Как делать разбор как часть речи глагол. Как сделать морфологический разбор глагола: схема и примеры. Описание постоянных признаков
На уроке вы сможете научиться производить морфологический разбор глагола, повторите основные понятия, связанные с темой «Глагол». В школе, проводя морфологический разбор глагола, вы показываете свое знание этой темы. Умение определять грамматические признаки может быть основой для других более интересных исследований. Вы сможете изучать историю языка; анализировать, какие грамматические категории использует автор в литературном произведении; проводить сравнительный анализ языков. Инструментом этого служит морфологический разбор.
План морфологического разбора глагола
Часть речи: глагол ;
Вопрос: что делать? что сделать? что делаешь? что сделаем? что делал? и т. п.
Общее значение: действие предмета.
Морфологические признаки:
Начальная (неопределенная) форма;
Постоянные признаки : вид, переходность, возвратность, спряжение;
Непостоянные признаки : наклонение, время (в изъявительном наклонении), лицо (в повелительном наклонении, в настоящем и будущем времени), род (в условном наклонении и в прошедшем времени в единственном числе), число (во всех формах, кроме неопределенной).
Синтаксическая роль
Схема 1. Непостоянные признаки глагола
Образец: На окраине одного маленького шведского городка вы увидите запущенный сад .
Морфологический разбор глагола
Увидите - глагол;
I. (что сделаете?) увидите ;
Н.ф. - увидеть ;
II. Пост. - сов. вид, перех., невозвр., II спряж.;
Непост. - изъявит. накл., буд.вр., 2л., мн.ч.
III. Вы (что сделаете?) увидите.
Некоторые трудности в морфологическом разборе глагола
Трудность, связанная с аналитическими формами глагола (состоящими из двух слов): ехал бы; буду рисовать; пусть едет. Здесь можно условное наклонение принять за прошедшее время, а будущее сложное за инфинитив, а повелительное наклонение перепутать с настоящим временем. Особенно если в предложении частицы бы или глагол-связка быть стоят отдельно от глагола.
Например: Если бы я завтра приехал , то обязательно пришел бы на день рождения.
Я буду всегда вас помнить .
Трудность, связанная с омонимичными формами: повелительное наклонение и формы настоящего или будущего времени (Учите, учите ).
повелит. накл. изъявит. накл.
Сравните: Учите правила основательно. - Если вы учите правила основательно, то будете писать без ошибок.
Список литературы
- Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
- Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
- Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
- Глагол как часть речи. СРЯ ().
- Спряжение глаголов ().
- Культура письменной речи. Правописание глаголов ().
- Розенталь Д.Э. Словарь лингвистических терминов ().
- Дидактические материалы. Раздел «Глагол» ().
- Стилистическое использование глаголов в художественной речи ().
Домашнее задание
Задание: прочитайте текст и выполните задания.
Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал , что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел ...
Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.
Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)
1. Найдите в тексте глаголы.
2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.
3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.
4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?
5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.
6. Произведите морфологический разбор выделенных слов.
Учебник: « Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина Издательство: ООО «БАЛАСС».
Цель: научить разбирать глагол как часть речи.
Задачи:
- Образовательные
:
- ознакомиться с алгоритмом разбора глагола как части речи и образцом записи разбора
- повторить знания о глаголе
- учить планировать учебную деятельность
- Развивающие
:
- развивать устную и письменную речь
- развивать умение работать в парах
- развивать умение работать по алгоритму
- развивать орфографическую зоркость
- Воспитательные
:
- воспитывать учебную активность
- воспитывать навыки самоконтроля и самооценки
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. В начале урока мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. На столах у вас находятся карточки с символами настроения. Выберите подходящую для вас и покажите.(показывают). Я рада, что у большинства ребят весёлое настроение.
2. Языковая разминка с элементами актуализации изученного
– Прочитайте слова: Р.КЕТА ПЛ.НЕТА КОСМ.С
– Какое задание вы можете выполнить? (Вставить пропущенные буквы, списать,подчеркнуть опасные места, поставить ударение)
Хоровое проговаривание, проверка у доски.
– Какие слова записали? (С
непроверяемыми написаниями)
– Что означает слово Р.КЕТА? (Летательный
аппарат, снаряд для фейерверков и сигнализации,
боевой снаряд)
– Составьте предложения с данными словами. (Составляют
устно)
– Запишите предложение под диктовку.
Яркая ракета осветила небо.
– Подчеркните опасные места. Проверим
устно.
– Назовите имена существительные из
предложения. (Ракета, небо)
– Разберём их как часть речи. (Комментируют с
места)
– Найдите имена прилагательные. (Яркая) Разберём
как часть речи. (Ученик работает у доски)
3. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока
– Какую часть речи ещё надо разобрать? (Глагол)
– Разберите. (Не умеем)
– Какая тема нашего урока? (Разбор глагола как
части речи)
4. Совместное планирование учебной деятельности с записью плана на доске
– С чего начнём работу? (Вспомним, что
такое глагол и на какие вопросы отвечает)
– Что ещё добавим? (Как определить время
глагола)
– Что будем делать с глаголами? (Изменять по
числам, определять род)
– А ещё познакомимся с алгоритмом разбора и
образцом записи разбора глагола как части речи.
На доске план:
глагол
вопросы
время
число
род
– Тема есть. Задачи поставлены.
5. Поиск решения
Задание 1
– Прочитайте слова. Выпишите только глаголы.
Полёт лётчик летать самолёт улетает вылет летательный лётный вылетел полетит
– Докажите.
(Глагол
обозначает действие предмета и отвечает на
вопросы что делает? что делал? что будет делать?)
– Среди этих глаголов есть особенный. Какой? (Летать)
– Почему? (Нельзя определить время и число)
– На какой вопрос отвечает? (Что делать?)
Вывод: глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? и что сделать?
– Как по-другому называется неопределённая форма глагола? (Начальная форма, инфинитив)
Задание 2
Работа с карточкой.
Поставьте глаголы в неопределённой форме, выделите суффиксы. Проверка в парах. Проверка на компьютере. Оцените себя.
Дружил –
Нёс –
Пёк –
Рисовал –
– Сделайте вывод. (Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы ть , ти , о , а , и , я , е , у и оканчиваются на чь )
Задание 3
– Если у глагола летать
нельзя
определить время, то у оставшихся глаголов улетает.
вылетел, полетит
можно.
– Назовите глагол настоящего, прошедшего,
будущего времени. Докажите.
– От глаголов неопределённой формы образуйте
глаголы настоящего, прошедшего и будущего
времени
Пускать (устно)
Сигналить (письменно)
Вывод: глаголы изменяются по временам.
– На какой вопрос отвечает начальная форма глагола, когда образуются все три времени глагола? (Что делать?)
Задание 4
Определите число глаголовулетает. вылетел, полетит . (Единственное число)
– В каком числе ещё можно поставить глаголы? Поставьте устно.
Вывод: глаголы изменяются по числам.
– Что ещё можно определить у глагола? (Род)
– У всех глаголов? (Только в прошедшем времени)
– Какой вывод можно сделать? (Только глаголы
прошедшего времени изменяются по родам)
Физминутка
Задание 5
Знакомство с алгоритмом разбора глагола
по учебнику с 111.
– Прочитайте порядок разбора (Вслух)
.
Посмотрите на доску и сравните, что мы знаем о
глаголе.
– Запись одинаковая?
– Сможем ли мы указать все признаки глагола как
части речи? (Да)
Вывод: значит мы можем работать по алгоритму разбора глагола как части речи.
– Какую ещё осталось задачу решить? (Как
правильно оформить на письме)
– Смотрим образец записи в учебнике.
6. Развитие умения – применения нового знания
На доске запись.
Н.ступила ранн.. в.сна.
Ласково светит ярк.. со.нце.
Скор. з.пахнет душ.стыми поч.ками.
– Прочитайте предложения. Вставьте
пропущенные буквы. Объясните. (по 1 ученику у
доски)
– Найдите глаголы. Разберите как часть речи.(один
глагол с комментированием – записывает учитель,
другой – работает ученик у доски, третий –
самостоятельно)
– Что поможет разобрать глагол как часть речи?
Вывод: знание алгоритма помогает разобрать глагол как часть речи.
Работа с учебником. Упр.381
– Что будем выполнять в упражнении?
– Подчеркните глаголы. Выберите два любых
глагола и разберите как часть речи.
Проверка на компьютере.
7. Итог урока
– Выполнили ли мы задачи, которые поставили? (Да)
Вывод: мы научились разбирать глагол как часть речи.
9. Домашнее задание: стр.115 упр.1 (устно) упр. 6.
На уроке вы сможете научиться производить морфологический разбор глагола, повторите основные понятия, связанные с темой «Глагол». В школе, проводя морфологический разбор глагола, вы показываете свое знание этой темы. Умение определять грамматические признаки может быть основой для других более интересных исследований. Вы сможете изучать историю языка; анализировать, какие грамматические категории использует автор в литературном произведении; проводить сравнительный анализ языков. Инструментом этого служит морфологический разбор.
План морфологического разбора глагола
Часть речи: глагол ;
Вопрос: что делать? что сделать? что делаешь? что сделаем? что делал? и т. п.
Общее значение: действие предмета.
Морфологические признаки:
Начальная (неопределенная) форма;
Постоянные признаки : вид, переходность, возвратность, спряжение;
Непостоянные признаки : наклонение, время (в изъявительном наклонении), лицо (в повелительном наклонении, в настоящем и будущем времени), род (в условном наклонении и в прошедшем времени в единственном числе), число (во всех формах, кроме неопределенной).
Синтаксическая роль
Схема 1. Непостоянные признаки глагола
Образец: На окраине одного маленького шведского городка вы увидите запущенный сад .
Морфологический разбор глагола
Увидите - глагол;
I. (что сделаете?) увидите ;
Н.ф. - увидеть ;
II. Пост. - сов. вид, перех., невозвр., II спряж.;
Непост. - изъявит. накл., буд.вр., 2л., мн.ч.
III. Вы (что сделаете?) увидите.
Некоторые трудности в морфологическом разборе глагола
Трудность, связанная с аналитическими формами глагола (состоящими из двух слов): ехал бы; буду рисовать; пусть едет. Здесь можно условное наклонение принять за прошедшее время, а будущее сложное за инфинитив, а повелительное наклонение перепутать с настоящим временем. Особенно если в предложении частицы бы или глагол-связка быть стоят отдельно от глагола.
Например: Если бы я завтра приехал , то обязательно пришел бы на день рождения.
Я буду всегда вас помнить .
Трудность, связанная с омонимичными формами: повелительное наклонение и формы настоящего или будущего времени (Учите, учите ).
повелит. накл. изъявит. накл.
Сравните: Учите правила основательно. - Если вы учите правила основательно, то будете писать без ошибок.
Список литературы
- Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
- Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
- Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
- Глагол как часть речи. СРЯ ().
- Спряжение глаголов ().
- Культура письменной речи. Правописание глаголов ().
- Розенталь Д.Э. Словарь лингвистических терминов ().
- Дидактические материалы. Раздел «Глагол» ().
- Стилистическое использование глаголов в художественной речи ().
Домашнее задание
Задание: прочитайте текст и выполните задания.
Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал , что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел ...
Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.
Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)
1. Найдите в тексте глаголы.
2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.
3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.
4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?
5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.
6. Произведите морфологический разбор выделенных слов.
§ 1 Морфологический разбор глагола
На завершающем этапе изучения глагола рассматривается его морфологический разбор, выполнение которого поможет научиться находить верные грамматические признаки данной части речи и систематизировать полученные знания о глаголе.
На этом уроке мы рассмотрим порядок морфологического разбора глагола.
Морфологический разбор - это характеристика слова как части речи с учетом особенностей его употребления в конкретном тексте.
Он включает три обязательных пункта:
1.Часть речи, общее грамматическое значение.Начальная форма (неопределённая форма глагола, или инфинитив, отвечает на вопросы что делать? что сделать?).
2. Морфологические признаки глагола. Они делятся на постоянные и непостоянные.
К постоянным относятся те, которые в слове не меняются. Всего их 3: вид; переходность (если при глаголе можно поставить существительное в винительном падеже без предлога, то он переходный) и спряжение (I спр., II спр. или разноспрягаемый).
К непостоянным признакам глагола относятся: наклонение (изъявительное, повелительное или условное); число (единственное или множественное); время (если есть - настоящее, прошедшее или будущее), лицо (если есть - 1, 2 или 3, определяется у глаголов в форме настоящего и будущего времени) и род (если есть - мужской, женский или средний, определяется у глаголов единственного числа прошедшего времени).
3.Синтаксическая роль глагола в предложении.
§ 2 Примеры морфологического разбора глагола
Рассмотрим разбор на примерах. Перед нами предложение из стихотворения Сергея Есенина «Пороша»:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Для анализа возьмём слово «дремлет».
1. Слово отвечает на вопрос «что делает?» и обозначает действие предмета. Следовательно, это глагол. Начальная форма - дремать.
Постоянные признаки: данный глагол несовершенного вида, поскольку отвечает на вопрос что делает? Он непереходный, так как не употребляется с существительным в винительном падеже и относится к I спряжению.
Непостоянные признаки. Глагол стоит в изъявительном наклонении, в настоящем времени, в единственном числе и 3 лице. Категории рода не имеет, т.к. стоит в настоящем времени.
3. Теперь выясним синтаксическую роль слова в предложении. Поскольку оно отвечает на вопрос «что делает?» значит, является сказуемым.
Мы доказали, что слово дремлет - это глагол, поскольку оно обладает всеми грамматическими признаками этой части речи.
А теперь рассмотрим другой пример из строк стихотворения Сергея Есенина:
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
§ 3 Краткие итоги по теме урока
Чтобы разобрать глагол морфологически, мы должны вспомнить все признаки данной части речи и выполнить разбор строго по заданной схеме. Вначале задаём вопрос к слову и определяем общее грамматическое значение. Далее указываем начальную форму. Теперь мы должны отметить морфологические признаки. К ним относятся вид, переходность, спряжение, наклонение, число, а также время, лицо и род, если они есть в конкретном слове. И в завершении определяем, каким членом предложения является глагол в данном контексте.
Список использованной литературы:
- Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. 6 класс. 2012.
- Н.Г. Гольцова. Русский язык 10-11 классы. 2012.
- В.В. Бабайцева. Русский язык. Теория. 5-9 класс. 2012.
- Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. 2012.
- Н.О. Крамаренко. Уроки русского языка в 6-м классе. Поурочные планы. 2002.
- Н.В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс. 2011.
Изучая русский язык и, в частности, глаголы, мы часто сталкиваемся с необходимостью морфологически разобрать глагол - определить его характеристики и особенности. По какой схеме проводится морфологический разбор, и как это выглядит на примерах?
План действия для любого глагола
Разбор состоит из нескольких этапов:
- Для начала нужно обозначить, что мы имеем дело именно с глаголом, определить его значение и вопрос, на который он отвечает.
- Затем нужно употребить слово в его начальной форме и рассмотреть постоянные и изменяемые признаки. Для глаголов постоянными являются такие признаки, как вид и спряжение, переходность и возвратность, а непостоянными - лицо, время, род и число, а также наклонение.
- И наконец, в заключение принято обозначать, какую роль играет рассматриваемое слово во всем предложении.
Образцы морфологического разбора
Морфологический разбор глагола «стоял»
Чтобы было понятнее, разберем для примера слово «стоял».
- Слово относится к категории глаголов, обозначает некое действие, проверочным вопросом является «что делал».
- Начальной формой здесь будет слово «стоять». Глагол имеет как постоянные, так и изменяемые признаки. К первым относятся - несовершенный вид, 2-е спряжение, невозвратность и непереходность. Среди изменяемых признаков - прошедшее время, мужской род и единственное число. Наклонение будет изъявительным, а вот лицо здесь определить нельзя.
- В произвольном предложении слово окажется на месте сказуемого.
Морфологический разбор глагола «писал»
Приведем другой пример - слово «писал».
- Глагол сообщает о некоем действии, вопросом к нему является «что делал».
- Инфинитив для слова - «писать». Среди неизменяемых признаков глагола - невозвратность и несовершенный вид, слово является переходным и относится к 1-му спряжению. Среди изменяемых признаков - прошедшее время, мужской род и единственное число. Лицо определить невозможно, а наклонение будет изъявительным.
- В предложении займет роль сказуемого.
Морфологический разбор глагола «разглядываю»
В качестве третьего примера возьмем слово «разглядываю».
- Слово отвечает на вопрос «что делаю» и поэтому является глаголом, говорящим о совершаемом действии.
- Инфинитивом для слова станет «разглядывать». В постоянные признаки попадут 1-е спряжение, несовершенный вид и невозвратность, а также переходность. К изменяемым признакам будут относиться 1-е лицо глагола, единственное число, настоящее время и изъявительное наклонение. Род не определяется.
- Скорее всего, в предложении слово окажется сказуемым, однако это зависит от конкретной фразы.