Хроматическая гамма соль диез минор. Что такое ладовая альтерация и её применение, хроматическая гамма и её правописание
Здравствуйте, уважаемые посетители сайта сайт. Мы знаем какие можно брать для развития , от каких ступеней их строить и так далее. Также мы рассматривали способы изменить гармонию, используя особенности октавных ладов (или разновидностей мажорных и минорных гамм). Давайте всё таки немного вспомним обо всём этом.
Гармонию в выбранной тональности можно представить с помощью аккордов, построенных от любой ноты гаммы этой тональности. Разница между этими аккордами будет только в их принадлежности к той или иной группе: тонике, доминанте или субдоминанте. Об этом мы подробно говорили в статьях про . Мы также можем использовать ступени отличающие гармонический или от натурального вида, с целью замены тех или иных аккордов. Именно с целью совершения различных замен, а также изменения звучания в ту или иную сторону существует понятие, рассматриваемое нами ниже в этой статье.
Ладовая альтерация - это повышение или понижение неустойчивых ступеней для более сильного тяготения в устойчивые. Если мы выбрали какую-то тональность, с которой собираемся работать, то нужно определить её . В процессе развития данной тональности неизменяемыми для нас остаются только эти устойчивые ступени, все же остальные (неустойчивые) дают нам простор для деятельности. Деятельность же заключается в применении альтерации, то есть понижении или повышении неустойчивых ступеней. Существуют некоторые особенности этого процесса. Давайте рассмотрим на примере до-мажора, где устойчивыми являются звуки до, ми, соль(1-ая, 3-я, 5-ая).
На рисунке кружочком выделены устойчивые ступени, уже озвученные, цифрами подписаны неустойчивые и значки "+" и "-" показывают в какую сторону неустойчивые изменяются (в бемольную - знак минус или диезную - знак плюс). С помощью стрелок мы подчеркнули, что альтерированные звуки тянуться к устойчивым ступеням. Получается если мы находимся в тональность до-мажор вторую ступень мы можем понизить на полтона или повысить, причем в первом случае она тяготеет к звуку "до", во втором к "ми". Четвёртая ступень повышается и сильнее тяготеет к соль, шестая понижается и тяготеет к той же ноте. Почему именно так, а не иначе? Просто при альтерации неустойчивая ступень не повышается и не понижается к другой неустойчивой. Поэтому схема именно такая. А вот схемка для минорной гаммы:
На рисунке показаны возможные альтерации в тональности ля-минор. В данном случае альтерируемые неустойчивые ступени уже вторая, четвёртая и седьмая.
То, что мы выше рассмотрели опять же применяется в гармонии, или для построения мелодических линий. Вы уже знаете, что тональность может развиваться с помощью доминант и субдоминант, при этом все аккорды данных групп рассматриваются в контексте именно одной тональности (которую показывает тоника). Следовательно, короткое арпеджио именно тоники влияет главным образом на все составляющие гармонии. Три звука в этом случае будут неизменными, чтобы сохранить контекст, а остальные можно повышать или понижать. Смысл в следующем. Допустим тоника у нас до-мажор, аккорд субдоминантовый группы взят от второй ступени ре-минор, а доминанта - аккорд соль-семь (от пятой ступени):
Первый аккорд - мажорное трезвучие состоит из нот, которые не будут изменяться (ведь это основное звучание последовательности). Остальные два аккорда содержат неустойчивые ступени основной тональности, и с одним из них мы поработаем, используя альтерацию. В ре-миноре понижаем ноты ля и ре, согласно вот этой схеме:
Затем, используя тот же самый приём получим аккорд ля-бемоль-семь из того же Dm, понизив в нем ноту ля и повысив фа. Звучание нашей последовательности заметно изменилось, ведь аккорд ре-минор стал аккордом ре-бемоль мажор, а затем превратился в Ля-бемоль семь. А дальше двигаемся в доминанту соль-семь и начинаем круг заново. Вот ещё один способ разнообразить гармонию, который часто применяется в джазе и других музыкальных направлениях.
Хроматическая гамма и её правописание
Существует ещё одна , которую обычно рассматривают вместе с альтерацией. Хроматизм очень часто используется для разнообразия и знать правописание хроматической гаммы также может быть полезно (например, иногда, при использовании хроматизма не знаешь как записать в нотах ля-бемоль или соль-диез, ведь это одна и та же нота). Хроматизмом можно назвать способ обыгрывания аккорда, используя последовательность нот, разделённых только полутонами. Вот так можно записать в нотах хроматическую последовательность в до-мажоре:
Это вариант написания мажорной последовательности снизу вверх. Кружочками на картинке обведены 3-я и 6-ая ступени - мы их обвели потому что они не изменяемые в данном случае, то есть нельзя написать ми-бемоль или ля-бемоль, они только "чистые". Если же мажорную хроматическую гамму записывать сверху вниз, то неизменяемыми будут первая и пятая ступени:
Если у нас минорная хроматическая гамма , то при написании её и вверх и вниз неизменяемыми будут первая и пятая ступени. Рассматриваемый способ построения гаммы (хроматический) может быть использован и часто используется в построении фраз(ведь для богатства звучания важно комбинировать разные ). Также теперь вы будете точно знать как записывать в нотах "хроматические части" ваших произведений. Кстати, чтобы хроматизм звучал хорошо нужно понимать, что альтерированные неустойчивые ступени должны использоваться как проходящие и разрешаться в итоге в устойчивые, они как дополнительные "пути", по которым мы можем прийти в главные звуки тональности, отражающие её основной тон.
Хроматическая гамма представляет собой последовательность звуков полутонами. Хроматическая гамма не образует самостоятельного лада. В основе ее лежат мажорная или минорная гаммы. Хроматическая гамма является их усложненным видом. Она образуется в натуральных гаммах мажора и минора посредством заполнения больших секунд хроматическими звуками.
Правило правописания хроматической гаммы основано на родстве тональностей.
В мажоре оно заключается в следующем: все основные ступени гаммы остаются без изменений, большие секунды заполняются при восходящем движении повышением I, II, IV и V ступеней и понижением VII ступени взамен повышения VI ступени; при нисходящем движении большие секунды заполняются понижением VII, VI, III и II ступеней и повышением IV ступени взамен понижения V ступени.
Правописание хроматической гаммы в миноре в восходящем направлении соответствует параллельному мажору. Следует принять во внимание, что I ступень минора является в параллельном мажоре VI ступенью и вследствие этого не должна повышаться, взамен ее понижается II ступень. В нисходящем направлении хроматическая гамма минора пишется, как одноименная мажорная гамма.
Модуляцией называется переход в новую тональность с завершением в ней музыкального построения.
Отклонением называется смена тональности внутри построения без закрепления новой тоники.
Отклонение и модуляция чаще осуществляется в родственные тональности Родственные тональности
Все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей, находящихся между собой в гармоническом родстве.
Родственными называются те тональности, тонические трезвучия которых находятся на ступенях данной (исходной) тональности натурального и гармонического видов.
В музыкальном произведении начальная тональность называется главной, а тональности, сменяющие ее в процессе развития музыки,- побочными..
Каждая тональность имеет шесть родственных тональностей.
Например:
До мажору родственны тональности:
До-мажор на I ступени.
Фа-мажор на IV ступени. Это тональность субдоминанты -S (IV)
Соль-мажор на V ступени. Это тональность доминанты -D(V).
Ля-минор на VI ступени. Эта тональность является параллельной До-мажору.
Ре-минор на II ступени. Параллельная Фа-мажору, тональности субдоминанты.
Ми-минор на III ступени. Параллельная Соль-мажору, тональности доминанты.
В гармоническом мажоре на IV ступени будет Фа-минор –гармоническая субдоминанта.
Таким образом, родственными тональностями называют те тональности, трезвучия которых находятся на ступенях исходной тональности. Каждая тональность имеет 6 родственных тональностей.
Для Ля-минора
Ре-минор (IV ступень) – тональность субдоминанты
Ми-минор (V ступень)- тональность доминанты
До-мажор (III ступень)- параллельная главной тональности
Фа-мажор (VI ступень) – параллельная тональности субдоминанты
Соль-мажор (VII ступень)- параллельная тональности доминанты
Ми-мажор (V ступень в гармоническом миноре)- тональность мажорной доминанты
Гамма, состоящая из полутонов, в которой каждая диэзированная нота сливается со следующей бемолизированной. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА в музыке гамма с диэзами и бемолями,… … Словарь иностранных слов русского языка
Хроматическая гамма - Гамма с полутоновым расстоянием между ступенями, насчитывающая 12 звуков в пределах октавы. Рассматривается как мажорная или минорная гамма с проходящими полутонами. Отсюда правила её записи: все диатонические ступени нотируются без какой … Большая советская энциклопедия
ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА - в музыке звукоряд, включающий все 12 входящих в октаву звуков … Большой Энциклопедический словарь
Хроматическая гамма - состоит из 12 ступеней, отстоящих на хроматические и диатонические полутоны. X. гамма бывает восходящая и нисходящая и применяется во всех строях. Письмо этой гаммы находится в зависимости от хроматических ключевых знаков строя, в котором X.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
хроматическая гамма - (муз.), звукоряд, включающий все 12 входящих в октаву звуков. * * * ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА, в музыке звукоряд (см. ЗВУКОРЯД), включающий все 12 входящих в октаву (см. ОКТАВА) звуков … Энциклопедический словарь
ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА - гамма из всех двенадцати полутонов темперированной системы. X. г. нотируется весьма различно, смотря по строю, в котором она встречается, и по гармонии, в смысле которой она понимается. Если диатоническую гамму следует рассматривать как… … Музыкальный словарь Римана
хроматическая гамма - гамма, состоящая только из полутонов (12 в октаве) … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии
Хроматическая гамма - последовательность расположенных в восходящем или нисходящем порядке звуков, в к рой расстояние между соседними ступенями равно полутону. Октава содержит 12 звуков X. г. Не являясь гаммой самостоят. лада, X. г. образуется из звукорядов… … Музыкальная энциклопедия
ГАММА (в музыке) - ГАММА, в музыке звукоряд (см. ЗВУКОРЯД) последование всех звуков лада (см. ЛАД), расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке; имеет объем октавы, но может быть продолжена в соседние октавы. См. также Хроматическая гамма… … Энциклопедический словарь
гамма - 1. ГАММА, ы; ж. [от греч. gamma] Название буквы, обозначавшей звук соль в средневековой музыке. 1. Последовательный восходящий или нисходящий ряд звуков (звукоряд) в пределах одной или нескольких октав. Мажорная, минорная г. // Нотное изображение … Энциклопедический словарь
Книги
- , В. В. Жакович. Данное учебное пособие представляет собой вторую часть книги "Чтение с листа для начинающих пианистов" и рассчитано на второй-третий год обучения. Часть пьес, которые включены в сборник, -… Купить за 268 руб
- Чтение с листа. Средние классы , Жакович В.. Данное учебное пособие представляет собой вторую часть хрестоматии «Чтение с листа для начинающих пианистов» и рассчитано на второй-третий год обучения. . . Часть пьес, которые включены в…
Гамма, состоящая из полутонов, в которой каждая диэзированная нота сливается со следующей бемолизированной. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА в музыке гамма с диэзами и бемолями,… … Словарь иностранных слов русского языка
Хроматическая гамма - Гамма с полутоновым расстоянием между ступенями, насчитывающая 12 звуков в пределах октавы. Рассматривается как мажорная или минорная гамма с проходящими полутонами. Отсюда правила её записи: все диатонические ступени нотируются без какой … Большая советская энциклопедия
ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА - в музыке звукоряд, включающий все 12 входящих в октаву звуков … Большой Энциклопедический словарь
Хроматическая гамма - состоит из 12 ступеней, отстоящих на хроматические и диатонические полутоны. X. гамма бывает восходящая и нисходящая и применяется во всех строях. Письмо этой гаммы находится в зависимости от хроматических ключевых знаков строя, в котором X.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
хроматическая гамма - (муз.), звукоряд, включающий все 12 входящих в октаву звуков. * * * ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА, в музыке звукоряд (см. ЗВУКОРЯД), включающий все 12 входящих в октаву (см. ОКТАВА) звуков … Энциклопедический словарь
ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА - гамма из всех двенадцати полутонов темперированной системы. X. г. нотируется весьма различно, смотря по строю, в котором она встречается, и по гармонии, в смысле которой она понимается. Если диатоническую гамму следует рассматривать как… … Музыкальный словарь Римана
хроматическая гамма - гамма, состоящая только из полутонов (12 в октаве) … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии
Хроматическая гамма - последовательность расположенных в восходящем или нисходящем порядке звуков, в к рой расстояние между соседними ступенями равно полутону. Октава содержит 12 звуков X. г. Не являясь гаммой самостоят. лада, X. г. образуется из звукорядов… … Музыкальная энциклопедия
ГАММА (в музыке) - ГАММА, в музыке звукоряд (см. ЗВУКОРЯД) последование всех звуков лада (см. ЛАД), расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке; имеет объем октавы, но может быть продолжена в соседние октавы. См. также Хроматическая гамма… … Энциклопедический словарь
гамма - 1. ГАММА, ы; ж. [от греч. gamma] Название буквы, обозначавшей звук соль в средневековой музыке. 1. Последовательный восходящий или нисходящий ряд звуков (звукоряд) в пределах одной или нескольких октав. Мажорная, минорная г. // Нотное изображение … Энциклопедический словарь
Книги
- , В. В. Жакович. Данное учебное пособие представляет собой вторую часть книги "Чтение с листа для начинающих пианистов" и рассчитано на второй-третий год обучения. Часть пьес, которые включены в сборник, -… Купить за 268 руб
- Чтение с листа. Средние классы , Жакович В.. Данное учебное пособие представляет собой вторую часть хрестоматии «Чтение с листа для начинающих пианистов» и рассчитано на второй-третий год обучения. . . Часть пьес, которые включены в…