Кальки изучены менее в силу некоторых причин:

1) калек сравнительно меньше, чем заимствований;

2) кальки трудно выделить, так как не ясны критерии, по которым то или иное слово или сочетание следует признать результатом калькирования.

Выделяют несколько типов калек: словообразовательные кальки, семантические кальки и полукальки.

Словообразовательная калька создается путем перевода каждой морфемы иноязычного слова: созвучие – гр.
Размещено на реф.рф
simphonia; праязык – нем. Urspache; полуостров – нем. Halbinsel, наречие – лат. Аdverbum, телœевидение – television – полукалька (одна из частей без перевода).

Семантическая калька – слово с новым переносным значением, возникшим под влиянием семантики иноязычного слова: теневой ʼʼнезаконный, не стоящий у властиʼʼ (англ.) – теневой бизнес, теневая экономика; формат ʼʼхарактер, вид, формаʼʼ – англ. Встреча прошла в обновленном формате; высокий ʼʼлучший, элитныйʼʼ (англ.) – высокая мода, высокие технологии, шокировать ʼʼпотрясать, поражатьʼʼ (англ.) – Новый фильм Н. Михалкова шокировал жюри. Лингвисты отмечают, что соотношение типов калек в разные периоды развития языка неодинаково. В случае если в XIX – XX вв. преобладали кальки словообразовательные: сверхчеловек, себестоимость (нем.), скоросшиватель (нем.), работодатель, небоскреб (англ.); отмечены семантические кальки – гвоздь программы (под влиянием франц.), платформа ʼʼсовокупность принципов политической партииʼʼ – под влиянием нем., то в русском языке наших дней преобладают семантические кальки, а главным их источником является английский язык.

Семантическим освоением называют такой процесс, в результате которого иноязычное слово входит в систему понятий заимствующего языка.

Подавляющее большинство заимствований, употребляющихся в нашей речи, семантически освоено. Эти слова являются в основном названиями тех реалий, понятий, которые входили в жизнь русских людей на протяжении многих лет, в процессе контактов с другими народами. Это обозначение предметов быта: бра, буфет, гардероб, диван, ковер, трюмо и пр.; названия блюд, напитков: антрекот, вермишель, гуляш, какао, макароны, рагу, ситро и т.п.; названия видов одежды: брюки, блуза, блузон, джинсы, смокинг и пр.; политические термины: демократия, диктатура, плюрализм, популизм и пр.; термины экономики: акция, дивиденд, кредит и пр.; названия, связанные с наукой и искусством: аксиома, гипотеза, теория, водевиль, драматургия, комедия, сцена; названия видов спорта: баскетбол, волейбол, хоккей, теннис, футбол; названия видов транспорта: автобус, метро, такси, троллейбус и т.д. Вместе с тем можно отметить такие случаи семантического освоения, когда заимствованное слово, обозначая явление, существовавшее и прежде в нашей системе понятий, привносит дополнительные смысловые нюансы в значение соответствующего русского слова. Так, латинское слово опус (`труд, произведение`) в русском языке стало использоваться для названия отдельного музыкального произведения, обозначаемого порядковым номером в ряду других произведений данного композитора. Заимствованное из английского комфорт (`удобство`) стало обозначать совокупность бытовых удобств, благоустроенность и уют жилища, общественных учреждений и т.п.

Наряду с семантически освоенными словами в нашей речи встречается немало таких иноязычных слов, которые обозначают понятия, несвойственные русской действительности. В знаменитом рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" читаем: "Маршрут был выбран господином из Сан-Франциско обширный. В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов..."; "Извозчик, кволый человек с красными глазами, в старом пиджачке с короткими рукавами и в сбитых башмаках, был с похмелья, - целую ночь играл в кости в траттории, - и все хлестал свою крепкую лошадку, по-сицилийски разряженную..."Выделенные слова обозначают реалии, отражающие национальные особенности итальянской жизни. Тарантелла - название итальянского народного танца, исполняемого в быстром темпе, сопровождаемого игрой на гитаре, ударами тамбурина, кастаньет, а иногда и пением; траттория - маленький ресторанчик, трактир, где в меню непременно входят любимые итальянцами спагетти с томатным соусом и красное сухое вино.

Тарантелла, траттория - это экзотизмы, т.е. слова, обозначающие предметы, явления, несвойственные русской жизни. Экзотизмы не имеют синонимов в русском языке, так как в них отражается то специфическое, что есть в жизни другого народа. Поэтому их можно перевести на русский язык только описательно.

Экзотическая лексика отражает самые разные стороны жизни той или иной страны: ее быта (в названиях жилищ, видов одежды, кушаний, напитков): бунгало, сакля, чум; анорак, бубу, гета, кимоно, паранджа, сари, сомбреро; кускус, лобио, мате, спагетти; культуры (в названиях танцев, музыкальных инструментов, специфических литературных жанров и т.п.): краковяк, полонез, румба, самба, тарантелла; кантеле, самисен, трембита; дзекку (один из видов китайской поэзии - четверостишие), танка (нерифмованное пятистишие в японской поэзии), хокку (нерифмованное трехстишие); социально-политических группировок, учреждений, сословий, должностей и т.п.: лобби, моджахеды, кнессет, ниндзя, самураи и т.д. Немало экзотизмов отображают реалии, связанные с религией того или иного народа, с его верованиями: гуру, квакер, ксендз, кюре, мулла, муэдзин, прелат, раввин, костёл, мечеть, минарет и т.д. К экзотизмам относятся и названия явлений, отражающих особенности географии, климата: мистраль, прерия, самум, сирокко и т.д.

Перечисленные тематические группы экзотизмов (и это, разумеется, далеко не все группы) представляют собой в основном названия конкретных понятий. Но экзотизмы могут обозначать и отвлеченные понятия, существующие в сознании какого-либо народа как обязательный элемент его культуры и воспринимающиеся другим народом как специфические. Таков, например, экзотизм харакири, обозначающий самоубийство вспарыванием живота. Но это не обычное самоубийство, а такое, которое было принято в среде японских самураев и совершалось по приговору или добровольно, если была затронута честь самурая. Японское же бусидó ("путь воина") - это название кодекса поведения японских самураев, предполагающего верность сюзерену, признание военного дела единственным занятием, достойным самурая.

А вот как разъясняется одно из специфических отвлеченных японских понятий кокоро в книге Г. Григорьевой "Красотой Японии рожденный": "Кокоро - важнейшее понятие японского умонастроения. Ему трудно найти аналог в нашем языке. Кавабата, говоря о том, чем отличается дух западной и японской культур, усматривал разницу в "наших кокоро". Кокоро - чувствующий разум и мыслящее чувство. Именно через кокоро совершается процесс интуитивного познания: думать сердцем, чувствовать разумом... В толковом японском словаре Кодзиэн кокоро - знание, чувство и воля вместе, знак одухотворенности вещей".

Несмотря на то что экзотизмы обозначают слова, не вошедшие в русскую систему понятий, некоторые из них отражаются в толковых словарях русского языка и в словарях иностранных слов. Это те экзотизмы, которые достаточно регулярно встречаются как в оригинальной русской, так и в переводной литературе; к ним относится большинство из приведенных выше экзотических слов. А вот значение таких экзотизмов, как бусидо, саби, можно найти только в специальных словариках, комментариях.

Процесс семантического освоения также может происходить постепенно. Быстрее всего входят в систему понятий русского языка те слова, которые называют конкретные предметы, пришедшие к нам из других стран, особенно предметы быта. Вспомним шутливый комментарий, которым сопровождает А.С. Пушкин описание наряда Онегина: "Я мог бы пред ученым светом Здесь описать его наряд, Конечно б, это было смело, Описывать мое же дело: Но панталоны, фрак, жилет. Всех этих слов на русском нет, А вижу я, винюсь пред вами, Что уж и так мой бедный слог Пестреть гораздо б меньше мог Иноплеменными словами..."Пушкин, обладавший блестящим чувством языка, отстаивает перед своими предполагаемыми оппонентами право употреблять те заимствованные слова, которые хотя и недавно, но уже вошли в русский лексикон как единственно возможные названия реалий, появившихся в России в начале XIX века.

Более длительно происходит процесс освоения отвлеченных понятий. В том же "Евгении Онегине" находим французское слово комильфо и английское вульгарный, переданные при помощи латинской графики: commeilfaut, vulgar. Рассказывая о встрече Онегина с Татьяной на петербургском балу, Пушкин так описывает свою героиню: "Она была нетороплива, не холодна, не говорлива, Без взора, наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок. Без подражательных затей... Все тихо, просто было в ней, Она казалась верный снимок Du comme il faut... (Шишков, прости, Не знаю, как перевести)". И немного ниже: "Никто б не мог ее прекрасной Назвать; но с головы до ног Никто бы в ней найти не мог Того, что модой самовластной В высоком лондонском кругу Зовется vulgar. (He могу... Люблю я очень это слово, Но не могу перевести; Оно у нас покамест ново, И вряд ли быть ему в чести. Оно б годилось в эпиграмме...)". Оба иноязычных слова - это эстетико-этические оценки, заимствованные русской аристократией из европейских стран в первой четверти ХIХ века (комильфо - то, что соответствует нормам, правилам приличия; вульгарный - пошлый, тривиальный, простой, грубоватый, дурного вкуса). И характеристика Татьяны, предшествующая употреблению слова commeilfaut и представляющая собой его почти энциклопедическое толкование, и иронические комментарии, которыми Пушкин дополняет новые для русского читателя слова, позволяют с достаточной степенью вероятности предположить, что в первой трети ХIХ века оба слова только входили в систему русских понятий и еще не до конца прошли процесс семантического освоения.

В наше время также происходит процесс бурного освоения слов, совсем недавно бывших экзотизмами. Общественно-политические, социально-экономические преобразования в нашей жизни привели к семантическому освоению таких слов, как бизнесмен, брокер, ваучер, вице-, маркетинг, менеджмент, мэр, мэрия, рейтинг, спонсор, супермаркет и многих других.

Наряду с экзотизмами в нашей речи нередко встречаются варваризмы. Варваризмы - это иноязычные слова, обозначающие реалии, явления, которые существуют и в нашей жизни и входят в систему понятий русского языка. В отличие от экзотизмов, варваризмы можно перевести на русский язык с помощью одного слова без каких-либо смысловых потерь: гуд бой (англ.), оревуар (фр.), чао (игал.) - до свидания!; пардон (фр.), sorry (англ.) - извините, прошу прощения; quantum-tantum (лат.) - постольку-поскольку; et cetera (лат.) - и так далее; cito (лат.) - срочно; ego (лат.) - я; nihil (лат.) - ничто и т.п.

Варваризмы могут отображаться на письме как с помощью русских букв, так и при сохранении графики языка-источника (см. приведенные выше примеры), а иногда встречаются в двояком написании: де-факто (лат. `фактически, наделе`) - de facto; де-юре (лат. `юридически, по праву`) - de jure; все будет о`kеу - о`кей (последний вариант передает графический облик одной из рубрик газеты "Московский комсомолец").

Варваризмы не фиксируются толковыми словарями русского языка. Исключение составляет Словарь Д.М. Ушакова, в конце 4-го тома которого дано приложение "Иностранные слова и выражения", куда включены иноязычные слова, встречающиеся в русских текстах в нерусском написании. Таким же приложением заканчиваются обычно словари иностранных слов. Кроме того, существуют специализированные справочные пособия, в которые собраны варваризмы, употребляющиеся (или употреблявшиеся) в русской литературе. К наиболее известным относится двухтомный словарь А.М. Бабкина, В.В. Шендецова.

Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык.- М, 1997г.