Как объяснить смысл названия рассказа тоска. Можно ли считать рассказ Чехова-Тоска важным и для нашего времени


1. Смысл рассказа "Тоска" в том, что на горе извозчика (смерть сына) не отвечает сочувствием, заинтересованностью никто. Ионе необходимо было выговориться кому-нибудь, чтобы хоть как-то облегчить свои страдания, но другим людям было не до него. Они даже не изменяют своего отношения к извозчику (подгоняют, месатми, оскорбляют), узнав о его несчастье.

В итоге, Иона рассказывает о своём горе лошади, в надежде, что хоть она его выслушает. Я думаю, автор сочувствует Ионе, соболезнует его горю. Ему жалко извозчика, что он одиноки его некому утешить. (Пример из текста: "..Лопни грудь Ионы и вылейся из неё тоска, так она бы, кажется, весь свет залила..."). К седокам же, которых вёз Иона, я думаю, автор относится негативно: они не выслушали Иону, не посочувствовали, а, наоборот, продолжиди свои издёвки над ним (подгоняли, бранили, дали подзатыльник). У меня возникают схожие чувства с чувствами автора: мне также жалко Иону, я сочувствую ему, а седоков презираю.; 2.

У Ионы было три встречи: одна с военным, вторая - с тремя другими седоками, третья - с молодым извозчиком. Всем им Иона хотел поведать о своём горе (если считать за встречу то, что Иона спросил время у дворника, то было четыре встречи). Иона стал рассказывать о своём горе, так как все люди, с которыми Иона пытался заговорить о смерти сына, были равнодушны к этому, не слушали его. Главный герой, несомненно, вызывает у меня сочувствие: у него умер сын, он одинок, некому его поддержать и выслушать в сложной ситуации.; 3. Название рассказа "Тоска" можно объяснить очень просто: это чувство на протяжении всего рассказа сопровождает главного героя. Мне кажется, этот рассказ актуален и важен и для нашего времени. Ведь в наше время есть равнодушные люди, которые, как и в рассказе, не готовы будут выслушать, поддержать нуждающегося в этом... В начале рассказа Иона и лошадь изображены вместе, но думы о обоих были разные при общем чувстве неизбывной тоски. В конце рассказа они снова вместе. но теперь и тоска одна, и мысли сходны - о детях. Единственное существо, которое с молчаливым "пониманием" отнеслось к Ионе - лошадь.

Обновлено: 2018-03-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

А.П. Чехов – психолог человеческих душ. Читая его произведения, понимаешь, какая тонкая материя – душа человека. Трагизм переживаний не зависит от социального статуса человека.

Все куда – то спешат, только Иона никуда не торопиться. Ему некуда спешить, у него осталась только боль, которой слишком много. Смерть взяла не того, она ошиблась, но исправить ничего нельзя. Если бы с Ионой кто – то поговорил, пожалел его-можно было бы жить дальше. Боль постепенно ушла бы. У Ионы тоска «громадная, не знающая границ», такие же равнодушие и черствость у людей, окружающих извозчика.

Жизнь еще раз подтверждает, насколько животные могут быть добрее людей. Их молчаливая доброта дороже тысячи слов человека. Тогда как жить с людьми, если у них не найти отклика на беду? Каждый хочет радоваться, быть счастливым, ищет свое место в жизни.

Рассказ «Тоска» будет актуален во все времена, потому что он о человеческих отношениях. Всегда ли мы пытаемся понять человека, понесшего утрату? Не пытаемся ли спрятаться в своей раковине, лишь бы не решать чужие проблемы? Равнодушное общество, проходящее мимо плачущего человека.

Читая небольшой рассказ Чехова, ты как будто бы сам становишься Ионычем. Чувствуешь запах зимы, теплые ноздри лошади и безграничную тоску, заполнившую каждую клеточку твоего тела.

Такие рассказы Чехова не любила дворянская знать. Они не признавали права простого человека переживать.

Анализ рассказа Тоска для 7 класса

Творчество Антона Павловича Чехова не может никогда оставить в покое читателей, ибо те проблемы, что затрагиваются в его рассказах, необычайно жизненны и актуальны. Проблема равнодушия была поднята в произведении «Тоска», которое обязательно заденет сердце духовного человека.

Главное, что проявляется в «Тоске» - это страшное безразличие окружающих к проблемам того или иного человека. В данном рассказе главным героем является Иона Потапов – бедный старый извозчик, недавно потерявший собственного сына. И как при таком обстоятельстве оставаться самим собой? Каким образом не подаваться отчаянию и нагнетающему унынию? Это действительно трудно. В невзгодах, чтобы их преодолеть, необходим человек. Только сумевши доверить свою судьбу другому, можно вновь почувствовать себя прежним, не сломленным, возможно пересмотреть свою жизнь и понять, что не всё потеряно, жизнь даёт множество возможностей, которые следует использовать. Однако где найти такого человека, который готов прийти на помощь в трудную минуту?

Герой с надеждой обращается к людям, чтобы те, выслушав его, посоветовали что-нибудь, поддержали добрым словом, проявили какое-либо участие в трудности персонажа. Но «опять он одинок, и опять наступает для него тишина…» В том, что окружающие не желают вступать в контакт с Ионой Потаповым, которому требуется поддержка, видится полное безразличие людей к переживаниям других. Эта проблема существовала и раньше, она есть и сейчас. Поэтому рассказ поучителен и познавателен, ибо равнодушие среди людей как было, так и осталось.

В результате «обращаться к людям он считает уже бесполезным». Иона теперь видит поддержку в животных. Да, люди не способны на проявление теплых чувств, для этого есть такие милые существа, как лошади, собаки, кошки и другие обитатели земли. Иона Потапов встречает лошадь, которая, пускай молчит, но слушает его. И в этом персонаж признателен лошадке, ибо в тяжелых обстоятельствах нужно высказаться, излить то, что твориться в душе.

Однако проблема остается открытой, ибо большинство людей, как беспристрастно по отношению к окружающим, так и остается безучастным к их проблемам. Неужели представляет такую сложность простое сострадание? Почему мир забыл о понятии «доброта»? Где же затерялась отзывчивость? Антон Павлович неоднократно задается подобными вопросами, так как проблемы волнующие, заставляющие задуматься и поразмыслить над своим отношением к людям. Стоит понимать, что многие зачастую нуждаются в нашей поддержке, главное быть отзывчивым и участливым к просьбам людей. Чтобы изменить мир, нужно начинать с себя!

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Почему Дубровский стал разбойником 6 класс

    Владимир Дубровский, является главным героем одноименного романа Александра Сергеевича Пушкина. Именно его персонаж становится ключевым в событиях, разворачивающихся в произведении.

  • Тихон и Борис сравнительная характеристика в пьесе Гроза Островского сочинение

    Пьеса «Гроза» является одним из самых известных произведений Островского. Образы, показанные в этой драме, очень яркие и порой противоположные. Но, показывая противоположность героев, автор подчас отражает их схожесть

  • Остроухов И.С.

    Илья Семёнович Остроухов родился в 1858 году в Москве. Он был очень разносторонней личностью и, помимо изобразительного искусства, которым прославился, увлекался писательством

  • Сочинение по картине Исмаиловой Казахский вальс

    Многие картины и произведения могут рассказать и описать обычаи и традиций каждой нации. Одним из таких произведений считается картина «Казахский вальс». Автором произведения является Гульфайруз Исмаилова

Сочинение, представленное на региональный конкурс, посвященный 150-летию со дня рождения

МОУ Великооктябрьская СОШ

Чехов и наше время.

Работу выполнила

1993 года рождения,

обучающаяся 10а класса,

адрес: Фировский район, п. Великооктябрьский, ул. Советская, .

Учитель -

Начало 21 века… Сложное время, время потерь и приобретений, время преобразований и надежд. Мы пытаемся вернуть утраченные ценности. И такой основой духовности всегда для русского человека был, чья жизнь, чьи идеалы и в наши дни остаются примером и опорой. Личность Чехова поражает сочетанием душевной легкости, интеллигентности, благородства с силой воли, мужеством. Главную роль в жизни писателя, в формировании его мировоззрения играл упорный, систематический труд, которым была заполнена вся его жизнь.

пришел в литературу в 80-е годы19 века. Они вошли в историю Росси как эпоха безвременья . Политическая реакция, воспользовавшись убийством Александра II и покушением на Александра III, установила террористический режим в стране. На поверхности политической жизни все казалось сонным, равнодушным, мрачным и безнадежным. В это время в русской литературе и появился могучий талант – , ставший творцом маленького рассказа, который вобрал в себя и повесть, и роман, доказав тем самым непреложность чеховского афоризма : «Краткость – сестра таланта.»

В своих небольших рассказах Чехов ставил большие проблемы современности, актуальные и в наши дни, глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства; Чехов с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса, демократии. В творчестве Чехова есть и юмор, и сатира, но отличает рассказы грустное раздумье о том, как нескладно живут люди, как подчас беднеет их духовная жизнь. Чехов при этом противопоставляет внешнее развитие сюжета внутреннему, протекающему скрытно процессу оскудения личности («Ионыч», «Анна на шее»). В чем же особенность чеховского мира, что позволяет ему оставаться в числе одних из самых читаемых писателей в мире? Думаю, дело тут в удивительной естественности и глубине его произведений, в тонком юморе, в стремлении автора к правдивости, его чуткость к красоте. Но основное, на мой взгляд, достоинство произведений Чехова – это правдивость изображения героев, в которых мы нередко узнаем себя.

Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.

Осуждению духовного застоя, убожества обывательской жизни, собственнического счастья посвящена «маленькая трилогия», включающая рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герои этих рассказов отказываются от общественных идеалов, а это влечет за собой и их моральное падение.

На примере Беликова («Человек в футляре») Чехов показывает, что из среды интеллигенции, равнодушной и пассивной, нередко выходили и убежденные защитники мракобесия. По мнению писателя, это закономерно: кто не борется за новое, за справедливость, тот рано или поздно оказывается ревнителем отжившего, косного. В образе Беликова Чехов дал символический тип человека, который сам всего боится и держит в страхе всех окружающих.

Духовным братом Беликова мы воспринимаем героя рассказа «Крыжовник» Николая Ивановича, все жизненные помыслы которого свелись к приобретению усадьбы с крыжовником. Эта усадьба, собственнические интересы стали для него своеобразным футляром, которым он отгородился от окружающего мира. На пути к воплощению своей «глубокой мечты» Николай Иванович растерял все человеческое, «оскотинился», даже внешность его изменилась.

Еще одному аспекту темы духовного оскудения русской интеллигенции посвящен рассказ «О любви». В нем Чехов повествует о разбитом счастье, о том, как погибла тихая, грустная любовь, да и вся жизнь милого, интеллигентного человека, погрязшего а мелких хозяйственных заботах. Алехин духовно гибнет сам и невольно губит жизнь любимой женщины.

Значительное место в рассказах Чехова занимает тема приспособленчества, хамелеонства. Человек – существо по своей природе очень хитрое. Он умело выкручивается из любого положения. Но каждый выбирает свой путь из, казалось бы, безвыходной ситуации. Кто-то находит достойный выход, а кто-то идет наперекор совести. В этом случае он напоминает хамелеона. Это животное меняет цвет в зависимости от того, в каком месте оказывается. И человек порой берет пример с этого загадочного и таинственного животного и тоже меняет «окраску» в зависимости от места, где находится. Но под словом «окраска» подразумевается поведение. То есть человек меняет свое отношение к тому или иному предмету в зависимости от обстоятельств. Как он выходит из данной ситуации, рассматривает в своих рассказах Чехов. Обратимся к рассказу «Хамелеон». Герой его, полицейский надзиратель Очумелов, - воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться. И Хрюкин, и толпа обывателей тоже ведут себя по-хамелеонски, меняя свое поведение в зависимости от обстоятельств. А разве в наши дни не вывелись «хамелеоны»?. Разве не продолжают приспособленцы угодничать и тем самым способствовать злу, подлости, мелочности интересов?

Чехов – великий русский мыслитель – реалист, обличитель мира пошлости и мещанства, несравненный художник. Проблемы, поставленные в его произведениях, актуальны и в наши дни. Понять человеческие рассказы легко, но простота эта обманчива. Чеховское мастерство не только опирается на его доверие к читателю, но и предполагает ответный труд человека. Писатель утверждал: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам». Чехов дорог нам тем, что в своем творчестве отразил русскую жизнь конца XIX века – начала XX века. Он дорог нам своей удивительной верой в будущее, своим глубоким сознанием того, что все прекрасное на земле может быть создано только трудом. назвал Чехова «несравненным художником жизни». И это действительно так. И в наши дни Антон Павлович – наиболее читаемый писатель, а пьесы его идут и сегодня на сценах театров мира.

А многие афоризмы, я считаю, должны стать жизненным кредо моих современников. И один из самых моих любимых -

В человеке должно быть все прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли.

И пусть сбудутся эти очень мудрые слова великого писателя!

Мастер слова, писатель, который в своих небольших произведениях мог точно передать проблему. Многие из его работ актуальны и по сей день. Он исследовал жизненные явления и обнажал на бумаге причины социального неустройства. И вот с его работой под названием Тоска, мы познакомились на уроке и теперь сможем ответить на вопрос: В чем нравственный смысл рассказа Тоска и какое его значение для нашего времени?

В чем смысл рассказа Тоска Чехова?

В своей работе автор поднял тему одиночества человека в мире. В рассказе Тоска мы знакомимся с извозчиком Ионом, у которого умер от болезни сын. Не было у него достаточно денег, чтобы его вылечить, потерял ребенка и теперь ему нужна лишь человеческая поддержка. Он хочет выговориться и услышать слова сочувствия, но нет же. Всех, кого он подвозил, даже не слушали его. От этого тоска его становилась все больше, а его горе невыносимей. Не найдя поддержки у людей, он обращается к своему верному другу, к своей лошади. Он изливает ей душу. Мужчина, обливаясь слезами, выговорился и хоть кому-то смог рассказать о смерти сына, чем облегчил свою душу.

Почему автор дает своему произведению название Тоска, и как объяснить такое название рассказа? Все очень просто, достаточно понять, а что такое вообще тоска. А это бессердечие, одиночество, томление души, беспокойство, горе, скорбь, печаль. Все эти чувства и испытывал герой рассказа. Смысл же рассказа в том, что человек одинок среди людей. Казалось бы, как можно быть одиноким, когда вокруг столько народа. А нет, можно, особенно когда вокруг бездушный город с такими же бездушными жителями. Несмотря на толпы, герой духовно одинок, вот и растет в душе тоска, громадная и незнающая границ.

Изучив произведение, могу точно сказать о том, что оно актуально и сегодня. Этот рассказ важен и для нашего времени. Если посмотреть правде в глаза, то мы увидим вокруг себя таких же равнодушных людей, которым безразлична боль других и их проблемы. Чехов же и его рассказ учит нас быть отзывчивыми. Произведение учит нас быть внимательными к тем, кто нуждается в моральной поддержке, автор помогает видеть страдание человека, учит делать добро, которое обязательно вернется в нужный для нас час.