История языкознания как углубление и расширение лингвистической теории, методики научного и учебного анализа языка. Основные направления структурализма. графическое отражение полученных результатов

История языкознания в своём развитии прошла 5 периодов. 1 период - 5-4 вв. до н.э. - XVI вв. На этом этапе, точнее в его первые века (5-4 вв. до н.э. - 2-3 вв. н.э.) языкознание в основном занималось теорией наименования. Это время - время зарождения грамматической традиции. Сама теория наименования рождается в недрах философии, т.е. как бы отпочковывается от неё. Учёные этого времени интересуются человеком как таковым, его языком, вещами и природой (сущностью) наименования. На первом месте - философский аспект языкознания. В последние века этого этапа (III-XVI вв.) языкознание продолжает развиваться. Именно в эти века формируется грамматическое искусство. Специализируется грамматическая теория. Особенность развития языкознания в это время заключается в том, что теснейшим образом связано со средневековьем в истории человечества. В этот период выделяется особое время, охватывающее XIII-XVI вв., когда феодализм как общественно-политический уклад жизни почти исчерпал себя и уже клонился к закату. Произошёл необычный активный всплеск, взрыв в области духовной жизни народов Европы. Недаром впоследствии эту эпоху назвали эпохой Возрождения. Именно эти годы связаны с первыми великими географическими открытиями, ростом интереса европейцев к жизни народов других континентов, изучением их языков.

2 период - XVII-XVIII вв. Этот период получил своё название «Период универсальной грамматики». На этот период приходится пик великих географических открытий. Отсюда большой интерес к чужеземным странам и их языкам. Представители этого периода предполагали, что грамматический строй всех языков является универсальным, тождественным, т.е. во всех языках имеются одни и те же части речи, которые изменяются и вообще ведут себя совершенно одинаково. В этот период появляется философское направление «рационализм», которое оказывает огромное влияние на науку, в частности и на языкознание. Усиливается стремление рассматривать грамматические категории любого языка как воплощение категорий логики. В том случае, если какое либо явление языка выпадало из логической схемы, оно объявлялось не соответствующим требованиям разума и подлежало устранению. Представители этого периода пытались создать всеобщую грамматику. Первой такой грамматикой является «Общая рациональная грамматика», разработанная французскими монахами из монастыря в парижском предместье Пор-Рояль Клодом Лансло и Антуаном Арно, которые издали её в Париже в 1660 г. Это первый и очень удачный опыт построения логической (рациональной) грамматики. С момента создания данной грамматики лингвистика получила языковедческое обоснование, которое выразилось в разработке: 1. специальной проблематики языкознания; 2. определения объекта исследования; 3. в оформлении метода исследования. 3 период - конец XVIII-первая половина XIX вв. В эти годы возникает и формируется (к 1816 г.) совершенно новое направление в истории языкознания - сравнительно-историческое, которому была уготована долгая жизнь. Это направление с некоторыми изменениями и вариациями продолжает существовать до настоящего времени. По существу это направление ретроспективное, т.е. направленное, обращённое к исследованию мёртвых языков, к нахождению праязыков и установлению влияния их на живые языки и их диалекты. Зачатки сравнительно-исторической грамматики появились уже в середине XVII в. Грамматике Пор-Рояля.

4 период - период системного изучения языка - конец XIX - первая треть XX вв. В этот период формируются логическое и психологическое направления. Язык начинает рассматриваться в связи и зависимости с логикой и психологией. Представитель психологического направления в русском языкознании Александр Афанасьевич Потебня. В эти годы появляются работы К.Маркса и Ф.Энгельса по проблемам языка, которые положили начало возникновению социологического направления в истории языкознания. Направление это оформилось как особое направление в начале XX в. Выдающимся представителем социологического направления был швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (француз по происхождению).

5 период - 30-е годы XX в. по настоящее время. Этот период в истории языкознания мы называем современным, который решительно отличается от всех предыдущих периодов как качественно, так и количественно. В этот период формируется новое отечественное языкознание. Основные особенности современного языкознания: 1. в научный оборот вовлекаются новые языки и их диалекты; 2. возникают новые науки на стыке старого, традиционного, и нового языкознания; 3. увеличивается количество научных школ.

История языкознания , являясь историей науки и играя такую же роль, как и история любой другой науки, обладает, однако, прямым воздействием на развитие и совершенствование языка. Воздействие истории языкознания на общественно-языковую практику объясняется тем, что язык является единственным видом семиотической деятельности, которая сама назначает свои знаки и обсуждает их. О языке можно говорить на языке (но, к примеру, о живописи нельзя говорить с помощью самой живописи).
В силу этого история языкознания служит выработке правильности самих языковых правил. Языковые правила, будучи удачно сформулированными на языке, входят в общественно-языковую практику, которая на них основывается. Отмена правил означает разрушение общественно-языковой практики, а замена правил - забвение старой и создание новой общественно-языковой практики. В силу этого в языке действует закон неотменяемости ранее выработанных правил. Отсюда при усложнении системы правил необходима их историческая и систематическая кодификация.
История языкознания начинается с середины XIX в. созданием истории грамматики национальных языков. История грамматики может быть написана как история грамматических систем либо как история грамматических правил. История грамматических правил может быть представлена в так называемой грамматике грамматик, в которой каждое правило описано как состав формулировок этого правила в прежде бывших грамматиках. Эти методы кодификации грамматической правильности сохраняются и сейчас. Так, в книге В.В. Виноградова "Русский язык. (Грамматическое учение о слове)" в каждой главе представлен свод формулировок грамматических правил. Одновременно в книге "Из истории изучения русского синтаксиса" он дает картину развития грамматических систем.
С начала XX в. начинается создание истории сравнительно-исторического и отчасти типологического языкознания. Сначала эта история предпосылается как история вопроса к курсам и монографиям по общему и сравнительному языкознанию. Затем историческая тематика выделяется в самостоятельный предмет исследований. Основным тезисом этой тематики является обоснование сравнительно-исторического языкознания как единственно верного учения о языке и третирование всех других дисциплин как ненаучных.
В середине XX в. история языкознания, в связи с новыми задачами в области языковой дидактики, информационного обслуживания и языковой семиотики, начинает заниматься систематизацией языковедческих наук, терминологий, оценивать роль языкознания, разных его теорий и методов для общественно-языковой практики. Развивается теория методов языкознания, которая становится одной из частей языкознания. Методы языкознания верифицируются и систематизируются исторически.
Вместе с формированием теории методов языкознания начинается полная систематизация истории языкознания, периодизация истории языкознания от античности до наших дней и т.д. Так история языкознания начинает играть роль теории тезауруса и в этом качестве входит в систему информационного обслуживания.

Периодизация истории языкознания.

История языкознания в своём развитии прошла 5 периодов. 1 период - 5-4 вв. до н.э. - XVI вв. На этом этапе, точнее в его первые века (5-4 вв. до н.э. - 2-3 вв. н.э.) языкознание в основном занималось теорией наименования. Это время - время зарождения грамматической традиции. Сама теория наименования рождается в недрах философии, т.е. как бы отпочковывается от неё. Учёные этого времени интересуются человеком как таковым, его языком, вещами и природой (сущностью) наименования. На первом месте - философский аспект языкознания. В последние века этого этапа (III-XVI вв.) языкознание продолжает развиваться. Именно в эти века формируется грамматическое искусство. Специализируется грамматическая теория. Особенность развития языкознания в это время заключается в том, что теснейшим образом связано со средневековьем в истории человечества. В этот период выделяется особое время, охватывающее XIII-XVI вв., когда феодализм как общественно-политический уклад жизни почти исчерпал себя и уже клонился к закату. Произошёл необычный активный всплеск, взрыв в области духовной жизни народов Европы. Недаром впоследствии эту эпоху назвали эпохой Возрождения. Именно эти годы связаны с первыми великими географическими открытиями, ростом интереса европейцев к жизни народов других континентов, изучением их языков.
2 период - XVII-XVIII вв. Этот период получил своё название «Период универсальной грамматики». На этот период приходится пик великих географических открытий. Отсюда большой интерес к чужеземным странам и их языкам. Представители этого периода предполагали, что грамматический строй всех языков является универсальным, тождественным, т.е. во всех языках имеются одни и те же части речи, которые изменяются и вообще ведут себя совершенно одинаково. В этот период появляется философское направление «рационализм», которое оказывает огромное влияние на науку, в частности и на языкознание. Усиливается стремление рассматривать грамматические категории любого языка как воплощение категорий логики. В том случае, если какое либо явление языка выпадало из логической схемы, оно объявлялось не соответствующим требованиям разума и подлежало устранению. Представители этого периода пытались создать всеобщую грамматику. Первой такой грамматикой является «Общая рациональная грамматика», разработанная французскими монахами из монастыря в парижском предместье Пор-Рояль Клодом Лансло и Антуаном Арно, которые издали её в Париже в 1660 г. Это первый и очень удачный опыт построения логической (рациональной) грамматики. С момента создания данной грамматики лингвистика получила языковедческое обоснование, которое выразилось в разработке: 1. специальной проблематики языкознания; 2. определения объекта исследования; 3. в оформлении метода исследования.
3 период - конец XVIII-первая половина XIX вв. В эти годы возникает и формируется (к 1816 г.) совершенно новое направление в истории языкознания - сравнительно-историческое, которому была уготована долгая жизнь. Это направление с некоторыми изменениями и вариациями продолжает существовать до настоящего времени. По существу это направление ретроспективное, т.е. направленное, обращённое к исследованию мёртвых языков, к нахождению праязыков и установлению влияния их на живые языки и их диалекты. Зачатки сравнительно-исторической грамматики появились уже в середине XVII в. Грамматике Пор-Рояля.
4 период - период системного изучения языка - конец XIX - первая треть XX вв. В этот период формируются логическое и психологическое направления. Язык начинает рассматриваться в связи и зависимости с логикой и психологией. Представитель психологического направления в русском языкознании Александр Афанасьевич Потебня. В эти годы появляются работы К.Маркса и Ф.Энгельса по проблемам языка, которые положили начало возникновению социологического направления в истории языкознания. Направление это оформилось как особое направление в начале XX в. Выдающимся представителем социологического направления был швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (француз по происхождению).
5 период - 30-е годы XX в. по настоящее время. Этот период в истории языкознания мы называем современным, который решительно отличается от всех предыдущих периодов как качественно, так и количественно. В этот период формируется новое отечественное языкознание. Основные особенности современного языкознания: 1. в научный оборот вовлекаются новые языки и их диалекты; 2. возникают новые науки на стыке старого, традиционного, и нового языкознания; 3. увеличивается количество научных школ.

Лекция, реферат. История языкознания как углубление и расширение лингвистической теории, методики научного и учебного анализа языка. - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

История языкознания как углубление и расширение лингвистической теории, методики научного и учебного анализа языка.
Ранний этап развития языкознания.
Сравнительно-исторические языкознание: предпосылки развития, основоположники метода.
Зарождение сравнительно - исторического языкознания в России.
Сравнительно-исторический метод изучения языков. Генеалогическая типология языков мира. Генеалогическая классификация языков
Возникновение теоретического (философского) языкознания. Концепция языка В.Гумбольдта.
Развитие сравнительно-исторического языкознания в 19 веке. Натуралистическое направление в науке о языке.
Младограмматизм как лингвистическая школа XIX столетия, ее принципы.
Казанская лингвистическая школа И.А.Бодуэн де Куртенэ, Н.В.Крушевский, В.А.Богородицкий.
Московская лингвистическая школа. Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, А.А. Пешковский.
Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра и его влияние на современное языкознание.
Структурализм как ведущее направление в лингвистике XX века. Структурная типология языков.
Структурно-типологическая классификация языков мира (морфологическая, синтаксическая).
Язык как системно-структурное образование. Знаковый характер языка. Типы языковых знаков, их характер и взаимодействие.
Язык как система знаков. Знаковая ситуация.
Системно-структурный характер языка. Парадигматика и синтагматика языковых единиц.
Системно-структурный характер языка. Оппозитивные отношения языковых единиц и типы языковых оппозиций. Вариативность языковых единиц.
Структурно-семантические методы и приемы изучения языка: дистрибутивный анализ, анализ по непосредственно-составляющим, трансформационный, компонентный.
Социолингвистика, ее проблематика. Языковая ситуация и языковая политика.
Язык и общество. Основные аспекты этой проблемы. Основные функции языка (базовые и производные).
Формы существования языка в обществе (диалектные и наддиалектные) и их специфика. Литературные языки и их типологическое своеобразие.
Социальная типология языков. Типы языковых ситуаций.
Язык и общество. Языковая политика. Типологические особенности языковой политики.
Языковая норма. Специфика норм литературного языка.
Развитие отечественного языкознания в 20-40е и 50-70-е гг. ХХв.
О ТРОЯКОМ АСПЕКТЕ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ И ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ В ЯЗЫКОЗНАНИИ

Контрольная работа по языкознанию на тему:

"История развития языкознания как науки"

План

1. Начальный этап развития языкознания: Индийское и античное языкознание

2. Языкознание Средних веков, Возрождения и Нового времени. Универсальная логическая грамматика

3. Сравнительно-историческое языкознание и философия языка

4. Натуралистическое, логико-грамматическое и психологическое направления в лингвистике XIX века. Младограмматизм

5. Неограмматизм, эстетизм и социология языка

6. Структурализм как ведущее направление языкознания XX века

7. Основные направления в современном языкознании

8. Методы лингвистических исследований

Список литературы


1. Начальный этап развития языкознания: Индийское и античное языкознание

Начальный этап развития языкознанияVIв до н.э.-XVIII в. н.э.:

1. индийское языкознание

2. античное языкознание

3. языкознание средних веков

4. языкознание возрождения средних веков.

В это время были сформированы важные проблемы языкознания, заложившие основу лингвистической терминологии, накопили материал по изучению различных языков мира.

Древняя идея происхождения языка восходит к мифам и связывает появление языка с Богом- с одной стороны и с материальным миром-с другой.

Древнее представление: в основе зарождения мира лежит божественное начало, которое превращается в материю через логос (слово). «В начале было слово и слово было у Бога».

Представление о наличии значения слова послужило толчком к развитию науки о языке.

Индийское языкознание возникло в потребности толкования вед - священных книг Индуизма (ведическое языкознание). Важнейшей функцией древневедических лингвистов было отграничение священного языка вед санскрита от народного языка пракрита.

Самое выдающиеся достоинство индийского языкознания – грамматика Панине (IV в. До н.э.) грамматика Панине состоит из 3996 сутр (стихотворных произведений).

В отличии от индийского языкознания для европейско-античной лингвистики была важна суть языка, его связь с мышлением. Учёных интересовали природные наименования. На первом месте был философский аспект языка, сама теория языка, рождённая в недрах философии. Существует 2 теории происхождения языка-наименования речи:

1. наименование по природе physei (Гераклит) происхождение названия отрицает саму суть предмета.

2. по становлению thesei (Демокрит) вещи называют вещи так как устроены люди, не отражая сути.

Свой вклад внесла и великая Древне Греческая троица философии: Платон, Сократ и Аристотель.

Кроме того на становление языкознания повлияли философы стоики и Александрийские грамматисты.

2. Языкознание Средних веков, Возрождения и Нового времени. Универсальная логическая грамматика

Теория языка (476 г. н.э. - 1492 г. н.э.) переживает застой, усилия учёных были направлены только на область канонических библейских текстов, занимались толкованием текстов, исследованием лексики и этимологии.

· герменевтика/ палеография (объясняла текст, истолковывала содержание)

· экесгетика / текстология (история возникновения текстов, исследование их подлинности)

В эпоху возрождения и в новое время происходит взрыв в духовной жизни Европы, географические открытия, которые привели к необходимости изучения новых языков. Это время называется периодом универсальной грамматики. Представители полагали, что язык будет средством выражения мысли, а значит и единство в плане выражения категории является единым и в плане грамматики.

Во всех языках имеются одни и те же части речи, поэтому грамматика универсальная. Учёные стремились рассмотреть грамматические функции языка с точки зрения логики, если что-то не укладывалось, то это было неправильным. Первым опытом такой грамматики стала общая рациональная грамматика 1660 г. Грамматика Пор-Рояль – это первый и удачный опыт в построении логической грамматики.

«Всеобщая и рациональная грамматика Пор-Рояля» – книга, изданная аббатами монастыря Пор-Рояль Антуаном Арно и Клодом Лансло в 1660 году. Разрабатывалась для серии учебников Пор-Рояля наравне с пособием по логике. Стала первым фундаментальным грамматическим сочинением, относимым к универсальным грамматикам, в которых грамматические категории объясняются через категории мышления и восприятия человеком действительности.«Грамматика…» разделена на две части. Первая из них носит название «Слова как звуки» и состоит из шести глав. Вторая часть называется «Слова как средства выражения и передачи мысли»; её составляют 24 главы. Именно в ней содержатся положения об «основных операциях рассудка» (представлении, суждении, умозаключении) и соответствующих им категориях языка. Операциям соответствуют различия между частями речи: имена существительные, прилагательные, местоимения и артикли соотносятся с представлением, глаголы – с суждением; способность к умозаключению находит выражение в связном тексте. Впрочем, авторы грамматики признавали необходимым для определения частей речи учёт роли слов в предложении.

Основа теории, изложенной в «Грамматике Пор-Рояля», – описание «операций рассудка», посредством которых воспринимается, анализируется и осмысливается окружающая дейстительность; по мнению авторов «Грамматики…», названные операции постижимы исключительно через язык и выразимы лишь с его помощью.

А языковая практика развивается по пути создания грамматик новых европейских языков.

Начиная с XV в. Появляются грамматики Испанского и Итальянского языков, в XVI в. Появляется грамматика французского, английского, немецкого языков.

Распространяется лексикография, создаются полные академические словари. Для подготовки словаря французского языка была создана французская академия наук. В России начиная с XVI в. грамматики (М. Грек «Словесная грамматика 1586 г., Лаврентий Зизаний «Грамматика словесная современного искусства восьми частей слова» 1596 г., М. Смотрицкий «Грамматика словесная 1619 г.). В 1789–1794 г. выходит первый словарь Академии Российской.

3. Сравнительно-историческое языкознание и философия языка

В XVII веке языкознание определяет свой объект и предмет исследования, выработался специальный метод анализа языкового материала и выделяется в самостоятельную науку. В эти годы возникает и формируется совершенно новое направление в языкознании, которое стало определяющим (сравнительно-исторический метод).

Компаративистика – это раздел языкознания, который изучает историю языков, сравнивает их, устанавливает генетическое родство языков и восстанавливает древнейшие формы проформы. Уже в те же времена к XVIII в. Накопилось достаточно фактов, свидетельствующих о родстве германских и славянских языков, и учёные уже не сомневались, что сходство их из одного источника (языковые семьи).

Решающим толчком для формирования компаративистики стало открытие санскрита (в конце XVIII в. Уильям Джонс). После открытия санскрита он стал представляться как самый древний язык.

Окончательно формируется сравнительно-исторический метод в 1816 г. («О системе спряжения санскритского языка в сравнении с греческим, латинским, персидским и германским языками» – Ф. Бонн)

Идею сравнительно-исторического языкознания развивали Р. Раск, Якоб Гринн и основатели славянистики Иосиф Добровский и Иван Востоков.

Наряду с компаративистикой в конце XVIII – начале XIXвеков развивается общая теория языка – философия языка. Основы были заложены В. Фон Гумбольдтом. Он строил свою философию на основе идеалистической концепции Гегеля.

В его трудах с идеалистической точки зрения рассматриваются основополагающие проблемы языка:

язык-дух;

материя, мышление, язык

По Гумбольдту, язык есть орудие образования, и язык отражает материальный мир в сознании индивида.

1. Взаимоотношение индивид-народ-язык. В языке сочетается социальное и индивидуальное при приоритете социального. В социальном отражается дух народа.

2. Язык и речь. Создано учение «О внутренней и внешней формах языка» (Гумбольдт).

4. Натуралистическое, логико-грамматическое и психологическое направления в лингвистике XIX века. Младограмматизм

К середине XIX века в недрах сравнительно-исторического языкознания под влиянием идей Ч. Дарвина зарождается натуралистическое направление.

В её основе лежит представление о языке как о естественном природном организме, который проходит стадии: рождение, взросление, зрелость, старение и смерть.

Языки, как и животные, ведут борьбу за своё существование.

Лингвистика рассматривалась как естественная наука наряду с биологией. Основоположник натурализма в языкознании был учёный Август Шлейхер. Он ввел термины: организм языка, языковая семья, родословное древо и т.д.

Логико-грамматическое направление на новом витке развило идеи, предложенные Аристотелем и Пор-Роялем. В острой полемике натуралистического и психологического языкознания, сторонники логико-грамматического подхода считали, что в языке существуют логические законы, а языкознание – это часть логики, сам же язык есть средство выражения логических понятий, т.е. слово признавалось идентичным понятию. А предложение служит установлению логической связи между понятиями. Основная единица языка – это предложение и именно на изучение синтаксиса уходило больше всего времени, центр изучения школы.

Основатели и представители: К. Беккер и Ф. Буслаев.

Психологическое языкознание.

В конце XIXвека ни логическое, ни натуралистическое объяснение фактов, которое сводилось кому, что объединяли все языки (языковой инвариант). Его поиски не могли удовлетворить ученых. Их стали меньше интересовать универсальные свойства языков, и они переключили своё внимание на индивидуальность в языке. Так языкознание приблизилось к психологии и сформировалось психологическое направление.

РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Предмет изучения в истории языкознания

Язык - удивительнейшее явление на Земле. Язык объединяет и разъединяет людей, дает возможность думать и фантазировать, позволяет помнить прошлое и заглядывать в будущее. Без языка невозможна ни одна наука.

Понятие «язык» является одним из самых сложных для того, чтобы дать ему определение. Для сравнения можно привести словарные статьи из разных словарей:

Язык – совокупность всех слов народа и верное их сочетанье для передачи мыслей своих (В.И. Даль).

Язык – всякая система знаков, пригодная для того, чтобы служить средством общения между индивидами (Ж. Марузо).

Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе (С.И. Ожегов).

Если раскрыть переводоведческий словарь Л.Л. Нелюбина, то на страницах 259-260 можно найти 17 толкований понятия «язык».

Наукой о языке и обо всех, связанных с ним явлениях, считается языкознание.

Языкознание (или языковедение , или общее языкознание , или лингвистика) предметом своего изучения имеет язык и все связанные с ним явления. Как научная дисциплина - языкознание - включает в себя в качестве составных общее языкознание , частное языкознание (полонистика, германистика, русистика), прикладное языкознание (терминоведение, лексикография, машинный перевод), историю языкознания.

История языкознания (или теория лингвистических учений , или история лингвистических учений , или история лингвистики , или история науки о языке ) своей задачей считает изучение и развитие научных взглядов на язык, его функции, его структуру, методы его изучения. История языкознания дает сведения о том, как менялись у людей научные представления о языке и его месте в жизни общества.

История лингвистики – это история накопления знаний о языке вообще и отдельных языках, это история развития лингвистической теории и совершенствования методики лингвистического анализа.

Важное место в истории языкознания занимает деятельность философов, лингвистов, литературоведов, историков, психологов и представителей других специальностей по научному осмыслению исторических фактов.

Языковедение развивалось на протяжении тысячелетий: все основные направления современной лингвистики опираются на те или иные теоретические лингвистические традиции.

Связь истории языкознания с другими науками

Так же, как и языкознание в целом, история языкознания связана со всеми известными в настоящее время науками, поскольку без языка нет науки. В первую очередь, теснейшая связь истории языкознания обнаруживается с общим языкознанием, так как до недавнего времени история языкознания изучалась как его составная часть.

История языкознания, пользуясь законами философии, формулами математики, знаниями из физики, антропологии, археологии и многих других наук, выстраивает ряд событий, повлиявших на развитие языкознания. И сама история языкознания дает возможность использовать свои знания и исторические сведения не только близким наукам - литературоведению и общему языкознанию , но и бионике, космонавтике и многим другим.

Языкознание как наука тесно связано с другими науками, связь взаимная, т.к. языковед использует знания других наук, а изучение других наук не возможно без языка.

Философия (наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления) дает знания методов познания и преобразования предмета изучения.

Социология (наука о закономерностях развития и функционирования общества) помогает изучению билингвизма , дает сведения по проблемам функционирования господствующего языка (русский в России, английский в Индии, французский в Африке).

История (комплекс наук, изучающих прошлое человечества ) дает языкознанию исторические сведения, необходимые при изучении, например, таких тем, как язык летописей , происхождение языка и письменности, помогает объяснить причины заимствования .

Этнография (наука, изучающая состав, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их культуру, особенности быта и т.д.) помогает языкознанию при изучении текстов берестяных грамот, при изучении символических рисунков на коврах (пончо, афганские ковры, рисунки на керамической посуде), дает сведения о времени существования языка и о его распространении.

Археология (изучающая историческое прошлое по памятникам материальной культуры, ведущая раскопки) предоставляет языкознанию материалы для определения древности того или иного языка и о распространении языков (надписи на древних амфорах, наскальные рисунки древних людей, особенности построек древних людей).

Математика предлагает свои способы изучения и математические приемы описания лингвистических средств.

Статистика предлагает методы статистического анализа языковых средств (подсчеты помогают создавать обобщения).

Физика (наука, изучающая физические свойства предметов и явлений) предоставляет языкознанию методы, приемы и средства при описании звуков.

Акустика - раздел, существующий как в составе естественной науки - физики, так и в составе гуманитарной науки - фонетики.

Анатомия - дает сведения о строении речевого аппарата, создающего человеческие звуки.

Психология , изучающая связь мышления и языка, соотношение мышления и речи, предоставляя сведения о процессах, происходящих в коре головного мозга, помогает языкознанию решить некоторые вопросы создания речи. Нарушения в психике человека ведут к нарушениям в речи и, наоборот, нарушения связности речи свидетельствуют о заболеваниях головного мозга. На стыке психологии и лингвистики развивается уже ставшее самостоятельной наукой направление – психолингвистика.

О связи медицины с языкознанием можно говорить очень много. Так, с языкознанием тесно связаны такие разделы медицины, как психиатрия, логопедия, дефектология, педиатрия. Связь взаимная: по качеству произношения звуков и связности речи медики определяют место заболевания, его свойство и степень, а медицинские знания помогают лингвистам глубже проникнуть в тайны создания речи.

Антропология , как биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас, помогает языкознанию в изучении вымерших языков. Антропология дает сведения о миграции людей, а значит - о распространении языков, их диалектов, о причинах изменений в языке, о причинах взаимодействия языков.

Герменевтика (истолковательное искусство ) как наука о тексте и текстах, изучающая методы расшифровки древних текстов, поставляет языкознанию сведения о состоянии языков в древности.

Вопрос о периодизации истории лингвистики

Любая историческая наука, изучая ту или иную разновидность человеческой деятельности в прошлом, предполагает такое ее изучение, при котором прослеживаются последовательные пути формирования человеческих знаний. История языкознания прошла длинный путь своего развития во времени, насчитывающий более двадцати пяти веков, если учесть, что мы сейчас живем уже в двадцать первом веке, а начальные попытки описания языка относятся к пятому веку до нашей эры.

Начало языкознания тесно связано с творчеством народа, с его мифологией, с фольклором.

Мифология - понимание происхождения природы, человека и общества как итогов действий разных одушевленных существ, наделенных сверхчеловеческой, магической, чудесной силой, их борьбы друг с другом, вызванной различными желаниями и интересами. Мифология формирует практическую мораль. Фольклор - устное народное творчество.

Следует отметить, что языкознание развивалось неравномерно. На развитие лингвистики влияют многие факторы, в числе которых уровень цивилизации, взаимоотношения государств (военные отношения государств приводят к захвату территорий, к порабощению народов; в результате освободительных войн происходит отделение народов и образование самостоятельных государств), распределение функций национальных и литературных языков , появление и развитие различных наук , уровень образования , авторитет того или иного направления или личности ученого и многие другие явления.

Большую роль в развитии лингвистики сыграла религия. На различных этапах всемирной истории религия то способствовала развитию наук, то сдерживала их развитие.

Изучение языкознания во всем его объеме возможно лишь при определенных условиях разбиения всей его истории на некоторые отрезки, позволяющие достойно оценить состояние науки лингвистики того или иного периода, сравнить с современным или более древним, выделить в нем наиболее главное, существенное. Выделение отрезков в истории языкознания (этапов, периодов, подпериодов) и в настоящее время является проблемой, не имеет однозначного решения, так как связано с некоторыми трудностями ответа на вопрос, что считать основанием для установления границ: время, наличие лингвистического направления, школы, главенствование той или иной языковедческой традиции или что-то иное?

Разными историками языкознания предлагаются периодизации, каждая из которых имеет свой базовый, отправной признак распределения массы накопленного знания по определенным периодам. Можно привести несколько показательных примеров, какими разными представлены периодизации истории языкознания в современных учебниках.

Так, согласно работам Ю.А. Левицкого и Н.В. Боронниковой, самая общая периодизация науки о языке представляет собой деление на два основных периода, или этапа: грамматическое искусство и грамматическую науку .

Грамматическое искусство – возникает в античных традициях и представляет собой всестороннее описание языковой системы. В основе грамматического искусства лежит понятие правильности, или нормативности. Задача грамматического искусства состоит в описании образцовых языковых явлений и в обучении правильному (или нормативному) употреблению языка. Грамматическое искусство имеет предписывающий (или прескрептивный) характер. Грамматическое искусство представлено в античных и средневековых грамматических учениях.

Грамматическая наука стремится объяснить законы построения и функционирования языка. Грамматическая наука стремится описать не то, что и как должно быть в языке, а то, что и как есть на самом деле. У грамматической науки характер описательный, или дескриптивный. Начинается грамматическая наука с универсальной грамматики.

Иначе подходят авторы книги "Очерки по истории лингвистики" Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков и Ю.В. Рождественский, предлагающие периодизацию истории языкознания, основанную на различии типов языковой теории и появлении нового типа языковой теории. В названной книге выделяются:

1. Теория именования в античной философии языка, устанавливающая правила именования и возникающая в рамках философской систематики.

Теория именования пытается решить два вопроса: вопрос о правильности имени, обозначающего ту или иную реалию; и вопрос об отношениях, существующих между именем и предметом. Теория именования не содержит специализированного знания о языке, поэтому она не входит в корпус языкознания. Но ее рассмотрение важно для понимания становления предмета языкознания и ряда особенностей его развития, прослеживаемых историей языкознания.

2. Античные грамматические традиции , представленные античными и средневековыми грамматиками Запада и Востока. На данном этапе возникает грамматическая теория, дающая систематику языка прежде всего через установление лингвистических отношений между именами (и отчасти другими единицами языка) и формулирующая правила обращения с языком.

3. Универсальная грамматика , вскрывающая общность систем языков и открывающая собой языкознание нового времени (первый этап научного языкознания).

4. Сравнительное языкознание , которое включает в себя три области: сравнительно-историческое языкознание , занимающееся исследованием генетических языковых общностей; сравнительно-типологическое языкознание , занимающееся изучением типов языковой структуры независимо от культурно-исторической принадлежности языков; теоретическое языкознание , формирующее философию языка внутри лингвистики и дающее начало теории общего языкознания, занимающегося общелингвистической систематикой на базе описательных и сравнительных исследований.

5. Системное языкознание , формулирующее в своем разделе философии языка концепции психолингвистики и социолингвистики.

6. Структурная лингвистика , которая исследует внутреннюю организацию языка, устанавливает отношения между языком и другими знаковыми системами; формулирует теорию лингвистических методов и методик, дает основания для лингвистического моделирования.

Предлагаемая авторами схема дает представление о том, как один тип языковой теории сменяется другим и что при этом происходит в языковедении. Но она лишена времени, границы каждого периода не обозначены хронологически и поэтому не имеют четких очертаний.

Долгое время существует традиционная периодизация , представленная в классических учебниках по общему языкознанию. Согласно этой периодизации, в истории языкознания выделяются три этапа: первый - древнейший или древний этап, второй этап - XVIII век и третий этап - XIX век. Такая периодизация основана на четком выделении хронологических границ истории лингвистики. Но в ней отсутствует XX век.

Авторы многих работ заканчивают рассмотрение истории языкознания началом двадцатого века, очевидно потому, что история определяется как "наука о прошлом" и языкознание двадцатого века рассматривается в качестве современного.

В.И. Кодухов (учебник «Общее языкознание») называет пять этапов (или периодов ) в истории языкознания:

1-й период – от древности до языкознания XVIII века;

2-й период охватывает конец XVIII века и начало XIX века, характеризуется возникновением сравнительно-исторического языкознания и философии языка;

3-й период охватывает середину XIX века и характеризуется появлением логического и психологического языкознания;

4-й период охватывает конец XIX века и начало XX века, характеризуется возникновением неограмматизма и социологии языка;

5-й период охватывает середину XX века и характеризуется дальнейшим развитием языкознания, называемого уже современным языкознанием. Появляется новое направление – структурализм.

С других позиций подошел к систематизации материала по истории лингвистики В.М. Алпатов («История лингвистических учений»), который отказался и от хронологической организации материала, и от проблемно-тематической. Автор, говоря о лингвистических традициях, акцентирует внимание на европейской традиции, придает большое значение описанию научной деятельности ведущих лингвистов.

Рядом с периодизацией истории языкознания существуют периодизации, связанные с историей развития сравнительно-исторического метода, в которых выделены периоды с учетом вклада ведущих лингвистов А. Шлейхера, В. Гумбольдта, Ф. де Соссюра.

Существуют работы, в которых история языкознания описывается как совокупность историй отдельных лингвистических учений, например, Л.Г. Зубкова на материале ключевых лингвистических концепций прослеживает историю развития лингвистической мысли до начала XX века (Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии, Москва, 2002). Автор посвятил первую главу анализу развития общей теории языка от античности до конца XVIII века, а в последующих главах рассказывает о том, как трактовались основные проблемные вопросы - происхождение языка, языкознание как наука, система языка и некоторые другие - ведущими лингвистами мира (И.Г. Гердером, А. Шлейхером, В. фон Гумбольдтом, Г. Паулем, Ф. де Соссюром, И.А. Бодуэном де Куртенэ, А.А. Потебней). Такой параллелизм рассмотрения лингвистического наследия ведущих ученых позволяет четче определить сходства и различия во взглядах на основополагающие вопросы современной лингвистики. Но при таком изучении неизбежны повторы, возврат к уже рассмотренным вопросам.

Итак, описание истории накопления лингвистического знания может быть подано с четким учетом времени (Л.Л. Нелюбин и Г.Т. Хухуни, В.И. Кодухов), с учетом проблемно-тематической организации материала (Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рождественский), с учетом развития лингвистических традиций и степени участия в их развитии отдельных личностей (В.М. Алпатов, Л.Г. Зубкова).

В 70-е годы XX века достаточно широкую известность получила теория «научной парадигмы», выдвинутая американским историком физики Томасом Куном. Изложена теория научной парадигмы в книге Т. Куна «Структура научных революций» (Чикаго, 1970). Т. Кун предлагает рассматривать историческое развитие науки (любой, в том числе и истории лингвистики) как смену научных парадигм. Под научной парадигмой Т. Кун понимает общепринятую концепцию, принятую и разделяемую большинством исследователей.

Научная парадигма – общепринятый образец актуальной научной практики.

Согласно концепции Т. Куна, на ранней стадии развития науки господствовал разнобой по поводу проблематики, границ, методов и основных понятий, т.е. не существовало общепринятой концепции или научной парадигмы. Этот промежуток времени в истории науки назван «предпарадигмальным». Затем вырисовываются некоторые проблемы, привлекающие внимание большинства исследователей. Эти проблемы становятся в центре внимания, задают общее направление и сплачивают исследователей в некое единое содружество. Т. Кун предполагает, что некоторое время существует научная парадигма, подчиняющая в определенный промежуток времени все исследования. Но на смену господствующей парадигмы может прийти другая, поскольку новый набор фактов, новых методик исследования, совокупность новых идей может потеснить или вовсе сместить устаревшую.

История науки , согласно теории Куна, это – исторически мотивированный процесс смены научных парадигм.

Итак, проблема периодизации истории лингвистики может быть освещена с разных точек зрения: как совокупная история развития отдельных лингвистических теорий, как история накопления разрозненных фактов о языке, как история формирования отдельных лингвистических школ и направлений, как совокупность историй научной деятельности ученых по изучению языка.

Каждое решение проблемы периодизации истории языкознания имеет свои положительные и отрицательные стороны. Идеальной периодизации нет, так как трудно совместить время и личность , школу и личность , направление и личность.

Известны факты, когда тот или иной ученый отказывался от своих прежних взглядов и высказывал подчас противоположную точку зрения. Известны факты, когда взгляды того или иного ученого были несвоевременными по отношению к хронологии учений. Известны факты возврата к устаревшей или исчезнувшей лингвистической теории. На протяжении всей истории языкознания одной из основных проблем была проблема связи языка с его носителем, с человеком.

Этапы в развитии языкознания не зависят от национальных границ, но протекают в определенных национальных рамках. Те или иные национальные границы, в которых развивается наука о языке, принято называть лингвистическими традициями . Ученые выделяют в истории языкознания несколько очагов, или лингвистических традиций. В истории цивилизации, как указывает В.М. Алпатов, были созданы три важнейшие традиции: китайская, индийская, и греко-латинская , которые сформировались независимо друг от друга в первом тысячелетии до нашей эры. Исторически первой из традиций была индийская. Выделяются как более поздние арабская и японская традиции. В настоящее время греко-латинская (или греко-римская традиция) получила название европейская традиция.

Языкознание в древности

Еще в древности люди пытались дать ответы на такие вопросы, как: что такое язык, для чего он существует, какие задачи выполняет и при помощи каких средств? Наши предки высказывали свои мысли о языке в мифах, сказках, балладах, сагах, многие из которых окружены ореолом религии. Идея божественности Слова присутствует в религиях многих народов. На развитие языкознания, как и многих других наук, большое влияние оказала философия. Известно, что философия - самая древняя наука, именно философия отвечает на вопросы о существовании мира, законов, по которым развивается окружающий мир, т.е. природа и человечество, а язык - одна из составных частей человеческого бытия.

Языкознание появилось и продолжительно развивалось в составе целого комплекса наук, называемого философией.

Древнейший этап в развитии языкознания характеризуется значительным развитием филологии в Древней Греции, Древней Индии и в Древнем Китае. История изучения вопроса доказывает, что древнейшие лингвистические традиции - античная, индийская и китайская развивались примерно одновременно, но независимо друг от друга.

Языкознание в Древней Индии

Самобытная и своеобразная Древняя Индия привлекает к себе внимание не только этнографов, историков, востоковедов, но и историков языкознания. Слова известного историка-лингвиста Н.А. Кондрашова, назвавшего Древнюю Индию "колыбелью языкознания", стали крылатыми, присутствующими во всех учебниках по истории лингвистики, и справедливыми, поскольку именно в Древней Индии впервые проявился интерес к изучению языка. Лингвистическая наука появилась как наука, объясняющая тексты старинных религиозных книг.

В каждом древнем обществе существовали определенные правила поведения, которые должны соблюдаться всеми членами данного социального объединения. Эти правила передавались первоначально из поколения в поколение устным путем в виде пословиц, поговорок, сказок, мифов, песен, баллад и т.п. У каждого народа сохранилось значительное количество подобных жанров нравоучительного характера. Предположительно, первые старинные религиозные тексты были составлены более 15 веков до нашей эры. Религиозные тексты в виде песнопений, сопровождавших религиозные обряды у древних индийцев, назывались ВЕДАМИ.

ВЕДА - текст, в котором собраны правила, регламентирующие поведение людей в древнем индийском обществе. Веды - тексты нравоучительного, поучительного, религиозного, исторического характера, первоначально передавались священнослужителями из поколения в поколение устно. Создавались веды людьми, принадлежащими определенной социальной группе, - жрецами или брахманами.

Брахман - жрец, священнослужитель, исповедовавший древнейшую религию рабовладельческого общества Древней Индии. Брахман - это человек, занимавший особое место в иерархической системе древнего индийского общества, он должен был владеть знаниями врачевателя, ветеринара, математика, звездочета, философа, синоптика, строителя, агронома, историка и одновременно должен был быть учителем, передающим знания последующему поколению.

Брахман - автор текстов. Чтобы тексты легче было заучивать, они создавались в форме стиха, поскольку ритмизованный текст быстрее и прочнее запоминается. Стало быть, брахманы должны были быть и поэтами. Древнейшей, дошедшей до наших дней, является "Ригведа", которая содержит 1028 отдельных стихотворных произведений.

Письменную форму веды получили в 6 веке до н.э. Язык вед получил название ведийского . Позднее ведийский язык стал составной частью санскрита.

Санскрит - литературный, канонизированный, нормативный, доведенный до совершенства язык.

Санскритом владело не все древнее индийское общество, а лишь его небольшая наиболее образованная часть - брахманы, которые совмещали в себе одновременно функции врача, педагога, предсказателя, астронома, поэта, хранителя традиций. Позднее санскрит превратился в один из классических древних литературных языков. Некоторые элементы санскрита сохранились в современном языке хинди.

Веды передавались поколением другому поколению устно. С течением времени устный разговорный язык менялся, а тексты вед, созданные много лет назад в ритмизованной форме, оставались прежними. Наступал момент, когда язык религиозных песнопений стал малопонятным большей части населения, участвующей в обряде. Появилась необходимость переводить тексты вед на современный язык, объяснять их, трактовать.

Сейчас трудно сказать, когда начались грамматические исследования индийцев. Обычно называют приблизительную дату - V век до нашей эры. Историки утверждают, что именно в пятом веке до нашей эры в Древней Индии появился разрыв между языком вед, охраняемым брахманами от влияния разговорного языка, и формами живого разговорного языка. С течением времени формы разговорного языка - пракриты - стали резко отличаться от своего собрата - санкрита.

В V веке до нашей эры санскрит перестал быть языком повседневной жизни, превратился в канонизированный классический литературный язык священных книг. Но следует заметить, что разрыв между языком общения и языком вед наметился еще раньше, о чем свидетельствует появление в IX-VIII веках до нашей эры первых примитивных словарей, в которых объяснялись слова вед. В V веке до нашей эры был составлен комментарий к тексту вед. Автор этого комментария - брахман Яска. И комментарий, и первые словари давали объяснение непонятных слов и мест в ведах, но они не были еще явлениями научного характера. Элементарные сведения о языке эпизодически, т.е. отдельными явлениями, содержатся в самих текстах вед, в ведангах. (Веданги - памятники ведической литературы ).

Известны 4 веданги, в которых дается объяснение и описание санскрита:

Шикша – содержит сведения о фонетике, точнее – учит орфоэпии (правильному произношению);

Чханда - учит стихосложению, дает сведения о метрах стиха;

Вьякарана - дает описание грамматики;

Нирукта - дает трактование вопросов лексики и этимологии.

Автором нирукты является ужеупоминавшийся брахман Яска. Нирукта состоит из 5 разделов. В первом приводятся слова-названия богов. Эти же названия являются и наименованиями стихий: стихия (имя бога) земли, стихия пространства между землей и небом (воздух) и стихия неба. Во втором Яска дает слова, называющие движение, изменение, т.е. глаголы, которые приводятся в форме 3-го лица единственного числа: «дышит», «вредит», «умаляет». В третьем разделе даются слова-описания богов, т.е. описываются прилагательные, существительные и несколько наречий. В четвертом и пятом разделах даются списки слов, при помощи которых можно дать описание культового обряда.

Работу Яска можно назвать первой, в которой дана попытка объяснения слова, т.е. в нирукте Яски видны первые попытки этимологического анализа. Изучать нирукту, как указывал сам Яска, можно было только после изучения веданги о грамматике, т.е. вьякараны . Полностью грамотным считался тот ученик, который успешно усвоит все четыре веданги. Как утверждает известнейший историк языкознания профессор В.А. Звегинцев, "этими четырьмя ведангами определены основные направления, по которым развивалась древнеиндийская наука о языке".

Наибольшей известности как научный труд достигла грамматика, составленная брахманом Панини, жившим в IV веке до нашей эры. Панини создал стихотворную грамматику "Аштадхъяи" ("Восемь разделов грамматических правил" или "Восьмикнижие). Эта грамматика является уникальнейшей древнейшей грамматикой. Она содержит 4 тысячи правил (3996) - сутр - в которых фиксируется сложнейшая морфология санскрита. Сутры заучивались брахманами наизусть. В грамматике Панини даны первые сведения о фонетике, морфологии, синтаксисе санскрита.

Брахманы считали, что тексты священных гимнов могут достичь магического результата только тогда, когда они произносятся безукоризненно четко. Фонетическая четкость текстов достигается точностью артикуляции. Поэтому древние индийцы, обучая учеников правильной артикуляции, дали описание работы речевого аппарата. Органы речи делились на артикулирующие и неартикулирующие. В грамматике Панини даются сведения о правильном произношении, о правильном артикулировании.

При характеристике звуков учитываются такие их признаки, как долгота, краткость, слияние звуков (сандхи ). Дается описание влияния звуков друг на друга, т.е. дана попытка описания фонетических процессов. Панини приблизился к понятию фонема , он указывал на звук как образец - это фонема, а звук, звучащий в речи, - это вариант фонемы. Следовательно, Панини стремился различать звучащий звук и звук-образец, символ, знак.

В грамматике Панини выделяются 4 части речи: имя, глагол, предлог, частица. Имя обозначает предмет . Глагол обозначает действие . Частицы - соединительные, сравнительные, пустые - используются для формального оформления стихотворного текста. Предлог определяет значение имени и глагола и оформляет предложение. Панини не выделяет местоимение и наречие в качестве самостоятельных частей речи. В грамматике большое место уделено анализу структуры слова. Панини выделяет корень, суффикс, окончание. Служебные морфемы делятся на словообразовательные и словоизменительные. Панини отметил изменение формы имени в предложении и выделил семь падежей, которые соответствуют современным: первый - именительный, второй - родительный, третий - дательный, четвертый - винительный, пятый - творительный (орудийный), шестой - отложительный (аблатив), седьмой - местный. Падежи именовались порядковыми числительными.

Грамматика Панини почти два тысячелетия считалась эталоном грамматики. «Восьмикнижие» Панини и в настоящее время считается одним из самых полных и строгих описаний языка. В этой работе даны такие философские размышления о языке, которые поражают и сегодняшних философов. Гениальность Панини сказалась и в том, какую последовательную и четкую он создал методику описания языка. Позднее, оставаясь классической, грамматика Панини подвергалась только комментированию, т.е. детальному объяснению, толкованию.

В современном языкознании санскрит изучен достаточно хорошо, современные ученые отмечают множество черт, сходных со структурами других древних языков - латинского и древнегреческого – на этом основании предполагается, что санскрит является языком, родственным латинскому и древнегреческому. Следовательно, можно предположить, что существовал еще более древний язык, послуживший базой для образования санскрита, латыни и древнегреческого, но язык не сохранился.

Итак, в Древней Индии возникновение языкознания вызвано задачами практическими или религиозно-практическими. Древнеиндийские филологи считали, что основой выражения мысли является предложение, которое создается из слов, а слова могут быть классифицированы по частям речи. Слово членится на неизменяемую часть (корень ) и изменяемую (окончание ). Из звуков важнейшими являются гласные. Грамматика Панини является классической грамматикой классического санскрита.

В XIII веке нашей эры была составлена новая грамматика санскрита, автором явился грамматист Вопадева, но новая грамматика повторила основные положения грамматики Панини.

Датский лингвист Вильгельм Томсен (1842-1927 гг.), читая лекции по "Введению в языковедение" в Копенгагене, говорил: "Высота, которую достигло языкознание у индусов, совершенно исключительна, и до этой высоты наука о языке в Европе не могла подняться вплоть до XIX века, да и то научившись многому у индийцев".

Значение древнего индийского языкознания

1. Филология классической древности: учение Панини, теория языка в античный период

2. Средневековые теории языка. Арабское языкознание

3. Языкознание 17-18 в.в.: лингвистические взгляды Г. В. Лейбница, Ж.Ж. Руссо, И. Г. Гердера.

4. Всеобщая рациональная грамматика.

5. Нормативные грамматики и словари

Первый этап в развитии лингвистики распадается на три этапа: филологию классической древности, языкознание средних веков и эпохи Возрождения и языкознание 17-18 веков. Хотя интерес к языку люди проявляли всегда и везде, наиболее значительно на развитие языкознания повлияла филология Древней Индии и Древней Греции.

Знания о языке, как известно, накапливались на протяжении многих веков. Первые размышления о языке зафиксированы уже в древнеиндийских трактатах 5-6 веков до н.э. Они были порождены ведической культурой, в частности необходимостью разъяснить уже ставшие трудно постижимыми для индусов религиозные тексты, созданные на вышедшем из активного речевого обихода языке –санскрите . Он к 5 веку использовался только как литературный язык. Языками же обыденного общения к тому времени стали пракриты – разговорные языки, на базе которых позже возникли современные языки индии (хинди, урду, бенгали, пенджаби, маратхи, гуджарати, ория, ассами, синдхи и др.).

Для сознательного использования санскрита создавались лингвистические комментарии древнеиндийских письменных памятников, древнейшими из которых были веданги.

Наибольшую известносить приобрели работы Яска, Панини, Вараручи, Патанджали. В древнейших грамматиках описывается не только грамматический строй, но и физиологические особенности звуков речи, типы ударения, некоторые звуковые процессы.

Античными мыслителями (Гераклит, Августин, Демокрит, Аристотель) ставились и частично решались философские вопросы языка. Их интересовали проблемы именования (теории фюсей и тесей), связь между мыслью и речью, взаимосвязь между лексической и грамматической семантикой, теории аномалий и аналогий, вопросы происхождения языка. Наряду с философией языка активно изучали грамматическую структуру языка (Александрийская и Пергамская грамматические школы). По образцу греческих создавались римские грамматики (Марк Теренций Варрон, Элий Донат, Присциан). Большое значение придавалось вопросам риторики.

Значительный вклад в развитие науки о языке внесли арабские ученые. В области грамматки стали всемирно известными Сибавейхи («Аль-Китаб»), в лексикографии Халиль аль Фарахиди («Книга Айна»), Махмуд аль Кашгари («Диван турецких языков»). Плодотворно изучался звуковой строй языка. Именно они впервые в истории стали различать понятия «звук» и «буква».


Средние века вистории лингвистических учений считаются эпохой застоя. Основным предмето изучения стал латинский язык. На его основе подготавливалась почва для создания универсальных (идеальных) грамматик.

Сами же универсальные грамматики возникают в эпоху Возрождения («Грамматика «Пор-Рояля» Антуана Арно и Клода Лансло). Методологической основой стала картезианская философия (философия Рене Декарта –лат. Имя Картезий). В это же время укрепляется интерес к сопоставительному исследованию разных языков, бурно развивается историческое языковзнание, лексикография, различные теории происхождения языка (Ж.-Ж. Руссо, Г. Лейбниц, и. Гердер).

В начале 19 века складываются предпосылки для возникновения сравнительно-исторического языкознания (Франц Бопп, Расмус Раск, Якоб Гримм, А.Х. Востоков и др.), на базе которого происходит становление общего языкознания (В.фон Гумбольдт, А.А. Потебня, и. а, Бодуэн де Куртенэ).

В 20 веке в лингвистике а) утверждается тенденция к использованию «объективных» методов исследования языка, требующих максимально исключить навязывание чуждых ему категорий, заимствованных из других наук (школы лингвистического структурализма); б) внедряются принципы математического мышления (математическая лингвистика, лингвостатистика, машинный перевод и др.); в) приоритетным считается изучение живых языков (изучение живой спонтанной речи; г) стремительно распространяется метод лингвистического эксперимента; д) завершается становление лексикологии как самостоятельной лингвистической дисциплины.

Глоссарий: предмет лингвистики, объект исследования, метод исследования, направление, теория, язык, речь, речевая деятельность, моделирование.

Тема 3: Лингвистические взгляды М.В. Ломоносова.

1. Российская грамматика М.В. Ломоносова

2. Классификация частей речи.

3. Фонетика и орфография.

4. Теория трех штилей.

5. «Краткое руководство к красноречию»

М.В. Ломоносов, приняв во внимание особенности русского литературного языка 18 века, пришел к выводу о наличии в нем трех «родов речений»; соответствующие суждения великого ученого окрасили теорию стилей на целые 2 столетия. Теория трех штилей Ломоносова построена на признании разнотипности русской лексики18 века, что объяснялось историческими условиями, в которых на протяжении 8 предшествующих веков формировался русский литературный язык.

Тема 4: Сравнительно- историческое языкознание

1. Возникновение сравнительно-исторического языкознания

2. Германистика и славистика. Сравнительная грамматика Ф. Боппа, концепция Р. Раска, Я. Грима, А.Х. Востокова, А. Шлейхера

3. Философия языка В. Гумбольдта. Морфологическая классификация языков.

4. Логико-грамматическое и психологическое направления в языкознании (Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня)

5. Младограмматическая школа

Ведущее место в сравнительно-исторических исследованиях принадлежит сравнительно-историческому методу. Этот метод определяется как система научно-исследовательских приемов, используемых при изучении родственных языков для восстановления картины исторического прошлого. Современное сравнительно-историческое языкознание, с одной стороны наследует достижения и традиции компаративистики 19 века, с другой стороны, ставит новые задачи и проблемы, возникшие в связи с открытием новых фактов и развитию лингвистических теорий. Исследование связей больших семей языков, находящихся в дальних отношениях и, возможно, родстве, оказывает влияние на развитие сравнительно-исторического и типологического языкознания. С увеличением объема фактического материала – кроме греческого и латинского были изучены языки германские, иранские и славянские – и установлением родства изученных языков с санскритом сравнительно-историческое изучение языков сделало значительный шаг вперед и уточнило свой предмет и метод. Таким образом, было преодолено разобщение европейского и азиатского языкознания и поставлен вопрос о единстве лингвистики. В первой половине 19века языкознание выделилось как особая отрасль знаний, уточнило свой предмет и метод, приобрело современное строение. Основными разделами языкознания стали: общее языкознание, понимаемое как философия языка и общая грамматика, сравнительно-историческое языкознание и частное языкознание.

Тема 5:Лингвистические школы в языкознании

1. Московская лингвистическая школа (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский). Изучение языка как социального явления.

2. Казанская лингвистическая школа (И. А. Бодуэн де Куртене, Н.В. Крушевский, В.А. Богородицкий). Постановка общетеоретических проблем.

3. Зарубежное языкознание. Лингвистическая теория Фердинанда де Соссюра.

4. Структурализм. Пражский лингвистический кружок.

5. Дескриптивная лингвистика, генеративная грамматика, глоссематика

Новые школы, продолжая то, что было сделано ранее обратили особое внимание на проблемы социологии и структуры языка. Социологическое направление в языкознании утверждается в борьбе против индивидуально-психологического и натуралистического понимания сущности языка. Возникший неограмматизм характеризуется признанием следующих основных принципов лингвистики:

1. Язык не природный организм и не индивидуальное явление; язык по своей сущности социален;

2. Предметом языкознания является не только история языка, но и структура современного языка, определение его единиц, их отношений и самого строя языка;

3. Для неограмматизма типично выдвижение на передний план теории и грамматики, понимаемые как учение о форме языка;

4. Неограмматизм считал важнейшим теоретическим вопросом общего языкознания уточнение аспектов исследования и классификацию лингвистических дисциплин. Наиболее значительными школами неограмматизма являются: Казанская, Московская, Женевская лингвистические школы.

Тема 6: Советское языкознание

1. Общеязыковедческие проблемы в трудах советских лингвистов.

2. Лингвистические взгляды Л.В. Щербы, типологическая концепция И.И. Мещанинова, грамматическое учение о слове В.В. Виноградова.

3. Советское языкознание конца 20 века.

Советское языкознание возникло в ходе исторического развития советского общества, его науки и культуры. Создание теории советского языкознания началось с овладения традициями отечественного языкознания. Особенно влиятельны были семасеологическая и грамматическая концепции А. А. Потебни, грамматическое учение Ф.Ф. Фортунатова (особенно в изложении А.М. Пешковского, Д.Н. Ушакова, А.А. Шахматова) и идеи И.А. Бодуэна де Куртане (в изложении В.А. Богородицкого, Е.Д. Поливанова, и.Л. В. Щербы). В работах Г.О. Винокура, В.М. Жирмунского, Б.А. Ларина, А.М. Пешковского, Л.П. Якубинского был сделан поворот от исторического языкознания к описательному, к изучению живой речи, речевой культуры, к социологическому и стилистическому аспектам языка.

Тема 7: Теория языкознания. Язык и речь.

1. Социальная природа языка, его внутренняя структура и формы существования.

2. Язык и речь. Речевая деятельность.

3. Языкознание и семиотика.

4. Типы знаков и языковые единицы

Связь языка и общества вполне определенна: язык существует лишь в обществе. Общество не может существовать и развиваться без языка. Язык, который перестает функционировать и развиваться, - мертвый язык: он сохраняется всего лишь как предмет научного изучения, познания прошлого. Социология языка, или социолингвистика, - один из основных разделов теоретического языкознания, влияющих на языковую политику и имеющих непосредственный выход в практику – языковое строительство. Понятие речевой деятельности настолько важно, что некоторые ученые рассматривают язык как часть речевой деятельности. И это верно только в том случае, что язык не существует сам по себе как абстрактное идея, а является результатом и компонентом человеческой деятельности. Речевая деятельность имеет две стороны: индивидуально - психическую и объективно-социальную. Речевая деятельность – это прежде всего акт общения людей друг с другом при помощи языка, коммуникативный акт. Коммуникация предполагает порождение и восприятие речи, представляющая собой психофизиологические механизмы речи. Выделяется 4 основных уровня порождения речи: мотивационный, семантический, грамматический и фонетический. Язык-это знаковая система.

Тема 8: Социолингвистика как наука о социальных функциях и типах языка.

1. Предмет социолингвистики.

2. Психолингвистика и этнолингвистика как разделы

социолингвистики.

3. Понятие литературного языка. Система стилей, язык художественной литературы.

4. Нация и национальный язык. Язык и история. Язык и культура.

Социальность языка характеризуется прежде всего распространением его литературной нормой, что непосредственно связано социально-экономическим и культурно- политическим развитием общества. Литературный язык- это форма существования и функционирование языка, узус и норма особого рода. Литературный язык-это обработанная и образцовая форма языка того или иного народа. Литературный язык характеризуется следующими признаками:

1. Наличием письменной формы, которая нормализована и кодифицирована;

2. Обязательностью для всех говорящих на данном языке;

3. Полифункциональностью.

Народности возникают на основе племен и их союзов. Общий язык и общая территория, единство духовного склада и культуры-основные признаки народности. Нации возникают, существуют и развиваются только при наличии экономических связей большого количества людей, связанных общностью территории, языка. Национального самосознания, проявляющегося в единстве культуры и духовного склада людей. Связь языка и нации – конкретно – историческая, и пути образования национальных языков разнообразны. Каждая нация имеет свой язык, однако это не значит, что язык нации всегда исконно-собственный и все нации соотносятся со своим языком одинаково. Языком межнационального общения называется такой язык, который используется как средство общения между лицами разных наций, народностей и этнических групп.

Тема 9: Философские и лингвистические методы познания

1. Философские методы познания.

2. Лингвистические методы познания.

3. Сравнительно-исторический метод, его основные приемы

4. Методы и приемы описательной лингвистики.

5. Сопоставительно-типологический метод изучение языков. (Контрастивная типология).

6. Методы и приемы семантической группировки материала.

Философский метод, т.е. метод познания (диалектический и метафизический), представляет собой учение о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Познание как процесс включает три основных этапа: исследования (открытие фактов или их взаимосвязи), систематизации (интерпретации и доказательства) и изложения (описания). Общенаучными способами исследования являются наблюдение, эксперимент, моделирование. Основными лингвистическими методами-аспектами являются описательный, сравнительный и нормативно-стилистический. Каждый из лингвистических методов характеризуется своими принципами и задачами. Описательным методом называется система исследовательских приемов, применяемых для характеристики явлений языка на данном этапе его развития; это метод синхронного анализа. Здесь можно выделить следующие виды анализа: категориальный анализ, дискретный анализ, компонентный анализ, контекстный анализ и множество других приемов лингвистического анализа. Межъязыковое сравнение возникло, с одной стороны, под влиянием практики обучения неродному языку, а с другой стороны, в результате изучения родственных языков. На сравнении языков основаны два вида сравнительного метода: сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный.

Тема 10: Развитие социологических направлений в лингвистике.

Тема 11: Язык, речь и речевая деятельность.

Тема 12: Языкознание и семиотика.

Тема 13: Язык как система. Система и структура языка.

Тема 14: Общественная природа языка.

Тема 15: Философский метод познания языка. Лингвистические методы.

1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. М.: Наука,

2. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1999.

4. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.

5. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975

6. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979.

7. Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979.

8. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

9. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974.

10. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований /Отв. Ред. Б.А. Серебренников. М., 1962.

11. Современная американская лингвистика: фундаментальные направления / Под. Ред. А.А. Кибрика. М.,2002.

12. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М., 2001.

13. Сулейменова Э.Д, Актуальные проблемы казахстанской лингвистики: 1991-2001. Алматы, 2001.

14. Шеляховская Л.А, Гильманова Р.С. Кажигалиева Г.А. Общее языкознание. Материалы к интегрированному курсу. Алматы, 2001.

15. Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии. М., 2003.

16. Современная американская лингвистика: фундаментальные

направления (Под ред А.А. Кибрика, И.М. Кобозевой, И.А.

Секериной). М., 2002.

17. Соссюр Ф.де. Курс общей лингвистики /Труды по языкозанию. М.,

18. Гийом Г. Принципы теретической лингвитики. М.,1992.

19. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику /Перевод с англ. Под ред и с предисл. В.А. Звегинцева. М., 1978.

20. Общее языкознание //Под ред. А.Е. Супруна. Минск,1983.

21. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998.

22. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

23. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

24. Маслова В.А. Введение в лингвокультурологию. М., 1997.

25. Гак В.Г. Прагматика и языковое варьирование //Гак В.Г. Языковые преобразования. М.,1998.

26. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

27. Дейк Т.А. ванн Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

28. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999

29. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1998.

30. Левицкий Ю.А. Язык, речь, текст. Пермь, 1998.

31. Березин Ф.М. О парадигмах в истории языкознания 20в.

//Лингвистические исследования в конце 20 века. М., 2000.