Как написать стоящее произведение которое понравится читателю. Как написать книгу: азы ремесла и пошаговая инструкция. Проверьте свои знания

Роман - это не просто набор из 33 букв и горстки знаков препинания. У него есть назначение - заставить читателя окунуться в мир, созданный автором, почувствовать вещи, места и миры, о которых он не знал. Разжечь в читателе жажду узнать, что же произойдёт дальше, заставить его перевернуть страницу и обнаружить, что чтение романа не только принесло удовольствие, но заставило немножко измениться и открыло для него что-то новое.

Самые популярные жанры литературы

Как начать писать? Прежде чем сесть за написание романа, автор должен определить: для кого он хочет писать? Кто будут его читатели? Что их интересует и что сегодня читают больше всего? Многочисленные опросы показали, что на сегодня самые читаемые жанры - это любовный роман, фантастика, детективы и классика.

Любовные романы

Как правило, читают их в большинстве своём женщины, которые видят в жизни только стирку, уборку, работу, кухню и вечно занятого мужа. Им необходима романтика, красота. Им нужны красивые имена героев, сильные персонажи, запоминающиеся места. Они не будут читать о любви сантехника к кухарке.

Но если автор рискнёт рассказать об этом, то ему необходимо подумать над тем, как увлечь своих читательниц - продумать трогательный сюжет. Понять, как писать любовные сцены в романе так, чтобы самый непривлекательный с первого взгляда герой «заиграл», выделился. На протяжении всего произведения отмечать, как чувства героев изменили их, через какие трудности им пришлось пройти, чтобы доказать или показать свою любовь.

Фантастика

Фантастический жанр предпочитают в основном подростки или компьютерные гении. В плане жанрового разнообразия здесь есть где развернуться. Это может быть приключенческая история с невероятными украшениями: перевоплощения и необычные трюки, необыкновенные места и технические «навороты».

Фантастический жанр и хорош тем, что здесь можно придумать название, которое заинтригует читателя, создать увлекательный сюжет, взяв за основу народную сказку с ее чудовищами, волшебниками и храбрыми рыцарями или киберфантастику с её электронными новшествами.

Фэнтези - довольно популярный жанр потому, что здесь неограниченное «поле деятельности» для автора. И как написать фантастический роман, в каком ключе, зависит только от его воображения. Основной набор фантаста - главный персонаж, предмет его любви, могучие покровители или соратники. И конечно, противоборствующая сторона: главный злодей - коварный и непобедимый.

Детективы

Романы этого жанра всегда читали, читают и будут читать. Почему они популярны? Прежде всего, читатель желает развлечься, убежать от реальности. Ему нравится разгадывать преступление, словно ребус. Начало романа - это головоломка, которая ставит в тупик. А автор играет: скрывает улики, наводит подозрение на совершенно невиновного персонажа, который и ведёт себя так, словно он и есть преступник.

И читатель зачастую идёт неверной дорогой, его догадки ошибочны. Как правило, герой детектива - сыщик - превосходит читателя в сообразительности и изящно раскрывает преступление. Чтобы написать детектив, одной головоломки, конечно, недостаточно. Как научиться писать романы в жанре детектива? Во-первых, читателю интересно следить за ходом мыслей героев, преследовать вместе с сыщиком преступника и обосновывать догадки и подозрения.

Наказание злодея - тоже немаловажная деталь, читатель испытывает удовольствие при виде преступника, получившего по заслугам. Зачастую читатель отождествляет себя с главным героем, вживается в его роль и повышает собственную значимость. Хорошо написанный детектив вызывает у него уверенность в реальности происходящего. И он продолжает снова и снова входить в роль сыщика, читая один роман за другим.

Классика

Великие творения невозможно не знать. Классическая литература актуальна во все времена. Конечно, новую «Войну и мир» создавать не надо. Как написать роман, который покорит не один десяток читателей? Наполнить его глубоким смыслом, поднять глобальные актуальные проблемы, основываясь на вечных ценностях. Такое произведение никого не оставит равнодушным, будет интересно во все времена и станет приносить пользу.

Формула захватывающего произведения

На самом деле того, чего ещё не было написано, довольно много. Важно придумать что-то оригинальное, необычное. Одним словом, своё. Общей схемы написания романа нет. Да и не было никогда. Поэтому не существует универсальной формулы того, как писать романы, пользующиеся спросом. Но изобретать велосипед тоже не нужно. Начинающему мастеру пера достаточно воспользоваться общей структурой: сюжетом и композицией.

В хорошем произведении всё логически связано: одно действие (событие) вытекает из другого, и всё то, что к этому не имеет отношения, убирается. Основной принцип - последовательные, логически построенные действия героев. Это и есть сюжет произведения. Затем необходимо определиться с элементами сюжета. Что нужно тщательно продумать перед тем, как написать роман?

  • Экспозиция - персонажи, их взаимоотношения, время и место действия.
  • Предзнаменование - намёки, какие-либо знаки или подсказки, приоткрывающие дальнейшее развитие сюжета.
  • Завязка - важный элемент любого произведения. Это событие, которое развивает, провоцирует конфликт.
  • Конфликт - это основа любого произведения. Что может лечь в основу конфликта? Человек (персонаж) против человека или против самого себя. Герой против общества или природы. Человек против сверхъестественного или техники.
  • Нарастающее действие - важное условие того, как написать роман, который держит читателя в постоянном напряжении. Необходимо создать цепь событий, которые берут начало от конфликта. Постепенно действие нарастает и достигает пика.
  • Кризис - точка кульминации. Кризис начинается непосредственно перед кульминацией или одновременно с ней. Это именно тот момент, когда противоборствующие стороны сталкиваются, то есть встречаются лицом к лицу.
  • Кульминация - это самый значительный момент в романе. Самый интересный, так как герой сжимает зубы и идёт до конца либо ломается и проигрывает.
  • Нисходящие действия - это события или действия героев, которые ведут к развязке.
  • Развязка - разрешение конфликта. Герой побеждает или достигает поставленной цели, остаётся ни с чем или вовсе гибнет.

Как написать роман

Правила создания сюжета выделяют один элемент - кризис. Как сказано выше, это кульминационная точка в романе. Именно этот момент выделяет произведение, делает его захватывающим. Что характерно для него? Во-первых, кризис отражает жанр произведения.

Во-вторых, он должен буквально перевернуть жизнь героя, нарушить естественное течение его жизни, изменить её в худшую сторону. Этот момент требует особого внимания автора, так на преодоление последствий кризиса должна уйти вся книга, весь запланированный объем произведения. В противном случае получаются короткие романы, не раскрывающие полностью идею произведения.

В-третьих, кризис должен захватить самого автора. Только в этом случае книга будет увлекать и читатель не заснёт на середине романа. После того как автор определился с кризисом, нужно решить, что готов сделать герой для его преодоления, на что он пойдёт для достижения своей цели. Он должен быть уверен, что это единственно возможный путь выхода из создавшейся ситуации. Это и будет главная цель героя.

Четыре составляющие кризиса

Придумывая завязку, подводя персонаж к кризису, ни в коем случае не надо торопиться. Это своего рода фундамент произведения. И автору предстоит на нём строить. Плохо продуманный замысел рухнет, а мастерски созданная, умная завязка только придаст энергии и силы, которые и помогают создать полноценные шедевры, а не наполовину недописанные, короткие романы.

Обладание и избавление

Предметом обладания (избавления) может быть человек, идея, чувство, информация. Пытаясь разрешить кризис, персонаж должен этого добиваться. Например, девушка желает выйти замуж, но родные всячески препятствуют этому. И она пытается избавиться от их гнёта. Или отец ищет похищенного ребёнка. Желание найти своё чадо настолько сильно, что его не остановят никакие препятствия.

Трагические последствия

Герой не смог достичь своей цели, последствия ужасны - они полностью разрушают его жизнь. Не столь важно, как начать писать, а главное - дать понять читателю, что здесь многое поставлено на карту. Дать прочувствовать, пережить с героями всю трагичность сложившейся ситуации, страх. Одним словом, затянуть читателя, наделить персонажей чувствами, присущими каждому человеку. Создать ситуацию, которую просто необходимо разрешить. Девушка, не сумев преодолеть гнёт семьи, останется несчастной. Отец, не сумев спасти ребёнка, потеряет его.

Высокие побуждения

Это то, что всегда притягивает читателя. Если автор произведения наделит своего героя хотя бы одним достойным побуждением для достижения цели, читатели будут сопереживать ему, восхищаться и побуждения героя найдут отклик в их сердце. Какие высокие побуждения достойны внимания читателей? Это может быть чувство долга, любовь, достоинство, честь. Товарищество, справедливость, патриотизм зачастую находят у читателей отклик. Раскаяние и самоуважение - достойные, благородные побуждения.

Важно выделить сильные стороны. Например, следователь, раскрывая преступление, руководствуется чувством долга. Отец, спасающий ребёнка, руководствуется любовью. Более мягкие - великодушие или доброта - не произведут на читателя должного впечатления. Следует отметить негативные стороны - зависть, злобу, ненависть, гордыню, жадность, похоть.

Такими чертами наделяют обычно антигероев. Молодые писатели зачастую упускают этот момент: создать сильный персонаж с негативными побуждениями довольно трудно. Пожалуй, единственное негативное побуждение, которое может привлечь внимание читателя, - это месть. Когда герою не оставили выбора и единственный способ добиться справедливости - это месть.

Преодоление препятствий

И последнее, что должен сделать герой, чтобы добиться своей цели, - преодолеть препятствия. Автору необходимо создать непреодолимые препятствия. Кажется, что цель недостижима. Пересмотреть созданный кризис, насколько он глубок и непреодолим. При необходимости кризис можно усугубить: ухудшить ситуацию, сделать её масштабней, поменять какие-то элементы местами или место действия.

Конфликт разрешается

Почему важно построение сюжета? Потому что за время существования литературы выработана определённая схема воздействия на читателя. Если роман не вписывается в неё, он будет вялым и нелогичным. В объёмных произведениях с несколькими сюжетными линиями все вышеизложенные элементы повторяются неоднократно и подчиняются этим правилам построения сюжета.

Кроме того, построение цепи событий, переход от завязки к конфликту должен быть правдоподобным. Как написать роман, отвечающий этим требованиям? У персонажа должны быть серьёзные причины поступить так или иначе. Развязка, завершение конфликта - это результат действий героя произведения. В каждой сцене необходимы логика и здравый смысл. Читатель будет чувствовать себя обманутым, если персонажу просто везёт. Уважать персонажей он будет только в том случае, если они того заслужили - сделали что-то достойное.

Отступление от правил

Автор хочет отступить от общепринятых правил, но не знает как? Писать романы в стиле трэш - сейчас это довольно модное направление. В таком произведении автор отступает от правил. Он не скован литературными формами. Это просто поток сознания, расслабление, куски мыслей. Но тем не менее здесь должна быть интересная сюжетная линия. Должны присутствовать элементы, цепляющие читателя: юмор, настроение, бесовщинка, безудержное сумасшествие и т. п. То, что встряхнёт читателя.

Написать произведение с захватывающим сюжетом, необычными местами и нехарактерными для современного мира поступками можно, если окунуться в историю. Именно так. История любой страны, города, знаменитого сражения или биография известной личности интересны во все времена. Как писать Создать шедевр, достойный внимания, несущий в себе историческую ценность можно, только досконально изучив факты, свидетельства. Читатели внимательны к мелочам.

Желая воссоздать историю, необходимо изучить тот период времени, в которое автор хочет поместить своих героев. Обратить внимание на одежду, дома, обстановку, утварь, привычки, моральные ценности того периода. Буквально окунуться в то время. Выстроить сюжетную линию, вплести интригующих героев, наделить их высокими целями.

Название

Как придумать название книги - гениальное, запоминающееся? Прочтите книгу и подумайте о ее идее. Продумайте названия, подходящие к основному посылу или к главным эмоциям, которые вызывает ваш роман. Выпишите из книги излюбленные фразы. Может, они станут названием произведения. Подумайте о том, чтобы назвать роман в честь главного героя. Это довольно распространенная практика. Загадочные названия интригуют читателя, который ищет что-то необычное. В то же время название должно давать достаточно информации о предмете книги, но не слишком много, чтобы читатель оставался заинтересован. Будьте оригинальны. Придумайте название, которое будет выделяться из массы подобных.

Самое главное - не пугаться, если окажется, что роман с таким названием уже есть. Читателей всё равно больше. Знаменитыми становятся прежде всего книги, чьи авторы смогли придумать удачное название, собрать в единое целое идеи, мысли, факты и создать захватывающий, логически выстроенный сюжет.

Для многих из нас написание текстов является сложной и неприятной задачей. Пожалуй, всем знакомы ситуации, когда оно либо откладывается на последний момент и делается в спешке кое-как, либо отнимает огромное количество времени при очень низкой продуктивности. Отчасти неприязнь к письму объясняется болезненными школьными или студенческими воспоминаниями: всех нас заставляли писать сочинения, рефераты, дипломы и диссертации по совершенно неинтересным нам предметам. Между тем, школа или университет отнюдь не являются единственными местами, где нам необходимо писать тексты. Отчёты и доклады на работе, мотивационные и рекомендательные письма, рецензии на книги и фильмы, заметки в блогах и социальных сетях - вот лишь немногие из тех видов письма, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Не говоря уже о том, что некоторые из нас хотели бы писать рассказы, сказки для своих детей или мемуары, но никак не могут приступить к этому занятию. Как же сделать написание текстов эффективным и приносящим нам удовольствие? Другими словами, каким образом можно замотивировать себя на написание текста и довести этот процесс до конца?

Мотивация - это внутреннее или внешнее побуждение человека к действию.

Внешняя мотивация, как явствует из названия, - это совокупность внешних факторов, которые заставляют нас приняться за работу. В случае с написанием текстов, типичными примерами внешней мотивации является необходимость написать курсовую работу в университете или годовой отчёт на работе. Если студент не напишет курсовую работу в срок, то его могут отчислить из университета. Если работник не подготовит отчёт, то он потеряет доверие коллег и начальства, не сможет рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице и повышение зарплаты, возможно даже, будет уволен. Отчисление из университета, плохие оценки, продвижение по карьерной лестнице - всё это внешние факторы, мотивирующие к написанию текста. Безусловно, внешняя мотивация может иметь и более сложный характер: иногда люди начинают писать тексты, чтобы самоутвердиться, привлечь к себе как можно больше внимания, справиться со своими комплексами и фобиями и т.д. Однако в данном случае письмо также является всего лишь инструментом для достижения других целей.

При этом многие психологи утверждают, что внешняя мотивация никогда не может сравниться по своей силе с внутренней мотивацией. Внутренняя мотивация - это совокупность личностных потребностей, желаний и черт характера, которые способствуют эффективному выполнению какого-либо задания. Различие между внешней и внутренней мотивацией можно проиллюстрировать на примере фраз «Мне нужно» и «Я хочу». В первом случае, я ничего не хочу писать, но от меня этого требуют внешние обстоятельства, во второй ситуации, мне совершенно ничего не нужно, но я хочу писать. Между тем, сила внутренней мотивации часто переоценивается. Ресурсов лишь внутренней мотивации может быть недостаточно для того, чтобы довести дело до конца. Поэтому идеальным является сочетание внутренней и внешней мотивации.

Для того чтобы понять свой уровень самомотивации, предлагаем вам пройти специальный тест.

Тест на самомотивацию

Данный тест на самомотивацию основан на нескольких методиках и позволяет определить значимость для вас таких мотиваторов как стремление к одобрению окружающих, направленного на достижение успеха и желание избежать неудач и т.д.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • В тесте нужно будет ответить на несколько простых вопросов и выбрать ответ для каждого вопроса из двух вариантов: «в большей степени - да» или «скорее нет».
  • При ответе на вопрос выбирайте тот вариант, который кажется наиболее предпочтительным и комфортным для вас в большинстве жизненных ситуаций. Если оба варианта не нравятся, то выбирайте наименее непривлекательный вариант.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

В данном уроке мы дадим вам небольшие советы, которые помогут повысить внутреннюю и внешнюю мотивацию, преодолеть блок при написании текстов и сделать этот процесс простым и приятным.

Ситуация первая: я хочу начать писать тексты, но не знаю, о чём

Преподаватели, ведущие тренинги по эффективному написанию текстов, часто любят говорить: если вам не о чем написать, то не пишите. Хотя это утверждение можно признать справедливым, если речь идёт об академическом письме, оно совсем не кажется очевидным, когда дело касается креативного письма. Сегодня довольно распространённой является ситуация, когда человек и хотел бы о чём-нибудь написать, но у него нет культуры и привычки письма, и поэтому он совершенно не представляет, с чего начать, как к написанию текста подступиться и о чём вообще стоит писать.

Поразительно, но ещё 50-60 лет тому назад эта проблема не существовала. Нам достались огромные объёмы частной переписки, дневников, записных книжек, мемуаров, воспоминаний, путевых заметок, конспектов, написанных людьми, жившими начиная с XVII века, когда воцарились идеалы просвещения, и вплоть до середины XX века, когда начали широко распространяться современные средства коммуникации. Сегодня мы говорим друг с другом по телефону или скайпу, но не пишем друг другу письма. В лучшем случае, мы обмениваемся короткими сообщениями в социальных сетях или смс. Мы делаем фотографии и снимаем видео, но не пишем путевых заметок или воспоминаний. Письмо перестало быть частью нашей повседневной жизни. Поэтому если вы хотите снять писательский блок, то вам необходимо начать воспитывать в себе культуру письма. Для этого попробуйте каждый вечер посвящать 15-20 минут тому, чтобы в письменной форме описать прошедший день: что с вами произошло, что вас взволновало, порадовало или вызвало ваше негодование, какие эмоции вы испытывали. Также вы можете описать книгу, фильм, музыку и те мысли, которые они у вас вызвали. Через какое-то время вы, скорее всего, заметите, что ваши заметки стали более разветвлёнными и что в вашей жизни есть масса предметов, о которых можно написать.

Ситуация вторая: я начинаю писать, но не могу довести работу до конца

В данном случае даёт сбой внутренняя мотивация. Например, человек загорелся идеей, начал о ней писать, устал, пошёл заняться чем-нибудь другим, вспомнил о ней через неделю, но желание писать о ней уже угасло. В этом случае необходимо найти дополнительные источники мотивации. Попробуйте назначить себе какое-нибудь вознаграждение за выполненную работу. В примитивном случае, написал страницу - съел шоколадку. Другой приём - договориться с человеком, мнением которого вы дорожите, что через два дня/неделю/месяц вы дадите ему прочитать написанный вами текст. Желание не упасть в его глазах будет служить дополнительной мотивацией к работе. Идеально, когда вы можете совместить приятное с полезным: не просто писать тексты для себя, но и получать за это деньги. Например, вы можете писать рецензии на книги, музыкальные альбомы или фильмы для какого-нибудь журнала.

Ситуация третья: мне не хватает терпения и усидчивости во время письма

Эта проблема может быть связана как с недостатком мотивации, так и с неумением концентрироваться. Есть люди, которые могут с лёгкостью работать в присутствии других, с включённым телевизором или музыкой. Однако многим это мешает сосредоточиться. Лучше приниматься за написание текстов, когда вам никто не будет мешать. Если у вас нет такой возможности, то вам помогут упражнения на повышение концентрации внимания (методика Мюнстерберга, таблицы Шульте , методика «10 слов», упражнение «Дальтоник» и т.д.). Также многие часто отвлекаются на проверку электронной почты или сообщений в социальных сетях. Попробуйте выключить интернет, чтобы у вас не было подобного соблазна. При этом необходимо помнить, что концентрация внимания не может долго находиться на одном уровне. Поэтому работу нужно чередовать с отдыхом.

Ситуация четвёртая: не могу заставить себя приступить к написанию текста

Часто психологически сложно заставить себя что-то делать, если задача кажется нам необъятной и трудно выполнимой. Лучший приём - разделить большую задачу на несколько маленьких подзадач. О каком бы тексте ни шла речь (роман, научная статья или годовой отчёт), процесс его написания всегда включает в себя четыре стадии, которые необходимо чётко разделять. Первая стадия - собирание материала. Вторая - формулирование основных тезисов и составление плана. Затем идёт написание черновика. И наконец, редактирование текста. Не стоит смешивать эти стадии и пытаться делать всё одновременно. Поговорим о каждой стадии подробнее.

1. Собирание материала

Вся важная информация должна быть у вас под рукой. Ещё до того, как вы начали писать текст, вы должны собрать необходимые вам цитаты, данные, картинки, фотографии, таблицы, графики, диаграммы и т.п. Это ваши инструменты, которые вы готовите заранее. Представьте, что вы вызвали электрика. Он пришёл к вам, начал работу, и обнаружил, что у него нет отвёртки. Он уходит её искать, возвращается, опять принимается за работу и выясняет, что у него нет вольтметра, и т.д. В итоге работа затягивается на целый день. Мы не должны уподобляться этому забывчивому электрику, иначе вместо письма, мы получаем бесконечный поиск нужной информации.

2. Формулирование тезисов и составление плана

После того, как вся необходимая информация оказалась в вашем распоряжении, приступайте к формулировке ваших основных идей. Не нужно записывать их сразу в развёрнутом виде. Лучше использовать простые предложения, словосочетания или даже отдельные слова. При этом наиболее удобно перечислять ваши тезисы в виде пунктов, а не слитного текста. Это позволит вам увидеть, каким образом ваши идеи связаны друг с другом. На основе тезисов и собранного материала вы должны составить рабочий план. Составление плана является одной из самых важных и, безусловно, необходимых процедур при написании текстов. Есть люди, которые говорят, что они не составляют план, а просто следуют движению своей мысли. На самом деле такие люди не вполне искренны, они также следуют плану, просто он находится у них в голове, а не на бумаге. Так или иначе, план лучше составлять, причём как можно более подробный. Это поможет ничего не забыть, организовать разрозненные мысли в стройную структуру, понять, нет ли в вашем тексте повторяющихся идей, плюс, это даёт возможность разделить вашу дальнейшую работу на более мелкие части. С планом вы садитесь писать не один большой текст, а первый подпункт первого пункта первой главы, что является простой и обозримой задачей. Конечно, в ходе работы над черновиком план может так или иначе изменяться.

3. Черновик

По большому счёту, черновик является стадией, когда вы начинаете собственно писать текст. Многие ошибочно считают, что с черновика работа над текстом начинается и на нём же и заканчивается. Это не так. Если вы не выполнили две первые стадии, написание черновика будет долгим, мучительным и неэффективным. Если вы на нём и остановились, текст получится неряшливым. Главная задача этой стадии - превратить уже продуманные пункты и тезисы вашего плана в развёрнутые предложения и связные кусочки текста. При этом нужно помнить, что черновик не должен быть идеален с орфографической, грамматической и стилистической точки зрения.

4. Редактирование

Важно не забывать о наличии этой стадии. После того, как вы закончили писать черновик, его нужно обязательно перечитать, исправить ошибки и опечатки, поработать над формулировками отдельных предложений, подобрать наиболее подходящие термины и синонимы, проверить написание и значение некоторых слов. Если предполагается, что вы будете зачитывать ваш текст в виде устного доклада, то обязательно прочитайте его вслух, посмотрите, все ли слова хорошо сочетаются между собой при произношении.

Ситуация пятая: я пишу очень медленно

«Я просидел за компьютером весь день, а написал всего лишь несколько строчек», - ситуация, с которой сталкивался почти каждый. Одной из причин такого непродуктивного письма опять же может быть низкая концентрация. О том, как справиться с этой проблемой, мы уже говорили выше. Другая причина - смешивание описанных четырёх стадий, в частности черновика и редактирования. Дело в том, что мы сразу стремимся написать очень хороший текст, но это вполне оправданное стремление порой не даёт нам продвинуться дальше первого абзаца. Мы постоянно формулируем и переформулируем наши фразы, возвращаемся к ошибкам и исправляем опечатки. Попробуйте написать короткий текст, ничего в нём не исправляя. Вы сразу же увидите, как ваши пальцы автоматически тянутся к кнопке delete или backspace. Существует несколько приёмов, которые помогают справиться с этой проблемой. Во-первых, на стадии черновика лучше отключить настройки исправления ошибок, чтобы они не отвлекали вас и не побуждали к редактированию текста раньше того, как вы его полностью напишете. Во-вторых, многим помогает просто закрыть экран белым листом бумаги. Сначала вы пишете текст и только потом его просматриваете. Наконец, можно писать черновик вручную. Хотя это менее удобно с практической точки зрения, многим это помогает, т.к. моторика напрямую связана с процессом мышления.

Также написание текстов может быть сильно затруднено, если вы не владеете техникой слепой скоростной печати. В этом случае набор одного листа текста может стать настоящей мукой. Освоение этой техники позволит вам сосредоточиться на содержании вашего текста, и вы не будете отвлекаться на поиски той или иной буквы на клавиатуре. Подробнее прочитать об этой технике вы также можете на нашем сайте в статьях:

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Можно собрать в книге мудрость многих людей или советы, которые дали вам ваши родители и которые помогли вам добиться успеха в жизни. Можно написать о своём жизненном опыте и профессиональном пути или описать биографию знаменитых личностей.

А может быть, вы давно хотите поведать людям о вымышленных мирах и их героях, открыть фантазийный мир прошлого, настоящего или будущего? Это тоже отличные темы для книги, которая обязательно найдёт своего читателя.

Неважно, проза это, стихи или нон-фикшен, совет один: начинайте!

Составьте план или набросайте сюжет

План книги или сюжет, если вы задумали художественное произведение, поможет вам легче продвигаться в написании и создать в итоге целостный текст.

План может выглядеть по-разному: следующие друг за другом пункты, напоминающие привычное содержание книги, карта мыслей или просто последовательность событий. Если вы пока не готовы составить план, запишите все идеи, которые роятся у вас в голове, на отдельных карточках, а потом попробуйте собрать их в единую картину.

Также вам могут быть полезны короткие справки с описанием ключевых черт и характеристик главных героев произведения. Такая картотека позволит сделать персонажей более живыми и нагляднее показать характеры.

Как начать писать книгу

Начать несмотря ни на что. Мало времени? Нет подходящего места, чтобы уединиться? Мысли путаются, и вы не понимаете, какой будет первая глава? Оставьте эти отговорки и садитесь за любой стол, нареките его рабочим и начинайте писать.

Многие авторы пишут нелинейно: начинают с середины, с конца, перескакивают с мысли на мысль. Такая методика позволяет поддерживать градус заинтересованности и эффективности работы. Пишите то, что пишется, а уж потом вы расположите главы в нужном порядке, обрамите их вступлением и заключением.

Сначала пишите, потом редактируйте

«Пиши пьяным, редактируй трезвым», - советовал Эрнест Хемингуэй. Стоит ли впутывать алкоголь в писательский процесс - личное решение каждого, однако истина в том, что нужно сначала писать, отдавшись полностью порыву и погрузившись в состояние потока, а через некоторое время возвращаться к написанному и редактировать. Пытаясь шлифовать текст в процессе написания, вы выходите из состояния потока, теряете мысль и нестандартные обороты. А ведь куда эффективнее написать 10 тысяч знаков «непричёсанного» текста, нежели 3–4 тысячи выверенного и взвешенного.

Как не отвлекаться

Насколько это возможно, создайте себе идеальные условия для написания книги. Что помогает вам писать? Тишина, белый шум, классическая музыка? Сделайте всё, что в ваших силах, чтобы обеспечить себе безупречные условия.

Заведите для себя ритуал. Например, Джек Керуак перед началом работы зажигал свечу, а закончив писать, задувал её. Зажжённая свеча была сигналом для мозга - время творить. Придумайте свой ритуал, который настроит вас на работу: начинайте в одно и то же время или слушайте любимое музыкальное произведение перед работой.

Как не забросить написание книги

Сделайте публичное заявление. Друзьям, близким или подписчикам в соцсетях расскажите, что начали писать книгу и планируете закончить её к такому-то сроку. Публичные обязательства не дадут вам расслабиться.

Пишите каждый день. Что бы ни происходило, какое бы настроение у вас ни было, пишите хотя бы по 20–30 минут ежедневно. Постарайтесь не разрывать цепочку. Если поначалу муза во время вашей работы будет где-то блуждать, будьте настойчивы. Продолжайте писать, конструировать сюжет или собирать материалы. Со временем муза начнёт приходить вовремя.

Объём многих книг - не более 30 тысяч слов. Если за полчаса вы будете успевать написать 150 слов, то 30 тысяч слов напишете чуть более чем за 12 стандартных рабочих дней.

Как писать интересно

Больше историй! Люди любят истории из личного опыта, они доверяют им. Будьте хорошим рассказчиком.

Избегайте клише, устойчивых выражений и скучного официального языка. Не громоздите сложные слова в лихо закрученные конструкции. Придумывайте свои образы и метафоры, чтобы увлечь читателя свежестью своего стиля. Пишите простыми предложениями, чтобы книгу было легко читать. Создавайте и развивайте свой собственный узнаваемый стиль: ритм, язык, изобразительные средства.

Где искать вдохновение

А вам оно не нужно. Правда. Воспринимайте написание книги как работу. Она может быть лёгкой и приятной, а иногда тяжёлой и нудной, но это работа, и вам приходится её делать, если вы хотите (подставьте нужное) донести свои идеи, образы и истории до аудитории, создать настоящий бестселлер, заработать денег, стать известным автором и творить дальше...

Если вы будете писать только тогда, когда у вас есть вдохновение, этот процесс может затянуться на годы, а может и не закончиться вовсе.

Впрочем, можно немного подстегнуть свой мозг к творчеству. Попробуйте больше гулять. Говорят, ноги - колёса мыслей. Ко многим писателям идеи приходили именно во время прогулок на свежем воздухе. Общайтесь с людьми, слушайте музыку, позавтракайте в любимом кафе. А может быть, вдохновение приходит, когда вы делаете какую-то работу по дому или в саду?

Чувствуете, что у вас есть писательский талант и появилось желание его развить? Тогда стоит узнать все о том, как написать книгу. Мы предлагаем пошаговую инструкцию, следуя которой, можно стать автором бестселлера. Ну, если не бестселлера, то хорошего произведения – точно.

Каждому человеку есть, что рассказать. Но все ли покажется читателям интересным? Выбирая тему, нужно задать себе этот вопрос. Угодить всем, конечно, не получится. Один и тот же текст редко вызывает восторг интеллигентных мыслителей преклоненного возраста и проблемных подростков. Поэтому стоит обрисовать своего читателя. Представить, кто он и что читает.

Текст должен:

  • Быть ему интересным, близким, понятным.
  • Сообщить что-то важное или полезное.
  • Рассказывать запоминающуюся историю.
  • Раскрыть образ яркого героя, возможно, похожего на читателя.
  • Создать увлекательный мир, с которым не хочется расставаться.

Существуют истории, ставшие скелетом большинства художественных произведений. Например, главный герой живет своей жизнью, но его втягивают в приключения. Он преодолевает препятствия, побеждает злодеев, возможно, влюбляется и выходит победителем.

Наметить сюжет и определить конфликт

Слово «наметить» в названии этого пункта употреблено не зря, ведь сюжет может неоднократно меняться, переделываться. Так бывает, когда, оживив собственных героев, начинаешь их лучше узнавать, понимать.

Интересной историю делает конфликт, то есть противостояние главного героя с кем-то или чем-то противоположным. Как написать хорошую книгу? Развить интересную тему, придумать захватывающий сюжет и яркий конфликт.

Вот самые распространенные конфликты главного героя:

  • Он против природы: преодоление катаклизмов, борьба за выживание.
  • Он против общества: столкновение взглядов.
  • Он против другого героя — самый распространенный конфликт.
  • Он против самого себя — внутренняя борьба.

Выбирать один из них необязательно, ведь у каждого автор свое видение сюжета. Но определить его приблизительные очертания все-таки стоит.

Создать персонажей

Ни одна истории не может существовать без персонажей. В литературе возможно все – ветер или, например, стул запросто могут стать главными героями. Пускай даже безмолвными или абстрактными.

Важно, чтобы речь персонажей соответствовала их возрасту, образованности и прочим составляющим. Эффект этой литературной закономерности проиллюстрирован в произведении «Пигмалион» Бернарда Шоу. Классик не тратил много времени на описание портрета главной героини Элизы Дулитл. Но он тщательно придумал все реплики девушки, демонстрирующие низкий уровень ее общей культуры. Чтобы написать книгу, нужно учитывать все детали образа своих персонажей.

Когда несколько образов будут по отдельности обрисованы, можно начинать сводить их между собой, знакомить.

Предлагаем несколько идей того, что могут делать герои, пока разговаривают.

  • Выгуливать домашних животных
  • Выбирать или заворачивать подарки
  • Делают тату
  • Играют в настольные игры
  • Делают утреннюю пробежку
  • Покупают продукты в супермаркете
  • Ехать в лифте

Этот список можно продолжать до бесконечности, и у каждого автора есть возможность придумать свой оригинальный вариант.

Сложить план

Как написать книгу, план которой еще не сложен? Ответ однозначен – садиться без промедления за сценарный план. Он структурирует текст, упорядочивает мысли, напоминает о логике и последовательности.

К литературным произведением принято применять термин «сценарный план», так как он представляет собой цепочку сцен и сюжетных событий.

Кто-то не привык им пользоваться, а для кого-то он – первый шаг в стремлении написать книгу.

План исполняет роль схемы, шпаргалки для автора. Одни изображают его в виде различных табличек, диаграмм, пазлов или карточек. Но не важно, каким он будет внешне. Главное – содержание: имена героев, их мотивы, внешний конфликт, внутренние переживания.

Структурно сценарный план должен состоять из трех частей: конфликт, путь к катастрофе, разрешение конфликта. Если делать подробный план, можно прописать отдельно и сюжетные картины, события, сцены, даже диалоги. Например:

Глава 15. Встреча Александра и Вероники. Фокальный герой – Вероника (то есть происходящее будет изображено от ее имени и через призму ее мировоззрения). Вероника и Александр встречаются в кафе. Между ними происходит ссора, в результате которой Вероника, не ожидая от самой себя, признается Александру в любви и убегает.

Придумать цепляющее начало

Вопросы «Как написать книгу? С чего начать?» беспокоят практически всех молодых авторов, ведь известно, что именно от первых строк зависит, прочитают роман до конца или нет.

Несколько вариантов, с чего можно начать:

  • Пролог.
  • Легенда или притча.
  • Предыстория (события из прошлого героя).
  • Отрывок из середины сюжета.
  • Диалог персонажей, не являющихся главными героями, но имеющими отношение к событиям.
  • Финал (а после начинается рассказ о том, почему так случилось).

В литературной среде есть много приверженцев написания книг с конца. Например, Джон Ирвин. Автор утверждает, что именно начиная с последних строк можно написать шедевр, ничего важного не упустив по дороге. Секрет его техники состоит в том, чтобы сначала написать одно последнее предложение. После него предпоследнее. И продолжать так до тех пор, пока не появится осмысление происходящего, понимания, в какую сторону движутся собственные мысли.

Фразы, начинающие первую главу, могут быть:

  • Портретными – описание героя.
  • Биографическими – рассказ о его жизни.
  • Действенными – активные диалоги персонажей без предварительных пояснений.
  • Пейзажными – описание природы.
  • Детальными – описание детали, которая станет важным символом в тексте.
  • Автобиографическими – история от первого лица о своей жизнь.

Начать писать, отыскав вдохновение

«В ызывать Музу» по часам – важное умения для того, кто захотел узнать, как правильно написать книгу. Хорошим выходом станет создание ритуала писания, обустройство пространства для его комфортной реализации.

Утренние часы за чашкой тонизирующего чая или вечерние бдения с ароматным кофе? – на усмотрение творца будущего шедевра, здесь следует отталкиваться от личных биоритмов и жизненных обстоятельств.

Мировая литература знает самые удивительные комбинации: пишущий стоя Эрнест Хемингуэй, придумывающий лежа Марсель Пруст, вдохновляющийся ароматом гнилых яблок Фридрих Шиллер.

Имеет смысл окружить себя любимыми предметами, музыкой, запахами, даже завести картотеку вдохновляющих вещей – вполне возможно, что с таким списком написать книгу получится быстрее. И явно приятнее.

Как написать свою книгу, или способ снежинки Ренди Ингермансона

  • Рассказываем историю, о которой хочется написать, 15 словами.
  • Избегает имен, но указываем трудности и проблемы, которые должен преодолеть герой.
  • Первое предложение превращаем в первую станицу текста из 5 предложений.

1 строка – вступление.

2 и 3 – конфликты.

4 – самая напруженная часть сюжета.

5 – концовка.

  • Создаем анкету для персонажей, указывая их имя, черты характера, особенности внешности. Высказываем предположение, что может быть с ними в конце.
  • Пишем целый раздел из каждого предложения второго шага. Четыре раздела нужно закончить конфликтом, а пятый – развязкой. Следуя этой схеме, написать книгу будет гораздо легче.
  • Расширяем анкету героев до того времени, пока она не станет полноценным рассказом про каждого из персонажей.
  • Находим точки соприкосновения их историй, сводим к конфликту.
  • Записываем по хронологии перечень сцен, которые будут развиваться. Указываем главного персонажа в каждой из них.
  • Расписываем каждую сцену или слаживаем подробный план.
  • Пишем первый черновик.

О том, как написать книгу, можно говорить много, ведь книга сегодня – это однозначный тренд. Так почему же, не поймать модную волну и не попробовать себя в писательстве? Это возможность проявить себя и набраться творческого опыта.

«Что я могу рассказать? Кто я такой? Почему кто-то должен тратить на меня время и тем более деньги?». Эти вопросы задает себе любой автор. Сперва необходимо осознать: каждому человеку есть что рассказать.

Для начала определите, что у вас за тема: популярная или специализированная, для дилетанта или человека в теме. Кому вы хотите рассказать свою историю? Кому она будет полезнее? Вы хотите просвещать широкий круг читателей или улучшить жизнь профессионалов в какой-то сфере? Невозможно угодить тем и другим одновременно.

Классная история всегда рядом. Внутри судьбы, вашей личной истории где-то есть рифма: встреча, событие, которые стоит только вспомнить, — и в вашем воображении запускается процесс создания истории.

И даже не всегда нужен личный опыт. Есть простые критерии отбора и анализа, годится ли ваша тема для появления на публике:

— текст должен сообщать что-то очень важное,

— нетривиально объяснять важные процессы,

— быть остро полезным читателю,

— обосновывать свежую, касающуюся читателя закономерность и давать ей имя,

— рассказывать историю яркого героя.

Читатель ждет, что вы надолго заберете его из рутины в неизведанный мир. Так создайте же этот мир таким, чтобы в нем захотелось остаться.

2. Составьте чек-лист «хороший роман» (из книги «Литературный марафон»)

Если у вас есть желание создать собственный роман, первым делом хорошо было бы понимать, что для вас означает «хороший роман». Ответьте письменно на этот вопрос.

Можно отвечать неопределенно, а можно очень подробно: повествование от первого лица, супергерои, Альпы, массовые вторжения злых эльфов.

Чем полезен этот список? Дело в том, что если что-то входит в ваши читательские предпочтения, то вы, вероятно, сможете в этом преуспеть и как писатель. Эти языковые, цветовые и стилевые решения по некоторым причинам вызывают в вас наибольший отклик. Это вещи, которые вы понимаете.

Такие чек-листы вы можете составить для того, что вам приходится писать чаще всего — статьи, рецензии, отчеты.

3. Используйте «цеплялки» в тексте (из книги «Живой текст»)

Есть много способов начать. Некоторые отлично подходят к одной книге, но совершенно не работают в другой. Нужно выбирать. Уметь выбирать.

Например, приём «Ложный пролог». Здесь кульминационная сцена изымается из середины/конца книги и помещается в начало.

Так читатель сразу «пробует на вкус» главное и драматичное событие всей истории.

Приём популярен у режиссеров: благодаря ему фильм можно начать с напряженной, зрелищной сцены. Примеры книг с «ложным прологом»: Габриэль Гарсия Маркес «Сто лет одиночества», Стефани Майер «Сумерки, сага» (книга 1), Эмили Бронте «Грозовой перевал».

4. Пишите маленькими порциями (из книги «Птица за птицей»)

Часто бывает так: замышляешь автобиографический роман о собственном детстве, или пьесу из жизни иммигрантов, или трактат о... ну, скажем, роли женщины в истории. Но браться за это сразу — все равно что карабкаться по склону ледника. Ноги скользят, пальцы краснеют, мерзнут, из ран сочится кровь. Затем из глубин подсознания заявляются в гости все твои нервные расстройства и рассаживаются вокруг стола. Не давайте им власти.

«Я дышу медленно и глубоко — и наконец замечаю рамку для фотографии пять на восемь сантиметров, которую специально поставила себе на стол, чтобы помнить про малые дозы. Рамка напоминает мне: нужно написать кусочек. Маленький, как фотография пять на восемь. На сегодня это все. Вот сейчас, например, я напишу только один абзац про место и время действия» Энн Ламотт.

Скажите себе мягко и ласково: « Радость моя, мы сейчас просто напишем про речку на закате или про первое свидание.
Вот и все» .

5. Используйте доску с карточками (из книги «Спасите котика!»)

Прием, который использует сценарист Блейк Снайдер, — это пробковая доска и карточки. Повесьте большую пробковую доску на стену, возьмите карточки с эпизодами, блоками, отрывками своего будущего текста (романа, статьи, доклада) и с помощью канцелярских кнопок прикрепите эти карточки на доску куда душе угодно. С карточками вы можете вообще не расставаться. Суете пачку карточек себе в карман, отправляетесь в ближайшую кофейню, достаете пачку и сидите часами, тасуя свою колоду, раскладывая эпизоды, обдумывая последовательность, выискивая удачные и неудачные моменты.

Доска позволяет вам «увидеть» полную картину еще до того, как вы начнете писать.

Это хороший способ проверить разные повороты, идеи, диалоги и ритм истории, а также понять, насколько удачно они сочетаются. Это способ визуализировать текст с хорошей структурой. Это же здорово!

6. Пишите так, как вы думаете (из книги «Гениальность на заказ»)

Фрирайтинг помогает вам раскрыть свою индивидуальность и улучшить писательские способности. Во время сеанса фрирайтинга вам нужно добраться до своих первичных мыслей, прежде чем благонравная сторона разума «очистит» их, сводя на нет их эффективность. Так что пишите не так, как говорите, а так, как мыслите.

Какова лучшая идея, которую вы услышали за последние семьдесят два часа? Напишите о ней за пять минут, включая в свою работу все, что узнали. Когда пять минут закончатся, просмотрите написанное. Если вы можете прочитать это вслух и оно будет понятно другим, вы подавили свое самое искреннее мышление. Выполните еще один пятиминутный сеанс писательства и постарайтесь перенести на бумагу свои первичные мысли.

«Процесс писания приносит удовольствие. Когда создаешь фразу, звучащую именно так, как ты ее задумал, приходит изумительное чувство могущества» Сьюзан Орлин, журналист.

7. Тренируйтесь в жанре короткого рассказа (из книги «642 идеи, о чем написать»)

Жанр короткой истории требует четкости мысли и умения вкладывать много смысла в небольшое количество слов. Это отличный тренажер креативности — брать абсурдную или веселую сценку и описать ее. В общем, потренируйте сестру таланта:

1. Ты строишь замок на песке и вдруг замечаешь, что волны выбросили на берег бутылку с посланием. Там написано...

2. Исследователи высаживаются на далекой планете. Удивительное зрелище открывается перед ними! Расскажи об их приключениях.

3. Ты сидишь в кафе — и вдруг время замирает. Опиши все, что ты видишь.

8. Показывайте, а не рассказывайте (из книги «Литературный мастер-класс»)

Не пишите «это было восхитительно», но заставьте нас самих сказать «восхитительно» после чтения отрывка. Дело в том, что все эти слова (ужасающий, прекрасный, омерзительный, изысканный) говорят читателю только одно: «Сделайте мою работу за меня!» — советовал Клайв Льюис.

Тому же самому учил и Марк Твен: «Не говорите: „Старушка закричала“. Выведите ее на сцену и заставьте кричать».

И еще одно замечание по этому же поводу, от Чехова:

У тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки...

Нужно показывать, а не рассказывать, отбирая яркие, конкретные детали.

9. Найдите визуальных помощников (из книги «Как написать кино за 21 день»)

Вы когда-нибудь пытались рассказать кому-то о вашем ужасном или, наоборот, потрясающем опыте, но не могли подобрать слов? Все заканчивалось чем-то вроде «я не могу объяснить тебе это» или «окажись ты на моем месте, понял бы». Дело в том, что сперва нужно вновь зажечь это чувство внутри, а потом найти подходящие слова, чтобы описать его.

Найдите предмет, который связан с какими-то вашими переживаниями, вызывает чувства, например счастливая монетка или камень с пляжа.

Если это история про вашего дедушку, можно взять его шляпу из старого сундука. Если вы пишете сюжет о своей бабушке, найдите принадлежавший ей подсвечник. Если придумали свою историю, когда услышали песню в ресторане, возьмите салфетку из этого ресторана и снова послушайте эту мелодию.

Помогите своим чувствам вновь появиться, найдите для этого помощников. Может быть, какой-то цвет зажжет в вас эмоцию.

10. На старт. Внимание. Словесный спринт! (из книги «Начни писать»)

Этот приём учит писать, не дожидаясь вдохновения. Выберете тему, поставьте таймер на 5 или 10 минут и пишите. Если есть проблемы с темой, откройте любую книгу на 17 странице и найдите 6 строчку. Это будет вашей темой.

Пока идет время, важно не колебаться. Позвольте мыслям мчаться со скоростью гончих. Пишите с ощущением срочной необходимости.

Перескочите через запреты, осветите каждую заблудшую, одинокую мысль в голове и позвольте ей вырваться на волю.

Словесный спринт помогает выключить оценочное суждение, вступив в поток интуиции, к которому подключается высокоскоростное письмо.

«У вас такая классная рассылка, даже книгу можно не покупать» — говорят наши подписчики. Хотите и вы узнавать о книгах-новинках про творчество, писательство, дизайн? Тогда оставляйте почту, будем присылать вам полезные вдохновляющие обзоры.