Имидж, как инструмент психологического воздействия в рекламе и механизм манипуляции сознанием людей

Лекция 3. Инструментарий имиджелогии

  1. Позиционирование как инструмент имиджелогии
  2. Манипулирование как инструмент имиджелогии
  3. Вербализация как инструмент имиджелогии
  4. Детализация как инструмент имиджелогии

Позиционирование как инструмент имиджелогии

Позиционирование - это по­мещение объекта в благоприятную для него информационную среду. Чужой, неизвестный, незнакомый объект может быть потенциально опасен для потребителя. Поэтому задачей ста­новится превращение его в знакомый и нужный. Позицио­нирование проходит под лозунгом: а что это дает ДЛЯ МЕ­НЯ. Дополнительным плюсом такого подхода становится включение наряду с рациональной такой же сильной эмоци­ональной составляющей, которая, как известно, не только обладает большей воздействующей силой, но и лучше запо­минается.

В качестве самых элементарных примеров позиционирования, с которыми мы сталкиваемся повсеместно, можно считать те или иные наименования. Очень сильна эмоциональная окраска слов, она гораздо сильнее рациональной составляющей слова.

Позиционирование можно представить себе как выпячи­вание в объекте тех характеристик, в которых наиболее за­интересован потребитель. Позиционирование должно также выражаться в том или ином лозунге, поэтому данное жесткое требование на объем сообщения. Позиционирование позволяет один и тот же факт пред­ставить в совершенно новой интерпретации, исходя из иной точки зрения.

Позиционирование в рамках практических можно предста­вить как серию из трех последовательных операций, в результате которых образ объек­та попадает к потребителю в наиболее эффективном виде:

1. Трансформация. Мы ограничиваем объект только теми характеристиками, которые интересны потребителю. Мы как бы трансформируем многообразие характеристик объекта строго до круга необходимых. Принципиальным при этом является точка зрения аудитории. По-иному мы можем обозначить этот процесс как отбор того, что необходимо передать аудитории.



2. Утрировка. Мы утрируем нужные нам характеристи­ки, полностью уходя от характеристик, которые не являются сильными с точки зрения потребителя. Мы даже не бу­дем ими заниматься, поскольку нас все равно переиграет на этом поле наш возможный оппонент.

3. Перевод. Дли усиления мы должны уметь как бы перевести предлагаемый круг характеристик для передачи иным каналом коммуникации. К примеру, как это передать визуаль­но, каким поступком, каким действием, каким жестом.

Позиционирование в целом следует толковать как по­рождение среды, благоприятной для объекта. Сохраняя объект, мы начинаем видоизменять среду, чтобы создать бо­лее благоприятные для него условия функционирования. Но подчеркнем, что это зависит от целей. Коммуникативной целью может также быть порождение негативного образа.

Манипулирование как инструмент имиджелогии

Манипулирование – вид психологического воздействия, используемое для достижения одностороннего выигрыша посредством инициирования партнера по общению к совершению определенных действий через скрытые механизмы.

Манипулирование – один из самых эффективных инструментов, так как наиболее прост и действенен в ближайшей перспективе. Но, тем не менее, он имеет недостаток – его эффективность быстро разрушается и не обладает долгосрочным влиянием.

Слово «манипуляция» (от лат. manus - рука), чаще всего используется в трех значениях:

1. Мастерски исполненные технические действия руками.

2. Переносное значение слова «манипуляция», которое используется для описания техник скрытия реальных фактов при разнообразных фокусах, цирковых, театральных действиях или спектаклях.

3. Управление процессом восприятия или действий другого лица. Причем последний не имеет возможности контролировать этот процесс, самостоятельно принимать решения и вынужден выполнять требования манипулятора.

В структуре создания манипулятивного действия выделяют несколько основных элементов психологического воздействия:

1. Внесение в сознание манипулируемого объекта информации, кажущейся ему объективной и необходимой в данный момент времени.

2. Поиск и целевое воздействие на «слабые места», которые побуждают развитие паники, немотивированного протеста, тревоги, ненависти и т.д.

3. Достижении цели манипулятора за счет получения полного контроля над действиями объекта манипуляции.

Методики манипуляции: прямая подтасовка фактов, замалчивание лишней информации, использование и ссылки на заведомо недостоверную информацию, приведение слов конкретных людей.

Вербализация как инструмент имиджелогии

Вербализация – совокупность словесных (вербальных, произносимых) сообщений (единиц информации), передаваемых целевой аудитории.

В качестве основных целей вербализации рассматривают:

Расстановку нужных акцентов в информации;

Согласование вербальных символов с пониманием аудитории.

Вербализация воздействует на слуховой канал восприятия информации, таким образом, оперируя по большей части словами. Вербализация осуществляется по нескольким направлениям:

1. Слоганы (вербальные лозунги). Основная цель короткого и звучного словосочетания – привлечение внимания к объекту имиджмейкинга (личности, компании), выделить его из общей массы аналогов (позиционировать) и сделать запоминающимся для представителей определенной целевой аудитории.

Однако имидж как информационный продукт сильно зависит от окружающей медийной среды, которая должна быть благоприятной. При утверждении многих имиджевых характеристик необходимо исключить те слова, которые могут исказить восприятие символов и знаков, формирующих необходимый образ. Для этого используется методика введения цензуры, которая представляет собой запрет на употребление определенной лексики.

2. Присоединение к аудитории. В этом случае используется лексика, специфическая для определенной группы, и конкретные выражения.

К этому методу тесно примыкает так называемое акцентирование информации – выделение или утаивание той или иной информации в соответствии с необходимыми критериями и ценностями.

Основные понятия: манипуляция, манипулирование, иллюзия, махинация, адресат воздействия, сенсорная палитра.

План занятия:

1. Понятие манипуляции.

2. Основные признаки манипуляции.

3. Организация условий манипуляции.

1. Дайте определение манипуляции. Приведите пример манипуляции.

2. Назовите основные признаки манипуляции.

3. В чём заключается организация условий манипуляции?

Проблемные вопросы и ситуации:

1. Можно ли расценить сказки красавицы Шахеризады, рассказанные грозному повелителю Шахриару из «Тысячи и одной ночи» как манипуляцию? Обоснуйте свой ответ.

2. Практически всю жизнь человек подвержен различным увлечениям (сказки, легенды, приключенческая литература, исторические романы, детективы). Можно ли назвать игру актёров, убедительность героев произведения манипулятивным воздействием?

3. В ряду искусных манипуляторов мы обнаруживаем видных исторических деятелей, культурных героев, решавших судьбы мира. Крылатая фраза “победителей не судят” - предельное выражение логики снятия ответственности, ссылки на то, что цель оправдывает средства. Согласны ли Вы с этим? Почему?

4. В работах Д. Карнеги манипулирование популяризуется в качестве наиболее рационального метода в процессе взаимодействия с людьми. Дайте свою оценку.

Понятие манипуляции.

Согласно “Словарю иностранных слов” манипуляция (фр. manipulation - лат. manipulatio -manipulus - горсть):

1. движение рук, связанное с выполнением определённой задачи;

2. демонстрирование фокусов, основанное на ловкости рук, умение отвлечь внимание зрителей от того, что должно быть от них скрыто;

3. махинация, мошенническая проделка.

Манипуляция - это способность воздействовать на сознание одного человека либо группы людей с целью достижения определенной цели.

Принято считать, что манипуляция – это плохо, однако, в ряде случаев манипуляция выполняет роль мягкой защиты от перегибов руководителей, дурного характера коллег или родственников и т.д. Основная особенность манипуляции состоит в том, что манипулятор всегда скрывает свои истинные намерения, поэтому для всех, кроме самого манипулятора складывающаяся ситуация выступает как объективно сложившаяся ситуация.

Манипулирование – совершение каких-либо действий, поступков с целью достижения своих замыслов, интересов, потребностей за счёт другого (или в ущерб интересам другого человека) в скрытой, завуалированной форме.

Основные признаки манипуляции.

Выделяют следующие признаки манипуляции:

1. позиция манипулятора. Каждый человек многократно побывал в ней: это ребенок, вьющий веревки из взрослых, родитель, загоняющий ребенка в позицию виноватого, поклонник, добивающийся внимания к себе со стороны объекта обожания и др.;


2. позиция жертвы манипуляции. Достаточно поменять отмеченные выше ролевые пары - и мы готовы вспомнить ситуации, когда вскрывалась неискренность наших партнеров, когда мы чувствовали досаду за то, что попались на чью-то удочку: проговорились, предложили, пообещали, согласились, сделали, а потом выяснилось, что жалобы были разыграны, обещания - двусмысленны, дружелюбие - поверхностным, а квалификация - дутой. И оказывалось, что все действия наших партнеров были направлены лишь на достижение необходимой им цели, о которой они по каким-то своим соображениям нам не сообщили;

3. наличие механизма «прибирания к рукам». Результатом взаимодействия в ситуации манипулирования должна быть реализация чьих-либо интересов;

4. иллюзия самостоятельности принятия решений и действий адресата воздействия.

3. Организация условий манипуляции. Организация условий заключается в том, чтобы проконтролировать “внешние” переменные ситуации взаимодействия - физическое окружение, культурный и социальный контексты.

Физические условия - особенности окружения, определяющие обстановку (“декорации”), в которой протекает общение: место действия (в рабочем кабинете, в лесу, на улице, в аудитории, в автомобиле, в постели, на кухне и т. д.), сенсорная палитра (особенности освещения, шумы, слышимость, температура воздуха, запахи, погода и пр.), интерьер (расстановка мебели, стиль оформления, свобода и характер перемещения). Культурный фон - особенности ситуации общения, определяемые культурными источниками: язык, на котором раз­говаривают люди, насколько хорошо собеседники им владеют.

Тематика сообщений и рефератов:

1. Методы предупреждения и защиты от манипуляции.

2. Использование психологических феноменов в процессе манипуляции.

«Первое впечатление о человеке создает его визуальный образ, который влияет на общение в дальнейшем», — утверждает стилист-имиджмейкер , специалист в области self-branding’ а Мария Пион.

«В современном мире 70% информации мы получаем визуально. На первый план в общении выходит внешность партнера . Каждый из нас при встрече с новыми людьми сразу, как сканер, считывает его внешность и создает свое первое впечатление о человеке, причем такое сканирование происходит в течение первых минут общения. И зачастую от нашего первого впечатления зависит, будем ли мы продолжать общение с человеком в дальнейшем. Поэтому следить за своим стилем – это уже не прихоть, а необходимость.

Есть много приемов и манипуляций с внешностью, которые могут как навредить человеку, так и помочь ему расположить к себе его визави. Вот некоторые из них, на которые мы незаслуженно не всегда обращаем внимание:

1. Цветовой блок

Комбинация цветов в комплекте имеет больше влияния на человека, чем значение одного цвета отдельно. Многие из нас привыкли монохромно или выбирать два цвета в одежде, в то время как интересным, стильным и запоминающимся смотрится образ, который комбинируется из 3-5 цветов. Чтобы правильно и гармонично сочетать в рамках одного аутфита, пользуйтесь кругом Иттена.

Самое простое правило сочетания цветов — это правило треугольника. Цвета, которые находятся на углах этой геометрической фигуры, между собой идеально сочетаются, создавая продуманный и небанальный образ. Кроме правила треугольника , которое используется чаще всего, также можно сочетать цвета и многими другими способами:

2. Выбор аксессуаров и их влияние на деловой имидж

Самым стильным человеком, привлекающим внимание аудитории, в коллективе может стать обладатель образа с проработкой деталей . имеют значение и при создании первого впечатления о человеке. Для создания имиджа важны не только туфли и . Обращайте внимание на детали , ведь при общении с человеком мы подсознательно «цепляемся взглядом» именно за них. Ремень, браслет, кольца, блокнот, ручка, очки, компьютер, телефон, а также чехлы к гаджетам должны гармонично вписываться в ваш образ.

Подсознательно партнер получает посыл — человек, сумевший создать гармоничный образ, справится и с другими задачами. Порядок во внешности – порядок и в голове.

3. Цельный имидж

Очень важно понимать, что для того, чтобы произвести впечатление, одежды и аксессуаров недостаточно . Особое внимание уделяйте , и маникюру — именно эти составляющие вашего имиджа могут поднять ваш статус. Банальность стиля легко можно стилизовать необычной стрижкой с асимметрией (для женщин), бородой и выбритым пробором (). Аккуратность никто не отменял. Чистый и ухоженный вид рук также важен для общения. Ведь рукопожатие – это первый тактильный контакт в деловом общении.»

Образ человека в общении остается в памяти партнера, поэтому важно выстроить его под свои цели. Мало следовать дресс-коду, требуйте от своего стиля большего, и успех вам гарантирован.

Мария Пион

Стилист-имиджмейкер, специалист в области self-branding ‘a

Имиджелогия ищет наиболее эффективные методы воздействия на аудиторию с целью формирования необ­ходимого профессионально-личностного и корпоратив­ного имиджа в социокультурной сфере.

1. Позиционирование - наиболее значимая техноло­гия имиджирования. Позиционирование перво­начально создавалось для продажи и продвижения товаров и услуг на рынок. Позиционирование представляет собой помещение объекта (человека, товара, услуги, организации) в благоприятную информационную среду. В практических рамках позиционирование можно представить как серию трех последовательных операций: трансформа­ция, утрировка, перевод.

1.1. Трансформация представляет намеренное ограничение информационного поля, что связано с отбором информации.

1.2. Утрировка служит выделением сильных, с точки зрения имиджмейкеров, характерис­тик и, наоборот, затушевыванием слабых сторон объекта.

1.3. Перевод как метод имиджелогии связан с помещением объекта в наиболее выгодное условие моделирования.

2. Манипулирование является достаточно распрост­раненным способом коммуникативного воздей­ствия. М. Мамардашвили в книге «Необходи­мость себя» писал: «Пример обратной, перевер­нутой логики: чем невероятней, тем более про­стой очевидностью является». Манипулирование выполняет, с одной стороны, функцию «легенды» или «мифа», маскирующего истинные намере­ния, с другой - от клиента тщательно утаивается сам факт и цель воздействия .

3. Мифологизация является важным инструментом имиджелогии. Она связана с построением двойно­го сообщения, которое воздействует на уровне со­знания и подсознания. В каждом из нас на глубин­ном уровне присутствуют мифы и архетипы, и за­дача имиджмейкера заключается в том, чтобы ак­тивизировать эту символику в выгодном для себя направлении. Следует помнить о том, что мифы не являются приметой прошлого времени. Ю. Лот-ман справедливо разграничил миф и новость: миф рассказывает обо мне, новость - о других.

4. Эмоционализация связана с переводом какой-либо информации с рационального языка на язык эмо­циональный. Письменный текст, на который че­ловек ориентирован, для усиления эмоционально­го воздействия на клиента требует определенной доработки, в частности, переориентации на язык и цели конкретной аудитории с учетом уровня ее образования, профессии, времени проведения мероприятия и т.д.

5. Формат. Под ним понимают процессы создания заданных для формирования необходимого имид­жа контекстов. Общеизвестно, что находящиеся в аудитории люди лучше поддаются коммуника­тивному воздействию, если они сидят близко друг к другу. Поведенческие форматы у женщин и мужчин различны: у них разные манеры, речь, экспрессивность, выразительность, эмоциональ­ность. Персональная имиджелогия неоднократно обращалась к исследованию гипнотического влия­ния личности Г. Распутина, пыталась выяснить набор приемов его воздействия на сильных мира сего. Так, Н.Н. Евреинов в книге «Тайна Распути­на» (1925 г.) подчеркивает неосознанность и од­новременно крайнюю искусность, даже талант­ливость использования Григорием взгляда, одеж­ды, языка, ненормированного поведения, авто­ритарности, которые в совокупности позволили ему, благодаря поведенческим форматам, воздей­ствовать на императорскую чету Романовых в нужном для себя направлении.

6. Вербализация основана на умении имиджмейкера общаться на языке аудитории, направлять верба­лизацию в нужную сторону, когда необходимо скрыть реальное положение вещей. Основными компонентами этого метода являются: «уведение» человека или аудитории от реальной ситуа­ции, присоединение к мнению конкретного че­ловека или группы, к иерархии человеческих по­требностей. Смысл последнего компонента зак­лючается, по А. Маслоу, в удовлетво­рении вначале физиологических потребностей, а затем духовных, как более сложных:

Физиологические потребности: еда, вода, кров, секс;

Безопасность: ощущение возможности контро­ля над ситуацией;

Любовь: уверенность человека, нашедшего себе пару;

Признание: восхищение и уважение других лю­дей;

Самоактуализация: самая долговременная цель человека, рассчитанная на полное использова­ние своего потенциала.

7. Детализация повышает уровень воздействия по­дачи информации. Человек, как правило, больше доверяет деталям. Описание одежды, времени года, обложки книги, дата лучше запоминаются, чем абстракции, обобщения, понятия. Детали, являясь опорными сигналами, дольше сохраня­ются в памяти, например: запахи, цвета, вкусовые ощущения, звуки детства остаются с человеком навсегда.

8. Архаизация связана с выдвижением на высшую сту­пень заниженного уровня потребностей, например, на разграничение всех по характеристикам свой/чу­жой, друг/враг, хороший/плохой, добрый/злой и другие. Американский специалист по теории паб-лик рилейшнз А. Салливен считает, что неполнота, неточность имиджа заведомо стимулируют множе­ство трудностей. Имидж получается фрагментар­ным, искаженным, отдаленным в пространстве и во времени от реального объекта.

9. Дистанцирование связано с искусственным сня­тием всего негативного, отрицательного, что раз­рушает позитивный имидж, снижает его рейтинг. Для усиления положительного имиджа следует опираться на общечеловеческие ценности, такие нравственные качества, как сострадательность, сочувствие, доброта, искренность.

10. Визуализация осуществляет воздействие на челове­ка сразу по нескольким каналам. Одним из первых на многоканальность воздействия искусства и ре­лигии на человека обращает внимание П. Флорен­ский в работе «Храмовое действо как синтез искусств». В настоящее время визуализация вклю­чена в коммуникативные технологии социокуль­турной сферы - театр, музей, ресторан, клуб.


6) Эмоционализация
7) Дистанцирование
8) Визуализация
9) Внедрение модели восприятия

1. Позиционирование как инструмент имиджелогии

Для создания позитивного образа ОБЪЕКТА применяется множество разнообразных инструментов. Все они имеют целью выделить наиболее выигрышные моменты субъекта и вывести за рамки информационного поля недостатки.

Позиционирование определяют как фиксацию и закрепление определенного места социального субъекта в соответствии с его социальным статусом и социальной ролью .

Концепция позиционирования была разработана американскими рекламистами и маркетологами Э. Райсом и Дж. Траутом в 1972 году, когда в специализированном издании «Advertising Age» была опубликована серия их статей под общим названием «Эра позиционирования» («The Positioning Era»).

Э. Райс и Дж. Траут писали, что «позиционирование - это операция на сознании потенциальных покупателей, то есть вы позиционируете продукт в умах своих клиентов».

Котлер утверждает, что "позиционирование — это процесс создания компанией услуг/товара и имиджа, базирующегося на восприятии потребителями конкурентных товаров / услуг"

Определение, которое принадлежит перу Дэвида Эйкера: "позиционирование — это процесс создания образа и ценности у потребителей из целевой аудитории таким образом, чтобы они понимали, зачем существует компания или бренд по отношению к конкурентам".

В информационном контексте ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ можно представить как помещение объекта в благоприятную для него информационную среду . Самым элементарным примером позиционирования можно считать те или иные эпитеты, наименования. Например, «лицо кавказской национальности» (с) Лужков).

Для правильного позиционирования должна использоваться информация, доступная для понимания любого представителя целевой аудитори и. При этом бренд или личность должны запомниться своему потребителю в конкретной системе координат, потому что именно там они наиболее выигрышно смотрятся и могут быть управляемы для имиджмейкера, маркетолога или рекламиста.

В маркетинге и PR позиционирование рассматривается именно как процесс определения места нового товара в ряду существующих товаров, то есть установление области его применения, продаж наряду с другими товарами, возможности вытеснения им старых товаров на рынке и конкуренции с ними. Позиционирование необходимо для уяснения потенциальных возможностей выхода с новым товаром на рынок.

Позиционирование - формирование в сознании потребителей четкого образа компании или продукта, отличного от конкурентов, акцентирование внимания потребителей информации на тех характеристиках объекта, в которых он сам наиболее всего заинтересован.

Можно выделить следующие альтернативные типы позиционирования :
  • Позиционирование на базе целевой потребительской ниши, целевых потребителей продукта . Акцент сделан на учете требований потенциального потребителя продукта. Найдётся всё, Яндекс . Найдётся всё. Со временем. Слоган отображается вместо традиционного, если ничего не найдено
  • Позиционирование на основе отличительных свойств конкретного продукта . (Гениально придумано, Toshiba, It"s a Sony. Sony)
  • Позиционирование на основе оптимального соотношения цены и качества (Наши продукты остаются доступными, ведь наши коровы не разбираются в экономике, Valio)
  • Позиционирование на основе ключевых выгод / преимуществ, предлагаемых товаром (Мы работаем 24 часа в сутки)
  • Позиционирование на базе потребительских предпочтений относительно «идеальной марки» продукта (Сконструирован лучше всех других автомобилей в мире, Mercedes-Benz )
  • Позиционирование на основе ситуации потребления (особые ситуации или выгоды в ситуациях) «Citi never sleeps, Ситибанк». «Всегда рядом». Сбербанк
  • Позиционирование на основе отличительных особенностей по отношению к определенному товару-конкуренту («Живи на яркой стороне», Билайн)
  • Позиционирование на основе ассоциации, возникающей у целевых потребителей от продукта Ипотека на полвека яркой жизни не помеха», ВТБ 24, Есть вещи, которые нельзя купить. Для всего остального есть MasterCard, MasterCard)
  • Позиционирование на основе способности решать определенные проблемы потребителей А у «Активии» бактерии активные», «У нас нет постоянных читателей», газета по трудоустройству «Работа сегодня»)

Позиционирование (от английского position - положение, нахождение, состояние, позиция и т.п.) в PR - это создание и поддержание (воспроизводство) понятного Клиентам образа, имиджа.

То, что некий объект неспозиционирован, означает, что Клиент НЕ знает, НЕ звонит, НЕ приходит, НЕ покупает или НЕ голосует нужным образом .


2. Манипулирование как инструмент имиджелогии

При создании благоприятного имиджа нередко прибегают к такому инструменту, как «манипулирование», «манипуляция». Несмотря на то что оно вызывает чаще всего негативные ассоциации, манипулирование - один из самых эффективных инструментов, так как наиболее прост и действенен . Как и у любого другого инструмента формирования имиджа, у него есть недостатки - его эффективность быстро разрушается и не обладает долгосрочным влиянием.

Технология манипулирования включает множество методик - прямая подтасовка фактов, замалчивание «лишней» информации, использование и ссылки на заведомо недостоверную информацию, приведение слов конкретных людей, вырванных из контекста и приобретающих в связи с этим противоположный смысл, ярлыки и др. Специалиста, который успешно применяет эти техники, называют спин-доктор .

КТО ТАКОЙ СПИНДОКТОР и ПРИМЕРЫ СПИНА

"Чаще всего спиндоктор (spin doctor) занят исправлением события в масс-медиа, после того как информационное развитие приняло неблагоприятный оттенок.

Само слово spin означает "верчение, кружение" . То есть это подача событий в более благоприятном виде". (Г.Почепцов).

Примеры спина:

Классический пример «спина» - замалчивание болезни Ельцина перед президентскими выборами 1996 г. Другой пример - доверительное сообщение советника президента США по национальной безопасности Сэмуэла Бергера корреспондентам российских и зарубежных СМИ о «твердом рукопожатии президента» в период болезни последнего, которое сразу изменило ситуацию в нужном направлении.

Сэмуэл Бергер, ноября 1999 г. «по итогам двухсторонней встречи Билл Клинтон отметил "твердое рукопожатие" Бориса Ельцина и сообщил, что российский президент "был очень активен, энергичен и напорист", находясь в хорошей физической форме»


На российских телеканалах запретили говорить о кризисе

Слово «кризис» употреблять, в общем-то, запрещено. Долгое время официально обходились «финансовой турбулентностью». Причем «на мировых финансовых рынках»...

Российские государственные СМИ снизили количество сообщений о подробностях текущего финансового кризиса, который может оказаться самым жестоким в истории страны.

По мнению независимых наблюдателей, это про изошло по прямому указанию Кремля. Радиостанция “Эхо Москвы” сообщила, что на государственных телеканалах запрещено использовать слово “кризис” и коллапс”.

Ни один из трех крупнейших российских каналов — Первый канал, Россия и НТВ не сообщили о рекордном 19%-ном падении российских акций в понедельник 6 октября . Власти.нет 10.10.2008


Американский солдат в розовых трусах удостоился похвалы от главы Пентагона

Фотокорреспонденту удалось сделать снимок бравого солдата, стоящего на защите своего бастиона в каске, бронежилете, розовых трусах и майке с надписью "Я люблю Нью-Йорк". Снимок попал на первую страницу газеты New York Times.

Закари Бойд (Zachary Boyd), 19-летний военнослужащий из Техаса, выбежал 11 мая прямиком из спального помещения военной базы в афганской провинции Кунар после нападения на нее боевиков группировки "Талибан". Май, 2009 г.

«Любой солдат, который идет в бой против боевиков "Талибан" в розовых трусах и вьетнамках, обладает особой храбростью, - отметил Гейтс. - Я могу только догадываться о реакции талибов. Только представьте себе: вы видите на своем прицеле парня в розовых трусах и шлепанцах. С точки зрения психологии, это очень замечательное нововведение в способах ведения войны».

Министр обороны США Роберт Гейтс отметил храбрость американского военнослужащего на востоке Афганистана. Гейтс заявил, что во время следующей поездки в Афганистан хотел бы лично встретиться с солдатом и пожать ему руку.

3. Вербализация как инструмент имиджелогии

Под вербализацией в имиджелогии понимают совокупность словесных (вербальных, произносимых) сообщений (единиц информации), передаваемых целевой аудитории.

В качестве основных целей вербализации рассматривают расстановку нужных в стратегическом и тактическом аспекте акцентов в информации (построение необходимого отношения целевых аудиторий к ситуации) и согласование вербальных символов с пониманием аудитории.

Вербализация как один из основных инструментов создания целостного имиджа воздействует на слуховой канал восприятия информации, таким образом оперируя по большей части словами. Одним из методов называют слоганы (вербальные лозунги).

4. Визуализация

Визуальный канал является наиболее важным, поскольку обладает большим воздействием, нежели вербальный (подавляющее большинство людей являются визуалами).

5. Детализация как инструмент имиджелогии

Для имиджелогии характерно определение детализации как разновидности визуализации, когда для подачи конкретной информации используются детали, акцентирующие внимание на объекте.

Правильно построенный имидж чаще всего обладает какой-то уникальной деталью, которая ассоциируется именно с этим человеком, фирмой или структурой.


6. Мифологизация - как инструмент имиджелогии

Эффективная коммуникация не создает новые сообщения, сколько апеллирует к уже имеющимся в нашем сознании. Мифологизация является подстройкой под уже имеющийся в массовом сознании миф.


7. Эмоционализация

Особую роль в коммуникации играет правильное соотношение рациональных и эмоциональных составляющих воздействия. Если текст выступления составлен рационально, то необходимо совершить его перевод в эмоциональное представление.

Эмоционализация - это переориентация сообщения на язык и цели аудитории, то есть максимально разумная стратегия выступающего, если перед ним стоит задача понравиться аудитории.

8. Дистанцирование

Частой задачей политика является уберечь свой имидж от негативных последствий или ассоциаций. Так, президенты убирают премьер-министров, а те в свою очередь снимают руководителей министерств, для того, чтобы переложить на них груз негативных эмоций и дистанцируясь от вины за предпринятые шаги.

Особую роль дистанцирование играет в кризисных ситуациях . «Источником зла» становятся как внешние факторы - непредвиденные обстоятельства, деловой и политический климат в регионе, так и внутренние: нерадивые подчиненные, оставшиеся с былых времен здания, сооружения, обязательства, которые «непосильным ярмом лежат на предприятии».

Примеры:

Успешное лоббирование российскими автопроизводителями повышения налоговых пошлин на ввоз подержанных иномарок - основных конкурентов для российского автопрома. Свою неспособность организовать производства качественных автомобилей они объясняли конкуренцией со стороны б/у иномарок.

Во всём виноват Чубайс! — популярная фраза, впервые прозвучавшая в сатирической телепередаче НТВ «Куклы». Прототипом послужила схожая формулировка, с которой в январе 1996 года президент России Борис Ельцин отправил в отставку первого вице-премьера Анатолия Чубайса «за низкую требовательность к подведомственным федеральным ведомствам и невыполнение ряда поручений президента России».

9. Внедрение моделей восприятия

Важным феноменом управления общественным мнения следует признать введение не только самой информации, но и одновременное внедрение моделей ее позитивного восприятия и оценки. Массовое сознание нуждается в определенных подсказках, опорных точках, которые помогают выработать свое мнение. (В этом, во многом, популярность аналитических программ, Интернет-порталов ( SLON . RU ) , аналитических журналов .

Данный механизм основан на выводах психологов о том, что для человека гораздо комфортнее иметь представления, которые поддерживаются другими, а не отвергаются ими.